Так кто же такой Будда? Энциклопедия современной эзотерики.


Будда

(санскр., букв. - просветленный),..

  1. имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н. э.), происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Сев. Индии (одно из имен Будды - Шакьямуни, "отшельник из шакьев" ) .
  2. В буддизме - существо, достигшее состояние высшего совершенства. БУДДА (санскр. и пали Buddha, тибет. Sangs rgyas - проснувшийся, прозревший, Просветленный, Познавший запредельный свет),
  3. в буддизме высшее состояние духовного совершенствования;
  4. имя древнеиндийского мудреца Шакьямуни после обретения им особого духовного опыта (дара). Относительно земной жизни Будды, которая длилась 80 лет, древние источники дают противоречивые сведения. Южная палийская традиция полагает, что он жил в 623-544 до н. э., и соответственно в 1956 отмечалось 2500-летие нирваны Будды, от дня которой ведется буддийское летосчисление. Северная махаянская традиция датирует нирвану от 2420 до 290 до н. э., но большинство школ соглашаются на 380 до н. э. Европейские ученые придерживаются двух основных концепций датировки: исправленной долгой - 483 (+
  5. до н. э. и короткой - 380 (+ 30) до н. э. Последняя более обоснована археологически и культурно-исторически. Жизнь Жизнеописания Будды составлялись несколько столетий спустя; они сообщают, что он родился в царской семье племени шакьев в предгорьях Гималаев (местечко Лумбини на юге современного Непала) и получил имя Сиддхартха (на языке пали - Сиддхаттха, буквально Достигающий цели, Преуспевающий). Отца звали Шуддходана (на языке пали - Суддходана, буквально Имеющий рис), мать - Майя (Иллюзия). Царевич жил во дворцах столицы шакьев Капилавасту (на языке пали - Капилаваттху) до 29 лет, успел жениться на царевне Яшодхаре (Хранительница славы), и у них родился сын Рахула (Схватывающий на лету). На улицах столицы Сиддхартхе встретились старик, прокаженный, похоронная процессия и отшельник. Эти четыре встречи оказали огромное влияние на царевича, жившего без забот и тревог. Он решается оставить сан, покинуть семью и уйти в пустыню под своим клановым именем Гаутама (на языке пали - Готама, буквально Лучший из пастухов; так звали ведического мудреца, от которого производили свой род цари шакьев). В обителях пустынников Гаутама провел 6 лет, обучаясь духовным наукам и подвижничеству, он превзошел в познаниях и способностях своих учителей, после чего приступил к собственным поискам освобождения, вершиной которых стало Просветление (бодхи). Просветление В результате последнего он познал, что бытие есть страдание, безначальная череда рождений и смертей каждого существа, но от нее можно избавиться; он вспомнил все свои предыдущие перерождения в качестве бодхисаттвы (существа, стремящегося к Просветлению); стал Всеведущим и узнал, что достиг Освобождения (мокша) от цепи перерождений (сансара), что пребывает в этом мире только из сострадания (каруна) к существам, проповедуя открывшиеся ему истины и Срединный путь спасения, пролегающий между крайностями наслаждения и самоистязания, что он безжеланным шествует (в этом важном качестве его эпитет Татхагата, буквально Просто Прохожий) в мир покоя, нирваны (буквально недуновение). Именно после Просветления Шакьямуни становится Буддой, Просветленным. Проповедь Произошло это событие близ местечка Гайя (Бодх-гая в современном индийском штате Бихар). Следующие 45 лет жизни Будда проповедовал установленный им в состоянии Просветления Закон, Дхарму (на языке пали - дхамма, по-тибетски chos). Все эти годы Будда с учениками шествовал (практически по кругу) по городам 6 государств среднего течения долины Ганга. Первую проповедь он произнес в Сарнатхе близ Варанаси, последнюю в Кушинагаре. Места рождения, Просветления, первой и последней проповедей - это четыре святыни, наиболее почитаемые всеми буддистами мира. Будда не оставил после себя преемника, а объявил таковым Закон, следовать которому каждый вправе в силу собственного разумения. Дхарма Будды -одно из начал, объединяющих буддизм. Учение о Будде Уже в ранних текстах Закона формируется доктрина Будды, согласно которой будды - это особый вид существ, отличный от людей, богов, сверхбогов и т. д. До Шакьямуни уже было по меньшей мере 6 будд (один из палийских памятников перечисляет 24-х будд), и после него ожидается Будда Майтрея (Тот, кто есть Любовь). Всем им присущи одинаковые внешние признаки (32 больших и 80 малых, в соответствии с которыми были выработаны изобразительные каноны), всеведение, 10 сил Будды и т. д., и все они учат одному Закону (см. Буддизм). В писаниях Великой колесницы (махаяна) доктрина Будды получила значительное развитие. Здесь Будда - высший принцип единства всего сущего, он везде, всегда и во всем, в том числе в каждом из бесчисленных существ, которые в результате обретения Закона и духовного совершенствования во многих перерождениях в конце концов станут буддами. В то же время Будда - это и есть все мироздание, которое рассматривается как Тело Будды (Буддха-кайя) или Тело Закона (Дхарма-кайя). Любого рода множественность является лишь иллюзией (майя) Единого. Позже вырабатываются учения о небесных странах пяти будд, на которые можно попасть в сеансах высшей медитации. Все это изменило и расширило мифологию Будды, тем не менее ранние предания о Шакьямуни сохранились и в этих ритуально-созерцательных комплексах в качестве подраздела земной истории Явленного тела (нирмана-кайя) Будды, в котором он иллюзорно нисходит в нижние регионы вселенной. Писания Алмазной колесницы (ваджраяны) дополнили эти доктрины идеей об Изначальном Будде (Адибудде) - мифологическом образе единого бытия, а также идеей мгновенного, как удар молнии (ваджра), Просветления, после которого адепт становится буддой и которое возможно достичь уже в этой жизни с помощью определенных практик и средств (упайя). Литература: Арья Шура. Гирлянда джатак, или сказания о подвигах Бодхисаттвы / Пер. с санскр. А. П. Баранникова, О. Ф. Волковой. М., 1962. Джатаки / Пер. с пали Б. Захарьина. М., 1979. Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы / Пер. К. Бальмонта. М., 1990. Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. М., 1911. Кожевников В. А. Буддизм в сравнении с христианством. Пг., 1916. Т. 1-2. Бехерт Х. Противоречия в датировке паринирваны Будды и истоки тхеравадской хронологии // Вестн. древней истории. 1993. № 1. Жизнь Будды. Новосибирск, 1994. Андросов В. П. Происхождение буддизма (к методике и теории изучения) // Религии древнего Востока. М., 1995. Thomas E. J. The Life of Buddha as Legend and History. London, 1952. Nanamoli Bhikkhu. The Life of the Buddha according the Pali Canon. Kandy, 1984. Lamotte E. History of Indian Buddhism from the Origin to the Saka Era / Transl. from French by Sara Webb-Boin. Louvain, 1988. When did the Buddha Live? The Controversy on the Dating of the Historical Buddha / Ed. by H. Bechert. Delhi, 1995. Wayman A. Untying the Knots in Buddhism. Selected Essays. Delhi, 1996. В. П. Андросов

