Полный цугундер. Дисциплина и дисциплинарные наказания в армии


2 часа ночи, надо бы видеть 10 сон, пытался…но что-то не спится, видимо за выходные выспался…Вот решил порадовать новым постом, которые, прошу прощения, в последнее время редко выходят в связи с тем, что занят новым проектом. Взбрело в голову написать о наказаниях в армии, вроде не писал подобного, хотя предпосылки были в посте про . Расскажу немного подробнее…

Итак, какие же наказания существуют в армии? Об уставных говорить долго не буду, это нудно да и не это Вы хотели бы знать, а захотите — открывайте устав и читайте, благо он у нас не секретный и в свободном доступе находится, достаточно открыть любимый поисковик. Лукавить незачем, все прекрасно знают, что помимо уставных взысканий и наказаний существуют еще и другие методы и способы воспитания.

Я их попытаюсь сейчас разделить на категории и описать.

Для начала разделим так: ГУМАННЫЕ и НЕ ГУМАННЫЕ

НЕ ГУМАННЫЕ — это методы насильственного принуждения, с использованием грубой силы, предметов типа боксерской перчатки и противогаза, направленные на принуждение через физическое насилие или физический дискомфорт, долго в общем объяснять не буду, приведу лучше несколько примеров для более качественного усвоения:

1. Отцовский лещ (или лещЪ) не знаю как пишется, поправьте если что… — его же можно назвать по-разному — колобаха, подзатыльник и т.п. Метод довольно таки действенный, но противозаконный, поэтому применяется осторожно, к проверенным и психоизученным субъектам, не ябедам короче. Про леща думаю понятно, картинки с рекомендациями и пошаговой инструкцией о том, как выписывать леща, размещать не буду, а то не так поймут еще некоторые. Метод реально распространенный и в армии всем известен.

2. Объеденю тут несколько в одно слово — Рукоприкладной метод — пощечины, оплеухи, пинки и т.д. тоже антизаконный, и посему об этом много не распространяюсь. Мало ли, ктонить применять начнет, потом скажет, что я научил 🙂

3. Вот тут уже поинтереснее — Технический метод — с использованием тех. средств. Примеры: разговоры в строю — «РОТА ГАЗЫ!». В противогазе не поговоришь, с этим не поспоришь, противогаз вообще самое распространенное средство воспитания, я бы даже его отправил к ПОЛУГУМАННЫМ методам… это не все, есть еще ТА-57, его (ТА-57 ) используют, когда хотят добиться правды, тоже подробно не распространяюсь, скажу только, что этот детектор лжи основан на воздействии электрических импульсов на организм. Кстати, маленький секрет о том как его превратить из НЕГУМАННОГО в ГУМАННЫЙ . В общем можно рассказать субъекту о ДЕТЕКТОРЕ ЛЖИ , ТТХ, принцип действия, в цветах и красках короче, сделать так, чтобы слово ТА — 57 вселяли ужас в него, а потом сообщить о намерении его применить, если он не скажет правду. Поверьте мне, метод работает на ура…

На этом про НЕГУМАННЫЕ методы закончу, думаю, что Вы поняли что я имею ввиду, перейдем к более интересным методам — ГУМАННЫМ .

Гуманные методы чаще всего в армии основаны на поговорке — «Терпение и труд все перетрут «, методов этих немерено, кто во что горазд, все мне не перечислить, поэтому навскидку, что помню:

1. Подметание зубной щеткой или ломом плаца — применяется к любителям насорить на объекте подметания или покурить там же. Занятие, как Вы видите, довольно трудоемкое…

2. Похороны бычка — самое невеселое это копать могилу 2*2*2 для бычка в 2 см, все остальное смешно… — применяется к любителям покурить в расположении. Есть еще похороны пузыря — алкоголики частенько ямы роют, там все так же, тока бывает усложнено хим. защитой.

3. Я качОк — к рукам на наручники пристегиваются 2 гири по 24 кг или больше, в зависимости от веса и возможностей субъекта. Наказание применяется к любителям самоволочек и . Имеет тонкий намек — мол попробуй убеги… и толстые обстоятельства — после месячного таскания субъект убежать уже никуда не хочет, убегают уже от него… 🙂

4. Матюки, оскорбления, и т.д . — тоже немножко антизаконные методы, но в армии без них никуда, ибо русский человек, как показывает практика, «япона мать!» слышит гораздо лучше, чем «пожалуйсто !», даже эксперимент проводили…

5. Будешь ефрейтором — с недавних пор почему-то для солдат это кажется постыдным, не знаю почему, поэтому не спрашивайте. Косячит солдат- говоришь: «Ефрейтом будешь! «, а он — «Нет, лучше я плац зубной щеткой подмету или сортир отмою! Только не ефрейтора… » ЗЫ, NO COMENTS

6. Помывка сортира — смотрите выше…Сурово, но ефрейтор это хуже.

7. Красная каска — дурака должно быть видно издалека — мой любимый метод, есть еще просто каска, но красная в 100 раз эффективнее, я на любителей огненной воды одеваю, через неделю носки алкоголизм снимает как рукой, некоторые даже запах начинают не переносить…Кодирую в общем, может мне в интернатуру податься…или как Кашпировский…(красным специально выделил, так более понятен принцип действия)

  • Слово "рожай" в армии отнюдь не призывает к воспроизведению на свет потомства, данный призыв означает что нужно достать какую либо
  • Как хочется проснуться в мире, Где нет не воин, ни насилья, Где нет клеветческой молвы, Лишь запах скошенной травы, Лишь трели птицы сизокрылой, Закатов
  • Едва ли можно считать легионера идеальным воином - как и всякий человек, он мог иметь склонность смухлевать (да и вообще, офицерская мудрость гласит, что куда солдата ни целуй - везде ж**а, и когда стране нужны герои, п***а рождает му**ков, так что лучше обращаться с ними строго). Но чтобы это не приняло массового характера и не отразилось на боеспособности древнеримских Heeres , их за это подвергали наказаниям. Каким?

