Заключение трехстороннего договора по 44 фз. Юридическая консультация


Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

По вопросу 1.

Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, цена является существенным условием контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.

Таким образом, заказчик вправе по соглашению сторон изменить цену контракта в случаях и на условиях, предусмотренных статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

По вопросу 2.

Законом N 44-ФЗ в том числе регулируются порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения гражданско-правовых договоров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, особенности исполнения этих договоров (подпункты 2, 3, 4 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ). При этом согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 44-ФЗ поставщики (подрядчики, исполнители) определяются заказчиками в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Таким образом, Законом N 44-ФЗ установлен особый порядок заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов и их субъектный состав: поставщик (подрядчик, исполнитель) и заказчик. Заключение трехсторонних контрактов Законом N 44-ФЗ не предусмотрено.

По вопросу 3.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 2 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в установленных пунктом 6 части 1 указанной статьи случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1090 "Об утверждении методики сокращения количества товаров, объемов работ или услуг при уменьшении цены контракта", в случае если при сокращении лимитов бюджетных обязательств между сторонами государственного (муниципального) контракта не достигнуто соглашение о снижении его цены без сокращения количества товаров, объемов работ или услуг и (или) об изменении сроков исполнения государственного (муниципального) контракта, государственный или муниципальный заказчик обеспечивает согласование существенных условий государственного (муниципального) контракта в части сокращения количества товаров, объемов работ или услуг.

Таким образом, в случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров (пункт 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации) возможно перенести срок исполнения контракта.

Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов

Обзор документа

Цена является существенным условием контракта.

Разъяснено, что заказчик вправе по соглашению сторон изменить цену контракта в случаях и на условиях, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Также сообщается, что Законом о контрактной системе установлен особый порядок заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов и их субъектный состав: поставщик (подрядчик, исполнитель) и заказчик. Заключение трехсторонних контрактов законом не предусмотрено.

Даны разъяснения на случай уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров. Казенное учреждение должно обеспечить согласование новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене, срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги).

Что заказчику нужно объявить при аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам?

Главное

Заказчик объявляет информацию о названии закупки и реестровый номер, дату, место, а также время вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа поданным в форме электронных документов.

Перед вскрытием первого конверта независимо от того, присутствуют или отсутствуют на процедуре представители участников, заказчик обязательно предлагает при желании внести изменения или отозвать свои заявки, поданные на бумажном или электронных носителях (кроме запроса котировок).

Важно

Объявить о возможности внести изменения или отозвать заявки необходимо, даже если на процедуре нет представителей участников

После вскрытия каждого конверта согласно журналу регистрации конвертов с заявками заказчик объявляет наименование участника (для юридического лица), Ф. И. О. (для физического лица), почтовый адрес, ИНН, статистические данные, предложение о цене контракта и наличие каждого приложенного документа к заявке. Кроме того, он озвучивает, прошита, пронумерована, скреплена печатью и подписью заявка или нет.

Не лишнее

Заказчик обязан обеспечить аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным заявкам в форме электронных документов (ч. 5 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

При проведении аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками объявляется перечень информации, который определяет Закон № 44-ФЗ.

При нарушении порядка вскрытия конвертов с заявками на участие предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере 5% НМЦК, но не более 30 тыс. руб. (

Вправе ли исполнитель услуг по государственному контракту, заключенному по Закону № 44-ФЗ, привлекать соисполнителей (субподрядчиков)?

Если да, то каким документом следует оформить субподряд (заказ размещен не для субъектов малого предпринимательства, проект контракта ограничений не содержит, и исполнитель настаивает на заключении трехстороннего соглашения)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: исполнитель услуг может привлекать третьих лиц к исполнению контракта, только если такая возможность предусмотрена условиями самого контракта. Заключать в таком случае трехсторонний договор не нужно.

Обоснование вывода

Законом № 44-ФЗ прямо не предусмотрена возможность привлечения соисполнителей к оказанию услуг, предусмотренных контрактом, лишь отдельные положения данного закона свидетельствуют о такой возможности (см., например, ч. 5, 6 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Однако при решении вопроса о возможности привлечения соисполнителей необходимо также учитывать положения гражданского законодательства, на котором в том числе основывается законодательство о контрактной системе (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ).

Так, согласно п. 1 ст. 313 ГК РФ, исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. При этом на основании ст. 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично. В этом, в частности, состоит отличие договора оказания услуг от договора подряда (гл. 37 ГК РФ), по которому подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично (п. 1 ст. 706 ГК РФ). Отсюда следует, что исполнитель услуг не может привлекать третьих лиц к исполнению контракта, если такая возможность не предусмотрена условиями самого контракта. Подчеркнем, что для применения нормы ст. 780 ГК РФ не требуется специальное указание в контракте на запрет привлечения к исполнению контракта третьих лиц (соисполнителей). Напротив, наличие такого запрета в документации о закупке и проекте контракта, хотя по существу и не противоречащее ст. 780 ГК РФ, формально можно квалифицировать как установление дополнительных требований к участникам закупки, не предусмотренных Законом № 44-ФЗ, что вступает в противоречие с ч. 6 ст. 31 этого Федерального закона.

