Выражение авторской позиции. Подготовка к егэ - универсальный справочник


Авторская позиция может быть отражена через Примеры
1) Рассмотрение содержания проблемы и предложенных автором способов её решения 1) Позиция автора текста выражается ясно и раскрывается в следующем предложении: (далее идёт цитата из текста). NN уверен: . 2) Позиция автора текста раскрывается в следующем предложении (далее идёт цитата из текста). NNутверждает, что… 3) Точка зрения автора на проблему (чего?) обозначена прямо: (далее идёт цитата из текста). NN считает, что (далее идёт разъяснение цитаты). По мнению NN,… (далее идёт разъяснение цитаты).
2) Разъяснение авторского эмоционального отношения к тому, о чём он говорит 1) Позиция автора текста довольно ясна. Публициста NN волнует (беспокоит, тревожит, печалит, радует, возмущает то, что… 2) Автор озабочен (встревожен, обеспокоен) тем, что… 3) С горечью (с глубокой сердечной болью) автор говорит о том, что… NN уверен:… 4) Автор текста прямо не высказывает своего отношения к этой проблеме, но читатели всё же ощущают его сожаление по поводу того, что… 5) Автор текста не выражает прямо своего отношения к этой проблеме, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что… 6) Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит:…
4) Обращение к выводам, формулировке основной авторской идеи 1) Автор завершает свои рассуждения вполне закономерным выводом о том, что… 2) Эти аргументы позволяют автору прийти к обоснованному выводу о том, что… 3) Автор, оставляя читателю право выбора, достаточно чётко обозначает своё отношение к проблеме (чего?)… Он убеждён:…

В художественных текстах писатель чаще всего избегает назиданий, не навязывает своей позиции, но она вытекает из множества факторов: сюжета, выбора эпизодов, характеристик героев, их описаний, композиционного построения текста, используемых изобразительно-выразительных средств. Следовательно, необходим лингвистический анализ художественного текста, позволяющий вербализировать позицию автора.

Какие изобразительно-выразительные средства использует, как они помогают понять авторскую позицию.

Какова композиция рассказа, помогает ли она понять позицию автора?


Какова интонация рассказа (взволнованная, спокойная и т.д.)?

Встречается ли в тексте характеристика героев, их поступков, черт характера, внешности? Как эта характеристика помогает понять позицию автора?

Речевые клише, используемые для ПРЯМОГО и КОСВЕННОГО выражения позиции автора

Формулирование собственного мнения

Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по данной проблеме, помните о том, что должно быть представлено корректно и развёрнуто . Важно не просто констатировать своё согласие или несогласие, но и подробно объяснить, в чём оно состоит.

1) Нельзя не согласиться с автором текста в том, что… . В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман/повесть/рассказ… (далее идёт пример-аргумент).

2) Я согласен с автором текста в том, что… (далее идёт формулировка важного тезиса). Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним, например, судьбу заглавного героя романа И.А. Гончарова «Обломов».

Для того чтобы выразить НЕСОГЛАСИЕ (полноеили частичное) с точкой зрения автора исходного текста, можно опираться на следующие речевые клише:

1) Текст писателя NN произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны , (идёт согласие)…, но с другой -… (выражается своё мнение). Попытаюсь обосновать свою точку зрения по этому вопросу.

3) Я с большим интересом прочитал текст публициста NN, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что (далее идёт мысль автора + свой аргумент).

Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста. Затем в комментарии мы показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап - выявление позиции автора.

Помните, что если проблема текста - это некоторый вопрос, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.

Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения (см. таблицу на следующей странице).

При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония - употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония - это осуждение под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников (Н. Гоголь). Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.

Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих реальных или возможных оппонентов, т. е. приводят высказывания, с которыми не согласны: «Береги честь смолоду»,- завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» - спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам (С. Кудряшов). К сожалению, ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.

Например, в приведённом ниже тексте В. Белова авторская позиция не выражена словесно и может быть выявлена лишь при внимательном прочтении фрагмента и сопоставительного анализа всех его частей.

Всё уже узнано за две недели после возвращения в родную деревню, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? Всё ушло навсегда - хорошее и плохое, - плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.

Надо быть современным.

Надо быть безжалостным к прошлому.

Довольно ходить по пепелищам Тимонихи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле - как говорил Хикмет - работают реакторы и фазотроны. Что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что...

В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.

Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам.

Наш дом выдался из посада вниз, к реке. Как во сне подхожу к нашей берёзе. Здравствуй. Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула во многих местах. Муравьи бегают по стволу. Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. Вершина стала выше трубы. Не бели, пожалуйста, пиджак. Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. Мы с братом нашли тебя в поскотине на вахрунинской горе. Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Посадили, вылили два ведра воды. Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. А где ты взяла эту силу под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома.

Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева. (По В. Белову)

На первый взгляд, автор призывает отказаться от прошлого в пользу современности: «Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому». Однако истинное отношение автора к прошлому проявляется в его трогательных воспоминаниях о берёзе, которые по сути представляют собой живой диалог с деревом. Мы видим, что за внешним без­различием («Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева») скрыта любовь к детству, к прошлому, которое невозможно вычеркнуть из человеческой жизни.

Для правильного понимания текста важно также различать понятия автор и рассказчик (повествователь). Автор художественного произведения может вести свой рассказ от своего лица или от лица кого-то из персонажей. Но первое лицо, от имени которого написано произведение, - это всё-таки рассказчик, даже если писатель употребляет местоимение «я»: ведь когда автор создаёт художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, свои пристрастия, симпатии и антипатии. В любом случае не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.

Такое несовпадение можно обнаружить, например, в следующем тексте.

Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда...

Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? - строго спросил отец.

Нет. Это не я.

Кто тогда?

Не знаю... Наверное, кошка.

Кошка Машка, мамина любимица, сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами.

Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей заказан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки не она виновата? - испытующе посмотрел на меня отец.

Честное слово! Я здесь ни при чём! - ответил я, глядя ему прямо в глаза...

Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай. Забыл, наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен...

Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное - не огорчать родителей. А что касается кошки... Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор... (Г. Андреев)

Позиция автора не заявлена прямо. Однако в размышлениях героя о своём поступке мы слышим голос больной совести. Не случайно наказание кошки названо несправедливым, а в кошачьих глазах Сергей читает «немой укор». Конечно же, автор осуждает героя, убеждая нас в том, что бесчестно и низко сваливать свою вину на другого, тем более на беззащитное существо, которое не может ответить и постоять за себя.

Типовые конструкции

Автор считает, что...
Автор подводит читателя к выводу о том, что...
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу...
Позиция автора такова...
Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом...
Автор призывает нас (к чему)
Автор убеждает нас в том, что...
Автор осуждает (кого / что, за что)
Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
Основная цель автора заключается в том, что...
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что...

Типичные ошибки при формулировании позиции автора

Советы

1) Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, тaм, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.п.
2) Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения - всё это средства выражения авторской позиции.
3) Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.
4) Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.
5) При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора!)

Что проверяет эксперт?

Эксперт проверяет умение адекватно воспринять и правильно сформулировать позицию автора: позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы.

1 балл выставляется экспертом, если вы верно сформулировали позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме и не допустили фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста.

Практика

Тема – круг событий и явлений, лежащий в основе художественного произведения, предмет художественного изображения.

Темы, общие для всех времен и народов, равноинтересные и актуальные на протяжении веков

Темы отцов и детей; человеческого возраста; нравственности, греха и святости, любви и ненависти; войны и мира и т.д.

Национальные

Темы, характерные для определенного этноса и воспринимаемые посторонним читателем как национальная экзотика

«Хождение за три моря» А. икитина, «Письма русского путешественника» Н.Карамзина.

Исторические

Все явления жизни рассматриваются через призму истории.

«Мать» Горького.

Внутрилитературные

Искусства как такового (самопознание художника, процесс творчества, творческие искания)

«Портрет» Н.Гоголя

Проблема – острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным.

Проблематика - совокупность проблем, поднимаемых в произведении.

Сюжет – завершенное событие.

Композиция.

Сюжетные элементы

Внесюжетные элементы

    Пролог (своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого; он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко)

    Экспозиция (условия, которые вызвали к жизни конфликт)

    Завязка действия (событие, с которого начинается действие и благодаря которому возникают последующие события)

    Развитие действия (ход событий)

    Кульминация (решающее столкновение борющихся сил)

    Развязка (положение, которое создалось в результате развития всего действия)

    Эпилог (заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев; иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами после окончания основного сюжетного действия

    Вводные эпизоды (вставные) (не связанные непосредственно с сюжетом произведения; события, вспоминаемые в связи с протекающими сейчас событиями)

    Лирические отступления (авторские: собственно лирические, философские и публицистические) Формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции)

    Художественное предварение (изображение сцен, которые как бы предсказывают дальнейшее развитие событий)

    Художественное обрамление (сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл)

Конфликт - (лат. conflictus – столкновение, разногласие, спор) – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.

Рассказчик - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. Он есть, например, в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина, в "Очарованном страннике" Н.С. Лескова. Часто (но не обязательно) выступает как участник сюжетного действия.

