Власти и местного самоуправления основными. Администрация муниципального образования


В результате изучения материала раздела IV обучающиеся должны:

знать

  • сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов аппарата муниципальной власти;
  • особенности правового положения отдельных органов местного самоуправления, муниципальных органов, депутатов, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления, порядка организации и деятельности органов местного самоуправления, муниципальных органов, депутатов, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления, законодательства об аппарате муниципальной власти, муниципальной службе;

уметь

  • оперировать юридическими понятиями, категориями в сфере организации аппарата муниципальной власти, муниципальной службы;
  • анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения в сфере организации аппарата муниципальной власти, муниципальной службы;
  • анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы об аппарате муниципальной власти, муниципальной службе;
  • принимать решения и совершать юридические действия в сфере организации аппарата муниципальной власти, муниципальной службы в точном соответствии с законодательством;
  • осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов об организации аппарата муниципальной власти, муниципальной службе, правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебных экспертиз, предварительных исследований, анализировать и правильно оценивать содержание заключений эксперта (специалиста) в указанной области;
  • давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам правового регулирования деятельности аппарата муниципальной власти, муниципальной службы;
  • готовить проекты нормативных правовых актов, составлять и оформлять юридические документы по вопросам организации аппарата муниципальной власти, муниципальной службы;
  • планировать и осуществлять управленческую деятельность в сфере организации аппарата муниципальной власти, муниципальной службы, разрешать споры в данной сфере;

владеть

  • юридической терминологией в сфере правового регулирования организации аппарата муниципальной власти, муниципальной службы;
  • навыками работы с правовыми актами, анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правоотношений, правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм права в сфере организации аппарата муниципальной власти, муниципальной службы;
  • навыками принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина, методикой квалификации и разграничения правонарушений в данной сфере.

Ключевые термины к разделу IV: система и структура органов местного самоуправления; модели организации аппарата муниципальной власти; представительный орган муниципального образования; депутат представительного органа муниципального образования; глава муниципального образования; местная администрация; глава местной администрации; контрольный орган муниципального образования; муниципальная избирательная комиссия; муниципальная служба; должность муниципальной службы; муниципальный служащий; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Понятие и виды органов местного самоуправления

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Данное определение нуждается в ряде уточнений.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В числе иных органов местного самоуправления – исполнительные органы отраслевой и межотраслевой (функциональной) направленности, территориальные органы, образуемые и действующие на отдельных территориях муниципального образования.

Органы местного самоуправления являются обособленными ячейками аппарата муниципальной власти своих муниципальных образований. Они учреждаются в пределах действующего законодательства уставами соответствующих муниципальных образований и создаются в распорядительном порядке в соответствии в том числе с законодательством о регистрации юридических лиц. Создание (образование) органов местного самоуправления после их нормативного учреждения включает помимо организационных, материально-финансовых действий работу по формированию их кадрового состава.

Состав представительного органа муниципального образования избирается в ходе прямых выборов населением (депутаты). Состав депутатов (членов) представительного органа муниципального района может формироваться в ходе двухстепенных выборов. Глава муниципального образования избирается непосредственно населением, в том числе тогда, когда он согласно уставу муниципального образования входит в состав представительного органа. Глава муниципального образования может избираться представительным органом из состава его депутатов. Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются на должность представительным органом муниципального образования. Кадровый состав остальных органов местного самоуправления формируется в распорядительном порядке представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, иными должностными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов РФ, уставами муниципальных образований, другими муниципальными правовыми актами.

Итак, складывание аппарата муниципальной власти проходит этапы нормативного учреждения составляющих его органов местного самоуправления, их создания (образования), в том числе путем формирования их кадрового состава.

Аппарат муниципальной власти наряду с органами местного самоуправления включает муниципальные органы, не имеющие статуса органов местного самоуправления и не входящие в их структуру. Выделение муниципальных органов в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ имеет целью обособление в аппарате муниципальной власти органов, чьи полномочия не являются частью вопросов местного значения, отдельными государственными полномочиями, переданными органам местного самоуправления в порядке законодательного наделения, иными вопросами, которые законодательно отнесены к компетенции именно органов местного самоуправления.

