Условие участия гражданина в гражданских правоотношениях продолжить. Гражданско-правовые отношения


Как уже было сказано, гражданское право регулирует иму­щественные отношения и личные неимущественные отно­шения. Имущественные отношения складываются по пово­ду материальных благ и ценностей. Они бывают: между гражданами; между организациями и гражданами; между ор­ганизациями. Они затрагивают прежде всего отношения собственности, но также и отношения по поводу продажи, обме­на, аренды, дарения и т.д.

К личным неимущественным отношениям относятся, на­пример, право авторства, сохранение чести, достоинства и де­ловой репутации граждан и т.д.

Каковы участники гражданско-правовых отношений?

Участниками гражданско-правовых отношений являются:

государство, юридические лица (предприятия, организации), физические лица (граждане). Гражданско-правовые отноше­ния могут возникать между гражданами, между гражданами и организациями, между организациями.

Каковы источники гражданского права?

Основные источники гражданского права: Конституция РФ и текущее законодательство. Среди законов последнего времени прежде всего следует назвать Гражданский кодекс РФ, Закон «О приватизации государственных и муниципаль­ных предприятий в РСФСР» от 3 июля 1991 г., Закон «О за­щите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г., Закон «О несо­стоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г., Закон «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. и др.

100. Каковы особенности нового Гражданского кодекса Российской Федерации?

Новый Гражданский кодекс РФ содержит свод норм, опре­деляющих правовое положение граждан, юридических лиц и других участников экономического оборота, устанавливаю­щих правовой режим принадлежащего им имущества, предус­матривающих основные положения о договорных и иных обязательствах. Отличает его от старого кодекса следующее: расширяются возможности участия граждан в экономической деятельности (предпринимательство и др.); с 15 до 14 лет снижен возраст, по достижении которого несовершеннолет­ние от своего имени получают возможность участвовать в имущественных отношениях; определены правила о несосто­ятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя; дан исчерпывающий перечень видов и форм коммерческих ор­ганизаций; определены гарантии от произвольного лишения имущества помимо воли собственника; содержатся правила о праве собственности на землю; перечислены различные спо­собы обеспечения исполнения обязательств и др.



Что такое физические лица как участники гражданских правоотношений?

Среди субъектов гражданских правоотношений самыми массовыми являются физические лица (граждане). Физиче­ские лица - это все лица, находящиеся на территории госу­дарства. Граждане (в сугубо юридическом смысле слова) - люди, имеющие гражданство данной страны. За редким иск­лючением (иностранцы и апатриды, т.е. лица без определен­ного гражданства) эти два понятия («физическое лицо» и «гражданин») совпадают. Физическое лицо обладает право­способностью и дееспособностью.

102. Что такое гражданская правоспособность?

Гражданская правоспособность - важнейший элемент правосубъектности (единой праводееспособности). Это - при­знанная законом способность иметь гражданские права и не­сти обязанности. Она признается за гражданами с рождения и прекращается со смертью.

103. Что такое гражданская дееспособность?

Гражданская дееспособность - условие участия граждан в гражданских правоотношениях. Ее суть составляет способ­ность гражданина своими собственными действиями при­обретать гражданские права и создавать для себя граждан­ские обязанности, отвечать за причинение имущественного вреда. В полном объеме гражданская дееспособность призна­ется за гражданами с 18 лет (возраста совершеннолетия).

Какова гражданская дееспособность несовершеннолетних?

С 14 до 18 лет несовершеннолетние частично дееспособ­ны. Они имеют право заключать мелкие сделки, а крупные договоры - с согласия родителей или лиц, их заменяющих. До 14 лет дети обладают незначительной дееспособностью (могут совершать мелкие покупки, оплачивать проезд в го­родском транспорте и т.д.).

105. Что такое эмансипация по гражданскому праву?

Эмансипация - это объявление несовершеннолетнего, до­стигшего 16-летнего возраста, полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства и с согласия родите­лей (а без такового - по суду), если несовершеннолетний ра­ботает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью.

106. Как юридически регулируется предпринимательская деятельность гражданина?

Предпринимательская деятельность (предприниматель­ство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. Предпринимательская деятельность осу­ществляется гражданами на свой риск под ответственность своего имущества в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.

В отличие от прежних времен, когда предпринимательская деятельность рассматривалась как серьезное нарушение «пра­вил социалистического общежития», сейчас созданы право­вые условия для занятия гражданином предпринимательской деятельностью, не противоречащей закону. Так, в Конститу­ции РФ сказано, что каждый имеет право на свободное ис­пользование своих способностей и имущества для предприни­мательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34).

Отношения между лицами, осуществляющими предприни­мательскую деятельность, регулирует гражданское законода­тельство. Гражданским кодексом РФ определены права граж­дан заниматься предпринимательской деятельностью без об­разования юридического лица, а также право создавать юри­дическое лицо самостоятельно или совместно с другими ли­цами. Юридические лица, являющиеся коммерческими орга­низациями, могут создаваться, в частности, в форме хозяйст­венных товариществ и обществ, производственных коопера­тивов.

Предпринимательская деятельность регулируется также отдельными законами, например: Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) пред­приятий» и др.

В новом Уголовном кодексе отдельную главу составляет перечень преступлений в сфере хозяйственной деятельности, среди которых такие, как воспрепятствование законной пред­принимательской деятельности, лжепредпринимательство, получение кредита путем обмана, ограничение конкуренции, злостное и фиктивное банкротство, уклонение от уплаты на­логов и др.

Что такое юридическое лицо?

Среди участников имущественных отношений, которые регулируются гражданским правом, находятся и юридические

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственном хозяйственном ведении или оператив­ном управлении обособленное имущество и отвечает по сво­им обязательствам этим имуществом, может от своего име­ни приобретать и осуществлять имущественные и личные не­имущественные права, нести обязанности, быть истцом и от­ветчиком в суде,

Признаками юридического лица являются: имуществен­ная самостоятельность (наличие своего имущества на праве собственности, самостоятельного баланса, своего счета в бан­ке); организационное единство (наличие устава или учреди­тельного договора, учредительных документов; регистрация в установленном законом порядке); выступление в обороте от собственного имени (наличие официального названия); са­мостоятельная ответственность по своим обяза­тельствам (государство не отвечает по долгам юридических лиц).

Юридические лица делятся на коммерческие (деятельность которых направлена на получение прибыли) и некоммерче­ские (не имеющие главной целью извлечение прибыли) орга­низации.

6.2. Участие в гражданских правоотношениях и ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований

Государство может участвовать в гражданском обороте как непосредственно, так и через созданные им государственные юридические лица, а именно государственные и муниципальные унитарные предприятия и финансируемые государством учреждения. При этом, как правило, государство отвечает по долгам созданных им юридических лиц и контролирует деятельность последних. Однако не всегда созданное государством юридическое лицо одновременно действует и от своего собственного имени, и от имени государства, как, например, министерство или федеральное агентство, которые в гражданском обороте могут представлять государство, но в то же время действуют и как самостоятельные юридические лица, приобретающее права и обязанности для себя, а не для государства.

Что же касается органов государственной власти, то они в гражданском обороте действуют не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства. Так, согласно п. 1 и 2 ст. 125 ГК, от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Также от имени государства в гражданском обороте могут выступать как представительные, так и исполнительные органы Российской Федерации – Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, различные министерства и федеральные агентства и др., а также соответствующие им органы государственных и муниципальных образований. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица – государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица (п. 3 ст. 125 ГК).

