Срок исполнения государственного контракта по 44 фз. Госконтракт - это что такое? Государственные контракты


С июня 2014 г. действуют изменения к ФЗ №44. Они коснулись, в числе прочего, особенностей реализации условий договора, заключенного по результатам закупок для муниципальных и госнужд. Рассмотрим далее, как осуществляется .

Общие сведения

Включает в себя совокупность мер, осуществляемых посредством взаимодействия заказчика и поставщика/подрядчика. Перечень действий определяет 94 статья нормативного акта. В него входит:

  1. Прием поставленной продукции, произведенной работы (или ее результата), предоставленной услуги, отдельных стадий указанных действий. В рамках данных мероприятий также проводится экспертиза.
  2. Оплата заказчиком продукции, услуг/работ или отдельных этапов.
  3. Взаимодействие сторон сделки при расторжении, изменении соглашения на основании 95 статьи ФЗ №44. В рамках отношений могут быть применены меры ответственности и совершены иные действия при нарушении кем-либо из участников сделки ее условий.

Обязанности сторон

Исполнение контракта по 44-ФЗ должно соответствовать определенным требованиям. В противном случае оно будет признано ненадлежащим. Законодательство в этой связи устанавливает ряд обязательств для поставщика/подрядчика:


На заказчика возлагается обязанность выполнить экспертизу результатов, принятых от подрядчика/поставщика. Данная процедура выполняется субъектом за счет собственных средств. Для проведения экспертизы могут привлекаться компетентные граждане и организации на основании договора.

Нюансы

Необходимо отметить, что исполнение контракта по 44-ФЗ предусматривает обязательное проведение экспертизы, если закупка производится у одного поставщика/подрядчика. Кроме того, Правительство может установить и иные случаи, в которых должна проводиться данная процедура. Соответствующие правила введены Законом №140, внесшим изменения в 44-ФЗ.

Возможности заказчика

Данному участнику в отдельных случаях предоставляется право не привлекать экспертов. К ним относятся ситуации, когда осуществляется закупка:

В последнем случае соответствующие работы/услуги/продукция не должны присутствовать в перечне объектов, необходимых для предоставления гуманитарной помощи, ликвидации последствий ЧС техногенного/природного характера, а использование других методов определения поставщика/подрядчика, требующих временных затрат, признано нецелесообразным.

Дополнительно

В рамках исполнения контракта по 44-ФЗ заказчик может освобождаться от обязанности привлекать экспертов также в случаях, когда производится закупка:


Освобождение от обязанности также предусмотрено:

  1. При аренде нежилого сооружения/помещения для обеспечения региональных, федеральных или муниципальных нужд, а также заказчиком, ведущим деятельность за рубежом.
  2. Если в качестве результата выполненной работы, предусмотренной договором, выступает проектная документация на объект капстроительства либо итоги инженерных изысканий, подвергнутые или не подвергнутые госэкспертизе, если она является обязательной, согласно законодательству.

по 44-ФЗ

Законодательство предусматривает возможность:

  1. Предоставления гарантии банка, соответствующей требованиям 45 статьи Закона.
  2. Внесение денег на счет, указанный заказчиком. На этом р/с должны учитываться операции со всеми средствами, которые ему поступают.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ является обязательным. Без предоставления гарантии или внесения средств договор будет считаться незаключенным. Соответствующие положения закрепляет 96 статья нормативного акта.

Исключения

Предусмотрено несколько случаев, при которых не требуется, согласно ст. 96 44-ФЗ, обеспечение исполнения контракта. Электронный аукцион является одним из таких исключений. При его проведении, несмотря на обязанность установить требование, заказчик вправе его не предусматривать. Если же оно было закреплено, то не победившим или отозвавшим в установленном порядке свои заявки участникам осуществляется возврат обеспечения исполнения контракта. 44-ФЗ в 34 статье предусматривает, что период, в который производится данная операция, определяется заказчиком.

Особенности экспертизы

Если процедура проводится силами заказчика, он может сформировать специальную приемочную комиссию. В нее должно входить не меньше 5 чел. Срок исполнения контракта по 44-ФЗ устанавливается в договоре, оформляемом победителем и заказчиком. В указанный в соглашении период производится приемка всего результата работы либо отдельных ее этапов. После проверки соответствия поставки/услуги оформляется акт. Его подписывают все члены комиссии.

Важный момент

Если результаты не были приняты, подрядчику/поставщику направляется мотивированный односторонний отказ от исполнения контракта. По 44-ФЗ расторжение договора допускается по основаниям, предусмотренным в ГК. Стоит сказать, что заказчик может принять результат работы, если выявленные комиссией нарушения он посчитает несущественными.

