Субъекты административно-правовых отношений. Административно-правовые отношения Участниками каких административных правоотношений являются ваши родители
1. Теория вопроса.
2. Физические лица как субъекты административных правоотношений.
3. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления как субъекты административных правоотношений.
4. Общественные объединения и их административно-правовой статус.
1. Субъектами административного права признаются лица и организации, которые в соответствии с установленными действующим законодательством нормами могут выступать участниками (сторонами) административных правоотношений. По российскому административному законодательству ими являются:
· граждане России;
· иностранные граждане и лица без гражданства;
· государственные органы, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и иные государственные организации;
· общественные (негосударственные) объединения;
· служащие государственных органов и организаций, общественных (негосударственных) объединений;
· представители общественных формирований, наделенные административными обязанностями и правами.
Как видно, субъектами административно-правовых отношений могут быть индивиды и организации. При этом они объединены одним общим для них свойством - обладанием административной правосубъектностью, позволяющей различать момент, с которого субъекты становятся элементами административно-правовых отношений:
♦ российские граждане - с момента рождения;
♦ иностранные граждане и лица без гражданства - с момента пересечения ими государственной границы РФ, т.е. нахождения под ее юрисдикцией;
♦ юридические лица - с момента образования (регистрации) их в установленном порядке;
♦ государственные и общественные (негосударственные) служащие - с момента назначения их на соответствующую должность.
2. Административно-правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которая состоит из административной правоспособности и дееспособности.
Административная правоспособность - это признаваемая законом возможность гражданина быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Правоспособность возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.
Административная дееспособность граждан - это способность личными действиями приобретать права и обязанности административно-правового характера, осуществлять их, а также нести личную ответственность за совершенные правонарушения. Дееспособность в полном объеме возникает по достижении 18 лет.
Права и обязанности граждан в сфере государственного управления закреплены Конституцией РФ. В административно-правовой литературе их подразделяют на две основные группы: статутные и адекватные. Статутные указывают на положение гражданина в социальной структуре страны. Они не связаны с какими-либо сферами общества и имеют универсальное значение; К этой группе относятся: право на жизнь, на пользование родным языком, запрет на принудительный труд и др. Адекватные права и обязанности связаны с теми сферами, в которых эти права и обязанности могут реализоваться. К этой группе относятся: личные права и обязанности, социально-экономические, социально-культурные и социально-политические.
Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются следующие права и свободы. Во-первых, право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Это право, в свою очередь, закреплено правом избирать и быть избранным в центральные и местные органы самоуправления. Во-вторых, право граждан на объединение, включая право на создание профсоюзов. В-третьих, право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
Помимо прав, граждане имеют ряд обязанностей. К ним относятся обязанности платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду; сохранять природные богатства; защищать Отечество; соблюдать Конституцию РФ и законы страны. Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм.
3. Органы исполнительной власти - это учреждения, созданные для осуществления государственной власти и наделенные государственно-властными полномочиями. Органы исполнительной власти являются субъектами именно исполнительной ветви власти, призванные обеспечить ее формальную и фактическую реализацию.
Органы исполнительной власти делятся на федеральные и местные. Такое деление осуществляется в соответствии с федеративным государственным устройством.
Более детальным является деление органов исполнительной власти по организационно-правовым формам. Это правительство, министерства, государственные комитеты, главные управления, инспекции, агентства, администрации краев, областей и т.д., мэрии и др.
По характеру компетенции органы исполнительной власти делятся на:
Органы общей компетенции - например, правительства и администрации субъектов Федерации. Они обеспечивают экономическое и социально-культурное развитие в отраслях и сферах управления на подведомственной территории.
Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственной отраслью.
Органы межотраслевой компетенции осуществляют руководство несколькими отраслями и сферами управления.
Органы внутриотраслевой компетенции функционируют в рамках отраслей на конкретных участках деятельности.
По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются коллегиальные и единоначальные органы. В коллегиальных органах решения принимаются большинством членов при персональной ответственности руководства. Соответственно в единоначальных органах право принимать решения принадлежит возглавляющему данный орган руководителю.
Система органов исполнительной власти в РФ построена на основе принципов:
Принцип федерализма обусловлен государственным устройством России. Существуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов.
