Занятие по развитию речи. Развитие речи


Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Представляю конспект занятия по речевому развитию на тему «В поисках Дерева Мудрости» в подготовительной группе ДОУ. Занятие построено с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникативных технологий, развивающих дидактических пособий. По содержанию занятие является интегрированным. Интеграция различных видов деятельности позволяет расширить и обогатить структуру занятия.

Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности используется проблемная ситуация, видеоролики. В каждом этапе занятия подобраны наглядные пособия, ИКТ, которые стимулируют и активизируют детей. Используются здоровьесберегающие технологии: смена статичных и динамичных поз, подвижная игра речевого характера, упражнения на развитие мелкой моторики рук.Занятие построено с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникативных технологий, развивающих дидактических пособий.

Цель : совершенствовать устную речь детей.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать фонематический слух детей: определять первый и последний звук в слове, подбирать слово на последний звук предыдущего;
  • Упражнять в умении образовывать однокоренные слова;
  • Помогать правильно строить предложение, опираясь на мнемосхемы;
  • Закрепить и расширить словарь детей по теме «Зима».

Развивающие:

  • Развивать речь, внимание, воображение;
  • Развивать ассоциативное мышление;
  • Развивать зрительное восприятие, фонематический слух;
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Активизировать участки головного мозга детей, отвечающих за развитие речи с помощью Су-Джок терапии.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
  • Формировать навыки сотрудничества, умение договариваться, самостоятельность.
  • Создать атмосферу психологического комфорта, вызвать у детей чувство радости и мотивировать их на успешную деятельность.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическре развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Методические приёмы:

  • Словесный (вопросы, объяснение) .
  • Наглядный (интерактивная игра, мнемосхемы) .
  • Игровой (Д/и «Снежная куча», массаж ладоней и пальцев рук шарами Су-Джок, подвижная речевая игра «Найди свой домик») .
  • Практический (составление предложений в парах) .
  • Музыкальное сопровождение.

Оборудование: Декорации леса, видеоролики, 2 журнальных столика, мольберт, сундук, клубок ниток, сугроб, снежинки, указка, «Дерево Мудрости», гирлянда, ширма, фонограммы, видеопроектор, м/м доска, интерактивная игра «Гусеница», обручи, подарочная коробка, игра в подарок детям «Азбука + арифметика».

Раздаточный материал: мнемосхемы, Су-Джок шары и кольца, игрушки, подушки, медальоны.

Предварительная работа: Знакомство с символами, составление предложений о зиме и зарисовывание их с помощью символов, словесная игра «Цепочка слов», упражнение «Назови словечко» (придумывание слов, начинающихся на твердый (мягкий) согласный, упражнение на подбор родственных слов к словам «лед», «лес», знакомство с массажными шарами и кольцами Су- Джок, разучивание слов к массажу.

Ход занятия

Ребята, сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в волшебную страну. Там нас будет ждать сказочный герой и много интересных сюрпризов. Но туда можно отправиться только тогда, когда вы будете уверены в своих знаниях и будете готовы преодолеть трудности, которые встретятся нам на пути. Ведь там, куда мы отправимся, полно тайн и чудес! Вы готовы? (Да!)

А как вы думаете, на чём можно отправиться в наше путешествие? (Ответы детей)
- Давайте отправимся на волшебном транспорте - ковре-самолёте.

Стелю ковер.

Присядем и возьмёмся все крепко за руки и произнесём волшебные слова: «Крибле-крабле-бум!» (звучит музыка, имитирующая полёт)

Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес,

1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать

Вот мы с вами и волшебной стране!

«Здесь дерево Мудрости растёт.
Должны вы многое узнать,
вам будет в этом помогать
герой из русской сказки!

Ребята, дружно все шагайте,
да знания свои не растеряйте!
Когда вы справитесь с заданиями,
дерево Мудрости отблагодарит вас за старания!»

Давайте скажем наш девиз, чтобы всё у нас получилось: «Наш девиз: - Не унывать! Всё пройти и всё узнать!»

на экране Баба -Яга

Б-Я: - Вижу, к нам пожаловали храбрецы! Чего расшумелись-то? Или подарочков захотели, небось, от дерева Мудрости? Ха-ха-ха! Вы думаете так легко найти это дерево? Я сама его искала, да не нашла. Но я могу дать вам в помощь мой волшебный клубочек. Куда он покатится, туда и путь держать надо. Его вы найдете…в сундуке, под елкой.

