Внеклассное занятие "огонь ошибок не прощает. Конспект занятия по правилам пожарной безопасности «Огонь ошибок не прощает


Галина Трухина
Конспект занятия по правилам пожарной безопасности «Огонь ошибок не прощает»

Всем, всем добрый день, прочь с дороги нашей лень!

Не мешай учиться, не мешай трудиться!

Ребята, среди многих умений, которые нужны в жизни каждому человеку, есть одно очень важное- это умение правильно действовать в случае любой опасности. Чем больше вы знаете о разных видах опасности, тем увереннее вы будете себя чувствовать. А это очень важно. Если человек уверен в себе, в своих знаниях, он обязательно сумеет справиться с опасностью , даже незнакомой. Вот поэтому на уроках ОБЖ и на внеклассных занятиях мы так часто затрагиваем этот вопрос.

Конечно, опасности бывают разные. И не все, к сожалению, можно предвидеть. Например, ученые до сих пор не могут точно предсказывать, где и когда произойдет землетрясение. Наводнение и шторм предвидеть легче, но избежать их, как и другие стихийные бедствия, невозможно.

Стечение людских ошибок может привести к авиакатастрофе, кораблекрушению, аварии на большом заводе или крупной электростанции. Запомните, когда опасность угрожает сразу многим людям, такую ситуацию принято называть чрезвычайной.

И справиться с чрезвычайной ситуацией своими силами невозможно.

(Спасатели) . Здесь приходят на помощь специально подготовленные люди-спасатели.

В нашем правительстве есть специальное министерство, которое так и называется МЧС России. Давайте попробуем расшифровать эту аббревиатуру.

Именно оно руководит отрядами спасателей, готовит их, снабжает всем необходимым и посылает туда, где случилась беда.

Какие ситуации можно отнести к чрезвычайным? Назовите.

Давайте повторим, что такое чрезвычайная ситуация

А сегодня мы с вами более подробно поговорим о ситуациях, происходящих не из-за природных изменений, а по вине человека. Послушайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» и определите тему нашего занятия .

Ехал один гражданин по Москве-

Белая кепка на голове,

Ехал весной на площадке трамвая,

Что-то под грохот колес напевая.

Вдруг он увидел-напротив в окне

Мечется кто-то в дыму и огне.

Много столпилось людей на панели,

Люди в тревоге под крышу смотрели :

Там, из окошка сквозь огненный дым

Руки ребенок протягивал к ним.

Что случилось в доме? Так о чем мы будем сегодня говорить? Тема нашего занятия звучит так : «Огонь ошибок не прощает » .

Мы с вами будем работать по следующему плану :

1. История возникновения огня.

2. История пожарной охраны .

3. Причины пожаров .

4. Меры пожарной безопасности .

Мы должны будем вспомнить и закрепить основные правила и действия при пожаре .

По известной легенде, огонь людям подарил Прометей, похитив его с Олимпа. В наказание бог огня Зевс велел приковать его к горам Кавказа. Каждый день прилетал к Прометею большой орел и клевал ему печень. Так продолжалось тысячелетия. Это всего лишь легенда, но она призывает нас внимательно и бережно относиться к огню.

С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время. Благодаря огню, человек научился вкусно готовить пищу. Много сотен лет потребовалось человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им . Древние люди не имели спичек. Они подбирали загоравшиеся ветки после удара моли и поддерживали горение костра днем и ночью, посменно дежуря около него. Они поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца.

Много способов придумал человек, чтобы добыть огонь . Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки-трение одной сухой палки о другую. Затем огонь научились получать , высекая искру ударом камня о камень. В наши дни, чтобы зажечь огонь достаточно одной спички.

Да, ребята, огонь-друг человека , без него невозможна жизнь на земле. Но огонь может стать и врагом, если неправильно обращаться с ним . И какой стороной он повернется к нам, зависит от нас. Поэтому очень точны слова В. Маяковского : «Запомнить твердо нужно нам, пожар не возникает сам !

Как вы думаете, можно ли пожар отнести к чрезвычайным ситуациям? Давайте дадим определение слову пожар .

Пожар -неконтролируемый процесс горения, создающий опасность для жизни людей. При котором уничтожаются материальные ценности. Кто же приходит к нам на помощь в этом случае?

Как же люди боролись с пожарами раньше ?

200 лет назад пожары обнаруживали с высокой башни-каланчи.

На площади базарной, на каланче пожарной

Круглые сутки дозорный из будки

Поглядывает на север и на юг,

На запад, на восток-не виден ли дымок?

Если видел он пожар , плывущий дым угарный,

Он поднимал сигнальный шар

Над каланчей пожарной .

И два шара, и три шара взвивалось вверх, бывало,

И вот с пожарного двора

Команда выезжала.

Пожарная часть состояла из двух этажей. На втором этаже жили пожарные с семьями . На первом стояли повозки с бочками с водой, баграми, лестницами. Самые лучшие и резвые лошади были запряжены в эти повозки.

А 17 апреля 1918 года был подписан декрет «Об организации борьбы с огнем. Эту дату принято считать днем рождения пожарной охраны . С тех пор прошло много лет, и сейчас на смену лошадям пришла современная мощная техника.

Но профессия пожарного во все времена считалась почетной, а пожарные -это героические люди, которые всегда готовы прийти на помощь.

Ребята, мы с вами узнали много интересного из истории, а сейчас переходим к следующему пункту нашего плана «Причины пожаров » .

Скажите, отчего может возникнуть пожар ? Я предлагаю вам обсудить этот вопрос в парах, а затем дать ответ. Давайте обобщим ваши ответы

Оставленные включенными электроприборы или неисправность электроприборов ;

Неосторожное обращение с открытым огнем, свечами, петардами;

Детские шалости с огнем;

Курение в неположенных местах;

Хранение легковоспламеняющихся жидкостей (бензин, керосин) ;

Близкое размещение бумажных абажуров, газет и др. горючих материалов к лампам, печам, электроприборам;

Отделка помещений легковоспламеняющимися материалами.

Итак, мы с вами назвали основные причины возникновения пожаров .

Хочу отдельно остановиться на последнем пункте. Многие, наверно, слышали и помнят о пожаре в клубе «Хромая лошадь» - крупнейшему по числу жертв. Этот пожар произошел 5 декабря 2009 года в Перми и повлёк за собой смерть 156 человек. В помещении клуба был организован фейерверк. Согласно основной версии, возгоранию способствовала небольшая высота потолка. Ударившие в потолок искры привели к его возгоранию. Быстрому распространению огня способствовали использованный вопреки строительным нормам пенопласт, пластиковая отделка стен, а также скопившаяся на потолке пыль. Кроме того, горящая пластмасса начала выделять высокотоксичный дым. Непосредственно в ходе пожара и сразу после него , в результате ожогов, отравления высокотоксичным дымом и давки погибли 111 человек. В последующие дни в больницах умерло ещё 45 человек.