Оформление результатов

Итоги выполненной работы или отдельных ее этапов документируются по правилам 94 статьи Закона (ч. 9). Размещение исполнения контракта по 44-ФЗ производится в информационной системе в виде отчета. Законодательство предъявляет ряд требований к этому документу. Если проанализировать любой пример заполнения исполнения контракта по 44-ФЗ , можно отметить, что в отчете присутствуют сведения о:


Кроме данной информации, к отчетам прилагаются заключения экспертиз исполнения контрактов. Сроки размещения, по 44-ФЗ, форма документа, порядок его подготовки и опубликования в единой информационной базе по закупкам могут устанавливать органы муниципальной или регионально власти.

Термин "госконтракт" знаком практически всем и вызывает, зачастую, далеко не лучшие эмоции. Это имеет под собой основания: помимо общих норм, регулирующих правоотношения в сфере проектирования и строительства, в госконтрактах применяются еще и специальные нормы, относящиеся именно к этому виду договоров.

И если в проектах, где бюджетные средства не используются, стороны вольны согласовать любые условия договора, то в госконтрактах эта свобода существенно ограничена.

Стороны госконтракта серьезно связаны нормами закона, при его исполнении. В обычном договоре, по взаимному согласию, они могут изменить любые его условия – и срок, и стоимость, и порядок расчетов; при исполнении госконтракта какие-либо существенные изменения /практически/ исключены.

Это, с учетом большей жесткости и сложности условий госконтрактов, многократно повышает риски проектировщиков и подрядчиков. Как уже было сказано выше, во время исполнения контрактов всегда меняются какие-нибудь условия – изменяется техническое задание, исходные материалы оказываются недостоверными, срываются поставки, увеличиваются издержки.

Мы не рассматриваем здесь ситуации, когда из-за изменения различных условий, стороны не приходят к взаимоприемлемому решению – это отдельная тема. Как это ни странно, но именно фактическое согласие сторон в госконтракте на учет изменившихся условий и представляет из себя самую большую проблему:

  • во-первых, цена госконтракта, как правило, твердая и устанавливается она на основании специальных процедур, предусмотренных для госконтрактов;
  • во-вторых, твердым является и объем поручаемых Подрядчику работ.

Простое изменение этих параметров по соглашению Заказчика и Подрядчика вне рамок специальных процедур фактически бы означало игнорирование этих процедур. В реальной жизни это означает, что стороны госконтракта практически никогда не согласовывают надлежащим образом фактически произошедшие изменения в процессе выполнения работ. А ведь в каждом проекте с использованием бюджетных средств происходят существенные изменения в процессе его реализации.

В результате, при завершении работ по госконтракту, фактически сложившиеся между сторонами отношения существенно отличаются от предусмотренных условиями этого госконтракта. В такой ситуации у Заказчика есть все основания для отказа в приемке работ и, соответственно, для отказа в оплате этих работ. Чем многие очень успешно и пользуются.

Также распространенной является ситуация когда в процессе исполнения госконтракта полностью меняется персональный состав сотрудников Заказчика и вновь пришедшие, видя фактические несоответствия составов и объемов выполняемых работ, предусмотренных госконтрактом, немедленно инициируют процедуры по фиксации этих отклонений и на этом основании или разрывают госконтракт без оплаты или требуют внесения в него кабальных для Подрядчика изменений.

Следует также обратить внимание на тот факт, что отдельной проблемой госконтрактов являются различные проверки их исполнения со стороны специально уполномоченных на это госструктур. Одной из таких организаций является Счетная Палата РФ.

Объем таких проверок охватывает не только произошедшие в госконтракте изменения, но и выполнение стандартных требований при исполнении контрактов таких как надлежащее ведение исполнительной и отчетной документации, соблюдение требований по качеству работ и т.п.

То есть - те вопросы, которые в обычных контрактах могут сторонами в значительной степени игнорироваться без наступления существенных негативных последствий.

Тупик? Но других-то работ - нет

Несмотря на очень жесткие условия правового регулирования госконтрактов, постоянные изменения со стороны Заказчика и технического задания и условий выполнения, проектировщики и подрядчики имеют в своем распоряжении средства, с помощью которых они могут решить свои проблемы.

Резонным представляется вопрос: – Что всегда могут решить и любые проблемы?