Рассказчик - условный носитель авторской (то есть не связанной с речью какого-либо персонажа) речи в прозаическом произведении, от лица которого ведется повествование; субъект речи (повествователь). Он проявляет себя только в речи и не может отождествляться с писателем, так как является плодом творческого воображения последнего. В разных произведениях одного писателя возможно появление различных повествователей. В драме авторская речь сведена к минимуму (ремарки)и не звучит на сцене.

Рассказчик - тот, кто рассказывает историю, устно или письменно. В художественной литературе может означать мнимого автора истории. Ведется ли рассказ от первого или от третьего лица, повествователь в художественной литературе всегда предполагается либо как некто, вовлеченный в действие, либо как сам автор

Пафос – эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств.

Виды пафоса:

    Героический (стремление показать величие человека, совершающего подвиг; утверждение величия подвига)

    Драматический (чувство страха и страдания, порождаемое пониманием противоречивости общественной и личной жизни человека; сострадание персонажам, чья жизнь оказывается под угрозой поражения и гибели)

    Трагический (высшее проявление противоречивости и борьбы, возникающей в сознании человека и его жизни; конфликт приводит к гибели героя и вызывает у читателей острейшее чувство сострадания и катарсиса)

    Сатирический (негодующе-насмешливое отрицание определенных сторон общественной и частной жизни человека)

    Комический (юмор (насмешливое отношение к безобидным комическим противоречиям; смех, соединенный с жалостью)

    Сентиментальный (повышенная чувствительность, умиление, способность к сердечной рефлексии)

    Романтический (восторженное состояние души, вызванное стремлением к возвышенному идеалу)

Сказ - особый тип повествования, ведущийся от лица рассказчика в своеобразной, присущей именно ему, речевой манере (бытовой, разговорной); имитация «живого голоса» рассказчика с самобытной лексикой и фразеологией. Бажов «Малахитовая шкатулка», Лесков «Левша»

Речевая характеристика персонажа.

Речь персонажа может быть выразительной или нет; индивидуальные особенности речи; выступает как средство типизации; раскрывает характер и помогает понять отношение автора к персонажу.

Речь повествователя – средство оценки событий и их участников.

Специфика словопользования общенародного языка – активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов и пр. в художественный текст.

Приёмы образности: тропы.

Одним из наиболее часто употребляемых терминов в литературоведении является авторская позиция. Она может стать основой для темы сочинения, статьи, тезисов или эссе. Авторскую позицию в тексте нужно видеть и понимать, как она выражена.

Трансформация термина

Следует сказать, что авторская позиция на протяжении всего развития литературы претерпевала ряд качественных изменений. В самом начале зарождения массовой литературы (то есть когда отделилась от фольклора, перестала носить политический или религиозный характер) оценка автора выражалась в произведении прямо. Автор открыто мог говорить о том, какой герой ему кажется положительным или отрицательным, выражал свое отношение к происходящему в отступлениях, в выводах. Со временем такой способ присутствия автора в тексте стал неприемлем, создатель текста стал самоотстраняться, давая возможность читателю самому решать, на чьей он стороне. Этот процесс особенно обострился в 20 веке, данное явление было названо Р. Бартом "смертью автора". Однако не все исследователи соглашаются с ним, отмечая, что автор в любом случае оценивает ситуацию, выражает свое мнение, просто он делает это скрыто, завуалировано, используя разные средства.

Способы выражения авторской позиции в драме, лирике и эпосе

Автор в тексте устранен, именно поэтому Бахтин назвал его полифоническим. Ведь в тексте присутствует масса голосов, мнений и оценок, среди которых с трудом можно различить авторскую. Однако все в романе говорит о том, что Достоевскому важнее всего было провести Евангельскую мысль о том, что жизнь каждого человека самоценна, что нельзя преступить главную Божью заповедь ни ради идеи, ни ради денег, ни ради благих целей. Активно Достоевский привлекает символы различного уровня. Сама фамилия главного героя рассматривается исследователями с разных позиций, одна из которых напоминает о расколе, произошедшем в истории Русской церкви. Многократное повторение цифр 7, 3 снова отсылает нас к религиозным книгам. 7 дней понадобилось Господу, чтобы сотворить этот мир, 3 - сакральное число для христиан, символизирующее Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.

Выводы

Таким образом, авторские позиции важны для понимания идейного замысла произведений. Они могут быть выражены по-разному. при прочтении произведений следует обращать внимание, прежде всего, на фамилии и имена героев, детали, которые упоминаются в тексте, одежду персонажей, их портретные характеристики. Также стоит уделять особое внимание пейзажным зарисовкам и лирическим отступлениям.

