Суть пакета яровой. Закон Яровой принят, но что дальше


Требования к операторам связи и интернет-компаниям в указанные законами сроки выглядят невыполнимыми

Как и ожидалось, президент Путин подписал т.н. «антитеррористический пакет Яровой» из двух законов. Ответ на вопрос о том, какие именно из предложенных в пакете мер уголовного и административного характера действительно призваны помочь в борьбе с террористической угрозой, а какие продиктованы страхом перед «цветными революциями», общество получит в ближайшее время. Но способ принятия этих двух законов, одобренных парламентом под финал весенней сессии, можно уже сейчас назвать беспрецедентным.

Пока беспрецедентным - ведь стоит только войти во вкус…

Подписание одного из двух входящих в пакет документов - того самого, где вводятся новые требования к операторам связи и интернет-провайдерам, чреватые большими денежными затратами - глава государства счёл нужным сопроводить длинным перечнем поручений «по вопросам отдельных мер государственного регулирования в сфере противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Такое случается очень редко (если вообще случалось). Обычно в тексте вступающего в силу закона прямо даны ответы на вопросы, связанные с его реализацией, а если нет - в законе есть отсылка к подзаконному акту, который должен быть разработан правительством и эти самые ответы, наконец, дать.

Что же мы видим в перечне поручений президента? Ещё одно свидетельство того, что пакет писался не депутатом Госдумы Ириной Яровой («ЕР») в компании с сенатором Виктором Озеровым, которые войдут в историю как авторы, а где-то в недрах спецслужб и администрации самого президента, и с правительством не согласовывался. Если бы согласовывался, все нижеперечисленные проблемы были бы наверняка решены, так сказать, «на берегу», и так или иначе учтены в тексте закона.

Но они не решены. И вот правительству (с участием ФСБ) глава государства поручает подготовить «проекты необходимых нормативных актов, направленных на минимизацию возможных рисков, связанных с применением» этого закона, пишет президент, признавая тем самым, что риски есть, и меры по их минимизации не приняты.

Надо «уточнить этапы применения норм», которые требуют больших финансовых ресурсов и модернизации техники субъектов, которые подпадают под Федеральный закон, учитывая необходимость использовать отечественное оборудование, считает президент.

Также Владимир Путин полагает, что в связи с применением закона в части, которая касается ответственности за использование операторами связи и в интернете «несертифицированных средств кодирования или шифрования, нужно уточнить полномочия правительства и федеральных органов исполнительной власти

Надо прописать, как именно ФСБ будет разрабатывать и вести реестр интернет-компаний, которые обязаны предоставлять по запросу спецслужб информацию, необходимую для декодирования электронных сообщений, призывает президент.

Надо оговорить, как будет действовать требование закона прекращать оказание услуг связи, если реальные данные пользователя не соответствуют тем, что указаны в абонентском договоре, дополняет президент.

Всё вышеперечисленное глава правительства Дмитрий Медведев и глава ФСБ Александр Бортников должны сделать к 1 ноября 2016 года…

Ещё поручения даны Минпромторгу с Минкомсвязи - до 1 сентября 2016 года провести анализ и представить предложения о сроках, объемах и в целом возможностях расходов на то, чтобы было произведено необходимое для хранения и обработки сообщений российское оборудование и софт. При этом нужно составить перечень площадок производства.

Своего оборудования, которое могли бы закупать сотовые операторы и интернет-компании в целях реализации требований закона, пока нет - так надо понимать.

Да, ещё ФСБ президент велел до 20 июля 2016 года утвердить порядок сертификации средств кодирования в Интернете и передачи ФСБ же ключей шифрования.

Закон вступает в силу 20 июля, то есть меньше чем через 2 недели. Исключение - нормы, что содержат требование к операторам связи и интернет-компаниям хранить в срок до полугода информацию о содержании передаваемых ими сообщений, они вступают в силу с 1 июля 2018-го.

Но именно с 20 июля, а не с 1 сентября или 1 ноября, операторы связи обязаны в течение трех лет, а интернет-провайдеры - в течение года хранить на территории России информацию о всех фактах передаваемых ими сообщений, т.н. метаданные. С 20 июля, а не с 1 сентября или 1 ноября, штрафы за невыполнение этого требования поднимаются с нынешних 300-500 тысяч рублей для юридических лиц до 800 тысяч - 1 млн. рублей. Достаточно ли дата-центров на территории РФ для выполнения этого требования? Текст поручений порождает сомнения.

С 20 июля, не позже, Интернет-компании обязаны будут передавать по требованию спецслужб сведения о дополнительных кодах. За отказ - штраф от 800 тысяч до 1 млн. рублей. Но, судя по тексту поручений президента, ещё должен появиться какой-то особый реестр компаний, которые такие коды обязаны сдавать. Каких? Никто не знает.

И штрафы за использование несертифицированных средств кодирования с 20 июля, не позже, составят от 60 до 300 тысяч рублей. Но кто именно за это будет штрафовать, как следует из поручений президента, пока неизвестно.

Пламенный привет Федеральному собранию Российской Федерации, одна из палат которого отправилась на летний отдых, а другая - на выборы! Депутатам и сенаторам, которые всё быстренько одобрили, почти не задавая вопросов!

7 июля 2016 года Президент России Владимир Путин подписал пакет антитеррористических законов, внесённый депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым.

В перечне поручений, подписанном Путиным вместе с пакетом законов, в частности, президент поручил правительству РФ совместно с ФСБ при разработке нормативно-правовых актов уделить особое внимание применению «норм, которые потребуют существенных финансовых затрат».

По всей видимости, так в Кремле исполнили обещание учесть критику, звучавшую в отношении «закона Яровой».

Пакет Яровой, включающий два новых закона, о необходимости введения дополнительных мер по противодействию экстремизму и терроризму (поправки к некоторым федеральным законам и Уголовному кодексу), подписанный Президентом России, сразу же начали комментировать и за рубежом, и в России, и кое-кто усматривает в нём признаки давления на социальные свободы. Насколько эти упрёки оправданы? Рассмотрим в данной статье.

Пакет Яровой

В чём суть претензий к так называемому «пакету Яровой»?

