Временная лента эпох. Основы летоисчисления


При изучении с детьми истории для меня самым важным пособием является историческая лента времени. С помощью ленты времени можно не только знакомиться с историей, но и учить сопоставлять времена и события: что было раньше, что было позже или что было у нас в стране, когда в Европе произошло вот это событие и так далее. С помощью ленты времени проще заучивать даты, проще запоминать последовательность событий. Словом, такая форма работы очень интересна и полезна.

Я когда-то делала различные ленты времени своим старшим детям. И ленты на много веков сразу, и ленты, подробно показывающие 19-20 век, только 20 век — очень подробно. Делала и ленты жизни каждому из старших детей.

Со старшими детьми я успевала заниматься только в дошкольном возрасте. Когда все трое учились в школе, занятий уже почти не было. Только лишь творческие семейные посиделки. Но ленты времени продолжали висеть и давать информацию пассивно. И я не знала, обращают дети на них внимание или нет. Но недавно мой взрослый сын Миша как-то сказал мне, что лента времени была одним из самых сильных впечатлений его детства. Он обожал её рассматривать и помнит все события обозначенные на ней и даты. Из этого я могу сделать вывод, что работа проделывалась не зря. Ну и славно!

Теперь пришёл уже черёд Саши с Васей познакомиться с историей. Старшие приступили к этому существенно раньше. Но с этими ребятами что-то мне подсказывало, что они толком не готовы к восприятию систематических знаний по истории. А потому, мы лишь обсуждали какие-то исторические события и реалии, которые встречались нам в книгах, фильмах, в других источниках.

С чего же начинать систематическое изучение истории с детьми? Я думаю, что с истории самих себя.

С этого мы и начали.

Я сделала длинную ленту, в которую вошли все годы с момента Сашиного рождения. На ленте очень много фотографий. Потому что без фотографий — вообще ничего не будет работать. Точнее, в этом возрасте не будет. Для детей постарше можно уже делать меньше картинок и фотографий. Но детям 6-7 лет без фотографий лучше и не начинать. Тем более, что речь идёт о них самих.

Кроме фотографий есть флажки, которые обозначают даты. На более сложных лентах с историческими событиями я тоже обычно использую значки. Так что, дети привыкают к символам.

Здесь значками мы обозначаем события, которые значимы для детей, например: Саша родилась, у Саши вылез первый зуб, Саша научилась плавать, Саша научилась ходить и так далее. Кроме этого, мы обозначаем флажками многочисленные поездки и путешествия.

В конце ленты обязательно стрелочка, которая указывает направление времени.

Что можно делать с такой лентой? Как заниматься?

Ну, во-первых, конечно, просто рассматривать, вспоминать, что когда было, рассказывать ребёнку то, чего он забыл или просто не может помнить. После этого можно предлагать найти определённое событие — показать его на ленте. Или назвать год, в котором оно произошло. Или же год и месяц. Можно спрашивать, что из событий было раньше, а что позже.

Вы можете сделать точно такую же ленту или похожую, используя шаблон. Его можно скачать по ссылке.

В предлагаемом шаблоне есть деления на месяцы и годы. Она охватывает 2005-2015 годы. И если ваши дети родились после 2005, то она вам подойдёт. Просто вырежьте небольшие фрагменты фотографий, нарисуйте маркером флажки и напишите нужные вам надписи. Вы можете использовать только даты из истории самого ребёнка, а можете добавить события, связанные с другими членами семьи, друзьями, близкими и знакомыми.

Продолжение темы обязательно будет! Будут и другие ленты и сценарии занятий по истории.

Разделы: Начальная школа

Тема: «Историческое время: век, тысячелетие, эра. Дата. Календарь. «Лента времени».

Задачи урока :

  1. Образовательная: сформировать представление об историческом времени и ввести понятия: век, тысячелетие, эра; закрепить знания единиц измерения времени (год, месяц, сутки).
  2. Развивающая: развивать умения работать со схемами и моделями, умения пользоваться римскими цифрами; развивать память, речь детей, расширять активный словарный запас;
  3. Воспитательная: поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого, умение работать в парах, воспитывать самостоятельность.

