Тума: захолустье с огненной историей.


Таким открытием стал городок Тума, в который я заехал по дороге из Рязани в Касимов. Городок, а точнее, поселок городского типа, захолустный, пыльный ныне, ничем почти не примечательный, кроме неожиданно большой и красивой церкви, Троицкой, стоящей почти на самой трассе.

Что-то кольнуло, я остановился, пощелкал на «айфон». А потом оказалось, что блеклая Тума имеет интересную историю и вполне достойна внимания путешественников по России.


Мещерские леса и озера по дороге на Туму и Касимов.

Село Тума было основано в 1637 году, статус поселка городского типа получило только в 1938-м. А в 1930-м здесь произошли волнения крестьян против большевиков. Поводом послужило закрытие той самой Троицкой церкви районной властью.

С требованием открыть её в ночь на 23 февраля выступило 150 человек, а на следующий день их было уже 500. Такие же требования были высказаны ещё в 5 соседних селениях, а в 4 селениях раздавались лозунги «Долой колхозы!».

Как отмечали чекисты, возглавлявшие движение элементы пытались придать ему политический характер, выставляя лозунг «Долой коммунистов!». Движением были охвачены Тума, Тверино, Извеково, Ветчаны и Спирино. В последнем 28 февраля совершено покушение на заместителя секретаря Тумского райкома ВКП(б) Брусилова - в него выстрелили из револьвера.

В ходе массовой коллективизации церковь была закрыта в конце 1920-х годов, что вызвало массовые волнения жителей села и близлежащих деревень. Во второй раз, в 1940 году было принято решение Рязанского Облисполкома № 1576 от 3 сентября 1940 года о закрытии церкви в селе Тума и переоборудовании её под Дом Культуры. С 1940 по 1946 год храм использовался как зернохранилище. Просьбы верующих об открытии церкви не прекращались до 1947 года, когда было принято решение Рязанского Облисполкома № 891 от 11 сентября 1947 года об открытии Троицкой церкви в рабочем посёлке.

Церковь после волнений все-таки закрыли. Но, о, чудо, жители Тумы не успокоились даже в самые лихие годы репрессий, и добились в 1947 году открытия церкви! Правда, стоит отметить, что в 1946-47 годах Сталин распорядился восстановить сотни церквей и монастырей и даже построить новые церкви по всей стране.

Храм Свято́й Тро́ицы - православный храм Касимовской епархии Рязанской митрополии Русской православной церкви в посёлке Тума Клепиковского района. Здание церкви является объектом культурного наследия (памятником архитектуры) Российской Федерации.

Храм имеет уникальный двухъярусный иконостас из белого мрамора работы итальянских мастеров. В церкви представлены уникальные фрески, выполненные по эскизам русских мастеров XIX века В. Васнецова, М. Нестерова, А. Иванова, В. Котарбинского, Г. Семирадского. Некоторые фрески повторяют оформление Владимирского собора в Киеве.

Первый камень нового храма в селе Тума был заложен в 1823 году. Каменная церковь была построена в 1841 году на средства прихожан. Возводилась церковь на болоте. Строительство нового храма шло на месте обветшавшего деревянного основания фундамента колокольни старой деревянной церкви - вертикально поставленные дубовые брёвна, залитые металлом. Изначально храм имел четыре дополнительных предела - в честь архангела Михаила, Покрова Богородицы, Святителя Николая и пророка Илии.

Помимо Троицкой церкви в неприметном поселке есть еще несколько достопримечательностей.

В лесах неподалёку от посёлка находится кладбище спецгоспиталя НКВД № 5963, на котором похоронены немецкие и румынские солдаты.

Парк Тумы. Он, да церковь и есть главные достопримечательности в самой Туме.

Тума также привлекает индустриальных туристов комплексом ширококолейных и узкоколейных депо, оставшихся от Мещерской магистрали.

Рядом с Тумой находится печально известный местным поселок Курша-2, в котором в 1936 году в результате лесного пожара и раздолбайства начальства погибло 1200 человек!

Во время пожара из Тумы в Куршу-2 вышел железнодорожный состав, чтобы спасти заготовленный лес. Машинисты, видевшие масштаб пожара предложили вывозить не лес, а весь поселок, но местные решили спасти и бревна, и людей. Потратили драгоценное время на погрузку стволов в грузовые вагоны. В итоге на обратном пути поезд попал в огненную ловушку, вагоны, лес и люди сгорели. Причем сгорели жители Курши, зеки, заготавливавшие лес, а также солдаты, помогавшие и тем, и другим.

