Толкование (интерпретация) норм права: понятие, структура и принципы. Значение толкования норм права
Правоприменительная деятельность требует тщательного осмысления и глубокого понимания норм права, которые подлежит реализовать. Сам выбор той или иной статьи законодательства предполагает изначальное понимание ее содержания. Интеллектуальная деятельность по объяснению и осмыслению нормативно-правовых предписаний получила название «толкование норм права». Понятие, виды, способы его - обо всем этом вы узнаете из статьи.
Толкование норм права: понятие
Термин «толкование» весьма многозначен. В широком смысле под ним понимается любой процесс познания, который направлен на объяснение общественных или природных явлений. В более узком понимании толкование есть не что иное, как пояснение символов, формул, выражений, т. е. знаков искусственного и естественного языка. Кроме того, под данным термином объединяют совокупность смыслов (значений), которые придаются им. Таким образом, с одной стороны, это мыслительный процесс, а с другой - его результат.
Понятие и способы толкования норм права оцениваются в юридической науке аналогичным образом. С одной стороны, данный термин предполагает определенный интеллектуальный процесс, который направлен на установление содержания правовых норм через выявление смысла и значений выражений и терминов, содержащихся в нормативных актах. И в то же время под толкованием понимают результат этой деятельности. Он находит выражение в совокупности языковых высказываний, которые отражают содержание правовых норм. Фиксироваться это может в принятом государственными органами официальном акте либо в форме отдельных советов, рекомендаций, даваемых общественными организациями, формально не имеющих обязательного характера.
Толкование и правотворчество
Следует отметить, что понятие, необходимость и способы толкования норм права тесно взаимосвязаны с правотворчеством, но при этом процессы отличаются друг от друга. Тот, кто дает интерпретацию правовой норме, не является ее создателем. Он лишь выясняет, устанавливает всенародную волю, которая нашла отражение в нормативном акте. Предметом исследования при толковании является только правовая норма. За ее пределы ни в коем случае интерпретатор не вправе выйти, он должен соблюдать строгий режим законности. Для осуществления данной деятельности существуют различные способы, приемы толкования норм права, которые рассмотрены далее в статье.
В силу своей абстрактности нормы права могут учитывать не только предвиденные законодателем факты, но и вновь открывшиеся (не учтенные им) ситуации. Поэтому толкование - это всегда кропотливая, активная и даже творческая деятельность. Интерпретатор должен активно применить на практике свой опыт и знания. Толкование не должно уходить в сторону от веления закона, пытаться расширить или сузить смысл нормы права или изменить ее, оно лишь всесторонне ее исследует и выясняет смысл, который вложен в формулировку законодателем. В связи с этим толкователь должен обладать знаниями о разных сторонах жизни общества, хорошо разбираться в специфике общественных отношений.
Толкование норм права: цели
Все известные современной юридической науке способы толкования (уяснения) норм права направлены на достижение одной главной цели - понимание их смысла, но не просто с абстрактной стороны для решения академических задач, а для того, чтобы на основании этого решать жизненные коллизии. Данная деятельность является одним из средств усиления в государстве законности.
Недостаточно правильное и глубокое толкование правовых норм и, как следствие, и их применение может привести к серьезным ошибкам и последствиям при воплощении положений законодательства в жизнь. Оно должно быть направлено на достижение следующих целей:
- точное, правильное и, что важно, единообразное понимание и практическое применение законов;
- выявление той сути закона, которую в словесную формулировку правовой нормы вложил законодатель.
К сожалению, не всегда поставленные цели достигаются на практике. Случается, что в процесс интерпретации «включается» большая политика.
Виды толкования норм права
В литературе признанной считается классификация толкования норм права на виды по его юридической силе, объему действий и степени конкретизации. Рассмотрим каждую из них более подробно далее, а уже затем остановимся на способах.
Виды толкования норм права различают следующие:
- по юридической силе: неофициальное и официальное толкование; первое далее подразделяется на компетентное (доктриальное и профессиональное) и обыденное, а второе - на аутентичное и легальное;
- по степени конкретизации: казуальное и нормативное толкование;
- по объему: буквальное (адекватное), распространительное и ограничительное толкование.
Логично сначала уделить внимание видам, а уже затем рассмотреть способы толкования норм права. По объему, как уже было указано выше, оно подразумевает три вида: распространительное, адекватное и ограничительное. Рассмотрим каждый из них подробно, с примером.
Буквальное толкование
Адекватное, или буквальное, толкование раскрывает действительное (реальное) содержание правовых норм, которое сответствует «букве» закона, его тексту. В качестве примера приведем статью 19 ФЗ «Об ипотеке», в тексте которой указано: «Ипотека подлежит государственной регистрации в ЕГРН». Как ни «крути» данную формулировку, какие способы толкования норм права ни используй, ее действительное содержание обладает строго определенным характером, который в точности соответствует языковому выражению. По общеизвестному правилу хорошо проработанные законы толкуют исключительно буквально.
Распространительное толкование
Под распространительным понимается такое толкование правовых норм, в соответствии с которым раскрытое содержание норм в конечном итоге шире, чем буквальный текст закона. Обратимся к Гражданскому кодексу РФ, в части второй статьи 344 которого указано: «Залогодержатель отвечает за полную или частичную утрату или повреждение переданного ему имущества». Данный текст следует понимать не буквально, а более широко. Так, «утрата» может означать не только гибель, но и саморазрушение, а также другие случаи прекращения существования имущества. Способы толкования норм права могут применяться при этом разные.
