Законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности. Законом рф «о противодействии терроризму» определены


Законодательство РФ о противодействии терроризму (2017)

«О противодействии терроризму»: Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016 ) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

Закон направлен на конкретизацию правового регулирования деятельности по борьбе с терроризмом, а также на закрепление основных направлений функционирования в сфере предотвращения террористических актов и противодействия терроризму. В связи с этим по-новому определены основные принципы, понятия, организационные и координационные механизмы противодействия терроризму и его предупреждения.

«О безопасности»: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015)

б) меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму;

Расширяются функции Президента РФ в соответствующей сфере. В частности, он определяет основные направления государственной политики в указанной области. Правительство РФ только участвует в этом. Президент РФ утверждает стратегию национальной безопасности. Он не только возглавляет, но и формирует Совет безопасности РФ. Глава страны принимает меры, чтобы защитить граждан от противоправных посягательств, противодействовать терроризму и экстремизму.

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»: Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 28.12.2016 ) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.07.2017)

Регулируются отношения физических лиц и организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль за этими операциями в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

«О мерах по противодействию терроризму»: Указ Президента РФ от 15.02.2006 № 116 (с изменениями на 29.07.2017) (вместе с «Положением о Национальном антитеррористическом комитете»)

Создается орган, обеспечивающий координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющий подготовку соответствующих предложений Президенту РФ – Национальный антитеррористический комитет.

Утверждено Положение, определяющее задачи, полномочия и порядок организации деятельности Комитета. Согласно утвержденному составу Комитета, его председателем является Директор ФСБ России.

Для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в субъектах РФ образовываются антитеррористические комиссии.

Для организации планирования применения сил и средств по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе Комитета образуется Федеральный оперативный штаб, а субъектах РФ – оперативные штабы.

Решения Федерального оперативного штаба и оперативных штабов имеют обязательную силу.

Увеличена штатная численность центральных аппаратов Федеральной службы безопасности РФ и Федеральной службы охраны РФ.

«О Федеральной службе безопасности»: Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (с изменениями на 18.06.2017 )

Федеральный закон определяет назначение, правовые основы, принципы, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за их деятельностью.

«Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»: Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ

8) противодействие терроризму и экстремистской деятельности, защита потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;

«Концепция общественной безопасности в Российской Федерации»: (утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685)

Безопасности со специальными службами, правоохранительными органами иностранных государств и международными организациями по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, терроризмом, экстремизмом, а также в области противодействия коррупции и транснациональной организованной преступности, включая обмен оперативной и технической информацией, специальными техническими и иными средствами;

«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683

Качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями, развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной...

Уголовный кодекс Российской Федерации : от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изменениями на 18.07.2017 )

Статья 205.Террористический акт

Кодекс является единственным актом, устанавливающим преступность и наказуемость деяний на территории России. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях – наказываются лишением свободы.

Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом помогло предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Под финансированием терроризма в настоящем Кодексе понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений. В приоритетах уголовно-правовой охраны: на первом месте преступления против личности. Далее идут преступления в сфере экономики, против общественных безопасности и порядка, государственной власти, военной службы, мира и безопасности человечества.

«О войсках национальной гвардии Российской Федерации»: Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ

3) участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (с изменениями на 29.07.2017) (редакция, действующая с 11.08.2017)

а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 31.03.2017)

Доля проведенных контрольных мероприятий в сфере противодействия распространению идеологии терроризма, экстремизма и пропаганды насилия в общем количестве запланированных мероприятий

«Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)»: Постановление Правительства РФ от 25.12.2013 № 1244 (вместе с Правилами разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий)) (с изменениями на 04.08.2017 )

Определено, как разрабатываются требования к антитеррористической защищенности объектов.

Требования составляют федеральные органы исполнительной власти и госкорпорация «Росатом» по согласованию с ФСБ России и МВД России в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются или которые относятся к сфере деятельности, предполагающей их использование. В отношении иных мест массового пребывания людей и объектов, подлежащих обязательной охране полицией, – МВД России по согласованию с ФСБ России.

В требованиях должны содержаться меры, направленные на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию); на выявление потенциальных нарушителей установленного режима; на пресечение попыток совершить террористический акт и др. Можно предусмотреть дополнительные меры.

