Уголовный закон имеет обратную силу. Обратная сила уголовного закона


Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 10. Обратная сила уголовного закона. 1. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

2. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.
Комментарий к статье 10
1. В ст. 10 УК сформулирован принцип обратной силы уголовного закона, являющийся исключением из требований, установленных в ст. 9 Кодекса. Этот принцип означает, что закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе и на отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Этот принцип является конституционным, так как вытекает из ст. 54 Конституции РФ.
2. Законом, устраняющим преступность деяния, считается акт, объявляющий о декриминализации этого деяния, т.е. об исключении его из УК и, следовательно, об отмене уголовной ответственности и наказания за его совершение.
3. Законом, смягчающим наказание, является закон, по которому максимальный и минимальный предел того или иного вида наказания ниже, чем по ранее действовавшему закону, либо устанавливающий альтернативную санкцию, позволяющую назначить более мягкое наказание. Однако при оценке строгости или мягкости нового уголовного закона и определении того, улучшает или ухудшает он положение лица, совершившего преступление, следует учитывать не только его санкцию, но и иные обстоятельства, влияющие на усиление или смягчение уголовной ответственности и наказания. Так, новый уголовный закон может существенно изменить сроки наказания, необходимые для условно-досрочного освобождения, погашения и снятия судимости и т.д. Все это также влияет на определение того, имеет ли новый закон обратную силу.
4. Правило об обратной силе нового, более мягкого уголовного закона распространяется и на лиц, уже осужденных и отбывающих наказание по старому, более строгому закону.
5. Если новый закон устраняет преступность деяния, производство по делу прекращается на любой стадии, в том числе на стадии предварительного следствия. Если новый закон смягчает уголовную ответственность за преступление, суд при определении наказания также должен руководствоваться им (это правило распространяется и на деятельность суда в кассационной и надзорной инстанциях).
6. "Применяя новый уголовный закон, устраняющий преступность и наказуемость деяния, изданный после вступления приговора в законную силу, суд надзорной инстанции должен освободить виновного от наказания, а не отменять состоявшиеся по делу судебные решения с прекращением производства по делу за отсутствием в деянии состава преступления" (Постановление Президиума Верховного Суда РФ по делу Н. // БВС РФ. 2005. N 1. С. 22).
7. В ч. 1 ст. 10 УК специально оговаривается непридание принципа обратной силы уголовного закона в отношении закона, устанавливающего преступность деяния, усиливающего наказание или иным образом ухудшающего положение лица, совершившего соответствующее деяние. Законом, устанавливающим наказуемость деяния, является тот закон, в соответствии с которым преступным признается деяние, ранее не рассматривавшееся в качестве преступления. Законом, усиливающим наказание, является закон, который увеличивает максимальный или минимальный предел наказания или оба этих предела. Таким же является и закон, который, не меняя пределы основного наказания, добавляет к нему дополнительное наказание либо устанавливает альтернативную санкцию, дающую суду возможность назначить более строгое наказание, чем по ранее действовавшему закону. К закону, устанавливающему наказание, а следовательно, ухудшающему положение лица, совершившего преступление, следует отнести и закон, направленный на усиление уголовной ответственности и наказания путем увеличения сроков наказания, отбытие которых необходимо для условно-досрочного освобождения, увеличения сроков погашения и снятия судимости и т.д.

уголовный закон преступность наказуемость

Условия обратной силы уголовного закона

Статья 10 Уголовного кодекса РФ подробно регулирует применение обратной силы уголовного закона, поэтому законодатель сформулировал эту норму в самостоятельной статье.

Исходной позицией для уголовно-правового регулирования является ст. 54 Конституции Российской Федерации, в которой устанавливается основное правило: закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это конституционное предписание закрепляется во второй фразе ч. 1 статьи 10 УК РФ, говорящей о неприменении нового уголовного закона, устанавливающего уголовно-правовой запрет, усиливающего наказание или иным образом ухудшающего положение лица, совершившего преступление. УК 1996 г. содержит свыше 60 новых уголовно-правовых запретов, усиливает наказание за многие тяжкие и особо тяжкие преступления, вводит обязательное усиление наказания за простой, опасный и особо опасный рецидив. Все эти нормы в соответствии со ст. 10 УК не имеют обратной силы. 3

Часть 1 статьи 10 УК РФ формулирует исключения из общего правила, то есть предусматривает случаи применения нового УК к деяниям, совершенным до его вступления в силу. Эти исключения, основанные на принципах справедливости и гуманизма, касаются трех случаев. Два из них известны и прежнему законодательству: закон имеет обратную силу, если он декриминализирует какое-либо деяние или если он смягчает наказание за его совершение. В новом УК полностью или частично декриминализировано около 40 деяний.

