Виды прав человека и свобод. Что такое права человека


Оказывается, элементарные определения и характеристики прав человека редко встречаются как в юридических, так и в педагогических изданиях. Почему-то авторы думают, что это и так все знают!

Словосочетание «Права человека» за короткое время стало не только известным широкой публике, но даже довольно избитым. Смысл этих слов каждый понимает по-своему, причем выявляется масса курьезов. Неудивительно -- четкое определение этого понятия бывает трудно найти и в специальной литературе. (Доступность этой литературы -- отдельная проблема.)

Основные определения, характеристики

Права человека -- это система норм поведения; существуют они на стыке морали и права. С философской точки зрения права человека -- это универсальные моральные права. Обычные моральные права порождены конкретной жизненной ситуацией, в которой находится человек, его статусом, положением в системе отношений между людьми. Например, глава семейства имеет моральное право знать, что происходит в его доме. Универсальные моральные права не зависят от конкретных обстоятельств и присущи любому человеку в любой ситуации как необходимые и минимальные компоненты человеческого достоинства.

Эти права проистекают из самой природы человека, и поэтому их еще называют естественными правами. Человек обладает естественными правами от рождения и независимо от того, признаются ли они непосредственным окружением данного человека и охраняются ли государством.

Моральные права существуют в системе моральных норм -- т.е. норм поведения, которые обеспечиваются лишь духовным воздействием -- общественным одобрением или осуждением. Зрелые моральные нормы имеют тенденцию перерастать в правовые нормы -- тогда, когда моральные требования выражены в договоре и начинают охраняться силой государственного принуждения. Представления о различных правах и свободах зарождались в разных культурах и в различные эпохи как этические суждения. Со временем эти представления находили отражение в правовых документах -- кодексах, декларациях, конституциях. В развитых современных обществах права человека являются основой действующего законодательства.

Различают естественное и позитивное право. Естественное право, как мы видели, есть нравственный минимум, который необходим для сохранения общества. Позитивное право выражено в действующем законодательстве. Требования естественного и позитивного права могут не совпадать. Достаточно вспомнить законы гитлеровского и сталинского режимов. В этих условиях возникает коллизия естественного и позитивного права: чему подчиняться -- законам писаным или законам высшим?

В современном мире права человека становятся метаправом, или «правом для права». Метаправо -- это общие правила для установления правовых систем.

Права человека выражены в основном законе государства и международных соглашениях; конкретные законы и административная практика -- внутри страны и в отношениях между государствами -- должны соответствовать принципам прав человека. То есть это система норм, отражающих современные представления об оптимальном общественном устройстве.

Тест по теме: Права и обязанности граждан

Вариант 1

А 1. Какие права не закреплены в международных документах?

  1. Гражданские 2. Социальные 3. Культурные 4. Партийные

А 2. Что означает принцип неделимости прав человека?

  1. Каждый человек обладает всей совокупностью прав
  2. Для каждого человека существуют свои права
  3. Запрет передавать свои права другому человеку
  4. Право человека самому определять свои права и обязанности

А 3. Верны ли суждения о правах человека:

А. Права человека не имеют границ.

Б. Права человека закрепляют его автономность по отношению к государству.

А 4. Верны ли суждения об обязанностях:

А. В Конституции РФ воспитание детей рассматривается как право и обязанность родителей.

Б. Обязанности подлежат безусловному выполнению

1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны

В 1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие

«документ». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

  1. Декларация 2. Пакт 3. Конституция 4. Конфликт 5. Конвенция 6. Удостоверение

С 1. Что такое закон? Приведите примеры сборников законов в истории России.

Вариант 2

А 1. Основной, главный закон страны:

  1. Великая хартия вольностей 2. Декларация 3. Конституция 4. Конвенция

А 2. Утверждение, что все люди рождаются свободными и равными в своих правах, подчеркивает характер

Прав человека как:

  1. Равный 2. Неотчуждаемый 3. Всеобщий 4. Неделимый

А 3. Верны ли суждения оправах человека:

А. Гражданские права могут быть названы исходными.

Б. Права граждан России закреплены во всеобщей декларации прав человека.

1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны

А 4. Верно ли, что:

А. Благодаря закреплению прав человека они обретают границы дозволенного.

Б. Чем старше человек, тем больше у него прав.

1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны

В 1. Что из приведенного ниже списка характеризует права человека?

Лекция 21. Права человека и гражданина в России

21.1. Характеристика прав человека и прав гражданина

Важнейшей задачей современного государства является реализация интересов людей, которая возможна через создание определенных взаимоотношений между индивидом, обществом и государством, воплощенных в правах человека.

Под правами человека понимают совокупность моральных норм, принадлежащих людям, независимо от расовых, национальных или социальных различий.

Права человека определяют минимум условий для сохранения человеческого достоинства и жизни, являются универсальной категорией, которые представляет собой вытекаю-щие из самой природы человека возможности пользоваться элементар-ными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свобод-ного существования личности в обществе.

Мировое сообщество выработало требования международных стандартов по правам человека, которые закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международном пакте о гражданских и политичес-ких правах (1966); Международном пакте об экономических, социаль-ных и культурных правах (1966), в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975), в различных международных договорах.

Большинство из этих стандартов рассматривается международным сообществом в качестве общепризнанных принципов и норм международного права, имеющих обязательную силу для всех государств мира. Поэтому законодательство Российской Федерации - полноправного члена международного сообщества - ориентируется на эти стандарты.

Права человека должны предоставляться каждому индивиду и гарантироваться конституцией страны и национальным законодательством. Признавая международные нормы по правам человека, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится под его юрисдикцией.

Правам человека присущи следующие признаки:

- они возникают и развиваются на основе природной и социаль-ной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

- складываются объективно и не зависят от государственного при-знания;

- принадлежат индивиду от рождения;

- являются непосредственно действующими;

- имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);

- признаются высшей социальной ценностью;

- выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

Представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

- их признание, соблюдение и защита являются обязанностью го-сударства.

Каждый индивид вправе требовать от государства выполнения им взятых на себя международных обязательств. В этих целях он может использовать как национальные механизмы защиты своих прав, так и обращаться в международные органы защиты прав человека.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на до-стойное существование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами гражданина, а для реализации остальных прав это требуется.