По заключению следствия жертвы пожара погибли преимущественно из-за отравления угарным газом и продуктами горения.

Видите, к каким страшным последствиям может привести неосторожное обращение с огнем и несоблюдение противопожарных норм !

А сейчас я хочу привести стататистику пожаров произошедших в Малмыже.

Переходим к четвертому пункту нашего плана «Меры пожарной безопасности » .

Давайте назовем основные правила пожарной безопасности (дети называют) .

Обобщим ваши ответы.

Не балуйся со спичками и зажигалками;

Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы;

Не суши белье над плитой;

Не зажигай фейерверки, свечи и бенгальские огни дома;

Не открывай печную дверцу.

Эти же правила можно сказать стихами :

Возле дома и сарая разжигать огонь не смей !

Может быть беда большая для построек и людей.

Не суши белье над газом,

Все сгорит единым разом!

Когда без присмотра оставлена печь,

Один уголек целый дом может сжечь!

Чтоб он не стал твоим врагом,

Будь осторожен с утюгом!

С точки зрения пожарной он опасен черезчур ,

Если сделан из бумаги самодельный абажур.

Правила пожарные без запинки знайте ,

Правила пожарные строго соблюдайте !

Утром, вечером и днем

Осторожен будь с огнем!

Если пожар все-таки возник какие правила поведения нужно знать и соблюдать. Об этом нам подготовили небольшие доклады.

1. На пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымлённом месте можно дышать только через мокрую плотную материю, шарф, шапку.

2. Уходя из квартиры, закрывайте дверь и в горящую комнату, и в квартиру пламя не только уменьшится без кислорода, но может вовсе погаснуть. Уходить из квартиры можно только зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми. От дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями.

3. Двигаясь по задымлённой квартире, можно заблудиться и у себя дома- помни об этой опасности. По задымлённым коридорам пробирайся на четвереньках или ползком - внизу меньше дыма.

4. Если невозможно выйти из горящего помещения, вызови пожарных по номеру «01» , закрой дверь, забей щели мокрыми тряпками, заткни все отверстия и жди пожарных . Если в квартиру, не смотря на принятые меры, проник дым и жар, остаётся ещё возможность выйти на балкон или через окно подавать знаки спасателям.

А сейчас давайте ответим на вопросы викторины, чтобы еще лучше закрепить правила противопожарной безопасноти

1. Назовите номер телефона для сообщения о пожаре ? (с сотового)

2. Как называют людей, которые тушат пожары ?

3. Назовите средства пожаротушения .

4. Отчего чаще всего страдают люди при пожаре ?

5. Чем нельзя тушить горящие электроприборы?

6. Чем потушить пролитый около гаража бензин?

7. Что делать при сильном задымлении квартиры?

8. Что делать, если человек оказался в зоне пожара , и на нем загорелась одежда?

9. Что делать, если не можешь убежать из горящей квартиры?

10. Что делать, если загорелось масло на сковороде?

11. Для чего мы изучаем план эвакуации?

12. Каковы пути эвакуации при пожаре из нашего класса ?

13. После какого сигнала мы должны покинуть помещение?

14. Назовите порядок действий при пожаре в школе .

Молодцы! Правильно ответили на все вопросы. Хочу дополнить, когда приедут пожарные , во всем слушайтесь их и не бойтесь, они лучше знают, как вас спасти.

Мы очень плодотворно поработали сегодня на занятии . Какие выводы можно сделать, что дало вам это занятие ?

Вы стали более уверенными, а это, я считаю, самый главный результат. Чем больше мы знаем, тем больше умеем, тем увереннее будем вести себя в любой ситуации

Ребята, помните о том,

Что нельзя шутить с огнём

Кто с огнём неосторожен,

У того пожар возможен .

Огонь - друг или враг человека?

Внеклассное мероприятие.

Цели: вспомнить правилами пожарной безопасности;

Учить правильным действиям при возникновении пожара и приёмам

Самоспасения;

Учить давать оценку поступкам людей при пожаре и делать выводы.

Оборудование: мультимидийная презентация, план эвакуации из школы,

Знаки пожарной безопасности; памятки.

Ход мероприятия.

I. Организационный момент.

II. Объявление темы и целей занятия.

Учитель. Ребята! Вы должны найти общее во всех четверостишиях и попытаться определить тему занятия.

Дидактическая игра «Это я, это я, это все мои друзья»

* * *

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережёт родную школу

От огня?

* * *

Кто поджёг траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

* * *

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнём недаром

Завершается пожаром?

Учитель. Что объединяет эти четверостишия? Назовите тему нашего занятия.

Дети. Безопасное обращение с огнём (Слайд 1).

Учитель. Прочитайте вопросы, на которые мы должны будем найти ответы в ходе занятия

(Слайд 2)

Огонь – друг или враг человека?

От чего возникает пожар?

Как не допустить его возникновения?

Как себя вести во время возникновения пожара?

III. Рассказ учителя о разновидностях огня.

(Слайд 3)

Отгадайте загадку:

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может - два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь. Огонь.

(Слайд 4)

Огонь – давний друг человека. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах.

Он помогал людям бороться за существование. Он помогал людям готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего человека.

(Слайд 5)

Проходили годы. Люди узнавали огонь лучше и лучше. Он стал им другом и помощником. Как и в древности, он согревает нас, помогает готовить пищу. Иногда - на костре в туристическом походе или на рыбалке у реки. А чаще всего на комфортабельной и компактной газовой или электрической плите

(Слайд 6)

Огонь верно служит людям в повседневном быту и на производстве. Есть огромные заводские печи. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе обжигают кирпич, из которого строят дома. А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из неё делают трубы и станки, автомобили и самолёты.

(Слайд 7)

Топливо сгорает в топках электростанций. Здесь рождается электрический ток. Выходит, что огонь и электрический ток – ближайшие родственники. Ток освещает наши дома, улицы, по его линиям движутся трамваи и троллейбусы.

Электрическим током «питаются» и гигантские заводы, и работающие в нашей квартирах телевизоры, радиоприёмники, пылесосы, утюги, холодильники…

(Слайд 8)

Заглядывает утром в твоё окошко ласковый лучик солнца. Что такое солнце? Это – тоже огонь.

(Слайд 9)

Оно – огромный раскалённый шар, в котором сгорают газы, в основном водород, неся нам тепло и свет. Без этого огня не было бы жизни на нашей

планете.

(Слайд 10)

Сила у друга – огня – большая - пребольшая! Но если этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего всё на своем пути.

Самый ужасный, самый опасный огонь – это огонь войны.