Находим сундук под елкой, достаем клубок.

Интересно, куда же нас поведет волшебный клубочек.

Клубок катится к интерактивной доске.

Включить игру.

Клубочек нас привел к первому заданию: Надо выложить Гусеницу из слов по цепочке. Для этого надо определить последний звук в заданном слове и на него выбрать следующую картинку.

Интерактивная игра «Гусеница».

Видеоролик.

Б-Я: Это же надо! Какие мудреные дети нынче пошли! Из слов гусеницу сложили!

Покатился наш клубок,
Накатился на сугроб!
Стоп! Преграда!
Хода - нет.
Здесь игра, ты дай ответ!

Ребята, клубок привел нас к снежной куче. Эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”

  • Есть слово ласковое, маленькое - жок.
  • Есть слово длинное - снегопад.
  • Есть слово красивое, слово признак - снежный (ком).
  • Есть слово - человек, сказочный персонаж - снегурочка.
  • Есть слово - фигура, вылепленная из снега - снеговик.
  • Есть слово лёгкая, пушистая - снежинка.
  • Есть слово - цветок - подснежник.
  • Есть слово - птица - снегирь.

Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием!

Ты катись, катись клубок,

На пути шары Су-Джок!

Вы шары в руках катайте,

И за мною повторяйте!

Дети берут в руки по 1 шарику.

Массаж Су-Джок шарами. (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом). Дети кладут шары на место и берут по1 массажному кольцу. Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).

На экране Б -Я.

Б-Я: я отродясь не видывала цветных ежиков! Мне только лесные попадались! Следуйте за клубочком дальше!

И покатился наш клубок дальше. Ребята, а здесь нас снова ждет игра. Игра называется «Найди свой домик». Давайте с вами вспомним, какой цвет обозначает твердый согласный? А мягкий согласный? Сейчас под музыку вы будете красиво бегать с игрушками на носочках, по окончании музыки вы должны найти домик для своей игрушки.

П/и «Найди свой домик»


Музыкальное сопровождение. Видеоролик.

Ты катись , катись клубочек ,
Помоги еще разочек .
Схему надо разгадать -
Предложение прочитать !

Проходите за столы , садитесь парами .

Раздаю таблицы .


Внимательно рассмотрите таблицу , составьте предложение о зиме , договоритесь , кто из вас будет отвечать , кто готов , поднимайте руку .

Работа с мнемотаблицами в парах .



На слайде Б

Я : А вы и вправду храбрецы ! Не испугались трудностей , со всеми заданиями справились ! Вы находитесь в одном шаге от Дерева Мудрости ! Будьте внимательны ! Смелей вперед !
Клубочек катится к Дереву Мудрости . Воспитатель открывает ширму , на дереве зажигается гирлянда .
Вот мы с вами и отыскали Дерево Мудрости !

За ваши знания и старания Дерево Мудрости награждает вас медалями . Снимите с Дерева по одной медальке возьмите себе за старания .
А еще Дерево дарит каждому из вас частичку своей мудрости - игру « Стану отличником ». Эта игра поможет вам подготовиться к школе и стать мудрее .

А теперь нам пора возвращаться в детский сад, проходите все на ковер-самолет.

«Скажем вместе, скажем дружно,
В детский сад попасть нам нужно!»

Звучит музыка.

Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Какие задания вам понравилось выполнять больше всего? А кому было сложно в этом путешествии? Какие задания вам показались наиболее затруднительными?

Программные задачи:

— формировать умение правильно произносить звук [ц], упражнять в отчётливом произношении звуков [с], [з] изолированно, в слоге, в словах, в нахождении слов со звуками [с], [з] во фразовой речи, в умении образовывать уменьшительно-ласкательные существительные;

— развивать правильное речевое дыхание, фонематический слух, интонационную выразительность; , прилагательными и глаголами; совершенствовать умение поддерживать диалог, .

Кошка царапка

Материал и оборудование: магнитная доска, магниты, шкатулка, письмо, карточки с изображениями синички, цыплят, кошки, по количеству детей - сюжетные карточки.

Ход занятия

Дети становятся в круг.

В . Ребята, возьмитесь за руки и дружно улыбнитесь друг другу.

