Средства юридической техники. Приемы и средства юридической техники


По степени обобщения конкретных показателей:

§ абстрактный - при формулировании нормы права используется обобщающая формулировка;

§ казуистический - при формулировании нормы права последовательно перечисляются условия, при которых она действует.

По способу изложения элементов юридической нормы:

§ прямой - гипотеза, диспозиция и санкция изложены в одной статье нормативного правового акта;

§ отсылочный - отдельные элементы нормы (или гипотеза, или диспозиция, или санкция) изложены в других конкретных статьях конкретного закона и к ним сделана отсылка или она подразумевается;

§ бланкетный - разновидность отсылочного, но отсылка делается в общей форме, чаще всего путем упоминания соответствующих правил, инструкций, иных законодательных актов.

83. Юридическая конструкция

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ- один из элементов юридической техники, представляющий собойтакое структурное расположение правового материала, которое характеризуется внутренним единствомправ, обязанностей и форм ответственности соответствующих лиц.

84. Понятие и виды юридических терминов

ЮРИДИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ

средства юридической техники, с помощью которых конкретныепонятия приобретают словесное выражение в тексте нормативного акта. Являясь первичным материаломдля написания норм права, Ю.т. имеют сквозное значение. Используя Ю.т., государство в лице своих органоввласти говорит на языке права и выражает свою волю: отменяет и изменяет нормы; устанавливает новыеправила поведения; закрепляет сложившиеся общественные отношения. С помощью Ю.т. какие-либоволеизъявления принимают форму конституций, текущих законов, постановлений правительства, инструкцийминистерства и т.д.

В юридической литературе Ю.т. обычно подразделяют на три вида: а) общеупотребительные термины,которые используются в обыденной речи и понятны всем: б) специально-юридические термины, которыеобладают особым правовым содержанием (аккредитив, исковое заявление и т.п.). Такие термины служат дляобозначения. юридических понятий, выражения юридических конструкций, отраслевой типизации и т.д.;

в) технические термины, которые отражают область специальных знаний, например правила техникибезопасности, техническое обслуживание оборудования, проведение экспертизы технических решений и т.п.

Однако общеупотребительные термины могут стать и юридическими. Так, термин "правовое пространство",появившийся несколько лет назад в процессе парламентских и журналистских дебатов, превращается изобщеупотребительного в специально-юридический.

Для того чтобы специально-юридические термины стали понятны всем субъектам правоотношений,нормодатель использует нормы, которые прямо не регулируют общественные отношения, а раскрываютсодержание каких-либо Ю.т. Например, административное правонарушение в административном праве,оферта и акцепт в гражданском праве, акциз в финансовом праве и т.д. Такие нормы носят название нормы-дефиниции.

Эффективность Ю.т. зависит от того, как нормодатель выполняет ряд правил, предъявляемых к юридическойтерминологии. Таковыми являются: а) единство терминологии. Необходимо, чтобы для обозначения одних итех же понятий использовались одни и те же термины;

б) использование общепризнанных терминов, т.е. термины должны употребляться в быту. Такие терминызакрепляются законодательно; в) стабильность терминологии. Недопустимо без достаточных на тооснований отказываться от используемых Ю.т.

85. Правотворческая техника

Вопрос о понятии правотворческой техники, которую нередко именуют законодательной техникой, что, в общем-то, не совсем точно, относится в отечественной теории государства и права к числу дискуссионных. В научной и учебной литературе даются самые разные определения правотворческой технике. Одни понимают под ней совокупность правил разработки и оформления нормативных правовых актов, другие – совокупность правил и приемов подготовки (разработки) нормативных правовых актов, третьи – совокупность правил, средств и приемов разработки и оформления нормативных правовых актов. Встречаются и другие определения.

Не вдаваясь в анализ высказанных в литературе мнений относительно понимания правотворческой техники, полагаем, что более адекватным является определение, согласно которому правотворческая техника – это совокупность правил, средств и приемов, которые используются при подготовке, оформлении и опубликовании нормативных правовых актов .

Правотворческая техника является разновидностью юридической техники. Под юридической техникой, в свою очередь, следует понимать совокупность правил, средств и приемов, которые используются при подготовке, оформлении, опубликовании и систематизации правовых актов и иных юридических документов . Исходя из этого определения, можно сделать вывод о том, что юридическая техника – понятие достаточно объемное. Этим понятием охватывается и правотворческая техника, и техника актов толкования права, и техника индивидуальных правовых актов (например, актов применения права), и техника составления различных других юридических документов, и техника систематизации и учета нормативных и индивидуальных правовых актов. Из всех видов юридической техники на сегодняшний день наиболее разработанной в теоретическом отношении является правотворческая техника.

Правила правотворческой техники – это нормы, которые вырабатываются правотворческой практикой и существуют в виде либо деловых обыкновений, либо правил, закрепленных в соответствующих нормативно-правовых актах. Все правила правотворческой техникиможно подразделить на четыре вида: 1) правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов; 2) правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативных актов, 3) правила, относящиеся к изложению норм права в нормативных актах и 4) правила, относящиеся к опубликованию нормативных актов.

Правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов. Они касаются внешних реквизитов нормативно-правового акта, которые должны отражать его юридическую силу, предмет регулирования и сферу действия. Каждый нормативно-правовой акт должен иметь название вида нормативного акта (закон, указ, постановление, решение и т. д.), название органа, его издавшего, наименование акта, отражающего его содержание и предмет регулирования. Кроме того, нормативный акт должен содержать указание на дату и место его принятия, а при необходимости и регистрационный номер. Обязательным реквизитом нормативного акта является подпись должностного лица, утвердившего этот акт.

Правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта. Они состоят, прежде всего, в том, что нормативный акт должен иметь определенный предмет регулирования и быть рассчитан на регулирование, в общем-то, однородных общественных отношений. Помимо этого, нормативный акт должен иметь определенную структуру, отражающую логически выдержанную последовательность изложения нормативного материала. Среди правил, относящихся к структуре нормативного акта, можно отметить следующие:

– нормы общего характера должны помещаться в начале нормативного акта;

– однородные нормы должны излагаться компактно, без разброса в разных частях нормативного акта;

– в крупных нормативных актах нормы должны обособляться в главы, разделы, части;

– каждая глава, раздел или часть должны иметь название;

– каждая глава должна состоять из статей, которые в свою очередь могут подразделяться на части и пункты;

– нумерация статей во всем нормативном акте должна быть сквозной.

Правила, относящиеся к изложению норм права в нормативных актах. Среди правил, относящихся к изложению норм права, можно выделить, например, такие:

– нормы права должны излагаться кратко, четко, понятно. Язык правовых норм должен быть доступным для понимания;

– терминология нормативных актов должна быть единой. Один и тот же термин должен употребляться в одном и том же значении;

– в нормативном акте должны использоваться общепризнанные в науке и практике термины. Какое-либо терминологическое новаторство здесь не допускается;

– следует избегать употребления иностранных слов, архаизмов, эпитетов, метафор, нечетких выражений и т. п.

