Школу проверяет прокуратура. Правомерны ли действия лица из Управления по образованию


Н. Н. Сибилева , главный бухгалтер Управления по надзору и контролю
в сфере образования Курской области, к. э. н.

Журнал «Учет в сфере образования » № 11, ноябрь 2010 г.

Как правило, школы проверяют региональные власти. Чтобы избежать проблем, учреждению нужно четко знать свои права. Например, по акту проверки можно составить возражение. В противном случае отстоять свою правоту в суде будет сложно. Подтверждает это арбитражная практика.

Что проверяют контролеры

Региональные власти имеют право проверять учебные заведения, которые находятся на подведомственных им территориях. Как правило, проверку проводит комитет или департамент по образованию администрации обрасти.

Прежде всего органы контроля проверяют то, как учреждения соблюдают законодательство в области образования. При этом учебные заведения, которые перечислены в подпункте 21 статьи 28 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон № 3266-1), контролеры проверять не вправе. Например, вузы. Проверкой таких учебных заведений занимается Рособрнадзор.

Региональные власти могут проверить то, как учреждения соблюдают правила лицензирования и аккредитации, провести контроль качества образовательных услуг.

Проверки проходят по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 116. Во время контрольных мероприятий проверяющие должны соблюдать требования Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Какие виды проверок бывают

Региональные органы образования могут проводить как выездные (инспекционные), так и камеральные проверки. Выездные проверки проходят по местонахождению учреждения.

При «камералках» проверяющие изучают документы учреждения на своей территории.

Контрольные мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми. В первом случае проверки проводятся на основании графика, но не чаще одного раза в два года. Поводом для внеплановой проверки могут послужить обращения граждан и юридических лиц с жалобами на нарушение своих прав и законных интересов. Более того, контролеры обязаны отреагировать, если к ним поступит информация о нарушениях, подтвержденная документами и другими доказательствами. Внепланово региональные органы образования могут проверить и то, как учреждение исправило нарушение, выявленное во время предыдущей проверки. Также внеплановая проверка может быть проведена по поручению Рособрнадзора и иных федеральных органов государственной власти в соответствии с их компетенцией.

Ход проверки

На проведение проверки у контролеров должен быть приказ их руководителя или его заместителя. Там должны быть зафиксированы цель контрольных мероприятий, их объем, а также срок проверки. Для проверки обычно создается комиссия, назначается ее председатель и издается план-задание по контрольным мероприятиям.

И еще. Помните, что перед началом выездной проверки проверяющие должны предъявить свои служебные удостоверения.

Непосредственно процедура проверки зависит от ее целей и задач.

Контролеры имеют право:

– посещать проверяемую образовательную организацию;

– проверять деятельность образовательной организации в соответствии с утвержденным планом проверки либо на основании информации о возможных нарушениях, изложенной в обращениях граждан, юридических лиц или поступившей из иных источников;

– приносить и пользоваться собственными организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами, калькуляторами, телефонами;

– наблюдать за деятельностью проверяемой организации;

– запрашивать материалы и документы, необходимые для проведения проверок;

– проводить экспертизу документов;

– при необходимости организовывать анкетирование обучающихся и работников проверяемой организации;

– проводить экспертизу качества образования, тестирование обучающихся и воспитанников образовательных организаций;

– выполнять иные функции, предусмотренные приказом о проведении проверки.

Контролеры не могут проводить проверку в случае отсутствия должностных лиц учреждений. Им запрещено требовать документы, не относящиеся к предмету проверки, изымать оригиналы документов. На выездную проверку контролерам отводится 20 рабочих дней. Но при этом установленные сроки проверки не могут быть превышены.

