Занятие в домашних условиях логопед с заданиями. Логопедические занятия с ребенком дома


Упражнения предназначены не только и не столько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, недостатков звукопроизношения и пр. Они могут быть также использованы специалистами, работающими в области восстановительного обучения больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму и имеющими в виде последствий нарушения произносительной стороны речи.

Логопедический массаж

1. Воротниковой зоны
2. Лицевых мышц
3. Губ
4. Языка
5. Мягкого неба

Массаж воротниковой зоны, лицевых мышц, включая губы, выполняется по тем же правилам, что и обычный косметический массаж.
Массаж языка проводится от его корня к кончику специальным зондом или другим предметом, например, закругленной пластмассовой ручкой зубной щетки. Используются практически все виды массажных движений: поглаживающие, разминающие, похлопывающие, вибрационные и др. Массаж мягкого неба и дужек проводится сверху вниз.

Необходимо соблюдать при этом важное правило: если массируемые мышцы вялые, расслабленные, то массаж должен быть активный, интенсивный; если же мышцы напряжены, то следует начинать с расслабляющего массажа, выполняемого легкими поглаживающими движениями, и только по мере расслабления мышц пытаться
проникнуть вглубь.

Логопедическая гимнастика

(Выполняется перед зеркалом; обучающий и обучаемый сидят так, чтобы оба были видны каждому. Дозировка и темп движений увеличиваются постепенно, по мере того, как оно осваивается.)

1. Вытянуть - растянуть.
Инструкция: Растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны все зубы, и вытянуть в
трубочку, чтобы получился хоботок.
2. Сжать - отпустить.
Инструкция: Крепко сжать губы («рот на замок»), а затем плавно их распустить.
3. Сложить рупором.
Инструкция: Нужно сделать так, как я, чтобы получился «рупор».
4. Покусать верхними зубами нижнюю губу.
Инструкция: Нужно сделать так, как я.
5. Покусать нижними зубами верхнюю губу.
Инструкция: та же.
2. Язык:
1. Распластать по нижней губе и удерживать, постепенно продлевая время удержания.
Инструкция: «Нужно чтобы язык лежал так, как у меня». Если мышцы языка остаются напряженными, надо слегка похлопать по языку шпателем.
Способ выполнения: Распластать язык по верхней губе и удерживать, не поддерживая нижней губой, постепенно продлевая время удержания.
Если пациент неспособен поднять язык сам, можно поддерживать его специальным зондом. Для облегчения задачи держать рот открытым, можно что-нибудь закусить с боков, например, кусочки сахара.
Постепенно пациент должен научиться удерживать рот открытым без посторонней помощи.
Совершать языком круговые движения (облизать губы).
2. Двигать языком от одного угла губ к другому (по воздуху, а не по нижней губе), постепенно продлевая время удержания.
Инструкция: «Нужно двигать язык от одного уголка рта до другого так, чтобы язык скользил не по губе, а по воздуху».
Способ выполнения: Если пациент не может выполнять упражнение самостоятельно, следует зажать кончик языка специальным шпателем или своими пальцами и передвигать его (пассивный вариант выполнения задания).
3. Цоканье (присасывание языка).
Выполняется по подражанию.
4. Щелканье (подражание цоканью копыт лошади).
Выполняется по подражанию.
5. Поднять язык к альвеолам и энергично произносить «Д, Д, Д...», удерживая рот в открытом состоянии (на ширину 2 см).
Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки и ударяй(те) в них копчиком языка». Для детей это упражнение можно обозначить как «Молоток» или
«Забиваем гвозди».
Способ выполнения: При открытом рте кончик языка произносит альвеолярное (зазубное) «Д» или «ДА, ДА, ДА...». Чтобы рот не закрывался можно зафиксировать щель (см. упражнение 1).
6. Удерживая язык у альвеол верхних зубов, дуть на него, подключая голос, чтобы получился звук средний между «3» и «Ж».
Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки, поднимите язык и дуйте на язык, как я. Для детей это упражнение можно обозначить как «Пчелка».
Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен вибрировать от попадающей на него струи воздуха. Чтобы рот не закрывался, можно зафиксировать щель (см. упражнение 1).
7. Вести язык по верхнему небу - упереть в зубы и сопротивляться попытке протолкнуть его назад специальным шпателем или каким-либо другим предметом, например, чайной ложкой.
Инструкция: «Упри(те) язык в верхние зубы и дави(те) на них. Я буду толкать его обратно, а ты (Вы) не давайте, сопротивляйтесь мне».
Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен упереться в верхние зубы.
Обучающий шариковым зондом, чайной ложечкой или пальцем пытается отодвинуть его назад, в глубь рта.

Коррекция звукопроизношения

1. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с гласными звуками:
Вой ветра - УУУ...
Плач младенца - УА, УА, УА...
Перекличка, заблудившихся в лесу: АУ, АУ, АУ...
Писк поросенка или мышонка: И, И, И...

2. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с согласными звуками (четкое,
утрированное произнесение):
Мычание коровы - МУ, МУ, МУ...
Мяуканье кошки: МЯУ, МЯУ, МЯУ...
Лай собаки: АВ, АВ, АВ...
Кваканье лягушки: КВА, КВА, КВА...
Кудахтанье курицы - КО, КО, КО...
Гоготанье гусей - ГА, ГА, ГА...
Пение песенки - ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ...; ПА, ПА, ПА...; ДУ, ДУ, ДУ...
Звук воздушного шарика, который проткнули: ССС...
Звук подлетающего комара: ЗьЗьЗь...
Шуршание листьев: Ш Ш Ш...
Звук подъезжающего поезда - ЧУК, ЧУК, ЧУК...
Уханье филина - УФ, УФ, УФ...
Рычание дикого зверя: РРР...
Крик петуха - КУКАРЕКУ...

Если звуки вызваны путем имитации, то можно приступать к автоматизации их в слогах.
Для этого ниже приведены слоговые таблицы, в которых звуки систематизированы по
способу и месту образования. Если же таким путем получить правильно произносимые
звуки не удалось, то следует обратиться к специалисту-логопеду, который поставит их, а
затем уже автоматизировать.

Слоговые таблицы:

Таблицы составлены таким образом, чтобы автоматизируемый звук находился в разных
фонетических контекстах: прямые слоги - твердые и мягкие; обратные слоги; слоги с
разделительным мягким знаком.