    Армия Рима представляла собой великолепный боевой механизм. Легионеры были прекрасно обучены, отлично экипированы, их вели в бой опытные военачальники. Однако колоссальные успехи римлян нельзя объяснить только тренированностью и оснащенностью легионеров.

    У римской армии было то, чего не было у других, даже самых развитых народов. Это «тайное» оружие называлось - дисциплина. Только настоящая воинская дисциплина могла спаять легионеров в устрашающую боевую машину. Ни в одной армии древнего мира дисциплина не была столь суровой, а повиновение военачальникам таким беспрекословным как в римских войсках. Сами римляне по праву считали дисциплину основой всех своих военных успехов, называли ее главной гордостью, оплотом и вернейшим стражем своей державы.

    Дисциплина в римской армии была основана на огромной власти военачальника и беспощадной суровости наказаний. Полководец имел право практически неограниченно распоряжаться жизнью и смертью своих легионеров. Военачальник мог подвергнуть телесным наказаниям или казнить даже высших командиров самого знатного происхождения. От консулов, которые в период республики осуществляли верховное командование, такая же непререкаемая власть распространялась и на нижестоящих командиров.

    Децимация

    Это наказание, а точнее сказать казнь, была наиболее жестоким средством поддержания дисциплины и даже самими римлянами считалась крайним средством. Этой казни подвергали не отдельных лиц, а целые подразделения, легион, а иногда и несколько легионов. Казнь налагалась за трусость перед лицом противника, позорное бегство с поля боя или злостное неподчинение приказам высшего военачальника.

    Заключалась процедура децимации в том, что в провинившемся отряде по жребию отбирали каждого десятого солдата. Затем, тех легионеров, на кого пал жребий, перед строем всего войска забивали на смерть камнями или палками. Остальные солдаты наказанного отряда, которых миновал несчастливый жребий, подвергались воздействию позорящего наказания, им вместо пшеницы выдавали для еды ячмень, а также приказывали ставить свои палатки вне воинского лагеря. Позор для оставшихся в живых состоял в том, что, по мнению римлян, пища из ячменя полагаюсь не свободным людям, а животным и рабам, т.е. человек подвергшийся такому наказанию, как бы временно утрачивал свой высокий социальный статус воина и гражданина и перемещался на уровень скота.

    Как пример, приведу случай, когда децимации подвергались целые воинские подразделения.

    Во время войны с восставшими рабами под руководством гладиатора Спартака, римские легионы потерпели несколько позорных поражений. Получивший командование разбитой армией Марк Красс (не путать с Карлом Марксом - прим. ) счел необходимым децимировать бежавшие с поля боя легионы, дабы его солдаты боялись своего полководца больше чем врагов-гладиаторов и несколько раз подумали, прежде чем обратиться в бегство. Надо сказать, что своей цели Красс достиг, стойкость его легионов существенно возросла и в конце концов армия восставших потерпела полное поражение.

    Следует заметить, что римские полководцы не всегда хотели терять каждого десятого солдата из провинившегося подразделения. В таких случаях применялась казнь каждого двадцатого и сотого легионера. Нельзя не упомянуть о случае, когда проигравшие битву легионы сами, добровольно, требовали подвергнуть себя этому суровейшему наказанию. По свидетельству Юлия Цезаря, его легионеры были так пристыжены после поражения от войск Помпея в битве при Диррахии (и им было от чего умирать со стыда - в той битве ветераны Цезаря панически побежали под ударом войск Помпея, состоящих в основном из молодых солдат), что стали требовать от своего императора, дабы тот децемировал их. Цезарь, однако, слишком ценил своих бойцов и не захотел воспользоваться этим предложением, а наказал только знаменосцев, побросавших свои знамена.

    Фустуарий

    Это самое распространенное наказание за серьезные проступки налагаемое индивидуально, на конкретных лиц. Фустуарий представлял собой избиение виновного солдата камнями или папками. Историк Полибий оставил нам описание этой экзекуции. Вот как она проходила:

    «Трибун берет палку и ею как бы только касается осужденного; вслед за этим все легионеры бьют его камнями и палками. Наказуемых забивают большею частью тут же, в самом лагере, а если кто-нибудь и выходит еще живым, то не на радость себе. Да и какая ему радость, если возврат на родину ему не дозволен, и никто из родственников не осмелится принять такого человека к себе в дом. Поэтому раз постигло кого подобное наказание, он погиб бесповоротно».

    Как видно из этой цитаты, как и в случае с децимацией, этот вид наказания имел продолжение и после самой экзекуции и не заканчивался на самой процедуре фустуария. Выжившего ждало вечное изгнание, без права возвращения на родину к своим родным и близким.

    Смертная казнь

    Смертью карались трусость, измена, шпионство, неповиновение начальству, возмущение к неповиновению других солдат. Чаще всего преступнику рубили голову топором или мечом. Казнь производилась за пределами лагеря. В соответствии с законом вырывали яму определенной длины и глубины, в которую ставили преступника, Далее следовал звук трубы, и особо назначенные солдаты приводили в исполнение приговор в присутствии трибунов и центурионов. Казненного хоронили тут же. Так обстояло дело, если наказанию подлежал один человек или небольшая группа лиц.

    Но вот если осужденных на смерть было много, то тогда для этого наказания не было определенной обычаем формы смерти.

    Вероятно, не было и определенного сопутствующего ритуала и похоже, что все зависело от воли того, по чьему приказу проводилось это мероприятие. Вот несколько примеров:

    Массовое уничтожение постигло четырехтысячный легион, посланный против Пирра защищать город Региум. Вместо исполнения приказа легион сам овладел этим городом, избил в нем жителей, провозгласил свою независимость и таким образом совершил акт дезертирства и государственной измены. Десять лет спустя, когда Пирр покинул Италию, остатки возмутившегося легиона были взяты в плен и отведены в Рим, где ежедневно казнили из них по пятьдесят человек, пока не истребили всех. Никакой жалости к изменникам римляне не проявили.

