В какой орган предъявлять к взысканию исполнительный лист, по которому должником является государственное бюджетное учреждение здравоохранения? Взыскание задолженности с муниципальных учреждений Исполнительный лист к государственным бюджетным учреждениям .


Артем

Текст: С. А. Кравченко  Опубликовано: 26.02.2015 Источник: www.klerk.ru

Исполнительное производство в АУ

В процессе своей деятельности автономное учреждение наравне с другими учреждениями и организациями участвует в совершении гражданских сделок, стороны которых имеют определенные права и несут обязанности. В жизни случается всякое, и не всегда АУ удается выполнить в полном объеме и в срок свои обязательства. Контрагенты и кредиторы подают иски в суд, а дальше после вынесения судебного решения АУ «помогают» погашать обязательства судебные приставы. Но оказывается, их права в части взыскания долгов с государственных (муниципальных) учреждений ограничены. В чем они заключаются и как в АУ проходит исполнительное производство?

От общего к частному

Порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц регулируется Законом об исполнительном производстве. В преамбуле к нему сказано, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливаются бюджетным законодательством.

Указанная норма корреспондирует с положениями ст. 239 БК РФ, согласно которым обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, определенных опять же Бюджетным кодексом. Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на бюджетные средства, осуществляется в соответствии с гл. 24.1 БК РФ. Однако бухгалтеру АУ обращаться к названной главе БК РФ не стоит, так как она касается государственных органов различных уровней и казенных учреждений.

Для АУ более ценно другое указание Закона об исполнительном производстве, согласно которому условия и порядок исполнения отдельных судебных актов, актов иных органов и должностных лиц могут устанавливаться иными федеральными законами. Таким правовым актом является Федеральный закон от 08.05.2010 № 83‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В статье 30 ч. 20 описаны особенности обращения взыскания на средства бюджетных учреждений. Оказывается, эти нормы должны применять и АУ в силу прямой отсылочной нормы в п. 3.19 ст. 2 Закона об автономных учреждениях.

Положения Федерального закона № 83‑ФЗ имеют приоритет над нормами Закона об исполнительном производстве, при этом в первом документе описан добровольный порядок взыскания задолженности с АУ, в то время как вторым регулируются условия и порядок принудительного исполнения судебных актов.

Начнем с добровольного исполнения обязательств, хотя в более традиционном понимании добровольное исполнение обязательств происходит во внесудебном порядке, на этапе претензионной работы. Но все же взыскание долга АУ через суд тоже имеет оттенок волеизъявления учреждения, оказавшегося в роли должника. Происходит это так.

Исполнительный документ направляется судом по просьбе взыскателя либо самим взыскателем с приложением заявления взыскателя, в котором указаны реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, в орган Федерального казначейства или финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) по месту открытия АУ, должнику лицевых счетов. Далее ОФК направляет владельцу лицевых счетов уведомление о поступлении исполнительного документа. После этого АУ представляет платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на лицевом счете должника. Он самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Решение налогового органа, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетного (автономного) учреждения – должника, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, минуя судебных приставов (п. 5 ч. 20 ст. 30 Федерального закона № 83‑ФЗ).

Иной порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства АУ, законодательством не пре­дусмотрен. На этом неспроста акцентировано внимание в Письме Минфина РФ от 17.10.2013 № 02‑13‑10/43507. Возможно, чиновники имели в виду случаи из практики, например, когда судебный пристав выносит постановление, обязывающее АУ представить в территориальный орган Федерального казначейства платежный документ для перечисления денежных средств не взыскателю, а на счет судебных приставов, которые самостоятельно произведут расчеты с кредитором АУ.

Оказывается, что такие постановления судебного пристава не могут являться документами, подтверждающими возникновение денежного обязательства у бюджетного (автономного) учреждения, при представлении платежного документа для перечисления бюджетных средств, целевых субсидий на счет подразделения службы судебных приставов в счет оплаты исполнительного документа, находящегося на исполнении в Федеральном казначействе. Документом, подтверждающим возникновение денежного обязательства у получателя бюджетных средств по исполнительному документу, находящемуся на исполнении в органе Федерального казначейства, считается сам исполнительный документ. Об этом сказано в Письме Федерального казначейства от 16.09.2014 № 42‑7.4‑05/9.3‑562.

Что неподвластно судебным приставам?

Иммунитет бюджетов бюджетной системы РФ согласно ст. 239 БК РФ представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится. Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливаются специальными нормами бюджетного законодательства, в частности гл. 24.1 БК РФ.