Правила, относящиеся к опубликованию нормативных актов. Эти правила определяют источники, в которых должны быть опубликованы те или иные нормативные акты, сроки опубликования, порядок вступления нормативных актов в силу, обратную силу нормативных актов, действие их во времени, в пространстве, по кругу лиц и некоторые другие моменты.

Следующий элемент правотворческой техники – это средства правотворческой техники . В качестве средств правотворческой техники чаще всего выделяют юридическую терминологию и юридические конструкции.

86. Правореализационная техника

правореализационная техника. Здесь речь идет о правилах создания индивидуальных актов в области добровольной и беспрепятственной реализации прав (т. е. о нормальной, ничем не отягощенной реализации субъектами права своих прав и обязанностей). Договорные отношения, реализация своего права на труд, образование, собственность и др., передача своих прав (поручения, расписки) - все это присутствует в нашей жизни, поэтому так важно соблюдать определенные правила;

Приемы юр. техники – осуществление определенных действий основанных на знании в сфере права с использованием средств юр. техники и направленных на создание текста документа.

-Использование различных стилей изложения материала. Текст закона должен быть написан в официальном стиле, не вызывающем дополнительных ассоциаций и лишних эмоций и не отвлекающем от сути документа. Официальный стиль обычно характеризуется следующим:

сжатостью, компактностью, экономичным использованием слов и выражений;

стандартным расположением материала;

использованием клише, штампов. Например, очень часто используются такие штампы, как "должностное лицо государственного органа", "в соответствии с действующим законодательством", и т.п.;

повествовательным характером;

наличием тенденции к употреблению повторов слов и отсутствием местоимений, их заменяющих;

слабой индивидуализацией.

Безусловно, стиль документа может быть разным. На выбор стиля документа влияет много факторов, в том числе таких, как цель документа, тип документа, особенности адресата. Но, как правило, выделяют такие стили документов, как официальный (официально-безразличный), жестко-категоричный, заискивающе-просительный, литературно-художественный, разговорный (бытовой, обыденный).

-Структурированность, логичность изложения материала.

Подавляющее большинство юридических документов нуждается во внутреннем распределении нормативного материала. Первичной структурной единицей подразделения нормативного акта является статья (иногда используется термин "пункт" или "параграф"). Статья должна охватывать однородный материал. В случае, когда статья включает несколько юридических предписаний, она имеет свои внутренние подразделения, которые обычно начинаются с красной строки и называются "частями", реже "абзацами". Подразделения внутри единого нормативного положения (например, при перечислении) именуются обычно пунктами. В свою очередь, статьи объединяются в главы, главы - в части, части - в разделы.

Для удобства пользования и осуществления правоприменительной деятельности лучше каждый структурный элемент нумеровать. Если какой-то элемент юридического документа нумерации не имеет, то на него сложно сослаться, потому что приходится вручную считать, на какую часть статьи сослаться. Естественно, это неудобно. Примерами таких "ненумерованных" документов являются Лесной и Водный кодексы РФ.

Хотелось бы, чтобы подходы к нумерации были унифицированы. На практике не всегда бывает просто этого достичь. Например, в УК РФ статья делится на части, которые в свою очередь делятся на пункты. В ГК РФ сделано наоборот: статья делится на пункты, которые делятся на части.

Нумерация должна быть стабильной; все изменения и дополнения должны сопровождаться точно ссылкой на нормативный акт, на основе которого они произведены. Причем добавление новой статьи в действующий законодательный акт не влечет перенумерации всех статей. Если возникает необходимость вставить статью, то ей добавляется индекс. Наличие индекса не означает умаления юридической силы статьи, такая статья является равноправной с остальными.

Структура некоторых видов юридических документов определяется действующим законодательством. Так, в соответствии со ст. 303 УПК РФ приговор состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. В соответствии со ст. 198 ГПК РФ судебное решение состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Кроме того, огромную роль играют правильное аргументирование и использование законов логики. Знание логики и умение оперировать этими знаниями являются краеугольным камнем правового мышления и показателем его квалифицированности. Присутствие логики в тексте юридического документа обязательно и естественно. Противоречивость текста не только затрудняет применение документа, но и может привести к его оспариванию. Нарушение такого элемента юридической техники, как логика изложения в тексте документа, делает документ неэффективным.

-Использование приложений.

Очевидно, что чем короче документ, чем более компактно в нем размещен материал, тем больше шансов, что его дочитают до конца. Поэтому возникает потребность сократить основную часть документа, переместив второстепенную, менее важную и значимую информацию в другое место. В таком случае очень удобным является использование приложений. Кроме того, в приложении могут содержаться другие документы, подтверждающие или раскрывающие позицию автора.

-Использование перечня.

В определенных случаях необходимо перечислять обстоятельства, причины, признаки того или иного явления. Обычно каждому элементу перечня присваивается свой порядковый номер. Перечень может быть закрытым или открытым.

Следует избегать открытого перечня, заканчивающегося словами "и иные", "и другие". В данном случае слишком много зависит от свободы усмотрения правоприменителя, его уровня правосознания. Открытыми перечнями всегда отличались наши налоговые законы.

-Использование бланкетных, отсылочных норм.

Использование бланкетных и (или) отсылочных норм позволяет избежать ненужных повторов, упростить или сократить текст. Можно выделить несколько способов применения ссылок. Простой способ отсылки предполагает полное изложение одной части нормы в статье, вторая часть нормы формулируется в виде отсылки к конкретным статьям этого же закона.

Сложный (бланкетный) способ отсылки предполагает формулирование отсылки не к конкретным статьям нормативного акта, а к целому роду или виду каких-либо правил, содержащихся в других нормативных актах. Использование бланкетных или отсылочных норм является достаточно удобным приемом, поскольку разгружает основную часть документа от дополнительной информации. Но иногда в результате неправильного использования этого приема происходит "отсылка в никуда". Например, очень часто в тексте договора можно встретить фразу: "ответственность сторон наступает в соответствии с действующим законодательством".

Примечание означает дополнительное объяснение, заметку позади текста или в сноске под текстом; замечание, обращение внимания. Примечание - специальное подчеркивание, акцентирование внимания на каком-то обстоятельстве, факте, явлении, состоянии, процессе. Это конкретизация, дополнение норм. Многие примечания несут дополнительную информацию пояснительного характера. Иногда они вообще содержат правила, которым место в самой норме, а не в примечании. Например, понятие должностного лица содержится именно в примечании к ст. 285 УК РФ.

- Сокращения не допускаются

Юридический документ: понятие и виды.

Юридический документ - официальный письменный документ, порождающий определенные юридические последствия, создающий определенные юридические состояния и направленный на регулирование отдельных отношений.