(Слайд 11)

Он уносит человеческие жизни, стирает с лица земли большие города и маленькие деревни.

(Слайд 12)

В мирное время огонь, выйдя из повиновения, может уничтожить и дом, и деревню, и лес.

(Слайд 13) Дети:

Да, огонь бывает разный,

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Огонь добрый, огонь злой.

Злой огонь - огонь пожара,

Злой огонь - огонь войны!

От безжалостного жара

Дни темны, поля черны.

Жители земного шара,

Граждане любой страны

Злой огонь гасить должны! Е. Ильин

(Слайд 14)

Отгадайте ребус (пожар).

IV. Рассказ о причинах возникновения пожара.

Учитель. С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных, помогал готовить пищу. И сегодня в праздники, в будни он согревает и кормит нас. Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения искусства, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не случайность, а результат легкомыслия и беспечности людей.

Где та грань, когда огонь перестаёт быть другом и становится врагом человека? Что такое пожар?

Пожар - это неконтролируемое горение, причиняющее материальный

ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества.

(Слайд 15) Почему возникает пожар?

  • Нарушение правил пожарной безопасности при устройстве и эксплуатации печей, неисправность дымоходов.
  • Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами.

(Слайд 16)

  • Нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей.
  • Утечка газа.
  • Детские шалости

(Слайд 17)

  • Беспечность, небрежность и просто недисциплинированность при обращении с огнём.
  • Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями.

Дети. Люди перестают быть осторожными с огнём.

Учитель. Какие примеры, известные вам, подтверждают это? (Ответы детей).

С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом.

Что за дым над головой?

Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницы команда,

От огня спасает дом.

Дети. С. В. Михалков «Дядя Степа».

(Слайд 18)

По какой бы причине не возник пожар, вы должны позвонить в пожарную службу по телефону «01» и немедленно сообщить о пожаре взрослым.

(Слайд 19)

- Запомните правила, которые помогут вам избежать несчастья:

  • Не балуйся с источниками огня (спичками, свечками, зажигалками) – это основная причина пожара.
  • Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы.
  • Ни в коем случае не зажигай без взрослых фейерверки, свечи или бенгальские огни.

V. Знакомство с правилами поведения при пожаре

(Слайд 20).

В случае возникновения пожара, нужно действовать следующим образом:

  • Обнаружив пожар, позвони в пожарную службу по номеру - 01
  • Позвонив пожарным, ты должен четко сказать свою фамилию и адрес, а также объяснить, что и где горит.
  • Предупреди о пожаре соседей, если необходимо, они помогут тебе вызвать пожарных.
  • При пожаре нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну – лучше совсем убежать из квартиры или из дома.
  • Помни: дым гораздо опаснее огня. Если чувствуешь, что задыхаешься, закрой нос и рот мокрой тряпкой, ляг на пол и ползи к выходу – внизу дыма меньше.
  • Ожидая приезда пожарных, старайся сохранять спокойствие: тебя обязательно спасут.

Учитель. Какова последовательность действий при пожаре в школе?

(Слайд 21).

1. Тревога.

2. Вызов пожарной охраны.

3. Эвакуация.

4. Сбор.

5. Перекличка.

Учитель. В школе много людей. Если все они будут эвакуироваться через одни двери, что может случиться?

Дети. Давка.

Учитель. Как её избежать? Где у нас в школе висит план эвакуации?

(Слайд 22).

Что на нём показано стрелками? По какому пути мы будем выходить? (Ответы детей.)

Учитель. Чем можно тушить огонь?

(Слайд 23)

Пучком из веток, землей - это подручные средства, к ним также относятся вода, песок, одеяло. Есть и специальные средства: топор, багор, ведро, огнетушитель.

(Слайд 24)

Где вы видели эти предметы у нас в школе?

(Слайд 25)

VI. Знакомство с работой пожарных

(Слайд 26).

Учитель. Когда случается пожар, на помощь приходят пожарные.

Быть пожарным – очень опасная и рискованная профессия. Какими качествами должен обладать пожарный?

Прежде всего, способностью к самопожертвованию, отвагой, мужеством, физической силой, ловкостью, профессионализмом.

Пожарное дело - для крепких парней,

Пожарное дело - спасение людей,

Пожарное дело - отвага и честь,

Пожарное дело - так было и есть!

(Слайды 27, 28, 29)

Самое эффективное средство - это пожарная машина. Ещё есть пожарный поезд, пожарные вертолёты и самолёты. В нужный момент они всегда помогут нам.

За мужество и героизм пожарных награждают медалями и орденами (Слайд 30)

Вспомним нашу экскурсию в пожарную часть г.Белореченска

(Слайд 31, 32)

VII. Итог занятия.

Учитель. Пожар легче предупредить, чем потушить. Существуют знаки пожарной безопасности. Дети рассматривают знаки, объясняют, что они обозначают.

Ответы на вопросы, поставленные в начале занятия

(Слайд 33)

Учащиеся получают памятки.

ПАМЯТКА

Помни, каждый гражданин, при пожаре не сидим, набираем: 01.

Не устраивай игр со спичками.

Не пользуйся неисправными электроприборами, не оставляй их без

Присмотра.

Все горючие жидкости и воспламеняющиеся материалы не храни вблизи

Огня и нагревательных приборов.

Не украшай ёлку свечами. Не пользуйся вблизи ёлки бенгальскими огнями,

Хлопушками.















Включить эффекты

1 из 14

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 1

Подготовила: учитель, Парталян О.С. МБОУСОШ № 11.

Слайд 2

ПРОМЕТЕЙ

Огонек всегда такой – и хороший, и плохой.Он и светит, он и греет,и проказничать умеет.

Слайд 3

ПОЖАР. Что это?

  • Пожар (fire)
  • Пожар(fire)
  • Слайд 4

    • 30(17) апреля - День работников пожарной охраны.
    • В этот день в 1649 году царь Алексей Михайлович подписал указ о создании первой российской противопожарной службы.
  • Слайд 5

    Государственная Противопожарная служба (ГПС) в составе МЧС России

    Слайд 6

    Пожарное дело - для крепких парней,
    Пожарное дело - спасение людей,
    Пожарное дело - отвага и честь,
    Пожарное дело - так было и есть!

    Слайд 7

    7. Государственная противопожарная служба (ГПС)

  • Слайд 8

    Причины пожара

    • Неосторожность с огнем
    • Неосторожность при курении
    • Детская шалость с огнем
    • Поджоги
  • Слайд 9

    Но самые главные виновники пожара - люди

  • Слайд 10

  • Слайд 11

    • Уничтожается 160 строений
    • 44 человека погибает
    • 37 человек получают травмы
    • Более 23млн. ущерба
  • Слайд 12

    Памятка. Как вести себя на пожаре

  • Слайд 13

  • Слайд 14

    Телефон пожарной службы

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Цель:

    Задачи:

    Оформление:

    индивидуальные памятки.