    Не знали пощады римляне и к перебежчикам в неприятельский лагерь. Несмотря на их количество, всех предавали мучительной смерти. Однажды триста семьдесят дезертиров достались в руки Фабию Максиму. Он отправил их в Рим. Там их жестоко избивали, затем сбросили с Тарпейской скалы. Марцелл взял в плен в Сицилии до двух тысяч перебежчиков. Их сначала секли розгами, после чего отрубили всем головы. Та же участь постигла перебежчиков из римских союзных войск, которые после битвы с карфагенянами при Заме были выданы обратно Сципиону. Не менее жестоко поступил с перебежчиками Павел Эмилий (опять же не путать - на сей раз с Пашей Эмильевичем - прим. ) после своей победы над македонским царем Персеем. Он велел всех их бросить под ноги слонам, которые растоптали их…

    Позорные наказания

    Эта разновидность наказаний применялась гораздо чаще, чем упомянутые выше. Цель этих дисциплинарных воздействий заключалась в том, чтобы, выставив провинившихся в смешном или унизительном положении, пробудить в них чувство стыда. Проявившим трусость легионерам военачальник мог, например, приказать стоять босиком, без пояса, в одной нижней рубахе а центре лагеря, иногда с куском дерна или жердью в руках, копать ненужные канавы или носить взад и вперед камни. Рассказывают, что когда один из легионов отказался идти в тяжелый поход, консул приказал мятежникам выйти без оружия и поясов, окружил их своими вооруженными легионами и велел рубить солому на виду у всего войска. Как можно заметить, и здесь имеет место временное понижение социального статуса виновного, которого заставляли заниматься несвойственной и нелепой работой и кроме того, как бы временно исключали из числа мужчин, ведь солдатская рубашка, не подпоясанная воинским поясом, свисала ниже колен, что делало ее похожей на женскую одежду. Намек здесь налицо: ведь и в наши дни очень немногие мужчины без стыда согласятся переодеться в женское платье, а уж что должны были чувствовать легионеры в те времена…

    Интересно то, что римляне отличались известным демократизмом в применении наказаний этого вида и в случае необходимости его жертвами с равной легкостью становились как простые воины, так и военачальники. Это прекрасно подтверждают два эпизода из биографии знаменитого римского полководца Домиция Корбулона во время действий подчиненных ему войск в горной Армении. Некий Пакций Орфит, командир части вспомогательных войск в армии Корбулона, нарушил недвусмысленный приказ командующего, запрещающий атаковать противника и отдал приказ о наступлении. Армяне, бывшие в тот момент врагами римлян, выстояли и ответным ударом обратили римлян в паническое бегство, причем паника распространилась и на войска римлян не участвовавшие в этой стычке. Корбулон, дабы примерно наказать беглецов, распорядился чтобы беглецы, вернувшиеся к основной армии, с этого момента разбивали свои палатки только за оградой лагеря. Это было позорно, ибо такое символическое унижение применялось обычно к тем подразделениям, которые пережили процедуру децимации. В другой раз Корбулон обнаружил, что некий Эмилий Руф, являвшийся префектом в частях вспомогательной кавалерии, мало того, что довел дело до того, что его отряд бежал с поля боя, так еще и не заботится о снабжении своих людей надлежащим вооружением и снаряжением. В качестве наказания Корбулон приказал этому Руфу явиться к палатке командующего, а затем велел своим ликторам раздеть того донага. Голый.и униженный, Руф был принужден стоять по стойке «смирно» до тех пор, пока полководец не смилостивился и не отпустил его.
    С большей или меньшей периодичностью применялись:

    Денежный штраф или частичная конфискация добытых трофеев;
    - временное лишение оружия;
    - военные упражнения с поклажей;
    - знаменитая порка центурионами легионеров виноградной лозой. Жезл из виноградной лозы - витис, давал центуриону право наказывать римских граждан, и эта власть была такова, что изображение именно этого атрибута обозначает соответствующий чин. Центурион и витис - понятия нераздельные, по свидетельству Тацита, одного из центурионов солдаты прозвали «Подай другую», так часто этот зверюга ломал свои жезлы о спины подчиненных (надо сказать, что «благодарные» подчиненные припомнили ему его прегрешения перед ними и во время бунта закололи окончательно доставшего их центуриона).

    Судя по всему, центурион сам определял тот момент, когда ему нужно было «взбодрить» подчиненных ударом витиса, ничье разрешение для этого ему не требовалось и если он считал, что подчиненный нерадив, то бедолага, по словам римского поэта Ювенала:

    «... по башке получал суковатою палкой, если ленилась кирка и медленно шло укрепление». Нужно добавить, что такие удары не считались позорящими честь воина.

    Публичная порка перед центурией когортой или целым легионом - гораздо более позорное наказание;
    - сокращение жалованья;
    - исправительные работы;
    - разжалование по чину или по роду войска;
    Разжалование по роду войска означало перевод в менее престижный род войск: например, из легиона - во вспомогательные войска, из конницы - в пехоту. Для подвергнутого наказанию воина все это сопровождалось немалым позором. Однако, известны и случаи, когда о таком переводе совершенно добровольно просили старые и заслуженные бойцы. Это происходило тогда, когда их собственное подразделение подвергалось такому унизительному разгрому или столь себя запятнало, что нахождение в его рядах само по себе сулило немалый урон для воинской чести - было предпочтительнее уйти самому, пусть даже и с понижением в звании, чем оставаться среди тех, кто опозорил себя;

    Позорное увольнение со службы без наград и привилегий (которое иногда постигало целые отряды); налагавшаяся как на целые воинские части, так и на отдельных воинов в случае проступков, при наказании за которые можно было избежать смертной казни. В случае целых подразделений позорная отставка сопровождалась так называемым забвением памяти, которое выражалось в уничтожении любых официальных письменных упоминаний о данной воинской части. Любопытно, что подлежали уничтожению даже казармы подразделения, подвергнутого децимации, позорной отставке или разгромленного в бою.