Пакет Яровой (как его назвали в прессе) вызвал неоднозначную реакцию общественности, особенно оппозиционной, а также мобильных операторов. Российские операторы связи сразу высказали недовольство нововведениями, так как их затраты (по их мнению) будут многократно увеличены, что будет отражаться на ценах услуг для потребителей. А то, что реально насыщенность рынка такова, что все звонки внутри сети уже должны быть бесплатными для потребителей и что на них компании за счёт негласного сговора крпунейших операторов уже делают бешенные деньги, они как-то умалчивают.

Для того, чтобы проверить эти утверждения, от Владимира Путина поступило поручение Минкомсвязи и Минпромторгу посчитать, сколько будет стоить Пакет Яровой мобильным операторам. Министерства должны будут также отчитаться о сроках, которые необходимы для внедрения нововведений.

Критикующие пакет представители либеральной общественности указывают на ужесточение ответственности за уже имеющиеся в Уголовном кодексе правонарушения, введение новых и расширение полномочий правоохранительных органов. Однако представить дело так, как будто Яровая и Озеров просто решили придумать что-то эдакое, сатрапское, для того чтобы удушить демократические свободы граждан России, даже у них не получается. Страна, как и весь мир, к сожалению, испытывает угрозы и вызовы, что видно по европейским терактам, поэтому законодатели просто действуют на опережение, чтобы в дальнейшем по возможности избежать необходимости подсчитывать число жертв. Естественно, некоторые «свободы» ради этого придётся ограничить, и, судя по внесённым в проект изменениям, имело место обсуждение рациональных способов определения степени разумности принимаемых мер.

Суть претензий оппонентов также заключается и в гипотетическом «удорожании» сотовой связи и доступа в Интернет, которое якобы произойдёт неминуемо, хотя это дело воротил сотового бизнеса — решать как изменить структуру своих расходов в связи с появлением этого закона. Если они заботятся о своих кошельках, а не о потребителях, то, конечно, взвалят расходы на них, но при чём тут государство, действующее в интересах защиты общественной безопасности? Точно также уже «дико подорожали продукты» из-за введения системы «Платон». Помните эту истерию? Недавно ведь была. И все либералы сразу стали дальнобойщиками. Сегодня все они стали «немного айтишниками» и готовятся проводить митинги против «пакета Яровой».

Этот набор изменений в законы направлен на борьбу с терроризмом. Он должен дать нашим правоохранителям в руки инструмент. В этом смысл этих изменений. Они получились немного сыроватыми — это, как у нас водиться (вспоминаем «Платон»), есть. Впрочем не надо забывать с какой кадровой базой приходится иметь дело, даже если многие либералы перекрасились в патриотов (то есть поняли что за океаном их не ждут и готовы сожрать при удобном случае), они пока не перестали быть либералами — ведь стереотипы не меняются одномоментно. Но надо понимать, что сам закон — рамочный, а значит, в установленные сроки Правительством РФ в соответствии с поручениями Президента будут приняты необходимые подзаконные нормативные правовые акты.

И, во-первых, президент дал поручения проработать его техническую реализацию, а, во-вторых, большинство «страхов и страшилок» просто не соответствует действительности.

Ситуация вокруг пакета Яровой

Понять, почему представители «Пятой колонны» так заголосили и подняли такой шум, нам поможет общее понимание ситуации.

Суть такова: на 2017 — 2018 годы Запад планирует попытки осуществления «цветного» сценария в России. Цель минимум — не допустить переизбрания на новый срок В.В. Путина или избрания человека, продолжающего взятый на реальный суверенитет курс. Ситуация в нашей стране, по планам США, к тому времени должна ухудшиться: снаружи давят санкции и искусственно сдерживаемые на низком уровне цены на предметы нашего экспорта, а внутри работает либеральное правительство, лозунг которого озвученный поклонником губернатора Калифорнии Шварцнегера «Денег нет, но вы держитесь!», что уже сегодня вызывает справедливое возмущение граждан.

К 2017 — 2018 годам «улюкаевы» и «кудрины» должны, по их замыслу, поураганить так, чтобы создать почву для недовольства. Западу нужна новая Болотная, нужны «навальные» и «касьяновы», нужны массы людей. Почву для недовольства Запад руками либерально-финансовой части правительства пытается создать, чтобы в перспективе организовать государственный переворот. Но людей надо организовать, вывести на улицы, собрать вместе, научить, когда и где, и что делать. Надо координировать боевиков, нужно собирать толпы зевак. А всё это делается через соцсети. Которые (о чудо!) начали активно шифровать всю свою информацию.

Так вот, главный пункт «пакета Яровой» — американские (вообще все) соцсети все «шифровальные ключи» обязаны передать в руки российских компетентных органов.

Вот откуда вой! Но и он уляжется, как только суммы, выделенные американцами на «справедливое возмущение», подойдут к концу.

А дальше начнётся самое главное — реализация закона. В США АНБ пишет вообще всё, и никто по этому поводу не возмущается. Почему? Потому что вместе с ордером на получение информации АНБ даёт и другой ордер — запрещающий разглашение самого факта запроса и получения информации.

И вот когда «фейсбуки» откажутся выполнять российский закон, а они, по мнению экспертов, обязательно откажутся его выполнять, вот тогда наступит момент истины. Соцсети создавались как инструмент политики, создавались в Штатах — это так, даже если никто из нас никогда об этом не задумывались. И до сих пор многие живут с мыслью, что умный мальчик из США нашёл миллиарды, чтобы девочки могли постить котиков, а домохозяйки — рецепты вкусной еды.

Так вот, когда «фейсбуки» откажутся выполнять закон, вот тогда надо будет закрывать то, что отказывается работать по нашим законам и давать свободно работать тому, кто его соблюдает.

«Пакет Яровой» не сейчас, но в перспективе… вырвет жало у инструмента, с помощью которого США привыкли опрокидывать государства (вспомним — Ливия, Ирак, Югославия и др.)

Либо их сети станут законопослушными, а значит им ненужными и безопасными для нас, либо их у нас просто не должно быть.

Но чтобы понять суть претензий либералов, необходимо понимание о том, какие именно изменения внесены в действующее законодательство.

Какие изменения внесены в действующее законодательство

Пособничество

Понятие «пособничество» ранее было достаточно абстрактным и могло трактоваться различным образом, теперь же ему дано чёткое определение.