Контролеры имеют право затребовать учредительные документы, лицензию, свидетельство о государственной аккредитации. Также они могут попросить внутренние нормативные документы учреждения, которые регламентируют:

– структуру управления деятельностью организации;

– права и обязанности обучающихся, воспитанников, работников организации;

внутренний распорядок организации;

– прием в организацию;

– организацию и осуществление образовательного процесса;

– оказание платных услуг;

– отчисление учащихся, восстановление и перевод;

– методы текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

У учреждения могут быть затребованы документы по учету и хранению бланков аттестатов, а также документация по работе с обращениями физических и юридических лиц.

Сроки уведомления четко оговорены

Проверяющие должны уведомить о предстоящих контрольных мероприятиях заранее. Если речь идет о проверке на предмет соблюдения законодательства РФ об образовании, то это они должны сделать за пять рабочих дней. В адрес учреждения направляются уведомление, копия приказа и план-задание проверки. В такой же срок учебное заведение уведомляют, если проверка связана с вопросами лицензирования и аккредитации. В случае если мероприятие проводится в целях контроля качества образовательных услуг, уведомят учреждение за полтора месяца. Но только если проверка предусматривает тестирование, опрос учащихся либо иные формы контроля качества подготовки школьников. В противном случае учреждение извещается в стандартные сроки – пять рабочих дней.

Результаты проверки

Результаты контрольных мероприятий оформляют актом. Один экземпляр акта вручается руководителю проверяемой образовательной организации. Второй – остается у контролеров, на нем руководитель ставит подпись. В случае если он не согласен с фактами, изложенными в акте, можно составить письменные возражения (нелишним будет подтвердить обоснованность выводов документами или их копиями).

Обратите внимание: если этого не сделать своевременно, то отстоять свою правоту в суде будет сложно (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 марта 2010 г. №А13-8136/2009).

На основании акта оформляется отчет о проверке, а также определяются меры, направленные на устранение выявленных в ходе проверки нарушений. При этом учреждению, допустившему нарушение, выдаются предписания, которые следует выполнить в установленный срок.

За нарушения могут наказать

В Кодексе РФ об административных правонарушениях есть две статьи, которые напрямую предусматривают ответственность за нарушения законодательства об образовании. Во-первых, это статья 5.57, которая применяется, если нарушены права граждан на образование, а также права и свободы обучающихся и воспитанников учебных заведений. Во-вторых, если в ходе проверки будут выявлены нарушения требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса, то учреждение могут оштрафовать по статье 19.30. Учреждение может быть привлечено к ответственности и за невыполнение в срок предписания контролеров (ст. 19.4, 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Важно запомнить

Срок выездной проверки составляет 20 рабочих дней. Уведомить о начале проверки учреждение должны за пять дней. Если во время контрольных мероприятий будет проводиться тестирование учащихся, то срок уведомления о проверке составляет полтора месяца.

Подтема 4.1 Виды проверок

Федеральный закон вводит классификацию проверок.

Схема 3. Виды проверок

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых уполномоченными органами в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Основания для проведения внеплановых проверок регламентированы указанным законом.

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах, учреждения (организации) устанавливающих их организационно-правовую форму, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований, с исполнением предписаний. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля изучаются документы юридического лица, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля. В то же время ст. 11 Федерального закона предоставляет право в случае, если сведения, имеющиеся в распоряжении органа, не позволяют оценить исполнение обязательных требований, направить в адрес учреждения запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения документы.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения образовательного учреждения и (или) по месту фактического осуществления им деятельности.

Учитывая, что при документарной проверке объективно оценить соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников, а также уровень и направленность образовательных программ , реализуемых в образовательных учреждениях и их филиалах, установленным стандартам (требованиям) достаточно сложно, основной формой проверки является выездная.

Подтема 4.2. Сроки и периодичность проведения проверки

Федеральный закон содержит требования к срокам и периодичности проверки. Срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцать рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, специальных экспертиз на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводящих выездную плановую проверку , срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Срок проведения выездной и документарной проверки в отношении образовательного учреждения (научной организации), которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу.

