Запрет масонских лож в россии. Пропуск в ложу: Как живут современные масоны И как масоны работают с внешним миром


Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Миллионы женщин во всём мире стремятся избавиться от «лишнего» веса, достичь призрачного идеала, который кто-то навязал им в своих корыстных целях А кстати, кто? Оказывается, этот вопрос давно занимает умы специалистов по разоблачению заговоров.

Бизоны когда-то были широко распространены по всей Северной Америке. Стотысячные стада без боязни паслись в гигантских прериях Нового Света. По самым скромным подсчётам, к началу XVIII века на территории от Большого Невольничьего озера до Техаса, и от Скалистых гор до побережья Атлантического океана обитали около 60 миллионов бизонов. К концу XIX века их осталось всего около тысячи.

«Это было потрясающе! У него очень сладкий вкус, вы можете ощутить аромат дуба и почему-то сильный запах табака. И там очень маленькие пузырьки» (Кристиан Экстром, ныряльщик).

Многие герои советских детских книг были придуманы другими авторами намного раньше. Перенесённые на новую почву, они приобрели совсем другую идеологическую направленность. Как ни крути, но это был плагиат, позволявший советским писателям хорошо зарабатывать, не отдавая ни копейки тем, кто был творцом этих персонажей…

Создание послевоенного поколения советских реактивных аппаратов P-1 и Р-2, которые испытывались на полигоне Капустин Яр, было настоящим прорывом в отечественном ракетостроении. Но уже после первых запусков конструкторам стало ясно, что эта площадка оказалась слишком мала.

После подписания в августе 1939 года известного пакта о ненападении с гитлеровской Германией в СССР решили, не откладывая дела в долгий ящик, приступить к его реализации в части корректировки собственных границ в направлении их расширения. Молодые государства Балтии, также как Бессарабия с Буковиной, получили годовую отсрочку. А начать решили с Финляндии, лишь 20 лет назад получившей независимость из рук Ленина.

Накоматериалы, нанопокрытия, наноструктура… Слова с приставкой «нано-» мы читаем, слышим и произносим все чаще. И все их объединяет понятие «нанотехнология».

Когда речь заходит об ариях и арийцах, большинство из нас поневоле вспоминают Адольфа Гитлера с его мифом о «чистоте крови», лёгшим в основу идеологии Третьего рейха. Но проблема в том, что национал-социалисты опирались на совершенно ложную идею. Термин «арии» ввели в научный оборот лингвисты: так они нарекли целую группу народов, говорящих на языках индоиранской группы. Однако историки и сейчас ещё раздумывают: а существовали ли арии на самом деле?

Ритуал посвящения в масоны

Какие тайные общества существовали в нашей стране? Кто входил в ложу российских масонов и кто ей покровительствовал? Как с ними были связаны Пушкин и декбристы? Почему Павел I покровительствовал иезуитам и из-за чего впоследствии император Александр I устроил гонения на "Общество Иисуса"?.

Тайные общества в царской России

В любом учебнике истории вы встретите фразу о том, что тайные общества – предшественники декабристов - появились в России после Заграничного похода 1812-1814. Военная молодежь, дескать, набралась всякого в "европах" и перенесла на родную почву, не думая о последствиях.

Нельзя сказать, чтобы это утверждение совсем уж не соответствовало истине. "Бум" тайных обществ действительно пришелся на период с 1815 по 1826 год, но первые ростки стали появляться еще до начала войны 1812 года. А если говорить конкретно о масонах, то вообще в середине XVIII века (сами российские масоны, впрочем, ведут свою историю от Петра).

Что же касается политических тайных обществ, то и тут Россия может похвастаться своими вполне самобытными традициями – достаточно вспомнить о том, что XVIII век в истории России, по аналогии с римской историей, можно было бы с полным на то основанием назвать "веком солдатских императриц".

Три удачных государственных переворота (и это не считая неудачных вроде попытки поручика Смоленского пехотного полка Мироновича вызволить из Шлиссельбурга Иоанна Антоновича) легализовали в сознании наиболее образованной части российского дворянства саму идею заговора как формы участия в политике.

Конечно же, без европейских веяний не обошлось - российское дворянство не могло не вдохновляться французскими политическими клубами, из недр которых вышли деятели Великой Революции или сообществами итальянских карбонариев (это слово в русском дореволюционном политическом лексиконе надолго стало синонимом заговорщика и революционера), но при этом они всегда помнили про свои корни.

Хоть тайные общества декабристов и создавались по образцу масонских лож, но в качестве вооруженной руки для своей несостоявшейся революции они попытались использовать ту же силу, к которой прибегали все организаторы дворцовых переворотов XVII века - расквартированные в Петербурге полки гвардии.

Все наши тайные общества начала XIX века можно условно разделить на три группы: политические (в том числе и мистико-политические), религиозные секты и "другие". Деление это не надумано - напротив, оно носит абсолютно естественный характер, и тайные общества в каждой из этих категорий были не просто близки по своим задачам и образу действий, но и по сути копировали друг друга даже во внешних формах.

Так первые организации наших российских "карбонариев", которые еще иногда называют "протодекабристскими" при своем создании копировали внешние формы и ритуалы масонов, просто потому что другого образца для подражания у них не было.

Российское сектантство хоть и прорастало из православных ересей XVI и XVII и веков, но, став достоянием дворянства, тем более придворной его части, обрело все черты протестантских "христианских обществ" - опять-таки потому, что этот образец был ближе и понятнее.

Что же до третьей группы - "других", - то к ней относится столь пестрое многообразие организаций, созданных для развлечения, из желания следовать за общей модой на тайные общества или просто шутки ради, что найти в них какие-либо общие черты, в принципе, невозможно. Эти общества во многом также копировали европейские аналоги, в основном – германские студенческие корпорации.

Политические и мистико-политические тайные общества.

Масоны

О русском масонстве была написана, наверное, небольшая отдельная библиотека. Есть все и на любой вкус – серьезные исторические исследования, апологетика, откровенная "бульварщина" и безумная конспирология, помещающая масонство в одном ряду с еврейским заговором и нашествием разумных слизней-убийц с Проксимы Центавра и возлагающая на "вольных каменщиков" ответственность за все без исключения крутые повороты в российской истории.

Конечно же, масонские ложи, будучи идейно и органически связанными с движением и философией Просвещения, стремились в какой-то степени влиять на политику тех государств, в которых они базировались. Но "влиять" еще не означает "дирижировать" - управлять историей не под силу никому.

Роль масонских лож была иной – в них создавалась параллельная высшему свету система горизонтальных связей. Ложа успешно конкурировала с аристократическим салоном за роль места для неформального общения между уравненными масонским уставом "братьями".

