Законодательный процесс в российской федерации. Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии


Федеральный законодательный процесс в РФ представляет собой совокупность определенных действий Федерального Собрания РФ (Парламента России), направленных на принятие нормативно-правовых актов, именуемых федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Стадии законодательного процесса:

  1. выдвижение законодательной инициативы;
  2. предварительное рассмотрение законопроектов;
  3. рассмотрение законопроекта в Государственной Думе;
  4. принятие проекта закона;
  5. рассмотрение и одобрение проекта закона Советом Федерации;
  6. подписание Президентом РФ и обнародование проекта закона.

Существует особая стадия законотворческого процесса – преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой РФ. Эта стадия не всегда присутствует в законотворческом процессе, а только в случае возникновения разногласий по содержанию текста проекта закона.

Правом законодательной инициативы обладают субъекты, перечисленные в Конституции РФ. Все субъекты законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ вправе вносить законопроекты по вопросам, относящимся к их ведению, и в пределах своей компетенции. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы, где заводится электронная регистрационная карта, в которой отражаются все стадии законодательного процесса. Предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной Думе начинается по истечении 14 дней. Предварительное рассмотрение законопроекта осуществляется специальным комитетом по рассмотрению законопроекта. На этой стадии законопроект должен пройти правовую экспертизу. После предварительного рассмотрения законопроект представляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Думы не позднее чем за 14 дней.

Рассмотрение законопроекта может проходить в трех чтениях. Законопроект может быть принят в первом же чтении, только если не возникает никаких разногласий по тексту законопроекта. В противном случае должна быть проведена процедура урегулирования разногласий. После прохождения всех согласительных процедур (либо при их отсутствии после первого же чтения) законопроект должен быть принят.

Проект федерального закона, принятый Государственной Думой, не может быть подписан Президентом РФ и обнародован, если не был одобрен Советом Федерации. Одобрение Совета Федерации может быть в выраженной (в виде постановления Совета Федерации) и молчаливой формах (в виде отсутствия какого бы то ни было ответа на законопроект в течение 14 дней со дня его поступления на рассмотрение Совета Федерации). Подписание и обнародование проекта федерального закона, принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации, осуществляется Президентом РФ в течение 14 дней со дня его поступления. Президент РФ обладает правом отлагательного вето в отношении поступивших к нему на подпись проектов федеральных законов. Отлагательное вето означает, что Президент РФ обладает не абсолютным правом в отношении воспрепятствования обнародованию неугодных проектов федеральных законов, а ограниченным, так как Федеральное Собрание может в установленной форме преодолеть вето Президента РФ (в этом случае Президент РФ обязан подписать проект закона в течение 7 дней).

Право законодательной инициативы – это право определенных Конституцией РФ (основными законами субъектов РФ) субъектов представлять на рассмотрение Государственной Думы РФ (законодательного органа субъектов РФ) свои законопроекты и законопредложения в установленном законодательством порядке.

Законопроект – это надлежащим образом оформленный текст (в виде готового документа, содержащего статьи, главы и т. п.) возможного будущего закона.

Надлежащим образом оформленный законопроект должен иметь:

  1. пояснительную записку, в которой указывается предмет законодательного регулирования и излагаются концепции предлагаемого законопроекта;
  2. текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект;
  3. перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона;
  4. финансово-экономическое обоснование (все законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ, предварительно должны быть одобрены Правительством РФ по вопросу экономического обоснования законопроекта);
  5. заключение Правительства РФ в случаях, когда вносятся законопроекты финансового характера (о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства) или законопроекты, предусматривающие бюджетные расходы.

Требования к законопроектам, вносимым на рассмотрение законодательного органа власти субъектов РФ, устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ.

Законопредложение представляет собой не оформленную окончательно идею, концепцию будущего закона, которая может быть воплощена в законопроект уже в самом законодательном органе власти, если он согласится с законопредложением.

Правом внесения законопредложения обладают те же субъекты законодательной инициативы, что и правом внесения законопроектов на рассмотрение Государственной Думы. Законодательная инициатива является первой стадией законодательного процесса в РФ. Все законопроекты и законопредложения, внесенные в порядке законодательной инициативы правомочными субъектами, должны быть рассмотрены на заседаниях Государственной Думы ФС РФ.

Субъекты, обладающие правом законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ:

  1. Президент РФ;
  2. Совет Федерации и его члены;
  3. депутаты Государственной Думы РФ;
  4. Правительство РФ;
  5. законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
  6. Конституционный Суд РФ;
  7. Верховный Суд РФ;
  8. Высший Арбитражный Суд РФ.

Перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы в органы законодательной власти субъектов РФ, устанавливается конституциями (уставами) соответствующих субъектов РФ.

Субъекты законодательной инициативы в Государственную Думу РФ вправе вносить законопроекты и законопредложения по любому вопросу, относящемуся к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов. Исключение составляют высшие судебные органы РФ, которые могут вносить законопроекты и законопредложения только по вопросам своего ведения.

Конституция РФ, характеризуя РФ как законодательный орган государства, тем самым раскрывает главнее назначение российского парламента, его основную функцию - законотворчество.

Но законотворчество в широком смысле слова включает в себя не только непосредственные действия Федерального Собрания по созданию законов, но и те действия государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, которые предваряют законодательный процесс: рождение идеи о необходимости того или иного закона, научная разработка этой идеи, подготовка предложений или проекта закона, его обоснование, экспертная оценка, обсуждение широкой общественностью или в кругу специалистов и т.п.

Таким образом, круг лиц, которые могут быть причастны к законотворчеству, достаточно широк и ничем не ограничен. И все же главное место в этом кругу принадлежит Федеральному Собранию как органу, который только один наделен Конституцией РФ принимать законы.

Что же касается законодательного процесса в узком смысле слова , то он строго регламентирован как по кругу лиц, участвующих в нем, так и по формам и стадиям деятельности.

В основе законодательной деятельности лежат принципы:

    • законности;
    • научной обоснованности нормативно-правовых актов;
    • демократизма;
    • системности.

Законодательный процесс – это совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания.

При этом следует иметь в виду, что наряду с основными стадиями могут быть и факультативные.

Стадии законодательного процесса

Основные стадии законодательного процесса:

    1. законодательная инициатива и предварительное рассмотрение;
    2. рассмотрение законов, принятых Государственной Думой;
    3. подписание и обнародование законов Президентом РФ.

Факультативные (необязательные) стадии законодательного процесса:

    • повторное рассмотрение Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ.

Осуществление права законодательной инициативы

Первой стадией законодательного процесса является осуществление права законодательной инициативы.

Ч. 1 ст. 104 Конституции РФ: "Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения".

Праву законодательной инициативы корреспондирует обязанность Государственной Думы рассмотреть поступивший законопроект по существу. Она вовсе не обязана принять предлагаемый законопроект, но она должна его рассмотреть.

В Регламенте Государственной Думы прямо записано: "Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:

  1. проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов (далее - законопроект);
  2. законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории РФ актов законодательства Союза ССР;
  3. поправок к законопроектам.

При внесении законопроектов субъектом права законодательной инициативы - коллегиальным органом - должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в Государственной Думе по данному законопроекту.

Законопроекты, внесенные в Государственную Думу без заключения Правительства РФ, могут направляться Советом Государственной Думы вместе с финансово-экономическим обоснованием на заключение в Правительство РФ, которое в месячный срок подготавливает письменное заключение и направляет его в Совет Государственной Думы.

Совет Государственной Думы с учетом предложений ответственного комитета устанавливает срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой.

Для работы над законопроектом комитет может создать рабочую группу из числа депутатов Государственной Думы - членов данного комитета.

Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой

Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой

Рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством или Регламентом.

Под чтением понимается одна из стадий рассмотрения законопроекта в Государственной Думе.

Ст. 118 Регламента Государственной Думы устанавливает, что при рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости.

Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной Думы проходит открыто, с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, и может освещаться в средствах массовой информации.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может:

  1. принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок;
  2. отклонить законопроект;
  3. принять закон.

После окончания обсуждения законопроекта на голосование ставится предложение о принятии законопроекта в первом чтении. Если по итогам голосования предложение о принятии законопроекта в первом чтении не набрало необходимого числа голосов, то он считается отклоненным без дополнительного голосования. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы.

В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума в постановлении о принятии законопроекта в первом чтении устанавливает срок представления поправок к законопроекту. Срок представленияпоправок, как правило, не может быть менее 15 дней, а для законопроектов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ - менее 30 дней. В случае, если у депутатов имеются предложения об установлении иного, чем в проекте постановления Государственной Думы, срока подачи поправок к законопроекту, срок подачи поправок устанавливается решением, принимаемым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

В случае принятия законопроекта в первом чтении председательствующий может поставить на голосование предложение ответственного комитета о принятии закона, исключая процедуры второго и третьего чтений, при наличии правовой и лингвистической экспертиз. Если имеются возражающие против этого предложения, председательствующий предоставляет каждому из них до трех минут для обоснования своей позиции. Представитель ответственного комитета вправе высказать мнение ответственного комитета по каждому возражению либо снять предложение о принятии закона.

Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вправе вносить субъекты права законодательной инициативы. Ответственный комитет изучает и обобщает внесенные поправки. Депутатам Государственной Думы, внесшим законопроект или поправки к нему, ответственный комитет обеспечивает возможность участия в подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.

Вместе с законопроектом, подготовленным к рассмотрению во втором чтении, и проектом постановления Государственной Думы, определяющего порядок дальнейшей работы над законопроектом, ответственный комитет представляет таблицу поправок, одобренных комитетом и включенных в текст законопроекта, таблицу поправок, рекомендуемых ответственнымкомитетом к отклонению, и таблицу поправок, по которым не было принято решений.

Лингвистическая экспертиза законопроекта заключается в оценке соответствия представленного текста нормам современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей текстов законов.

Ответственный комитет направляет в Совет Государственной Думы для последующего представления на рассмотрение Государственной Думы:

    1. проект постановления Государственной Думы по законопроекту;
    2. таблицы поправок, рекомендуемых к принятию и к отклонению;
    3. таблицу поправок, по которым ответственным комитетом не было принято решений;
    4. текст законопроекта с учетом поправок, рекомендуемых к принятию (с выделением изменений текста законопроекта, принятого в первом чтении);
    5. заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы на законопроект.

Совет Государственной Думы принимает решения о включении законопроекта, подготовленного к рассмотрению во втором чтении, в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой, о направлении законопроекта Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, депутатам Государственной Думы и определяет докладчика по законопроекту - представителя ответственного комитета.

В начале второго чтения законопроекта в Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета.

Если у депутатов Государственной Думы или у приглашенных на заседание Государственной Думы представителей иных субъектов права законодательной инициативы имеются возражения против внесения в текст законопроекта каких-либо поправок из числа рекомендуемых ответственным комитетом к принятию, то председательствующий сначала ставит на голосование вопрос о принятии поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст законопроекта и против которых не имеется возражений субъектов права законодательной инициативы,а затем отдельно каждую поправку, по которым имеются возражения. Автор поправки, представитель ответственного комитета, а также депутат Государственной Думы или представитель иного субъекта права законодательной инициативы, имеющие возражения, могут обосновать свои позиции в выступлениях продолжительностью до трех минут. После этого на голосование ставится вопрос о принятии соответствующей поправки.

По окончании голосования по поправкам председательствующий ставитна голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет.

После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Это решение направляется субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект. Решением Государственной Думы, принятым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, законопроект может быть возвращен к процедуре первого чтения.

Решение о принятии поправок к проекту федерального закона принимается большинством голосов от общего числа депутатов. Решение о принятии поправок к проекту федерального конституционного закона принимается не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования в целях его принятия в качестве закона. В случае, если в процессе второго чтения в законопроект были внесены изменения и дополнения, Совет Государственной Думы направляет текст законопроекта и заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Президенту РФ в Совет Федерации, Правительство РФ, депутатам Государственной Думы.

При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей.Если законопроект не принят Государственной Думой в третьем чтении, он дальнейшему рассмотрению не подлежит.

Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты.

Закон РФ о поправках к Конституции РФ, федеральный конституционный закон считаются одобренными, если за их одобрение проголосовало не менее чем две трети от общего числа депутатов Государственной Думы.

Одобренные Государственной Думой законы РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Государственной Думы, стенограммами заседаний Государственной Думы, заключениями Правительства РФ и другими необходимыми материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом Государственной Думы и в течение пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.

Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой

Порядок рассмотрения Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой, определяется Конституцией РФ и Регламентом Совета Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 105 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Если в документах и материалах, сопровождающих поступившие из Государственной Думы федеральные законы по вопросам введения или отмены налогов, освобождения от уплаты налогов, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, другие федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, отсутствует заключение Правительства РФ, Совет Федерации обязан запросить заключения на указанные федеральные законы в Государственной Думе. Отсутствие заключений Правительства РФ может служить основанием для отклонения указанных федеральных законов.

Члены Совета Федерации организуют обсуждение федерального закона в субъектах РФ и при наличии замечаний по федеральному закону направляют их в комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона.