Виды юридических документов:

Нормативные Акты-

Нормативный акт - это официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, который содержит норму права. Это наиболее совершенная форма права, создающая основу для точного и стабильного правового регулирования, укрепления законности, правопорядка, доступности и обозримости правовых предписаний. Нормативные акты имеют письменную документированную форму, принимаются и изменяются в особом порядке, носят общеобязательный характер, распространяются на неопределенный круг лиц. Нормативные акты применяются неоднократно и действуют постоянно.

Нормативные акты можно классифицировать по нескольким критериям:

1) в зависимости от отраслевой принадлежности нормативные акты подразделяются на:

а) конституционно-правовые;

б) административно-правовые;

в) уголовно-правовые;

г) финансово-правовые;

д) гражданско-правовые и т. д.;

2) в зависимости от территории действия можно выделить:

а) общефедеральные;

б) субъектов РФ;

в) муниципальных образований;

г) локальные нормативные акты;

3) в зависимости от сроков действия:

а) временные

б) неопределенного длительного времени действия;

4) в зависимости от специфики правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты делятся на:

а) нормативные акты государственных органов;

б) общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т. д.);

а) совместные акты различных организаций;

б) нормативные акты, принятые в порядке референдума.

5) в зависимости от юридической силы:

а) законы;

б) подзаконные нормативные акты.

Акты Правоприменения

Акт применения права – это решение компетентного органа по юридическому делу, содержащее в себе индивидуально-властное веление.

Акт применения права характеризуется следующими признаками:

1) данный акт имеет императивный (властный) характер, что означает его обязательность для субъектов, которым он адресован;

2) индивидуальность правоприменительного акта состоит в том, что предписание, содержащееся в нем, несет в себе программу не общего, а конкретного поведения субъектов. Этот акт направлен на регулирование отношений между конкретными субъектами; правоприменительный акт носит персонифицированный характер;

3) правоприменительный акт является юридическим фактом, т. е. влечет возникновение, изменение, прекращение правоотношений. На основе правоприменительных актов возникают и реализуются многие субъективные права и обязанности, устанавливаются и конкретизируются факты жизни, имеющие юридическое значение, применяются меры ответственности;

4) правоприменительный акт имеет установленную законом определенную форму. Форма подчеркивает официальный характер и юридическую значимость акта применения права. Форма акта указывает на орган или должностное лицо, принявшее правовой акт, содержание решаемого вопроса; правовые последствия разрешения конкретной ситуации; дату составления и реквизиты компетентного органа или должностного лица, подписаышего его.

Принятие правоприменительных актов входит в компетенциию практически всех государственных органов.

Классификацию правоприменительных актов можно проводить по многим основаниям.

1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на:

1) акты государственных органов управления; акты органов управления учреждения, предприятия;

2) акты контрольно-надзорных органов;

3) акты органов правосудия; акты органов местного самоуправления.

2. По предмету правового регулирования:

1) акты конституционно-правовые;

2) административно-правовые;

3) уголовно-правовые;

3. По форме правоприменительной деятельности:

1) регулятивные;

2) охранительные.

4. По форме внешнего выражения:

1) акты-документы;

2) акты-действия.

5. По своему юридическому значению акты применения права подразделяются на:

1) основные;

2) вспомогательные.

6. В зависимости от действия во времени:

1) акты однократного времени действия

2) длящиеся.

7. По процедуре принятия:

1) коллегиальные;

2) единоличные.

8. По территории действия:

1) федеральные;

2) региональные;

3) органов местного самоуправления.

9. По основным направлениям деятельности государства:

1) в области экономики;

2) военного дела; культуры;

3) охраны правопорядка.

10. В зависимости от роли в механизме реализации прав и свобод личности можно выделить:

1) конкретизирующие (регламентирующие);

2) акты о признании; регистрационные;

3) учредительные;

4) разрешающие;

Вся система правоприменительных актов играет исключительную роль в механизме правового регулирования. Они обеспечивают властную конкретизацию нормативных предписаний применительно к персонально определенным лицам и обстоятельствам.

Договор

Договоры используются почти во всех отраслях права и считаются универсальным юридическим документом. Договор находит свое применение в следующих отраслях права:

1) конституционном (договор между субъектами РФ);

2) финансовом (договор банковского счета);

3) налоговом (договор налогового кредита);

4) административном (договор о делегировании полномочий государственными органами, о сотрудничестве между министерствами и др.);

5) гражданском (договор поставки, аренды, купли-продажи); предпринимательское (договор о сотрудничестве);

6) трудовом (трудовой договор, коллективный договор); жилищное (договор социального найма);

7) семейном праве (брачный договор);

8) земельном праве (договор сервитута);

9) пенсионном (договор о выплате дополнительной пенсии);

11) патентном (договор на использование изобретения); гражданско-процессуальном (мировое соглашение);

12) арбитражно-процессуальном (мировое соглашение);

13) международном праве (договор о сотрудничестве и безопасности).

В настоящее время классификация договоров проводится в основном на международно-правовом уровне, отраслевом и межотраслевом уровнях.

Так, в сфере гражданского и других отраслей, относящихся к частному праву, выделяют такие договоры, как односторонние, двусторонние, многосторонние; основные и предварительные договоры; договоры в пользу их участников и договоры в пользу третьих лиц; взаимосогласованные договоры и договоры присоединения и др.

В сфере публичного права распространено подразделение договоров на:

1) учредительные;

2) компетенционно-разграничительные;

3) программно-политические договоры о дружбе и сотрудничестве;

4) договоры между государственными и негосударственными структурами;

5) договоры о гражданском согласии и др.

В рамках административного права на основе формально-юридического критериев принято классифицировать договоры на правоустановительные и правоприменительные.

На уровне общей теории права различают договоры нормативные и индивидуальные.

Нормативно-правовой договор представляет собой разновидность договорных актов, существующих в рамках международного и национального права. Основные особенности нормативно-правового договора состоят в том, что они носят:

1) согласительный характер;

2) добровольный характер, означающий свободное волеизъявление сторон;

3) эквивалентный, в большинстве своем возмездный характер;

4) обеспеченность в законодательном порядке и взаимно обязательный характер и др.

Наряду с этими признаками договор имеет и свои собственные признаки, отличающие его от других договоров:

1) нормативный договор содержит в себе правовые нормы – правила общего и обязательного характера. Общий характер означает многократность применения и повторения, а также распространение его действия на неопределенный круг лиц. Обязательность правовой нормы означает ее защищенность государством, возможность применения мер государственного принуждения в случае противоправных деяний. В тех случаях, когда хотя бы одной из сторон нормативно-правового договора является негосударственный институт – орган или организация, то обязательный характер «договорной» нормы обеспечивается не только государственными, но и негосударственными средствами;

2) в отличие от других актов договорного характера нормативный договор является актом правотворчества, а не актом правоприменения. Особенность нормативно-правового договора при этом заключается в том, что он является не просто актом правотворчества, а актом согласительного правотворчества;

3) преимущественно публичный характер. Свое конкретное проявление этот признак находит в том, что:

а) сторонами данного договора выступают чаще всего публичные институты (государство в целом, его отдельные органы, межгосударственные образования, коммерческие фирмы и их филиалы, органы местного самоуправления, общественные объединения и др.);

б) в нормативно-правовом договоре, как правило, всегда проявляется и закрепляется не частная, а общая, публичная воля? воля его сторон, субъектов данного договора;

в) основной целью заключения правового договора является публичная цель, суть которой состоит в адекватном выражении и полном удовлетворении публичных интересов? интересов сторон.

