Уголовное законодательство состоит из. Уголовный закон


В соответствии со статьей 1 УК РФ действующее законодательство состоит из УК РФ. Поэтому ни один ФЗ, устанавливающий преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия, не может быть принят без формального включения его в структуру действующего.

Исключение - часть 3 статьи 331 УК, устанавливающая, что уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством военного времени.

Действующий УК был принят 24 мая 1996 года. Был принят ещё один ФЗ: „О порядке введения в действие УК РФ“. В соответствии с ним УК вступил в силу с 1 января 1997 года.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ „О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия“ это означает, что любые законы, в том числе уголовные, и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, если придёт к убеждению, что нормы УК противоречат ей. В случае неопределённости, соответствует ли норма УК Конституции, суд обращается в КС РФ (в любой стадии рассмотрения дела).

Общепризнанные принципы и нормы международного права, в соответствии с Конституцией, являются частью её правовой системы. Если нормы УК противоречат им, то применяются правила международного договора.

Признаки УК

УК РФ представлен в форме ФЗ. Это означает, что в соответствии с Конституцией РФ, УК относится к исключительному ведению РФ. То есть, УК действует на всей территории РФ.

Поскольку УК - это ФЗ, то единственный государственный орган, который может его принимать - государственная дума.

УК - это нормативный акт, то есть, УК предназначен для многократного применения и ко всем лицам.

УК в соответствии с частью 1 статьи 2 основывается на Конституции РФ. УК не должен противоречить Конституции. У КРФ - приоритет. УК выступает одной из гарантий прав и свобод, провозглашаемых Конституцией.

В части 2 статьи 1 указывается, что УК основывается и на нормах международного права. Приоритет - у международных договоров РФ.

Действующий кодекс - четвёртый в России кодифицированный Уголовный закон (1922, 1926, 1960, 1996).

Система уголовного законодательства - это структура действующих правовых институтов и норм, выражающая их внутренние связи и единство.

Структурно УК делится на Общую и Особенную части, которые делятся на разделы, главы и статьи.

Статья - низшая структурная единица УК. Статьи нумеруются арабскими цифрами, начиная с „1“. Уголовно-правовые нормы содержатся именно в статьях кодекса, при этом в одной статье может содержаться как одна, так и несколько уголовно-правовых норм. Большинство статей кодекса делится на части, которые выделяются в отдельный абзац и имеют цифровое обозначение. Части статей включают пункты, имеющие буквенное обозначение. Кроме того, в некоторых статьях Особенной части кодекса есть примечания, где раскрываются уголовно-правовые понятия или формулируются уголовно-правовые институты.

Если в кодекс включаются новые статьи или главы, нумерация уже существующих статей и глав не изменяется, а добавившиеся статьи или главы получают номер наиболее близкой по содержанию структурной единицы кодекса с добавлением цифрового обозначения, записываемого через точку или верхним индексом. В случае исключения статьи нумерация других статей не изменяется, а на месте исключённой статьи делается соответствующая запись.

Общая часть включает 6 разделов, 15 глав и статьи 1 - 104³. Её нормы определяют общие принципы и положения уголовного права, пределы действия уголовного закона во времени и в пространстве, понятие и категории преступлений, лиц, подлежащих уголовной ответственности, понятие вины, её форм и видов, положения, касающиеся неоконченной преступной деятельности, соучастия в преступлении, наказания, его видов, целей и порядка назначения, случаи, когда лицо может быть освобождено от уголовной ответственности и наказания, особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, понятие и содержание иных мер уголовно-правового характера.

Особенная часть кодекса состоит из шести разделов, девятнадцати глав и статей 105 - 360, и описывает составы конкретных преступлений, а также перечисляет санкции (виды и размеры наказаний) за их совершение. Система Особенной части УК РФ отражает приоритеты уголовно-правовой охраны: на первое место в ней ставятся преступления против личности, и только затем преступления в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти, военной службы, мира и безопасности человечества.


Похожая информация:

  1. Англосаксонская правовая семья. Уголовное право в Англии
  2. В случае обвинения одного лица в совершении преступлений, подсудных судам разных уровней, уголовное дело рассматривает

Уголовное законодательство Российской Федерации

  • 1. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс.
  • 2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.
  • 1. Статья 71 Конституции уголовное законодательство относит к исключительной компетенции Российской Федерации. Субъекты РФ не вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие уголовную ответственность или освобождающие от нее, в связи с чем, например, ВС РФ признан противоречащим федеральному законодательству принятый в одном из субъектов РФ закон о помиловании .