Оборудование для учителя : учебник О.Т. Поглазова В.Д. Шилин «Окружающий мир»; рабочая тетрадь № 1 О.Т. Поглазова «Окружающий мир»; М.Т. Студеникин В.И. Добролюбова «Методика преподавания истории в начальной школе»; О.Т.Поглазова «Методические рекомендации по изучению исторического материала в интегрированном курсе «Окружающий мир»». «Лента времени» (большая бумажная лента, на которой постепенно будут наклеиваться или рисоваться, отображающие основные события истории Отечества),таблички со словами «календарь», «дата»; таблица счета лет.

Для учащихся : учебник, рабочая тетрадь №1, «лента времени» (на каждой парте), карточки в конвертах с датами и пословицами,сигнальные карточки.

Ход урока

I. Организационн ый момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос.

Что является стрелкой в солнечных часах?
- Какое время показывают часы в полдень?
- Как можно проверить точность хода часов?
- Что можно соорудить в школьном дворе, чтобы наблюдать изменение положение Солнце на небе в разные времена года?
- Как называется высокий вертикальный шест в солнечных часах?
- Как называются часы с использованием воды?

2. Блиц-опрос (учащиеся используют сигнальные карточки: если верно данное высказывание – зеленую, если неверно – красную).

Шведский ботаник Карл Линней устроил цветочные часы.
- В солнечных часах стрелкой является маятник.
- Электронными часами пользовались монахи-летописцы.
- Самые точные часы атомные.
- В электронных часах маятником являются колеблющиеся заряженные частицы.
- Механические часы появились тысячу лет назад.
- Водяные часы – современные.
- Часы с кукушкой называют электронными.

Ответы: да, нет, нет, да, да, нет, нет, нет.

III. Сообщение темы урока.

Ребята, часто ли вам приходится слышать такие выражения: «У него сегодня торжественная дата», «Дата его рождения».
Назовите дату вашего рождения. Дату рождения ваших родителей.

Что же означает само слово дата ?

Ответ уч-ся : Это когда называют – день, месяц и год события.
Как же мы узнаем с вами эти даты? Что нам в этом помогает? (календарь)

На доске вывешивается большой календарь.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Ответ уч-ся : Мы будем сегодня говорить о датах и календарях?
Действительно, мы сегодня познакомимся с видами календарей. Узнаем, что такое историческое время.

IV. Что такое календарь.

1.Работа по учебнику

Размышляли ли вы, откуда взялось знакомое вам слово «календарь»?
Давайте об этом прочитаем в учебнике.
Учащиеся читают статью «Что такое календарь» на с.22 (1 абзац).

Беседа по статье:

Откуда же взялось слово «календарь»?
- Что же сейчас называют словом «календарь»?

У вас у каждого на парте лежат календари. Давайте, рассмотрим:

Сколько месяцев составляет год?
- Одинаково ли количество дней в месяцах?
- Одинаково ли количество недель в месяцах?
- Какие существуют календари?
- Каким календарем пользуемся мы с вами?
- Что определяют по календарям? (даты происходящих событий)

2. Работа с тетрадью на печатной основе.

А с вами происходили важные события?

Что же самое важное произошло за годы вашей жизни?
Давайте нанесем эти события на линию времени, которая у вас находится в тетради на с.9 №21.
(На доске учитель чертит линию времени. Это прямая линия, разделенная поперечными черточками на равные отрезки, означающее определенное число лет. Ученики работают с линией времени в своих тетрадях).

Какое самое важное событие произошло в жизни ваших родителей и вашей?
- Когда пошел(а) в детский сад? В школу?
- Сколько лет был(а) в детском саду? Сколько учишься в школе?
- Сколько лет многим из вас исполнилось в этом году? (10)

Можно сказать, что вы прожили свое первое десятилетие.

Сколько прожили десятилетий ваши родители? дедушки, бабушки?
- Как вы думаете, а происходили ли какие-либо события до вашего рождения, рождения ваших родственников?
- Какая наука изучает жизнь человечества в прошлом?