Среди различных договорных актов индивидуальные договоры занимают весьма значимое место и играют в системе регулятивных средств довольно заметную роль. Договоры способствует ориентации субъектов в хозяйственной деятельности, обеспечивают развитие рыночных отношений, создают условия для конкуренции, ориентируют потребительский спрос. Договоры позволяют сэкономить силы общества в правотворческой деятельности, которая является очень сложной и дорогой. Договоры выполняют роль саморегулирующего механизма в условиях построения гражданского общества.

Договор является юридическим фактом , приводящим в движение закон, позволяет субъектам пользоваться правами и требовать исполнения обязанностей, предусмотренных договором. В процессе заключения договора сами участники разрабатывают его условия, моделируют собственные права и обязанности. В момент возникновения договорного правоотношения эти модели превращаются в субъективные права и обязанности. В нормативно-правовом акте (законе) установлена общая нормативная модель прав и обязанностей, которая при наличии соответствующих юридических фактов превращается в права и обязанности конкретных субъектов. На основании договора участники договорных связей приобретают состояние управомоченного и обязанного.

Согласно ст. 479 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении гражданских прав и обязанностей. Трудовой договор согласно ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ) есть соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренного правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

В соответствии со ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. международный договор – это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Международный договор четко и конкретно фиксирует права и обязанности сторон.

В гражданском праве договор рассматривается как разновидность сделки (двусторонняя сделка), а сделка согласно закону (ст. 153 ГК РФ) есть действие субъектов права, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Отсюда логически вытекает, что и договор как разновидность сделки есть действие. На самом деле договор не само действие. Договор как соглашение является результатом действия двух односторонних сделок. Договор, изложенный в письменной форме, становится юридическим документом, т. е. документом, содержащим юридическую информацию (о правах и обязанностях участников договора).

Содержание договора составляет совокупность условий, выражающих согласованное волеизъявление сторон, определяющих их взаимные права и обязанности. Выделяют существенные и дополнительные условия договора. Существенными признаются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

К существенным условиям договора согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ относятся: предмет договора; условия, прямо названные в законе или ином правовом акте как существенные для данного вида договоров; условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Существенные условия являются необходимыми и обязательными не только для данного типа договоров, но и для данного конкретного договора. Они потому и называются существенными, что без них договора с точки зрения права не существует.

Обычные условия не нуждаются в согласовании сторон. Они вступают в действие с момента заключения договора. Как и другие условия договора, они основываются на соглашении сторон. Наличие или отсутствие обычных условий на факт заключения договора не влияет. Обычные условия содержатся в законодательстве, поэтому нет необходимости включать их в текст договора. Стороны, заключая договор, уже выражают свое согласие на условия, зафиксированные в законе.

В текст договора обычные условия не включаются. К обычным условиям относятся также условия, вытекающие из обычаев делового оборота.

К случайным условиям относятся те условия, которые не являются существенными или обычными. Они включаются в текст договора по усмотрению сторон. Это могут быть, например, те условия, которые отличаются от условий диспозитивных норм, отменяют их действие применительно к конкретному договору. Следует отметить, что трехчленное деление условий договора признается далеко не всеми авторами. По мнению отдельных авторов, все условия являются существенными.

Рассмотрим принципы формирования и реализации договоров.

1. Принцип законностиозначает формирование и функционирование договоров на основе и в соответствии с действующим конституционным и текущим законодательством. Однако в научной литературе допускается возможность существования договорного регулирования не обязательно на основе норм права, возможность определения условий договора при отсутствии норм, регламентирующих соответствующие вопросы. Это допущение основывается на законодательном закреплении положения, согласно которому стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом и иными правовыми актами.

2. Принцип свободы договора. Суть этого принципа состоит в том, что физические и юридические лица:

1) свободны в решении вопроса, касающегося заключения или незаключения самого договора;

2) самостоятельно решают вопрос, связанный с выбором другой стороны – партнера по договору;

3) свободно, исходя из своих интересов, выбирают тот или иной вид договора. Согласно действующему законодательству стороны могут также заключать и смешанные договоры, содержащие в себе элементы других, предусмотренных законом или иными правовыми актами договоров;

4) самостоятельно, без какого бы то ни было «понуждения» извне определяют условия договора.

4- Иные Виды Юридических Документов- особенности этих актов выражаются в следующем:

1) они закрепляют разъяснительные решения компетентных органов;

2) могут быть как письменными, так и устными;

3) указывают на то, как нужно понимать и применять соответствующие нормы права;

4) адресуются органам, применяющим соответствующую норму права;

5) носят властный характер;

6) являются вспомогательными актами, имеют зависимый характер от акта, который толкуют.

В качестве примеров подобных актов можно назвать постановления пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Конституционного Суда РФ. К таким актам также относятся инструкции, разъяснения, письма министерств, агентств, служб, комитетов в пределах их компетенции, если они толкуют норму права, которую создали.

Юридическая техника – это совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов для обеспечения их совершенства.

Соответственно, юридическую технику можно разделить:

· на правотворческую;

· правореализационную (правоприменительную);

· интерпретационную.

Важнейшим видом юридической техники является правотворческая , которой присущи свои приемы (способы) и средства. Учитывая это, можно сказать, что правотворческая техника – это совокупность приемов (способов) и средств подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования нормативных правовых актов.

Средства юридической техники - это арсенал логико-языковых, формально-атрибутивных

(реквизиты) и специально-юридических (конструкции, презумпции, фикции, отсылки, примечания и т.п.)средств, технико-юридический инструментарий, используемый для конструирования нормативного акта. В качестве средств правотворческой техники, в частности, используются:

1. средства юридического выражения воли законодателя, которая может выражаться в различном построении норм права, в помещении их в соответствующую отрасль права;

2. средства словесно-документального изложения текста документа (реквизиты: наименование акта, его заголовок, дата принятия, вступление в действие, подписи и т. п.);

3. структурное построение (определенный порядок расположения материала, его расчлененность и согласованность и др.);

4. правовые презумпции (предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденных предшествующим опытом);

5. правовые фикции (несуществующее положение, признаваемое в соответствии с законодательством существующим и влекущее соответствующие юридические последствия. Фикции в нормативных актах выражаются словами «как бы», «как если бы», «допустим».