жанр репортаж редакционный политика

Для большинства журналистов главный фактор в работе - это объективность. Несмотря на это, разные исследователи журналистики по-разному определяют понятие «объективность». Например, М. Н. Ким определяет объективность как «строгое следование фактам» Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения / М. Н. Ким. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001, Д. Мэррилл - как «освещение, которое исключает эмоции и отделяет факты от мнений» Дэннис Э., Беседы о масс-медиа / Э. Дэннис, Дж. Мэррилл. - Москва: Вагриус, 1997, а Сиберт, Шрамм и Питерсон, так называемые исследователи-классики массовых коммуникаций, определяли «объективность» как «точное освещение фактов и событии? в форме беспристрастного описания» Сиберт С. Четыре теории прессы / С. Сиберт, У. Шрамм, Т. Питерсон. - Москва: Вагриус, 1998, а исследователь-лингвист Г. А. Копнина определяет её как «достоверное отражение реальности» Копнина Г.А. Речевое манипулирование / Г. А. Копнина. - Москва: Флинта, 2008. В то же время, существует мнение, что ни один журналист не знает правды, именно поэтому ни один материал не может точно отражать действительность, а журналистская индивидуальность присутствует в материале даже вопреки желанию журналиста быть объективным: «Они [журналисты], например, решают, какие части материала сократить, а какие нет, принимают решение о том, на чём заострить внимание, а что сгладить, какие цитаты использовать, а какие нет, что перефразировать, а где использовать прямую речь» Дэннис Э., Беседы о масс-медиа / Э. Дэннис, Дж. Мэррилл. - Москва: Вагриус, 1997.

Кроме того, журналист так или иначе пропускает материал через себя: он создаёт его на основе своих «фоновых знаний». Влияют на восприятие действительности журналистом и образование, и круг общения, и система ценностей и прочее. Поэтому журналист изначально не может быть на 100% объективен, как и, в принципе, любой другой человек.

Авторская позиция журналиста состоит из личных убеждений, системы ценностей и мировоззрения. Позиция может быть выражена в журналистском тексте явно или скрыто, но она в любом случае будет присутствовать в материале.

Исследователь Т. А. Туркова среди явных проявлений авторской позиции в журналистском тексте называет Туркова Т.А. Способы выражения авторской позиции журналиста в контексте объективности / Т.А.Туркова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2010. - №1. агитацию, антиагитацию, использование эмоционально-окрашенной лексики и разговорной лексики, а также использование оценочных глаголов и глаголов, которые выражают отношение говорящего.

Агитация и антиагитация нередко присутствуют в одной статье.

Эмоционально окрашенные слова крайне красноречиво говорят об авторском отношении к описываемому предмету, а также влияют на формирование читательского мнения.

То же относится и к словам разговорного стиля (сленг, жаргонизмы, окказионализмы) - по ним, опять же, очень легко понять авторскую позицию.

При частом использовании оценочных глаголов несложно определить, что именно выражает автор.

Конечно, скрытое выражение авторской позиции встречается намного чаще явного - если автор открыто заявит о своей позиции, его можно будет обвинить в необъективности, а у аудитории создастся ощущение насилия - автор пытается не помочь разобраться читателю в том или ином вопросе, а просто навязать своё мнение и сформировать у читателя определённый взгляд на событие.

Слова-индикаторы - это такие слова в тексте, которые формируют у читателя определённую установку на понимание и интерпретацию текста в определённом ключе.

Авторский домысел - это информация, которая не является фактической, автор добавляет её от себя: «домысел выражает не то, что никогда не может иметь место в реальности, а то, что автор добавляет от себя и что не присутствует в фактической информации. Журналист может проинформировать аудиторию о возможных обстоятельствах, реакции сторон, мыслях, комментариях и т.д.» (18).

Подбором фактов называется информация, которая построена так, что читатель сам сделает нужный журналисту вывод. Например, журналист может утаить негативные факты и создать позитивный материал о событии, или же, наоборот, рассказывать только о негативных фактах. «Журналист подбирает только факты, формирующие положительное отношение читателей или слушателей и доказывающие справедливость идеи или правоту лица, либо, напротив, исключительно факты, которые вызовут неприязнь аудитории. Перед автором стоит выбор: какую информацию дать в номер или эфир, а какую оставить «за кадром». Очевидно, что выбор делается на основе личной оценки исходя из личностных убеждении? и отношения к рассматриваемым фактам, либо под влиянием «заказчика». В последнем случае субъективность уже становится умышленной» Рощин С.К. Психология и журналистика / С. К. Рощин. - Москва: Наука, 1989.