Улыбки сделали нас радостными. Давайте скажем, какие мы ещё? (Весёлые, добрые, ласковые, умные, красивые, нежные.)

Молодцы! Ребята, а чем вы любите заниматься? (Петь, танцевать, рисовать, играть.) Любите играть - давайте поиграем.

Игра «Составь предложение»

Дети рассматривают шкатулку с сюжетными карточками, затем по очереди достают по одной и рассказывают о том, что на них изображено. Например, девочка подметает пол, мальчик катается на качелях и т.п.

В. Молодцы, ребята, вы рассказали о том, что увидели ваши глаза. А что нам с вами помогает говорить? (Язычок.) Верно, язычок ещё умеет петь. Давайте вспомним, как язычок поёт песенку воды: с-с-с. Сейчас споём вместе. (С-с-с, потом индивидуальные ответы 2-3 детей.) Теперь давайте вспомним песенку комара: з-з-з. Споём её все вместе. (З-з-з, потом индивидуальные ответы 2-3 детей.)

Молодцы! Ребята, нам сегодня пришло письмо (показывает). Давайте узнаем, от кого оно (читает):

«Здравствуйте, ребята! Это я - Весёлый Язычок. Помогите мне, пожалуйста, отыскать песенки воды и комара, которые спрятались в предложениях».

Поможем Весёлому Язычку? (Да.) Послушайте предложения и скажите, чья песенка спряталась в них. (Читает предложение: «Спит гусёнок сладким сном у гусыни под крылом», интонационно выделяя звук [с], затем предложение: «Заболели зубы у зайки Бубы», выделяя звук [з], дети отвечают.)

Молодцы, ребята! Вы правильно отыскали песенки воды и комара. Весёлый Язычок в письме просит познакомить вас с ещё одной песенкой. Послушайте: ц-ц-ц. Помогите мне негромко спеть её. (Ц-ц-ц, потом индивидуальные ответы 2-3 детей.) Эта песенка хорошо слышна, когда поёт синичка: цинь-цинь-цинь. Давайте вместе споём.

(Цинь-цинь-цинь, потом индивидуальные ответы 2-3 детей.) А вот и синичка. (С помощью магнитов прикрепляет на доске карточку с изображением синички.) Весело распевает синичка. Услышали её песню цыплята, выглядывают, а выйти не решаются. Позовите их: цып-цып-цып. (Цып-цып-цып.) Не идут. Позови цыплят, Вика (Саша, Артём). (Индивидуальные ответы детей.)

Девочки, позовите цыплят. (Ответы девочек.) Мальчики, позовите цыплят. (Ответы мальчиков.) Давайте вместе позовём. (Цып-цып-цып.) Вышли цыплята. (С помощью магнитов прикрепляет на доске карточку с изображением цыплят.) Цыплята какие? (Маленькие, пушистые, жёлтые.)

Игра «Ты - моя частичка»

В. Я начну, а вы продолжите. Я - цыплёнок, а ты - моя частичка. Ты кто? Скажи ласково. (Пёрышко, клювик, глазик, лапка.)

Теперь вы - маленькие цыплята, я вас зову: цып-цып-цып.

Физкультминутка «Цыплята »

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Цыплята побежали,

Зёрнышки отыскали.

Поклевали, поклевали,

Опять побежали.

Червячка поймали,

Поклевали, поклевали,

Опять побежали.

Корытце с водицей увидели,

Подбежали, наклонились,

Набрали воды, напились.

Ещё наклонились, набрали воды,

Напились, клювом потрясли,

Пёрышки почистили и домой пошли.

В. Вышли цыплята посмотреть на синичку, и их заметила кошка Царапка. (С помощью магнитов прикрепляет на доске карточку с изображением кошки.) Как зовут кошку? (Царапка.) Царапка говорит: «Сейчас я цыплят цап-цап-цап». Что сказала Царапка? (Индивидуальные ответы 2-3 детей.)

Вика, погрози кошке пальцем и скажи строго: «Царапка, не цапай цыплят». (Ответ девочки, потом индивидуальные ответы 2-3 детей.) А теперь вместе погрозим кошке и скажем строго: «Царапка, не цапай цыплят». (Ответы детей.) Ушла Царапка, испугалась нас. И цыплята убежали. Только синичка продолжает петь. Как поёт синичка? (Цинь-цинь-цинь.)

