Уровень формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Введение
С развитием техногенной культуры и в ситуации, которая оценивается как период глобального кризиса цивилизации, все более актуальными становятся вопросы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. Очевидным становится тот факт, что деятельность по недопущению грядущего общепланетарного кризиса не может ограничиваться только нормативными правовыми, организационно-техническими и образовательными мероприятиями.
Культура безопасности человека – уровень потребности личности в получении и применении знаний для обеспечения безопасности, в постоянном совершенствовании умений и навыков при реализации человеко- и природно-защитной деятельности.
Обеспечение безопасности окружающей среды должно стать приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Данная задача может быть решена путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения.
Важное значение приобретает и научное обоснование создания системы противодействия опасностям и угрозам современного мира. Для этого, прежде всего следует выделить компоненты и качества личности, влияющие на степень сформированности культуры безопасности жизнедеятельности .
По выражению культуролога Гарри Триандиса (Harry C. Triandies) «культура является одним из тех определений, которые всегда присутствуют в работе социальных исследователей, но которые определяются таким количеством различных способов, что консенсус и не предвидится». Проанализировав ряд источников отечественных и зарубежных авторов, можно определить, культуру безопасности жизнедеятельности как способность пользоваться знаниями и умениями в практической деятельности, можно утверждать, что культура безопасности жизнедеятельности включает в себя знания, мировоззрение и, как следствие, безопасный тип поведения .
Основываясь на этом, можно предположить, что культура безопасности жизнедеятельности включает:
· вопросы обеспечения собственной безопасности, безопасности окружающих людей, природной среды;
· умения и навыки безопасного поведения;
· знание способов и средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях,
· совокупность экологических и природоохранных представлений являются основой снижения рисков жизнедеятельности людей.
Существенным фактором является подготовленность человека, уровень знаний, умений и навыков. Не вызывает сомнения, что глубина и прочность усвоения способов и средств защиты от опасных и чрезвычайных ситуаций, развития умений и навыков безопасного поведения в различных условиях является основой снижения рисков жизнедеятельности людей.
Рассматривая структуру культуры безопасности жизнедеятельности человека следует отметить, что она включает в себя: компоненты деятельности, свойства личности и приоритетные направления базовой культуры личности. Охарактеризуем состав и содержание данных составляющих культуры безопасности человека. С учетом структуры деятельности содержание культуры безопасности жизнедеятельности по параметру «компоненты деятельности» включает в себя:
· мотивацию;
· знания, представления, образы;
· умения, навыки, практический опыт;
· творчество;
· самоконтроль.
Под мотивацией мы понимаем стремление предвидеть и предупредить вредные и опасные факторы, преодолеть с наименьшими потерями (если предупредить не удалось), уменьшить отрицательные последствия вредных и опасных факторов. А также стремление человека к овладению системой знаний о безопасности, совершенствованию практического опыта, личностных качеств для безопасной жизнедеятельности, творческому самостоятельному применению правил и норм безопасности, совершенствованию готовности к самоконтролю в опасных ситуациях.
Знания, представления, образы в структуре культуры безопасности представляется нам как система достоверных научных знаний о видах вредных и опасных факторов жизнедеятельности, причинах их возникновения, характере их влияния на человека, о типичных ошибках людей при столкновении с опасными и вредными факторами, о содержании и последовательности действий при профилактике и преодолении вредных и опасных факторов, о путях уменьшения отрицательных последствий вредных и опасных факторов. К этому же направлению будут относиться: 1) Комплекс житейских знаний и представлений о безопасности, вытекающих из собственного и чужого практического опыта. 2) Художественные и эстетические представления, образы, чувства, отражающие опыт успешного и неудачного поведения человека в опасных ситуациях, ориентирующие в путях профилактики и преодоления опасных и вредных факторов жизнедеятельности. 3) Знания о философских, нравственных, психологических, правовых, естественнонаучных, политехнических, эстетических, экологических, валеологических, медицинских, экономических, политических, военных, профориентационных, физических, информационных аспектах безопасности.
Умения, навыки, практический опыт в данной структуре будет включать в себя: умение ставить цели самосовершенствования готовности к безопасной жизнедеятельности; умение пополнять знания об опасности и безопасности; умение предвидеть и предупредить воздействие вредных и опасных факторов; умение замечать опасность и возможность причинения вреда; умение готовить, выбирать и использовать средства, снаряжение с учетом характера опасности; умение уменьшить отрицательные последствия вредных и опасных факторов; умение и навык правильных действий в опасных и экстремальных ситуациях; умение помогать другим людям в опасных ситуациях; умение учиться на опыте других в обеспечении безопасности; умение делиться опытом безопасного поведения. Вместе с этим опыт подразумевает применение знаний о: философских, нравственных, психологических, правовых, естественнонаучных, политехнических, эстетических, экологических, валеологических, медицинских, экономических, политических, военных, профориентационных, физических, информационных аспектах безопасности в обычных, трудных, опасных и экстремальных ситуациях.