Под смягчением наказания следует понимать снижение максимума либо минимума соответствующего наказания, предусмотренного в санкции, исключение из санкции дополнительной меры наказания либо включение в нее такой альтернативной меры, которая дает суду возможность назначить виновному лицу более мягкую меру наказания.

Новым является предписание статьи 10 УК РФ о применении обратной силы нового уголовного закона к случаям, когда закон иным образом смягчает ответственность лица. Здесь имеются в виду многие случаи. Например, по УК 1996 г. сняты ограничения в применении условно-досрочного освобождения, сокращены сроки давности, установлено обязательное смягчение наказания за неоконченные преступления, предусмотрены новые виды освобождения от уголовной ответственности для лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести и т. д. Все эти нормы имеют обратную силу, то есть применяются к лицам, совершившим преступления до 1 января 1997 г.

Статья 10 УК РФ уточняет круг лиц, на которых распространяется обратная сила нового УК. Кроме лиц, дела которых за совершенные ими преступления не были рассмотрены до 1 января 1997 г., обратная сила нового УК распространяется также на лиц, отбывающих наказание, и лиц, имеющих судимость за преступления, совершенные до 1 января 1997 г.

В соответствии со ст. 3 Закона о введении в действие нового УК пересмотр всех уголовных дел для выяснения вопроса о возможности применения обратной силы нового УК возлагается на соответствующие органы по месту совершения преступления или по месту отбывания наказания. В случае применения обратной силы уголовное дело, не рассмотренное судом, подлежит прекращению, в какой бы стадии уголовного процесса оно ни находилось. Если дело было рассмотрено и лицу было назначено наказание, это наказание подлежит сокращению. При этом ч. 2 статьи 10 УК РФ определяет обязанности суда: наказание должно быть снижено до максимума, установленного санкцией соответствующей статьи нового УК; если эта санкция не предусматривает того дополнительного наказания, к которому было приговорено лицо, суд должен освободить это лицо от такого дополнительного наказания.

Итак, установив принципиальное положение, что новый уголовный закон, каким-либо образом ухудшающий положение лиц, ранее совершивших преступление, обратной силы не имеет, необходимо выяснить, как определять сроки лишения свободы при смягчении или ужесточении наказания. Например, старый уголовный кодекс предусматривал лишение свободы от двух до десяти лет, а новый закон за такое же преступление - от трех до восьми лет. Какой закон является более мягким? В доктрине уголовного права высказывались мнения, что более мягкий закон - это закон с более низким минимальным сроком наказания, и наоборот сопоставлять строгость законов следует по высшему, а не по низшему пределу наказания. Последняя позиция представляется предпочтительной, поскольку в необходимых случаях суд может назначать наказание ниже низшего предела санкции или даже назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено законом. Назначить же наказание более строгое, чем установлено законом, суд не может ни при каких обстоятельствах.

Одной из острых проблем, возникших в процессе применения уголовного законодательства с момента принятия нового Уголовного кодекса, является проблема реализации нормы об обратной силе закона. Причем реализации этой нормы в связи с предписаниями Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации".

Принцип действия уголовного закона во времени довольно четко сформулирован как в Основном Законе нашего государства, так и непосредственно в уголовном законодательстве.

Хотелось бы еще обратить внимание не столько на Уголовный кодекс, сколько на ситуацию, сложившуюся в результате принятия Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации". Он был подписан Президентом России 13 июня 1996 года. В соответствии с этим Законом УК РФ вводился в действие с 1 января 1997 г. А согласно ч.2 ст.3 все того же Закона "подлежат прекращению все возбужденные уголовные дела о деяниях, не признающихся преступлениями в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации".

На первый взгляд, ничего особенного в этой формулировке нет. То есть речь идет об обратной силе закона. По мнению профессора Келиной С.Г., в новом УК полностью или частично декриминализировано около 40 деяний. Поэтому ко всем этим деяниям применима норма об обратной силе закона.

Казалось бы, никаких проблем для реализации одного из основополагающих принципов права нет, если бы не "оплошность" законодателя.

Федеральный закон "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" был опубликован в "Российской газете" 18 июня 1996 года, а следовательно, 29 июня вступил в законную силу.

Такой порядок регламентируется Федеральным законом от 14 июля 1994 года "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", в статье 6 которого указывается, что законы и акты палат Федерального Собрания "вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления в силу". Но с момента вступления названного Закона в силу в уголовном законодательстве возникло некоторое противоречие.