Установленный ч. 4 ст. 105 Конституции РФ четырнадцатидневный срок, в течение которого Совет Федерации рассматривает поступивший из Государственной Думы федеральный закон, исчисляется со дня, следующего за днем регистрации этого закона в Совете Федерации.

В соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

    1. федерального бюджета;
    2. федеральных налогов и сборов;
    3. финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
    4. ратификации и денонсации международных договоров РФ;
    5. статуса и защиты государственной границы РФ;
    6. войны и мира.

Комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона, рассматривает принятый Государственной Думой федеральный закон и принимает по нему заключение.

Заключение по рассматриваемому федеральному закону принимается путем открытого голосования большинством голосов от общего числа членов комитета Совета Федерации.

В заключении комитета (комитетов) Совета Федерации, ответственного за рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, дается оценка рассматриваемого федерального закона и формулируется одно из следующих решений:

    1. одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон и не вносить его на рассмотрение палаты;
    2. рекомендовать Совету Федерации рассмотреть на своем заседании принятый Государственной Думой федеральный закон.

По федеральным законам, которые в соответствии со статьей 106 Конституции РФ подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации, комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона, вправе принять одно из следующих решений:

    1. рекомендовать Совету Федерации одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой;
    2. рекомендовать Совету Федерации отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой, изложив в заключении мотивы, по которым комитет считает необходимым его отклонить.

Началом рассмотрения в Совете Федерации федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается включение в повестку дня заседания палаты соответствующего вопроса или издание Председателем Совета Федерации (либо по его поручениюзаместителем Председателя Совета Федерации) соответствующего распоряжения.

По результатам обсуждения принятого Государственной Думой федерального закона Совет Федерации принимает одно из следующих решений:

    1. одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон;
    2. отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон.

Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Решение об одобрении или отклонении принятого Государственной Думой федерального закона, внесенного на рассмотрение Совета Федерации и не подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения четырнадцатидневного срока. Если федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации, не был рассмотрен в течение четырнадцатидневногосрока, он направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования.

Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановления Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования.

Принятый Государственной Думой федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со ст. 106 Конституции РФ и не рассмотренный палатой в установленный ч. 4 ст. 105 Конституции РФ и ст. 104 Регламента четырнадцатидневный срок, на пятнадцатый день со дня поступления федерального закона из ГосударственнойДумы направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования, о чем направляется уведомление в Государственную Думу.

Повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации

Повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации

Преодоление разногласий, возникших при отклонении федеральных законов Советом Федерации, - это не самостоятельная стадия законодательного процесса, а способ устранения возникших противоречий между двумя палатами.

В случае, если федеральный закон отклонен Советом Федерации, он передается Советом Государственной Думы на заключение ответственного комитета. По итогам рассмотрения законопроекта ответственный комитет может рекомендовать Государственной Думе:

    1. создать комиссию для преодоления возникших разногласий;
    2. принять федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой редакции;
    3. снять федеральный закон с повторного рассмотрения Государственной Думой.

При повторном рассмотрении федерального закона Государственной Думой обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе согласительной комиссии. Никакие дополнительные поправки Государственной Думой не рассматриваются.

Государственная Дума принимает решение по предложениям согласительной комиссии большинством голосов от общего числа депутатов палаты.

Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного. Советом Федерации, Государственная Дума не приняла его в редакции согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении федерального закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции.

В этом случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый в указанном порядке федеральный закон Председатель Государственной Думы в течение пяти дней направляет Президенту РФ для подписания и обнародования. Председатель Государственной Думы уведомляет Председателя Совета Федерации о направлении данного федерального закона Президенту РФ.

Если предложение о принятии федерального закона, отклоненного Советом Федерации, в редакции согласительной комиссии либо в ранее принятой редакции при голосовании не набрало необходимого числа голосов, то рассматриваемый федеральный закон считается непринятым.

Подписание и обнародование закона Президентом РФ

В ст. 107 Конституции РФ записано:

«1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

2. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию».

Эта заключительная стадия законодательного процесса известна в ряде стран как промульгация. Она состоит в том, что принятый палатами парламента закон подписывается главой государства, после чего публикуется. Опубликование закона, в свою очередь, является необходимым условием его вступления в силу. Промульгация закона предусмотрена большинством действующих в мире конституций. Подписывая закон, глава государства констатирует, что закон принят парламентом должным образом иподлежит опубликованию, а по вступлении в силу - исполнению.