MA МЯ МЬЯ ПА ПЯ ПЬЯ БА БЯ БЬЯ
МО МЁ МЬЁ ПО ПЁ ПЬЁ БО БЁ БЬЁ
МУ МЮ МЬЮ ПУ ПЮ ПЬЮ БУ БЮ БЬЮ
МЫ МИ МЬИ ПЫ ПИ ПЬИ БЫ БИ БЬИ

Обратные

AM ЯМ ЯМЬ АП ЯП ЯПЬ АБ ЯБ ЯБЬ
ОМ ЁМ ЁМЬ ОП - ЁПЬ АБ - -
УМ ЮМ ЮМЬ УП ЮП ЮПЬ УБ ЮБ ЮБЬ
ЫМ ИМ ИМЬ ЫП ИП ИПЬ ЫБ ИБ ИБЬ

Примечание: Обратные слоги со звонким согласным «Б» произносятся без оглушения.
Неблагозвучные слоги пропущены.

ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ

ТА ТЯ ТЬЯ ДА ДЯ ДЬЯ НА НЯ НЬЯ
ТО ТЕ ТЬЁ ДО ДЁ ДЬЁ НО НЕ НЬЁ
ТУ ТЮ ТЬЮ ДЮ ДЮ ДЬЮ НУ НЮ НЬЮ
ТЫ ТА ТЬИ ДИ ДИ ДЬИ НЫ НИ НЬИ

Обратные

AT ЯТ – АД ЯД – АН ЯН –
ОТ ЁТ – ОД ЁД – ОН ЁН –
УТ ЮТ – УД ЮД – УН ЮН –
ЫТ ИТ – ЫД ИД – ЫН ИН –

ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ

КА КЯ КЬЯ ГА ГЯ ГЬЯ ХА ХЯ ХЬЯ
КО КЁ КЬЁ ГО ГЁ ГЬЁ ХО ХЁ ХЬЁ
КУ КЮ КЬЮ ГУ ГЮ ГЬЮ ХУ ХЮ ХЬЮ
КЫ КИ КЬИ ГЫ ГИ ГЬИ ХЫ ХИ ХЬИ

Обратные

АК ЯК – АГ ЯГ – АХ ЯХ –
ОК ЁК – ОГ ЁГ – ОХ ЁХ –
УК ЮК – УГ ЮГ – УХ ЮХ –
ЫК ИК – ЫГ ИГ – ЫХ ИХ –

ВА-ВЯ-ВЬЯ ФА-ФЯ-ФЬЯ ША ЖА ЧА Е (Й+Э) ЙЭ
ВО-ВЁ-ВЬЁ ФО-ФЁ-ФЬЁ ШО ЖО ЧО Ё (Й+О) ЙО
ВУ-ВЮ-ВЬЮ ФУ-ФЮ-ФЬЮ ШУ ЖУ ЧУ Ю (Й+У) ЙУ
ВЫ-ВИ-ВЬИ ФЫ-ФИ-ФЬИ ШИ ЖИ ЧИ Я (Й+А) ЙА

Обратные

АВ-ЯВ АФ-ЯФ АШ АЖ АЧ ЭЙ –
ОВ-ЁВ ОФ-ЁФ ОШ ОЖ ОЧ ОЙ –
УВ-ЮВ УФ-ЮФ УШ УЖ УЧ УЙ –
ЫВ-ИВ ЫФ-ИФ ЫШ ЫЖ ЫЧ АЙ –

СВИСТЯЩИЕ

СА СЯ СЬЯ ЗА ЗЯ ЗЬЯ ЦА
СО СЁ СЬЁ ЗО ЗЁ ЗЬЁ ЦО
СУ СЮ СЬЮ ЗУ ЗЮ ЗЬЮ ЦУ
СЫ СИ СЬИ ЗЫ ЗИ ЗЬИ ЦЫ

Обратные

АС ЯС – A3 ЯЗ – АЦ
ОС ЁС – ОЗ ЁЗ – ОЦ
УС ЮС – УЗ ЮЗ – УЦ
ЫС ИС – ЫЗ ИЗ – ЫЦ

РА РЯ РЬЯ ЛА ЛЯ ЛЬЯ
РО РЁ РЬЁ ЛО ЛЁ ЛЬЁ
РУ РЮ РЬЮ ЛУ ЛЮ ЛЬЮ
РЫ РИ РЬИ ЛЫ ЛИ ЛЬИ

Обратные

АР ЯР – АЛ ЯЛ –
ОР ЁР – ОЛ ЁЛ –
УР ЮР – УЛ ЮЛ –
ЫР ИР – ЫЛ ИЛ –

4. СЛОВА (по предметным и предикативным картинкам).

МАМА – МАША – РОМА –
КОМАР
МЯСО – СЕМЯ – ВРЕМЯ
СКАМЬЯ
ПАПА – ПАЛЕЦ
ПЯТКА
ПЬЯНИЦА
БАБА – БАНЯ – РЫБА
БЯКА
МОРЕ – МОЛОТ –
МОЛОКО
МЁД
ПОЛЕ – ПОРКА –
ПОМОЩЬ
ПЁС
КОПЬЁ
БОРЯ – БОЧКА – БОЛЬНО
БЬЁТ
МУКА – МУЗЫКА –
МУРКА
МЮСЛИ
ПУХ – ПУЛЯ – ПУДРА
БУЛКА – БАБУШКА –
БУМАГА – БУСЫ
БЮСТ – БЮРО
МЫ
МИЛА – МИР
ПЫЖИК – ЛАПЫ
ПИЩА – ПИРАТ –
ПИСЬМО
БЫЛЬ – БЫЛИНА – ЕСЛИ БЫ...
БИРКА – БИНОКЛЬ – РЯБИНА
ВОРОБЬИ
РЫБЬИ КОСТИ

ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ

TATA
ТАНЯ – ТАПКИ – ТАНЕЦ
ТЯПКА – ТЁТЯ – МОТЯ –
ТЯНЕТ
СТАТЬЯ – СВАТЬЯ
ДАНЯ – ДАША – ДАТА-
– ПОДАРОК – ДАЙ
ДЯДЯ – ДЯТЕЛ
СУДЬЯ – БАДЬЯ
НАДЯ – НАШИ – НАСТЯ –
НИНА – КАРТИНА –
МАШИНА
НЯНЯ – ТАНЯ – ВАНЯ
ТОЛЯ – ТОМА – БАТОН
ТЕНЬ – ТЕЛО
ПЛАТЬЕ
ДОМ – ДОСКИ
ДЁГОТЬ
НОГИ – НОША –
НОМЕР – НОРКА
НЁС – ПРИНЁС
ВРАНЬЁ – ВОРОНЬЁ
ТУФЛИ – ТУМБА –
ТУРОК
ТЮЛЬ – ТЮЛЬКА ДЮШЕС
НУЖНО – НУГА
НЮНЯ
ТЫЛ – ТЫКВА –
РОБОТЫ – ЗАБОТЫ
ТИХО – БОТИНОК ДИНА – ДИВО – ДИСКИ
НЫТИК
НИНА

ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ

КАТЯ – КАТЕР – КАМЕНЬ ГАЛЯ – ГАММА
ГАЛЬКА – ГАЗ
ХА – ХА – ХА
ХАЛА – ХАМ
КОЛЯ – КОШКА – КОСМОС ГОДЫ – ГОРОД –
ГОЛОД ХОЛОД – ПОХОД – ДОХОД
КУРЫ – КУДРИ ГУСИ – ГУБЫ

ГУБНО-ЗУБНЫЕ ШИПЯЩИЕ ДИФТОНГИ С «Й»

ВАНЯ – ВАСЯ
– ВАРИТ –
ВАФЛЯ
ВЯЖЕТ –
СВЯЗКА
ФАНЯ – ФАКЕЛ –
СОФА – ГРАФА –
ЛАФА
ШАР – ШАЛЬ
– ДУША
ЖАР –
ЖАБА –
ЖАЛО –
КОЖА
ЧАС –
ЧАД –
ЧАДО
ЕВА –
ЕЛИ –
ЕЗДИТ
ВОДЫ – ВОЛЯ
– ВОБЛА ШОК ЖО ЧО ЁЛКА –
ЁЖИК
ШУ ЖУ ЧУ
ЮЛЯ –
ЮРИК –
ЛЮЛЬКА
ВЫ – ВИ –
ВЬИ ФИЛИН – ФИЗИК ШИ ЖИ ЧИ Я (Й+А)

СВИСТЯЩИЕ

САЛО – САХАР – САМ – САД –
КИСА – РОСА – КРАСА ВАСЯ ЗАМОК –
ЗАЛЫ
ЦАПЛЯ – ЦАРЬ –
ЦАРИЦА –
ДЕВИЦА – СПИЦА
СО СЁ ЗОЯ – ЗОРИ ЛИЦО – КРЫЛЬЦО –
КОЛЬЦО – ЦОКОТ
СУ СЮ ЗУБЫ –
ЗУБРЫ ЦУКАТ
СЫ СИ КОНЦЫ –
ДЕВИЦЫ

СОНОРЫ – «р», «л»

РАМА – РАДОСТЬ –
РАКИ – ССОРА
РЯБА –
РЯСКА – РЯД
ЛАПЫ – ЛАДНО –
ЛАСКА ЛЯЛЯ – ЛЯМКА
РОМА – РОЗЫ –
РОСТ – ДОРОГА РЕКИ – ГРЕКИ ЛОРА – ЛОДКА –
ЛОВИТ – ЛОМ ЛЕС – НАЛЕВО – ПОЛЕ
РУПОР – РУКИ –
РУБЛЬ РЮМКА ЛУЖА – БАЛУ ЛЮЛЬКА – ЛЮБИТ –
ЛЮСЯ – СЛЮНИ
РЫБА – РЫЖИК –
РЫНОК РИММА ЛЫЖИ – ЛЫКО ЛИЦА – БОЛИ –
СТОЛИК

Примечание: Можно самостоятельно составить таблицы с более сложными слогами,
имеющими такую же систематизацию (губные, переднеязычные, заднеязычные и т.д.),
например:

АТА СТА ПЛА АГА ГАРТ ХАЛТА АСТРА
АТО СТО ПЛО АГО ГОРТ ХАЛТО АСТРО
АТУ СТУ ПЛУ АГУ ГУРТ ХАЛТУ АСТРУ
АТЫ СТЫ ПЛЫ АГЫ – ХАЛТЫ АСТРЫ

5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ (по сюжетным картинкам).
Подбирается ряд картинок на слова из слоговых таблиц.

Младший дошкольный возраст – это определенный этап в развитии детских речевых навыков. Для малышей в этот период характерна грамотная и логически выстроенная речь. Она перестает быть набором 2-3 слов, связанных по смыслу. Теперь это уже достаточно сложные предложения, причем основные и второстепенные члены которых расставлены правильно, а глаголы и существительные употребляются в падежных склонениях.

В младшем дошкольном возрасте речь ребенка становится более ясной и понятной, он использует сложные грамматические конструкции

Что касается произношения, то как раз к 4-5 годам у многих детей оно становится чистым и в значительной степени правильным, сокращается количество уменьшительных слов. Ближе к завершению пятого года жизни большинство малышей выговаривают практически все звуки родного языка (рекомендуем прочитать: ). Исключением могут быть шипящие и «р».

Иногда ребенок может испытывать трудности с произношением отдельных звуков. В такой ситуации родители часто задаются вопросами о том, каким образом помочь малышу, стоит ли вообще вмешиваться в процесс или все пройдет со временем само. Увы, но без специальных занятий особенности в произношении не исправить. Различные логопедические упражнения, рассчитанные на детей, направлены на развитие правильной речи, чтобы ребенок мог в дальнейшем свободно общаться с окружающими.

Артикуляция обеспечивается слаженной работой мышц языка, глотки, гортани, неба и дыхательной мускулатуры. Данный процесс также может затрудняться из-за самых минимальных отклонений слуха.

Речевые особенности

До четырехлетнего возраста у детей в редких случаях получается дать характеристику предмету или описать его свойства и качества. Обычно в этих целях они прибегают к помощи разведения рук или указывания пальцами, а если взрослые их не могут понять, начинают сердиться. Ребенок, которому уже исполнилось 4-5 лет, в большей степени способен дать свое объяснение чего-либо, однако на собственном языке, состоящем из исковерканных слов. Например, муйка - мультик или зезя - ежик.


Ребенок уже отлично понимает, что от него хотят, и старается описать предметы на понятном, но порой чуть исковерканном языке

В процессе речевого развития у ребенка 4 лет желательно отмечать подобные детские термины и исправлять их, уча малыша тому, как говорить правильно. Важно проявить при этом терпение и не ругать кроху, так как он просто не в состоянии моментально запомнить правильный вариант, тем более того, что дается ему с трудом. Однако всегда стоит обращать внимание ребенка на такие вот переделанные слова, объясняя, что они ненастоящие, проговаривать с ним верный вариант.

К пятигодичному рубежу малышам доставляет удовольствие учить стихотворения. Со временем, если читать с крохой и разучивать всевозможные скороговорки и веселые стишки, он и сам может начать поиск разных рифм.

Казалось бы, что соединение в небольшие сочетания, в пределах 2 строк, рифмующихся слов - это достаточно незамысловатое и простое занятие. Однако именно оно помогает развить у ребенка слух, гармоничность речи и умение соединять слова, которые похожи по звучанию.