Принцип сочетания централизации и децентрализации тесно связан с принципом федерализма. Централизация вытекает из единства федеративной системы. Децентрализация означает закрепление законодательством полномочий за тем или иным органом.
Принцип законности проявляется в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и изданные на ее основе законы и подзаконные акты.
Основными звеньями системы федеральных органов исполнительной власти являются Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, среди которых федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. В систему субъектов административных правоотношений входят также органы местного самоуправления.
4. Общественное объединение - это добровольное некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан. Основанием для формирования объединения являются общие интересы или общие цели, указанные в уставе общественного объединения. Характерными признаками объединений является то, что все они образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе; они не обладают государственно властными полномочиями; действуют от своего имени; не являются коммерческими организациями.
В зависимости от территориальной сферы деятельности общественные объединения делятся на общероссийские, действующие на территории более половины субъектов Федерации; межрегиональные, действующие на территории менее половины субъектов Федерации; региональные, действующие в пределах территории одного субъекта Федерации; местные, действующие в пределах территории органа местного самоуправления.
Более подробной является классификация общественных объединений в зависимости от их организационно-правовых форм:
Общественные организации - создаются на основе совместной деятельности для достижения целей, определенных уставом, и защиты общих интересов постоянных членов организации. Членами общественных организаций могут быть как физические, так и юридические лица.
Общественные движения - это массовые общественные объединения без постоянного членства. Они преследуют социальные, политические и общественные цели.
Общественные фонды - это не имеющие членства некоммерческие общественные объединения. Целью фондов является формирование имущества на основе добровольных взносов и использование полученных средств на общественно полезные цели.
Общественные учреждения - это общественные объединения, созданные для оказания конкретного вида услуг, без постоянного членства.
Органы общественной самодеятельности создаются для решения социальных проблем, возникающих у широкого круга граждан по месту жительства, работы или учебы. Эти органы не имеют постоянного членства.
Все перечисленные общественные объединения могут создавать союзы (ассоциации), которые, в свою очередь, образуют новые общественные объединения.
Основным требованием к общественным объединениям является запрет на преследование незаконных целей, на деятельность, идущую во вред здоровью и интересам граждан.
Формами взаимодействия между государством и общественными объединениями является согласование либо участие в объединении и решении вопросов. Общественные объединения вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; представлять и защищать свои права в органах государственной власти; участвовать в митингах, собраниях, демонстрациях. Общественные объединения не могут самостоятельно заниматься правотворчеством, но участвуют в этом процессе в пределах, установленных законом. Самым известным и распространенным видом общественных организаций являются профсоюзы.
Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками , т. е. решают задачи и осуществляют функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривают дела о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, строительстве, сфере общественного порядка и т. д.
Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.
Субъект административного права — это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.
Субъект административного права — это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу- обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. Например, гражданин может оспорить принятое органом исполнительной власти постановление в суде, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может не оспаривать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии достаточных оснований возбудить производство по делу об административном правонарушении; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны.
Субъекты административного права — реальные участники административно-правовых отношений, — обладая административно-правовым статусом, участвуют в организации публичного управления (государственного и муниципального), в управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах). Однако административно- правовой статус раскрывается и в отношениях между органами управления и гражданами, а также другими субъектами права. Следовательно, административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности.
В качестве принципиального положения следует отметить, что субъекты административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:
- в организационно-управленческом праве (отношения по общей организации управления в различных отраслях и сферах управления);
- управленческом процессе, т. е. в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и применения иных административно-правовых форм и методов;
- административном процессе, т. с. в системе отношений по поводу обеспечения судебной зашиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц;
- административно-деликтном праве, т. е. в процессе отношений, возникающих при применении мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.
В специальной литературе различаются индивидуальные и коллективные субъекты административного права.
Индивидуальными субъектами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления. Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).
К индивидуальным субъектам административного права относятся также государственный служащий или должностное лицо. Они занимают государственные должности в государственных органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с указанными органами; их статус одинаковым образом регламентирован нормативными правовыми актами; они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государствен- но-властные полномочия; выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов (при этом они — индивидуальные субъекты права).
Коллективные субъекты административного права — это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.