Архитектурный стиль - ампир с элементами эклектики. Здание церкви имеет длину 80 метров и ширину 40 метров. Высота центрального купола - 40 метров. Башня колокольни имеет высоту 65 метров, сложена из белого камня. Высота шпиля с крестом составляет около 15 метров. Общая высота сооружения - около 80 метров.

Окрестности Тумы и Спас-Клепиков стали одним из излюбленных мест К. Г. Паустовского. Место действия рассказов «Мещёрская сторона», «Кордон 273» проходят в этих местах.

Уроженцем Тумы был Матфий Касимовский (Матвей Михайлович Рябцев) (1871-1918) - священномученик Русской Православной Церкви. Его дом находится прямо напртив Троицкой церкви.

Неподалёку от Тумы, в имении Ветчаны жил русский писатель А. И. Куприн. Место действия его рассказа «Попрыгунья стрекоза» проходят в Туме.


Тума - захолустный ныне поселок с очень интересной историей. В окрестностях Тумы жил Паустовский, Куприн, обучался Есенин.

Ну и наконец, недалеко от Тумы, в городке Спас-Клепики в 1909 году в местной школе был открыт поэтический талант юного Сергея Есенина, и на этот счет есть мой пост.


Рязанская Мещера недалеко от поселка Тума.

Так что будете проезжать мимо, обязательно остановитесь хотя бы на полчаса в Туме. Через посёлок проходят трассы Р105 и Р73, соединяющие Москву с Касимовым и Туму с Владимиром. Расстояние до Рязани - 100 км, до Москвы - 205 км, до Владимира - 130 км.

Паустовский в заметках о прозе Куприна отсылает читателя к любопытному рассказу «Болото», который, по его мнению, «с потрясающей силой обличает идиотизм деревенской жизни и тупую, поистине рабскую покорность человека перед недоброй силой тогдашнего общественного строя». Да и весь цикл рассказов, который Александр Куприн написал будучи в мещёрских краях, открыли дореволюционному столичному читателю глаза на естество старой мещёрской деревни, поведали о горькой судьбе «богом проклятого» захолустья в рассказах «Мелюзга», «Болото», «Лесная глушь», «На глухарей». В «Попрыгунье-стрекозе» писатель поминает и Туму - это большое торговое село, о котором сами местные про себя говорили «Тума железная, а люди в ней каменные».

Тума Николаевская в качестве погоста упоминается в списках писцовых книг Василия Крапоткина 1637-1648 годов - «В Тумской же волости погост на государеве и великого князя Михаила Фёдоровича всеа Руси земле». К 1649 году в Туме уже существовала церковь - царь Алексей Михайлович выдал специальный документ, что принадлежит оной обозначенный участок земли. Вместо обветшавшей деревянной в честь пророка Ильи в 1791 году «дозволено было построить» новую церковь - деревянную же -в честь Святой Троицы с приделом Ильинским, «старую же церковь велено разобрать и годный из нея лес употребить на вновь устрояемую». В Клепиковском районе каменное строительство всегда было делом дорогим, ведь природный строительный материал здесь - многие метры песка, а ближайшие доступные месторождения камня залегают на востоке Мещёры в районе Касимова. Потому прежние тумчане привыкли строить из дерева. В 1797 году ту церковь достроили и освятили, но, не простояв и полувека, 17 марта 1841 года она сгорела. На месте деревянной Никольской церкви стольником Леонтьевым построена каменная, в которой, хотя и находилось три престола - в честь Воскресения Христова, Иоанна Предтечи и Святителя Николая, но «по причине малых ея размеров, прихожане едва помещались». Вследствие этого приступили к строительству ныне существующей каменной Троицкой церкви. Из примечательного хранится в церкви Евангелие, пожертвованное супругой стольника Леонтьева, Ириною Ивановною, «для поминовения мужа ея», которого здесь же под церковью и похоронили, а на место погребения указывает сохранившийся доселе надгробный памятник.

Соседствовало с Николаевской Тумой село Тума Воскресенская - название дала церковь Вознесения Христова. Сегодня это село Воскресение в Клепиковском районе. Само же название селения - Тума - объясняют, опираясь на изученные эрзя-мордовский и марийский языки. В марийских диалектах «тум» - это дуб, а также «глушь, непроходимый лес».