Вам понравилась история про кошку Царапку? (Да.) Давайте вспомним её вместе, я начну, а вы продолжите. Весело распевает… (синичка). Песенку синички услышали… (цыплята). Вышли цыплята посмотреть на… (синичку), и их заметила… (кошка). Кошку звали… (Царапка). Царапка сказала:… (сейчас я цыплят цап-цап-цап). Кого испугалась Царапка? (Нас.) Кого мы спасли от кошки Царапки? (Цыплят.) Какую песенку научился петь ваш язычок? (Ц-ц-ц.)

Замечательно, что ваши язычки умеют петь разные песенки, а вы умеете внимательно слушать друг друга. Молодцы! Теперь давайте возьмёмся за руки и вместе скажем: «Спасибо!».

Этот вариант НОД в старшей группе по развитию речи включает несколько разноплановых задач, образовательного и воспитательного плана.

Задачи

  1. Обогащение словарного запаса детей.
  2. Обучение воспитанников составлению рассказов-описаний с помощью опорных карточек-подсказок (пиктограмм).
  3. Расширение представлений об окружающем мире, его основных сезонных изменениях, растениях, живых обитателях.
  4. Формирование у каждого ребенка социальной активности, умения выражать собственное мнение, объяснять свою точку зрения.
  5. Общее развитие познавательных процессов.

Данный конспект по развитию речи в старшей группе позволяет провести занятие, которое может быть заключительным для блока осенних тем.

Методически приемы

  • Использование сюрпризного момента с выступлением перчаточной куклы.
  • Чередование групповой и индивидуальной работы по развитию речи, других познавательных процессов.
  • Применение наглядных материалов, раздаточных картинок, игрушек.

Материал

  1. Карточки с изображениями перелетных и зимующих птиц средней полосы (из дидактических наборов по развитию речи в старшей группе детского сада)
  2. Игрушечные овощи и фрукты
  3. Кукла-бибабо Дятел
  4. Мячик
  5. Лист из цветной бумаги

Ход занятия

Вводная беседа с элементами театрализованного представления

Воспитатель просит детей занять свои места, обращая их внимание на то, что в группе откуда-то появился необычный конверт (который должен быть заранее прикреплен на видном месте). Педагог читает письмо вслух. В нем написано:

«Дорогие ребята! Пишет вам Осень. Помогите мне, пожалуйста! Уже совсем скоро закончится мое время, сменит меня сестрица-Зима. Нужно мне проверить леса, поля, птиц, зверей. Все ли они успели подготовиться к приходу морозов, метелей, стужи. Мне одной все не успеть, нужны помощники! Если вы согласитесь ими стать, то пришлю я к вам своего верного друга, он все объяснит».

Дети соглашаются помочь Осени, в группе начинает звучать задорная музыка. На ширме появляется кукла-бибабо Дятел, игрушка говорит:

«Здравствуйте, девочки и мальчики! Как же я рад встретиться с вами! Вы узнали меня?»

Педагог читает загадку-обманку:

Целый день в лесу стучу
Все деревья я лечу.
Доктор леса, но не врач
Угадали? Я же – …. (Дети должны ответить не «грач», а назвать другую птицу - дятел)

Можно использовать еще несколько подобных стихов по теме.

Кукла продолжает монолог: «Ох, какие вы внимательные, сообразительные! Сразу догадались, что не про моего друга-грача эта загадка! А как вы думаете, можно ли сейчас встретить в лесу грача?»

Дети отвечают, педагог просит каждого объяснить ответ.

Дятел: «Правильно, грач уже улетел в теплые страны. А еще нам надо с вами вспомнить других перелетных птиц, которые гостят у нас только летом. Вот о чем просила меня попросить вас осень. Кого вы знаете?»

Игра с мячом « В теплые края летит….»

Все дети рассаживаются по кругу, воспитатель берет мяч и говорит: «Я знаю, что в теплые края улетел грач, а вы кого вспомните?» Игра продолжается до тех пор, пока звучат новые названия.

Дятел: «Ох, потрудились маленькие помощники! Всех моих лесных соседей вспомнили. Правильно, все они уже улетели, никого холода не испугают. Полечу я, передам Осени от вас привет, расскажу, что всех перелетных птиц мы вспомнили, никого из них теперь не встретить.»

Кукла прячется за ширму.