Кроме того очень важен такой момент как развитие музыкального слуха. В пять лет это весомый нюанс в формировании способности правильно говорить, так как ребенку нужно слушать и воспринимать повседневную речь и окружающие звуки. Родителям следует способствовать тому, чтобы малыш разобрался в происхождении шумов и звуков, которые для взрослого человека уже стали привычными.

Основные характеристики речи ребенка в 4-5 лет

Какой обязана быть речь ребенка в возрасте 4-5 лет? Ниже приведен общий список ее основных показателей:

  1. Достаточный словарный запас. Ребенку должно хватать слов в арсенале, чтобы составлять предложения из 5-7 слов.
  2. Понятность. В этом возрасте то, что говорит кроха, уже должно быть понятно не только родителям, но и посторонним людям.
  3. Способность ориентироваться в пространстве и отличать предметы между собой, зная и называя их качества.
  4. Знание единственного и множественного числа.
  5. Умение легко найти описанный предмет или наоборот самому описать требуемую вещь.
  6. Ведение диалога. Ребенок уже может задавать вопросы и отвечать на них.
  7. Пересказ прочитанной сказки. Также способен рассказать стишок или спеть недлинную песенку.
  8. Кроха с легкостью называет свое имя или имена близких родственников, свою фамилию, возраст, плюс клички домашних питомцев.

Трудности произношения

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

В младшем дошкольном возрасте дети учатся произносить следующие звуки:

  1. Шипящие. К ним относятся «ч», «ш», «щ» и «ж».
  2. Свистящие. Это «с», «з», «ц».
  3. Сонорные. Этими звуками являются «р» и «л».

Дошкольный возраст - самое время для постановки звука Р

Нередко встречается ситуация, когда малыши не понимают разницы между звуками, они у них все перемешаны и вместо «р» часто можно услышать «л». Как результат, в разговоре русалка становится лусалкой, часы превращаются в цясы, а вместо слова щавель можно услышать сявель. Родителям стоит очень внимательно относиться к становлению шипящих и свистящих звуков у ребенка, так как попустительство в этом вопросе может привести к трудностям с речью в дальнейшем на достаточно долгий срок. Провести корректировку произношения у четырехлетки значительно легче, чем сделать это у первоклассника.

Однако бывает и обратная ситуация, когда ребенок, научившись правильно произносить звуки, которые прежде вызывали трудности, начинает употреблять их везде. Например, вместо луны говорит руна или лужу называет ружой. Важно всегда замечать и исправлять неверное произношение.

Начало логопедических занятий

С чего именно требуется начинать делать логопедические занятия, чтобы достичь результата? В первую очередь, необходимо выяснить, с какими конкретно звуками у малыша проблемы. Для этих целей можно использовать картотеку со словами, которые должен проговаривать ребенок. Определенный звук должен встречаться в разных частях слова, то есть в начале, середине и конце. Только после выявления дефектов можно приступать к работе над ними.


Выявить речевые нарушения можно с помощью увлекательных интересных карточек

Заниматься исправлением звуков необходимо с каждым по отдельности, причем начиная с легких и потом переходя к более сложным. Нужно дать доступное малышу объяснение того, как при произношении должны правильно располагаться язык и губы. Форма указаний в виде игры - наиболее комфортный способ для понимания крохи.

Как только у ребенка стал получаться проблемный звук, его следует вводить в употребление при повседневном общении. В это же время начинать исправлять следующий звук. Родителям следует быть готовым к тому, что процесс будет двигаться медленно и может затянуться на месяцы.

Упражнения для разминки губ и мышц языка

Перед любым занятием, направленным на исправление произношения, следует выполнять разминку языка и губ. Делать ее лучше в сидячем положении, так как сидя у малыша выпрямленная спина и тело не напряжено. Ему должно быть видно свое лицо и лицо взрослого, так он будет способен следить за правильностью выполнения упражнений. Так что зарядка должна проводиться перед зеркалом достаточных размеров.

В виде игры взрослому нужно описать задание, которое они будут делать. Сначала следует самому показать его крохе, после чего тот должен его повторить. При необходимости придется помогать ребенку, пользуясь ложкой, чистым пальцем или другим удобным предметом.


Перед началом занятий нужно обязательно проводить разминку языка и губ

Ряд самых распространенных упражнений для разминки языка и губ:

  • растягивание губ в улыбку, со спрятанными зубами;
  • вытягивание губ хоботком;
  • поднимание верхней губы со стиснутыми челюстями;
  • круговые движения губами, вытянутыми в трубочку;
  • массирование вытянутых губ пальцами;
  • надувание щек, вместе и по отдельности;
  • втягивание щек;
  • облизывание губ по кругу с открытым ртом;
  • вытягивание напряженного языка вверх и вниз;
  • прижимание языка к небу в открытом рту, при этом нижнюю челюсть надо тянуть вниз.

Постановка звука «р»

Наиболее распространенная проблема, с которой сталкиваются дети в юном возрасте - это произношение звука «р». Обычно проблемный звук просто пропускается детьми или они делают ему замену. Чтобы помочь крохе, существует ряд специальных дидактических приемов в логопедии.

Многие упражнения, направленные на исправление дефектов в произношении данного звука, можно делать с ребенком и в домашних условиях. Однако проконсультироваться с логопедом все же стоит, так как речевые проблемы зачастую связаны с физиологическими особенностями и отклонениями от нормы. Примером этого может служить недостаточно развитая уздечка. В результате ребенок не может достать языком до неба. Понять, что вызывает нарушение в речевой деятельности, может исключительно профессионал. Он также посоветует как корректировать имеющиеся дефекты.

Для проверки звука «р» следует попросить кроху прочитать и произнести вслух слова, в которых тот присутствует. Если проблемы возникают только с отдельным звуком, ставить нужно именно его. Если же ребенок не справляется с целыми словами, то тренировать надо слоги.

Ниже приведены упражнения для постановки звука «р»:

  1. Ребенок должен открыть рот и прижать язык к началу роста верхних зубов, при этом несколько раз быстро проговорить «д». После этого повторить то же самое, только теперь кроха еще должен дуть на кончик языка. Такое упражнение даст ему возможность понять, какие вибрации сопровождают произношение звука «р».
  2. Произношение «ж» с широко открытым ртом. В процессе необходимо постепенно поднимать язык к верхним зубам. В это время взрослому необходимо аккуратно подставить шпатель под язык и создать им вибрацию, двигая инструмент в разные стороны, а ребенку требуется подуть.
  3. Проговаривание слога «за», при этом малышу надо оттянуть язык назад. Если в процессе этого вставить шпатель и делать им ритмичные движения в стороны, можно получить «р».

