Виды проверок в сфере образования. Специфика осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования


?

Для сведения. Руководитель образовательной организации в соответствии с трудовым договором имеет право знакомиться с текстом жалоб, которые поступают на вверенную ему образовательную организацию или на него лично, кроме того, необходимо помнить, что осуществление мероприятий по контролю без распорядительного акта уполномоченного органа незаконно. Очень часто на практике по факту обращений граждан в организацию направляется проверяющий из муниципального органа управления образования, но никаких разрешений на проверку (чаще всего — устное поручение начальства «разобраться»), следовательно, и на принятие мер по её результатам нет!

Вопросу обращений граждан, их анонимности и порядку их рассмотрения будет посвящена отдельная публикация.

3. Проведение внеплановой проверки в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Кроме перечисленных общих оснований проведения внеплановой проверки Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 5 ст. 93) установлены два дополнительных основания. Отметим, что ниже перечисленные основания применяются только для проведения проверок в рамках федерального государственного надзора (за соблюдением законодательства), но не как основание для проведения проверки в рамках федерального государственного контроля качества образования.

Первое основание — выявление нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности. Таким образом, если в рамках аккредитационной экспертизы выявлены факты нарушения законодательства об образовании, например, в рамках приёма в школу, то соответствующий орган по государственному надзору в сфере образования проводит внеплановую (документарную или выездную) проверку. Отсутствие ранее в законодательстве такого основания фактически создавало ситуацию невозможности надзорного органа адекватно отреагировать на соответствующие нарушения в отсутствии обращений граждан.

Второе основание связано со сделанным в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» акцентом на развитие мониторинга в системе образовании (ст. 97). Теперь внеплановую проверку можно провести, если органами по контролю и надзору в сфере образования выявляются нарушения требований законодательства об образовании на основе данных мониторинга в системе образования. Такое изменение было необходимо, поскольку в отсутствии соответствующих обращений граждан, выявленные в ходе мониторинга нарушения оставались бы без надлежащей реакции со стороны органов по контролю и надзору в сфере образования.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основанием проведения которой является обращение о причинении вреда жизни и здоровью граждан, организации уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом (ч. 16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Срок проведения и выездной, и документарной проверки ограничен ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ и не может превышать 20 рабочих дней. Существуют два исключения.

Первое. Срок проведения плановой выездной проверки в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Второе. Срок проведения проверки в отношении образовательной организации, которая осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Важно отметить, что, осуществляя проверку, проверяющий орган и его должностные лица не могут выходить за её предмет, а также за свои полномочия. Например, если осуществляется проверка только в рамках федерального государственного контроля качества образования, то не допускается, например, проверка соответствия зданий и помещений лицензионным требованиям и нормативам. Проверка в рамках федерального государственного надзора в сфере образования не может включать в себя анализ финансовой документации образовательной организации, поскольку это не входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, и не относится к надзору за соблюдением законодательства об образовании. В связи с этим, руководитель организации должен чётко понимать предмет контроля и во время осуществления мероприятий по контролю сосредоточить своё внимание именно на её предмете.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Акт проверки оформляется непосредственно после её завершения. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Порядок оформление акта и требования к его содержанию установлены в ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ, поэтому в рамках данной публикации не будем подробно останавливаться на этих вопросах.

Более важным представляется рассмотреть вопросы о последствиях для образовательной организации в случаях выявления тех или иных нарушений по результатам проверки. Если в результате проверки образовательной организации выявлены нарушения норм законодательства об образовании или требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ , то образовательной организации выдается предписание об устранении выявленного нарушения в определенный срок , который не может превышать шесть месяцев. Если допущенное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного соответствующими статьями Особенной части КоАП (для сферы образования — это ст. 5.57 и 19.30), то составляется также протокол об административном правонарушении.

Если образовательная организация не исполнила выданное предписание, в том числе, если представленный отчёт не подтверждает исполнение этого предписания в установленный срок или отчёт о его исполнении в срок не представлен вообще, то орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, возбуждает дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5., и запрещает приём в данную организацию.

Наконец, если по возбуждённому делу об административном правонарушении суд принимает решение о привлечении к административной ответственности, то орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, вновь выдает предписание об устранении выявленного нарушения и приостанавливает действие лицензии этой организации полностью или частично (в отношении отдельных видов образования, уровней образования, профессий, специальностей, направлений подготовки и (или) подвидов дополнительного образования, адресов мест осуществления образовательной деятельности) на срок исполнения выданного повторно предписания (если основанием были нарушения законодательства об образовании) либо приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки (если нарушения касались требований федеральных государственных образовательных стандартов).

До истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен образовательной организацией об устранении нарушений с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. После получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нём информации.

Действие лицензии либо государственной аккредитации возобновляется, а запрет на прием снимается по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания.

В противном случае, Федеральным законом № 273-ФЗ предусматриваются следующие последствия. В случае, если повторно не исполнено предписание об устранении нарушений законодательства РФ об образовании, то, орган по контролю и надзору в сфере образования обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Действие лицензии приостанавливается на период до вступления в законную силу решения суда.

В случае, если повторно не исполнено предписание об устранении нарушений требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ, то орган по контролю и надзору в сфере образования без обращения в суд лишает образовательную организацию государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

Для руководителей образовательных организаций также полезным будет знать, что в Федеральном законе № 294-ФЗ закреплен (пункт 3.1.) перечень мероприятий по контролю, которые не регулируются данным законом. Особого внимания заслуживает контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере. Очень часто приходится отвечать на вопросы «Почему финансовые проверки проводятся так часто и почему нет никакой закономерности в сроках их проведения»? Контроль за расходованием средств бюджета не подпадает под действие Федерального закона № 294-ФЗ, следовательно, даёт полную свободу Учредителю организации осуществлять финансовый контроль за деятельностью подведомственных организаций. Кроме того, нужно помнить, что трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ установлено, что государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности.