Приём апелляции к публике заключается в том, что информация преподносится так, что у читателя создаётся впечатление, что общество, или хотя бы определённая его группа, разделяет взгляды автора. И журналист в тексте привлекает читателя на сторону этой группы.

На выражение журналистом авторской позиции влияют некоторые внешние факторы. Исследователь Н. Ш. Белоусова называет таковыми исторические предпосылки развития российской журналистики, политические факторы (власть и ограничение ей свободы слова), редакционная политика издания, экономический фактор Белоусова Н.Ш. Внешние факторы, влияющие на выражение авторской позиции журналистом. / Н. Г. Тарасова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 35..

Исторический фактор предполагает, что поведение российских журналистов в некоторой мере обусловлено исторически сложившимися особенностями русского менталитета, на который повлияло крепостное право, татаро-монгольское иго. В результате - «синдром выученной беспомощности», «фактор вынужденного почитания хозяев», «вынужденная необходимость борьбы» Ольшанский Д. В. Психология масс / Д. В. Ольшанский. СПб: Питер, 2001. Синдром выученной беспомощности - «особенность поведения, приобретаемая при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя» http://www.psychologos.ru/articles/view/vyuchennaya_bespomoschnost. При проявлении этого синдрома наблюдается потеря мотивации, пассивность, обусловленная внутренней установкой, что изменить ничего не получится. Так как сегодня СМИ подвергаются ограничениям, этот синдром можно назвать перманентным «спутником» журналиста. В таких условиях остаётся либо работать пассивно, подавляя и свою личность, в том числе, либо работать с риском для жизни. Другой момент - «традиционно сакральный характер власти в России» Криницкая, Г. С. Проблема взаимосвязи профессиональных ценностей журналистики и смены исторических парадигм. Журналистика в поисках моделей развития. Вып. II / ред. Н. В. Жилякова, П. П. Каминский. - Томск: Учебно-эксперимент. изд-во ФЖ ТГУ, 2010, который вызывает у журналистики либо безусловное ей подчинение, либо полное её отрицание. При этом «подчинённые» СМИ приближаются к власти и транслируют через себя то, что диктуется властью, другие же средства массовой информации отстраняются, практически изолируются.

Политический фактор - это давление на журналиста, оказываемое властными структурами. В контексте происходящего с журналистами, у представителей профессии появляется страх за свою жизнь, который выражается в написании «спокойных» текстов, никого не критикующих, или же наоборот, текстов восхваляющих, которые обеспечивают журналисту ещё и некоторые материальные блага. В результате происходит замалчивание реальной позиции журналиста и обман читателя: он не может увидеть настоящую позицию представителя СМИ.

Редакционная и информационная политика издания - ещё один фактор, влияющий на выражение авторской позиции журналиста. Каждый работающий в редакции журналист осознаёт политику издания, в котором работает, традиции и правила редакции. И если журналист решит противостоять каким-то установленным нормам, долго в редакции он не проработает: тексты с иными, чем у редакции, взглядами в печать допускать никто не станет, и журналисту попросту нечего будет делать в этом издании. Стоит отметить, что на сегодняшний день рынок СМИ переполнен, и конфликт внутренних ценностей журналиста и реакционной политики издания можно исчерпать просто выбрав издание, взгляды на информационную политику у которого будут близки к взглядам журналиста.

Следующий фактор, экономический, заключается в том, что журналисты часто закрывают глаза на то, что и как пишут, только ради финансовой стороны дела - если журналист будет критиковать спонсора издания, то денег он, конечно же, не получит. Поэтому спонсора остаётся только хвалить, даже если он этого не особенно и заслуживает.

Выбор редакции
ПОДЕЛИЛИСЬ Расклад показывает состояние человека в настоящее время и его ближайшее будущее. Автор расклада - Ляйсан Smaragd. Первая...

Расклад применяется, если надо сделать выбор между двумя или несколькими возможными вариантами. Рассмотрим сначала ситуацию с двумя...

Меню - основа ресторанного бизнеса. Это не просто список блюд, которые подают в заведении, а способ предложить посетителю то, что ему...

Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...
Как должен выглядеть фирменный бланк организации и как его создать? Об этом читайте в нашей статье. Из статьи вы узнаете: В каких...
ХРИСТОФОР КОЛУМБ Загадка происхождения Всемирно известный мореплаватель Христофор Колумб родился в небогатой генуэзской семье в Италии...
Детально: молитва ангелу хранителю за детей - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте сайт для наших уважаемых...
Умение красиво и правильно разговаривать пригодится на протяжении жизни каждому человеку. Грамотная поставленная речь указывает на то,...