Конституция РФ термина "промульгация" не использует. Она говорит о подписании и обнародовании Президентом принятого закона. Эта стадия законодательного процесса существует для федеральных законов (ст. 107) и федеральных конституционных законов (ст. 108).

Порядок обнародования и вступления в силу законов, принятых Федеральным Собранием, регулируется Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания". В соответствии с этим Законом на территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства РФ".

Федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Отклонение федерального закона Президентом РФ в литературе называют президентским вето. В российском законодательстве термин "вето" не используется, но на практике он широко распространен.

Согласно ч. 3 ст. 107 Конституции РФ, если Президент в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон.

Но в бытность Президентом России Б.Н. Ельцина имели место случаи, когда Президент возвращал принятый обеими палатами закон без рассмотрения, что означало отказ главы государства вообще рассматривать закон, принятый, по его мнению, с нарушением установленных Конституцией, федеральным законодательством и регламентами палат процедур принятия федеральных конституционных и федеральных законов. Президент и не подписывает закон, и не отклоняет его. Формально Президент считает, что такой закон не принят парламентом, и отказывается его рассматривать, пока надлежащим образом не будут соблюдены конституционные процедуры. Конституционный Суд признал подобный механизм возвращения законов без подписания обоснованным.

Повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ

Повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ

В регламентах Государственной Думы и Совета Федерации имеются специальные главы, посвященные рассмотрению федеральных законов, отклоненных Президентом РФ. Согласно ст. 133 Регламента Государственной Думы, если Президент в течение 14 дней со дня поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума вновь рассматривает данный закон. При этом он передается Советом Государственной Думы на заключение в ответственный комитет, который изучает в течение 10 дней мотивы решения Президента об отклонении федерального закона, принятого Государственной Думой. Затем ответственный комитет вносит проект постановления Государственной Думы, в котором может рекомендовать последней один из следующих вариантов решения:

    1. принять федеральный закон в редакции, предложенной Президентом РФ;
    2. согласиться с мотивами решения Президента РФ и снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой;
    3. принять федеральный закон с учетом предложений Президента РФ;
    4. создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Президенту РФи при необходимости Совету Федерации направить для работы в ней своих представителей;
    5. одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции.

Повторное рассмотрение федерального закона, отклоненного Президентом РФ, начинается с выступления полномочного представителя Президента РФ в Государственной Думе либо иного официального представителя Президента РФ. Затем излагается заключение ответственного комитета и принимается одно из постановлений, указанных выше.

Если федеральный закон в редакции, предложенной Президентом РФ, не набрал необходимого для принятия числа голосов, то палата по предложению полномочного представителя Президента РФ в Государственной Думе либо иного официального представителя Президента РФ может принять решение о продолжении работы над указанным федеральным законом, начиная с процедуры первого чтения законопроекта.

Если палата принимает решение принять федеральный закон с учетом предложений Президента РФ, то на голосование ставится каждое предложение (поправка) Президента РФ. Перед каждым голосованием слово предоставляется полномочному представителю Президента РФ в Государственной Думе либо иному официальному представителю Президента РФ, а затем представителю ответственного комитета. Решение в каждом конкретном случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Если предложения Президента РФ не сформулированы в виде конкретных поправок, то Государственная Дума может большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы отложить принятие федерального закона с учетом предложений Президента РФ и обратиться к Президенту РФ с предложением представить тексты поправок к данному федеральному закону.

Если при повторном рассмотрении Государственной Думой федерального закона, отклоненного Президентом РФ, он принят в новой редакции, то федеральный закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый.

При повторном рассмотрении Советом Федерации федерального закона в ранее принятой редакции он считается одобренным, если решение об этом было принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации (это не только определено в ч. 1 ст. 128 Регламента Совета Федерации, но и следует из ч. 3 ст. 107 Конституции РФ). Если за одобрение проголосовало менее двух третей, федеральный закон считается отклоненным палатой. Решение Совета Федерации оформляется его постановлением.

Федеральный закон, представленный Государственной Думой, вместе с постановлением Совета Федерации об одобрении федерального закона в течение пяти дней направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и обнародования. Постановление Совета Федерации об отклонении федерального закона вместе с федеральным законом в течение пяти дней направляется Председателем Совета Федерации в Государственную Думу.

Основной функцией парламента является функция законотворчества. В законодательном процессе участвует множество субъектов, однако основную роль в законотворческой деятельности играет нижняя палата Федерального Собрания - Государственная Дума .