Проверяют много, проверяют многие, часто. За руководителем организации всегда остаётся право обжаловать в судебном порядке результаты любой проверки, если Вы считаете, что правда на вашей стороне. Главное — проверка должна иметь законные основания, юридически грамотно оформлена, а её результаты и принятые по ним решения согласно требованиям статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» должны быть размещены на сайте образовательной организации. Не размещение такой информации — повод для новой проверки.

В ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ) содержится определение понятия "проверка", применимое в т. ч. и к сфере образования : "совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами".

Виды проверок

Согласно пп. 7 и 8 Положения о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 № 164 (далее - Положение о государственном контроле (надзоре)), проверки образовательных учреждений могут быть плановыми и внеплановыми.

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства РФ в области образования предметом плановых проверок является соблюдение органами управления и организациями законодательства РФ вобласти образования , предметом внеплановых проверок - соблюдение органами управления и организациями законодательства РФ в области образования, а также выполнение ими предписаний уполномоченных органов об устранении нарушений.

При осуществлении государственного контроля качества образования предметом плановых проверок является соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям, предметом внеплановых проверок - соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям, а также выполнение организациями предписаний уполномоченных органов.

Согласно п. 9 Положения о государственном контроле (надзоре) проверки образовательных учреждений могут бытьдокументарными и выездными.

Документарные проверки проводятся по месту нахождения уполномоченного органа, выездные проверки - по месту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемых органов управления и организаций.

При осуществлении полномочия по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ в области образования в части обеспечения и проведения единого государственного экзамена выездные проверки проводятся в местах расположения пунктов проведения единого государственного экзамена и региональных центров обработки информации.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 294-ФЗ предметом документарной проверки являются:

  • сведения, содержащиеся в документах юридического лица , индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму , права и обязанности;
  • документы, используемые при осуществлении деятельности и связанные с исполнением обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона № 294-ФЗ предметом выездной проверки являются "содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами".

Процедура проведения проверок

В ст. 14 Закона № 294-ФЗ описывается процедура проведения проверок, действительная в т. ч. и для образовательных учреждений. Согласно п. 1 данной статьи, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в этих документах (п. 1).

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:

  1. фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов;
  2. наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности;
  3. цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  4. правовые основания проведения проверки, в т. ч. подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  5. сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  6. перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;
  7. перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  8. даты начала и окончания проведения проверки (п. 2).

"По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах и экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий". П. 3 ст. 14 Закона № 294-ФЗ

Заверенные печатью копии распоряжения или приказа вручаются под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.

По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц садминистративными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения (п. 4).

Согласно п. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ срок проведения проверки образовательного учреждения не может превышатьдвадцать рабочих дней . В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или)длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Срок проведения проверок в отношении образовательного учреждения, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению. При этом общий срок проведения проверки не может превышатьшестьдесят рабочих дней.

Согласно п. 10 Положения о государственном контроле (надзоре) в ходе проверки образовательного учреждения проводятся следующие мероприятия:

  • "а) при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования органами управления:
  • анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность органа управления, в том числе нормативных правовых и индивидуальных правовых актов, по вопросам, подлежащим проверке (при проведении документарных и выездных проверок);
  • анализ наличия и достоверности информации, размещенной органом управления на его официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (при проведении документарных и выездных проверок);
  • б) при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования организациями:
  • анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, в том числе локальных и индивидуальных
  • правовых актов, по вопросам, подлежащим проверке (при проведении документарных и выездных проверок);
  • анализ соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования при осуществлении образовательного процесса (при проведении выездных проверок);
  • анализ наличия и достоверности информации, размещенной организацией на ее официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (при проведении документарных и выездных проверок);
  • в) при осуществлении государственного контроля качества образования:
  • анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в том числе учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов) (при проведении документарных и выездных проверок);
  • анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных би-блиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса (при проведении выездных проверок);
  • экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ (при проведении выездных проверок);
  • анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников организации (при проведении документарных и выездных проверок)".

Оформление результатов проверок

Порядок оформления результатов проверки изложен в ст. 16 Закона № 294-ФЗ. Согласно п. 1 данной статьи по результатам проверки составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 1).

"Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю". П. 3 ст. 12 Закона № 294-Ф

В акте проверки указываются :

  1. дата, время и место составления акта;
  2. наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
  3. дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  4. фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
  5. наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
  6. дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  7. сведения о результатах проверки, в т. ч. о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших нарушения;
  8. сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
  9. подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку (п. 2).

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах , один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае их отсутствия, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля (п. 4).

"К акту проверки прилагаются:

  • протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз;
  • объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение установленных требований;
  • предписания об устранении выявленных нарушений;
  • иные связанные с результатами проверки документы или их копии".

П. 3 ст. 16 Закона № 294-ФЗ

В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля (п. 5).

В случае, если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование с органом прокуратуры , копия акта проверки направляется в орган прокуратуры в течение пяти рабочих дней со дня его составления (п. 6).

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, в котором должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи. Журнал должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя (пп. 8-10).

В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в течение пятнадцати дней с даты получения акта вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме свои возражения. При этом они вправе приложить к возражениям документы, подтверждающие их обоснованность (п. 12).

Ограничения при проведении проверок образовательных учреждений

В ст. 3 Закона № 294-ФЗ названы общие принципы защиты прав юридических лиц. К ним относятся:

  • презумпция добросовестности юридических лиц ; открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов РФ, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), о правах и обязанностях органов государственного контроля (надзора), их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ;
  • проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), их должностных лиц; недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований,установленных муниципальными правовыми актами;
  • ответственность органов государственного контроля (надзора), их должностных лиц за нарушение законодательства РФ при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля; недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) с юридических лиц платы за проведение мероприятий по контролю; финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора) проверок, в т. ч. мероприятий по контролю;
  • разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов РФ в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов РФ.

Перечисленные принципы выступают в роли ограничителей в отношении проведения проверок юридических лиц, в т. ч. образовательных учреждений.