Помимо этого, формируется паспорт безопасности. Перечислены сведения, которые нужно в нем отразить. Определяются лица, которые составляют паспорт, утверждают его. Устанавливается процедура актуализации паспорта.

«О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности»: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1 (ред. от 03.11.2016)

О борьбе с захватом заложников, Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма), Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма и др.

«О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11 (ред. от 03.11.2016)

Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 предусмотрено, что терроризм, сепаратизм и экстремизм, вне зависимости от их мотивов, не могут быть оправданы ни при каких обстоятельствах, а лица, виновные в совершении таких деяний, должны быть привлечены к ответственности.

«Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма»: Приказ Генпрокуратуры России от 08.02.2017 № 87

«О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации»: Указ Президента РФ от 30.09.2016 № 510 (вместе с «Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации»)

в мероприятиях по противодействию терроризму и экстремизму;

«Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации»: Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640

Терроризмом должно стать создание широкой международной антитеррористической коалиции на прочной правовой базе, на основе эффективного и системного взаимодействия государств, без политизации и двойных стандартов, активно использующей возможности гражданского общества, прежде всего в целях предупреждения терроризма и экстремизма, противодействия распространению радикальных идей.

«О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму»: Указ Президента РФ от 26.12.2015 № 664 (ред. от 07.12.2016) (вместе с «Положением о Национальном антитеррористическом комитете»)

Челябинская область

«О Правительстве Челябинской области»: Закон Челябинской области от 17.12.2001 № 57-ЗО (с изменениями на 28.04.2017)

Статья 22. Полномочия Правительства области в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, коррупцией, противодействия терроризму и экстремизму

Высшим исполнительным органом государственной власти Челябинской области является Правительство Челябинской области.

Правительство области:

участвует в реализации единой государственной политики в сфере обеспечения законности, безопасности личности, общества и государства;

в пределах своих полномочий осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью, коррупцией, наркоманией и другими общественно опасными явлениями;

в пределах своих полномочий осуществляет меры по противодействию терроризму и экстремизму и т.д.

«О государственной программе Челябинской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Челябинской области» на 2016 – 2019 годы» (вместе с «Государственной программой Челябинской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Челябинской области»: Постановление Правительства Челябинской области от 24.12.2015 № 689-П (ред.от 30.12.2016)

Необходимость принятия программы обусловлена активизацией деятельности транснациональной преступности, проявлениями экстремизма и террористическими угрозами. Мероприятия программы осуществляются по следующим основным направлениям: совершенствование системы профилактики преступлений и терроризма, формирование толерантного общества на основе ценностей многонационального российского общества, создание безопасных условий движения на дорогах.

Результатом реализации государственной программы является минимизация ущерба, наносимого жизни и здоровью граждан, всем формам собственности в результате преступной и иной противоправной деятельности, обеспечение достаточно высокого уровня защищенности жизни, здоровья, прав и свобод граждан.

Статьи:

Абрегов, Т.А. Об особенностях надзорной деятельности по пресечению распространения материалов экстремистского характера в сети Интернет / Т.А. Абрегов // Прокурор. – 2016.– № 4.

Волеводз, А.Г. Уголовно-правовое противодействие деятельности иностранных боевиков-террористов / А.Г. Волеводз // Уголовное право. – 2016. – № 6.

Долгополов, П.С. Идентификация выгодоприобретателя в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма / П.С. Долгополов // Подготовлен для системы КонсультантПлюс. – 2017.

Долгополов, П.С. Терроризм: понятие и противодействие / П.С.Долгополов // Подготовлен для системы КонсультантПлюс. – 2017.

Капитонова, Е.А. Уголовная ответственность за терроризм / Капитонова Е.А. // Lexrussica.– 2016.– № 7.

Минаева, Е. Как определить бенефициарного владельца? / Е. Минаева // Банковское обозрение. Приложение «БанкНадзор». – 2017. – № 1.

Поличной, Р.В. Правовые средства борьбы с террористическими организациями в Российской Федерации / Р.В. Поличной // Современное право. – 2017. – № 3. – С. 106 - 109.

Рарог, А.И. Уголовный кодекс России против терроризма / А.И. Рарог // Lexrussica. – 2017. – № 4.