Каким бы образом государство ни участвовало в гражданском обороте – непосредственно или через созданные им юридические лица и органы государственной власти, – следует особо заметить, что принцип иерархии отходит на задний план и главенствующим становится принцип равноправия, хотя особый режим государства наряду с физическими и юридическими лицами, безусловно, прослеживается. Так, государство является собственником принадлежащего ему имущества, однако, в отличие от физических или юридических лиц, не обладает сознанием и волей, необходимыми для участия в гражданском обороте без посредства различных государственных органов, как наделенных правами юридического лица, так и не обладающих ими. Эти органы перечислены в ст. 125 ГК. Через посредство таких органов государство приобретает, осуществляет и прекращает право собственности в отношении своего имущества. При этом не имеет значения, закреплено ли такое имущество за каким-либо унитарным предприятием или бюджетным учреждением, или нет. Разумеется, в первом случае налицо некоторые особенности, связанные с тем, что эти государственные юридические лица обладают самостоятельными правами на такое имущество. Государство выступает участником сделок, когда они совершаются уполномоченными лицами от его имени. При этом не существует никаких ограничений по видам, содержанию и форме совершаемых государством сделок. Также государство участвует в отношениях, регламентируемых патентным правом.

Однако, когда государство становится участником гражданско-правовых отношений, оно, также как и иные участники гражданского оборота, может быть привлечено к ответственности за нарушение прав и охраняемых законом интересов. В ст. 126 ГК закрепляется, что Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования по своим обязательствам несут самостоятельную имущественную ответственность. При этом они не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц. Так, государственные юридические лица при причинении ими вреда отвечают самостоятельно. Однако в п. 6 ст. 126 ГК предусмотрено исключение, согласно которому это правило не распространяется на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации. Кроме того, государство отвечает за вред, причиненный гражданину действиями должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, независимо от их вины. Ответственность государства наступает в случаях незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ и в других случаях.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием (ст. 16 ГК). Также согласно ст. 306 ГК ответственность государства наступает, в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности. Убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством, а споры о возмещении убытков разрешаются судом.

Гражданские права и обязанности принадлежат участникам правоотношений, которые называются субъектами правоотношений. Наряду с отдельными индивидами в качестве субъектов гражданских правоотношений могут участвовать и коллективные образования, обладающие предусмотренными законом признаками. К числу таких образований относятся организации - юридическими лицами, а также особые субъекты гражданского права - государства. Гражданские правоотношения могут возникать между всеми субъектами гражданского права в любом их сочетании.

Так, участниками, регулируемых гражданских законодательством отношений, являются граждане, юридические лица, государство, а также административно-территориальные единицы (ст. 1 ГК РК).

Большинство граждан, выступающих в качестве субъектов гражданских правоотношений - это граждане Республики Казахстан. Гражданство Республики Казахстан приобретается и прекращается в соответствии с законом, является единым и равным независимо от оснований его приобретения. (ст. 10 Конституции)

Кроме граждан Республики Казахстан, в гражданских правоотношениях могут принимать участие иностранцы и лица без гражданства. Правовой статус иностранцев определяется Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 19 июня 1995 года «О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан». Под иностранными гражданами в Казахстане признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства (ст. 2 Указа). В соответствии с Указом лицами без гражданства считаются лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства (часть 2 статьи 2 Указа).

Правовые условия участия иностранцев в инвестициях определяются также двусторонними международными договорами и соглашениями о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений. В них предусматривается обычно предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации или национального режима, вводятся обязательства обоих государств не производить национализацию или экспроприацию иностранной собственности и не подвергать ее аналогичным мерам, гарантии беспрепятственного перевода за границу платежей, связанных с осуществлением капиталовложений в свободно конвертируемой валюте.

Особенностью участия государства и административно-территориальных единиц в гражданских правоотношениях является то, что Республика Казахстан выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений (пункт 1 ст. 112 ГК РК). Перечисленные субъекты гражданского права участвуют в гражданских правоотношениях именно как субъекты данной отрасли права. В гражданском законодательстве учитываются особенности каждого вида субъектов, при этом устанавливаются наряду с общими нормами, распространяющимися на все категории субъектов, ряд специальных предписаний, касающихся только того или другого вида субъектов.

Поскольку правовое регулирование предполагает наличие определенных качеств у субъектов той или иной отрасли права, в теории права выработалась такая категория, как правосубъектность.

Правосубъектность слагается из совокупности таких качеств лиц, как правоспособность и дееспособность.

Правоспособность - означает способность иметь гражданские права и исполнять обязанности, и признается в равной степени за всеми гражданами с момента рождения и до смерти (даже новорожденный ребенок уже может обладать определенным комплексом гражданских прав и обязанностей, например, наследовать завещанное ему имущество).

Правоспособности свойственны абстрактность и не отчуждаемость, так как содержание правоспособности граждан раскрывается через весь комплекс прав и обязанностей, которыми может обладать гражданин в соответствии с гражданским законодательством. К наиболее основным гражданским правам относится возможность иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать имущество, совершать сделки и много других. Кроме этих прав гражданин вправе иметь и иные личные имущественные и личные неимущественные права, в число которых можно включить и такие, которые прямо законом не предусмотрены, но не противоречат общим началам и смыслу гражданского законодательства.

Гражданской правоспособностью обладают в равной мере все граждане. Она возникает с момента рождения и прекращается смертью гражданина.

Правосубъектность - дееспособность - означает способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В связи с тем, что для правового регулирования экономического оборота необходимо придать отношениям достаточно устойчивый характер, для того, чтобы они складывались из осознанных волевых действий сторон, дееспособность участников гражданских правоотношений возникает, как правило, с момента достижения определенного возраста, а в полном объеме - с восемнадцати лет, то есть совершеннолетия.

Наиболее существенными элементами содержания дееспособности граждан является возможность самостоятельного заключения сделок - сделкоспособность граждан и возможность нести самостоятельную имущественную ответственность - деликтоспособность. В качестве элемента деликтоспособности Гражданский Кодекс выделяет возможность гражданина заниматься предпринимательской деятельностью, для чего гражданин должен пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Так как в отличие от правоспособности дееспособность связана с совершением гражданином волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости, законом в качестве одного из критериев дееспособности предусмотрен возраст гражданина. Полная дееспособность признается за совершеннолетними гражданами, то есть достигшими восемнадцатилетнего возраста. В виду того, что человек с возрастом приобретает необходимые знания и навыки, гражданское законодательство предусматривает постепенный переход граждан к полной дееспособности.

Хотя по достижении гражданином восемнадцатилетнего возраста он получает дееспособность в полном объеме, возможны ситуации, когда способности гражданина к волевым осознанным действиям могут быть нарушены вследствие заболевания либо злоупотребления алкогольными или наркотическими веществами. В данном случае может иметь место признание гражданина недееспособным и ограничение дееспособности такого лица.

В случае, если вследствие психического расстройства гражданин не может понимать значения своих действий или руководить ими, он признается судом недееспособным и лишается права на совершение любых сделок, даже мелких бытовых. От лица такого гражданина все сделки совершает его опекун. Если же, происходит улучшение психического состояния гражданина до такой степени, при которой он становится в состоянии руководить своими действиями и нести ответственность, суд вправе вынести решение о признании гражданина дееспособным или об отмене ограничения его дееспособности, а так же отменить опеку и попечительство над таким гражданином.

Отрыв правоспособности от дееспособности может иметь место в отношении граждан, поскольку именно они обладают способностью взросления и постепенного приобретения определенных волевых и психических качеств.

Однако обладания гражданской правосубъектностью для субъекта недостаточно для того, чтобы иметь конкретные субъективные гражданские права и нести обязанности. Правосубъектность является лишь необходимой предпосылкой обладания субъективными правами. Для возникновения конкретных субъективных прав необходимо возникновение юридического факта. Иными словами, наделенный правосубъектностью гражданин имеет абстрактную возможность приобретения определенных прав в результате каких-либо действий или событий - юридических фактов.

Гражданская правосубъектность - это признаваемая в равной мере за всеми лицами максимально полная, суммарно выраженная возможность право обладания, выраженная абстрактно.