Закон № 294-ФЗ также предусматривает нормы, устанавливающие ограничения при проведении государственного контроля (надзора). В частности, согласно ст. 15 должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе :

  • проверять выполнение обязательных требований , если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), от имени которых действуют эти должностные лица;
  • осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя , иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (за исключением случая проведения такой проверки на основании поступившей в органы государственного контроля (надзора) обращения или заявления гражданина, в т. ч. индивидуального предпринимателя, юридического лица, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о причинении вреда жизни , здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства , а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);
    требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  • отбирать образцы продукции , пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ; превышать установленные сроки проведения проверки; осуществлять выдачу юридическим лицам предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

В п. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ приведен перечень грубых нарушений данного нормативного акта . К их числу относятся:

  • нарушение сроков проведения плановых проверок, проведение плановых проверок не в соответствии с утвержденными ежегодными планами плановых проверок, нарушение сроков уведомлений о проведении плановой или внеплановой проверок;
  • привлечение к проведению мероприятий по контролю неаккредитованных в установленном порядке граждан и организаций; проведение внеплановой проверки без установленных оснований или без согласования с органами прокуратуры; проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);
  • требование документов, не относящихся к предмету проверки, превышение установленных сроков проведения проверки; непредставление оформленного акта проверки;
  • проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
  • участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.

Согласно п. 1 ст. 20 Закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом контроля (надзора) с грубым нарушением установленных Законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Нормативные документы

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля" (ред. от 03.05.2012)
Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 № 164 "Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования"

В статье описываются виды проверок образовательного учреждения и план мероприятий руководителя и коллектива школы при подготовке к ним.

Работая руководителем образовательного учреждения 18-й год, я имела возможность познакомиться со всеми видами проверок образовательного учреждения.

Положение о государственном контроле в сфере образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 №164 предусматривает возможность проведения плановых и внеплановых проверок.

При осуществлении государственного надзора в области образования предметом проверок выступает соблюдение органами управления и организациями законодательства РФ в области образования. Предметом внеплановых проверок также является выполнение органами управления и организациями предписаний уполномоченных органов об устранении нарушений законодательства РФ в области образования.

При осуществлении государственного контроля качества образования предметом проверок (плановых и внеплановых) является соответствие содержания и качества подготовки обучающихся, выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Все проверки подразделяются на документарные и выездные.

Документарные проверки проводятся по месту нахождения уполномоченного органа путем изучения документов и сведений, представленных проверяемыми органами управления, организациями и другими лицами, а также анализа информации, размещенной на официальных сайтах образовательных учреждений в сети Интернет.

Выездные проверки проводятся по месту нахождения и ведения деятельности проверяемых органов управления и организаций.

Согласно ст.11 Закона №294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах образовательной организации, устанавливающих организационно-правовую форму, права и обязанности; документы, используемые при осуществлении деятельности организации и связанные с исполнением обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Предметом выездной проверки образовательной организации являются содержащиеся в документах сведения, а также состояние используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые образовательной организацией товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые меры по исполнению обязательных требований.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения образовательного учреждения или по месту фактического осуществления ее деятельности. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не предоставляется возможным:

Удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документах образовательного учреждения;

Оценить соответствие деятельности юридического лица обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Отдельно остановлюсь на перечне грубых нарушений при проведении проверок:

1.Нарушение сроков проведения плановых проверок, проведение плановых проверок не в соответствии с утвержденными ежегодными планами плановых проверок, нарушение сроков уведомлений о проведении плановой или внеплановой проверки.

2.Привлечение к проведению мероприятий по контролю неаккредитованных в установленном порядке граждан и организаций.

3.Проведение внеплановой проверки без установленных оснований или без согласования с органами прокуратуры (встречается особенно часто).

4.Проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

5.Требование документов, не относящихся к предмету проверки, превышение установленных сроков проверки.

6.Непредоставление оформленного акта проверки.

7.Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

В нашем образовательном учреждении выработан определенный план мероприятий по подготовке к проверке.

План подготовки образовательного учреждения к проверке обычно утверждается моим приказом. В плане я предусматриваю выполнение следующих мероприятий:

1.Проверка документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

2.Проверка документов, подтверждающих наличие у образовательного учреждения в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий.

3.Анализ устава и локальных актов на предмет соответствия их законодательству РФ.

4.Анализ состояния документации образовательного учреждения.

5.Анализ учебного плана (плана воспитательно-образовательной работы).

6.Анализ реализации образовательных программ.

7.Анализ выполнения плана внутришкольного контроля.

8.Анализ состояния документации по оказанию платных дополнительных образовательных услуг.

9.Анализ соблюдения лицензионных требований и условий.

Непосредственно перед проверкой всегда ставлю в известность работников учреждения о предстоящей выездной или документарной проверке и предмете ее проведения. Коллектив образовательного учреждения информирую на совещаниях, собраниях коллектива. Назначаю приказом административного работника, ответственного за подготовку образовательного учреждения к предстоящей проверке.

Важно! В конце статьи представлен видеосеминар на тему «Государственный контроль (надзор) в сфере образования»

Новое в осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере образования

Еще с 2009 г. часть полномочий федеральных органов власти в области образования передана органам государственной власти субъектов РФ, в т. ч.:

  • контроль качества образования и подготовки обучающихся и выпускников в соответствии с федеральными компонентами государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта РФ, по всем реализуемым ими образовательным программам (за исключением полномочий федеральных органов государственной власти по осуществлению контроля качества образования);
  • надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования расположенными на территории субъекта РФ образовательными учреждениями (за исключением образовательных учреждений, указанных в подп. 21 ст. 28 Закона РФ "Об образовании"), а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования;
  • принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в т. ч. путем направления обязательных для исполнения предписаний соответствующим образовательным учреждениям и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования;
  • контроль за исполнением предписаний.

Вопросы, связанные с проведением мероприятий по контролю, урегулированы Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-­ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон № 294­-ФЗ), вступающим в силу 1 июля 2009 г. Именно этот нормативный акт регламентирует порядок проведения проверок, права и обязанности органов, осуществляющих проверку, требования к документальному оформлению их результатов, сроки и периодичность проверок и др.