Дата изменения: 18.07.2017 10:18

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму».
Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы».
Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму».
Направлен на дальнейшее развитие государственной системы противодействия терроризму, на комплексное решение проблем противодействия террористической опасности в различных сферах.
Указанный Федеральный закон вносит согласованные изменения в пятнадцать действующих законов, в том числе в 4 кодекса.
Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции».
(В части, касающейся участия сотрудников милиции в противодействии терроризму и обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также наделения правом применения мер и временных ограничений, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», подразделений милиции и сотрудников милиции, участвующих в контртеррористической операции и обеспечении правового режима контртеррористической операции).
Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации».
(В части, касающейся порядка сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической операции, а также условий освещения контртеррористической операции в средствах массовой информации).
Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности».
(В части, касающейся полномочий органов федеральной службы безопасности в области борьбы с терроризмом).
Федеральный закон от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ
«О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».
(В части, касающейся участия внутренних войск в борьбе с терроризмом и режима контртеррористической операции).
Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
(В части, касающейся денежной компенсации военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо предоставления дополнительных суток отдыха служебного времени при участии в мероприятиях, проводящихся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени).
Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
(В части, касающейся расширения полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области противодействия терроризму, а также расширения полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по организации и осуществлению на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации).
Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
(В части, касающейся изменения основных понятий, используемых в настоящем Федеральном законе; расширения круга участников экстремистской деятельности; а также оснований включения иностранных и международных организаций в список организаций, операции с денежными средствами или иным имуществом которых подлежат обязательному контролю в случае признания их судами Российской Федерации террористическими).
Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи».
(В части, касающейся обязанностей операторов связи и ограничения прав пользователей услугами связи при проведении оперативно-розыскных мероприятий, мероприятий по обеспечению безопасности Российской Федерации и осуществлению следственных действий).
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
(В части, касающейся участия органов местного самоуправления в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципальных образований различного уровня).
Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2007 года № 1470 «О внесении изменений в Положение о Национальном антитеррористическом комитете, в состав Национального антитеррористического комитета по должностями в состав Федерального оперативного штаба по должностям», утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 116».
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ.
Налоговый кодекс Российской Федерации .
Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ.
Российской Федерацией ратифицировано 13 универсальных международных антитеррористических конвенций и протоколов к ним:

  • Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 14 сентября 1963 года) (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.12.1987 г. № 8109-XI);
  • Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 года) (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1971 г. № 2000-VIII);
  • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 года) (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27.12.1972 г. № 3719-VII);
  • Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1988 года) (ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20.02.1989 г. № 10153-XI);
  • Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк, 1973 года) (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.12.1975 г.
  • № 2727-IX);
  • Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 1979 года) (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 05.05.1987 г. № 6941-XI);
  • Конвенция о физической защите ядерного материала (Вена,
  • 1980 года) (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.05.1983 г. № 9236-X);
  • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 1988 года) (ратифицирована Федеральным законом от 06.03.2001 г. № 22-ФЗ);
  • Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (Рим, 1988 года) (ратифицирован Федеральным законом от 06.03.2001 г. № 22-ФЗ);
  • Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (Монреаль, 1 марта 1991 года) (ратифицирована Федеральным законом от 24.07.2007 г.
  • № 201-ФЗ);
  • Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 1997 года) (ратифицирована Федеральным законом от 13.02.2001 г. № 19-ФЗ);
  • Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 1999 года) (ратифицирована Федеральным законом от 10.07.2002 г. № 88-ФЗ);
  • Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (Нью-Йорк, 14 сентября 2005 года) (ратифицирована Федеральным законом от 02.10.2006 г. № 158-ФЗ).

Резолюции Совета Безопасности
Организации Объединенных Наций:

  • Резолюция 1267 (1999), принятая Советом Безопасности на его 4051-м заседании 15 октября 1999 года (о замораживании финансовых средств «Аль-Каиды» и движения «Талибан» и создании Комитета по санкциям в отношении «Аль-Каиды» и движения «Талибан»);
  • Резолюция 1373 (2001), принятая Советом Безопасности на его 4385-м заседании 28 сентября 2001 года (о недопустимости финансирования террористической деятельности и создании Контртеррористического Комитета);
  • Резолюция 1535 (2004), принятая Советом Безопасности на его 4936-м заседании 26 марта 2004 года (об учреждении Исполнительного Директората Контртеррористического Комитета, задачей которого стало наблюдение за исполнением резолюции 1373);
  • Резолюция 1540 (2004), принятая Советом Безопасности на его 4956-м заседании 28 апреля 2004 года (о мерах по противодействию доступа террористов к оружию массового поражения и создании Комитета 1540);
  • Резолюция 1566 (2004), принятая Советом Безопасности на его 5053-м заседании 8 октября 2004 года (создана Рабочая группа для разработки рекомендаций относительно практических мер, которые будут применяться к отдельным лицам, группам или организациям, вовлеченным в террористическую деятельность или причастным к ней, помимо тех, которые указаны Комитетом по санкциям в отношении «Аль-Каиды» и движения «Талибан»);
  • Резолюция 1624 (2005), принятая Советом Безопасности на его 5261-м заседании 14 сентября 2005 года (о недопустимости подстрекательства к террористическим актам, противодействии идеологии терроризма и пропаганде его идей).

Региональные соглашения:

  • Европейская конвенция о пресечении терроризма (Страсбург, 27 января 1977 года);
  • Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 8 ноября 1990 года);
  • Протокол о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма (Страсбург, 15 мая 2003 года);
  • Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (Страсбург, 16 мая 2005 года);
  • Договор о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (Минск, 4 июня 1999 года);
  • Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002 года);
  • Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 года);
  • Решениями Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 года и от 2 июня 2006 года 17 организаций признаны террористическими, и их деятельность запрещена на территории Российской Федерации.

Председателем Национального антитеррористического комитета утверждены:

  • Положение о Федеральном оперативном штабе от мая 2006 года, оперативных штабах в субъектах Российской Федерации и их аппаратах, а также их структура;
  • Положение об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации от 7 июля 2006 года и регламент ее работы.
  • Организована деятельность АТК в 83 субъектах Российской Федерации. Создано 83 оперативных штаба на территориях субъектов Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 года № 333 «Об определении компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму».
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2006 года № 300 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
(в целях приведения в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 актов Правительства Российской Федерации).
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2006 года № 425 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму».
План мероприятий по реализации Основ государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 года № 442-р).
Федеральный план повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации от угроз техногенного, природного характера и террористических актов на период до 2010 года (принят Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности 19 июня 2007 года).
В рамках усиления антитеррористической защищенности объектов критической инфраструктуры:
Федеральный закон от 5 февраля 2007 года № 13-ФЗ
«Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 года № 456).
Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Положение о применении оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или пресечение такого террористического акта (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 года № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму»).
Положение о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2000 года № 324 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2006 года № 425 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму»).
Положение о применении Вооруженными Силами Российской Федерации оружия, боевой техники и специальных средств при участии в проведении контртеррористической операции (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 года № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму»).
Положение о применении оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского пароходства, в том числе в подводной среде, или при пресечении такого террористического акта (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 года № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму»).
Положение о применении Вооруженными Силами Российской Федерации оружия, боевой техники и специальных средств при участии в проведении контртеррористической операции (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 года № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму»).
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2007 года № 465дсп
«Об утверждении Порядка принятия решения о применении оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористических актов в воздушной среде, во внутреннем море, территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или для пресечения таких террористических актов».
Правила возмещения расходов, связанных с использованием при проведении контртеррористической операции транспортных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2008 года № 278 «О возмещении расходов, связанных с использованием при проведении контртеррористической операции транспортных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам»).
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 января 2007 года № 6 «Об утверждении Правил осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом».
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 2007 года № 651 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации
от 9 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».
Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I
«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 года № 105).
Правила возмещения лицу, принимавшему участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, стоимости утраченного или поврежденного имущества (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 года № 167).
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 662 «Об источниках финансирования выплат денежного вознаграждения за содействие в борьбе с терроризмом».

Не действует

Редакция от 2011-05-03

Наименование документа:

Принявший орган

  • ГД РФ
  • ПРЕЗИДЕНТ РФ
  • СФ РФ

Номер документа

Дата принятия

Дата редакции

Российская Федерация

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ"

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

7) приоритет мер предупреждения терроризма;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

11) недопустимость политических уступок террористам;

12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;

2) террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

3) террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;

4) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

5) контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями.

