Все для вас! Кто в Беларуси обязан пройти дактилоскопическую регистрацию.


Принят Палатой представителей 2 октября 2003 года
Одобрен Советом Республики 17 октября 2003 года


Настоящий Закон определяет правовые основы проведения государственной дактилоскопической регистрации в Республике Беларусь и устанавливает основные требования к получению, учету, использованию, хранению и уничтожению дактилоскопической информации.


Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

В настоящем Законе используются следующие основные термины:

дактилоскопирование - получение отпечатков кожных узоров, образуемых папиллярными линиями ногтевых фаланг и ладонных поверхностей рук, на материальных носителях;

государственная дактилоскопическая регистрация - деятельность, осуществляемая указанными в настоящем Законе уполномоченными государственными органами по дактилоскопированию, учету, использованию, хранению и уничтожению дактилоскопической информации;

дактилоскопическая информация - сведения об особенностях строения папиллярных узоров рук человека, зафиксированные на материальных носителях, полученные в соответствии с настоящим Законом;

материальные носители - дактилоскопические карты, магнитные и иные носители информации, на которые перенесены сведения с дактилоскопической карты;

дактилоскопическая карта - бланк установленного образца с изображением особенностей строения папиллярных узоров рук человека.


Статья 2. Цели государственной дактилоскопической регистрации

Государственная дактилоскопическая регистрация проводится в целях установления или подтверждения личности человека путем создания банка данных дактилоскопической информации о гражданах Республики Беларусь, иностранных гражданах, лицах без гражданства в случаях, предусмотренных настоящим Законом.


Статья 3. Правовая основа государственной дактилоскопической регистрации

Правовой основой государственной дактилоскопической регистрации являются Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, иные акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь.


Статья 4. Принципы государственной дактилоскопической регистрации

1. Государственная дактилоскопическая регистрация проводится с соблюдением прав и свобод граждан, установленных Конституцией Республики Беларусь, в соответствии с принципами законности, гуманизма и конфиденциальности, сочетания добровольности и обязательности.

2. Проведение государственной дактилоскопической регистрации не должно представлять опасность для здоровья человека, унижать его честь, достоинство и деловую репутацию.


Статья 5. Виды государственной дактилоскопической регистрации

В соответствии с настоящим Законом проводится добровольная и обязательная государственная дактилоскопическая регистрация.


Статья 6. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация

1. Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию.

2. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.


Статья 7. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация

1. Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат:

1.1. граждане Республики Беларусь, призываемые и поступающие в добровольном порядке на воинскую службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь, а также призываемые на альтернативную службу;

1.2. граждане Республики Беларусь, проходящие военную службу в государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь;

1.3. граждане Республики Беларусь, проходящие службу или работающие в:

органах внутренних дел;

профессиональных аварийно-спасательных службах;

налоговых органах;

таможенных органах;

Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;

органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

органах прокуратуры;

Следственном комитете Республики Беларусь;

1.4. члены экипажей воздушных, морских и речных судов Республики Беларусь;

1.5. лица, работающие на опасных производственных объектах;

1.6. граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности по решению суда;

1.7. граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые (обвиняемые) в совершении преступления либо осужденные за совершение преступления;

1.8. лица, состоящие на профилактических учетах в органах внутренних дел, лица, в отношении которых применены принудительные меры безопасности и лечения, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь, а также лица, совершившие административные правонарушения, за которые предусмотрена ответственность в виде административного ареста;

1.9. иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие депортации или высылке из Республики Беларусь;

1.10. иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Республику Беларусь и обратившиеся с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь либо убежища в Республике Беларусь в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, за исключением несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, либо иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся за получением разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, за исключением несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, а также иностранных граждан и лиц без гражданства старше 60 лет;

1.11. военнообязанные.

2. Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат неопознанные трупы.

3. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

4. Отказ граждан, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, от обязательной дактилоскопической регистрации влечет наступление правовых последствий, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.


Статья 8. Доступ граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства к дактилоскопической информации

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на ознакомление с дактилоскопической информацией, затрагивающей их права и законные интересы, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Глава 2 ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Статья 9. Проведение добровольной государственной дактилоскопической регистрации

Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства проводится органами внутренних дел по письменному заявлению граждан по месту их жительства или пребывания. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация несовершеннолетних проводится по письменному заявлению и в присутствии их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, а несовершеннолетних, достигших 14-летнего возраста, также и с их письменного согласия.