Порядок проведения мероприятий по контролю и надзору

Довольно часто в образовательных учреждениях проводятся различные проверки с целью контроля (надзора) за соблюдением законодательства. Каков порядок проведения мероприятий по контролю? Какие права имеет образовательное учреждение? Для руководителей образовательных учреждений такие знания необходимы, поскольку непосредственно от них требуется совершение юридически обоснованных действий.

Прежде всего необходимо уяснить, что – формы деятельности различных государственных, региональных и муниципальных органов по обеспечению законности. В процессе контроля проводятся проверки выполнения образовательным учреждением при осуществлении своей деятельности обязательных требований, установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Контролю подвергается:

  • основная деятельность образовательного учреждения (учебная, воспитательная, научная);
  • хозяйственная (материально­техническая);
  • финансовая деятельность (включая платные образовательные услуги)
  • соблюдение трудового законодательства;
  • законодательства о санитарно­эпидемиологическом благополучии и др.

Готовимся к проверкам

Рассказывает эксперт справочной системы «Образование»

Неблагоприятных последствий мероприятий по контролю можно избежать, если руководитель образовательного учреждения четко понимает цели проверок каждого контролирующего органа, знает свои права и границы . Важно помнить, что любое несоответствие проверки закону предоставляет руководителю право отказать в ее проведении. Это право предусмотрено законом.

Органы, правомочные проводить проверки

Определение федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-­ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”.

Так, например, постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 300 “Об утверж­дении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки” определено, что полномочия по надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере образования относятся к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере образования.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

В Законе РФ от 10.07.1992 № 3266­1 "Об образовании" записано, что к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:

  • надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования и научными организациями, реализующими образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования, по которым установлены федеральные государственные требования, российскими образовательными учреждениями, расположенными за пределами территории России, образовательными учреждениями высшего профессионального образования, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования;
  • принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний образовательным учреждениям и соответствующим органам, осуществляющим государственное управление в сфере образования;
  • контроль за исполнением предписаний (п. 21 ст. 28).

Это Положение создает правовую основу для осуществления Рособрнадзором инспектирования в области образования, в частности, контроль и надзор за исполнением законодательства РФ и контроль за качеством образования и подготовки выпускников. Инспекционная деятельность, направленная на обеспечение соблюдения законодательства РФ, осуществляется в ходе инспекционных проверок.

В настоящее время законом предусмотрено три уровня контроля: федеральный государственный контроль (надзор), региональный государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.

Права образовательного учреждения при проведении контроля (надзора)

Прежде всего при проведении любых мероприятий по контролю для образовательного учреждения должны быть открыты и доступны нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, выполнение которых проверяется. Следует обратить внимание на то, что проводить мероприятия по контролю могут только уполномоченные должностные лица органов государственного контроля (надзора), при этом предмет контроля должен соответствовать компетенции этого органа.

Одним из принципов защиты права образовательного учреждения является принцип периодичности и оперативности проведения мероприятия по контролю, предусматривающий полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока. Очень важным является право образовательного учреждения обжаловать действия должностных лиц органов контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

В случае признания судом жалобы юридического лица обоснованной органы государственного контроля (надзора) обязаны устранить в полном объеме допущенные нарушения. Законом предусмотрена ответственность органов государственного контроля и их должностных лиц .

Важно знать, что должностные лица образовательного учреждения имеют право:

  • непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов контроля (надзора);
  • обжаловать действия должностных лиц, осуществляющих проверку, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения проверки

Любые мероприятия по контролю могут проводиться только на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В таком приказе обязательно должны быть указаны: его номер, дата издания и наименование органа государственного контроля; фамилия, имя, отчество и должность лиц, уполномоченных на проведение мероприятий по контролю; наименование образовательного учреждения, в отношении которого проводится проверка; даты начала и окончания проверки и перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Также в приказе должны быть отражены цели, задачи и предмет проводимого контроля, а также правовые основания их проведения, в т. ч. нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке.

Распоряжение либо приказ о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица одновременно со служебным удостоверением. Обращаем внимание, что проверка может проводиться только теми должностными лицами, которые указаны в приказе.

Руководитель образовательного учреждения вправе потребовать от проверяющих представления документов, удостоверяющих личность. Отсутствие правильно оформленного приказа на проверку дает право не допускать прибывших лиц к проверке.

Обратите внимание на то, что продолжительность проверки не должна превышать двадцати рабочих дней. В большинстве случаев мероприятия по контролю проводятся в установленные приказом сроки. Однако в исключительных случаях, связанных со значительным объемом работ по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего контроль, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения этого мероприятия может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Приложение


Скачать в.docx

В отношении одного юридического лица каждым органом государственного контроля (надзора) плановые проверки в ДОУ проводятся не чаще чем один раз в три года. Однако п. 9 ст. 9 Закона № 294-­ФЗ предусматривает, что в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере образования, плановые проверки могут проводиться два и более раза в течение трех лет.

Ежегодный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети Интернет либо иным доступным способом.

Согласно нормам:

  • Генеральная прокуратура РФ должна размещать ежегодный сводный план проведения всеми органами контроля (надзора) плановых проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года.
  • Не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала проведения плановой проверки в образовательное учреждение направляется копия распоряжения или приказа об этом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля либо органа муниципального контроля заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом.

Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность образовательного учреждения при выявлении в результате проверки нарушений обязательных требований. Необходимо иметь в виду, что перечень оснований для проведения внеплановых проверок является исчерпывающим.

Так, внеплановые проверки юридического лица проводятся по мотивированному решению руководителя контрольного (надзорного) органа только в случаях:

  • получения информации от юридических лиц, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, изменении документов контроля образования , а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в т. ч. в отношении других юридических лиц;
  • обращения граждан, юридических лиц с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Анонимные обращения, т. е. не позволяющие установить обратившееся лицо, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Действия, которые не вправе совершать проверяющие

При должностные лица органов контроля не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа, от имени которого они действуют.

Также указанные должностные лица не вправе осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц проверяемых образовательных учреждений либо их представителей. Требовать представление документов, информации, если они не являются объектами и не относятся к предмету проверки, проверяющие не должны. Соответственно руководитель образовательного учреждения не обязан представлять такие документы.

