Спас нерукотворный монастырь в клыково. Мужской монастырь спаса нерукотворногопустынь в селе клыково


Монастырь Спаса Нерукотворного пустынь — одно из мест паломничества в Калужской области. Он находится в селе Клыково, в 18 км к югу от Козельска и в 85 км к северу от Калуги (проезд через Козельск). Монастырь окружен березовыми рощами, живописными лугами и полями, раскинувшимся по берегам рек Жиздра и Серена. В этих удивительных местах расположен другой знаменитый монастырь — Оптина Пустынь .

История строительства

Неподалеку от Клыково стоит село Курыничи. В 1733 году здесь построили деревянную церковь, но век спустя случился пожар, и сгорело все, кроме Образа Спаса Нерукотворного и древнего Евангелия. Как он появился в Курыничах, доподлинно неизвестно, тем не менее он хранился там с давних пор. В 1820-х в Козельском уезде разразилась холера. Эпидемия не обошла стороной и Клыково. Было решено привезти сюда Образ Спаса Нерукотворного, чтобы общими молитвами остановить бедствие. С крестным ходом его пронесли вокруг села, и через считанные дни напасть прошла. В честь свершившегося чуда вместо старой церкви, построенной из дерева и сильно обветшавшей, в 1829 году возвели каменный храм в честь иконы Спаса Нерукотворного.

С приходом советской власти авторитет церкви пошатнулся. В начале 1920-х началась агрессивная антирелигиозная пропаганда. Притеснение церкви сопровождалось страшными событиями, в том числе расстрелами священников. В 1924 году полностью разорена Оптина Пустынь. Часть священнослужителей переселилась в Клыково, но обстановка все более накалялась, и в 1937 году храм был закрыт и в разное время использовался как зернохранилище, ремонтная мастерская, склад для азотных удобрений.

Храм в селе Клыково возвратили церкви только в 1991 году. Здание производило печальное впечатление: все было разорено, разрушалось и пришло в полную негодность. Работы по реставрации храма и других строений на территории были завершены в 1999 году.

В торжественной обстановке в 2001-м в селе Клыково был открыт монастырь Спаса Нерукотворного пустынь.

Схимонахиня Сепфора

Паломничество верующих во многом связано с посещением могилы матушки Сепфоры, которая жила в монастыре в 1996—1997 гг. Дарья Шнякина, родившись в XIX веке, была современницей многих значимых событий в истории страны и мира.

Ее жизнь была тяжелой: потеря близких на войне, раскулачивание, смерть детей, родителей, супруга. В 1946 году она переехала в Киреевск в Тульской области. Однажды во время уединенной молитвы ей явились ангелы, которые начали надевать на нее монашеские одежды. Это был обряд пострига. Втайне от дочерей она уехала в Лавру, где в 1967 году ее благословили на постриг в мантию и нарекли Досифеей.

В 1989 году ее постригли в схиму с именем Сепфора. В Клыково она поселилась в 1996 году, и чуть более чем через год она скончалась.

Расписание богослужений в монастыре Спаса Нерукотворного

По будням:

  • 06:00 — полунощница,
  • 07:00 — часы, божественная литургия.

По воскресеньям и праздничным дням:

  • 17:00 — вечернее богослужение,
  • 09:00 — часы, божественная литургия.

Как добраться до монастыря Спаса Нерукотворного в Клыково

Существует несколько спобов доехать до монастыря. Во-первых, на личном автомобиле из Калуги или Козельска (см. схему). Во-вторых, на маршрутном такси. Наконец, на экскурсионном автобусе из Козельска или Калуги.

От автостанции Козельска по понедельникам, четвергам, субботам, воскресениям в 07:00 и 14:00 отходит маршрутное такси. Конечная — село Бурнашево (500 м до монастыря).

Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь находится в селе Клыково неподалеку от города Козельска Калужской области. Здешние места славятся своей необыкновенно живописной природой березовые рощи, обширные поля, луга, реки Жиздра и Серена. Наверное, не случайно именно здесь расположен один из самых старинных, знаменитых и почитаемых в России монастырей - Свято-Введенская Оптина Пустынь. Монастырь в Клыково действует с недавних пор, но история обители связана с событиями, имевшими место много раньше.

