Средства и орудия преступления являются. Уголовно-правовое значение орудий и средств совершения преступления денисова александрина сергеевна


Биография

Рене Декарт родился $31$ марта $1596$ года, умирает $11$ февраля в $1650$ году в Стокгольме. Он является французским философом, математиком, механиком, физиком и физиологом, создателем аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автором метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.

Философия

Философия Декарта носит в себе дуалистический характер. Дуализм души и тела представляет собой некую двойственность идеального и материального, которое признаёт и то, и другое независимыми самостоятельными началами, о чём в дальнейшем писал Иммануил Кант. Он признаёт наличие в мире двух видов сущностей: протяжённой и мыслящей. Проблема их действия друг на друга разрешается внедрением общего источника (Бога), который выступает создателем, формируя обе субстанции по одному и тому же закону. В данном случае Бог является неким таким, который сотворил материю вместе с покоем и движением и он же все данные субстанции сохраняет.

Главный вклад в философию

Замечание 1

Главным и основным вкладом Рене Декарта в научную философию является классические построения философии рационализма как универсального метода познания. Конечная цель определяется господством человека над силами природы. Разум, по Декарту, с критической точки зрения оценивается как опытные данные и извлекает из них скрытые в природе истинные законы, которые можно сформулировать на математическом языке. Могущество разума ограничивается только несовершенствами человека в сравнении с Богом, который наделён всеми совершенными характеристиками. Учения Декарта о познании является первым кирпичиком в фундаменте науки рационализм.

Механицизм Рене Декарта

Другая важнейшая черта подхода Декарта является механицизм. Материя, также и тонкая материя имеет своё состояние из элементарных частиц. Данные элементарные частицы взаимодействуют локально и механически, их взаимодействие производится через все природные явления. Философскому мировоззрению Декарта свойственен также скептицизм, который представляет собой критику предшествующей схоластической философской традиции.

Достоверность познания в составе сознания, которое выражается в его изречении «мыслю, следовательно, существую». Данный аспект и теория врождённой идеи являются исходной точкой картезианской гносеологии. Картезианская физика, в отличии от ньютоновской, находит во всём протяжённом телесное, отрицает пустое пространство, и описывает движение с помощью понятия «вихрь». Физика картезианства в дальнейшем своём развитии находит своё выражение в теории близко действенной науки.

В рассмотрении картезианства обозначаются две несхожие тенденции, которые противоположны в своих мнениях:

  • материалистический монизм (Х. Де Руа, Б. Спиноза)
  • идеалистический окказионализм (А. Гейлинкс, Н. Мальбранш).
  • Мировоззрение и мировосприятие Рене Декарта знаменует начало так называемого течения картезианство, которое изучалось в данных школах:
  • голландская (Барух де Спиноза),
  • немецкая (Готтфрид Вильгельм Лейбниц)
  • французская (Николь Мальбранш).

Метод радикального сомнения

Замечание 2

Исходная точка рассуждения Декарта представляет собой поиск несомненных оснований различного знания. В эпоху Возрождения Монтень и Шаррон переняли из скептицизма греческой школы Пиррона в произведения французской литературы.

Скептицизм и поиск идеальных математических точностей - это два различных отражения одной и той же черты человеческого ума. Отражение состоит в том, что напряжённость в стремлениях достигать абсолютной и достоверной, непоколебимой и логической истины. Противоположными являются: одна сторона - это эмпиризм, который довольствуется относительной и приблизительной истиной, другая - это мистицизм, который находит особое упоение в сверхчувственных, надрациональных знаниях.

Рене Декарт (1596–1650) - основоположник западной философии, как это признается многими исследователями истории философии. Родился во Франции в местечке Лаэ. Учился в иезуитском колледже Ла-Флеш, получил образование по специальности права в 1616 г. Декарт был как математиком, так и философом, ставившим перед собой задачу создать заново философию, установив ее на незыблемых основах несомненного знания. В отличие от Бэкона обращался не к опыту, а к разуму. Основой для преобразования философии считал математику, и поэтому усиленно занимался ею.

В 1629 г. Декарт переселяется в Нидерланды, где прошла главная часть его жизни и деятельности. Как-то в своем произведении Декарт писал, что его не устраивает кабинетная ученость и что все можно найти в "великой книге мира и в себе самом", и всю свою жизнь следовал этим принципам. Декарт был экспериментатором и исследователем, чем напоминал Галилея, и брался за все, что могло дать практическое применение, поэтому был не только философом, но и крупным ученым. Он - создатель современной алгебры и аналитической геометрии, автор закона преломления света, много сделал для физиологии, психологии, физики.

Декарт развивает космологию, которая у него похожа на космологию некоторых доплатоновских философов. Мы знаем, говорит Декарт, что мир, как говорится в книге Бытия, был сотворен, но интересно посмотреть, как бы он мог появиться естественным образом. Декарт разрабатывает теорию образования вихрей: вокруг Солнца существует огромный вихрь в пространстве, наполненном материей, которая увлекает вместе с собой и планеты.

Так же, как и Бэкон, Декарт разрабатывает проблемы методологии научного исследования, которые имеют антисхоластическую направленность. Однако, если бэконовская методология была эмпирической, опытно-индивидуальной, то метод Декарта можно назвать рационалистическим , т.к. по мнению Декарта научные открытия совершаются не вследствие опытов, а вследствие деятельности ума в процессе познания. Книги "Рассуждения о методе" и "Матафизические размышления" (1637 и 1642) Декарт начинает с объяснения метода "картезианского сомнения" (от слова "картезианство", которым обозначается учение Декарта (по лат. kartezius). Для того, чтобы иметь твердый базис для своей философии, он принимает решение сомневаться во всем, в чем он может сколько-нибудь усомниться.

Его рассуждения:

"Чувства: сомнительны; телесную природу вообще, включая такие вещи, как протяженность, величина и количество, менее легко подвергнуть сомнению, чем веру в индивидуальные вещи".