2. Российская Федерация, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, преследует на своей территории лиц, обвиняемых (подозреваемых) в причастности к терроризму, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму;

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом;

3) принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации либо граждан Российской Федерации или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации:

1) определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму;

2) организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма;

3) организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.

3. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

4. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа.

В борьбе с терроризмом Вооруженные Силы Российской Федерации могут применяться для:

1) пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;

2) пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;

3) участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

4) пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

1. Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта.

2. В случае, если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных Сил Российской Федерации либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем принуждения его к посадке. Если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

3. В случае, если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

1. Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или в целях пресечения такого террористического акта.

2. В случае, если морские или речные суда и корабли (плавательные средства) не реагируют на команды и (или) сигналы прекратить нарушение правил использования водного пространства Российской Федерации (подводной среды) либо отказываются подчиниться требованиям об остановке, оружие военных кораблей (летательных аппаратов) Вооруженных Сил Российской Федерации применяется для принуждения к остановке плавательного средства в целях устранения угрозы террористического акта. Если плавательное средство не подчиняется требованиям об остановке и (или) невозможно принудить его к остановке и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его остановки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие военных кораблей (летательных аппаратов) Вооруженных Сил Российской Федерации применяется для пресечения движения плавательного средства путем его уничтожения.

1. Подразделения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Соединения Вооруженных Сил Российской Федерации привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению Президента Российской Федерации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, привлеченные для участия в проведении контртеррористической операции, применяют боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1. Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации посредством:

1) применения вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз;

2) использования формирований Вооруженных Сил Российской Федерации для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

2. Решение о применении Вооруженными Силами Российской Федерации вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз принимается Президентом Российской Федерации.

3. Решение об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, применяемых для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности (далее - формирования Вооруженных Сил Российской Федерации), принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Общая численность формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, районы их действий, стоящие перед ними задачи, срок их пребывания за пределами территории Российской Федерации и порядок замены определяются Президентом Российской Федерации.

Часть 5 - Утратила силу.

6. Решение об отзыве формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации в случае:

1) выполнения ими поставленных задач по пресечению международной террористической деятельности;

2) нецелесообразности их дальнейшего пребывания за пределами территории Российской Федерации.

7. Президент Российской Федерации информирует Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации об отзыве формирований Вооруженных Сил Российской Федерации.

8. Формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, направляемые за пределы территории Российской Федерации, комплектуются на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Указанные военнослужащие проходят предварительную специальную подготовку.

9. Обеспечение формирований Вооруженных Сил Российской Федерации материально-техническими средствами и предоставление входящим в их состав военнослужащим медицинского и иных видов обеспечения осуществляет Правительство Российской Федерации.

10. Для обеспечения деятельности формирований Вооруженных Сил Российской Федерации Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации принимает решение о направлении за пределы территории Российской Федерации на добровольной основе гражданского персонала. Правительство Российской Федерации определяет районы действий указанного персонала, стоящие перед ним задачи, срок его пребывания за пределами территории Российской Федерации, порядок замены, а также решает вопросы его обеспечения.

11. Решение об отзыве гражданского персонала, направляемого за пределы территории Российской Федерации в соответствии с частью 10 настоящей статьи, принимается Президентом Российской Федерации одновременно с решением об отзыве формирований Вооруженных Сил Российской Федерации. Решение об отзыве указанного гражданского персонала принимается Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации также в случае, если дальнейшее пребывание этого персонала за пределами территории Российской Федерации становится нецелесообразным.

1. В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.

2. Решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.

3. На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;

2) удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;

3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;

4) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;

5) использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;

6) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;

7) приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;

8) временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;

9) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;

10) ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;

11) беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;

12) проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

13) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

14) ограничение или приостановление частной детективной и охранной деятельности.

4. На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, так и отдельные меры и временные ограничения.

1. Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, если его пресечение иными силами или способами невозможно.

2. Решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение.

3. В случае, если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию, на которой проживает значительное число людей, руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности уведомляет о введении правового режима контртеррористической операции и о территории, в пределах которой она проводится, Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации и при необходимости иных должностных лиц.

1. Руководство контртеррористической операцией осуществляет ее руководитель, который несет персональную ответственность за ее проведение.