Там, где сегодня - село Клыково, по высокому берегу реки Серены в древности проходил путь, по которому ходили хазары, татары и князья. Здесь находилось и языческое городище, где проповедовал преподобный Кукша - выдающийся русский просветитель домон-гольской поры. Примечательны и события, пред-шествующие строительству в Клыково храма в честь Hepyкотворного Образа Господня.

Христианский историк Евсевий (270-338) повествовал о том, что царь Авгарь, управлявший народами, обитавшими за Ефратом, страдал тяжкой болезнью. Услышав об имени и чудесах Иисуса, он послал к нему с письмом живописца Анания" прося исцелить от болезни. Вручив послание, Ананий попытался рассмотреть лицо Иисуса и сделать наброски Но его усилия не увенчались успехом. Провидец, распознав желание Анания, призвал его к себе, потребовал воды, умылся и взял вчетверо сложенный плат, отерся им - и вдруг на этом плате отразилось подобие Его лица - начертался Образ Нерукотворный. Господь отдал плат Ананию со словами: "Иди и вручи сие тому, кто послал тебя". Вместе с образом Господь передал для Авгаря письмо. "Блажен ты, Авгарь, что уверовал в Меня, не видав Меня. Ибо писано о Мне, что видевшие Меня не уверуют в Меня, дабы невидевшие уверовали и были живы..." Авгарь с благоговением принял Нерукотворный Образ Спасителя и тотчас исцелился. И велел поставить Образ над городскими воротами. На место стоявшего там эллинского божества, приказав, чтобы все проходящие через эти ворота поклонялись Образу. Не однажды икона спасала город Эдессу от осады вражескими войсками.

В 944 году императоры Константин VII Порфирородный и его тесть Роман I Лакапин купили икону у владельцев Эдессы. Шествие иконы из Эдессы в Константинополь сопровождалось славой чудес. В память перенесения Нерукотворного Образа из Эдессы в Константинополь Церковью установлен праздник 16 (29) августа, когда верующие прославляют Нерукотворный Образ Господа как свидетельство Его истинного воплощения и иконопочитания. Этот праздник на Руси еще называют Спасом на холсте. Этот день в народе величают Третьим, или Хлебным Спасом. По традиции - это дожинки, окончание жатвы.

Имя преподобного Кукши (или Купши), инока Киевского Печерского монастыря, проповедовавшего христианскую веру среди язычников-вятичей и принявшего от них мученическую смерть в начале XII века, известно не многим. Вятичи, самое восточное из всех славянских племен, заселяли большую часть территории нынешней Калужской области. А значит, преподобномученик Кукша, "апостол вятичей" (как иногда именуется он в церковной литературе), должен почитаться одним из главных просветителей и крестителей нашего Отечества и древнейших предков калужан. Неизвестно и точное время жизни преподобного Кукши, и откуда пришел он в Киевский Печерский монастырь, кем был до пострижения. Есть лишь предположение, что преподобный сам был родом из вятичей, чем якобы и может быть объяснено его горячее желание просветить светом христианской веры своих единоплеменников. Вятичская земля, в которую направился вместе со своим учеником преподобный Кукша, занимала совершенно особое место на политической карте Руси XI-XII веков. Согласно записанному в "Повести временных лет" преданию, вятичи (равно как и радимичи) пришли на свои земли откуда-то с запада, "от ляхов", то есть иным путем, нежели остальные восточные славяне.

Жившие в верхнем и среднем течении Оки и ее притоков (на территории нынешних Калужской, Брянской, Орловской, Тульской и Московской областей) вятичи позднее остальных восточнославянских племен вошли в состав Древнерусского государства и дольше сопротивлялись власти киевских и иных князей Пожалуй, ни одно другое восточнославянское племя не причиняло столько хлопот правителям Руси. Надо думать, что миссия Кукши пришлась на период постепенного вхождения вятичей в политическую и государственную систему Древнерусского государства - то есть хронологически имела место между походами Владимира Мономаха и войнами Юрия Долгорукого. Этим временем датируются и первые упоминания в летописи большинства вятичских городов, таких, как Козельск, Дедославль, Брянск, Мценск, Карачев, Серенск, Мосальск, Воротынск, а также Москва, возникшая на самом крайнем северо-востоке Вятичской земли. Вятичи дольше, чем другие восточные славяне оставались приверженцами языческой религии. Сложность христианского просвещения вятичей усугублялась еще и тем, что их земли были в основном покрыты густыми, труднопроходимыми лесами.

