V. происхождение древнерусской народности


Вопрос о том, что представляли собой восточнославянские племена Повести временных лет, не рал поднимался в исторической литературе. В русской дореволюционной историографии было распространено представление, согласно которому славянское население на территории Восточной Европы появилось буквально накануне образования Киевского государства в результате миграции из прародины сравнительно небольшими группами .

Такое расселение на обширной территории нарушило их прежние родоплеменпые связи. На новых местах жительства между разрозненными славянскими группами образовались новые территориальные связи, которые из-за постоянной подвижности славян не были прочными и могли быть утрачены вновь. Следовательно, летописные племена восточных славян являлись исключительно территориальными объединениями. «Из местных названий XI в. летопись сделала „племена" восточного славянства»,-писал С. М. Середопип, одни из последовательных сторонников этой точки зрения (Середонин С. М., 1916, с. 152). Аналогичное.мнение развивали в своих исследованиях В. О. Ключевский, М. К. Любавский и другие (Ключевский В. О., 1956, с. 110-150; Любавский М. К., 1909).

Другая группа исследователей, в том числе большинство лингвистов и археологов, рассматривала летописные племена восточного славянства в качестве этнических групп (Соболевский А. И., 1884; Шахматов А. А., 1899, с. 324-384; 1916; Спицын А. А., 1899в, с. 301-340). В пользу этого мнения определенно говорят отдельные места Повести временных лет. Так, летописец сообщает о племенах, что «живяху кождо съ своимъ родомъ и на своихъ местехъ, вла- деюще кождо родомъ своимъ» (ПВЛ, I, с. 12), и далее: «Имяху бо обычаи свои, и законъ отецъ своих и преданья, кождо свой нравъ» (ПВЛ, I, с. 14). Такое же впечатление складывается и при чтении других мест летописи. Так, например, сообщается, что первыми поселенцами в Новгороде были словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома (ПВЛ, I, с. 18). Здесь очевидно, что кривичи и словене приравнены к таким бесспорно этническим образованиям, как весь, меря, мурома. Исходя из этого многие представители лингвистики (А. А. Шахматов, А. И. Соболевский, Е. Ф. Карский, Д. И. Ушаков, Н. И. Дурново) пытались найти соответствие между современным и ранне- средневековым диалектным членением восточного славянства, полагая, что истоки нынешнего деления восходят к племенной эпохе.

Имеется и третья точка зрения о сущности восточнославянских племен. Основатель русской исторической географии И. П. Барсов видел в летописных племенах политико-географические образования (Барсов II. П., 1885). Это мнение было анализировано Б. А. Рыбаковым (Рыбаков Б. А., 1947, с. 97; 1952, с. 40-62). Б. А. Рыбаков полагает, что названные в летописи поляне, древляне, радимичи и т. д. были союзами, объединившими несколько отдельных племен. В период кризиса родоплеменпого общества «родовые общины объединились вокруг погостов в „миры" (может быть, „верви"); совокупность нескольких „миров" представляла собой племя, а племена все чаще объединялись во временные или постоянные союзы... Культурная общность внутри устойчивых племенных союзов ощущалась иногда довольно долго после вхождения такого союза в состав Русского государства и прослеживается по курганным материалам XII-XIII вв. и по еще более поздним данным диалектологии» (Рыбаков Б. А., 1964, с. 23). По инициативе Б. А. Рыбакова предпринята попытка выделить по археологическим данным первичные племена, из которых составились крупные племенные союзы, названные летописью (Соловьева Г. Ф., 1956, с. 138- 170).

Рассмотренные выше материалы не позволяют решать поднятый вопрос однозначно, присоединившись к одной из трех точек зрения. Однако, бесспорно, прав Б. А. Рыбаков, что племена Повести временных лет до сложения территории древнерусского государства были и политическими образованиями, т. е. племенными союзами.

Представляется очевидным, что волыняне, древляне, дреговичи и поляне в процессе своего формирования прежде всего были территориальными новообразованиями (карта 38). В результате распада праславянского дулебского племенного союза в ходе расселения происходит территориальное обособление отдельных групп дулебов. Со временем у каждой локальной группы складывается свой яшзненный уклад, начинают формироваться некоторые этнографические особенности, что находит отражение в деталях погребальной обрядности. Так появляются волыняне, древляне, поляне и дреговичи, названные по географическим признакам. Сложению этих племенных групп, бесспорно, способствовало политическое объединение каждой из них. Летопись сообщает: «И по сих братьи [Кия, Щека и Хорива] держати почаша родъ ихъ княжепье в поляхъ, а в деревляхт. свое, а дреговичи свое...» (ПВЛ, I, с. 13). Очевидно, что славянское население каждой из территориальных групп, близкое по системе хозяйства и живущее в сходных условиях, постепенно объединялось для целого ряда совместных дел - устраивало общее вече, общие совещания воевод, создавало общую племенную дружину. Формировались племенные союзы древлян, полян, дреговичей и, очевидно, волынян, подготовившие будущие феодальные государства.

Не исключено, что формирование северян в какой- то степени обусловлено взаимодействием остатков местного населения с расселившимися в его ареале славянами. Название племени, очевидно, осталось от аборигенок. Трудно скапать, создали ли северяне собственную племенную организацию. Во всяком случае летописи ничего пе говорят о таковой.

Аналогичные условия имелись и при формировании кривичей. Славянское население, расселившееся первоначально в бассейнах р. Великая и оз. Псковское, пе выделялось какими-либо специфическими особенностями. Формирование кривичей и их этнографических особенностей началось в условиях стационарной жизни уже в летописном ареале. Обычай сооружать длинные курганы зародился уже на Псковщине, часть деталей погребального обряда кривичей была унаследована кривичами у местного населения, браслетообразные завязанные кольца распространяются исключительно в ареале днепро-двинских балтов и т. и.