Во-первых, это финансирование. Любая помощь, оказанная террористической организации или боевику-одиночке, выраженная в материальной форме и способствующая совершению общественно-опасного преступления, считается поддержкой, то есть пособничеством. Это не обязательно деньги. Если террорист переночевал в безопасном для него жилище, получил в своё распоряжение автомобиль, спрятал в квартире или доме взрывчатку или другие средства поражения, — всё это считается содействием в организации теракта, и за это предусмотрена ответственность в виде тюремного срока до восьми лет. Кто-то может утверждать, что это слишком жестоко?

Преступное молчание

Каждый юрист знает разницу между действием и деянием — под последним понимается также и бездействие. Если кто-то достоверно знает о готовящемся террористическом акте, но не принимает мер по его предотвращению (не сообщает компетентным органам), то теперь он тоже считается преступником, правда, ответственность его не столь сурова, как у непосредственного исполнителя, — до двенадцати месяцев заключения. При этом речь идёт не о каком-то абстрактном доносительстве (называемом также стукачеством), на что ненавязчиво намекают «поборники свобод», а о вполне конкретном списке из 16 преступлений, в числе которых угон транспортных средств, захват заложников, организация взрыва в людном месте и т.п. Супругов и родственников террористов эта статься УК не касается.

Болтать много вредно

Эта норма касается главным образом СМИ, которым вменяется в обязанность контроль за публикуемыми сведениями на предмет их секретности. Есть информация, имеющая особые грифы, и разглашение её влечет наказание в виде штрафа до миллиона рублей. Ранее эта норма не действовала в силу неопределённости и размытости самого понятия секретных материалов. К тому же и конкретного наказания за такие действия Уголовный кодекс не предусматривал. Нельзя, и всё. А что будет, если взять и напечатать? Теперь ясно, что. Аналогичные законы, кстати, давным-давно действуют в самых «свободных и демократических» (так они себя называют) странах мира.

Малолетние террористы

Практика показывает, что и подросток может натворить такого, что страшно подумать, тем более что психика его ещё не сформировалась, а влияние бывает разным. Ответственность за некоторые тяжкие преступления и в старом Уголовном кодексе наступает с 14 лет, таковых статей было 22, а теперь их количество увеличено до 32. Вошли в новый список такие правонарушения, как теракт, членство в террористической организации, участие в массовых беспорядках, угон поезда или самолёта, покушение на жизнь людей и т. д. Они, малолетние преступники, конечно же, дети, но жертвам от этого не легче.

Международный терракт

Ранее этой статьи в УК не было, теперь она есть и имеет номер 361. Она предусматривает наказание от десяти лет до пожизненного заключения. Отличие международного теракта от «простого» состоит в том, что он совершается не в России, а за границей, но представляет собой покушение на здоровье и жизнь граждан РФ. Кстати, «прицепом» к ней идёт несообщение о подготовке подобного преступления (ст. 205.6), что перекликается с изложенным выше положением о преступном умалчивании важных сведений. Кстати, вербовать в ДАИШ (ИГИЛ, запрещённая в России организация) и подобные структуры теперь тоже опасно, как и устраивать массовые волнения. И подначивать к этому тоже лучше не надо.

Частная информация

Этот пункт тоже вызвал неприятие некоторых поборников свобод, так как согласно ему должна производиться проверка корреспонденции «Почтой России» на наличие оружия, наркотиков и прочих незаконных предметов. Конечно, речь в основном о посылках и бандеролях, переписка сегодня всё же чаще осуществляется в электронном виде, но и относительно неё тоже принято решение. Изначально предусматривалось трёхлетнее хранение данных, но так как это потребовало бы резкого увеличения информационных возможностей (до 1,7 трлн. гигабайт) и расходов в 70 миллиардов долларов, то остановились на шести месяцах. Ввод в действие закона — с 1 июля 2018 года.

Сектанты

Проникновение в страну проповедников экстремистских течений создаёт угрозу общественной безопасности. Для того, чтобы вести религиозную деятельность, требуется особая регистрация и специальное помещение. Нарушителям, которые захотят вовлекать в секты прихожан на улицах, грозит штраф вплоть до 1 млн. руб.

Заметки на полях

На 1 января 2014 года в РФ по данным Росстата зарегистрированы 47 конфессий (есть ещё одна строка, «объединяющая» группы иных вероисповеданий). Крупнейшей из всех является Православие. Несмотря на то, что представители разных религиозных направлений уже сотни лет мирно сосуществуют в нашей стране, религиозный фактор активно используется ведущими государствами мира для решения геополитических или экономических задач, в том числе для дестабилизации ситуации. Игнорировать этот фактор нельзя, достаточно вспомнить историю Югославии (острейшее противостояние сербов, боснийцев и хорватов, приведшее к распаду страны, в которой на протяжении длительного времени эти народы мирно соседствовали), примеры Дагестана и Чечни. В большинстве военных действий в мире просматриваются религиозные мотивы — Ближний Восток, Балканы, Ирак, Ирландия и т.д.

Известно, что на территории нашей страны проживает около 200 различных этносов, следовательно, и религиозная принадлежность россиян очень разнообразна. Эта ситуация характерна для России на протяжении веков, поэтому существует точка зрения, что катализатором межрелигиозных столкновений является не якобы низкий уровень толерантности в российском обществе, а социально-экономическое неравенство, которое под влиянием санкций будет только усиливаться. По сути, социальным конфликтам даже выгодно придавать религиозную окраску, вовлекая в них лишних участников и придавая дополнительную целевую установку. В религиозной оболочке можно подавать конфликты любого содержания, в том числе политического.

Есть определенные факты, указывающие на активное использование религиозного фактора в целях дестабилизации ситуации в России.

Уже в ноябре 2014 года Президент Чечни заявил о росте радикальных настроений среди мусульман, а также о том, что в Интернете и в СМИ развернута массовая вербовочная работа по привлечению россиян в религиозные организации экстремистского толка.

Запад активно политизирует религию в своих стратегических целях, в том числе используя миссионерство, развернувшееся в нашей стране с 1990-х годов. Эта деятельность чрезвычайно активна, несмотря на то, что «содержание семьи одного зарубежного миссионера обходится религиозной организации в 50 тысяч долларов США в год». В первую очередь в их деятельности нужно усматривать лоббирование интересов того государства, с территории которого они прибывают. Таким образом, либеральная идеология даёт возможность западным странам отстаивать свои интересы не только в экономической и политической сфере, но и в религиозной.

