Сущность конституции. Понятие, сущность и функции конституции


Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых взглядов.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, в отличие от "революционных" конституций, которые составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствовании чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности.

Конституции можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа и не писанные - состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К гибким конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.

По форме закрепления политической власти различаются монархические и республиканские конституции. Лучин В. О. Конституция РФ. Проблемы реализации. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

По формам закрепления государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и субъектов), разграничение полномочий между ними. Федеральными являются конституции США, Германии, России, Индии, - унитарными - конституции Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе России.

В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты.

Прежде всего, необходимо отметить, что Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа. Характерно, что возникновение в XVII веке самой идеи о необходимости такого акта, как конституция было связано именно с этой ее чертой.

Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: "Мы, народ … принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию".

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции - ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением - учредительной властью. В содержании последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому данного государства.

Важной чертой, характеризующей конституцию является особый предмет конституционного регулирования, то есть специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных выше сущностных черт и выражаются:

1. в верховенстве конституции

2. в ее высшей юридической силе

3. в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права

4. в особой охране конституции

5. в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок

Термин «конституция» (от латинского «constituio » - установление) зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров.

В современном понимании конституции возникли в XVII в. как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.

Первая Конституция появилась в 1787 г. в США. В 1791 г. была принята Конституция Франции, в 1793 г.- Польши.

В самом общем виде конституцию можно определить как нормативно-правовой акт (совокупность нормативно-правовых актов), обладающий (-щих) высшей юридической силой и регулирующий (-щих) основы взаимоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.

Сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.*


* Сравнительное конституционное право. М., 1996 . С. 67

Функции конституции. В науке конституционного права принято выделять юридическую, политическую и идеологическую функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства «личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

Идеологическая функция проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

Форма конституции - это способ организации конституционных норм.

По форме конституция может состоять из одного или нескольких нормативно-правовых актов. В большинстве государств конституции представляют собой единый документ (кодифицированные конституции), например Конституция Италии, Основной закон Германии, Конституция Российской Федерации и др. Однако в ряде стран конституции представлены совокупностью нормативно-правовых актов (некодифицированные конституции), в равной мере обладающих высшей юридической силой. Примером может служить Швеция,

Конституция которой состоит из трех нормативных актов: Форма правления 1974 г., Акт о престолонаследии 1810 г., Акт о свободе печати 1974 г.

Рассмотренные выше конституции наука конституционного права относит к числу писаных.

Наряду с писаными встречаются так называемые «неписаные» (частично писаные) конституции. В качестве примера можно привести Конституцию Великобритании, состоящую из парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (конституционных соглашений).

Структура конституции - это строение конституции, которое определяется последовательностью расположения ее составных частей. *


* Речь идет о структуре конституций, представляющих собой единый документ.

Преамбула объясняет цели конституции, исторические условия ее принятия. Положения преамбулы имеют важное политическое и идеологическое значение, выступая в качестве своеобразных ориентиров, способствующих пониманию и применению основных положений конституции.

Основная часть конституции содержит нормы, закрепляющие основы конституционного строя, права и свободы личности, систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти (в федеративных государствах - федеративное устройство), порядок изменения и пересмотра конституции.

В заключительных и переходных положениях, как правило, устанавливается момент вступления конституции в силу, порядок вступления в силу отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.


Смотрите также:

Сущность Конституции РФ заключается в том, что она устанавливает демократическое правовое государство, на основании признания высшей ценностью человека, его прав и свобод, путем прямого волеизъявления всего многонационального народа Российской Федерации.

Сущность конституции можно понимать как определенное соотношение общественных сил, состояние компромисса между этими силами, выраженное в законодательном закреплении важнейших общественных отношений, каковыми могут быть отношения собственности, властеотношения, статус политических организаций, статус личности, статус отдельных социальных групп.

Важнейшими институтами конституции являются институты, закрепляющие определенные социально-экономические (охраняемый законом статус лиц и общественных групп, гарантированные отношения собственности) и политические отношения (властеотношения), гарантируя их охрану средствами государственного принуждения, а не декларативные нормы, определяющие и декларирующие некие "духовные основы" жизни общества.