По-видимому, формирование кривичей как отдельной этнографической единицы славянства началось в третьей четверти I тысячелетия н. э. па Псковщине. В их состав, помимо славян, вошло и местное финское население. Последующее расселение кривичей и Вптебско-Полоцком Подвинье и Смоленском Поднепровье, на территории днепро-двинских балтов, привело к их членению па кривичей псковских и кривичей смоленско-полоцких. В результате накануне образования древнерусского государства кривичи не образовывали единого племенного союза. Летопись сообщает об отдельных княжениях у полочан и у смоленских кривичей. Псковские кривичи, видимо, имели собственную племенную организацию. Судя по сообщению летописи о призвании князей, вероятно, новгородские словене, псковские кривичи и весь объединились в единый политический союз. Центрами его были словенский Новгород, кривичский Пзборск и весское Белоозеро.

Вероятно, что и формирование вятичей в значительной степени обусловлено субстратом. Группа славян под предводительством Вятка, пришедшая па верхнюю Оку, не выделялась собственными этнографическими особенностями. Они сформировались на месте и отчасти в результате воздействия местного населения. Ареал ранних вятичей в основных чертах совпадает с территорией мощипской культуры. Славянизированные потомки носителей этой культур],! вместе с пришлыми славянами и составили отдельную этнографическую группу вятичей.

Регион радимичей не соответствует какой-либо субстратной территории. По-видимому, радимичами назывались потомки той группы славян, которая расселилась на Соже. Вполне понятно, что эти славяне включили в себя и местное население вследствие метисации и ассимиляции. Радимичи, как и вятичи, имели свою племенную организацию. Таким образом, п те и другие были одновременно этнографическими общностями и племенными союзами.

Формирование этнографических особенностей словен новгородских началось только после расселения их предков в Приильменье. Об этом свидетельствуют не только археологические материалы, но и отсутствие собственного этнонима у этой группы славян. Здесь же, в Приильменье, словене создали политическую организацию - племенной союз.

Скудные материалы о хорватах, тиверцах и уличах не дают возможности выявить сущность этих племен. Хорваты восточнославянские, по-видимому, были частью большого праславяпского племени. К началу древнерусского государства все эти племена были, очевидно, племенными союзами.

В 1132 г. Киевская Русь распалась на полтора десятка княжеств. Это было подготовлено историческими условиями - ростом и усилением городских центров, развитием ремесел и торговой деятельности, укреплением политической силы горожан и местного боярства. Возникла необходимость создания крепкой власти па местах, которая бы учитывала все стороны внутренней жизни отдельных регионов древней Руси. Боярству XII в. нужна была местная власть, которая могла бы оперативно выполнять нормы феодальных отношений.

Территориальное дробление древнерусского государства в XII в. в значительной степени соответствует ареалам летописных племен. Б. А. Рыбаков отмечает, что «столицы многих крупнейших княжеств были в свое время центрами союзов племен: Киев у Полян, Смоленск у Кривичей, Полоцк у Полочан, Новгород Великий у Словен, Новгород Север- ский у Северян (Рыбаков Б. А., 1964, с. 148, 149). Как свидетельствуют археологические материалы, летописные племена в XI-XII вв. были еще устойчивыми этнографическими единицами. Родовая и племенная знать их в процессе зарождения феодальных отношений превратилась в бояр. Очевидно, что географические границы отдельных княжеств, которые образовались в XII в., были определены самой жизнью и прежней племенной структурой восточного славянства. В некоторых случаях племенные территории оказались весьма устойчивыми. Так, территория смоленских кривичей в течение XII-XIII вв. была ядром Смоленской земли, границы которой во многом совпадают с пределами коренного региона рассоления этой группы кривичей (Седов В. В., 1975в, С. 256, 257, 2).

Язык - основа любого этнического образования, в том числе народности, но язык является не единственным признаком, дающим возможность говорить о данном этническом образовании, как о народности. Народность характеризуется не только общностью языка, отныдь не устраняющей местные диалекты, но и единой территории, общими формами хозяйственной жизни, общностью культуры, материальной и духовной, общими традициями, бытовым укладом, особенностями психического склада, так называемым ”национальным характером”. Для народности характерно чувство национального сознания и самопознания.

Народность складывается на определенном этапе общественного развития, в эпоху классового общества. Складывание восточных славян в особую ветвь славянства датируется 7-9 вв., т. е. Относится к тому времени, когда образовывается язык восточных славян, а началом формирования древнерусской народности следует считать 9-10 вв.-время возникновения на

Руси феодальных отношений и образования Древнерусского государства.

В 8-9вв. в истории восточного славянства были временем разложения первобытно-общинных отношений. При этом переход от одного общественного строя - первобытно-общинного, доклассового, к другому, более прогрессивному, а именно классовому,феодальному обществу, в конечном счете был результатом развития производительных сил, эволюции производства, которая в свою очередь в основном явилась следствием изменения и развития орудий труда, орудый производства. 8-9 вв. были временем серьезных изменений орудий земледельческого труда и земледелия в целом. Появляется рало с полозом и усовершенствованным наральником, соха с асимметричными железными сошниками и присошником.

Наряду с развитием производительных сил в области сельсохозяйственного производства и усовершенствованием земледельческой техники огромную роль в разложении первобытно-общинных отношений сыграло общественное разделение труда, отделение ремесленной деятельности от сельского хозяйства.