"Арифметика и геометрия более достоверны, чем физика и астрономия; они более истинны даже в отношении объектов сна, которые не отличаются от реальных вещей в отношении количества и протяженности. Однако даже в отношении арифметики и геометрии возможны сомнения. Однако остается что-то, в чем я не могу сомневаться: «В то время как я готов мыслить, что все ложно, необходимо чтобы я, который это мыслит, был чем-нибудь; заметив, что истина я мыслю, следовательно, я существую столь прочна и столь достоверна, что самые причудливые предположения скептиков неспособны ее поколебать, я рассудил, что могу без опасения принять ее за первый искомый мною принцип философии». Этот отрывок - сущность теории познания Декарта".



"«Я мыслю, следовательно, я существую» делает сознание более достоверным, чем материю, и мой ум (для меня) более достоверен, чем ум других. Существование Я было доказано выводом из того факта, что я мыслю. Следовательно, я существую тогда, когда я мыслю и только тогда. Если бы я перестал мыслить, не стало бы доказательств моего существования. Я - вещь, которая мыслит; субстанция, вся природа или сущность которой состоит только в мышлении и которая, чтобы существовать, не нуждается ни в каком пространстве и ни в какой материальной вещи. Следовательно, душа совершенно отлична от тела и более легко познаваема, чем тело; она была бы всем тем, что она есть, даже если бы тела не было вовсе".

Далее Декарт спрашивает себя: почему принцип cogitoergo так очевиден? Вывод: потому, что он ясен и отчетлив. Поэтому как общее правило принимает он принцип: все вещи, которые мы воспринимаем очень ясно и вполне отчетливо, - истинны. Однако он допускает, что иногда бывает трудно понять, какие вещи воспринимаются отчетливо. "Мышление" Декарт употребляет в очень широком смысле. Вещь, которая мыслит, говорит он, - это вещь, которая сомневается, понимает, воспринимает, утверждает, отрицает, воображает и чувствует, ибо чувствование (во сне), является формой мышления. Так как мысль является сущностью ума, то ум всегда должен мыслить, даже во время глубокого сна.

Декарт ставит вопрос о нашем познании тел. В качестве примера он берет кусочек воска из медовых сот. Вещь, которая является воском, сама по себе не может быть чувственно-воспринимаемой, т.к. она равно включена во все явления воска данным различным органам чувств. Восприятие воска "не составляет ни зрения, ни осязания, ни представления … но составляет только усмотрение умом". Я вижу воск не более, чем я вижу людей не улице, когда я вижу шляпы и пальто. "Благодаря одной только способности суждения, находящейся в моем духе, я понимаю то, что мне казалось, будто бы я вижу глазами". Познание посредством чувств беспорядочно и обще нам с животными; но сейчас я снимаю с воска его покровы и мысленно воспринимаю его обнаженным. То, что я своими органами чувств вижу воск, достоверно говорит о моем собственном существовании, но не о существовании воска. Познание внешних вещей должно осуществляться умом, а не чувствами.

При этом с противопоставлением субъекта ("я мыслю") объекту (вещи) у Декарта связаны поиски достоверности знания в самом субъекте, в его самосознании, аналитической деятельности. Именно Декарту принадлежит идея создания единого научного метода, который он назвал "универсальной математикой" и с помощью которого считал возможным построить систему наук. Этот метод должен был превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайностей. Согласно Декарту, важнейшая роль принадлежит в познании математике, она должна стать главным средством познания природы. Однако саму природу Декарт понимал нетрадиционно. Чтобы это понять, следует обратиться к его метафизике.

Центральное понятие картезианской метафизики - субстанция. Субстанция - это такая вещь, которая для своего существования не нуждается ни в чем, а только в самой себе. Поэтому Декарт приходил к выводу, что совершенной субстанцией является только Бог, который для него - лишь гарант истинности познания. По Декарту, Бог не способен обманывать человека, как это случается сплошь и рядом в жизни. Сотворенный мир Декарт делил на два рода субстанций - духовные и материальные. "Cogito" ("Я мыслю") Декарта - это мыслящая субстанция, которая открыта нам непосредственно; она обладает врожденными идеями, присущими ей, а не приобретенными в опыте. В этом учении о врожденных идеях отразилось платоновское положение об истинном знании как припоминании того, что знала душа, когда она еще была в мире идей. К врожденным идеям Декарт относил, прежде всего, идею бога как существа всесовершенного, математические идеи. Материальная субстанция - это тело, она обладает акциденциями - формой, положением, движением на месте, основной акциденцией материи является, по Декарту, протяжение, распространенность.

Материальная субстанция отождествлялась с природой, причем все в ней подчинено механическим законам, которые могут быть исследованы с помощью математической науки - механики. Именно в это время формируется та механистическая картина мира, которая составляла основу естествознания и философии вплоть до начала XIX в.

Итак, метафизика Декарта - это дуализм субстанций (духовной, мыслящей и материальной). На ней основывались два важных учения: материалистическая физика и идеалистическая психология. Связующим звеном между ними у Декарта был Бог, который внес в природу движение и обеспечил действие ее законов. Декарт был одним из основателей классической механики. Именно им в наиболее чистом виде было создано представление о природе как о гигантском механизме, приводимом в движение божественным "первотолчком". Так метод Декарта ("универсальная математика") соединялся с его метафизикой.

Роль Декарта и его философии трудно переоценить. Влияние его на всю последующую мысль огромно. Учение и различные направления в философии, развивавшие идеи Декарта, получили название картезианство. Онтологический дуализм привел Декарта к противоречиям, но в свою очередь это позволило ему высказать целый ряд плодотворных идей. В частности, метафизика Декарта явилась основанием для двух важных, хотя и развивающихся в разных направлениях, школ философии: учения о субстанции Спинозы и учения о множественности субстанций Лейбница.

Из рассуждений Декарта :

"Бог может все, что я усматриваю как возможное ясно и отчетливо".

"Могущество Бога сотворило материю вместе с движением и покоем и своим обычным содействием сохраняет во Вселенной столько же движения и покоя, сколько оно вложило их при творении".