2. Руководитель контртеррористической операции:

1) определяет структуру и порядок работы оперативного штаба, а также задачи и функции должностных лиц, включенных в состав оперативного штаба;

2) определяет состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции, а также принимает решение о привлечении к участию в работе оперативного штаба иных лиц;

3) отдает распоряжения оперативному штабу о подготовке расчетов и предложений по проведению контртеррористической операции;

4) в порядке, определяемом нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, согласованными с федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, привлекает силы и средства этих органов, а также иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимые для проведения контртеррористической операции и минимизации последствий террористического акта;

5) определяет представителя оперативного штаба, ответственного за поддержание связи с представителями средств массовой информации и общественности;

6) определяет территорию (объекты), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим контртеррористической операции, и устанавливает комплекс мер и временных ограничений, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, о чем незамедлительно уведомляет должностное лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции;

7) принимает решение и отдает боевое распоряжение (боевой приказ) о проведении контртеррористической операции;

8) реализует иные полномочия по руководству контртеррористической операцией.

1. Руководитель оперативного штаба и его состав определяются в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

2. Оперативный штаб:

1) осуществляет сбор сведений об обстановке, обобщение, анализ и оценку информации в целях определения характера и масштаба готовящегося или совершаемого террористического акта;

2) подготавливает расчеты и предложения по проведению контртеррористической операции;

3) разрабатывает план проведения контртеррористической операции и после утверждения указанного плана организует контроль за его исполнением;

4) подготавливает боевые распоряжения (боевые приказы), другие документы, определяющие порядок подготовки и проведения контртеррористической операции, правовой режим контртеррористической операции;

5) организует взаимодействие привлекаемых для проведения контртеррористической операции сил и средств;

6) принимает другие меры по предотвращению и минимизации последствий террористического акта.

1. Пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов федеральной службы безопасности, а также создаваемой группировки сил и средств.

2. Для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создается группировка сил и средств.

3. В состав группировки сил и средств могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Единое управление силами и средствами, входящими в состав группировки, включая переподчинение представителей и подразделений федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 3 настоящей статьи, осуществляет руководитель контртеррористической операции. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые для проведения контртеррористической операции, с момента начала контртеррористической операции и до ее окончания подчиняются руководителю контртеррористической операции.

5. С момента, когда руководителем контртеррористической операции отдан приказ о проведении контртеррористической операции, руководители подразделений, входящих в состав группировки сил и средств, непосредственно управляют возглавляемыми ими подразделениями и приданными им силами. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности, за исключением руководителя контртеррористической операции, в управление данными подразделениями не допускается.

6. Участвующие в контртеррористической операции подразделения федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 3 настоящей статьи, применяют боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1. В целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции.

2. При ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования.

1. Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция.

2. Лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции, по предложению руководителя контртеррористической операции объявляет контртеррористическую операцию оконченной.

1. Государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших.

2. Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Вред, причиненный при пресечении террористического акта правомерными действиями здоровью и имуществу лица, участвующего в террористическом акте, а также вред, вызванный смертью этого лица, возмещению не подлежит.

1. Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона, включает в себя психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, правовую помощь, содействие в трудоустройстве, предоставление жилья, проводится в целях социальной адаптации лиц, пострадавших в результате террористического акта, и их интеграции в общество и осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого совершен террористический акт, и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Для лиц, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации помимо социальной реабилитации могут быть предусмотрены реабилитационные мероприятия иного характера.

1. Лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся:

1) военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом;

2) лица, содействующие на постоянной или временной основе федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом, в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористических актов и минимизации их последствий;

2.1) сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, принимающие участие в выездах на места происшествия и документальном закреплении следов совершенных преступлений на территориях (перечне объектов), в пределах которых (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции;

3) члены семей лиц, указанных в пунктах 1, 2 и 2.1 настоящей части, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием указанных лиц в борьбе с терроризмом.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

2. Социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

1. Возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. В случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере шестисот тысяч рублей, а также гарантируется