Статья 10. Проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации

1. Обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию проводят в отношении:

1.1. лиц, указанных в подпунктах 1.1 - 1.6, 1.8 - 1.11 пункта 1, пункте 2 статьи 7 настоящего Закона, за исключением граждан Республики Беларусь, указанных в подпункте 1.2 настоящего пункта, - органы внутренних дел;

1.2. граждан Республики Беларусь, проходящих военную службу в органах государственной безопасности Республики Беларусь, Службе безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитическом центре при Президенте Республики Беларусь, - соответственно Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь, а военнообязанных, состоящих в запасе органов государственной безопасности Республики Беларусь, - Комитет государственной безопасности Республики Беларусь;

1.3. лиц, указанных в подпункте 1.7 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, - органы и учреждения, исполняющие наказание и иные меры уголовной ответственности, органы внутренних дел по поручению органов уголовного преследования.

2. Материальный носитель, содержащий дактилоскопическую информацию, полученную органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, направляется в органы внутренних дел.


Статья 11. Сведения, содержащиеся на материальном носителе

На материальном носителе содержатся следующие сведения:

фамилия, имя, отчество, гражданство, пол, дата и место рождения, сведения о регистрации по месту жительства или пребывания лица, прошедшего государственную дактилоскопическую регистрацию;

наименование государственного органа, осуществившего государственную дактилоскопическую регистрацию;

основание и дата проведения государственной дактилоскопической регистрации;

подпись лица, прошедшего государственную дактилоскопическую регистрацию, за исключением несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и лица, признанного недееспособным по решению суда. При отказе лица, прошедшего обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, от подписания дактилоскопической карты в ней делается об этом запись;

подписи родителей, усыновителей, опекунов или попечителей дактилоскопируемых несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, подписи опекунов лиц, признанных недееспособными по решению суда;

подпись должностного лица, получившего дактилоскопическую информацию.


Статья 12. Основные требования к использованию, хранению дактилоскопической информации

1. Использование и хранение дактилоскопической информации, содержащейся на материальных носителях, осуществляют органы внутренних дел, Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь. Условия хранения дактилоскопической информации должны исключать возможность ее утраты, искажения и несанкционированного доступа к ней.

2. Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения государственной дактилоскопической регистрации, используется для:

2.1. розыска пропавших без вести граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства;

2.2. установления по неопознанному трупу личности человека;

2.3. установления личности граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, не способных на момент установления их личности сообщить необходимые данные о себе доступными для понимания способами;

2.4. подтверждения личности граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

2.5. профилактики, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений.


Статья 13. Сроки хранения дактилоскопической информации

1. Органы внутренних дел хранят материальные носители, содержащие дактилоскопическую информацию о лицах:

1.1. указанных в подпунктах 1.1 - 1.5, 1.11 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, за исключением лиц, указанных в пунктах 2 и 2-1 настоящей статьи, - в течение срока их работы (службы), состояния в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь, а в случае их письменного согласия - до установления факта их смерти или до достижения ими возраста 80 лет;

1.2. указанных в подпунктах 1.6 - 1.10 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, - до установления факта их смерти или до достижения ими возраста 80 лет, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 15 настоящего Закона;

1.3. прошедших добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, - до установления факта их смерти или до достижения ими возраста 80 лет, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 15 настоящего Закона.

2. Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь хранят материальные носители, содержащие дактилоскопическую информацию о лицах, проходящих военную службу соответственно в органах государственной безопасности Республики Беларусь, Службе безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитическом центре при Президенте Республики Беларусь, в течение срока ее прохождения этими лицами.

2-1. Комитет государственной безопасности Республики Беларусь хранит материальные носители, содержащие дактилоскопическую информацию о военнообязанных, состоящих в запасе органов государственной безопасности Республики Беларусь, в течение срока состояния их в запасе органов государственной безопасности Республики Беларусь, а в случае их письменного согласия - до установления факта их смерти или до достижения ими возраста 80 лет.

3. Органы внутренних дел хранят материальные носители, содержащие дактилоскопическую информацию о неопознанных трупах, до установления личности человека, но не более 15 лет.


Статья 14. Право на получение и использование дактилоскопической информации

1. Право на получение и использование дактилоскопической информации имеют органы уголовного преследования, суды, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, и подразделения по гражданству и миграции органов внутренних дел.

2. Право на получение и использование дактилоскопической информации может быть предоставлено правоохранительным органам иностранных государств в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь.


Статья 15. Уничтожение дактилоскопической информации

1. Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения государственной дактилоскопической регистрации, уничтожается государственными органами, осуществляющими ее хранение.

2. Основанием для уничтожения дактилоскопической информации на граждан, прошедших добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, является их письменное заявление либо заявление родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних, которое подается в орган внутренних дел по месту жительства. Об уничтожении указанной дактилоскопической информации орган внутренних дел уведомляет заявителя в срок не позднее 30 суток со дня подачи заявления.

3. Дактилоскопическая информация о лицах, указанных в подпункте 1.6 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, уничтожается государственными органами, осуществляющими ее хранение, по письменному заявлению этих лиц в случае признания их судом дееспособными.