Здесь как у врача – чем раньше диагностировал, тем больше шансов. Однако это вовсе не означает, что когда работы практически выполнены, а проблемы еще и не начинали решаться, то шансов практически нет. Ведь проблема закрытия госконтракта – это не только головная боль Подрядчика: Заказчику тоже нужно исполнить контракт надлежаще, чтобы не занять соседнюю камеру следственного изолятора.

Вынужденное сотрудничество Заказчика с Подрядчиком, на этом /заключительном/ этапе, позволяет решить возникшие в ходе исполнения госконтракта проблемы - с помощью согласительных процедур.

Особенностью таких процедур является то, что значительное количество внесенных изменений должно не просто подтверждаться соответствующей проектной и исполнительной документацией, согласованиями сторон, но и:

  • экспертными подтверждениями целесообразности внесения изменений;
  • экспертными подтверждениями рациональности состава и объема работ по реализации внесённых изменений;
  • экспертными подтверждениями достоверности стоимости как работ, так и материалов.

При этом - стоимость работ должна подтверждаться на соответствие государственным нормативам включенным в соответствующий федеральный реестр, а стоимость материалов – среднерыночным показателям.

Также исполнение госконтракта и внесенные изменения должны соответствовать его условиям и условиям проведенных конкурсных процедур по выбору подрядчика. Это значит: мало согласовать изменения - их нужно согласовать так, чтобы тип и форма согласования не выбивались из вышеперечисленных условий.

Обозначенный путь кажется сложным? Другого - нет. Вернее сказать: есть, но он вам не понравится личным итогом. Тюрьма - не санаторий.

Разбираясь с «кто так строит на бюджетные деньги» - мы множество раз убеждались: в освоении бюджетных средств тогда хорошо, когда никто не надеется на авось, но все делают должное.

Вместо резюме:

Если проблема появилась, но сложно понять что и как нужно предпринимать для защиты, для доказательства своей правоты - нужный опыт и знания есть у нас. У Академстройнауки .

Мы обязательно поможем.

Законодательство РФ предусматривает установление правоотношений между государственными или муниципальными структурами и частными поставщиками товаров, сервисов и работ посредством подписания особых контрактов. Данные соглашения должны заключаться в соответствии со строгими правилами, установленными в отдельных источниках права. Их подписание и исполнение характеризуется большим количеством нюансов. В чем заключается специфика правоотношений, оформляемых посредством государственных контрактов? Каким образом они заключаются?

Что может быть предметом государственного контракта?

Государственный контракт заключается в целях юридического оформления правоотношений, предмет которых — реализация товаров или оказание услуг для нужд органов власти, возникающих по причине необходимости реализации данными структурами своих полномочий. Заказчик в рамках соответствующего договора — государство, а исполнителем может быть организация, ИП или физическое лицо.

Как может выглядеть государственный контракт? Образец структуры соответствующего документа — на картинке ниже.

Контрагент по госконтракту может быть как связанным с госструктурами, так и независимым от них. В ряде случаев государственный контракт может заключаться и с иностранными субъектами, как правило, в тех случаях, когда необходимые товары или услуги орган власти не может заказать внутри страны.

Рассматриваемый тип правоотношений заключается в рамках определенных законом процедур и сроков. Изучим их специфику подробнее.

Процедура и сроки заключения госконтракта

Первый этап оформления правоотношений с участием государства и его контрагентов — составление проекта рассматриваемого контракта. Он разрабатывается непосредственно органом власти, то есть, заказчиком, а затем направляется поставщику. Если вторую сторону правоотношений устраивают то она подписывает его в течение 30 дней, после чего передает экземпляр контракта государственному органу, который разработал проект соглашения.

В ряде случаев заключение государственного контракта осуществляется после торгов в рамках процедуры размещения госзаказа для нужд органов власти. В этом случае сроки подписания соответствующего соглашения могут быть другими: договор может быть заключен не ранее, чем через 10 дней после подписания протокола торгов, но не позднее чем через 20 дней после осуществления данной процедуры.

Если поставщик не подпишет договор в сроки, определенные законодательством, то право заключения соглашения с государством передается другому хозяйствующему субъекту. Как правило, тому, который предложит следующую по степени выгоды цену в рамках торгов. При этом фирма, отказавшаяся от заключения государственного контракта, может быть внесена в реестр недобросовестных контрагентов. В этом случае соответствующая организация не сможет в течение 3 лет участвовать в торгах при госзаказах.

Заключение государственного контракта предполагает определение его условий. Изучим данный аспект подробнее.