Статья 13 Закона РФ «Об образовании» устанавливает сроки проведения проверок в отношении не только филиалов, но и представительств организаций. В случае проведения контроля качества образования данная норма не применяется, т. к. согласно п. 7.ст. 12 Закона РФ «Об образовании» в представительствах образовательного учреждения ведение образовательной деятельности запрещается.

Общее правило, установленное законодательством, в части периодичности проверок состоит в следующем: плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Сфера образования в этом вопросе имеет свои особенности. Согласно п. 9 ст. 9 Федерального закона в отношении юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила осуществления надзора и контроля в сфере образования устанавливают периодичность плановых проверок не чаще одного раза в 2 года.

Подтема 4.3. Виды мероприятий по контролю, проводимых в ходе проверки

Мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций, необходимые для достижения целей и задач проверки.

Целью и задачами проверки являются установление:

Соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям;

Соответствия содержания реализуемых учреждением (научной организацией) образовательных программ их уровню и направленности. Кроме того, в ходе проверки формулируются предложения по принятию мер для устранения выявленных несоответствий.

Деятельность образовательного учреждения (научной организации анализируется на предмет соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, следовательно любое несоответствие приводит к применению санкций.

Правилами осуществления надзора и контроля в сфере образования предусмотрена возможность рассмотрения и анализа документов, проведения экспертизы качества образования, в том числе тестирования обучающихся образовательных организаций.

При осуществлении мероприятия по контролю может анализироваться широкий спектр документов учреждения (научной организации).

Схема 4. Перечень документов, анализируемых при проведении мероприятия по контролю качества образования

Варианты мероприятий по контролю и анализируемые в ходе них документы представлены в приложении № 1.

Подтема 4.4. Перечень мероприятий по контролю для проведения проверок

Перечень мероприятий по контролю для проведения проверок может быть сформулирован исходя из целей, задач и предмета проверок по контролю качества образования.

Перечень мероприятий по контролю - перечень заданий на проведение проверки, который может быть применен для всех типов образовательных учреждений (научных организаций) и использован для реализации многими исполнителями в разных условиях.

Перечень мероприятий по контролю для проведения проверок контроля качества образования представлен в приложении № 2.

Данный перечень может служить инструментом для проверяющих (должностных лиц органа государственного контроля (надзора) и привлекаемых к проверкам экспертов). При разработке перечня следует учесть, что проверке подлежит только нормированная деятельность.

Перечень позволяет оптимизировать и стандартизировать деятельность. Он разработан путем поиска и анализа имеющихся нормативных правовых документов в сфере образования федерального уровня.

Контрольные вопросы по теме 4

1. Каковы цели и задачи проверки?

2. Каковы виды проверок качества образования?

3. Каков максимальный срок проведения проверки?

4. Какова периодичность проведения плановых проверок в сфере образования?

В статье описываются виды проверок образовательного учреждения и план мероприятий руководителя и коллектива школы при подготовке к ним.

Работая руководителем образовательного учреждения 18-й год, я имела возможность познакомиться со всеми видами проверок образовательного учреждения.

Положение о государственном контроле в сфере образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 №164 предусматривает возможность проведения плановых и внеплановых проверок.

При осуществлении государственного надзора в области образования предметом проверок выступает соблюдение органами управления и организациями законодательства РФ в области образования. Предметом внеплановых проверок также является выполнение органами управления и организациями предписаний уполномоченных органов об устранении нарушений законодательства РФ в области образования.

При осуществлении государственного контроля качества образования предметом проверок (плановых и внеплановых) является соответствие содержания и качества подготовки обучающихся, выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Все проверки подразделяются на документарные и выездные.

Документарные проверки проводятся по месту нахождения уполномоченного органа путем изучения документов и сведений, представленных проверяемыми органами управления, организациями и другими лицами, а также анализа информации, размещенной на официальных сайтах образовательных учреждений в сети Интернет.

Выездные проверки проводятся по месту нахождения и ведения деятельности проверяемых органов управления и организаций.