В качестве примера можно привести характер динамики и локализации протестантских и неопротестантских течений в России. Если проследить изменение численности их последователей на территории постсоветской России, то становится очевиден тренд на увеличение. В период с 1990 года по 2014 число протестантов увеличилось в три раза.

Неслучайно то, что наибольшее распространение нетрадиционные христианские течения имеют на тех территориях, на которые планирует распространить свое влияние США.

Религиозный фактор необходимо учитывать в политике, он использовался и будет использоваться в геополитических целях. Однако это обширная тема, которая требует отдельного рассмотрения.

Каковы претензии российских операторов связи?

Операторы мобильной связи угрожают поднять тарифы, пользователи соцсетей оплакивают потерянную приватность, а эксперты рассуждают о том, что новые требования государства технически невозможно реализовать. Давайте разберемся, всё ли так плохо.

Самым скандальным элементом (исходя по данным СМИ) Пакета Яровой является возможность обязать провайдеров интернета и мобильной связи хранить данные пользовательского общения в течение шести месяцев. С точки зрения критиков это ужасно, недопустимо и слишком дорого.

Начнём с самых громких критиков — операторов мобильной связи, которые утверждают, что им придётся резко повысить тарифы, чтобы компенсировать расходы по хранению данных. Их угрозы красноречиво говорят о том, что они переживают не за своих клиентов, а за свои кошельки, раз готовы переложить расходы на плечи потребителей услуг.

Заметки на полях

Траты на хранение информации на самом деле не очень большие. В России давно действует «закон о СОРМе» (Система технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий — комплекс технических средств и мер, предназначенных для проведения оперативно-розыскных мероприятий в сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и радиосвязи (согласно Закону «О связи» и приказу Министерства связи № 2339 от 9 августа 2000 года).

Не секрет о том, что любые переговоры и по Skype и по мобильным телефонам записываются — абсолютно все разговоры пишутся и определённое время хранятся у операторов. Мощности для хранения разговоров в течение определённого количества времени у сотовых операторов есть.

По закону о СОРМе абсолютно все переговоры должны писаться и храниться в течение трёх месяцев. В течение этого времени сотовые операторы по запросу оперативно-следственных органов обязаны эти данные предоставлять. То есть, у них всё есть. Здесь же требуется увеличить срок хранения с трех месяцев до шести. Это абсолютно реально.

Разговоры о том, что мобильная связь сильно подорожает, напоминают страшилки про систему «Платон», которая должна была привести к перебоям с поставками продуктов и резкому росту цен. Ну как, сбылось? Вот и в случае «пакета Яровой» трудно поверить словам наших мобильных операторов. Тем более что никаких предметных расчетов и финансово-экономических обоснований операторы не предоставили.

В России сравнительно дешевая мобильная связь и эксперты подозревают, что«пакет Яровой» воспринимается как хороший предлог для организации небольшого картельного сговора и совместного повышения цен.

Отдельно хочется напомнить — решение о том, что конкретно нужно хранить и сколько это нужно хранить, ещё вообще не принято. Закон лишь даёт возможность правительству принять соответствующее решение и ставит верхнее, максимальное ограничение срока хранения — 6 месяцев. Эти требования вступят в силу только через два года — многие из критиков про это говорили, выплёскивая на просторы информационного поля поток недовольства? Как видно, нет.

Причём решающее влияние на их формулировку окажет Минкомсвязь, так что и предложения, и представленные финансовые расчёты ведомством будут рассмотрены и обязательно учтены.

Советник президента по вопросам интернета Герман Клименко считает, что если исключить из требований хранения медиа-контент, то всё будет вполне доступно для участников рынка, и минимум 95% всех недовольств индустрии будут сняты. В общем, слухи об апокалипсисе в российском телекоме оказались, мягко говоря, несколько преждевременными.

Теперь насчёт приватности. В современном мире приватности нет и уже никогда не будет. Государства слишком плотно занялись интернетом и его использованием в политических целях, а значит, интернет будут регулировать и за пользователями будут наблюдать. Вопрос только в том, кто будет это делать. Интернет-компании, которые не хотят сотрудничать с ЦРУ, просто не смогут занять рыночную нишу в странах, где центральное разведуправление имеет влияние. В Китае ситуация аналогичная и именно из-за этого там разработаны аналоги всех популярных приложений и сервисов западных компаний. Чем Россия хуже США или КНР?

Американцы после терактов 2001 года вообще не особо заморачиваются по вопросам легализации своих попыток шпионить за мировым интернетом. Как видно из описаний систем INCENSER и DANCINGOASIS, которыми пользуется АНБ на основании Protect America Act of 2007 и FISA Amendments Act of 2008, АНБ просто подключаются к узловым точкам мирового интернета, которые ему доступны, анализирует весь трафик в реальном времени и сохраняют себе на память всё, что АНБ интересно. Как и следует ожидать в этом процессе, американским спецслужбам всемерно помогают американские IT компании, например, тот же Майкрософт, у сервисов которого есть шифрование для всех, кроме АНБ. Американские спецслужбы получают незашифрованную информацию. При всём при этом, американская IT индустрия редко протестует, а чаще всего, наоборот поддерживает АНБ в её усилиях по борьбе за американские национальные интересы. Так давайте сделаем так, чтобы они не делали этого хотя бы в Рунете.

Заметки на полях

В США тоже есть законы, обязывающие операторов сотовой связи хранить в течение определенного периода всю передаваемую информацию и мета-данные. Принимались они тоже не в момент появления в США мобильной связи, а с течением времени.

Однако это не привело к коллапсу отрасли сотовой связи. Более того, есть ряд высокотехнологических компаний, например, Google, которые хранят даже не в течение нескольких месяцев, а годами весь объем информации своих пользователей, включая аудио- и видеофайлы (например, файлы, размещенные на YouTube), данные чатов, электронной почты и т. д. И все эти терабайты информации хранятся на серверах по всему миру. Однако подобные затраты не мешают успешному бизнесу корпорации Google».