Условия по государственным контрактам

Условия контракта, заключаемого поставщиком тех или иных товаров или услуг с государством, классифицируются:

  • на существенные;
  • на обязательные;
  • на прочие.

К первому типу условий соответствующего соглашения относятся:

  • предмет;
  • сроки;
  • стоимость поставок и порядок их оплаты.

В случае если контрагент работает по УСН, то цена контракта указывается без НДС. Если нет, то величина налога на добавленную стоимость отражается в структуре цены по контракту.

К обязательным условиям договора относятся:

  • место исполнения соглашения;
  • процедура приемки поставленного товара;
  • условия ответственности сторон правоотношений.

Как правило, государственный контракт предполагает установление порядка ответственности, в соответствии с которым государство или его контрагент выплачивают в случае неисполнения условий договора неустойку, исчисляемую с учетом действующей ставки рефинансирования Центробанка. В случае если какая-либо из сторон докажет, что неисполнение условий контракта имело место в силу форс-мажора или иной объективной причины, неустойка не уплачивается.

К прочим условиям контракта можно отнести, в частности, его обеспечение. Полезно будет рассмотреть его специфику подробнее.

Обеспечение как условие контракта

Под обеспечением в контексте такого соглашения, как государственный контракт принято понимать финансовую гарантию исполнения поставщиком товаров или услуг по госзаказу. В случае если контрагент органа власти не сможет решить поставленные задачи, то за счет обеспечения заказчик получит возможность покрыть возникшие убытки.

Основные госконтрактов:

  • банковская гарантия;
  • страхование;
  • поручительство;
  • залог.

При этом величина обеспечения в рамках государственных контрактов не должна превышать 30 % от цены поставок товаров или оказания услуг, зафиксированной в извещении об инициировании торгов.

Даже если условия контракта между государством и его контрагентом согласованы, впоследствии их, так или иначе, можно изменить. Изучим то, каким образом это можно сделать.

Изменение условий государственного контракта

Прежде всего отметим, что условия госконтракта, относящиеся к существенным, сроки, место реализации правоотношений, а также корректироваться не могут. Однако, разрешается изменять такие опции соглашения, как:

  • данные о сторонах сделки (изменения в них могут быть предопределены, к примеру, теми или иными корректировками в учредительных документах, реквизитах);
  • сведения о количестве или объеме заказанных государством товаров или услуг;
  • общая цена контракта, в случае если по инфляционным причинам при долгосрочном соглашении меняются факторы, влияющие на величину издержек поставщика.

При этом любое изменение условий государственного контракта, инициированное одной стороной сделки, должно быть принято партнером по соглашению.

Изучим теперь то, в каком порядке госконтракт прекращает свое действие.

Прекращение действия контракта

Государственный контракт (договор) может быть прекращен, если:

  • сторонами исполнены основные обязательства;
  • партнеры совместно приняли решение о прекращении правоотношений;
  • соответствующий договор аннулирован судом.

Расторгается контракт, как правило, в порядке гражданского судопроизводства. Слушание на предмет аннулирования соглашения, таким образом, инициируется одной из сторон. При этом она может обратиться в суд, только если ее партнер отказался расторгнуть контракт при наличии на то правовых оснований, или же в случае, если от контрагента не получен ответ на соответствующее предложение в установленный срок — по договору или по законодательству.

Государственный и муниципальный контракт — инструмент документального оформления правоотношений, который регулируется положениями ст. 72 БК РФ, а также принятого 05.04.2013. Рассмотрим особенности законодательного регулирования процедуры заключения госконтрактов подробнее.

Законодательное регулирование государственных контрактов: статья 72 БК РФ

Итак, в числе ключевых источников права, юрисдикция которых распространяется на предприятия, участвующие в правоотношениях в рамках государственных контрактов — Бюджетный кодекс. В соответствии с положениями статьи 72 БК РФ закупки различных товаров, работ или сервисов в целях обеспечения потребностей государственных или же муниципальных органов власти осуществляются в формате контракта, который:

  • заключается по товаров, сервисов или работ;
  • формируется в соответствии с установленными нормами права;
  • оплачивается при соблюдении лимитов в рамках бюджетных обязательств, что установлены в законодательстве.

БК РФ выделяет отдельную категорию соглашений — госконтракты на предмет поставок тех или иных товаров для Вооруженных сил России в рамках программ, которые утверждаются президентом РФ. Данные договоры могут заключаться при условии оплаты поставок в пределах денежных средств, которые определены условиями соответствующих программ.

