Проблема обоснования результатов научного исследования. Виды обоснований. Обоснование выводов и предложений



ТЕМА 4. ДОСТОВЕРНОСТЬ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ НАУЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

4.1. Директивные документы о достоверности научных результатов

Достоверность является вторым «китом», на котором зиждется научный результат. Выделим в Положении ВАК те места, которые содержат требования достоверности. В пункте 32 записано: «Предложенные автором новые пути решения проблем должны быть строго аргументированы и практически оценены по сравнению с известными решениями …» . В пункте 66, где речь идет о публичной защите, указано, что «При этом обстоятельному анализу подвергается достоверность и обоснованность всех выводов и рекомендаций научного и практического характера, содержащихся в диссертации» (выделено авторами). Еще 20 лет назад указывалось на необходимость «в ходе экспертизы диссертаций особое внимание обращать на достоверность выводов, результатов и рекомендаций соискателя, содержащихся в его работе» .

В «Положении ВАК Украины» термин «достоверность» не используется. Вместо него говорится о «научной обоснованности результатов…» (п.13). Зато в «Положении о специализированном совете» официального оппонента обязывают (п.3.6) в своем отзыве установить «степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, их достоверность и новизну…» . Таким образом, достоверность не есть степень научной обоснованности результата. Как же разделить эти понятия?

Достоверность , т. е. достаточная верность, это – доказательство того, что названный результат (закон, закономерность, совокупность фактов, возможность и т. д.) выполняется всегда для названного класса объектов при названных условиях.

Обоснованность научного результата – это наличие убедительного доказательства его достоверности.

^ 4.2. Методы доказательства достоверности

Для примера посмотрим, отвечают ли требованию достоверности некоторые положения, приведенные в лекции 3. Возьмем закон Ома. Из жизненного опыта нам известно, что для однородной электрической цепи всегда I = U / R, в то время как принцип 20 / 80 вызывает сомнение. Мы не уверены в его достоверности.

Чем подтверждается достоверность? Верификацией! Верификация (от лат. erus – истинный и facio – делаю) – это повторяемость результата при одних и тех же условиях при множестве проверок на множестве объектов. Во многих случаях приходится делать проверку на контрольных примерах, т. е. при ограниченных условиях. Хотя практика - действительно лучший критерий истины, но не всегда можно проверить научный результат на достоверность методом верификации. В основном этот метод годится для физических и химических явлений. Например, почему до сих пор ученые не признают явления телепатии, ясновидения, телекинеза как объективно существующее? Потому что, как отмечает в своей книге «Парапсихология» проф. Ч. Хэнзел, ни один из описанных в литературе парапсихологических феноменов не отвечает требованию воспроизводимости, т. е. повторяемости результата в одних и тех же условиях.

Каковы методы доказательства достоверности? Их можно объединить в три группы:


  • аналитические;

  • экспериментальные;

  • подтверждения практикой.
Аналитические методы самые «мощные». Их суть – доказательство результата (теоремы, формулы, закона) путем математических преобразований. Методы используются тогда, когда соискателю удается построить математическую модель исследуемого явления, например, описать течение жидкости, нагрев тела, изменение прочности, рыночный ме­ханизм, конфликт в группе и т. д. Приведем любопытный пример аналитического доказательства достоверности умозрительного заключения. В 1968 г. доктор Бенджамин Спок, один из организаторов движения против войны во Вьетнаме, был вызван в районный суд Бостона, где ему предъявили обвинение в проведении незаконной деятельности, препятствующей осуществлению на практике закона о воинской повинности. Адвокаты Спока подвергли сомнению объективность процедуры, использованной при определении состава присяжных, поскольку среди присяжных не оказалось ни одной женщины. Последнее имело немаловажное значение, так как всемирно известная книга Спока об уходе за младенцами является на­стольной для миллионов матерей. Вопрос состоял в том, случайно ли получилось, что в состав присяжных попали одни мужчины, или причина кры­лась в преднамеренной дискриминации женщин.

Познакомимся вначале с процедурой отбора присяжных. Данная процедура состоит из трех этапов. На первом этапе секретарь суда случайным образом отбирает имена 300 потенциальных присяжных. На втором этапе снова наугад из этих 300 выбирается около 30 человек, на имя которых выписываются повестки. Перед началом суда из них отбирают 12 человек, которые и выполняют соответствующие функции. Возник вопрос, достоверна ли случайность всем 12 человекам быть мужчинами? Для доказательства недостоверности были статистически обработаны выборки состава присяжных в случае со Споком и в других случаях. При этом любопытно, что доля женщин в населении Бостона несколько выше доли мужчин. Поэтому мы вправе уже на первом этапе ожидать наличие не менее 150 женщин. Расчеты показали, что шансы получить выборку 12 присяжных на третьем этапе только из мужчин при случайном отборе из населения Бостона астрономически малы – 1 на 10 18 (для сравнения: на Земле проживает 510 9 человек).

Суть экспериментальных методов проверки достоверности состоит в воспроизводстве на физической, цифровой или аналоговой модели исследуемого явления и сравнении теоретических и экспериментальных результатов. При этом всегда возникает вопрос погрешностей, учета реальных условий и числа опытов.

При подтверждении научного результата практикой необходимо совпадение выведенных в теории положений с явлениями, наблюдаемыми в практических ситуациях. Например, если из модели активного оператора следует, что при подготовке машинных носителей число ошибок и время обработки заданного объема информации коррелированны и совместно распределены по нормальному закону, то в практике работы ВЦ для операторов подготовки данных указанные параметры (число ошибок и время обработки) должны быть всегда совместно распределены по нормальному закону.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследований обеспечиваются:


  • учетом представительного количества факторов, влияющих на решение научной задачи;

  • использованием исходных данных, полученных из практики, а также на полунатурных моделях и апробированных математических (или физических) моделях;

  • обоснованным выбором основных допущений и ограничений, принятых в качестве исходных при формулировании постановок научных задач;

  • использованием современного, апробированного научно-методического (математического) аппарата, корректным выбором используемых общих и частных показателей и критериев, а также применяемых и разрабатываемых математических моделей;

  • сочетанием теоретических исследований с большим объемом экспериментальных исследований.
Достоверность и обоснованность подтверждаются:

  • результатами математического и (или) физического моделирования, данными лабораторных экспериментов, натурных (полунатурных) испытаний;

  • высокой сходимостью теоретически (аналитически) полученных результатов с экспериментальными данными, а также с результа­тами натурных испытаний и (или) практического внедрения;

  • сходимостью результатов моделирования с имеющимися экспериментальными данными;

  • получением из вновь разработанных общих научных положений (выводов, рекомендаций, моделей, зависимостей и т. п.) широко известных частных научных результатов;

  • результатами опытно-конструкторских разработок, опытом практического внедрения предложений;

  • результатами испытаний (войсковых, полигонных, государственных и др.) предлагаемых технических и организационных решений;

  • тем, что полученные результаты имеют ясную физическую трактовку и не противоречат известным (опубликованным) данным.
^ 4.4. Что можно внедрять?

Внедрять можно все теоретические и практические результаты, кото­рые могут иметь самостоятельное значение. Предметом внедрения могут быть модель, метод, способ, технология, алгоритм, программа, методика, деловая игра и т. д. Это, как говорится, в общем случае. А для каждой спе­циальности желательно заранее продумать возможные формы использо­вания результатов диссертации. Например, результаты диссертации по специальности 05.13.06 "Автоматизированные системы управления и про­грессивные информационные технологии» могут использоваться в каче­стве:


  • инструмента исследования действующей системы управления производ­ством;

  • метода (методики) проектирования функциональной или обеспечиваю­щей частей АСУ;

  • блока (элемента) функциональной части АСУ;

  • функционального блока обеспечивающей части АСУ;

  • фрагмента САПР АСУ;

  • элемента нормативно-методического обеспечения любого уровня (стан­дарт предприятия, РТМ, ОСТ и т. д.);

  • основы лекционных курсов вузов и ИПК;

  • материала для практических занятий, лабораторных работ, учебных де­ловых игр, курсового и дипломного проектирования.
Приведу другие примеры внедрения результатов диссертаций по спе­циальности 05.01.04 «Эргономика».