Права гражданина - это охраняемая законом мера юридически воз-можного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой пра-вовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан, права человека не всегда выступают как юридические категории. Они могут являться и моральными, и социальными категориями, могут су-ществовать независимо от их государственного признания и законода-тельного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Определенный набор естественных прав в той или иной мере существовал на ранних этапах го-сударственной организации человечества. Так, в социально-политической мысли древности уделялось зна-чительное внимание характеристике взаимоотношений государства и личности.

Но только в эпоху буржуазных революций идея прав человека была воспринята обществом и впервые закреплена в таких документах как Декларация независимости США (1776), Декларация прав человека и гражданина Франции (1789) и др.

Исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод права человека и гражданина разделяют на три поколения:

- первое поколение включает в себя провозглашенные буржуазными революциями ( XVII — XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название негативных , т.е. выражающих независи-мость личности в определенных действиях от власти государства, обо-значающих пределы его невмешательства в область свободы и самовы-ражения индивида (право на жизнь, сво-боду и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);

- второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к середине XX века под влиянием борьбы народов за улучшение своего соци-ально-экономического положения, за повышение культурного стату-са, под воздействием социалистических идей. Данные права иногда называют позитивными , так как их реализация, в отличие от реа-лизации прав первого поколения, требует целенаправлен-ных действий со стороны государства, т.е. его позитивного вмешатель-ства в их осуществление, создания необходимых обеспечивающих мер (право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества и т.п.);

- третье поколение охватывает права коллективные или солидар-ные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадле-жащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (право на мир, благоприятную окружаю-щую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономи-ческое развитие и пр.). Данные права стали возникать после Второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридичес-ки обязательных норм.

В зависимости от содержания различают следующие права:

Гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоин-ства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.);

Политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объедине-ние, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

Экономические (право частной собственности, на предпринима-тельскую деятельность, на труд, на отдых и др.);

Социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и дет-ства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную ок-ружающую среду и др.);

Культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогрес-са; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).

В зависимости от принадлежности лица к конкретному государ-ству имеются следующие права:

Права российских граждан;

Права иностранных граждан;

Права лиц с двойным гражданством;

Права лиц без гражданства.

Основные права и свободы гражданина - прежде всего конституционные права, которые являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения, т.е. носят естественный характер (ст.17, п.2 Конституции РФ). Принципиальным является также положение о том, что осуществление основных прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц, что имеет важное значение для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества и каждого человека. Ни одно общество не может предоставить человеку безграничную свободу, так как это бы привело к эгоистическому своеволию, к бесконечным столкновениям и конфликтам индивидуальных интересов. В том случае, когда права и свободы человека нарушаются в результате злоупотреблений со стороны других лиц, государство предоставляет возможность защищать эти права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, в т.ч. государственными.

Правам и свободам человека и гражданина посвящена глава 2 Конституции Российской Федерации, в которую входят 47 статей.

21.2. Личные права и свободы

Личные права и свободы граждан играют особую роль и занимают первое место в системе конституционных прав и свобод (на междуна-родно-правовом уровне соответствующая группа прав определяется в качестве гражданских ).

Основное назначение личных прав заключается в том, чтобы га-рантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обра-щения; индивидуализировать гражданина, создать ему условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятствен-ного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений, где индивид выступа-ет как биосоциальное существо.

Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от его гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть ре-ализована только самим человеком.

К личным правам и свободам Конституция Российской Федерации относит:

Право на жизнь (ст.20) - первое фундаментальное право человека, без которого все остальные права теряют ценность;

Право на достоинство личности (ст.21) - предполагает, что госу-дарство создает для человека такие условия жизни, которые бы не ума-ляли его достоинство;

Право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22);

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.23), под кото-рыми закон понимает переписку, телефонные переговоры, телеграфные и иные сообщения, сведения медицинского, интимного характера и другую информацию, касающуюся исключительно данного человека и которая может в случае разглашения нанести ему моральный ущерб. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст.24);

Право на неприкосновенность жилища (ст.25);

Право свободно определять и указывать свою национальную при-надлежность и пользоваться родным языком (ст.26);

Право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст.27);

Право на свободу совести (ст.28);

Право на свободу мысли и слова (ст.29).

В Конституции определены положения, конкретизирующие реализацию личных прав и свобод. Так, например, запрещены пытки, насилие или другие унижающие человеческое достоинство обращения и наказания. Никто не может быть подвергнут без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам.

Человек может быть арестован только по решению суда. До судебного решения лицо не может быть задержано на срок более 48 часов.

Ограничения права на неприкосновенность частной жизни допускается только на основании судебного решения.

Каждый имеет право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны предоставить соответствующие возможности.

Неприкосновенность жилища может быть нарушена только в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения.

Впервые в истории России Конституция гарантирует право свободного передвижения внутри и за пределами государства, свободно выезжать из России и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Никто в России не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законным путем.

21.3. Политические права и свободы

Полити-ческие права и свободы н аряду с личными (гражданскими) принадлежат к первому поколе-нию прав человека: они были провозглашены буржуазно-демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах США, Франции, других государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека.

Особенности политических прав и свобод:

Тесно связаны с личными правами, поскольку последние напол-няют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную непри-косновенность, свободу передвижения, в то же время сами поли-тические права выступают гарантией и условием реализации отдель-ных личных прав и свобод граждан);

В отличие от личных прав, которые могут принадлежать каждому человеку, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в общест-ве, в объединении граждан друг с другом;

Связаны с осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают полити-ческим содержанием;

Являются способом привлечения каждого гражданина к полити-ческому народовластию, как на уровне государ-ственной власти, так и местного самоуправления.

К политическим правам граждан Российской Федерации относятся следующие права и свободы, закрепленные Конституцией РФ:

Свобода мысли и слова (ст.29), которую можно отнести как личным, так и к политическим правам и свободам;

Право на информацию (ч.2 ст.24, ч.4 ст.29);

Право на объединение (ст.30);

Право на проведение публичных мероприятий (ст.31);

Право на участие в управлении делами государства (ст.32);

Право на обращения в государственные органы и органы местно-го самоуправления (ст.33).

В России гарантируется свобода средств массовой информации, запрещена цензура. Свобода мысли и слова ограничивается запретом разжигать социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Гарантируется свобода деятельности общественных объединений, а также не допускается принуждение к вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем.

Единственным условием на свободное проведение публичных мероприятий является мирный характер мероприятия и запрет на оружие.

Граждане Российской Федерации обладают активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным) избирательным правом, имеют право участвовать в референдуме, имеют равный доступ к государственной службе, а также право на участие в правосудии (например, работа в качестве присяжных заседателей).