Указанное новшество сводится пока к определению статуса муниципальных избирательных комиссий. Именно они в настоящее время рассматриваются как муниципальные органы, не входящие в структуру органов местного самоуправления. Следовательно, федеральный законодатель не рассматривает организацию и проведение выборов органов местного самоуправления как вопрос местного значения. Это нормативное решение обосновывает включение муниципальных избирательных комиссий в общую систему избирательных комиссий страны, рассмотрение по отношению к ним при проведении муниципальных выборов в качестве вышестоящих органов Центральной избирательной комиссии РФ, комиссий субъектов РФ. Действительно, если бы муниципальные избирательные комиссии имели статус органов местного самоуправления, а организация муниципальных выборов рассматривалась как вопрос местного значения, то были бы не просто странными, а неконституционными ряд мер. Это, в частности, включение муниципальных избирательных комиссий в единую систему избирательных комиссий страны, формирование состава муниципальных избирательных комиссий с участием избирательных комиссий субъектов РФ, предоставление последним статуса вышестоящих комиссий по отношению к муниципальным избирательным комиссиям на муниципальных выборах.

Правда, подготовку и проведение муниципальных выборов в части полномочий муниципальных избирательных комиссий федеральный законодатель в настоящее время прямо не определяет и как государственную деятельность, государственные полномочия.

Выделение в системе местного самоуправления наряду с органами местного самоуправления муниципальных органов в чем-то аналогично разделению органов государственной власти и государственных органов. Конечно, любой орган государственной власти должен рассматриваться как государственный орган, но не любой государственный орган имеет статус органа государственной власти. Государственными органами, не обладающими статусом органов государственной власти, являются Администрация Президента РФ, администрации федеральных округов, Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ. Хотя федеральное законодательство до сих пор не содержит ясных критериев разделения органов государственной власти и государственных органов. Поскольку к числу не органов государственной власти, а государственных органов отнесены Центральная избирательная комиссия РФ и избирательные комиссии субъектов РФ, то в определенной мере логично отнесение избирательных комиссий муниципальных образований к числу муниципальных органов, а не органов местного самоуправления.

Выделим несколько ключевых конституционных положений , посвященных органам местного самоуправления. Согласно Конституции РФ органы местного самоуправления являются средством осуществления народовластия (ч. 2 ст. 3), прежде всего в рамках местного самоуправления (ч. 2 ст. 130). При этом они не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ч. 1 ст. 131). Органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15). Органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24). Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными не только в органы государственной власти, но и в органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32). Они также имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления (ст. 33). Решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46).

Органы местного самоуправления могут быть разделены на виды по ряду оснований.

По их функциональной специализации в системе местного самоуправления можно выделить представительные (нормотворческие) органы, исполнительно-распорядительные и контрольные органы. Особо следует выделить предназначение глав муниципальных образований, которые в пределах своих полномочий участвуют в осуществлении и представительных, и нормотворческих, и исполнительно-распорядительных, и контрольных функций, возглавляя систему местного самоуправления в соответствующих муниципальных образованиях.

По объему компетенции выделяются органы общей и специальной компетенции. Органами общей компетенции являются те органы муниципальных образований, которые в пределах последних вправе и обязаны решать не только вопросы, прямо за ними закрепленные, но и все иные публично значимые проблемы, прямо при этом не отнесенные к компетенции других органов власти. Органы общей компетенции – своеобразные "чистильщики", решающие в интересах граждан все те проблемы, которые прямо не отнесены к компетенции органов со специальной компетенцией. Именно они в первую очередь принимают к исполнению те вопросы, которые принято именовать новыми предметами ведения, т.е. вопросами, ранее не встречавшимися в практике нормотворческой или правоприменительной деятельности. Органы общей компетенции также вправе по ряду вопросов, значимых для граждан, контролировать и координировать деятельность на своей территории иных органов и организаций, в том числе вышестоящего подчинения. Правда, возможность координации органов, организаций вышестоящего подчинения, контроля за их деятельностью, которой обладали местные органы общей компетенции в советское время (советы, их исполкомы), применительно к современным органам местного самоуправления проблематична, поскольку законодательством прямо не предусмотрена. Органы специальной компетенции выполняют только те задачи, которые прямо отнесены к их ведению.