"Дайте мне материю и движение, и я построю вам из этого Вселенную".

"Вся философия подобна как бы дереву, корни которого метафизика, ствол - физика, а ветви - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике, этике. Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены под конец".

"Обман исходит не от Бога, а от злонамеренности, страха и слабости".

"Дух только мыслящ, тело только протяженно".

"Стремись всегда побеждать самого себя, чем судьбу, и менять скорее свои желания, чем порядок в мире".

"Лучше совсем не помышлять об отыскании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода".

Декарт Рене (краткая биография этого человека является объектом нашего исследования) был знаменитым французским физиком, математиком, а также физиологом и философом. Являлся основателем новоевропейского рационализма. Один из самых влиятельных метафизиков Нового времени.

Жизнь Рене Декарта

Ученый родился 31 марта 1596 года во Франции. Так как родители были дворянами, мальчик с самого детства получил хорошее образование. В 1606 году Рене был отправлен в иезуитскую коллегию Ла Флэш. Так как здоровье парня было слабое, в учебном заведении для него делали послабления режима. Например, его утро начиналось немного позже, чем у других учеников. В этой же коллегии Декарт возненавидел схоластическую философию и проносил это чувство через всю жизнь.

Окончив коллегию, Рене решил получать дальнейшее образование, поэтому получил степень бакалавра права в университете Пуатье.

И уже в 1619 году Декарт окончательно принимает решение заниматься наукой. В этот период он смог открыть азы новой «удивительнейшей науки».

В двадцатом году семнадцатого века знакомится с математиком Мерсенном, который оказал на ученого значительное влияние.

В 1637 году выходит знаменитая работа Рене Декарта, опубликованная на французском языке, - «Рассуждение о методе». Именно с этой публикации начиналась новоевропейская философия.

«Рассуждение о методе»

Декарт Рене (краткая биография является тому подтверждением) имел философскую точку зрения, которая иллюстрировала попытки европейской культуры и традиций освободиться от старых понятий и построить новую жизнь, а также и науку. Истиной, по рассуждению ученого, считается только «естественный свет» человеческого разума.

Конечно, Декарт не исключает ценность человеческого опыта, но он считает, что единственная его функция - это помощь разуму в тех случаях, в которых сил для познания недостаточно.

Рене Декарт, идеи которого используются в современной философии, рассмотрел понятие дедукции, или «движения мысли», в котором соединяются интуитивные истины. Человеческий интеллект слаб, поэтому нуждается в постоянной проверке сделанных шагов. Эта методика нужна для того, чтобы проверить отсутствие пробелов в рассуждениях. Такую проверку ученый называет индукцией. А вот итог дедукции - это система всеобщего знания, или «универсальной науки». Такую науку Рене сравнивает с деревом. Его корень - это метафизика, ствол - физика, а ветви составляют такие науки, как механика, этика и медицина. Каждая из этих наук должна приносить пользу. Для того чтобы каждая отрасль была максимально эффективной, абсолютно правильной должна быть метафизика.

Сомнение и истина

Декарт Рене, краткая биография которого описывает самые важные жизненные этапы, считал, что метафизика как наука должна начинаться с безоговорочной постоянной любого начала. Ему кажется, что в существовании всего мира и Бога можно усомниться, а вот в том, что существует человек, он уверен.

«Сомневаюсь, следовательно, существую» - истина, сформулированная Рене Декартом, которая сделала значительный поворот европейской Основой любой мысли является сознание, поэтому ученый отрицает любое проявление бессознательного мышления. Идея - это настоящее свойство души, поэтому она является «мыслящей вещью».

Однако, несмотря на то что ученый считает собственное существование несомненным, он полностью не уверен в том, что душа существует. Ее даже можно считать субстанцией, существующей отдельно от человеческого тела. На самом деле человеческое тело и душа являются верными союзниками. Но так как последняя сама по себе независима, то для Рене Декарта это залог вероятного бессмертия души.

Размышления о Боге

Декарт Рене, краткая биография которого является доказательством становления новой философии, размышлял и об учении о Боге.

К тому же впоследствии смог дать несколько доказательств существования всевышнего. Самым известным фактором является онтологический аргумент. Невозможно отрицать существование Бога без противоречий.

Не менее значимым аргументом считается сама необходимость для человека существования всевышнего. От Бога мы получаем веру в то, что внешний мир существует и он реален. Господь не может обманывать, поэтому и материальный мир существует на самом деле.

Натуралистическая философия

После того как ученый убедился в существовании материального мира, он начинает изучать его свойства. Главным качеством любых материальных вещей является их протяжение. Пустого пространства не существует, ведь везде, где есть протяжение, есть и протяженная вещь.

Учения Рене Декарта о философии природы сообщают о том, что другие свойства материальных вещей существуют только в человеческом восприятии. А в самих предметах их нет.

Ученый считает, что вся материя состоит из нескольких элементов: земли, огня и воздуха. Отличаться предметы могут только величиной. К тому же вещи не могут менять свое состояние без наличия раздражителей. А двигаются они по прямой - символу постоянства.

В своих сочинениях Рене Декарт рассказывает о сохранении заданного количества мирового движения. Но само движение не является свойством материи, а исходит от Бога. Одного первотолчка вполне достаточно, чтобы материя, находящаяся в хаосе, самостоятельно превратилась в гармонический космос.

Душа и тело

Рене Декарт, открытия которого известны во всем мире, много времени посвятил изучению живых организмов. Он считал их чуткими механизмами, которые способны адаптироваться к любой окружающей среде и реагировать на внешние раздражители. Внешнее воздействие передается в мозг и влияет на сокращение мышц. Движения, осуществляемые телом, - это последовательность и совокупность сокращений.

У животных души нет, да она им и не нужна. Но ученого волновало не это. Его интересовало больше то, почему душа есть у человека. В людском теле она может выполнять функцию корректировки естественных реакций тела на раздражители.