Как и Клепики, Тума выгодно расположилась у Московско-Саратовского тракта, по которому шли товары из Москвы в Поволжье и с юга в Москву. Дорога обросла легендами, в коих упоминается и о разбойниках, которыми будто бы славились Тума и село Окатово, что вслед по той же дороге. Так вот, тумские и окатовские «шалили» по тракту и грабили купеческие обозы, откуда пошла купеческая поговорка: «Проедешь Туму да Окатово - доедешь до Саратова»… Скудно по тем временам жили не в одних Клепиках - все мещёрские селения не отличались благополучием. По официальным данным, в 1891 году в Туме было 76 дворов, грамотных из четырёх мужчин - один, а женщин - единицы. С 1885 года существовала здесь двухклассная церковно-приходская школа. Не имелось ни клубов, ни библиотек, зато спросом пользовались кабаки - на Туму насчитывалось аж одиннадцать питейных заведений.

К началу XX века проложенная через Мещёру узкоколейка от Рязани до Владимира стала своеобразной точкой невозврата. Село развивалось - отстроили депо для паровозов, имелась земская больница, школа, аптека, почтовая станция, четыре кузницы, кирпичный заводик, две пекарни, винный склад, пруд и 27 колодцев с не очень хорошей водой. После 1917 года, по одной из версий, во избежание ассоциаций с именем Николая II название села усекли до Тумы, а к 1938 году оно приобрело статус посёлка городского типа. В Великую Отечественную многие девушки из Тумы и окрестных деревень и сёл работали на добыче торфа у Шатуры и Туголеса. Добытый торф вагонами отправляли на электростанции - за мужскую работу принимались не раздумывая, - страна ждала топливо, благодаря которому не останавливались заводы, нуждающиеся в энергии, в домах был свет и тепло. Но труд на торфяниках был безумно тяжёлым: как вспоминает Любовь Семёновна Ярцева, 1925 года рождения, уроженка деревни Амлешево, 16-летней девушкой в две смены лопатой швыряла торф в вагонетку. Рассказывает, «было страшно - то здесь, то там сухой торф начинал гореть, а одна из девушек провалилась и сгорела на наших глазах, шанса помочь ей не было, ведь пропасть росла, не было времени даже оплакивать подругу».

Центр жизни посёлка нынче - придорожный рыночек. Он примкнул к автовокзалу, где транзитники всегда рады закупить домой «правильного» товару. В маленькой Туме остановку делают автобусы, следующие на Рязань, Касимов, Муром, Владимир, Нижний Новгород, и автобусики на Малахово, Воронцово, Бусаево да Колесниково. В любое время года тут и товар согласно сезону: к осени - ягодно-грибная тема расходится в банках, в качестве сувениров местные умельцы предлагают тушки животных, а ближе к телу - душевные шерстяные носочки, варежки и телогрейки на выбор.

Хотя бы ради встречи с приветливо-застенчивыми тумчанами стоит отправиться сначала по трассе М5 до Рязани, далее по касимовской дороге и, преодолев 96 километров, запастись природными дарами к предстоящему ужину.






Тума - посёлок городского типа в Клепиковском районе Рязанской области Русской Федерации.

Население 6 163 человек (2010 г.).

Посёлок расположен на реке Нарма (приток реки Гусь), в центральной части Мещёрской низменности на не совсем большом возвышении - Егорьевско-Касимовской моренной гряде. Расстояние от районного центра - 30 км, от Рязани - 96 км, от Москвы - 200 км.

Жд станция: ширококолейная (Тума - Владимир) и узкоколейная (Тума - Голованова Дача) дистанции.

История

До 1938 года - село. Первоначальное название - Николаевская Тума, 1-ый компонент которого связан с местной церковью: насел, пункт упоминается в писцовых книгах 1637 -1648 гг. как погост с церквями во имя Николая Чудотворца и Ильи Пророка. Название Николаевская Тума было противопоставлено наименованию Воскресенская Тума, которое носило соседнее селение (село Воскресенье).

Компонент Тума имеет финно-угорское происхождение. Его объясняют на материале эрзя-мордовского и марийского языков. Ср.: эрзянское тумо «дуб», марийское тум «дуб» (в марийских диалектах еще «глушь, непроходимый лес»).

В Последствии 1917 г. во избежание ассоциаций с именованием правителя Николая II село стало называться Тума.

Статус посёлка городского типа - с 1938 года.