Епископ Владимиро-Суздальский Симон (1214-1226), один из авторов Патерика Киевского Печерского монастыря, так писал о Кукше "Как добровольно можно умолчать об этом блаженном черноризце, о котором всем известно, как он бесов прогнал, и вятичей крестил, и дождь с неба свел, и озеро иссушил, и много других чудес сотворил, и после многих мучений убит был с учеником своим".Хотя рассказ Симона о событиях в Вятичской земле слишком краток для того, чтобы на его основании можно было делать какие-то выводы о продолжительности и характере вятичской миссии преподобного Кукши, тем не менее он выполнил свою миссию "вятичи крести".

Однако, в конечном итоге, их проповедь закончилась трагически: и сам Кукша, и его ученик были убиты. О том, как такое могло случиться, мы можем судить по Житию святителя Леонтия Ростовского: он также проповедовал среди язычников: "Старики, закоснев в своем неверии, не внимали его поучениям, - рассказывает Житие. - Тогда блаженный оставил стариков и стал учить молодых". Но именно успехи его в проповеди и вызвали гнев местных жителей, прежде всего, "стариков", точнее, старейшин (не обязательно по возрасту, но по социальному статусу): "И устремились язычники на святую его главу, помышляя его изгнать и убить". Исследователи предположительно называют местом гибели Кукши и его ученика город Серенск на реке Серене, притоке Жиздры (нынешний Мещовский район Калужской области). Скорее всего потому, что этот город, несомненно, находился на пути 18 проповедников и к тому же хорошо исследован археологами: на Серенском городище обнаружены явные следы христианской проповеди - в частности, нательные крестики, и в их числе крестик с выемчатой эмалью XI-XII веков, имеющий, вероятно, киевское происхождение. Смерть проповедников оказалась поистине ужасной. "По многих муках усечен бысть с учеником своим", -рассказывает о Кукше епископ Симон. В Древней Руси слово "усечен" употреблялось в самом буквальном смысле слова - когда речь шла об усечении головы. Перед смертью проповедников долго мучили, вероятно, призывая отречься от Христа.

Но, несмотря на гибель миссионеров, миссия их принесла свои результаты. Пройдет всего несколько десятилетий - и семена христианского просвещения дадут всходы на неблагодатной вятичской почве. Скорее всего, уже вскоре после мученической кончины останки Преподобного были перенесены в Киево-Печерский монастырь и положены в так называемых Ближних, или Антониевых пещерах, где покоятся и поныне. Возможно, они были выкуплены печерянами за деньги; возможно, сами вятичи поспешили выдать их с тем, чтобы хоть в какой-то мере сгладить впечатление от совершенного ими преступления в отношении киевских миссионеров. Что же касается ученика преподобного Кукши, то о судьбе его мощей никаких сведений нет; кажется, они так и остались где-то в Вятичской земле и, вполне вероятно, в Калужской земле.

В семи верстах от села Клыково находится село Курыничи. В 1733 году стараниями господ Давыдовых, которые владели в те времена Курыничами, в селе была построена церковь. Но в марте 1826 года случился пожар - церковь сгорела. От сгоревшего в селе Курыничи деревянного храма сохранились: старинный Образ Спаса Неруко-творного и Евангелие, напечатанное при патриархе Андриане. История появления этого старинного образа Спасителя в Курыничском храме малоизвестна. Существуют лишь предания, что он принесен в Курыничи одним из родичей курыничских помещиков Шульгиных.

В 20-х годах 19-го века в Козельском уезде свирепствовала холера. И по преданию, до сего времени сохранившемуся у крестьян села Клыково, во время эпидемии Образ Спасителя из Курыничей был принесен в Клыково. С крестным ходом Образ Спасителя обнесен был вокруг села, и холера, дотоле поглотившая немало жертв, постепенно стала ослабевать, а к 16 августа и совсем прекратилась. В благодарность Спасителю Богу тогдашний владелец села Клыково гвардии поручик Александр Федорович Полторацкий на месте деревянной ветхой церкви в честь святителя Николая построил новый каменный храм. В 1829 году строительство завершилось, и по желанию Полторацкого храм был освящен в честь Господа Иисуса Христа, Нерукотворного Его Образа.С той поры до начала 20-го века, а значит, и периода гонения на церковь, история села Клыково складывается весьма благополучно. Клыково славилось плодовыми садами и питомником. Основателем питомника был Василий Петрович Златоустовский, родившийся в семье священника из села Бурнашево Козельского уезда. Окончив Калужскую духовную семинарию, Василий Златоустовский женился на помещице, в то время владевшей селом Клыково, благодаря чему и получил в свое распоряжение 7 десятин старого сада и 20 десятин пашни. Восстанавливая сад, Златоустовский превратил его в богатую помологическую коллекцию (1 500 сортовых деревьев). Одновременно он создал и плодовый питомник, который выпускал ежегодно до 40 тысяч саженцев яблони и других плодовых пород. Плоды из сортоиспытательного сада Златоустовского неоднократно выставлялись на губернских, российских и международных выставках, где были отмечены многими, в том числе и золотыми медалями.