Пояснение к сказанному есть в Письме Федерального казначейства от 31.07.2014 № 42‑7.4‑05/9.3‑474. Из него следует, что ОФК осуществляют платежи за счет средств бюджетных (автономных) учреждений от имени и по поручению указанных учреждений на основании представленных ими платежных документов. ОФК не уполномочены самостоятельно без представления учреждением платежного документа перечислять денежные средства с лицевого счета учреждения, в том числе на депозитный счет подразделения службы судебных приставов. Исполнение же ОФК требований постановлений пристава-исполнителя приведет к нарушению положений действующего бюджетного законодательства РФ. Более того, в Законе об исполнительном производстве отсутствуют положения, предоставляющие право судебному приставу предписывать совершать (не совершать) определенные действия ОФК, не являющемуся стороной исполнительного производства, кредитной организацией.

К чему призывает Федеральное казначейство, догадаться не сложно – к игнорированию документов судебных приставов, касающихся бюджетных средств. В упомянутом письме так и сказано, что постановления судебного пристава не могут являться документами, подтверждающими возникновение денежного обязательства, у получателя бюджетных средств – бюджетного (автономного) учреждения при представлении заявки на кассовый расход для перечисления средств на депозитный счет подразделения службы судебных приставов в счет оплаты исполнительного документа. ОФК обязан возвратить заявку на кассовый расход бюджетного (автономного) учреждения для перечисления средств судебным приставам, если документом, подтверждающим возникновение обязательства, служит постановление судебного пристава. Основание – нормы пп. 16 п. 5, п. 7 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.

В завершение Федеральное казначейство указывает на необходимость проведения совещаний с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов в целях обсуждения вопроса по недопущению вынесения судебными приставами постановлений, противоречащих действующему законодательству, которыми:

Возлагается обязанность на организации, лицевые счета которым открыты в органе Федерального казначейства, перечислять денежные средства по исполнительному документу, находящемуся на исполнении в ОФК, на депозитный счет подразделения службы судебных приставов;
возлагается обязанность на ОФК перечислять средства по исполнительному документу на счет подразделения службы судебных приставов либо устанавливается запрет для ОФК совершать действия по перечислению денежных средств взыскателю по исполнительному документу, находящемуся на исполнении в данном органе.
С такими противозаконными, по мнению чиновников, постановлениями ОФК обещает бороться в судебном порядке. Согласитесь, немного странно обжаловать документы исполнительных органов, вынесенные на основании решения суда. На лицо конфликт интересов между органами исполнительной власти, которые в идеале должны не противостоять друг другу, а наоборот, помогать в решении поставленных задач.

Что подвластно судебным приставам?

Не так давно разработан порядок взаимодействия федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений. А в нем говорится об информировании территориальным органом Федерального казначейства судебного пристава-исполнителя о поступлении денежных средств на лицевой счет бюджетного или автономного учреждения. Для чего? Для того чтобы при получении от территориального органа Федерального казначейства уведомления о наличии средств на лицевом счете судебный пристав вынес постановление о том, чтобы учреждение незамедлительно представило в казначейство платежный документ для перечисления (внимание!) взыскателю денег по исполнительному документу, находящемуся у судебного пристава.

Остается добавить, что за неисполнение законных требований судебного пристава бюджетные или автономные учреждения привлекаются к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ. При этом постановление по делу об административном правонарушении является самостоятельным видом исполнительных документов. В статье 242.1 БК РФ установлены виды исполнительных документов, на основании которых производится обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Такой вид исполнительного документа, как постановление по делам об административных правонарушениях, отсутствует, поэтому оштрафовать АУ судебному приставу, на самом деле, непросто (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 № 09АП-10854/2014‑АК).

Все вышесказанное касается первой части взыскания задолженности с АУ, когда решение суда вместе с заявлением взыскателя исполняют органы, в которых учреждению открыты лицевые счета. Но есть и вторая часть взыскания задолженности, когда в случае безуспешности (отсутствия средств на лицевых счетах АУ) взыскатель вправе обратить требования о погашении задолженности на имущество АУ в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве. И здесь судебные приставы не так существенно ограничены, хотя на самом деле это не совсем так.

Как следует из норм гражданского законодательства, АУ отвечает по своим обязательствам только тем имуществом, которым учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (Письмо Минфина РФ от 22.10.2013 № 12‑08‑06/44036). При этом по обязательствам АУ, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения (п. 6 ст. 123.22 ГК РФ). Данная норма в части установления субсидиарной ответственности собственника имущества автономного учреждения по обязательствам такого учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, распространяется на правоотношения, возникшие после 01.01.2011 (п. 15 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99‑ФЗ).