    Оборудование: ПК, проектор.

    Слайд № 1(обозначение темы)

    Пожар (fire) - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

    Пожар (fire) - огонь, способный самостоятельно распространяться вне мест, специально предназначенных для его разведения и поддержания. При этом огонь не обязательно появляется в виде открытого пламени, достаточно тления и горения (накаливания).

    В 1549 году Иван Грозный издал указ о пожарной безопасности, который обязывал обывателей иметь средства пожаротушения в каждом доме.

    Днем создания единой противопожарной службы на территории бывшего Советского Союза считается

    17 апреля 1918 года, когда был подписан декрет "Об организации государственных мер борьбы с огнем"

    Мощная оперативная служба в составе МЧС России, обладающая квалифицированными

    кадрами, современной техникой, имеющая научную и учебную базы.

    В ее составе 220 000 человек, 13 600 зданий и сооружений, в числе которых более 4000 зданий пожарных депо, 18 634 основных и специальных пожарных автомобилей, 49 пожарных катеров.

    . (Слайд №6)

    Слайд №7

    5. Причины пожара (слайд № 8)

    Неосторожность с огнем

    Неосторожность при курении

    Нарушение правил эксплуатации электрооборудования

    Детская шалость с огнем

    Слайд 10, 11

    "

    8. Что советуют пожарные

    (Дым, огонь, спички, свеча)

    (слайд № 12)

    Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.

    Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону "О 1" или попроси об этом соседей.

    Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону "01" и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.

    Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.

    При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт, он может отключиться, и ты задохнешься.

    Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут.

    Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся, они лучше знают, как тебя спасти.

    Слайд №13

    01 газовая служба

    03 пожарная охрана

    04 скорая помощь

    МБОУСОШ № 11

    Подготовил: учитель

    немецкого языка

    Парталян О.С.

    с.Черниговское

    (внеклассное мероприятие по пожарной безопасности в 5-х классах)

    Цель: научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях.

    Задачи:

    закрепить знания детей о положительной и отрицательной роли огня в жизни человека, о пожарной безопасности, о профессии "пожарный";

    прививать навыки осторожного обращения с огнем;

    воспитывать чувство ответственности, навыки безопасного поведения;

    воспитывать людей, ориентированных на мужество, находчивость, самоотверженность

    Оформление:

    плакаты о работе пожарных и по пожарной безопасности;

    индивидуальные памятки.

    Оборудование: ПК, проектор.

    Слайд № 1(обозначение темы)

    1. Легенда о Прометее (слайд №2)

    Давным-давно люди не знали огня. Они бродили по лесам, нападая на диких животных. Если охота была удачной, они разрывали зверя на части и съедали мясо сырым. Убежищами служили холодные пещеры. Миром правили Боги, живущие на горе Олимп. Сильные, красивые и всемогущие. Всего у них было в достатке. Юный Прометей был наделен чутким сердцем и храброй душой. По дороге на Олимп он встречал людей, дрожащих от холода и страдающих от болезней. Прометей не побоялся облегчить их жизнь. Он незаметно взял тлеющий уголек из очага богов. Спустившись на землю, он вынул его и раздул своим могучим дыханием. А люди увидели огонь и взяли себе. Они кормили его сухими ветками, защищали от ветра. Они делились друг с другом его теплом. Человек изгнал из пещеры хищников, научился жарить мясо, обжигать горшки и многое другое, необходимое для жизни.

    Отец богов Зевс удивился. Люди больше не бродили стадами, а жили семьями в домах. Приказал тогда Зевс отвести Прометея в холодную землю скифов и приковать его там к скале.

    А люди будут вечно благодарны Прометею за принесенный им огонь.

    2. Что такое пожар? (слайд №3)

    Пожар (fire) - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

    Пожар (fire) - огонь, способный самостоятельно распространяться вне мест, специально предназначенных для его разведения и поддержания. При этом огонь не обязательно появляется в виде открытого пламени, достаточно тления и горения (накаливания).

    3. История пожарной службы(слайд № 4)

    В 1549 году Иван Грозный издал указ о пожарной безопасности, который обязывал обывателей иметь средства пожаротушения в каждом доме.

    В этот день в 1649 году царь Алексей Михайлович подписал указ о создании первой российской противопожарной службы.

    Днем создания единой противопожарной службы на территории бывшего Советского Союза считается

    17 апреля 1918 года, когда был подписан декрет "Об организации государственных мер борьбы с огнем"

    4. Государственная противопожарная служба (ГПС)(слайд №5)

    Мощная оперативная служба в составе МЧС России, обладающая квалифицированными

    кадрами, современной техникой, имеющая научную и учебную базы.

    В ее составе 220 000 человек, 13 600 зданий и сооружений, в числе которых более 4000 зданий пожарных депо, 18 634 основных и специальных пожарных автомобилей, 49 пожарных катеров.

    Специалистов, которые занимаются тушением пожаров называют пожарными. (Слайд №6)

    Слайд №7

    5. Причины пожара (слайд № 8)

    Неосторожность с огнем

    Неосторожность при курении

    Нарушение правил эксплуатации электрооборудования

    Детская шалость с огнем

    6. Но самые главные виновники пожара – люди (слайд №9)

    (Статистика по пожарам в России)

    Слайд 10, 11

    7. Конкурс № 1. "Вопрос-ответ "

    Всякий ли пожар можно тушить водой? Почему? Что входит в первичные средства пожаротушения?

    Как тушить загоревшуюся одежду на человеке? Чем опасны лесные и торфяные пожары?

    Может ли загореться искусственная елка?

    Чем опасна в доме печь? Почему нельзя трогать печную заслонку?

    8. Что советуют пожарные

    Кто с огнем не осторожен, �У того пожар возможен,�Дети, помните о том, �Что нельзя шалить с огнем!

    Если младшие сестрички, �Зажигают дома спички, �Что, ты должен предпринять?�- Сразу спички те отнять!

    Выпал на пол уголек, �Деревянный пол зажег. �Не смотри. Не жди, не стой, �А залей его:(водой)

    Раскалился, если вдруг,�Электрический утюг,�Что должны вы сделать, детки?�Вынуть вилку из розетки. �Знает каждый гражданин�Телефон пожарных - 01.

    С точки зрения пожарной �Он опасен чересчур, �Если сделан из бумаги �Самодельный: (абажур)

    Чтоб он не стал твоим врагом,�Будь осторожен с: (утюгом)

    Не суши белье над газом,�Все горит единым: (разом)

    Когда без присмотра оставлена печь, �Один уголек целый дом может: (сжечь)

    Возле дома и сарая �Разжигать костер не смей! �Может быть беда большая�Для построек и: (людей)

    Всем, друзья, вы расскажите, �Чем пожарные живут. �Они днем и ночью тоже�Ваши жизни: (берегут)

    9. Конкурс № 2. "Отгадай загадку"

    Серое сукно тянется в окно, �Вьется, взвивается, �В небо устремляется.