С. М. Андреев по результатам кандидатской диссертации на тему «Оценка уровня профессиональной подготовки летного состава при перво­начальном обучении» (Харьков, 1999 г.) внедрил:


  • математическую модель обучения курсанта, которая отображает посте­пенные качественные изменения и взаимное влияние в совокуп­ности знаний, навыков и умений летчика, с одной стороны, и обучаю­щих средств, с другой стороны;

  • регрессионную модель параметра, характеризующего способность кур­санта к обучению в зависимости от ряда факторов;

  • диаграмму принятия решения о целесообразности обучения курсанта по летным профилям подготовки.
Ящун Т. В. по результатам кандидатской диссертации на тему «Оценка качества учебно-познавательной деятельности в системе «сту­дент – компьютер» (Харьков, 2000 г.) внедрила:

  • квалиметрическую многофакторную регрессионную самоорганизую­щуюся модель взаимодействия студента с обучающей средой на ос­нове метода группового учета аргументов;

  • технологию психической саморегуляции студентом своей учебно-позна­вательной деятельности при изучении основ информатики.
Мигаль Г. В. по результатам кандидатской диссертации на тему «Раз­работка метода идентификации состояния утомления оператора системы «человек – техника – среда» (Харьков, 2000 г.) внедрила:

  • дифференциальные измерительные щупы – электроды и многофункцио­нальные датчики для точного определения местополо­жения биологически активных точек кожи и измерения их новых пара­метров;

  • эволюционно-энтропийную модель информационно-энергетического об­мена в организме человека;

  • способ экспресс-диагностики состояния утомления оператора, не тре­бующий отрыва оператора от работы.
Эти разнообразные примеры здесь приведены с целью показать со­искателю поистине безграничные возможности внедрения результатов диссертаций.

^ 4.5. Признаки практической значимости кандидатской диссертации

В ВАК СССР много лет обсуждался вопрос о формальных признаках практической значимости кандидатских диссертаций. Общепринятый пере­чень таких признаков ни тогда, ни сейчас ёще не разработан, но для от­дельных групп специальностей экспертные советы выработали требова­ния. Так, для агропромышленных специальностей признаками практиче­ской значимости кандидатских диссертаций в СССР считались:

А) практическое использование результатов исследований по крайней мере на одном предприятии (в хозяйстве, на заводе, фабрике), под­твержденное соответствующим документом с указанием достигнутой эффективности;

Б) решение компетентного органа (главка министерства, областного агро­промышленного объединения) о законченности исследований и даль­нейшем практическом использовании его результатов;

В) включение материалов исследования в государственные и отраслевые стандарты, в план ОКР, использование их в конструкторских и проект­ных работах, подтвержденные соответствующими документами;

Г) утвержденная в установленном порядке нормативно-техническая доку­ментация, в разработке которой соискатель принимал участие либо как исполнитель, либо как ответственный исполнитель;

Д) метод инженерного расчета, утвержденный головной проектной либо научно-исследовательской организацией;

Е) методическая разработка, выполненная по результатам исследований и утвержденная ученым советом данного института;

Ж) решение НТС министерства (госкомитета, отделений академий наук) о значимости результатов исследований для науки, техники, производ­ства и о путях практического использования выполненной работы, о дальнейшем развитии исследований в этом направлении;

З) аргументированное заключение специализированного совета о том, что опубликованные работы и авторские свидетельства на изобретения и открытия считать внедрением результатов исследований с оценкой их значимости для науки и техники.

^ 4.7. Внедрение результатов исследований. Акты внедрения

4.7.1. Признаки внедрения . Одним из сложных вопросов является вопрос, что считать внедрением НИР. Признаки внедрения в некоторой степени близки к признакам практической значимости диссертаций, но следует постоянно помнить: внедрение первично, а практическая значи­мость - вторична. В п.4.4 говорилось о многообразии предметов внедре­ния диссертационных результатов. Но эти предметы - как бы промежу­точной продукт, а народное хозяйство интересует конечный продукт: новые техника, технология, материалы. Применительно к новой технике в одном из нормативных документов четко указано, что НИР считается реализован­ной, если ее результаты использованы при разработке:


  • образцов новой техники, перспектив их развития, рекомендаций на про­ектирование;

  • ТЗ на создание новых и модернизацию существующих образцов;

  • ТЗ на проведение новых НИОКР, а также новых перспективных фунда­ментальных и поисковых НИР;

  • методик испытаний и критериев оценки образцов и комплексов новой техники, документации для изготовления приборов и аппаратуры;

  • информационных выпусков, пособий, справочников, наставлений, руко­водств, инструкций и других документов для новой техники.

^ 4.7.2. Организационные формы внедрения . В пункте 33 Положения ВАК было сказано : «В диссертации (или приложе­ниях к ней) должны приводиться сведения, подтверждающие внедрение или практическое использование в народном хозяйстве полученных ав­тором научных результатов, или соображения по конкретной реализа­ции и использованию научных выводов ».

В разделе «Практическое значение полученных результатов» доку­мента «Основные требования к диссертациям и авторефератам» ска­зано:

«Необходимо дать краткую справку о внедрении результатов ис­следования с указанием названий организаций, в которых осуществлена реализация, форм реализации и реквизитов отчетных документов» .

Внедрение результатов исследований – обязательное требование для всех диссертаций, и результаты внедрения должны найти самое пол­ное отражение в текстах диссертации и автореферата. Для того, чтобы это можно было сделать, внедрение нужно осуществлять в рамках общеприня­тых организационных форм. Опыт говорит, что используются две схемы внедрения научных результатов. Традиционный путь – через министер­ства, ведомства и их головные предприятия и более короткий и эффектив­ный путь, при котором непосредственный выход на заинтересованные предприятия осуществляется еще в ходе теоретического поиска. После­дующая работа ведется с данными предприятиями.

Наиболее совершенная форма организации работ по внедрению – за­ключение договора на передачу научно-технических достижений и оказа­ние помощи в использовании заимствованного передового опыта.

Более простым и достаточно эффективным методом внедрения явля­ется заключение договора о творческом содружестве: в этом случае аспи­рант выступает в качестве основного, а иногда даже единственного испол­нителя работ. Обычно стандартные формы договоров о творческом содру­жестве содержат специальные пункты с сроках внедрения передаваемых результатов исследований, что определяет последующее получение доку­ментов о внедрении. В Украинском заочном политехническом институте долгие годы действовал стандарт вуза СТВ – 001 – 82 «Порядок заключе­ния, оформления и выполнения договора о научно-техническом сотрудни­честве», который и теперь можно использовать как руководящий документ.

Качественный характер зависимости времени, стоимости и сложности внедрения показан на.


  • ^ Качественный характер зависимости времени, стоимости и сложности внедрения
Можно указать и другие многократно апробированные формы органи­зации работ по внедрению. Если аспирант участвует в выполнении хозрас­четной и госбюджетной НИР на предприятии, то всегда можно выделить часть работы, выполняемую непосредственно данным аспирантом. По за­вершении диссертации на нее могут быть оформлены акты внедрения. При этом нужно учитывать, что в диссертацию нельзя включать материалы не­законченных НИР. Если без них обойтись нельзя, то необходимо в начале работы оговорить допустимость публикации этих материалов. Это должно найти отражение в договоре НИР.

Обычно внедрение оформляется актом, подписываемым представи­телями организаций – передающей и использующей внедряемые мате­риалы. Он утверждается руководством внедряющего предприятия. В акте должны быть указаны конкретные результаты диссертационной работы, использованные в опытно-конструкторских или других по характеру рабо­тах внедряющей организации, а также эффект внедрения, причем не только технический эффект (сокращение сроков разработки или снижение ве­роятности проектных ошибок и др.), но и сумма годового экономического эффекта.

Для отражения личного вклада соискателя во внедренные работы ав­тор многократно пользовался следующей формой: в той части акта вне­дрения, где описывалась суть нововведения, указывались авторы разра­ботки по каждой части общего результата. Например, внедрялся автомати­зированный комплекс задач контроля выполнения договорных обяза­тельств. В акте был указан авторский коллектив из 5 человек. В решении вопросов обеспечения достоверности принимал участие аспирант. Он раз­работал организационно-программный комплекс управления качеством подготовки первичных документов. В акте был отражен этот факт с указа­нием его фамилии.

4.7.3. Виды эффекта, учитываемые при оценке НИР и ОКР и от­ражаемые в актах внедрения. Различают следующие виды эффекта, учи­тываемые при оценке НИР и ОКР:

научно-технический , под которым понимается расширение знаний о природе, обществе и мышлении, характеризующееся выявлением новых фактов, связей, закономерностей, законов, разработкой принципиально новых способов, устройств и веществ,

экономический эффект , под которым понимается экономия всех про­изводственных ресурсов (живого труда, материалов, капитальных вложений), получаемая народным хозяйством, выражающаяся в конечном счете в повышении производительности общественного труда и росте национального дохода;

социальный эффект , под которым понимается усиление социальной однородности общества – стирание классовых различий, сущест­венных различий между городом и деревней, умственным и физи­ческим трудом, всестороннее развитие и сближение всех нацио­нальностей, улучшение характера и условий труда, его охраны, техники безопасности, повышение степени его механизации и ав­томатизации, повышение жизненного уровня населения, улучшение бытовых условий, рост и улучшение использования свободного времени, совершенствование здравоохранения и народного обра­зования, расширение возможностей всестороннего духовного раз­вития личности, охрана и улучшение природной среды;

педагогический эффект , под которым понимается повышение каче­ства учебно-познавательной деятельности (в частности, успевае­мости), сокращение сроков формирования умений, закрепление навыков, усиление мотивации обучения и т. п.