Важно отметить, что изымать оригиналы документов, относящихся к предмету контроля, проверяющие также не имеют права.

Кроме того, при проведении мероприятий по контролю лица, проводящие проверку, не должны распространять полученную при этом информацию, составляющую охраняемую законом тайну, и превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Должностные лица, проводящие проверку, не должны препятствовать представителям юридического лица присутствовать при проведении мероприятия по контролю и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.

Все указанные требования предусмотрены законом и являются обязательными для проверяющих.

Оформление результатов проверки

По результатам проверки работы ДОУ должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводившими ее, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

В акте указываются:

  • дата, время и место его составления;
  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • дата и номер распоряжения, на основании которого проведена проверка;
  • фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;
  • наименование проверяемого образовательного учреждения;
  • фамилия, имя, отчество, должность представителей юридического лица, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;
  • дата, время и место проведения мероприятия по контролю;
  • сведения о результатах мероприятия по контролю, в т. ч. о выявленных нарушениях, их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом представителя образовательного учреждения, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;
  • подпись должностного лица, осуществившего мероприятие по контролю.

К акту прилагаются протоколы (заключения) проведенных исследований и экспертиз, объяснения должностных лиц, осуществляющих проверку, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю образовательного учреждения под расписку об ознакомлении. В случае отсутствия руководителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения уполномоченным должностным лицом составляется протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Журнал учета проверок

Образовательное учреждение обязано вести журнал учета проверок, проводимых различными органами контроля (надзора). В этом журнале должностное лицо органа контроля (надзора) делает запись о проверке, содержащую сведения: о наименовании органа государственного контроля (надзора); дате и времени проведения мероприятия; правовых основаниях, целях, задачах и предмете контроля; выявленных нарушениях, составленных протоколах, административных правонарушениях и выданных предписаниях.

Там же указываются:

  • фамилия;
  • отчество;
  • должность лица, осуществившего мероприятие по контролю;
  • ставится его подпись.

Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью образовательного учреждения. Представляется, что ведение такого журнала является для образовательного учреждения определенной гарантией того, что не будут нарушаться периодичность и сроки плановых проверок, проводимых различными контролирующими органами. В случае появления проверяющих с плановой проверкой в нарушение установленных сроков руководитель образовательного учреждения вправе отказать им в проведении проверки, сославшись на соответствующую запись в журнале.

Приложение

Шаблон примерного плана мероприятий по устранению нарушений
Скачать в.docx

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны:

  1. выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
  2. принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Несомненно и то, что при проведении мероприятий, направленных на измерение качества образования в детском саду и контроль, проверяющие обязаны соблюдать права и законные интересы образовательного учреждения и проводить свои действия в строгом соответствии с распоряжениями органов контроля (надзора). Они также могут посещать объекты (территории и помещения) образовательного учреждения в целях проведения мероприятия по контролю, но только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственного контроля о проведении контроля.

Должностные лица, осуществляющие проверку, безусловно, должны учитывать соответствие мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, их тяжести и потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, следовательно, не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан, юридических лиц.

Инспекционная деятельность требует четкой регламентации как по содержанию, так и по процедурам проведения. По результатам инспекционных проверок возникает необходимость реализации различных мер воздействия (санкций) в отношении инспектируемых субъектов (например, административные штрафы, направление предписания об устранении нарушения, издание распорядительного документа, обращение к учредителю образовательного учреждения или в орган, осуществляющий лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию, подача иска в суд и т. д.). В настоящее время некоторые меры воздействия могут применяться весьма ограниченно в связи с их нормативно­правовой неопределенностью.

В заключение следует отметить, что положения о проведении контроля (надзора), описанные в данной статье, не применимы к отношениям, связанным с проведением других видов контроля (налогового, лицензионного, финансового и др.) . Порядок проведения указанных проверок регулируется особым образом специальными федеральными законами.

Заместитель заведующего правовым отделом
ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ С.Б. Хмельков

Приложение

Шаблон примерного плана мероприятий по устранению нарушений
Скачать в.docx

Читайте еще статьи на тему контроля и проверок в ДОУ:

Государственный контроль (надзор) в сфере образования

Нина Ладнушкина, канд. пед. наук, доц. кафедры международного права и прав человека юридического института ГВОУ ВО МГПУ, почетный работник образования РФ

КОТОВА

ЕВГЕНИЯ

ВИКТОРОВНА,

Доцент кафедры

управления и экономики

Академии постдипломного

педагогического

образования. Генеральный

директор ООО «АУДИТ-

ЭВРИКА». Арбитражный

заседатель Арбитражного

суда СПб и ЛО. Кандидат

экономических наук

Основания проведения проверки

статьях 28, 28.1, 29, 31 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (Далее - Закон) перечислены полномочия различных ветвей органов власти в области образования. В соответствии с Законом, функции по контролю и надзору в сфере образования возложены на специальный федеральный орган исполнительной власти - Рособрнадзор.

Надзор в сфере образования проводится в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». В свою очередь, Министерством образования и науки РФ издан Приказ от 21.01.2009 № 9 «Об утверждении Административного регламента Рособрнадзора», который устанавливает правила проведения проверок конкретно в этой сфере.

Обращаем ваше внимание на то, что Федеральным законом от 08.11.2010 № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» усилены, меры государственного контроля и надзора в сфере образования. Основные изменения с этой целью внесены в Закон РФ «Об образовании».

Подробно в новой редакции Закона регламентировано лицензирование образовательной деятельности. Установлено, что положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством РФ, но при этом и в Закон «Об образовании» включены многочисленные нормы, устанавливающие лицензионные требования и процедуру лицензирования.

Более подробно регламентирован также порядок государственной аккредитации образовательных учреждений.

Установлены положения, дополняющие порядок осуществления государственного надзора и контроля качества образования, главным об­разом определяющие процедуры выдачи и исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений.

На образовательные учреждения возложена обязанность создания и ведения своих сайтов в сети Интернет и определен перечень размещаемой на сайте информации.

Закон вступил в силу с 1 января 2011 года. В нем также установлен порядок переоформления лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации образовательных учреждений, выданных до дня вступления Закона в силу.