Ученый изучал внутренние органы животных, а также исследовал зародыши на всех этапах их развития. Труды Рене Декарта стали залогом современного успешного учения о рефлексах. В его работах были показаны схемы рефлекторных реакций с учетом рефлекторной дуги.

Рене Декарт: достижения в области физики и математики

Ученый являлся первым, кто ввел коэффициенты, переменные величины, а также обозначения степеней. Внес свой вклад в теорию уравнений: сформулировал правило знаков для нахождения числа отрицательных и положительных корней. Также показал, что уравнение третьей степени можно решить в квадратных радикалах или же с помощью линейки и циркуля.

Характер ученого

Рене Декарт, открытия которого оказались весьма полезными для всего общества, был очень молчаливым человеком, и на все вопросы, которые требовали мудрых ответов, отвечал просто и сухо. Такое поведение стало причиной довольно уединенного образа жизни. Однако в обществе близких друзей и знакомых он становился очень общительным и веселым собеседником.

По словам Балье, вокруг ученого собралось большое количество верных и преданных друзей и поклонников, но ученый не был наделен способностью любить других. В общении с равными себе был высокомерным и надменным, но, приблизившись к особам высшего происхождения, сразу становился льстивым царедворцем.

Несколько слов о Рене Декарте

Мать ученого умерла через несколько дней после его рождения. Сам мальчик остался жив, но до двадцати лет находился в состоянии, плохо граничащем с жизнью. Постоянный сухой кашель и бледный цвет лица были подтверждением. Свое детство он провел в чудесном месте, которое славилось мягким климатом, плодородными почвами и волшебными садами.

Закончив школу в семнадцать лет, он совершенно перестал увлекаться книгами и учебой. Молодого человека интересовали лишь фехтование и верховая езда. Но это не значит, что его творческая личность не получала знания, которые ей понадобились для дальнейшей деятельности.

Все переживания и впечатления, которые полностью охватывали юного Декарта, сразу же становились обобщениями и законами. Во время увлечения фехтованием будущий ученый написал «Трактат о фехтовании».

В конце жизни Рене побывал в Шведском королевстве по приглашению самой королевы Христины. Она обещала подарить уже старому ученому большое поместье в Померании. Но в обмен на это Декарт должен был обучить ее философии.

Болезненному человеку пришлось вставать очень рано, чтобы в пять утра уже быть во дворце. Поездка к замку королевы была длинной и суровой. Однажды во время такого путешествия ученый вернулся с воспалением легких. Проболев девять дней, Рене Декарт скончался.

Декарт – выдающийся философ, естествоиспытатель, математик.

Философское учение Декарта в самых основных своих чертах воплотило в себе особенности и значение философии Нового времени: противостояние схоластической философии, стремление ориентировать философию на связь с практикой, и, главное, разработать метод познания, позволяющий достигать достоверное знание.

Наиболее известные философские произведения Декарта

  • «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках»
  • «Правила для руководства ума»
  • «Первоначала философии»

Декарт о назначении философии

Декарт считал, что познание не должно сводиться к отысканию и беспорядочному накоплению отдельных знаний. Будучи выдающимся ученым и философом, Декарт осознавал единство познания, то есть единство всех наук и философии. Он писал о том, «что надо поверить в то, что все науки связаны между собой настолько, что гораздо легче изучать их все сразу… все они связаны между собой и друг от друга зависимы…», и понимание этого единства научного знания, разработку единого метода познания Декарт рассматривал как основную задачу философии.

Отдавая должное существовавшей до него философии, почитая выдающихся философов прошлого, Декарт не мог смириться с тем, что в философии по одной и той же проблеме существует множество мнений. Отождествляя философию во многих отношениях с наукой, Декарт стремился к такому соотношению философских идей и позиций, которое характеризует прежде всего математическое знание. Он рассуждал: «О философии скажу одно: видя, что в течение многих веков она разрабатывается превосходнейшими умами и, несмотря на это, в ней доныне нет положения, которое не служило бы предметом споров и, следовательно, не было бы сомнительным, я не нашел в себе такой самонадеянности, чтобы рассчитывать на больший успех, чем другие». И при этом, подчеркивал Декарт, другие науки заимствуют свои принципы из философии. Декарт поставил перед собой грандиозную задачу преодоления подобной неопределенности философского знания, поднятия философских идей на пьедестал полной достоверности. На первом месте перед ним стала задача создания философского метода познания, обеспечивающего, как он полагал, достижение истины.

Руководствующаяся этим методом философия станет востребованной жизнью: «…вместо умозрительной философии, преподаваемой в школах, можно создать практическую, с помощью которой, зная силу и действие огня, воды, воздуха, звезд, небес и всех прочих окружающих тел» люди могли бы изобрести способы, позволяющие наслаждаться благами природы для, главным образом, «сохранения здоровья, которое, без сомнения, есть первое благо и основание всех других благ этой жизни».

Проблема метода в философии Декарта

Декарт твердо заявлял: «Для разыскания истины вещей необходим метод». Он разъяснял значение метода для познания, раскрывая собственное понимание метода: «Под методом же я разумею достоверные и легкие правила, строго соблюдая которые человек никогда не примет ничего ложного за истинное и, не затрачивая напрасно никакого усилия ума, но постоянно шаг за шагом приумножая знание, придет к истинному познанию всего того, что он будет способен познать».

Итак, метод познания должен обеспечивать достижение достоверного и несомненного знания. Знание истины Декарт рассматривал как высшее наслаждение и, как он писал, единственное в этой жизни полное и ничем не омраченное счастье. Поэтому главные проблемы, над которыми размышлял философ, связаны с теми способами, которые позволяют достичь истины, избежать заблуждений. Учение Декарта о методе включает в себя ряд основополагающих, с его точки зрения, идей и правил.