Если звук дается ребенку плохо, начинать нужно с отработки слогов

Постановка шипящих

Упражнения для постановки шипящих начинаются с тренировки звука «ш». Он в будущем станет базой для произношения звука «ж». С самого начала кроха учится произносить слог «са», при этом он должен поднимать язык к основанию зубов. При появлении шипения занимающийся с ребенком родитель, используя зеркало, помогает сделать так, чтобы этот момент отложился у малыша в памяти. После чего он должен дуть и добавить на выдохе звук «а». Таким образом, в итоге и получается звук «ш».

В то время как ребенок будет проговаривать звук «са», взрослый может установить его язык в правильном положении при помощи шпателя. После нескольких удачных попыток следует проверить способность крохи ставить язык должным образом самостоятельно. Освоив произношение этого звука, можно переходить к изучению звука «ж».

В случае со звуком «щ» обычно прибегают к помощи «с». Ребенком произносится слог «си», задерживаясь на шипящем компоненте, а в это время взрослый, пользуясь шпателем, производит сдвиг языка назад, приподнимая его при этом.

Постановка «ч» происходит посредством звука «т». Допускается как прямой, так и обратный слог. Проговаривать его необходимо, делая ощутимый выдох на согласной. Кончик языка снова отодвигается назад шпателем.

Упражнения для общего развития речи

Что можно предпринять на данном этапе развития ребенка, чтобы помочь ему совершенствовать свою речь? Для этого следует:

  • Вести диалог. Как можно чаще нужно вовлекать ребенка в общую беседу. Пусть он отвечает на вопросы, сам задает их. Больше интересоваться его мнением. Неплохо периодически спрашивать его совета.
  • Тренировать монологическую речь. Этому стоит уделять отдельное внимание. Многие дети очень часто любят разговаривать сами с собой, описывать собственные действия и игры. Такой своеобразный монолог является важным помощником в развитии речи. Так что рекомендуется поощрять такую монологическую беседу. Сделать это можно, ставя перед малышом специальные задания. Например, в качестве игры попросить его дать описание предмета или животного, или того, что он видит за окном. Естественно, важно помнить, что все дети индивидуальны, и у некоторых освоение речи происходит быстрее.
  • Обогащать словарный запас. Для этого прекрасно подойдет совместное придумывание историй или сказок, которые богаты словами-синонимами. Одной из таких сказок может быть: «У одной любопытной, любознательной девочки было два глазика. Утром, когда она просыпалась, глазики открывались и начинали глядеть во все стороны, на все смотреть и рассматривать, исследовать, внимательно разглядывать, за всем наблюдать, все видеть и все замечать. Как только глазки уставали, то просили хозяйку дать им отдохнуть, ведь они так много глядели, наблюдали, смотрели, изучали. Они просили ее закрыть их и поспать. Девочка закрывала глазки и засыпала. На следующий день все начиналось сначала. Глазки снова рассматривали, исследовали и наблюдали».
  • Учить кроху использовать слова в различных контекстах. Это поможет активировать его словарный запас. Например, рассказывать ему следующее: «Это животные. Животные бывают дикими и домашними. Они встречаются в лесах и в горах, в прериях и в джунглях. Они могут жить по одному или стадами и стаями. Они могут питаться мясом или быть травоядными».

Совместное сочинение историй или сказок обогащает словарный запас малыша

Дополнительные действия, направленные на развитие речи

В этом возрасте детям свойственно путать слова, которые похожи по звучанию, но имеют разный смысл и написание, например, экскаватор и эскалатор, или слова, пишущиеся и произносящиеся одинаково, но имеющие разное значение, например дверная ручка и шариковая ручка. Крохе следует понятным ему языком объяснить разницу между словами. Например, что с помощью дверной ручки можно открывать дверь, а шариковой ручкой можно писать на бумаге. Понимание подобных речевых феноменов поспособствует обогащению детского словарного запаса.

Также стоит заниматься формированием образного и ассоциативного мышления. В этих целях хорошо в процессе игры использовать предметы и игрушки не по их прямому назначению, а представлять то, на что та или иная вещь похожа. Например, из шапки сделать сумку для похода по магазинам, а в качестве денег взять календарики, детали мозаики или конструктора.

Развивающие задания и вопросы для крохи во время игр

Существует ряд заданий, которые пригодятся родителям для игр на развитие речи. Например:

  • Что можно сделать из дерева? Стол, стул, кровать и так далее.
  • В чем ошибка? Машины обязаны ехать на красный свет.
  • Что из этого лишнее? Собака, кошка, БАБОЧКА, тигр.
  • Как сказать ласково? Папа - папочка, заяц – зайчик.
  • Назвать противоположное качество. Большой – маленький, длинный - короткий, пустой – полный.
  • Назвать чем отличаются предметы, а что их объединяет. Дятел и курица, тапки и кроссовки, лук и апельсин.
  • Что неправильно? Холодный вода, вкусное груша, деревянная стол.
  • Множественное число. Один карандаш – много карандашей, одна кукла – много кукол.
  • Описать нужными словами признак или действие предмета. Какой помидор? Красный, круглый. Что делает мяч? Прыгает, катается.

Логопедические занятия бывают не только дисциплинарными - задавать ребенку вопросы можно и на прогулке, по дороге в садик

Вспомогательная литература

Занятия с логопедом обязательно принесут пользу ребенку, однако определенные упражнения для корректировки дефектов всегда можно попробовать поделать вместе с ребенком и самостоятельно дома. В этом пригодятся различные видео из интернета, а также следующие книги.


К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки - это необходимо для его дальнейшего развития, правильного письма и чтения. Вам могут помочь несколько наших советов:

1. Нужно точно выяснить, какие звуки нарушены. Для этого предложите ребенку назвать картинки или повторить за вами слова, в которых есть интересующий вас звук в начале, середине, конце слова, например [C]: санки, весы, автобус; [З]: заяц, коза; [Ц]: цыпленок, огурец, курица; [Ш]: шапка, мышки, камыши; [Ж]: жираф, лыжи; [Щ]: щетка, ящерица, плащ; [Ч]: чайник, туча, мяч; [Л]: лопата, пила, дятел; [Р]: рыба, корова, шар.

2. С каждым звуком нужно работать отдельно. Начинать с самого «легкого» звука, затем браться за другие в порядке возрастания сложности: к, г, х, с, з, ц, ш, ж, щ, ч, й, л, р.

3. Работу над каждым звуком начинайте с гимнастики для губ и языка. Делают ее перед зеркалом, чтобы ребенок мог не только почувствовать работу своих органов артикуляции, но и увидеть – это положительно скажется на развитии его фонематического слуха, а значит, на звукопроизношении. Каждое упражнение выполняйте 10 раз, но следите, чтобы ребенок не переутомлялся, занимался с желанием. Добиться результатов вы сможете только при условии положительных эмоций ребенка.