6. Фиктивным является начало исчисления срока для признания гражданина безвестно

7. отсутствующим или умершим);

8. правовые аксиомы (положения, не требующие в юридическом процессе доказательств –нельзя быть судьей в своем собственном деле; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; ответственность может наступить только за вину; закон обратной силы не имеет; несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение; нет преступления без указания на то в уголовном законе и др.);

9. правовые оговорки (имеющие специальную нормативно-лексическую форму положения,

которые частично изменяют содержание или объем действия нормы права и порождают определенные юридические последствия. Формы нормативного выражения правовых оговорок – те термины и логико-языковые конструкции, при помощи которых в нормативных актах

устанавливаются оговорки типа «как правило», «кроме случаев», «за исключением», «как минимум», «при необходимости», «имея в виду», «независимо от» и др.).

Эффективность и результативность законов и иных нормативно-правовых актов в большой мере зависит от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, насколько они логически связаны и последовательны, насколько единообразно применение юридических понятий и терминов. Этому способствуют правила и приемы юридической техники, которые используются законодателем в ходе подготовки нормативно-правовых актов.

Юридическая техника в реальной жизни выступает как явление подвижное, динамичное. Необходимо отметить, что уровень развития юридической техники всегда служит надежным показателем уровня развития правовой культуры общества. Несомненно также и то, что

юридическая техника не чисто техническая, прикладная проблема, а критерий определения сущности права, критерий направленности политической воли законодателя.

Правила подготовки проектовнормативных актов весьма многообразны и многочисленны. Назовем наиболее общие из них:

1) конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;

2) логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;

3) отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;

4) ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «буйнопомешанный», «исключительный цинизм» и др.;

5) отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся слов («присовокуплять», «довольствие» и др.);

6) краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.

От правил юридической техники следует отличать правила оформления нормативного акта. Это специфические и унифицированные нормы, которые фиксируют официальные реквизиты и структурные части нормативного акта. Так, все конституции всегда имеют преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят обычно из общей и особенной частей, нумерация статей в кодексе сплошная, и при включении в него новой нормы ей присваивается индекс («значок»), который не нарушает установленной нумерации.

К реквизитам нормативного акта, подтверждающим его официальный характер, относятся: дата и место его принятия, подписи должностных лиц, заголовок (полный и сокращенный), указание на адресатов юридического документа.

1. простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «исключительный цинизм» и др.;

2. отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся слов («присовокуплять», «довольствие» и др.);

3. краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.

От правил юридической техники следует отличать правила оформления нормативного акта. Это специфические и унифицированные нормы, которые фиксируют официальные реквизиты и структурные части нормативного акта. Так, все конституции всегда имеют преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят обычно из общей и особенной частей, нумерация статей в кодексе сплошная, и при включении в него новой нормы ей присваивается индекс, который не нарушает установленной нумерации.

66. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.

Правовой статус - это совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение , вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма.

Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

Правовой статус объективно отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политико-юридической системы, принципов демократии, государственных основ данного общества. Потому его нельзя правильно понять и раскрыть, не обращаясь к сущности того уклада, в условиях которого он складывается и функционирует Правовой статус - это часть, элемент общества.

Для современного юридического статуса личности в Российской Федерации характерны такие особенности, как крайняя его неустойчивость, слабая социально-правовая защищенность, отсутствие надежных гарантирующих механизмов, неспособность государственных властных структур эффективно обеспечить интересы гражданина, его права, свободы, жизнь, честь, достоинство, безопасность.

Правовой статус - это сложная , собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми.

Виды правового статуса . Различают: а) общий, или конституционный, статус гражданина;

б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан; в) индивидуальный статус; г) статус физических и юридических лиц; д) статус иностранцев, лиц без гражданства или с

двойным гражданством, беженцев; е) статус российских граждан, находящихся за рубежом;

ж)отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.;

з)профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);

и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств). Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три вида.

Общий правовой статус – это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется прежде всего Конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью.

Специальный, или родовой, статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.). Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Совершенствование этих статусов – одна из задач юридической науки.

Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Твердое знание каждым своего личного статуса, своих прав, обязанностей, ответственности, возможностей – признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.

Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, распаиваются друг на друга, на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах – гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов – множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.

Само собой разумеется, что специальные, индивидуальные и все прочие статусы не могут противоречить общему (конституционному) статусу. Напротив, они должны соответствовать ему как базовому, первичному, исходному.

Правовой статус – сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми.

В структуру этого понятия входят следующие элементы : а) правовые нормы, устанавливающие данный статус; б) правосубъектность; в) основные права и обязанности; г) законные интересы; д) гражданство; е) юридическая ответственность;ж) правовые принципы; з) правоотношения общего (статусного) типа.

Было установлено, чтоправоспособность и правовой статус – разные явления и категории. Они соотносятся как часть и целое. Правовой статус, безусловно, базируется на правоспособности, но к ней не сводится. Он шире, богаче, структурно сложнее, выступает обобщающим, собирательным понятием.


Похожая информация.


