Успенский собор переславль залесский. Неугодные жены «синей бороды»


В 1382 году Переславль, а вместе с ним и монастырь разорили отряды хана Тохтамыша. От древних деревянных построек нечего не сохранилось. Однако довольно скоро монастырь был восстановлен женой великого князя Дмитрия Донского — Евдокией, приехавшей незадолго перед разорением на богомолье. Евдокия и еще несколько человек чудом спаслись от татар, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом. В память о своем чудесном спасении Евдокия в 1392 году восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать Крестный Ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера.

В Горицком монастыре был рукоположен преподобный Даниил, основатель Свято-Троицкого Данилова монастыря. Он прожил в Горицком монастыре 30 лет, с 1495 по 1525 год. В монастырь к нему стекалось множество паломников. Великий князь Василий III пригласил Даниила в крестные к своему сыну Иоанну — будущему царю Иоанну Грозному. Сам монастырь нередко посещали цари и их семьи, и в ризнице собралось немало царских даров.

В 1744 году была основана Переславская епархия, в которую вошли множество сел и городов, а также около шестисот церквей и двадцать пять монастырей. Успенский Горицкий монастырь стал кафедральным. Здесь должна была разместиться резиденция архиепископа. Именно это событие спровоцировало большие изменения в облике монастыря: руководители епархии решили построить более высокие и красивые здания на месте древних. В это время были разобраны главный собор, звонница, а также несколько других строений, упоминания о которых сохранились лишь в монастырских летописях. Во второй половине семнадцатого века с юга и юго-запада монастырь был обнесён новой каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, палатой привратника. Святые врата с надвратной Никольской церквью — образец соединения двух соседствующих по времени стилей: узорочья и московского барокко. Подлинными шедевром творчества семнадцатого века считаются Проездные ворота монастыря в восточной стене. Они невысокие и исполняли скорее хозяйственную функцию, но их нарядное убранство непременно притягивает к себе внимание.

В 50-е годы XVIII века в Горицах, где размещался монастырь, вовсю кипела работа. Проект был грандиозным, строительство затянулось на долгие годы, несмотря на то, что иногда оно велось даже ночью при свете факелов и свечей. Планы архитекторов и строителей так и не были воплощены в жизнь: в 1788 году Переславская епархия прекратила свое существование.

После упразднения епархии священнослужители покинули монастырь, а вместе с этим прекратилось и строительство, опустели палаты и храмы, часть колоколов увезли в Петербург, а богатую ризницу отправили в Москву. Церковные службы в Успенском соборе стали проходить только летом по случаю праздников, а пустующие помещения некогда величественного монастыря постепенно разрушались. Лишь в 1881 году в бывшем монастыре разместили духовное училище.

Только после революции на сооружения древней обители обратили должное внимание. В мае 1919 года в зданиях бывшего Успенского монастыря и духовного училища был открыт Переславль-Залесский краеведческий музей - один из первых музеев, созданных в молодом Советском государстве. При этом всем сохранившимся на территории монастыря зданиям вернули должный вид. Сейчас комплекс зданий, расположенных на территории Горицкого Успенского монастыря, принадлежит Переславль-Залесскому государственному историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику.

В 2012 году Правительство Ярославской области приняло решение о передаче храмов монастыря Ярославской епархии Русской Православной Церкви. В настоящее время Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и Горицкое архиерейское монастырское подворье ведут совместную работу по передаче храмов.

Всего в шести километрах от великолепного Кирилло-Белозерского монастыря, по другую сторону горы Мауры, на берегу Шексны раскинулся Горицкий монастырь. Сегодня эта обитель только возрождается силами живущих здесь монахинь, поэтому большая часть монастыря находится в запустении. Но удивительная история этого места, и его послушниц делает Горицкий монастырь одним из наиболее интересных для посещения туристических и паломнических поездок.

Мы приехали в Горицкий монастырь на машине, катаясь по окестностям с частным гидом. Стоит отметить, что деревня около монастыря необычайно живописна, ухженная и даже дороги практически идеально почищены.


Около входа в монастырь висит табличка об условиях фотографирования, правда, я не нашла ни одной коробочки.