В бюджете бюджетной системы РФ может быть предусмотрена целевая субсидия на погашение задолженности по обязательствам АУ, возникшим после 01.01.2011. Но опять же это является правом, а не обязанностью учредителя (Письмо Минфина РФ от 22.10.2013 № 12‑08‑06/44036).

Кстати, имущество бюджетного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам учреждения, передается ликвидационной комиссией собственнику имущества (п. 4 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях). В силу аналогичности многих норм по взысканию задолженности бюджетного и автономного учреждения автор считает, что и это положение бухгалтер АУ вправе взять на вооружение в практической работе.

Напомним еще о том, что АУ вправе открывать не только лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, но и банковские счета. И если счета АУ-должнику открыты в учреждении Центрального банка РФ или кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве (Апелляционное определение Магаданского областного суда от 16.09.2014 № 2‑3285/2014, 33‑778/2014).

А можно ли взыскать исполнительный сбор с АУ?

Для начала следует разъяснить, что такое исполнительный сбор. Это санкция штрафного характера, предполагающая возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительный сбор взимается при неисполнении должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом для добровольного исполнения, а также при неисполнении должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению (в течение суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства).

Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа составляет пять дней со дня получения постановления (копии) о возбуждении исполнительного производства (ч. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

Уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции – взыскания исполнительского сбора. Уведомление производится путем передачи постановления о возбуждении исполнительного производства. В нем судебный пристав предупреждает должника о том, что в случае неисполнения требований документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления в этот же срок доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор с указанием суммы сбора.

Федеральная служба судебных приставов регулярно обновляет Методические рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора. Хотя они и не имеют силы нормативного акта, в них есть полезная информация как для судебных приставов, так и для тех, кому с ними приходится общаться. Ведь рекомендации разработаны исходя из норм законодательства и судебной практики, включая решения высших судов, а все это в совокупности направлено на обеспечение единообразной правоприменительной практики по взысканию исполнительского сбора.

В рекомендациях есть указания, посвященные взысканию исполнительского сбора с АУ. Исполнительский сбор с таких должников взыскивается за счет наличных денежных средств, денежных средств, находящихся в учреждении Центрального банка РФ или кредитной организации, за исключением денежных средств, находящихся на лицевых счетах в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований. При отсутствии или недостаточности у АУ-должника денежных средств взыскание обращается на имущество в том же порядке, как это предусмотрено для учреждений-должников: судебный пристав взыскивает исполнительский сбор за счет движимого имущества, не отнесенного к категории особо ценного движимого имущества соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя автономного учреждения.

Ведь АУ без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся на праве оперативного управления, АУ вправе распоряжаться самостоятельно, если не установлено иное (п. 2 ст. 298 ГК РФ).

Подведем итог. Для АУ действует особый порядок взыскания задолженности по денежным обязательствам, подразумевающий первоначально исполнение судебного документа без участия судебных приставов. Взаимодействие происходит между взыскателем с территориальными органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований. При отсутствии или недостаточности у АУ-должника денежных средств взыскание обращается на имущество в порядке, пре­дусмотренном Законом об исполнительном производстве. Задолженность взыскивается за счет движимого имущества, не отнесенного к категории особо ценного движимого имущества соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения. Судебные приставы вправе взыскать долг АУ и за счет денег, находящихся на счетах в учреждениях Центрального банка РФ или кредитной организации (при наличии таких счетов). В описанном порядке может быть взыскан с АУ исполнительский сбор в случае игнорирования законного требования судебного пристава по исполнительному документу. При этом кредиторам нужно помнить, что средств и имущества АУ может быть недостаточно для удовлетворения требований по погашению обязательств как по причине недостаточности денежных средств, так и в силу того, что на все имущество АУ может быть обращено взыскание, поэтому контр­агентам АУ нужно быть осмотрительными.

Такие правила могут позволять должникам банально не исполнять решение суда длительное время со ссылкой: «нет денег», что противоречит принципу общеобязательности требований судебного акта и того факта, что казна не может быть пуста по определению.

  1. Присуждение компенсации за длительное неисполнение судебного акта

В случае, если с должника-бюджетополучателя длительное время не взыскивается сумма долга, то суд может присудить взыскателю компенсацию за неисполнение судебного акта. Верховный Суд РФ, в своем постановлении дал ряд важных разъяснений по поводу применении судами упомянутого закона.