  • Юридическая техника как учебная дисциплина
    • Юридическая техника в структуре теории государства и права
    • Эволюция научных взглядов о юридической технике
    • Предмет юридической техники
    • Методология юридической техники
    • Структура курса «Юридическая техника»
    • Значение юридической техники для юриста
  • История развития юридической техники
    • Практика применения юридических технологий и наука юридической техники
    • Юридическая техника в древнем обществе (архаичное право)
      • Правоприменительная техника в древнем обществе
    • Юридическая техника в традиционном обществе (сословное право)
    • Юридическая техника в индустриальном обществе (развитое, зрелое, общегосударственное право)
      • Правоприменительная техника в индустриальном обществе
  • Понятие и виды юридической техники
    • Понятие и формы юридической деятельности
    • Юридические документы: понятие и виды
    • Понятие и структура юридической техники
      • Юридический инструментарий
    • Виды юридической техники
    • Особенности юридической техники в различных правовых семьях
      • Романо-германская (континентальная) семья права (или профессорское право)
      • Англосаксонское право (семья общего права, прецедентное право, судейское право)
      • Мусульманская семья права
      • Семья обычного права (африканское право)
      • Российская правовая система в контексте мировых семей права
  • Общие правила юридической техники (содержание юридической техники)
    • Понятие содержания юридической техники
    • Правила достижения социальной адекватности права (содержательные правила)
    • Правила обеспечения логики права
    • Структурные правила (внутренняя форма правового документа)
    • Языковые правила
    • Формальные (реквизитные) правила
    • Процедурные правила
  • Правотворчество
    • Понятие и виды правотворчества
    • Законодательство: три подхода к его пониманию
    • Требования к законодательству (критерии качества законодательства)
    • Ошибки в законотворчестве
    • Экспертиза проектов нормативных актов
    • Понятие законодательной техники и ее содержание
  • Правила формирования содержания нормативных актов
    • Требования к содержанию нормативных актов (содержательные правила)
    • Основные способы и приемы формирования содержания нормативных актов
      • Правовые дефиниции
      • Декларации
      • Юридические конструкции
      • Правовые презумпции
      • Правовые фикции
      • Правовые аксиомы и исключения
      • Иные способы формирования содержания норм правовых актов
    • Логика нормативного правового акта
      • Система логических требований (правил) в правотворчестве
      • Регламентирование всех элементов логической нормы права
    • Требования к внутренней форме нормативных актов
      • Структура нормативного акта
      • Структурные единицы текста
      • Примечание
      • Заключительные положения, приложения
    • Языковые правила
      • Система языковых (лингвистических) средств нормативных актов
      • Стиль нормативных актов
      • Символические приемы
  • Техника создания корпоративных нормативных правовых актов
    • Понятие и признаки корпоративного права
    • Принципы создания корпоративных нормативных актов
      • Специальные принципы принятия корпоративных актов
    • Особенности корпоративных актов
    • Ошибки при принятии корпоративных актов
  • Правотворческая процедура
    • Процедуры в праве
    • Требования к правотворческой процедуре
    • Планирование правотворческой деятельности: его значение и виды планов
    • Концепция нормативного акта как модель отражения социальной действительности
    • Виды правотворческих процедур
    • Процедура ведомственного правотворчества
    • Процедура принятия правительственных постановлений
    • Типы парламентов и их влияние на законотворческий процесс
    • Стадии законодательного процесса
      • Принятие закона
  • Опубликование и вступление в силу нормативных актов
    • Опубликование нормативных актов
    • Вступление нормативных актов в силу
  • Систематизация правовых актов как вид юридической работы
    • Понятие и причины систематизации
    • Причины и значение систематизации
    • Принципы систематизации
  • Правила систематизации юридических документов
    • Кодификация и правила ее проведения
    • Консолидация и правила ее проведения
    • Инкорпорация и правила ее проведения
    • Учет правовых актов
    • Компьютеризация работы по систематизации
  • Толкование как вид юридической работы
    • Понятие толкования
    • Структура толкования
    • Причины толкования
  • Техника толкования нормативных актов
    • Интерпретационная технология
    • Неофициальное толкование
    • Аутентичное толкование
    • Судебное толкование
    • Акты толкования и их особенности
  • Правила создания правореализационных юридических документов
    • Осуществление норм права
    • Правореализационные документы и техника их создания
  • Техника ведения договорной работы
    • Технико-юридические особенности договоров
      • Понятие и содержание договора
      • Типовая структура договора
    • Ведение договорной работы
      • Нормативная регламентация договорной работы
    • Стадии договорной работы
  • Правоприменение как тип осуществления права
    • Характеристика правоприменения
    • Судебная деятельность как разновидность правоприменения
  • Судебные акты и техника их составления
    • Виды судебных актов
    • Судебное решение и приговор как основные акты правосудия: общая характеристика
    • Требования к содержанию основных судебных актов
      • Обоснованность и мотивированность
      • Справедливость и полнота
    • Правила обеспечения логики основных судебных актов
    • Структура основных судебных актов
      • Структура судебного приговора
    • Языковые правила составления судебных актов
      • Стилистические правила

Юридический инструментарий

На первый взгляд, принципиальных расхождений во мнениях ученых по данному вопросу вроде бы нет. Никто не возражает, что юридическая техника - это приемы, способы и т.д. Правда, нет единого мнения, что именно относить к приемам, средствам юридической техники. Более того, некоторые авторы не видят разницы между средствами, приемами, способами и методами.

Рассмотрим эти понятия более подробно.

Средства юридической техники - это материальные предметы, объекты, с которыми в процессе проведения юридической работы производятся манипуляции для достижения поставленной цели:

  • тексты законов, которые необходимо усовершенствовать, опубликовать, систематизировать;
  • периодические издания, где публикуются нормативные акты, или средства множительной техники, используемые для их распечатки;
  • карточки, вклейки, журналы, книги, тетради, разъемные блоки, если речь идет о систематизации нормативных актов;
  • компьютеры, используемые в процессе написания судебного решения или других юридических документов;
  • фотоаппараты, применяемые для фиксации расположения предметов на месте происшествия, и т.д.

Все, относящееся к средствам, - это искусственно созданные человеком объекты, и они существуют объективно. Проще говоря, их можно потрогать руками и использовать в деятельности. Некоторые из них используются не только в правовой работе. Однако это вовсе не означает, что их надо не замечать при построении научной теории юридической техники. Тем более что в юридической практике они используются и будут использоваться.

Приемы юридической техники - это действия, способные повторяться при осуществлении чего-либо. Таков, например, прием отсылок к другому нормативному акту. Статья 264 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения. Правоприменителю предлагается обратиться к Правилам дорожного движения, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090.

Способы юридической техники - это сложная по содержанию деятельность, включающая совокупность приемов. В качестве примера можно рассмотреть конструкцию договора, которая в Трудовом кодексе РФ неоднократно используется законодателем (коллективный договор, трудовой договор и иные соглашения). Помимо определения каждого из видов договоров, в Кодексе проводится их детализация (указываются субъекты, права и обязанности и др.).

Методы юридической техники - это пути достижения цели, упорядочения правового материала или правоотношений. Например, человек, которого оскорбили, может защитить свое достоинство либо в уголовно-правовом, либо в гражданско-правовом порядке. Так, ст. 130 УК РФ формулирует понятие «оскорбление» и предусматривает в качестве одной из санкций за него взыскание штрафа. Гражданский кодекс РФ предлагает возмещение морального ущерба за оскорбление в пользу униженного гражданина.

Таким образом, указанные понятия (средства, приемы, способы, методы), составляющие содержание юридической техники, не однозначны и не синонимичны. Обобщенно их можно назвать юридическими инструментами. В соответствии с этим можно дать несколько иное определение юридической техники, где акцент делается на инструментальном подходе к юридической технике.

Юридическая техника - это совокупность инструментов ведения юридической работы и составления юридических документов.

Структура юридической техники

Первым о структуре юридической техники, т.е. делении ее на части, написал С. С. Алексеев. По его мнению, техническими средствами являются юридические конструкции, терминология ит.п., а правовой технологией следует считать способы изложения норм, например систему отсылок.

Н. А. Власенко полагает, что юридическая технология отвечает на вопрос, как делать, в какой последовательности осуществлять те или иные операции, а юридическая техника - с помощью каких приемов и средств должны осуществляться те или иные технологические операции.

Похожий взгляд на понимание того, что есть юридическая техника, сложился и у В. М. Баранова. По его мнению, говоря о юридической технике, мы имеем в виду приемы, процедуры выполнения юридической работы, поскольку правильнее говорить не о юридической технике, а о юридической технологии.

Однако вряд ли можно согласиться с таким пониманием частей структуры юридической техники.