Конкретизируя конституционную норму, определяющую источниковую базу уголовного законодательства, ч. 1 комментируемой статьи устанавливает его полную кодификацию, поэтому оно существует лишь в форме УК. Из ч. 1 рассматриваемой статьи следует, что возможно принятие и других законов, содержащих уголовно-правовые нормы, например, комплексных законов, определяющих положения различных отраслей права (в частности, законов об организованной преступности, о коррупции, об усилении ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних). Кроме того, уголовно-правовые нормы могут предусматриваться во Вводном законе о введении в действие УК, в постановлениях Государственной Думы об амнистии и о порядке применения амнистии. Однако последние источники не содержат самостоятельных норм о преступности и наказуемости деяний, не предполагают применение ответственности как основного метода уголовно-правового регулирования (см. коммент. к ст. 8), что корреспондирует с ч. 1 комментируемой статьи.

Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, должны включаться в УК и, следовательно, не подлежат самостоятельному применению. Такое нормативное предписание обусловлено необходимостью закрепления гарантий законности в сфере уголовного судопроизводства и исключения аналогии закона в части преступности и наказуемости общественно опасных деяний (см. коммент. к ст. 3, 8). В силу ст. 54, 71 Конституции, а также ст. 8, 19 УК уголовной ответственности лицо подлежит лишь за деяния, содержащие все признаки состава преступления, предусмотренного только федеральным уголовным законом – УК.

  • 2. Исключением из правила о единстве уголовного закона является представленное в ч. 3 ст. 331 УК в период вступления России в Совет Европы, но не реализованное и не имеющее практических перспектив положение о том, что ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством РФ военного времени .
  • 3. В ч. 2 комментируемой статьи установлен приоритет конституционных норм над другими правовыми нормами. Часть 1 ст. 15 Конституции определяет ее высшую юридическую силу и прямое действие. Законы, включая УК, не должны противоречить Конституции , в частности конституционным нормам, закрепляющим права и свободы граждан, обеспечивающиеся правосудием (ст. 18), равенство перед законом и судом (ст. 19); ограничение применения смертной казни (ст. 20); заключение под стражу только по решению суда (ст. 22); недопустимость повторного осуждения за одно преступление (ст. 50); правило об обратной силе закона (ст. 54) и др.

В соответствии с указанной нормой, а также разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума ВС РФ от 31.10.1995 № 8, суд, разрешая дело, применяет непосредственно нормы Конституции, в частности, в том случае, когда федеральный закон обнаруживает противоречие с положениями Конституции .

Например, по делу М., отказавшегося от несения обязанностей военной службы по религиозным убеждениям, Президиум ВС РФ признал отсутствие в его действиях состава уклонения от военной службы, поскольку действовавшее в то время законодательство, лежавшее в основе соответствующей бланкетной уголовно-правовой нормы (в частности, не предусматривавшей альтернативной гражданской службы), не соответствовало положениям ст. 28 и ч. 3 ст. 59 Конституции .

При установлении неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции, вправе в любой стадии рассмотрения дела обратиться в КС РФ с запросом о конституционности этого закона путем вынесения мотивированного определения (постановления). В связи с таким обращением производство по делу или исполнение принятого решения приостанавливается до разрешения запроса КС РФ, о чем специально указывается в определении (постановлении) суда.

4. Признание КС РФ закона, примененного судом в уголовном деле, не соответствующим Конституции, является новым обстоятельством (не известным на момент вынесения судебного решения, устраняющим преступность и наказуемость деяния), влекущим возобновление производства по уголовному делу (п. 1 ч. 4 ст. 413 УПК). Так, Президиум ВС РФ приговор суда и определение кассационной инстанции по делу О., осужденного по ч. 1 ст. 198 УК, отменил и дело в его отношении прекратил в связи с отсутствием состава преступления. При этом Президиум ВС РФ сослался на Постановление КС РФ от 19.06.2003 № 11-П "По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующих налогообложение субъектов малого предпринимательства – индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан" , признавшего не соответствующей Конституции статьи указанного Федерального закона, не освобождавшие индивидуальных предпринимателей, применявших упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты налога на добавленную стоимость и налога с продаж. В связи с этим применение судом закона, не соответствующего Конституции, признано новым обстоятельством, влекущим возобновление производства по делу и отмену предыдущих судебных решений .

