Учреждение Государственной думы. Манифест об учреждении законосовещательной государственной думы Из положения о выборах в Государственную думу



БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ МЫ, НИКОЛАЙ ВТОРЫЙ, ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ и прочая, и прочая, и прочая Объявляем всем нашим верноподданным:

Государство Российское созидалось и крепло неразрывным единением царя с народом и народа с царем. Согласие и единение царя и народа - великая нравственная сила, созидавшая Россию в течение веков, отстоявшая ее от всяких бед и напастей, является и доныне залогом ее единства, независимости и целости материального благосостояния и развития духовного в настоящем и будущем.

В манифесте нашем, данном 26 февраля 1903 г., призывали мы к тесному единению всех верных сынов Отечества для усовершенствования государственного порядка установлением прочного строя в местной жизни. И тогда озабочивала нас мысль о согласовании выборных общественных учреждений с правительственными властями и об искоренении разлада между ними, столь пагубно отражающегося на правильном течении государственной жизни. О сем не переставали мыслить самодержавные цари, наши предшественники.

Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов.

В сих видах, сохраняя неприкосновенным основной закон Российской империи о существе самодержавной власти, признали мы за благо учредить Государственную думу и утвердили положение о выборах в Думу, распространив силу сих законов на все пространство империи, с теми лишь изменениями, кои будут признаны нужными для некоторых, находящихся в особых условиях, ее окраин.

О порядке участия в Государственной думе выборных от великого княжества Финляндского по вопросам общих для империи и сего края узаконений будет нами указано особо.

Вместе с сим повелели мы министру внутренних дел безотлагательно представить нам к утверждению правила о приведении в действие положения о выборах в Государственную думу, с таким расчетом, чтобы члены от 50 губерний и области Войска Донского могли явиться в Думу не позднее половины января 1906 года.

Мы сохраняем всецело за собой заботу о дальнейшем усовершенствовании Учреждения Государственной думы, и когда жизнь сама укажет необходимость тех изменений в ее учреждении, кои удовлетворяли бы вполне потребностям времени и благу государственному, не преминем дать по сему предмету соответственные в свое время указания.

Питаем уверенность, что избранные доверием всего населения люди, призываемые ныне к совместной законодательной работе с правительством, покажут себя перед всей Россией достойными того царского доверия, коим они призваны к сему великому делу, и в полном согласии с прочими государственными установлениями и с властями, от нас поставленными, окажут нам полезное и ревностное содействие в трудах наших на благо общей нашей матери России, к утверждению единства, безопасности и величия государства и народного порядка и благоденствия.

Призывая благословение господне на труды учреждаемого нами государственного установления, мы с непоколебимой верой в милость божию и в непреложность великих исторических судеб, предопределенных божественным промыслом дорогому нашему отечеству, твердо уповаем, что с помощью всемогущего бога и единодушными усилиями всех своих сынов, Россия выйдет с торжеством из постигших ее ныне тяжких испытаний и возродится в запечатленных тысячелетней ее историей могущества, величии и славе.

Дан в Петергофе, в 6-й день августа, в лето от рождества Христова тысяча девятьсот пятое, царствования же нашего в одиннадцатое.

Это произведение не охраняется авторским правом.
В соответствии со статьёй 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы, произведения народного творчества (фольклор), сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Тропарь преподобным Исаакию, Далмату и Фавсту Далматским, глас 4

Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.

Перевод: Боже отцов наших, всегда поступающий с нами по Твоей кротости, не удали милости Твоей от нас, но по их мольбам мирно жизнью нашей управляй.

Кондак преподобному Исаакию Далматскому, глас 8

Я́ко уго́дник Бо́жий ве́рный,/ по Христо́ве Це́ркви ре́вностию разже́гся,/ бразды́ Ва́лентовы удержа́в,/ проро́чески тому́ о затворе́нии Це́ркве па́губную смерть предре́кл еси́, преподо́бне.// Те́мже при́сно моли́ о нас, чту́щих тя, Исаа́кие преподо́бне.