Согласно ст.11 Закона №294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах образовательной организации, устанавливающих организационно-правовую форму, права и обязанности; документы, используемые при осуществлении деятельности организации и связанные с исполнением обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Предметом выездной проверки образовательной организации являются содержащиеся в документах сведения, а также состояние используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые образовательной организацией товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые меры по исполнению обязательных требований.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения образовательного учреждения или по месту фактического осуществления ее деятельности. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не предоставляется возможным:

Удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документах образовательного учреждения;

Оценить соответствие деятельности юридического лица обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Отдельно остановлюсь на перечне грубых нарушений при проведении проверок:

1.Нарушение сроков проведения плановых проверок, проведение плановых проверок не в соответствии с утвержденными ежегодными планами плановых проверок, нарушение сроков уведомлений о проведении плановой или внеплановой проверки.

2.Привлечение к проведению мероприятий по контролю неаккредитованных в установленном порядке граждан и организаций.

3.Проведение внеплановой проверки без установленных оснований или без согласования с органами прокуратуры (встречается особенно часто).

4.Проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

5.Требование документов, не относящихся к предмету проверки, превышение установленных сроков проверки.

6.Непредоставление оформленного акта проверки.

7.Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

В нашем образовательном учреждении выработан определенный план мероприятий по подготовке к проверке.

План подготовки образовательного учреждения к проверке обычно утверждается моим приказом. В плане я предусматриваю выполнение следующих мероприятий:

1.Проверка документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

2.Проверка документов, подтверждающих наличие у образовательного учреждения в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий.

3.Анализ устава и локальных актов на предмет соответствия их законодательству РФ.

4.Анализ состояния документации образовательного учреждения.

5.Анализ учебного плана (плана воспитательно-образовательной работы).

6.Анализ реализации образовательных программ.

7.Анализ выполнения плана внутришкольного контроля.

8.Анализ состояния документации по оказанию платных дополнительных образовательных услуг.

9.Анализ соблюдения лицензионных требований и условий.

Непосредственно перед проверкой всегда ставлю в известность работников учреждения о предстоящей выездной или документарной проверке и предмете ее проведения. Коллектив образовательного учреждения информирую на совещаниях, собраниях коллектива. Назначаю приказом административного работника, ответственного за подготовку образовательного учреждения к предстоящей проверке.

Здравствуйте.

небольшое уточнение - шкафы были куплены и установлены не школой, а родителями учеников.

Уточните, пожалуйста, про какие шкафы идет речь - обычные шкафы, которые стоят в кабинетах, или шкафчики школьников, куда они складывают свои личные вещи?

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

Уточнение клиента

Шкафы которые стоят в кабинетах.

получен
гонорар 33%

Юрист, г. Курганинск

Общаться в чате
  • 10,0 рейтинг
  • эксперт

Юлия, здравствуйте!

Эти шкафы на балансе школы значатся? После покупки родителями они были оприходованы школой?

Какие это шкафы? Для личных вещей школьников или школьного инвентаря?

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

Уточнение клиента

Шкафы на балансе не значатся. Встроенные шкафы в стену. В них хранятся и личные вещи учеников, новогодние игрушки, рисунки, методическая литература, художественная литература, плакаты, контрольные тетради за прошлые года, доклады ребят, спортивный инвентарь(скакалки, мяч, ракетки)

получен
гонорар 33%

Юрист, г. Курганинск

Общаться в чате
  • 10,0 рейтинг
  • эксперт

Юлия, по результатам проверки составлялся какой-то акт или иной документ?

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

Уточнение клиента

На этот вопрос точно ответить не могу т.к. работаю второй год. Но думаю что да. Для меня такое заявление было дикостью.

получен
гонорар 33%

Юрист, г. Петрозаводск

Общаться в чате

Однозначно могу сказать, что любые действия проверяющих, которые влекут или могут повлечь за собой повреждение либо уничтожение чужого имущества, не являются законными.