Развитие ремесла в результате постепенного улучшения техники производства и появлении новых орудий ремесленного труда, отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности- все это явилось величайшим стимулом распада первобытно-общинных отношений.

Рост ремесла и развитие торговли подрывали устои первобытно- общинных отношений и способствовали возникновению и развитию феодальных. Возникает и развивается основа феодального общества- феодальная собственность на землю. Формируются различные группировки зависимого люда. Среди них рабы - холопы, робы (рабыни), челядь.

Огромную массу сельского населения составляли свободные общинники, обложенные только данью. Дань перерастала в оброк. Среди зависимого населения насчитывалось немало закабаленного люда, потерявшего свою свободу в результате долговых обязательств. Это кабальный люд выступает в источниках под названием рядовичей и закупов.

На Руси начало формироваться классовое раннефеодальное общество. Там, где произошло деление на классы, неизбежно должно было возникнуть и государство. И оно возникло. Государство создается там и тогда, где и когда имеются условия для его появления в виде деления общества на классы. Складывание феодальных отношений у восточных славян не могло не обусловить образование раннефеодального государства. Таковым в Восточной Европе было Древнерусское государство со стольным городом Киевом.

Создание Древнерусского государства было в первую очередь следствием тех процессов, которые характеризовали собой развитие производительных сил восточных славян и смену господствующих у них и производственных отношений.

Мы не знаем, сколь велика была территория Руси той поры, в какой мере включала она в себя восточно-славянские земли, но очевидно, что, кроме среднеднепровского, киевского центра, она состояла из ряда слабо связанных друг с другом земель и племенных княжений.

Слиянием Киева и Новгорода завершается образование Древнерусского государства. Столицей Древнерусского государства стал Киев. Это произошло потому, что он был древнейшим центром восточнославянской культуры, с глубокими историческими традициями и связями.

Конец 10 столетия ознаменовался завершением объединения всех восточных славян в государственных границах Киевской Руси. Это объединение происходит во время княжения Владимира Святославовича(980-1015г.).

В 981 г. к Древнерусскому государству присоединилась земля вятичей, хотя здесь еще долгое время сохранялись следы былой ее независимости. Спустя три года, в 984 г., после битвы на реке Пищане, власть Киева распространилась и на радимичей. Так было закончено объединение всего восточного славянства в едином государстве. Русские земли были объединены под властью Киева, ”мати градом Русьским”. По летописному рассказу принятие Русью христианства относится к 988 г. Оно имело очень большое значение, так как способствовало распространению письменности и грамотности, Сближало Русь с другими христианскими странами, обогащало русскую культуру.

Упрочилось международное положение Руси, чему немало способствовало принятие Русью христианства. Укрепились связи с Болгарией, Чехией, Польшей, Венгрией. Завязались отношения с Грузией и Арменией.

Русские постоянно жили в Константинополе. В свою очередь греки приезжали на Русь. В Киеве можно было встретить греков, норвежцев, англичан, ирландцев, датчан, болгар, хазар, венгров, шведов, поляков, евреев, эстов.

Народность - этническое образование, характерное для классового общества. Хотя общность языка является определяющей и для народности, но нельзя ограничиться этой общностью при определении народности, в данном случае древнерусской народности.

Древнерусская народность сложилась в результате слияния племен, племенных союзов и населения отдельных областей и земель восточных славян, ”народцев”, и объединила она весь восточнославянский мир.

Русская, или великорусская, народность14-16 вв. явилась этнической общностью лишь части, хотя и большей, восточных славян. Она формировалась на обширной территории от Пскова до Нижнего Новгорода и от Поморья до границы с Диким Полем. Древнерусская народность явилась этническим предком всех трех восточнославянских народностей: русских или великороссов, украинцев и белорусев-и складывалась она на грани первобытного и феодального общества, в эпоху раннего феодализма. Русские, украинцы и белорусы сформировались в народности в период высого развития феодальных отношений.

V. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ

"Славянские племена, занявшие обширные территории Восточной Европы, переживают процесс консолидации и в 8-9 вв. образуют древнерусскую (или восточнославянскую) народность. Общие черты в современных русском, белорусском и украинском языках показывают, что все они выделились из одного общерусского языка. На древнерусском (восточнославянском) языке написаны такие памятники, как "Повесть временных лет", древнейший свод законов - "Русская Правда", поэтическое произведение "Слово о полку Игореве", многочисленные грамоты и др.

Начало сложение общерусского языка определяется лингвистами - как 8-9 вв.

Сознание единства Русской Земли сохранялось как в эпоху Киевской Руси, так и в период феодальной раздробленности. Понятие "Русская Земля" охватывало все восточнославянские области от Ладоги на севере до Черного моря на юге и от Буга на Западе до Волго-Окского междуречья включительно на востоке.

Вместе с тем имелось еще узкое понятие Русь, соответствующее среднему Поднепровью (Киевская, Черниговская и Северская земли), сохранившееся от эпохи 6-7 вв., когда в Среднем Поднепровье существовал племенной союз под главенством одного из славянских племен - русов. Население Русского племенного союза в 9-10 вв. послужило ядром для образования древнерусской народности, в которую вошли славянские племена Восточной Европы и часть ославяненных финских племен.

Каковы же предпосылки образования восточнославянской народности?

Широкое расселение славян на территории Восточной Европы приходится, в основном, на 6- 8 вв. Это был еще праславянский период, и расселявшиеся славяне были едины в языковом отношении. Миграция происходила не из одного региона, а из разных диалектных областей праславянского ареала. Следовательно, всякие предположения о "русской прародине" или о зачатках восточнославянской народности внутри праславянского мира ничем не оправданы. Древнерусская народность сформировалась на обширных пространствах и имела в своей основе славянское население, объединенное не на этнодиалектной, а на территориальной почве.