    Я не сам по себе, �А сильнее всего �И страшнее всего.�И все любят меня и �Все губят меня.

    В бумажном домике �Проживают гномики.�Уж такие добряки - �Раздают всем огоньки.

    Таять может, да не лед. �Не фонарь, а свет дает.

    (Дым, огонь, спички, свеча)

    10. Памятка. Как вести себя на пожаре (слайд № 12)

    Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.

    Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону "О 1" или попроси об этом соседей.

    Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону "01" и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.

    Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.

    При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт, он может отключиться, и ты задохнешься.

    Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут.

    Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся, они лучше знают, как тебя спасти.

    Слайд №13

    Знать обязан каждый гражданин - �Телефон пожарных - 01. �Если что-то загорелось, �На себя возьмите смелость: �Срочно 01 звоните,

    Точно адрес назовите, �Что горит? Давно ли? Где?�Несколько минут промчится -�К вам пожарная примчится. �И поможет вам в беде.

    Пожарное дело - для крепких парней,�Пожарное дело - спасение людей,�Пожарное дело - отвага и честь,�Пожарное дело - так было и есть!

    Тест на закрепление материала

    1. Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб:

    01 газовая служба

    03 пожарная охрана

    04 скорая помощь

    2. Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?

    а) убежать;�б) закричать, позвать на помощь;�в) вызвать пожарников по телефону 01.

    3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?

    а) нужно выйти и посмотреть, где и что горит;�б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;�в) не обращать внимания - ведь горит не в твоей квартире.

    4. Для чего прибивают железный лист на полу возле печки?

    а) для сохранения тепла;�б) для поддержания чистоты;�в) чтобы угольки не попадали на пол и не вызвали пожара.

    5. Почему пожарных называют борцами огненного фронта?

    а) умеют быстро разжечь костер;�б) умеют быстро потушить огонь;�в) знают много игр с огнем.

    МБОУСОШ № 11

    (внеклассное мероприятие по противопожарной безопасности)

    Подготовил: учитель

    немецкого языка

    Парталян О.С.

    Тема. Огонь ошибок не прощает. .

    Цель классного часа : познакомить учащихся с правилами поведения при пожаре.

    Задачи:

    Рассказать о роли огня в жизни человека;

    выявить причины, приводящие к возникновению пожара;

    составить памятку о поведении при пожаре.

    Развивать интерес учащихся, усилить бдительность ребят, воспитывать чувство ответственности.

    Ход классного часа

    Учитель:

    Ребята разгадайте загадку: «Накормишь – живет, напоишь – умрет»

    Ученики : Огонь.

    Учитель:

    Верно, это огонь, и говорить мы сегодня будем об огне.

    Давайте вспомним, как огонь попал к людям.

    Ученики:

    (древние люди огонь добывали трением, высекали искры из камня.)

    Учитель:

    А давайте совершим путешествие в древнюю Грецию.

    На экране демонстрируется отрывок из мультфильма о Прометее.

    Учитель : Кто же такой Прометей?

    Ученики:

    Это легендарный древнегреческий герой, подаривший огонь людям.

    Учитель:

    Как жили люди без огня?

    Ученики:

    Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы.

    От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры.

    Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага – люди не варили пищу, не грелись около огня.

    Учитель : Как он помог людям?

    Ученики:

    Он нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю.

    Учитель:

    Огонь стал надежным товарищем и помощником людей.

    Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь.

    Учитель:

    Как же люди используют огонь?

    Ученики:

    Люди используют огонь для приготовления пищи,

    при изготовление стекла и кирпича,

    огонь нужен для обжига керамических изделий,

    для отопления жилища др.

    Учитель.

    Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту, и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем, шалости с огнем, могут привести к беде. Посмотрите на экран, вот к чему могут привести игры с огнем. «Пожары»

    Учитель : Давайте дадим определение слову ПОЖАР.

    Ребята высказывают своё мнение и в конце с помощью учителя выводят определение:

    «Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства».

    А теперь мы отправимся в прошлое и выясним, когда и кем была организованна первая пожарная охрана.

    Внимание на доску

    С 1689 года Петр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.

    В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.

    Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в ее состав входили 25 человек.

    17 апреля 1918 года бы подписан Декрет “О государственных мерах борьбы с огнем”. Этот день и стал днем образования пожарной охраны.

    Учитель : Дома, в которых мы живем, обеспечены газом, электроприборами. Почти каждая семья пользуется разнообразными предметами бытовой химии. В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях. Причины пожаров во всех случаях одни и те же.

    Вот теперь я прошу вас подумать что может стать причиной возгорания.

    (Учащиеся работают в парах, после обсуждения учитель принимает ответы детей)

    · Неосторожное обращение с огнем (90 %).

    · Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.

    · Нарушение правил противопожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.

    · Неумение правильно эксплуатировать газовые приборы.

    · Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.

    · Неправильное устройство и неисправности печей и дымоходов.

    · Шалости детей с огнем.

    Учитель:

    Статистика показывает, что обычно от 15 до 20 % общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнем или нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров.

    Каждый третий погибший в огне человек – ребенок.

    Работа в группах .

    Давайте разделимся на 4 группы и разберём ситуации «Поведение при пожаре»

    Каждая группа получает карточку.

    Если горит телевизор.

    1. Пожар на балконе (лоджии).

    2. Дым в подъезде.

    3. Пожар в многоэтажном здании.

    Ответы на карточки:

    1. Если горит телевизор

    Необходимо:

    Обесточить телевизор или полностью квартиру (помещение);

    Сообщить о возгорании в пожарную охрану «01»;

    Отключенный телевизор залейте водой через отверстия задней стенки, находясь при этом сбоку от аппарата, или накройте его плотной тканью.

    Если горение продолжается, то остается - выбросить телевизор через окно на улицу. Но прежде чем бросить, не забудьте посмотреть вниз.

    Если телевизор взорвался и пожар усилился, не подвергайте жизнь опасности, покиньте помещение, закрыв дверь.

    2. Пожар на балконе (лоджии).

    Попытайтесь потушить подручными средствами (водой, стиральным порошком, мокрой плотной тканью, землей из-под цветов и т. п.).

    Если огонь набирает силу, то немедленно покиньте балкон, плотно закрыв за собой дверь, чтобы вслед Вам не проник огонь.

    Закройте все форточки и двери, не создавайте сквозняка!

    В ходе тушения можно выбрасывать горящие вещи и предметы вниз, убедившись предварительно, что там нет людей.