    К примеру, прославленный X Легион, прекрасно проявивший себя в армии Цезаря (этот легион был своего рода личной гвардией - «преторской когортой»), был с бесчестием распущен по приказу Октавиана Августа за свою непокорность и склонность к бунту. То же приключилось и с III Галльским легионом в правление Элагабала, и с III Августовым легионом (в 238 г.); последний выступал против Гордиана I и Гордиана II в Африке, поэтому Гордиан III, внук первого и племянник второго, признанный императором римским сенатом, решил наказать соединение, способствовавшее гибели его деда и дяди.

    Индивидуальное увольнение было не менее тяжкой карой. Во времена республики этот процесс происходил так: военачальник вызывал из строя подлежащего исключению и объявлял ему: «Ты мне больше не нужен». Солдат слагал оружие, военные атрибуты и знаки отличия, даже снимал обувь. После этого он на всю жизнь считался обесчещенным. Он не мог занимать никакой общественной должности, не имел права жить не только в Риме, но и не находил себе приюта на родине. Этот позор был так велик, что его нелегко переносили даже христиане, которые подвергались ему из-за своей веры. Были случаи, когда они вновь возвращались к язычеству, лишь бы остаться в армии.

    Армия Рима представляла собой великолепный боевой механизм. Легионеры были прекрасно обучены, отлично экипированы, их вели в бой опытные военачальники. Однако колоссальные успехи римлян нельзя объяснить только тренированностью и оснащенностью легионеров.
    У римской армии было то, чего не было у других, даже самых развитых народов. Это "тайное" оружие называлось - дисциплина. Только настоящая воинская дисциплина могла спаять легионеров в устрашающую боевую машину. Ни в одной армии древнего мира дисциплина не была столь суровой, а повиновение военачальникам таким беспрекословным как в римских войсках. Сами римляне по праву считали дисциплину основой всех своих военных успехов л называли ее главной гордостью, оплотом и вернейшим стражем своей державы.
    Дисциплина в римской армии была основана на огромной власти военачальника и беспощадной суровости наказаний. Полководец имел право практически неограниченно распоряжаться жизнью и смертью своих легионеров. Военачальник мог подвергнуть телесным наказаниям или казнить даже высших командиров самого знатного происхождения. От консулов, которые в период республики осуществляли верховное командование, такая же непререкаемая власть распространялась и на нижестоящих командиров.

    Децимация

    Это наказание, а точнее сказать казнь, была наиболее жестоким средством поддержания дисциплины и даже самими римлянами считалась крайним средством. Этой казни подвергали не отдельных лиц, а целые подразделения, легион, а иногда и несколько легионов. Казнь налагалась за трусость перед лицом противника, позорное бегство с поля боя или злостное неподчинение приказам высшего военачальника. Заключалась процедура децимации в том, что в провинившемся отряде по жребию отбирали каждого десятого солдата. Затем, тех легионеров, на кого пал жребий, перед строем всего войска забивали на смерть камнями или палками. Остальные солдаты наказанного отряда, которых миновал несчастливый жребий, подвергались воздействию позорящего наказания, им вместо пшеницы выдавали для еды ячмень, а также приказывали ставить свои палатки вне воинского лагеря. Позор для оставшихся в живых состоял в том, что, по мнению римлян, пища из ячменя полагаюсь не свободным людям, а животным и рабам, т.е. человек подвергшийся такому наказанию, как бы временно утрачивал свой высокий социальный статус воина и гражданина и перемещался на уровень скота.
    Как пример, приведу случай, когда децимации подвергались целые воинские подразделения.
    Во время войны с восставшими рабами под руководством гладиатора Спартака, римские легионы потерпели несколько позорных поражений. Получивший командование разбитой армией Марк Красс счел необходимым децимировать бежавшие с поля боя легионы, дабы его солдаты боялись своего полководца больше чем врагов-гладиаторов и несколько раз подумали, прежде чем обратиться в бегство. Надо сказать, что своей цели Красс достиг, стойкость его легионов существенно возросла и в конце концов армия восставших потерпела полное поражение.
    Следует заметить, что римские полководцы не всегда хотели терять каждого десятого солдата из провинившегося подразделения. В таких случаях применялась казнь каждого двадцатого и сотого легионера. Нельзя не упомянуть о случае, когда проигравшие битву легионы сами, добровольно, требовали подвергнуть себя этому суровейшему наказанию. По свидетельству Юлия Цезаря, его легионеры были так пристыжены после поражения от войск Помпея в битве при Диррахии (и им было от чего умирать со стыда - в той битве ветераны Цезаря панически побежали под ударом войск Помпея, состоящих в основном из молодых солдат), что стали требовать от своего императора, дабы тот децемировал их. Цезарь, однако, слишком ценил своих бойцов и не захотел воспользоваться этим предложением, а наказал только знаменосцев, побросавших свои знамена.

    Фустуарий

    Это самое распространенное наказание за серьезные проступки налагаемое индивидуально, на конкретных лиц. Фустуарий представлял собой избиение виновного солдата камнями или папками. Историк Полибий оставил нам описание этой экзекуции. Вот как она проходила:
    "Трибун берет палку и ею как бы только касается осужденного; вслед за этим все легионеры бьют его камнями и палками. Наказуемых забивают большею частью тут же, в самом лагере, а если кто-нибудь и выходит еще живым, то не на радость себе. Да и какая ему радость, если возврат на родину ему не дозволен, и никто из родственников не осмелится принять такого человека к себе в дом. Поэтому раз постигло кого подобное наказание, он погиб бесповоротно".
    Как видно из этой цитаты, как и в случае с децимацией, этот вид наказания имел продолжение и после самой экзекуции и не заканчивался на самой процедуре фустуария. Выжившего ждало вечное изгнание, без права возвращения на родину к своим родным и близким.