С одной стороны, еще полгода действуют нормы УК РСФСР, с другой - названный Закон предписывает прекращать все возбужденные уголовные дела о деяниях, не признающихся преступлениями в соответствии с УК РФ, вводимым в действие с 1 января 1997 года.

Если бы в Федеральном законе "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" было указано, что именно с 1 января 1997 г. должны прекращаться находящиеся в производстве судов, органов предварительного следствия и органов дознания уголовные дела о деяниях, которые в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации не признаются преступлениями, то никаких проблем не возникло.

В жалобах и письмах в правоохранительные органы граждане требовали прекращения, прежде всего, тех уголовных дел, которые были возбуждены за деяния, не являющиеся по новому УК РФ преступлениями. И в ряде случаев уголовные дела прекращались в соответствии с указанным Федеральным законом. Коллизия норм права обострилась. Рассматриваемая проблема стала предметом обсуждения не только в правоохранительных органах, но и в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Законодатель, пытаясь хоть как-то снять противоречия, 27 декабря 1996 г. принимает Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации", суть которых, по мнению депутатов Государственной Думы Попова С.А. и Киселева В.В., сводится к уточнению времени, с какого прекращаются уголовные дела по тем составам, которые декриминализированы.

Однако противоречия рассматриваемого Федерального закона фактом внесения в него изменений и дополнений не сняты. Наоборот, эти изменения и дополнения еще больше запутали правовую ситуацию.

Если Федеральный закон "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" позволял прекращать уголовные дела за деяния, которые по новому Уголовному кодексу не являются преступлениями, начиная с 29 июня 1996 года, то Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" от 27 декабря 1996 года требовал вновь возбуждать эти уголовные дела. Таким образом, законодатель придал закону обратную силу, ухудшающую положение лиц, в отношении которых возбуждены уголовные дела, подлежащие прекращению, поскольку они должны были прекращаться уже не с 29 июня 1996 года (как было до принятия Федерального закона "О внесении изменений и дополнений..."), а с 1 января 1997 года.

В этой ситуации, исходя из общего положения действия уголовного закона во времени, внесенные изменения не должны касаться тех случаев, когда уголовные дела были прекращены. Хотя на практике в спешном порядке в ряде правоохранительных органов принимались постановления об отмене постановлений о прекращении уголовных дел и их возбуждении, и практически одновременно выносились постановления о прекращении все тех же уголовных дел, но уже от января 1997 года. 5

Неумелая попытка законодателя устранить возникшую коллизию норм привела к еще большей неразберихе и правовому хаосу. Фактически Госдума, определив, что все изменения и дополнения вступают в силу с 1 января 1997 года, окончательно запутала правоприменителя. Законодатель предложил правоприменителю как бы "забыть" несовершенную формулировку закона и начинать реализацию его положений с чистого листа, то есть с 1 января 1997 года.

Рассматриваемая проблема привела к постановке крайне важного вопроса с теоретической и в больше мере с практической (правоприменительной) точек зрения. Имеется ли общественная опасность в деяниях, признаваемых законодателем с определенного момента непреступными?

В нашем примере новый УК РФ был принят Государственной Думой 24 мая 1996 г., одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. То есть на момент принятия нового УК РФ законодателем дана окончательная правовая оценка, какие деяния являются преступными, а какие не являются таковыми. Декриминализировав, в частности, куплю-продажу гражданами иностранной валюты, законодатель признает, что в этом деянии отсутствует самый важный первичный признак преступления - общественная опасность. Но, вероятно, будет неверным предполагать, что общественная опасность декриминализированных норм будет сохраняться до момента вступления УК РФ в действие. Поскольку именно отсутствие у конкретного деяния общественной опасности явилось для законодателя побудительным мотивом признания этого деяния непреступным.

Наконец, именно в таких ситуациях и предусмотрено применение конституционного положения о ретроактивном действии (обратная сила) закона. Когда закон вводится в действие через полгода, а нормы, смягчающие уголовную ответственность или устраняющие ее вовсе, начинают действовать непосредственно после его официального принятия.

Подтверждением наших рассуждений должны служить не только нормы Конституции России и уголовного права, но прежде всего здравый смысл и целесообразность, на которых и зиждется закон, регулирующий отношения граждан в демократическом правовом государстве.

Подводя итог, невольно приходим к мысли о том, что законодатель с самого начала был прав, и "оплошность" свою он допустил намеренно, хотя и был не до конца последовательным. В Федеральном законе о введении в действие УК РФ должна была найти отражение норма, предусматривающая немедленное (то есть с 29 июня 1996 г.) исключение из УК РСФСР составов, предусматривающих уголовную ответственность за деяния, не признаваемые преступными по новому УК РФ.