Право на обращение в органы власти имеют не только граждане, но и общественные организации, а также учреждения, организации, предприятия и их должностные лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов. Граждане имеют право направлять коллективные обращения. В действующем законодательстве закреплена обязанность должностных лиц принимать эти обращения и рассматривать в порядке и сроки, установленные законом.

Успешные реформы в современной России связаны с установлением и реализацией политических прав и свобод. Главным гарантом их наиболее полного осуществления должна стать формирующаяся новая сис-тема политического народовластия демократической российской госу-дарственности.

21.4. Экономические, социальные и культурные права

Экономические, социальные и культурные права представляют собой второе поколение прав человека, которое возникло на основе борьбы трудящихся за улучшение своего положения. Особенностью данных прав является единство материального содержания, общесоциальная направленность, обусловленная принципом справедливости, необходимость более детальной конкретизации в те-кущем законодательстве.

Некоторые права оказались совершенно новыми для российской правовой системы, например, право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности.

Среди данной группы прав можно выделить экономические права и свободы, обеспечивающие сво-боду предпринимательской и иных форм трудовой де-ятельности:

Право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34);

Право частной собственности (ч.1 ст.35) и ее наследования (ч.4 ст.35);

Право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст.36);

Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.37);

Здесь стоит выделить права, связанные с гарантией нормального физиологического развития личности и разрешением индивидуальных и коллективных трудовых споров:

Право на труд и на вознаграждение за труд (ч.3 ст.37);

Право на отдых (ч.5 ст.37);

Право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст.13,30).

Устанавливаются ограничения для предпринимательской деятельности, если она направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, а свободное частное владение землей не должно наносить урон окружающей среде и нарушать законные интересы друг их лиц.

Конституция запрещает принудительный труд, а также требует создания условий, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Вознаграждение за труд не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Человек имеет также право на защиту от безработицы, что включает в себя законодательство по обеспечению занятости, оплату пособия по безработице. Для разрешения коллективных трудовых споров используются законные способы, в том числе право на забастовку.

Каждый человек имеет право на отдых: федеральным законом устанавливается продолжительность рабочего дня, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Ст.7 Конституции определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальные права гарантируют человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка, обеспечивают нормальное фи-зиологическое развитие личности, способствуют достижению социального партнерства в обществе. К социальным правам относятся следующие:

Право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч.1 ст.38);

Право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ч.2 ст.7);

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст.39);

Право на жилище (ч.1 ст.40), на получение жилища малоимущи-ми гражданами бесплатно или за доступную плату (ч.3 ст.40);

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41), вклю-чая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения;

Право на благоприятную окружающую среду, достоверную ин-формацию о ее состоянии (ст.42).

В соответствии с Конституцией родители имеют равное право и равную обязанность воспитывать своих детей, а дети, достигшие 18 лет и являющиеся трудоспособными, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Для должностных лиц, скрывающих обстоятельства, создающие угрозу для здоровья и жизни людей, предусмотрена ответственность в соответствии с федеральным и законами.

Социально-культурная составляющая прав и свобод способствует духов-ному развитию граждан. Среди культурных прав Конституция России провозглашает следующие:

Право на образование (ч.1 ст.43), на общедоступность и бесплат-ность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч.2 ст.43);

Право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ч.3 ст.43);

Свобода литературного, художественного, научного, техническо-го и других видов творчества (ч.1 ст.44);

Свобода преподавания (ч.1 ст.44);

Право на доступ к культурным ценностям, на участие в культур-ной жизни и пользование учреждениями культуры (ч.2 ст.44);

Право на охрану интеллектуальной собственности (ч.1 ст.44).

В Российской Федерации сфера образования рассматривается в качестве приоритетной. Основное общее образование (9 классов общеобразовательной школы) является обязательным. В 10, 11 классы предполагается прием учащихся по их желанию. Граждане имеют право получить образование на родном языке. Наряду с государственными и муниципальными учреждениями образования допускается организация и деятельность негосударственных учреждений. Для обеспечения высокого уровня образования законодательно закреплено введение государственных образовательных стандартов, включающий федеральный и национально-региональный компоненты.

Свобода творчества не означает свободу от соблюдения требований общежития. Не могут быть терпимы произведения, пропагандирующие войну, насилие, разжигающие расовую и национальную рознь.

Культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений. С правами на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям связана обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

21.5. Реализация прав и свобод в России

Конституция устанавливает конкретные критерии, в соответствии с которыми федеральным законом могут быть ограничены основные права и свободы (ч.3, ст.55):

Защита основ конституционного строя;

Защита нравственности;

Защита здоровья;

Защита прав и законных интересов других лиц;

Обеспечение обороны страны;

Обеспечение безопасности государства.

Как замечает Э.Шнайдер, данный пункт статьи «не содержит указаний на то, в каком объеме в вышеназванных сферах могут быть ограничены основные права». Содержится только общее положение о том, что ограничение должно действовать в той мере, в какой это необходимо в конкретных случаях.

Исследователями обычно рассматриваются три возможных варианта реализации прав и свобод граждан в современной России: возвращение назад (в советское прошлое), сохранение создавшейся ситуации и движение вперед, под которым подразумевается движение в европейском направлении, т.е. европейский путь развития страны. Эти пути разделяются соответствующими группами ожиданий или ориентаций. Первый путь отстаивают ретрограды - те, кто хочет возвращения общества в старое состояние: патерналистское, социалистическое, коммунистическое; второй путь - те, кто настроен консервативно и кого устраивает нынешняя ситуация; третьего пути придерживаются те, кто хочет, чтобы Россия стала европейской страной.

Путь назад маловероятен для современной России. Однако, по какому пути пойдет дальше страна - это вопрос, по которому еще не определились в России политики и общество. После 11 сентября 2001 года выбор одного из двух возможных вариантов развития России стал более отчетливым. По крайней мере, в сфере внешней политики - это европейский путь. Это интеграция в европейские институты, интеграция в мировые экономические, политические институты, это союз с западными государствами.

Но, с другой стороны, в сфере внутренней политики пока существуют тенденции консервативного пути. И если первый выбор, европейский путь можно назвать выбором в пользу демократии и гражданского общества, то второй путь характеризуется понятием «управляемая демократия». Под ней подразумеваются манипулируемые средства массовой информации, манипулируемая политическая система, манипулируемые выборы, т.е. имитация демократических институтов. Так решения парламента предопределены с высокой долей вероятности исполнительной властью. При проведении выборов властью активно используется административный ресурс. Средства массовой информации, зачастую, не дают объективной оценки происходящих политических событий. Поэтому опасность такой имитационной или управляемой демократии сохраняется с достаточно высокой долей вероятности.