    Смертная казнь

    Смертью карались трусость, измена, шпионство, неповиновение начальству, возмущение к неповиновению других солдат. Чаще всего преступнику рубили голову топором или мечом. Казнь производилась за пределами лагеря. В соответствии с законом вырывали яму определенной длины и глубины, в которую ставили преступника, Далее следовал звук трубы, и особо назначенные солдаты приводили в исполнение приговор в присутствии трибунов и центурионов. Казненного хоронили тут же. Так обстояло дело, если наказанию подлежал один человек или небольшая группа лиц.
    Но вот если осужденных на смерть было много, то тогда для этого наказания не было определенной обычаем формы смерти.
    Вероятно, не было и определенного сопутствующего ритуала и похоже, что все зависело от воли того, по чьему приказу проводилось это мероприятие. Вот несколько примеров:
    Массовое уничтожение постигло четырехтысячный легион, посланный против Пирра защищать город Региум. Вместо исполнения приказа легион сам овладел этим городом, избил в нем жителей, провозгласил свою независимость и таким образом совершил акт дезертирства и государственной измены. Десять лет спустя, когда Пирр покинул Италию, остатки возмутившегося легиона были взяты в плен и отведены в Рим, где ежедневно казнили из них по пятьдесят человек, пока не истребили всех. Никакой жалости к изменникам римляне не проявили.
    Не знали пощады римляне и к перебежчикам в неприятельский лагерь. Несмотря на их количество, всех предавали мучительной смерти. Однажды триста семьдесят дезертиров достались в руки Фабию Максиму. Он отправил их в Рим. Там их жестоко избивали, затем сбросили с Тарпейской скалы. Марцелл взял в плен в Сицилии до двух тысяч перебежчиков. Их сначала секли розгами, после чего отрубили всем головы. Та же участь постигла перебежчиков из римских союзных войск, которые после битвы с карфагенянами при Заме были выданы обратно Сципиону. Не менее жестоко поступил с перебежчиками Павел Эмилий после своей победы над македонским царем Персеем. Он велел всех их бросить под ноги слонам, которые растоптали их...

    Позорные наказания

    Эта разновидность наказаний применялась гораздо чаще, чем упомянутые выше. Цель этих дисциплинарных воздействий заключалась в том, чтобы, выставив провинившихся в смешном или унизительном положении, пробудить в них чувство стыда. Проявившим трусость легионерам военачальник мог, например, приказать стоять босиком, без пояса, в одной нижней рубахе а центре лагеря, иногда с куском дерна или жердью в руках, копать ненужные канавы или носить взад и вперед камни. Рассказывают, что когда один из легионов отказался идти в тяжелый поход, консул приказал мятежникам выйти без оружия и поясов, окружил их своими вооруженными легионами и велел рубить солому на виду у всего войска. Как можно заметить, и здесь имеет место временное понижение социального статуса виновного, которого заставляли заниматься несвойственной и нелепой работой и кроме того, как бы временно исключали из числа мужчин, ведь солдатская рубашка, не подпоясанная воинским поясом, свисала ниже колен, что делало ее похожей на женскую одежду. Намек здесь налицо: ведь и в наши дни очень немногие мужчины без стыда согласятся переодеться в женское платье, а уж что должны были чувствовать легионеры в те времена...
    Интересно то, что римляне отличались известным демократизмом в применении наказаний этого вида и в случае необходимости его жертвами с равной легкостью становились как простые воины, так и военачальники. Это прекрасно подтверждают два эпизода из биографии знаменитого римского полководца Домиция Корбулона во время действий подчиненных ему войск в горной Армении. Некий Пакций Орфит, командир части вспомогательных войск в армии Корбулона, нарушил недвусмысленный приказ командующего, запрещающий атаковать противника и отдал приказ о наступлении. Армяне, бывшие в тот момент врагами римлян, выстояли и ответным ударом обратили римлян в паническое бегство, причем паника распространилась и на войска римлян не участвовавшие в этой стычке. Корбулон, дабы примерно наказать беглецов, распорядился чтобы беглецы, вернувшиеся к основной армии, с этого момента разбивали свои палатки только за оградой лагеря. Это было позорно, ибо такое символическое унижение применялось обычно к тем подразделениям, которые пережили процедуру децимации. В другой раз Корбулон обнаружил, что некий Эмилий Руф, являвшийся префектом в частях вспомогательной кавалерии, мало того, что довел дело до того, что его отряд бежал с поля боя, так еще и не заботится о снабжении своих людей надлежащим вооружением и снаряжением. В качестве наказания Корбулон приказал этому Руфу явиться к палатке командующего, а затем велел своим ликторам раздеть того донага. Голый.и униженный, Руф был принужден стоять по стойке "смирно" до тех пор, пока полководец не смилостивился и не отпустил его.
    С большей или меньшей периодичностью применялись:
    - денежный штраф или частичная конфискация добытых трофеев;
    - временное лишение оружия;
    - военные упражнения с поклажей;
    - знаменитая порка центурионами легионеров виноградной лозой. Жезл из виноградной лозы - витис, давал центуриону право наказывать римских граждан, и эта власть была такова, что изображение именно этого атрибута обозначает соответствующий чин. Центурион и витис - понятия нераздельные, по свидетельству Тацита.одного из центурионов солдаты прозвали "Подай другую", так часто этот зверюга ломал свои жезлы о спины подчиненных (надо сказать, что "благодарные" подчиненные припомнили ему его прегрешения перед ними и во время бунта закололи окончательно доставшего их центуриона).
    Судя по всему, центурион сам определял тот момент, когда ему нужно было "взбодрить" подчиненных ударом витиса, ничье разрешение для этого ему не требовалось и если он считал, что подчиненный нерадив, то бедолага, по словам римского поэта Ювенала:
    "... по башке получал суковатою палкой, если ленилась кирка и медленно шло укрепление".
    Нужно добавить, что такие удары не считались позорящими честь воина.
    - публичная порка перед центурией когортой или целым легионом - гораздо более позорное наказание;
    - сокращение жалованья;
    - исправительные работы;
    - разжалование по чину или по роду войска;
    разжалование по роду войска означало перевод в менее престижный род войск: например, из легиона - во вспомогательные войска, из конницы - в пехоту. Для подвергнутого наказанию воина все это сопровождалось немалым позором. Однако, известны и случаи, когда о таком переводе совершенно добровольно просили старые и заслуженные бойцы. Это происходило тогда, когда их собственное подразделение подвергалось такому унизительному разгрому или столь себя запятнало, что нахождение в его рядах само по себе сулило немалый урон для воинской чести - было предпочтительнее уйти самому, пусть даже и с понижением в звании, чем оставаться среди тех, кто опозорил себя;
    - позорное увольнение со службы без наград и привилегий (которое иногда постигало целые отряды); налагавшаяся как на целые воинские части, так и на отдельных воинов в случае проступков, при наказании за которые можно было избежать смертной казни. В случае целых подразделений позорная отставка сопровождалась так называемым забвением памяти, которое выражалось в уничтожении любых официальных письменных упоминаний о данной воинской части. Любопытно, что подлежали уничтожению даже казармы подразделения, подвергнутого децимации, позорной отставке или разгромленного в бою.
    К примеру, прославленный X Легион, прекрасно проявивший себя в армии Цезаря (этот легион был своего рода личной гвардией - "преторской когортой"), был с бесчестием распущен по приказу Октавиана Августа за свою непокорность и склонность к бунту. То же приключилось и с III Галльским легионом в правление Элагабала, и с III Августовым легионом (в 238 г.); последний выступал против Гордиана I и Гордиана II в Африке, поэтому Гордиан III, внук первого и племянник второго, признанный императором римским сенатом, решил наказать соединение, способствовавшее гибели его деда и дяди.
    Индивидуальное увольнение было не менее тяжкой карой. Во времена республики этот процесс происходил так: военачальник вызывал из строя подлежащего исключению и объявлял ему: "Ты мне больше не нужен". Солдат слагал оружие, военные атрибуты и знаки отличия, даже снимал обувь. После этого он на всю жизнь считался обесчещенным. Он не мог занимать никакой общественной должности, не имел права жить не только в Риме, но и не находил себе приюта на родине. Этот позор был так велик, что его нелегко переносили даже христиане, которые подвергались ему из-за своей веры. Были случаи, когда они вновь возвращались к язычеству, лишь бы остаться в армии.