– это определенный уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций , степенью защиты от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.
Понятие «культура безопасности» впервые было сформулировано МАГАТЭ в 1986 году в процессе анализа причин и последствий . Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии. В дальнейшем данный термин был уточнен в «Общих положениях обеспечения безопасности атомных станций» (ОПБ-88). В данном документе отмечено, что культура безопасности характеризуется квалификационной и психологической подготовленностью персонала, а ее формирование является одним из фундаментальных принципов управления и подлежит нормативному регулированию в атомной энергетике России. В настоящее время сложилось понимание того, что данная категория должна быть применима не только к персоналу потенциально опасных объектов, но и к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От эмоционально-ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей, уверенности в необходимости и действенности проводимых мероприятий и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности выполняется на индивидуальном, корпоративном и общественно-государственном уровне. На индивидуальном уровне осуществляется привитие ценностей и убеждений в жизненной важности обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих людей, сохранения и сбережения природной среды, развитие понимания глобального характера негативных перемен на планете, связанных с антропогенной деятельностью, привитие мировоззрения, в котором значимость решения экологических проблем является приоритетной, мотивирование безопасной деятельности, развитие врожденных и формирование приобретенных качеств и способностей, обеспечивающих возможность действенного предупреждения и защиты от угроз и опасностей, привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, формирования паттернов безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. На корпоративном уровне формирование культуры включает в себя установление безопасности жизнедеятельности как одной из высших ценностей организации, создание атмосферы психологической настроенности на безопасность, развитие у работников чувства персональной ответственности в вопросах безопасности, проведение необходимого подбора, обучения и подготовки персонала в каждой сфере деятельности, влияющей на безопасность, моральное и материальное стимулирование деятельности персонала, направленной на снижение рисков опасных ситуаций и аварий, четкую регламентацию действий, особенно связанных с высокими рисками, контроль за соблюдением трудовой дисциплины. Развитие культуры безопасности жизнедеятельности на общественно-государственном уровне осуществляется путем формирования системы социальных ценностей и приоритетов, социального сознания в области безопасности жизнедеятельности, развития нормативного правового поля, проведения политики обеспечения безопасности общества и человека, природной и техногенной сфер, развития науки и искусства в области экологии, снижения рисков, защиты от чрезвычайных ситуаций, привлечения религиозных институтов, совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, пропаганды, социальной рекламы, общественного и государственного стимулирования в области безопасности жизнедеятельности, страховых механизмов обеспечения безопасности и др.
МЧС России постоянно уделяет значительное внимание вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Эта деятельность регламентирована положением о Министерстве и предусматривает обучение всех групп населения в области безопасности жизнедеятельности, в том числе в рамках общеобразовательного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и обще-профессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», подготовку учащихся в кадетских корпусах, школах, классах, центрах и полевых лагерях «Юный спасатель», центрах «Юный пожарный», содействие деятельности Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности», Всероссийского добровольного пожарного общества , Всероссийского студенческого корпуса спасателей , организацию и проведение тренировок и учений по вопросам , защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС), и безопасности людей на водных объектах.
В современных условиях мощного деструктивного информационного воздействия на людей особую значимость в формировании позитивного отношения к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности приобретают и современные технические средства массовой информации, информационно-телекоммуникационные технологии. Существенную роль в этом играет Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (см. «Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей »).
Комплексное и системное развитие культуры безопасности жизнедеятельности на всех указанных уровнях позволяет повысить подготовленность населения, уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, усилить сплоченность общества перед различными опасностями, сократить людские потери и материальный ущерб в чрезвычайных ситуациях, будет являться одним из факторов обеспечения стабильного социально-экономического развития страны.
Источники: Катастрофы и образование / Под редакцией Ю.Л. Воробьева. – М., 1999; Дурнев Р.А. Проект Концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности // Вестник образования. Сборник приказов и инструкций Минобрнауки России. 2005. Выпуски 23–24.
Таким образом , важнейшей задачей в области защиты людей состоит в том, чтобы просвещать людей, как достичь гармоничного развития человека, природы, техносферы, и таким образом, противостоять чрезвычайным ситуациям.
Важно , чтобы образование по безопасности жизнедеятельности не ограничивалось только получением знаний и навыков, но стало приоритетной задачей и внутренней потребностью человека, общества и цивилизации. Это может быть достигнуто путем развития нового мировоззрения, системы ценностей, норм и традиций безопасного поведения, то есть формированием культуры безопасности жизнедеятельности.