^ 4.7.4. Где в диссертации описать результаты внедре­ния . Автор рекомендует в последней главе сделать специальный пара­граф «Характеристика внедрения полученных результатов», в котором привести следующие сведения:


  • объекты внедрения (где внедрялось);

  • содержание внедрения (что внедрялось);

  • формы внедрения (в каком виде внедрялось);

  • достигнутый эффект (что изменилось);

  • чем подтверждается внедрение (акты внедрения).
Параграф завершить сводной таблицей. Такую же таблицу включить в презентацию.

Всякие исследования, исходя из надёжности и достоверности полученных результатов и их применимости в клинической практике, характеризуются с двух позиций - достоверности (внутренней валидности) и обобщаемости (внешней валидности, применимости).

Случайная ошибка - возникает из-за отклонения результата отдельного наблюдения или измерения от его истинного значения, что обуславливается случайностью. Случайные вариации проявляются на любом этапе исследования и связаны с индивидуальной вариабельностью биологических свойств изучаемых людей или животных, случайными ошибками измерения и недостаточным объёмом выборки.

В отличие от систематических ошибок случайные ошибки нельзя устранить, но можно свести к минимуму. Этого достигают правильным планированием исследования, увеличением числа пациентов в исследовании, повторением измерений несколько раз, и, кроме того, путём оценки вероятности случайной ошибки с использованием статистических методов. Именно минимизация случайных ошибок является одной из главных задач статистического анализа результатов, полученных в медико-биологических исследованиях.

В тех случаях, когда обнаруживаются систематические ошибки разных типов при формировании выборок, создаётся так называемая смещенная (нерепрезентативная) выборка. Эта выборка систематическим образом отличается от популяции, представляющей объект исследования, или от популяции, по отношению к которой должны применяться результаты исследования.

Достоверность (внутренняя валидность) результатов исследования определяется тем, насколько структура исследования соответствует поставленным задачам, и в какой степени полученные данные справедливы в отношении изучавшейся выборки. Исходя из этого, достоверным нужно считать исследование, в котором возможность возникновения систематических и случайных ошибок сведена к минимуму.

Используемый обычно уровень статистической значимости (величина р) отражает вероятность справедливости гипотезы об отсутствии статистически значимых различий в оцениваемых эффектах. Если в результате статистического сравнения экспериментальной и контрольной групп установлено значение р < 0,05, то вероятность различий, возникших вследствие случайности, составляет не более 5%. Различия между величинами, имеющими такую вероятность ошибки, считаются статистически значимыми.

При проведении КИ обычно используют следующие общепринятые критерии оценки значения р:

р > 0,05 - статистически не значимое различие;

р < 0,05 - статистически значимое различие;

р <0,01 - статистически высоко значимое различие.

Например, если относительный риск (ОР, отношение вероятности неблагоприятного исхода в группе вмешательства к вероятности его в группе контроля) составляет 0,8 при р<0,05, то такое различие между группами статистически значимо.

Диапазон, в пределах которого может лежать истинное значение показателя в популяции, из которой сформирована выборка данного исследования, называется доверительный интервал (ДИ, confidence interval, CI). Он рассчитывается для сравнения величины эффекта, оценки степени эквивалентности двух вмешательств, которые характеризуют диапазон изменений параметра в пределах границ погрешностей определений, мер статистической связи. Обычно при этом указывают границы, в пределах которых истинный эффект находится с вероятностью 95% (95-процентные границы доверительного интервала). Например, в приведенном выше примере точечная оценка составляет 0,8, а 95% ДИ может быть 0,6 - 0,99. Потенциально клинически значимый эффект - снижение частоты неблагоприятного исхода, например, флеботромбоза, на 20% - может оказываться при таком представлении результатов исследования не очень убедительным, ведь его величина может составлять только 2-3%.

Оценка статистической значимости и ДИ относятся только к случайной ошибке. Систематическая ошибка возникает в результате погрешностей дизайна и анализа данных исследования и обычно не может быть оценена статистическими средствами.

Именно достоверностью результатов исследования определяется его ценность. В КЭ разработаны рекомендации об оптимальных вариантах структуры исследований, проводимых для решения различных задач, которые ставятся исследователями. Следует отметить, что в нижеследующей таблице приведены типы исследований, оптимальные для того или иного случая, однако на практике допускаются отступления от указанной схемы, прежде всего потому, что в ряде случаев «оптимальный» дизайн недоступен. Например, применительно к редким болезням невозможны РКИ, а применительно к вредным воздействиям невозможны РКИ и ограничены когортные исследования. Следует критически относится к результатам исследования, структура которого не соответствует его задаче.

Обобщаемость (внешняя валидность) - степень, в какой результаты данного исследования применимы к другим группам больных, например, другого пола, популяции и т.п. Поскольку существует представление об общих свойствах больных одной болезнью, возможности лечить их сходными средствами, считается возможным проводить исследование на ограниченной группе больных, а затем на основании результатов исследования лечить подобных больных.

Таблица 1. Основные варианты оптимальной структуры исследования в зависимости от его задачи

Иными словами, допускается обоснованность того, что испытуемые, включенные в исследование, сравнимы с другими, подобными им. При этом структура научного исследования подразумевает, что участники исследования соответствуют пациентам, которых предполагается лечить с учетом результатов исследования. Например, участников выбирают из исследуемой случайным образом. На практике выполнить это сложно, например, поскольку в исследование могут включать новых, еще не лечившихся больных, а у врача находятся на лечении в основном пациенты, болеющие уже много лет. Поэтому в большинстве случаев для повышения обобщаемости результатов стремятся к тому, чтобы выборка была хотя бы репрезентативна, т.е. соответствовала по основным характеристикам исследуемой популяции. Для этого следовало бы избегать работы с группами, значительно отличающимися от общей популяции. Однако, производители лекарственных средств могут специально проводить исследования таким образом, чтобы наиболее ярко продемонстрировать эффективность своего ЛС, например, подбирая пациентов с особенными характеристиками. В результате, часть вполне доброкачественных исследований имеют низкую обобщаемость.

С целью повышения обобщаемости применяются также многоцентровые исследования с включением больных из разных географических регионов, т.е. выборка оказывается репрезентативной по отношению к более широкой географической зоне. Поэтому результаты этих исследований могут затем более обоснованно применяться в отношении населения этой зоны.

При критическом чтении следует обязательно оценить репрезентативность описываемой в статье выборки.

Обычно качество обобщаемости результатов исследования достигается сведением к минимуму систематических ошибок.

Обоснование выводов и предложений – завершающий и наиболее сложный этап при выполнении курсовой (дипломной) работы. Прежде чем приступить к формулировке выводов и основных тенденций по исследуемой теме, надо осмыслить содержание всей работы, завершенность каждого ее раздела и доказательность аргументации. Выводы следует формулировать четко, конкретно, основываясь на результатах проведенного исследования. Не рекомендуется перегружать выводы цифровым материалом, пространными и частными подробностями. Необходим критический подход к вопросам организации и методологии бухгалтерского учета, анализа и аудита в организации, наматериалахкоторой выполняется работа. Выводы должны давать полное представление об обоснованности и эффективности разработки.

Предложения, выдвинутые автором, следует обосновать описанием возможности их практической реализации. В том случае, когда есть несколько вариантов предложений, производят сравнительный расчет эффекта. При выборе варианта, имеющего наилучшие показатели, следует учитывать то, что наряду с прямым эффектом возможен косвенный, который, например, может быть выражен через психологический, социальный, физиологический, статистический и другие качественные факторы.

Выводы и предложения, вытекающие из результатов работы, обсуждаются с научным руководителем и направляются для использования в организацию, наматериалахкоторой выполнена работа.

Структура и содержание курсовой (дипломной) работы

Дипломная работа должна включать следующее:

 Титульный лист.

 Заявку организации на выполнение дипломной (курсовой) работы (при необходимости).

 Задание по подготовке дипломной работы.

 Отзыв руководителя.

 Отзыв консультанта (при необходимости).

 Рецензию.

 Реферат.

 Перечень условных обозначений, символов, терминов (если в этом есть необходимость).

 Введение.