Ведущая роль в сложении этой народности, по-видимому, принадлежит древнерусскому государству. Ведь недаром начало формирования древнерусской народности по времени совпадает с процессом складывания русского государства. Совпадает и территория древнерусского государства с ареалом восточнославянской народности.

Русской землей или Русью, стали называть территорию древнерусского раннефеодального государства. Термином Русь пользуется ПВЛ и зарубежные страны Европы и Азии. О Руси упоминают византийские и западноевропейские источники.

Сложение древнерусской государственности и народности сопровождалось бурным развитием культуры и экономики. Строительство древнерусских городов, подъем ремесленного производства, развитие торговых связей благоприятствовали консолидации славянства Восточной Европы в единую народность.

В формировании древнерусского языка и народности существенная роль принадлежала распространению христианства и письменности. Очень скоро понятия "русский" и "христианин" начали отождествляться. Церковь играла многостороннюю роль в истории Руси.

В результате складывается единая материальная и духовная культура, что проявляется почти во всем- от женских украшений до архитектуры. (22, с.271-273)

"Когда в результате Калкской битвы и нашествия орд Батыя были потеряны не только единство Русской земли, но и независимость разрозненных русских княжеств, сознание единства всей Русской земли стало еще острее ощущаться в литературе. Бессознательным выражением русского единства стал единый на всей территории Русской земли русский язык, а сознательным - вся русская литература. "Слово о погибели Русской земли", "Житие Александра Невского", цикл рязанских повестей и особенно русские летописи напоминали о былом историческом единстве Русской земли и тем самым как бы призывали вновь обрести это единство и независимость." (9 а, стр.140)

Из книги Киевской Руси не было, или Что скрывают историки автора

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Разрыв народности Но я теперь же укажу общее значение этого северо-восточного направления колонизации. Все её следствия, которые я изложу, сводятся к одному скрытому коренному факту изучаемого периода: этот факт состоит в том, что русская народность, завязавшаяся в

Из книги Киевской Руси не было, или Что скрывают историки автора Кунгуров Алексей Анатольевич

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

5. Происхождение Ермака и происхождение Кортеса В предыдущей главе мы уже сообщили, что, по мнению романовских историков, сведения о прошлом Ермака чрезвычайно скудны. По преданию, дед Ермака был посадским человеком города Суздаля. Знаменитый внук его родился где-то в

Из книги «Ілюстрована Історія України» автора Грушевский Михаил Сергеевич

119. Ідеї народности Початки свідомійоіого демократизму. В XVIII в почало в західній Европі наростати так зване романтичне народництво: на місце того або переробляти в письменстві старі теми грецькі та римські або потрапляти під їх взірцї, письменники звертають ся до

Из книги Архив Андрея Ваджры автора Ваджра Андрей

Две русские народности «Где отпор против этого потопа, срывающего все преграды и катящегося, сбивая все на своем пути, несущегося неостановимо и затопляющего всё окрест? Где?! Быть может, в отдельности этого русского (малорусского) народа. Поляком он не будет, но

Из книги Киевской Руси не было. О чём молчат историки автора Кунгуров Алексей Анатольевич

«Отрекаюсь от русской народности…» Когда на свете появились украинцы? Не «предки украинцев», о чем с таким упоением рассуждают нынешние укро-историки, а именно украинцы? Вопрос довольно сложный. Потому как на первом этапе своего развития украинство было политическим

Из книги Древний Восток автора

Складывание народности и государства Люди заселяли Малую Азию с незапамятных времен, и к тому времени, как на Галисе появились с востока пришельцы-индоевропейцы, здесь уже обосновалось около десятка государств, созданных аборигенами хаттами (хатти) - народом,

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Племена и народности Соседствовавшие с Китаем племена проникали на его территорию и даже селились там, образуя небольшие уделы. Признание и узаконение института гегемонии княжеств диктовалось стремлением противостоять проникновению этих племен. Княжества-гегемоны

автора Гудавичюс Эдвардас

д. Образование литовской народности Ко времени создания государства литовский этнос прошел уже значительный путь развития от небольшого племени до целостного племенного комплекса. В отличие от большинства государств Центральной Европы, объединивших не один этнос,

Из книги История Литвы с древнейших времен до 1569 года автора Гудавичюс Эдвардас

а. Складывание русинской народности Великие князья Литовские принимали католичество и встраивали свое государство в политическую систему Европы, когда среди их подданных большую часть составляли православные и нелитовцы. В XV в. окончательно прервались

Из книги Тень Мазепы. Украинская нация в эпоху Гоголя автора Беляков Сергей Станиславович

Из книги У истоков древнерусской народности автора Третьяков Петр Николаевич

По следам несложившейся народности 1К исходу II в. н. э. в Северо-Западном Причерноморье сложилась новая историческая обстановка, сопровождаемая значительными передвижениями племен. Она сказалась на жизни и культуре населения обширных пространств, включавших в свои

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

автора

Принцип народности в Сасанидской империи Парфянская империя представляла собой относительно свободную ассоциацию региональных правительств и полунезависимых городов. При этом центральная власть была слишком слаба, чтобы прекратить постоянные распри. Возможно, в этот

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Ибн-Ханбаль и принцип народности у хадиситов Текстуалистская религиозность не достигла бы такого успеха без собственных героев: в частности, без великого передатчика хадисов и правоведа Ахмада ибн Ханбаля (780–855 гг.). Ибн-Хан-баль с молодости посвятил себя исламской

Как формировалась древнерусская народность? Развитие феодальных отношений происходит в процессе преобразования племенных союзов в княжества, то есть отдельные государственные объединения. С этого процесса начинается история древнерусского государства и формирование древнерусской народности - процессы взаимосвязанные.