Физ минутка

Воспитатель приглашает всех встать, повторяя слова и движения за ней (последовательно):

  • Дождик осень стучит: кап-кап, кап-кап! (негромко стучим ножками по полу).
  • Солнышко за тучкой спит: бай-бай, бай-бай! (кладем руки под щеку, качаемся из стороны в сторону).
  • Урожай мы весь собрали: ох-ох, ох-ох! (Поднимает с земли воображаемый груз, поднимаем его над головой).
  • И гулять пореже стали: бр-рррр, бр-рррр! (Обнимаем себя обеими руками, дрожим).

Рассказ о прелестных птицах по пиктограмме

Педагог обращает внимание детей на картинки, которые она держит в руках. Она говорит:

«Ребята, давайте поиграем с вами в интересную игру! На этих картинках нарисованы хитрые значки, которые помогут нам рассказать о перелетных птицах. Попробуем вместе!»

Она показывает первую картинку, просит сказать, что на ней нарисовано. Постепенно все картинки вывешиваются на доску. Воспитатель достает карточку с нарисованным дятлом, просит вспомнить загадку о нем, которую она читала в начале занятия. Все вместе вспоминают стихотворение-обманку.

Воспитатель предлагает рассказать о птице по опорным картинкам-схемам. Дети по очереди рассказывают о дятле (внешний вид, где живет, чем питается, чем отличается от других птиц). Воспитатель напоминает, что дятел - птица зимующая, его можно встретить круглый год. Она просит детей взять по одной картинке с перелетными птицами, рассказать о каждой по схеме. Желающие рассказывают.

Игра «Какая прилетела?»

Все карточки с перелетными птицами переворачиваются картинкой вниз. Поднимается одна, наугад. Дети узнают птицу, называют ее (соловей, грач, ласточка, др). Воспитатель предлагает каждому придумать слово, которое можно сказать про эту птичку (быстрая, стремительная, перелетная, яркая, пестрая). Время от времени педагог помогает игре, задавая вопрос «Какая (какой) к нам прилетела/прилетел …. ласточка, скворец, другие перелетные птицы).

Загадка «Четвертый лишний»

Педагог называет четыре птички, три перелетные и одну зимующую. Например: ласточка, дятел, скворец, дрозд. Дети должны назвать ту, которая не является не улетает на зиму в теплые края, «лишняя».

Найти список подобных логических заданий можно в конспектах занятий по развитию речи в старшей группе, посвященных другим темам про птиц.

Все карточки с птицами собираются в конверт, в котором было письмо от Осени. Дети прощаются с ними до будущей весны. Воспитатель просит напомнить названия всех птиц, которых они собрали и объяснить, почему им дали такое название.

Поэтическая пауза

Воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой «Ветрено», обсуждает его с детьми. Спрашивает каждого, что бы он нарисовал на картинке к этим строкам. На доску вывешивается несколько :

  • ранняя (сентябрь);
  • золотая (октябрь);
  • поздняя (ноябрь).

Детей просят определить то время года, о котором рассказывает поэтесса и то, которое за окошком сейчас. Педагог просит назвать отличия. Затем она предлагает расположить картины на доске в правильной последовательности, от первой к последующим.

Игра «Назови ласково!»

Педагог складывает в непрозрачный мешок игрушечные овощи, фрукты. Предлагает каждому ребенку достать одну игрушку. Затем воспитатель по очереди называет слова «овощ» или «фрукт», просит поднимать игрушку только тех, кто держит именно то, что она сейчас назвала.

После этого каждый воспитанник, по очереди, должен найти ласковое название тому «подарку осени», который у него в руках. Например, помидор - помидорчик, баклажан - баклажанчик, Педагог подсказывает, что почти все овощи легко назвать ласково, а фрукты - сложнее.

Теперь перед детьми выставляются две корзинки. Каждый кладет свою игрушку либо к овощам, либо к фруктам. Затем содержимое каждой корзины выкладывается на стол, затем все ищут ошибки. Если они есть, то плоды раскладываются по-другому, правильно.

Завершение занятия

Воспитатель еще раз просит детей назвать тему НОД, снова показывает им конверт с перелетными птицами. Затем она достает осенний листок, вырезанный из бумаги, просит его отнести письмо с ответом от ребят Осени. После она благодарит детей за помощь.

Используйте для занятий набор дидактических карточек “Перелётные птицы”.