 Основную часть.

 Заключение.

 Список использованных источников.

 Приложения.

В курсовой работе не приводятся задание по ее подготовке, отзывы руководителя и консультанта, реферат.

Написание курсовой (дипломной) работы студент начинает с введения и основной части на основе анализа литературных источников, практического материала. Необходимо правильно разграничить основную часть и приложения. Остальные структурные элементы работы составляются на подготовительном и заключительном этапах. Все составные части работы должны быть правильно оформлены, последовательно располагаться, раскрывая тему исследования.

Работа должна соответствовать следующим общим требованиям:

 целевая направленность.

 четкость построения.

 логическая последовательность изложения материала.

 глубина исследования и полнота освещения вопросов.

 убедительность аргументации.

 краткость и точность формулировок.

 конкретность изложения результатов работы.

 доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.

 грамотное оформление.

Титульный лист оформляется по установленным требованиям (приложенияДиЕ). Он является первой страницей работы.

Отзыв руководителя (консультанта) на законченную и надлежащим образом оформленную дипломную работу составляется по образцу, приведенному в приложенииЖ.

Рецензия на дипломную работу должна в произвольной форме раскрывать все пункты, указанные в приложении И. Бланк рецензии на бумажном или электронном носителе передается рецензенту вместе с дипломной работой.

Рецензенты дипломных работ утверждаются деканом факультета по представлению заведующего кафедрой не позднее одного месяца до защиты из числа профессорско-преподавательского состава других кафедр университета, специалистов в области экономики, сотрудников научных учреждений, педагогического состава других вузов. Рецензентом дипломной работы может быть руководитель или главный бухгалтер организации (райпо), или его структурных подразделений, на материалах которой выполнена дипломная работа. При возникновении сомнений рецензент имеет право потребовать у студента дополнительные материалы, касающиеся сущности проделанной работы.

Рецензию на курсовую работу дает руководитель и составляет ее в произвольной форме по тем же требованиям.

Реферат пишется в объеме одной страницы на основании имеющейся дипломной работы и должен вытекать из ее содержания (приложение К).

В данном пособии приведены примерные планы дипломных работ, основная часть которых содержит, как правило, три главы. Каждая из них, в свою очередь, делится на параграфы (разделы).

Основная часть курсовой работы обычно состоит из двух глав. ее план включает первую и вторую главы примерных планов дипломных работ, помещенных в настоящем издании.

При составлении плана нужно учитывать наличие литературы и практического материала, а также избранный объект исследования.

По согласованию с руководителем можно объединить или расширить отдельные параграфы. При этом общая структура работы не должна измениться.

Во введении на четырех-пяти страницах необходимо выполнить следующее:

 Обосновать выбор темы курсовой работы: определить ее значимость и актуальность. Показать место и роль бухгалтерского учета и (или) анализа, контроля и аудита как основных функций управления в улучшении деятельности организации и развитии рыночной экономики, в реализации инновационных и инвестиционных программ развития экономики страны, отрасли и исследуемой организации. Раскрыть необходимость их совершенствования в условиях развития экономики, изменения нормативных правовых актов, появления новых информационных технологий и др.

 Сформулировать проблему и круг вопросов, необходимых для ее решения, например, отсутствие и (или) несовершенство национальных стандартов, методик по бухгалтерскому учету, анализу, контролю и аудиту, тех или иных хозяйственных средств, несогласованность и взаимное несоответствие национальных и международных стандартов, требующие их разработки, согласования, совершенствования (эти вопросы можно детализировать).

 Сформулировать цель работы с обоснованием взаимосвязанного комплекса задач, подлежащих решению.

Целью курсовой (дипломной) работы является исследование организации и методик бухгалтерского учета тех или иных средств (а также организации и методик анализа, оценки эффективности использования экономических ресурсов, организации контрольно-ревизионной работы), разработка рекомендаций по их совершенствованию. Цель работы обусловливает ее задачи, сформулированные в плане работы, и предполагает детализацию изучения проблем и действующей практики, оценку полученных результатов, выявление резервов, снижение потерь и рост доходов, разработку и совершенствование организации и методик бухгалтерского учета, анализа, контроля и аудита хозяйствующего субъекта.

 Указать предмет исследования – методики бухгалтерского учета (анализа, ревизии и аудита) имущества, обязательств, доходов и расходов организации (конкретные их виды привести исходя из темы курсовой или дипломной работы).

 Указать объект исследования – конкретное юридическое лицо (структурное подразделение), его организационно-правовую форму и ведомственную подчиненность, форму собственности, основной вид деятельности. Следует отметить, за какой период использовались цифровые данные организации. Как правило, в работе используются данные бухгалтерской и статистической отчетности за последние два года. В работе могут использоваться данные бухгалтерского учета за декабрь последнего и (или) текущего года.

 Указать методологическую, теоретическую и информационную базу, на основе которой выполнялась работа. К ней относятся законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, инструкции Министерства финансов Республики Беларусь, Белкоопсоюза и других министерств и ведомств, локальные нормативные правовые акты (устав организации, коллективный договор, положение об оплате труда, учетная политика организации и другие), современная отечественная и зарубежная литература по экономике и т. д.

следует привести в алфавитном порядке фамилии и инициалы ученых-экономистов, в научных трудах которых исследованы и раскрыты вопросы по изучаемой проблеме, названия изученных научных трудов поместить в списке использованных источников. Важно также назвать нерешенные вопросы по исследуемой проблеме и высказать необходимость дальнейшего совершенствования организации и методики бухгалтерского учета (анализа, аудита и ревизии).

 Назвать основные методы исследования и обработки практического материала. К общенаучным методам исследования относятся диалектика, индукция, дедукция, анализ, синтез, системность, метод научной абстракции, метод логического умозаключения и др.

К специальным способам бухгалтерского учета, экономического анализа и контроля относятся балансовый метод, сравнение, выборка, обследование и др.

Глава 1 является теоретической и методологической, включает экономическую характеристику объекта исследования. На основе нормативных правовых актов, обзора литературных и других источников в данной главе рассматриваются следующие вопросы:

 Сущность и определения экономических категорий в сфере бухгалтерского учета, финансов, налогообложения и других областях; их состав и классификация, взаимосвязь, взаимообусловленность и механизм формирования.

 Состав и классификация объектов бухгалтерского учета (анализа и контроля), способы и методы их оценки в бухгалтерском учете и отчетности.

 Цель, задачи, принципы, методы и способы бухгалтерского учета, анализа и ревизии имущества, обязательств и капитала организации.

 Регламентирование методологических и организационно-техни-ческих аспектов бухгалтерского учета имущества, обязательств и капитала организации в национальных и международных стандартах по бухгалтерскому учету и отчетности, других нормативных правовых актах, их использование и раскрытие в учетной политике организации.

На основе нормативных правовых актов, работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению. Сначала изучаются и приводятся формулировки экономических категорий, излагаются поднятые проблемы и предлагаемые пути их решения различными авторами со ссылками на источники в списке литературы. Затем дается их оценка, обосновывается собственное мнение студента и предлагаются пути решения рассматриваемых проблем. В случае согласия студента с автором используемого материала и при изложении своей точки зрения целесообразно применять такие фразы: «Мы согласны с мнением…», «По нашему мнению…», «На наш взгляд…» и др.

Основной структурированный теоретический материал (взаимосвязанные экономические категории, классификации объектов учета и другие) для наглядности целесообразно представлять в рисунках или таблицах.

Исходя из статистических данных необходимо раскрыть значимость и тенденции экономического развития рассматриваемых категорий; определить их место и роль в принятии управленческих решений по выявлению и мобилизации резервов роста объемов деятельности, производительности труда, оптимизации производственных затрат и расходов на реализацию готовой продукции и товаров, улучшения конечных результатов хозяйственной деятельности и укрепления финансового состояния и платежеспособности организации.

На основании устава, данных бухгалтерской и статистической отчетности, экономического и финансового анализа юридического лица за два последних года необходимо выполнить следующее:

 Изобразить схему организационной структуры объекта исследования и рассмотреть в ней установленный порядок реализации исследуемых функций управления: учет, анализ, аудит и ревизия. Изучить учетную политику организации и дать общую характеристику организации бухгалтерского учета исследуемых объектов: указать используемые организацией методы и способы бухгалтерского учета (форму бухгалтерского учета, бухгалтерские программы и их версии, способ признания выручки и другие способы, связанные с объектом исследования). Изучив акты проверок вышестоящих организаций, налоговых и других государственных органов и, опираясь на результаты собственного исследования, проанализировать состояние бухгалтерского учета, уровень его автоматизации и связи с другими автоматизированными подсистемами управления; оценить состояние аналитической и контрольно-ревизионной работы организации.

