Святой источник казанской иконы божьей матери.


Казанская икона Божией Матери

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это - знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.

Икона Божией Матери Казанская

Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга - главный водный путь страны - стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики - святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом (†1567; память 6 ноября).

Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.

Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.

Казанская икона Божией Матери

28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. "Вера Христова, - говорит летописец, - сделалась притчею и поруганием". Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.

Икона Божией Матери Казанская

Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор - первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца - Иосиф и Никита.

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.

В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский (†1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: "Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани". С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись "Повести" - автограф Святейшего Патриарха Ермогена - целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М. 1912.

Икона Божией Матери Казанская

Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и "воровских людей" старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605-1612), который народ назвал "Смутным временем", Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия - священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор "Сказания" о ней и Службы ей.

Икона Божией Матери Казанская

В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: "Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите. везде говорите моим именем". Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.

Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.

Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.

Икона Божией Матери Казанская

Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: "Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена".

Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня - Кремль.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

Икона Божией Матери Казанская

По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.

В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.

Святой источник Казанской Божией Матери в Осаново известен не только в Тульской области на протяжении уже более трех сотен лет. Те, кто побывал на источнике, убеждены, что вода отсюда обладает целебными свойствами. Над святым источником устроена часовня. Выходящая по огромной трубе из колодца вода с грохотом падает вниз, а затем по ручью попадает в реку Пронь. Температура воды в источнике 4ºС. Здесь можно купаться в любое время года.

Ежегодно 21 июля, в праздник иконы Казанской Божией Матери – наиболее почитаемой на Руси – сюда, на целебный источник приезжают люди со всех концов России. Говорят. что вода, набранная в этот день в осановском источнике, имеет особые свойства, которые могут помочь исцелить многие недуги. Традиционно под струей осановской ледяной воды нужно пройти три раза, тогда "смоются все грехи", а здоровье будет крепким весь последующий год.

По преданию, над колодцем в Осаново явилась чудотворная Казанская икона и тогда на этом месте была построена часовня. Родник в селе Осаново прославился как замечательным вкусом своей воды, так и разнообразием исторических событий, произошедших здесь в разное время. По имеющимся историческим документам впервые эти места упоминаются в 16 в. На берегу Прони находилась Маковская пустошь, которая именовалась так по названию села Маково. В 17 в. теми землями, где располагался источник, пользовались жители Беломестной слободы древнего города Гремячего (сегодня это одно из наиболее крупных сел в Тульской области). В ту пору еще неосвященный источник в народе называли Иваньковским колодезем. В середине 17 в. пустошь была самочинно захвачена неким дворянином Полтевым. На это местные казаки ответили поданием жалобы в Разрядный Приказ, в которой царским чиновникам доводилось до сведения, что в пустоши построен храм Пресвятой Богородицы и барский двор, крестьянские дворы и мельница на Иваньковском колодезе.

Откуда произошло название села Осаново точно неизвестно, но историки склоняются к версии о восточных корнях в его происхождении, которые со временем были русифицированы. Эти же корни – и у многих других местных топонимов: река Тетяковка, урочища Кобляково и Артебы, Араповские пещеры, деревня Томачевка и т.д.

В селе Осаново и его окрестностях сегодня археологами насчитывается более 10 исторических памятников, которые относятся к разным эпохам. Некоторые имеют многослойный характер, а это указывает на то, что здесь жили люди в разные эпохи. Притягательность этих мест с древнейших времен была обусловлена наличием рядом воды и определенной защищенностью и скрытостью. С севера поселение охранял густой лес (его остатки и до наших дней сохранились рядом с деревней Фустово), с востока - река Проня и крутой обрыв. Наиболее ранние следы пребывания в этих местах человека, которые были обнаружены археологами, относятся к мезолиту.

В холодном декабре 1941 года в одном из домов квартировал немецкий офицер, который предупредил жителей села о том, что им лучше уйти на время. Он, скорее всего, знал, что будет крупное наступление советских войск от подмосковной Коломны и рязанского Михайлова, а наступлению предшествует всегда артиллеристский обстрел. Очевидцы этих событий вспоминают, как быстро ретировались немцы по краю оврага в сторону Сталиногорска по заснеженной дороге. Их «Мерседес» увяз в сугробе неподалеку от села и стоял там до тех пор, пока местные жители не разобрали его на запчасти.

Казанский источник в народе почитался всегда. В 19 веке над ним была построена небольшая часовенка из кирпича. Она сумела пережить эпоху воинствующего послереволюционного атеизма и нашествие оккупантов во время Великой Отечественной, взорвали ее в 1957 г. в ходе антирелигиозной хрущевской кампании.