К нас сразу пристал местный "несчастный", но гид рассказала, что он много лет всем врет о том, что нужны деньги на похороны матери, а сам все пропивает. Мы такое не поощряем, да и Бог с ним! Идем в монастырь и слушаем рассказ.

Немного истории монастыря

История Горицкого монастыря началась во времена правления Ивана Грозного. Его основательницей стала княгиня Ефросинья Старицкая. Она была далеко не последней женщиной в государстве, но и не первой (а ведь так хотелось). Будучи по мужу близкой родственницей царской семьи, дети княгини имели полное право претендовать на трон, если вдруг царь Иоанн III умрет бездетным. И как же ей было досадно, когда у царской четы все-таки появился долгожданный наследник. Вот эта женская зависть и предопределила всю жизнь княгини Старицкой. Она устраивала тайные заговоры с целью сначала занять трон после Иоанна III, а затем и вовсе свергнуть наследника Иоанна IV, который вступил на престол, еще в трехлетнем возрасте, и власть фактически принадлежала приближенным опекунам – боярским кланам.

В 1544 году княгиня Ефросинья после очередной опалы основывает монастырь. Место выбрано не случайно, ведь совсем рядышком был Кирилло-Белозерский монастырь, который был под покровительством царской семьи. На месте небольшой деревянной Воскресенской церквушки поставили каменный храм, что и стало началом истории монастыря, который еще называют Воскресенский Горицкий монастырь.


Княгиня Старицкая всячески опекала обитель, как будто предвидела, что здесь будет доживать свой век. И правда в 1563 году, после доноса о заговоре с участием княгини Старицкой и ее семьи, ей пришлось искать прибежище в монастыре, где она приняла постриг и стала игуменьей Евдокией. Стоит отметить, что деятельная натура княгини давала о себе знать. В монастыре она развернула бурную деятельность, превращая обитель в довольно прибыльное хозяйство. Сама игуменья умела искусно вышивать, что подтолкнуло развитие этого ремесла в регионе.
Вместе с княгиней Старицкой в монахини постриглись и ее ближайшие родственницы, что и предопределило роль монастыря, он впоследствии стал местом изгнания неугодных или провинившихся жен знатных фамилий.

Через шесть лет казнили князя Владимира (сына Старицкой), обвинив его в еще одном заговоре против царя. Была ли замешана княгиня? Кто знает, но скорее всего да, так как посадить сына на трон была ее главной мечтой. На этот раз Ефросинье Старицкой не удалось избежать смерти – ее вместе с невесткой утопили в Шексне, загнав туда упряжку лошадей, а приближенных ей послушниц расстреляли.


Смерть княгини породила много легенд, а ее мощи стали одними из наиболее почитаемых монастырских реликвий. И по сей день в Горицкий монастырь приезжают женщины, мечтающие узнать радость материнства, и княгиня Ефросинья помогает им, так как сама была неистовой матерью, для которой вся ее жизнь была в ее сыне.


Неугодные жены «синей бороды»

Несмотря на то, что здесь в Горицком монастыре обитала его опальная родственница, Иван Грозный не забывал жертвовать сюда немалые суммы. Вообще этот деспотичный и суровый правитель был очень набожным, и на монастыри жертвовал довольно щедро. Но, кроме щедрой жертвы царь сюда отправил и свою ставшую неугодной четвертую жену – Анну Колтовскую.


Вообще у царя их было восемь (ну прям Синяя Борода), и с каждой что-то случалось. Первая – умерла, и как доказали историки, была отравлена. Вторую, царь то ли сам уморил, то ли тоже умерла после болезни. Чтобы выбрать третью жену Иван Грозный устроил смотрины, но новая супруга не пережила и медового месяца. А вот больше трех аз по православным канонам жениться нельзя, и для того чтобы взять себе четвертую жену пришлось царю клясться, что не успел он стать полноценным супругом последней жене. В общем, в порядке исключения, дали Ивану Грозному такое разрешение.