Если в условиях демократии права человека являются основой существования гражданского общества, то в условиях управляемой демократии - они ценностью не являются. В век информационных технологий конкуренцию может выдержать только тот, кто свободен в принятии решений, кто имеет полную информацию. Поэтому от того, какой путь будет избран - европейский или путь управляемой демократии - зависит будущее России.

В ситуации, когда у всех одинаковые естественные права, но нет арбитра, не может быть справедливости. То есть человек оказывается судьей в своем собственном деле. А в таком случае конфликт может быть разрешен только силовым, несправедливым образом. Поэтому без государства реализовать естественные права невозможно.

В обозначенном аспекте у государства две функции. С одной стороны, необходимо очертить границы осуществления права, которые всем известны и одинаковы для всех, что достигается законом, устанавливаемым парламентом. С другой стороны, существует необходимость рассудить, т.е. возможность в случае конфликта апеллировать к третьей стороне, к судье, а не быть судьей в своем собственном деле.

Права человека - это то, что мы в данный момент считаем важным, с точки зрения человеческого достоинства. Эти параметры подвижны, изменчивы. В рамках конституционализма имеются реальные механизмы, которые позволяют в этом плане влиять на власть.

С точки зрения О.Ю.Малиновой существует непреложная истина: мы обладаем всеми правами человека, которые сами осознаем. Если общество плохо осознает эти права, даже если они записаны в Конституции, они не могут работать и не могут развиваться. Это очень характерная ситуация для российского общества.

На одном из форумов при обсуждении тем прав человека А.Ю.Сунгуровым были сформулированы вопросы, ответы на которые не являются очевидными, но без понимания которых невозможно решение проблем прав человека в России:

1. Можно ли говорить о том, что «права человека» едины для всех стран и народов, культур и цивилизаций? Или все же существует национальная, культурная специфика их понимания?

2. Если едины, то как это согласуется с представлениями Ш.Монтескье «О духе законов»? И не является ли такой подход европоцентристским, подходом: «Мы сделаем вас счастливыми, хотите вы этого или нет, причем в нашем понимании счастья». Не является ли это трансформацией колонизаторского подхода, когда мы говорим о развивающихся странах?

3. Если едины эти понятия, то тогда оправданы гуманитарные интервенции. Но опыт Косово показывает сомнительную эффективность такого подхода.

4. Если все же существует национально-культурная специфичность, то не будет ли ее признание оправданием авторитарно-тоталитарных режимов?

5. Возможно, имеет смысл говорить о применимости понятия «права человека» лишь к конкретному историческому времени, но кто его точно может определить для конкретных регионов или социальных групп?

6. Не используется ли иногда концепция единых прав человека для прикрытия экспансионистских действий, совершаемых исходя из геополитических интересов отдельных стран? Как вообще соотносятся представления геополитики и концепция соблюдения прав человека?

7. Как соотносятся между собой понятия «право», «закон» и понятие «права человека», не имеем ли мы здесь терминологическую путаницу, когда одно слово относится к разным понятиям? Как сочетается соотношение индивидуальных прав человека и коллективных с правами человека, обозначенными в Европейской декларации по правам человека?

21.6. Деятельность института Омбудсмена в России

В современной России получил развитие институт Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена). В странах Западной Европы омбудсмен - это государственный служащий, который рассматривает жалобы граждан на злоупотребления властью в сферах государственного управления.

Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Пункт "д" части 1 статьи 103 Конституции относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ. Статья 1 этого закона гласит: «Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами». Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

На федеральном уровне работает уже третий в новейшей российской истории Уполномоченный по правам человека Российской Федерации В.П.Лукин. Уполномоченные по правам человека избраны региональными парламентами в 31 субъекте Российской Федерации.

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он известен давно. В классическом виде институт омбудсмена, - так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, - был создан в 1809 году в Швеции.

По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство России, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям министерств и ведомств, средствам массовой информации и уполномоченным по правам человека в субъектах РФ. Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады, посвященные тем сферам жизни, где имеются существенные нарушения прав человека.

В специальных докладах обобщаются типичные и носящие массовый характер нарушения прав граждан, отражается деятельность федерального Уполномоченного по восстановлению нарушенных прав, предлагается комплекс законодательных, экономических, организационных, воспитательных и иных мер для искоренения этих негативных явлений.

А.Ю.Сунгуров выделяет три основных направления в деятельности уполномоченных по правам человека:

нацеленность служб исполнительной власти на решение проблем жителей, на их обслуживание, с чем коррелируется видение российского президента на эффективность работы чиновников - предоставление ими качественных публичных услуг населению;

предотвращение нарушений прав человека, внедрение международных стандартов прав человека в реальную практику стран;

снижение уровня коррупции.

Появление Уполномоченного по правам человека в России является следствием демократизации общества, усвоения гражданами соответствующих институтов и практик. Однако, эффективность функционирования этого института будет зависеть от понимания его роли и места государственными структурами, структурами гражданского общества, отдельными гражданами.

Основные понятия: второе поколение прав человека, культурные права и свободы, личные (гражданские) права, негативные права, омбудсмен, первое поколение прав человека, позитивные права, полити-ческие права и свободы, права гражданина, права человека, реализация прав и свобод человека и гражданина, социальные права и свободы, третье поколение прав человека, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, экономические права и свободы.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается разница между правами человека и правами гражданина?

2. Когда появилось первое поколение прав человека?

3. С какими переменами в обществе связано появление третьего поколения прав человека?

4. Какой критерий лежит в основе названия прав человека: негативные права, позитивные права?

5. В чем заключается основное назначение личных (гражданских) прав?

6. В чем заключаются особенности политических прав и свобод?

7. Перечислите экономические права и свободы, закрепленные в российской Конституции.

8. Каким образом осуществляется в России защита от безработицы?

9. Что гарантируют социальные права человеку и когда они появились?

10. Что означает общедоступность основного общего и среднего профессионального образования и какое образование в России считается обязательным?

11. В какой мере могут быть ограничены права человека и гражданина в России?

12. Какие возможны варианты реализации прав и свобод граждан в современной России?