А то, что за дверями ложи один из "братьев" являлся, скажем, вице-канцлером А.М. Голицыным, а другой – ищущим нового назначения молодым и перспективным дворянским отпрыском, делало масонство еще более привлекательным. При этом членство в знаменитом "Английском клубе" предполагало имущественный и "фамильный" ценз, а в масонской ложе – нет.

Первый расцвет российского масонства случился во время царствования Екатерины II. Собственно тогда же оно и оформилось – до этого на территории Империи существовали лишь отдельные разрозненные ложи и то, по большей части в них входили жившие в России иностранцы.

Рисунок с набором символики, используемой в Шведском уставе. Надпись на рисунке "От тьмы к свету".

И как бы наши масоны не пытались отстоять свою древность, начиная историю лож от Петра I, посвященного Лефортом и Гордоном, но до появления первых "елагинской" и "шведской" систем лож, масонство в России носило в основном любительский характер.

И при Екатерине же состоялся их первый разгром, главной мишенью которого стал известный московский книгоиздатель и просветитель Н.И. Новиков. Император Павел, хоть и сам в свое время прошел масонское посвящение, вовсе не собирался давать ложам возможности действовать легально, но, впрочем, и не особенно их давил.

Заговор против него с этой точки зрения вообще выглядел крайне забавно – из троицы цареубийц масоном был только Зубов, который и нанес Павлу роковой удар в висок, а оба организатора и вдохновителя (Пален и Бенигсен) масонами не были.

После этого можно пускаться в какие угодно рассуждения о тайных пружинах российской истории. Нынешние историки масонства, кстати, заявляют, что могли бы убить и гораздо раньше, но категорически запрещал масон Суворов, упирая именно на посвящение императора в таинства: брат-каменщик на брата руку поднимать не должен!

При новом императоре Александре российское масонство пережило свой второй краткий рассвет. В 1815 году в Петербурге была создана "Великая ложа Астрея", главой которой стал первооткрыватель "Слова о полку Игореве" граф Мусин-Пушкин.

Масонство вновь стало модным - войти в число "вольных каменщиков" стремились многие. В "золотом" пушкинском выпуске лицея практически каждый через несколько лет стал членом той или иной ложи, что, в общем-то, неудивительно, ведь они учились в заведении созданном масонами Сперанским и Энгельгардтом, у преподавателей-масонов и по книгам, написанным масонами же.

Сам Александр Сергеевич, впрочем, познакомился с масонством, что называется, за руку еще в детстве - в библиотеке родительского дома, читая лежавшие там альманахи Новикова, масонские журналы Гамалея,"Сионский вестник" Лабзина, сочинения известного всей Европе французского масонского философа Сен-Мартена и журналы розенкрейцеров.

Банкет масонов. Франция, 1840 год

Неудивительно, что едва покинув воспетые им "сады Лицея", 19-летний Пушкин попытался вступить в петербургскую ложу "Трех добродетелей". Правда тогда он получил отказ – из-за чересчур буйного образа жизни. Стать масоном Пушкину удастся только во время кишиневской ссылки 1820-23 годов.

Ложа "Овидий", в которую его наконец приняли, считалась довольно захудалой, да и характер у поэта был мягко говоря неподходящим для масонской карьеры. Но все это не мешало ему обильно уснащать свои стихи того времени образами и символами "вольных каменщиков":

В дыму, в крови, сквозь тучи стрел

Теперь твоя дорога;

Но ты предвидишь свой удел,

Грядущий наш Квирога!

И скоро, скоро смолкнет брань

Средь рабского народа,

Ты молоток возьмешь во длань

И воззовешь: свобода!

Хвалю тебя, о верный брат!

О каменщик почтенный!

О Кишенев, о темный град!

Ликуй, им просвещенный!

("Генералу Пущину, 1821")

На память о членстве в ложе, Пушкину достались три чистых описи из канцелярии "Овидия" с масонской символикой на переплетах. Поэт использовал их под черновики, отсюда и возник закрепившийся в пушкинистике термин "масонские тетради".

В общем российское масонство к моменту выхода рескрипта от 1 августа приняло настолько всеобъемлющий характер, что было внесено в название этого документа отдельной строкой: "О запрещении тайных обществ и масонских лож".

Сам рескрипт, по сути, состоял из трех частей: одна требовала от уже существовавших организаций немедленной самоликвидации, другая – усиления надзора на местах, а вот третья предписывала всем военным и гражданским чинам ни много, ни мало – публично признаться в членстве в тайном обществе или в ложе, а затем уже письменно от них отречься.

Это был ход конем – масонство в одночасье растеряло весь свой блеск и было оттеснено на обочину общественной жизни. А заодно стало совершенно недвусмысленно ассоциироваться с нелояльностью к престолу. 11 августа 1822 года Мусин-Пушкин официально известил петербургского военного генерал-губернатора о том, что "Великая ложа Астрея" и все подведомственные ей младшие ложи отныне распущены. Российское масонство надолго уходит в тень.

Что заставило Александра, воспитанного масоном Лагарпом и самого в юности прошедшего масонское посвящение, ополчиться на "вольных каменщиков"? Большинство нынешних авторов утверждают что главной причиной были поступавшие из Третьего отделения донесения о деятельности тайных обществ декабристов и об их связях с ложами.

Это объяснение выглядит слишком легким и примитивным. До дня объявления рескрипта масоны принимали самое активное участие во внутренней политике Империи, находясь при этом с "обеих сторон". На убийц Павла никак не повлияло ни былое посвящение самого императора, ни активное членство в ложе одного из них.

То же самое можно сказать и о восстании декабристов. Да, среди них было много как бывших, так и действующих масонов, но ведь масоном был и жандарм Бенкендорф, состоявший в ложе "Соединенных друзей" вместе с Грибоедовым и Чаадаевым.

И участвовать в работе Верховного уголовного суда Николай I пригласил не кого-нибудь, а масона Сперанского. И каким образом масонство повлияло на судьбу, политический или личный нравственный выбор каждого из них? В годы существования "ложи Астрея" в различные степени масонства было посвящено до 90% принадлежавших к высшему светскому кругу и находившихся на государственной службе дворян, в итоге – одни стали декабристами, другие – их душителями, а третьи остались в стороне.

Декабристские тайные общества, как уже было сказано ранее, взяли от масонства лишь внешние формы. Но сама идея заговора категорически расходилась с уставом ложи, где, в частности, говорилось о "благочестии и неколебимой верности государю и отечеству и строгом исполнении существующих в государстве законов".

Скорее всего, причина столь резкого "развода" Александра I с масонством кроется в том начавшемся во второй половине его царствования консервативно-охранительском повороте, во главе которого встали граф Аракчеев и А.Н. Голицын.