В БК РФ также сказано о том, что государственный контракт на оказание услуг или же выполнение работ при длительности цикла реализации, превышающей срок действия лимитов в рамках бюджетных обязательств, может оплачиваться в пределах величины денежных средств, которые определены посредством решений, принимаемых органами власти в порядке, определенном положениями БК РФ.

В случае если предмет госконтракта — поставка товаров в рамках срока, который превышает срок действия лимитов бюджетных обязательств, то соответствующие соглашения могут заключаться с учетом норм права, регулирующих правоотношения в контрактной системе закупок тех или иных товаров.

Законодательное регулирование госконтрактов: ФЗ № 44

Следующий важнейший источник права, определяющий то, каким образом осуществляется заключение государственного контракта — ФЗ № 44. Рассматриваемый закон вступил в силу с 1 января 2014 года. До этого госзакупки регулировались другим источником права — ФЗ № 94, принятый 21.07.2005. Различия между соответствующими законами существенные.

Так, можно отметить, что в новом федеральном законе используется термин «контракт», как отмечают некоторые юристы, в качестве основного, как альтернативный понятию «договор». Госконтракт в соответствии с ФЗ № 44 определяется как договор, который заключен от имени РФ, государственного или муниципального субъекта для обеспечения тех или иных нужд. Собственно, данное определение мы уже рассмотрели в начале статьи.

Новый федеральный закон, как считают эксперты, были принят с целью:

  • повышения прозрачности сделок в сфере госзакупок;
  • снижения уровня коррупции при выстраивании правоотношений между государством и его контрагентами;
  • повышения эффективности, рациональности расходования средств государства при различных закупках.

Основное преимущество ФЗ № 44 — создание правовой среды, в рамках которой правоотношения между госструктурами и их контрагентами предварительно планируются, а исполнение государственного контракта довольно строго контролируется.

Рассмотрим основные новшества в части законодательного регулирования госконтрактов по ФЗ № 44 подробнее.

Заключение контрактов по ФЗ № 44: основные нововведения

В числе наиболее примечательных нововведений по ФЗ № 44 — необходимость учреждения в госструктурах специальных служб, обеспечивающих законность заключения рассматриваемых соглашений. В состав данных служб должны входить компетентные специалисты в области госзакупок, которые способны выстраивать соответствующие правоотношения с контрагентом по закону, содействовать лучшему пониманию их специфики со стороны партнеров. ФЗ № 44 предписывает государственным и муниципальным структурам учреждать службы, о которых идет речь, если цена государственного контракта составляет более 100 млн рублей.

Следующее нововведение по ФЗ № 44 заключается в установлении обязательства для органов власти, которое заключается в осуществлении долгосрочного планирования закупок. ФЗ № 94 предписывал составлять годовые планы. Новый закон обязывает заказчика формировать также дополнительные планы на 3 года.

Что касается действующих графиков закупок, то они должны в соответствии с ФЗ № 44 публиковаться в Единой информационной системе или ЕИС, и это еще одно нововведение по рассматриваемому федеральному закону. Данная инфраструктура предназначена, прежде всего, для организации тендеров. Но посредством ЕИС можно также ознакомиться с планами закупок, данными по исполнению действующих контрактов, динамикой по ценам, предложениями от различных участников рынка.

Можно отметить, что наряду с ЕИС существует ряд иных информационных баз, которые доступны для участников контрактов и иных заинтересованных лиц. В частности, есть онлайновый реестр государственных контрактов — ключевой ресурс, в котором отражаются данные о потребностях госструктур, фактических поставках по различным регионам РФ, сведения об источниках финансирования тендеров.

Еще одно важнейшее нововведение по ФЗ № 44 — стимулирование снижения в сфере госзакупок уровня демпинга. В соответствии с нормами, введенными рассматриваемым источником права, фирма, намеревающаяся заключить государственный контракт поставки товаров, сервисов или работ, и предлагающая цену на 25 % ниже той, что предложена изначально, должна подробно обосновать данную скидку, а также предоставить доказательства того, что качество поставок окажется на достаточном уровне. Кроме того, демпингующее предприятие должно будет предоставить обеспечение госконтракта в размере, который в полтора раза превышает тот, что приведен в тендере. Только в этом случае данная фирма сможет участвовать в конкурсе на заключение госзакупок.

Поставщик, который подписал соглашение с государством и выполнил свои обязательства по нему, прежде чем оформлять акт сдачи-приемки должен провести экспертизу на предмет соответствия поставленных товаров или сервисов условиям контракта, сформировать отчет о проведенной работе, а также опубликовать данный документ в ЕИС. Данное требование также относится к важнейшим нововведениям по ФЗ № 44.