Ограничительное толкование
При ограничительном толковании мы наблюдаем обратную картину. Раскрытое в результате него действенное содержание нормы «уже», чем буквальный текст. Например, во многих нормативно-правовых актах содержится ссылка на так называемую непреодолимую силу. Данное выражение толкуется в более узком смысле. Под ним понимается «непреодолимое» обстоятельство, но не в нравственном, психологическом или социальном значении, а только в плане природно-стихийных явлений, которые даже при нормальной современной жизнедеятельности общества предотвратить невозможно.
Толкование по юридической силе
Официальное толкование регламентировано нормативно и созданные в результате акты интерпретации обладают юридической силой. Такими полномочиями обладают президент РФ, правительство и парламент, а также аналогичные структуры субъектов страны. Кроме того, в данной деятельности участвуют суды РФ, Конституционный проводит официальное толкование Конституции, Высший Арбитражный и Верховный - разъясняет вопросы судебной практики.
Неофициальным толкованием правовых норм занимаются адвокаты, ученые, юристы, общественные организации, отдельные граждане. Оно «обогащает» официальную трактовку единством взглядов, подходов и квалифицированной реализацией на практике.
Толкование по степени конкретизации
По степени конкретизации толкование может быть казуальным и нормативным. В первом случае имеется в виду официальное разъяснение компетентным органом сути правовой нормы. Оно является для всех органов и лиц, которые прямо попадают под юрисдикцию интерпретатора, обязательным. Кроме того, оно распространяет свое действие на весь круг случаев, которые предусмотрены правовой нормой, и тем самым обеспечивает правильное и единообразное претворение в жизнь предписаний.
Казуальное толкование дается судом и иными компетентными органами по поводу и в связи с рассмотрением какого-либо конкретного дела. Общеобязательной силы оно не имеет.
Грамматический способ
Грамматический (текстовый, филологический) способ толкования норм права в качестве объекта исследования рассматривает текст, то есть внешнюю сторону. Выясняется, в каких формулировках и предложениях, словах кроется санкция и диспозиция нормы. Для этого необходимо установить значение отдельных слов, выяснить их грамматическую форму и определить взаимосвязь с другими частями предложения. Далее выясняется смысловая и грамматическая нагрузка предложений, из которых состоит правовая норма.
Рассматривая способы толкования норм права как структуру, можно заметить, что грамматический прием является исходным, первичным. Не зря существует выражение: «Сначала было слово». Юридические нормы могут существовать только в языковой форме и всегда выражаются в тексте нормативного документа. Поэтому при рассмотрении законов и способов их толкования всегда существует различие между «буквой» и «духом», т. е. буквальным текстом и действительным содержанием.
Логико-юридический способ
Негласно различают способы толкования норм права первичные (исходные) и вторичные. К первым относятся грамматический и логико-юридический приемы. Они опираются на текст закона и не выходят за его пределы. При логико-юридическом толковании на материале самой нормы используются различные приемы: аналогия, аргументы от противного, доведение до абсурда, преобразование предложения и т. д.
Правила и законы формальной логики позволяют подняться на еще одну ступень выше к правильному раскрытию содержания закона. Мысль законодателя выражается не только посредством грамматически верных предложений, но и через логическую организацию и построение. Право само по себе является формально-логическим феноменом, где определяющими принципами является логическая стройность, непротиворечивость, последовательность и законченность.
Систематический способ
Способы толкования норм права были бы неполными, неполноценными без систематического приема. Именно он помогает уяснить смысл одной отдельной нормы с точки зрения ее взаимосвязи с другими и определить ее место в системе нормативного акта. Систематическое толкование способствует достижению нескольких целей. Во-первых, раскрытию смысла правовой нормы в зависимости от того, какое место она занимает в нормативном акте или кодексе. Во-вторых, устанавливается взаимосвязь. Исследуемую правовую норму сравнивают с другими из данной отрасли права и из других блоков, с которыми она, так или иначе, «пересекается».
Например, УК РФ содержит статью 143, которая предусматривает ответственность работодателя за нарушение правил, касающихся вопросов охраны труда. Однако в ней нет четкого указания в чем именно они могут выражаться. Таких правил существует довольно много, они заключены в других законах, правилах, стандартах и т.д. Данный факт при толковании следует принимать во внимание. Установление между отдельными нормами системных связей способствует правильному пониманию сферы их действия, круга лиц, которых они касаются, смысл какого-либо термина и т. д.
Историко-целевой способ
Под историко-целевым способом толкования норм подразумевается изучение исторической обстановки, которая сложилась на момент их издания, задач, которые стояли перед законодателем, установление их социального значения на основе процессов, протекающих в обществе, которые и обусловили их возникновение и введение в действие.
При применении данного приема используются различные материалы и документы, опубликованные в СМИ, литература, отражающая политику страны по конкретному вопросу. Историко-политическое толкование позволяет в каждом историческом периоде подойти правильно и дифференцированно к пониманию того или иного слова, термина, понятия.
И способы толкования норм права первичные, и вторичные используются в комплексе, в совокупности. Перечисленные выше приемы всегда обуславливают и дополняют друг друга. При толковании той или нормы к ним всегда прибегают одновременно и параллельно.
1. понятие толкования норм права
2. виды толкования норм права по субъектам
3. способы толкования норм права
4. толкование права по объему
5. акты толкования права. Понятие и виды
1.Толкование нормы права – это сложный волевой процесс, направленный на установление нового смысла, который заложен законодателем в словесной формулировке.