В конце 1980-х гг. над источником поставили скромную деревянную часовню, но осенней ночью в 2002 г. ее сожгли неизвестные вандалы. В 2005 г. при помощи меценатов была построена новая кирпичная часовня по проекту дореволюционной постройки. Также была благоустроена территория вокруг источника.

Мало кто знает, что кроме большого родника, с двух сторон от села есть еще два. Один бьет из ниши под скалой (местные жители говорят, что его вода помогает исцелять желудочные заболевания и разные язвы), другой, вытекает из-под околицы села с левой стороны от речки Колычевка, и помогает от почечных недугов.


Восстановление святого источника казанской иконы Божьей Матери

и постройка купели.

По дороге от Иваньково к Ясногорску, недалеко от реки Беспуты, между селом Башино и деревней Павловское есть необычная территория. По преданиям, здесь было древнее поселение и место поклонения языческим богам. Наши предки чувствовали магическую силу этой земли.

Сейчас сложно сказать, когда было открыто и освящено это место. До революции здесь находилась купель с источником освящённым в честь казанской иконы Божьей Матери. В годы советской власти купель была утрачена. Но люди, чувствуя необычную силу этого источника, не забыли его. Из года в год приезжали сюда за помощью и исцелением. Многие мечтали о восстановлении купели и освящении источника.


Весной 2010 года Алексей и Елена Сулимовы, проживающие в летнее время в селе Башино стали инициаторами восстановления территории, прилегающей к святому источнику, а также обустройству купели. Они внесли денежные средства для начала работ. Это благое дело поддержали другие дачники, жители ближайших сёл и деревень. С благословления настоятеля церкви Петра и Павла села Иваньково, протоиерея Олега Тычинина, были начаты работы по обустройству святого источника. Как говорится взялись за благое дело «всем миром». Была очищена и приведена в порядок территория, началось строительству купели и мостика.

Семья Пивовар: Галина Степановна и Александр выделили строителей, дали технику и помогли строительным материалом. Многие люди вносили денежные средства. Помогали своим трудом, кто-то прибивал доски, кто-то мастерил крышу купели. Сооружали мостик, вывозили строительный мусор. Объём работ очень большой!

В ночное время одного из работников оставляли за сторожа, который следил за сохранностью техники и строительных материалов. Уже через месяц многое было сделано. Построен мост, сооружались стены купели…

Рассказывают историю: один из сторожей по имени Сухроп (мусульманской веры), глубокой ночью увидел идущую по мостику высокую (около двух метров) женщину, в белых одеждах. Она поблагодарила за благие дела и через 2-3 минуты исчезла… Со слов Сухропа это была Божья Матери - Царица Небесная!

К июлю 2010 года основные строительные работы были закончены. В день празднования казанской иконы Божьей Матери, протоиерей Олег в присутствии большого количества людей, собравшихся на праздник, освятил построенную купель и прилегающую территорию. Все искренне радовались окончанию работ и обретению святого источника. Многие хотели пожать руку и обнять Алексея Сулимова за инициативу по восстановлению святого места.


По согласованию с отцом Олегом, прихожане церкви святых Апостолов Петра и Павла села Иваньково, в один из дней, решили отблагодарить Алексея Сулимова за благое дело. После утренней литургии Алексею была торжественно вручена подлинная медаль 1913 года «300 лет царствования Дома Романовых».

Круглый год к святому источнику Казанской Божьей Матери приходят люди. Без преувеличения можно сказать, что суда приезжают даже из дальних уголков нашей Родины. Отмечены случаи исцеления от различных болезней и телесных недугов.

Деревня Мелекса Волховского района прославилась благодаря источнику, обладающему целебными свойствами. Со всей страны и даже из-за рубежа люди приезжают сюда, чтобы набрать святой воды и ощутить на себе ее чудодейственную и живительную силу.

История и легенды о святом источнике

Как возник источник у Мелексы, доподлинно неизвестно. Есть только сведения, что он существует не одно столетие. Наиболее распространенная версия появления источника гласит: когда-то здесь стояла часовня или церковь, которая ушла под землю. На месте ее исчезновения позже забили воды источника, которые по своим свойствам оказались целебными. Однако у этой легенды нет никаких официальных подтверждений.

Также местные жители рассказывают о том, что здесь было несколько часовен, одну из них разрушили при советской власти. Ее постигла страшная участь вследствие ведения тогдашним правительством антицерковной политики. Бульдозером сравняли с землей останки часовни вместе с источником. Однако святая вода пробилась сквозь толщу земли. Говорят, что люди, которые разрушили это святое место, позже поплатились своим здоровьем.