4. Дактилоскопическая информация о лицах, подозревавшихся (обвинявшихся) в совершении преступления и оправданных, уничтожается не позднее одного года после прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или вынесения оправдательного приговора суда.

5. Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения государственной дактилоскопической регистрации, уничтожается по истечении сроков ее хранения, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона.


Статья 16. Порядок обжалования действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих государственную дактилоскопическую регистрацию, и их должностных лиц

Действия (бездействие) государственных органов, осуществляющих государственную дактилоскопическую регистрацию, и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или суд в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.


Статья 17. Ответственность за нарушение правил получения, использования, хранения и уничтожения дактилоскопической информации

Должностные лица государственных органов, осуществляющих получение, использование, хранение и уничтожение дактилоскопической информации, несут ответственность за нарушение правил получения, использования, хранения и уничтожения дактилоскопической информации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.


Статья 18. Финансирование мероприятий в сфере государственной дактилоскопической регистрации

Финансирование мероприятий в сфере государственной дактилоскопической регистрации осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Глава 3 КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Статья 19. Контроль за проведением государственной дактилоскопической регистрации

Контроль за проведением государственной дактилоскопической регистрации осуществляют руководители органов внутренних дел, государственной безопасности, Службы безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь.


Статья 20. Надзор за государственной дактилоскопической регистрацией

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства Республики Беларусь о государственной дактилоскопической регистрации осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.

Глава 4 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением статьи 22, которая вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.


Статья 22. Реализация положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок со дня официального опубликования настоящего Закона:

обеспечить приведение актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

"О государственной дактилоскопической регистрации"

Принят Палатой представителей 2 октября 2003 года
Одобрен Советом Республики 17 октября 2003 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 10 января 2006 г . № 95-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 9, 2/1192) ;

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2006 г . № 146-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 112, 2/1244)

Настоящий Закон определяет правовые основы проведения государственной дактилоскопической регистрации в Республике Беларусь и устанавливает основные требования к получению, учету, использованию, хранению и уничтожению дактилоскопической информации.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

В настоящем Законе используются следующие основные термины:

дактилоскопирование – получение отпечатков кожных узоров, образуемых папиллярными линиями ногтевых фаланг и ладонных поверхностей рук, на материальных носителях;

государственная дактилоскопическая регистрация – деятельность, осуществляемая указанными в настоящем Законе уполномоченными государственными органами по дактилоскопированию, учету, использованию, хранению и уничтожению дактилоскопической информации;

дактилоскопическая информация – сведения об особенностях строения папиллярных узоров рук человека, зафиксированные на материальных носителях, полученные в соответствии с настоящим Законом;

материальные носители – дактилоскопические карты, магнитные и иные носители информации, на которые перенесены сведения с дактилоскопической карты;

дактилоскопическая карта – бланк установленного образца с изображением особенностей строения папиллярных узоров рук человека.

Статья 2. Цели государственной дактилоскопической регистрации

Государственная дактилоскопическая регистрация проводится в целях установления или подтверждения личности человека путем создания банка данных дактилоскопической информации о гражданах Республики Беларусь, иностранных гражданах, лицах без гражданства в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 3. Правовая основа государственной дактилоскопической регистрации

Правовой основой государственной дактилоскопической регистрации являются Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, иные акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь.

Статья 4. Принципы государственной дактилоскопической регистрации

1. Государственная дактилоскопическая регистрация проводится с соблюдением прав и свобод граждан, установленных Конституцией Республики Беларусь , в соответствии с принципами законности, гуманизма и конфиденциальности, сочетания добровольности и обязательности.

2. Проведение государственной дактилоскопической регистрации не должно представлять опасность для здоровья человека, унижать его честь, достоинство и деловую репутацию.

Статья 5. Виды государственной дактилоскопической регистрации

В соответствии с настоящим Законом проводится добровольная и обязательная государственная дактилоскопическая регистрация.

Статья 6. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация

1. Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию.

2. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Статья 7. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация

1. Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат:

1.1. граждане Республики Беларусь, призываемые и поступающие в добровольном порядке на воинскую службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь, а также призываемые на альтернативную службу;

1.2. граждане Республики Беларусь, проходящие военную службу в государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь;

1.3. граждане Республики Беларусь, проходящие службу или работающие в:

органах внутренних дел;

профессиональных аварийно-спасательных службах;

налоговых органах;

таможенных органах;

Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;

органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

органах прокуратуры;

1.4. члены экипажей воздушных, морских и речных судов Республики Беларусь;

1.5. лица, работающие на опасных производственных объектах;

1.6. граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности по решению суда;

1.7. граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые (обвиняемые) в совершении преступления либо осужденные за совершение преступления;

1.8. лица, состоящие на профилактических учетах в органах внутренних дел, лица, в отношении которых применены принудительные меры безопасности и лечения, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь, а также лица, совершившие административные правонарушения, за которые предусмотрена ответственность в виде административного ареста;

1.9. иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие депортации или высылке из Республики Беларусь;

1.10. иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Республику Беларусь и обратившиеся с ходатайством о признании их беженцами, либо о предоставлении убежища в Республике Беларусь, либо о выдаче им разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь.

2. Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат неопознанные трупы.

3. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

4. Отказ граждан, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, от обязательной дактилоскопической регистрации влечет наступление правовых последствий, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 8. Доступ граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства к дактилоскопической информации

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на ознакомление с дактилоскопической информацией, затрагивающей их права и законные интересы, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

ГЛАВА 2
ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Статья 9. Проведение добровольной государственной дактилоскопической регистрации

Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства проводится органами внутренних дел по письменному заявлению граждан по месту их жительства или временного пребывания. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация несовершеннолетних проводится по письменному заявлению и в присутствии их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, а несовершеннолетних, достигших 14-летнего возраста, также и с их письменного согласия.

Статья 10. Проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации

1. Обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию проводят в отношении:

1.1. лиц, указанных в подпунктах 1.1, 1.3–1.6, 1.8–1.10 пункта 1, пункте 2 статьи 7 настоящего Закона, – органы внутренних дел;

1.2. граждан Республики Беларусь, проходящих военную службу в органах государственной безопасности и Службе безопасности Президента Республики Беларусь, – соответственно Комитет государственной безопасности Республики Беларусь и Служба безопасности Президента Республики Беларусь, а остальных граждан, указанных в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, – органы внутренних дел;

1.3. лиц, указанных в подпункте 1.7 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, – органы и учреждения, исполняющие наказание и иные меры уголовной ответственности, органы внутренних дел по поручению органов уголовного преследования.

2. Материальный носитель, содержащий дактилоскопическую информацию, полученную органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, направляется в органы внутренних дел.

Статья 11. Сведения, содержащиеся на материальном носителе

На материальном носителе содержатся следующие сведения:

фамилия, имя, отчество, гражданство, пол, дата и место рождения, сведения о регистрации по месту жительства или временного пребывания лица, прошедшего государственную дактилоскопическую регистрацию;

наименование государственного органа, осуществившего государственную дактилоскопическую регистрацию;

основание и дата проведения государственной дактилоскопической регистрации;

подпись лица, прошедшего государственную дактилоскопическую регистрацию. При отказе лица, прошедшего обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, от подписания дактилоскопической карты в ней делается об этом запись;

подписи родителей, усыновителей, опекунов или попечителей дактилоскопируемых несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста;

подпись должностного лица, получившего дактилоскопическую информацию.

Статья 12. Основные требования к использованию, хранению дактилоскопической информации

1. Использование и хранение дактилоскопической информации, содержащейся на материальных носителях, осуществляют органы внутренних дел, Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Служба безопасности Президента Республики Беларусь. Условия хранения дактилоскопической информации должны исключать возможность ее утраты, искажения и несанкционированного доступа к ней.

2. Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения государственной дактилоскопической регистрации, используется для:

2.1. розыска пропавших без вести граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства;

2.2. установления по неопознанному трупу личности человека;

2.3. установления личности граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, не способных на момент установления их личности сообщить необходимые данные о себе доступными для понимания способами;

2.4. подтверждения личности граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

2.5. предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и выявления административных правонарушений.

Статья 13. Сроки хранения дактилоскопической информации

1. Органы внутренних дел хранят материальные носители, содержащие дактилоскопическую информацию о лицах:

1.1. указанных в подпунктах 1.1–1.5 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, – в течение срока их работы (службы), а в случае их письменного согласия – до установления факта их смерти или до достижения ими возраста 80 лет;

1.2. указанных в подпунктах 1.6–1.10 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, – до установления факта их смерти или до достижения ими возраста 80 лет, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 15 настоящего Закона;

1.3. прошедших добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, – до установления факта их смерти или до достижения ими возраста 80 лет, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 15 настоящего Закона.

2. Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Служба безопасности Президента Республики Беларусь хранят материальные носители, содержащие дактилоскопическую информацию о лицах, проходящих военную службу соответственно в органах государственной безопасности и Службе безопасности Президента Республики Беларусь, в течение срока их службы.

3. Органы внутренних дел хранят материальные носители, содержащие дактилоскопическую информацию о неопознанных трупах, до установления личности человека, но не более 15 лет.

Статья 14. Право на получение и использование дактилоскопической информации

1. Право на получение и использование дактилоскопической информации имеют органы уголовного преследования, суды, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, и структурные подразделения органов внутренних дел по гражданству и миграции.