К числу коллективных субъектов административного права относятся создаваемые в течение нескольких последних лет государственные корпорации. Правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации государственных корпораций определяются федеральными законами. Например, Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-Ф3 «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» устанавливает, что данная организация по организационно-правовой форме является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией. Целью корпорации является осуществление управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организации эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, а также для развития г. Сочи как горноклиматического курорта.
Правоспособность и дееспособность субъектов административного права
Субъект административного права всегда является субъектом права. Одни и те же субъекты права могут одновременно быть субъектами различных отраслей права, в том числе публичного административного права, иными словами, один и тот же гражданин может быть субъектом как гражданского, так и административного или уголовного права. Суть соответствующих правоотношений раскрывается через понятие правоспособности, ее характер, содержание и объем.
Административная правоспособность и административная дееспособность — главные составляющие ааминистративно-правового статуса субъектов административного права. В отличие от частного права (гражданского законодательства), нормативно устанавливающего понятия гражданской право- и дееспособности, в административном праве термин «административная правосубъектность» лишен правового регулирования и анализируется учеными в целях выяснения правовой природы и общих вопросов административно-правового статуса участников административно-правовых отношений.
Правоспособность субъекта сочетает его юридические права и обязанности; она традиционно представляет собой способность конкретного лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Административная правоспособность — вид обшей правоспособности субъекта права. Последняя представляет собой установленную законодательством и гарантированную государством возможность конкретного субъекта права (гражданина, государственного органа, государственного служащего, должностного лица, хозяйственного общества, некоммерческой организации и т. д.) вступать в различные правоотношения. Правоспособность — это возможность приобретать соответствующие права и исполнять обязанности, совершать действия и принимать решения, возбуждать административные производства и рассматривать дела об административных правонарушениях, нести ответственность в случае нарушения правовых норм и несоблюдения установленных законом требований. Таким образом, правоспособность служит условием возникновения реальных правоотношений, предпосылкой приобретения каждой из сторон этих правоотношений конкретных прав и обязанностей. Реализация прав и обязанностей субъекта административного права обеспечивается наступлением юридических фактов, образующих правоотношения. Правоспособность субъекта права создает возможность применения к нему юридической (в том числе административной) ответственности.
Административно-правовые отношения возникают тогда, когда субъекты (участники) этих отношений имеют административную правоспособность, т. е. обладают необходимым объемом прав и обязанностей, создающих основу для их вступления в правоотношения. Каждый участник административно-право- вых отношений, наделенный законодательством конкретными правами и обязанностями, может рассматриваться в качестве субъекта административного права.
Специфика любой накладывает отпечаток на содержание административной правоспособности. Изменение административного законодательства также вносит коррективы в сущность административной правоспособности. Каждый субъект административного права имеет особую административную правоспособность. Например, административная правоспособность гражданина отличается от административной правоспособности организаций, органов исполнительной власти, общественных объединений и иных организаций.
Вместе с тем реализацию правоспособности как физических, так и юридических лиц (например, органов исполнительной власти) невозможно представить без волеизъявления самого физического лица либо представляющего орган публичного управления должностного лица. Проявленная воля субъекта по использованию прав и исполнению обязанностей способствует наполнению правосубъектности юридическим содержанием. Таким образом, административная правоспособность — это потенциальная возможность субъекта воспользоваться установленными для него правами, свободами, а также исполнить обязанности, осуществить компетенцию и полномочия. С практической точки зрения правоспособность субъекта административного права создает лишь предпосылки для реализации его правового статуса. Иначе говоря, правоспособность характеризует субъекта права как лицо, которое может воспользоваться при наличии соответствующих условий конкретными правами, свободами и на которое можно в действительности наложить обязанности (запреты, ограничения), а также привлечь к юридической ответственности.
С одной стороны, все субъекты административного права имеют свой особый административно-правовой статус. Поэтому, как и ранее, современные учебники административного права в разделе «Субъекты административного права» содержат материал об административно-правовом статусе граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций (государственные и негосударственные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные объединения, религиозные объединения).