Исполнение решений судов о взыскании с казны

Важно

Шарон 2015 год Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 апреля 2008 г. N А05-2385/2007. Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».


Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 30, Пленума ВАС РФ N 64 от 23.12.2010 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» Статья: О взыскании компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (Шпачева Т.В., Шибаев Д.В.)//(«Арбитражные споры», 2014, N 4) Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2011 N 57-В10-5 дело N 2-3385/2011 решение Центрального районного суда г.

Как взыскать с бюджетной организации

В частности, если у должника-бюджетополучателя отсутствуют соответствующие лимиты бюджетных обязательств и средства, полученные от предпринимательской деятельности, а для получения дополнительных лимитов, бюджетных обязательств были предприняты все необходимые действия (главному распорядителю средств соответствующего бюджета направлен запрос-требование), то основания для приостановления расходных операций отсутствуют, так как должник в этом случае не является нарушителем бюджетного законодательства по смыслу статьи 283 Бюджетного Кодекса РФ. Получается, что органы казначейства вправе применять данную меру, только если должник имеет соответствующие лимиты, либо средства от предпринимательской деятельности, но уклоняется от представления в казначейство платежного поручения на перечисление средств.

Как взыскать долг с бюджетного учреждения?

ФЗ) 10. В случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Особенности взыскания с должников – получателей средств бюджета

Инфо

Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 11. Орган Федерального казначейства при полном исполнении исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ. 12. Орган Федерального казначейства ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в порядке, установленном Федеральным казначейством.


13. В случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ) (см.

Особенности взыскания с должников - получателей средств бюджета

В настоящее время не такая редкость, что вашим должником стала бюджетная организация. Государственный заказчик не оплатил выполненные работы, отказывается выполнять другие условия договора – есть множество причин, почему организация-бюджетополучатель становится должником. На первый взгляд, такие должники исправные - деньги в казне всегда есть, и ничто не мешает быстро получить с него должное. Так ли это? Давайте разбираться вместе.

  1. Механизмы исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов

Всего существует два механизма (глава 24.1 Бюджетного Кодекса РФ): 1) в счет возмещения вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц; 2) взыскание задолженности, возникшей вследствие неисполнения обязательства бюджетным учреждением. Основной разницей между порядками это то, какие органы будут исполнять судебные акты.

Взыскание с бюджетной организации

Рычаги воздействия на бюджетное учреждение Как еще вы можете повлиять на ситуацию? Для начала, следить за действиями должника и казначейства: направлять запросы, писать письма. Если должник игнорирует сроки и, даже при наличии денег, отказывается вернуть долг, казначейство может приостановить все операции по счетам должника до тех пор, пока он не прекратит нарушать закон. Ваша задача – следить за сроками и вовремя потребовать у казначейства приостановления работы счетов должника.

Внимание

Если казначейство этого не сделает, вы вправе обжаловать его неправомерные действия в суд. Этот механизм стоит использовать в любой ситуации, когда вы чувствуете, что должник или казначейство бездействуют. Аналогичные жалобы можно подавать и в прокуратуру. Будет не лишним узнать, кто конкретно отвечает за работу с вашей задолженностью, и обжаловать действия именно этого сотрудника начальству.

В первом случае это будет Министерство Финансов РФ или соответствующие финансовые органы субъекта Федерации (муниципального образования). Во втором случае это будут органы казначейства. Служба судебных приставов не исполняет подобного рода исполнительные документы в силу действия принципа иммунитета бюджета от взысканий (статья 239 Бюджетного Кодекса РФ).

  1. Куда предъявлять исполнительный документ?

В обязательном порядке надо получить в суде вместе с исполнительным листом копию судебного акта. Исполнительный лист вместе с заявлением и заверенным судебным актом необходимо направить в орган, который исполняет такие категории исполнительных документов (однако, это общее правило не распространяется на бюджетные учреждения.

Если бюджетное учреждение Высший арбитражный суд РФ периодически выпускает разъяснения по самым разным вопросам применения судами действующего законодательства. На этот раз Пленум ВАС РФ в постановлении от 17 мая 2007 г. № 31 ответил на вопрос, можно ли с учреждения во внесудебном порядке взыскивать суммы обязательных платежей и санкций. Случается, что и бюджетное учреждение не уплачивает вовремя налоги или взносы в Пенсионный фонд РФ. Задолжало учреждение - заплатит бюджет В Высшем Арбитражном Суде РФ подготовлен проект постановления Пленума, которое может изменить сложившийся порядок взыскания с бюджетных учреждений неустойки и пеней за просрочку платежей по хозяйственным договорам. Новое постановление затрагивает интересы тех организаций и предпринимателей, которым задолжало государственное или муниципальное учреждение (школа, больница и т.