Объекты проверки

В рамках исполнения государственной функции Рособрнадзор осуществляет надзор по следующим вопросам:

■ государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;

государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях;

лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация образовательных учреждений;

подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.

Порядок и сроки проведения мероприятий по надзору

При проведении проверок Рособрнадзор руководствуется Федеральным законом от 08.11.2010 № 293-ФЗ. По данному закону проверки могут проводиться в плановом и внеплановом порядке. В свою очередь эти проверки делятся на документарные (камеральные) и выездные.

Плановые и внеплановые проверки

Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 утверждены сроки и периодич­ность проведения плановых проверок. В частности, там указано, что органы, осуществляющие контроль за лицензированием образования, могут проводить проверки не чаще чем 1 раз в 2 года. Мероприятия по надзору в образовательных учреждениях проводятся в плановом и внеплановом порядке. Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней.

Плановая проверка

Плановая проверка проводится в соответствии с планом-графиком надзора, который составляется с учетом:

даты проведения последней проверки данной организации;

поручений органов государственной власти в соответствии с их компетенцией;

выявленных нарушений за предшествующий 5-летний период, полноты и своевременности их устранения.

При проведении выездной проверки не позднее чем за 5 рабочих дней до ее начала в организацию по почте или факсимильным сообщением направляется уведомление о проведении проверки с приложением плана-задания проверки.

Внеплановая проверка

Основаниями для принятия решений о проведении внеплановых проверок являются:

■поступление жалоб на действия (бездействие) организаций, связанные с невыполнением ими обязательных требований, получение иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений;

■проверка исполнения предписаний.

О проведении внеплановой проверки руководителя образовательного учреждения должны предупредить не менее чем за 24 часа до начала проверки.

В ходе проверки председатель и члены комиссии по проверке в соответствии с планом-заданием проверки:

запрашивают у уполномоченных должностных лиц и иных работников образовательного учреждения документы и иные материалы, а также устные и письменные объяснения по вопросам, подлежащим проверке, и проводят рассмотрение указанных материалов;

проводят беседы с работниками образовательного учреждения, обучающимися, воспитанниками, их родителями (законными представителями) по вопросам, подлежащим проверке.

Беседы с обучающимися, воспитанниками должны проводиться в присутствии их родителей (законных представителей).

Выездные и документарные (камеральные) проверки

Инспекторы имеют право проводить проверки в образовательных организациях по вопросам полноты и качества осуществления образовательных услуг.

Мероприятия по надзору проводятся в форме выездных (инспекционных) и камеральных проверок.

выездных (инспекционных) проверок проводятся на основании приказа Рособрнадзора по месту нахождения образовательных учреждений и осуществляются комиссией по проверке, создаваемой Рособрнадзором.

Мероприятия по надзору в форме камеральных проверок проводятся на основании распоряжения Рособрнадзора по месту нахождения проверяющего органа посредством изучения имеющихся и представленных организациями и другими лицами документов и иных сведений. Такие проверки могут осуществляться комиссией или одним специалистом Рособрнадзора, назначенным в качестве проверяющего.

Комиссия по проверке формируется из специалистов Рособрнадзора с включением, при необходимости, в ее состав квалифицированных экспертов.

Что должно быть указано в приказе или распоряжении?

В приказе или распоряжении Рособрнадзора указываются:

номер и дата приказа или распоряжения о проведении проверки;

состав комиссии по проверке с указанием фамилий, имен, отчеств и должностей ее членов, или фамилия, имя, отчество и должность проверяющего;

наименование организации, в отношении которой проводится проверка;

цели, задачи и предмет проверки;

правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

дата начала и окончания проверки.

В распоряжении Рособрнадзора указывается также перечень документов, запрашиваемых у организации, по вопросам, подлежащим проверке, и срок их представления. Приказом (распоряжением) Рособрнадзора утверждается также план-задание проверки.

С чего начинается проверка?

Перед началом проверки председатель комиссии (проверяющий) должен:

провести совещание с руководством проверяемой организации, в ходе которого он представляет состав комиссии и информирует о порядке ее работы;

ознакомить руководство проверяемой организации с правами и обязанностями организации при проведении проверки;

выяснить все существенные обстоятельства, касающиеся предмета проверки;

запросить (если это нужно) необходимые для работы комиссии документы, информационно-справочные и иные материалы, организовать их получение.

Что должен делать руководитель?

Руководитель проверяемой организации (уполномоченное им лицо) должен:

■организовать по требованию председателя комиссии (проверяющего) встречу членов комис­
сии с руководителями основных подразделений

и иными работниками проверяемой организации, обучающимися (воспитанниками) и их родителя­ми (законными представителями);

предоставить членам комиссии (проверяющему) на срок проведения проверки отдельное служебное помещение, обеспечивающее сохранность документов, оборудованное необходимой мебелью, компьютерами (с программным обеспечением, согласованным с председателем комиссии), организационно-техническими средствами, в том числе средствами связи;

своевременно представить по письменному запросу председателя комиссии (проверяющего) и в установленный им срок все необходимые для достижения целей проверки документы (справки, письменные объяснения и иные материалы), заверенные копии документов как на бумажном, так и на магнитном (по возможности) носителе;

дать устные и письменные объяснения по существу предмета проверки;

обеспечить доступ к информационным ресурсам автоматизированных систем, используемых в деятельности организации, в режиме «только для чтения».

Оформление результатов проверки

По завершении выездной проверки председатель комиссии производит соответствующую запись в имеющемся в организации журнале учета мероприятий по контролю (надзору) (о том, как выглядит журнал учета, см. в первом номере журнала). Если в ходе проверки выявлено отсутствие в организации такого журнала, в акте о результатах проверки делается запись об этом.

Письмом Минэкономразвития от 9.02.2010 № Д05-315 установлено, что Рособрнадзор обязан по результатам проводившихся проверок составлять акты проверок по форме, установленной Приказом № 141 от 30.04.2009 (образец акта - в первом номере журнала).