Декарт признавал, что знание есть результат опыта и мышления, в первую очередь, дедукции: «мы приходим к познанию вещей двумя путями, а именно посредством опыта и дедукции». Однако, считал он, эти пути совершенно неравноценны, поскольку к заблуждению может вести именно неупорядоченный опыт. Он писал, что «любое заблуждение, в которое могут впасть люди, …никогда не проистекает из неверного вывода, но только из того, что они полагаются на некоторые малопонятные данные опыта или выносят суждения опрометчиво и безосновательно». Дедуктивные рассуждения должны, следовательно, исходить из таких положений, на которые не падает тень случайности или субъективности, что может быть присуще любой форме опытной деятельности. «Касательно обсуждаемых предметов следует отыскивать не то, что думают о них другие или что предполагаем мы сами, но то, что мы можем ясно усмотреть или достоверным образом вывести, ибо знание не приобретается иначе».

Такой достоверностью, по Декарту, обладает аксиоматическое математическое знание. Дедуктивные рассуждения должны быть основаны на абсолютно достоверных идеях разума и разумном методе. Только в этом случае возможно достижение подлинной истины, то есть не той «истины», с которой могут быть согласны какое-то количество людей, пусть и авторитетных, или даже большинство из людей, а истины, достоверной самой по себе. Такие истины могут быть обнаружены, по мнению философа, скорее немногими людьми, чем многими. Декарту принадлежат замечательные слова о том, что в науке «совершенно бесполезно подсчитывать голоса, чтобы следовать тому мнению, которого придерживается большинство авторов». Развитие научного и философского познания на всем его протяжении подтвердило и продолжает подтверждать эти слова Декарта.

Как же найти прочное основание знания, обладающее незыблемой достоверностью подобно аксиомам евклидовой геометрии?

Те идеи, которые остались в философии как результат средневековой схоластики не могут быть фундаментом настоящего научного знания. Вообще, по мнению философа, существовавшее многообразие философских мнений по одному и тому же вопросу, неприемлемо, так как истинным среди множества мнений может быть только одно. И потому, признавался Декарт, он стал считать ложным почти все. Прежние идеи отвергаются Декартом, и для отрицания их философ использует радикальное сомнение, которое позволяет усомниться во всем том, что не обладает предельной очевидностью и, следовательно, достоверностью.

Допуская возможность сомнения во всем, рассуждал Декарт, можно найти такое теоретическое положение, в котором невозможно сомневаться. Это сам факт сомнения. Но признание очевидности существования сомнения означает признание очевидности существования мышления, поскольку сомнение – это разновидность мышления. Отсюда знаменитый вывод Декарта о том, что я мыслю, поскольку я сомневаюсь. Но невозможно мыслить, если не существуешь. Значит, утверждает Декарт, я мыслю, следовательно, я существую. Способность мыслить выступает в трактовке философа как главная характеристика человека. Безусловно, это вывод, выходящий далеко за пределы рационализма Нового времени.

На основании этих заключений Декарт приходит к доказательству существования Бога как совершенства. Человеческое сомнение является признаком несовершенства, а несовершенство потому и несовершенство, рассуждал философ, что существует его противоположность – совершенство, воплощенное в Боге. Бог как совершенное существо является гарантом существования созданного им мира. Все эти выводы Декарт получает путем логически правильных рассуждений, в чем проявляются возможности мышления, способного познать очевидные, ясные, всеобщие истины. Эти истины носят, считал он, врожденный характер. Они не нуждаются в доказательствах. Они – основа познания. Таким образом, Декарт вводит в свою философию понятие врожденных идей.

Сущность своего метода познания, основанного на этих принципах, Декарт изложил в работе «Рассуждение о методе…» следующим образом.

«Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.

Второе – делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.

Третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.

И последнее – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь охватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено».

Декарт был убежден в том, что, руководствуясь этим методом, можно познать мир во всей его сложности, избежать заблуждений, то есть достичь истинного знания: «если воздерживаться от того, чтобы принимать за истинное что-либо, что таковым не является, и всегда соблюдать порядок, в каком следует выводить одно из другого, то не может существовать истин ни столь отдаленных, чтобы они были недостижимы, ни столь сокровенных, чтобы нельзя было их раскрыть».

Таким образом, метод Декарта явился основой его теории познания, суть которой сводится к следующему. Познание включает в себя опыт и мышление, при этом определяющую роль играет мышление, поскольку основой достоверности являются врожденные идеи, в конечном счете, носители достоверности знания. Основополагающие врожденные истинные идеи, носящие аксиоматический характер, раскрываются с помощью интеллектуальной интуиции и сомнения, позволяющих определить подлинно достоверное в знании. Гарантом существования таких идей и, в конечном счете, окончательным критерием истины является Бог.

Декарт писал: «…само правило, принятое мною, а именно что вещи, которые мы представляем себе вполне ясно и отчетливо, все истинны, имеет силу только вследствие того, что Бог есть, существует, и является совершенным существом, от которого проистекает все, что есть в нас».

Причины заблуждений в познании, следовательно, – беспорядочный опыт и отклонение от логики в процессе рассуждений. В этом суть рационализма Декарта.

Картина мира по Декарту

На основе своего метода Декарт создает картину мира, согласно которой существует мир, существует Бог, в мире существует человек, способный познавать этот мир, поскольку наделен способностью сомнения и интеллектуальной интуицией и обладает врожденными, благодаря Богу, идеями.

Природа построена Богом из материи, обладающей протяженностью и способностью к вечному движению как перемещению в пространстве. Сотворенный мир существует по своим собственным законам. Эта позиция философа носит название деизма.

Материя рассматривается Декартом как субстанция. Однако он признает существование и другой, духовной субстанции, носителем которой является человек, его душа. Высшим проявлением в человеке духовной субстанции служит мышление. «Я мыслю, следовательно, я существую» – первый принцип его философии. Две субстанции (материальная и духовная) в философии Декарта равноправны, каждая самостоятельна. Вопрос о том, каким образом объяснить их взаимодействие был для Декарта одним из сложнейших. Эта позиция Декарта носит название дуализма.