Представительные органы муниципальных образований обладают общей компетенцией в области представления интересов населения, нормотворческой деятельности. Их компетенция в области исполнительно-распорядительной и контрольной деятельности является специальной. Главы муниципальных образований обладают общей компетенцией в области представления интересов населения и своих муниципальных образований в целом, а также в области исполнительно-распорядительной деятельности, если они возглавляют местные администрации.

Общей компетенцией в области исполнительно-распорядительной деятельности обладают местные администрации. Специальной компетенцией в данной области обладают такие исполнительные органы, как управления, отделы, департаменты отраслевой и межотраслевой направленности, а также исполнительные территориальные органы (например, окружные администрации, действующие в отдельных округах городского округа). Компетенция контрольно-счетных органов является специальной.

По месту в иерархии власти государственные органы традиционно делятся на высшие, центральные и территориальные (региональные, местные). Представляется, что это деление с известной долей условности может быть применено и к местному самоуправлению. Тогда высшие органы – те, что непосредственно осуществляют компетенцию своих муниципальных образований, обладая общей компетенцией (представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация). Центральные органы – органы, действующие на всей территории своих муниципальных образований (исполнительные органы отраслевой и межотраслевой направленности). Территориальные органы – те, что создаются на отдельных территориях муниципальных образований.

По способу формирования состава выделяются: выборные органы и органы, состав которых формируется в распорядительном порядке. В число выборных органов местного самоуправления входят представительные органы, избираемые в ходе прямых или двухстепенных выборов, главы муниципальных образований. Остальные органы местного самоуправления формируются в распорядительном порядке (порядке назначения).

По людскому составу органы местного самоуправления могут быть единоличными (главы муниципальных образований) и коллективными (представительный орган, администрация, отделы, управления и др.).

По способу волеизъявления следует выделять единоначальные органы (единоличные, администрации, управления, отделы) и коллегиальные (представительные органы). В советское время к числу коллегиальных органов относились исполнительные комитеты местных советов как исполнительно-распорядительные органы общей компетенции. Представляется, что в настоящее время формирование коллегиальных исполнительно-распорядительных органов не соответствует Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ, но вполне допускается Европейской хартией местного самоуправления.

Власть местного самоуправления в России обособлена от государственной власти. Местное самоуправление и местная власть понятия не тождественные. Их объединяет только уровень осуществления властных полномочий муниципальные образования. На уровне муниципальных образований власть может осуществляться государством, его местными органами. Так, в СССР власть на местном уровне (города, района, поселка, села и т. д.) осуществлялась местными советами народных депутатов. Советы были основной формой осуществления власти народа и являлись органами государства. Согласно позиции советской школы государственного права Советы воплощали в себе черты государственных органов и местного самоуправления. В деятельность Советов действительно вовлекались широкие слои населения, использовались различные институты непосредственной демократии. Вместе с тем местные советы входили в единую систему советов, подчинялись вышестоящим Советам и не имели достаточной меры обособленности и самостоятельности в решении местных вопросов.

В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление самостоятельно и под свою ответственность решает вопросы местного значения. Вместе с тем государство обязано обеспечивать достойный уровень жизни, защиту конституционных прав и свобод граждан на всей территории страны, т. е. обязано решать вопросы жизнедеятельности граждан и развития регионов на местном уровне. Таким образом, государственная власть и местное самоуправление должны взаимодействовать в осуществлении своих властных полномочий. Это взаимодействие происходит на основании гармоничного сочетания двух основных конституционных принципов: самостоятельности местного самоуправления и единства публичной власти.