Перевод: Как верный служитель Божий ты воспламенился по Христовой Церкви, сдержав правление императора Валента, ты пророчески предсказал ему, смерть в огне за закрытие церквей. Потому всегда молись о нас, почитающих тебя, Исаакий преподобный.

Кондак преподобным Исаакию, Далмату и Фавсту Далматским, глас 2

Поще́нием возсия́вшия, я́ко свети́ла,/ и е́реси разврати́вшия ве́рою,/ пе́сньми Исаа́кия восхва́лим и с Далма́том Фа́вста,/ я́ко Христо́вы уго́дники,// Того́ моля́щия о всех нас.

Перевод: Пощением воссиявшие, как светила, и ниспровергшие верой, молитвенными песнопениями прославим Исаакия и Далмата с Фавстом, как Христовых угодников, Его молящих обо всех нас.

Господь говорит святым апостолам пред страданиями: «вскоре не увидите Меня и опять вскоре увидите Меня» () . Страдания Господа и смерть так поразили Св. апостолов, что очи ума их помутились, и они не стали видеть Господа как Господа; скрылся свет, и они сидели во тьме горькой и томительной. Тьму эту разогнал свет Воскресения Христова, - и они опять узрели Господа.

Так слова Свои объяснил Сам Господь: «вы восплачете , - говорил Он, - и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» () . Говорят, что и всякая душа на пути к совершенству, испытывает подобное же поражение. Тьма повсюдная покрывает ее, и она не знает, куда деваться; но приходит Господь, и печаль ее претворяет в радость. Верно, необходимо так, как необходимо жене помучиться пред тем, как предстоит родиться от нее человеку в мир.

Нельзя ли отсюда заключить, что кто не испытал этого, в том еще не рождался настоящий христианин?

восьми главным страстям . Материалом для этого служат те же самые грехи, которые прежде он исповедывал общей массой, но теперь они будут распределяться по страстям, которые их порождают. Такая исповедь приводит со временем к ясному осознанию действия в себе каждой страсти, вследствие чего устанавливается наблюдение и контроль за действием страстей.

Несколько лет христианин пытается бороться со страстями, напрягая все свои силы, но, наконец, понимает, что своими силами он с ними справиться не в состоянии. Отсюда начинается его сознательное сотрудничество с . Христианин изучает ее действие: когда и за что она оставляет его, какими путями вновь возвращается к нему.
игумен Борис Долженко

Манифест об учреждении Государственной Думы
6 августа 1905 г.

Печатается с сайта "Демократия.Ру" http://www.democracy.ru/library/publications/voter/special/el_history

Объявляем всем Нашим верным подданным: Государство Российское созидалось и крепло неразрывным единением Царя с народом и народа с Царем. Согласие и единение Царя и народа великая нравственная сила, созидавшая Россию в течение веков, отстоявшая ее от всяких бед и напастей, и является доныне залогом ее единства, независимости и целости, материального благосостояния и развития духовного в настоящем и будущем.

В манифесте Нашем, данном 26 февраля 1903 года, призывали Мы к тесному единению всех верных сынов отечества для усовершенствования государственного порядка установлением прочного строя в местной жизни. И тогда озабочивала Нас мысль о согласовании выборных общественных учреждений с правительственными властями и об искоренении разлада между ними, столь пагубно отражающегося на правильном течении государственной жизни. О сем не переставали мыслить Самодержавные Цари, Наши предшественники.

Ныне настало время, следуя благим начинаниям Их, призвать выборных людей от всей земли русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов.

В сих видах, сохраняя неприкосновенным основной закон Российской империи о существе самодержавной власти, признали Мы за благо учредить Государственную думу и утвердили Положение о выборах в Думу, распространив силу сих законов на все пространство империи с теми лишь изменениями, кои будут признаны нужными для некоторых, находящихся в особых условиях, ее окраин.

О порядке участия в Государственной думе выборных от Великого княжества Финляндского по вопросам общих для империи и сего края узаконений будет Нами указано особо.

Вместе с сим повелели Мы министру внутренних дел безотлагательно представить Нам к утверждению Правила о приведении в действие Положения о выборах в Государственную думу с таким расчетом, чтобы члены от 50 губерний и области Войска Донского могли явиться в Думу не позднее половины января 1906 г.