1 часть – уяснение смысла правовой нормы
2 часть – разъяснение правовой нормы
Уяснение правовой нормы – внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяющего норму права. В ходе уяснения, лицо, толкующее право, использует различные приемы толкования, которые обеспечивают процесс познания. Толкование: грамматическое, логическое, историко-политическое, систематическое и иные. Уяснение предшествует разъяснению.
Разъяснение. При разъяснении результат толкования объективируется, т.е. находят свое выражение в определенной форме (официальный акт, совет, рекомендация). ТАКИМ ОБРАЗОМ разъяснение – это объяснение, изложение смысла правовой нормы, выраженное в НПА.
Необходимость толкования обусловлена несколькими причинами:
1) нормы права выражаются посредством слов, предложений и формулировок, и для того, чтобы понять их значение, логическую связь, необходимо целенаправленная мыслительная деятельность человека
2) в нормативных актах воля государства выражена в специфических приемах (правилах юридической техники)
3) нормы права способны регулировать общественные отношения лишь во взаимосвязи друг с другом.
2.В зависимости от юридических последствий различают официальное и неофициальное толкование норм права. Официальное толкование норм права дается уполномоченными субъектами госорганов и др., закреплено в официальных актах и имеет обязательное значение и является юридически значимым и имеет юридические последствия. Официальное толкование норм права имеет 2 вида:
1) нормативное
2) казуальное
Нормативное толкование состоит в том, что оно имеет общий характер и является общеобязательным. Нормативное толкование также подразделяется на 2 вида: авторское и легальное. Аутентичное (авторское) толкование означает, что разъяснение смысла правовой нормы исходит от принявшего ее органа. Легальное толкование носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это поручено.
Казуальное толкование имеет официальный характер, но сводиться лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. Оно дается коллегиальным органом по поводу рассмотрения конкретного дела и является обязательным лишь для него.
Неофициальное толкование – разъяснение норм права, которое дается не уполномоченными на то субъектами, акты не порождают юридических последствий. Подразделяются на обыденное, профессиональное и доктринальное. Обыденное может осуществляться любым. Профессиональное – от субъектов, которые разбираются в правовых вопросах, хотя такое толкование и не является обязательным. Доктринальное дается специалистами научно-исследовательских учреждений, отдельными учеными в статьях, монографиях, на конференциях и не имеет общеобязательного значения.
3.Способ толкования – это совокупность приемов и средств, позволяющих уяснить смысл и содержание нормы права.
Различают следующие способы толкования норм права:
1) грамматический – представляет собой уяснение смысла правовой нормы на основе анализа текста НПА. Такое толкование предполагает прежде всего выяснение значения отдельных слов как в общеупотребляемом, так и терминологическом смысле (рецидив, эпидемия и др.). Главное понять тот смысл слова, который вкладывал в него законодатель. Так же устанавливаются грамматические связи слов и структуры предложений. Немаловажную роль играют знаки препинания, союзы и сводные слова.
2) Логическое – исследуется связь отдельных положений закона с правилами логики. Анализу подвергаются не сами по себе слова и обозначаемые ими явления и соотношение их между собой. В данном случае применяются такие приемы как логическое преобразование, выведение вторичных норм, вывод из понятия (убийство, кража).
3) Систематическое – это уяснение содержания правовой нормы в их взаимной связи, а их местом и значением в данном нормативном акте, а также институте и отрасли права в целом. Правовые нормы в общественной системе правового регулирования связаны между собой многочисленными отношениями, поэтому, чтобы полностью уяснить ту или иную правовую норму, необходимо учитывать целый ряд норм, регулирующих смежные общественные отношения.
4) Специально-юридические. Данный вид основан на специальных профессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники. Такое толкование предусмотрено исследованием технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя. Оно выражает содержание юридических терминов, конструкции. Чтобы правильно осуществлять правовую классификацию обстоятельств дела, дать им юридическую оценку, необходимо раскрыть своеобразие языка закона, уяснить смысл непосредственно-юридических понятий и категорий (тяжкие последствия, особо крупный размер)
5) Историко-политический. Данное толкование позволяет выявить смысл правовой нормы, обращаясь к истории ее принятия, а также целям и мотивам, обусловленным ее введение в систему правового регулирования. Историко-политическое толкование позволяет выявить такие правовые нормы, которые хотя формально не отменены, но уже фактически не существуют, не регулируют общественные отношения
4.В науке ОТП различают буквальное, расширительное и ограничительное толкование. Буквальное – наиболее типичный и часто встречаемый вид толкования. При данном виде толкования словесное выражение нормы права и ее действительный смысл идентичны. При расширительном толковании действительный смысл и содержание правовой нормы шире, чем ее словесное выражение (законодатель часто использует термин закон (все судьи независимы и подчиняются только закону), истинный смысл слова «закон» состоит в том, что в этом случае имеются в виду все НПА, а не только акты высших органов власти). Ограничительное толкование применимо в тех случаях, когда действительный смысл правовой нормы уже чем ее словесное выражение (в кодекса "о браке и семье» записано, что все совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных родителей, однако не все дети обязаны это делать. От этой обязанности освобождаются нетрудоспособные, а также дети, которых родители не воспитывали и не содержали). Расширительное и ограничительное толкование следует отличать от аналогии. Аналогия предполагает пробел в праве, а также отсутствие общественных отношений, а также происходит распространение на новый круг общественных отношений. Такие факты охватываются, хотя в тексте это выражено не точно.