Государственная власть и власть местного самоуправления являются различными формами публичной власти, но вместе они образуют единую систему:

Их полномочия и деятельность основывается на Конституции РФ,

единой правовой системе государства;

Их основной целью является достижение публичных интересов населения (всей страны или отдельного муниципального образования);

Их организация и деятельность построены на одних демократических принципах (например, участие граждан в формировании и деятельности органов публичной власти).

Российское государство обеспечивает единые принципы публичной власти на всей территории страны, в том числе власти местного самоуправления. Согласно ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. (ст. 5, 6) федеральные органы государственной власти и органы власти субъектов РФ:

Определяют общие принципы организации местного самоуправления



(только федеральные органы государственной власти);

Осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности соответствующих органов государственной власти, граждан, органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

Осуществляют исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления.

Принцип единства публичной власти ярко проявляется в институте наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (ст. 19 ФЗ). Органы государственной власти вправе наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Самостоятельность местного самоуправления обеспечивается следующими положениями:

1) законодательное установление перечня вопросов местного значения. Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (гл. 3) к ним относятся: формирование и исполнение местного бюджета; установление и изменение местных налогов и сборов; владение, пользование и распоряжение объектами собственности муниципального образования; организация водо- и теплоснабжения; содержание и строительство дорог общего пользования, мостов; обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, содержание муниципального жилищного фонда и др. Следует отметить, что Закон устанавливает исчерпывающий перечень вопросов местного значения. Это связано с необходимостью законодательного обеспечения реальности осуществления местным самоуправлением своей компетенции. Каждое полномочие местной власти должно быть обеспечено материально. Если этого нет оно не может быть реализовано. Таким образом, в Законе закреплен принцип соответствия полномочия и материального ресурса. Увеличение числа полномочий местной власти должно сопровождаться установлением дополнительного финансирования. А это лучше всего закреплять федеральным законодательством (больше гарантий для его обеспечения);

2) закрепление экономической основы местного самоуправления, в том числе муниципальной собственности и защитой этой формы собственности наравне с иными формами собственности;

3) установление в качестве важнейших элементов правовой основы местного самоуправления уставов и иных правовых актов местного самоуправления (ст. 4 ФЗ), наделение муниципальных правовых актов качеством общеобязательности для всех граждан, руководителей организаций, должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 7 ФЗ);

4) установление пределов вмешательства органов государственной власти в компетенцию местного самоуправления. Так, осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органов государственной власти в отношении муниципальных образований допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ и федеральными законами (ч. 2 ст. 5, ст. 6 ФЗ).

В современных государствах есть два основных типа административно-политического самоуправления - местное и государственное. Что их характеризует?

Что такое местное самоуправление?

Местное самоуправление , если говорить о российской системе власти, - это механизм выстраивания административно-политического управления в муниципалитетах - городах, округах, а также районах. Население соответствующих населенных пунктов и территорий самостоятельно избирает органы власти - законодательно-представительные (например, в виде городских или районных советов) и исполнительные (которыми чаще всего являются администрации, имеющие своих глав).

Ключевая задача местного самоуправления - эффективное решение вопросов социально-экономического развития конкретного муниципалитета. Органы власти на соответствующем уровне имеют свой собственный бюджет, который может пополняться местными налогами, издают местные законы. Можно отметить, что в России приличный объем финансирования муниципалитеты получают также в виде субвенций и дотаций, направляемых со стороны государства.

По Конституции РФ местное самоуправление отделено от государственного. То есть глава администрации того или иного города формально не подотчетен, к примеру, премьер-министру России или главе субъекта РФ. Однако стоит отметить, что местные законы не должны противоречить тем, что изданы на уровне государственной власти. Поэтому на уровне нормативного регулирования субординация между муниципальными и государственными органами все же сохраняется.

Что такое государственное самоуправление (управление)?

Надо отметить, что термин «государственное самоуправление» практически не употребляется, поскольку он не вполне корректен. Правильно говорить «государственное управление» , представляющее, если речь идет о системе власти в РФ, механизм выстраивания административно-политического управления в субъектах РФ, а также в масштабах всей страны в целом.