Рассмотрите иллюстрацию на с.23 учебника.

Как развивалось человечество?

Физминутка

V. Как изображают течение времени.

1.Чтение отрывка.

Вы любите слушать рассказы о сказочных странах?
Сейчас я вам прочитают отрывок из книги Л.Талимоновой «Путешествие во времени», о стране Беоргин.
(Учитель читает отрывок из книги Л.Талимоновой «Путешествие во времени»).

«В стране Беоргин жили замечательные люди. Превыше всего беоргийцы ставили гармонию в мире. Жили они по законам Истины, Добра и Красоты. Они верели в Бесконечность и поклонялись Времени. В представлении беоргийцев Время делилось на три части: Прошлое, Настоящее, Будущее. Прошлое они принимали за абсолютную истину и уважали его. Будущее – всегда движение вперед, к чему – то лучшему. А Настоящее – это только мостик из Прошлого в Будущее. Беоргийцы представляли Время огромной рекой, текущей из Прошлого в Будущее…»

Вопросы:

Какое представление о времени было у жителей сказочной страны и какое представление о времени у вас?
- Чем отличаются понятия «прошлое», «настоящее», «будущее»?
- Чем отличаются понятия «вчера», «сегодня», «завтра»?

Путешествовать в историю нам поможет «Лента времени». Она даст возможность понять, как далеко во времени стоит одно событие от другого.

Чем настоящее время отличается от исторического времени?

Учитель: В настоящем времени, как правило, задают вопрос «В каком году это было?», в историческом времени – «Когда произошло событие?». Отвечая на вопрос об историческом событии, могут назвать год, век, тысячелетие.

2 . Работа с «Лентой времени»

(У уч-ся на каждой парте лежит «лента времени» и 2 конверта, на доске вывешивается большая бумажная «лента времени»)

Положите перед собой ленту времени и скажите:

Что отмечают на ленте времени? (Даты, события.)
- Что еще отмечают на «ленте времени»?

Работа в парах

Возьмите белый конверт. В нем таблички с единицами измерения времени: эра, месяц, день, год, век, неделя. Расставьте в хронологической последовательности приведенные здесь единицы измерения.

Что у вас получилось?

Ответ: день, неделя, месяц, год, век, эра.

- Какие из этих единиц можно использовать для описания жизни вашей семьи, а какие – для истории города, страны, народа?
- Что же еще отмечают на «ленте времени»? (год,век,тысячелетие)

Год - отрезок времени в …….. (12 месяцев);
Век – отрезок времени в …….. (100 лет);
Тысячелетие - отрезок времени в ……. (1000 лет).

Сколько веков составляет тысячелетие?

Учитель: В «историческом времени» принято пользоваться арабскими и римскими цифрами. Арабскими, как правило, обозначаются годы, а римскими – века.

Работа в тетради с.8 №18.
Заполните пропуски римскими цифрами.

- А как же надо определять век по году?

Учитель: Если в четырехзначном числе после первых двух идут нули, то первые цифры будут означать век: 13 00год – 13 (XIII) век, 14 00 год – 14 ( XIY) век. Но если на месте нулей будет любая другая цифра, то, значит, идет следующий век. Например, 13 01год – 14 (XIY) век, 14 15 год - 15 (XY) век. Так же определяется век по дате из трех цифр: 9 00год - 9 (IX) век, 9 01год – 10 (Х) век. 901 год означает, что прошло полных девять веков и пошел первый год десятого века. Это так же, как вам исполнилось 9 полных лет и идет 10-й год(объяснение сопровождается показом на доске).

Все годы каждого века с 1-го по 100– й включительно относятся к одному веку.

За точку отсчета времени в большинстве стран мира принят год, в котором, по библейскому преданию, родился Иисус Христос. Эта дата делит всю историю людей на два периода – на две эры: «до нашей эры» (до н. э.) и «нашу эру» (н.э.).

VI.Обобщение знаний учащихся.Практическая работа.

1.Работа с «лентой времени, карточками-датами.