Теперь мы знаем о Будде довольно много. Мы знаем, что он родился в роще Лумбини, знаем, какое образование он получил, знаем, как он оставил дом, как в тридцать пять лет обрел просветление, как передавал свое учение, как основал свою сангху и, наконец, как он умер. Можно узнать еще больше - традиционные жизнеописания предоставляют нам все факты. Можно узнать имена его сводных и двоюродных братьев, название города, где он рос, и имя астролога, который пришел на него взглянуть после рождения. Но, хотя все факты его жизни подтверждены письменными источниками, хотя вся история его жизни известна, становится ли нам по-настоящему ясно, кем он был? Можно ли узнать, кто такой Будда, изучив жизнеописание Гаутамы Будды?

Кстати, что мы понимаем под словом “узнать”? В каком смысле можно сказать, что мы знаем человека? Предположим, вам сообщили, где некий человек живет, чем занимается, сколько ему лет и т. д. – словом, все, что люди обычно хотят знать друг о друге. В каком-то смысле вы получили ответ на вопрос, кто этот человек. Вам известен социальный статус, его положение в обществе. Постепенно вы можете дополнить это описание любым количеством подробностей: узнать его рост, манеру говорить, происхождение, вкусы в еде и музыке, политические и религиозные взгляды. После этого вы можете утверждать, что знаете этого человека. Но, как бы много вы о нем ни знали, вы не можете утверждать, что действительно его знаете, пока с ним не познакомитесь, а вернее, пока не встретитесь с ним несколько раз. Только после этого вы будете знать его лично. Это более глубокое знание будет основываться на взаимоотношениях, на общении – на самом деле, мы знаем человека только тогда, когда он тоже нас знает. Через некоторое время вы сможете утверждать, что знаете такого человека очень хорошо.

Но так ли это на самом деле? Действительно ли вы его знаете? Ведь в конце концов, порой бывает, что нам приходится менять мнение о человеке. Порой его поступки застают нас врасплох. Он делает нечто совершенно неожиданное, совершенно на него не похожее, и тогда мы говорим себе с удивлением, а иногда и с некоторой обидой: “Да, никогда бы не подумал, что он может так поступить. Я мог бы ожидать такое от кого угодно, но только не от него”. Тем не менее, так бывает, и это говорит о том, насколько мало мы знаем людей в действительности. На самом деле мы не в состоянии постичь скрытые пружины их действий, их глубинные побуждения. Это касается даже тех, кого мы считаем самыми близкими и дорогими. Как гласит пословица, умен тот сын, который знает своего отца, и умны те родители, которые знают свое дитя.

И, наверное, особенно умен тот муж, который знает свою жену, и умна та жена, которая знает своего мужа. У меня были случаи, когда я знакомился с мужем и женой по отдельности, – каждый приходил ко мне, чтобы поговорить о своей половине. И обычно оба рисовали такой портрет, что узнать человека было просто невозможно. У меня складывалось впечатление, что они совсем не знают друг друга. Можно подумать, что так называемая близость нам мешает и мы знаем совсем не того человека, которого считаем столь близким, а всего лишь воображаемое состояние своего ума, свою весьма субъективную реакцию на этого человека. Иными словами, нам мешает наше эго.

Для того чтобы действительно узнать другого человека, нужно проникнуть гораздо глубже обычного уровня общения, а это значит, что обычное общение – совсем не настоящее. Точно так же обстоит дело, когда речь заходит о том, насколько мы знаем Будду. Мы можем знать все биографические факты его жизни, но приблизимся ли мы таким образом к подлинному пониманию, кто такой Будда? Увы, нет. Вопрос, кто такой Будда, остается открытым. Этот вопрос задают с самого момента зарождения буддизма. Ведь первый вопрос, заданный Будде после просветления, был: “Кто ты?”

Однажды на дороге Будда встретил брахмана по имени Дона. Тот издалека увидел приближающегося путника, и было в нем что-то такое, что заставило Дону замереть на месте. В те времена по Индии бродило множество людей странного вида – Дона и сам был одним из них, – но он увидел, что человек, который к нему приближается, совершенно не похож на тех, с кем он встречался прежде. Ведь Будда только что пережил просветление. Он был счастлив, безмятежен и весел, от него исходило сияние, словно лицо его лучилось светом.

Когда Будда подошел, Дона спросил его: “Кто ты?” - не “славная погодка” или “откуда ты родом?”, а “кто ты?” Если бы вы стояли на остановке ожидая автобуса и кто-нибудь подошел к вам и спросил: “Кто ты?”, вы, наверное, сочли бы его довольно наглым, но в Индии, разумеется, всё иначе, и Дона задал этот вопрос не боясь обидеть незнакомца. Суть в том, что Дона спрашивал не о том, кто такой Будда в социальном смысле, - он не спрашивал, что за человек Будда. На самом деле Дона хотел узнать, человек ли перед ним.