    По каким законам живет армия?

    Распространен стереотип о том, что молодой человек, попадая в казарму, на два года может забыть о том, что существуют какие-то "гражданские" законы. Высший закон для него - приказ командира. Ну и плюс, конечно, общевоинские уставы.

    Действительно, после принятия присяги человек оказывается в непривычном для себя правовом поле: приказ командира не подлежит обсуждению, а обжаловать его можно лишь после выполнения. Но не стоит принимать всерьез солдатский фольклор. Армии законы писаны, и военные руководствуются отнюдь не только уставами. Каждый человек в военной форме несет не только дисциплинарную, но и административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

    А пресловутые армейские уставы как раз сейчас спешно приводят в соответствие с действующим российским законодательством и международными обязательствами РФ. Например, в нижней палате парламента рассматривается очередной законопроект (об аресте военнослужащих), который позволит принять принципиально новую редакцию дисциплинарного устава. Весьма вероятно, что большинство нынешних солдат-срочников будут служить уже по новому уставу.

    А это значит, что в недалеком будущем за грубые дисциплинарные проступки боец по решению суда может загреметь на возрожденную гауптвахту сроком на 30 суток, а особо злостным нарушителям дисциплины суд может накинуть еще 15 суток.

    Напомним, что к грубым проступкам в армии относятся самоволки, употребление алкоголя и наркотиков, промотание военного имущества, халатность в карауле и на боевом дежурстве, и, конечно же, пресловутые неуставные отношения - дедовщина.

    Хотя вероятность принятия обновленных уставов велика, но пока армия живет по старым (не считая новой редакции строевого устава, в котором ничего сенсационного нет). Гауптвахты с 2002 года пустуют и пока в силе классический набор дисциплинарных взысканий. Для солдата они таковы:

    Выговор;

    Строгий выговор;

    Лишение очередного увольнения;

    Назначение вне очереди в наряд на работу - до 5 нарядов;

    Лишение нагрудного знака отличника.

    Точной инструкции, за какие провинности объявляют выговоры и лишают увольнений, не существует. Все отдано на усмотрение командира. Наказать могут как за объективные проступки, например, за опоздание в строй или за грязные сапоги, так и за субъективные, скажем, за пререкания со старшим. Солдату кажется, что он аргументировано отстаивал свою точку зрения, а старшина убежден: боец ведет себя не "по сроку службы". В любом случае парню вряд ли требуется помощь родителей. С такими трудностями должен справиться сам. Ведь армия, как известно, школа жизни. Можно напомнить, что телесные наказания в армии запрещены два века назад. Даже само понятие "цугундер" (zu hundert - сто ударов палкой) перешло в разряд армейского фольклора.

    Досье "РГ"

    О мелких правонарушениях солдата командование сегодня не обязано ставить родителей в известность. Но так было не всегда. Согласно "Руководству для бойца пехоты", изданному в 30-е годы прошлого века, для укрепления воинской дисциплины комиссару предписывалось в обязательном порядке извещать родителей красноармейца, совершившего проступок, а также "колхоз или предприятие, где он работал".