С приходом советской власти на Русскую Православную Церковь начались гонения, которые были исключительными по своему размаху и жестокости не только в рамках истории России, но и в масштабе всемирной истории. Арестовывали и расстреливали тысячи священнослужителей и мирян. Закрывали храмы, грабили монастыри. Не оказалась исключением и Свято - Введенская Оптина Пустынь. После Пасхи 1923 года храмы Свято - Введенской Оптиной Пустыни были запечатаны, а многие священ-нослужители арестованы. В 1924 году, после разорения Свято - Введенской Оптиной Пустыни, часть братии поселилась в селе Клыково. Центром духовной жизни этой общины стал местный храм в честь Спаса Нерукотворного. В этом храме с 1925 по 1935 годы служил Оптинский иеромонах Пантелеимон. О Пантелеимоне (в миру Платоне Григорьевиче Шибанове) известно немногое: был скитским монахом, в 1916 году был рукоположен в Оптинском скиту в иеродиакона, в иеромонаха же был рукоположен уже после революции. Так вспоминали о нем жители села Клыково: "Отец Пантелеимон собирал нас всех, детей, живущих недалеко от церкви и всегда причащал Святых Христовых Тайн, но в один из дней, не помним когда, он не вышел из храма к нам навстречу". В 1935 году иеромонах Пантелеимон был арестован и в 1937 году был обвинен в контр-революционной деятельности и приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в Сухиничской тюрьме.

В 1937 году храм в честь Нерукотворного Образа Господня был закрыт.

Весной 1991 года храм села Клыково был возвращен Церкви. К тому времени здание находилось в весьма плачевном состоянии. От внутреннего убранства храма не осталось практически ничего. Разрушен был даже пол. Землей и сором занесло стены здания до окон. Начали рушиться перекрытия, а на останках крыши росли трава и деревья.

Архиепископ Климент Калужский и Боровский благословил устроить в селе Клыково Архиерейское подворье силами братии, пришедшей из Оптиной Пустыни и поселившейся здесь. 11 января 1993 г. при храме было образовано Архиерейское подворье, а 18 октября того же года настоятелем подворья был назначен игумен Петр (Барабан). При подворье начала формироваться монашеская община, а 17 июля 2001 г. было принято Постановление Священного Синода об открытии в селе Клыково мужского монастыря Спаса Нерукотворного Пустыни.

С передачей храма начались восстановительные работы. Храм Спаса Нерукотворного находился в полном запустении и разрухе. За годы советской власти местный колхоз сначала использовал здание храма как зернохранилище, а потом приспособил под мастерскую по ремонту техники. После разрушения крыши трапезной части храма в нем стали хранить азотные удобрения. Когда из храма вывозился наносной грунт, были найдены останки человеческих костей, имевшие повреждение от огнестрельного и холодного оружия.

Храм, построенный Полторацким, был полностью восстанов-лен в 1999 году и 28 ноября того же года архиепископом Климентом был освящен его центральный придел.

Информация взята с сайта монастыря www.klikovo.ru

Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь в с. Клыково

История основания монастыря берет свое начало в 1924 г., когда после разорения Свято-Введенской Оптиной пустыни часть братии во главе с казначеем игуменом Пантелеимоном (Аржаных) поселилась в с. Клыкове Козельского района. Центром духовной жизни этой общины стал местный храм в честь Спаса Нерукотворного. В 1937 г. храм был закрыт, а игумен Пантелеимон был арестован и расстрелян.