5.Акт толкования – это один из видов правовых актов. Вопрос о юридической природе актов толкования тесно связан с проблемами сущности толкования, т.е. является ли толкование правотворческой деятельностью или это уяснение или разъяснение смысла правовой нормы, уже существующей. В литературе на этот счет высказываются разные мнения. Одни авторы склоны считать, что акты толкования права являются одной из форм (источников права), другие ученые утверждают, что таким актов не устанавливаются, не изменяются, не прекращаются правовые нормы. На наш взгляд вторая точка зрения вернее, поскольку многие акты хотя и являются нормативными, однако исходят от субъектов, которые не предоставлено право нормотворчества. Акты толкования права имеют свои особенности: они не содержат общеобязательных правил поведения, не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержаться толкуемые юридические нормы. Акты толкования права можно рассматривать как действия, или юридические документы. Как юридический документ акт толкования права содержит обязательные реквизиты и направлен на установление действующего смысла и содержания правовой нормы. Акты толкования права классифицируются по различным основаниям:
1) по внешней форме:
· Письменные
2) по юридической значимости
· Нормативного толкования
· Казуального толкования
3) от того, кто создал акт толкования
· Аутентичные
· Легальные
4) в зависимости от отраслей права
· уголовно-правовое
· административно-правовое
· гражданско-правовое
Толкование правовых норм занимает существенное место в процессе правореализации, особенно в правоприменении, ведь прежде, чем применить право, необходимо уяснить его смысл. В процессе толкования нужно определить историко-политические условия, цель и социальную направленность правовой нормы.
Норма права - это общее правило поведения, где общественная жизнь представлена в типичных, а не в индивидуальных проявлениях. При помощи нормы права осуществляется социальное предвидение, т. е. предрекаются возможные в будущем общественные связи, изменения социальной действительности. Таким образом, при реализации норм права, в особенности отличающихся высоким уровнем нормативных обобщений, возникает необходимость их толковать в применении к отдельному случаю.
Толкование норм права - это деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме.
Термин "толкование" употребляется в трех различных, хотя и связанных между собой, смыслах:
1} уяснение смысла и содержания правовой нормы лицом, ее применяющим (толкование по способу);
2) принятие актов государственными органами и высказывания отдельных лиц с целью разъяснить содержание правовой нормы;
3} интерпретация, т. е. выяснение, как соотносится объем толкуемой правовой нормы с объемом (буквальным смыслом) ее текста.
Толкование-уяснение достигается при помощи определенных приемов (способов): грамматического (филологического); логического; систематического; историко-политического (исто-рико-целевого); специально-юридического; функционального.
Грамматический (филологический) способ в силу того, что содержание правовой нормы выражается в тексте нормативно-правового акта (обычно в тексте определенной статьи такого акта), выступает начальным приемом уяснения правовой нормы. Он состоит прежде всего в определении смысла отдельных слов, установлении лексической связи между ними (грамматическое толкование). При этом юристу приходится всецело опираться на правила языка, хотя при анализе текста нормы права могут потребоваться специальные юридические знания для определения смысла юридических терминов (например, "состав правонарушения", "осужденный", "неустойка", "представительство" и т. п.).
Для правильного уяснения сути правовой нормы ее текст должен быть подвергнут самому тщательному лексическому и грамматическому анализу. Так, если два слова или два предложения в тексте правовой нормы соединены союзом "и", то для применения этой нормы требуется одновременно наличие обоих признаков, обозначаемых указанными словами или предложениями. Напротив, если они связаны союзом "или", то достаточно наличия хотя бы одного из указанных признаков (ст. 108 УК РФ). Напомним известный пример: "Казнить (,) нельзя (,) помиловать!", где даже от положения запятой роковым образом меняется смысл решения!
Систематический способ предполагает сопоставление правовой нормы с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение. Связь между нормами права отражает объективно существующую зависимость регулируемых общественных отношений. Поэтому только с учетом этих связей можно понять подлинный смысл каждой из них.
Выяснение связи необходимо также и потому, что в других нормах могут быть установлены какие-либо изъятия из общего правила, либо внесены коррективы в ранее принятые нормы, либо могут обнаружиться пробелы, прежде всего в коллизионных нормах.
Например, в трудовом законодательстве установлен срок - две недели - предупреждения администрации об увольнении по собственному желанию. А распространяется ли данное положение на молодых специалистов? Анализ нормы права показывает, что если молодой специалист по истечении двух недель оставит работу, то он должен считаться уволенным за прогул, а не по собственному желанию, так как он обязан отработать три года по месту своего распределения.
Историко-политический (историко-целевой) способ состоит в выяснении общественных условий, экономических, социальных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую норму, а также анализе целей и задач, которые решает государство посредством введения ее в действие. Чаще всего цели правовой нормы формулирует сам закон в преамбуле или в отдельной статье (например, задачи УК РФ сформулированы в ст. 2). Отсутствие историко-политического анализа создает опасность вынесения таких решений, которые формально правильны, а по существу некорректны.
Формальное применение закона является одним из грубейших нарушений законности. Применение правовой нормы требует правильного раскрытия ее политического смысла и четкой оценки всех существенных обстоятельств рассматриваемого дела. В частности, в уголовном законодательстве прямо указывалось, что спекуляция, т. е. скупка и перепродажа с целью наживы, является преступлением. Переход нашей страны на рыночные отношения меняет социально-экономическое содержание данного деяния, поэтому формальное применение этой нормы не соответствовало бы ее назначению.