Учение Декарта о человеке и обществе

Для Декарта суть человека в мышлении. Поэтому для него особую важность приобретает проблема мировоззренческих принципов человека. Свою жизненную позицию Декарт определяет из принципов своего метода. Он писал о правилах морали, извлеченных из созданного им метода.

Главное, что характеризует позицию Декарта, – это принцип умеренности, избегания поспешности и крайности, в конечном счете принцип разумности в принятии решений, касающихся как общества в целом, так и отдельного человека. Он писал: «Между многими мнениями, одинаково распространенными, я всегда выбирал самые умеренные, поскольку они и наиболее удобные в практике, и, по всей вероятности, лучшие, так как всякая крайность плоха, а также и для того, чтобы в случае ошибки менее отклоняться от истинного пути…»

В социальных действиях, по мнению Декарта, необходимо разумно оценивать ситуацию и стремиться не только сломать старое, но и достаточно ясно представлять последствия этого крушения с тем, чтобы понять, как подготовиться к предстоящим существенным переменам. Он рассуждал: «…начиная перестройку помещения, в котором живешь, мало сломать старое, запастись материалами и архитекторами или самому приобрести навыки в архитектуре и, кроме того, тщательно наметить план – необходимо предусмотреть другое помещение, где можно было бы с удобством поселиться во время работ».

Для Декарта важно в общественной жизни уважение к традиции, в том числе к обычаям различных народов. Речь идет у него о стремлении понять пройденный до него исторический путь, который выражается в существующих законах и обычаях. Стремление к истине должно быть в основе человеческих практических действий, а достижение истины философ рассматривал как достаточно сложный процесс. Поэтому всякое упрощение социальной практики не принималось Декартом. Поэтому для него важно, прежде всего, как он писал, «повиноваться законам и обычаям моей страны, неотступно придерживаясь религии, в которой, по милости божией, я был воспитан с детства, руководствуясь во всем остальном наиболее умеренными и чуждыми крайностей мнениями, сообща выработанными самыми благоразумными людьми, в кругу которых мне предстояло жить».

Второе правило, которым Декарт руководствовался и предлагал как правило морали, состояло в том, что, поскольку выбран план действий, поскольку он признан разумным, то им и следует руководствоваться, как если бы заблудившийся в лесу человек не стал бы метаться в поисках дороги, а следовал тому пути, который по своему плану и по своим соображениям признал наиболее подходящим. Любые метания приведут, считал Декарт, к плохим последствиям. Он писал: « Моим вторым правилом было оставаться настолько твердым и решительным в своих действиях, насколько это было в моих силах, и с не меньшим постоянством следовать даже самым сомнительным мнениям, если я принял их за вполне правильные… И даже в случае, если мы между несколькими мнениями не усматриваем разницы в степени вероятности, все же должны решиться на какое-нибудь одно и уверенно принимать его по отношению к практике не как сомнительное, но как вполне истинное по той причине, что были верны соображения, заставившие нас избрать его».

Третьим жизненным правилом Декарта был принцип стремления к изменению самого себя, а не окружающего мира. Философ был убежден в том, что во власти человека находятся собственные мысли человека, и только над ними он и властен. Человек должен постоянно осознавать пределы, предписанные ему природой. Он так писал об этом: «Третьим моим правилом было всегда стремиться побеждать скорее себя, чем судьбу…, изменять свои желания, а не порядок мира и вообще привыкнуть к мысли, что в полной нашей власти находятся только наши мысли и что после того, как мы сделали все возможное с окружающими нас предметами, то, что нам не удалось, следует рассматривать как нечто абсолютно невозможное». Таким образом, у Декарта речь идет не о социальной пассивности человека, а о разумных пределах и разумных формах социальной активности.

Размышляя над различными возможными занятиями людей, Декарт пришел к выводу, что лучшего вида деятельности, чем поиск истины и совершенствование своего разума в этом поиске согласно им же разработанному методу, для него не существует. Философ сравнивал ученых и философов с полководцами, а их деятельность по поиску истины со сражениями, в которых можно одержать победу, но можно и потерпеть поражение. Достижение истины, по Декарту, это великая победа исследователя: «Ибо стремиться побеждать все трудности и заблуждения, мешающие нам достичь познания истины, есть поистине то же, что давать сражение, а составить ложное мнение относительно какого-либо важного и общего предмета – то же, что потерпеть поражение…»

Итак, можно сделать ряд выводов относительно сущности и значения философских идей Декарта.

Прежде всего, Декарт обосновывал великое значение достижения истины в науке и философии для развития общества. Он показал, как много значит наука в жизни общества и человека, прекрасно понимая, что исторический прогресс неразрывно связан с развитием науки. Тем самым философ выразил в своих трудах отличительную особенность эпохи Нового времени. В трудах Декарта эта эпоха нашла блестящее выражение.

В рамках своего рационализма Декарт поднял на пьедестал человека, а в человеке – его разум. Разумные человеческие позиции и решения одни только способны привести к успеху, был убежден Декарт.

Декарт показал сущность и значение сомнения и интеллектуальной интуиции в познании, обосновав целый ряд аспектов этих проблем.

В рамках неоднозначной в постановке и решении проблемы врожденных идей, своих собственных взглядов на проблему критерия истины Декарт поставил целый ряд важнейших вопросов.

Безусловно, далеко за границы Нового времени выходят по своей значимости его мысли о науке, морали и человеческой жизни, понимание им назначения человека и проблемы счастья, как и ряд других вопросов, над которыми он размышлял и о которых писал.

Разумеется, Декарт был связан в своих обобщениях с интеллектуальными и историческими в целом особенностями своей эпохи, и эти объективные по отношению к нему условия нашли отражение в его творчестве, в том числе неизбежных упрощениях во взглядах на некоторые философские проблемы. В частности, господствующие механистические представления, ограниченность экспериментальных возможностей того времени не могли не повлиять на позиции Декарта, его абсолютизации в решениях проблем, а потому односторонности, а иногда и просто ошибочные выводы. Но, как правило, это были великие заблуждения, достойные серьезных над ними размышлений.