Основными стадиями законодательного процесса являются (рисунок 3):

1) внесение законопроекта в Государственную Думу;

2) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, принятие или отклонение закона;

Субъектами права законодательной инициативы являются (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ):

Президент РФ;

Совет Федерации;

Члены Федерации депутаты Государственной Думы;

Правительство РФ;

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ;

Конституционный Суд РФ , Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ - но только по вопросам их ведения.

Вторая стадия - предварительное рассмотрение законопроектов, которое представляет собой решение Совета Государственной Думы о необходимости издания закона, включение соответствующего предложения в план законопроектных работ, выработку официального законопроекта. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет или несколько комитетов палаты, один из которых назначается ответственным по законопроекту.

Все законопроекты вносятся в Государственную Думу. Основная работа над текстом законопроекта ведется в ответственном комитете (с привлечением экспертов, проведением парламентских слушаний, анализом предложений, альтернативных проектов и т. д.). Именно комитет представляет законопроект для рассмотрения на пленарных заседаниях Государственной Думы.

На пленарных заседаниях законопроект, по общему правилу, обсуждается в трех чтениях :

В первом чтении обсуждаются концепция законопроекта, его актуальность и практическая значимость;

Во втором чтении законопроект обсуждается детально, постатейно, с различными вариантами поправок;

В третьем чтении законопроект принимается в целом (не допускаются обсуждение статей и внесение содержательных поправок, допустимы лишь редакционные уточнения).

Все принятые Государственной Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Федерации, однако, верхняя палата не обязана рассматривать все поступившие из нижней палаты законы - обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат лишь:


а) федеральные конституционные законы;

б) законы о поправках к Конституции РФ;

в) финансовые законы (законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, таможенного регулирования, денежной эмиссии);

г) законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ;

д) законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты Государственной границы РФ.

Для рассмотрения поступивших из Государственной Думы законов Совету Федерации отведено 14 дней, в течение которых он может одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон. Процедура рассмотрения закона в Совете Федерации более проста. Здесь нет традиционных чтений, вопрос может не выноситься на рассмотрение палаты. Однако члены Совета Федерации организуют обсуждение принятого Государственной Думой закона в субъектах РФ, при этом поступившие из регионов замечания и предложения могут предопределить отклонение закона Советом Федерации.

Постановления Совета Федерации об одобрении или отклонении закона принимается абсолютным большинством от общего числа членов Совета Федерации, федеральные конституционные законы и законы о поправках должны быть одобрены квалифицированным большинством - не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. Отклоненные Советом Федерации законы подлежат повторному рассмотрению Государственной Думой, при этом вето Совета Федерации может быть преодолено 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон (понятия «принятый Государственной Думой федеральный закон» и «принятый федеральный закон» не являются тождественными!) в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (если закон рассматривался Советом Федерации и одобрен им, а также в случае «молчаливого одобрения» - Председателем Совета Федерации, а если Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации - Председателем Государственной Думы).

В течение 14 дней Президент РФ должен подписать и обнародовать поступивший закон или отклонить его. Вето Президента РФ также является отлагательным: если отклоненный закон при повторном рассмотрении в палатах Федерального Собрания будет одобрен в ранее принятой редакции квалифицированным большинством (не менее 2/3 голосов) от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (300 голосов), то он подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в семидневный срок. В отношении принятых федеральных конституционных законов и законов о поправках Президент РФ правом вето не обладает.

Обнародование законов осуществляется главным образом посредством их официального опубликования. В соответствии с Федеральным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изм. и доп.) официальным опубликованием закона является первая публикация его полного текста в одном из источников официального опубликования (каковыми являются «Собрание законодательства РФ», «Российская газета» и «Парламентская газета»). Опубликование закона должно быть осуществлено в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. По общему правилу законы вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования (часто иной порядок вступления в силу предусматривается в самих законах, что является допустимым).

Право законодательной инициативы автоматически порождает обязанность парламента начать рассмотрение внесенного законопроекта по процедуре. Соответственно, на этой стадии происходит официальная передача субъектом права законодательной инициативы законопроекта в Государственную Думу. Законопроекты, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 104), вносятся в Государственную Думу. Процедура рассмотрения законопроекта в ГД называется чтением. Чтение представляет собой организационно-правовую форму обсуждения законопроектов в Государственной Думе. Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе осуществляется в трех чтениях.