Применение нормы права - отнюдь не формально-логическая операция, а политико-юридический акт, который должен выражать правильную государственную оценку фактических обстоятельств дела и в рамках закона содержать политически и практически наиболее целесообразное для данного случая решение.
В текстах юридических норм часто встречаются относительно определенные формулировки, требующие раскрытия и конкретизации применительно к различным индивидуальным случаям. Например, закон считает нарушением трудовой дисциплины прогул без уважительной причины. Для правильного понимания причины прогула, признания той или иной причины уважительной или неуважительной необходимо глубоко уяснить общественно-политический смысл нормы трудового законодательства.
Специально-юридический способ - это исследование технико-юридических средств и приемов изложения воли законодателя, основанное на специальных знаниях юридической науки, и прежде всего юридической техники. Специально-юридическое толкование включает ряд приемов:
а) нормативное толкование, т. е. такое уяснение воли законодателя, при котором устанавливается урегулированность данного правила поведения;
б) конструктивное толкование, т, е. уяснение особенностей юридической конструкции (например, при толковании норм договора важно знать, какой это договор - купли-продажи или дарения);
в) определение отраслевой принадлежности правовых норм;
г) терминологическое толкование ("неустойка", "штраф", "пеня", "залог", "поручительство" и т. д.).
Логический способ толкования - это исследование логической структуры отдельных положений нормативного акта. Предмет анализа не сами слова, а совокупность слов и их соотношение между собой. При этом используются различные логические приемы, например, доведение до абсурда.
Проанализиаруем в качестве примера понятие "источник повышенной опасности". Кто является субъектом деятельности, связанной с использованием источников повышенной опасности для окружающих? Владельцы автомобилей? Да! Возникает предположение, что все транспортные средства следует рассматривать как источник повышенной опасности, тем более что в определенных ситуациях они таковыми являются. Продолжим мысль, доведем ее до логического конца: а как же владелец лошади, велосипеда, тележки, тачки, носилок и т. д.? Придем явно к нелепому выводу - абсурду; отсюда указанный вариант толкования не может быть признан правильным. Значит, дело не в транспортных средствах, а в их мощности.
А. Ф. Черданцев выделяет, наряду с общепринятыми, еще один способ уяснения - функциональный. Под ним понимается толкование, опирающееся на факторы и условия, в которых реализуется норма права. Здесь важное значение придается оценочным терминам и выражениям ("добросовестность", "уважительная причина", "производственная необходимость", "интересы детей" и т. д.). Этот прием во многом совпадает с историко-политическим.
От толкования-уяснения следует отличать толкование-разъяснение, которое либо дается компетентным государственным органом или управомоченной на то общественной организацией, либо содержится в высказываниях отдельных лиц. Данное толкование различается по субъектам - официальное и неофициальное.
Разъяснение юридической нормы, даваемое уполномоченным на то органом и являющееся в силу этого обязательным для подчиненных органов и должностных лиц либо (в некоторых случаях) общеобязательным, называется официальным легальным толкованием. Его разновидностью является аутентичное толкование - разъяснение, исходящее от органа, который установил данную правовую норму.
Напротив, разъяснения, исходящие от тех или иных лиц, официально не наделенных подобными полномочиями, не имеют юридической силы, и их значение может состоять только в логической убедительности. Такие разъяснения называются неофициальными. Их разновидностью является доктринальное толкование, под которым понимается разъяснение, исходящее от ученых-теоретиков и юристов-практиков.
В процессе толкования смысл нормы не может искажаться. Разъяснение не должно изменять содержание правовой нормы и преследует только одну рель: выявить волю законодателя. Толкование - одна из стадий процесса применения норм права, но оно может быть и самостоятельным актом, преследующим цель укрепления законности.
Официальные разъяснения, даваемые государственными органами, имеют общеобязательную силу в тех случаях, когда данный орган наделен специальной компетенцией издавать инструкции и разъяснения по применению законодательства в определенной области общественных отношений, либо когда он имеет специальное поручение Федерального Собрания или Правительства издать инструкцию или иной акт по применению данного закона, указа или постановления. Так, Министерство труда России имеет право издавать обязательные постановления, правила и инструкции, а также давать министерствам и ведомствам разъяснения по вопросам труда и заработной платы (например, постановление Минтруда России от 4 декабря 1993 г. № 175а и разъяснение от 4 декабря 1993 г. № 15 "О порядке установления работникам науки и высшей школы доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук"). Верховный суд РФ дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел. В остальных случаях официальные разъяснения обязательны только для тех органов или должностных лиц, которые подчинены органу, дающему разъяснение.
Официальное разъяснение может быть нормативным или казуальным. В первом случае оно имеет общий характер, касается определенной категории дел. Это общеобязательное толкование, сохраняющее свою силу для всех возможных случаев применения данной правовой нормы. Его необходимость вызывается: во-первых, неясностью закона, неточным словесным выражением воли законодателя; во-вторых, неверным пониманием закона правоприменяющими органами.
Нормативное толкование может исходить только от компетентного органа. Законодатель дает толкования по любому вопросу государственной жизни, и они имеют высшую юридическую силу. Правительство может толковать лишь акты органов исполнительной власти. Нормативное толкование закона может давать Пленум Верховного Суда РФ. Он обобщает судебную практику и дает судам, другим органам, должностным лицам руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении данной категории дел. Однако Пленум не может давать толкование норм, с которыми суды не имеют дела.