Сейчас мы поработаем с «лентой времени» и с карточками – датами. Для этого вам необходимо взять розовый конверт и достать карточки, да еще 2 листочка с пословицами.
(В конверте уч-ся находятся даты: 862г.,988г., 1147г., 1242г., 1380г.1495г.,1700г.1861г.,2000г.,2001г.).

а) Определите век по дате и расположите дату на «ленте времени».

Работа выполняется фронтально.

В каком веке мы с вами живем? (21в.)
- С кого года начался XXI век? (2001г.)
- Какой был предыдущий век? (ХХв.)
- Каким годом он закончился? (2000г.)

Возьмите 1-й листок (белый). Это пословицы.

б) Составьте дату из пропущенных в пословицах цифр. Выполним эту совместно.

Что эта дата означает?

….. в поле не воин.
Семь раз отмерь, …. раз отрежь.
Конь о …. ногах, и тот спотыкается.
У ….. нянек дитя без глазу.

Какая получилась дата? .(1147)
- Что эта дата означает?(Основание Москвы)
- К какому веку она относится? (XII в.)

Из следующих пословиц, узнайте дату сооружения кирпичных стен и башен Кремля. Работу выполняют самостоятельно в парах с последующей проверкой.

Семеро с ложкой, …. один с сошкой.
Пошел на все ….. стороны.
….. раз надо сказать, на десятый только послушает.
….. пальцев в одно кольцо не возьмешь.

Какая получилась дата? .(1495г.)
- Что эта дата означает?
- К какому веку она относится?(XYв.)

2. Работа в парах.

в) Определите, к каким векам относятся оставшиеся года и расположите их на «ленте времени».(862г.,988г.,1242г., 1380г., 1700г., 1861г.)
Давайте, проверим как вы справились с этим заданием (уч-ся отвечают, а учитель поясняет даты или спрашивает у детей).
- Начинайте называть даты и век в хронологическом порядке.

Ответы уч-ся:

Учитель: Это год рождения древнерусского государства.

Учитель: Это год Крещения Руси.

Что это за дата?

Ответ уч-ся: Основание Москвы

1242г.- XIIIв.

Учитель: Ледовое побоище.

Учитель: Куликовская битва.

Что это за дата?

Ответ уч-ся: Сооружение кирпичных стен и башен Кремля.

Кто помнит, что это за дата?

Ответ уч-ся: С этого года в России по Указу Петра I Новый год отмечается с 1 января.

Кто помнит, что это за дата?

Ответ уч-ся: Отмена крепостного права в России.

Чем знаменателен для вас ХХ в.?

Ответ уч-ся: В этом веке мы родились.

Чем знаменателен для вас ХХI в.?

Ответ уч-ся: Мы сейчас живем в этом веке.

VII.Итог урока.

Что взято за основу счета времени в солнечном и лунном календарях?
- Как следует называть дату события?
- Какие единицы исчисления используют историки?
- Что такое «лента времени»?
- Сколько лет, веков, тысячелетий длится наша эра?

Молодцы! Все вы очень хорошо работали на уроке!

Что вам больше всего понравилось на уроке?

Домашнее задание: учебник с.22-25; рабочая тетрадь №1 с.8-9 № 19,20.

План-конспект урока истории в 5 классе

Тема: «Счет лет в истории».

Цели урока:

1. Сформировать у учащихся представление о хронологических датах как части исторических знаний; продолжить формирование умений счета лет в истории.

2.Развитие умения соотносить год, век, тысячелетие; устанавливать длительность и последовательность событий; умения решать задачи на прямой и обратный счет лет в истории.

3. Поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого, сформировать представление у учащихся о ценности времени.

Тип урока: изучение нового материала

Новые термины: хронология, точка отсчета времени, «лента времени», эра, век, календарь.

Оборудование: учебник, «лента времени», карточки с заданиями.

План урока:

1.Историческая хронология.

2.Календарь.

3.Наша эра и лента времени.

Ход урока

1.Организационный момент.

Беседа с классом

Угадайте, о чем идет речь:

Без крыльев, без рук оно.