Понятие конституции определяет ее как особое правовое явление, а сущность конституции связана с познанием ее глубинной природы и решением вопроса о том, чью волю конституция выражает. Существуют несколько теорий познания сущности конституции, которые придерживаются различных взглядов.

Например, трактовка сущности конституции как общественного договора, в котором согласованы интересы различных частей общества. Предполагается, что все его члены заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Таким образом, конституция будет являться выражением суверенитета народа, проявлением его единой воли.

Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считает, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, абсолютного божественного разума.

Школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций конкретного народа. Только такие конституции обладают, согласно этой концепции, реальной юридической ценностью в отличие от "революционных" конституций, которые составляются в кабинетах, исходя только из умственных представлений и заимствовании чужого опыта.

Также имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как попытка государства в лице его высших должностных лиц и органов самоограничить власть: так как возможности государственной власти фактически безбрежны, то, чтобы не допустить в стране произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая более семи десятилетий являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а исключительно волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности.

Сущность Конституции в общедемократической теории заключается в том, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные с Конституцией, так и несогласные с ней. Всем предоставляется право в легальной форме проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое политическое разнообразие.

Таким образом, можно сделать вывод, что сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она призвана решать - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов. В действующей Конституции Российской Федерации рассматриваемая черта отражена наиболее последовательно по сравнению со всеми предшествующими Конституциями. В ее преамбуле прямо сказано: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации... принимаем Конституцию Российской Федерации".

Правовыми свойствами конституции является совокупность юридических характеристик, отображающих особенности принятия основного закона, его строение, механизм реализации и правовой охраны, а также определяющих его место в правовой системе страны.

К юридическим свойствам относятся: верховенство конституции; ее прямое действие; стабильность конституции; признание конституции базой текущего законодательства; особая правовая охрана конституции; особый порядок ее изменения и пересмотра. Верховенство Конституции указывает на господствующее положение ее норм во всей национальной системе права, характеризует ее высшую юридическую силу, прямое действие и применимость без каких-либо действий на всей территории страны. Верховенство федеральной Конституции означает также, что принимаемые в России законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. В случае такого противоречия они считаются неконституционными, т.е. недействительными. Верховенство федеральной Конституции обеспечивается единством государственной власти и государственной целостностью РФ.

Итак, юридические свойства конституции это:

Верховенство конституции. Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным нормативным правовым актам, действующим на всей территории Российской Федерации. Ни один правовой акт, принимаемый в стране, не может противоречить Основному Закону. В случае противоречия приоритет отдается нормам Конституции. Можно выделить три составные части верховенства: (1) строгое и точное соблюдение норм конституции всеми органами и должностными лицами государства, общественными организациями и гражданами; (2) связанность действий и актов государства, гражданского общества положениями конституции; (3) следование идеям и положениям конституции органами государства, институтами гражданского общества, гражданами.

Основными гарантами верховенства Конституции РФ выступают:

Конституционный контроль, осуществляемый Конституционным Судом Российской Федерации, основные полномочиями которого и является обеспечение верховенства Конституции в системе действующего законодательства.

Президент Российской Федерации имеет право отменять акты Правительства РФ в случае их противоречия Основному Закону страны, а так же право приостанавливать действия противоречащих Конституции актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч.3 ст.115; ч.2 ст.85 Конституции РФ).

Деятельность Государственного Совета Российской Федерации, образованного в 2000 году, может выступать в качестве гарантии обеспечения верховенства Российской Конституции в субъектах Федерации. Одной из основных задач этого органа является укрепление основ федерализма. Это предполагает обсуждение вопросов об исполнении и соблюдении органами государственной власти субъектов Федерации Конституции РФ, приведение ими в соответствие с Федеральным Основным Законом своих конституций, уставов, законов и других нормативных актов.

Согласно части 2 статьи 15, Конституция Российской Федерации имеет прямое действие. То есть нормы Конституции Российской Федерации являются непосредственно действующими на все территории страны. И для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Стабильность. Конституция является актом долговременного действия. Стабильность конституции является одним из важнейших ее свойств, поскольку выступает в качестве основополагающего условия успешного развития общества на основе компромисса и обеспечение единства конституционного пространства страны. Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, конкретизации отношений между личностью и государством. Стабильность конституции означает ее неизменность в течение длительного времени, однако должна сочетаться с ее динамизмом.