В настоящее время исполнительные производства о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений, находится на особом контроле в ФССП России.

Указанные методические рекомендации определяют порядок действий судебных приставов-исполнителей при поступлении на исполнение исполнительных документов судебных органов, предусматривающих обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, а также о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней.

1. Порядок действий судебных приставов-исполнителей при исполнении актов судебных органов, предусматривающих обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации по денежным обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

Статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации возлагает исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, на Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации и финансовый орган муниципального образования соответственно.

Часть 2 статьи 1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусматривает, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

В случае предъявления взыскателем исполнительного документа данной категории непосредственно в структурное подразделение территориального органа ФССП России, исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства возвращается взыскателю с разъяснением порядка исполнения, т.е. к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с надлежащим образом заверенной судом копией определения суда о его выдаче.

Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, направляется на исполнение судом независимо от просьбы взыскателя. К такому исполнительному документу должна быть приложена надлежащим образом заверенная копия судебного акта, на основании которого он выдан.

Согласно статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств бюджета должно быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) в течение трех месяцев со дня поступления в соответствующий орган исполнительного листа на исполнение, в случае не исполнение решения суда в течение трех месяцев, исполнительный документ может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю.

В данном случае судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

В данном случае к исполнительному документу должны быть приложены следующие документы:
- заявление о направлении исполнительного документа на принудительное исполнение;
- документы, подтверждающие неисполнение судебного акта Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом), в сроки, определенные бюджетным законодательством Российской Федерации. К подтверждающим документам относятся отметки о принятии к исполнению исполнительного документа и о его возврате взыскателю, сделанные соответствующим финансовым органом, либо сопроводительные письма, также имеющие соответствующие отметки. В случае непредставления взыскателем сведений, подтверждающих неисполнение Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель без возбуждения исполнительного производства возвращает данный исполнительный документ взыскателю с разъяснением требований по представлению документов и порядка исполнения.

Согласно пункту 4 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" обращение взыскания на имущество должника осуществляется при отсутствии у него денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.

В силу данной нормы судебный пристав-исполнитель вправе осуществить исполнительные действия по аресту и реализации принадлежащего публично-правовому образованию имущества, не закрепленного за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на которое может быть обращено взыскание, только после установления невозможности исполнения решения суда за счет средств бюджета.

В соответствии с пунктом 4 статьи 214 и пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации и казну муниципального образования составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Учет имущества субъекта Российской Федерации, составляющего казну субъекта Российской Федерации, осуществляет орган исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации.

Учет имущества муниципального образования, составляющего казну муниципального образования, осуществляет орган местного самоуправления данного муниципального образования.

Для выявления имущества, составляющего казну соответствующего публично-правового образования, судебный пристав-исполнитель обращается с запросом в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.

Дальнейшие исполнительные действия в отношении имущества публично-правового образования, в том числе арест, оценка и реализация имущества, составляющего казну публично-правового образования, осуществляются в соответствии с порядком обращения взыскания на имущество должника, установленным Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

На практике при исполнении судебных актов о взыскании средств бюджета субъекта Российской Федерации возникает ряд трудностей. Так, при вынесении решения о взыскании с финансового органа средств бюджета суды не всегда указывают в резолютивной части решения на то, что взыскание осуществляется за счет средств казны. Например, суды Алтайского края таким образом выносят решения о взыскании в пользу опекунов средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством). В резолютивной части таких решений указывается: "Взыскать с комитета Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике". Такие исполнительные листы направляются судами или взыскателями в УФК. При подобной формулировке решений получается, что суммы взыскиваются с комитета как с бюджетного учреждения. Однако их исполнение в порядке, установленном ст. 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, невозможно, поскольку в смете комитета средства на выплату опекунских пособий не заложены. Средства на указанные цели учтены в объеме субвенции городским округам и муниципальным районам края.

Для решения этой проблемы необходимо обращаться в соответствующие суды с заявлениями о разъяснении решений. Во избежание подобных случаев в дальнейшем при рассмотрении дел в судах необходимо обращать внимание судей на то, чтобы в решении обязательно указывалось, за счет каких средств должно осуществляться его исполнение.