Культура безопасности жизнедеятельности означает уровень человеческого и социального развития, характеризующийся важностью обеспечения безопасности жизни в системе личных и социальных ценностей, распространением стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в защите от угроз и рисков в опасных и чрезвычайных ситуация во всех сферах жизни.
Иными словами, культура безопасности жизнедеятельности - это состояние человеческого развития, социальных групп, общества, характеризующиеся отношением к вопросам безопасности жизни, безопасных условий на работе и, что более важно, активной практикой по снижению риска.
Очевидно, что объектом культуры безопасности жизнедеятельности на первом уровне является человек. Несомненно, личностные черты имеют решающее значение для предотвращения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий.
Компоненты культуры безопасности жизнедеятельности:
. на индивидуальном уровне - она состоит из мировоззрения , норм поведения, индивидуальных ценностей и личной готовности в области безопасности жизнедеятельности;
. на коллективном уровне - она состоит из корпоративных ценностей , профессиональной этики и морали, то квалифицированных специалистов в этой области;
. на государственном уровне - она состоит из традиций безопасного поведения, социальных ценностей, готовности населения в области безопасности жизнедеятельности.
Как мы можем видеть, культура безопасности жизнедеятельности носит глобальный характер и имеет многомерный смысл. Таким образом, усилия по содействию культуре безопасности должны быть системными, междисциплинарными и межведомственными. Осуществление политики в обществе играет особую роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения.
Особенности такой политики должны включать:
Активную реализацию национальных и региональных программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий;
Активное привлечение граждан, общественных организаций и общества в целом для обеспечение безопасности граждан, что придает государственной политике в этой области национальный характер;
Развитие служб безопасности, комплексные услуги и продукты, которые позволяют обеспечить безопасность человека в дополнение к государственным органам;
Привлечение страховых механизмов в целях снижения рисков, формирование позитивного общественного мнения по обязательному страхованию от пожаров как часть культуры безопасности жизнедеятельности, разъяснение основ государственной политики в области страхования от чрезвычайных ситуаций, целесообразность налогообложения на противопожарную и другие виды безопасности.
Учитывая эти характеристики , дальнейшее развитие безопасности человеческой жизни и общества в целом, должно быть сосредоточено на основных принципах. Прежде всего - это принцип высшего приоритета человеческой жизни. Все мероприятия в области безопасности жизнедеятельности должны быть разработаны, чтобы минимизировать человеческие травмы и жертвы.
Урок 20
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ – УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И АНТИЭКСТРЕМИСТСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Предмет: ОБЖ.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Глава 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Урок №20. Культура безопасности жизнедеятельности – условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления.
Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.
Урок провёл: учитель ОБЖ Хаматгалеев Э. Р.
Цель: рассмотреть культуру безопасности жизнедеятельности как условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления.
Ход уроков
Организация класса.
Приветствие. Проверка списочного состава класса.
Сообщение темы и цели урока.
Актуализация знаний.
Какое значение имеет нравственное поведение человека в противодействии влиянию идеологии терроризма и экстремизма?
Какие факторы способствуют формированию неприятия террористических взглядов и действий?
Какие нравственные ориентиры способствуют неприятию террористических взглядов и действий?
Проверка домашнего задания.
Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).
Работа над новым материалом.
Культура безопасности жизнедеятельности – это определённый уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задач обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространённостью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угрозы и опасностей во всех сферах жизнедеятельности, в том числе от террористической деятельности во всех видах её проявления.
Безопасность – это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Жизненно важные интересы – это совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу и государству.
Необходимо отметить, что абсолютной безопасности жизнедеятельности человека не существует. В настоящее время обозначилась тенденция возрастания опасностей природного характера из-за глобального потепления климата на планете, возрастают опасности техногенного характера из-за увеличения технической оснащённости жизнедеятельности человека, растёт социальная напряжённость в связи с возрастанием угрозы терроризма, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения, не исключаются возможности возникновения крупных вооружённых конфликтов.
Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе и последствий террористических актов, свидетельствует, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит при несоблюдении человеком установленных мер безопасности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, что свидетельствует о несоответствии уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны реальным условиям жизнедеятельности личности, общества и государства.
По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, при этом роль каждого человека в обеспечении личной безопасности, безопасности общества и государства постоянно возрастает.
Необходимо знать, что культура безопасности жизнедеятельности – это собственно часть общей культуры.
Следовательно, наиболее фундаментальные свойства общей культуры как целого в той или иной степени присущи его части – культуре безопасности жизнедеятельности.
Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей, а также реализуемые в ходе их деятельности знания, умения и навыки, уровень интеллектуального, нравственного и этического развития, способы и формы общения. Культура безопасности жизнедеятельности содержит мировоззренческие идеи, нравственные и этические ценности, интеллектуальный опыт решения проблем безопасности жизнедеятельности, опыт безопасного общения среди людей при совместном выживании, в том числе противостояние идеологии терроризма и экстремизма.