Признание базой текущего законодательства. Здесь имеется ввиду, что Конституция Российской Федерации является фундаментом всего Российского законодательства. Ни один нормативный правовой акт, действующий на территории страны, не может ей противоречить. Она разграничивает полномочия государственных органов в правотворческой деятельности, определяет весь процесс правотворчества, устанавливая, какие нормативные правовые акты принимают различные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, определяя их юридическую силу.

Особая правовая охрана. Высшие гарантии безопасности конституции заложены в самом ее тексе, например часть 2 ст.15 Конституции Российской Федерации. В охране Конституции задействована практически вся система органов государственной власти. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность ряда нормативных правовых актов.

Особый порядок принятия, изменения, внесение поправок. Конституция России относится к числу жестких конституций, которые предусматривают достаточно сложный порядок ее принятия, внесения поправок и изменений. Порядок пересмотра, внесения поправок и изменений в Конституцию Российской Федерации определен в главе 9 Конституции РФ.

Демократическое государство обязано обеспечивать соблюдение конституции и охранять ее от любых нарушений.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Время лекции - 90 мин.

Цели лекции:

Учебная: дать курсантам представление о понятии и сущности конституции, основных положениях теории конституционализма.

Воспитательная: формирование правосознания юриста, воспитание курсантов в духе уважения конституции, демократических ценностей конституционного государства, прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов и подзаконных актов.

Развивающая: совершенствование навыков работы с юридической терминологией, формирование правильного понимания всей системы российского права и места в ней норм и институтов конституционного права.

Метод проведения занятия:

Свободное изложение материала лекции.

Учебные вопросы

1. Понятие и сущность конституции

2. Теория конституционализма

3. Конституционное государство и конституционный строй:

их понятие и признаки

4. Классификация конституций

5. Развитие конституционной теории и практики в

дореволюционной России и СССР

Заключительная часть (подведение итогов, ответы на вопросы)

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

2. Декларация СНД РСФСР от 12 июня 1990 г. № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

Основная литература:

1. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010.

2. Кокотов А.Н. Конституционное право России: Курс лекций: учеб. пособ. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010.

3. Конституционное право России: Учебник. / Отв. ред. А.Н. Кокотов; М.И. Кукушкин. – 4-е изд., пересмотр. и доп.– М.: Норма; Инфра-М, 2010.



4. Конституционное право России: Учебник. / Под ред. А.Е. Постникова.– М.: Проспект, 2007.

5. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М.: «НОРМА», 2008 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

6. Попов Е.А. Социокультурная семантика российского конституционализма // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 7. С. 4 - 6.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Вопрос 1. Понятие и сущность конституции

Термин «конституция» (происх. от лат. слова constitutio - установление, учреждение, построение) известен еще со времен Древнего Рима. Так назывался один из видов декретов римских императоров.

Истоки теории конституционализма можно найти еще в произведениях Аристотеля, Полибия, Цицерона, Фомы Аквинского, Джона Локка, Руссо, Монтескье, Канта, Гегеля. Однако представления о конституции вращались в основном вокруг вопросов о рациональном устройстве государственной власти в соответствии с понятиями демократии и справедливости.

В современном значении конституции возникли в конце XVIII в. Первая конституция, действующая до настоящего времени, появилась в 1787 г. в США. В 90-е гг. того же столетия были приняты конституции во Франции(1791 и 1793 г.) и Польше (1793 г.). В настоящее время во всех странах мира, а их число приближается к 200, имеются конституции.

Первоначально под «конституцией» понимался акт ограничения монархической власти или акт учреждения республиканской власти.

Постепенно утвердился взгляд на конституцию как на необходимый элемент любого государственного порядка. Это привело к пониманию конституции как всякого порядка, устанавливающего способность постоянного распоряжения государственной властью.

Фердинанд Лассаль в своей работе «О сущности конституции» отмечал: Конституция - «основной закон» государства, а потому это более глубокий закон, нежели остальные, он должен быть «основанием» для других законов, быть «творцом» других законов, постоянно «воздействовать на них.