Например; при реализации субъектом такого элемента правосубъектности, как возможность заключения сделок, собственно возможность их совершения не претерпевает никаких изменений, но в то же время происходит приобретение, изменение или утрата каких-либо прав и обязанностей субъекта.

Ограничения же правоспособности или дееспособности могут иметь место и осуществляются в случаях и порядке, установленных законом и только таким образом. Как правило, такие ограничения правосубъектности связаны либо с заболеванием гражданина, в результате которого он утрачивает возможность адекватно оценивать собственные действия, либо в возможны в качестве санкции за совершенное правонарушение.

Например; возможно лишение гражданина права на определенный срок заниматься предпринимательской деятельностью в наказание за совершенное преступление.

Правосубъектность тесно связана с признаками, индивидуализирующими конкретного субъекта права. Индивидуализация субъектов может осуществляться различными признаками, тесно связанными с тем, идет ли речь о гражданах, юридических лицах или иных субъектах. Такими признаками для граждан являются имя, место жительства и акты гражданского состояния.

Еще одним индивидуализирующим гражданина признаком является его место жительства. Наряду с именем, место жительства позволяет более точно конкретизировать субъекта гражданского права. Местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает. При этом не имеет значения место регистрации гражданина (оно является лишь одним из доказательств преимущественного проживания гражданина по конкретному адресу), место нахождения его имущества, либо место жительства супруга и другие подобные факты. Граждане имеют право сами выбирать себе место жительства, за исключением случаев, предусмотренных законом, и касающихся определения места жительства малолетних, а также граждан, признанных недееспособными вследствие психического заболевания. Местом жительства подобных субъектов признается, как правило, место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Также положение гражданина как субъекта гражданского права удостоверяется актами гражданского состояния. Акты гражданского состояния отнесены законом к фактам, определяющим гражданско-правовой статус гражданина (рождение, заключение и расторжение брака, усыновление, смерть и другие).

Например; возникновение и прекращение правоспособности субъекта связывается с моментом рождения и моментом смерти гражданина, вступление в брак влечет возникновение права общей совместной собственности супругов. В связи с особой важностью данных фактов законом установлен специальный порядок их регистрации в специальном государственном органе - органе записи актов гражданского состояния. На основании произведенных записей гражданам выдается свидетельство, которым гражданин удостоверяет свое состояние в повседневной жизни.

Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Однако случаются такие ситуации, когда в течение длительного времени сведения о гражданине в месте его постоянного жительства отсутствуют, и попытки разыскать такого гражданина не приносят результата. В результате таких ситуаций возникает неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. С помощью норм, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.

Согласно гражданскому законодательству гражданин, по заявлению заинтересованных лиц, может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Решение о признании гражданина безвестно отсутствующим выносится судом в порядке особого производства (ст. 28 ГК РК), при этом оцениваются все имеющиеся факты, которые могут повлиять на вынесение решения. Если же суд принимает решение о признании гражданина безвестно отсутствующим, то в отношении имущества такого гражданина принимается ряд предусмотренных законом действий. В частности, орган опеки и попечительства передает имущество отсутствующего гражданина в доверительное управление определенному этим органом лицу, из имущества данного лица выдается содержание гражданам, которых отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по его другим обязательствам. Наряду с учреждением управления имуществом, безвестное отсутствие может повлечь также и другие последствия, установленные законом.

В случае явки или обнаружения местопребывания отсутствовавшего гражданина, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим и, соответственно, отменяется управление его имуществом (ст. 32 ГК РК).

Если гражданин безвестно отсутствует в течение трех лет, то он может быть объявлен судом умершим. Это не означает, что объявлению гражданина умершим всегда должно предшествовать признание его безвестно отсутствующим. Основания этих действий во многом совпадают, хотя в общем случае длительность отсутствия гражданина для объявления его умершим составляет 3 года, имеются и некоторые особенные случаи.

Например; если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (как частные случаи: землетрясение, ураган, кораблекрушение и т.д.), то он может быть объявлен умершим по истечении шестимесячного срока, а в случае с военнослужащими или другими гражданами, пропавшими в связи с военными действиями, решение суда об объявлении гражданина умершим может быть вынесено не ранее, чем через два года после окончания военных действий.

Днем смерти объявленного умершим гражданина признается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае же смерти гражданина при обстоятельствах, угрожавших смертью, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели (ст. 31 ГК РК).

Последствия вынесения судом решения об объявлении гражданина умершим законом специально не предусмотрены, так как они должны совпадать с теми, которые имеют место при фактической смерти гражданина: открытие наследства в имуществе данного гражданина, прекращение брака и обязательств гражданина, носящих личный характер. При этом правоспособность объявленного умершим гражданина прекращается только с момента его фактической смерти.

Хотя срок безвестного отсутствия для объявления гражданина умершим достаточно большой, все же не исключена вероятность того, что такой гражданин жив. В случае явки такого гражданина решение суда подлежит отмене. Однако отмена решения суда об объявлении гражданина умершим не может восстановить некоторые его права (ст. 32 ГК РК).

Под объектом правоотношения обычно понимают то, на что данное правоотношение направлено и оказывает определенное воздействие. Как общественная связь между людьми, устанавливающаяся в результате их взаимодействия, гражданское правоотношение может воздействовать только на поведение человека. Поэтому в качестве объекта гражданского правоотношения выступает поведение его субъектов, направленное на материальные и нематериальные блага.

В гражданских имущественных правоотношениях участники своим поведением воздействуют не только друг на друга, но и на определенные материальные блага. Поведение субъектов гражданского правоотношения, направленное на различного рода материальные блага и составляет объект гражданского имущественного правоотношения. При этом необходимо различать поведение субъектов в процессе их взаимодействия между собой и их поведение, направленное на материальное благо. Первое образует содержание гражданского имущественного правоотношения, а второе - его объект. То есть управомоченная сторона своим поведением воздействует на обязанную сторону, которая под влиянием этого и совершает действия, направленные на соответствующие материальные блага.

В личном неимущественном правоотношении в качестве объекта выступает поведение сторон, направленное на нематериальные блага: жизнь, здоровье, честь, достоинство и деловая репутация, имя человека, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право на авторство, право на неприкосновенность произведения и другие нематериальные блага и права. Однако в любом гражданском правоотношении объект представлен поведением его участников, направленным на какие-либо блага, способные удовлетворять потребности человека.

К гражданско-правовым отношениям относят любые виды отношений имущественного и личного неимущественного характера, которые возникают между физическими или юридическим лицами, наделенными гражданскими правами и обязанностями. Основным отличительным признаком таких правоотношений является метод их регулирования, основанный на юридическом равенстве сторон.

Элементами гражданско-правовых отношений являются субъекты и объекты этих отношений, субъектные права и обязанности. Объект правоотношения – это то, на что оно направлено или оказывает какое-либо влияние (вещи, деятельность, услуги и т. д.).

Участники гражданско-правового отношения – это его субъекты, ими могут быть граждане РФ, иностранные граждане или лица без гражданства, юридические лица, государство, его субъекты и муниципальные образования.

Субъективное право – это совокупность правомочий, которые предоставляются субъекту гражданского правоотношения. Существует три вида правомочий – на собственные действия, на требования от противоположной стороны исполнения обязательств и на защиту прав и интересов.

Субъективная гражданская обязанность – это необходимость для субъекта совершать определенные действия или воздержаться от них. Обычно обе стороны правоотношения наделены правами и обязанностями, хотя встречаются ситуации, когда у одной стороны есть только права, а у второй – обязанности.

Выделяют несколько видов гражданско-правовых отношений:

  • Имущественные и неимущественные отношения различаются по объекту правоотношения. В случае имущественных отношений объектом служит любое имущество и права на него, а также переход данных прав. Неимущественные отношения имеют в качестве объектов неимущественные права гражданина, результаты интеллектуальной деятельности и иные нематериальные блага.
  • Абсолютные и относительные правоотношения, в первом случае не определен круг обязанностей субъектов для управомоченного лица. В случае относительных правоотношений, наоборот, управомоченному лицу противостоят определенные обязанности одного лица или нескольких лиц.
  • Вещные и обязательственные отношения.