Изложенные положения свидетельствуют об особой природе решений КС РФ, содержащих обязательные для правоприменителя правовые позиции (в особенности, постановлений), позволяющих в доктрине относить их, как и положения Конституции, если не к источникам уголовного закона, то к источникам уголовного права.

5. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного, а под общепризнанными принципами международного права – основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо (см. постановление Пленума ВС РФ от 10.10.2003 № 5). Принципы и нормы международного права закреплены в международных пактах, конвенциях, иных документах (Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. , Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. , Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протоколы к ней и др. ), а также в международных договорах РФ.

В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором РФ следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый в целях осуществления положений международного договора . Данный вопрос разъяснен, в частности, в постановлении Пленума ВС РФ от 10.10.2003 № 5 и от 27.06.2013 № 21. Например, Единая конвенция о наркотических средствах от 30 марта 1961 г. (с изм. и доп. от 25 марта 1972 г.) , Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г. , Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. и другие могут применяться лишь при их включении в УК. Положения указанных конвенций имплементированы, в частности, в гл. 24–26, 34 УК. Международно-правовые нормы, предусматривающие признаки составов конкретных преступлений, подлежат применению в Российской Федерации в тех случаях, когда статья УК прямо устанавливает необходимость обращения к международному договору РФ (например, ст. 2261, 2581, 355 и 356 УК) .

В постановлении Пленума ВС РФ от 27.06.2013 № 21 (п. 2) разъясняется, что, как следует из положений ст. 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколами к ней, ст. 1 Федерального закона от 30.03.1998 № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в окончательных постановлениях Европейского Суда, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов.

С целью эффективной защиты прав и свобод человека судами учитываются правовые позиции Европейского Суда, изложенные в ставших окончательными постановлениях, которые приняты в отношении других государств – участников Конвенции. При этом правовая позиция учитывается судом, если обстоятельства рассматриваемого им дела являются аналогичными обстоятельствам, ставшим предметом анализа и выводов Европейского Суда .

В связи с этим судам при рассмотрении дел всегда следует обосновывать необходимость ограничения прав и свобод человека исходя из установленных фактических обстоятельств. Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества. Установленные судом обстоятельства, свидетельствующие о необходимости ограничения прав и свобод человека, подлежат отражению в судебных актах (п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2013 № 21).

Статья 1 УК РФ выступает положением, устанавливающим правовую основу уголовной сферы. Понятие законодательства определяется, как совокупность нормативно-правовых актов способных регулировать те или иные общественные отношения. В такой ситуации речь идёт об уголовном преследовании, привлечении к ответственности и назначении наказаний. Рассматриваемая статья направляющая, она даёт возможность определиться с тем, какой закон следует применять при возникновении подобных отношений.

Уголовное законодательство Российской Федерации включает в себя ограниченный перечень нормативных актов. Оно состоит исключительно из одного Уголовного кодекса РФ. Каждый закон, принимаемый для установления уголовной ответственности, должен быть тут же включён в указанный кодекс. Соответственно, меры воздействия, санкции, виды преступлений, — всё это отражается в одном правовом акте.

УК РФ должен основываться только на Конституции РФ, а также принципах международного права общепризнанного характера.

Уголовное право представляет собой публичную отрасль права. Это означает, что источник этой отрасли представляет федеральное значение, обеспечивать соблюдение закона, а также его изменение при необходимости должны только государственные органы. Об этом говорит Конституция РФ в статье 71, где определяется предмет ведения Российской Федерации.

Отдельно следует сказать о международных нормах, преимущественных в правовой системе России. Если положения уголовного права противоречат таким нормам, то применяться будут только они, поскольку считаются общепризнанными и применяемыми во многих странах.

К международным нормам и принципам необходимо отнести две группы положений, для ориентира при необходимости их применения:

Подобная система применения норм характерная для каждого из варианта правовых отношений, в том числе и для частных отраслей.

Поскольку уголовное право определяется, как публичная отрасль, важен момент правильности применение его положений. Это определяется установленным или неустановленным фактом соответствия положениям Конституции, которые касаются в первую очередь прав человека. Осуществляется подобная проверка законодательства Конституционным Судом РФ.

Система

Нарушение закона, проявляющееся в совершении общественно-опасного деяния, предполагает меры воздействия в виде наказаний. УК РФ включается в себя большое количество преступлений, которые классифицируются по объектам, степени тяжести и ответственности, применяемой к виновным лицам. Главная задача рассматриваемой отрасли, это безопасность общества и предупреждение дальнейших преступных действий. Это порождает необходимость формирования законодательного акта, охватывающего все указанные аспекты.