Государственная власть в России, таким образом, делится на 2 уровня - федеральный и региональный. Соответствующие им органы избираются населением всей страны или жителями конкретного субъекта РФ.

Главная задача государственного управления - эффективное решение вопросов социально-экономического развития страны в целом с учетом особенностей отдельных регионов. Поэтому органы власти в субъектах РФ, в отличие от муниципальных, работают не самостоятельно - они выполняют функции государственного управления наряду с федеральными структурами.

В некоторых аспектах региональные власти сохраняют автономность от федеральных. Например, парламенты в субъектах РФ независимы от высшего законодательного органа в РФ - Госдумы. Регионы РФ также имеют собственные бюджеты, издают законы (которые не должны противоречить федеральным). Однако правительства и министерства субъектов РФ полностью подотчетны соответствующим исполнительным структурам на уровне российской федеральной власти.

Сравнение

Главное отличие местного самоуправления от государственного - в масштабах решаемых задач. В первом случае власти занимаются проблемами, характерными для конкретного муниципалитета. Органы государственной власти, в свою очередь, решают задачи общенационального уровня - с учетом интересов конкретных регионов.

Можно отметить, что оба вида административно-политического управления, учрежденных в России, довольно близки между собой по форме. Нередко муниципальные органы власти отождествляются населением города или района с государственными. Но следует понимать, что по Конституции РФ первые - независимы от вторых.

Определив то, в чем разница между местным самоуправлением и государственным управлением, зафиксируем соответствующие ей критерии в таблице.

Одно из ключевых понятий, раскрывающих сущность местного самоуправления - самостоятельность. Органы местного самоуправления, в соответствии с Конституцией, наделяются собственной компетенцией, свободой в осуществлении этой компетенции и несут за это ответственность. Самостоятельность местного самоуправления подчеркивается тем, что Конституция не включает органы местного самоуправления в систему органов государственной власти. Однако это ни в коей мере не означает, что местное самоуправление находится вне системы государственно-властных отношений и абсолютно независимо от государства, как это порой утверждается противниками местного самоуправления. С точки зрения сохранения единства власти и государственности такая трактовка безусловно поверхностна и неправомерна. Речь в Конституции идет о самостоятельности в пределах полномочий. Полномочия же предоставляются законом, принимаемым органом государственной власти. Таким образом, для сохранения единства власти нет никакой необходимости лишать местное самоуправление самостоятельности. Помимо этого в государстве существуют такие институты, как государственный контроль за реализацией переданных государственных полномочий, предусмотренный частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, прокурорский надзор за законностью в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, и, наконец, судебная власть. И что особо важно, пределы самостоятельности местного самоуправления определяются наличием и объемом его финансово-экономической базы, определяемой и регулируемой правовыми актами органов государственной власти.

Более того, в целях укрепления и сохранения территориальной целостности России как федерации возникает объективная необходимость выведения органов самоуправления из-под диктата органов государственной власти. Города, сельские населенные пункты, нынешние районы не являются экономически замкнутыми и самодостаточными образованьями и стремятся к "расширению" связей, укрепляющих "государственность". Поэтому федеральная власть, предоставляя и гарантируя в соответствии с Конституцией определенную самостоятельность местному самоуправлению, создает опору федеративному государству в решении вопросов, представляющих общенациональные и региональные интересы, и способствует консолидации всех структур власти.

Таким образом, правовой основой местного самоуправления является Конституция и закон, который ввел понятие "муниципальное образование" - городское, сельское поселение или иная территория, где действует местное самоуправление . Это потребовалось потому, что в субъектах Федерации стали использоваться исторические и национальные наименования территорий и населенных пунктов (уезд, волость и др.). Типы муниципальных образований и их названия устанавливаются законами субъектов Федерации.

Согласно Конституции, границы территорий, где реализуется местное самоуправление, устанавливаются только с учетом мнения живущего там населения. Иными словами, жители сами должны решать, будет ли администрация небольшого города (поселка) подотчетна им или мэра (старосту) станет назначать районная администрация.