Но Анна Колтовская, которая также стала «победительницей» царских смотрин, была барышней любвеобильной, и завела себе любовника, некого князя Ромодановского. Чтобы влюбленные могли встречаться, предприимчивый князь, переодевался в женскую одежду и проходил к царице. Но вот незадача, приглянулась и царю новая «девка», и приказал он доставить ее к себе. Вот тут- то и все открылось. Князя казнили, царицу сослали в Горицкий монастырь, а царь… а что царь - начал подыскивать себе новую жену. Кстати, всех последующих жен, церковь не признавала, на что Иван Грозный не больно то и обращал внимания, но именно это и привело к черной странице истории – периоду Смуты. Ведь царевич Дмитрий, рожденный от последней жены Марии Нагой (кстати, тоже сосланной в Горицкий монастырь, правда уже после смерти царя) был в глазах церкви незаконнорожденный. А старший сын Ивана Грозного Федор, страдал слабоумием, и на этой почве разгорелась нешуточная борьба.

Другие женщины Горицкого монастыря

Жила в этом монастыре и Ксения Годунова. Дочь приближенного к царю советника, который затем стал царем, она была одной из самых красивых и образованных девушек своего времени. Ей в мужья сватались многие иностранные принцы, и отец долго выбирал, пока не выбрал датского принца Иоанна. Но жених умер незадолго до свадьбы. А в скором времени случился очередной переворот, и Бориса Годунова со всей семьей казнили. В живых осталась только Ксения, так как приглянулась «новому» царю, который вошел в историю как Лжедмитрий. Почти пол года царевна пробыла у него в наложницах, пока не скинули Гришку (настоящее имя проходимца). Царевна Ксения приняла постриг в Горицком монастыре, под именем инокини Ольги.


Да, Горицкий монастырь может назвать многих представительниц известных фамилий, которым по своей или не по своей воле пришлось жить в монастыре. Это княгиня Черкасская, которая стала жертвой опалы уже у царя Бориса Годунова, княгиня Милославская и многие другие. Здесь провела несколько лет Екатерина Долгорукая – неудавшаяся невеста. Только представить себе судьбу этой девочки, сначала против воли ее обручают с малолетним царевичем Петром II, и даже оговаривалось, что после его смерти она станет императрицей. Но свадьба не состоялась и Екатерину отправили в монастырь. Правда после прихода к власти императрицы Елизаветы, ее освободили, и снова выдали замуж, не спрашивая ее согласия, но такова уж судьба у дворянских дочек.

Судьба монастыря

Что же до монастыря, то судьба его также незавидна, как и его насельниц. Не раз стены обители разрушались и монастырь сжигали и разоряли войска, пришедшие в эти земли. Но, все же монастырь всякий раз восстанавливали – ведь негоже дворянкам жить в руинах. После церковной реформы, которая отбирала монастырские земли в пользу государства, монастырь лишился богатых угодий, и жил лишь за счет пожертвований и помощи Кирилло-Белозерского монастыря.


Возрождение монастыря началось после 1810 года, когда настоятельницей стала игуменья Маврикия. Много сделала она для монастыря, возродила хозяйство, да и делами благочестивыми прославилась. Даже ездила на прием к императору Александру.

А вот после прихода Советской власти монастырь и вовсе был упразднен. Кстати, перед приходом большевиков матушке Карелии, которая на то время была настоятельницей Горицкого монастыря пришла сама Ефросинья Старицкая и предупредила, о грядущих бедах. Монахини спрятали все добро и разошлись, осталось лишь несколько послушниц, которые не захотели покидать обитель. Судьба их незавидна, после страшных пыток, и всех утопили в Шексне (история повторилась как при Иване Грозном).

Легенды о монахине

После войны здесь открыли Дом инвалидов. Сюда привозили самых тяжелых, таких которые остались без рук и без ног. Местные жители называли их самоварами. В теплое время года выносили их на одеялах на берег реки и укладывали в так называемый «лежачий хор», и давали они концерты приезжающим сюда на пародах туристам. А вечером всех обратно уносили. Но вот случилась оказия и одного инвалида забыли на берегу. Дело было в мае, и ночи еще совсем холодные. Замерз бы и вовсе, но пришла молодая монахиня и подоткнула одеяло. А через несколько минут прибежала и санитарка, которая проснулась от того, что ее толкнула все та же монахиня и погрозила пальчиком.