2. Право на получение и использование дактилоскопической информации может быть предоставлено правоохранительным органам иностранных государств в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь.

Статья 15. Уничтожение дактилоскопической информации

1. Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения государственной дактилоскопической регистрации, уничтожается государственными органами, осуществляющими ее хранение.

2. Основанием для уничтожения дактилоскопической информации на граждан, прошедших добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, является их письменное заявление либо заявление родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних, которое подается в орган внутренних дел по месту жительства. Об уничтожении указанной дактилоскопической информации орган внутренних дел уведомляет заявителя в срок не позднее 30 суток со дня подачи заявления.

3. Дактилоскопическая информация о лицах, указанных в подпункте 1.6 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, уничтожается государственными органами, осуществляющими ее хранение, по письменному заявлению этих лиц в случае признания их судом дееспособными.

4. Дактилоскопическая информация о лицах, подозревавшихся (обвинявшихся) в совершении преступления и оправданных, уничтожается не позднее одного года после прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или вынесения оправдательного приговора суда.

5. Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения государственной дактилоскопической регистрации, уничтожается по истечении сроков ее хранения, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона.

Статья 16. Порядок обжалования действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих государственную дактилоскопическую регистрацию, и их должностных лиц

Действия (бездействие) государственных органов, осуществляющих государственную дактилоскопическую регистрацию, и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или суд в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Статья 17. Ответственность за нарушение правил получения, использования, хранения и уничтожения дактилоскопической информации

Должностные лица государственных органов, осуществляющих получение, использование, хранение и уничтожение дактилоскопической информации, несут ответственность за нарушение правил получения, использования, хранения и уничтожения дактилоскопической информации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 18. Финансирование мероприятий в сфере государственной дактилоскопической регистрации

Финансирование мероприятий в сфере государственной дактилоскопической регистрации осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

ГЛАВА 3
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Статья 19. Контроль за проведением государственной дактилоскопической регистрации

Контроль за проведением государственной дактилоскопической регистрации осуществляют руководители органов внутренних дел, государственной безопасности, Службы безопасности Президента Республики Беларусь.

Статья 20. Надзор за государственной дактилоскопической регистрацией

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства Республики Беларусь о государственной дактилоскопической регистрации осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.

ГЛАВА 4
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением статьи 22, которая вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.

Статья 22. Реализация положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок со дня официального опубликования настоящего Закона:

обеспечить приведение актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Про биометрические паспорта слышали, пожалуй, уже абсолютно все белорусы. Даже видели новые образцы по телевизору и в газетах. А недавно узнали, что можно будет даже два паспорта получить, а в придачу еще ID-карту. Вроде бы все наглядно, а вопросы и недомолвки остались. Почему так дорого стоит? Всем ли можно оформить два паспорта? И, наконец, обязательно ли вообще делать «биометрику»? сайт получил и разложил по полочкам самую подробную информацию из первых уст – от Павла Хрищеновича, временно исполняющего обязанности по должности заместителя начальника Департамента по гражданству и миграции МВД.

Биометрические паспорта нам начнут выдавать с 1 января 2019 года. До этого в некоторых СМИ была информация, что паспорта и/или ID-карты выйдут уже с июля 2018. Это неверно.

Главное отличие биометрического паспорта от обычного - то, что в него внедрен чип. На нем хранится информация, причем даже такая, которую вы прочитать не можете - например, по мировым стандартам чипы могут «запомнить» рисунок радужной оболочки глаза. Но Беларусь пока ограничится отпечатками пальцев. Все это необходимо в первую очередь для защиты паспорта, но в том числе ускорит прохождение границы.

Биометрический паспорт нужен только для выезда за границу

Система такая: ваш старый паспорт заканчивается, вы его сдаете и вместо него получаете ID-карту, а биометрический паспорт оформляете только при необходимости. Если вы не планируете ездить за границу, он вам будет не нужен. Например, если ваша бабушка живет в деревне и не хочет никуда ехать, она может не оформлять биопаспорт. Зато она получит ID-карту - но лишь при окончании срока действия ее нынешнего паспорта старого образца. Можно сказать, что ID-карта - это тоже своеобразный паспорт, но действующий только на территории Беларуси.

ID-карту введут одновременно с биометрическим паспортом – 1 января 2019 года. Она будет обязательно выдаваться с 14 лет, но при желании родитель может оформить ее для ребенка и раньше. Равно как и биометрический паспорт на ребенка - при желании можно оформить для выезда за границу и до 14 лет.