Во-первых, и правовая конструкция, и система отсылки - это все результат интеллектуальной энергии лиц, выполняющих серьезную юридическую работу. Разница в степени сложности. В обоих случаях речь идет о навыках, об умении, о мастерстве ее выполнения. Все, что относится к процессу, правилам и процедуре выполнения работы, принято называть технологией.

Во-вторых, при таком понимании элементов структуры юридической техники за бортом остаются материальные средства, не просто облегчающие выполнение юридической работы, а делающие ее иногда невозможной или неэффективной1. В самом деле, мыслимо ли сегодня обойтись без компьютеров, проводя законодательную работу, когда требуется в связи с принятием какого-либо закона отменять или вносить изменения порой в сотни нормативных актов.

Революционную попытку переосмыслить понятие юридической техники предпринял В. Н. Карташов. Он предложил для характеристики правил выполнения юридической работы использовать вместо традиционного термина «юридическая техника» другой, по его мнению, более общий термин «юридическая технология».

Юридическая технология у него состоит из трех частей:

  1. юридическая техника - средства достижения практических целей: общесоциальные (язык, буквы, цифры, понятия, суждения, нормы ит.п.), специально-юридические (правовые понятия, конструкции, правовые предписания, нормативные акты и иные правовые явления), технические (компьютеры, фотоаппараты и т.д.);
  2. юридическая тактика - совокупность интегрированных приемов, способов и методов юридической практики или основы ее организации и планирования;
  3. юридическая стратегия - способы достижения главных, наиболее существенных и окончательных целей. Иными словами, это перспективное планирование и прогнозирование юридической практики.

Усилия В. Н. Карташова в деле разработки понятия юридической техники можно оценить только положительно. Однако не во всем с ним можно согласиться.

Во-первых, вряд ли следует включать в одну группу технические и интеллектуальные средства проведения юридической работы. Например, компьютеры и правовые конструкции - не равнозначные инструменты, используемые в юридической деятельности.

Во-вторых, юридическая тактика и юридическая стратегия - принципиально другие явления по сравнению со средствами (инструментами), составляющими юридическую технику. Их правильней назвать подходами при проведении юридической работы в зависимости от того, какая цель ставится: ближайшая или дальняя. Здесь просматривается целевой критерий разграничения этих смежных понятий. Но можно ли применять разные критерии (целевой и инструментальный) для конструирования единого правового понятия «юридическая технология»? Скорее всего, по правилам логики, категорически нельзя. В любое понятие включаются лишь однородные предметы и явления.

Обзор приведенных позиций по вопросу о структуре юридической техники свидетельствует о том, что научная мысль еще не пришла к единому мнению. У автора есть своя позиция на этот счет, которая и будет изложена ниже.

Если попытаться классифицировать юридический инструментарий, то юридическая техника обретет следующую свою структуру.

Для классификации выберем материальный критерий (т.е. возможность объективизации), или характер выраженности вовне того или иного юридического инструмента. Получается, что материальное выражение имеют только средства юридической техники.

Это и есть собственно юридическая техника (то, что делается руками человека). Все остальные аспекты юридической работы имеют нематериальный характер и относятся к умению (искусству) проводить эту сложную работу. Все это вместе (приемы, способы, методы) правильней назвать юридической технологией.

Итак, структурно юридическая техника состоит из двух частей:

  1. собственно юридическая техника;
  2. юридическая технология.

По своему удельному весу юридическая технология явно перевешивает. В правовой работе как нигде высоки не материальные, а именно интеллектуальные затраты (знания, умение, мастерство, опыт). Не случайно право как социальный институт приобрело зрелость и взяло на себя основную нагрузку по упорядочению общественной жизни лишь к концу 2-го тысячелетия н. э. (и это в Европе, развивающейся по сравнению с другими регионами мира с большим динамизмом).

Тем не менее, научная точность не позволяет отбрасывать технические средства (собственно юридическую технику), без которых юридическая деятельность крайне затруднительна.

Следует выделить два подхода к организации юридической работы: тактический и стратегический. Тактика и стратегия - это именно подходы к организации работы юриста, а не сама работа, которая осуществляется по правилам юридической техники. Поэтому включать юридическую тактику и стратегию в структуру юридической техники вряд ли справедливо.

Юридическая тактика - это линия поведения, образ действий, заключающийся в планировании юридической деятельности, ее организации для достижения поставленной цели. Например, Государственная Дума, согласившись с предложением Правительства РФ о либерализации акций Газпрома, приняла соответствующий законопроект вне очереди; судья, рассматривающий сложное дело, решает огласить резолютивную часть своего решения в зале судебного заседания, а потом составить решение по всем правилам юридической техники.

Юридическая стратегия - это совокупность принципов, общая руководящая линия, установка, направленные на достижение главной цели (долгосрочные или общие планы, прогнозы, программы юридической деятельности). К сожалению, в нашем обществе стратегический подход пока не в почете.

Государственная Дума составляет планы своей работы, в том числе на перспективу (сейчас в законодательном портфеле содержится около 500 законопроектов). Однако когда видишь, как порой проходят пленарные заседания в Государственной Думе, очень хочется спросить: не забыли ли депутаты о перспективном плане законопроектных работ? Вот почему принятие многих законопроектов откладывается и они из года в год переходят в планы на следующий год.

СРЕДСТВА ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Средства юридической техники включают: юридические средства, технические средства и графические средства (см. схему на с. 332). Рассмотрим юридические средства.

Юридические конструкции. Юридические конструкции - это способы сочетания прав, обязанностей, ответственности, льгот, поощрений, запретов и т.п. в тексте юридического документа. В качестве специального компонента в текст юридического доку­мента должны быть включены в необходимых случаях специаль­ные правовые средства, обеспечивающие его соблюдение (меры поощрения, контроля, порядок разрешения споров и т.п.).

Например, в КоАП РСФСР закрепляется следующая юриди­ческая конструкция: "проступок - наложение взыскания - испол­нение взыскания". Посмотрим, насколько полно эта конструкция изложена в различных статьях КоАП. Так, в соответствии со ст. 38 КоАП срок наложения взыскания составляет 2 месяца с мо­мента совершения правонарушения, а при длящемся правонару­шении - с момента его обнаружения. В соответствии со ст. 282 КоАП срок исполнения взыскания составляет 3 месяца с момента вынесения решения о наложении взыскания. В той же статье зак­репляется, что взыскание не подлежит исполнению, если оно не было обращено к исполнению в указанные сроки.

Что же происходит на практике? Например, вынесено реше­ние о таком взыскании, как наложение штрафа (наиболее часто встречающееся) или о взыскании в виде исправительных работ. Документы передаются по месту работы для принудительного ис­полнения, как это предусмотрено КоАП. Однако по месту работы нет возможности исполнить это постановление, так как там до­пускается существенная задержка выплаты заработной платы. В результате правонарушитель остается без негативных для него по­следствий. Таким образом, юридическая конструкция, лежащая в основе КоАП, полностью не прописана, следовательно, эффек­тивность правоприменительной деятельности снижается.