Что предшествовало основанию Киевской Руси? Какие факторы способствовали формированию древнерусской народности?

Основание государства

В девятом веке славянское общество достигло того уровня, когда требовалось создание правового поля, регулирующего конфликты. Междоусобицы возникали вследствие неравенства. Государство - это и есть правовое поле, способное решить многие конфликтные ситуации. Без него такое историческое явление, как древнерусская народность, существовать не могло. Кроме того, объединение племен было необходимо, потому как государство всегда сильнее, нежели не связанные друг с другом княжества.

О том, когда возникло государство, объединившее историки спорят и по сей день. В начале IX века ильменские словене и угро-финские племена затеяли такую вражду, что местные вожди решились на отчаянный шаг: пригласить к себе опытных правителей, желательно из Скандинавии.

Правители-варяги

Согласно летописи, мудрые вожди отправили послание Рюрику и его братьям, в котором говорилось, что земля их богатая, плодоносная, но нет мира на ней, одни распри и междоусобицы. Авторы письма приглашали скандинавов княжить и наводить порядки. В этом предложении для местных правителей ничего постыдного не было. Знатных чужеземцев нередко приглашали с этой целью.

Основание Киевской Руси способствовало объединению почти всех восточнославянских племен, о которых шла речь в летописи. Белорусы, русские и украинцы - потомки жителей феодальных княжеств, объединенных в государство, ставшее одним из самых могучих в Средневековье.

Легенда

Этот город был столицей славянского племени полян. Предводительствовал им некогда, согласно легенде, Кий. Помогали ему управлять Щек и Хорив. Киев стоял на пересечении дорог, в очень удобном месте. Здесь обменивали и покупали зерно, оружие, скот, украшения, ткани. Со временем Кий, Хорив и Щек куда-то сгинули. Славяне платили дань хазарам. Проходившие мимо варяги заняли «беспризорный» город. Происхождение Киева покрыто тайнами. Но создание города - одна из предпосылок формирования древнерусской народности.

Однако версия о том, что основателем Киева является Щек, подвергается большим сомнениям. Скорее, это миф, часть народного эпоса.

Почему именно Киев?

Этот город возник в центре территории, населенной восточными славянами. Расположение Киева, как уже было сказано, весьма удобное. Широкие степи, плодородные земли и густые леса. В города были все условия для скотоводства, земледелия, охоты, а главное - для обороны вражеского нашествия.

Какие исторические источники говорят о зарождении Киевской Руси? О возникновении восточнославянского государства, а стало быть - и древнерусской народности, сообщает «Повесть временных лет». После Рюрика, пришедшего к власти по приглашению местных вождей, Новгородом стал править Олег. Игорь управлять не мог в силу юного возраста.

Олегу удалось сосредоточить власть над Киевом и Новгородом.

Исторические понятия

Древнерусская народность - этническая общность, в которую объединились с образованием раннефеодального государства. Следует несколько слов сказать о том, что скрывается под этим историческим термином.

Народность - историческое явление, характерное именно для раннефеодального периода. Это общность людей, которые не являются членами племени. Но они пока еще и не жители государства, обладающего прочными экономическими связями. Чем же народность отличается от нации? Современные историки на сегодняшний день не пришли к единому мнению. Относительно этого вопроса все еще ведутся дискуссии. Но с уверенностью можно сказать, что народность - это то, что объединяет людей, имеющих общую территорию, культуру, обычаи и традиции.

Периодизация

Тема статьи - древнерусская народность. А потому стоит привести периодизацию развития Киевской Руси:

  1. Возникновение.
  2. Расцвет.
  3. Феодальная раздробленность.

Первый период относится к девятому-десятому векам. И именно тогда восточнославянские племена начали преобразовываться в единую общность. Безусловно, различия между ними исчезали постепенно. В результате активного общения и сближения из множества диалектов сформировался древнерусский язык. Создавалась самобытная материальная и духовная культура.

Сближение племен

Восточнославянские племена проживали на территории, которая была подчинена единой власти. Если не считать постоянные междоусобицы, которые происходили и на последнем этапе развития Киевской Руси. Но привели к зарождению общих традиций и обычаев.

Древнерусская народность - определение, которое подразумевает не только общность экономической жизни, языка, культуры и территории. Это понятие означает общность, состоящую из основных, но непримиримых классов - феодалов и крестьян.

Формирование древнерусской народности представляло собой процесс длительный. Особенности в культуре и языке людей, населяющих разные области государства, сохранились. Различия не стерлись, несмотря на сближение. Позднее это послужило основой для формирования русской, украинской и белорусской народностей.

Понятие «древнерусская народность» не утрачивает своей актуальности, потому как эта общность является единым корнем братских народов. Жители России, Украины и Белоруссии пронесли через столетия понимание близости культуры, языка. Историческое значение древнерусской народности велико, независимо от современной политической и экономической ситуации. Для того чтобы удостовериться в этом, стоит рассмотреть составляющие этой общности, а именно: язык, обычаи, культура.

История древнерусского языка

Представители восточнославянских племен понимали друг друга еще до основания Киевской Руси.

Древнерусский язык - речь жителей, населявших территорию этого феодального государства с шестого по четырнадцатый век. Огромную роль в развитии культуры играет возникновение письменности. Если, говоря о времени зарождения древнерусского языка, историки называют седьмое столетие, то появление первых литературных памятников можно отнести к десятому веку. С создания Кирилловского алфавита начинается развитие письменности. Появляются так называемые летописи, которые являются также важными историческими документами.