Проблемы при правоприменение норм уголовного закона возникают также при квалификации преступлений, совершенных при соучастии нескольких лиц. Нетрудно представить ситуацию, когда организатор, подстрекатель или пособник совершили деяние до 1 января 1997 г. (или же до вступления в силу дополнений уголовного кодекса) исполнитель - позднее этого срока, т.е. после вступления в силу нового кодекса. Преступность и наказуемость действий исполнителя преступления (равно как и соисполнителя) в таком случае будет определяться по УК РФ 1996 года. В отношении других соучастников возможны различные варианты в зависимости от того, как они соотносятся с принципами, закрепленными в ст.10 УК. В случае устранения преступности и наказуемости деяния применению подлежит вновь принятый закон. 6

В ч.5 ст.34 УК РФ 1996 года закреплено положение о том, что в случае недоведения исполнителем преступления до конца по независящим от него обстоятельствам остальные соучастники несут уголовную ответственность за приготовление к преступлению или покушению на него. Тем самым, как представляется, провозглашен принцип так называемой акцессорности соучастия, сторонниками которого в разное время являлись многие видные ученые. Однако приведенное положение ч.5 ст.34 УК РФ находится в некотором противоречии с ч.1 этой же статьи, согласно которой ответственность соучастников определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления. Из этого можно сделать вывод, что, если каждый участник отвечает за лично им содеянное, следовательно, у каждого из них "индивидуальное основание" уголовной ответственности. 7

Если руководствоваться ч.1 ст.34 нового УК, можно сделать вывод, что здесь реализуется принцип самостоятельной ответственности соучастников. Из этого следует, что временем совершения соучастниками преступления является не тот момент, в который исполнитель реализовал объективную сторону состава преступления, а тот, когда каждый из них совершил те деяния, которыми определялось его участие в преступлении. И применению подлежит уголовный закон, который действовал во время фактического участия лица в осуществлении единого преступления. Однако, как отмечалось выше, новые положения УК РФ 1996 года не содержат четких критериев для правильного и единообразного применения нового УК РФ в отношении лиц, совершивших "групповое" преступление. Таким образом, реформирование института действия уголовных законов во времени еще не завершено.

Нормы Уголовного кодекса РФ 1996 года в целом можно классифицировать на три группы (по действию их во времени). К первой относятся нормы немедленного действия; это та категория норм, которая является действующей на момент вынесения решения по уголовному делу и поэтому к нему применяется. К ним могут относиться любые нормы УК в тех случаях, когда одна и та же норма являлась действующей и во время совершения преступления, и во время рассмотрения дела в суде.

Во вторую группу входят нормы, которым не может быть придана обратная сила - т.е. те, которыми устанавливается преступность деяния, усиливается наказание либо иным образом ухудшается положение лица (обвиняемого, подсудимого, осужденного, отбывшего наказание). К таковым относятся, например, нормы, составляющие главу 23 УК РФ (Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях); главу 28 (Преступления в сфере компьютерной информации) и другие, которыми криминализирован целый ряд новых для российского уголовного законодательства деяний.

К нормам, усиливающим ответственность, можно отнести и те, которыми в ранее известные уголовному законодательству составы включаются новые квалифицирующие обстоятельства. Так, ч.2 ст.105 УК РФ, по сравнению со ст.102 УК РСФСР 1960 года, пополнилась новыми квалифицирующими признаками: п. "в" - убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно сопряженное с похищением человека или захватом заложника; п."м" - убийство в целях использования органов или тканей потерпевшего и др.

Новым кодексом повышены санкции за целый ряд преступлений против личности. К примеру, по ч.1 ст.105 УК РФ 1996 года (умышленное убийство) на три года увеличен минимальный срок лишения свободы и на пять лет максимальный размер санкции по сравнению со ст.103 УК РСФСР.

Эти и другие нормы, усиливающие ответственность и наказуемость, не распространяются на деяния, совершенные до вступления в силу нового Уголовного кодекса РФ, т.е. до 1 января 1997 г.

К этой же группе норм, не обладающих обратной силой, относятся нормы, иным образом ухудшающие положение лица, совершившего преступление. 8

К примеру, в ст.10 УК РСФСР 1960 года в перечне преступлений, ответственность за которые наступает с 14 лет, отсутствовали такие составы, как вымогательство, вандализм, насильственные действия сексуального характера. Включение их в ст.20 нового Уголовного кодекса, определяющую, с какого возраста наступает уголовная ответственность, расширило круг субъектов, подпадающих под действие Уголовного кодекса, а значит, в отношении указанных деяний ст.20 УК РФ не имеет обратной силы (ст.10 УК РФ 1996 года).