Казуальное толкование - официальное обязательное разъяснение нормы права применительно к конкретному казусу (случаю). Оно обязательно только для решения дела, по которому дано. Поэтому его ни в коем случае нельзя механически распространять на другие однородные дела, поскольку каждое из них индивидуально.
Все органы, применяющие нормы права, могут давать казуальное толкование. Приговор, решение суда, мотивирующие применение той или иной нормы права, являются казуальным толкованием закона. Для других дел, которые будут решаться в дальнейшем на основе данной статьи закона, это толкование уже не будет иметь силы.
Весьма полезным для правильного уяснения и применения норм права является обстоятельное знакомство с неофициальным (особенно доктринальным) толкованием. Оно не является обязательным, и поэтому на него нельзя ссылаться при официальной мотивировке выносимого решения (приговора, распоряжения и т. п.). Но оно призвано помочь практическим работникам глубже разобраться в содержании применяемых норм, предотвратить возможные ошибки. Доктринальные разъяснения, содержащиеся в комментариях законодательства, в научной литературе, исходящие от юристов-практиков, призваны способствовать дальнейшему росту правосознания, воспитанию работников государственного аппарата, каждого юриста в духе глубокого понимания закона.
От толкования-уяснения и толкования-разъяснения следует отличать толкование-интерпретацию. Это толкование по объему, необходимое в том случае, если налицо формальное несовершенство закона, т. е. недостатки в юридическом оформлении мысли законодателя или несоответствие между содержанием закона и логической формой его выражения.
В целом интерпретация (истолкование) нормы права должна строго соответствовать смыслу ее текста в статьях нормативно-правового акта. Отступления от смысла статей недопустимы, ибо они могут открыть лазейку для нарушения законности. Истолкование нормы права в точном соответствии со смыслом текста статьи закона или иного нормативно-правового акта называется буквальным, или адекватным, толкованием.
Фактически результатом толкования должна быть полная определенность смысла нормативного акта, которая заключается в его точности, безоговорочности, отсутствии каких-либо параллельных решений; не следует допускать выводы "и то, и другое", "и да, и нет".
В результате систематического или историко-политического уяснения смысла правовой нормы может представиться явно необходимым истолковать норму несколько уже или несколько шире буквального смысла текста соответствующей статьи. В первом случае истолкование называется ограничительным, а во втором - расширительным.
При режиме законности расширительное и ограничительное толкование является исключением из общего правила, закрепляющего соответствие буквального текста и действительного смысла акта. В данном случае не происходит распространения нормы на новый круг общественных отношений или же исключения общественных отношений, охватываемых нормой. Действительное содержание нормы, ее объем остается неизменным. Задача состоит в том, чтобы раскрыть это содержание. Воля законодателя определяется только по отношению к буквальному тексту.
При расширительном толковании факты, относящиеся к делу, охватываются смыслом нормативного акта, законодатель имел их в виду, хотя его воля и не нашла точного и ясного выражения в тексте закона. Именно этим оно отличается от аналогии закона, когда определенные факты не охватываются ни смыслом закона, ни буквальным текстом, ибо законодатель не имел их в виду. При аналогии нормативный акт распространяется на новый круг общественных отношений, что возможно только, как мы уже выяснили, при строго определенных условиях.
В процессе толкования правовых норм большое значение имеют акты толкования - интерпретационные акты, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, разъясняющие юридические нормы. Их характерная особенность состоит в том, что они действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Акты толкования зависят от них и в принципе разделяют их судьбу.
В теории государства и права различаются два вида актов толкования;
интерпретационные акты правотворчества - нормативные юридические акты, изданные в порядке аутентичного или легального толкования;
интерпретационные акты правоприменения - специфические правовые акты, содержащие правила применения норм права, сформулированные в результате обобщения опыта их жизнедеятельности.
Толкование правовых норм представляет собой деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, граждан по уяснению и разъяснению смысла и содержания правовых норм. Многообразие субъектов, занимающихся толкованием права, имеет следствием наличие различных видов толкования по юридической силе и практической значимости.
По юридической силе выделяют официальное и неофициальное толкование.
Официальное толкование - это разъяснение норм права, которое исходит из государственных органов и является обязательным для всех субъектов права.
Официальное толкование дается уполномоченными на то субъектами – государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, оно закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов. Такое толкование является юридически значимым, вызывает правовые последствия.
Официальное толкование различают двух видов – нормативное и казуальное.
Нормативное толкование представляет собой официальное разъяснение, которое подобно норме права обладает общим действием, то есть распространяется на неопределенный круг лиц и неопределенное количество случаев. Нормативное толкование дается на основе обобщения практики применения юридических норм с целью обеспечения единообразного понимания и применения правовых предписаний.
Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения, они полностью разделяют судьбу толкуемой нормы. Отмена или изменение нормы права нередко приводит к отмене или соответствующему изменению акта толкования.
В рамках нормативного толкования различают: аутентичное (авторское) и легальное (делегированное).
Аутентичное толкование осуществляется органом, издавшим норму. Акты аутентичного толкования общеобязательны и обладают особым авторитетом. Оно основано на правотворческих функциях этого органа, поэтому, издав нормативный акт, правотворческий орган вправе в любое время дать необходимые с его точки зрения разъяснения. Субъектами такого толкования могут быть все правотворческие органы, например Государственная Дума РФ.