Исключение составляет рассмотрение проекта закона о федеральном бюджете, которое проводится в четырех чтениях. Первое чтение законопроекта представляет собой первоначальное рассмотрение законопроекта на планерном заседании нижней палаты. В период между первым и вторым чтениями в установленный срок (он не может быть менее 15 дней, а для законопроекта по предметам совместного ведения - не менее 30 дней) субъекты права законодательной инициативы могут направлять в Государственную Думу, ответственному за обсуждаемый законопроект комитету поправки, т.е. предложения об изменении, дополнении или исключении той или иной статьи, ее части, формулировки, раздела законопроекта, рассмотренного в первом чтении.

Второе чтение законопроекта предполагает обсуждение на планерном заседании палаты поправок, поступивших от субъектов права законодательной инициативы на законопроект, и голосование о принятии его за основу и в целом. Законопроект, принятый во втором чтении, направляется в ответственный комитет для устранения с участием правового управления внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и редакционной правки. Третье чтение законопроекта - это заключительное обсуждение в Государственной Думе законопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрения в целом. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. В случае если законопроект не принят в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит

Наряду с основными выделяются и дополнительные стадии, к которым относятся:

Рассмотрение Государственной Думой отклоненного Советом Федерации закона, повторное рассмотрение Советом Федерации и Государственной Думой поправок отклоненного Президентом закона.

Рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий;

Повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации;

Повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ;

Повторное рассмотрение Советом Федерации законом, отклоненных Президентом РФ.

На практике в законодательном процессе имеют место разногласия между отдельными его участниками, что осложняет ход законодательного процесса. К числу названных разногласий следует отнести отклонение закона Советом Федерации, отклонение или возвращение закона Президентом. Разрешение упомянутых разногласий требует введения в законодательный процесс дополнительных действий и процедур.

Законодательный процесс в Российской Федерации

Законодательный процесс – это деятельность участников (субъектов) по внесению проекта ФКЗ, ФЗ, его рассмотрение, принятие (одобрение), подписание и обнародование, вступление в силу.

Схематично законодательный процесс в РФ можно представить следующими стадиями :

1) Стадия законодательной инициативы. Законодательная ини­циатива - сводится к внесению законопроекта на рассмотрение нижней палаты парламента.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

2) Вторая стадия законодательного процесса – рассмотрение законопроекта в Государственной Думе. Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется ее Советом в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту. Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе может осуществляться в трех чтениях, если Государственной Думой примени­тельно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение в соответствии с законодательством и Регламентом Государственной Думы. При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основ­ных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Госу­дарственная Дума может принять законопроект в первом чтении и про­должить работу над ним с учетом высказанных предложений и замеча­ний; отклонить законопроект; принять закон. Отклоненный законо­проект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы. Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, счи­тается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

При наличии альтернативных законопроектов все они одновременно выносятся на рейтинговое голосование.

Законопроект, принятый Думой в первом чтении, в течение пяти дней направляется субъектам права законодательной инициативы, а в случае принятия законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов - в законодательные (предста­вительные) органы субъектов Федерации. Государственная Дума устанавливает срок представления поправок к законопроекту, принятому в первом чтении. Этот срок не может быть менее 15 дней, а для законопроектов по предметам совместного веде­ния Российской Федерации и ее субъектов - менее 30 дней.

Ответственный комитет Государственной Думы изучает и обобщает поправки. Вместе с законопроектом, подготовленным ко второму чте­нию, комитет представляет таблицу поправок, рекомендованных им к отклонению, и таблицу одобренных им поправок. Он вправе проводить независимую экспертизу поправок на соответствие Конституции и федеральным конституционным законам.

В начале второго чтения законопроекта в Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета. Доклад­чик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, по­ступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают полномочный представитель Президента в Государственной Думе, представители инициатора законопроекта, полномочный представитель Правительства в Государственной Думе. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения фракций и депутатских групп или депутатов против поправок, включенных ответственным комитетом в законопроект при его доработке. Если такие возражения имеются, то предоставляется слово для их краткого, до трех минут, обоснования. Докладчик отвечает на возражения, после чего в Государственной Думе проводится голосование об одобрении или отклонении поправки.

Далее Государственная Дума переходит к рассмотрению поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению. После этого председательствующий ставит на голосование предложение о принятии каждой поправки, включенной в таблицу поправок, по которым ответ­ственным комитетом не было принято решений.

По окончании согласования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во вто­ром чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта председательствующий ставит на голосование предло­жения о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам го­лосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рас­смотрения. Решением Государственной Думы законопроект может быть возвращен к процедуре первого чтения.

Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответст­венный комитет для устранения с участием Правового управления Ап­парата Государственной Думы возможных внутренних противоречий в законопроекте, установления правильных взаимосвязей статей и ре­дакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении. По завершении этой работы законопроект представляется ответст­венным комитетом в Совет Государственной Думы для включения в проект порядка работы Государственной Думы.

Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроек­та для голосования, чтобы принять его в качестве закона. При третьем чтении законопроекта не допускаются внесение в него поправок и воз­вращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, гла­вам, разделам. Федеральный закон принимается Государственной Думой боль­шинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается одобренным, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государ­ственной Думы.

Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Если приня­тый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обяза­тельному рассмотрению Советом Федерации в соответствии с Консти­туцией (ст. 106 и 108) и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Со­ветом Федерации, то в течение пяти дней этот федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту РФ для подписания и обнародования.

3) Особая стадия законодательного процесса - рассмотрение и одобре­ние федеральных законов Советом Федерации.

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Принятый в таком порядке федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Пред­седатель Государственной Думы уведомляет Председателя Совета Феде­рации о направлении этого закона Президенту.

4) Завершающей стадией законодательного процесса является подписа­ние и обнародование закона. Как правило, в зарубежных странах она называется промульгацией закона главой государства . Глава государства имеет право не подписывать закон – право «вето». Понятие «вето» в юридической литературе трактуется как право Президента отклонить закон, принятый Парламентом, но не вступивший в силу.

Полномочия Президента РФ по поводу подписания законов различаются в зависимости от того, каков уровень акта, и преодолевалось ли вето на данный закон. Если речь идет о федеральном конституционном законе или о федеральном законе, который уже был отклонен Президентом РФ, но «вето» палатами было преодолено, то глава государства обязан подписать такие законы.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 107) Президент, которому направлен федеральный закон, в течение 14 дней подписывает его и обнародует. Первоначально закон поступает в Администрацию президента РФ, где руководителем Администрации направляется в Государственно-правовое управление и, как правило, в экономическое и политическое управления. Кроме того, закон передается представителям президента РФ в Государственной Думе, Совете Федерации, Конституционном Суде РФ, а также – в Министерство юстиции РФ. Эти лица еженедельно собираются на совещания у руководителя Администрации президента РФ и вырабатывают рекомендации Президенту РФ о подписании или о не подписании закона. Следует отметить, что в большинстве случаев президент РФ прислушивается к данным рекомендациям. По итогам совещания закон и документы, с ним связанные, поступают с докладом Президенту РФ, который принимает решение о подписании или отклонении.

При этом, отклонение может быть трех видов: 1) отклонение без рассмотрения; 2) отклонение с указанием противоречий, устранение которых позволит в случае принятия Федеральным Собранием подписать закон; 3) отклонение в связи с отсутствием предмета правового регулирования либо в связи с грубым нарушением Конституции РФ, международных договоров, а также иных федеральных законов.1

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных зако­нов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

В соответствии с этим Федеральным законом на территории Рос­сийской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой приня­тия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания.

Федеральные конституционные и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписа­ния Президентом. Официальным опубликованием федерального кон­ституционного и федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации. Федеральные конституционные и федераль­ные законы для официального опубликования направляются Прези­дентом.

Федеральные конституционные и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по ис­течении 10 дней после дня их официального опубликования, если са­мими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

5) Факультативная стадия законодательного процесса. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Особый порядок предусмотрен для принятия федеральных конституционных законов. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Законы Российской Федерации принимаются в определенном порядке, который осуществляется в законодательном процессе – совокупности действий, через которые осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания РФ. Законодательный процесс в Российской Федерации, таким образом, состоит из нескольких стадий.

Первой стадией законодательного процесса является законодательная инициатива – внесение на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого процесса называют правом законодательной инициативы.

Конституция РФ определяет две группы субъектов права законодательной инициативы: 1) субъекты, право законодательной инициативы которых не связано какими-либо компетенционными рамками. В соответствии с Конституцией РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ; 2) субъекты, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения. Это право принадлежит Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ.

Согласно Регламенту Государственной Думы право законодательной инициативы имеет также группа депутатов, составляющих комитет Государственной Думы.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ законопроекты вносятся в Государственную Думу. Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, восполняемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены лишь при наличии заключения Правительства РФ.

Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме:

1) законопроектов и поправок к законопроектам; законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов;

2) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ либо признании этих законов утратившими силу;

3) предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Вторая стадия – предварительное рассмотрение законопроектов .

Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту.

Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе . Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...