Аналогичным образом следует оценивать и изменения законодательства, содержащиеся в ст.18 УК РФ 1996 года. В ней зафиксированы понятия рецидива и опасного рецидива. Причем, согласно ч.5 ст.18 УК РФ рецидив преступлений влечет более строгое наказание. Тем самым увеличено число оснований для применения более суровых мер уголовно-правового воздействия.

Статья 63 УК РФ содержит более широкий перечень обстоятельств, отягчающих наказание. Это, в частности: особо активная роль в совершении преступления (п."г"); привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения (п."д"); совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение (п."е") и др. Указанные обстоятельства не могут вменяться лицам, совершившим преступление до 1 января 1997 г.

К числу норм, ухудшающих положение виновного, могут быть отнесены и статьи Кодекса, регламентирующие порядок назначения наказания. Так, ч.2 ст.68 УК РФ содержит указание на то, что при рецидиве преступлений срок наказания не может быть ниже половины максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

После вступления в силу нового Уголовного кодекса вышеприведенная норма, согласно ст.10 УК РФ, не может применяться судом в отношении лица, совершившего преступление до 1 января 1997 г., поскольку ею предусматриваются границы, ниже которых суд не вправе определить размер наказания, что существенно ухудшает положение подсудимого по сравнению с ранее действовавшим законом.

Нормы, определяющие сроки давности привлечения к уголовной ответственности, также могут быть отнесены к числу ухудшающих положение лица, совершившего преступление. Так, п.1 ст.49 УК РСФСР 1960 года в качестве такого срока определяет один год со дня совершения ряда преступлений. По новому же Кодексу (ч.1 ст.78) минимальный давностный срок для привлечения к ответственности составляет два года после совершения преступления небольшой тяжести (к таковым ч.2 ст.15 УК РФ 1996 года относит умышленные и неосторожные деяния, наказание за которые не превышает двух лет лишения свободы).

Очевидно, что и эта норма не будет иметь обратного действия с тем, чтобы не продлить давностные сроки в отношении лиц, совершивших указанные выше преступления до вступления в силу нового Уголовного кодекса, но привлекаемых к уголовной ответственности после 1 января 1997 г.

К третьей группе относятся нормы, обладающие обратной силой. Как отмечалось, к ним могут быть причислены не только те из них, которые устраняют преступность деяния, смягчают наказание, но также и нормы, иным образом улучшающие положение лица, совершившего преступление. Эта последняя категория включает значительное число норм Общей части УК РФ.

Некоторые нормы, содержащиеся в ст.78 УК РФ 1996 года, можно отнести к числу улучшающих положение виновного. Так, п."а" этой статьи, с одной стороны, удлиняет сроки давности освобождения от уголовной ответственности для некоторых составов преступлений (по сравнению со старым кодексом), а с другой стороны - на год сокращает эти сроки в отношении остальных преступлений, за совершение которых может быть назначено лишение свободы на срок не свыше двух лет (п.2 ч.2 ст.48 УК РСФСР для этой категории преступлений предусматривал трехгодичный давностный срок против двух лет по новому Кодексу).

Таким образом, один и тот же пункт ст.78 УК РФ не будет иметь обратной силы для некоторых преступлений (перечень их дан в ст.48 УК РСФСР) и в то же время будет распространять свое действие на все другие преступления небольшой тяжести, совершенные до 1 января 1997 г. Следовательно, лица, их совершившие, должны будут освобождаться от уголовной ответственности в связи с истечением двухгодичного срока давности, независимо от того, что не истек еще трехгодичный давностный срок, установленный законом, действовавшим во время совершения этого преступления. 9

К нормам, улучшающим положение виновного иным образом, можно отнести и многие другие.

Так, ст.76 УК РФ 1996 года вводит новое для отечественного законодательства основание освобождения от уголовной ответственности - примирение с потерпевшим, если впервые совершено преступление небольшой тяжести и виновное лицо загладило причиненный потерпевшему вред. Эта норма может применяться к лицам, совершившим соответствующие преступления до введения ее в действие.

Обратной силой будут обладать и нормы, содержащие новые (помимо необходимой обороны и крайней необходимости) обстоятельства, исключающие преступность деяния. Это: ст.40 (физическое или психическое принуждение); ст.41 (обоснованный риск); ст.42 (исполнение приказа или распоряжения); ст.38 (причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление) УК РФ. При пересмотре приговоров в целях приведения их в соответствие с УК РФ 1996 года лица, совершившие преступления при наличии вышеуказанных обстоятельств до введения УК РФ в действие, должны быть освобождены от уголовной ответственности и считаться несудимыми.