    Во времена развитого социализма для замполита было нормой регулярно посылать родителям отличившегося бойца благодарственные письма.

    Нынешние уставы переписку с родителями не предусматривают. Поэтому о том, что рядового Сидорова за опоздание из увольнения лишили нагрудного знака отличника, в его родном колхозе (акционерном обществе, фермерском хозяйстве), скорее всего, никогда и не узнают.

    Зачем становиться сержантом?

    Все перечисленные меры дисциплинарного воздействия относятся к наказанию солдат и матросов срочной службы. Если же ваш сын (внук, племянник, жених) дослужился до звания "сержант" или даже до почетного чина старшины, то за проступки его могут еще понизить в должности и в воинском звании. При этом командирам всех рангов - прямым текстом цитируем устав - "запрещаются срывание погон, срезание нашивок и другие действия, унижающие личность военнослужащего". А еще в качестве наказания сержанта и старшину нельзя посылать в наряд. К слову, в упомянутом проекте нового Дисциплинарного устава такого наказания, как наряд вне очереди, вообще нет.

    Что такое наряд?

    Вообще-то отцам нынешних солдат, когда-то отслужившим срочную, объяснять значение этого термина не надо. Но специально для солдатских мамаш поясним: солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, а также курсанты 1-го и 2-го курсов, назначенные вне очереди в наряд на работу, привлекаются для выполнения работ в своем подразделении или воинской части в любые две недели, в свободное время от занятий. Продолжительность выполнения одного наряда на работу не должна превышать четырех часов в сутки.

    Люди старшего поколения помнят, что в их времена внеочередные наряды отнимали отнюдь не четыре часа в сутки. Но времена меняются.

    Можно ли бороться с несправедливым наказанием?

    Еще как! Устав недвусмысленно гласит: "Каждый военнослужащий имеет право подавать жалобу... о незаконных в отношении его действиях командиров (начальников) или других военнослужащих, о нарушении установленных законами прав и преимуществ, а также о неудовлетворении его положенным довольствием".

    Жаловаться можно устно или письменно начальнику своего обидчика. Есть, правда, некоторые ограничения. Например, нельзя жаловаться на боевом дежурстве, на вахте, в карауле. Вышестоящее командование не станет рассматривать анонимку. В остальном - зеленый свет обоснованным челобитным.

    Все предложения, заявления и жалобы в день их поступления заносятся в книгу предложений, заявлений и жалоб, которая должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена мастичной печатью и заверена командиром воинской части. Командиру предписано "чутко и внимательно относиться к поступившим предложениям, заявлениям и жалобам". Он несет личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер.

    Эффективна ли эта система? Вопрос риторический. Проще поинтересоваться: а любят ли вообще где-нибудь жалобщиков и правдоискателей? К тому же, если бы в армии все работало так, как это задумано, то вряд ли мы сегодня говорили бы о необходимости военной реформы. Но право жаловаться у солдата есть. Выбор же каждый делает сам.

    Надо ли присылать сыну денег на возмещение ущерба?

    Максимум бдительности! Велика вероятность, что речь идет о банальном вымогательстве. Материальная ответственность военнослужащего очень обстоятельно расписана в специальном законе. Действительно, причиненный армии ущерб полагается возмещать - в том числе и солдатам срочной службы. Вопрос лишь в том, кто определил степень вины солдатика и размер предстоящих выплат. Если это сделал суд - одно дело. А если сын пишет, что деньги требует прапорщик-старшина за порванный противогаз или за разбитый бампер на армейском тягаче - совсем другое.

    Кроме суда взыскивать деньги в качестве возмещения материального ущерба в армии имеет только один человек. Командир части. Но при этом максимум его полномочий - взыскать до двух окладов месячного денежного содержания. И только. Это не очень большие деньги: оклад новобранца по должности составляет сегодня 1276 рублей 50 копеек, по званию - 459 рублей 54 копейки. Итого - 1736 рублей 4 копейки. Но и эти деньги запрещено изымать из солдатского жалования целиком. Обычно удержания производят ежемесячно - по 20 процентов. И лишь в строго оговоренных законом случаях можно удержать сразу половину жалования. При этом солдата запрещено наказывать рублем, если ущерб был причинен вследствие исполнения им приказа, оправданного служебного риска, а также действий непреодолимой силы.

    Право командира без суда взыскивать с солдат деньги в свое время пытались оспорить в Конституционном суде. Но суд признал эту норму не противоречащей Конституции РФ.

    Впрочем, солдатам все же сделан ряд поблажек. За нарушение Правил дорожного движения их нельзя лишить водительских прав. А скажем, за браконьерство военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях. Но при этом их... нельзя штрафовать. Такой вот юридический парадокс.

    Нужно только помнить, что все сказанное относится к военнослужащим, находящимся в казарме. Если же солдат в отпуске, скажем, спалит соседскую баню, то, изъясняясь юридическим языком, он понесет материальную ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Проще говоря - возмещать ущерб будет на общих основаниях, без всяких скидок на скромное жалование и заслуги в деле защиты Отечества.

    Платит ли армия изувеченным солдатам?

    Все чаще и все больше. Правда, не обязательно деньги поступают из казны военного ведомства, но ведь важен результат, а не источник. Например, рядовой Андрей Сычев в соответствии с федеральным законом об обязательном государственном страховании военнослужащих получит страховку по инвалидности - 10 окладов денежного содержания. То есть 17 360 рублей. При получении 1-й степени инвалидности солдату выплачивается 75 окладов - 130 200 рублей. Плюс единовременное пособие при досрочном увольнении вследствие увечий, полученных на службе, - еще 76 590 рублей.