И еще один случай известен. Жила в Горицах доярка Глаша, которая не отличалась добродетелью. И вот пришла Глаша к стенам монастырским на свиданку, и вдруг видит женщину в монашеской рясе, которая сурово качает головой. Так Глашку проняло видение, что с тех пор стала прилежной женой. А женщину в монашеской рясе не раз видели вот такие же беспутные девки – это призрак монахини Марии, которая когда-то согрешила и забеременела. Ребенок родился мертвым, а монахиня умерла после родов, с тех пор ее дух наставляет на путь истинный всех вот таких же заблудших, как и она сама.

Вновь зазвучали молитвы в этих стенах уже после 1991 года. Восстановили Троицкий собор, который построен еще по указке Марии Нагой на моголах убитых Иваном Грозным монахинь и Дмитриевская церковь (в память об ее рано умершем сыне), а также Воскресенская церковь с которой и начиналась обитель. Но есть еще и полуразрушенные здания, которые требуют немедленного ремонта, хотя живут в ни монахини, которым не привыкать к суровым лишениям.

Монахиню из легенд мы не встретили, зато к нам пристали все местные кошки, валялись в ногах, выпрашивая еду.


Кстати, на территории монастыря до сих пор сохранились жилые дома.


Удивительное место, сохранившее свою удивительную историю, во многих женских именах, известным на всю матушку-Русь.

Адрес: Вологодская область, Кирилловский р-н. село Горицы

Успенский Горицкий монастырь - бывший православный монастырь в городе Переславле-Залесском, упразднённый в 1744 году. На территории монастыря расположен Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

История монастыря

Монастырь основан, вероятно, в начале XIV века при Иване Калите.

В средние века монастырь владел многочисленными сёлами, в числе которых Большие Сокольники, Веслево, Веськово, Воскресенское, Дубнево, Ермово, Ильинское, Кружково, Маурино, Нила, Перцево, Родионцево, Славитино, Соломидино, Чашницы, Ченцы, Черницкое на Оселке, Черницкое на Шахе, Яропольцы и другие (подробнее см. здесь).

К сожалению, исторические сведения об этом монастыре весьма кратки, отрывочны и неясны, так как архив монастыря не сохранился, и все сведения о нем получаются из разных побочных источников. Вот те сведения, какие имеются о монастыре:

Время основания Успенского Горицкого Богородицкого мужского монастыря относится к 1362 году. Вскоре в нем был пострижен святой Дмитрий Прилуцкий, оставивший монастырь в 1371 году. В XV веке в нем жил и был игуменом (с 1470 до 1500 год) святой Даниил, основавший, тут же в Переславле, Троицкий Данилов монастырь (в 1508 году), куда и перешел из Горицкого монастыря. Дальнейшая судьба последнего в XVI и XVII столетиях неизвестна. В 1744 г. он упразднен и отдан для помещения архиерейского дома вновь учрежденной Переславской епархии, которая была упразднена в 1788 году.

За время пребывания в нем архиереев известны следующие постройки: Собор Успения Пресвятой Богородицы и Гефсимания, между 1753-1761 годом; колокольня с церковью Богоявления 1768-1777 г.; в это же время (вместо древних) построена часть ограды и башни вновь; эти позднейшие части начинаются от колокольни, затем идут по северной стороне и частью по западной; архитектура их ясно отличается от древних, как видно в натуре.

Закрытие и упразднение монастыря

В 1744 году переславский Успенский Горицкий монастырь был закрыт и превращён в усадьбу переславского епископа. Современники хорошо понимали это состояние бывшего монастыря. В 1802 году переславский чиновник Пётр Плишкин пишет, что «Горицким монастырём именовался до 1744 года, то есть до учреждения Переславской епархии».

В 1788 году Переславская епархия закрыта и архиерейский дом упразднён.

В «Описании монастырей, в Российской Империи находящихся» (1817) упомянут «Горицкий Успенский, уничтоженный, близ города Переславля-Залесского». А двадцать лет спустя этого монастыря уже не было в книге (издание 1834 года).