УК РФ 1996 г. в основном придерживается традиционного для российского уголовного законодательства определения понятия приготовления к преступлению, хотя некоторые изменения и дополнения в это понятие внесены. Согласно закону (ч. 1 ст. 30 УК) "приготовлением к преступлению признается приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам". Понятие приготовления в этом определении дополнено существенным признаком - прерванности приготовительных действий по не зависящим от лица обстоятельствам. В УК РСФСР 1960 г. (ст. 15) этот признак указывался лишь в понятии покушения на преступление. Помимо этого, в определении понятия приготовления впервые выделены такие известные его формы, как "изготовление средств или орудий совершения преступления", "приискание соучастников преступления", "сговор на совершение преступления".

В широком смысле слова приготовлением к преступлению следует считать любую умышленную деятельность по созданию условий для совершения преступления. В отличие от формирования и обнаружения умысла на совершение преступления, где нет еще общественно опасных действий, а есть только намерения, приготовление характеризуется не только намерением совершить преступление, но и определенными конкретными действиями, создающими условия для последующего совершения преступления. Однако в отличие от покушения здесь нет еще непосредственного посягательства на охраняемые уголовным законом отношения.

О приготовлении как о стадии совершения умышленного преступления можно вести речь только тогда, когда производится подготовка к совершению конкретного преступления*. При этом субъект имеет намерение в дальнейшем довести свой преступный замысел до конца (по схеме: создание условий + исполнение преступления); он не думает ограничиться лишь приготовительными действиями. Нельзя рассматривать как приготовление к конкретному преступлению ситуации, когда лицо "на всякий случай", например, приобретает, изготавливает или приспосабливает различные предметы, которые в дальнейшем могут быть использованы в качестве средств или орудий совершения какого-либо преступления. Такие действия не образуют этапа осуществления единого преступления. Однако в ряде случаев они могут рассматриваться как самостоятельные преступления (ст. 222, 223, 324, 325, 327 УК и др.). Таким образом, в рассматриваемом плане не может быть приготовления к преступной деятельности вообще; приготовление к совершению преступления всегда конкретно.

* См.: Караулов В.Ф. Стадии совершения преступления. М., 1982. С. 16.


Приготовительные действия весьма разнообразны. С объективной стороны они возможны в следующих формах: а) приискание средств или орудий совершения преступления; б) изготовление средств или орудий совершения преступления; в) приспособление средств или орудий совершения преступления; г) приискание соучастников преступления; д) сговор на совершение преступления; е) иное умышленное создание условий для совершения преступления. Каждый из этих объективных признаков приготовления имеет самостоятельное значение, но часто в одном деянии можно одновременно констатировать наличие двух и более указанных признаков.

Под приисканием понимается любой способ, законный или незаконный, приобретения средств или орудий совершения преступления. Это может быть их поиск, покупка, обмен, получение на время, похищение и пр. Например, приобретение яда для совершения убийства, подыскание транспортных средств для перевозки намеченного к похищению имущества и т.д. К приисканию относится также случайное нахождение и присвоение какого-либо предмета, который может быть использован для совершения криминального деяния, при возникновении до присвоения данного предмета замысла на совершение преступления. Приисканием, наконец, является и подготовка к использованию для совершения преступления бытовых предметов (автомашины, кухонного ножа и пр.), находящихся в собственности субъекта.

Следует иметь в виду, что ни приобретение, ни похищение, ни присвоение различных средств и орудий, ни пользование бытовыми предметами, находящимися в собственности виновного, не должны признаваться приготовлением к совершению криминального деяния, если не будет доказано, что замысел на их использование в конкретных преступных целях возник до указанных приготовительных действий.

Определенные сложности на практике представляет собой понимание средств и орудий, используемых при совершении преступления.

Под средствами совершения преступления понимаются предметы материального мира, применяемые для совершения задуманного преступления, а также приспособления, облегчающие его совершение. Например, снотворное для усыпления жертвы, лестница для совершения кражи, транспортные средства для вывоза похищенного, поддельные бланки для совершения мошенничества и т.п.

Под орудиями совершения преступления понимаются любые предметы, которые используются для исполнения задуманного преступления и с помощью которых непосредственно причиняются общественно опасные последствия. Например, различные виды холодного и огнестрельного оружия, взрывчатые вещества и взрывные устройства, отмычки, "фомки" и другие орудия взлома для совершения кражи, горючие вещества при поджоге, различные предметы хозяйственного и бытового назначения, с помощью которых совершается преступление (топор, кухонный нож и пр.).

Отличие средств от орудий заключается главным образом в том, что орудие - это предмет, используемый в процессе непосредственного осуществления преступления, тогда как средство - это предмет, используемый на стадии создания условий для совершения преступления и необходимый лишь для облегчения исполнения преступления.

Под изготовлением понимается технологический процесс создания любым способом средств и орудий совершения преступления, например, изготовление ломика-"фомки" для взлома при совершении кражи, клише для печатания фальшивых денег, финского ножа для совершения разбойного нападения, подложных документов для совершения мошенничества и т.д. В отличие от приспособления в данном случае указанные средства и орудия совершения преступления создаются заново. Разумеется, замысел виновного на использование указанных орудий и средств в конкретных преступных целях должен возникнуть заранее, до их изготовления. Только в этом случае изготовление средств и орудий можно рассматривать как приготовление к совершению преступления.

К приспособлению относятся разнообразные действия, связанные с обработкой средств и орудий, в результате которой они становятся пригодными.для выполнения задуманного преступления (ремонт, изменение размеров, формы предметов и пр.). Например, затачивание металлических пластин, отвертки - под шило, превращение кухонного ножа в "финку", охотничьего ружья - в обрез для совершения убийства или других насильственных преступлений. И в этих случаях замысел виновного на использование приспособленных для совершения конкретного преступления орудий и средств должен возникнуть заранее, до их приспособления.

Приискание, изготовление и приспособление средств и орудий для исполнения преступления могут наличествовать одновременно.