Мы сохраняем всецело за Собою заботу о дальнейшем усовершенствовании Учреждения Государственной думы, и когда жизнь сама укажет необходимость тех изменений в ее Учреждении, кои удовлетворяли бы вполне потребностям времени и благу государственному, не преминем дать по сему предмету соответственные в свое время указания.

Питаем уверенность, что избранные доверием всего населения люди, призываемые ныне к совместной законодательной работе с правительством, покажут себя пред всею Россией достойными того Царского доверия, коим они призваны к сему великому делу, и в полном согласии с прочими государственными установлениями и с властями, от нас поставленными, окажут Нам полезное и ревностное содействие в трудах Наших на благо общей Нашей Матери России, к утверждению единства, безопасности и величия государства и народного порядка и благоденствия.

Призывая благословение Господне на труды учреждаемого Нами государственного установления, Мы с непоколебимою верою в милость Божию и в непреложность великих исторических судеб, предопределенных Божественным промыслом дорогому Нашему отечеству, твердо уповаем, что с помощью Всемогущего Бога и единодушными усилиями всех своих сынов Россия выйдет с торжеством из постигших ее ныне тяжких испытаний и возродится в запечатленных тысячелетнею ее историей могуществе, величии и славе.

Дан в Петергофе, в 6-й день августа, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятое, царствования же Нашего в одиннадцатое.

На подлинном Собственною Его императорского величества рукою подписано:
«НИКОЛАЙ»

Выверено по изданию: Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. Т. XХV. Отд-ние 1-е.–СПб., 1908.–Ст. 26656.–С. 637-638..

Революционные события 1905 года привели к тому, что самодержавие вынуждено было пойти на серьезные изменения в государственном строе России, предполагавшие дополнение абсолютизма совещательными учреждениями, в том числе и представительного характера.

Начало разработки первого закона о выборах в народное представительство следует вести с 18 февраля 1905 г., когда Николай II отдал соответствующее распоряжение Управляющему министерством внутренних дел А.Г.Булыгину (высочайший рескрипт 18 февраля 1905г.). Одновременно был издан высочайший указ Правительствующему Сенату, обязавший Совет Министров рассматривать и обсуждать, поступающие на имя императора от частных лиц и учреждений предложения по вопросам усовершенствования государственного устройства.

В многочисленных предложениях по поводу рескрипта 18 февраля содержалось большое количество решений относительно создания законосовещательного органа, но в итоге было решено создать отдельную выборную законосовещательную палату. Совет Министров остановился на названии «Государственная дума» для проектируемого органа.

Положение о ней составлял помощник начальника главного управления по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел Сергей Крыжановский. Опыт европейских парламентов он использовать не решался, дабы не быть обвиненным в заимствовании непригодных для России западных образцов. Позже он утверждал, что за основу им был взят проект учреждения Государственной думы, составленный М.Сперанским в 1809 г. Однако при сравнении проектов Сперанского с работой Крыжановского сходства между ними не обнаружено, за исключением названия.

По проекту МВД законопроекты в Государственную думу должны были вноситься министрами и главноуправляющими отдельными частями. После обсуждения и голосования проектов в Думе ее заключения и журналы заседаний поступали на обсуждение в Государственный совет. Затем законопроекты с приложенными мнениями обеих палат представлялись императору на утверждение. Предполагалось, что проекты, отклоненные обеими палатами, не представляются на утверждение императора и считаются отклоненными. Это явилось бы формальным ограничением абсолютизма и выходило за рамки рескрипта 18 февраля. Но мы считаем, что при наличии назначаемого императором Государственного совета, император мог провести любой закон при необходимости. Стоит также упомянуть, что исходя из опыта 19 века, когда царь часто издавал законы, не рассмотренные законосовещательной палатой, можно сделать вывод, что такая практика могла быть продолжена. Следовательно, ограничение самодержавия, проектируемое Булыгиным и Крыжановским, на деле оказывалось чисто формальным и предназначалось для снятия плохо проработанных законопроектов.