  1. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
  2. Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму».
  3. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму».
    Направлен на дальнейшее развитие государственной системы противодействия терроризму, на комплексное решение проблем противодействия террористической опасности в различных сферах. Указанный Федеральный закон вносит согласованные изменения в пятнадцать действующих законов, в том числе в 4 кодекса.
  4. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции».
    (В части, касающейся участия сотрудников милиции в противодействии терроризму и обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также наделения правом применения мер и временных ограничений, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», подразделений милиции и сотрудников милиции, участвующих в контртеррористической операции и обеспечении правового режима контртеррористической операции).
  5. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации».
    (В части, касающейся порядка сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической операции, а также условий освещения контртеррористической операции в средствах массовой информации).
  6. Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности».
    (В части, касающейся полномочий органов федеральной службы безопасности в области борьбы с терроризмом).
  7. Федеральный закон от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».
    (В части, касающейся участия внутренних войск в борьбе с терроризмом и режима контртеррористической операции).

  8. (В части, касающейся расширения полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области противодействия терроризму, а также расширения полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по организации и осуществлению на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации).
  9. Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
    (В части, касающейся изменения основных понятий, используемых в настоящем Федеральном законе; расширения круга участников экстремистской деятельности; а также оснований включения иностранных и международных организаций в список организаций, операции с денежными средствами или иным имуществом которых подлежат обязательному контролю в случае признания их судами Российской Федерации террористическими).
  10. Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи».
    (В части, касающейся обязанностей операторов связи и ограничения прав пользователей услугами связи при проведении оперативно-розыскных мероприятий, мероприятий по обеспечению безопасности Российской Федерации и осуществлению следственных действий).
  11. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
    (В части, касающейся участия органов местного самоуправления в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципальных образований различного уровня).
  12. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
  13. Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2007 года № 1470 «О внесении изменений в Положение о Национальном антитеррористическом комитете, в состав Национального антитеррористического комитета по должностями в состав Федерального оперативного штаба по должностям», утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 116».
  14. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ
  15. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ.
  16. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  17. Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ.
  18. Российской Федерацией ратифицировано 13 универсальных международных антитеррористических конвенций и протоколов к ним:
  19. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 14 сентября 1963 года) (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.12.1987 г. № 8109-XI);
  20. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 года) (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1971 г. № 2000-VIII);
  21. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 года) (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27.12.1972 г. № 3719-VII);
  22. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1988 года) (ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20.02.1989 г. № 10153-XI);
  23. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк, 1973 года) (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.12.1975 г. № 2727-IX);
  24. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 1979 года) (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 05.05.1987 г. № 6941-XI);
  25. Конвенция о физической защите ядерного материала (Вена, 1980 года) (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.05.1983 г. № 9236-X);
  26. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 1988 года) (ратифицирована Федеральным законом от 06.03.2001 г. № 22-ФЗ);
  27. Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (Рим, 1988 года) (ратифицирован Федеральным законом от 06.03.2001 г. № 22-ФЗ);
  28. Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (Монреаль, 1 марта 1991 года) (ратифицирована Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 201-ФЗ);
  29. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 1997 года) (ратифицирована Федеральным законом от 13.02.2001 г. № 19-ФЗ);
  30. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 1999 года) (ратифицирована Федеральным законом от 10.07.2002 г. № 88-ФЗ);
  31. Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (Нью-Йорк, 14 сентября 2005 года) (ратифицирована Федеральным законом от 02.10.2006 г. № 158-ФЗ).
  32. Резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций:
  33. Резолюция 1267 (1999), принятая Советом Безопасности на его 4051-м заседании 15 октября 1999 года (о замораживании финансовых средств «Аль-Каиды» и движения «Талибан» и создании Комитета по санкциям в отношении «Аль-Каиды» и движения «Талибан»);
  34. Резолюция 1373 (2001), принятая Советом Безопасности на его 4385-м заседании 28 сентября 2001 года (о недопустимости финансирования террористической деятельности и создании Контртеррористического Комитета);
  35. Резолюция 1535 (2004), принятая Советом Безопасности на его 4936-м заседании 26 марта 2004 года (об учреждении Исполнительного Директората Контртеррористического Комитета, задачей которого стало наблюдение за исполнением резолюции 1373);
  36. Резолюция 1540 (2004), принятая Советом Безопасности на его 4956-м заседании 28 апреля 2004 года (о мерах по противодействию доступа террористов к оружию массового поражения и создании Комитета 1540);
  37. Резолюция 1566 (2004), принятая Советом Безопасности на его 5053-м заседании 8 октября 2004 года (создана Рабочая группа для разработки рекомендаций относительно практических мер, которые будут применяться к отдельным лицам, группам или организациям, вовлеченным в террористическую деятельность или причастным к ней, помимо тех, которые указаны Комитетом по санкциям в отношении «Аль-Каиды» и движения «Талибан»);
  38. Резолюция 1624 (2005), принятая Советом Безопасности на его 5261-м заседании 14 сентября 2005 года (о недопустимости подстрекательства к террористическим актам, противодействии идеологии терроризма и пропаганде его идей).