Экономика

В посёлке действуют дальнейшие фирмы:

  • ОАО «Тумское» АТП
  • Мебельная фабрика(не работает).
  • Лесничество.
  • Кирпичный завод с собственной узкоколейной металлической дорогой(в зимний период не работает) .
  • Асфальтобетонный завод.
  • Предприятие по заготовке зерна (ЗаготЗерно)(не работает).
  • Сельхозтехника (сервис агротехники)(не работает).
  • Молочный завод.
  • Молочнотоварные фермы(не работают).
  • Хранилище минеральных удобрений(не работает).
  • Местное газовое хозяйство.
  • Швейная фабрика.

В окрестностях ведётся заготовка и обработка древесины (лесопромышленное хозяйство, лесопилка).

Меж компаний транспорта выделяются:

  • Локомотивное для ширококолейного подвижного состава.
  • Автостанция (маршруты Москва - Касимов, Москва - Тума, местные) и автобусный гараж.
  • Компрессорная станция магистрального газопровода.

В сфере торговли работают дальнейшие фирмы: 4 автозаправочные станции, магазин сети «Магнит », магазин «Твой Инструмент» и др. Еще в Туме работают отделение Почты Русской Федерации, отделение Сбербанка Русской Федерации, метеостанция.

Транспорт


Вокзал на станции Тумская ГЖД

Через посёлок проходит трассаР105 (автоматических дорога) регионального, соединяющая города Москва и Касимов. Расстояние до Москвы - 205 км. Расстояние до Владимира по автоматических дорогеР73 - 130 км.

В посёлке находится автобусная станция Тумская. На станции останавливаются все междугородние рейсовые автобусы, дальнейшие через посёлок. Осуществляется постоянное автобусное сообщение с Москвой, Рязанью, Касимовым, Нижним Новгородом и др. Еще скооперировано местное автобусное сообщение с деревнями Клепиковского (Малахово, Колесниково и др.) и Касимовского районов.

В Туме расположена жд станция Тумская Горьковской металлической дороги на тупиковой полосы Владимир - Тумская. Станция Тумская является еще гейтом на сохранившийся узкоколейный участок Рязанско-Владимирской узкоколейной металлической дороги (иногда неофициально называемый Мещерской магистралью), до Гуреевского (ранее до Рязани) с ответвлением на станцию Голованова дача. Узколейная железная дорога не действует с 2008 года и демонтирована на металлолом в 2011 году осенью.

В посёлке размещена компрессорная станция на магистральном газопроводе Нижний Новгород - Центр.

Достопримечательности, культура


Троицкая церковь

В посёлке действуют две общеобразовательные школы, музыкальная школа, спортивная школа (специализация - лыжный спорт). Имеется кинотеатр «Юность».

Достопримечательности посёлка:

  • Музей узкоколейной металлической дороги. Расположен возле жд вокзала ст.Тумская.
  • Троицкая церковь (построена в первой половине XIX века, в храме имеется мраморный иконостас) .

Примечания

  1. ^ Реестр МО - Рязанская область - ГП Рабочий поселок Тума
  2. ^ Таблица 2. Численность населения районов и городских населённых пт субъектов Российской Федерации
  3. ^1 2 Сайт поселка Тума // тума.рф (Проверено 26 ноября 2010)

Источники

  • Тума - статья из Громадный российской энциклопедии
  • terrus.ru - база данных Русской Федерации
  • Сайт поселка Тума
  • Тума на Сайте истории, культуры и традиций Рязанского края
  • Фото Тумы на Сайте «Фотопутешествие по России»
  • Рязанско-Владимирская узкоколейная железная дорога на «Cайте о металлической дороге» Сергея Болашенко
  • Узкоколейная железная дорога Тумского кирпичного завода на «Cайте о металлической дороге» Сергея Болашенко
Категории:
  • Населённые пункты по алфавиту
  • Населённые пункты Клепиковского района Рязанской области
  • Посёлки городского типа по алфавиту
  • Посёлки городского типа Рязанской области
  • Статьи о населённых пт без категории в справочнике 24map

Сайт Тума, торгующий товарами посредством сети Интернет. Позволяет пользователям онлайн, в своём браузере или через мобильное приложение, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа, оплатить заказ.

Одежда в Тума

Мужская и женская одежда, которую предлагает магазин в Тума. Бесплатная доставка и постоянные скидки, невероятный мир моды и стиля с потрясающей одеждой. Качественная одежда по выгодным ценам в магазине. Большой выбор.