Конституции играют огромную роль в жизни каждого государства, что определяется их особым местом в правовой системе страны.

Под конституцией понимается основной закон государства и общества, обладающий наивысшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке и закрепляющий основы государственного и общественного строя, гарантирующий права и свободы личности, устанавливающий основы организации и функционирования органов государственной власти.

Конституцию, занимающую особое место в правовой системе каждой страны, отличают от других правовых актов и такие ее черты и свойства, как легитимность, стабильность, реальность, верховенство.

Конституция считается легитимной тогда, когда она принята законным путем, т. е. в том порядке, который предусмотрен в действовавшей до этого конституции. Конституции, навязанные военными хунтами и другими диктаторскими режимами вместо принятых ранее законным путем, не могут считаться легитимными..

Такое свойство как реальность характеризует конституцию тогда, когда ее предписания исполнимы и гарантированы в условиях режи­ма законности и правопорядка. Реальна такая конституция, которая предусматривает и гарантирует народовластие, права и свободы че­ловека и гражданина. Конституции, не отвечающие этим требовани­ям, являются фиктивными. Они декларативны, наполнены социаль­ной демагогией и реально не гарантируют элементарных гражданс­ких прав. Фиктивные конституции характерны для стран с авторитарными и тоталитарными политическими режимами. Так, Консти­туция СССР 1977 г. содержала немало демократических положений, которые, однако, не были и не могли быть реализованы в условиях коммунистической диктатуры.

Стабильность конституции проявляется в незыблемости ее пред­писаний, в сохранении высокой степени устойчивости и неподвер­женности воздействию политических сил, меняющихся у власти. Ста­бильность и жесткость конституции не только не исключает возмож­ности ее изменения, но и предполагает приведение ее в соответствие с новыми условиями социальной действительности. Поскольку кон­ституция оказывает глубокое воздействие на весь общественный и правовой порядок, неопределенность хотя бы отдельных ее норм может привести к нестабильности в обществе.

Определяя верховенство конституции в правовой системе, важно отметить, что она не просто основной закон, но такой закон, кото­рый обладает особой юридической силой по сравнению с другими законами. При этом конституция является актом наивысшей юриди­ческой силы и это особое свойство выражается в следующем: ее нор­мы являются основополагающим источником не только конститу­ционного права, но и других отраслей права - гражданского, адми­нистративного и др.; текущие законы и другие нормативные акты должны приниматься только указанными в конституции государ­ственными органами и соответствовать конституции; государствен­ные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию.

Верховенство конституции в правовой системе обеспечивается эффективным механизмом ее реализации и охраны. Вопросами обес­печения конституционности законов и других нормативно-правовых актов занимаются органы конституционного контроля (надзора, суда). Им нередко принадлежит и право толкования конституцион­ных положений.

Верховенство конституции в правовой системе устанавливается не каким-либо другим нормативным актом, а ее собственными норма­ми. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г. «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и при­меняется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ».

Необходимо различать юридическую и политико-социальную сущность конституции. Сущность конституции как юридического документа состоит в ее особом содержании (т.е. объекте регулирования), ее высшей юридической силе, роли конституции как юридической основы текущего законодательства, в повышенной стабильности, что связано с порядком ее принятия и изменения, более сложным по сравнению с обычным законодательным процессом.

Сущность конституции заключается не только в том, что она - основной закон государства и обладает высшей юридической силой, хотя это - ее первейшее и важнейшее назначение. Конституция яв­ляется также политическим иидеологическим документом.

В современном конституционном праве выделяют три основных подхода к пониманию политико-социальной сущности конституции: либерально-демократический, мар­ксистско-ленинский, теологический. Эти три направления в конституцион­ном праве по-разному видят основное предназначение конституции в поли­тической сфере.

Либерально-демократический подход сформировался в конце XVIII в., хотя он опирался на идеи и ценности английского и французского Про­свещения, которые разрабатывались в трудах Дж. Локка, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо и других просветителей в рамках школы естественного права.