Каждый должен выполнять свои обязанности и осуществлять права, согласно предоставленным полномочиям - не думаю, что проверяющие вправе распоряжаться чужим имуществом подобным образом. Другое дело, если то, что они могут обнаружить в помещениях образовательного учреждения, находится там в нарушение установленных правил и норм конкретного образовательного учреждения либо в целом по региону (городу), тогда они могут зафиксировать данный факт и отразить его в материалах проверки, предложить устранить допущенные нарушения. В этом случае лицо, ответственное за организацию учебного процесса в конкретном помещении, может понести наказание. предусмотренное, например, уставом образовательного учреждения.

Закон «Об образовании» гласит, в частности:

Статья 26. Управление образовательной организацией

1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.


2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.


3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.


4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.


5. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.


6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:


1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей);


2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников).

То есть в Вашем образовательном учреждении есть лица, ответственные за организацию учебного процесса, но есть (или должен быть) и некий коллективный орган, с участием родителей, который также имеет право реагировать на подобные действия проверяющих (если они позволят себе такое).

Конечно, нельзя исключать вероятность того, что и проверяющие будут вести себя не совсем адекватно, но это уже из другой области - с точки зрения закона никто не должен позволять себе противоправные действия в отношении других лиц и (или) их имущества.

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

получен
гонорар 33%

Юрист, г. Курганинск

Общаться в чате
  • 10,0 рейтинг
  • эксперт

Юлия, если шкафы куплены родителями и не находятся на балансе школы, то возникает вопрос о правомерности проверки Управлением этих шкафов - ведь это не собственность школы или Управления. Но с другой стороны, вопрос: что «делают» в школе «посторонние» шкафы? Скорее, они там на праве безвозмездного пользования.

В любом случае для выяснения ситуации Вы вправе обратиться к начальнику Управления с письменным запросом, в котором попросите разъяснить, на основании чего в ходе проверки было сказано, что все, что лежит в шкафах (методическая литература, художественная литература, контрольные тетради, плакаты и т.д.), может быть выкинуто из шкафа проверяющим лицом, а также было сказано, что никаких чайников, чашек.

Полученный ответ начальника Управления определит ход Ваших действий по защите прав.

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

Уточнение клиента

Большое спасибо.

получен
гонорар 33%

Юрист, г. Ставрополь

Общаться в чате
  • 9,7 рейтинг
  • эксперт

Здравствуйте, Юлия!

Не совсем ясно тогда, зачем стоят эти шкафы. Для красоты? И что вообще значит выкинуть вещи и методическую литературу, тем более ту что используется в учебном процессе.

Данные действия могут быть квалифицированы как повреждение или уничтожение чужого имущества.

Согласно ст.7.17 КоАП РФ Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба , -влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

Согласно ст.167 УК РФ 1. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, -наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, -наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Также возможно расценить данные действия как мелкое хулиганство.

Согласно ст.20.1 КоАП РФ 1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу , сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества , -влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, -влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

В случае если проверяющий в вашей школе начнет совершать такие действия, нужно звонить и вызывать наряд полиции, пусть составляют протокол. Однако, такие действия для школы могут быть плачевными. Но если явно поведение проверяющих неадекватное, надо обжаловать будет все последующие действия, совершенные из мести.

Желаю удачи!

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

Уточнение клиента

Большое спасибо.

Юрист

Общаться в чате

Здравствуйте.

1. На управление образованием по новому закону об образовании не возложены надзорные и контрольные функции.

2. Если управление придёт с целью оказать методическую помощь никакие акты они не составляют, могут только написать справку. Данная справка носит только информационный характер, но не имеет юридическую силу.