С. Г. Волконский с женой в камере в Петровской тюрьме. Рисунок Н. А. Бестужева, 1830

Это "течение" в принципе не собиралось терпеть никаких "систем", способных конкурировать с бюрократической вертикалью и церковным Синодом, пусть даже и созданных с самыми благими намерениями. Для консервативных империй любые неподконтрольные государству горизонтальные связи (тем более внутри их управленческой и военной элиты) подобны острому ножу в руках ребенка – слишком опасная игрушка.

Исходя из того же принципа "абы чего не вышло" римляне в свое время безжалостно расправлялись с раннехристианскими общинами, видя в них не духовных конкурентов официальному пантеону, а зародыши "государства в государстве", к тому же объединявшие людей самого разного социального положения по совершенно непонятному принципу.

К тому же (и в который раз) изменилось отношение к философии Просвещения, основные идеи которой разделяло масонство. Если до войны с Наполеоном прогрессист Сперанский чуть ли не ночевал в царском кабинете, то теперь все эти "свобода-равенство-братство" стали восприниматься как угроза основам основ.

Вынося свой приговор российскому масонству Александр на самом деле пытался поставить очередной забор на пути "растленного влияния Запада" - то есть идей конституционализма, замены династических империй на национальные государства, размывания сословий и выборности начальников.

Иезуиты

"Общество Иисуса" в России активно стал насаждать Павел I. Александр в начале своего царствования также относился к их деятельности более или менее благосклонно, видя в иезуитах, как и в масонах заслон на пути распространения атеизма и прочих радикальных идей.

Но сразу после войны 1812 года в отношениях с ними произошел буквальный поворот на 180 градусов – теперь орден стали всячески зажимать. По "официальной версии" - из-за того что иезуиты на оккупированных территориях не покидали своих мест жительства и не уходили вместе с остальным русским православным населением, что дало повод обвинять их в сотрудничестве с французами.

Фактически же причина скорее всего заключалась в безусловной лояльности ордена римскому престолу, которую отныне терпеть не собирались. Еще в 1807 году по заданию президента Академии наук Н.Н. Новосильцева, А.И. Тургенев написал полную историю иезуитов в России и завершил ее выводом о необходимости полного их изгнания. После войны власти начали планомерно и методично претворять эту идею в жизнь.

Первые гонения начались еще в 1915 году – в Петербурге был закрыт Иезуитский колледж, а все проживавшие в обеих столицах члены ордена были высланы в Полоцк в течение суток с конфискацией всего их имущества. В 1820 году состоялась окончательная зачистка: иезуиты были высланы из пределов уже Российской империи, опять-таки с конфисацией имущества, а паспортный устав был дополнен грозно звучащим пунктом:

"Иезуиты ни под каким видом и наименованием не впускаются в Россию. Российские Миссии и Консульства всякий раз при выдаче паспортов едущим в Россию духовным должны требовать от них письменного объявления, что они ни по чему не принадлежат и не принадлежали к иезуитскому ордену, и о таковых объявлениях упоминать не только в донесениях Министерству Иностранных Дел, но и в самых паспортах. Высланным же из России иезуитам, хотя бы они и представили свидетельства об оставлении ими иезуитского ордена, выдавать паспорта на возврат в Россию вовсе запрещается".

Латинский перевод Четверокнижия, Париж, 1687 год. Портрет Конфуция на фоне аллегорического изображения имперской Академии с его книгами и табличками в честь его учеников

Рескрипт о тайных обществах был, в том числе, призван довершить дело выкорчевывания остатков ордена везде, где бы они не скрывались, в первую очередь – из системы образования, где позиции иезуитов традиционно были наиболее сильными.

Как раз в это время созданное в 1817 году министерство духовных дел и народного просвещения совместно с "Библейским обществом" завершали процесс тотальной христианизации учебных заведений (пресловутый "Закон Божий" появился во всех учебных программах и стал обязательным в 1819 году) и конкуренты в этом деле им были не нужны.

Ранние организации декабристов

Тайные общества "протодекабристов" вряд ли можно назвать революционными организациями, скорее они были чем-то вроде политических дискуссионных площадок. Помимо привлечения единомышленников их основным занятием была выработка многочисленных проектов "русских правд" и "конституций". Для большинства тайных обществ этим же, как правило, все и заканчивалось.

"Чока" (1810-1812) – пожалуй, самая древняя из известных нам сегодня организаций "протодекабристов", целью которой являлся захват острова Сахалин с последующим учреждением там демократической республики по лекалам "Общественного договора" Руссо.

Во главе ее стоял Николай Муравьев, помимо него в рядах организации числились Артамон Муравьев и Матвей Муравьев-Апостол, братья Лев и Василий Перовские, всего – 7 человек. Интереснее всего выглядел принятый в группе ритуал приветствия товарищей: "Положено было взяться правою рукою за шею и топнуть ногой; потом, пожав товарищу руку, подавить ему ладонь средним пальцем и взаимно произнести друг другу на ухо слово "Чока".

Слово "Чока" означало "Сахалин". Напоминало все это то ли детскую игру в "Штирлица", то ли все те же ритуалы масонских лож и с них, скорее всего, и было списано. А есть и еще более простое объяснение - на момент создания группы самому старшему из ее участников было 18 лет.

Потом началась война и детям пришлось застегнуть на себе взрослые мундиры, отправлять на смерть живых людей и стоять, не сгибаясь, под пулями и картечью. После возвращения из Заграничного похода "Чока", конечно же, была забыта. Дети наигрались, но не успокоились.

"Священная Артель" (1814-????) – считается продолжателем "Чоки". Возникла как политический дискуссионный клуб А.Н. Муравьева и И.Г. Бурцева. В 1815 году после второго заграничного похода сборы "артельщиков" переместились в дом генеральши Хлудовой на Грязной улице, где члены кружка снимали себе квартиры.

Тогда же к "Артели" присоединяется часть лицеистов из "пушкинского" выпуска: Пущин, Дельвиг, Вольховский и Кюхельбекер. Всего, по разным источникам в организации состояло не более 10-11 человек. Возможно благодаря этому, а также соблюдению элементарных принципов конспирации, вся ее деятельность прошла практически незаметно для Третьего Отделения, а заодно осталась неизвестной и для нас.

Карл Кольман. Восстание декабристов

Вообще, само название "артель" еще не говорит о тайном клубе заговорщиков. "Артелями" во время Заграничного похода называли неформальные офицерские клубы, участники которых вместе селились, обедали, читали и обсуждали книги, развлекались. В своих воспоминаниях декабрист Якушин писал:

"В Семеновском полку устроилась артель: человек 15 или 20 офицеров сложились, чтобы иметь возможность обедать каждый день вместе... После обеда одни играли в шахматы, другие читали громко иностранные газеты и следили за происшествиями в Европе, - такое времяпрепровождение было решительно нововведение... Полковой командир Семеновского полка генерал Потемкин покровительствовал нашей артели и иногда обедал с нами; но через несколько месяцев император Александр приказал Потемкину прекратить артель в Семеновском полку, сказав, что такого рода сборища офицеров ему очень не нравятся".