Упражнения можно найти в любой книге по логопедии. Вот некоторые из них.

«Хоботок – улыбка»: губы то вытягиваются хоботком, как у слона, то улыбаются, как лягушка.
«Лопатка – иголочка»: язык то широкий, то длинный и узкий.

«Качели»: кончик языка то поднимается за верхние зубы, то опускается за нижние. Рот широко открыт.
«Часики»: кончик языка, как маятник часов, движется от правого уголка губ к левому и назад с разной скоростью.
«Маляр»: «красить небо» «кончиком» языка (водить только по передней части неба).

4. Сначала нужно добиться произношения одного звука, а не целых слов. Лучше всего получить звук путем объяснения ребенку, куда и как нужно поставить язык и какие «сделать» губы. К, г, х: язык «комочком» поднимать к задней части неба, кончик языка опущен, губы приоткрыты; с, з: язык «желобком» внизу рта, губы улыбаются, воздух идет посредине языка по желобку; ц: звук складывается из быстрого произношения двух звуков – [т] и [с], в первый момент кончик языка упирается в «бугорки» за верхними зубами, как при звуке [т], затем отскакивает в положение [с]; ш, ж: язык высунуть, сделать чашечку («чтобы не вылилась водичка»), убираем чашечку за верхние зубы, губы округлены, вытянуты вперед «рупором»; л: язык упирается в основания верхних зубов или в зубы, стоит твердо, как «солдат на посту», не пропускает воздух, который идет по бокам языка; р: язык поднят к альвеолам, мелко дрожит под напором сильной струи воздуха, губы делают «оскал, как у собаки», твердые, напряженные.

5. Чтобы добиться сильного направленного выдоха, придумайте всяческие игры: мыльные пузыри, пускание пузырей через трубочку для коктейля в воду, просто сильно дуть на воду в глубокой тарелке, вертушки, свистульки, гонять по воде «кораблик», щепочку, загнать мяч в ворота, ватный комочек между двумя карандашами. Во всех играх одно условие: щечки должны быть худенькие (не раздуваются).

Р – самый трудный звук. Часто его произносят по-французски: кончик языка внизу, а дрожит его корень или увуля – маленький язычок. Исправить это трудно, но можно. Попробуйте упражнения: 1) ударять кончиком языка по альвеолам, произнося «д-д-д...» (как на барабане); губы при этом напряжены, рот открыт. Затем сильно выдохнуть на кончик языка «д-д-д-др-р»; 2) мелкие бумажки класть на кончик языка, быстро заносить за верхние зубы и сдувать сильным выдохом; 3) произносить «ж-ж-ж» и шевелить при этом кончиком языка.

То есть при выполнении всех этих упражнений нужно добиться, чтобы кончик языка был поднят к основаниям верхних зубов и «дрожал». Вот у вашего ребенка получился новый звук!

6. На следующем занятии (а заниматься нужно 15–20 минут ежедневно) закрепляйте звуки в слогах, например ШО, ШУ, ША, ШБ, ШИ, ОШ, УШ, АШ, ЕШ, ИШ или ТРА-ТРО, ДРО-ДРЫ, АТР-АДР, ОТР-ОДР. Когда это станет легко, начинайте повторять слова, называть картинки с этими звуками.

7. Теперь следите, чтобы ребенок произносил освоенный звук в своей свободной речи. Этот этап автоматизации может продлиться долго, даже год. Наберитесь терпения.

8. Закрепляя в повседневной речи один звук, одновременно приступайте к работе над следующим.

9. Случается, что ребенок прекрасно произносит схожие звуки, например «з» и «ж», или «с» и «ш», или «ч» и «щ», а в своей речи взаимозаменяет их. Это опасно для будущего письма. Могут возникнуть такие же ошибки при письме. Причем не только эти буквы ребенок будет путать, но и другие парные согласные (б – п, д – т, д –дь, т – ть), так как при таком нарушении бывают задеты не только смешиваемые в речи звуки, но и звуко-буквенная система в целом. Чтобы будущих ошибок избежать, нужно рассмотреть с ребенком, в чем разница в положении органов артикуляции при произношении этих звуков, послушать с закрытыми глазами их звучание, сравнить, подумать вместе с ребенком, что слышите в звуке – писк комара или жужжание жука.

Затем – такая игра: вы называете ребенку слоги со смешиваемыми звуками, а он определяет, какой звук в этом слоге. Затем – то же со словами. А затем подберите и научите верно проговаривать чистоговорки типа «Сушки на столе, шишки на сосне» или:

Чики-чики-чикалочки,
Медведь едет на палочке!
Белка на тележке
Щелкает орешки.

Или стихотворение А.Барто «Мы не заметили жука».

Что еще, кроме правильного звукопроизношения, должно быть в речи шестилетнего ребенка? Он не только обобщает одним словом «овощи» – капусту, картофель, свеклу, – но и самостоятельно перечисляет то, что относится, скажем, к фруктам. При перечислении «самолеты, машины, поезда, трактора» он выделяет самолет и объясняет: «Он летает, у него крылья»; шестилетний уже способен объяснить различия между, скажем, тем же самолетом и птицей: «Она живая, а он – железный, у него мотор» (выделению самого существенного надо неутомимо учить). В книге, картинке, фильме ребенок выделяет главное, способен пересказать содержание, понимает, кто герой произведения, кто действует правильно и почему, осуждает отрицательных персонажей.

Ребенок в этом возрасте сочиняет сказки, рассказы, понимает вымысел, фантазию и отличает их не только от реальности, но и от лжи, которую осуждает. Он способен выступить перед взрослыми со стихотворением, читая его выразительно, передавая настроение. Он изучает алфавит, составляет слоги и запоминает написание нескольких слов, выделяя их в тексте; печатными буквами пишет некоторые слова из трех-четырех букв и свое имя – разумеется, допуская при этом чудовищные ошибки; понимает сюжетную связь трех картинок, составляет по ним рассказ, сказку.

Если ваш дошкольник чего-то еще не достиг, помогите ему терпеливо и радостно. И ваши труды будут вознаграждены сторицей. В этом поможет и восприимчивый возраст вашего ребенка.

Как известно, человек постоянно общается в обществе других людей. И как следствие, правильная и красивая речь крайне необходима, чтобы достичь успеха в любых начинаниях. Это утверждение вряд ли кто-то оспорит. Поэтому логопедическая гимнастика для развития речи ребенка приобретает смысл с еще дошкольного возраста чада!