2. Порядок действий судебных приставов-исполнителей при поступлении актов судебных органов о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней

Исполнительные листы о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней подлежат приему и исполнению структурными подразделениями территориальных органов ФССП России.

При таких обстоятельствах после возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель направляет запрос в налоговый орган о виде организационно-правовой формы учреждения и о наличии у должника счетов в учреждениях Банка России или в кредитных организациях. При установлении счетов в учреждениях Банка России или в кредитных организациях судебный пристав-исполнитель проверяет наличие на них денежных средств.

Так как в соответствии с частью 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при отсутствии у должника счетов в Банке России или кредитных учреждениях, а также отсутствии (недостаточности) на них денежных средств исполнительные документы подлежат возврату взыскателям по основаниям подпункта 4 пункта 1 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительные производства - окончанию в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 47 указанного Закона.

В случае, если должник по своей организационно-правовой форме является автономным учреждением, судебный пристав-исполнитель в целях установления имущества обращается с запросом в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.

Дальнейшие исполнительные действия в отношении установленного имущества автономного учреждения, в том числе его арест, оценка и реализация, осуществляются в соответствии с порядком обращения взыскания на имущество должника, установленным Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

  • Вопрос: №3411 от: 2018-03-30.

Предъявление исполнительного листа должнику - государственному бюджетному учреждению здравоохранения отличается от общего порядка.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Судебные приставы не имеют полномочий по взысканию средств бюджетов системы Российской Федерации, за исключением установленных БК РФ случаев (так называемый, иммунитет бюджетов).

Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета Российской Федерации, либо субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам учреждения подается в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета такого учреждения субъекта Российской Федерации. Таковым является Министерство финансов РФ или субъекта РФ.

В Министерство финансов подается следующий пакет документов:

1. Заявление с банковскими реквизитами для перевода денежных средств взыскателю;

2. Исполнительный лист (оригинал);

3. Копия судебного акта, заверенная надлежащим образом, на основании которого выдан исполнительный лист;

4. Доверенность на представителя (оригинал или нотариальная копия, если заявление подписывается и подается представителем взыскателя).

Перечисление денежных средств осуществляется в течение 3-х месяцев со дня предъявления исполнительного листа.

Установлены четыре основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение (ч. 3 ст. 242.1 БК РФ):

Непредставление какого-либо из вышеуказанных документов;

Несоответствие вышеуказанных документов требованиям ГПК РФ, КАС РФ, АПК РФ и ФЗ «Об исполнительном производстве»;

Нарушение установленного законодательством срока предъявления исполнительного документа к исполнению;

Представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.

В случае возврата пакета документов взыскателю, последний вправе предъявить исполнительный лист к исполнению в пределах трехгодичного срока с даты вступления в силу судебного акта.

Исходя из вышесказанного, по которому должником является государственное бюджетное учреждение здравоохранения, необходимо в Министерство финансов РФ или субъекта РФ, которое осуществляет открытие и ведение лицевого счета учреждения.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Приказ Минфина РФ от 22 сентября 2008 г. N 99н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений" (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минфина РФ от 22 сентября 2008 г. N 99н
"Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с пунктом 9 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 47, ст. 4933; 2007, N 50, ст. 6285; 2008, N 18, ст. 2063), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений.

2. Федеральному казначейству (Р.Е. Артюхину) опубликовать Административный регламент исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений и обеспечить его исполнение.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра финансов Российской Федерации Т.Г. Нестеренко.

Регистрационный N 12803

Административный регламент закрепляет процедуру организации исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание средств федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений.

Исполнение судебных актов организует орган Федерального казначейства, в котором должнику открыт лицевой счет.

Взыскатель направляет в орган Федерального казначейства заявление и исполнительный документ (при отсутствии такого документа - копию судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист). По просьбе взыскателя эти документы могут быть направлены судом.

Документы регистрируются и передаются на правовую экспертизу. Если исполнительный документ соответствует требованиям законодательства, то должнику направляется уведомление о его поступлении.

Определена последовательность действий при: перечислении средств в пользу взыскателя; учете документов, подтверждающих исполнение (частичное исполнение) исполнительного документа, минуя лицевой счет должника; приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника; приостановлении и возобновлении исполнения требований исполнительного документа.

Приказ Минфина РФ от 22 сентября 2008 г. N 99н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений"


Регистрационный N 12803


Выбор редакции
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...

В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...

Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...
Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....