Государственная дума по данному проекту наделялась рядом прав, которые не имел существующий совещательный орган - Государственный совет. Думе предполагалось дать право законодательной инициативы (очень ограниченное) и право запроса министрам о незаконных действиях администрации.

Составленный проект обсуждался в Совете министров под руководством председателя департамента государственной экономии Д.Сольского, который еще с 1881 года высказывался за создание общегосударственного представительного органа. Совет министров одобрил проект, но был изменен порядок назначения председателя и секретаря Думы, а также было предоставлено императору право роспуска Думы до истечения законного срока ее полномочий. 28 июня 1905 г. Совет министров закончил обсуждение проекта.

Николаем II было высказано предложение продолжить его рассмотрение на заседаниях Государственного совета, но под давлением графа Сольского и ряда других высших чиновников, а также общества, требовавшего скорейших преобразований, было принято решение не затягивать движение проекта. С целью его ускорения 19 - 26 июля проект был рассмотрен в Петергофском Особом совещании. В нем председательствовал сам император, участвовал ряд великих князей, членов Совета министров и Государственного совета.

Результатом деятельности Совета министров, комиссии и Особого совещания в Петергофе явилось опубликование 6 августа 1905 года Манифеста об учреждении Государственной Думы, Учреждения Государственной думы и Положения о выборах в Государственную думу от 6 августа 1905 г. Автор считает, что стоит подробнее рассмотреть организацию «Булыгинской думы», опираясь на эти источники, дабы лучше понять характер законосовещательного учреждения, которое планировалось созвать.

Манифест об учреждении булыгинской думы провозгласил, что «…сохраняя неприкосновенным основной закон Российской империи о существе самодержавной власти, признали мы за благо учредить Государственную думу и утвердили положение о выборах в Думу, распространив силу сих законов на все пространство империи…» Калинычев Ф.И.Государственная дума в документах и материалах. М.,1957.,с.30-31.. Этот манифест и явился началом законодательной базы первого общеимперского представительного органа - Государственной думы. При этом в манифесте дается прямое указание на то, что император сохраняет за собой право вносить изменения в ее учреждение и давать для ее усовершенствования «по сему предмету соответственные в свое время указания». Мы считаем, что данное положение указывает на то, что при создании данного манифеста, уже был расчет на изменение законодательства о Думе в случае смены обстановки в стране в целом.

Итак, Булыгинская дума носила совещательный характер. По ст1. Учреждения Государственной думы от 6 августа 1905 г. она учреждается «для предварительной разработки и обсуждения законодательных предположений, восходящих, по силе основных законов, через Государственный совет, к верховной самодержавной власти» Там же,с32. Члены Думы избирались населением на пять лет. По указу императора Дума могла быть распущена до истечения срока полномочий, с одновременным назначением новых выборов. Император также определял продолжительность «ежегодных занятий» Калинычев Ф.И.Государственная дума в документах и материалах., ст4,с.32. и перерывы в них в течение года. В составе Думы образуются общее собрание и не менее четырех, но и не более восьми отделов. Законным считалось заседание с присутствием: не менее одной трети членов - в общем собрании, а в отделе - не менее половины его членов. Расходы на Думу осуществлялись государственным казначейством.

Председатель Государственной думы избирались из числа ее членов на год. Он должен был докладывать императору о действиях Думы. Также председатель возглавлял совещание, рассматривающее общие вопросы деятельности Государственной думы. В состав данного совещания входили также товарищ председателя, председатели отделов Думы, секретарь Думы и его товарищ.

Члены Думы пользовались свободой мнений и не отчитывались перед своими избирателями. Депутат мог быть подвергнут лишению или ограничению свободы только по суду, а также не подлежал задержанию за долги. Член Думы мог отказаться от своей должности по письменному заявлению, подаваемому председателю. Признание члена Думы утратившим свои полномочия (по случаям указанным в статьях 17, 19, 20 учреждения) или временно устраненным от участия в собраниях осуществлялось в правительствующем сенате. Депутаты получали суточное довольствие из казны, также раз в год им выплачивалось пособие, покрывавшее путевые расходы на проезд от Санкт - Петербурга до места их проживания.