В основе либерально-демократического подхода лежит доктрина общест­венного договора, примененная к конституционно-правовой сфере. В соответ­ствии с ним конституция рассматривается как результат общественного согласия, компромисса между различными социальными слоями и полити­ческими силами по поводу фундаментальных принципов организации общества и государства, взаимоотношений личности и государства. Конституция как общественный договор - важный показатель политического консенсуса, существующего в обществе.

В странах, где конституция давно действует в условиях высокого политического консенсуса, она приобретает характер соглашения, к кото­рому каждое последующее поколение может прибавлять новые положения или изменять существующие.

Марксистско-ленинский подход получил развитие во второй половине XIX - начале XX в. Как теоретическая концепция он формировался из идей и взглядов, высказанных классиками марксизма (К. Марксом и Ф. Энгель­сом) и существенно дополненных лидером большевиков В.И. Лениным. Последний стремился приспособить постулаты классического марксизма к социально-политическим реалиям России начала XX в. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что конституция, являясь результатом классовой борьбы, устанавливается победившим классом, ставшим господствующим в обществе. По их мнению, после захвата власти господствующие классы должны конституировать свою силу не только в виде государства, но и «придать своей воле... всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона». И таким законом прежде всего является конституция.

Практическое воплощение данный подход получил впервые при созда­нии первой советской Конституции РСФСР 1918 г., а затем стал широко использоваться в социалистических государствах, где утверждался особый тип конституций и та или иная разновидность советской формы правления. Представители этого подхода видели в конституции не результат соглашения, а итог классовой борьбы, которая признавалась доминирующим двигателем исторического прогресса. Классовый подход к пониманию сущности консти­туции отказывал в праве на жизнь политическому компромиссу. В конститу­ции всегда воплощается воля экономически господствующего класса, одержавшего политическую победу над другими классами и более мелкими социальными группами. Поэтому конституция может отражать интересы только победившего в политической борьбе класса, занявшего экономи­ческие высоты, т. е. такому классу должны принадлежать и средства про­изводства.

Теологический подход представляет собой определенное сочетание идей светского и божественного права. Он появился значительно позже других подходов как результат распространения в XX в. (преимущественно во второй его половине) конституционных идей и принципов в странах арабского Востока, где доминирующее положение занимают источники мусульман­ского права. Представление о конституции в этих странах ассоциируется со сводом божественных правил, по которым необходимо жить «религиозной общине». Если конституция существует как писаный акт, она не должна противоречить важнейшему источнику мусульманского права Корану. Политическая борьба не поощряется, если не запрещается, а согласие достигается через верность исповеданию единой религии ислама.

Нормы и принципы мусульманского права оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся форму правления в таких государствах, как Иран и Саудовская Аравия. Мусульманское право играет в этих странах ведущую роль и в других отраслях действующего права, что находит свое подтверждение и на конституционном уровне. Например, Конституция Ирана закрепляет положение об обязательном соответствии шариату всех принимаемых законов. Причем предписания шариата трансфор­мируются в правовые конструкции, используемые в теории и практике. Так, три требования Корана, которые обязывают консультироваться при при­нятии важных решений, вершить все дела по справедливости и подчиняться правителю, были положены в основу детально разработанной мусульман­скими правоведами теории «исламского правления» - теории организации и деятельности государства.

Поэтому не конституция выступает мерилом «законности» существу­ющего режима, а исламские ценности, прочно укоренившиеся в массовом сознании и проистекающие из шариата.

Любая конституция является также документом идеологическим. Ее идеологический характер заключается в том, что она в концентрированном виде отражает господствующую в обществе или принятую ее руководящими силами социально-политическую доктрину, оп­ределенное мировоззрение. Конституция декларирует важнейшие ценности - права человека, демократические институты, частную собственность, свободу экономической деятельности и другие, состав­ляющие основу конституционного строя. Эти ценности, будучи стер­жнем либерально-демократической идеологии, защищаются и охра­няются.

Таким образом, сущность конституции – это высшее правовое выражение интересов доминирующих социальных слоев, их компромисса и общечеловеческих ценностей на данной ступени развития общества. На основе использования государственной власти современная конституция устанавливает основы взаимосвязей общества-государства-коллектива-индивида.

Конституция РФ (от латинского constitutio - устанавливаю, утверждаю) - основной закон Российского государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляющий основы конституционного строя, организацию государственной власти.