Информационная война против России

И последнее. С точки зрения практики информационных войн против России мы наблюдаем типичное создание информационной повода для протестов и недовольства для того, чтобы использовать его в рамках предстоящей избирательной кампании. У противников Пакета Яровой, а это в основном прозападные политики, просматривается очевидная цель — им нужно любой ценой сохранить возможность американских социальных сетей влиять на политическую и общественную ситуацию в России. При этом сохранить американские соцсети вне какого-либо контроля или наблюдения со стороны российских властей. Фактически, все протесты сводятся к тому, что у наших заокеанских оппонентов отбирают один из ключевых инструментов, необходимый для «цветных революций» — вот они и бесятся. А ещё их беспокоит, что после введения в силу этого закона всю их массированную агентуру влияния придется обучать и снабжать настоящими шпионскими каналами связи, а это накладно, сложно и может привести к неудобным провалам ценных агентов. Итак, западные оппоненты задействовали в борьбе с «пакетом Яровой» все свои медийные и лоббистские ресурсы. Как говорится, рыба сама плывет в сети, и можно сказать, что новые законы начнут приносить пользу ещё до того, как они вступили в силу.

Краткий вывод: поводов для паники нет . Закон безусловно не совершенен, и его можно и нужно улучшать. Но этого нельзя сделать через истерику в интернете.

И пора уже всем понять, что российский сегмент интернета нужно держать под контролем потому что, если это не сделает наше государство, то это сделает чужое, и это явно не в наших интересах.

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков комментируя принятый закон, отметил, что правительству РФ поручено мониторить ход реализации, ход имплементации этого закона, сообщает РИА «Новости». По его словам, кабинет министров должен минимизировать риски, связанные с финансовыми расходами, с использованием отечественного оборудования для хранения информации.

Если будут выявляться действительно какие-то нежелательные проявления, правительство по поручению президента будет принимать соответствующие меры. То есть закон подписан в тандеме с перечнем поручений,

Наша безопасность важнее прибыли мобильных операторов, комфорта телеком-компаний, а также интересов западных социальных сетей и мессенджеров .

И это хорошо, если те из них, кто этого не хотят понимать, просто уйдут с российского рынка.

Послесловие

Вопросы гражданства, незаконной миграции, выезда за рубеж граждан, судимых за экстремизм, режима контртеррористической операции и прочие также очень важны, но утверждать, что принятые законы могут усложнить простым людям жизнь, очень трудно. Зато непринятие заблаговременно защитных мер может омрачить её многими трагедиями. Возможно, стоит вспомнить об этом, перед тем как критиковать новый «антитеррористический пакет».

Во-первых, безопасность граждан превыше всего, а обеспечивает им её государство. Потому что, как только начнут убивать этих самых граждан, они тут же начнут выть, почему государство ничего не делает для их защиты. Ну а когда государство что-то делает для их защиты, у многих это почему-то вызывает негативную реакцию.

Второй аспект: в таком деле надо осваивать методологию познания и творчества, изучать достаточно общую теорию управления и включать голову: анализировать мнение специалистов, которые объясняют, как это делается, почему это делается и зачем, сравнивать мнения, делать выводы. И если уж государство заботится безопасности, то, на наш взгляд, подобные вопросы надо решать совместно. А что касается стоимости переоборудования сотовой связи, то должны быть представлены конкретные расчёты, чтобы не было кривотолков и пересудов. Будем надеяться, что и эти затраты не лягут на плечи налогоплательщиков, только потому что операторы сотовой связи решать в очередной раз «обуть» население под удобным предлогом. И в этом за ними должно проследить государство и соответствующие специальные службы.

Вспомним, когда подобные меры вводились в Интернете, стоял точно такой же крик. И как видим, что за последние 12 — 13 лет про это больше ничего практически не слышно. Потому что нужное оборудование давно везде установлено, и весь трафик в Интернете фильтруется и, что характерно, записывается. Так будет и на этот раз. Изыщут решение, мы уверены.

Защита общественной безопасности, а значит, и государственности, вот что подразумевает данный закон, чего так не хотят на Западе.

Так, "пакет Яровой" предусматривает, что власти смогут лишать людей российского гражданства за некоторые преступления террористической и экстремистской направленности. В списке этих преступлений есть, например, статья за призывы к сепаратизму или за возбуждение ненависти и вражды – последняя одна из тех, по которым можно сесть за перепост картинки в социальной сети. Также гражданства могут лишить за работу в международных организациях, в которых не представлена Россия. Однако паспорт могут забрать только у тех, у кого есть гражданство другой страны или гарантия, что они его получат.

Еще один пункт антитеррористических нововведений – лишение гражданства или уголовный срок за недоносительство.

В Уголовный Кодекс РФ вносится новая статья (205.6) называется "несообщение о преступлении". По ней будут привлекать к ответственности тех, кто не сообщил правоохранительным органам о готовящихся преступлениях – от международного терроризма до вооруженного мятежа против территориальной целостности России.

От ответственности по статье освобождаются люди, которые не стали сообщать о подготовке и совершении преступления их супругом или близким родственником.

Кроме того, в России вводят еще одну статью, по которой можно сажать за посты в соцсетях. Призывы к террористической деятельности и оправдание терроризма в интернете приравниваются к таким призывам в средствах массовой информации. Максимальное наказание - семь лет лишения свободы и лишение гражданства.

Также законодатели предлагают осужденным за терроризм и перепосты экстремистских материалов в Сети запрещать выезд из страны.

Еще один пункт - операторы будут хранить месяцами записи телефонных звонков и всю переписку пользователей. Сотрудники силовых ведомств смогут изучать эти данные. Зашифрованную переписку тоже смогут читать.

Вводятся также ужесточения в религиозной сфере. Проповедовать теперь смогут только представители зарегистрированных организаций в специально отведенных местах. Некоторые идеи проповедовать запретят – например те, которые призывают к экстремизму, заставляют людей отказываться от медицинской помощи, отдавать свое имущество религиозной организации и прочих. За нарушения предусмотрены административные штрафы - в том числе крупные, до миллиона рублей.

В Уголовном кодексе РФ появится новая статья - "Акт международного терроризма". По ней будут судить тех, кого обвинят в совершении теракта за пределами России, в результате которого погибли или пострадали российские граждане, а также тех, кто финансирует подготовку терактов. В качестве наказания статья допускает пожизненный срок лишения свободы.

Законопроект также предлагает внести поправку, которая обяжет сотрудников почты следить за тем, чтобы в посылках не было ничего запрещенного . В список запрещенного для пересылки входят: деньги, оружие, наркотики, яды, скоропортящиеся продукты и вещества, которые могут навредить сотрудникам почты или повредить другие посылки. Проверять посылки предлагается с помощью рентгена, металлоискателей и других подобных устройств. В существующем законе прописано, что сотрудники могут задерживать и даже уничтожать посылки с запрещенными предметами.