С другой стороны, все субъекты административного права обладают общими чертами, характеризующими их административную правоспособность. Как общие, так и специфические признаки обусловлены предметом административного права и методом административно-правового регулирования. Можно выделить такие признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов административного права, как:
- управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности: субъекты административного права неразрывно связаны с исполнительной властью, они осуществляют государственное управление, различные функции публичного управления (для всех субъектов административного права);
- наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права, способствующих формированию организационных связей и отношений в системе публичного управления (для всех субъектов административного права);
- юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права (для органов исполнительной власти и должностных лиц);
- реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения (для специальных субъектов права, наделенных соответствующими полномочиями);
- обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане (для всех субъектов административного права);
- юридические гарантии рассмотрения возникшего в системе публичного управления правового спора в административном или судебном порядке в рамках установленных процессуальных правил (для всех субъектов административного права).
Субъекты административного права, имеющие установленный административно-правовыми нормами правовой статус, становятся участниками административно-правовых отношений тогда, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность. Таким образом, субъекты административного права наряду с административной правоспособностью должны обладать и административной дееспособностью, т. е. иметь возможность реализации принадлежащих им прав в области публичного управления. Под административной дееспособностью физического или юридического лица понимается их способность своими решениями и действиями (бездействием) приобретать и осуществлять права, создавать для себя и иных лиц обязанности, исполнять их и обеспечивать права и свободы граждан.
Административная дееспособность имеет активное и творческое начало, позволяющее осуществить нормативно установленную за субъектом административного права правосубъектность, т. е. использовать принадлежащие субъекту права и свободы, полномочия и компетенцию, обеспечивать законность в сфере публичного управления, исполнять управленческие функции, применять административно-правовые формы и методы управления, меры административного принуждения. Дееспособность — это важнейшее условие реализации субъектами принадлежащих им прав и свобод, а также исполнения установленных обязанностей.
Административная дееспособность предполагает способность физического лица или представителя государственной администрации осознавать и правильно оценивать свои действия, имеющие правовое значение, руководить ими и гарантировать законность их применения. Дееспособность состоит из таких элементов, как способность лица: самостоятельно реализовывать принадлежащие ему (гражданину, иностранцу, лицу без гражданства) права; осуществлять установленную компетенцию и принимать правовые акты управления; применять меры административного принуждения; признавать, гарантировать и защищать права и свободы граждан; нести правовую ответственность за вред, причиненный гражданам, государственному органу или юридическому лицу; нести в случае совершения административного или дисциплинарного правонарушения (проступка) соответственно административную или дисциплинарную ответственность (административная деликтоспособность). В последнем случае деликтоспособность — часть дееспособности. Субъект административного права имеет возможность (способен) принять на себя установленные законом меры административной или дисциплинарной ответственности, т. е. терпеть отрицательные последствия совершенного правонарушения (личного, имущественного или иного характера).
У разных субъектов административного права административная дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Административное законодательство закрепляет сам факт наличия и объем дееспособности субъектов административного права в зависимости от различных критериев:
- возраста (административная ответственность физических лиц наступает при достижении лицом 16 лет);
- должностного положения (государственно-властные полномочия могут осуществлять только уполномоченные специальными правовыми нормами субъекты);
- правового режима осуществления права и исполнения обязанностей (например, в условиях чрезвычайного положения права граждан могут быть ограничены);
- результатов проведения соответствующих регистрационных или иных административных процедур (например, некоторые организации — субъекты административного права — приобретают реальную возможность осуществлять деятельность только после государственной регистрации их уставов или после получения лицензии (иного разрешения) на занятие определенной деятельностью).
Правовые основания для приобретения административной дееспособности устанавливаются в нормативных правовых актах.
Правовые отношения возникают в процессе реализации правовых норм, которые содержат общеобязательные государственные предписания. Общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегулированные административно-правовыми нормами, называются административно-правовыми отношениями. Стороны участвуют в них как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами. В этих правоотношениях выражен государственный интерес, т. е. практически реализуются задачи и функции государства. Такие правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с организацией и функционированием органов исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством и (или) подзаконными административно-правовыми нормами.
Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру (см. схемы 4 и 5), а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения - субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников; юридический факт (факты).
Субъект - это участник (сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых отношений (управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. В случаях, определенных законодательством, в роли субъекта могут выступать суды (например, при рассмотрении административных дел) и общественные объединения при реализации своих внешних управленческих функций (например, профсоюзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).