Этот раздел посвящен развитию речи. Здесь будут находиться материалы, основной акцент которых будет направлен именно на эту тему: занятия по развитию речи в детском саду, по художественной литературе, интегрированные занятия с «речевым» уклоном, в общем все, так или иначе связанное с развитием речи и мышления дошкольников. В колонке с левой стороны расположены ссылки на готовые конспекты занятий. Любой из конспектов Вы можете скачать одним файлом, для этого нужно перейти на соответствующую страницу.

Некоторые из занятий этого раздела являются комплексными и ссылки на них находятся в разделе «Комплексные занятия», также многие из занятий по ознакимлению с природой содержат в себе элементы развития речи у детей дошкольного возраста, поэтому, если Вы не нашли тут нужный материал, то стоит обратить внимание и на другие разделы нашего сайта.

Надеемся, что наши материалы помогут Вам в работе с дошкольниками в детском саду. Не всем детям легко даются навыки речевого общения, многие из них с трудом учатся говорить, но грамотный воспитатель, вооруженный хорошим материалом, может творить с детьми настоящие чудеса.

Не забываем и о новых занятиях. О новинках в этом (или любом другом) разделе можно узнать на странице "Новые занятия" в меню или подписавшись на нашу RSS-рассылку, для чего следует перейти на главную страницу и кликнуть по значку RSS рассылки в правом верхнем углу.

Конспекты занятий по развитию речи дошкольников, расположенные в этом разделе нашего сайта, доступны для скачивания в виде документа Ворд.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической), связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовке к обучению грамоте.

Из всех речевых умений, которыми овладевает ребенок в детском саду, самым сложным является умение рассказывать. А ведь главной задачей развития речи является формирование речевой компетентности, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.

Это не означает, однако, что развивать связную речь ребенка можно только тогда, когда он уже очень хорошо освоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка. Формирование связной речи начинается раньше. Малыш может не уметь еще чисто произносить все звуки, не владеть большим объемом словаря и сложными синтаксическими конструкциями, но работа по развитию речи уже должна начинаться. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его.

По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение интересно рассказывать и заинтересовать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующие развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Заметили какие-то неточности, недоработки или у Вас есть какие-либо замечания по работе сайта? Пожалуйста, сообщите нам об этом. А также, если у Вас есть собственные идеи, занятия, материалы, авторские методики и наработки, то поделитесь ими с другими, напишите нам через форму обратной связи, шлите материал и мы будем пополнять количество конспектов.

Вводное занятие по развитию речи с детьми 5-7 лет

ПЛАН

Цель занятия

Задачи

речи, память, внимание, воображение, фонематический

слух, ритмичность движений.

Закрепить у детей понятия: «звук» , «буква» , знать их отличия.

1. Приветствие, знакомство

2. «Волшебный клубочек»

3. Игра на внимание «Назови соседа»

4.Танцевальный этюд «Подари движение»

5.Сказка о непослушном язычке и Фее правильной речи. Брифинг

6. Графический диктант

7. Игра «Иголка и нитка»

8. Пальчиковая гимнастика «Замок»

9. Игра с мячом: «Верни мне гласный звук» . Определи согласный

10. Подвижная игра «Суша-вода»

11. Дидактическая игра «Собери слово»

12. Д/И «Слоги перепутались»

13. Письмо от Феи правильной речи

14.Аппликация: создаём волшебный цветок Речецветик

15. Повтор секретов правильной и красивой речи

16. Прощание, благодарность

17. «Теплые ладошки»

Тема: Вводное занятие. Развитие речи.

Конспект вводного занятия по развитию речи с детьми 5 -7 лет

Цель занятия – привлечь внимание детей к речи. Показать детям, какую роль для человека играет правильная речь, почему её необходимо развивать.

Задачи : - познакомить детей друг с другом

Создать атмосферу группового доверия и принятия

Формировать понятие о правильной, красивой речи

Развивать внимание, диалогическую речь, выразительность

речи, память, воображение, фонематический

слух, ритмичность движений.

Воспитывать доброту, отзывчивость, умение слушать и слышать речь.

Закрепить у детей понятия: «звук» , «буква» , знать их отличия.

Упражнять в составлении слогов и слов.

Развивать общую и мелкую моторику и учить детей ориентироваться в пространстве.

Повторить выполнение аппликаций.

1.Приветствие , знакомство (Позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия.)