В 1904 году внутренность монастыря представляла грустную картину запустения: громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом; в одной стороне стоят две церкви и несколько незначительных новых построек, затерявшихся среди громадного пустыря; ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены.

Древнейшими постройками монастыря, несомненно существовавшими в XVII веке, остаются только двое ворот, из коих одни «Святые»; южная ограда с одной башней и, можно прибавить, еще церковь Всех Святых (почти утратившая древний вид вследствие позднейших пристроек). «Святые Ворота» с церковью святого Николая представляют один из выдающихся образцов древнерусской архитектуры и потому неоднократно изображались и описывались в различных изданиях; из них наиболее ценными представляются чертежи, помещенные в издании Ф. Рихтера, где можно видеть все подробности обработки. Год построения «Ворот» неизвестен, но указывается многими исследователями в периоде XVII века.

После революции в 1919 году в монастырь переведён Переславский музей-заповедник.

Современный облик бывшего монастыря

Строения бывшего Горицкого монастыря

  • Успенский собор (1750-е годы), ныне экспозиция и хранилище,
  • церковь Богоявления с колокольней (XVIII век), ныне методический отдел,
  • церковь Всех Святых с Трапезной палатой (конец XVII века), ныне экспозиция и хранилище,
  • церковь Николая Чудотворца (XVII-XVIII века), ныне действующий храм, проводятся Богослужения
  • церковь Гефсимания (разобрана на кирпич для духовного училища, в музее в качестве одного из экспонатов хранится колонна бывшего храма),
  • святые ворота и палата привратника, ныне туристический отдел,
  • крепостные стены и башни (XVII-XVIII века), ныне хранилища.

Строения бывшего духовного училища

  • здание духовного училища (XIX век), ныне картинная галерея,
  • баня (XIX век), ныне здание администрации,
  • звонница (XIX век), ныне смотровая площадка.

Из других мест привезены или построены

  • часовня Покрова из деревни Старово (XIX век), ныне касса,
  • часовня святого Георгия из деревни Фонинское (конец XIX века),
  • бюст Юрия Долгорукого работы скульптора С. М. Орлова - погрудное повторение памятника на Тверской площади в Москве (1963 год).

Монастырский некрополь

  • На территории монастыря похоронен академик живописи Д. Н. Кардовский (1866-1943)

В дни праздничных масленичных гуляний уместно будет вспомнить о прошлогодней поездке на Масленицу в Переславль-Залесский . Бегло о том путешествии я уже на страницах блога. Думаю, что пришла пора поговорить подробнее.
​Итак, Широкая Масленица. Мы едем на два дня в Переславль-Залесский - старинный город Золотого кольца России. Всего 150 километров, и вы в другой реальности.
К сожалению, на тот момент мы не знали, где в Переславле проводится Масленица. Та, которая не только для экскурсионных групп (как , на которую мы однажды нарвались), а та, что для народа - для всех жителей и гостей города - с массовыми народными гуляньями, развлечениями, сжиганием чучела Масленицы и, разумеется, блинами и многими другими угощениями.

Реклама — поддержка клуба

Не зная, где проводится (и проводится ли вообще!) Масленица в Переславле , мы рассудили здраво - надо ехать в Переславский музей-заповедник - главный культурный центр города.
Музей-заповедник - понятие объемное. Он включает и уникальный Спасо-Преображенский собор XII века, и музей-усадьбу "Ботик Петра I", и музей-усадьбу Ганшиных. Но центр заповедника располагается в Горицком монастыре. Вот туда мы и отправились.
Сегодня я расскажу вам о Горицком монастыре, покажу его архитектуру (о музейных экспозициях будет отдельный пост). Также вы увидите, какую Масленицу мы здесь застали.