Древние индийцы считали, что во вселенной много разных уровней бытия, где обитают не только люди и животные, как склонны считать мы. Есть также боги и духи, якши и гандхарвы – самые разные мифологические существа, населяющие разные уровни “многоэтажной” вселенной. Уровень людей - только один из многочисленных уровней бытия. Поэтому Доне, пораженного видом Будды, в первую очередь пришла в голову такая мысль: “Это не человек. Наверное, он из другого мира или направляется в какой-то другой мир. Может, он какой-то дух”. Поэтому он спросил Будду:

Кто ты? Может, ты дэва?

Дэвы – это боги, божества, наподобие архангелов.

Нет, - просто ответил Будда.

Дона сделал вторую попытку:

Ты гандхарва?”

Это существа наподобие небесных музыкантов - прекрасные, сладкоголосые, ангельской наружности.

Нет, - снова ответил Будда.

Ты якша? - продолжал допытываться Дона.

Якши – это разновидность надменных духов, довольно устрашающих, которые живут в джунглях. Но Будда отверг и это предположение. Тогда Дона подумал: “Должно быть, он всё-таки человек. Очень странно”, - и спросил:

Так ты человек?

Такой вопрос можно было услышать только в древней Индии, но Будда вновь ответил:

“Вот странно, – подумал Дона. - Если он не дэва, не гандхарва, не якша и не человек, то кто же он?”

Кто ты? – спросил он еще более недоуменно. - Если ты ни одно из этих существ, то кто же ты тогда? Кто ты такой?

Условия (точнее, психологические ограничения), которые позволяли бы назвать меня дэвoй, гандхарвой, якшей или человеком, уничтожены, - ответил Будда. - Поэтому я – будда.

Мы уже знаем, что, согласно буддизму (и индийскому мировоззрению в целом), именно эти зависимые состояния ума, волевые действия, или силы, формирующие карму, определяют наши будущие рождения, равно как и наши жизненные обстоятельства здесь и сейчас. Будда был свободен от всего этого, свободен от всякой обусловленности, поэтому ничто не могло заставить его родиться богом, гандхарвой или даже человеком. Поэтому, хоть он и стоял перед брахманом Доной, он не был ни одним из этих существ. Быть может, его тело и выглядело человеческим, но ум, сознание, было ничем не обусловлено, и потому он был буддой. И как таковой он был, так сказать, олицетворением, даже, если хотите, воплощением необусловленного ума.

Дона повел себя так, как ведем себя все мы, встречаясь с доселе неизведанным. Человеческий ум продвигается медленно, постепенно, от известного к неизвестному, и мы пытаемся описывать неизвестное, взяв за основу уже известное, что вполне допустимо, если мы отдаем себе отчет в ограниченности такого подхода. Можно сказать, что ограниченность такого подхода проявляется особенно ясно, когда мы пытаемся узнать другого человека.

Кто такой Будда? Буддизм берет начало от Будды. Слово «Будда» - это титул, который обозначает «тот, кто пробудился» в значении «пробудился к реальности». Будда родился около двух с половиной тысяч лет назад под именем Сиддхартха Гаутама. Он не провозглашал себя богом или пророком. Он был человеческим существом, которое стало Просветленным, познав жизнь глубочайшим из возможных способов.

Сиддхартха родился в королевской семье в маленькой стране на границе Индии и Непала. Согласно традиционным жизнеописаниям, он получил привилегированное воспитание, но отказался от беззаботного и защищенного существования, когда осознал, что в жизни присутствуют такие жестокие вещи, как старение, болезни и смерть.

Это навело его на размышления о смысле жизни. В конечном итоге у него возникло побуждение покинуть дворец и последовать традиционному индийскому пути бродячего отшельника, искателя Истины. Он усердно учился медитации у многих учителей, а затем стал вести аскетический образ жизни. Эти действия основывались на вере в то, что можно освободить дух, отвергнув плоть. Он стал таким строгим аскетом, что чуть не умер от голода.

Но ему так и не удалось раскрыть тайну жизни и смерти. Казалось, что истинное понимание было столь же далеко, как и прежде.

Поэтому он отказался от этого пути и заглянул в свой собственный ум, в свое сердце. Он решил довериться своей интуиции и учиться на основе непосредственного опыта. Он сел под деревом бодхи и поклялся оставаться на этом месте, пока не достигнет Просветления. Спустя сорок дней, в майское полнолуние, Сиддхартха достиг окончательного Освобождения.