Органы местного самоуправления по закону обособлены от органов государственной власти Федерации и ее субъекта, на территории которого реализуется самоуправление. Власти субъекта не вправе вмешиваться в дела самоуправления, могут устанавливать лишь общие принципы его организации. Жители вправе сами, без предписаний, определять структуру органов местного самоуправления, непосредственно или через представительные органы принимать положения (уставы) муниципального образования и другие нормативные акты, регулирующие процедуру и порядок созыва сходов, собраний и т.п.

Согласно Конституции органы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, охраняют общественный порядок. Им гарантируется право на судебную защиту и на компенсацию расходов, возникших в результате решений органов государственной власти или ограничения прав местного самоуправления. Но суды, как правило, встают не на их сторону.

Прямое указание закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" на то, что в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Федерации должны предусматриваться средства для реализации муниципальными органами своих полномочий, зачастую игнорируется. Включаемые в федеральный бюджет расходы на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы, передаваемых в ведение органов местного самоуправления, можно рассматривать лишь в качестве финансового обеспечения бывшей государственной собственности.

Власти субъектов Федерации нередко лишают органы местного самоуправления некоторых полномочий. Так, губернатор Свердловской области пере подчинил окружным территориальным органам государственной (исполнительной) власти отделы социальной защиты населения (бывшие собесы), органы, регистрирующие предпринимательскую деятельность, загсы, административные и наблюдательные комиссии.

Субъекты Федерации разрабатывают модельные уставы органов самоуправления и порядок их регистрации. В некоторых регионах уставы утверждает региональная администрация, что позволяет ей влиять на их содержание и даже отходить от требований федерального законодательства. Например, в Московской области принят закон "Об общих принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью", где урегулирован порядок передачи областной собственности в муниципальную. Вместе с тем отчуждение муниципальной собственности предусмотрено в порядке, установленном областным законом. Это не соответствует федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления", согласно которому бюджетные средства, объекты собственности ни при каких обстоятельствах не должны отчуждаться органами власти субъектов Федерации.

Реализация населением конституционного права на местное самоуправление возможна либо непосредственно, либо через создаваемые им органы местного самоуправления и избираемых должностных лиц.

Оставляя за непосредственными формами прямого волеизъявления населения (местный референдум, сход и т.п.) право на принятие решений по принципиальным, наиболее существенным вопросам местного значения, необходимо признать, что регулярная, повседневная деятельность по осуществлению местного самоуправления и, в частности, по управлению муниципальным хозяйством, практически невозможна вне системы органов местного самоуправления, наделенных определенной компетенцией, необходимой для осуществления возложенных на них населением функций.

Во все периоды становления России как единой и великой державы, особенно в кризисные периоды, отчетливо проявлялись две тенденции: объединение на основе сильной центральной власти и разобщение, суверенизация территорий, ее составляющих. Причиной тому были, как объективные исторические и социально-экономические условия, так и субъективное желание удельных владетелей, или региональных элит, в современных политических терминах, быть всевластными хозяевами в своих ограниченных, но самодостаточных, с их точки зрения, пределах.

3. Структура и система органов местного

самоуправления в Российской Федерации.

"Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти" .

Органами местного самоуправления в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах являются собрание представителей (дума, муниципальный комитет и др.), глава местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и др.), которые избираются сроком на два года. На территориях нескольких городских или сельских поселений может быть создан единый орган. Федеральное законодательство устанавливает лишь общую, принципиальную схему организации местного самоуправления, а конкретизируют ее власти субъектов Федерации с учетом местных традиций.

Жители городских и сельских поселений с численностью населения до 5 тыс. человек вправе выбирать главу местного самоуправления или управляться без выборного лица - непосредственно через собрания (сходы); при численности населения от 5 до 50 тыс. избирать главу местного самоуправления (главу администрации) и собрание представителей; свыше 50 тыс. - главу администрации и собрание представителей .