УК РФ предполагает структуру, состоящую из двух частей: общей и особенной. Каждая из них дополняет другую. На практике требуется применение обеих частей.

Каждая из указанных частей рассматриваемой системы также включает отдельные элементы. Относят к ним следующее:

  • Общая. Она выступает основой. В ней закрепляются положения о принципах, задачах, целях уголовного закона, сфере его применения, основаниях, сроках, порядке применения норм, назначении наказаний, привлечении и освобождении от ответственности, смягчающих и отягчающих обстоятельствах, а также о тех, которые вообще исключат преступность совершённого действия, форме вины и так далее.
  • Особенная. Она содержит непосредственно виды преступлений, их описание, состав, а также наказание, которое может последовать в итоге. Сюда включено около 451 состава преступления.

В ВУЗах уделяют большое внимание подобному делению. Практикумы для студентов юридических факультетов включают в себя задачи на применение статей сразу обеих частей, что улучшает понимание строения УК РФ.

Помимо системы рассматриваемого закона, он также предполагает структуру, состоящую из следующих элементов:

Подобное деление способствует правильному установлению объективных признаков деяния, что существенно для определения состава.

Нормы

Любая норма права предполагает наличие трёх частей: гипотезы, диспозиции и санкции. Однако уголовное законодательство в этом вопросе имеет принципиальное отличие. В нормах рассматриваемой отрасли отсутствуют гипотезы. Более того общая и особенная части отличаются по структуре содержащихся в них положений, встречается один общий элемент.

Общая часть закона содержит исключительно диспозиции. Особенная включает в себя и диспозиции, и санкции.

Для понимания того, что собой представляет каждый из элементов нормы уголовного права, следует рассмотреть подробно их особенности и виды:

В УК РФ чаще всего встречаются описательные диспозиции совместно с альтернативными санкциями. Это связано с тем, что тяжесть преступления может варьировать. Допустимо и средняя тяжесть, и тяжкое в пределах одной статьи, что соответственно, увеличивает и наказание. Кроме того для квалификации всегда требуется точное разъяснение того или иного действия, в противном случае придётся обращаться к Постановлениям Пленумов ВС РФ, что не всегда возможно ввиду отсутствия необходимой информации.

Таким образом, уголовное законодательство в России представляет собой слаженную систему, содержащую определённые элементы, конкретные виды преступлений и наказаний, а также полное разъяснение о том, как и какой закон нужно применять. Рассматриваемые отношения регулируются исключительно УК РФ.

1. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.

Статьи 71 и 72 Конституции РФ проводят распределение предметов ведения и полномочий на находящиеся в ведении собственно Российской Федерации и в совместном ведении Российской Федерации и в ведении субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство и т.д.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что уголовное законодательство РФ состоит из Уголовного кодекса РФ. Все новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК РФ. Это, в частности, означает, что все изменения и дополнения, вносимые в УК РФ различными федеральными законами, подлежат включению в текст УК РФ в виде дополнительных статей, или изменения уже существующих статей, или включения в уже существующие статьи тех или иных дополнений. Однако следует иметь в виду, что уголовное законодательство не ограничивается лишь регламентацией уголовной ответственности, поэтому, по нашему мнению, все иные законы, имеющие отношение к уголовному законодательству, также подлежат включению в УК РФ и лишь после этого могут применяться правоприменителем (это, например, вопросы преступности и наказуемости деяний, виды наказаний и иные меры уголовно-правового воздействия, порядок их применения и т.д.).

В юридической литературе различные авторы в качестве источника уголовного права называют только Уголовный кодекс РФ, основывая свои суждения на части 1 статьи 1 УК РФ. На наш взгляд, это неверно. Источниками Уголовного права также выступают нормы международного права (в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляется положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы); Конституция РФ (т.к. ч. 1 ст. 15 Конституции закрепляет положение о том, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ); кроме того, диспозиции многих статей УК РФ имеют бланкетный или бланкетно-описательный характер, то есть отсылают непосредственно к иным законам или подзаконным нормативным актам, в таких ситуациях, на наш взгляд, они также выступают источниками Уголовного права РФ.