13. Завершите фразу О.Ю.Малиновой: «существует непреложная истина - мы обладаем всеми правами человека, которые сами _____».

14. Ответьте на вопрос А.Ю.Сунгурова: «Можно ли говорить о том, что «права человека» едины для всех стран и народов, культур и цивилизаций? Или все же существует национальная, культурная специфика их понимания?»

15. С какими целями учреждена должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации?

16. Каковы основных направления деятельности уполномоченных по правам человека?

Литература:

Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека // Государство и право. 1997. № 8.

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под общ. ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. М., 1994.

Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности: Пер. с франц. М., 1993.

Малько А.В . Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. М., 2000.

Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001.

Права человека как предмет обсуждения и обучения: Материалы дискуссий 2002-2003 гг. / Под ред. А.Ю.Сунгурова. СПб., 2004.

Сунгуров А.Ю. Институт Омбудсмана: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа). СПб., 2005.

Политология: Толковый словарь: Русско-английский. М., 2001. С.480.

Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. М., 2000. С.121.

Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / Пер. с нем. М., 2002. С.42.

Малинова О.Ю. Права человека как нормативный идеал, сумевший развиться в правовой институт // Права человека как предмет обсуждения и обучения: Материалы дискуссий 2002-2003 гг. / Под ред. А.Ю.Сунгурова. СПб., 2004. С.58.

Сунгуров А.Ю. «Вредные вопросы» о правах человека. Вместо введения // Права человека как предмет обсуждения и обучения: Материалы дискуссий 2002-2003 гг. / Под ред. А.Ю.Сунгурова. СПб., 2004. С.8-9.

Политика: Толковый словарь: Русско-английский. М., 2001. С.396.

Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ // URL: http://www.ombudsman.gov.ru/institut/a-fkz.shtml

Сунгуров А.Ю. Институт Омбудсмана: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа). СПб., 2005. С.7.

Сунгуров А.Ю. Институт Омбудсмана: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа). СПб., 2005. С.9.

Различие подходов к названию и содержанию характеристик основных прав человека

Нормативные правовые акты

Конституция РФ. Ст. 55–56.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Международный пакт о гражданских и политических правах.

Американская конвенция о правах человека.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г.

Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 3 октября 1991 г. М., 1991.

О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

Литература

Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве / С. С. Алексеев. М., 1989.

Грибанов В. П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав / В. П. Грибанов. М., 1992. С. 37.

Козлова Е. И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003.

Колесников О. П. Пределы субъективных гражданских прав / О. П. Колесников // Журнал российского права. 2007. № 12. С. 37–43.

Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве: Теоретико-информационный аспект / А. В. Малько. Саратов, 1994.

Международные акты о правах человека: сб. докум. / сост. и авт. вступ. ст. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М., 1999. С. 653–663.

Пчелинцев С. В. Проблемы реализации положений Конституции РФ об особых правовых режимах в федеральном законодательстве / С. В. Пчелинцев // Журнал российского права. 2003. № 11. С. 138.

Рыбушкин Н. Н. Запрещающие нормы в советском праве / Н. Н. Рыбушкин. Казань, 1990.

Стремоухов А. В. Правовые основы ограничения прав человека органами внутренних дел (теоретическое обоснование) / А. В. Стремоухов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 1999. № 2. С. 42–47.

Раздел III. СВОЙСТВА ОСНОВНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Глава 7. Качество и свойства как характеристики основных прав человека

Основные права человека, взятые в единстве, в совокупности, в отличие от какого-либо права, взятого в отдельности, являются предметом конституционного права и учебной дисциплины «Права человека». Поскольку нормы о правах регулируют однородные правовые отношения между человеком и государством (сообществом государств), они образуют единый межотраслевой правовой институт. Данный вывод имеет важное теоретическое значение. Во-первых, он позволяет взглянуть на основные права человека как на нечто целостное. Во-вторых, признание основных прав институционным образованием означает, что оно, как и всякое иное явление реальности, обладает рядом объективных характеристик. Важнейшая из таких характеристик - свойства. Свойства не только объединяют основные права в единую правовую категорию, но и дают возможность отграничить от других записанных в различных нормативных актах прав, глубже понять их содержание и социальное назначение.



В связи с тем, что свойства основных прав человека имеют важное теоретическое и практическое значение для российского права, возникла необходимость их адекватного толкования. Реализация этой необходимости затруднена несколькими обстоятельствами: 1) отсутствием в юридической науке научно обоснованной теории свойств основных прав человека (как и прав человека вообще); 2) отсутствием теоретико-правового определения понятия «свойство основного права человека»; 3) широким использованием учеными, наряду с термином «свойства основных прав», других, схожих с ним терминов, таких как: «качество», «признаки», «черты», «особенности».

Несмотря на то, что правоведы довольно часто используют категорию «свойство основных прав человека», они никогда не раскрывают ее. Это обстоятельство не способствует формированию научной определенности указанной категории и ведет к размытости знаний о правовом явлении, которое отражается ею. То же самое можно сказать и о случаях использования термина «свойства прав» через союз «и» с другими сходными понятиями.

Высказанное положение можно проиллюстрировать следующими примерами. Так, известный отечественный конституционалист Л. Д. Воеводин в своих работах писал, что основные конституционные права образуют единый государственно-правовой институт, позволяющий взглянуть на них как на нечто целостное, обладающее специфическими признаками и свойствами . Можно было бы полностью разделить эту точку зрения, если бы ее автор сделал оговорку: в каком отношении друг с другом находятся термины - «признаки» и «свойства». Это синонимы или различные понятия?

Ряд ученых (Н. В. Витрук, А. П. Иванов, В. А. Патюлин, И. В. Упоров, Г. Ф. Шершеневич) в своих трудах не пользуются термином «свойства». Равнозначным этому термину они используют понятие «признак». Кроме того, Н. В. Витрук наравне с термином «признак конституционных прав» использует понятие «качество конституционных прав», а В. А. Патюлин как синоним термину «признак права» использует термин «характерные черты права».

Видимая разобщенность в использовании терминов «свойство прав», «признак прав» и других имеет под собой основание. Одним из них, по мнению автора, является отсутствие единства в определении категорий «качество» и «свойство» в среде философов. Так, например, А. И. Уемов в одной из книг пишет, что «вещь - это система качеств. Различные вещи - это различные системы качеств». Качество же в этой книге определяется как «существенное свойство». Такого же мнения придерживается и И. Ф. Лукьянов. Он считает, что «каждое свойство есть то или иное качество (основное или неосновное), а каждое качество - то или иное свойство (существенное или несущественное)…». Эта точка зрения отражена и в определении «свойства» в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова (М., 1985). Оно сформулировано так: «Свойство - качество, признак, составляющий отличительную особенность кого-чего-нибудь». То есть словарь уравнивает не только «свойство» и «качество», но и «признак».