История Горицкого монастыря

Горицкий Успенский монастырь - древнейший на Руси. Точную дату его основания не назовет никто. Известно точно только то, что уже в XIV веке обитель существовала. Название "Горицкий" идет от слова горица, возвышенность. Монастырь действительно стоит на высокой горе.
Идея создания в монастырях музеев мне, честно говоря, не нравится. Но не в случае с Горицким монастырем. Обитель была упразднена здесь еще в середине XVIII века, когда в 1744 году в обители обосновался Архиерейский дом. К сожалению и он пробыл здесь недолго. Все самое ценное вывезли, постройки забросили, так больше века стоял на горе монастырь и разрушался от времени и ветров. Лишь в конце XIX века на территории разместили духовное училище. А в 1918 году - краеведческий музей.
С тех пор прошло почти 100 лет, а музей-заповедник "жив-здоров". Конечно, храмы и здания, где располагаются экспозиции требуют обновления. Но если бы не музей, думаю не увидели бы Горицкого монастыря вообще. Музеи и другие организации, которые располагаются в стенах памятников архитектуры, порой единственное, что не дает уникальным памятникам - дворцам и церквям - разрушиться окончательно.

Архитектура монастыря

В плане Горицкий монастырь имеет форму квадрата. На его территории сохранилось не мало - три башни (XVI-XVII вв.), крепостная стена, Проездные и Святые ворота, палаты привратника (XVI в.), Трапезная палата (XVII в.), надвратная Никольская церковь, Всехсвятская церковь, Успенский собор (XVIII в.), звонница и т.д.
Монастырь интересен как архитектурный объект. И несмотря на потертый вид храмов, а может быть в какой-то степени благодаря ей, ощущаешь глубокую историчность этих стен.
На подъезде к Горицкому монастырю открывается вот такая картина - Проездные ворота, белокаменные стены, Палаты привратника.

Мы ставим машину на парковку у монастырских стен и оглядываемся вокруг. То, что обитель стоит на высоком холме, ощущаешь, глядя на виды, открывающиеся отсюда на Переславль.



Колокольня XVIII век (на рис. №6).

Проездные ворота XVII век (№ 1), Палата привратника (№ 2) XVII век.

Около часовни XIX века (№ 4) посетителей радушно встречает солнечная Масленица.

По дорожке идем в сторону храмов.



Всехсвятская церковь XVII век (№ 8).

Успенский собор XVIII век (№ 7).

Для увеселения граждан стоят такие вот картины с окошечком для лица, чтобы все желающие могли пофотографироваться.

Напротив здания Духовного училища и еще одной деревянной часовни мы застали сцену, на которой шло театрализованное действие. Вокруг стояли люди. Итак, что же происходит на Масленицу в музее-заповеднике Переславля? Здесь принимают и развлекают организованные группы, но принять участие в празднике могут и те, кто просто купил билеты в кассе. На мой взгляд, это тоже неплохой вариант. Погулять по территории, принять участие в празднике, посетить все экспозиции музея.

Развлекательная программа мне показалась занятной. Было весело. Это, конечно, не массовые народные гулянья, но в такой камерности тоже что-то есть.





Для тех, кто приехал группой, угощения - чай и блины - подаются организованно, в процессе программы. Для индивидуалов все еще проще - подходи, покупай блины, шашлыки, глинтвейн, чай и т.д.


После хороводов началось представление.




Завершились гулянья сжиганием чучела Масленицы.




После сжигания чучела мы отправились в музей, расположенный в зданиях Духовного училища (№ 10) и Трапезной палате XVII века (№ 9). О посещении музея я расскажу в отдельном посте.





​После музея мы пошли гулять по территории монастыря дальше.


Между Всехсвятской церковью и Успенским собором - большая площадка.

От звонницы хорошо видна колокольня монастыря.

Весна, однако. Почки набухают.

Ступени Успенского храма.

Сначала мы поднимаемся на стену, чтоб посмотреть через бойницы на Переславль.











​Но лучшие пейзажи, конечно, открываются со смотровой площадки звонницы. Заходим вот в эту деревянную дверцу.

На смотровой площадке.



Всехвсятская церковь и Успенский собор. Вид со смотровой площадки звонницы .

На звоннице одеваю телевик. Давайте разглядывать окрестности Переславля-Залесского вместе со мной.
Золотые купола - Никольский монастырь .

Сорокосвятская церковь на берегу Плещеева озера.