Закон Яровой, вызвавший множество споров, через год вступит в силу. 1 июля 2018 года он будет обязателен к исполнению всеми операторами связи. Они будут обязаны хранить текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео, иные электронные сообщения пользователей сроком до шести месяцев, а сроком до трех лет они должны будут хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки сообщений и звонков.

О ЗАКОНЕ ЯРОВОЙ

Принятие закона, несмотря на возражения как бизнеса, так и общественности, показало несколько устойчивых трендов российской действительности:

- выживание режима выше целесообразности данного закона . Несмотря на технические сложности его воплощения и дороговизну для бизнеса, закон будет реализован. И более того, финансирование закона, который является прихотью Кремля, ложится на бизнес.

Как заявил Никифоров, выделение бюджетных средств для поддержки операторов связи в ходе реализации так называемого закона Яровой не рассматривается. Ранее в феврале появлялась информация, что Минэкономразвития предлагает задействовать государственную помощь через использование средств Фонда универсальных услуг связи, чтобы рост тарифов не превысил уровень инфляции. Однако и здесь крылось лукавство Кремля. Фонд универсальной услуги связи финансируется за счет отчислений всеми операторами РФ 1,2% выручки. А сам фонд должен был финансировать проект устранения цифрового неравенства (УЦН). Если бы средства пошли на реализацию закона Яровой, то, во-первых, они бы не были государственной поддержкой, так как фонд существует за счет операторов. Во-вторых, тогда бы были сорваны планы «интернетификации» малых населенных пунктов. Но пока об этом фонде и финансировании из него речи уже не идет.

- как обычно, за инициативы Кремля будет платить обычный народ . Дворкович, например, уже сказал, что «правительству будет дано право определить некие этапы введения тех или иных требований относительно операторов связи, что позволит минимизировать ближайшие инвестиции и соответственно не допустить избыточного роста тарифов». Отметим, что он говорит о недопущении избыточного роста тарифа, значит все-таки рост его для Кремля является вполне закономерным итогом этой инициативы. РСПП при оценке последствий прогнозировал, что операторы смогут выжить лишь при кратном увеличении цен на услуги связи, что добавит к общему уровню инфляции в стране 1–2 п.п., а сам рост тарифов может составить 90% при условии необходимости внедрения оборудования в срок до 2018 года. И это еще скромные оценки. Министр связи Никифоров, например, говорил о росте тарифов на 300%. От РСПП поступило также предложение законодательно обязать всех российских абонентов связи отчислять средства на реализацию «закона Яровой». Такой платеж должен составить 3–5% от средимесячного счета.

- закон показал, что экономика в стране не рыночная, а директивная - по звонку из Кремля. Дворкович уже попросил не повышать тарифы более чем на 5%, и это при том, что закон полностью убивает капитализацию операторов. По заявлению «Мегафона», затраты на реализацию норм составят 938 млрд рублей, а это выше годовой выручки компании примерно в 3 раза. «Вымпелком» оценивает затраты на исполнение закона, с учетом текущих требований, в районе 1 трлн рублей. «МТС» совместно с «МГТС» на уровне 1,7 трлн рублей. По оценкам РСПП, к 2019 году операторы связи потратят на реализацию закона около 17 трлн рублей (не включая расходы на съем голосового трафика).

- закон принимался без проработки и анализа последствий его внедрения . Никто не просчитывал, насколько могут повыситься тарифы связи. И до сих пор оценки затрат отрасли совершенно различные. От 100 млрд рублей до 17,5 трлн по данным РСПП. Суммарные доходы операторов от услуг связи составляют не более 1,7 млрд руб. Более того в правительстве даже не задумывались о том, как закон должен вступить в силу. Именно поэтому сейчас активно выдвигается идея поэтапного его внедрения. Да и сами операторы на момент принятия закона не знали, каким образом он будет реализован. В идеале подобные законы не должны быть оторваны от практики. То есть, должны были быть встречи с операторами, выслушаны их предложения, прописана процедура его внедрения. Но ничего этого нет, есть только идея - контролировать любое выражение мысли.

Как сообщают несколько источников, «госорганы не хотят допускать операторов к разработке документа», в котором были бы определены сроки и порядок хранения данных в рамках закона Яровой. А это уже говорит о том, насколько закон будет учитывать интересы операторов. Да и принимая во внимание, что по словам операторов нет необходимых технических условий для исполнения ряда норм закона, стоит говорить, что закон принимался впопыхах. В законе даже не были прописаны базовые основы об ответственности за хранение информации. Принимая закон, никто даже не задумывался над вопросом, а существует ли для его реализации подходящее оборудование. В России такого оборудования не производят, и этот факт признали на уровне министров. Эксперты же утверждают, что подобного оборудования нет даже за рубежом.

- столь легкое принятие закона Яровой стало «зеленым светом» для Кремля , который теперь решил, что свобода в интернете - это то, что может быть попрано без противодействия со стороны общества. За ним последовали новые инициативы - досудебная блокировка интернет ресурсов, «закон о мессенджерах», запрет анонимайзеров и VPN, инициативы о многомилионных штрафах за оскорбления и клевету. Закон Яровой таким образом, выступил катализатором процесса подавления свободы в интернете.

ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ

Закон Яровой - классический пример того, как целесообразность нужд режима превыше всех возможных расчетов и просчетов принятия закона. О том, что закон сырой и в текущем виде не может быть реализован, сигналов было множество. Последними такими признаками стали:

- противоречие закона регламенту ЕС , который вступит в силу за два месяца до вступления закона Яровой, согласно которому данные европейских пользователей можно будет хранить только в тех случаях, если спецслужбы подтвердят, что такие действия в отношении конкретного абонента служат целям обеспечения национальной безопасности и правопорядка. Но по закону Яровой в России должны храниться данные всех пользователей российских сетей, в том числе проживающих на территории России иностранцев. Если Россия и ЕС не придут к согласию, то российским операторам придется заплатить за эту прихоть российских властей 45 млрд рублей. Учитывая неподъемные расходы на внедрение закона, такие штрафы добьют отрасль.

- споры в правительстве относительно сроков внедрения закона .