Некоторые современные исследователи считают что офицерские "артели" повлияли на формы декабристского движения даже в большей степени чем масонские ложи.

"Орден русских рыцарей" (он же "Орден рыцарей русского креста", 1814-1818) – название намекает не только на игрища Павла I с Мальтийским орденом, но и на розенкрейцеров, а значит и на масонство, которое само себя в высших "посвящениях" считает наследниками тамплиеров.

И правда, одним из основателей ордена был слишком вольнолюбивый даже по меркам "каменщиков" масон М.А. Дмитриев-Мамонов, между прочим, прямой потомок Владимира Мономаха по мужской линии. Известен он был тем, что принося клятву при вступлении в ложу, вычеркнул из текста слова о верности "закону, правительству и отечеству", а после обещания "помогать ближним своим" вставил "и страждущему человечеству". Впрочем, тут в двух словах не расскажешь.

"Орден" - пожалуй, самая загадочная из всех организаций "протодекабристов". По одной версии то был всего лишь политический кружок для нескольких человек, куда входил, между прочим, будущий страх и ужас всей оппозиционной России Н. Бенкендорф.

Правда, по мнению исследовательницы истории декабристов Нечкиной, все члены Ордена вряд ли "хотя бы один раз вместе заседали за одним столом", и вообще, их было то ли 6, то ли 8 человек, и не о чем тут говорить. Дескать, все что они сумели сделать для истории – это через 4 года раствориться в "Союзе благоденствия".

По другой версии, Дмитриев-Мамонов был гениальным безумцем, всерьез обозленным на "онемечившихся" Романовых. Еще и сверхбогатым - до войны он делал огромные благотворительные взносы в казну, а во время ее полностью содержал за свой счет кавалерийский полк, при этом в его распоряжении оставалось 90 тысяч десятин земли и 15 тысяч крепостных душ.

Он составил множество программных документов, содержавших политическую доктрину Ордена, в которой были "правила" буквально на все случаи жизни – от ограничения полномочий монарха до строительства Волго-Донского канала и присоединения Норвегии к России (!!!). Но самый интересный вопрос заключается в том, был ли у него план?.

В то время, как у большинства декабристов мысли вертелись в основном вокруг "римейка" дворцовых переворотов XVIII века, Дмитриев-Мамонов планировал полномасштабную военную операцию. Известно, что свое имение Дубровицы в 35 верстах от Москвы он превратил в настоящую крепость и мобилизовал из крестьян роту солдат, причем на вооружении у них были не только ружья, но и артиллерия.

Все это позволило Николаю I позднее объявить Дмитриева-Мамонова сумасшедшим и назначить над ним опеку, но по другим источникам известно, что барин отнюдь не просто так "играл в солдатики". Судя по сохранившимся воспоминаниям, укрепления перестраивались и модернизировались ежегодно.

Предполагаемый план мог заключаться в том, чтобы добиться для одного из членов Ордена назначения на командование дивизией, расквартированной поблизости от Москвы. Взбунтовав эти войска и используя Дубровицы в качестве опорного пункта, заговорщики собирались наступать на Нижний Новгород или Ярославль, чтобы затем провозгласить в одном из этих городов новую столицу со своим правительством. Можно было попытаться также захватить Москву, в которой, в отличие от буквально нашпигованного гвардией Петербурга, практически не было войск.

Существовал ли этот план в действительности, или все о чем было сказано выше, можно считать лишь чисто умозрительной реконструкцией – мы уже не узнаем. М.Ф. Орлов, который должен был стать "полевым командиром" восстания, в итоге получил свою дивизию, но в Кишиневе, а там он попал уже под усиленный надзор.

В 1823 году Дмитриева-Мамонова ненадолго арестовали, после чего любые прежние планы утратили всякий смысл. Орлов вступил в "Союз благоденствия", а Дмитриев–Мамонов, по-видимому, через десяток лет и впрямь сошел с ума.

"Общество соединенных славян" (ранее - "Общество друзей природы", 1918-1923-1925) - интересно тем, что возникло и оформилось совершенно отдельно от декабристского "мейнстрима". "Общество" базировалось в городе Новоград-Волынский, во главе его стояли офицеры братья Борисовы и ссыльный польский шляхтич Люблинский.

В основе его идеологии лежал панславизм, в частности, предполагалось создание соединенной славянской федеративной республики в составе России, Польши, Чехии и Словакии, Сербии, Молдавии, Румынии, Венгрии, а кроме того – уничтожение монархии и ликвидация сословий.

В сентябре 1825 "Общество", которое к тому моменту насчитывало в своих рядах уже 50 человек, вошло в состав "Южного общества" декабристов, в дальнейшем большинство его членов приняли участие в выступлении Черниговского полка.

На деятельности "Союза благоденствия" и "Союза спасения" нет смысла останавливаться подробно, хотя бы потому, что все это есть даже не в Википедии, а в школьном учебнике истории. Помимо декабристских и "протодекабристских" организаций существовали еще и аналогичные тайные общества польских националистов – "Польское патриотическое общество" и "Общество зорян". Александровский "рескрипт" все они, в отличие от более или менее законопослушных масонов, полностью проигнорировали.

Секты

На всевозможных "экуменистических мистиков" и прочих сектантов рескрипт никак не повлиял, хотя бы потому что им покровительствовали на самом высоком уровне. Увлечение Александра I сектантством началось еще во время Заграничного похода в результате встречи с баронессой Ю. Крюденер.

В разное время поддержу от трона получали всевозможные немецкие "евангелисты", пиетисты и американские квакеры. Император то мчался к очередному схимнику, то искал правды у скопцов, духоборов или молокан. У него была даже собственная, дворцовая секта – "духовный союз", руководимый перешедшей из лютеранство в православие Н.Татариновой, которая, сменив веру, внезапно открыла в себе дар пророчества.

Ритуалы секты были по большей части заимствованы у хлыстов и скопцов. Помимо императорской четы в бдениях принимали участие обер-прокурор св. Синода, министр духовных дел и народного просвещения кн. А.Н. Голицын, директор департамента просвещения В.С. Попов, обер-гофмейстер Р.А Кошелев, митрополит Санкт-Петербургский Михаил, вице-президент Академии художеств А.Ф. Лабзин, художник В.Л. Боровиковский.