Попробуйте прислушаться то, как разговаривает ваш малыш. А теперь задумайтесь – какие звуки звучат неправильно? Если вы заметили какие-либо отклонения от нормальной речи, тогда следует записаться на прием к логопеду. Хотя вы можете и самостоятельно отработать с «дитем» некоторые звуки. Для успешных занятий имеется масса полезных методик, которые просты к применению, в том числе и логопедические стишки для детей 4 5 лет. Важно соблюдать главное условие – если хотите добиться того, чтобы ваш ребенок говорил правильно, то заниматься нужно с ним регулярно.

Полезные советы, которые сделают логопедическую гимнастику для развития речи ребенка эффективной и простой. Итак, что же следует применять?

  • Начинать занятия нужно с простых звуков. А потом постепенно на более сложные (к, г, х, й, л, р);
  • Еще не забывайте вначале провести логопедическую гимнастику для языка и губ;
  • Занятия получат большую результативность, если будут нравиться ребенку;
  • Отличные упражнения есть в любом логопедическом пособии.

И как в поговорке – терпение и труд все перетрут! Выполнение методик, регулярные занятия, где будет логопедическая гимнастика для языка, губ вначале, последовательное освоение всех звуков сделают вашему ребенку правильную, поставленную речь.

Логопедические упражнения

Вначале каждого занятия нужно обязательно проводить логопедическую разминку – специальные упражнения, логопедические стишки для детей 3 4 лет, которые помогут увеличить гибкость и подвижность артикуляционного аппарата. Такая гимнастика уже на ранних этапах сделает речь чада четкой, и при этом малыш не должен ощущать, что родители его «принуждают». Повторяйте упражнения при любом случае. Кроме того, не забывайте о тренировке дыхания, что можно делать в игровом виде. А такую вещь, как артикуляционная гимнастика для малышей в картинках будет лучше всего. Так детки не «закрываются» и не «вредничают». Вот несколько популярных упражнений, которые понравятся малышу и будут чрезвычайно полезны:

  1. «Мыльный пузырь». Играть можно в ванной комнате, надувая мыльные пузыри между ладошками. Или на улице, предварительно разведя в баночке шампунь с водой. Подыщите тот, который не щиплет глаза.
  2. «Чей кораблик дальше уплывет». Сделайте кораблики из бумаги, поставьте в тазик с водой, и начинайте дуть, соревнуясь с малышом. Дуть нужно не более 10 секунд, чтобы у ребенка не началась кружиться голова.
  3. «Сдуй одуванчик». Дуем на цветок, чтобы его «парашютики» разлетелись во все стороны.
  4. «Озорная обезьянка». Надуй щеки, оттопырь уши, покажи и спрячь язычок. Вот так вы должны показать ребенку обезьянку, а потом попросить повторить его. А еще можно стать перед зеркалом, и покривляться вместе.
  5. «Как шипит змейка». Предложите малышу имитировать как шипит маленькая змея (тихо). А затем, чтобы чадо показало, как «шипит большая змея» (средний звук), и как шипит огромный питон (громкий звук).
  6. «Надуваем шары». Купите в магазине разноцветные шарики, и вместе с ребенком надуйте их. А потом сдувайте шарики со стола.

Отменный способ для «укрощения капризных и озорных» детей — применять артикуляционную гимнастику для малышей в картинках. А если картинки еще необычные с красочным узором/любимыми персонажами малыша, то ребенок охотнее стает участвовать в этой игре.

Артикуляционная гимнастика для малышей в картинках

Логопедические упражнения на звук «Р»

После того, как вы вместе размяли речевой аппарат, то можно приступать к тренировке произношения звуков. Практика многих логопедов показывает, что одни из самых проблемных звуков является произношение буквы «Р». Так, что делать, если ребенок не выговаривает букву р, упражнения или логопедические стишки для детей 5 лет?

  1. Чьи зубки лучше блестят? Попросите малыша раскрыть рот и с внутренней стороны подвигать кончиком языка по зубам. Это напоминает «чистку зубов». Далее, ребенок улыбается и показывает чистые зубки.

Важный момент! На губах – улыбка, зубы видны, а челюсть остается в неподвижном состоянии.

  1. «Красим домик».

Ребенок растягивает губы в широкой улыбке, раскрывает рот и лижет тонким кончиком языка небо. Кстати, если ребенок не выговаривает букву р, то этого упражнение одно из самых эффективных. Малыш проводит языком по небу назад – вперед. Важное условие, за которым следует наблюдать: губы не двигаются, язычок соприкасается к внешней стороне зубов.

  1. «Кто дальше бросит мячик?». Ребенок улыбается, высовывает язык и его широким краем ложит на нижнюю губу. На стол положить ватку, чтобы ребенок в таком положении «сдувал» её на противоположный край. При этом происходит произношение звука «ф».

Важно! Контролируйте, чтобы ребенок не делал щечки большими.

  1. «Вкусное повидло». Попросите свое чадо открыть рот и провести языком по губам, как-будто малыш слизывает повидло. Можно и вправду капнуть на губы капельку меда, варенья.

Важно! Придерживайте пальцем малышу его нижнюю челюсть, чтобы она оставалась неподвижной.

  1. «Птичка»

Малыш раскрывает рот, кладет язычок на верхнюю губу. А широким краем языка проводит по верхней губе назад – вперед. Проследите, чтобы язычок не отрывался от губ. Начать выполнять упражнение нужно медленно, а затем попросите ускорить темп и произнести звуки «бл-бл-бл» как это делает голубь.

Важный момент! Язык не должен отрываться от губы, не «прятаться» полностью в рот.

  1. «Музыканты»

Ребенок открывает рот в широкой улыбке, барабанит краешком языка по верхним зубкам, пытаясь сказать звук, который похож по произношению на букву английского алфавита «D» (ди). Упражнение должно напоминать «барабанную дробь», где с каждым ударом увеличивается темп.

Важный момент – удар язычка должен быть четким, никаких посторонних звуков, кроме английской «ди», не должно быть слышно.

При выполнении упражнения рот не закрывается и чувствуется сильная воздушная струя. Чтобы убедиться в правильном выполнении упражнения, поднесите листок бумаги к губам малыша – он должен отклоняться.

Еще одно полезное упражнение — это выучить логопедические стишки для детей 4 лет, чтобы выговаривать букву р. Так вы будете играть, и развиваться вместе с чадом. И как пример это упражнения предлагаем вам популярный стишок, чтобы выговаривать букву р.

Когда мы слышим незамысловатую речь карапуза, безусловно, это не может не вызвать улыбку. И действительно, когда ему 2-3 года, ничего страшного в этом, но если малыш перешагнул рубеж 5-ти лет и у него есть проблемы с выговариванием некоторых букв или с невнятной речью, родителям стоит обратить на это пристальное внимание.