Для того, что бы нам было легче общаться, давайте встанем в круг

Скажите, пожалуйста, что делают люди в первую очередь, когда встречаются? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Правильно, ЗДОРОВАЮТСЯ! А что означает «ЗДОРОВАТЬСЯ». ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Здороваться – значит желать здоровья! Давайте пожелаем здоровья всеми миру! Повторяйте за мной: (ритуал приветствия).

Здравствуй, солнце золотое! (все поднимают руки, затем опускают).

Здравствуй, небо голубое! (все поднимают руки, затем опускают).

Здравствуй, мир! (широко разводят руки)

И здравствуй, я!

Здравствуйте, мои друзья! (берёмся за руки)

Дети садятся на стульчики в круг

2. «Волшебный клубочек» . Начиная от педагога, каждый наматывает на палец ниточку клубка, произносит свое имя так, как ему нравится, чтобы его называли, и передает клубочек стоящему (сидящему) слева от себя ребенку, пока клубочек вернется опять к педагогу. (Акцентировать внимание детей на единстве, сплочении, одной команде, МЫ – ВМЕСТЕ)

3. Назови соседа

Назови имя соседа, сидящего справа от тебя

4. Танцевальный этюд «Подари движение»

Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15-20 с. Остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы ведущий дает знак кому-то из детей продолжить движения в такт музыке, тот в свою очередь передает это право следующему - и так по кругу.

Если ты хороший друг, то делай так (Хлоп-хлоп)

Если ты хороший друг, если ты хороший друг, если ты хороший друг, то делай так (Хлоп-хлоп)

Если ты веселый друг, то делай так (ребенок показывает движение на свой выбор, остальные повторяют)

5. Сказка . Ребята, сегодня я расскажу вам одну интересную историю. Садитесь удобно, приготовьтесь слушать внимательно. Сказка называется "Сказка о непослушном язычке".

Жила-была девочка Маша. Красивая была девочка, добрая, послушная. Но вот беда - не слушался девочку ее язычок - никак не хотел он правильно выговаривать звуки и слова. И поэтому случались с девочкой разные неприятности.

Выйдет девочка погулять, зовут ее ребята в прятки играть: "Маша, пойдем с нами играть". А она им: "Фефяс", что значит "сейчас". А дети думают, что не хочет девочка с ними играть и убегают. Зовет девочку мама: "Маша, пойдем в цирк". Девочка отвечает: "Кофечно", что значит "конечно". А мама думает, что Маша балуется и не берет Машу в цирк.

Папа предлагает: "Хочешь шоколадку?" отвечает девочка: " Осен хофу", что значит "очень хочу", а папа думает, что у Маши насморк и покупает вместо шоколадки таблетки.

Очень девочка расстраивалась, что не понимали ее дети и взрослые. Узнала про это Фея правильной речи и решила помочь девочке - раскрыть ей секреты, как научиться правильно говорить. Она подарила ей волшебный цветок Речецветик, на котором нарисованы и написаны правила красивой речи.

Очень скоро, выполняя советы Феи, научилась девочка правильно разговаривать. Стали дети во дворе приглашать Машу в свои игры, а взрослые стали понимать, о чем девочка говорит. А сама Маша теперь всегда радостная и веселая, и про секреты Феи никогда не забывает.

Вот такая сказка. Беседа по сказке:

О ком говорится в сказке? (Фея правильной речи - уточнить определение слова Речь)

Как звали девочку?

Какая она была?

Какая у девочки была беда?

Кто помог девочке?

Что случилось потом?

6. А вы хотите узнать секреты правильной речи? Тогда давайте отправимся в путешествие в страну Красивой и Правильной речи.

На чем можно путешествовать? (ответы детей) Как можно назвать эти предметы одним словом? А вот на чем мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Мой парус ветер ловит,
И волны режет киль,
Меня не остановит
Ни ураган, ни штиль. (Парусная яхта)

7. Присаживайтесь за стол. Графический диктант «парусная яхта» . (Развитие графических представлений и ориентировку на листе бумаги).

От начальной точки 1 клетку вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 10 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх. 2 влево, 1 вниз, 3 влево, 10 вверх, 1 влево, 1 вниз, 2 влево, 1 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вниз, 1влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1влево. 1вниз, 2вправо, 1вниз, 3 вправо, 1 вниз. 4 влево.