Орден розенкрейцеров в Советской России, 1920 год

Потом Крюденер и Татаринову сменил "архимандрит-схимник" Фотий – еще один символ эпохи. Он спал в гробу и носил вериги, а находясь при дворе не упускал случая высказать свое отвращение к дамским шляпками и перчаткам, но при этом "черно-бурая шуба его ценилась баснословно дорого, из того же меха сапоги до несколько тысяч".

Апофеозом всех этих мистических исканий стало создание "Библейского общества" стремившегося через систему народного просвещения под видом православия насадить фактически русский вариант протестантизма, причем сектантского толка.

И хоть в 1824 году лавочку прикрыли, "темная мистика" никуда не делась из души императора. Его сектантские увлечения уже после смерти породили в народе легенду о мудром старце Федоре Кузьмине, под личиной которого скрывался будто бы сам Александр I.

Другие тайные общества

Самым смешным и безобидным из них, пожалуй, было "Общество кавалеров пробки". Чем они занимались - ясно из названия. По форме же это была попытка "реконструкции" петровского "Всешутейшего и всепьянейшего собора" с поправкой на обычаи германских студенческих корпораций, с которыми часть российского дворянства имела возможность познакомиться, что называется, за руку, обучаясь в Лейпцигском и Гетингенском университетах.

Организатором и вдохновителем "кавалеров пробки" был известный петербургский любитель выпить и закусить quantum satis (в достаточном количестве) по фамилии Бунин. По уставу членам общества предписывалось носить сюртуки с винными пробками в петлице, для дам же полагалась свободная форма одежды.

На общих собраниях "кавалеры пробки" рассаживались по принципу м/ж/м/ж и так далее, для того чтобы приятнее было исполнять их главный ритуал – хором петь куплеты: "Поклонись сосед соседу, сосед любит пить вино. Обними сосед соседа, сосед любит пить вино. Поцелуй сосед соседа, сосед любит пить вино", выполняя все это в тот же миг.

Для перебравших "вина" (под этим термином в России того времени понималась слабоградусная водка домашней перегонки) тут же устраивались торжественные "похороны": тело со свечами и пением несли зимой – до первого сугроба, а летом – до ближайшего стога сена, в котором его и "хоронили".

Куда менее безобидной вышла история с первым российским свингер-клубом – "Обществом братьев-свиней". Согласно донесению известного сотрудника Третьего Отделения Шервуда, название это появилось после того, как "одну даму уговаривали вступить в общество, где брачуются на один вечер, и не по выбору, а par hasard (как случится)", но "она с отвращением сказала: "Mais c’est une cochonerie (но ведь это свинство)". Что же, что cochonerie, - ответили ей, - ведь и свиньи, точно как и люди, - дети природы. Ну, мы будем freres-cochons, а вы - soeurs-cochons (сестры-свиньи)". Дама этим ответом удовлетворилась, а название "Freres-cochons" осталось за обществом.

Санкт-Петербургский военный генерал-губернатор и член Государственного совета М.А. Милорадович

Внимание третьего отделения к себе "свиньи" привлекли после того, как к петербургскому генерал-губернатору Милорадовичу обратился чиновник высокого ранга с жалобой на то, что его дочь посещала некие собрания, после которых неожиданно забеременела.

Милорадович внедрил в "Общество свиней" своего агента ("входной билет" стоил 200 рублей, что по тем временам немало), тот получил порядковый номерок и отправился погружаться в пучины разврата. Выяснилось следующее: на квартире у французского художника Булана собиралось до девяти пар, которые сначала пели гимн, а затем, в соответствии с выпавшими им номерами, предавались оргии длительностью до двух часов.

Заканчивалось все опять пением гимна. В числе "свинок" оказались и дворянки, и богомолки из дворцовой церкви, и богатые купчихи, а вот мужская часть общества состояла практически из одних иностранцев, среди которых были: аббат Жюсти, профессор музыки Цани, приказчик Лебрен, губернский секретарь Жоффре, доктор медицины Марсиль, гувернер Ростэн, доктор философии Плантен и председатель общества литератор Май.

Единственным русским среди них оказался некий мещанин Сидоров, который упорнее всех запирался на следствии, за что был высечен и отправлен на бессрочную каторгу. Кстати Май, помимо всего прочего, оказался еще и масоном.

По окончании расследования всем сестрам воздали по серьгам. Иностранцев выслали из России, предупредив, что при попытке въехать обратно им светит убирать снег в Сибири до конца дней своих. "Свиинок" решили не трогать – по преданию, когда Милорадович явился докладывать царю, тот, выслушав его, попросту сжег список "свиней" в дворцовом камине. На том эта история и закончилась, ибо время для сексуальной революции еще не приспело.

Дмитрий Завалишин

"Общество восстановления". Создателем его был чересчур верноподданный Ипполит Завалишин, брат декабриста Дмитрия. После выхода императорского рескрипта он создал тайное общество "единственно с тем, чтобы его выдать".

После того как в организации набралось несколько человек, Завалишин написал донос, который Александр I оставил без внимания. Но на том Ипполит не успокоился и продолжил "стучать" - на собственного брата, на вымышленное "Симбирское тайное общество" и вообще на всех, кого знал.

Правда надо отметить, что донося на брата он просил для себя добровольной ссылки с ним вместе. В итоге, уже Николаю I все это надоело и за очередной ложный донос Ипполит Завалишин все-таки заработал себе камеру в Петропавловской крепости, разжалование в рядовые и ссылку в Оренбург. Историки до сих пор не могут разобраться в том, кем же он был на самом деле: декабристом, подлецом, авантюристом или просто сумасшедшим.

Алексей Байков


Вокруг масонов сложилось множество легенд – от теории «мирового жидомасонского заговора» до холодящих душу кровь историй про ритуальные убийства. Сами же масоны называют себя не тайным обществом, а обществом с тайнами. В нашем обзоре подборка фактов об этом закрытом мужском клубе богатых интеллектуалов.

1. Около пяти миллионов масонов


Масонство существует в различных формах по всему миру. Считается, что всего в мире около пяти миллионов масонов (в том числе, около 480 тысяч в Великобритании и более двух миллионов в Соединенных Штатах).

2. Масоны - тайный или не тайные?


Вопреки распространенному мнению, масоны не являются тайным обществом. Масон может свободно говорить людям, что он является масоном. А вот тайны своего ордена им разглашать нельзя.

3. 24 июня 1717 года


4. Нравственность, дружба, братская любовь


Изображения рабочих инструментов в символике масонов являются иллюстрацией нравственности, дружбы и братской любви членов ордена.

5. Происхождение символики


Считается, что масоны используют символы из-за секретности братства. Однако на самом деле в масонстве начали использовать символы, поскольку на момент основания общества большинство его членов не умели читать.

6. Квадрат и компас


Самый старый масонский символ - квадрат и компас. Он также является самым распространенный символом масонства, хотя его точное значение в разных странах варьируется.