3. Выкидывать из шкафов что либо специалисты управления не могут, могут только указать, чтобы убрали лишние вещи. То что должно быть в кабинете, регламентировано следующими нормативными актами:

«Гигиеническим требованиям к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178?02», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002 (в ред. от 26.12.2008);

федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утв. приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

Ещё вскоре всего в вашей школе разработано положение об учебном кабинете. И скорее всего там есть такие слова(взяты из методических рекомендаций Минобрнауки): В учебном кабинете не должно быть лишних, отвлекающих внимание учащихся предметов, украшений; кабинет должен удовлетворять требованиям производственной эстетики, выглядеть красиво и уютно.

Поэтому по идее ничего лишнего не должно быть. Если вы докажете, что какие либо предметы не мешают учебному процессу, то никто не имеет право их убирать.

По чайники и чашки особый вопрос. Их лучше убрать. Могут предьявить, что нарушаются санитарные нормы и правила, поскольку организация питания в образовательном учреждении регулируются санитарными нормами и правилами, утвержленными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08» (вместе с «СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»).

4. На что ссылается при разговоре. На указанные гигиенические нормы и положение об учебном кабинете в школе. А также на статью 9 федерального закона «об образовании в российской федерации». На статью 7 тогоже закона, где указано, что контроль и надзор полномочия обрнадзора, в случае Москвы - это Департамент образования города Москвы.

Ответ юриста был полезен? + 3 - 0

Свернуть

Уточнение клиента

Огромное спасибо!

Общаться в чате

Здравствуйте!

При осуществлении государственного контроля качества образования предметом плановых и внеплановых проверок является соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям. Предметом внеплановых проверок также является выполнение организациями предписаний уполномоченных органов о приведении содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов или федеральными государственными требованиями.

Данное имущество будет относиться к этому предмету проверки, к требованиям образовательных стандартов, если оно используется в процессе обучения.

Данный посмотр содержания шкафчиков, как имущества, находящегося в школе может расцениваться как анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке. (В соотв. с п«в» п.10 Постановления #164).

Если же проверяющий выкинет имущество, то тогда возникнет его гражданско-правовая ответственность, п.1 ст.1064 ГК,

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Таким образом, проверяющий может ознакомиться с содержимым шкафов, если имущество относится к процессу обучения, но выкидывать имущество он не вправе, тогда собственник имущества вправе обратиться в суд о возмещении вреда.

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

  • Юрист

    Общаться в чате
    • 7,8 рейтинг

    Здравствуйте!

    Такая проверка проводится строго в соответствие с законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и регламентом, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 02.05.2012 N 367.

    Поэтому все, что Вам сказали, это слухи и провокация.

    В соответствие с п. 5, 7 Приказа Минобрнауки России от 02.05.2012 N 367,

    5. Предметом государственного надзора является соблюдение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными учреждениями и научными организациями, их руководителями и иными должностными лицами (далее вместе - организация, уполномоченный представитель организации) требований, установленных законодательством Российской Федерации в области образования.

    7. При осуществлении государственной функции должностные лица Рособрнадзора имеют право:

    требовать от организации документы и иные сведения, представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации по вопросам, подлежащим проверке;

    посещать организацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при предъявлении копии приказа Рособрнадзора о проведении проверки и служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);

    Согласно п. 8 того же приказа,

    8. При осуществлении государственной функции должностные лица Рособрнадзора обязаны:

    соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы организации, в отношении которой проводятся мероприятия по надзору;

    доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

    не требовать от организации документов и иных сведений, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

    9. При осуществлении государственной функции должностные лица Рособрнадзора не вправе:

    проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции Рособрнадзора;

    требовать представление документов, информации, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

    Следуя п. 45 приказа,

    45. Специалисты, уполномоченные на проведение проверки, в соответствии с планом-заданием проверки:

    запрашивают у уполномоченных должностных лиц организации материалы и документы (включая информационно-аналитические, справочные материалы) по вопросам, подлежащим проверке, и проводят рассмотрение указанных материалов и документов;

    запрашивают у уполномоченных должностных лиц организации устные и письменные объяснения по вопросам, подлежащим проверке;

    проводят беседы с работниками организации, обучающимися, воспитанниками, их родителями (законными представителями) по вопросам, подлежащим проверке.