Объект управления - другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управляемой стороны. Ими могут быть: граждане; государственные служащие; органы управления (администрация) государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций; соподчиненные и несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнительные органы в системе местного самоуправления; иностранные организации.
Схема 4. Понятие и виды субъектов административного права
Схема 5. Элементы административно-правовых отношений
Практически объектом управления следует считать деятельность этих людей и их объединений по реализации в сфере исполнительной власти своих прав и обязанностей , их сознательно-волевое поведение.
Каждое материальное и процессуальное административно-правовое отношение есть определенная системная взаимосвязь прав и обязанностей его участников. Этим характеризуется содержание правоотношения. Правомочию - субъективному праву одного участника правоотношения - всегда соответствует юридическая обязанность другого, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.
Административно-правовое отношение предполагает такое поведение его участников (сторон), которое соответствует требованиям, сформулированным в административно-правовых нормах. Именно оно считается правильным и не только оценивается положительно, но в соответствующих случаях и поощряется . Например, ст. 13 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»* устанавливает, что к государственным служащим применяются поощрения за успешное и добросовестное исполнение ими должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности. В случае же несоблюдения, нарушения требований, изложенных в административно-правовых нормах, возникает необходимость их защиты в административном или судебном порядке. Большинство административно-правовых отношений защищается в административном порядке. К участникам административно-правовых отношений, не выполняющим своих обязанностей, уполномоченные на то органы исполнительной власти применяют меры государственного принуждения, в том числе меры юридической ответственности.
* СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 2990; 1999. № 8. Ст. 974.
Юридическими фактами называются фактические обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Только при наличии юридического факта (фактов) субъект административного права становится субъектом административных правоотношений. Остановимся на различиях между этими понятиями.
В правовых нормах субъектом административного права называется лицо или организация, которые при определенных условиях могут быть участниками (сторонами) управленческих отношений. Они определеляются общим (родовым) образом – как индивидуальные субъекты (граждане, государственные служащие) или как коллективные (органы исполнительной власти, органы управления государственных и негосударственных организаций и т.д.). В течение длительного времени они могут не вступать ни с кем в административные правоотношения, т. е. не становиться их участниками (субъектами или объектами управления).
Субъект же правоотношения всегда конкретен. Это конкретное лицо или организация, сторона правоотношения (субъект или объект управления), наделенная правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и способная осуществлять их.
Субъекты административного права могут стать субъектами (участниками, сторонами) административных правоотношений при наличии трех условий: 1) административно-правовой нормы, определяющей субъекта, его права и (или) обязанности, юридическую ответственность; 2) административной правоспособности и дееспособности субъекта; 3) юридического факта (фактов), т. е. основания возникновения, изменения или прекращения правоотношения.
Юридические факты делятся на действия и события.
Действия - результаты активного волеизъявления участника правоотношения. Они могут быть правомерными или неправомерными. К числу правомерных действий относятся, например, издание органом исполнительной власти индивидуального акта управления в пределах своих полномочий; государственная регистрация общественных объединений, осуществляемая органами юстиции, и т. п. Неправомерные действия (деликты) не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их, например административные или дисциплинарные проступки.
События - это явления, не зависимые от воли людей (например достижение определенного возраста, с чем связываются юридические последствия; смерть; стихийное бедствие).
Совершенно очевидно, что перечисленные и другие факты в каждом конкретном случае могут иметь различные юридические последствия, т. е. порождать, изменять определенные права и обязанности, а также ответственность участников правоотношений. Например, если гражданин подает жалобу на действия должностного лица в орган исполнительной власти, последний обязан ее рассмотреть в установленный срок и сообщить гражданину о принятом решении. Умерший гражданин или прекратившее свою деятельность общественное объединение перестают быть участниками соответствующих правоотношений.
Административно-правовые отношения могут быть классифицированы по ряду критериев (см. схему 6): по характеру (особенностям) взаимоотношений их участников, по конкретным целям (предназначению) правоотношений; их содержанию; способу защиты правоотношений.