Шенгенская виза в биометрический паспорт может стоить дешевле

В МВД подтвердили, что вполне реальна ситуация, что, оформляя шенгенскую визу в одном и том же посольстве, обладатель биометрического паспорта заплатит 35 евро, а владелец паспорта старого образца – 60. «В биометрический паспорт может вклеиваться биометрическая виза, - добавляет Павел Хрищенович, - в которую тоже вживлен микрочип. Такие визы уже существуют в Евросоюзе, но вклеиваются они только в биометрические паспорта. Сам такой чип стоит недорого – так сказать, еврокопейки». Такая система тоже может упростить и ускорить как прохождение границы, так и получение визы в посольстве. И снижение цен на визы ЕС, которые все так ждут, становится куда более вероятным.

Старый паспорт на биометрический можно будет поменять в любое время

Вовсе не обязательно дожидаться окончания срока действия паспорта старого образца – человек при желании может обратиться и получить биометрический паспорт для выезда за границу. Даже если вы получили паспорт старого образца в декабре 2018, но по каким-то причинам хотите поменять его на биометрический, можете сделать это хоть в январе 2019. Но все это - с одним условием: оформить «биометрику» можно только при получении ID-карты. То есть одновременное наличие паспорта старого образца и загранпаспорта невозможно. Если белорус меняет паспорт старого образца, он изымается, взамен дается ID-карта, и при желании он может оформить биометрический паспорт. Если в паспорте старого образца есть действующая виза, такой паспорт могут аннулировать и оставить вам. Паспорт действовать не будет – только виза. Проблем на границе быть не должно. Но ID-карту все равно получить придется.

Вначале въезд в Россию и Украину будет возможен лишь по биометрическому паспорту

Да, россияне въезжают в Беларусь по внутренним не биометрическим паспортам. Казалось бы, и мы должны въезжать в Россию по ID-карте – нашему новому внутреннему паспорту, который будет у всех, в отличие от биометрического паспорта, который оформляется по желанию и стоит дороже. Но здесь все зависит исключительно от договоренностей между странами, и пока сложно сказать, когда они будут заключены. Автоматически – «им по внутренним, значит, и нам так же» - это не работает. Россия и Украина, какими бы хорошими друзьями и партнерами они для нас не были, - все-таки заграница, и паспорт для въезда в них тоже нужен будет заграничный. При этом по старым действующим паспортам въезд в Россию и Украину по-прежнему не вызовет никаких проблем. Кстати, украинцы тоже въезжают в Беларусь по загранпаспортам, хотя внутри своей страны пользуются ID-картами. Но просят об упрощении этого режима и возможности въезда в Беларусь по «айдишке».

При необходимости можно будет оформить второй биометрический паспорт

Эта громкая новость появилась во всех крупных СМИ. Естественно, как и в случае с оформлением первого биопаспорта, оформление второго тоже вовсе не обязательно. Зато это очень пригодится, например, путешественникам и дальнобойщикам. Пока один из паспортов находится в посольстве, по другому можно выезжать за границу. А еще два разных паспорта можно одновременно подать в два разных посольства. Но, естественно, каждый паспорт оплачивается отдельно. Второй паспорт можно получить одновременно с первым, а можно позже.

Два паспорта хотят ввести из-за обращений граждан по поводу количества страниц – белорусы просили его увеличить, ссылаясь на паспорта других стран. Поэтому было принято решение, которое еще не утверждено в государственных органах, о возможности оформления двух биометрических паспортов. В основном с вопросом об увеличении количества страниц обращались бизнесмены и дальнобойщики.

При наличии двух паспортов можно будет посещать страны, которые друг с другом не «дружат»

Некоторые страны негативно относятся к путешественнику, посетившему недружественные к стране въезда государства, вплоть до отказа во въезде (например, во въезде в Иран может быть отказано человеку, имеющему в паспорте отметки о посещении Израиля). Имея второй паспорт, можно не афишировать факт этих посещений при въезде в такие страны. Такая же система действует у россиян – они тоже могут оформить второй загранпаспорт, и одна из возможных причин оформления – посещение недружественных друг другу государств.

Очередь на границе будет двигаться быстрее

Наличие биометрического паспорта упрощает и ускоряет время ввода данных в систему на границе: во многих странах есть оборудование для считывания данных с микрочипа. На некоторых пунктах погранконтроля даже созданы специальные коридоры для путешественников с электронными паспортами, и очередь там движется гораздо быстрее.

Помимо этого, наш ныне действующий документ не так хорошо защищен, как будет защищен паспорт нового образца. А случаи подделки белорусских паспортов хоть и единичны, но они есть.