Тщательный анализ и правильное применение на практике норм нового УК РФ о действии уголовного закона во времени работниками органов дознания, следствия, прокуратуры и в особенности судов имеет принципиальное значение для обеспечения законности.

Такой анализ норм уже действующего Уголовного кодекса имеют практическую ценность, так как процесс дополнения и декриминализации уголовного кодекса перманентен, то есть постоянно развивается.

Статья 10 УК РФ формулирует правило об обратной силе уголовного закона: она устанавливает, что уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е.

Распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

При применении положений ст. 10 УК РФ необходимо иметь в виду, что обратная сила придается не вновь принятому уголовному закону, а закону уже вступившему в силу. Это очень важный момент правоприменения, так как между принятием закона Федеральным

Собранием РФ, его подписанием Президентом РФ и датой вступления закона в силу, как правило, проходит определенный временной период, причем иногда весьма значительный, например, УК РФ утвержден 13 июня 1996 г., а реализовываться начал спустя более полугода - 1 января 1997 г. Поэтому до вступления в силу, хотя уже и принятого нового правового акта, продолжает действовать старый закон.

Устранение преступности деяния - безусловный повод к освобождению лица, его совершившего, от уголовной ответственности на любой стадии уголовного процесса или к освобождению от отбывания наказания. Однако надо иметь в виду одно важное обстоятельство, что исключение из УК нормы, предусматривавшей ответственность за совершение определенного преступления ввиду его декриминализации, автоматически не предрешает вопроса о непреступности совершенных им действий и освобождения его на этом основании от уголовной ответственности. Дело в том, что в системе Особенной части УК РФ содержатся нормы, которые находятся в отношениях конкуренции общей и специальной нормы. Иными словами, преступное деяние субъекта одновременно охватывается и общей, и специальной нормой. В таком отношении находятся, например, нормы ст. 286 и 299 УК, предусматривающие ответственность за превышение должностных полномочий и за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, которое есть не что иное, как частный случай превышения должностных полномочий, например следователем. В этом соотношении ст. 286 является общей нормой, а ст. 299 - специальной. Отсюда можно сформулировать общее правило: устранение преступности деяния, предусмотренного специальной нормой, которая в подобном случае из УК выводится, не исключает возможности привлечения лица к уголовной ответственности на основании наличия в его действиях признака состава преступления, предусмотренного общей уголовно-правовой нормой.

УК РФ декриминализовал многие деяния, рассматриваемые УК РСФСР в качестве преступлений, - например, вредительство (ст. 69), недонесение о государственных и некоторых других преступлениях (ст. 88, 189), и тем самым исключил их преступность. В соответствии с ч. 1 ст. 10 УК РФ с 1 января 1997 г. подлежали прекращению находящиеся в производстве судов, органов предварительного следствия и органов дознания все уголовные дела о деяниях, которые в соответствии с УК РФ не признаются преступлениями, а также уголовные дела, по которым истек срок давности привлечения к

уголовной ответственности, установленный п. «а», ч. 1 ст. 78 УК РФ. Точно так же подлежат освобождению от наказания (основного и дополнительного) лица, осужденные до 1 января 1997 г. по УК РСФСР 1960 г. за деяния, которые согласно УК РФ 1996 г. не признаются преступлениями. В соответствии с ч. 1 ст. 10 УК РФ обратную силу имеет также закон, смягчающий наказание.

Вопрос о том, какой из сопоставляемых законов - старый или вновь принятый - является более «мягким», т.е. смягчающим наказание, решается путем сравнения их санкций. По общему правилу в этом процессе учитывается наиболее строгий вид наказания, предусмотренный санкциями соответствующих статей УК. При одинаковом максимуме наиболее строгого вида наказания по старому и новому уголовному закону более мягким следует признать закон, который устанавливает более низкий предел минимального размера такого наказания. При полном совпадении минимумов и максимумов наказаний учитывается наличие или отсутствие в санкциях сопоставляемых законов дополнительных наказаний - штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Уголовный кодекс РФ содержит еще одно очень важное положение, отражающее принцип гуманизма, согласно которому уголовный закон, улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу и распространяется не только на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, но и на лиц, отбывающих наказание, или отбывших наказание, но имеющих судимость. Из приведенного выше положения следуют два важных вывода.

Во-первых, ч. 1 ст. 10 УК РФ придает обратную силу всем без исключения нормам Общей части уголовного законодательства независимо от того, какой вопрос они регламентируют при условии, что применение такой нормы определенным образом улучшает положение лица, совершившего преступление или отбывающего наказание. Следовательно, обратную силу могут иметь нормы о возрасте уголовной ответственности, об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, об освобождении от уголовной ответственности, об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания и др.