Приведенная терминологическая разобщенность в названии характеристик основных прав человека в теории прав человека привела к значительным различиям в количественном и качественном (содержательном) наборе элементов этих характеристик.

Так, в свое время О. Е. Кутафин основным правам приписывал следующие свойства: возникают не на основе общих правоотношений, а непосредственно из Основного закона государства; выражают отношения и связи гражданина и государства; не прекращаются и не возникают вновь; содержание и объем основных прав всех граждан одинаковы; осуществляются преимущественно путем появления конкретных правоотношений, в ходе которых возникают новые субъективные права; реальность основных прав обеспечивается не только и не столько индивидуальными усилиями отдельного гражданина, сколько государственным и общественным строем.

Е. И. Козлова, характеризуя конституционные права граждан через свойства, называет в их числе такие, как: являются ядром правового статуса; закрепляются за каждым человеком и гражданином либо за каждым гражданином; всеобщность; не приобретаются и не отчуждаются по воле гражданина РФ; особый механизм реализации; особая юридическая форма закрепления.

Н. В. Витрук, говоря о природе основных прав граждан, выделял уже не свойства, а юридические признаки. И причем только два: высокую степень обобщенности (абстрактности) и относительную стабильность. Все остальные элементы характеристики он называл социальными особенностями.

Исследованию признаков основных конституционных прав граждан была посвящена даже кандидатская диссертация А. П. Иванова. В ней диссертант, по его терминологии, выделил: а) четыре юридических признака основных прав: 1) всеобщность, 2) равенство, 3) единство, 4) гарантированность и, кроме того, б) три юридические особенности : 1) широкое социальное содержание, 2) неизменяемость, 3) неотчуждаемость.

И, наконец, еще один пример. И. В. Упоров считает, что естественные, а значит и основные, права отличаются от других субъективных прав следующими сущностные признаками: 1) возникновение с момента рождения; 2) неотчуждаемость (неотъемлемость); 3) выражение наиболее существенных возможностей развития человека; 4) непосредственный и объективный характер реализации.

Анализ всего многообразия характеристик основных прав человека, существующих в отечественном правоведении, в том числе и приведенных выше, показал, с одной стороны, близость терминов «качество», «свойство» и «признак», а порой и прямой переход в их отождествление (что само по себе не может способствовать определенности в познании существа основных прав человека), а с другой - необходимость их унификации, сведения в определенное единство. Это обстоятельство, в свою очередь, потребовало построения возможной иерархии терминов, используемых в качестве характеристик основных прав человека, таких как «качество», «свойство», «признак» и выявления их соотношения.

Итак. Что же такое «качество» и «свойство» основных прав?

«Качество , - пишет А. Ф. Назаренко, - это внутренняя, существенная определенность предметов, представляющая собой единство его важнейших (существенных) свойств и выражающая его основные отличия от всех других предметов и явлений. В качестве, таким образом, воплощена неразрывная связь всех основных свойств предмета». Важным моментом качества является некоторая целостность, определенность предмета, тождественная с его бытием; теряя свое качество, предмет перестает быть тем, чем он является. Качество предмета, как правило, не сводится к отдельным его свойствам. Следовательно, исходя из приведенных точек зрения, в ряду характеристик основных прав человека качество стоит выше, чем свойство и соотносится с ним как целое и часть.

Однако видный правовед С. С. Алексеев существенно обогатил приведенные выше точки зрения. Он полагал, что «качество» - это внутренняя, органическая особенность права как социального образования, а «свойство» - внешнее его проявление в процессе функционирования права.

Теперь остается ответить на вопрос: что подпадает под характеристику «качество основных прав», а что - под «свойство основных прав»?

По мнению автора, качеством или существенной внутренней определенностью основного права является возможность обладать человеком жизненно важным для него благом . Благо , как его трактует философский словарь, - это предмет или явление, удовлетворяющие определенную человеческую потребность, отвечающие интересам, целям и устремлениям человека. Социальные блага по своему характеру, свойствам, назначению - ценности весьма разнообразные. Они могут быть не только материальными, но и духовными (культурными, политическими, нравственными) и др.

С точки зрения Конституции РФ и законов социальными благами следует признавать все то, что позволяет человеку вести нормальный образ жизни, соответствующий уровню современной цивилизации. В качестве социальных благ могут выступать, например, свобода, честь, достоинство, жизнь, здоровье, безопасность, образование, творческая деятельность, труд, отдых, общение и многое другое. Пользование благом может состоять не только в обладании теми или иными материальными ценностями, но и в самой свободе поведения, выборе поступков (нематериальные блага). Это наглядно можно показать, раскрывая все роды (классы) и виды основных прав человека - прирожденные, гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.

Без сущностного качества - возможности удовлетворять какое-то благо - нет основного права человека. Оно одинаково соответствует и конституционным правам, и основным международным правам, и основным правам, не закрепленным в нормах права (право на любовь близких, право дышать и др.).

Л. Д. Воеводин считал, что возможность - это то, что при наличии определенных условий может стать реальностью, превратиться в действительность. «Это свойство возможности в полной мере присуще всем записанным в Конституции и законах правам и свободам личности. При таком истолковании возможности в первую очередь подчеркивается ее способность, обеспеченная наличными условиями, стать действительностью». Это значит, что человек может распоряжаться заключенной в праве возможностью, опираясь на активное содействие, помощь других лиц, государственных органов, общественных объединений, пользуясь при этом их действиями как средством для достижения собственных целей либо, напротив, рассчитывая на их невмешательство.

Возможность обладать социальными благами при определенных условиях не исключает, а предполагает и другую возможность - требовать содействия в реализации основного права, помощи или невмешательства других лиц.

Таким образом, правовая возможность весьма широка по объему, богата по содержанию и делится на несколько видов: а) возможность свободно избирать вариант поведения, его вид и меру, то есть совершать собственные положительные действия; б) возможность пользоваться определенными социальными благами и ценностями; в) возможность требовать от других лиц выполнения ими своих обязанностей перед управомоченными лицами; г) возможность защитить свое право с помощью предусмотренного законом правового механизма.