В случае включения в контракт условия о привлечении соисполнителей к исполнению контракта необходимо учитывать, что законодательством не предусмотрена обязанность оформления трехстороннего соглашения в таком случае. Более того, возможность заключения трехстороннего государственного контракта не предусмотрена Законом № 44-ФЗ. А по смыслу ст. 706 ГК РФ, регулирующей порядок привлечения субподрядчиков, договоры «генерального» подряда и субподряда являются двумя отдельными договорами, каждый из которых порождает обязательства между разными лицами: заказчиком и подрядчиком и между подрядчиком и субподрядчиком соответственно. Указанные правила в силу ст. 783 ГК РФ могут быть применены и в случае привлечения соисполнителя к исполнению договора возмездного оказания услуг. Следовательно, заключать трехсторонний договор в случае привлечения соисполнителей к исполнению контракта не нужно.

Трехсторонний договор, образец которого мы предоставим в статье, пригодится в том случае, когда для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги необходимо соединить обязательствами более двух лиц. Помимо поставщика и заказчика, трехсторонний договор на выполнение работ включает еще и третье лицо, напрямую влияющее на благополучную реализацию прав и обязанностей участников. Этим трехсторонние договоры и отличаются от привычных двухсторонних.

Возможность заключения таких соглашений установлена ГК РФ. Случаи, когда это возможно, подразделяются на два типа:

  • в которых одну сторону представляет две организации, а другую — одна;
  • в которых полноправно участвуют три стороны, каждая из которых имеет равные права и обязанности.

В первом случае причиной подписания контракта может быть единое право владения у двух хозяйствующих субъектов, например недвижимость с двумя владельцами или объекты интеллектуальной собственности. Так как такое имущество является совместным, то и в любой сделке, касающейся данного имущества, должны принимать участие все владельцы. Ярким примером будет трехсторонний договор аренды с 2 арендодателями с одной стороны и арендатором — с другой.

Во втором случае речь идет о контрактах с участием посредников (например в сфере услуг) и гарантов. Каждый участник имеет свои индивидуальные права и обязанности. Такими соглашениями будут юридические обязательства по добровольному страхованию, поручительству.

Существует также трехсторонний договор подряда, который заключается в том случае, если на объекте строительства необходимо выполнить ряд узкопрофильных работ, и для этого привлекаются два специализированных подрядчика. Также документ на выполнение строительно-монтажных работ можно оформить как трехстороннее соглашение между заказчиком, подрядчиком и поставщиком материалов.

Еще одна разновидность — это трехсторонний договор поставки, в котором оговаривается соглашение на поставку с заказчиком, поставщиком и перевозчиком в качестве участников.

Заключение трехсторонних контрактов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 34 44-ФЗ, госконтракт заключается на тех условиях, которые были включены в извещение о закупке: закупочная документация, заявка и окончательное предложение победителя торгов, с которым в итоге он и заключается. 44-ФЗ регламентирует порядок как заключения, так и исполнения ГК и МК, а также состав хозяйствующих субъектов, принимающих участие в подписании договорных отношений: заказчик — с одной стороны и поставщик (подрядчик, исполнитель) — с другой.

Заключать трехсторонние контракты по 44-ФЗ нельзя (Письмо Минэкономразвития России № Д28и-1614 от 14.06.2016).

223-ФЗ также не регулирует правоотношения по заключению трехстороннего документа, однако в ГК РФ прописано право организаций на подписание таких соглашений, поэтому в рамах 223-ФЗ возможность заключения таких договорных отношений установлена.

Как подготовить контракт на три стороны

Трехстороннее соглашение (образец) — это многоуровневый документ, поэтому участники должны прописывать все условия и грамотно устанавливать свои права и обязанности.

Для того чтобы его заключить, необходимо следовать данной инструкции. При составлении юридического документа необходимо:

  1. Обозначить правовой статус каждого из участников сделки.
  2. Определить полномочия всех трех сторон.
  3. Детерминировать обязательства, которые каждый участник в дальнейшем возьмет на себя, и проанализировать каждое такое обязательство, включив в трехсторонний контракт все существенные условия.
  4. Установить сроки исполнения и порядок оплаты по договорным обязательствам.
  5. Указать, что документ составлен в трех экземплярах, по одному для каждой стороны.
  6. Внести реквизиты каждого участника, подписать и поставить печати.
Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...