    Беседы с несовершеннолетними обучающимися, воспитанниками проводятся в присутствии их родителей (законных представителей).

    В соответствие с п. 59 приказа,

    59. Если в результате проведения проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области образования , специалист, ответственный за обработку результатов проверки, в течение пяти рабочих дней после получения утвержденного отчета о проверке готовит проект предписания. В предписании указывается срок устранения нарушений, не превышающий шести месяцев.

    Выбрасывать вещи из шкафов - самоуправство, то есть административное правонарушение, состав которого предусмотрен ст. 19.1 КоАП РФ и за это проверяющие могут быть оштрафованы.

    Кроме того, в соответствие со ст. 22 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»,

    1. Вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством.

    2. При определении размера вреда, причиненного юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям неправомерными действиями (бездействием) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностными лицами, также учитываются расходы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты их деятельности, и затраты, которые юридические лица, индивидуальные предприниматели, права и (или) законные интересы которых нарушены, осуществили или должны осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.

  • В соотв. с п.8 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА от 11 марта 2011 г. N 164 ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ,

    Рассказова Елена Викторовна

    Утратил силу.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    ?

    Для сведения. Руководитель образовательной организации в соответствии с трудовым договором имеет право знакомиться с текстом жалоб, которые поступают на вверенную ему образовательную организацию или на него лично, кроме того, необходимо помнить, что осуществление мероприятий по контролю без распорядительного акта уполномоченного органа незаконно. Очень часто на практике по факту обращений граждан в организацию направляется проверяющий из муниципального органа управления образования, но никаких разрешений на проверку (чаще всего — устное поручение начальства «разобраться»), следовательно, и на принятие мер по её результатам нет!

    Вопросу обращений граждан, их анонимности и порядку их рассмотрения будет посвящена отдельная публикация.

    3. Проведение внеплановой проверки в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

    Кроме перечисленных общих оснований проведения внеплановой проверки Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 5 ст. 93) установлены два дополнительных основания. Отметим, что ниже перечисленные основания применяются только для проведения проверок в рамках федерального государственного надзора (за соблюдением законодательства), но не как основание для проведения проверки в рамках федерального государственного контроля качества образования.

    Первое основание — выявление нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности. Таким образом, если в рамках аккредитационной экспертизы выявлены факты нарушения законодательства об образовании, например, в рамках приёма в школу, то соответствующий орган по государственному надзору в сфере образования проводит внеплановую (документарную или выездную) проверку. Отсутствие ранее в законодательстве такого основания фактически создавало ситуацию невозможности надзорного органа адекватно отреагировать на соответствующие нарушения в отсутствии обращений граждан.

    Второе основание связано со сделанным в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» акцентом на развитие мониторинга в системе образовании (ст. 97). Теперь внеплановую проверку можно провести, если органами по контролю и надзору в сфере образования выявляются нарушения требований законодательства об образовании на основе данных мониторинга в системе образования. Такое изменение было необходимо, поскольку в отсутствии соответствующих обращений граждан, выявленные в ходе мониторинга нарушения оставались бы без надлежащей реакции со стороны органов по контролю и надзору в сфере образования.

    О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основанием проведения которой является обращение о причинении вреда жизни и здоровью граждан, организации уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом (ч. 16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

    Срок проведения и выездной, и документарной проверки ограничен ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ и не может превышать 20 рабочих дней. Существуют два исключения.

    Первое. Срок проведения плановой выездной проверки в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.

    Второе. Срок проведения проверки в отношении образовательной организации, которая осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

    Важно отметить, что, осуществляя проверку, проверяющий орган и его должностные лица не могут выходить за её предмет, а также за свои полномочия. Например, если осуществляется проверка только в рамках федерального государственного контроля качества образования, то не допускается, например, проверка соответствия зданий и помещений лицензионным требованиям и нормативам. Проверка в рамках федерального государственного надзора в сфере образования не может включать в себя анализ финансовой документации образовательной организации, поскольку это не входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, и не относится к надзору за соблюдением законодательства об образовании. В связи с этим, руководитель организации должен чётко понимать предмет контроля и во время осуществления мероприятий по контролю сосредоточить своё внимание именно на её предмете.