Определение основного права человека через его сущностное качество - правовую возможность - вполне себя оправдало, прочно вошло в правовой оборот, в состав основных категорий межотраслевого института основных прав человека и научной дисциплины «Права человека», выдержало испытание временем. Являясь юридическим качеством всякого основного права и свободы, возможность человека обладать благом лежит в основе понимания и содержания этого права человека.

Возможность обладать каким-то благом есть качество не только основных прав человека, но и производных (отраслевых) прав. И тем не менее основные права отличаются от производных. Это отличие друг от друга дают нам их свойства.

Под свойством в философии обычно понимают такую категорию, которая отображает то, что характеризует какую-либо сторону предмета и что выявлено во взаимоотношении данного предмета с другими предметами или явлениями. Категория свойства относится к предмету в целом, характеризуя его как обладающего способностью обнаруживать те или иные стороны в определенных отношениях с другими предметами и явлениями. В диалектической логике свойство определяется как то, что обще всем вещам данного класса.

По Гегелю, вещь обладает свойствами, которые характеризуют ее определенные отношения с другими вещами, свойство есть внешняя рефлексия и сторона (die Seite) положенности вещи. «…Вещи находятся благодаря своим свойствам в существенном взаимодействии…».

Общее между качеством и свойством основных прав заключается в том, что свойство может выступать в роли качества (качественного признака), то есть качество - категория более широкая, включающая в себя и свойство. Качество прав не является их свойством. Изучение отдельных свойств предметов служит ступенькой к познанию их качеств.

Таким образом, свойство основного права человека - это внешняя сторона (определенность) сущностного качества права человека, которая проявляется в его взаимоотношениях с государством (сообществом государств) и другими субъектами права. Свойства основных прав человека не возникают из их отношений с другими субъектами права, а лишь обнаруживаются в таких отношениях .

Исследование философско-юридической и правовой литературы позволило к главным свойствам основных прав человека отнести наиболее интересные и ценные с точки зрения их практического приложения характеристики: прирожденность и неотчуждаемость, верховенство и прямое действие, всеобщность и равенство.

Каждое свойство обладает признаками, потому что, как писал Гегель, отчетливое понятие - это такое понятие, признаки которого могут быть указаны. И далее он дает следующее определение признаку: «Признак есть не что иное, как определенность или простое содержание понятия, поскольку это содержание отличают от формы всеобщности. Но признак… вовсе не обязательно имеет это более точное значение, он вообще лишь определение, посредством которого некий третий отмечает… для себя тот или иной предмет или понятие; поэтому признаком может служить весьма случайное обстоятельство». Поэтому С. И. Ожегов характеризует признак как показатель, примету, знак, по которым можно узнать, определить что-нибудь.

В том же смысле, что и понятие «признак», правоведы употребляют понятия «черта» и «особенность» . Данное утверждение согласуется с трактовкой «черты» С. И. Ожеговым, который определял ее как «отличительную особенность». Следовательно, свойства основных прав человека, как и других явлений, раскрываются через их признаки (черты, особенности).

Так, например, автор считает, что содержание такого свойства, как прямое действие основных прав, можно раскрыть через следующие его признаки: отсутствие необходимости получать разрешение на пользование человеком основными правами и свободами; правомерность поведения человека, если он руководствуется правами и свободами, закрепленными в Конституции РФ; непрерывность действия основных прав и свобод человека, невозможность их использования до конца однократным претворением в жизнь; необязательность вступления в конкретные правоотношения; возможность защищать основные права всеми способами, не запрещенными законом, в случае их нарушения, действуя сообразно Конституции РФ или ссылаясь на нее.

Следовательно, являясь компонентом свойства основного права, признак выступает как наиболее конкретное проявление части его содержания.

Все вышеизложенное показывает, что изучение свойств основных прав человека - это не дело случая. Оно превращается в целенаправленную деятельность, ибо приобретает большое научное и практическое значение.

Значение изучения свойств основных прав человека можно свести к следующему. Изучение свойств основных прав человека важно потому, что они выступают в качестве некоторого потенциального бытия. Знание объективных свойств основных прав человека является основой использования знаний о правах, накопленных в правоприменительной практике в течение столетий; оно освобождает юриста, да и просто человека, от необходимости каждый раз вновь «открывать» давно известные вещи. Реализовать свойства основных прав нельзя иначе, как познав эти свойства и таящиеся в них возможности. К успеху может привести только такая правоприменительная и правозащитная деятельность по осуществлению основных прав человека, которая учитывает свойства этих прав как объективные характеристики.

Конкретные свойства основных прав человека и их признаки будут рассмотрены в нижеследующих главах.

Контрольные вопросы

Многообразие характеристик основных прав человека в трудах правоведов.

Иерархия терминов, используемых в качестве характеристик основных прав человека.

Необходимость унификации всего многообразия характеристик основных прав человека, существующих в отечественном правоведении.

Качество как главная характеристика основных прав человека.

Возможность удовлетворять какое-то благо - сущностное качество права человека.

Определение свойства основных прав человека и его соотношение с качеством.

«Признак» («черта», «особенность») как наиболее конкретное проявление части содержания свойства основного права.

Значение изучения свойств основных прав человека.

Литература

Алексеев С. С. Права человека как институт естественного и позитивного права / С. С. Алексеев// Права человека. История, теория и практика: учеб. пособие / отв. ред. Б. Л. Назаров. М., 1995.

Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия: опыт комплексного исследования / С. С. Алексеев. М., 1999.

Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России: учеб. пособие / Л. Д. Воеводин. М., 1997.

Институт прав человека в России / Г. Н. Комкова [и др.] ; под ред. Г. Н. Комковой. Саратов, 1998.

Козлова Е. И. Конституционные права и свободы человека и гражданина / Е. И. Козлова // Государственное право Российской Федерации / под ред. О. Е. Кутафина. М., 1996. С. 209–211.

Лукьянов И. Ф. Сущность категории «свойство» / И. Ф. Лукьянов. М., 1982.

Матузов Н. И. Правовая система и личность / Н. И. Матузов. Саратов, 1987. С. 77–84.

Патюлин В. А. Субъективные права граждан: Основные черты, стадии, гарантии реализации / В. А. Патюлин // Сов. гос-во и право. 1974. № 6. С. 23–28.

Уемов А. И. Вещи, свойства и отношения / А. И. Уемов. М., 1963.