В акте о результатах проверки дается вывод комиссии по проверке по результатам проведения мероприятия по надзору:

о выявлении нарушений законодательства в деятельности образовательного учреждения;

об установлении факта исполнения или неисполнения предписания.

Акт о результатах проверки подписывается председателем комиссии по проверке и членами комиссии по проверке. Член комиссии по проверке имеет право на запись особого мнения в акте проверки.

Рособрнадзор по результатам проверки может выдавать обязательные для исполнения предписания организациям:

об устранении выявленных нарушений;

о привлечении должностных лиц к ответственности, установленной законодательством;

об отстранении должностных лиц от должности.

Выдача предписания, его исполнение и последствия неисполнения

Предписание подписывается руководителем (заместителем руководителя) Рособрнадзора и направляется образовательному учреждению по почте с уведомлением о вручении.

Организация, которой было выдано предписа­ние, должна исполнить его в установленный срок и представить в Рособрнадзор отчет о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение указан­ных в предписании требований.

В случае неисполнения предписания об устранении нарушений руководитель (заместитель руководителя) Рособрнадзора может принять решение о выдаче предписания о привлечении должностного лица (должностных лиц) образовательного учреждения к ответственности, установленной законодательством РФ.

Виды ответственности

В отношении нарушителя могут быть приняты следующие меры воздействия:

1) приостановление действия лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам;

2) аннулирование лицензии;

3) приостановление действия свидетельства о государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам;

4) лишение свидетельства о госаккредитации;

5) штраф и дисквалификация должностных лиц (в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях).

Административная ответственность за нарушение законодательства в сфере образования

Нарушение

Размер штрафа

Норма

Нарушение или незаконное ограничение права на получение общедоступного и бесплатного образования, незаконные отказ в приеме в образовательное учреждение либо отчисление из учреждения

П. 1 ст. 5.57 КоАП РФ

То же действие, совершенное должностным лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное административное правонарушение

Дисквалификация на срок от одного года до двух лет (для должностных лиц)

П. 3 ст. 5.57 КоАП РФ

Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных учреждений либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод

От 10 000 до 30 000 руб. (для должностных лиц). От 50 000 до 100 000 руб. (для юридиче­ских лиц)

П. 2 ст. 5.57 КоАП РФ

Нарушение требований к ведению образовательной деятельности - ведение данной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушение правил оказания платных образовательных услуг

От 30 000 до 50 000 руб. (для должностных лиц). От 100 000 до 200 000 руб. (для юридических лиц)

П. 1 ст. 19.30 КоАП РФ

Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного про­цесса, незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации

От 20 000 до 40 000 руб. (для должностных лиц). От 50 000 до 100 000 руб. (для юридических лиц)

П. 2 ст. 19.30 КоАП РФ

Выдача образовательными организациями, не имеющими госаккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации либо выдача образовательными организациями, имеющими госаккре­дитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по образовательным про­граммам, не прошедшим госаккредитации

50 000 руб. или дисквалификацияна срок от шести месяцев до одного года (для должностных лиц). От 100 000 до 500 000 руб. (для юридических лиц)

П. 3 ст. 19.30 КоАП РФ

Умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством РФ в области образования олимпиад школьников. Нарушение порядка проведения государственной (итоговой) аттестации

От 3000 до 5000 руб. (для граждан). От 20 000 до 40 000 руб. (для должностных лиц). От 50 000 до 200 000 руб. (для юридических лиц)

П. 4 ст. 19.30 КоАП РФ

Нарушение порядка приема в образовательную организацию

От 10 000 до 30 000 руб. (для должностных лиц). От 50 000 до 100 000 руб. (для юридических лиц)

П. 5 ст. 19.30 КоАП РФ

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа государственного контроля (надзора), воспрепятствование осуществлению этим лицом служебных обязанностей

Предупреждение или штраф от 500 до 1000 руб. (для граждан).„ От 1 000 до 2 000 руб. (для должностных лиц)

П. 1 ст. 19.4 КоАП РФ

Невыполнение в установленный срок предписания (постановления, решения) органа (должностного лица), осущест­вляющего государственный контроль, об устранении нарушений законодательства

От 300 до 500 руб. (для граждан). Дисквалификация на срок до трех лет либо штраф от 1 000 до 2 000 руб. (для должностных лиц). От 10 000 до 20 000 руб. (для юридических лиц)

П. 1 ст. 19.5 КоАП РФ

Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонаруше­ния

От 300 до 500 руб. (для должностных лиц)

Ст. 19.6 КоАП РФ

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (инфор­мации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности. А также представление этих сведений в неполном объеме или искаженном виде, за исключением случаев, оговоренных КоАП РФ

От 100 до 300 руб. (для граждан). От 300 до 500 руб. (для должностных лиц). От 3000 до 5000 руб. (для юридических лиц)

Ст. 19.7 КоАП РФ

Правовые нормы привлечения к ответственности

Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ, а дела об административных правонарушениях в сфере образования рассматривают судьи.

Приказом Рособрнадзора от 18.12.2009 № 2355 утвержден перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статей 5.57, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Обжалование действий Рособрнадзора

Действия (бездействие), решения должностных лиц Рособрнадзора могут быть обжалованы:

вышестоящему должностному лицу Рособрнадзора;

министру (заместителю министра) образования и науки РФ;

в судебном порядке.

Обращение подается в письменной форме и должно содержать:

при подаче обращения физическим лицом - его фамилию, имя, отчество, при подаче обращения юридическим лицом - его наименование;

почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;

наименование государственного органа,

в который направляется письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;

суть заявления или жалобы;

при подаче обращения физическим лицом - личную подпись физического лица, при подаче обращения юридическим лицом - подпись руководителя (заместителя руководителя) юридического лица;

■ дату.

К обращению могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенную в обращении информацию. Срок подачи жалобы должен быть указан в решении о привлечении к ответственности.

Письменный ответ должен быть направлен автору обращения не позднее 30 дней со дня реги­страции письменного обращения в Рособрнадзоре или в Минобрнауки России.

Нормативно-правовые документы

1. Кодекс об административных правонарушениях РФ.

2. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

3. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 (ред. от 02.10.2009) «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2007 № 116 «Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования».