    Предупредите соседей с верхних этажей, что у вас пожар.

    3. Дым в подъезде.

    Позвоните в пожарную охрану.

    Если дым не густой и Вы чувствуете, что дышать можно, то попробуйте определить место горения (квартира, почтовый ящик, мусоросборник и т.п.), а по запаху - что горит (электропроводка, резина, горючие жидкости, бумага и т. п.).

    Если Вам удалось обнаружить очаг, то попробуйте его потушить самостоятельно или при помощи соседей подручными средствами.

    Если потушить пожар не представляется возможным, то оповестите жильцов дома и, не создавая паники, попробуйте выбраться наружу.

    Если, выйдя в подъезд, Вы попали в густой дым, то нужно немедленно вернуться в квартиру и плотно закрыть дверь. А дверные щели и вентиляционные отверстия, в которые может проникать дым, необходимо заткнуть мокрыми тряпками.

    Если дым проникает, то покиньте прихожую и закройтесь в комнате.

    И последнее, что Вы можете сделать - это выйти на балкон, и постараться привлечь к себе внимание.

    Помните, что огонь и дым на лестничной клетке распространяются только в одном направлении - снизу вверх.

    4. Пожар в многоэтажном здании.

    Позвоните в пожарную охрану.

    Постарайтесь сохранять спокойствие и выдержку, успокойте находящихся рядом людей.

    Помогайте тем, кто скован страхом и не может двигаться, разговаривайте с ними спокойно и внятно, поддерживайте под руки.

    Не входите туда, где большая концентрация дыма!

    При заполнении помещений, коридоров дымом идите в сторону не задымленной лестницы либо к выходу, но только не к лифту. Пользоваться лифтом во время пожара категорически запрещается.

    Держитесь за стены, поручни, дышите через носовой платок или одежду.

    Если из-за густого дыма, повышенной температуры и огня Вы не можете выйти на лестницу или в коридор, нужно немедленно вернуться обратно, плотно прикрыв за собой дверь следует выйти на балкон, лоджию, плотно прикрыв дверь.

    Захватите с собой намоченное одеяло, ковер, другую плотную ткань, чем Вы сможете накрыться от огня в случае его проникновения через дверной и оконный проемы, но такой защиты хватит ненадолго.

    Если внизу под Вами нет огня и в комнате оставаться опасно, то попробуйте спуститься на этаж ниже, используя крепко связанные простыни, шторы, веревки и т. п.

    Учитель:

    Чтобы избежать беды при пользовании электроприборами, нужно знать одно очень важное правило. А узнаем мы его после того, как разгадаем кроссворд.

    1. Его мы смотрим целый день,

    с дивана слезть нам даже лень.

    Что это, ребята? (Телевизор)

    2. Он хозяйке помогает, пыль в квартире убирает,

    У него внутри насос, он зовется … (Пылесос)

    3. Он мальчишкам помогает, проводки для них паяет.

    Над железками начальник, называется … (Паяльник)

    4. В каждом доме круглый год Дед Мороз у нас живет.

    Он отличный морозильник, а зовется … (Холодильник)

    5. Я поехала на юг и взяла с собой … (Утюг)

    6. Испеку гостям я манник, заварит чай электро … (Чайник)

    7. На сцене всегда освещает нас рампа,

    А дома нам светит настольная … (Лампа)

    8. Он хозяюшку балует, режет овощи, шинкует

    Знает много вкусных тайн, это кухонный … (Комбайн)

    Учитель : Вот оно правило. Ты его знай. Электроприборы всегда …

    Все : Выключай!

    Давайте вместе с вами мы вспомним главные правила поведения при пожаре.

    Вызвать пожарных по телефону “01”.

    Если загорелся электроприбор, постараться отключить его, вынув шнур из розетки сухими руками.

    Небольшой очаг возгорания попытаться потушить, накрыв его одеялом и таким образом перекрыв доступ кислорода.

    Если есть возможность, покинуть помещение через дверь или по пожарной лестнице.

    Дышать следует через мокрую тряпку или полотенце, передвигаться, пригнувшись вниз к полу, так как едкий дым поднимается вверх.

    Если нет возможности покинуть помещение, не открывать окна и форточки, так как приток воздуха усиливает горение.

    Заткнуть щели под дверью мокрой тряпкой, чтобы препятствовать доступу едкого дыма.

    Дышать через мокрую тряпку или полотенце и лечь на пол, ждать пожарных.

    Первая помощь при ожогах.

    Наложить чистую марлевую повязку.

    Срочно госпитализироваться в больницу или позвонить “03” и ждать “Скорую помощь”.

    Учитель: эти правила помогут вам, если случится беда.

    Цель: обобщение знаний учащихся о правилах пожарной безопасности.

    • показать
    • последствия легкомысленного и беспечного обращения с огнем;
    • воспитывать
    • :

    Бережное отношение к своему здоровью;

    Чувство ответственности за свои поступки;

    Людей, ориентированных на лучшие нравственные качества: мужество, находчивость, самоотверженность, скромность.

    • познакомить детей:

    С правилами пожарной безопасности;

    С профессией пожарного, как одной из мужественных и героических;

    • научить правильным действиям в случае возникновения пожара;
    • расширить знания об огне и пожаре, пропагандировать противопожарную безопасность;
    • развивать речь учащихся.

    Оборудование:

    • компьютер, мультимедийная установка, презентация;
    • выставка детских рисунков на тему “Огонь – друг и враг человека!”

    Ход урока

    I. Органицационный момент.

    Приветствие.

    II. Определение темы и целей урока.

    Ребята, мы сегодня поговорим о пожаре; разберем причины возникновения пожара; как правильно вести себя и действовать при пожаре, какие меры надо соблюдать, чтобы не стать жертвой огня; познакомимся с героической профессией пожарных.

    Игра “Да” и “Нет”

    Игра называется “Да” и “Нет”.
    Их я хочу услышать в ответ.
    Все внимательно играйте,
    Думайте и отвечайте.
    На вопросы дайте ответ,
    И скажите “Да” иль “Нет”.

    Всем ребятам нужно знать,
    Что с огнем нельзя играть.

    Это все ребята знают?
    А с огнем они играют?

    Для ребят пожары шутка?
    Все ли дети тут послушны?

    На печи кипит варенье.
    Можно ли без разрешенья
    Детям к печке подбегать,
    Чтоб варенье помешать?

    Палит листья мальчик Тихон,
    У костра он скачет лихо.
    Дети дайте мне ответ,
    Хорошо ли это?

    Под столом играет Света,
    Зажигает она свечи.

    Дети дайте мне ответ,
    Хорошо ли это?

    Вова спичками играет,
    Мама это запрещает.
    Дети дайте мне ответ,
    Прав наш Вова или нет?