Та же церковь - поближе.




Никольский монастырь во всей красе.

Смоленско-Корнилиевская церковь (1694-1705 гг.) - единственное, что осталось от Борисоглебского мужского монастыря в Переславле-Залесском.

Смоленская (Смоленско-Корнилиевская) церковь стоит рядом с Никольским монастырем.

Никитский мужской монастырь - самый древний в Залесском крае (XI в.) и самый строгий.

Плещеево озеро.

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, Музейный переулок, д. 4
Дата основания: начало XIV века
Дата упразднения: 1744 год
Основные достопримечательности: собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Всех Святых, церковь Богоявления Господня, звонница
Координаты: 56°43"16.3"N 38°49"26.3"E

Иногда Горицкий монастырь ошибочно называют кремлем. Действительно, небольшие стены и башни этой обители придают ей вид крепости. Благодаря своему расположению на возвышенности, она самая заметная в Переславле-Залесском – его архитектурная доминанта. Сейчас монастырь недействующий, и в нем находятся коллекции историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Горицкий монастырь с высоты птичьего полёта

История создания Горицкого монастыря

Как давно основали эту христианскую обитель неизвестно, потому что пожар, случившийся в первой половине XVIII в., уничтожил все ее архивы. Ясно, что в начале XIV в., во времена Ивана Калиты, монастырь в Переславле уже был. Некоторые исследователи склоняются к тому, что появился он двумя веками ранее и был построен на месте языческого капища – Шутовой рощи .

Все другие монастыри Переславля расположены на равнине, а этот возведен на возвышении у южного берега Плещеева озера, за что и получил свое название – Горицкий или Успения на Горице. В его стенах принял постриг сподвижник Сергий Радонежского Дмитрий Прилуцкий. Случилось это в 1371 году. Здесь начинал свой монашеский путь особо почитаемый в Переславле преподобный Даниил, который в 1508 году основал собственную обитель – Троицкий Данилов монастырь.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Как и многие монастыри, Горицкий служил своего рода крепостью и участвовал в военных сражениях. Так, в 1382 г. во время нашествия хана Тохтамыша в его стенах пряталась супруга Дмитрий Донского Евдокия Дмитриевна. В критический момент, когда татары жгли Переславль, княгине со слугами удалось отплыть на середину Плещеева озера, где густой туман спас их от врагов.

По преданию, так же удалось спастись еще части местных жителей. После того, как Переславль освободили, благодарная Евдокия поспособствовала восстановлению монастыря. И в память об этом историческом событии в городе существует традиция водного крестного хода. В шестое воскресенье после праздника Пасхи верующие от стен Горицкого монастыря и устья Трубежа плывут по озеру на лодках.

Пережила мужская обитель и непростое для России Смутное время. Но, к сожалению, ничего от построек, старше XVI века, на ее территории до наших дней не сохранилось. В это время монастырь был очень влиятелен, он владел множеством сел и имел в подчинении около 5 тыс. крестьян. Его часто посещали цари и члены их семей, оставляя в монастырской ризнице богатые подарки.

Восточные (Проездные) ворота

История Горицкого монастыря в XVIII – начале XX века

В 1744 году в жизни монастыря наступили большие перемены. На 44 года город стал центром отдельной Переславской епархии, которой подчинялись 600 храмов и 20 монашеских обителей в Дмитрове, Александрове, Можайске и Волоколамске.

И Горицкий монастырь, как самый богатый на тот момент, перестал служить пристанещем для монахов, а сделался архирейской резиденцией – местом постоянного проживания главы епархии.

В 1788 году епархию упразднили, поделив ее территорию между соседними – Владимирской , Ярославской и Московской. Позже, в XIX веке в бывшем монастыре построили духовное училище. К началу XX века монастырь находился в упадке и запустении – пруд зарос, территория была полна мусора, а строения значительно обветшали. После 1917 года его здания были национализированы, и в 1919 году в них разместили первые музейные коллекции.