Древнерусский этнос начал свое развитие в седьмом веке, но к четырнадцатому, в силу жесткой феодальной раздробленности, стали наблюдаться изменения в речи жителей, населяющих запад, юг, восток Киевской Руси. Именно тогда появились диалекты, позднее сформировавшиеся в отдельные языки: русский, украинский, белорусский.

Культура

Отражение жизненного опыта народа - устное творчество. В праздничных обрядах жителей России, Украины и Белоруссии и сегодня присутствует немало схожих черт. Как появилось устное поэтическое творчество?

По улицам древнерусского государства бродили уличные музыканты, бродячие актеры и певцы. Все они имели общее название - скоморохи. Мотивы народного творчества легли в основу многих литературных и музыкальных произведений, созданных много позже.

Особенное развитие в получил былинный эпос. Народные певцы идеализировали единство Киевской Руси. Персонажи былин (например, богатырь Микула Селянович) изображен в эпических произведениях богатым, сильным и независимым. Несмотря на то, что герой этот был крестьянином.

Народное творчество повлияло на легенды и сказания, которые сложились в церковной и светской среде. И это влияние заметно в культуре более поздних периодов. Еще одним источник для создания литературных произведений для авторов Киевской Руси стали воинские повести.

Развитие хозяйства

С образование древнерусской народности представители восточнославянских племен начали совершенствовать орудия труда. Хозяйство, однако, оставалось натуральным. В главной отрасли - земледелии - использовались широко рала, заступы, мотыги, косы, колесные плуги.

Существенные успехи с образованием древнерусского государства достигли ремесленники. Кузнецы научились закалять, обтачивать, полировать. Представители этого древнего ремесла изготавливали около ста пятидесяти видов изделий из железа. Особенно славились мечи древнерусских кузнецов. Гончарство, обработка дерева также активно развивались. Изделия древнерусских мастеров были известны и далеко за пределами государства.

Формирование народности способствовало развитию ремесел и земледелия, что впоследствии привело к росту развитию торговых отношений. Киевская Русь развивала экономическими отношениями с зарубежными странами. Через древнерусское государство проходил торговый путь «из варяг в греки».

Феодальные отношения

Образование древнерусской народности произошло в период утверждения феодализма. Что представляла собой эта система общественных отношений? Феодалы, о жестокости которых так много говорили советские историки, действительно, сосредоточили в своих руках власть и богатство. Они использовали труд городских ремесленников и зависимых крестьян. Феодализм способствовал образованию сложных вассальных отношений, известных из истории Средневековья. Олицетворял же государственную власть великий киевский князь.

Классовые распри

Крестьяне-смерды обрабатывали имения феодалов. Ремесленники платили дань. Тяжелее всего жилось холопам и челяди. Как и в прочих средневековых государствах, в Киевской Руси со временем обострилась феодальная эксплуатация настолько, что начались восстания. Первое состоялось в 994 году. История гибели Игоря, который вместе со своей дружиной решил однажды собрать дань во второй раз, известна всем. Гнев народный - в истории явление страшное, влекущее разжигание распрей, бесчинства, а иногда даже войны.

Борьба с чужеземцами

Нормандские скандинавские племена продолжали свои разбойничьи нападения даже тогда, когда восточнославянские племена уже представляли собой этническую общность. Кроме того, Киевская Русь вела беспрерывную борьбу против орд Жители древнерусского государства отважно отражали вражеские нашествия. Да и сами не ждали очередного нападения со стороны недруга, а, недолго думая, отправлялись в путь. Древнерусские войска нередко снаряжали походы во вражеские государства. Их славные подвиги отражены в летописях, былинах.

Язычество

Территориальное единство было существенно укреплено в годы правления Владимира Святославовича. Киевская Русь достигла значительного развития, вела довольно успешную борьбу против захватнических действий литовских и польских князей.

Язычество негативно влияло на формирование этнического единства. Назревала необходимость в новой религии, которой, безусловно, должна было стать христианство. Распространять его на территории Руси начал Аскольд. Но затем Киев захватил новгородский князь и разрушил не так давно возведенные христианские храмы.

Введение новой веры

Миссию внедрения нового вероисповедания взял на себя Владимир. Однако поклонников язычества на Руси было немало. Борьба с ними велась на протяжении многих лет. Еще до принятия христианства были предприняты и попытки обновления языческой религии. Владимир Святославович, например, в 980 году одобрил существование группы богов во главе с Перуном. Нужна была идея, единая для всего государства. А центр его должен был непременно находиться в Киеве.

Язычество, все же, изжило себя. А потому, Владимир, после длительных раздумий, избрал православие. В выборе он руководствовался, прежде всего, практическими интересами.

Нелегкий выбор

Согласно одной из версии, князь выслушал мнение нескольких священников, прежде чем сделать выбор. У каждого, как известно, своя правда. Мусульманский мир привлекал Владимира, но его пугало обрезание. К тому же, русский стол не может быть без свинины и вина. Вера евреев князю и вовсе не вселяла доверия. Греческая была красочна, зрелищна. А политические интересы окончательно предопределили выбор Владимира.

Вероисповедание, традиции, культура - все это объединяет население стран, на которых некогда проживали племена, объединенные в древнерусский этнический союз. И даже спустя столетия связь между такими народами, как русский, украинский и белорусский, неразрывна.