Под приисканием соучастников преступления понимается вербовка исполнителей и пособников для последующего совершения криминального деяния*. Речь идет о ситуациях, когда преступление по тем или иным причинам не доводится до конца, прерываясь на стадии создания условий для его совершения. Ответственность в таких случаях наступает за приготовление к соответствующему преступлению. Согласно ч. 5 ст. 34 УК РФ лицо, которому по не зависящим от него обстоятельствам не удалось склонить других лиц к совершению преступления, несет уголовную ответственность за приготовление к преступлению (так называемое неудавшееся подстрекательство).

* См. § 3 гл. 11 настоящего учебника.

Под сговором на совершение преступления понимается достижение соглашения между двумя или более лицами на осуществление криминального деяния, например, организация группы лиц, заранее договорившихся о совместном совершении конкретного преступления (см. ст. 35 УК). И здесь преступление по тем или иным причинам не доводится до конца, прерываясь на стадии создания условий для его совершения. Содеянное в таких случаях расценивается как приготовление к соответствующему преступлению.

Под иным умышленным созданием условий для совершения преступления следует понимать все остальные разновидности создания таких условий, помимо уже рассмотренных выше. Речь идет о разнообразных действиях, которые не охватываются понятиями приискания, изготовления и приспособления средств и орудий совершения криминального деяния, подыскания соучастников и сговора на совершение преступления, но которые тоже делают в последующем реально возможным преступление. Сюда следует, например, отнести: обследование места совершения предполагаемого преступления; направление преступника к месту совершения криминального деяния; изучение возможных препятствий, которые могут встретиться при исполнении преступления, и разработку способов их устранения (например, отключение сигнализации); разработку плана осуществления преступного деяния; совершение действий, направленных на сокрытие намеченного преступления (например, обеспечение себе алиби), и т.п.

О., находясь в нетрезвом состоянии, подойдя к дому Е., которая работала продавцом, начал стучать в дверь и требовать, чтобы она продала ему бутылку водки. Ему отказали в этом, но он не ушел и продолжал стучать в дверь. Тогда вышел муж Е. и сказал О., чтобы он прекратил это безобразие.

О. обиделся и, сказав, что убьет за это Е., пошел к себе домой, взял ружье, зарядил его и пошел к дому Е., угрожая по дороге убийством.

Увидев мужа Е. примерно в метрах 25-30 от себя, О. взвел курок и, закричав "убью", бросился к нему. В этот момент к месту происшествия подбежал дружинник Ч. и обезоружил О.

Исходя из того, что О. были созданы практически все условия для непосредственного осуществления преступления, суд квалифицировал его действия как приготовление к убийству из хулиганских побуждений (ныне - это ч. 1 ст. 30 и п. "и" ч. 2 ст. 105 УК)*.

* См.: Сборник постановлений Пленума, Президиума и определений Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР. 1961-1963 гг. М., 1964. С. 81-82.

Круг действий, посредством которых создаются условия для совершения преступления, весьма разнообразен. Их исчерпывающий перечень дать невозможно.

Известный русский криминалист Н.С. Таганцев все случаи приготовления к преступлению сводил к трем вариантам: "к подготовке выполнения, к подготовке пользования плодами преступного деяния, к подготовке безнаказанности, предполагая... что всякая такая деятельность предшествует учинению самого преступного акта"*.

* Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть Общая. В 2-х т. Т. 1. М., 1994. С. 293.

С субъективной стороны приготовление к совершению преступления характеризуется только прямым умыслом. Виновный сознает, что создает условия для последующего совершения преступления, и желает их создать. Кроме этого, он предвидит возможность наступления общественно опасных последствий того деяния, к совершению которого он стремится, и желает их наступления. Однако преступление не доводится до конца по не зависящим от данного лица обстоятельствам.

Приготовление к преступлению как стадия его совершения имеет место только в случаях прерванности приготовительных действий по не зависящим от лица обстоятельствам. Законодатель специально подчеркивает, что общественно опасное деяние при приготовлении в силу объективных причин, не зависящих от воли виновного, является незавершенным. Поскольку приготовительные действия по времени отдалены (порой значительно) от окончания преступления, их прерванность по не зависящим от лица обстоятельствам должна быть доказана на предварительном следствии и в суде (ведь вполне возможен и добровольный отказ от завершения преступления, исключающий уголовную ответственность!).

Согласно ч. 2 ст. 30 УК РФ уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям. Ограничение наказуемости приготовления в сравнении с ранее действовавшим УК РСФСР (ст. 15) лишь применительно к тяжким и особо тяжким преступлениям - существенная новелла нового УК РФ. Она соответствует традициям российского дореволюционного уголовного законодательства. Так, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. предусматривало наказание за приготовление к преступлению лишь в нескольких специально оговоренных случаях: за приготовление к мятежу, к подделке монет и денежных знаков, к убийству и подлогу. Надо иметь в виду, что уголовное законодательство ряда зарубежных стран вообще не предусматривает ответственности за приготовление к преступлению, относя наиболее опасные приготовительные действия к покушению*. Незначительная, как правило, степень общественной опасности приготовительных действий к совершению преступлений небольшой и средней тяжести обусловила их декриминализацию. К тому же и уголовных дел подобного рода в судебной практике почти не встречалось. Другое дело, когда осуществляется подготовка к совершению тяжких и особо тяжких преступлений (террористических актов, убийств, разбойных нападений, похищений людей, захвата заложников, угона судна воздушного транспорта и пр.). Такие действия представляют повышенную общественную опасность, и лица, их совершающие, должны привлекаться к уголовной ответственности.

* См., например: Новое уголовное право России. Общая часть. М., 1996. С. 55.

Выбор редакции
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...

Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...

Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...

Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...
Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...
Если вы не новичок в кулинарии, то знаете, что обязательными ингредиентами классических сырников являются творог, мука и яйцо, но уж...
Сырники популярны у многих славянских народов. Это национальное блюдо русских, украинцев и белорусов. Изобрели их экономные хозяйки,...