Стены Горицкого монастыря

Монастырские храмы и строения

Обнесенный невысокой стеной, монастырский комплекс очень красив и возвышаясь над крышами Переславля, словно парит над городом. Самые старые его постройки сохранились с XVI-XVII века. Это белокаменная крепостная стена с бойницами и караульными переходами, служившая для защиты обители от неприятеля, три башни и двое ворот, Палаты привратника, церкви Николая и Всех Святых, а также трапезная палата.

Святые ворота с возведенной над ними одноглавой Никольской церковью являются выдающимся памятником древнерусского зодчества . И специалисты многократно описывали их в различных изданиях, как образец слияния двух существовавших в те времена стилей - узорочья и очень популярного московского барокко.

Проездные ворота также считают настоящим архитектурным шедевром. Они сделаны в восточной монастырской стене и служили для хозяйственных целей. По сравнению с простыми и гладкими стенами, их нарядное убранство нельзя обойти вниманием. Ворота обрамляют большие арки, над которыми установлены фигурки вставших на дыбы коней. Надстройку над этими воротами сделали позже - ближе к концу XIX века.

Звонница

Главный монастырский храм – пятиглавый Успенский собор возводили в 50-60-е годы XVIII века по проекту архитектора И.Я. Яковлева. Однако, в связи с упразднением Переславской епархии, он так и не был достроен. Замысел архитектора лучше всего виден на восточном фасаде этой церкви. Композиционно храм представляет собой пирамиду, устремляющуюся вверх.

Скупое наружное оформление контрастирует с богатым барочным внутренним убранством - пышной белой лепниной на голубом фоне, роскошными паникадилами и живописными настенными панно. Над этой красотой трудились лучшие мастера из Ново-Иерусалимского монастыря. Многоярусный покрытый позолотой иконостас сделан руками мастера из Москвы Якова Жукова. А иконы для него изготовлены живописцами из Нового Иерусалима.

Самой высокой на монастырской территории является Богоявленская церковь с четырехъярусной колокольней. Со смотровой площадки на верхнем ярусе колокольни виден весь Переславль-Залесский. Она, как и главный собор, с XVIII века не была достроена. После того как епархию упразднили, колокола с этого храма сняли и перевезли в тогдашнюю столицу, на колокольню в Петропавловской крепости.

Панорама Горицкого монастыря

С XIX века осталось здание, которое занимало Духовное училище, баня и звонница. В качестве строительного материала при возведении Духовного училища использовались кирпичи обветшавшей церкви Гефсимания.

Колонну этого разобранного древнего храма поместили в музейную экспозицию. А как домовый храм Духовное училище использовало пятиглавую отремонтированную церковь Всех Святых, возведенную в XVI веке.

На монастырской территории стоят также деревянные часовни (XIX в.), которые перевезли сюда в 80-х годах прошлого века из окрестных деревень Фонинское и Старово. Такие часовни назывались «обыденскими». Их возводили всей деревней, или, как тогда говорили, «миром».

В времена архиерейский резиденции, на ее территории выкопали пруд, чтобы в случае пожара вода для тушения была рядом. А в 20-е годы прошлого века вокруг этого пруда разбили фруктовый сад.

Слева направо: собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Богоявления Господня

Осенью 2014 года в судьбе монастыря произошли новые перемены. Его исторические помещения получила в пользование Ярославская епархия Русской православной церкви. И сейчас ведутся работы по освобождению помещений от музейных коллекций и восстановлению его как монашеской обители, которые планируется завершить за 4 года .

Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Этот музейный комплекс считается одним из самым крупных музеев России. Во многом его богатые коллекции сформировались, благодаря усилиям основателя музея, известного историка и исследователя переславских земель Михаила Ивановича Смирнова (1864-1949).

Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Сейчас коллекция насчитывает более 80 тыс. экспонатов, большинство из которых уникальные. Их можно увидеть ежедневно, кроме последнего вторника месяца. На территории монастыря и в музейных залах разрешена бесплатная фото- и видеосъемка. Естественно-исторический раздел экспозиции рассказывает о богатой природе национального парка «Плещеево озеро». Здесь выставлены чучела животных и птиц, обитающих в окрестностях Переславля и озера.

Выбор редакции
Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...

Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...

СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...