Быстро летит, не догонишь его. (время)

Чтобы хорошо знать события прошлого, нам необходимо правильно ориентироваться во времени. Для этого существует историческое время. Оно разное: одно событие может длиться месяц, другое – год, а некоторые явления в жизни людей могут длиться тысячелетиями. Какое же оно – историческое время? Как правильно определить, в каком году произошло то или иное событие?

2.Изучение нового материала.

1). Историческая хронология.

В истории очень важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие произошло раньше и какое позже. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о единицах измерения времени, которыми пользовались наши предки и которыми пользуемся мы, узнаем, как разные народы считали время, что такое лента времени, поговорим о прямом и обратном счете лет и поучимся решать задачи. И так тема нашего сегодняшнего урока «Счет лет в истории »

Чтобы понять, почему произошли те или иные события, какие последствия они имели для людей, нужно определить, что происходило до них, а что – после.

Последовательность исторических событий во времени называется хронологией . (хронос и логос)

В исторической науке счет лет ведется в строгой последовательности по годам. Каждый год обозначается цифрами. Последовательность событий можно изобразить в виде ленты времени.

Счет времени нужен не только для историков. В повседневной жизни мы ведем счет дням, неделям, месяцам, годам по календарю.

Кроме месяца, недели, дня существуют и большие единицы времени. Назовите их. (Год, век, тысячелетие).

Год – 365 дней.

Век – 100 лет

Тысячелетие – 1000 лет (10 веков).

Первыми в истории определили длину года (365 дней) древние египтяне. Главное занятие египтян – земледелие, поэтому им нужно было знать, когда сеять и когда убирать урожай.

Давайте попробуем определить к какому веку относится та или иная дата.

    1240 год. Это какой век? Чтобы определить какой это век, нужно закрыть две последние цифры. Остается цифра – 12, значит прошло 12 полных веков, а идет 13-й, значит 1240 г. - это 13 век.

    Если сейчас 2015 год, то какой сейчас век? (21 век).

    862год. Это какой век? (9век).

Если числа и года мы обозначаем арабскими цифрами, то века принято обозначать римскими.

X =10, его половина V=5

Например - 9 век, как IX (10-1)

2). Календарь.

Название "календарь" происходит от латинского слова "календариум", означающего "долговая книжка". Дело в том, что в Древнем Риме должники обязаны были платить проценты по долгам в первый день месяца - календы. Они и стали вести календарь, чтобы не запутаться в долгах. Календарь - это система отсчета больших промежутков времени.

Первобытные люди не знали календаря. Они отмечали смену дня и ночи, чередование времен года. С появлением первых государств связано и создание первых календарей. Сначала счет велся по лунным месяцам, так как изменения лунного диска легко было увидеть и соотнести с определенными промежутками времени. Первый солнечный календарь изобрели в Древнем Египте. А самый точный календарь был создан древним народом майя в Центральной Америке.

У каждой древней цивилизации существовал свой счет лет, все народы считали время по-разному. Ученым пришлось много поработать, чтобы суметь датировать события древней истории по привычному нам календарю.

В основу современного календаря положен солнечный год. Солнечный год - это продолжительность одного оборота планеты Земля вокруг Солнца. Он составляет 365 дней плюс примерно 1 час.

3). Наша эра и лента времени. Особое значение для календаря имеет то событие, от которого ведется начало отсчета времени. Точки отсчета лет в разных странах были разные. Например. В Древнем Египте каждый раз, когда начинал править новый фараон, счет лет начинался заново. Первый год его правления считался первым, второй – вторым и так далее. Когда этот фараон умирал, к власти приходил новый, и вновь наступал первый год. Римляне первым считали год основания своего города. У народов, исповедующих ислам, летоисчисление ведется от даты переселения Мухаммеда – основателя ислама – из Мекки в Медину. Древние славяне переняли традицию византийцев, и отчет времени вели «от сотворения мира».

Главной точкой отсчета времени по нашему современному календарю считается год Рождества Христова. Это летосчисление называется христианским или нашей эрой. Иногда его также называют новой эрой. Наша эра обычно обозначается сокращенно н. э. Таким образом, мы живем в нашей эре и ведем счет годам нашей эры.