После закрытия храм использовался сначала как зернохранилище, потом как мастерская по ремонту техники, а после разрушения крыши трапезной части храма, в нем стали хранить удобрения. 28 марта 1991 г. храм был возвращен Церкви. К тому моменту здание храма находилось в аварийном состоянии: не было кровли, отсутствовали окна и пол, по стенам пошли глубокие трещины, на сводах храма росли деревья, стали разрушаться перекрытия.

С передачей храма начались восстановительные работы. 11 января 1993 г. при храме было образовано Архиерейское подворье, а 18 октября того же года настоятелем подворья был назначен иеромонах Петр (Барабан) и определен послушником Сергей Семенов. При подворье начала формироваться монашеская община, а 17 июля 2001 г. было принято постановление Священного Синода об открытии в с. Клыкове мужского монастыря Спаса Нерукотворного пустыни.

В настоящее время в монастыре имеется один каменный храм в честь Спаса Нерукотворного. Он был построен в 1829 г. гвардии поручиком Александром Федоровичем Полторацким на месте домовой церкви помещиков Полторацких. Храм однокупольный и в плане имеет форму креста. До закрытия в храме было 4 придела: в честь Спаса Нерукотворного, святителя Николая Чудотворца, Покрова Пресвятой Богородицы и Казанской иконы Божией Матери.

Храм был полностью восстановлен к 1999 г., и 28 ноября того же года архиепископом Климентом освящен его центральный придел. В настоящее время в монастыре подвизаются 8 насельников.

В обители хранятся частицы мощей: апостола Андрея Первозванного; святителей Игнатия Брянчанинова, Иннокентия Херсонского, Феодосия Черниговского, Луки Симферопольского, Игнатия Ростовского, Тихона Задонского, Патриарха Московского Тихона; священномучеников Иосифа Астраханского и Харлампия Магнезийского; мучеников Хозевитских; благоверного князя Александра Невского; преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Варнавы Гефсиманского, Севастиана Карагандинского, Лаврентия Черниговского, Феодора Санаксарского, Саввы Вишерского, Арефы Верхотурского; праведного Артемия Веркольского; Киево-Печерских святых: священномученика Кукши, преподобномучеников Анастасия, Василия, Феодора, преподобных Агапита, Евстратия, Ипатия, Дамиана, Нестора Летописца, Никона, Моисея, Алипия, Феофила, Николы Святоши; Афонских святых: преподобномученика Акакия и преподобного Гавриила; Оптинских старцев: преподобных Льва, Макария, Моисея, Амвросия, Анатолия, Иосифа, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Исаакия I, Антония, Илариона, Нектария; а также праведного Ионы и преподобного Кукши Одесских.

Особо почитаются иконы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских и Тихвинская икона Божией Матери.

Монастырь

Калужской епархии

Есть на земле места, посетив которые однажды, хочется приезжать туда вновь и вновь. Это благодатная Калужская земля.

Близ древнего Козельска и прославленной сонмом Старцев Оптиной пустыни находится мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь. Монастырь учреждён в 2001 году, но историю свою ведёт с 1829 г., когда в селе Клыково Козельского уезда был построен храм в честь Нерукотворного образа Господня. Восстановление храма после советского времени ведётся с 1993г. B этом году в Клыково по благословению Владыки Калужского и Боровского Климента было образовано Архиерейское подворье и при нем монашеская община. В период становления монастыря в 1996 г. сюда переезжает схимонахиня Сепфора (Шнякина).

История монастыря Спаса Нерукотворного неразрывно связана с молитвенным подвигом блаженной памяти схимонахини Сепфоры. Богоугодной жизнью снискала она от Господа необычайные духовные дары - прозорливость, дар Иисусовой молитвы и высочайшее смирение. По усердным молитвам открывалась ей воля Божия, промысел Господний о том или ином человеке. Чудеса исцелений и различные случаи благодатной Божией помощи по молитвам старицы были явлены ещё при её жизни и продолжаются до настоящего времени. Схм. Сепфора отошла ко Господу 13 мая 1997г. и похоронена за Никольским приделом соборной церкви монастыря. После кончины старицы в ее келье замироточила ее фотография, вставленная в рамку под стекло.