Конституция РФ - это закон, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применяемый на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Отличительные черты Конституции:

1. особый субъект, который устанавливает Конституцию (народ) или от имени которого она принимается;

2. учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3. всеохватывающий характер конституционной регламентации, то есть тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет (политическая сфера, экономическая, социальная, духовная и другие);

4. особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, особый порядок принятия, внесения поправок и изменения Конституции, специфические формы охраны и так далее.

Сущность Конституции - баланс основных социальных интересов, представленных в обществе; проявление плюрализма, политического компромисса.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности Конституции как общественного договора . Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в Конституции, о том. На каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям Конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность Конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в Конституции выражаются идею высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, чтосущность Конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие Конституции обладают, по этой концепции, прочностью, устойчивостью, в отличие от «революционных» Конституций, исходя из чужого опыта.

В сущности Конституции 1993 года заложены общедемократические начала. По своему источнику она является народной Конституцией, поскольку была принята народом на референдуме, а не установлена государством.

8. Принятие изменения конституции

Принятие конституции осуществляется либо избирательным корпусом, либо представительным учреждением, либо исполнительной властью.


Будучи основным законом, конституция, в отличие от других законов, принимается и изменяется в особом порядке,.

В ряде случаев проект конституции полностью создается учредительным собранием или действующим парламентом. Учредительными собраниями были приняты конституции Италии 1947 г., Греции 1975 г., Индии 1950 г.

К представительным органам, наделенным учредительной властью, относятся:

учредительное (конституционное) собрание;

парламент;

надпарламентские учреждения.

Таким образом, учредительное собрание - это выборный орган, образуемый специально для разработки и принятия конституции

Начало практике созыва учредительного собрания положили США (Филадельфийский конвент 1787 г.).

В случае с учредительным собранием ведущую роль обычно играет конституционный комитет или комиссия , которые создаются представительным органом и фактически разрабатывают проект.

В некоторых странах конституционные комиссии создаются не представительными органами, а президентами или правительствами.

Довольно часто конституции принимаются путем референдума - общегосударственного голосования избирателей. При этом избиратель может лишь ответить «да» или «нет» на вопрос, одобряет ли он проект конституции.

На практике конституционный референдум, как правило, не отражает волю народа даже в том случае, если за конституцию проголосовало большинство.

Во-первых, конституция представляет собой достаточно сложный правовой документ, понимание которого требует определенной, достаточно высокой правовой культуры. В странах, где много неграмотных или малограмотных, где в целом уровень правовой культуры населения невысок, многие не могут либо познакомиться с текстом, либо понять его.

Во-вторых, на референдуме граждане могут голосовать только либо за, либо против предложенного текста, т.е. они определяют свое отношение ко всему тексту конституции в целом, а не к отдельным ее статьям.

Проведение референдума разумно только тогда, когда ответ однозначен и предмет ясен для понимания, т.е., например, при принятии поправок к конституции.

Конституция может быть принята односторонним актом исполнительной власти - это октроирование, т.е. дарование. Проект конституции составляется правительственным аппаратом без какого бы то ни было участия общественности, а затем утверждается главой государства. Впервые октроирование было применено во Франции в 1814 г. С тех пор этот способ принятия конституций считался чисто монархическим (Конституции Бельгии 1831 г., Ирана 1906 - 1907 гг., Монако 1911 г., Иордании 1952 г., Кувейта 1963 г.). Однако Новейшая история знает случаи (Конституция Пакистана 1962 г.), когда октроирование осуществлялось президентом - главой государства при республиканской форме правления.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции подразделяются на жесткие и гибкие.

Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. По общему правилу конституция изменяется в том же порядке, в каком она была принята. Поправки могут: 1) ставиться на –

референдум (Ирландия, Франция); 2) одобряться законодательными собраниями субъектов федерации (США, Австралия); 3) одобряться дважды.

Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные законы. Никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено, т.к. отсутствует сам писаный текст основного закона. К этому типу относятся Конституции Великобритании и Новой Зеландии.
9. Конституции постсоциалистических государств обладают рядом общих черт и закономерностей.

9. Структура конституции

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...