Легальное толкование носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это поручено, разрешено. Так, Верховный Суд, не являясь правотворческим органом, тем не менее, имеет право толковать нормативные акты, в том числе и акты, принимаемые высшими законодательными органами; Конституционный Суд на том же основании имеет право толковать Конституцию РФ, ЦИК толкует законодательство об избирательной системе.
Казуальное толкование представляет собой официальное разъяснение по конкретному делу и формально является обязательным лишь при его рассмотрении. Казуальное толкование осуществляется в деятельности судов (судебное толкование) и в процессе применения норм права другими органами (административное толкование). Особенность административного толкования состоит в том, что оно не ограничивается рамками конкретного дела, так как содержит указания нижестоящим либо подконтрольным органам, как последние должны решить то или иное дело. Акты судебного толкования имеют разовое значение, но вместе с тем могут использоваться при рассмотрении конкретных дел как образец, выработанный правовой практикой.
Неофициальное толкование – это разъяснение норм права, даваемое не уполномоченными на то субъектами. Оно не является юридически значимым и не влечет юридических последствий.
Все виды неофициального толкования не имеют обязательной силы. Их практическая значимость определяется авторитетом лица, давшего разъяснение, и убедительностью аргументации.
Неофициальное толкование по внешней форме выражения может быть как устным (разъяснение какой-либо формы права адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан, на лекциях и т.д.), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях).
Неофициальное толкование может бытьэмпирическим (бытовым), профессиональным (компетентным) и доктринальным (научно-теоретическим).
Обыденное толкование может осуществляться любым гражданином. В нем выражается уровень правосознания различных субъектов в виде правовых чувств, эмоций, представлений, переживаний в юрисдикционной сфере жизни общества. Особенно четко это проявляется в ходе всенародного обсуждения каких-либо нормативных актов, референдумов. Такое толкование имеет большое значение для соблюдения гражданами запретов, исполнения юридических обязанностей, а также при осуществлении ими субъективных прав.
Профессиональное толкование имеет место в деятельности адвокатов, юрисконсультов и других юристов-практиков, для которых разъяснение норм представляет собой профессиональную обязанностью. Такое разъяснение не является юридически обязательным, например, разъяснение норм права прокурорами во время приема граждан.
Доктринальное (научное) толкование так же не имеет юридической силы. Однако более чем другие оказывает влияние на правореализационный процесс в целом и правоприменение в частности. Доктринальное толкование дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, отдельными учеными в статьях, монографиях, комментариях, на лекциях, конференциях и т.д. Основывается оно на знании закономерностей воздействия права на общественные отношения, создании законодательства, на обобщении практики применения правовых норм.
Виды толкования по объему
Толкование правовых норм преследует цель выяснения действительного смысла нормы, который имел в виду сам законодатель. Свою волю законодатель формулирует средствами языка. Поэтому словесное выражение его воли может не всегда совпадать с ее действительным содержанием. В связи с результатом толкования различают буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничительное.
Буквальное толкование имеет место тогда, когда объем толкования полностью совпадает с текстом правовой нормы. Буквальное толкование является наиболее распространенным и самым результативным в правовой практике, так как не порождает споров и разногласий.
Расширительное толкование шире текстуального содержания правовой нормы, поскольку смысл правового предписания выходит за рамки буквальных выражений. Например, нормы гражданского права, предусматривающие ответственность за утрату вещи, не могут толковаться буквально. Понятие утраты трактуется расширительно: под утратой вещи понимаются все случаи прекращения ее существования. Например, законодатель часто использует термин «закон» (судьи независимы и подчиняются только закону). Но истинный смысл слова «закон» состоит в том, что в этом случае имеются в виду все нормативно-правовые акты, а не только акты высших органов власти. То же самое касается и термина «судьи», поскольку имеются в виду и народные заседатели, и присяжные.
Ограничительное толкование уже текстуального содержания нормы, так как по смыслу правового предписания видно, что законодатель стремился ограничить действие нормы более узкими рамками. Например, в норме права записано: «Все совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей». Однако не все дети обязаны это делать. От этой обязанности освобождаются нетрудоспособные дети, а также дети, которых родители не содержали и не воспитывали. В данном случае сужается круг субъектов, подпадающих под действие правового предписания. Таким образом, ограничительное толкование применимо в тех случаях, когда действительный смысл нормы права уже, чем ее словесное выражение.
Вывод:
В теории права указанные разновидности толкования называются результатами толкования. Это означает, что результат толкования по объему может быть буквальным, ограничительным либо расширительным. Результатам толкования соответствует практика применения правовых норм.
Акты толкования
Акты толкования - правовые акты, которые содержат разъяснение юридических норм. В отличие от нормативных актов акты толкования не создают новых юридических норм, а только интерпретируют их. Они не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Они находятся в зависимости от нормативных актов, обслуживают и разделяют их судьбу.
Классификации актов толкования:
Похожая информация.
Толкование (интерпретация) норм права - важнейшее условие их правильного понимания и применения. Не будь толкования, весь сложный процесс правореализации был бы крайне затруднен, а в известном смысле невозможен.
В юриспруденции под толкованием понимается «деятельность по установлению содержания нормативных правовых предписаний в целях их практической реализации» . При этом толкование, прибавляя новое знание о норме, ни в коей мере не изменяет и не заменяет ее, тем более - не создает новой. Речь идет только об анализе, изучении, разборе действующей нормы. Иначе это было бы нарушением законности.