Подобные предания и легенды создают историю святого источника, названного во имя иконы Казанской Божьей Матери. Они передаются из уст в уста, придавая месту большую загадочность, что реально хочется все увидеть ″своими глазами″. Активное восстановление источника началось после падения советской власти. ″Святым озерцом″ прозвали источник жители здешних краев, которые оградили его деревянным квадратным срубом, рядом поставили лавочки, стол с ведрами, купальни.

Часовня была построена только к 1996-му году и освящена седьмого июля в честь Казанской иконы Божьей Матери, которую почитают за заступницу земли русской и ее народа. Именно к ней обращаются за помощью с молитвами в дни скорби и болезни, у нее просят исцеления и защиты от бед и напастей.

Два раза в год, в дни празднования Казанской иконы Божьей Матери, священник из соседней деревни Дудачкино проводит здесь службы, на которые собирается много люду из деревни и окрестности, также из Северной столицы и других городов России. На сегодняшний день источник в Мелексе официально признан как чудотворный и почитается Русской Православной Церковью. Его относят к одному из 6-ти чудес Ленинградской области.

Паломничество к источнику

Многие паломники, побывавшие у источника в Мелексе, отмечают удивительную атмосферу, царившую здесь, полной умиротворенности и душевного спокойствия. Эти чувства сопровождаются лицезрением красивых пейзажей местной природы, созерцанием размеренного течения реки Сясь, а также приятным впечатлением от ухоженности и чистоты вокруг источника.

Люди, посещающие это святое место, уверены в целительной силе вод источника, которая помогает избавиться от болей в спине, кожных и других болезней. Для того, чтобы испытать на себе воздействие воды, необходимо три раза вылить ее на себя. Как утверждает табличка на месте источника, целебной силой обладает не сама вода, а молитва, которая читается во время омовения. Вода лишь выступает проводником молитвы и веры человека.

Известны случаи чудесного исцеления людей, когда даже медицинское лечение было бессильно. Некоторые люди в знак благодарности за исцеление помогали в благоустройстве источника, и продолжают это делать по сей день. В целом, посетители очень уважительно относятся к источнику и к этому чудесному краю, стараются здесь не мусорить, соблюдать чистоту и порядок.

Ведь скольким людям сможет помочь живительная сила источника во имя иконы Казанской Божьей Матери в Мелексе и округе, в России и мире! Святое озерцо ухоженно и вокруг него - красота и благодать, чего не скажешь про путь к нему. Но кому действительно нужно, тот добирается по бездорожью и распутице, по ямам и ухабам, сугробам и болотам. Действительно, таковой бывает дорога, ведущая к святому источнику. И часть пути нужно пройти пешком. В этом есть некая символичность.

К сожаление, как активному путешественнику по Пензенской области и любителю искупаться в родниках, мне приходится констатировать то факт, что при всём многообразии святых, да и просто, источников, расположенных в большом количестве в нашем, Сурском крае, по-настоящему удобных для купания мест с оборудованными (и глубокими) купелями, в Пензенской губернии совсем немного. А если таковы и имеются, то находятся они обычно, довольно далеко от столицы Сурского края - города Пензы. Так что, "открытие" святого источника в честь иконы Казанской Божией Матери близ (относительно недалёкого от города) села Царёвшино Мокшанского района, стало, лично для меня, приятным событием.


Найти этот родник, честно признаюсь, у меня получилось не с первого раза. Святой источник в честь иконы Казанской Божией Матери, не смотря на свою принадлежность к селу Царёвщино, находится на весьма значимом расстоянии от этого населённого пункта.

И без неоднократных подсказок местных, отыскать его среди холмистых окрестных полей, где крыши, как самого источника, так и стоящей рядом купели, практически не видны, очень тяжело. Тем более, учитывая то, что нормальной, полноценной дороги, как таковой, к роднику нет - есть только несколько набитых колеек. В хитросплетении поворотов коих надо ещё разобраться.

Однако, в целом (после первой поездки, конечно) всё, в принципе, просто - заезжаете в Царёвщино, проезжаете мимо Вознесенского храма, далее, через всё деревню, минуя слева кладбище и поворот на ангары компании «Биокор-С» (приложившей, собственно, свою руку к обустройству данного родника) следуете прямо до реки Ольшанки. На берегу которой (справа по ходу движения) и покажется крест часовни-источника.

Надо лишь набраться немного терпения и доехать до места, не развернувшись и не разочаровавшись в качестве дороги, ранее. И тогда вашему взгляду откроется очень симпатичный, чистенький и недавнообустроенный (в 2014 году) родник. В окружении уходящих за горизонт лугов, засаженных (опять-таки компанией «Биокор-С») целебными травами.