Буддисты верят, что он достиг состояния существования, которое превосходит все остальное в мире. В то время как обычный опыт обусловлен воспитанием, психологией, убеждениями, особенностями восприятия, Просветление является Безусловным. Будда свободен от привязанности, гнева и неведения. Его качества - мудрость, сострадание и свобода. Просветленный ум проникает в суть глубочайших жизненных процессов, и следовательно, в причину человеческих страданий - проблему, которая первоначально и подвигла Сиддхартху на духовные поиски.

На протяжении оставшихся сорока пяти лет жизни Будда много путешествовал по северной Индии, распространяя свои воззрения. Его учение известно на Востоке как Будда-Дхарма, или «Учение Просветленного». Он обращался к людям всех социальных групп. Многие из его учеников достигли Просветления. Они, в свою очередь, учили других людей, и таким образом непрерывная линия передачи учения продолжается вплоть до наших дней.

Будда не был богом и не заявлял о своем божественном происхождении. Он был человеком, который с помощью огромных усилий сердца и ума превзошел все свои ограничения. Он подтвердил, что каждое существо обладает потенциальной возможностью достичь природы Будды. Буддисты видят в нем идеальное человеческое существо и проводника, который может привести всех нас к Просветлению.

Будда

БУ́ДДА -ы; м. [санскр. buddha - просветлённый] В буддизме: высшее божество, достигшее в ходе множества перерождений абсолютного совершенства и способное указать другим путь к религиозному спасению. По имени, данному основателю буддизма и религиозному учителю Сиддхартхе Гаутаме - сыну царя небольшого государства в среднем течении Ганга (около 544 г. до н. э.).

Бу́дда

(санскр., буквально - просветлённый), 1) имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н. э.), происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Северной Индии (одно из имён Будды - Шакьямуни, «отшельник из шакьев»). 2) В буддизме - существо, достигшее состояния высшего совершенства.