Выдающийся немецкий юрист Р. Иеринг писал: «Задача толкования заключается в том, чтобы разложить материал,
устранить кажущиеся противоречия, выяснить темные и неопределенные места, извлечь наружу полное содержание законодательной воли, следовательно, в особенности извлечь из данных отдельных положений лежащий в их основе принцип, и наоборот, из данного принципа вывести все последствия его» .
Проблема толкования - это проблема соотношения духа и буквы закона, между которыми, как правило, существуют определенные противоречия, несовпадения. Подобные коллизии приходится устранять именно путем толкования.
Основные причины, вызывающие необходимость толкования, следующие:
1) документальное выражение правовых предписаний в законе. Уяснение любого письменного документа требует определенной мыслительной деятельности, связанной с пониманием слов, предложений, их логической связи;
2) сложность или нечеткость юридических формулировок, излишняя их краткость, абстрактность либо, напротив, пространность;
3) несовершенство законодательной техники, поспешность в принятии тех или иных законов, их слабая проработанность, декларативность, неконкретность;
4) несовпадение норм и статей правовых актов, наличие бланкетных и отсылочных норм, нетипичных предписаний;
5) специфика юридических терминов и понятий, интерпретация которых требует специальных познаний, высокой квалификации;
6) не всегда ясное и точное выражение воли законодателя в той или иной норме или законе, совмещение «духа» и «буквы» закона;
7) необходимость уяснения связей между нормами права.
Структура юридического толкования состоит из двух элементов: уяснения и разъяснения. Иными словами, следует различать толкование-уяснение и толкование-разъяснение. Оба эти процесса тесно взаимосвязаны.
При толковании-уяснении норма права толкуется субъектом для себя. Такое толкование представляет собой определенный мыслительный процесс в сознании толкователя, и оно не получает какого-либо внешнего выражения, не фиксируется в каком- либо акте. Данный процесс не является юридическим процессуальным действием.
Подобное толкование может даваться не только официальным должностным лицом, но и рядовым гражданином. Оно не является обязательным для других.
В полной мере значение толкования как деятельности проявляется в «разъяснении». При толковании-разъяснении осуществляется не только мыслительный процесс, но и совершается реальное юридическое действие, находящее внешнее выражение в специальных актах, которые называются актами толкования, т. е. оно имеет документальное оформление. Это толкование не только для себя, но и для других. Причем оно имеет обязательное значение для всех заинтересованных лиц. Разъяснение нормы вправе давать лишь уполномоченные на то органы и должностные лица.
Своеобразие толкования состоит в том, что это - деятельность, которая, реально завершая процесс регламентации общественных отношений, в то же время является одним из начальных элементов процесса реализации норм права.
Толкование законов способствует устранению (точнее: смягчению) недостатков в их форме. Неправильное или неполное использование средств и приемов законодательной техники, недостатки в стиле законов могут быть «поправлены» путем толкования. В этом смысле толкование является своеобразным продолжением законодательной техники, обеспечивающим выполнение одних и тех же задач - полноту и точность выражения воли законодателя.
Главным и определяющим принципом толкования является принцип законности, означающий, что оно должно быть подчинено задаче выявления действительной воли законодателя, содержащейся в законе, а не тому, что законодатель думал, предполагал. Какие-либо предположения по отношению к воле законодателя недопустимы. Истолковано должно быть то, что реально выражено и закреплено в законе.
Мировой юридической практикой выработаны также некоторые общие принципы толкования:
1) всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого;
2) закон обратной силы не имеет;
3) что законом не запрещено, то разрешено;
4) чрезвычайные законы толкуются ограничительно;
5) законы, смягчающие наказание, толкуются расширительно;
6) исключения из общего правила подлежат ограничительному толкованию;
7) позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;
8) толкование не должно отменять, изменять или создавать новую норму права;
9) отмена закона, который отменял другой закон, не «воскрешает» оригинального закона;
10) закон, который не применяется, не прекращает своего действия автоматически.
Таким образом, толкование (интерпретация) норм права представляет собой специальное познание, которое осуществляется в целях практической реализации права.
Еще по теме Толкование (интерпретация) норм права: понятие, структура и принципы:
- § 3. Единообразие в применении и толковании судами норм права и средства его обеспечения.
- 4. Понятие принципов гражданского процессуального права и их значение. Классификация принципов. Краткая характеристика принципов гражданского процесса.
- Салат из огурцов на зиму «Пикантный Салат из огурцов пикантный на зиму
- Телячья вырезка в духовке
- Кукурузная крупа – что это?
- Ажурные блинчики на молоке — рецепты тонких блинов с дырочками Блины ажурные тонкие дрожжевые
- Отличается насыщенный пар
- Чем звуки отличаются от букв?
- Какой разновидности языков естественных или формальных может
- Прямоугольный параллелепипед — Гипермаркет знаний
- Рассказ о себе на английском
- Английский язык в сфере туризма Словарный запас для путешествий на английском
- Как сделать мутный бульон прозрачным
- Отстранение работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр Отказаться от медкомиссии на работе
- Табель учета рабочего времени: расшифровка сокращений Как в табеле обозначается учебный оплачиваемый отпуск
- Какая норма продолжительности рабочего времени в неделю устанавливается данным работникам?
- Сергей михеев — железная логика (видео) последний выпуск Политолог михеев
- Евгений сатановский — последние видео Сатановский последние публикации
- Священник Игорь Затолокин
- Человек — существо духовное
- Основные ошибки заполнения
- Отчет рсв в году сроки сдачи