Молодцы, ребята! Наша парусная яхта готова и сейчас мы отправимся в путешествие. (звучит сказочная музыка)

8. Подвижная игра «Иголка и нитка».

Дети становятся друг за другом. Первый из них – «иголка»- бегает, меняя направление. Остальные – «нитка» - бегут за ним, стараясь не отставать.

Первый город на нашем пути Звукоград. Какой огромный замок висит на воротах этого города. Давайте попробуем открыть его.

9. Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок

(ритмичные соединения пальцев рук в замок),

Кто открыть его бы смог?

Потянули

(руки тянутся в стороны),

Покрутили

(круговые движения паль­цев от себя),

Постучали

(основания ладоней сту­чат друг о друга)

И открыли

(разомкнули пальцы).

10.Как вы думаете, кто живет в городе Звукоград? (звуки)

Какие бывают звуки? (звуки бывают разные: звуки природы, музыки и звуки речи: гласные и согласные)

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны.

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны.

Какие звуки называют гласными? (звуки, которые не встречают во рту преграды, тянуться и поются, называются гласными) .

Давайте поиграем со звуками:

Игра с мячом: «Верни мне гласный звук» .

Мяч лови и мяч бросай
Гласный в слове называй.

(слова: лук, сыр, дом, мак, шар, мир, мышь, кот, кит, дым)

11. Какие бывают согласные звуки? (мягкие и твердые). Каким цветом обозначают твердый согласный (Синим), мягкий согласный (зеленым).

Определите, с какого согласного, твердого или мягкого начинается слово, и поднимите сигнальчик.

(слова: лодка, машина, рука, мишка, метла, самокат, сетка, лёд, река.)

12.Суша-вода

Участники игры становятся в одну линию. При слове ведущего "суша" все прыгают вперед, при слове "вода" - назад. Конкурс проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова "вода" произносить другие слова, например: море, река, залив, океан; вместо слова "суша" - берег, земля, остров.

13. Закрепление знаний о буквах.

Перед нами Буквоград. Кто же здесь живет? (буквы) Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем)

Буквы на карточках рассыпались, а вы их соберите и прочитаете слово

(карточки на каждого ребенка: торт, шар, рак, дом, уж) . На обратной стороне карточки отгадка, проверьте себя.

14. Развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Мы приплыли с вами в Словоград. Кто же здесь живет? (слова) . Из чего состоят слова? (из слогов) . А можно ли слово измерить? Чем? (хлопками - слогами) . Чем больше в слове слогов, тем длиннее слово.

15. Д/И «Слоги перепутались» (слоги написаны на карточках). Задача – собрать слова

16. Мы находимся в стране правильной и красивой речи. А где же Фея, которая подарила волшебный цветок девочке Маше из сказки?

Смотрите, здесь письмо.

«Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в моей удивительной, волшебной и очень интересной стране Красивой и правильной речи! Сейчас я спешу на помощь к детям, чтобы научить их правильно и красиво говорить. А для вас я приготовила подарок – волшебный цветок Речецветик, который помогает правильно разговаривать, потому что на его лепестках нарисованы и написаны секреты правильной речи. Необходимо только его собрать и запомнить мои секретные правила».

15. Аппликация. У каждого ребенка лепестки Речецветика и серединка. Нужно приклеить лепестки к центральному кругу.

    Говори всегда красиво, смело и неторопливо (в центр)

    Прежде чем говорить, подумай, о чём хочешь сказать.

    Говори на выдохе плавно и ясно (Раздаю самолетики детям и вместе читаем: "Плавно, долго выдыхаем. Звук протяжно выдуваем". Затем дети дуют на свои самолетики.

    Рука - С пальчиками мы играем и массаж мы получаем.

    Ухо - Слушаем всегда внимательно

    Книга - Книги разные читаем в них о многом мы узнаем.

Теперь у каждого из вас есть волшебный цветок Речецветик, который помогает правильно разговаривать, потому что на его лепестках нарисованы и написаны секреты правильной речи. Благодарность всем детям.

Упражнение «Теплые ладошки»

Педагог протягивает свою руку в круг вверх ладонью и предлагает всем детям сложить свои ладони на его ладонь. Затем другой ладонью педагог накрывает детские ладошки сверху и говорит, что чувствует тепло всех ладоней, призывает детей почувствовать тепло ладошек друзей.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...