7. Масонская ложа - общность людей


Масонская ложа - общность людей, а не просто название здания. Каждая ложа должна получить грамоту от "Великой Ложи", но после этого они в основном находятся на самоуправлении. Также не существует общепринятых ритуалов для ведения заседаний, они различные в каждой ложе.

8. Атеист? Значит не масон


Атеист не может стать масоном. Первое требование заключается в том, что потенциальные члены должны верить хоть в какую высшую силу.

9. Две ветви масонства


Существуют две ветви масонства: регулярное, которое подчиняется "Объединенной Великой Ложе Англии", и либеральное, которое подчиняется "Великому Востоку Франции".

10. Секретные знаки


Масоны традиционно приветствуют друг друга различными "секретными" знаками, в том числе носят кольцо с масонской эмблемой, различные нагрудные знаки, а иногда обмениваются так называемым "масонским рукопожатием".

11. Андерс Брейвик


Андерс Брейвик, известный серийными убийствами в Норвегии в 2011 году, тоже был масоном.

12. Приказано лжесвидетельствовать


Масоны не могут давать правдивые показания в суде, если подсудимый - их брат по ордену, и он виновен. Они признают, что это может быть лжесвидетельством, но в братстве намного большим грехом считается не защитить "своего".

13. У масонства нет единого лидера


Масоны - это множество людей в многочисленных организациях, которые находятся в подчинении местной Великой Ложи. Ни один из этих членов братства и ни одна организация не могут говорить от лица всего масонства - это позволено лишь Великой Ложе.

14. Статуя Свободы


Фредерик Бартольди, человек, который создал знаменитую статую Свободы, был масоном.

15. Рукопожатия и пароли


Секретные рукопожатия и пароли, которые в настоящее время ассоциируются с масонством, ранее использовались масонами, чтобы узнать друг друга. Это имело важное значение для сохранения тайны братства.

16. Пилот лунного модуля


Астронавт Базз Олдрин был членом лоджии Клир Лейк № 1417 в Техасе. Он был также пилотом лунного модуля в миссии "Аполлон 11".

17. Екатерина Бабингтон


Екатерина Бабингтон так хотела узнать тайны масонства, что пряталась во время встреч ложи в Кентукки внутри кафедры в течение года. Когда ее обнаружили, то продержали в плену в течение месяца.

18. Самые известные масоны


Чарльз Дарвин, Марк Твен, Уинстон Черчилль, Дж. Эдгар Гувер, Бенджамин Франклин, а также первый президент и отец-основатель США Джордж Вашингтон - все они были масонами.

19. Иллюминаты и франкмасоны


Сторонники теории заговора связывают франкмасонов с иллюминатами. Тем не менее, это кажется маловероятным, потому что иллюминаты - совершенно тайное общество (до такой степени, что большинство людей считают, что этого общества сегодня не существует), в то время как масоны могут разглашать, что они являются членами ложи масонов.

20. Нацисты уничтожали масонов

23. Масонский храм в Чикаго


Масонский храм в Чикаго, штат Иллинойс, построенный в 1892 году, был на то время самым высоким зданием в мире. В нем было 22 этажа.

24. Масоны на войне


Во время американской гражданской войны солдаты вражеских армий, которые признавали друг в друге масонов, помогали и спасали жизни друг друга. Даже во время войны верность масонов братству никуда не исчезала.

В 2007 году самая загадочная организация мира вновь открыла свою ложу в России. Сегодня в неё уже входят около 400 человек. можно найти в одном из наших обзоров.

Главные герои конспирологических теорий, главные подозреваемые в стремлении к мировому господству и участии в политических заговорах, главные хранители секретных знаний, главные любители тайных символов и затейливых рукопожатий… «Вокруг света» разобрался, кто же такие масоны на самом деле.

Говорят, что масоны тайно правят миром. Это правда?

Это заблуждение. Они просто не смогли бы этого делать: на заседаниях ложи запрещается спорить о государственной политике и религии. Это прописано в Конституции Андерсона - масонском уставе, разработанном членом Великой ложи Англии братом Джеймсом Андерсоном в 1723 году. Масоны «строят» мир только в вопросах культуры, науки и духовных ценностей. Эти законы соблюдаются до сих пор. Цель масонов - не захватить мир, а сделать его лучше, совершеннее.

Что же такое совершенный мир, с их точки зрения?

В масонской символике есть три добродетели - красота, сила и мудрость. Идеальный мир тот, где каждый возводит на этих опорах храм внутри себя. Масонство основано на чувстве единства Жизни и Высшего Нравственного Закона. Правило: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой» - закон для вольного каменщика. Братья должны неукоснительно следовать ему и в ложе, и в мире «профанов» - людей непосвященных. У каждого ордена есть свое предназначение: госпитальеры занимались медициной, тамплиеры создали, по сути, саму основу государственности и экономическую систему мира, а масоны развивают культуру и науку.


А как же строительство? Ведь масоны называют себя «вольными каменщиками»?

Первоначально масонами действительно были профессиональные каменщики, заключившие тайные союзы для распространения в своем кругу секретных технологий. Это называлось оперативным масонством. В начале XVIII века в масоны стали брать людей, не имеющих отношения к строительству, - так появилось умозрительное символическое масонство. Сегодня люди приходят в ложи, чтобы проще было овладевать знаниями, духовно обогащаться.


Ученик: разобраться в себе

Но знаниями можно овладевать в соответствующих институтах. Зачем нашим современникам для этого становиться масонами?

Масонская ложа тоже своего рода институт, а вдобавок коллектив единомышленников. Это братство людей с общими целями по совершенствованию себя и мира. Есть два способа постигать мир. Один научный - когда мир исследуют как собрание атомов, молекул или элементарных частиц, раскладывая его на составляющие. И есть способ духовный, при котором мир воспринимают как единое целое, храм, где обитает Дух. Вот за этим Духом, за Тайной идут в масоны.

История: За каменной стеной

По легенде, тайное общество масонов было основано последователями архитектора Хирама, главного строителя храма Соломона. Слово «франкмасон» переводится со старофранцузского как «вольный каменщик». Философия масонов опирается на уставы, уложения и регламенты древних строительных гильдий и философию монотеистических религий. Считается, что первый масонский съезд был проведен в Йорке в 926 году. В 1717-м состоялось первое собрание Великой ложи, а в 1721-м брату Андерсону поручили составить свод постановлений из сохранившихся документов строительных товариществ. Этот устав был признан Конституцией нового ордена. В 1731 году Великий магистр Великой ложи Англии лорд Ловел назначил капитана Джона Филлипса провинциальным великим мастером России, а в 1740-е годы в масонские ложи стали вступать русские дворяне. Масонство в России запрещали четыре императора: Екатерина II, Павел I, Александр I и Николай I. После Октябрьской революции движение также подверглось преследованиям. Новые масонские ложи стали появляться только в 1991 году, после развала Советского Союза, когда были официально разрешены.