Основаниями возникновения гражданско-правовых отношений являются обстоятельства, которые возникают как результат действий субъектов и влекут за собой определенные правовые последствия.

Гражданские правоотношения (права и обязанности) возникают:

  • из сделок, предусмотренных законодательством или не противоречащих ему. Сделки, которые предусмотрены действующим законодательством являются наиболее частой причиной возникновения, изменения или прекращения гражданских правоотношений. Возникать гражданские правоотношения могут и из договоров, так как они являются разновидностью сделок. Осуществлять сделки лучше с помощью опытного гражданского юриста, который сможет проверить безопасность сделки и просчитать все ее возможные последствия.
  • из административных актов, чаще всего подобные акты, как основание возникновения правоотношений, выступают совместно с определенными договорами. К актам органов управления, которые влекут за собой гражданско-правовые последствия, можно отнести, например, выдачу ордера на жилое помещение.
  • в результате открытий, изобретений, создания авторских произведений в области науки или искусства. Акты интеллектуальной деятельности отличаются от сделок тем, что в них отсутствует признак, характерный для любых сделок - направленность действий на создание гражданских прав и обязанностей, в области творчества правовые последствия возникают независимо от воли автора.
  • Если был причинен вред другому лицу или вследствие незаконного приобретения имущества.
  • вследствие иных действий физических и юридических лиц;

Помощь гражданского юриста

Компания «ЮК ТРИУМФ» оказывает юридическую помощь при возникновении любых гражданско-правовых отношений, а также при решении любых споров, возникающих из их последствий.

Услуги гражданских юристов компании «ЮК ТРИУМФ»:

  • Юридические консультации по всем областям гражданского права.
  • Правовой анализ и оценка последствий любых сделок и договоров.
  • Подготовка соглашений и договоров в области гражданско-правовых отношений.
  • Составление претензий и участие в досудебном решении конфликтов.
  • Составление исков и определение их подсудности.
  • Подготовка процессуальных документов – заявлений, ходатайств, возражений.
  • Представление интересов доверителя на гражданском процессе.
  • Участие в гражданских процессах.
  • Подготовка мирных соглашений между сторонами.
  • Обжалование судебных постановлений в кассационном и апелляционном порядке.
  • Участие в исполнительном производстве и контроль над исполнением судебного решения.

План работы

Введение 2

Понятие субъекта гражданских правоотношений 3

Граждане как субъекты гражданского права 4

Юридические лица как субъекты гражданского права 12

Государство и государственные (муниципальные) образования

как субъекты гражданского права 25

Заключение 27

Список литературы 28

Введение

Как и любая отрасль права, гражданское право состоит из правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения. Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, необычайно обширен.

Граждане и организации, осуществляя предпринимательскую деятельность, постоянно вступают между собой в общественные отношения, регулируемые нормами гражданского права. Граждане в своей повседневной жизни, пользуясь услугами различных организаций, также вступают в общественные отношения, регулируемые гражданским правом. Нормы гражданского права распространяют свое действие и на отношения, которые периодически возникают между самими гражданами. Действие гражданского права распространяется также и на такие общественные отношения, в которых граждане вообще не принимают участия. Так, нормами гражданского права регулируются отношения между организациями, возникающие в процессе реализации произведенной продукции, перевозки ее на транспорте, осуществления расчетов за доставленную продукцию и многие другие. Гражданским правом регулируются отношения с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, настолько обширен и разнообразен, что, в принципе, невозможно дать их исчерпывающий перечень.

Однако для понимания предмета гражданского права и сущности гражданско-правовых отношений необходимо, в первую очередь, определиться с субъектом таких отношений, его особенностями и разновидностями. Ведь без знания спектра гражданских прав и обязанностей, а равно объема правоспособности и дееспособности различных субъектов гражданских правоотношений невозможно точное определение их места и статуса в системе гражданского права.

Понятие субъектов гражданских правоотношений

Участники гражданских правоотношений именуются их субъектами. Как и любое общественное отношение, гражданское правоотношение устанавливается между людьми. Поэтому в качестве субъектов гражданских правоотношений выступают либо отдельные индивиды, либо определенные коллективы людей. Отдельные индивиды именуются в гражданском законодательстве гражданами. Вместе с тем субъектами гражданских правоотношений в нашей стране могут быть не только граждане Российской Федерации, но и иностранцы, а также лица без гражданства (так называемые апатриды) – охарактеризованные законом термином “физические лица”.

Наряду с отдельными индивидами в качестве субъектов гражданских правоотношений могут участвовать и коллективные образования, обладающие предусмотренными законом признаками. К числу таких образований относятся организации, именуемые юридическими лицами, а также особые субъекты гражданского права – государства, национально-государственные и административно-территориальные (муниципальные) образования (согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского Кодекса). В гражданских правоотношениях могут участвовать не только российские, но и иностранные юридические лица.

Гражданские правоотношения могут возникать между всеми субъектами гражданского права в любом их сочетании.

Таким образом, субъектами гражданских правоотношений могут быть:

  • Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства;
  • Российские и иностранные юридические лица;
  • Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Все возможные субъекты гражданских правоотношений охватываются понятием “лица”, которое используется в Гражданском Кодексе и других актах гражданского законодательства. Как субъекты гражданских правоотношений лица характеризуются тем, что они являются носителями субъективных гражданских прав и обязанностей.

Граждане как субъекты гражданского права

Поскольку правовое регулирование предполагает наличие определенных качеств у субъектов той или иной отрасли права, в теории права выработалась такая категория, как правосубъектность. Данная категория определяет, какими качествами должны обладать субъекты правового регулирования для того, чтобы иметь права и нести обязанности в соответствующей области права.

Правосубъектность слагается из совокупности таких качеств лиц, как правоспособность и дееспособность.

Первая – правоспособность – означает способность иметь гражданские права и нести обязанности, и признается в равной степени за всеми гражданами с момента рождения и до смерти (даже новорожденный ребенок уже может обладать определенным комплексом гражданских прав и обязанностей, например, наследовать завещанное ему имущество).

Правоспособности свойственны абстрактность и неотчуждаемость, так как содержание правоспособности граждан раскрывается через весь комплекс прав и обязанностей, которыми может обладать гражданин в соответствии с гражданским законодательством. Статья 18 Гражданского Кодекса перечисляет, пожалуй, только основные, наиболее значимые гражданские права, к которым относится возможность иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать имущество, совершать сделки и много других. Кроме этих прав гражданин вправе иметь и иные личные имущественные и личные неимущественные права, в число которых можно включить и такие, которые прямо законом не предусмотрены, но не противоречат общим началам и смыслу гражданского законодательства.

Гражданской правоспособностью обладают в равной мере все граждане. Она возникает с момента рождения ребенка и прекращается смертью гражданина.

Второе слагаемое правосубъектности – дееспособность – означает способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В связи с тем, что для правового регулирования экономического оборота необходимо придать отношениям достаточно устойчивый характер, для того, чтобы они складывались из осознанных волевых действий сторон, дееспособность участников гражданских правоотношений возникает, как правило, с момента достижения определенного возраста, а в полном объеме – с восемнадцати лет, т.е. совершеннолетия.

Наиболее существенными элементами содержания дееспособности граждан является возможность самостоятельного заключения сделок (сделкоспособность граждан) и возможность нести самостоятельную имущественную ответственность (деликтоспособность). В качестве элемента деликтоспособности Гражданский Кодекс выделяет возможность гражданина заниматься предпринимательской деятельностью, для чего гражданин должен пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Так как в отличие от правоспособности дееспособность связана с совершением гражданином волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости, законом в качестве одного из критериев дееспособности предусмотрен возраст гражданина. Полная дееспособность признается за совершеннолетними гражданами, то есть достигшими восемнадцатилетнего возраста. Из указанного правила допускаются два исключения: полная дееспособность может возникнуть у гражданина и до достижения им восемнадцатилетнего возраста в случаях, во-первых, вступления в брак таким лицом, если ему в установленном законом порядке был снижен брачный возраст, во-вторых, объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей (опекунов) занимается предпринимательской деятельностью, полностью дееспособным (эмансипация).