Изучим теперь ряд практических нюансов, характеризующих заключение государственных контрактов. В частности, полезно будет подробнее рассмотреть то, каковы особенности подписания соответствующих соглашений.

Подписание госконтрактов: нюансы

Работа по государственному контракту может быть инициирована тем или иным хозяйствующим субъектом посредством:

  • участия в торгах (данный механизм мы уже рассмотрели выше);
  • запроса специальных котировок, как метода, альтернативного первой схеме.

Задействование обоих механизмов предполагает соблюдение участниками рассматриваемых правоотношений ряда сроков, установленных законодательством. Так, если фирма намеревается участвовать в торгах, то она должна подключиться к ним после того, как на сайте торгов будут опубликованы протоколы по перспективным контрактам, но не ранее, чем через 10 дней после этого и не позже чем через 20 дней. Об этом мы уже сказали выше.

Второй механизм, в свою очередь, предполагает запрос котировок не ранее, чем через 7 дней после размещения на сайте котировок протокола, а также получения оценок заявок на госконтракты, но не позже, чем через 20 дней, следующих за датой, которая отражена в протоколе. В определенный законом срок государственного контракта хозяйствующий субъект вправе обжаловать результаты участия в тендере. Соглашение становится действительным только с того момента, когда оно будет подписано заказчиком и поставщиком.

Как мы отметили выше, в предусмотренных законом случаях договор может быть аннулирован. Чаще всего право на расторжение госконтракта у какой-либо из сторон возникает, если контрагент уклоняется от исполнения своих обязанностей. Следующий нюанс взаимодействия госструктур и их контрагентов, который мы можем подробнее рассмотреть — исполнение государственного контракта.

Исполнение госконтракта: нюансы

На что можно обратить внимание в части правовых норм, регулирующих данный аспект правоотношений с участием государства и его контрагента?

Важнейший нюанс в данном случае заключается в том, что условия по контракту должны быть исполнены, если иное не обусловлено объективными причинами, сущность которых хозяйствующий субъект может разъяснить. То есть, если какая-либо из сторон не выполнит своих обязательств, то должна будет уплатить неустойку, если не сможет подтвердить, что недоработка обусловлена форс-мажором или иными обстоятельствами. Главное - подготовить доказательства того, что препятствия к исполнению условий контракта возникли без участия хозяйствующего субъекта, и не могли быть устранены по его желанию.

Следующий важнейший аспект правоотношений, о которых идет речь — обеспечение государственного контракта. В чем заключаются основные его нюансы?

Гарантии по госконтрактам

Главное назначение обеспечения госконтрактов — компенсация издержек какой-либо из сторон правоотношений, возникших по причине неисполнения контрагентом условий по договору. Как правило, подобный сценарий возникает, если у него по каким-либо причинам отсутствуют в необходимом объеме денежные средства для покрытия расходов в рамках исполнения контракта.

Кроме того, поставщик может задействовать обеспечение для того, чтобы другая сторона не считала контрагента уклоняющимся от выполнения условий по договору. В соответствии с законодательством оно может быть представлено разными ресурсами. К наиболее востребованным относятся банковские гарантии. Они бывают двух видов.

Во-первых, это по которым поставщик получает денежные средства, которые позволяют ему исполнить государственный контракт. Во-вторых, есть соответствующий тип ресурса, который обеспечивает возврат фирмой полученного аванса, который, как правило, предусматривается госконтрактом. Величина обеспечения государственного контракта может быть разной. Типичный ее размер составляет порядка 30 % от стоимости госконтракта. В некоторых случаях стороны правоотношений устанавливают показатель существенно более низкий — например, 10 %.

В случае если поставщик по контракту успешно выполняет условия, предусмотренные соглашением, то банковская гарантия должна быть возвращена хозяйствующему субъекту, который ее предоставил.

Можно отметить, что, наряду с таким источником, как реестр государственных контрактов, о котором мы сказали выше, законодательство РФ предусматривает создание еще одной масштабной информационной базы в рамках правоотношений с участием госструктур и их контрагентов. Речь идет о Он представлен онлайновым ресурсом, на котором можно ознакомиться со сведениями о том, какие гарантии установлены для тех или иных государственных контрактов. Если тот или иной вид обеспечения не отражен в соответствующем реестре, то он считается недействительным. Заказчик вправе не заключать договор с исполнителем до тех пор, пока информация по предъявленной им гарантии не будет внесена в единый реестр.