Подача заявления на паспорт займет около 10 минут

В перспективе, если человек хочет получить биометрический паспорт, он берет свой ныне действующий и идет в отделение по гражданству и миграции по месту жительства. Даже фотографии нести будет не нужно, а пошлину можно заплатить через ЕРИП. В отделениях, занимающихся выдачей паспортов, будет установлено оборудование Виджит Бокс – это стойка, в которую вставлен фотоаппарат. Он автоматически подстраивается под рост человека и поворачивает фото на нужный градус, если вы во время фотографирования наклонили голову набок. Это значительно ускорит процесс подачи документов. Предполагается, что на одного человека будет тратиться не более 10 минут. То есть человек приходит, подает документы, его личный номер вводится в компьютер, где содержится вся личная информация о нем. Она уточняется, потом выводится анкета, человек еще раз все проверяет. Анкета будет содержать две части: первая будет касаться ID-карты, вторая – биометрического паспорта. Можно поставить галочку: хочу получить только ID-карту, или же хочу карту и биопаспорт. Как уже говорилось, один только паспорт получить нельзя. И паспорт старого образца тоже нельзя. Когда заявка готова, вас фотографируют, берут отпечатки пальцев и просят поставить подпись, которая потом станет электронной.

Оформление биометрического паспорта тоже будет проходить намного быстрее

Предполагается, что оформление паспорта нового образца будет занимать приблизительно 15 дней. Но при необходимости возможно платное ускоренное оформление. Стоить биометрический паспорт будет три базовых величины. Поставлены жесткие условия перед Министерством финансов и Департаментом государственных знаков, чтобы за эти рамки они не выходили. Оборудование для всего этого стоит недешево, особенно техника для изготовления паспорта. Отсюда и немаленькая цена на биопаспорт – 3 базовые величины.

Виды на жительство могут стать документами для выезда за границу. Но не скоро



Владельцы видов на жительство и лица без гражданства получат соответствующие ID-карты, как и граждане Беларуси. И по «начинке» такие карты будут полностью идентичны белорусским: там будут и биометрические данные, и криптографические (то есть электронная подпись).

Примечательно, что при заключении соответствующих соглашений со странами-соседями, например, Россией и Украиной, в перспективе по ID-виду на жительство можно будет выезжать и в эти страны. Но это только при заключении соответствующих соглашений. Внутри у карты помимо идентификационного и криптографического приложений будет еще приложение ICAO, соответствующее международным требованиям гражданской авиации. Это сделано на перспективу – именно благодаря ему можно будет ездить по ID-карте за границу, когда будут заключены соглашения. Но это будет, скорее всего, очень нескоро.

При смене фамилии паспорт и ID-карту поменяют платно

При смене фамилии паспорт и ID-карту будут менять платно, зато детям в 14 лет «айдишку» будут выдавать бесплатно, как сейчас паспорт старого образца. Но за биометрический паспорт на ребенка, скорее всего, все равно придется платить. От момента рождения до 14 лет паспорта выдаются сроком на 5 лет. Дальше, после 14, - на 10 лет.

"В некоторых СМИ была информация, что в 14 лет всем в обязательном порядке будет выдаваться паспорт нового образца. Это неверно. Биометрический паспорт выдается всем гражданам исключительно по желанию", - подчеркнул Павел Хрищенович.

На границе отпечатки будут проверять только при необходимости

В СМИ была информация, что отпечатки будут браться сразу с 10 пальцев, но в итоге решено, что только с двух. Будет определенный алгоритм, поскольку у порядка 10-12% населения в мире снять отпечатки невозможно. Это те, кто работает, например, с химикатами, и подушечки пальцев у них повреждены. Поэтому будет алгоритм: пришел – снял отпечатки – компьютер выдает, что не получилось - тогда следующая пара пальцев. Не получается – следующая. Если так ничего и не получится, тогда в чипе и будет прописано, что снять отпечатки было невозможно по физиологическим особенностям.

На чип будет записана фотография в высоком разрешении. И в первую очередь пограничники будут работать с фотоизображением. Зато решатся все вопросы вроде «я перекрасил волосы, поэтому на себя не похож»: не похож – сверят по отпечатку пальца.

«Далеко не все госорганизации смогут прочитать эту информацию, - подчеркивает Павел Хрищенович. - В частности, она не будет использована в криминалистических учетах – например, при раскрытии преступлений. Это только для упрощения прохождения границы, и если в посольстве необходимо будет удостовериться в подлинности паспорта при его выдаче. Например, это очень поможет в случае с близнецами, которые внешне могут быть очень похожи, но отпечатки пальцев у них все равно будут разные».

Экстренной и массовой замены паспортов не предвидится

«Мы предполагаем, - поясняет Павел Хрищенович, - я подчеркиваю, предполагаем – что руководство страны не потребует от нас экстренной замены документов. И если в декабре 2018 года вы получите паспорт старого образца, то, вероятно, он будет действовать до конца своего срока. Но здесь есть несколько моментов: внедрение биометрических паспортов – давнее пожелание Евросоюза, это упрощает получение визы и сам визовый режим. Предположительно, когда такой порядок будет установлен, граждане, понимая, что по ныне действующему паспорту они не могут поехать в Евросоюз в упрощенном режиме, могут обращаться за обменом документа старого образца на биометрический».