В виду того, что человек с возрастом приобретает необходимые знания и навыки, гражданское законодательство предусматривает постепенный переход граждан к полной дееспособности. Скажем, в возрасте от 6 до 14 лет у граждан (малолетних) появляется право самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие государственной регистрации и некоторые другие сделки. С достижением четырнадцатилетнего возраста несовершеннолетний наделяется правом совершать самостоятельно любые сделки, при условии письменного согласия его законных представителей, причем согласие может быть получено как до совершения сделки, так и быть письменным одобрением уже состоявшейся сделки. В возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно и без согласия законных представителей, помимо сделок совершаемых малолетними, распоряжаться собственным заработком, осуществлять авторские права, в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, а по достижении шестнадцатилетнего возраста быть членами кооперативов. Данный статус граждан является уже частичной дееспособностью. Однако, скажем, в случае неразумного расходования несовершеннолетним своих средств законные представители, либо орган опеки и попечительства данного лица может ходатайствовать перед судом об ограничении или лишении несовершеннолетнего права распоряжаться заработком.

Хотя по достижении гражданином восемнадцатилетнего возраста он получает дееспособность в полном объеме, возможны ситуации, когда способности гражданина к волевым осознанным действиям могут быть нарушены вследствие заболевания либо злоупотребления алкогольными или наркотическими веществами. В данном случае может иметь место признание гражданина недееспособным и ограничение дееспособности такого лица. В случае, если вследствие психического расстройства гражданин не может понимать значения своих действий или руководить ими, он признается судом недееспособным и лишается права на совершение любых сделок, даже мелких бытовых. От лица такого гражданина все сделки совершает его опекун (статья 29 Гражданского Кодекса). Если же, скажем, происходит улучшение психического состояния гражданина до такой степени, при которой он становится в состоянии руководить своими действиями и нести ответственность, суд вправе вынести решение о признании гражданина дееспособным или об отмене ограничения его дееспособности, а так же отменить опеку и попечительство над таким гражданином.

Отрыв правоспособности от дееспособности может иметь место в отношении граждан, поскольку именно они обладают способностью взросления и постепенного приобретения определенных волевых и психических качеств.

Считается, что обладания одной лишь правоспособностью достаточно для признания, скажем, недееспособного ребенка для того, чтобы он смог быть признаваемым законом участником гражданских правоотношений. При этом имеется в виду восполнение его недееспособности дееспособностью его законных представителей, скажем родителей.

Однако обладания гражданской правосубъектностью для субъекта недостаточно для того, чтобы иметь конкретные субъективные гражданские права и нести обязанности. Правосубъектность является лишь необходимой предпосылкой обладания субъективными правами. Для возникновения конкретных субъективных прав необходимо возникновение юридического факта. Иными словами, наделенный правосубъектностью гражданин имеет абстрактную возможность приобретения определенных прав в результате каких-либо действий или событий – юридических фактов.

Гражданская правосубъектность – это признаваемая в равной мере за всеми лицами максимально полная, суммарно выраженная возможность правообладания, выраженная абстрактно. То есть, например, при реализации субъектом такого элемента правосубъектности, как возможность заключения сделок, собственно возможность их совершения не претерпевает никаких изменений, но в то же время происходит приобретение, изменение или утрата каких-либо прав и обязанностей субъекта.

Ограничения же правоспособности или дееспособности могут иметь место и осуществляются в случаях и порядке, установленных законом и только таким образом. Как правило, такие ограничения правосубъектности связаны либо с заболеванием гражданина, в результате которого он утрачивает возможность адекватно оценивать собственные действия, либо в возможны в качестве санкции за совершенное правонарушение. Например, возможно лишение гражданина права на определенный срок заниматься предпринимательской деятельностью в наказание за совершенное преступление.

Правосубъектность тесно связана с признаками, индивидуализирующими конкретного субъекта права. Индивидуализация субъектов может осуществляться различными признаками, тесно связанными с тем, идет ли речь о гражданах, юридических лицах или иных субъектах. Такими признаками для граждан являются имя, место жительства и акты гражданского состояния.

Невозможно представить нормальное осуществление гражданских прав и обязанностей без четкого представления о том, с кем именно происходит вступление в гражданские отношения. Индивидуализация каждого отдельного гражданина осуществляется, прежде всего, по его имени . Имя гражданин получает при рождении. Как правило, если иное не предусмотрено законом или национальным обычаем, имя состоит из фамилии, собственно имени и отчества. Все гражданские права гражданин вправе приобретать только под своим собственным именем. Имеют место случаи, предусмотренные законом, когда гражданин имеет право действовать под вымышленным именем (псевдонимом), либо вообще не пользоваться именем. Так, например, при опубликовании произведений литературы или искусства, гражданин вправе выпустить произведение на свет, как под собственным оригинальным именем, так и используя псевдоним или анонимно (пункт 1 статьи 15 Закона РФ “Об авторском праве…”). Также, в соответствии с законом, гражданин имеет право переменить свое имя. Все права и обязанности при этом за ним сохраняются, однако, на такое лицо, в соответствии со статьей 19 Гражданского Кодекса, возлагается обязанность сообщить об изменении своего имени его кредиторам и должникам.

Еще одним индивидуализирующим гражданина признаком является его место жительства . Наряду с именем, место жительства позволяет более точно конкретизировать субъекта гражданского права. Довольно часто встречаются случаи полного совпадения имен граждан, включая фамилии и отчества. Однако полное совпадение места жительства при этом встречается крайне редко. Местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает. При этом не имеет значения место прописки гражданина (оно является лишь одним из доказательств преимущественного проживания гражданина по конкретному адресу), место нахождения его имущества, либо место жительства супруга и другие подобные факты. Граждане имеют право сами выбирать себе место жительства, за исключением случаев, предусмотренных законом, и касающихся определения места жительства малолетних, а также граждан, признанных недееспособными вследствие психического заболевания. Местом жительства подобных субъектов признается, как правило, место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.

Также положение гражданина как субъекта гражданского права удостоверяется актами гражданского состояния . Акты гражданского состояния отнесены законом к фактам, определяющим гражданско-правовой статус гражданина (рождение, заключение и расторжение брака, усыновление, смерть и другие). Например, возникновение и прекращение правоспособности субъекта связывается с моментом рождения и моментом смерти гражданина, вступление в брак влечет возникновение права общей совместной собственности супругов. В связи с особой важностью данных фактов законом установлен специальный порядок их регистрации в специальном государственном органе – органе записи актов гражданского состояния (ЗАГСе). На основании произведенных записей гражданам выдается специальный документ – свидетельство, которым гражданин удостоверяет свое состояние в повседневной жизни. Например, свидетельство о рождении является для несовершеннолетнего документом, удостоверяющим его личность до получения им по достижении им определенного возраста (на данный момент таким возрастом является шестнадцатилетний, однако, в ближайшее время возможно снижение законодателем такого возраста до четырнадцати лет) паспорта, а для подтверждения факта состояния в браке необходимо предъявить свидетельство о браке.

Как уже отмечалось, регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Однако случаются такие ситуации, когда в течение длительного времени сведения о гражданине в месте его постоянного жительства отсутствуют, и попытки разыскать такого гражданина не приносят результата. В результате таких ситуаций возникает неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. Для регулирования подобных ситуаций законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют так называемый институт безвестного отсутствия . С помощью норм, входящих в этот институт, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.