    Непослушный мальчик Вова,
    Спичками играет снова.
    Пусть мне дети отвечают,
    Маму Вова огорчает?

    Вот свеча, горит огонь,
    Ты огонь попробуй – тронь!
    Дайте, дети мне ответ,
    Будет больно или нет?

    Нам пожары не беда?
    Друга выручим всегда?
    Врать не будем никогда?
    Маму слушаем всегда?

    Можно спичками играть?
    Детям свечи зажигать?
    Причиняет огонь зло?
    А дает огонь добро?

    Ты труслив, когда беда?
    Силы жалко для труда?
    С огнем всегда ты осторожен?
    Что ж завершать игру мне можно?

    III. Работа по теме.

    В древние времена люди огонь назвали “красный зверь”. Познакомились в то время, когда молния коснулась деревьев, и они загорелись. “Красный зверь” не мог перепрыгнуть через реку, значит он боится воды. Понравилась им пища, обожженная огнем. Была очень вкусной, мясо сочным и мягким. Попытались перенести “ красного зверя” в пещеру, но он потух, его надо было подкормить сухой травой. Так человек изучил огонь и поселил его рядом с собой. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Огонь стал другом человека. Они считали его живым существом, “ приручали” его, поселяя его в своих пещерах.

    Он помогал людям выжить, готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего человека. Огонь стал помощником человека. Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее.

    В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещерах. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать огонь людям. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.

    Нам без доброго огня
    Обойтись нельзя и дня.
    Он надежно дружит с нами:
    Гонит холод, гонит мрак.
    Всем огонь хороший нужен,
    И за то ему почет:
    Что греет ужин,
    Режет сталь и хлеб печет.
    Он всегда бывает разным,
    Удивительный огонь.
    То буяном безобразным,
    То тихоней из тихонь.
    То он змейкой торопливой
    По сухой скользит коре,
    То косматой рыжей гривой
    Полыхает на заре.
    Вот на спичке, как на ветке,
    Голубой дрожит листок.
    Вот, ломая прутья клетки,
    Хищный делает бросок!..
    Да, огонь бывает разный -
    Бледно – желтый, ярко-красный,
    Синий или золотой,
    Очень добрый, очень злой.

    Огонь может стать и страшным врагом, разрушая все на своем пути. Это происходит тогда, когда огонь вырывается из-под контроля и повиновения человека, превращаясь в пожар. Пожары – страшное бедствие для людей. Ежегодно пожар уносит десятки тысячи жизней, калечит здоровье и судьбы, уничтожает большие реликвии человеческой истории. Общее количество пожаров на планете достигает до 5,5 млн. в год. Это значит, каждые 5 секунд возникает пожар. Сегодня в России в 10 раз больше пожаров, чем 100 лет назад. В Краснодарском крае каждый год их происходит свыше 5000. В настоящее время в Краснодарском крае в результате пожаров гибнет около 500 человек, 2- их них – дети! Более 500 человек получают травмы. Ущерб от пожаров в крае составляет более 30 млн. рублей. На борьбу с пожарами направляются очень смелые отважные люди – пожарные. Бросаясь в огонь, дым для спасения людей, имущества, они часто забывают о собственной жизни. Своим девизом пожарные вправе считать пословицу “ Сам погибай, а товарища выручай!”.

    Каждый раз пожар – как бомба,
    Каждый раз – война.
    И пожарные по праву
    Защищали честь и славу.
    Их готовность помогать,
    Часто жизнью рисковать -
    Из беды людей спасать -
    Подвигу цена!!!

    История возникновения пожарной службы на Кубани

    Любую историю лучше всего начинать с хронологии. С летописи основных событий, легших в основу становления и развития того, что становится объектом изучения и интереса. Поэтому историю Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю можно начать с более 200- летнего временного раздела. За долгие годы пожарная охрана прошла нелегкий путь становления и развития, спадов и подъемов. Но, несмотря ни на какие трудности, пожарные всегда были и остаются на переднем рубеже защиты народа и всех тех ценностей, которые были накоплены государством. В июне 1793 года черноморские казаки решили на землях Кубани воздвигнуть главный город в честь великой Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны – Екатеринодар. Об организации пожарной охраны речи тогда и не шло. Все силы направляли на строительство города. Первоначально это были землянки, турлучные хатки-мазанки, крытые камышом, соломой. Достаточно было одной искры, чтобы все это превратилось в море огня. Когда 28 февраля 1795 выгорела одна из казацких землянок, выяснилось, что для тушения пожаров “… не имеется во всем городе никаких средств яко водовозных бочек, крючьев и прочего к тому нужного”. Тогда 3 марта 1795 года Войсковое Правительство Екатеринодара издает распоряжение – завести в каждом курене по одной бочке с водой на телегах “ко утушению пожара всегда готовых”, а для изготовления пожарных инструментов собрать со всех городских жителей с “имущественных” по 20, а”неимущественных” по 10 копеек денег. Эта дата, 3 марта 1795 года считается Днем учреждения пожарной охраны в Екатеринодаре, но организованной и оснащенной она в то время не была. 17 апреля 1918 года был подписан Декрет “О государственных мерах борьбы с огнем”.

    Указом Президента РФ № 539 от 30 апреля 1999 года Днем образования пожарной охраны России установлена дата – 30 апреля. Для качественной работы пожарных построено и реконструировано более 100 пожарных депо, создано 22 опорных пункта тушения крупных пожаров, испытательная пожарная лаборатория, построены пожарный стадион, “огневая полоса” для психологической подготовки пожарных, учебно-тактический полигон для практической отработки навыков по тушению резервуаров с нефтью, проведено более 50 крупномасштабных соревнований, учений (на нефтебазе Шесхарис г. Новороссийск). Подготовлено более 40 мастеров спорта. Из рядов пожарных вышли:

    Дважды Герой Советского Союза Маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий,

    Герой Советского Союза Павел Владимирович Ялугин,

    Герой Советского Союза Алексей Дмитриевич Зайцев,

    Герой Советского Союза Григорий Моисеевич Дуб и др.

    И сегодня эта специальная служба одна из самых мобильных. В распоряжении пожарных находится современная техника так, как пожары возникают в разных местах, на разных объектах, совершенно не похожих друг на друга, то и пожарная техника очень разнообразная.

    И вот машины красные
    Спешат в места опасные,
    Прохожие сторонятся -
    Пожарные торопятся.

    Ребята! Чтобы не случилось беды, чтобы на нашей земле было как можно меньше пожаров, необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности.

    Какие причины возникновения пожаров вам известны? (Ответы детей)

    Начинаются пожары вроде бы случайно, но причины есть всегда. И они не тайна. Что ребятам надо знать, чтобы несчастья избежать?