Госконтракт - это возможность заключения соглашения компании с государством о реализации определенных услуг либо товаров, предназначенных для нужд власти.

В качестве основного заказчика в рамках подобного договора выступает государство, а исполнителем является физическое лицо, индивидуальный предприниматель либо какая-то организация.

Особенности процедуры

Госконтракты, по 44 ФЗ, имеют определенную структуру, могут быть связаны с государственными организациями и с отдельными компаниями. В некоторых случаях допускается заключение подобного соглашения и с иностранными субъектами, например, если у государства нет возможности найти необходимые товары внутри страны. Госконтракт - это способ осуществления определенных действий. Например, возведение сооружений, реализация продуктов питания - все эти действия в рамках заключенного соглашения происходят на абсолютно законных основаниях.

Этапы осуществления сделки

Госконтракт - это определенная последовательность действий, которая предполагает несколько этапов, каждый из которых имеет некоторую продолжительность. Проанализируем специфику каждого из них, чтобы понять принцип заключения такой сделки.

На первом этапе осуществляется оформление правоотношений между контрагентом и государством. Именно на этой стадии осуществляет непосредственное составление будущего проекта. Его разработка осуществляется органом власти, который выступает в качестве основного заказчика. Готовый вариант проекта представители властных структур направляют поставщику товаров или услуг. В том случае, если вторая сторона в полном объеме удовлетворена условиями договора, происходит заключение госконтракта. Подписание соглашения осуществляется в срок до 30 дней, далее происходит передача экземпляра договора контракта государственному органу, в задачу которого будет входить разработка проекта соглашения.

В некоторых ситуациях исполнение госконтрактов возможно только на основании результатов торгов. В таком случае сначала осуществляется размещение заказа на официальном сайте государственных структур, далее проводится конкурс. Победитель получает право на подписание соответствующего соглашения с представителями властных структур.

Ограничения по совершению сделки

Существуют определенные ограничения по подобным сделкам. Контракт можно заключать только через десять дней после подписания протокола проведенных торгов, но не позднее чем через 20 дней после проведения процедуры. В том случае, если поставщиком не будет подписан соответствующий договор в установленные законодательством сроки, право на заключение соглашения с представителями власти переходит иному хозяйствующему субъекту.

Госконтракт - это способ частного поставщика заявить о себе, своей деятельности на уровне государства. Победителем становится та фирма, которая предложит наиболее выгодные условия сделки в рамках проводимых торгов. Компания, которая отказывается от заключения государственного контракта, заносится в специальных реестр ненадежных контрагентов. В таком случае компанию лишают права на протяжении трех лет участвовать в госзаказах и торгах.

Условия заключения государственного контракта

Существует разделение условий, связанных с заключением сделки между поставщиком услуг или товаров и представителями государственных структур, на несколько видов:

  • обязательные;
  • существенные;
  • прочие.

К первой группе относятся те условия, которые связаны со сроком, стоимостью, предметом, порядком оплаты. Если контрагент осуществляет свою деятельность по УСН, в таком случае контракт не включает НДС. В противном случае размер налога на добавленную стоимость указывают в составе стоимости по заключаемому контракту.

Среди обязательных условий контракта выделяют: место выполнения работ, процедуру принятия товара, ответственности сторон. Например, оговаривается казначейское сопровождение госконтрактов. В том случае, если контрагент нарушает условия сделки, он вынужден будет выплатить неустойку государству, которая исчисляется в полном соответствии со ставкой рефинансирования Центробанка, действующей на тот временной промежуток.

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2017 году позволило усилить контроль подобных сделок, не допускать траты государственных денег.

Если одной из сторон договора удастся доказать, что причиной невыполнения условий, указанных в контракте, стали объективные причины, какие-то форс-мажорные обстоятельства, в таком случае сторона договора не будет выплачивать неустойку.

Прочие условия сделки

Прочими условиями считают обеспечение контракта. Под ним понимают финансовую гарантию выполнение поставщиком услуг либо товаров по заключенному государственному контракту. Как осуществляется сопровождение? Госконтракт предполагает участие третьей стороны, в задачу которой входит проверка соблюдения условий сделки обеими сторонами. В основном в качестве такого стороннего наблюдателя выступает именно казначейство, являющееся гарантом финансовой стороны соглашения.

Если контрагент властного органа не сумеет решить задачи, поставленные в контракте, в таком случае у заказчика появляется возможность возместить убытки, возникшие из-за подобной ситуации.