В правительстве предлагают отложить его внедрение до 2023 года. Ряд депутатов ГД также выступает за поэтапную реализацию закона. ФСБ против пилотных зон и поэтапного внедрения, поскольку все технические средства, по заявлению спецслужб, есть. Отсрочка проекта оправдана с той точки зрения, что в случае внедрения закона сразу операторы понесут высокие расходы, что приведет к резкому скачку цен на услуги связи. Пока в правительстве пытаются отсрочить внедрение закона, понимая, что на его реализацию нет денег ни у бюджета, ни у операторов, ФСБ продолжает настаивать на своем, ставя свои узко кабинетные интересы выше национальных интересов и экономической целесообразности. Убить рынок сотовой связи ради создания системы слежки - пожалуй, такое могло произойти только в стране, где президент и является выходцем из этой системы слежки.

- закон уже был признан одной из худших мировых инициатив в области IT , препятствующих дальнейшему инновационному развитию индустрии. К такой оценке пришли в Фонде информационных технологий и инноваций (Information Technology & Innovation Foundation, ITIF). А это те самые мировые рейтинги, за которыми гонятся российские власти. Сейчас же они поступились ими ради стремления взять под свой контроль все возможные каналы виртуального общения российского населения. Учитывая, что отрасль зависит от кредитов, подобные расходы приведут к тому, что компании будут вынуждены экономить на инновациях. Например, на совершенствовании сетей, внедрении 5G и прочее. А значит Россия в очередной раз окажется за бортом передовых технологий и инноваций. Что ж, видимо безопасность режима важнее будущего страны.

Закон Яровой - это одновременно удар по свободе выражения, нарушение конституции в части тайны переписки, удар по отрасли телекоммуникационных услуг, скачок инфляции и ухудшение уровня жизни россиян за счет удорожания услуг мобильной связи. Но Кремль не замечает этих изъянов, исходя из того, что для него это возможность установления тотального контроля, безопасность собственного режима. На одной чаше весов стоит российский народ и экономика, а на другой - Кремль и его выживаемость. Что оказалось важнее, понять не сложно.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Зако́н Ярово́й (также паке́т Яровой или пакет Яровой-Озерова) - два законопроекта, декларировавшиеся их авторами как имеющие антитеррористическую направленность, были приняты в России в июле 2016 года. В СМИ и общественных дискуссиях закон стали называть именем одного из его авторов - Ирины Яровой . Пакет состоит из двух федеральных законов :

Поправки, вносимые этим набором дополнений в федеральное законодательство, можно условно разделить на следующие части:

История принятия

13 мая 2016 года законопроект был принят Госдумой в первом чтении , до этого получив одобрение Правительства (потребовавшего лишь доработать пункт касательно операторов связи ) и возглавляемого Яровой Комитета по безопасности. 24 июня закон успешно проведен через 2-е и 3-е чтение в Думе. 7 июля 2016 года пакет подписан Президентом РФ В. В. Путиным . В итоговой версии документа, которая была направлена на рассмотрение Совета Федерации, срок хранения данных о фактах передачи информации пользователями был сокращён с трёх лет до одного года .

Поправки, дающие Правительству полномочия обязывать операторов связи хранить записи телефонных разговоров, SMS и интернет-трафик пользователей сроком 6 месяцев, должны были вступить в силу 1 июля 2018 года . При этом, как это следует из поправок, указанная информация должна была храниться исключительно на территории России. Однако 19 июля 2016 член Совета Федерации Антон Беляков внёс законопроект о переносе срока вступления в силу этих поправок на 2023 год .

Законопроекты приняты Думой во втором и третьем чтениях 24.06.2016 , на последнем пленарном заседании VI созыва . Во втором чтении за проект 1039101-6 получено 276 голосов (61 %) , в третьем - 277 (61 %) . За проект 1039149-6 - 266 голосов во 2 чтении и 287 в 3 чтении . За проекты проголосовали все представители партии Единая Россия и около 40-50 депутатов партии Справедливая Россия.

Среди нововведений содержатся повышение срока по ряду уголовных статей, введение дополнительных причин для запрета на выезд и въезд, повышение срока хранения операторами мобильной связи информации о фактах приёма, передачи и содержимого голосовой информации и сообщений (от полугода до трёх лет) , дозволение следователям получать информацию из электронной переписки , лишение гражданства (убрали из закона) для совершивших террористические и экстремистские действия, введение понятия «акт международного терроризма» и введение уголовной ответственности за недоносительство.

«Пакет Яровой» состоит из двух законопроектов:

Уголовный кодекс

Первый законопроект дополнил уголовный кодекс России тремя новыми составами преступления - несообщение о преступлении террористического характера, содействие экстремистской деятельности и совершение акта международного терроризма.

Хранение интернет-трафика

Второй законопроект обязывает операторов связи хранить звонки и сообщения абонентов за период, определяемый Правительством Российской Федерации (но не более, чем за 6 месяцев) в соответствии с 64-й статьей федерального закона «О связи», а информацию о фактах приема, передачи, доставки и обработки сообщений и звонков - 3 года .

Согласно проекту приказа Минкомсвязи, интернет-компании и сервисы должны хранить и предоставлять спецслужбам: псевдоним, дату рождения, адрес, фамилию, имя, отчество, паспортные данные, языки, которыми владеет пользователь, список его родственников, текст сообщений, аудио- и видеозаписи, адрес электронной почты, дату и время авторизации и выхода из информационного сервиса, наименование программы-клиента .

12 апреля 2018 года правительство РФ подписало постановление о том, что с 1 октября 2018 года операторы связи обязаны хранить в течение 30 суток текстовые, голосовые, видео- и другие сообщения пользователей. Далее оператор обязан увеличивать объем хранения на 15 процентов в год.

Средства шифрования

Законопроект устанавливает запрет на использование несертифицированных средств кодирования (шифрования). За нарушение этого запрета нарушителю грозит штраф в размере от 3 000 до 5 000 руб. с конфискацией средств шифрования . В Федеральной службе безопасности уточнили, что обязательная сертификация средств кодирования (шифрования) требуется только при передаче сведений, составляющих государственную тайну , поэтому сертификации систем мгновенного обмена сообщениями (месенджеров), таких как Telegram , WhatsApp и прочих при передаче сведений не составляющих гостайну, не требуется .

Также «закон Яровой» обязывает организаторов распространения информации в интернете декодировать сообщения пользователей. По требованию ФСБ компании должны будут предоставлять ключи к зашифрованному трафику.