 Указать размер уставного капитала и его изменения, оценить чистые активы организации, раскрыть основные виды деятельности организации согласно уставу.

 Проанализировать объемы основных видов деятельности с учетом загрузки производственных мощностей, используемых в предпринимательской деятельности организации.

 Составить аналитические таблицы и исчислить основные показатели деятельности организации, проиллюстрировать их диаграммами и графиками.

 На основании данных аналитических таблиц и рисунков (графиков, диаграмм) сделать выводы, оценить деятельность организации, раскрывая причины и последствия изменения показателей деятельности организации. Проанализировать темпы роста и выполнение прогнозных показателей деятельности организации. Объяснить влияние этих показателей на предмет и объект исследования курсовой (дипломной) работы или их взаимосвязь.

В курсовой работе студент анализирует основные показатели деятельности организации, используя формы таблиц 1.1–1.5 (по выбору), а также диаграммы и графики к ним.

В дипломной работе студент анализирует показатели деятельности и финансового состояния организации, составляет все приведенные ниже таблицы, а также диаграммы и графики к ним.

Студенту нужно сделать следующее:

1. Проанализировать выполнение прогнозных показателей деятельности организации (структурного подразделения) в отчетном периоде на основании данных статистической отчетности за прошлый и отчетный годы (таблица 1.1).

Таблица 1.1 – Информация о выполнении прогнозных показателей деятельности

___________

Окончание таблицы 1.1

Показатели

Прогнозный темп роста, %

200_ г., млн р.

200_ г., млн р.

Фактический темп изменения, %

Отклонение фактического темпа изменения от прогнозного, % (+; –)

1.2. В сопоставимых ценах

2. Розничный товарооборот общественного питания:

2.1. В действующих ценах

2.2. В сопоставимых ценах

3. Реализация продукции собственного производства общественного питания:

3.1. В действующих ценах

3.2. В сопоставимых ценах

4. Объем закупок сельскохозяйственных продуктов у населения (заготовительный оборот) в действующих ценах

5. Объем производства потребительских товаров:

5.1. В действующих ценах

5.2. В сопоставимых ценах

6. Объем платных услуг населению:

6.1. В действующих тарифах

6.2. В сопоставимых тарифах

Примечания:

1. Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь устанавливаются ежегодно. В таблице 1.1 состав прогнозных показателей следует конкретизировать с учетом видов деятельности организации (структурного подразделения) и дополнить другими установленными показателями (инвестиции в основной капитал, производительность труда и т. п.).

2. Для расчета сопоставимых показателей следует указать и правильно применять соответствующие индексы цен и тарифов к декабрю прошлого года, используемые в организации (индекс потребительских цен на товары, в том числе продовольственные и непродовольственные; индекс тарифов на платные услуги населению; индекс цен производителей потребительских товаров и др.).

2. Провести анализ динамики источников формирования прибыли (убытка) на основании данных бухгалтерской отчетности – формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (таблица 1.2).

Таблица 1.2 – Динамика источников формирования прибыли (убытка)

(наименование структурного подразделения, организации)

за 20__–20__ гг.

Показатели

Отклонение (+; –)

Темп изменения, %

1. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн р.

2. Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн р.

3. Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг, млн р.

4. Валовая прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн р.

5. Управленческие расходы, млн р.

6. Расходы на реализацию, млн р.

7. Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн р.

8. Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов, млн р.

9. Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов, млн р.

10. Прибыль (убыток), млн р.

3. Проанализировать показатели деятельности объекта исследования на основании данных типовой бухгалтерской отчетности – формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках», внутрисистемной бухгалтерской отчетности (в потребительской кооперации – на основании формы № 3 «Отчет о расходах на реализацию» и формы № 7 «Отчет о себестоимости произведенной продукции (работ, услуг) и финансовых результатах») и статистической отчетности за прошлый и отчетный годы. Для анализа показателей деятельности исследуемой отрасли студент выбирает одну из таблиц 1.3–1.5.

В таблице 1.3 приведены основные показатели розничной торговли. По оптовой торговле и в заготовительной отрасли составляется аналогичная таблица с уточнением названия показателей.

Таблица 1.3 – Основные показатели розничной торговли

______________________________________________

(наименование структурного подразделения, организации)

за 20__–20__ гг.

Показатели

Отклонение (+; –)

Темпы изменения, %

1. Выручка от реализации товаров в розничной торговле:

1.1. В действующих ценах, млн р.

1.2. В сопоставимых ценах, млн р.

2. Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, млн р.

3. Себестоимость (покупная стоимость) реализованных товаров, млн р.

4. Валовая прибыль от реализации товаров в розничной торговле:

4.1. В сумме, млн р.

5. Расходы на реализацию товаров в розничной торговле:

5.1. В сумме, млн р.

5.2. В процентах к выручке от реализации (стр. 5.1: стр. 1.1 · 100)

6. Прибыль (убыток) от реализации товаров в розничной торговле:

6.1. В сумме, млн р.

6.2. В процентах к выручке от реализации (стр. 6.1: стр. 1.1 · 100)

7. Торговая площадь магазинов, м 2

8. Розничный товарооборот на 1 м 2 площади (стр. 1.2 таблицы 1.1: стр. 7 таблицы 1.3), млн р.

9. Среднегодовые товарные запасы в розничной торговой сети и на складах, млн р.

10. Время обращения товарных запасов (стр. 9: стр. 1.1  360), дней

11. Скорость обращения товарных запасов в розничной торговле (стр. 1.1: стр. 9), раз

12. Среднесписочная численность работников торговли, чел.

13. Производительность труда работников торговли (стр. 1.2: стр. 12), млн р.

14. Средняя (среднемесячная) заработная плата на 1 работника организации, р.

В таблице 1.4 приведены основные показатели общественного питания.

Таблица 1.4 – Основные показатели общественного питания

______________________________________________

(наименование структурного подразделения, организации)

за 20__–20__ гг.

Показатели

Отклонение (+; –)

Темпы изменения, %

1. Выручка от реализации продукции и товаров в общественном питании:

2. Выручка от реализации продукции собственного производства:

2.1. В действующих ценах, млн. р.

2.2. В сопоставимых ценах, млн. р.

3. Доля продукции собственного производства в процентах к выручке от реализации товаров (стр. 2.1: стр. 1.1 · 100)

4. Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации продукции и товаров, млн р.

5. Себестоимость (покупная стоимость) реализованной продукции и товаров, млн р.

6. Валовая прибыль от реализации продукции и товаров в общественном питании:

6.1. В сумме, млн р.

6.2. В процентах к выручке от реализации (стр. 6.1. : стр. 1.1 · 100)

7. Расходы на реализацию товаров в общественном питании:

7.1. В сумме, млн р.

8. Прибыль (убыток) от реализации продукции и товаров в общественном питании:

8.1. В сумме, млн р.

8.2. В процентах к выручке от реализации (стр. 8.1: стр. 1.1 · 100)

9. Число посадочных мест в общественном питании

Окончание таблицы 1.4

Показатели

Отклонение (+; –)

Темпы изменения, %

10. Товарооборот на 1 посадочное место (стр. 2.2 таблицы 1.1: стр. 9 таблицы 1.4), млн. р.

11. Среднегодовые товарные запасы на объектах общественного питания и складах, млн р.

12. Время обращения товарных запасов в общественном питании (стр. 11: стр. 1.1 · 360), дней

13. Скорость обращения товаров (стр. 1.1: стр. 11), раз

14. Среднесписочная численность работников общественного питания, чел.

15. Производительность труда работников общественного питания (стр. 1.2: стр. 14), млн р.

16. Средняя (среднемесячная) заработная плата на 1 работника организации, р.

В таблице 1.5 приведены основные показатели производства потребительских товаров (средств производства или промежуточных товаров). В организациях, выполняющих работы, оказывающих услуги, составляется аналогичная таблица с уточнением названия показателей.

Таблица 1.5 – Основные показатели производственной деятельности

_________________________________________________

(наименование структурного подразделения, организации)

за 20__–20__ гг.

Показатели

Отклонение (+; –)

Темпы изменения, %

1. Выручка от реализации продукции:

1.1. В действующих ценах, млн р.

1.2. В сопоставимых ценах, млн р.

2. Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации продукции, млн р.

3. Производственная себестоимость реализованной продукции, млн р.

4. Валовая прибыль от реализации продукции:

4.1. В сумме, млн р.

4.2. В процентах к выручке от реализации (стр. 4.1: стр. 1.1 · 100)

Окончание таблицы 1.5

Показатели

Отклонение (+; –)

Темпы изменения, %

5. Коммерческие расходы на реализованную продукцию, млн р.