Можно сказать, что культурная жизнь времен Киевской Руси проходила под знаком язычества. Это означает, что язычество сохранялось как таковое, продолжая развиваться в прежних формах. Письменные памятники говорят о силе язычества в это время, и о том же свидетельствуют данные археологии. Но язычество лежало и в основе той синкретической культуры, которая начинает формироваться уже в период Киевской Руси и потом господствует в народном сознании и в последующие эпохи. Речь должна идти о достаточно сложном процессе смешения и взаимовлияния традиционного восточнославянского язычества, официального православия и апокрифических, т.е. запретных в официальной религии памятников. Распространение и влияние последних в литературе связывают с «третьей» культурой - ахристианской, не христианской, но далеко не всегда антихристианской (Н.И. Толстой). Возникало нечто подобное западной «народной культуре», с тем отличием, что в Киевской Руси она охватывала практически все население, так как понятие «элита» здесь приложить, практически, не к кому.

В основе народной культуры лежала мифология, о которой мы знаем очень мало. Больше нам известно о древнем эпосе - былинах (правильное название - «старины») - народных эпических песнях, рассказывающих о защитниках Родины - богатырях.

С детства нам знакомы образы Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, новгородского Садко и др. Ряд историков и филологов прошлого и настоящего считают, что в былинах нашли отражение конкретные исторические факты и фигуры. Гораздо более правильной представляется точка зрения на былины, как на явления фольклора, отражающие самые общие процессы социальной и политической жизни, а на былинных героев как на совмещающих в себе разные хронологические пласты (В.Я. Пропп). Восприятие Киевской Руси в качестве «дофеодального периода» позволило И.Я. Фроянову и Ю. И. Юдину отнести былины именно к этой эпохе и с помощью этнологии расшифровать ряд былинных сюжетов. Однако в науке сохраняется и настороженное отношение к былинам как к памятникам, записанным лишь в Новое время (И.Н. Данилевский).

Народ породил и еще одно удивительное явление культуры: волшебную сказку. Трудами В.Я. Проппа установлено, что «сказка вырастает из социальной жизни и ее институтов». Восприятие Киевской Руси в качестве «дофеодального периода» может скорректировать также и восприятие сказок, более четко определить границы «доклассового общества», к которому восходит сказка. В сказках отражаются два основных цикла: инициации и представления о смерти.

Письменность у восточных славян появляется под воздействием внутренних факторов - процесса формирования городов-государств, волостей, во многом идентичных древневосточным номам и древнегреческим городам-государствам. На ранней стадии развития этих доклассовых государственных образований интеграционные тенденции были настолько сильны, что активно стимулировали рост письменности как одного из орудий межобщинных отношений.

Решающее значение народных нужд в развитии древнерусской письменности подтверждается историей древнерусского литературного языка. Присущие древнерусскому обществу об- щинность и демократизм были мощными инструментами влияния народной стихии на литературный язык. Древнерусский литературный язык весь пронизан разговорной речью: он звучит в юридических текстах, летописях, древнейшей из которых была «Повесть временных лет», в «Молении» Даниила Заточника и многих других письменных памятниках. Звучит он и в жемчужине древнерусской письменности - «Слове о полку Игоре- ве», посвященном походу в 1187 г. новгород-северского князя Игоря на половцев. Нельзя, впрочем, не отметить, что некоторые историки считают этот памятник подделкой XVIII в.

Сложной символикой, сочетавшей в себе христианские и языческие черты, была пронизана и «поэзия в камне» - архитектура. К сожалению, мы мало знаем о дохристианском зодчестве восточных славян - ведь оно было деревянным. Тут могут помочь лишь археологические раскопки и те описания, которые сохранились о храмах славян Центральной Европы. Не так много сохранилось и каменных храмов. Вспомним Софийский собор - замечательный памятник зодчества и изобразительного искусства. Храмы, посвященные святой Софии, были построены в Новгороде и Полоцке.

Русские мастера, заимствовав многое из Византии, творчески развивали византийские традиции. Каждая строительная артель пользовалась своими излюбленными приемами, и постепенно в каждой земле возникала своя собственная культовая архитектура. Основным строительным материалом был тонкий кирпич - плинфа, а секреты состава раствора передавались из поколения в поколение.

Отличительными чертами новгородского архитектурного стиля были монументальная строгость и простота форм. В начале XII в. здесь работала артель мастера Петра, создавшая соборы в Антониевском и в Юрьевском монастырях. Этому мастеру также приписывается создание церкви Николы на Ярославовом дворище. Замечательным памятником была церковь Спаса на Нередице, разрушенная в годы войны.

Иной характер имела архитектура Ростово-Суздальской земли, где основным строительным материалом была не плинфа, а белый камень-известняк. Главные черты архитектуры этой земли сложились во время правления Андрея Боголюбского. Тогда во Владимире был воздвигнут Успенский собор, ведущие в город Золотые ворота, княжеский замок в Боголюбове, а неподалеку шедевр - церковь Покрова на Нерли. Для владимиро-суздальской архитектуры характерно использование выступающих пилястр, барельефных изображений людей, животных и растений. Как отмечают искусствоведы, эти храмы и строгие и нарядные одновременно. В конце XII - начале XIII в. зодчество становится еще пышнее, декоративнее. Ярким памятником этого времени является Дмитриевский собор во Владимире, который был построен при Всеволоде Большое Гнездо. Собор украшен тонкой и затейливой резьбой.

В Древней Руси получила распространение и живопись - прежде всего, фресковая роспись по сырой штукатурке. Фрески сохранились в Софийском соборе в Киеве. Многие из них посвящены бытовым сюжетам: изображение семьи Ярослава Мудрого, борьба ряженых, охота на медведя и т.д. Во внутренних помещениях собора сохранились и великолепные мозаики - изображения, составленные из мельчайших кусочков смальты. Одно из наиболее известных - изображение Дмитрия Со- лунского.