Как в ложу попадают новые люди, если это тайная организация?

У большинства лож есть официальные сайты, на которых можно подать заявку на вступление. Но отбор очень строг, и желательно, чтобы хотя бы два брата являлись поручителями вступающего и несли за него ответственность. Соискатель должен быть старше 21 года. Исключение делают только для детей масонов: их принимают в ложу с 18 лет. Ведь они с детства воспитываются в этой среде и у них уже есть поручители. В любом случае соискатель должен быть человеком самостоятельным и финансово независимым, понимающим, зачем он решился на этот шаг. Руки и помыслы братьев чисты - будущий масон обязан не иметь долгов, судимостей, конфликтов с существующей государственной властью.


А если помыслы не чисты? Если человек хочет стать масоном из соображений личной выгоды?

Это недопустимо. Даже в ритуалах присутствует символическое предупреждение тем, кто хочет вступить в масонскую ложу из любопытства или корыстных и карьерных соображений. Но всегда находятся те, кто ищет полезных знакомств и прочей выгоды, поэтому, перед тем как принять профана в свои ряды, братья долго приглядываются к нему. Практикуются так называемые открытые встречи, где гости вместе с масонами обсуждают вопросы культуры, искусства и науки. Обычно такие встречи проводятся в кафе или ресторане. Когда братство вводит в свой круг нового члена, практикуется «опрос под повязкой», неоднократно описанный в литературе: соискателя с завязанными глазами заводят в храм, где его спрашивают, зачем он хочет вступить в ложу. После чего мастера голосуют черными и белыми шарами. Если кандидат наберет три черных шара, во вступлении ему откажут и возможности еще раз войти в храм у него уже не будет.

Что такое масонский храм, как он выглядит?

Храм - чисто символическое обозначение. Это помещение, которое символизирует место перед храмом Соломона, где жили и работали древние строители. Храмом может стать любое оформленное по канонам место с алтарем и креслами для заседаний братьев. В России масонские собрания проходят в частных или арендованных домах, ничем не выделяющихся из городского пейзажа.


Имеет ли значение религиозность соискателя для вступления в масонскую ложу?

Первые масоны пытались создать союз людей свободных и добрых нравов всех рас, национальностей и вероисповеданий. Девиз вольных каменщиков - «Свобода. Равенство. Братство». Но так сложилось исторически, что в масоны принимали только тех, кто верит в Бога и в бессмертие души. При этом не принципиально, будет брат христианином, мусульманином или буддистом. В масонстве существует понятие универсальной высшей силы - Великий Архитектор Вселенной. Для кого-то это христианский Бог, для кого-то Аллах. Профан приносит клятву, положив руку на священную для него книгу - на алтаре масонского храма рядом могут лежать Библия, Коран и Тора. Сейчас появилось так называемое либеральное масонство, куда, в отличие от регулярного, стали принимать атеистов и агностиков.

А женщин берут в масоны?

Согласно конституции Андерсона, масоны - мужское братство, но, например, «Великий восток Франции» в 1774 году начал принимать в свои ряды женщин. Сегодня женские ложи есть и в России, к примеру «Большая медведица». Дабы избежать раздоров между братьями, женщины и мужчины до сих пор постигают масонские истины отдельно и встречаются только на совместных работах Великой ложи. В любом случае считается, что независимо от религиозных убеждений, пола и национальности достойный соискатель верит в высшее предназначение Человека и Человечества и благодаря этой вере совершенствует окружающую действительность.


Подмастерье: познать мир

Вступая в ложу, профан начинает менять мир. Кто поручится, что он делает это правильно?

Чтобы менять мир, надо его познать. Путь познания подразумевает три ступени: ученик, подмастерье, мастер. Чтобы стать мастером, то есть полноценным масоном, брат должен заниматься саморазвитием, изучать науки, такие как геометрия, астрономия, философия, алхимия. Он должен защищать выполненные им зодческие работы, в которых будет отражено его понимание символики ордена и собственное восприятие мира. Это не обязательно доклад. Например, Бетховен выражал свое понимание масонства в музыкальных произведениях, а Пушкин писал стихи. Когда уровень знаний у брата начинает соответствовать следующей ступени, ложа проводит ритуал перехода с обязательными символическими испытаниями. По достижении уровня мастера дорога познания идет не вверх, а как бы вширь. Все мастера равны.


Но ведь в ложе существуют разные должности?

Безусловно. Во главе локальной ложи стоит Досточтимый мастер, или, по некоторым уставам, Мастер стула. На этот пост выбирают достойнейшего из братьев, тем самым оказывая ему честь. Досточтимый мастер, в свою очередь, предлагает на голосование кандидатуры офицеров - Первого и Второго стражей, Казначея и прочих. Но должность никак не выделяет братьев среди других мастеров, а просто означает работу, за которую они отвечают. У каждого офицера есть своя роль в ритуалах. Плюс существуют и чисто практические задачи: сбор денег на содержание ложи, решение хозяйственных вопросов, переписка с иностранными коллегами - все, как в любой организации, которая работает с внешним миром.

А как у них? Братский мир

Член масонской ложи с 2012 года Марк Б. из Нью-Йорка , рассказал корреспонденту «Вокруг света» Марине Соколовской о жизни забугорных масонов



В массовом сознании масонство окутано тайнами и мистикой. Многим нравится думать, что они станут частью некоего Великого Секрета и будут причастны к тому, чего не знают остальные. Но масонские секреты давно выложены в «Ютубе», обряды и ритуалы можно найти в Интернете, по крайней мере основные.

Несомненно, есть соискатели, рассчитывающие получить выгоды от членства: представляют, что станут серыми кардиналами, будут править « из-за кулисы», ну если не миром, то точно какой-то страной. Это очень смешно! По нашим правилам, масоны должны быть преданы собственному государству и чтить его законы. О каком мировом заговоре может идти речь? Ведь если случится война, масоны обязаны воевать за свою страну, даже друг против друга.

Возможно, лет сто назад все правители были членами ложи, но сейчас я не вижу масонов среди главных мировых политиков. Вообще за последние 70 лет состав ложи очень изменился. Те, кому за 70, - совсем другие масоны. Я видел таких в Израиле, вижу в США. Это элита. Теперь элитарность исчезла. Она еще сохранилась, например, в основной ложе - в Англии (именно оттуда выдаются лицензии другим странам): там братом не может стать каждый желающий. Или в Норвегии, где членами ложи традиционно были представители королевской семьи. «VIP -ложа» и в Иордании, в нее входит король.