Региональные соглашения:

  • Европейская конвенция о пресечении терроризма (Страсбург, 27 января 1977 года);
  • Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 8 ноября 1990 года);
  • Протокол о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма (Страсбург, 15 мая 2003 года);
  • Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (Страсбург, 16 мая 2005 года);
  • Договор о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (Минск, 4 июня 1999 года);
  • Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002 года);
  • Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 года);
  • Решениями Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 года и от 2 июня 2006 года 17 организаций признаны террористическими, и их деятельность запрещена на территории Российской Федерации.

Председателем Национального антитеррористического комитета утверждены:

  • Положение о Федеральном оперативном штабе от мая 2006 года, оперативных штабах в субъектах Российской Федерации и их аппаратах, а также их структура;
  • Положение об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации от 7 июля 2006 года и регламент ее работы.
  • Организована деятельность АТК в 83 субъектах Российской Федерации. Создано 83 оперативных штаба на территориях субъектов Российской Федерации.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 года № 333 «Об определении компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2006 года № 300 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (в целях приведения в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 актов Правительства Российской Федерации).
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2006 года № 425 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму».
  • План мероприятий по реализации Основ государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 года № 442-р).
  • Федеральный план повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации от угроз техногенного, природного характера и террористических актов на период до 2010 года (принят Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности 19 июня 2007 года).
  • В рамках усиления антитеррористической защищенности объектов критической инфраструктуры: Федеральный закон от 5 февраля 2007 года № 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  • Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 года № 456).
  • Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
  • Положение о применении оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или пресечение такого террористического акта (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 года № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму»).
  • Положение о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2000 года № 324 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2006 года № 425 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму»).
  • Положение о применении оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского пароходства, в том числе в подводной среде, или при пресечении такого террористического акта (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 года № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму»).
  • Положение о применении Вооруженными Силами Российской Федерации оружия, боевой техники и специальных средств при участии в проведении контртеррористической операции (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 года № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму»).
  • Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2007 года № 465 дсп «Об утверждении Порядка принятия решения о применении оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористических актов в воздушной среде, во внутреннем море, территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или для пресечения таких террористических актов».
  • Правила возмещения расходов, связанных с использованием при проведении контртеррористической операции транспортных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2008 года № 278 «О возмещении расходов, связанных с использованием при проведении контртеррористической операции транспортных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам»).
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 12 января 2007 года № 6 «Об утверждении Правил осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 2007 года № 651 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».
  • Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
  • Правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 года № 105).
  • Правила возмещения лицу, принимавшему участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, стоимости утраченного или поврежденного имущества (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 года № 167).
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 662 «Об источниках финансирования выплат денежного вознаграждения за содействие в борьбе с терроризмом».
Выбор редакции
ПОДЕЛИЛИСЬ Расклад показывает состояние человека в настоящее время и его ближайшее будущее. Автор расклада - Ляйсан Smaragd. Первая...

Расклад применяется, если надо сделать выбор между двумя или несколькими возможными вариантами. Рассмотрим сначала ситуацию с двумя...

Меню - основа ресторанного бизнеса. Это не просто список блюд, которые подают в заведении, а способ предложить посетителю то, что ему...

Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...
Как должен выглядеть фирменный бланк организации и как его создать? Об этом читайте в нашей статье. Из статьи вы узнаете: В каких...
ХРИСТОФОР КОЛУМБ Загадка происхождения Всемирно известный мореплаватель Христофор Колумб родился в небогатой генуэзской семье в Италии...
Детально: молитва ангелу хранителю за детей - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте сайт для наших уважаемых...
Умение красиво и правильно разговаривать пригодится на протяжении жизни каждому человеку. Грамотная поставленная речь указывает на то,...