Во-вторых, правила об обратной силе уголовного закона в настоящее время автоматически распространяются не только на лиц, в отношении которых судом не вынесен обвинительный приговор, как это было по УК РСФСР 1960 г., но дополнительно

Таким образом, если уголовный закон улучшает положение лиц, совершивших преступление, в том числе лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость, то приговоры судов и другие судебные акты о применении иных мер уголовно-правового характера подлежат пересмотру судом по месту отбывания наказания осужденным. При этом лица, освобождаемые от отбывания наказания, а также лица, ранее отбывшие наказание или освобожденные условно-досрочно, если они были осуждены за деяния, которые согласно УК РФ 1996 г. не признаются преступлениями, считаются не имеющими судимости.

В отличие от рассмотренных вариантов распространения действия уголовно-правовых норм на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления их в силу, ч. 1 ст. 10 УК РФ формулирует общее правило: уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Такой закон до вступления его в силу, ни при каких условиях не может применяться к лицам, совершившим надлежащие деяния. Например, ФЗ от 20 мая 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» были введены новые редакции статей: 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физических лиц), 198 (уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды) и 199 (уклонение от уплаты налога или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций), и одновременно усилено наказание за названные преступления. Естественно, что указанные правовые нормы обратной силы не имеют.

На протяжении достаточно длительного периода ведутся дискуссии об обратной силе уголовного закона и пределах его действия . Данный вопрос является предметом регулирования разных норм. Одной из них является 54 статья Конституции. Ее положения конкретизируются в ст. 10 УК РФ . Эта норма, в свою очередь, закрепляет принцип, считающийся исключением из правил, закрепленных 9 статьей Кодекса. Из статьи узнаем, имеет ли уголовный закон обратную силу .

54 статья Конституции

Если закон устанавливает или отягчает ответственность, обратной силы он не имеет.

Ни на одно лицо не может налагаться санкция за деяние, непризнаваемое правонарушением в момент совершения. Если после события смягчена или устранена ответственность за неправомерное действие, применению подлежит новый закон.

Ст. 10 УК РФ

Законодательный акт, устраняющий преступность содеянного, смягчающий ответственность или улучшающий положение субъекта иным образом, имеет обратную силу. Другими словами, он распространяется на граждан, совершивших деяние до приобретения его положениями юридической силы, в том числе отбывающих или отбывших его, но имеющих судимость.

Закон, которым устанавливается преступность деяния, ужесточается ответственность либо ухудшается положение гражданина другим образом, не имеет обратной силы.

Если нормативный акт смягчает , оно подлежит сокращению в той мере, в какой это предусмотрено новым законом.

Пояснения

Нормы об обратной силе уголовного закона базируются на положениях 2 пункта 11 статьи Всеобщей декларации от 1948 г., ст. 7 Конвенции от 1950 г., п. 1 ст. 35 Декларации от 1991 г. Их конституционно-правовое толкование содержится в некоторых решениях КС, которые обладают общеобязательным характером на всей территории России.

Принцип сформулирован как императивный. Он адресуется, в первую очередь, государству, от имени которого действуют различные органы и структуры, в том числе суды, призванные обеспечивать реализацию гарантий, закрепленных в Конституции.

Требования законодательства

Согласно ч. 2 10 статьи УК, при приведении обвинительного приговора в соответствие с положениями нового закона, применению подлежат все его правила: и общие, и специальные. При этом не имеет значения стадия, на которой осуществляется это действие.

Соблюдение этих правил обеспечивает реализацию принципов равенства субъектов перед законом и справедливости судопроизводства.

Ключевые характеристики принципа

В рамках научно-практического толкования обратной силы уголовного закона можно выделить ряд признаков этого принципа. Это правовое явление:

  • Имеет международно-правовые и конституционные основы уровня гарантированности свобод и прав человека и гражданина, формирующие базис юридического статуса личности, ограничение которого недопустимо.
  • Связано со всеми принципами судопроизводства, в особенности равенства субъектов перед законом и справедливости. Оно относится к Особенной и Общей частям УК, переходным положениям, регламентирующим порядок введения законов в действие. Проблема обратной силы закона в уголовном праве пронизывает почти все его институты и нормы: от снятия и погашения судимости до криминализации.

Принцип, закрепленный 10 статьей УК, применяется в соответствующих уголовно-процессуальных формах на всех этапах судопроизводства вне зависимости от волеизъявлений и ходатайств заявителя. Вместе с тем, порядок действия закона во времени корреспондирует с положениями о действии иных отраслевых правовых актов, в том числе с принятием во внимание бланкетности (отсылочного характера) некоторых норм УК.