Получила распространение в Древней Руси и икона - изображение святых, почитаемых Церковью, на специально обработанных досках. Древнейший сохранившийся памятник иконописи - Владимирская икона Божьей Матери. Она была перенесена Андреем Боголюбским из Киева во Владимир, откуда и идет ее название. Искусствоведы отмечают в этой иконе лирику, мягкость, глубину выраженных в ней чувств. Впрочем, древнейшие наши иконы - скорее не древнерусское, а византийское искусство.

Это народное поэтическое начало получает во владимиро-суздальском искусстве свое дальнейшее развитие. Оно видно в древнейшем из дошедших памятников станковой живописи этой земли - в оглавном «Деисусе», выполненном, вероятно, в конце XII столетия. На иконе Христос представлен между двумя ангелами, слегка склонившими к нему головы. К этой же земле относится и великолепная икона «Оранта».

Русские златокузнецы, используя сложнейшую технику: скань, зернь, перегородчатую эмаль, изготовляли разнообразные украшения - серьги, кольца, ожерелья, подвески-колты ит.д.

О древнерусской музыке мы имеем слабое представление. Народная музыка может предстать перед нами лишь в артефактах археологических изысканий. Что же касается церковной музыки, то «практическое устроение певческого дела на Руси, разделение поющих на два клироса» связывают с именем Феодосия Печерского. По мысли Н.Д. Успенского, древнерусская музыка была эмоциональна, тепла и лирична.

Явление, которое было главным для древнерусской культуры и мировоззрения, в котором, как в фокусе, собираются все лучи культурной жизни той поры - город. Культура Киевской Руси была поистине городской, как и сама страна называлась - страной городов. Достаточно сказать, что в «Повести временных лет» слово «град» употреблено 196 раз, а в полногласном варианте - 53 раза. В то же время слово «село» употреблено 14 раз.

Город, городская стена имели сакральное значение, что, видимо, брало свое начало от ограды, которая окружала славянские языческие капища. После введения христианства такого рода представления перешли и на христианскую святыню. Не случайно исследователи отметили полное совпадение в плане по форме основного объема Новгородской Софии с Перуно- вым капищем. При этом особое значение приобретали ворота - разрывы в той границе, которые окружали город. Вот почему на воротах часто возводили надвратные церкви.

Сакральную роль играл и детинец - главное городское укрепление и главная городская святыня. Храм был центром культурной регуляции, «размещенным в средоточии социального пространства данной общины». Это был религиозный центр города и всей городовой волости - города-государства.

С городами были связаны все памятники письменности. Даже былины, несмотря на то, что действие в них часто происходит в «чистом поле»,-жанр сугубо урбанистический. Еще В.М. Миллер писал: «Слагались песни там, где был спрос на них, там, где пульс жизни бился сильнее - в богатых городах, где жизнь шла привольнее и веселее».

Культура Киевской Руси, общественное сознание - темы неисчерпаемые. Они изучаются и будут изучаться в науке. Важно отметить, что культура Киевской Руси была вполне адекватна той системе экономических, социальных и политических отношений, которая существовала в ту эпоху. В этой связи нельзя обойти и вопрос о «древнерусской народности». В советской историографии Киевская Русь считалась «колыбелью трех братских народов», а древнерусская народность, соответственно, формой этой «колыбели». Вряд ли стоит иронизировать над этими «младенческими» определениями, как это делается в современной украинской исторической литературе. Это были поиски ответа на важный вопрос.

Сейчас «древнерусская народность» служит предметом споров. Была ли она? Для эпохи вождества, о которой выше шла речь, того порога этничности, который отразился в исторических источниках, было вполне достаточно. Восточные славяне унаследовали эту этничность из глубокой древности, они не утратили представления и об общеславянском единстве. Еще меньше оснований говорить о «древнерусской народности» для периода расцвета городов-государств. Понятия «кияне», «по- лочане», «черниговцы», «смольняне» и т.д. содержат в себе информацию о принадлежности к той или иной волости-земле, а не к этносу.

Ситуация вполне напоминала древнегреческую историю. «Греки никогда не смогли перешагнуть рамки города-государства, разве только в мечтах... Они чувствовали себя, прежде всего, афинянами, фиванцами или спартанцами», - пишет знаток греческой цивилизации А. Боннар. Но все-таки «не было ни одного греческого полиса, который бы не ощущал очень остро своей принадлежности к эллинской общности». Также и древнерусский человек, будучи жителем города-государства, древнерусской политии, ощущал свою принадлежность к Русской земле, под которой нельзя подразумевать некое государство. Не малую роль у греков и у восточных славян сыграла колонизация, которая как раз и сталкивала с другими этносами. Со временем определенную роль начинает играть и православие.

Вопрос о народности подводит к другому, ставшему очень актуальным вопросу: чья ты, Киевская Русь? Украинская, русская или белорусская? Не хочется подробно останавливаться на этом вопросе, поскольку он оброс всякого рода мистификациями и фальсификациями. Скажем просто: она -общая. Киевская Русь - это «античность» Восточной Европы. Мы располагаем своей «античностью», так же как свою античность имеет и Западная Европа. Надо осознать, что в этом смысле Киевская Русь принадлежит всем нынешним новым государствам: России, Украине и Белоруссии. Она наша гордость и радость: там еще не сформировалось в полной мере государство, не было сложившейся народности, не было устоявшейся религии и Церкви, но там была высокая культура, свобода и много славного и хорошего.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...