Полное отсутствие в видимой близости какого-либо человеческого жилья или иных построек, только добавляет святому источнику в честь иконы Казанской Божией Матери некой духовной отрешённой. И позволяет не только полностью прочувствовать приятное единение с природой, но и не отвлекаясь ни на что, насладиться холодной и невероятно вкусной местной родниковой водой.

Которая выбиваясь из прохладных подземных глубин тут же отправляется дальше, попадая по трубе, в пахнущую свежим деревом и разделённую на две половины, небольшую купальню. Купальню, ради знакомства с коей, и был, в общем-то задуман, этот самый выезд в Царёвщино.

Купальня на царёвшинском роднике, впрочем, как и сама часовня-источник, была построена совсем недавно - в 2014 году. И это хорошо заметно по свежим, непочерневшим брёвнам сруба из которого состоит здание. Притом, некоторые элементы купальни, видимо, доделывались и добавлялись даже уже нынешним летом. Что говорит о том, что за родником (пусть даже и расположенном на расстоянии от деревни) тщательно следят.

Хотя, учитывая то, что инициатор обустройства данного источника - компания «Биокор-С» занимается ещё восстановлением царёвщинского 200-летнего храма во имя Вознесения Господня и построила в деревни, пусть и временный, по полноценный, молитвенный дом в честь Святителя Николая, это неудивительно. Не зря же местные жители, в память о, по сути, возродившем село, первом директоре компании Владимире Петровиче Чижове, даже камень поставили со словами благодарности.

Но это в селе. А на роднике, никаких упоминаний чьих-либо заслуг нет. Есть только иконы, обозначающие принадлежность левой и правой купелей к женской и мужской половине соответственно.

Хотя, на этом их разница, пожалуй, и закачивается. Сруб разделён ровно напополам, так что, и по площади и по содержанию левая и правая купель абсолютно идентичны.

В купелях есть лавочки, крючки для одежды и, чуть приподнятый над уровнем пола, деревянный настил для переодевания и переобувания.

Для тех людей, кому спускаться в родник уже тяжело (или страшно) предусмотрены тазики для обливания и даже тобуретки, стоящие около лестницы, ведущей в воду.

Кстати, лестница в купальне святого источника в честь иконы Казанской Божией Матери довольно крута. Что объясняется глубиной захода. По фотографиям в это поверить, наверное, сложно, однако, лично мне (очень немаленькому такому дяденьке) в этом роднике было почти по грудь.

Что добавило радости от "открытия" данного замечательнот места. Ведь, обычно, что бы окунуться с головой, мне прихродится сильно приседать, а то и вовсе сключиваться в неглубоких купелях других источников. А тут, впервые за долгое время, как нормальный человек смог искупался. Да ещё и в такой шикарной и прозрачной (оцените сами) воде.

В общем, царёвщинский родник мне очень понравился. И своей пустынной природной атмосферой, и интересным расположением среди живописных холмов и полей, и вкусом местной воды, и чистотой, а так же, удобством новообустроенной купальни. Среди, многих подобных мест, посещённых за время , святой источник в честь иконы Казанской Божией Матери в Царёвщино, лично по моему рейтингу, занимает весьма достойную и высокую позицию.

А раз так, то ездить сюда я продолжу и впредь. И всем любителям путешествий по Сурскому краю это сделать тоже посоветую. Место, действительно, интересное и красивое. Более того - рядом (ну, как рядом - в километрах в 10-12) с родником с Царёвщино есть, по-своему уникальный, архитектурный шедевр прошлого. Осмотр которого можно совместить с купанием в святом источнике. Однако, о нём (об этом удивительном строении), давайте я расскажу как-нибудь в следующий раз.


Описание проезда.
Выезжаем из Пензы на трассу М5 "Урал" в сторону Москвы (от Проспекта Победы или "Петушка" на Аустрина). Двигаемся до моста-развилки с трассой "Нижний Новгород - Саратов", где уходим по знаку направо, на Нижний Новгород (Саранск). Проезжаем Мастиновку, дачи, поворот на Сумароково. Едем до знака "Царёвщино" (справа), куда и сворачиваем. В деревне двигаемся до храма во имя Вознесения Господня, где сворачиваем налево, вверх и потом всё время прямо, до кладбища и до поворота на склады «Биокор-С», которые останутся слева. Далее, никуда не сворачивая, едем прямо по грунтовой дороги до моста (земляного вала с трубой) через речку Ольшанку. Сразу после моста сворачиваем направо на грунт вдоль поля и через метров 500 видим крыши источника и купальни. Мы на месте. Объяснил, как мог. :)

В этом вы можете посмотреть ВСЕ фотоотчёты из наших путешествий по Пензенской области.

Выбор редакции
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...

В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...

Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....
Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...