Страницы в «биометрике» будут выглядеть иначе

На страницах новых паспортов будут изображения значимых для страны объектов – они, кстати, согласовывались в специальной организации, которая определяла, действительно ли то или иное здание, изображенное на страницах паспорта, является значимым для Беларуси, можно ли его размещать. И степеней защиты в новом паспорте будет на порядок больше, чем в ныне действующем. Например, появятся голограммы – их можно увидеть на поликарбонатной странице, если подвигать ее под лучом света. Существует целое обширное техническое задание, где прописаны все эти моменты.


Биометрический паспорт действительно будет труднее подделать

Те документы, изображения которых можно было видеть в СМИ, - далеко не первый вариант, который был разработан Департаментом государственных знаков. Вообще по требованиям Международной организации гражданской авиации наш ныне действующий паспорт с фотографией на обложке не совсем «правильный», поскольку персонализацию данных гражданина на обложке документа использовать не рекомендуется.

На самом деле только за последние несколько лет было представлено 3 варианта паспортов. Чем они отличались? Первый вариант был полностью бумажный, не было твердой поликарбонатной персонализированной страницы – вместо нее была обычная бумажная страница с данными. Такая бумажная страница используется, например, в паспорте Ирана. Но основная проблема в том, что паспорт предназначен для выезда за границу, и когда пограничники взяли образец и испытывали его несколько дней – замораживали, сканировали бумагу считывающим устройством – бумага во многих местах надорвалась и измялась. То есть 10 лет такой паспорт прослужить не смог бы. Поэтому было принято решение сделать твердую поликарбонатную страницу. А между этими двумя вариантами был еще один – заклеенная с двух сторон бумажная страница. Она была не такая жесткая, как поликарбонатная, но по сравнению с обычной бумажной казалась более практичной. Но при этом оказалась все равно хрупкой – легко расслаивалась на две части, плюс топорщились страницы - паспорт выглядел «надутым».

Третий вариант, утвержденный, – это поликарбонатная страница. Из поликарбоната сделана и ID-карта. Внутри страницы находится материал наподобие ткани, который вживается в сам поликарбонат. То есть что-то извлечь, не нарушив структуру паспорта, не получится. Некоторые предполагали, что можно аккуратненько подрезать твердую страницу и такую же поликарбонатную страницу вставить от другого человека. Это нереально. Поэтому качество такого документа на порядок выше.

Фото: «Картина мира с Юрием Козиятко» , телеканал «Россия-Беларусь»

Темы: Энциклопедия туриста

Настоящий Закон определяет правовые основы проведения государственной дактилоскопической регистрации в Республике Беларусь и устанавливает основные требования к получению, учету, использованию, хранению и уничтожению дактилоскопической информации.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

В настоящем Законе используются следующие основные термины:

дактилоскопирование - получение отпечатков кожных узоров, образуемых папиллярными линиями ногтевых фаланг и ладонных поверхностей рук, на материальных носителях;

государственная дактилоскопическая регистрация - деятельность, осуществляемая указанными в настоящем Законе уполномоченными государственными органами по дактилоскопированию, учету, использованию, хранению и уничтожению дактилоскопической информации;

дактилоскопическая информация - сведения об особенностях строения папиллярных узоров рук человека, зафиксированные на материальных носителях, полученные в соответствии с настоящим Законом;

материальные носители - дактилоскопические карты, магнитные и иные носители информации, на которые перенесены сведения с дактилоскопической карты;

дактилоскопическая карта - бланк установленного образца с изображением особенностей строения папиллярных узоров рук человека.

Статья 2. Цели государственной дактилоскопической регистрации

Государственная дактилоскопическая регистрация проводится в целях установления или подтверждения личности человека путем создания банка данных дактилоскопической информации о гражданах Республики Беларусь, иностранных гражданах, лицах без гражданства в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 3. Правовая основа государственной дактилоскопической регистрации

Правовой основой государственной дактилоскопической регистрации являются Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, иные акты законодательства, в том числе международные договоры Республики Беларусь.

Статья 4. Принципы государственной дактилоскопической регистрации

1. Государственная дактилоскопическая регистрация проводится с соблюдением прав и свобод граждан, установленных Конституцией Республики Беларусь, в соответствии с принципами законности, гуманизма и конфиденциальности, сочетания добровольности и обязательности.

2. Проведение государственной дактилоскопической регистрации не должно представлять опасность для здоровья человека, унижать его честь, достоинство и деловую репутацию.

Статья 5. Виды государственной дактилоскопической регистрации

В соответствии с настоящим Законом проводится добровольная и обязательная государственная дактилоскопическая регистрация.

Статья 6. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация

1. Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию.

2. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь от 4 ноября 2003 года №236-З
"О государственной дактилоскопической регистрации"

О документе

Опубликование документа

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...