Поэтому сегодня мы хотим поговорить о логопедических дефектах, которые наблюдаются в возрасте 5-6 лет, какие существуют занятия для детей, чтобы исправить данную проблему, и рассмотрим упражнения, которые родители смогут делать вместе с детьми дома.

Логопедические дефекты

Речевых дефектов существует огромное множество, но мы рассмотрим самые распространенные варианты, которые встречаются наиболее часто.

Заикание

У детей этот дефект считается наиболее распространенным. Из-за того, что мышцы, которые составляют речевой аппарат, находятся в судорожном состоянии, происходит нарушение плавности и ритма речи. Различают клоническую форму заикания (когда малыш растягивает или повторяет определенные слоги, например, м-м-м-машина или ве-ве-ве-велосипед и т. д.) и тоническую (вследствие которой в речи возникают паузы, т. е. м…машина или в…велосипед.) Заметить данное нарушение можно, когда крохе будет около 3-х лет, именно в этом возрасте он начинает выстраивать большие предложения.

Поэтому, в такой ситуации не стоить тянуть до 4-5 лет, а обращаться к врачу, как только вы заметили данное отклонение, и начинать логопедические занятия для детей.

Дислалия

Еще одним частым нарушением считается дислалия, т. е. возникновение фонетических нарушений, но при этом у ребенка нормальный слух и хорошо поставленная речь. Дислалия бывает 3-х видов:

  • Нарушение произношения шипящих(ж, ч, ш, щ) и свистящих звуков (з, с, ц) или их затруднительное произношение;
  • Ротацизм, т. е. неправильное произношение буквы «р»;
  • Ринолалия, или «гнусавость», когда при произношении у ребенка искажается звук и тембр голоса. Основной причиной такого явления считается нарушение в строении составляющих речевого аппарата (носоглотка, носовая полость, твердое и мягкое небо).

Задержка речевого развития

Такое нарушение наблюдается у детей до 5 лет, и заключается оно в том, что речь ребенка скудная, он слишком мало говорит и имеет небольшой речевой запас. В такой ситуации необходимо обратиться к специалистам и исключить неврологические отклонения в развитии.

Общее недоразвитие речи

Такая проблема достаточно часто возникает из-за того, что с малышом с самого начала говорили неправильно, т. е. вместо четкого выговаривания слов с ним «сюсюкались» и искажали правильное произношение. В такой ситуации малыш просто запутывается и не может понять, в чем его ошибка. Проявляется такое нарушение после 5-ти лет и заключается в том, что малыш может неправильно произносить, склонять и образовывать слова.

Также существуют ситуации, когда у ребенка наблюдается проблемы с развитием речи по причине неврологических отклонений или заболеваний. В таком случае необходима комплексная помощь врача невролога и логопеда.

Когда нужно обратиться к логопеду

Этот вопрос родители задают часто, потому что есть различные мнения по этому поводу. Кто-то говорит, что если есть какие-то подозрения отставания в развитии речи, сразу нужно бежать к врачу. А кто-то, наоборот, ждет определенного возраста, в котором у крохи все должно наладиться. Как же правильно должны поступить родители?

Все очень просто: чем раньше вы заметите проблему и начнете ее решать, тем у малыша будет больше шансов научиться правильно произносить те или иные слова. В данной ситуации, лучше сходить на прием к врачу и услышать, что у вашего сына или дочки нет проблем, чем пропустить их, не спешить при этом идти к специалисту и лишить кроху своевременной помощи.


Логопедические занятия с ребенком дома

Логопедические занятия с детьми зависят от возраста: например, в 5 лет упор необходимо делать на правильное произношение сложных согласных звуков и логических цепочек, а в 7 – на построение ребенком небольших рассказов.

Большую часть занятий вы можете проводить вместе со своим крохой дома в виде различных игр, которых существует огромное множество в зависимости от проблемы, и главное – то, что малышам очень нравится играть. Таким образом, вы сможете соединить приятное с полезным. С некоторыми основными упражнениями вы сможете ознакомиться в видео, приведенном ниже.

  • В современном мире нам катастрофически не хватает общения. Интернет и социальные сети – это те места, где люди пропадают больше и чаще всего, и даже современные социологические исследования ясно говорят о том, что мы нуждаемся в общении друг с другом. Это касается и родителей. В современных семьях родители не разговаривают со своими детьми или делают это крайне редко. И эта причина приводит к тому, что они начинают поздно говорить, становятся замкнутыми и малообщительными. Поэтому начинать общаться нужно еще тогда, когда малыш находится в утробе своей мамы. А когда он появляется на свет, общение нужно не только для того, чтобы развивать с ним отношения, но и для его речевого развития. И чем больше ваша речь будет наполнена разнообразными словами, тем больший запас слов будет у вашего малыша.
  • Также читайте детям книги. Во-первых, во время чтения он будет слышать и запоминать новые слова, тем самым увеличивая свой словарный запас, а во-вторых, вы покажете дочери или сыну источник новой и интересной информации. И со временем ему или ей понравится читать. Согласитесь, это же очень здорово.
  • Еще очень важно психо-эмоциональное развитие. Если мальчики и девочки растут в спокойной обстановке, окружены любовью и вниманием, как правило, проблемы с речью у них возникают гораздо меньше. И даже если у малыша есть проблемы со здоровьем, которые мешают развиваться, окруженный любовью кроха сможет преодолеть этот барьер гораздо легче, чем детки, лишенные заботы и родительской ласки.

Логопедические упражнения с детьми – видео

Предлагаем вашему вниманию видео, в котором представлены артикуляционные упражнения, помогающие ребенку правильно выговаривать звуки речи. Такие занятия помогут вашему ребенку научится правильно разговаривать.

Выбор редакции
1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...

Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...

Рецепт быстрого приготовления спагетти по-итальянски с чесноком, красным перцем и оливковым маслом. Все о пользе классических макарон...

Сон о лавине снега предвещает наступление рискованной ситуации, в которой вы можете оказаться по собственной вине. Любое необдуманное...
Символ тяжелого труда, трудной дороги. По наличию мозолей на руках определяли, что человек из крестьян, из рабочей среды. Сбитые в кровь...
Сторонники запрета на гадание приводят следующие доводы: Просмотр вероятностей развития событий может нарушить равновесие в сторону срыва...
Алкогольные коктейли, в том числе и «Ром Кола», являются в своем роде произведениями искусства. Их назначение заключается в формировании...
В этой статье о сливовом вине будет, пожалуй, больше теории, чем практики, но, во-первых, чтоб отлично проходили практические занятия по...
Печь хлеб, который олицетворяет в народном сознании самое насущное, означает укрепление благосостояния. Насколько человек разбогатеет,...