Первым годом нашей эры считается условный год рождения Иисуса Христа. От этого первого года ведется наш современный календарь. Все, что случилось до первого года, относится ко времени до нашей эры (сокращенно до н. э.).

Рассмотрите на рисунке ленту времени. Вертикальной чертой обозначено начало нашей эры. Справа - наша эра. Здесь годы исчисляются последовательно вперед, один за другим - первый, второй, третий и так до нынешнего года.

По левую сторону разделительной черты - до нашей эры - мы смотрим назад, как бы в обратную сторону. Ближайшим годом к рубежу нашей эры будет 1 год до н. э. Заметим, что нулевой год отсутствует. Если мы захотим посчитать годы в 1 веке до н. э., то, чем ближе к концу века, тем меньше будет число года. То есть 1 век до н. э. начался в 100 году до н. э., а закончился в 1 году до н. э.

Например, правитель Древнего Рима Гай Юлий Цезарь был убит в 44 году до н. э. Отметим это событие на ленте времени. Следующим годом будет 43 год до н. э., за ним следует 42 год до н. э. и так далее. Большая часть истории Древнего мира развивалась до н. э.

До нашей эры Наша эра

    Обобщение и закрепление нового материала.

Чтобы лучше разобраться в чете лет, давайте выполним некоторые задания и решим несколько задач..

Решите задачи :

1.Согласно легенде, город Рим основан (753 г. до н.э) сыном бога войны Марса Ромулом. Подумайте, мог ли Ромул что-нибудь слышать об олимпийских играх (776 г. до н.э) и мог ли он в них участвовать? ответ обоснуйте (арифметически)

2.Отметьте на линейки времени: XVI век, IIX до н.э., 1701 г, 56 г. до н.э

3.Наполоеновская армия вторглась в нашу страну чз 1779 лет после распятия Иисуса Христа в возрасте 33 лет? Отметьте на линейки времени эти даты. И подсчитайте год, когда Наполеон вторгся в Россию?

4. Определи век:

1256 год - …

400 год - …

35 год до н.э. - …

1900 год - …

201 год - …

2010 год - …

1645 год - …

100 год - …

102 год до н.э. - …

723 год - …

25 год до н.э. - …

Д/З: параграф 2

В тетради письменно сделать следующие задания:

1. Составить 3 задачи на счет лет в истории.

2. Записать римскими цифрами:

6 - …9 - …11 - …13 - …8 - …16 - …17 - …4 - …19 - …22 - …3 - …

3.Записать арабскими цифрами:

V - …VIII - …XIX - …IV - …III - …XVI - …XIV - …IX - …VII - …XII - …XX - …XXII -

4.Определить век:

1232 год - …577 год - …48 год - …28 год до н.э. - …1703 год - …308 год - …2001 год - …















Включить эффекты

1 из 15

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 1

Лента времени (фрагмент урока окружающего мира) Соколова Елена Борисовна учитель начальных классов МОУ СОШ с УИОП № 2 им. В.И.Десяткова Г. Белая Холуница Кировской области Эта презентация использует макрос Drag and Drop, созданный [email protected] сайт

Слайд 2

б и н а а р х в и я и с т о р и л ь л ы е т о п и с Русская народная историческая песня-сказание о героях Учреждение для хранения старых, старинных документов Наука, название которой переводится с греческого как “рассказ о прошедшем” Запись исторических событий по годам – вид древнерусской литературы

Слайд 3

У многих древних народов были представления о богинях, прядущих особые нити - нити человеческих судеб.

Слайд 4

У славян- богиня Макошь и две её помощницы – богини Доля и Недоля В Древней Греции - Мойры- три дочери богини Ночи

Слайд 5

Лента времени

  • Слайд 6

    Древний Египет Древний Рим Древняя Греция Современный мир Летоисчисление - счёт лет

    Слайд 7

    Египтяне отсчитывали годы от начала правления нового фараона (правителя)

    Слайд 8

    Греки вели счёт лет по Олимпийским играм, которые проходили один раз в 4 года.