В зависимости от особенностей взаимоотношений участников различаются: вертикальные (субординационные) правоотношения, возникающие между соподчиненными сторонами, когда существует приоритет субъекта управления в системе органов исполнительной власти (например, между иерархически подчиненными главами администраций); горизонтальные (координационные) правоотношения, в рамках которых стороны равноправны, не подчинены друг другу в системе органов исполнительной власти (например между федеральными министерствами и государственными комитетами); правоотношения между органами исполнительной власти и не подчиненными им участниками отношений, не входящими в систему органов исполнительной власти (граждане, администрация негосударственных предприятий, учреждений и организаций и др.).
По конкретным целям (назначению) управленческие отношения, как уже отмечалось, делятся на две группы: внутренние (внутриорганизационные, внутрисистемные) и внешние, т. е. связанные с непосредственным воздействием на объекты управления, не входящие в систему органов исполнительной власти.
Административно-правовые отношения по своему содержанию (порядку реализации прав и обязанностей их участников) подразделяются на материальные и процессуальные, а по способу защиты - на защищаемые в административном или судебном порядке.
Внутриорганизационные управленческие отношения, связанные с формированием и комплектованием аппаратов управления, организацией их работы, распределением между работниками обязанностей, прав и ответственности и т. п., - вспомогательные, они носят обеспечивающий характер. В качестве одной из сторон (участников) таких отношений выступают руководители органов управления и их структурных подразделений, а другой - остальные работники, решающие проблемы функционирования этих органов. Главные же, определяющие - внешние (внешненаправленные) отношения, в рамках которых органы исполнительной власти реализуют свою компетенцию по повседневному руководству хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами, используя свойственные этим органам методы и средства.
Схема 6. Виды административно-правовых отношений
Таким образом, административно-правовые отношения, построенные по принципу «субъект - объект управления», как властеотношения, имеют существенные отличия от правоотношений других отраслей права (см. схему 7):
1. Одной из сторон (участников) административно-правовых отношений является орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенные управленческими полномочиями государственно-властного характера. Этот орган принимает решение (издает предписание), исполнение которого обязательно для управляемой стороны, и может применить в отношении нее принуждение. Поскольку здесь имеется неравенство сторон, административно-правовые отношения в принципе невозможны между гражданами или негосударственными структурами.
2. Объектом административно-правового отношения является воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляемых в сфере исполнительной власти, которая охватывает все основные направления экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности.
3. Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных правовых актов, поскольку действуют по поручению государства.
4. Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание) другой стороны не является обязательным.
5. Административно-правовые отношения выражают организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность, осуществляемую определенными органами государства с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата.
6. Споры, которые могут возникать между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке, т. е. путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти (должностного лица). Судебный порядок применяется в случаях, предусмотренных, в частности, Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации»*, Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации»** и ст. 202 КоАП.
* СЗ РФ. 1995. №18. Ст. 1589
** СЗ РФ. 1998. №51. Ст. 6270
Схема 7. Особенности административно-правовых отношений
7. В случае нарушения одной из сторон административно-правовых отношений нормативных требований она несет ответственность перед государством в лице его органов, каковыми являются, как правило, сами органы исполнительной власти.
Административно-правовые отношения отличаются прежде всего от правоотношений гражданского, трудового, финансового и других отраслей российского права. Например, если административно-правовые отношения характеризуются неравенством сторон, могут возникать без согласия другой стороны, а споры между ними разрешаются преимущественно в административном порядке, то гражданско-правовым отношениям присущи иные признаки. В п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ* сказано: «Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты». Отсюда ясно, что отношения между государственными предприятиями или между коммерческими структурами, основанные на хозяйственно-договорных началах, регулируются не административным, а гражданским правом, поскольку они связаны не с организационно-управленческой, а с хозяйственной деятельностью и гражданским оборотом.
* СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301.
То, что административное право характеризуют организационно-управленческие отношения, служит основой для его отличия и от трудового, и от финансового права.
Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления.
Итак, особенностями административно-правовых отношении являются следующие:
4. Административно-правовые отношения по своей сути — организационные, возникающие по инициативе любой из сторон.
5. Между сторонами административно-правовых отношений возникают споры, разрешаемые, как правило, во внесудебном административном порядке. Однако в случае неразрешения конфликта в административном порядке в подавляющем большинстве случаев другая заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с требованием о восстановлении ее законных прав и интересов, нарушенных исполнительной властью.
6. Административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты - обстоятельства, при которых в соответствии с данной нормой между субъектами управленческой деятельности должны произойти конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, правомерные либо неправомерные действия, иногда события.
Объектом административно-правового отношения являются действия (решения) субъектов административного права , их положительное или негативное поведение, выразившееся, например, в принятии должностным лицом соответствующего правового акта управления либо в совершении военнослужащим административного правонарушения.
Содержание административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты. Одним из важнейших элементов содержания административного правоотношения являются публичные обязанности и права, субъекты реализации которых называются участниками публично-правового отношения, призванные осуществлять публичные обязанности правомочия.
Административно-правовое отношение имеет структуру, в которую входят субъекты, объекты правоотношения и его нормативное содержание. Субъектами административного правоотношения являются его участники, т. е. те, кто наделен специальной компетенцией по управлению (органы управления, должностные лица), или те, которые имеют иной административно-правовой статус (граждане, общественные объединения). Традиционным является мнение о видахсубъектов административного права — индивидуальных и коллективных субъектах.
Индивидуальными субъектами являются граждане, иностранцы, лица без гражданства, а также лица, хотя и имеющие специальный административно-правовой статус, но участвующие в административных правоотношениях в качестве индивидуума (например, вынужденный переселенец, беженец, военнослужащий, военнообязанный, студент). Коллективными субъектами административных правоотношений считаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые наделены правами выступать в отношениях с другими субъектами в качестве единого целого публично-правового образования (например, объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы).
Важнейшим признаком субъектов административно-право- вых отношений является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса, т. е. прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности.
В данном случае идет речь о двух следующих категориях:
1. Административная правоспособность - способность иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т. д.);
2. Административная дееспособность - способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, а также нести ответственность за нарушение административно-правовых правил (право на судебную защиту от действий и решений административных органов, право на поступление на государственную службу, право на пользование услугами адвоката в производстве по делу об административном правонарушении).
Административно-правовые отношения - это управленческие отношения, складывающиеся по поводу и в связи с осуществлением государственного управления, урегулированные нормами административного права, в которых стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав.
Административно-правовые отношения являются властными (властеотношениями). Подобная их черта правомерна и имеет вполне достаточные основания. В отличие от гражданско-правовых отношений, где стороны равны, в рассматриваемых отношениях отсутствует юридическое равенство сторон. Одна сторона обладает властными полномочиями по отношению к другой. Поэтому первая сторона имеет возможность принимать управленческие акты, осуществлять контроль за деятельностью другой и в пре-дусмотренных законодательством случаях применять к ней меры принуждения. Это определяется особенностями государственного управления. Между тем такой признак присутствует и во многих финансовых, природоохранных отношениях. И все же, если для административно-правовых отношений он основной и исходный, обусловленный государственным управлением, то для других -- производный, являющийся следствием того, что административ-ное право служит основой их функционирования.
Главными особенностями административно-правовых отношений является то, что они:
1) управленческие;
2) возникают по поводу государственного управления;
3) регулируются нормами административного права;
4) имеют властные характеристики;
5) требуют наличия особых субъектов.
Субъекты административно-правовых отношений
В административно-правовых отношениях участвуют стороны, именуемые субъектами. Ими могут быть отдельные лица или состоящие из них организации. Однако не каждое физическое или юридическое лицо является подобным субъектом, а лишь то, которое обладает таким качеством, как административная правосубъектность.
Административная правосубъектность -- это юридическое свойство, предоставляющее возможность участвовать в правоот-ношении. Она состоит из административной правоспособности и административной дееспособности.
Под правоспособностью обычно понимают способность иметь права и обязанности в сфере госу-дарственного управления, иначе говоря -- управленческие права и обязанности. Пра-воспособность возникает с момента рождения, а лица, обладаю-щие ею, являются лишь субъектами административного права. А чтобы стать субъектами административно-правовых отноше-ний, им необходимо обладать еще и вторым элементом админис-тративной правосубъектностью, т.е. административной дееспособ-ностью.