    Не играйте со спичками, дети!
    И товарищам это скажите,
    Зажигалки и спички – тревога!
    Сигареты и свечи не трогать!
    Никогда это в руки не брать,
    Чтоб нечаянно не страдать!
    Не пытайтесь устраивать игры
    Втихомолку в сараях, в подвалах,
    Возле дров или на чердаках -
    Для чего вам с огнем баловаться,
    Если можно другим заниматься?
    Берегитесь предметов случайных,
    А по облику ярких, прекрасных:
    Порошки или аэрозоли
    Упакованы очень красиво -
    Стоит только поджечь их – на волю
    Вырвется пламени сила!
    Не играйте с электроплитою,
    Опасайтесь электроприборов,
    Не будите Огонь, не давайте
    Разноситься ему по простору!
    … Любят люди, когда выходные,
    Отдыхать всей семьей на природе,
    А когда уезжать соберутся,
    Позабудут огонь погасить -
    Может даже погибнуть весь лес!

    Уезжая, костры потушите!
    И себя, и леса берегите!!!
    Будьте бдительны ночью и днем,
    Не играйте с жестоким огнем!
    Если дома взрослых нет,
    А пожар возник,
    В этой ситуации
    Важен каждый миг.
    Не впадайте в панику,
    Это не поможет,
    Начинать огонь тушить
    Вам не нужно тоже.
    Из квартиры выбегайте
    В дверь к соседям барабаньте,
    А не прячьтесь по углам -
    Дым с огнем догонят там!
    Никогда не возвращайтесь
    В ту квартиру, где горит -
    А к соседям достучаться,
    Дозвониться и добраться -
    Ваша главная задача!!!
    Взрослые помогут -
    Вызовут подмогу.
    Будут в “01” звонить,
    Адрес сообщат,
    И пожарные на помощь
    Тут же поспешат.

    Игра “Вызов по телефону пожарной команды”

    Задача: суметь грамотно сообщить о пожаре.

    Ученик “звонит” по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:

    1) называет адрес, где горит;

    2) свой номер телефона;

    3) свою фамилию;

    4) на каком этапе горит;

    5) как лучше подъехать к дому;

    6) сколько подъездов в доме.

    Все это надо сообщить быстро, без запинок.

    Составление памятки “Огонь ошибок не прощает” (проектная деятельность в группах).

    а) Постановка проблемы.

    Подумайте, какие правила нужно соблюдать, чтобы не случилось беды?

    Что делать, если начался пожар?

    б) Деятельность в группах.

    План работы учащихся в группе

    1. Выбор путей проведения своих исследований.

    2. Сбор данных.

    3. Обработка собранных сведений.

    4. Оформление результатов исследований.

    в) Презентация (представление памятки).

    Памятка “Огонь ошибок не прощает”

    Пожары причиняют людям большие несчастья.

    Чтобы избежать дома огненной беды, не шалите с огнем, не играйте с пиротехническими изделиями, будьте осторожны с горючими жидкостями.

    В первую очередь не играйте со спичками, следите, чтобы не шалили с огнем ваши товарищи и маленькие дети.

    Не устраивайте игр с огнем в сараях, подвалах, на чердаках.

    Не играйте с электронагревательными приборами, это опасно! Помните, что опасно оставлять работающие электроприборы и газовое оборудование без присмотра.

    Ребята! Помните эти правила всегда, разъясняйте их своим друзьям и товарищам. Этим вы окажите помощь работникам противопожарной службы в деле предупреждения пожаров в школах, жилых домах, в лагерях.

    Твои действия при пожаре:

    • Если вы обнаружили пожар в школе или почувствовали запах дыма, немедленно сообщите об этом учителю, находящемуся по близости.
    • Не пытайтесь самостоятельно потушить пожар.
    • Действуйте по команде учителя. Никогда не прячьтесь в задымлённом помещении в укромные места. При эвакуации покидайте опасное место в составе класса. Ведите себя спокойно, не создавайте паники.
    • Если в помещении дым, пригнитесь к полу, по возможности дышите через мокрую ткань.
    • Запомни это сам и расскажи другим.

    Физминутка.

    Учебная эвакуация.

    Разбор ошибок при эвакуации.

    IV. Закрепление пройденного.

    Кроссворд

    По горизонтали: 3. Шест с пожарного щита. 4. То, что защищает голову военного, строителя и пожарного 5. Средство для воспламенения порохового заряда в гранате или бомбе. 7. “Поджигатели” в коробке. 10. Газовое огниво курильщика. 12. Именно на нем при пожаре набирают “01”. 13. Наконечник пожарного шланга. 17. Пловное зерно. 19. “Красный цветок”, которым Маугли подпалил усы Шер-Хану. 20. Во что сметают мусор? 21. На что понадеялся поп, нанявший Балду в работники? 22. Он на трех ногах стоит, пианист за ним сидит.

    По вертикали: 1. “Горный лен” - волокнистый минерал, из которого делают не боящиеся пожаров плиты, перегородки и даже ткани. 2. Колдовская порча взглядом. 4. Вышка над зданием пожарной части, давшая название высокому человеку. 6. Спец по домашним очагам. 8. Он утром, вечером и днем готов вести борьбу с огнем. 9. Знаменитая певица по имени Эдит. 11. Огнедышащая гора с острова Сицилия. 14. Из них получают дрова. 15. Он - и на пляже, и в сахарнице, и в ящике рядом с пожарным щитом. 16. Сборник фотографий. 18. Самое распространенное средство для борьбы с возгоранием. 20. Что Бог послал крыловской вороне?

    V. Релаксация.

    Скажите “да” или “нет”:

    Я знаю, как пользоваться телефоном.

    Я знаю, как позвонить в пожарную часть.

    Я знаю. Что сказать,

    Я знаю свой адрес и телефон.

    Я никогда не наберу 01 ради баловства или шутки.

    Если у вас получилось 5 “да”, то я за вас спокойна. Вы знаете, как поступать.

    Игра “Топаем, хлопаем”

    Условие: если дети поступают правильно - хлопают, если неправильно – топают.

    Знаю я теперь, друзья,
    Что с огнем играть нельзя! (хлопают)
    Спички весело горят,
    Буду с ними я играть. (топают)
    Коля убежал за дом, там играет он с костром. (топают)
    Он опасен, Лена знает,
    Утюг больше не включает (хлопают)
    Таня с Ниною играют, на печи газ зажигают (топают)
    Клим увидел: дом горит,
    Мальчик “01” звонит. (хлопают)

    VI. Рефлексия урока.

    • Какой момент урока вам больше всего запомнился?
    • Что совершенно новое вы узнали на уроке?
    • А когда и где нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?
    • Я... доволен своей работой.
    • Мне было трудно …
    Выбор редакции
    Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

    В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...

    Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...

    СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
    Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
    Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
    Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
    Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
    В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...