Часть 2 статьи 1 УК РФ устанавливает, что Конституция РФ и общепризнанные принципы и нормы международного права имеют приоритет над уголовным законодательством, и последнее на них основывается.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" и с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах, и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Учитывая это, суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором решение о согласии, на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.

При этом судам необходимо иметь в виду, что в силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона РФ "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора. Так как нормы международно-правовых актов не имеют санкций, они не имеют прямого действия на территории РФ и могут быть реализованы только в случае, когда эти нормы будут включены в российское (внутригосударственное) уголовное право. На наш взгляд, в этом случае следует говорить о приоритете внутригосударственных уголовно-правовых норм над нормами международного права.

Задача уголовного права — охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Для осуществления этих задач Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 2) устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Принцип законности означает, что никто не может быть привлечен к уголовной ответственности и подвергнут наказанию иначе, как за деяния (т.е. действия или бездействие), содержащие состав преступления, предусмотренный уголовным законом, а уголовное наказание может быть применено только по приговору суда.

Таким образом, в качестве источников уголовного права не могут выступать никакие иные нормативные акты, а также обычаи и судебные прецеденты. Не являются источниками и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (далее — Пленум ВС РФ), поскольку никаких новых норм они создавать не могут; их задача — раскрывать сущность уже действующих уголовно-правовых актов и норм.

Вместе с тем следует помнить, что уголовный закон, в отличие от объективных, естественных законов природы и общества, создается людьми, законодателем, и поэтому его содержание определяется в первую очередь существующими материальными и духовными условиями жизни общества.

Уголовный кодекс РФ Статья 1

6. Исходя из этого принципиального положения, Уголовный кодекс РФ провозглашает, что вновь принятые законы подлежат обязательному включению в настоящий Кодекс. В практическом плане из этого важного положения следует, что ни один из вновь принятых Федеральным Собранием РФ уголовных законов не может ни действовать, ни применяться уполномоченными государством органами сам по себе, вне и помимо соответствующих статей УК РФ. Значимость и исключительная важность этого нового законодательного предписания определяется рядом факторов. Во-первых, действие единого полностью кодифицированного уголовно-правового акта способствует укреплению режима законности в правоприменительном процессе. Сосредоточение всех без исключения уголовных законов государства в одном-единственном акте обеспечивает четкую и правильную ориентацию всех правоохранительных органов в информационной базе борьбы с преступностью, а также, что крайне важно, и граждан в вопросах о том, что уголовный закон запрещает под угрозой наказания и тем самым усиливает общепревентивное воздействие уголовно-правового запрета на неустойчивых членов общества. Во-вторых, отмеченная новация сводит информационную базу о преступности или непреступности поведения человека всего к одному и единственному (а не к нескольким, как это было раньше) официальному источнику в виде кодифицированного, внутренне согласованного и системного законодательного акта — действующему Уголовному кодексу РФ (далее — УК), что, несомненно, способствует формированию и развитию общественного правового сознания. Нельзя в связи с этим не отметить и того значимого с точки зрения правильного правоприменения обстоятельства, что новое положение об обязательности включения вновь принимаемых законов в Уголовный кодекс сразу вводит их в систему его норм и тем самым обеспечивает системную и логическую связь таких законов с соответствующими положениями действующего уголовного законодательства. Известно, что общеобязательное правило поведения устанавливается не одной отдельно взятой статьей УК, а всегда несколькими его статьями, относящимися как к Особенной, так и к Общей частям (например, положения, регламентирующие признаки субъекта преступления, вины, приготовления, покушения на преступление, соучастия, совокупности, рецидива преступлений и т.д.). Понятно, что новый закон, конструирующий тот или иной состав преступления, можно правильно уяснить, истолковать, а следовательно, и безупречно точно применить только в органической связи и неразрывном системном единстве его признаков с признаками других надлежащих статей действующего Уголовного кодекса РФ, что создает дополнительную гарантию обеспечения режима законности в правоприменительном процессе, существенно облегчает квалификацию деяний.

5. Уголовное законодательство состоит из Уголовного кодекса Российской Федерации, т.е. содержание законодательства полностью воплощено в нем. Уголовно-правовые нормы не могут содержаться ни в каком другом федеральном законодательном акте. Уголовное законодательство, следовательно, является единственным и исключительным источником российского уголовного права: ни иные федеральные законы, ни указы Президента РФ, ни тем более подзаконные нормативные акты органов государственной власти не могут устанавливать преступность и наказуемость общественно опасных деяний, любые иные общие положения, связанные с уголовной ответственностью гражданина.