БУДДА

БУ́ДДА (санскр., букв. - просветленный),
1) имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н. э.), происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Сев. Индии (одно из имен Будды - Шакьямуни, «отшельник из шакьев»).
2) В буддизме - существо, достигшее состояния высшего совершенства.
* * *
БУ́ДДА (санскр. и пали Buddha, тибет. Sangs rgyas - проснувшийся, прозревший, Просветленный, Познавший запредельный свет), 1) в буддизме высшее состояние духовного совершенствования; 2) имя древнеиндийского мудреца Шакьямуни после обретения им особого духовного опыта (дара).
Относительно земной жизни Будды, которая длилась 80 лет, древние источники дают противоречивые сведения. Южная палийская традиция полагает, что он жил в 623-544 до н. э., и соответственно в 1956 отмечалось 2500-летие нирваны Будды, от дня которой ведется буддийское летосчисление. Северная махаянская традиция датирует нирвану от 2420 до 290 до н. э., но большинство школ соглашаются на 380 до н. э. Европейские ученые придерживаются двух основных концепций датировки: исправленной долгой - 483 (+ 3) до н. э. и короткой - 380 (+ 30) до н. э. Последняя более обоснована археологически и культурно-исторически.
Жизнь
Жизнеописания Будды составлялись несколько столетий спустя; они сообщают, что он родился в царской семье племени шакьев в предгорьях Гималаев (местечко Лумбини на юге современного Непала) и получил имя Сиддхартха (на пали Сиддхаттха, буквально - Достигающий цели, Преуспевающий). Отца звали Шуддходана (на пали Суддходана, буквально - Имеющий рис), мать - Майя (Иллюзия).
Царевич жил во дворцах столицы шакьев Капилавасту (на языке пали - Капилаваттху) до 29 лет, успел жениться на царевне Яшодхаре (Хранительница славы), и у них родился сын Рахула (Схватывающий на лету). На улицах столицы Сиддхартхе встретились старик, прокаженный, похоронная процессия и отшельник. Эти четыре встречи оказали огромное влияние на царевича, жившего без забот и тревог. Он решается оставить сан, покинуть семью и стать отшельником под своим родовым именем Гаутама (на пали Готама, буквально - Лучший из пастухов; так звали ведийского мудреца, от которого производили свой род цари шакьев). В обителях аскетов Гаутама провел 6 лет, обучаясь духовным наукам и подвижничеству, он превзошел в познаниях и способностях своих учителей, после чего приступил к собственным поискам освобождения, вершиной которых стало Просветление (бодхи (см. БОДХИ) ).
Просветление
В результате последнего он познал, что бытие есть страдание, безначальная череда рождений и смертей каждого существа, но от нее можно избавиться; он вспомнил все свои предыдущие перерождения в качестве бодхисаттвы (см. БОДХИСАТТВА) (существа, стремящегося к Просветлению); стал Всеведущим и узнал, что достиг Освобождения (мокша (см. МОКША (в индуизме)) ) от цепи перерождений (сансара (см. САМСАРА) ), что пребывает в этом мире только из сострадания (каруна) к существам, проповедуя открывшиеся ему истины и Срединный путь спасения, пролегающий между крайностями наслаждения и самоистязания, что он безжеланным шествует (в этом важном качестве его эпитет Татхагата, буквально Просто Прохожий) в мир покоя, нирваны (см. НИРВАНА) (буквально недуновение). Именно после Просветления Шакьямуни становится Буддой, Просветленным. Произошло это событие близ местечка Гайя (Бодх-гая (см. БОДХ-ГАЯ) в современном индийском штате Бихар).
Проповедь
Следующие 45 лет жизни Будда проповедовал установленный им в состоянии Просветления Закон, Дхарму (см. ДХАРМА) (на пали дхамма, тибет. chos). Все эти годы Будда с учениками шествовал (практически по кругу) по городам 6 государств среднего течения долины Ганга.
Первую проповедь (см. Буддизм (см. БУДДИЗМ) , раздел Хинаяна) он произнес в Сарнатхе близ Варанаси (см. ВАРАНАСИ) , последнюю в Кушинагаре. Места рождения, Просветления, первой и последней проповедей - это четыре святыни, наиболее почитаемые всеми буддистами мира. Будда не оставил после себя преемника, а объявил таковым Закон, следовать которому каждый вправе в силу собственного разумения. Дхарма Будды -одно из начал, объединяющих буддизм.
Учение о будде
Уже в ранних текстах Закона формируется доктрина будды, согласно которой будды - это особый вид существ, отличный от людей, богов, сверхбогов и т. д. До Шакьямуни уже было по меньшей мере 6 будд (один из палийских памятников перечисляет 24 будды), и после него ожидается Будда Майтрея (см. МАЙТРЕЯ) (Тот, кто есть Любовь). Всем им присущи одинаковые внешние признаки (32 больших и 80 малых, в соответствии с которыми были выработаны изобразительные каноны), всеведение, 10 сил Будды и т. д., и все они учат одному Закону (см. Буддизм (см. БУДДИЗМ) ).
В писаниях Великой колесницы (махаяна (см. МАХАЯНА) ) доктрина будды получила значительное развитие. Здесь будда - высший принцип единства всего сущего, он везде, всегда и во всем, в том числе в каждом из бесчисленных существ, которые в результате обретения Закона и духовного совершенствования во многих перерождениях в конце концов станут буддами. В то же время будда - это и все мироздание, которое рассматривается как Тело Будды (Буддха-кайя) или Тело Закона (Дхарма-кайя). Любого рода множественность является лишь иллюзией (майя (см. МАЙЯ (в индийской философии)) ) Единого. Позже вырабатываются учения о небесных странах пяти будд, на которые можно попасть в сеансах высшей медитации. Все это изменило и расширило мифологию Будды, тем не менее ранние предания о Шакьямуни сохранились и в этих ритуально-созерцательных комплексах в качестве подраздела земной истории Явленного тела (нирмана-кайя) Будды, в котором он иллюзорно нисходит в нижние регионы вселенной.
Писания Алмазной колесницы (ваджраяны (см. ВАДЖРАЯНА) ) дополнили эти доктрины идеей об Изначальном Будде (Ади-будде (см. АДИ-БУДДА) ) - мифологическом образе единого бытия, а также идеей мгновенного, как удар молнии (ваджра), Просветления, после которого адепт (см. АДЕПТ) становится буддой и которое возможно достичь уже в этой жизни с помощью определенных практик и средств (упайя).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Будда" в других словарях:

    - (санскр. и пали buddha, «просветлённый», букв. «пробуждённый»), в буддийской мифологии: 1) человек, достигший наивысшего предела духовного развития, 2) антропоморфный символ, воплощающий в себе идеал предела духовного развития. Б. имеет много… … Энциклопедия мифологии

    - (санскр. букв. просветленный),..1) имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623 544 до н. э.), происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Сев. Индии (одно из имен Будды Шакьямуни, отшельник из шакьев)2)] В буддизме … Большой Энциклопедический словарь

    Будда - >). /> Будда. Камень. IV в. Сарнатх (). Будда. Камень. IV в. Сарнатх (). Будда (“просветлённый”) в буддийской религии существо, достигшее высшего духовного знания (“просветления”). В буддийском пантеоне насчитывается множество … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    - (санскр. budha мудрый, от budh понимать). Лицо, давшее индусам религиозные и нравственные законы и почитаемое ими как божество. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БУДДА в переводе мудрец, сын царя… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (просветлённый) в буддийской религии существо, достигшее высшего духовного знания (просветления). В буддийском пантеоне насчитывается множество будд. В более узком значении Будда имя, данное Сиддхартхе Гаутаме (623 544 гг. до н.э.) … Исторический словарь

    - (санскр. просветленный) в буддизме человек, достигший просветления, или нирваны. В буддизме также Будда имя собственное основателя буддизма принца Сиддхартха Гаутамы. Ванекоторых течениях буддизма, к примеру, ваджраяне, считается, что Гаутама… … Религиозные термины

Будда – это не имя или фамилия. Будда – означает “пробужденный”. Нетрудно заметить единый корень в слове в русском слове «проБУДиться» и слове «Будда». “Будда” – это титул учителя по имени Сиддхатха (санскр. Сиддхартха), по фамилии Готама (санскр. Гаутама) из клана Шакьев. Он оставил царский дворец в поисках духовного освобождения, и после нескольких лет суровой аскезы, йоги и медитации достиг иного видения реальности – пробуждения. Иногда его называют Шакьямуни, или мудрец из клана Шакьев. Сиддхартха Гаутама является ключевой фигурой в буддизме. Рассказы о его жизни, его изречения, диалоги с учениками и монастырские заветы были обобщены его последователями после его смерти и легли в основу буддийского канона - «Трипитаки». Будущий учитель родился в клане Шакьев в небольшой республике, расположенной у подножия Гималаев, территория которой находится в южной части современного Непала. Его назвали Сиддхатха (санскр. Сиддхартха), а его семья именовалась Готама (Гаутама). Тем не менее, во многих храмах Японии праздник по поводу рождения Будды отмечают не на восьмой день четвёртого месяца лунного календаря - День рождения Будды постоянно отмечается 8 апреля, праздник отмечается неофициально и получил название Фестиваль цветов - ханамацури.

В других странах День рождения Будды отмечают по местным лунным календарям, но он обязательно приходится на полнолуние. В Китае празднуют День рождения Будды (Весак) на восьмой день четвёртого лунного месяца по китайскому лунному календарю. С точки зрения европейского григорианского календаря дата меняется от года к году, но всегда падает на апрель или май. В храмах ставится статуя Будды-младенца и чаша с водой. Все желающие могут подойти и опрыснуть статую. Это символический акт очищения плохой кармы. В этот день монахи моют статуи Будды, стоящие под открытым небом (например, Большого Будду на острове Лантау в Гонконге).