На индивидуальном уровне в рамках культуры безопасности жизнедеятельности осуществляется:
привитие ценностей и убеждений в жизненной важности обеспечения безопасности окружающих людей;
сохранение и сбережение природной среды;
развитие понимания глобального характера негативных перемен на планете, связанных с антропогенной деятельностью;
привитие мировоззрения, в котором значимость решения экологических проблем и проблем противодействия терроризму и экстремизму является приоритетом;
мотивирование безопасной деятельности;
развитие врождённых и формирование жизненно необходимых способностей, обеспечивающих возможность надёжного предупреждения и защиты от внешних и внутренних угроз и опасностей;
привитие знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности во всех сферах жизнедеятельности;
соблюдение правил безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
В настоящее время приоритетным в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности следует признать формирование антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления личности путём самовоспитания и самообразования.
Для этого каждому человеку необходимо выработать в себе ряд убеждений и качеств (см. §19).
Вывод.
Под современным уровнем культуры безопасности жизнедеятельности следует понимать способности личности и общества в условиях современного окружающего мира придерживаться принятых социальных норм и правил поведения с учётом перспектив их развития, соблюдение которых обеспечивает на доступном уровне защищённость жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от террористической деятельности.
Вопросы.
Почему, на ваш взгляд, культура безопасности жизнедеятельности считается частью общей культуры?
Почему противостояние идеологии терроризма и экстремизма нужно формировать на индивидуальном уровне?
Задание.
Подготовьте сообщение на тему «Опасные и чрезвычайные ситуации – объективная реальность в жизнедеятельности человека».
Дополнительный материал к §20.
Профилактика террористической деятельности
Чтобы не стать орудием в руках идеологов и руководителей терроризма, необходимо твёрдо сформировать у себя ряд убеждений:
терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России;
любая террористическая деятельность является бесчеловечной и преступной и не имеющей оправдания независимо от мотивации;
любая террористическая деятельность неизбежно будет раскрыта, а её участники понесут заслуженное наказание;
любая террористическая деятельность бесцельна, так как не способствует созданию благополучной и счастливой жизни её участников ни при каких условиях.
Формирование системы антитеррористического поведения должно быть основано на осознанном соблюдении норм и правил поведения в нашем обществе в соответствии с Федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни и современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности – надёжная защита от пагубного влияния различных экстремистов, проповедующих идеологию насилия.
Чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, необходимы собственные усилия, постоянные и немалые. Для этого необходимо научиться предвидеть события, прогнозировать развитие различных опасных ситуаций и вести себя безопасно, чтобы снизить фактор риска от их последствий. Иметь чётко сформулированную цель жизни и добиваться её достижения, противостоять различным соблазнам и экстремистским предложениям, какими бы они ни казались привлекательными, учиться приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней своё поведение, управлять своими эмоциями, противостоять воздействию сильного стресса, вырабатывать эмоциональную устойчивость и психологическую уравновешенность в поведении в различных жизненных ситуациях. Постоянно формировать и совершенствовать свою индивидуальную систему здорового образа жизни и повышать уровень своей культуры безопасности жизнедеятельности, чтобы благополучно жить в нашем обществе в настоящее время и с учётом ближайших перспектив его развития, соблюдать нормы и правила поведения в соответствии с действующими законами и другими нормативно-правовыми документами Российской Федерации.
Окончание урока.
Домашнее задание. Подготовить к пересказу §20 «Культура безопасности жизнедеятельности – условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления»; выполнить письменно задание (с. 106, раздел «Задания»).
Выставление и комментирование оценок.
- Салат из огурцов на зиму «Пикантный Салат из огурцов пикантный на зиму
- Телячья вырезка в духовке
- Кукурузная крупа – что это?
- Ажурные блинчики на молоке — рецепты тонких блинов с дырочками Блины ажурные тонкие дрожжевые
- Отличается насыщенный пар
- Чем звуки отличаются от букв?
- Какой разновидности языков естественных или формальных может
- Прямоугольный параллелепипед — Гипермаркет знаний
- Рассказ о себе на английском
- Английский язык в сфере туризма Словарный запас для путешествий на английском
- Как сделать мутный бульон прозрачным
- Отстранение работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр Отказаться от медкомиссии на работе
- Табель учета рабочего времени: расшифровка сокращений Как в табеле обозначается учебный оплачиваемый отпуск
- Какая норма продолжительности рабочего времени в неделю устанавливается данным работникам?
- Сергей михеев — железная логика (видео) последний выпуск Политолог михеев
- Евгений сатановский — последние видео Сатановский последние публикации
- Священник Игорь Затолокин
- Человек — существо духовное
- Основные ошибки заполнения
- Отчет рсв в году сроки сдачи