    Разумеется, никакими деньгами нельзя компенсировать потерянное здоровье молодого человека и материнские слезы. Но все-таки получить хоть какие-то деньги лучше, чем вернуться из армии инвалидом, да еще с пустым карманом. Не так давно калек из армии просто комиссовывали, выплачивая откровенно-издевательские компенсации.

    Между прочим, в новой редакции устава внутренней службы записано, что командир обязан "отдавать приоритет сохранению жизни и здоровья подчиненных".

    Может ли командир в качестве наказания отправить солдата в Чечню?

    В принципе ни один из законов, регламентирующих прохождение военной службы, не содержит территориальных ограничений. Чечня - территория России, и по идее там могут и должны служить российские граждане. Однако сначала было принято решение не посылать туда солдат, срок службы которых менее полугода. Затем по приказу министра обороны призывников в воинские части МО, расположенные в Чечне, перестали отправлять вообще - сегодня там служат лишь контрактники. Недавно в Чечне заменили профессионалами солдат-срочников и Внутренние войска МВД.

    Исключение составляют только новобранцы-чеченцы. По данным Генштаба, жителей республики призывают для службы в комендантских ротах на территории Чечни. Как правило, сразу после призыва они подписывают контракт.

    Можно ли из казармы отправиться за решетку?

    Еще один распространенный стереотип: если, к примеру, распоясавшегося "деда" командир наказал своей властью, в соответствии с дисциплинарным уставом, то ему больше ничего не грозит. Говорят, что устав запрещает за один проступок наказывать дважды. Это не совсем так. Есть нюанс: в армии запрещается за один проступок налагать два и больше дисциплинарных взыскания. А вот "комбинировать" эти взыскания с уголовной ответственностью - можно. То есть после отбытия дисциплинарного наказания вполне реально отправиться на скамью подсудимых.

    Таких случаев предостаточно. В прошлом году к уголовной ответственности были привлечены 16 тысяч военных, включая восемь адмиралов и генералов. Конечно, понятия "уголовная ответственность" и "реальный срок" отнюдь не синонимы. Но цифра говорит сама за себя.

    Напомним, что за нынешним весенним призывом грядет осенний. За решетку также имеют шанс попасть не только преступники в военной форме, но и те, кто пытается незаконно избежать призыва. 53 процента россиян, опрошенных "Левада-центром", заявили о намерении любым путем "отмазать" своих родственников от службы в армии и лишь треть респондентов готовы согласиться с их отправкой в армию.

    Между тем статья 328 Уголовного кодекса РФ предусматривает достаточно жесткое наказание за такой вид преступления. Самое малое, чем может отделаться уклонист, - это штраф от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда. Суд также может назначить в виде наказания арест сроком от трех до шести месяцев или лишение свободы до двух лет.

    А КАК У НИХ?

    Воспитание по-американски

    РЯДОВЫХ и сержантов офицеры армии США имеют право подвергать аресту с содержанием на гауптвахте до 7 суток; высчитывать до 50 процентов из их недельного денежного содержания; понижать в воинском звании на одну ступень; назначать в наряд вне очереди на службу или на хозяйственные работы сроком до двух недель; лишать права оставлять расположение части или гарнизона в течение 14 суток и удерживать в течение этого срока денежное содержание.

    При неоднократном совершении грубых нарушений воинской дисциплины, солдат может быть уволен из армии "с позором". Это означает автоматическое лишение всех льгот и пенсии. Так же, с позором, джи-ай выгоняют из армии за оскорбление действием, угрозу физического насилия или невыполнение приказа старшего офицера, за вождение в состоянии опьянения, употребление спиртного на службе. Увольняют не обязательно на гражданку. В ряде случаев солдат из казармы перемещается в тюрьму.

    Дезертирство в мирное время влечет за собой тюремное заключение от трех до пяти лет, а во время войны при отягчающих обстоятельствах - смертную казнь.

    (Дисциплинарный кодекс армии США).

    Как поощряли и наказывали бойцов в 1939 году

    Для отличия примерных бойцов установлены следующие виды поощрений: благодарность (перед строем и на торжественном собрании, письменно и в приказе), разрешение внеочередного краткосрочного отпуска, награждение ценным подарком с соответствующей подписью, награждение почетной грамотой, награждение личной фотографической карточкой, снятой при развернутом знамени части.

    За проступки, нарушающие требования дисциплины, на военнослужащих накладываются дисциплинарные взыскания. Применяются следующие виды дисциплинарного взыскания: предупреждение, напоминание, замечание, выговор, выговор перед строем, воспрещение отлучек со двора на время до 1 месяца, назначение в наряд вне очереди до 5 нарядов, арест на гауптвахте до 20 суток, сокращение или лишение краткосрочного отпуска, оглашение именного списка перед строем с перечислением проступков и нарушений.

    (Руководство для бойца пехоты Рабоче-Крестьянской Красной Армии).

    Кстати

    Как боролись с воинскими преступлениями в XVII веке

    А которые государевы ратные всяких чинов люди будут на государево службе в полкех, и государева служба им по розбору служити мощно, а они не дождався отпуску з государевы службы зъбегут, и им за побег чинити указ, кто збежит в первые, и его бити кнутом, а будет тот же збежит в другие, и его бити кнутом же, да поместнаго окладу у него убавити пятьдесят четвертей, да денег с поместного его окладу со ста четвертей по рублю, а будет он же збежит в третьие, и его бити кнутом же, да у него же отнятии поместье и отдати в роздачю.

    (Соборное уложение 1649 года).

    Выбор редакции
    , оба вида выплат приравниваются к оплате труда и облагаются налогом в размере 13% , как любой доход физического лица, но некоторое...

    Встреча с американскими союзниками после прорыва в районе Амштеттена. Фото из архива автора Есть герои, чье подвиги в годы Великой...

    В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

    Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...
    Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...
    Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
    Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
    Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
    В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...