Детский магазин

Все для детей с доставкой. Посетите лучший магазин детских товаров в Тума. Покупайте коляски, автокресла, одежду, игрушки, мебель, средства гигиены. От пеленок до детских кроваток и манежей. Детского питания на выбор.

Бытовая техника

В каталоге бытовой техники магазина Тума представлены товары ведущих брендов по низкой цене. Мелкая бытовая техника: мультиварки, аудиотехника, пылесосы. Компьютеры, ноутбуки, планшеты. Утюги, Чайники, Швейные машины

Продукты питания

Полный каталог продуктов питания. В Тума вы можете купить кофе, чай, макаронные изделия, сладости, приправы, специи и многое другое. Все продуктовые магазины в одном месте на карте Тума. Быстрая доставка.

По переписи 1859 года в составе Касимовского уезда было 395 населённых пунктов, в число наиболее крупных входило село Николаевская Тума - 454 чел.

Аномалии климата 1890-1893 годов в Рязанской губернии (зимой до - 45, а летом до + 40) и, как следствие, неурожай и лесные пожары, подвинули к строительству узкоколейки -Пристань - Тума.

Первая временная узкоколейка в Мещёру Ока-Солотча-Пенкино (левая), построена в 1893-1894 годах. Автор проекта - генерал Анненков. Финансировали строительство в 1893-1894 годах московские предприниматели И. Поляков, И. Санин, И.А. Сытенко, а также Акционерное общество «Мещёрского подъездного пути» - купцов Лаптевых, Селиванова, Масленникова и других в числе 24 человек. Строительство узкоколейной железной поручено было инженеру П. С. Доброумову. Железная дорога работала шесть месяцев (июль-декабрь) в 1894 году и восемь с половиной месяцев (с января по 15 марта и июль-декабрь) в 1895 году. Июнь отводился на ремонтные работы и восстановление работоспособности железной дороги после разливов реки Оки. Перенос путей на постоянную узкоколейку -Пристань - Тума, осуществлено в 1897-1898 годах.

Железнодорожная станция: ширококолейная (Тума-) и узкоколейная (Тума - Голованова Дача) дистанции. Участок этой узкоколейной железной дороги является единственной в России узкоколейной железной дорогой колеи 750 мм.

14 января 1898 года, рязанцы, кто ещё не знал, с интересом читали в «Рязанских Губернских Ведомостях» напоминание:

«С 20 декабря 1897 года, открыто временное грузовое движение на участке Рязанско-Тумского подъездного пути, от станции -Пристань, до временной станции , на правом берегу реки Пры, с перевозкой частных грузов в рабочих поездах, на основании учреждённых Министерством Путей Сообщения временных правил».

В 1901 году было открыто сквозное движение от станции Рязань-пристань до (протяжённость линии - 211 километров). В 1920-х годах был построен участок Гуреевский - Голованова Дача (согласно некоторым источникам - Дача). В 1930-х годах продолжалось строительство «боковых» веток, почти все они являлись ведомственными (в составе НКПС-МПС находились только участки - Тумская - Гуреевский - -Пристань и Гуреевский - Дача). Железнодорожного моста через реку Ока в Рязани никогда не было. Сообщение между городом и станцией -Пристань осуществлялось с помощью парома либо наплавного моста, в зимнее время - по льду реки.

Согласно графика движения поездов на узкоколейной железной дороге курсировал пригородный поезд сообщением Тумская - -Пристань (1 пара, дни обращения - понедельник, четверг, суббота, воскресенье), два грузопассажирских поезда сообщением Тумская - Голованова Дача (1 пара - в ходу ежедневно, 1 пара - в ходу по воскресеньям).

В 1924 году участок от станции Тумская до станции был заменён железнодорожной линией широкой колеи. До 1960-х годов на узкоколейной железной дороге работали паровозы. Затем основным локомотивом стал тепловоз ТУ 2. С 1968 года пассажирские поезда курсировали по единственному маршруту - от станции Тумская до станции Голованова Дача, протяжённость - 31 километр, в том числе 6 километров - перегон Тумская - Гуреевский, являющийся частью бывшей Рязанско-Владимирской линии. В мае 2008 года движение пассажирских поездов сообщением Тумская - Голованова Дача было прекращено. На железнодорожной линии широкой колеи - Тумская паровозы продержались значительно дольше вплоть до 1978 года.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...