Особенности регулирования

Положения, предусматривающие обратную силу уголовного закона , политически и исторически изменчивы. В отечественной практике этот вопрос решался разными способами в разные исторические этапы.

Подход, отличный от современного, в частности, использовался в УК РСФСР, а также Модельном УК для государств-членов СНГ, переходных положениях Кодекса от 1996 г. Соответственно, к примеру, новые ФЗ № 18 и № 14 от 2012 г., усиливавшие ответственность за посягательства на половую неприкосновенность несовершеннолетних и преступления в сфере оборота наркотических веществ, не могут иметь обратной силы. Это предписание является императивным в конституционном и международно-правовом смысле.

Важный момент

Положения, закрепленные 10 статьей УК, являются исключениями и должны ими оставаться. Социально-правовая практика реализации поощрительных мер, в том числе обратной силы и амнистии, не может иметь массового характера.

Ценность, целесообразность и эффективность уголовно-правовых институтов далеко не всегда определяются распространенностью их применения.

Пределы усмотрения

Многие эксперты, анализирующие примеры обратной силы уголовного закона, применение положений 10 статьи УК относят к проблеме усмотрения. Она связана с соотношением дискреционного и императивного элементов решения суда, выделением факторов, сужающих или, напротив, расширяющих сферу выбора.

Уголовно-правовая основа границ усмотрения формирует порядка 100 ограничений, закрепленных и в Особенной, и в Общей части. Кроме этого, существуют судопроизводственные и другие ограничители.

Усмотрение считается необходимым элементом любой судебной системы. Оно признается безальтернативной императивной функцией инстанций, основанной на рекомендательных и обязательных отечественных и международных нормах, законах мышления.

Условия применения

Обратная сила законодательного акта как исключающего преступность имеет место, если:

  • Деяние полностью декриминализуется.
  • Повышается возраст ответственности либо сокращается перечень преступлений, за которые предусматривается санкция для лица, достигшего конкретного возраста.
  • Ограничивает количество субъектов, признающихся виновными в посягательстве.
  • Шире трактует понятие невменяемости (к примеру, в 3 части 20 статьи УК присутствует термин "возрастная невменяемость").

  • Сокращает количество предметов преступления. К примеру, ФЗ № 162 от 2003 г. и ФЗ № 73 от 2004 г. исключили из 222 нормы УК гладкоствольное гражданское огнестрельное оружие, а также основные его элементы и боеприпасы к нему; в 135 статье Кодекса (в первой редакции) устанавливалась ответственность за совершение развратных действий только в отношении 14-летних граждан, а не в целом несовершеннолетних, как ранее было предусмотрено.
  • Сужает пространственные пределы места совершения деяния.
  • Исключает какую-либо альтернативную форму преступной деятельности или способ совершения деяния. К примеру, ФЗ № 162 были декриминализированы незаконное ношение/приобретение холодного (метательного в том числе) и газового оружия.
  • Исключает из материального состава какие-либо альтернативные последствия. К примеру, тем же ФЗ № 162 были отменены положения о среднетяжелом вреде в нормах 266-269, 264, 216 и пр.
  • Исключает одну из форм вины, альтернативный мотив или цель деяния.

Декриминализация

Она может быть частичной или полной. Декриминализация может осуществляться посредством изменения положений норм не только Особенной, но и Общей части. К примеру, могут вводиться новые обстоятельства, которыми исключается преступность поведения лица, сужаться понятие соучастия, ограничиваться ответственность за подготовку к преступлению или неоконченное посягательство.

Декриминализация может осуществляться также путем:

  • отмены предписаний другой отраслевой принадлежности, на которые присутствовала ссылка в бланкетной норме;
  • ограничением объема регулирования уголовных норм вследствие признания деяния не представляющим опасность для общества и, следовательно, влекущим административную или другую более мягкую санкцию.

Частичная декриминализация может иметь место при сокращении признаков состава или при сохранении бланкетной диспозиции нормы без изменений при корректировке позитивного законодательства, нарушение положений которого предполагало уголовное наказание.

Пояснения по этому вопросу дал Пленум ВС в Постановлении № 23 от 2004 г. Суд указал, что если ФЗ из списка видов деятельности, ведение которых допускается только при наличии специального разрешения, исключается соответствующий вид, в действиях субъекта, занимавшегося им, отсутствуют признаки состава, закрепленного 171 статьей УК

Заключение

Исключение из УК специальной нормы само по себе не устраняет возможности привлечь лицо к ответственности за преступление, которое было ею предусмотрено. Наказание может быть вменено субъекту, но по статье Кодекса, содержащей общие положения и, следовательно, охватывающие соответствующее деяние.

Выбор редакции
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...

Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...

В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...

ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...
Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...