Согласно традиционной биографии, отцом будущего Будды был Шуддходана («чистый рис»), раджа одного из маленьких индийских княжеств, глава племени шакьев со столицей Капилаваттху Мать Сиддхартхи, царица Махамайя, жена Шуддходаны, была принцессой из царства колиев. Боги открыли ей, что она родит сына, который станет Буддой (Просветленным). Ей приснилось, что слон (символ мудрости) с шестью бивнями образовался в её теле. Когда подошло время рождения ребенка, царица отправилась к своим родителям. По пути она посетила прекрасный сад, называемый «роща Лумбини» (Непал), который был полон цветов и поющих птиц. Внезапно у царицы начались роды и она родила Будду прямо среди цветов. С неба хлынули два потока воды: один был прохладный и освежающий, другой – теплый и благоуханный. Они омыли Будду и его мать. Младенец встал на ноги сразу после того, как родился. Укрытый от солнца белым зонтом, который держали над ним боги, он повернулся лицом к северу и сделал семь шагов. Затем, бросив взгляд на остальные три стороны, он произнес: «Я господин мира и лучший в нем. Это мое последнее рождение и больше я не появлюсь на свет». Махамайя умерла через несколько дней после родов.

Точное место рождения Гаутамы Будды в Лумбини Легенда утверждает, что он был сыном влиятельного монарха, но на самом деле государство Шакьев представляло собой республику олигархов, поэтому, вероятно, его отец был главой совета старейшин. К моменту рождения Будды государство Шакьев стало платить дань сильному государству Косала, которое соответствует современному Уттар Прадешу. Даже самые древние сутры утверждают, что рождение Будды было сопряжено со многими чудесами. Скоро после появления на свет, пришедший благословить младенца отшельник-провидец Асита, живший в горной обители, обнаружил на его теле 32 признака великого человека. На их основании он заявил, что младенец станет либо великим царём, либо великим святым Буддой. Были приглашены восемь учёных брахманов для предсказания будущего ребёнка. Они также подтвердили великое будущее. Являясь членом королевского рода, принц Сиддхартха рос в роскоши. Отец построил ему три дворца, по числу сезонов в году, и там он предавался утехам со своими друзьями. В своём развитии он обгонял всех своих сверстников в науках и спорте, но проявлял склонность к размышлениям. Желая, чтобы Сиддхартха стал великим царём, его отец всячески ограждал сына от религиозных учений, связанных с аскезой, или знаний о человеческих страданиях. В возрасте шестнадцати лет он женился на своей двоюродной сестре, прекрасной принцессе Ясодхаре, и вел размеренную жизнь в столице государства Шакьев. Хотя отец и давал сыну все, что только ему может потребоваться в жизни, Сиддхартха чувствовал, что материальные блага - не конечная цель жизни В возрасте 29 лет, в расцвете своей жизни, несмотря на слезы и мольбы семьи, он постриг волосы и бороду, надел шафрановую одежду странствующего монаха и встал на путь самоотречения. Расширенная биография Будды добавляет, что он покинул свой дом в тот день, когда его жена родила их единственного сына Рахулу. В последствие он любил повторять, что он встал на путь умерщвления плоти и прошел по нему гораздо дальше других аскетов, однако этот путь вел не к высшей мудрости и просветлению, а к физической слабости и ухудшению работы мозга. Однажды, когда к нему уже вернулась его физическая сила, он пришел в живописное место на берегу реки Неранджара. Там, под деревом асваттха (в последствие названном деревом Бодхи) он устроил себе подстилку из травы, сел на нее, скрестив ноги, и приготовился не вставать с нее, пока не достигнет своей цели. С приходом ночи он поднимался все выше и выше в своей медитации, пока его разум не стал абсолютно спокойным и сосредоточенным. Затем, как написано в тексте, ночью, в первом наблюдении, он направил свой сосредоточенный ум на воспоминание предыдущих жизней. Постепенно перед его внутренним зрением раскрылся его опыт многих предыдущих рождений в течение многих космических эр. Во втором наблюдении он развил «божественное зрение», с помощью которого он мог видеть, как существа переходят из одного тела в другое в соответствии со своей кармой, своими деяниями. А в последнем наблюдении он постиг высшую истину существования, самые главные законы реальности, он полностью снял со своего разума покрывало неведения. Когда наступил рассвет, фигура, сидевшая под деревом, была уже не Бодхисатта, искатель просветления, а БУДДА, Полностью Просветленный, Тот, кто обрел Бессмертие в той же самой жизни.

Выбор редакции
1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем....

Волей судьбы герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо попал на безлюдный остров в океане после кораблекрушения. Сначала он растерялся, упал в...

Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...
Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...
Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...