6. Полная себестоимость реализованной продукции:

6.1. В сумме, млн р.

6.2. Затраты на 100 р. реализованной продукции (стр. 6.1: стр. 1.1 · 100), р.

7. Прибыль (убыток) от реализации продукции:

7.1. В сумме, млн р.

7.2. В процентах к выручке от реализации (стр. 7.1: стр. 1.1 · 100)

8. Среднесписочная численность работников промышленности, чел.

9. Производительность труда работников промышленности (стр. 1.2: стр. 8), млн р.

10. Средняя (среднемесячная) заработная плата на 1 работника организации, р.

4. Составить диаграммы основных показателей деятельности организации, в том числе показателей исследуемой отрасли за прошлый и отчетный годы на основании данных, приведенных в таблицах 1.1–1.5. Например, рассматриваются следующие показатели: выручка от реализации, прибыль от реализации, чистая прибыль и другие показатели. Можно составить график изменения отдельных показателей в отчетном периоде по кварталам (месяцам) на основании данных бухгалтерского учета.

5. Провести анализ динамики и соответствия теоретически допустимых значений показателей ликвидности, которые раскрывают реальную и прогнозную платежеспособность организации, используя данные бухгалтерской отчетности: формы № 1 «Бухгалтерский баланс» и формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» (таблица 1.6).

Таблица 1.6 – Динамика показателей ликвидности и платежеспособности

_______________________________________________________

(наименование структурного подразделения, организации)

Показатели

На 01.01.20__ г.

На 01.01.20__ г.

Отклонение (+; –)

1. Оборотные активы, млн р.

2. Денежные средства, млн р.

3. Финансовые вложения, млн р.

4. Краткосрочная дебиторская задолженность, млн р.

5. Краткосрочные обязательства, млн р.

6. Показатели ликвидности и платежеспособности:

6.1. Коэффициент абсолютной ликвидности [(стр. 2 + стр. 3) : стр. 5]

6.2. Коэффициент промежуточной ликвидности [(стр. 2 + стр. 3 + стр. 4) : стр. 5]

6.3. Коэффициент текущей ликвидности (стр. 1: стр. 5)

Примечания:

1. Абсолютные показатели устанавливаются по соответствующим статьям бухгалтерского баланса, причем краткосрочные обязательства – за исключением резервов предстоящих расходов, а краткосрочная дебиторская задолженность – по данным раздела V формы № 5.

При оценке показателей ликвидности и платежеспособности следует учесть экономическую сущность и рекомендуемое значение коэффициентов.

Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует удельный вес краткосрочных обязательств, которые могут быть погашены на дату составления бухгалтерского баланса за счет абсолютно ликвидных активов (денежных средств и финансовых вложений). Рекомендуемое его значение должно быть не менее 0,2.

Коэффициент промежуточной ликвидности характеризует долю краткосрочных обязательств, которые могут быть погашены за счет имеющихся остатков денежных средств, реализации финансовых вложений и ожидаемых поступлений от погашения краткосрочной дебиторской задолженности.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует долю краткосрочных обязательств, которая может быть погашена в результате реализации оборотных активов. Если данный коэффициент больше единицы, то организация имеет возможность в перспективе полностью рассчитаться по своим долговым обязательствам краткосрочного характера. И наоборот, если коэффициент меньше единицы, то организация не сможет в полном объеме их погасить.

Нормативные величины коэффициента текущей ликвидности установлены в следующих размерах:

 промышленность – 1,70;

 сельское хозяйство – 1,50;

 транспорт – 1,15;

 строительство – 1,20;

 торговля и общественное питание – 1,00;

 материально-техническое снабжение – 1,10;

 жилищно-коммунальное хозяйство – 1,10;

 наука и научное обслуживание – 1,15;

 прочие – 1,50.

6. Провести анализ динамики показателей структуры капитала организации, используя данные бухгалтерской отчетности: формы № 1 «Бухгалтерский баланс» и формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»(таблица 1.7).

При оценке показателей финансовой независимости следует учесть экономическую сущность и рекомендуемое значение коэффициентов.

Таблица 1.7 – Динамика показателей финансовой независимости

_______________________________________________

(наименование структурного подразделения, организации)

Показатели

На 01.01.20__ г.

На 01.01.20__ г.

1. Валюта баланса, млн р.

2. Капитал и резервы, млн р.

3. Заемные источники финансирования, млн р. (стр. 1 – стр. 2)

4. Собственные оборотные средства, млн р.

5. Просроченная кредиторская задолженность, млн р.

6. Оборотные активы, млн р.

Окончание таблицы 1.7

Показатели

На 01.01.20__г.

На 01.01.20__ г.

Отклонение (+; –) или темп изменения, %

7. Показатели финансовой независимости:

7.1. Коэффициент финансовой независимости (стр. 2: стр. 1)

7.2. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (стр. 3: стр. 1)

7.3. Коэффициент финансового риска (стр. 3: : стр. 2)

7.4. Коэффициент маневренности собственных средств (стр. 4: стр. 2)

7.5. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (стр. 4: стр. 6)

7.6. Коэффициент обеспеченности просроченных обязательств активами (стр. 5: стр. 1)

Примечания:

1. Абсолютные показатели устанавливаются по соответствующим статьям бухгалтерского баланса, причем капитал и резервы включают резервы предстоящих расходов (собственные оборотные средства рассчитываются следующим образом: стр. 490 + стр. 640 – стр. 190). Просроченная кредиторская задолженность устанавливается по данным раздела VI формы № 5.

2. В последней графе по абсолютным показателям определяется темп изменения, а по относительным – отклонение.

Коэффициенты маневренности собственности и обеспеченности собственными оборотными средствами рассчитываются при условии наличия собственных оборотных средств.

Коэффициент финансовой независимости характеризует долевое участие собственных источников финансирования в формировании активов организации. Его рост вследствие увеличения прибыли свидетельствует о повышении финансовой самостоятельности организации.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (финансовой зависимости) характеризует долевое участие заемных и привлеченных источников финансирования в формировании активов организации. Значение данного коэффициента не должно превышать 0,85.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует долевое участие собственных средств в формировании оборотных активов. Нормативные величины данного коэффициента установлены в следующих размерах:

 промышленность – 0,30;

 сельское хозяйство – 0,20;

 транспорт – 0,15;

 строительство – 0,15;

 торговля и общественное питание – 0,10;

 материально-техническое снабжение – 0,15;

 жилищно-коммунальное хозяйство – 0,10;

 наука и научное обслуживание – 0,20;

 прочие – 0,20.

Коэффициент финансового риска характеризует сумму заемных и привлеченных источников финансирования, приходящуюся на 1 р. собственных средств. Повышение значения данного коэффициента свидетельствует об усилении зависимости организации от внешних источников финансирования.

Коэффициент маневренности собственных средств характеризует долю собственных средств, участвующих в формировании оборотных активов, в общей сумме собственных источников финансирования организации.

Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами характеризует долевое участие просроченной задолженности организации в формировании ее активов.

7. Провести анализ показателей деловой активности, используя данные бухгалтерской отчетности: формы № 1 «Бухгалтерский баланс»и формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (таблица 1.8).

Таблица 1.8 – Динамика показателей деловой активности

________________________________________________

(наименование структурного подразделения, организации)

за 20__–20__ гг.

Окончание таблицы 1.8

Показатели

Отклонение (+; –) или темп изменения, %

3. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн р.

4. Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг, млн р.

5. Оборачиваемость:

5.1. Оборотных активов (стр. 1 × 360: стр. 3), дней

5.2. Материальных оборотных активов (стр. 1.1 × 360: : стр. 4), дней

5.3. Дебиторской задолженности (стр. 1.2 × 360: стр. 3), дней

5.4. Кредиторской задолженности (стр. 2 × 360: стр. 4), дней

6. Продолжительность операционного цикла (стр. 5.2 + + стр. 5.3), дней

Примечания:

1. Среднее значение абсолютного показателя рассчитывают по среднему арифметическому значению на основании данных бухгалтерского баланса на начало и конец года. При этом материальные оборотные активы включают стоимость запасов и затрат, налогов по приобретенным товарам, работам, услугам (стр. 210 + стр. 220); дебиторская задолженность включает долгосрочную и краткосрочную задолженность (стр. 230 + стр. 240); кредиторская задолженность рассчитывается как сумма строк 620 и 650.

2. В последней графе по абсолютным показателям определяется темп изменения, а по относительным – отклонение.

При оценке показателей деловой активности следует учесть их экономическую сущность.