Жители городов, имеющих деление на районы, округа и т.д., могут избирать главу администрации и собрание представителей, жители районов - главу администрации района либо сформировать орган из представителей местного самоуправления городских и сельских поселений, хотя закон не обязывает это делать, чем активно пользуются власти субъектов Федерации.

Правовая модель российского местного самоуправления имеет свои особенности, причём эта модель далеко не в полной мере реализуется на практике и, не будучи последовательно конструктивной и логически выдержанной, не может быть отнесена ни к одной из известных западных моделей местного самоуправления, хотя и имеет отдельные черты некоторых из них.

В первом варианте президентского проекта Конституции 1993 года говорилось, что местное самоуправление отделено от государственной власти и действует независимо и самостоятельно, то есть местное самоуправление должно было быть освобождено от каких бы то ни было государственных функций. Но в этом случае местное самоуправление действовало бы по собственным внутренним законам, имея свою изначально определённую, сферу деятельности.

При всём демократическом значении самостоятельности местного самоуправления, эта самостоятельность не может быть абсолютной, поскольку местное самоуправление существует и действует в рамках единого государства, в системе отношений публичной власти.

В самом деле, статус местного самоуправления и его органов определяется актами органов государственной власти - федеральных и субъектов Федерации. Права, которыми закон наделяет органы местного самоуправления, являются одновременно и их обязанностями. Поэтому они должны точно и последовательно выполняться. Правда, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установил правило, по которому муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению вопросы, не исключенные из их ведения и не относимые к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. Однако противореча себе, этот закон, с другой стороны, неоднократно подчёркивает, что местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, другими федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции обязательны. Как и решения органов государственной власти, действия органов местного самоуправления защищаются судебными органами - органами государственной власти. Органы государственной власти при определённых условиях могут распустить представительные органы местного самоуправления.

Всё это привело к замене первоначальной формулы проекта Конституции РФ об отделении местного самоуправления от государственной власти на другую - о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это значит, что местное самоуправление отделено от государственной власти лишь организационно. Агенты государственной власти могут действовать рядом с местным самоуправлением, но не "внутри" его. Органы местного самоуправления не могут назначаться или утверждаться "сверху". Решения органов местного самоуправления не должны согласовываться с какими-либо государственными инстанциями. Вмешиваться в решение этих дел государственным инстанциям не позволено. Недопустимы прямые указания органам местного самоуправления со стороны государственных органов исполнительной власти, в противном случае должна наступать ответственность за нарушение Конституции РФ.

Всё это, однако, не означает функциональной отделённости местного самоуправления от государственной власти. Они действуют в рамках обще-государственной политики, участвуют в осуществлении различных государственных программ, включены в общую правовую систему государства - подчиняются требованиям гражданского, уголовного кодексов, кодексу об административных правонарушениях, соблюдают политические и социально-экономические права граждан и т.д.

Статус органов местного самоуправления можно определить как статус органов власти. Это власть, отличающаяся от государственной власти, поскольку она осуществляется органами, не входящими в систему органов государственной власти, то есть органами, состоящими из лиц, на состав которых государство не имеет влияния. Но это публичная власть, решениям которой подчиняется население соответствующих муниципальных образований. Называть её просто местной властью, как это делается в законах ряда субъектов Федерации, недостаточно. Местная власть может быть и государственной. Однако недостаточно останавливаться и на определении её только как публичной власти. В постановлениях Конституционного Суда для определения власти местного самоуправления используется термин "муниципальная власть", как особая публичная власть. И это, пожалуй, вполне адекватное определение власти местного самоуправления.

При этом нельзя не заметить, что отношения государственной власти к власти местного самоуправления не стоит представлять как идеально налаженные, не имеющие никаких проблем и осложнений.

На федеральном уровне принимались различные программы государственной поддержки местного самоуправления, начиная с 1993 года. На уровне субъектов Федерации разрабатываются свои программы государственной поддержки развития местного самоуправления. Выполнение их всех может существенно продвинуть вперёд дело развития в России важнейшего демократического института.

Выбор редакции
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...

Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...

Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...