Деятельность религиозных организаций

Закон также накладывает ограничения на деятельность религиозных организаций. В частности, устанавливается закрытый перечень мест, в которых допускается миссионерская деятельность, также вводится запрет миссионерской деятельности в жилых помещениях (кроме проведения религиозных обрядов и богослужений) .

При ведении миссионерской деятельности закон обязывает миссионеров иметь пакет документов, подтверждающих их полномочия. Вводится ограничение на участие иностранцев, въехавших в Россию по приглашению религиозной организации, на миссионерскую деятельность от имени иных религиозных организаций. Вводится запрет на миссионерскую деятельность, направленную против общественной безопасности, общественного порядка, прав и свобод личности и ряда иных целей

Оценки

Директор отдела анализа и контроля рисков, информационной безопасности PwC в России Роман Чаплыгин отмечал, что исполнение закона может привести к созданию хранилищ данных с большим объёмом накопленной информации, которые могут стать привлекательной целью для злоумышленников и спровоцировать рост числа кибератак. При этом угрозой конфиденциальности могут стать недобросовестные сотрудники, обладающие доступом к данным .

Пакет законопроектов критиковали Правовое управления Государственной думы [ ] , Совет по правам человека при президенте РФ (заместитель председателя - правозащитник Евгений Бобров и член - директор информационно-аналитического центра «Сова» и вице-президент и главный редактор информационно-исследовательского центра «Панорама» Александр Верховский) , министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров , депутаты КПРФ [кто? ] и ЛДПР (в частности В. В. Жириновский ), а также интернет-издание Meduza за жёсткость, внесудебность, нарушение прав граждан и регламента.

Затраты на реализацию

Авторы законопроекта заявляли, что бюджетных денег для его реализации не потребуется . Как отмечала газета «Ведомости», это вполне возможно в случае, если оборудование для сбора информации закупят операторы, а в центры хранения данных вложатся инвесторы (в роли потенциальных инвесторов упоминались Ростех и Ростелеком) .

На реализацию требований «закона Яровой» потребуются следующие затраты:

Для сравнения: ВВП России в 2015 году в текущих ценах составил около 80 трлн рублей .

После принятия закона акции российских операторов сотовой связи упали в цене: акции МТС упали на 2,5 %, МегаФона - на 1 % .

За полгода (максимально возможный срок, которым может Правительство в будущем обязать операторов связи хранить информацию) абонентами сотовой связи в России создается порядка 700 млрд минут телефонных переговоров и 50 млрд SMS-сообщений, а также потребляется 6 Эксабайт интернет-трафика . Для снижения затрат на хранение записей телефонных разговоров российская компания Spirit предложила алгоритм сжатия этих данных, сжимающий до 1 МБ голосовую запись длительностью 2 часа . Таким образом, при использовании этого алгоритма для хранения 700 млрд минут телефонных переговоров понадобится хранилище ёмкостью около 6 петабайт .

Уже после подписания этого закона Президентом выяснилось, что оборудования, необходимого для хранения таких гигантских объёмов данных, нет не только в России, но и во всём мире. В связи с этим Путин распорядился запустить собственное производство необходимого аппаратного обеспечения . К 1 сентября 2016 года он также поручил проанализировать возможность, сроки и затраты на организацию производства отечественного оборудования и программного обеспечения, нужного для хранения и обработки данных.

Виктор Озеров оценивал ежегодные затраты операторов связи на хранение трафика в 3 млрд руб. Такой вывод он сделал на основе расчётов правительственных экспертов об исполнении закона в Москве (там сумма равнялась 287 млн рублей) .

Летом 2017 года рабочая группа РСПП выступила с предложением выбрать, кто будет оплачивать расходы (государство или пользователи). Согласно расчётам организации, реализация закона в нынешнем виде будет означать рост тарифов на услуги мобильной связи на 180 %, на проводной интернет - на 1257 % .

На выполнение требований закона Яровой Билайн в течение 5 лет планировал потратить 45, Мегафон - 35-40, МТС - 60 млрд руб. Агентство Fitch оценивало чистые убытки в 2,5-3,3 % от общей выручки, по сравнению с 2017 годом рост капитальных инвестиций составлял 14-23 %. В июне 2018 года интернет-операторы начали повышение тарифов на 8-10 %, которое оправдывали затратами на закупку требуемого по законопроекту оборудования.

Хранение интернет-трафика

Соавтор закона Виктор Озеров среди возможных исполнителей указывал Ростех . Дочерняя структура этой фирмы - Национальный центр информатизации, по данным газеты «Ведомости» , предлагала создать единый центр хранения и обработки данных, который бы предоставлял операторам связи «соответствующие услуги». Возможными выгодоприобретателями это издание также называло «Ростелеком », предложивший создать систему хранения данных на базе мощностей, которые сейчас используются поисковиком «Спутник » .

Оценки размера сохраняемого трафика:

Оценки суммарных пропускных способностей сетей передачи данных.

Из этих данных:

Крупнейшие хранилища данных

В 2011 году было объявлено о постройке компанией IBM для неназванного заказчика крупнейшего на тот момент хранилища данных размером 120 петабайт , а в 2014 году компания Backblaze (англ. ) объявила о вводе в эксплуатацию хранилища данных объёмом до 500 петабайт, построенного в Калифорнии неподалёку от Сакраменто (на ноябрь 2013 - 75 петабайт) .

В России в 2015 году были созданы хранилища данных в интересах ФНС (2 петабайта с потенциалом до 10) и Минфина (до 5 петабайт) .->

Петиции и протесты против закона Яровой

12 апреля 2016 года было получено отрицательное экспертное заключение Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на законопроект .

На следующий день после подписания этого законопроекта Путиным на сайте Российской общественной инициативы появилась петиция, призывающая отменить этот закон , набравшая за первый день более 10 000 подписей , что является удивительным промежуточным успехом , и в итоге меньше чем за месяц набрала все 100 000 подписей , необходимых для рассмотрения инициативы . 16 августа 2016 года инициатива была направлена руководителю экспертной рабочей группы при правительстве министру по вопросам Открытого правительства М. Абызову . 19 января 2017 года экспертная рабочая группа сочла недопустимой отмену так называемого «закона Яровой». «Недопустима отмена фундаментального закона, защищающего россиян от глобальной террористической угрозы, в угоду интересов отдельной группы коммерсантов» - указано в перечне выводов по итогам заседания, на котором обсуждалась петиция об отмене «закона Яровой».

Выбор редакции
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...