Могилка и келья Матушки - место паломничества огромного числа наших соотечественников. В монастыре бережно и благоговейно сохраняются особо чтимые иконы Божией Матери, принадлежавшие схимонахине Сепфоре, - это Тихвинская икона Божией Матери и «Помощница в родах» (находится в келье старицы), к которым возносятся молитвы о здоровье детей и чадородии. Известны случаи рождения детей у неплодных супружеских пар по молитвам, обращённым к этому образу. В нашей обители доступны для поклонения частицы мощей многих христианских святых - св. ап. Андрея Первозванного, царя Константина и царицы Елены, прп. Серафима Саровского, прп.Сергия Радонежского, прпп. Старцев Оптинских, свт.Игнатия Брянчанинова, свт.Луки Войно-Ясенецкого, свт.Тихона Задонского, мч.Вонифатия, вмч.Варвары и многих др.

На подъезде к монастырю расположены источник и купель, освящённые в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». К источнику ведёт деревянная лестница, спуск занимает 2-3 минуты.

С егодня монастырь Спаса Нерукотворного - это красивейший старинный соборный храм начала 19 в. в стиле русского барокко со всеми его святынями, высокая стройная колокольня, храм в честь иконы Божией Матери «Достойно есть», корпуса для братии и гостей. А ещё домик, в котором жила старица, ее намоленные иконы и мироточивая фотография. Покоится схимонахиня Сепфора за алтарем Никольского предела. К ней, как к живой, идут за советом и помощью не только монахи, но и миряне. Нередко бывает, что люди, отчаявшиеся получить просимое, исцеляются от неизлечимых болезней. Словом, многие православные, знавшие матушку или наслышанные о ней, уже побывали в Клыково. Иные бывают здесь часто из любви к монастырю и матушке Сепфоре, которая всякого приходящего встречала добром, умела согреть одинокую душу, утешить страдающих, вызволить их из оков болезни. Другие - ещё только собираются в дорогу. Но можно не сомневаться, что встреча с обителью, монастырскими святынями будет светла и радостна. Возможно, исцелит от тяжких недугов и непременно укрепит духовное здоровье.

1) Продолжаем рассказ о поездке по монастырям и обителям Козельского района Калужской области и в этом репортаже мы посетим с вами монастырь Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково. Здешние места славятся своей необыкновенно живописной природой: березовые рощи, обширные поля и луга, реки Жиздра и Серена, поэтому заслуживают внимания.
По мне, из 4 посещённых обителей мне больше всего понравился именно этот монастырь в Клыково. Да, архитектурно не столь выдающийся, но он берёт уединением даже в открытом для посещения туристами месте.

2) Монастырь в Клыково действует с недавних пор, но история обители связана с событиями, имевшими место намного раньше. Там, где сегодня село Клыково, по высокому берегу реки Серены в древности проходил путь, по которому ходили русские князья, хазары и татары. Здесь находилось и языческое городище, где проповедовал священномученик Кукша - просветитель домонгольской поры.
В 1924-1926 гг. после закрытия Оптиной пустыни часть братии во главе с иеромонахом Пантелеимоном (Шибановым) поселилась в селе Клыково Козельского района вокруг храма в честь Нерукотворного образа Господня 1829 года постройки (на фото).

3) Само село Клыково и образ крестьянского труда.

4) Считается, что христианство среди племён вятичей, живших в восточной части современной Калужской области по реке Оке, принёс проповедник Кукша Киево-Печёрский с учеником Никоном (он, кстати, высечен на памятнике "Тысячелетие России" скульптора Михаила Микешина), погибший в этих местах в 1114 году.

5) В XVIII веке селом Клыково владел помещик Анисим Князев, заложившим основы генеалогии в нашей стране. В 1803 году эти земли получает во владение другой дворянин Николай Хлебников, собравший все изданные в России газеты и журналы XVIII века, с которыми впоследствии работал историк Николай Карамзин в процессе создания "Истории государства российского", а после революции 1917 году вся его коллекция легла в основу созданной Библиотеки имени Ленина.

6) Как вы можете видеть, обитель продолжает восстанавливаться после возврата в 1991 году всех построек верующим.

7) История монастыря Спаса Нерукотворного неразрывно связана с молитвенным подвигом блаженной памяти схимонахини Сепфоры. По усердным молитвам открывалась ей воля Божия, промысел Господний о том или ином человеке. Схимонахиня Сепфора умерла 13 мая 1997г. и похоронена за Никольским приделом соборной церкви монастыря. После кончины старицы в ее келье замироточила ее фотография, вставленная в рамку под стекло.
Могилка и келья Матушки - теперь место паломничества.

8)

9)

10) Монастырская постройка уже "для своих".

Выбор редакции
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...

Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...

Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...