Из Чего Состоит Уголовное Дело

УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ

Уголовное законодательство - совокупность правовых норм, устанавливающих принципы, основания и пределы уголовной ответственности и определяющих деяния, признаваемые преступлениями (См. Преступление), а также виды и меры наказания за их совершение. В СССР задача У. з … Большая советская энциклопедия

Уголовное законодательство рф - (англ criminal legislation of RF) отрасль законодательства, состоящая из УК РФ*. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в этот единый систематизированный федеральный законодательный акт. УК РФ основывается… … Энциклопедия права

Действующее уголовное законодательство России

В настоящее время, действующее уголовное законодательство РФ состоит из Уголовного кодекса Российской Федерации. Он был принят Государственной Думой РФ 24 мая 1996 г., одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г., подписан Президентом РФ 13 июня 1996 г. и введен в действие с 1 января 1997 г. Как отмечалось ранее, в состав действующего уголовного законодательства также входят и некоторые нормативные положения уголовно-правового характера, содержащиеся в Конституции РФ, международных нормативно-правовых актах и договорах РФ, если они ратифицированы в установленном законом порядке.

Статьи Особенной части Уголовного Кодекса РФ, которые не делятся на части, в своей структуре имеют только диспозицию и санкцию. Диспозицией статьи называют ту ее часть, в которой идет описание объективных и субъективных признаков конкретного состава преступления. Санкцией же является часть статьи, предусматривающая наказание за совершение преступления. Вышесказанное в полной мере относится к тем статьям Особенной части Уголовного Кодекса РФ, которые имеют в своей структуре соответствующие части, предусматривающие как самостоятельные диспозиции, так и санкции.

Из чего состоит уголовное законодательство

Уголовное законодательство России включает в свой состав и такие нормы права, в которых предусматриваются условия и пределы применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой и средней тяжести, а также то, при каких обстоятельствах применяются принудительные меры медицинского характера к психически больным, алкоголикам, наркоманам. В уголовном законодательстве содержатся и нормы права, определяющие возможность применения иных мер уголовно-правового характера к лицам, совершившим преступления.

Действующее уголовное законодательство России представляет собой особого рода систему построенных на единых принципах и характеризующихся определенным единством принятых и опубликованных в установленном порядке правовых нормативных актов, в которых содержатся нормы уголовного права, определяющие задачи, принципы и общие положения этой отрасли права, а также то, какие общественно опасные деяния и при каких условиях признаются преступлениями и какие наказания и иные меры уголовно-правового характера применяются к лицам, совершившим преступления.

Часть или пункт статьи закона

В Налоговом кодексе Российской Федерации статья также делится на пункты, а не на части. Так, в п. 1 ст. 5 НК РФ указывается: «Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи , могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. «.

«Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов» (направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 N вн2-18/490) определяют рекомендуемый порядок подготовки законопроектов. Согласно этим рекомендациям статья закона подразделяется на:

КАКИЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКРЕПЛЕНЫ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНЕ

Для изучения первого и второго вопросов темы следует обратиться к ч. 1 ст. 14 УК РФ, в которой приведено законодательное определение преступления. Преступлением признается деяние, обладающее таки­ми признаками, как общественная опасность, противоправность, ви­новность и наказуемость.

Преступление всегда представляет собой деяние (действие или бездействие). Намерения, цели, ради осуществления которых лицо не предпринимает действий, не относятся к области уголовно-право­вого регулирования, поскольку не создают угрозы причинения обще­ственно вредных последствий. При анализе общественной опасности как признака преступления нужно понимать содержание ее характе­ристик: качественной (характер) и количественной (степень).

Из чего состоит уголовное законодательство

После возбуждения уголовного дела должностное лицо обязано уведомить потерпевшего о принятом решении, затем составляется план оперативно-розыскных мероприятий, выдвигаются различные версии, которые должны быть проверены в ходе проведения следственных действий. По уголовному делу допрашиваются свидетели, устанавливаются возможные очевидцы при необходимости приглашаются специалисты в определенных областях, переводчики.

В зависимости от специфики уголовного дела будут выполнятся различного рода следственные действия это могут быть: проверка показаний на месте, следственный эксперимент, очная ставка, выемка, обыск, осмотр предметов и другие. Некоторое следственные действия проводятся напрямую следователем либо дознавателем проводившем расследование по делу, для проведения других следственных действий необходимо разрешение суда.

30 Июл 2018 135
Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...