«а) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

б) финансовые сметы министерств и главных управлений и государственная роспись доходов и расходов…;

в) отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи;

д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет;

е) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов;

ж) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым высочайшим повелениям»Калинычев Ф.И. Государственная дума в документах и материалах.,с.35..

Что касается законодательной инициативы, то Думе предоставлялось право возбуждать предположения об отмене или изменении действующих законов и издании новых, но эти предположения не должны были касаться начал государственного устройства, установленных основными законами. Такому предположению давалось движение в законодательном порядке только в том случае, когда министр или главноуправляющий отдельной частью, к ведению которого оно относилось, разделял соображения Думы о желательности отмены или изменения действующих законов и издания новых.

Государственной думе предоставлялось право требовать от министров и главноуправляющих отдельными частями разъяснений и сообщения сведений, по поводу их действий, которые по мнению Думы нарушают существующие законы.

По поводу порядка производства дел в Государственной думе стоит сказать, что подлежащие ее рассмотрению дела вносились министрами и главноуправляющими, а также государственным секретарем. Сначала поступающие дела рассматривались в отделах, затем поступали в общее собрание. Заседания общего собрания и отделов назначали, открывали и закрывали их председатели. В заседаниях не допускалось присутствие посторонних лиц, присутствие представителей печати допускалось в количестве не более одного человека от издания, за исключением закрытых заседаний, где присутствие любых посторонних запрещалось. Закрытые заседания назначались председателем Думы или по решению ее общего собрания.

Заключением Государственной думы считалось «…мнение, принятое большинством членов общего собрания Думы»Калинычев Ф.И. Государственная дума в документах и материалах.,ст.47,с37.. В нем должно было быть определено согласие или несогласие с внесенным предположением, описанное в точно выраженных положениях. Затем законодательные предположения с заключением Думы вносились в Государственный совет, откуда, в случае их утверждения, поступали императору.

Если император считал, что Дума медленно рассматривает внесенное дело, то Государственный совет устанавливал срок, к которому должно быть готово заключение. Если Дума не укладывалась в установленный срок, то Совет рассматривал дело вовсе без ее заключения.

Как мы видим из всего вышесказанного, Дума обладала достаточно широкими полномочиями по отмене или изменению действующих законов и изданию новых, но император имел возможность принять закон в обход Думы, рассмотрев его только в Государственном совете, а право законодательной инициативы Государственной думы было сильно ограничено. По мнению автора, это еще раз подтверждает ее законосовещательный характер и положение низшее, чем у Государственного совета.

Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 г. и кончая «Основными государственными законами»23 апреля 1906 г. По первоначальному проекту (6 августа 1905 г.) Государственная дума предполагалась как «законосовещательное установление», избираемое на основе цензового представительства от трех курий. Обострение политической ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта.11 декабря 1905 г., после разгрома вооруженного восстания в Москве, издается указ «Об изменении положения о выборах в Государственную думу», которым значительно расширяется круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.Землевладельцы с полным земельным цензом (150 десятин) непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз.Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания, крупные города имели собственные избирательные собрания, наравне с губернскими.Крестьянские выборы были четырехступенчатыми: сначала выбирали представителей на волостной сход, затем - на уездный съезд уполномоченных от волостей,»на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание.Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губерний или крупного города.Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым.

17 октября 1905 г. манифестом «Об усовершенствовании гос.порядка» объявлялся переход страны к новому строю - конституционной монархии. Манифест провозглашал основные гражданские права и свободы (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, Союзов и др.), предоставил избирательные права широким слоям населения, а также расширял права Гос.думы, объявляя ее органом, ограничивавшим монархическую власть.Госюдума и Гос.совет,в случае достижения между ними единства,могли противостоять монарху в области контроля над бюджетом и принятия новых законов.Однако право изменять основополагающие законы,контролировать работу правительства и использовать армию было выведено из сферы их компетенции и предоставлено исключительно монарху.Поэтому говорить о введении в России на этой стадии конституционной монархии как законченной формы правления будет не вполне правомерно ввиду большого числа изъятий из законодательства в пользу монархического компонента полит.системы

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...