Оборачиваемость оборотных активов в днях характеризует время нахождения средств в обороте. Если отклонение по данному показателю имеет положительное значение, то говорят о замедлении средств в обороте, что влечет дополнительное привлечение источников финансирования, повышение расходов организации и снижение прибыли.

Если же отклонение по времени обращения оборотных активов имеет отрицательное значение, то это приводит к высвобождению средств из оборота, своевременному погашению обязательств организации, снижению потребности в кредитах и займах, росту выручки и прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг.

В процессе оценки оборачиваемости оборотных активов необходимо определить сумму привлечения средств в оборот (высвобождения их из оборота) в результате замедления (ускорения) обращения оборотных активов по следующей формуле:

где П (В ) – сумма привлечения средств в оборот (высвобождения их из оборота) в результате замедления (ускорения) времени обращения оборотных активов;

ΔОдн – отклонение оборачиваемости оборотных активов в днях в отчетном периоде по сравнению с прошлым;

В 1 – выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в отчетном периоде.

Оборачиваемость материальных оборотных активов характеризует время нахождения средств в запасах и затратах, налогах по приобретенным ценностям.

Оборачиваемость средств в расчетах с дебиторами характеризует средние сроки погашения дебиторской задолженности. Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности приводит к притоку денежных средств в оборот, и наоборот, замедление средств в расчетах с дебиторами – к их оттоку из оборота.

Оборачиваемость кредиторской задолженности характеризует средние сроки погашения задолженности перед кредиторами. Замедление сроков погашения кредиторской задолженности, с одной стороны, снижает потребность организации в кредитах и займах, а с другой стороны, приводит к выплате штрафных санкций при несоблюдении условий контрактов, сроков выплаты зарплаты и уплаты налогов в бюджет.

Продолжительность операционного цикла характеризует время нахождения средств в товарно-материальной и финансовой формах.

8. Провести анализ показателей рентабельности деятельности организации, используя данные бухгалтерской отчетности: формы № 1 «Бухгалтерский баланс»и формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (таблица 1.9).

Таблица 1.9 – Динамика показателей рентабельности (убыточности)

_________________________________________________

(наименование структурного подразделения, организации)

за 20__–20__ гг.

Показатели

Отклонение (+; –) или темп изменения, %

1. Средняя стоимость активов, млн р.

2. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн р.

3. Полная себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг, млн р.

4. Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн р.

5. Чистая прибыль (убыток), млн р.

6. Показатели рентабельности (убыточности):

6.1. Рентабельность (убыточность) продаж (стр. 4: : стр. 2 × 100), %

6.2. Рентабельность (убыточность) расходов (стр. 4: : стр. 3 × 100), %

6.3. Рентабельность (убыточность) активов (стр. 5: стр. 1 × 100), %

Примечания:

1. Среднюю стоимость активов рассчитывают по среднему арифметическому значению на основании бухгалтерского баланса на начало и конец года. Остальные абсолютные показатели берут из формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». При этом в полную себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг включают все расходы по видам деятельности (стр. 030 + стр. 050 + стр. 060).

2. В последней графе по абсолютным показателям определяется темп изменения, а по относительным – отклонение.

При оценке показателей рентабельности (убыточности) деятельности организации следует учесть их экономическую сущность.

Рентабельность активов характеризует сумму прибыли, полученную со 100 р. использованных активов. Рост данного показателя свидетельствует о повышении эффективности использования активов, опережающем темпе роста чистой прибыли по сравнению с темпом изменения активов организации.

Рентабельность расходов характеризует сумму прибыли от реализации, полученную со 100 р. понесенных расходов, связанных с производством и реализацией продукции (товаров, работ, услуг), раскрывает окупаемость расходов на основную текущую деятельность.

Рентабельность продаж характеризует долю прибыли в выручке от реализации товаров, продукции, работ, услуг, в цене реализации. Рост данного показателя свидетельствует о снижении расходов, связанных с производством и реализацией продукции (товаров, работ, услуг).

Если организация убыточна, то определяется уровень убыточности активов, расходов или доходов организации. Изучение уровня убыточности в динамике позволяет установить тенденции его изменения (возрастания или снижения).

Глава 2 курсовой (дипломной) работы имеет практическую направленность. Она раскрывает организацию и методику бухгалтерского учета активов, обязательств и капитала, доходов, расходов и финансовых результатов деятельности организации с целью получения информации для отчетности и управления организацией.

Процесс бухгалтерского учета хозяйственных операций следует рассматривать как совокупность отдельных видов учетных работ и методических приемов, выполняемых персоналом бухгалтерии с целью своевременного получения информации о деятельности организации.

В данной главе рассматриваются следующие вопросы:

 Формирование цен на товары и готовую продукцию. Применение цен в учете и контроль за соблюдением дисциплины цен в организации.

 Документальное оформление хозяйственных операций, отчетность материально ответственных лиц и контроль хозяйствующего субъекта за осуществлением хозяйственных операций.

 Методики исчисления амортизации основных средств и нематериальных активов, износа специальной одежды, инвентаря и хозяйственных принадлежностей; валовой прибыли и издержек обращения на реализованные товары; налогов и сборов, других расчетных показателей. Совершенствование этих методик.

 Особенности рабочего плана счетов бухгалтерского учета юридического лица, организация и методики бухгалтерского учета хозяйственных операций, их совершенствование в условиях автоматизированной обработки учетно-аналитической информации. Содержание информации об исследуемых объектах бухгалтерского учета и ее раскрытие в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, их совершенствование. Получение данных для оперативной и статистической отчетности, для целей налогового учета и отчетности.

Все вопросы данной главы студент раскрывает на основе критической оценки изученных нормативных правовых актов и комментариев к ним, опубликованных научных и научно-практических материалов по теме исследования и действующей практики бухгалтерского учета исследуемых объектов активов, обязательств активов, капитала, доходов, расходов и финансовых результатов деятельности организации. При этом нужно ориентироваться на конкретный практический цифровой материал юридического лица, представленный в приложениях к работе.

В работе следует описать процедуру автоматизированного бухгалтерского учета исследуемых объектов. Необходимые выходные машинограммы по теме исследования студент получает в организации и представляет в приложениях к работе. При этом необходимо дать критическую оценку выявленных недостатков документирования и методик бухгалтерского учета хозяйственных операций, эффективности применяемой (рекомендуемой к применению) программы бухгалтерского учета (1С-Предприятие, АРМ Белкоопсоюза, Галактика ), обосновать возможности и пути дальнейшего совершенствования организации, методики бухгалтерского учета. Материал рассматривается с позиции удовлетворения нужд управления, обеспечения оперативности получения информации, ее полноты и достоверности, соответствия международным стандартам финансовой отчетности. При рассмотрении вопросов необходимо учитывать современные условия хозяйствования и практический опыт деятельности организации, на материалах которой выполняется работа.

Традиционно научное знание определялось как знание достоверное. Такое знание должно иметь незыблемое обоснование. Но каково подобное обоснование? Данная проблема тем более важна, что научное исследование как таковое есть процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Необходимым компонентом исследования является анализ и обобщение полученных результатов. Правильные интерпретации, обоснование результатов исследования позволяют правильно сформулировать новые факты и законы, проверить правильность исходных гипотез и т. д.

В развитии научного исследования можно выделить два взаимосвязанных процесса : с одной стороны, поиск и открытие новых истин в науке, с другой - их обоснование. Противопоставление данных контекстов возникло после того, как наука перешла от накопления, систематизации и обобщения фактического материала к теоретическому его анализу и объяснению. Раньше естествознание ограничивалось установлением простейших закономерностей в природе и открытием эмпирических законов, в дальнейшем для их объяснения необходимо было перейти к раскрытию более существенных и универсальных теоретических законов. Эмпирические законы можно открывать посредством наблюдений и экспериментов, используя методы индукции. Однако с помощью таких процедур нельзя открывать теоретические законы, ибо они являются законами о ненаблюдаемых объектах и потому не содержат эмпирических понятий. Практика научных исследований убедительно свидетельствовала о верности этого тезиса. В связи с этим происходит коренной пересмотр прежних представлений о процессе научного исследования и начинается критикавозможности существования особой логики открытия и пролетаризируется вопрос о способах и методах обоснования научного знания.

Обоснование представляет собой процедуру приведения тех или иных убедительных аргументов, или доводов, в силу которых следует принять какое-либо утверждение или концепцию в качестве истинных. Обоснование обычно включает целую серию мыслительных действий, касающихся не только рассматриваемого положения, но и той системы утверждений, той теории, составным элементом которой оно является.

Выделяют общее и сравнительное обоснование .