    Слайд 9

    Римляне считали первым годом их истории год основания Рима

  • Слайд 10

    Сейчас в России и многих других странах принято летоисчисление от Рождества Христова

    Счёт лет идёт от года рождения Иисуса Христа, основателя новой религии - христианства

    Слайд 11

    То, что произошло до рождения Христа - случилось до нашей эры. События позже этой даты относят к нашей эре РХ До нашей эры Наша эра

    Слайд 12

    Век, столетие – 100 летТысячелетие – 1000 лет = 10 веков Годы принято обозначать арабскими цифрами - 1, 2, 3… 10… Века обозначают римскими цифрами - I, II, III… X…

    Слайд 13

    XVIII X XX XII 1961 1147 1799 988 Соотнеси года и века

    Слайд 14

    Использованные источники

    Мойры - http://sigils.ru/symbols/img/zhreb01.jpg Макошь - http://www.drevo.lv/uploads/images/5/3/e/f/1/c027d3eeda.jpg Динозавр - http://www.bry-backmanor.org/dinosaurs/colordinoclips.html Пирамиды - http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MH900335188.jpg Рыцарь – http://www.fortunecity.com/millenium/dogdayz/359/graphicknights/knight15.gif Лампочка - http://nespim.org/UserFiles/Image/game44/5.png Компьютер - http://www.bravekids.org/images/about/Lear0075.gif Календарь - http://ces.ca.uky.edu/greenup-files/Calendar.GIF Фараон - http://www.archedesoisy.com/images/0001558a-buste-pharaon-2.jpg Двор фараона - http://evolutsia.com/images/stories/odezda/kostium/ehipet/008.jpg Олимпиада - http://weblinks.ru/upload/11/b9/84/303/ec3ffb39.jpg Кольца - http://photo.sportcom.ru/images//full/26590.gif Колизей – http://www.andrianov.org/Countries/Italy/RomaColosseo.jpg ; http://intercomtour.org/edu/datas/users/rome_01_3.jpg Волчица - http://www.gazeta.lv/images/img_6449.jpg Рождение Христа - http://img.dailymail.co.uk/i/pix/2007/12_01/JESUS071207_468x309.jpg Пушкин - http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//44/763/44763765_pushkin.jpg Кремль - http://www.avialine.com/img/photoreports/photoreport_200_7998.jpg Ракета - http://galspace.spb.ru/index70-2.file/vzl.jpg Владимир - http://protestirovatvce.ru/UserFiles/Image/image033.jpg

    Слайд 15

    Плешаков А., Крючкова Е. “Мир вокруг нас” учебник для 4 класса, ч.1 - М., “Просвещение”, 2006 Саплина Е., Саплин А. “Введение в историю”учебник для 3 класса - М., “Дрофа”, 2000 Рисунок свитка - http://free4vectors.files.wordpress.com/2009/05/old-paper-scrolls.png%3Fw%3D537%26h%3D375 http://www.booksite.ru/flax/pryadenie/4.htm - о мойрах http://narodna.pravda.com.ua/history/4bab51b833342/ - о Макоше

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Предмет: “

    Тема урока:

    Внимание!

    кроссворда.

    Мойры

    Макошь (Макоша, Макеша)

    макросов

    Триггеры

    макросов

    1799 – год рождения А.С.Пушкина – XVIII век

    Образовательное учреждение: МОУ СОШ с УИОП № 2 имени В.И.Десяткова г.Белая Холуница Кировской области

    Предмет: “Окружающий мир” 4 класс, Плешаков А.А., Крючкова Е.А.

    или “ Введение в историю” 3 класс, Саплина Е.В., Саплин А.И.

    Тема урока: Когда и где? (лента времени и историческая карта)

    Внимание! Презентация содержит макросы. При открытии презентации выбрать кнопку “Не отключать макросы”. Если окно с такой кнопкой не появилось, изменить настройки безопасности в Power Point 2003 на “Средний” уровень, а в Power Point 2007 в окне “ Параметры безопасности” дать команду “ Включить это содержимое”.

    2 слайд – актуализация знаний – решение кроссворда.

    По первому щелчку появляется стрелка – указатель строки и задание, по второму щелчку они исчезают, и появляется ответ. Аналогично все слова.