Глава 8. Прирожденность и неотчуждаемость прав человека

Прирожденность и неотчуждаемость - это ведущая идея второй главы Конституции Российской Федерации и один из принципов российского права. Конструкция - «прирожденные и неотчуждаемые права человека» является центральной правовой конструкцией межотраслевого института прав человека. Вместе с тем прирожденность и неотчуждаемость прав - это одновременно и свойства естественных прав человека.

К сожалению, трактовка этих свойств не получила в юридической литературе широкого распространения. Дело в том, что в российском праве официальное закрепление они нашли относительно недавно, в 1993 г., в Конституции Российской Федерации. Этим фактом впервые в истории отечественного права положения о прирожденности и неотчуждаемости основных прав человека, сформулированные во Всеобщей декларации прав человека и Международных пактах о правах человека, были трансформированы в нормы Основного закона России (ч. 2 ст. 17).

Данное обстоятельство диктует юридической науке необходимость провести правовой анализ прирожденности и неотчуждаемости как свойств основного права человека.

Несмотря на то, что понятия «прирожденность» и «неотчуждаемость» всегда ставят рядом и через союз «и», - это не синонимы. Причем второе - есть следствие первого. Чтобы понять суть неотчуждаемости прав, необходимо исследовать содержание их прирожденности.

Существует множество теорий и взглядов, касающихся природы прав человека и их юридического выражения, которые значительно различаются между собой. Некоторые авторы предлагают свести их обилие к двум основным подходам. Один из них состоит в том, что права человека принадлежат ему от рождения (определены природой или Богом) и неотъемлемы от него. Задача же государства состоит в том, чтобы закреплять эти права юридически. Другой подход состоит в том, что права человека носят октроированный характер: человек получает их от государства, и их содержание устанавливается определенными властными органами. Такой подход характерен для недемократических обществ.

Но нельзя забывать и еще об одном подходе к проблеме прав человека, который рассматривает права человека в социальном смысле. Здесь права не являются продуктом природы или божественным даром, не дарованы государством, а формируются в результате и по мере общественного развития .

Права человека - это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.

Права человека неотчуждаемы. Никто не может лишить человека его естественных прирожденных прав - на жизнь, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию в сфере частной жизни и других прав. Современный мир невозможно представить без прав человека, которые основаны на принципах свободы, равенства, справедливости и носят универсальный характер .

Впервые законодательное выражение представления о естественных правах человека получили в Конституции американского штата Вирджиния (Вирджинская декларация 1776 г.), в Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (1776)), а затем в Билле о правах 1791 г., представлявшего собой десять поправок к Конституции США 1787 г. В 1789 г. была принята французская Декларация прав человека и гражданина, которая оказала огромное влияние на развитие многих стран.

Принципиальной особенностью названных документов явилось разграничение закрепленных в них прав на две категории - права человека, присущие ему от рождения и рассматриваемые как естественные, неотчуждаемые и не зависящие от государства, и права гражданина, которые устанавливаются государственной властью, т.е. зависят от законодателя.

Начиная с ХVIII в. как права человека, так и права гражданина получают юридическое выражение в конституционном законодательстве, т.е. в позитивном праве. Иными словами, можно сколько угодно говорить о неотъемлемости естественных прав человека, о их приоритете над правами гражданина и даже государства, но их реальная обеспеченность и защищенность возможны только в случае должного правового оформления.

В современном обществе высшей формой юридического выражения прав человека является их закрепление в международно-правовых актах.10 декабря 1948 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой эти права изложены в наиболее обобщенном виде. Важную роль играют также Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и политических правах (1966 г.).

Важным условием осознания смысла, содержания и социального назначения прав человека и гражданина является их классификация. Главным общепринятым критерием такой классификации выступают основные сферы человеческих отношений, в которых права и свободы человека реализуются: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные и экологические .

Гражданские - это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека. Не следует путать с правами гражданина, которые включают весь комплекс прав, обеспечиваемых государством лицам, имеющим гражданство. Гражданские права есть производное от естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый человек. Они призваны гарантировать индивиду свободу, защищать личность от произвола со стороны власти и других людей. К гражданским правам относятся: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; право на защиту чести и доброго имени; на справедливый, независимый и публичный суд, предлагающий защиту обвиняемого; на тайну переписки, телефонных, телеграфных и иных общений; свободу передвижения и выбора места жительства, в том числе право покидать любое государство, включая собственное, и возвращаться в свою страну. Конституции многих государств объединяют гражданские права с политическими, поскольку те и другие направлены на обеспечение свободы личности в её индивидуальном и общественном проявлении.

Политические права определяют возможность активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. К ним относятся: право человека на гражданство; избирательные права; свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний; право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радио и телевидения; свобода совести и др. Необходим регистрационный характер для свободной реализации этих прав, т.е. не предварительное разрешение, а лишь уведомление гражданами соответствующих органов и учёт их предписаний по обеспечению законностей и общественного порядка.

Экономические права связаны с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: условиями производства и рабочей силы. Особое место среди экономических прав занимает право частной собственности. Опыт социалистических стран показал, что запрет частной собственности может привести к подрыву инициативного труда, породить массовую безответственность, социальное иждивенчество и т.д. В то же время опыт истории свидетельствует о необходимости права частной собственности, установления допустимых пределов её использования, как это сделано в законодательствах стран ФРГ, Франции, Италии, Швеции и др. В современных условиях идут поиски оптимальных границ сочетания различных форм собственности.

Гражданские , политические и экономические права относят к правам первого поколения ; социальные , культурные и экологические - к правам второго поколения .

Социальные права призваны обеспечить материальные условия и достойную жизнь каждому человеку. Их специфика состоит в том, что требует от государства и общества создания целого комплекса материальных благ. Это права на социальное обеспечение, жилище, труд, охрану здоровья.

Культурные права должны гарантировать духовное развитие человека, предоставляя ему право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества и др.

Экологические права - это права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями. Права второго поколения определяют обязанности государства гарантировать каждому человеку достойные условия существования, минимум материальных благ и услуг, необходимый для поддержания человеческого достоинства, нормального удовлетворения первичных потребностей и духовного развития, здоровую окружающую среду.

Реализация идей и требований, выраженных в государственных документах о правах человека, предполагает наличие двух обстоятельств. Во-первых , учёт реально существующих условий жизни государства, состояние его экономики, политики, социальной сферы, государственности, правовой системы. Во-вторых , законопослушание граждан. Состояние прав человека можно рассматривать как показатель гуманизма общества, его общественного строя, национальной культуры при всех имеющихся различиях стран различных континентов .

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...