Виды обеспечения государственных контрактов

В качестве основных видов рассматривают страхование, залог, поручительство, а также банковские гарантии. Если рассматривать величину обеспечения в границах государственного контракта, то она не должна быть больше тридцати процентов от стоимости оказываемых услуг, поставляемых товаров, что обязательно фиксируется в извещении о начале торгов.

Способы изменения условий сделки

Даже при условии согласования государственного контракта между контрагентом и государством, существует возможность их изменения в последующей совместной деятельности. Например, может быть изменено место реализации установленных правоотношений, скорректированы сроки реализации сделки.

При этом неизменными остаются вопросы, касающиеся стоимости контракта. Только при существенной инфляции рассматривается вопрос о досрочном прекращении контракта, а также об изменении условий его реализации. Важным условием изменения условий по такому соглашению является принятие новых условий сделки вторым партнером.

Причины для прекращения контракта

Есть определенные условия, при соблюдении которых можно прекратить заключенный государственный контракт. Например, это допускается в том случае, когда обе стороны приняли решение о прекращении правоотношений. Кроме того, сделка завершается в том случае, если контракт был аннулирован по судебному решению.

В этом случае в качестве инициатора о расторжении договора выступает одна из сторон контракта. Например, если контрагент не выполнил обязательства, которые были изложены им в договоре, в установленные сроки, либо выполнил их в неполном объеме, в таком случае у второй стороны (заказчика) есть право на аннулирование сделки в судебном порядке.

Заключение

Муниципальный и государственный контракты являются инструментами, позволяющими документально осуществлять оформление правоотношений между компаниями и государством. В российском законодательстве существует ряд статей, которые регламентируют процесс заключения сделки между частными компаниями и государственными органами, а также указана ответственность за нарушения условий договора.

Все чаще выявляются нарушения в порядке заключения государственных контрактов, выявляются многочисленные финансовые махинации. Для того чтобы бороться с недобросовестными контрагентами, а также осуществлять профилактику коррупционных действий со стороны представителей государственных органов, в нашей стране была существенно ужесточена ответственность за нарушения условий госконтрактов.

Этап исполнения контракта - это отдельные части выполнения обязательств, начиная от заключения госконтракта и заканчивая публикацией отчета об выполнении. Этапы есть не только в госконтракте. Например, во внешнеторговой деятельности первостепенными становятся основные этапы реализации экспортного контракта. В контрактной системе в процессе внутренних закупок ситуация отличается. Из статьи узнаете как работать на разных стадиях исполнения госконтракта.

Из каких стадий состоит исполнение

Любой договор исполняется поэтапно. Рассматривая весь процесс исполнения госконтракта, можно выделить следующие фазы:

  1. Выполнение контрагентом обязательства по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
  2. заказчиком результатов, в том числе .
  3. Действия по изменению условий.
  4. Действия по расторжению.

Где и как отображается в ЕИС

В ЕИС первые три пункта из этого списка отображаются со статусом «Исполнение». Выполненная закупка имеет наименование «Завершено». Если происходит расторжение, заказ отображается со статусом «Прекращено». Отмена реестровой записи помечается как «Аннулирован».

Нередки случаи, когда в ЕИС неверно отображается статус заказа. К примеру, неисполненный договор помечен как «Исполнение завершено». Возникает вопрос, как вернуть контракт на этап исполнения контракта. Для этого в блоке «Сведения об исполнении (прекращении действия) контракта», закладке «Документы» карточки договора следует отменить редакцию, выбрав в контекстном меню функцию «Отметить как недействительные».

В ЕИС можно увидеть все этапы исполнения контракта по 44 ФЗ, пример взят из реестра:

Как завершить этап

К примеру, Минфин России (письмо от 15.09.2017 № 24-03-07/61189) полагает, что обязанность по размещению отчета в силу требований пп «б» п. 3 Постановления № 1093 возникает у заказчика после оплаты, в том числе частичной приемки вне зависимости от установления этапов в договоре. При этом Минфин сообщил, что рассмотрит вопрос об упрощении порядка размещения отчета, ведения РК, исключив необходимость размещения дублирующей информации в ЕИС.

Аналогичной позиции придерживалось Минэкономразвития (письма от 31.08.2015 № Д28и-2474, от 01.06.2015 № Д28и-1434, от 30.11.2015 № Д28и-3467, от 27.10.2015 № Д28и-3124). Казначейство России письмом от 30.05.2014 № 42-5.7-09/5 указало на необходимость составления отчета после каждой оплаты, однако учло тот факт, что требования о направлении в РК информации после каждого подписания акта приемки 44-ФЗ и иными нормативными актами не установлено.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...