Правильное использование юридических конструкций прояв­ляется, в частности, в языковых средствах их изложения.

Например, в уголовном праве принцип законности трактуется как "на­казуемость правонарушителя" (ст. 3 УК РФ), в административном - как "воз­действие на правонарушителя" (ст. 8 КоАП). Таким образом, в уголовном праве при привлечении к ответственности используется термин "наказа­ние", в административном - "взыскание". Это наглядно видно при сопос-


тавительном анализе смежных статей Уголовного кодекса (хулиганство) и Кодекса об административных правонарушениях (мелкое хулиганство):

"... нарушение общественного порядка... - наказывается ... исправи­тельными работами..." (ст. 213 УК);

"... действия, нарушающие общественный порядок... - влекут ... ис­правительные работы..." (ст. 158 КоАП).

Юридические конструкции могут использоваться в различных видах юридических документов, хотя чаще всего встречаются в нормативно-правовых актах и договорах. Следует добавить, что в основе юридических конструкций могут лежать и принципы, и презумпции, и фикции. Однако термин "юридическая конструк­ция" является более широким.

Юридические принципы. Принципы - это основополагающие идеи, начала, лежащие в основе того или иного явления. В дей­ствующем КоАП в основу решения вопросов о привлечении к ад­министративной ответственности положен ряд принципов.

Например, в ст. 25 КоАП закреплен принцип однократности взыскания. Предусматривается, что на лицо может быть наложено только одно основ­ное административное взыскание.

Закрепление принципов осуществляется, как правило, в тек­стах нормативных актов и имеет существенное значение для пра­воприменительной деятельности, предопределяет содержание юридических документов.

Юридические презумпции. Презумпция - предположение о на­личии или отсутствии определенных фактов, связей, обстоятельств и т.п. Классическими примерами юридических презумпций явля­ются презумпция невиновности, действующая в уголовном праве, и презумпция виновности причинителя вреда, действующая в гражданском праве.

Например, в ст. 13 КоАП содержится презумпция недееспособности лица, не достигшего 16-летнего возраста. Закрепление такой презумпции существенно влияет на содержание юридического документа. В отноше­нии лица, не достигшего 16-летнего возраста, не может выть вынесено постановление о наложении административного взыскания.

Юридические фикции. Правовая фикция -т.е. несуществующее положение, признанное законодателем существующим и ставшее в силу этого общеобязательным.

Например, в соответствии со ст. 164 КоАП в случае совершения мелко­го хулиганства лицом в возрасте от 14 до 16 лет административное взыс­кание налагается на родителей или законных представителей. Фактически взыскание налагается не на правонарушителя, а на его родителей или за-


Конных представителей. Таким образом, это правонарушение совершено одним лицом, а взыскание налагается на другое. Это, конечно, отражается и в тексте постановления о наложении административного взыскания.

Необходимость фикций обусловлена тем, что они вносят чет­кость и определенность в регулирование общественных отноше­ний, в правовое положение личности.

Например, в соответствии со ст. 46 ГК РФ предусмотрена возможность объявления лица умершим. Фактически человек может быть живым. Но для упорядочения регулирования различных отношений (передача права соб­ственности, исполнение обязательств и т.п.) такое решение (о признании лица умершим) необходимо.

Употребление юридического языка. Для того чтобы адресат хорошо знал и понимал, что он должен делать и чего не должен делать, а также знал, как был применен закон к его конкретному случаю во время процесса, язык юридического документа дол­жен в целом отвечать трем условиям: он должен быть точным, ясным и достоверным. От качества текста юридического доку­мента зависит эффективность его правоприменения, степень регулирования конкретных отношений. Высокая точность доку­мента допускает повторяемость отдельных фраз (слов, словосо­четаний, терминов и т.п.) на определенных участках его текста. Безусловно, это оказывает влияние на эстетическое восприятие текста, но практический критерий должен брать верх над обще­литературными стандартами. В качестве подтверждения важнос­ти этого средства юридической техники можно привести п. 2 ст. 30 Типового договора о международном лизинге: ""Термины мужс­кого рода при соответствующей смысловой нагрузке могут быть использованы как термины женского и среднего рода, а слова, за­фиксированные в единственном числе, могут употребляться во множественном числе- и наоборот" 1 .



К сожалению, у многих авторов юридических текстов (осо­бенно этим грешат законодатели) существует ложное представ­ление о"том, что если всю нормативную идею выразить в одном предложении, то ее коммуникативные свойства возрастут. Длин­ные фразы приводят к необходимости включения сложносочинен­ных предложений, что иногда приводит к искажению смысла юридического текста. Разрыв сложных предложений на несколь­ко коротких делает текст длиннее, но этого не следует опасаться, так как основная цель - ясность, а не краткость текста.

Цит. по: Власенко В.А. Язык права. Иркутск. 1997. С. 21-22.


В качестве примера можно привести следующую фразу: "Ни учителя, ни обслуживающий персонал школы не несут никакой ответственности за школьника, который занимается опасными видами спорта на территории школы, включая любого школьника, который помогает (ассистирует) зани­маться опасными видами спорта, или любого школьника, наблюдающего за этим, который знал или должен был знать, что это опасный вид спорта, может принести вред здоровью ему или ей и что добровольно находится в месте опасности или неспособен покинуть место опасности". Хотелось бы предложить ответить на вопрос: в чем же состоят основания ответствен­ности учителя?

Эту же фразу можно изложить таким образом: "Администрация, учите­ля, обслуживающий персонал школы не несут ответственности за вред, причиненный здоровью всех лиц, занимающихся опасными видами спорта на территории школы, включая и тех, кто помогает занимающимся или на­блюдает за их занятиями".

Однако не следует впадать и в противоположную крайность, т.е. перегружать текст простыми предложениями, выстраивая их в один ряд. Это также снижает степень восприятия материала. В последнем случае целесообразно применять такой элемент юри­дической техники, как перечень или нумерация.

Технические средства, графические средства. К таким сред­ствам относятся официальные бланки, таблицы, схемы и т.п. В отдельных случаях важно качество бумаги. В некоторых регио­нах в судах действует такое негласное правило: если исковое за­явление приносит юрист, то оно должно быть напечатано; если исковое заявление приносит обычный гражданин, то документ может быть написан и от руки.

В последнее время широко используются средства офисной тех­ники. Многие предприниматели разрабатывают сами бланки для своих организаций, снабжают их не только символикой, но и во­дяными знаками. Такая "графика"" не всегда является оправдан­ной, так как утяжеляет восприятие документа. Кроме того, если требуется разместить на бланке многостраничный документ, то обычно только первый лист печатается на бланке; остальные ли­сты печатаются на обычной белой бумаге.

В некоторых зарубежных странах бланки печатаются на цвет­ной бумаге, чтобы показать важность, срочность и т.п. докумен­та. В России это не принято.

Выбор редакции
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...