Дееспособность состоит в способности лица (организации) своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их, а также нести ответственность за свои действия. В практическом плане адми-нистративная дееспособность выражается в способности лица или организации реализовывать свою административную правоспособ-ность, исполнять своими действиями возложенные на них обя-занности и осуществлять предоставленные права. Дееспособность связана с возможностью (способностью) осознавать значение своих поступков и руководить своими действиями.
Субъекты административно-правовых отношений представлены следующими группами:
А. Носители исполнительной власти:
1)главные;
2) основные;
3) специальные;
4) исключительные;
5) особые.
К главным относятся те, которые наделены верховной адми-нистративной властью. Такой властью обладает только Прези-дент Республики Беларусь как глава государства.
Основными субъектами являются органы государственного управления, органы, специально предназначенные для осуществ-ления исполнительной власти, их структурные подразделения и служащие.
К специальным субъектам следует отнести так называемые функциональные органы. Они осуществляют, как правило, одну контрольно-надзорную функцию.
К исключительным причисляются субъекты, у которых госу-дарственное (внутриорганизационное) управление является не ос-новной деятельностью -- прокуратуры, суды и т.д.
Особыми субъектами представляются администрации госу-дарственных предприятий, учреждений и организаций, трудовые коллективы, а также иные подобные субъекты.
Б. Носители субъективных прав и обязанностей в государствен-ном управлении:
1) граждане Республики Беларусь;
2) иностранные граждане и лица без гражданства, проживаю-щие в Республике Беларусь;
3) общественные объединения и им подобные организации.
Вторая группа (носители субъективных прав и обязанностей в государственном управлении) объединяет субъекты, которые являются стороной в административно-правовых отношениях, но не наделены исполнительной властью. Они обладают субъективными правами и обязанностями в сфере государственного управ-ления, с которыми не может не считаться властвующая сторона. Носители исполнительной власти, осуществляя государственное управление, обязаны учитывать названные права и обязанности второй стороны. Носители субъективных прав и обязанностей -- особый вид субъектов в административно-правовых отношениях. Они не предназначены для осуществления государственного управ-ления, не наделены государственной властью и не входят в систе-му субъектов этой власти. Рассматриваемая группа субъектов явля-ется по существу объектом государственного управления, но спе-циально не определенным для этого.
Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории республики, обще-ственные объединения, предприниматели и т.д. вступают в адми-нистративно-правовые отношения как по своей инициативе, так и по инициативе властвующей стороны. В первом случае вступле-ние в административно-правовые отношения происходит в силу субъективных потребностей, реализации прав и обязанностей, во втором -- по причине осуществления органом, государственным служащим своих полномочий.
Правовой статус субъектов в административно-правовых отношениях не одинаков.
Особенности субъектов административно-правовых отноше-ний состоят в следующем:
1)они имеют двойственный характер, т.е. одновременно явля-ются субъектами административного права и административных правоотношений;
2) обладают правосубъектностью в сфере государственного управления;
3) их правоспособность и дееспособность возникают одновре-менно, т.е. составляют единое качество -- управленческую право-, дееспособность (правосубъектность);
4) их правовой статус не одинаков.
Из выше сказанного следует вывод: субъектами администра-тивно-правовых отношений (административного права) являются лица и организации, обладающие административной правосубъектностью.
- Пошаговый рецепт с фото и видео Рецепт пряников медовых для рисования
- Мороженое шоколадное: рецепт и фото
- Постный чечевичный суп с грибами
- Диетические блюда из творога с указанием калорий
- Спагетти с чесноком и острым перцем
- К чему снится Снежная Лавина?
- Толкование сна мозоли в сонниках
- Гадание Таро: беременность - онлайн
- Коктейль «Куба Либре» — лучшие рецепты приготовления
- Вина из слив в домашних условиях
- Толкования Густава Миллера
- Как проходит ограничение родительских прав
- Социальные стипендии студентам Стипендия детям инвалидам в вузе
- Особенности вычета на лечение родителей
- Льготы пенсионерам по земельному налогу
- Рецепт: Песочное печенье с джемом - домашнее со сладкой начинкой
- Заправка для борща на зиму, очень вкусные рецепты из свеклы Заготовка для зеленого борща на зиму рецепт
- Ром с соком – беспроигрышный вариант Ром с апельсиновым соком название
- Как приготовить рыбу кижуч
- Слоеный салат «Печенкин Салат печенкин с куриной