Поскольку в случае безвестного отсутствия гражданина в основу можно положить как презумпцию жизни (предположение о том, что гражданин является живым, так как факт его смерти не установлен), так и презумпцию смерти (предположение о смерти продолжительное время отсутствующего гражданина), скорее всего более правильной будет являться позиция, при которой суд не исходит из предположений о жизни, либо смерти гражданина, а просто констатирует факт безвестного отсутствия с целью устранения неопределенности в субъекте отношений.

Согласно гражданскому законодательству гражданин, по заявлению заинтересованных лиц, может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Решение о признании гражданина безвестно отсутствующим выносится судом в порядке особого производства (глава 28 ГПК), при этом оцениваются все имеющиеся факты, которые могут повлиять на вынесение решения. Скажем, если суду станут известны факты, которые могут свидетельствовать о желании гражданина скрыться, например, из боязни подвергнуться уголовному наказанию за совершенное преступление, суд должен воздержаться от вынесения решения о признании гражданина безвестно отсутствующим, так как существует вероятность того, что безвестность его отсутствия может быть устранена его розыском, который находится в компетенции ОВД. Если же суд принимает решение о признании гражданина безвестно отсутствующим, то в отношении имущества такого гражданина принимается ряд предусмотренных законом действий. В частности, орган опеки и попечительства передает имущество отсутствующего гражданина в доверительное управление определенному этим органом лицу (в соответствии со статьей 43 Гражданского Кодекса), из имущества данного лица выдается содержание гражданам, которых отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по его другим обязательствам. Наряду с учреждением управления имуществом, безвестное отсутствие может повлечь также и другие последствия, установленные законом. Например, с таким лицом может быть в упрощенной форме расторгнут брак. Если имущество гражданина таково, что оно нуждается в постоянном управлении, то орган опеки и попечительства может и до истечения годичного срока, установленного законом, назначить управляющего имуществом отсутствующего гражданина, однако, при этом никаких выплат из имущества не производится до вынесения судом решения о признании гражданина безвестно отсутствующим.

В случае явки или обнаружения местопребывания отсутствовавшего гражданина, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим и, соответственно, отменяется управление его имуществом (этот момент оговорен в статье 44 Гражданского Кодекса).

Если гражданин безвестно отсутствует не менее пяти лет, то он может быть объявлен судом умершим. Это не означает, что объявлению гражданина умершим всегда должно предшествовать признание его безвестно отсутствующим. Основания этих действий во многом совпадают. Однако, хотя в общем случае длительность отсутствия гражданина для объявления его умершим составляет 5 лет, имеются и некоторые особенные случаи. Например, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (как частные случаи: землетрясение, ураган, кораблекрушение и т.д.), то он может быть объявлен умершим по истечении шестимесячного срока, а в случае с военнослужащими или другими гражданами, пропавшими в связи с военными действиями, решение суда об объявлении гражданина умершим может быть вынесено не ранее, чем через два года после окончания военных действий.

Днем смерти объявленного умершим гражданина признается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае же смерти гражданина при обстоятельствах, угрожавших смертью, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Последствия вынесения судом решения об объявлении гражданина умершим законом специально не предусмотрены, так как они должны совпадать с теми, которые имеют место при фактической смерти гражданина: открытие наследства в имуществе данного гражданина, прекращение брака и обязательств гражданина, носящих личный характер. При этом правоспособность объявленного умершим гражданина прекращается только с момента его фактической смерти.

Хотя срок безвестного отсутствия для объявления гражданина умершим достаточно большой, все же не исключена вероятность того, что такой гражданин жив. В случае явки такого гражданина решение суда подлежит отмене. Однако отмена решения суда об объявлении гражданина умершим не может восстановить некоторые его права. Например, если его супруг вступил в новый брак, то брачные отношения не могут быть восстановлены, имущество, перешедшее по наследству, могло не сохраниться и т.д. Поэтому закон предусматривает специальные правила на случай явки гражданина, объявленного умершим. Гражданин, объявленный умершим, вправе после явки требовать возврата своего имущества при условии, что: а) это имущество сохранилось в натуре, б) перешло к его нынешнему владельцу безвозмездно. Не подлежат истребованию деньги и ценные бумаги на предъявителя, а также средства, вырученные от продажи имущества гражданина. Если имущество перешло по возмездным сделкам, то его можно истребовать только от недобросовестного приобретателя, т.е. лица, которое знало, что гражданин, объявленный умершим, на самом деле жив. Такой недобросовестный приобретатель обязан возместить стоимость имущества, которое он не может возвратить в натуре (согласно статье 46 Гражданского Кодекса).

Юридические лица как субъекты гражданского права

Наряду с гражданами субъектами гражданского права являются также юридические лица – особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке, установленном законом. Конструкция юридического лица является основной правовой формой коллективного участия лиц в гражданском обороте, что является необходимым в связи с тем, что жизнь современного общества невозможна без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей.

Юридические лица выполняют следующие функции:

  • Оформление коллективных интересов: институт юридического лица определенным образом организует и упорядочивает внутренние отношения между участниками юридического лица, преобразуя их волю в волю всей организации в целом, позволяя таким образом ей выступать в гражданском обороте от собственного имени – имени юридического лица;
  • Функция объединения капиталов: юридическое лицо (наиболее ярко выраженное в данной связи – акционерное общество) является оптимальной формой долговременной централизации капиталов, что необходимо для ведения крупномасштабной предпринимательской деятельности;
  • Ограничение предпринимательского риска: конструкция юридического лица позволяет ограничить имущественный риск конкретного участника суммой вклада в капитал предприятия;
  • Функция управления капиталом: институт юридического лица создает основания для более гибкого использования капитала, принадлежащего одному лицу в различных сферах предпринимательской деятельности.

Юридическое лицо имеет ряд присущих ему свойств, каждое из которых необходимо, а все они вместе – достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права. Эти свойства таковы:

  • Организационное единство юридического лица. Это свойство проявляется, прежде всего, в определенной иерархии, соподчиненности органов управления, составляющих структуру организации, а также в четкой регламентации отношений между ее участниками. Организационное единство юридического лица закрепляется его учредительными документами (уставом и/или учредительным договором) и нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц;
  • Имущественная обособленность юридического лица. Имущественная обособленность юридического лица представляет собой объединение множества инструментов (предметов техники, знаний, денежных средств и т.д.) в единый имущественный комплекс и создает материальную базу для его деятельности. При этом степени обособленности имущества у различных видов юридических лиц могут значительно различаться. Так, например, хозяйственные товарищества и общества, кооперативы обладают правом собственности на принадлежащее им имущество, в то время как унитарные предприятия – лишь правом хозяйственного ведения или оперативного управления. Однако в обоих случаях наличие правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом дает и тем и другим такую степень обособленности, которой достаточно для признания данного образования юридическим лицом.
  • Самостоятельная гражданско-правовая ответственность юридического лица. Данное свойство регламентировано статьей 56 Гражданского Кодекса и подразумевает, что участники или собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых. Следует заметить, что необходимой предпосылкой такой ответственности является наличие у юридического лица обособленного имущества, которое при необходимости может служить объектом притязаний кредиторов.
  • Выступление юридическим лицом в гражданском обороте от своего имени – еще одно его свойство. Это свойство означает возможность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. А это как раз и является итоговым признаком юридического лица и, одновременно, целью, ради которой оно создается.

Учитывая все перечисленное выше, можно охарактеризовать юридическое лицо как признанную государством в качестве субъекта права организацию, обладающую обособленным имуществом, самостоятельно отвечающую этим имуществом по своим обязательствам и выступающую в гражданском обороте от своего имени.

В отличие от таких субъектов гражданских правоотношений, как граждане, юридическое лицо обладает не общей (или универсальной – предполагающей возможность для субъекта права иметь любые права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности) правоспособностью, а специальной, предполагающей наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах. Это справедливо для всех юридических лиц, за одним исключением: новый Гражданский Кодекс 1994 года наделил частные коммерческие организации общей правоспособностью.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который соответствует государственной регистрации такой организации, и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (в соответствии со статьями 49(3) , 51(2), 63(8) Гражданского Кодекса).