    После открытия всех слов по щелчку выделяется по вертикали слово “нить”.

    Предположения детей о связи этого слова с темой урока.

    3 - 4слайды – знакомство с выражениями “нить жизни”, “нить времени”.

    На 4 слайде сначала видно изображение и текст о Мойрах. По щелчку появляется изображение и текст о Макоше.

    Примерные сообщения (учителя или подготовленного ученика) :

    Мойры - в греческих мифах богини человеческой судьбы, дочери Зевса. Греки представляли мойр в виде суровых старух: Клото с веретеном в руке, Лахесис с меркой или весами, Атропос с книгой жизни и ножницами. Лахесис, "дающая жребий", отвечает за прошлое, она назначает жребий еще до рождения человека и следит за его исполнением. Лахесис как бы разматывает и пропускает сквозь жизненные невзгоды, через всю жизнь смертного человека ту нить, которую для каждой судьбы прядет ей сестра Клото. Клото - "пряха", мойра настоящего - прядет нить, на которую нанизаны события настоящего времени в человеческой жизни. Атропос - мойра будущего, "неотвратимая" - неотвратимо приближает будущее человека и перерезает ножницами нить человеческой жизни, тем самым обрывая ее.�

    Макошь (Макоша, Макеша) - одна из главных богинь восточных славян, жена громовержца Перуна. Высоко в небесном чертоге она сидит с помощницами Долей и Недолей, прядет нити судеб. Богини Доля и Недоля связывают нитями человека с плодами его трудов – добрыми или злыми.�Она нити прядет,�в клубок сматывает,�не простые нити – волшебные.�Из тех нитей сплетается�наша жизнь -�от завязки- рожденья�и до конца,�до последней развязки-смерти.

    5 слайд – ввод понятия “Лента времени”.

    Детям предлагается расположить объекты в порядке их появления на Земле (можно сделать это в ходе беседы или предложить самостоятельную работу с карточками, списком). Проверка – на слайде объекты с помощью макросов располагаются в верной последовательности.

    6 слайд – ввод понятия “летоисчисление”.

    11 слайд – ввод понятий “до нашей эры” и “наша эра”. Триггеры - Понятия появляются на слайде по щелчку. Одновременно с понятием проявляется надпись на схеме ленты времени.

    12 слайд – работа с единицами времени “век”, “столетие”, “тысячелетие”.

    По щелчку появляются тексты об обозначении лет арабскими цифрами, а веков – римскими.

    Дети по учебнику вспоминают соответствие арабской и римской нумерации.

    13 слайд – на фигурах арабские и римские числа. Детям предлагается сформулировать задание к слайду. По щелчку появляется и исчезает задание “Соотнеси года и века”.

    Далее по первому щелчку одна из дат кратковременно расширяется и детям предлагается вспомнить историческое событие, произошедшее в данном году. По второму щелчку появляется соответствующая событию картинка – дети могут проверить себя или получить новую информацию.

    Задание – назвать век происходящего события. С помощью макросов фигуры с римскими числами перемещается под соответствующий год.

    1961 – первый полёт человека в космос – XX век

    1147 – первое упоминание о Москве в летописи – XII век

    988 – крещение Руси князем Владимиром – X век

  • Выбор редакции
    Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...

    Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...

    Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...

    Если вы не новичок в кулинарии, то знаете, что обязательными ингредиентами классических сырников являются творог, мука и яйцо, но уж...
    Сырники популярны у многих славянских народов. Это национальное блюдо русских, украинцев и белорусов. Изобрели их экономные хозяйки,...
    Все, кто любит синенькие, должны обратить свое внимание на этот простой рецепт и обязательно приготовить это вкусное кушанье для сытного...
    1343 11.07.12 Есть в Италии город Болонья, основанный 510 году до н. э. - кулинарная столица страны. За глаза Болонью называют...
    В осенне-зимний период, брокколи — это замечательный продукт для приготовления свежих, но в тот же момент, сытных вегетарианских блюд....
    Рецепт приготовления супа с овсяными хлопьями: Куриную грудку промыть и разрезать для удобства на средние куски. Положить курицу в...