7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.01.2009 № 9 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации».

8. Приказ Минобрнауки РФ от 21.01.2009 № 8 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации».

9. Приказ Минобрнауки РФ от 22.08.2008 № 242 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля качества образования (в части федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации)».

10. Приказ Минобрнауки РФ от 22.08.2008 № 243 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования ».

11. Письмо Рособрнадзора от 04.07.2008 № 01-298/09-01 «О направлении методических рекомендаций по проведению камеральных проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими функции по надзору и контролю в сфере образования».

12. Приказ Рособрнадзора от 04.06.2008 № 1238 «Об утверждении форм актов о результатах проверок».

13. Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

14. Приказ Рособрнадзора от 18.12.2009 № 2355 «Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушения».

15. Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».

Из официальных источников

Пресс-служба Рособрнадзора сообщает, что в 2010 году Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки проводила проверки по лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Процедуру лицензирования прошли 897 образовательных учреждений, научных организаций и филиалов по 20 316 образовательным программам, 1200 образовательных учреждений - по 7970 новым образовательным программам. Было выдано 1207 лицензий и 1303 приложений к ним, а также приостановлено действие 2 лицензий.

Также Рособрнадзором было организовано 1027 процедур аккредитации образовательных учреждений и научных организаций по 9578 образовательным программам и 977 процедур аккредитации по 2554 новым образовательным программам.

О проведении проверки школы

Департаментом контроля и надзора в области образования.

Хроника событий

Ю. В. ЛЪШНА,

директор МОУ «Ворошиловская ООШ»

Полтавского района Омской области

Должность руководителя предполагает огромную ответственность за все образо­вательное учреждение: педагогический коллектив, учеников, а самое главное - за исполнение требований законодательств Российской Федерации в области образования. Довольно часто в образовательных учреждениях проводятся различные проверки с целью контроля (надзора) за соблюдением законодательства. Контролю подвергается:

■ основная деятельность образовательного учреждения (учебная, воспитательная, научная);

его хозяйственная (материально-техническая) деятельность;

финансовая деятельность (включая платные образовательные услуги);

соблюдение трудового законодательства;

соблюдение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и др.

Контроль и надзор за исполнением законодательства РФ и контроль качества образования и подготовки выпускников осуществляет Рособрнадзор. О том, как проходила проверка Рособрнадзора в наглей школе, хочется рассказать коллегам.

О проверке отдела контроля качества образования департамента контроля и надзора в области образования, лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений Омской области Министерства образования Омской области, которая пройдет сентябре 2010 года, я узнала еще в феврале, на совещании директоров в Комитете образования.

За 10 дней до проверки в школу позвонил главный специалист отдела и сообщил о том, что с 6 по 10 сентября будет проведена плановая тематическая документарная проверка деятельности школы.

Распоряжение о проведении проверки и запрос о предоставлении документов были получены по почте. В Распоряжении были указаны:

его номер, дата издания и наименование органа государственного контроля;

фамилия, имя, отчество и должность лиц, уполномоченных на проведение мероприятий по контролю;

даты начала и окончания проверки и перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Также в Распоряжении были отражены цели, задачи и предмет проводимого контроля, а также правовые основания их проведения, в т. ч. нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке.

Так, нам предстояло пройти плановую тематическую документарную проверку соответствия деятельности школы требованиям законодательства Российской Федерации в области образования о проведении промежуточной и государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы начального общего и основного общего образования. В запросе о предоставлении документов для проведения плановой тематической документарной проверки просили предоставить следующие документы:

1) копию лицензии на образовательную деятельность;

2) копию свидетельства о государственной регистрации образовательного учреждения;

3) копию приказа о назначении директора учреждения;

4) устав учреждения (с изменениями и дополнениями);

5) учебные планы на 2008/2009 и 2009/2010 учебные годы;

6) локальные акты учреждения, регламентирующие организацию и проведение промежуточной и государственной (итоговой) аттестации выпускников;

7) классные журналы 4-х, 8-х, 9-х классов за 2008/2009 учебный год, 1-х, 5-х, 9-х классов за 2009/2010 учебный год;

8) календарно-тематические планы по предметам федерального компонента учебного плана учреждения;

9) экзаменационные материалы для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов;

10) аналитические материалы по результатам контроля промежуточной и итоговой аттестации и выполнению программ за 2008/2009 и 2009/2010 учебные годы;

11) приказы (книги приказов) по обучающимся и основной деятельности за 2009 и 2010 годы;

12) протоколы педагогических и методических советов с сентября 2008 года;

13) план работы учреждения за 2009/2010 учебный год;

14) календарный учебный график (режим работы образовательного учреждения) за 2009/2010 учебный год.

Также было указано, что в срок до 7 сентября необходимо предоставить вышеперечисленные документы в Департамент.

Шестого сентября я отвезла документы в отдел контроля качества образования и сдала их специалисту, уполномоченному произвести проверку. Уже 10 сентября он пригласил меня для подписания Акта о результатах плановой тематической документарной проверки деятельности школы, который был составлен в 2 экземплярах. В акте указывались сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, их характере.

Через 10 дней по почте было прислано Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, в нем был указан срок (до 25 ноября), к которому необходимо представить отчет об исполнении предписания и устранении нарушений, выявленных в ходе проверки, с приложением заверенных копий подтверждающих документов. После того как я к указанному сроку отправила отчет об исполнении предписания, по почте было прислано Уведомление о рассмотрении отчета, в котором сообщалось, что предписание считается исполненным.

Анализируя ход проверки, я установила, что она проходила в строгом соблюдении Методических рекомендаций по выездным и камеральным проверкам, которые приведены в письмах Рособрнадзора от 04.06.2008 № 01-251/09-01 и от 04.07.2008 № 01-298/09-01.

Выбор редакции
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...

Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...

Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...

Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...
Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...
Если вы не новичок в кулинарии, то знаете, что обязательными ингредиентами классических сырников являются творог, мука и яйцо, но уж...
Сырники популярны у многих славянских народов. Это национальное блюдо русских, украинцев и белорусов. Изобрели их экономные хозяйки,...