Объем правоспособности юридического лица определяется не только ее общим или специальным характером. Например, осуществление некоторых видов деятельности требует получения от государства специальных разрешений (лицензий). Кроме того, законом могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц.

Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходимо не только наличие правоспособности, но и дееспособности. В отличие от граждан, у юридических лиц правоспособность и дееспособность возникают и прекращаются одновременно.

Приобретение и, в какой-то степени, осуществление прав и обязанностей – прерогатива так называемого органа юридического лица, лица (единоличный орган) или группы лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то полномочий. В соответствии со статьей 53 Гражданского Кодекса именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает обязанности. Поэтому действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица. Юридические лица могут иметь как один орган (например, директор, правление), так и несколько одновременно (например, директор и дирекция, правление и председатель правления), причем они могут быть и единоличными, и коллегиальными. Органы могут либо назначаться (если у юридического лица один учредитель), или избираться (если участников или учредителей несколько). В тоже время, гражданские права и обязанности для юридических лиц могут приобретать их представители, действующие на основе доверенности, выдаваемой органами юридических лиц.

Как уже отмечалось выше, правосубъектность тесно связана с признаками, индивидуализирующими конкретного субъекта права. В случае с юридическими лицами индивидуализирующими его признаками является его местонахождение и наименование.

Место нахождения юридического лица , как правило, определяется местом его государственной регистрации (если в учредительных документах юридического лица не установлено иное). Определение точного места нахождения юридического лица важно для правильного применения к нему актов местных органов власти, предъявления исков, исполнения в отношении него обязательств и решения множества других вопросов.

Наименование юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Все некоммерческие, а также некоторые коммерческие организации должны включать в свое название также указание на характер деятельности. Можно также упомянуть такое понятие, как фирма. Фирма или фирменное наименование является названием коммерческой организации – личное неимущественное право коммерческой организации, неотделимо от самой организации и может отчуждаться только вместе с ней.

Вместе с тем, в гражданском обороте необходимо индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его продукцию. Этим целям служат производственные марки, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения:

Производственная марка – описательный способ индивидуализации товара. Производственная марка должна в обязательном порядке помещаться на сам товар или его упаковку и должна включать в себя фирменное наименование предприятия-изготовителя и его адрес, название товара, перечень потребительских свойств товара и т.д. Производственная марка может применяться без специальной регистрации, но она, в тоже время, не пользуется правовой защитой;

Товарный знак – эмблема или логотип . Используется для отличия от однородных товаров других производителей. Использование товарного знака является субъективным правом товаропроизводителя и возможно только после регистрации знака в Патентном ведомстве. В отличие от производственной марки, как правило, не содержит конкретной информации о товаре (производитель, потребительские качества и т.д.).;

Знак обслуживания – приравнен к товарному знаку и используется организациями, не производящими товары, но занимающимися деятельностью по оказанию услуг;

Наименование места происхождения – определяется условиями конкретной местности (природные условия, людские факторы). Право пользования таким наименованием не является исключительным и поэтому может закрепляться за любыми лицами, производящими аналогичный товар в той же местности.

Юридические лица, в зависимости от характера участия государственных органов в их регистрации, могут быть образованы несколькими способами:

Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом;

Нормативно-явочный порядок создания юридического лица не требует согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы. Регистрационный орган лишь проверяет соответствие закону учредительных документов организации и соблюдение порядка ее образования. Данный порядок образования юридических лиц является наиболее распространенным как в России, так и за рубежом;

Распорядительный (явочный) порядок характерен тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, не требуя специальной государственной регистрации. Однако статья 51 действующего в настоящий момент Гражданского Кодекса не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц. Поэтому можно считать, что сейчас такой порядок регистрации юридических лиц не применяется.

Наряду с законодательством, правовой основой деятельности любого юридического лица являются его учредительные документы. Для различных видов юридических лиц состав учредительных документов различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовая база деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) – учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.

Учредительный договор можно считать разновидностью договора о совместной деятельности. Он регулирует отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. В отличии от учредительного договора, устав не заключается, а утверждается учредителями. Отличие между уставом и учредительным договором не носит принципиального характера и заключается лишь в процедуре принятия документа. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения, в которое они входят.

Как уже отмечалось выше, каждое юридическое лицо должно быть зарегистрировано в соответствии с законом. Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом, после чего основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления. Регистрация юридических лиц в Российской Федерации осуществляется различными органам, хотя в соответствии со статьей 51 Гражданского Кодекса проведение регистрации возложено на органы юстиции. Однако в настоящий момент времени органы юстиции не обладают необходимыми для этого возможностями. Поэтому в настоящий момент регистрацией юридических лиц занимаются:

  • Министерство юстиции Российской Федерации и его местные управления - в отношении общественных и религиозных учреждений;
  • Местные органы власти (районные администрации) – в отношении товариществ домовладельцев, потребительских кооперативов и их предприятий;
  • Государственная регистрационная палата и ее местные отделения – в отношении предприятий с иностранными инвестициями;
  • Центральный Банк – в отношении коммерческих банков.

Кроме процедур регистрации юридических лиц законом также оговорены вопросы прекращения деятельности юридических лиц.

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (за исключением случаев выделения из состава юридического лица другой организации) или ликвидации и, как правило, носит окончательных характер. Однако законом предусмотрена и возможность приостановления (временного прекращения) деятельности ряда организаций. Данная мера может быть применена по отношению к общественным объединениям как санкция за нарушение Конституции и законодательства Российской Федерации только по решению суда на срок до шести месяцев.

При реорганизации юридических лиц все права и обязанности реорганизуемого лица или часть их переходят к иным субъектам права, то есть происходит правопреемство. Реорганизация юридических лиц может осуществляться:

Путем слияния нескольких организация в одну новую;

Путем разделения юридического лица на несколько новых организаций;

Путем присоединения юридического лица к другому;

Путем выделения из состава организации других юридических лиц;

Путем преобразования, то есть смены организационно правовой формы юридического лица.

Как правило, реорганизация проводится по решению участников юридического лица или собственника его имущества, т.е. добровольно. Однако в отношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно (например, такую возможность предусматривает статья 19 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”).

При выделении, разделении или слиянии нескольких организаций возникает, как минимум, один новый субъект права, поэтому в таких случаях реорганизация считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц. При присоединении новых юридических лиц не возникает, следовательно, реорганизация завершается в момент исключения присоединенной организации из единого государственного реестра.

Во многих случаях проведение реорганизации способно привести к негативным последствиям в виде ограничения конкуренции на рынке, поэтому для предотвращения таких последствий пункт 1 статьи 17 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” устанавливает обязательную процедуру получения согласия федерального антимонопольного органа на слияние или присоединение коммерческих организаций, сумма активов которых превышает 100.000 минимальных размеров оплаты труда, а также на слияние и присоединение союзов или ассоциаций коммерческих организаций.

Так как реорганизация юридического лица может существенно затрагивать интересы кредиторов, обязательным ее условием является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков.

Ликвидация юридического лица предусматривает прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. По решению участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, оно может быть ликвидировано добровольно, в связи с нецелесообразностью дальнейшего существования такого юридического лица, истечению срока, на который оно было создано, либо по иным причинам. Принудительная ликвидация проводится по решению суда, в случаях, когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства.

Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. Например, коммерческие организации (за исключением казенных предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хозяйственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации как утрата имущества, т.е. уменьшения стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала. В обоих этих случаях ликвидация может проводиться как добровольно, так и принудительно.

Порядок ликвидации юридического лица состоит из нескольких этапов и урегулирован статьями 61-64 Гражданского кодекса. Эти этапы таковы:

Исходя из организационных, функциональных и иных качеств и различий юридических лиц можно классифицировать все их множество по различным критериям.

В зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, можно выделить государственные и частные (негосударственные) юридические лица. К числу государственных (которые в связи с этим должны преследовать общегосударственные интересы, чем и обуславливается специфика их правового регулирования) относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения.

В зависимости от цели деятельности юридические лица можно подразделить на коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих организаций относятся те, целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками такой организации. Некоммерческие, хотя и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только в той степени, которая необходима для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (согласно пункту 1 статьи 50 Гражданского Кодекса).

Состав учредителей также можно отнести к числу критериев, по которому следует классифицировать юридические лица. Здесь можно выделить юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица. Такие организации называются союзами и ассоциациями. Унитарные предприятия учреждаются государством. Все остальные юридические лица могут быть учреждены любыми (за отдельными исключениями) субъектами права.

Различный характер прав участников в отношении юридического лица позволяет классифицировать: организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения); организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы); организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц).

В зависимости от объема вещных прав (права самого юридического лица на используемое им имущество) можно различать: юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество (учреждения и казенные предприятия); юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество (государственные и муниципальные унитарные предприятия); юридические лица, обладающие правом собственности на имущество (все остальные юридические лица).

Хозяйственные товарищества и общества также можно классифицировать по тому, что более важно для их участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества, личное участие) или объединение капиталов (общества, имущественное участие).

Также может выступать в качестве критерия классификации уже упомянутый ранее порядок образования юридических лиц: образуемые в разрешительном или нормативно-явочном порядке.

По составу учредительных документов разграничиваются договорные юридические лица – хозяйственные товарищества, договорно-уставные – общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также уставные юридические лица.

И, наконец, еще одним критерием классификации юридических лиц, традиционным для доктрины пандектного права (скажем, в Германии), но практически не используемым в нашей стране, является различие корпораций или союзов, характеризующимися наличием членства, общей для многих участников цели, независимостью своего существования от смены участников, и учреждений. Учреждения, в противоположность корпорациям (союзам), обычно создаются одним учредителем, который сам определяет и цели юридического лица, и состав имущества, необходимый для их достижения. Смысл такой классификации заключается в том, что в данном случае налицо различие интересов, в первом случае это коллективные интересы, во втором – личные.

Все юридические лица можно разделить на четыре большие категории: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия и, наконец, некоммерческие организации. Также можно упомянуть и филиалы и представительства юридических лиц.

Хозяйственные товарищества – договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем. Хозяйственные общества отличаются от товариществ тем, что несколько лиц объединяют свое имущество для ведения предпринимательской деятельности. Отдельные виды хозяйственных товариществ и обществ имеют следующие особенности:

  • Полное товарищество . Участники такой организации несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по ее обязательством всем своим имуществом.
  • Товарищество на вере . Данное товарищество состоит из двух категорий участников: полных товарищей (или иначе – комплементариев), солидарно несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом, и товарищей-вкладчиков (коммандитистов), не отвечающих по обязательствам предприятия.
  • Общество с ограниченной ответственностью . Данное общество являет собой коммерческую организацию, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров, образованную одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам.
  • Общество с дополнительной ответственностью . Данная коммерческая организация имеет уставный капитал, разделенный на доли заранее определенных размеров. Образовавшие ее одно или несколько лиц несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.
  • Акционерное общество – коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, с уставным капиталом разделенным на равные доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами – акциями.

Производственные кооперативы – еще один вид юридических лиц. Производственные кооперативы представляют собой объединения лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового или иного участия, первоначальное имущество которых складывается из паев членов объединения.

Особой разновидностью коммерческих организаций являются государственные и муниципальные предприятия . Специфика данных субъектов гражданских правоотношений заключается в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Также вкратце рассмотрим отдельные виды таких юридических лиц, как некоммерческие организации – организации, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками. Такие организации могут подразделяться на:

  • Потребительские кооперативы . Потребительский кооператив представляет собой объединение лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов.
  • Общественные объединения – некоммерческое объединение лиц на основе общности их интересов для реализации общих целей. Существуют такие разновидности общественных объединений, как общественные организации, общественные движения, общественные фонды и некоторые другие.
  • Религиозные организации . Объединение граждан, имеющие основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающее соответствующими этим целям признаками.
  • Фонды . Фонд – некоммерческая организация, основанная для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, переданного в ее собственность учредителями.
  • Организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера, и финансируемая им полностью или частично, называется учреждением .
  • Объединения юридических лиц . Представляет собой некоммерческую организацию, образованную несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах.

В виду большого объема информации по рассматриваемой мной теме я решил ограничиться краткими характеристиками отдельных видов юридических лиц.

Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права

Имея в виду большой объем материала, имеющегося по рассматриваемой мной теме, позволю себе вкратце остановиться на таком субъекте гражданских правоотношений, как государство и государственные (муниципальные) образования.

Государство, как и другие субъекты гражданского права, может участвовать в гражданско-правовых отношениях. Однако правоспособность государства обладает рядом особенностей, связанных с тем, что оно является также и главным субъектом публичного права, носителем власти.

* Государство осуществляет власть и обладает суверенитетом. Суверенитет государства выделяет его на фоне остальных субъектов гражданского права. Вот некоторые (основные) из свойств государства, превращающих его в особый субъект гражданских правоотношений:

* Государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданского права;

* Государство может принимать административные акты, из которых возникают гражданско-правовые отношения независимо от воли другой стороны;

* Государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в построенные на началах равенства гражданско-правовые отношения;

* Государство пользуется иммунитетом.

Перечисленные свойства выражают далеко не все особенности государства как участника гражданско-правовых отношений, но даже то, что названо, позволяет говорить об особом положении государства в гражданском праве.

Касаемо правоспособности государства нельзя не отметить тот факт, что правоспособность государства не может быть тождественна правоспособности различных физических и юридических лиц, в чем-то она шире, в чем-то уже. Во многом объем правоспособности государства определяется тем, что государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Поэтому государство, вступая в гражданский оборот должно следовать своему предназначению, и правоспособность государства можно назвать целевой.

Так как государство участвует в гражданском обороте не как нерасчлененное целое, а как совокупность субъектов разного уровня, все эти субъекты выступают самостоятельно, как участники гражданско-правовых отношений. В гражданско-правовых отношения участвуют три категории субъектов: Российская Федерация; субъекты Российской Федерации – республики, края, области, города Федерального значения, автономная область, автономные округа; муниципальные образования.

Заключение

В данной курсовой работе я рассмотрел наиболее важные аспекты гражданско-правового положения различных субъектов гражданских правоотношений; особенности, отличающие статус физических лиц от статуса юридических лиц, равно как и их всех от государства и его субъектов в системе гражданского права.

Конечно, очень сложно охватить объемом курсовой работы все аспекты свойств различных субъектов гражданского права. Однако, я постарался отметить все основные моменты, характеризующие и классифицирующие участников гражданских правоотношений. К сожалению, меньше пришлось уделить внимания особенностям гражданско-правового статуса такого субъекта, как государство и государственные (муниципальные) образования. Это связано, прежде всего с тем, что указанный субъект права имеет множественные отличия своего статуса от прочих участников гражданских правоотношений ввиду своего особого положения в системе права. Поэтому, я уделил большее внимание другим двум субъектам – физическим и юридическим лицам.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации, 1994 г.;
  3. Гражданский Процессуальный Кодекс РСФСР;
  4. “Основы гражданского законодательства СССР”, 1991 г.;
  5. Закон РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”;
  6. Закон Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах”.
  7. Гражданское право, (под редакцией Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева). С.-П. 1996г.;
  8. С.С. Алексеев. “Государство и право”. М.1996г.;
  9. Лекционная тетрадь по гражданскому праву.
Выбор редакции
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...

Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...

Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...
Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...