    По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Акт проверки оформляется непосредственно после её завершения. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Порядок оформление акта и требования к его содержанию установлены в ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ, поэтому в рамках данной публикации не будем подробно останавливаться на этих вопросах.

    Более важным представляется рассмотреть вопросы о последствиях для образовательной организации в случаях выявления тех или иных нарушений по результатам проверки. Если в результате проверки образовательной организации выявлены нарушения норм законодательства об образовании или требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ , то образовательной организации выдается предписание об устранении выявленного нарушения в определенный срок , который не может превышать шесть месяцев. Если допущенное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного соответствующими статьями Особенной части КоАП (для сферы образования — это ст. 5.57 и 19.30), то составляется также протокол об административном правонарушении.

    Если образовательная организация не исполнила выданное предписание, в том числе, если представленный отчёт не подтверждает исполнение этого предписания в установленный срок или отчёт о его исполнении в срок не представлен вообще, то орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, возбуждает дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5., и запрещает приём в данную организацию.

    Наконец, если по возбуждённому делу об административном правонарушении суд принимает решение о привлечении к административной ответственности, то орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, вновь выдает предписание об устранении выявленного нарушения и приостанавливает действие лицензии этой организации полностью или частично (в отношении отдельных видов образования, уровней образования, профессий, специальностей, направлений подготовки и (или) подвидов дополнительного образования, адресов мест осуществления образовательной деятельности) на срок исполнения выданного повторно предписания (если основанием были нарушения законодательства об образовании) либо приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки (если нарушения касались требований федеральных государственных образовательных стандартов).

    До истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен образовательной организацией об устранении нарушений с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. После получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нём информации.

    Действие лицензии либо государственной аккредитации возобновляется, а запрет на прием снимается по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания.

    В противном случае, Федеральным законом № 273-ФЗ предусматриваются следующие последствия. В случае, если повторно не исполнено предписание об устранении нарушений законодательства РФ об образовании, то, орган по контролю и надзору в сфере образования обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Действие лицензии приостанавливается на период до вступления в законную силу решения суда.

    В случае, если повторно не исполнено предписание об устранении нарушений требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ, то орган по контролю и надзору в сфере образования без обращения в суд лишает образовательную организацию государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

    Для руководителей образовательных организаций также полезным будет знать, что в Федеральном законе № 294-ФЗ закреплен (пункт 3.1.) перечень мероприятий по контролю, которые не регулируются данным законом. Особого внимания заслуживает контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере. Очень часто приходится отвечать на вопросы «Почему финансовые проверки проводятся так часто и почему нет никакой закономерности в сроках их проведения»? Контроль за расходованием средств бюджета не подпадает под действие Федерального закона № 294-ФЗ, следовательно, даёт полную свободу Учредителю организации осуществлять финансовый контроль за деятельностью подведомственных организаций. Кроме того, нужно помнить, что трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ установлено, что государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности.

    Проверяют много, проверяют многие, часто. За руководителем организации всегда остаётся право обжаловать в судебном порядке результаты любой проверки, если Вы считаете, что правда на вашей стороне. Главное — проверка должна иметь законные основания, юридически грамотно оформлена, а её результаты и принятые по ним решения согласно требованиям статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» должны быть размещены на сайте образовательной организации. Не размещение такой информации — повод для новой проверки.

    Выбор редакции
    КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...

    Такой талисман, как Ци Линь, символизирует празднество, долгую жизнь, радость, великолепие, мудрость и появление знаменитых потомков....

    Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

    В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...
    Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...
    СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
    Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
    Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
    Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...