Общая схема или структура , абсолютного обоснования выглядит следующим образом: «А должно быть принято в силу С» , где А - обосновываемое положение и С - обоснование. Структура сравнительного обоснования: «Лучше принять А, чем В, в силу С». так, например, высказывание «Следует принять, что небо в обычных условиях голубое, поскольку в пользу этого говорит непосредственное наблюдение - является абсолютным обоснованием. Выражение же «Лучше принять, что небо синее, чем принять, что оно красное, основываясь на положениях физики атмосферы» - это сравнительное обоснование того же утверждения «Небо голубое». Сравнительное обоснование иногда называют также рационализацией: в условиях, когда абсолютное обоснование недостижимо, сравнительное обоснование представляет собой существенный шаг вперед в совершенствовании знания, в приближении его к стандартам рациональности. Очевидно, что сравнительное обоснование несводимо к абсолютному.

В целом выделяют две основные и наиболее общие стратегии обоснования знания. В отличие от фаллибизизма , который обосновывает знание путем опровержения, конвенционализм (лат. conventio - соглашение) полагает, что в основе научных теорий лежат произвольные соглашения (конвенции) и их выбор регулируется соображениями удобства, простоты, полезности и так далее - критериями, не связанными с понятиями самой теории. Основоположник конвенционализма - Ж.А. Пуанкаре - охарактеризовал системы аксиом различных математических теорий как соглашения, которые находятся вне поля истины или ложности. Предпочтение одной системы аксиом другой обусловлено принципом удобства. Постулаты геометрии Пуанкаре рассматривал как полезные соглашения, подчеркивая, что, наряду с такими соглашениями, существуют и соглашения бесполезные.

Рассмотрим более подробно важнейшие из методов, используемые при обосновании полученных знаний – доказательство, опровержение, подтверждение, объяснение, интерпретация, оправдание.

Доказательство – логическая процедура, при которой выражение с неизвестными значениями выводится из высказываний, истинность которых уже установлена. Структура доказательства: тезис (это выражение, истинность которого устанавливается), доводы (высказывания, с помощью которых устанавливается истинность тезиса), добавочные допущения (доп. выражения, кот. используются в ходе доказательств), демонстрация. Пример: доказательство теоремы. Доказательство бывает: прямое (тезис вытекает из найденных доводов), косвенное (идут окольным путем, используя ложные высказывания), апагогическое (доказательство от противного), рзделительное (истинность устанавливается путем исключения всех противоречий).

Опровержение – устанавливает ложность тезиса. Существует две разновидности:

Путем доказательства антитезиса (сначала формулируется антитезис, т.е. высказывание, противоположное тезису, а затем устанавливается истинность антитезиса).

- установление ложности следствий , вытекающих из тезиса (допущение об истинности тезиса, из чего вывод следствия, а затем доказывается ложность следствия) – это носит название сведение к абсурду.

С помощью опровержения достигается отрицательный результат. Но это носит положительный характер: сужает круг поиска истинного положения.

Подтверждение – это еще одна разновидность обоснования. Играет особую роль при наличии гипотез (положений, истинность которых нужно доказать). Подтверждение и доказательство отличаются тем, что при доказательстве устанавливается полная истинность доказываемого выражения, а при подтверждении теоретических положений– только частичная. Еще важно, чтобы подтверждаемое и подтверждающее находились на одном уровне познания. Этот метод не подходит, в случае подтверждения теоретических положений эмпирическими данными, т.к. разные уровни познания.

Если подтверждение служит усилению некоторого тезиса, в плане его истинности, то возражение направлено на его ослабление. Возражения подразделяют на прямые (недостатки тезиса выявляют посредством его рассмотрения) и косвенные (направлено не против самого тезиса, а против приводимых в его обоснование аргументов).

Объяснение – еще один из методов обоснования результатов исследования. Объяснения подразделяют на объектные (т.е. раскрытие сущностной характеристики явления; например, объяснением будет являться ответ на вопрос, почему вокруг проводника формируется магнитное поле) и субъектные (учитывается активность субъекта). Субъектное объяснение учитывает, что один и тот же факт может получить разное объяснение в зависимости от исторического контекста, деятельности, условий и т. д.

Интерпретация – приписывание некоторого содержательного смысла или значения символам и формулам формальной системы. В результате формальная система превращается в язык, описывающий ту или иную предметную область. Классическим примером интерпретации может служить нахождение модели (фрагмента действительности), свойства которой описывались геометрией Лобачевского. Понадобилось много времени, чтобы найти сферу деятельности, в торой возможно применение данной теории (поверхности отрицательной кривизны).

Оправдание – термин применяется по отношению к некоторому практическому действию (практическому или умственному). Оправдать действие – это значит привести в его пользу некоторое ценностное соображение, т.е. утверждение о том, к чему мы должны стремиться, что является для нас долгом, предпочтением, идеалом. Оправдание, как правило, а точнее доводы сопровождаются словами «хорошо», «плохо», «равноценно», «обязательно». Отсутствие обоснования делает всякое утверждение голословным и, как правило представляет собой пустую, декларативную попытку создать впечатление осмысленности, содержательности и научности предлагаемой концепции.

определяется принятой методологией и методикой исследования, всесторонним анализом результатов функционирования УИС в условиях ее реформирования. В целом исследование основывается на трудах ученых в области права, управления,

социологии, психологии и экономики, что определило его комплексный характер. В процессе диссертационного исследования опрошено более 450 сотрудников УИС но специально разработанной анкете с учетом репрезентативной выборки (их отношению к проводимой реформе), изучены основные показатели, характеризующие кадровый потенциал системы. Сформулированные выводы и предложения основываются на всестороннем анализе правовых актов, регламентирующих деятельность УИС, международно-правовых стандартов, историческом опыте реформирования пенитенциарной системы. При подготовке работы использован и личный профессиональный опыт автора, длительное время проходившего службу в территориальных учреждениях и органах исполнения наказаний, а последние пять лет в качестве руководителя Главного управления исполнения наказаний Минюста России.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования были использованы и внедрены при подготовке Концепции реформирования УИС на период до 2005 года, Постановления Правительства Российской Федерации от 29.08.2001 за № 636 «О Федеральной целевой программе реформирования уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002-2006 годы».

Отдельные положения диссертации использовались при подготовке концепций и программ реформирования конкретных направлений деятельности УИС (воспитательной работы с осужденными, правового обеспечения, организации работы с кадрами, развития предприятий исправительных учреждений, образовательной и научной дея-

тельности УИС). Многие идеи автора реализованы при подготовке законодательных и нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование порядка и условий применения мер уголовно-процессуального пресечения в виде заключения под стражу, гуманизацию порядка и условий отбывания наказаний в виде лишения свободы, введение в действие новых видов наказаний.

Одной из форм апробации и внедрения результатов проведенного исследования явились выступления автора на между народ! плх и российских научных и научно-практических конференциях, а также публикации по теме исследования. Материалы диссертации используются в учебном процессе в образовательных учреждениях УИС Минюста России, Академии управления МВД России при подготовке руководящих кадров но курсу «Теоретические основы управления в правоохранительной сфере» и учебным дисциплинам: «Организация управления в УИС», «Оперативно-розыскная деятельность».

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Еще по теме Обоснованность и достоверность результатов исследовани:

  1. Геловани В. А., Бритков В. Б., Дубовский С.В.. СССР и Россия в глобальной системе (1985-2030): Результаты глобального моделирования, 2009
  2. Горбунова Е.М., Ларионова М.В.. АНАЛИЗ РИСКОВ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙРОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯВ УСЛОВИЯХПРИСОЕДИНЕНИЯК ВТО, 2007
  3. Суриков И. Е.. Очерки об историописании в классической Греции, 2011
  4. Андрей Николаевич Сахаров. Исторические портреты. 1762–1917. Екатерина II – Николай II, 1997
Выбор редакции
Все, кто любит синенькие, должны обратить свое внимание на этот простой рецепт и обязательно приготовить это вкусное кушанье для сытного...

1343 11.07.12 Есть в Италии город Болонья, основанный 510 году до н. э. - кулинарная столица страны. За глаза Болонью называют...

В осенне-зимний период, брокколи — это замечательный продукт для приготовления свежих, но в тот же момент, сытных вегетарианских блюд....

Рецепт приготовления супа с овсяными хлопьями: Куриную грудку промыть и разрезать для удобства на средние куски. Положить курицу в...
ПОДЕЛИЛИСЬ Расклад показывает состояние человека в настоящее время и его ближайшее будущее. Автор расклада - Ляйсан Smaragd. Первая...
Расклад применяется, если надо сделать выбор между двумя или несколькими возможными вариантами. Рассмотрим сначала ситуацию с двумя...
Меню - основа ресторанного бизнеса. Это не просто список блюд, которые подают в заведении, а способ предложить посетителю то, что ему...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...