А в США, например, в ложе можно встретить даже разнорабочих: вступление стоит около 100 долларов, и еще мы платим 20 долларов в год. Тут все просто: подай заявление через Интернет, пройди интервью, где главное показать себя адекватным человеком, - и добро пожаловать в масоны! Я не встречал пока кого-то, кому бы отказали в США. А в Израиле вступить стоит не менее тысячи и взносы в год выше, масонов там, по-моему, всего около двух тысяч человек.

Немного масонов и в России. Глава масонской ложи здесь - видный политический деятель, насколько я помню, из коммунистической партии. Что явно противоречит принципам масонства. Однако лицензию у них никто не забрал.

В традициях и правилах нашего общества помогать друг другу. Но на деле… Когда я из Израиля переехал в США, у меня совсем не было связей. И я пришел на собрание и сказал, что только прибыл. Никто не спросил, нужна ли помощь, хотя по правилам должны были.

Тогда я поинтересовался сам, есть ли работа для меня. В ответ люди покачали головами - и на этом все. Больше я никого не спрашивал и всего добился сам.

А в целом у нас быт как у обычных людей, жизнь как у обычных людей. Разница в том, что иногда мы собираемся для наших ритуалов, а еще знаем специальные пароли, без которых никуда.

И как масоны работают с внешним миром?

Основное «внешнее» направление деятельности масонских лож - благотворительность. Масоны организуют фонды, делают частные пожертвования больницам, хосписам, детским домам. У ложи есть несколько источников доходов. Во-первых, существуют вступительные и членские взносы. На сайте Великой ложи России обозначено, что первоначальный платеж составляет 10–20 тысяч рублей, а ежегодный - 6–10 тысяч. Эти деньги обычно тратятся на содержание ложи и ее работу. Во-вторых, после каждого собрания наполняется «кружка вдовы» - сосуд, в который любой брат может положить сумму по своему усмотрению. Деньги отсюда идут как в кассу взаимопомощи, так и на благотворительность. Но чаще члены братства принимают участие в благотворительности независимо от этих взносов, даже если они не слишком состоятельные люди.

А среди масонов таких много? Ведь считается, что в этот круг входят звезды эстрады, политики и бизнесмены? Кто из медийных российских личностей сейчас состоит в масонской ложе?

Такую информацию вы нигде не найдете. По масонскому уставу, профаны не должны знать, кто входит в ложу, пока брат сам не заявит публично, что он масон. Разглашать собственный статус не запрещено, но нельзя рассказывать о тех людях, которых масон видел на собрании ложи. Единственное, что мы можем утверждать про масонов России, - сегодня это представители среднего класса. И там не так много известных личностей. В нашей стране масонское движение не столь популярно, как, например, в США. За рубежом в состав лож входят многие известные и влиятельные люди. Но там и масонские храмы вполне официальны. В США, Великобритании, Израиле можно увидеть на зданиях таблички, на которых указано, что здесь располагается Великая ложа. А в России ложа может быть зарегистрирована как общество с ограниченной ответственностью. Например, Русская великая регулярная ложа зарегистрирована как Некоммерческое партнерство «Ассоциация развития искусства обработки камня „Русская великая регулярная ложа“», а Великая ложа России - как Некоммерческое партнерство общества древних принятых масонов шотландского обряда.


Мастер: побеждая смерть

Если все так зашифровано, то как узнать масона среди обычных людей?

Масона может узнать только другой масон. Сохранилась система секретных слов и рукопожатий, но в век современных технологий они скорее дань традиции. Сегодня уже существуют масонские удостоверения, а если брат отправляется в заграничную ложу, туда посылается электронное письмо. И о собраниях теперь оповещают в соцсетях и мессенджерах, а с иностранными братьями философские вопросы обсуждают на форумах. Конечно, у каждого масона из внешних атрибутов должен быть фартук, перчатки и перевязь, но эти предметы надеваются только для проведения храмовых ритуалов и не должны использоваться в миру. Даже рассказывать об их назначении и ритуальной символике строжайше запрещено.


А что будет, если брат нарушит запрет и обнародует секрет ложи?

За разглашение масонской тайны уставами ордена предписано наказание: масона могут «усыпить». Это означает, что брат навсегда исключается из рядов посвященных и больше не может посещать собрания и заходить в храм. Но тот, кто однажды стал масоном, остается масоном навсегда. Поэтому исключенных братьев и называют уснувшими. Такое наказание может последовать и за систематическое непосещение собраний без уважительной причины, за недостойное поведение, например уход из семьи. Каждый случай масонский суд разбирает отдельно. Изгнать могут и за участие в экстремистских, террористических, нацистских или любых других политических организациях, чьи цели противоречат идее мирного созидания. У брата заберут масонское удостоверение, которое открывает двери других лож, и больше никогда не примут в свои ряды.


Это очень напоминает исключение из партии. Можно ли провести такую параллель?

Как известно, Сталин масоном не был. Вопрос с Лениным до сих пор остается открытым. Но Советский Союз действительно напоминает попытку создать идеальное масонское государство, где любой сын тракториста может стать руководителем колхоза. Тот же девиз - «Свобода. Равенство. Братство», те же обозначения - Генеральный секретарь, Верховный совет. Устройство масонского ордена аналогично устройству любого рыцарского или монашеского, но цели у всех разные. Все закрытые общества отличаются друг от друга тем, что они несут в этот мир. Каждый строит свой храм внутри себя и свой идеальный мир вокруг.

Карта: Знаковые места Москвы


1. Московский государственный университет на Моховой - шестиконечные звезды, лжеколонны.

2. Дом Юшкова (Мясницкая, 21) - здание построено в форме рога изобилия.


3. Храм Василия Блаженного - шестиконечные звезды (символы расположены внутри).

4. Храм Христа Спасителя - шестиконечные звезды в убранстве храма.


5. Храм Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Б. Ордынка, 20) - шестиконечные звезды, колонны, балдахин Великого мастера на месте иконостаса.


6. Донской монастырь (на Шаболовке) - лучезарная дельта.


7. Институт Склифосовского - лучезарная дельта на фасаде.

8. Посольство Республики Абхазия (Гагаринский переулок, 11) - лучезарная дельта, молоток, раковины с жемчугом, наугольник.


9. Государственный музей А. С. Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2) - три кольца на фасаде.

10. Ресторан Центрального дома литераторов - масонские звезды в интерьере.


11. Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках - ветка акации над главным иконостасом.

12. Дом страхового общества «Россия» - под одним из балконов фигурка саламандры.

13. Донское кладбище - на могильных памятниках много лучезарных дельт.

14. Английский клуб (Тверская, 21) - с левой стороны от центральной колоннады окно в обрамлении двух колонн (Яхин и Боаз), химеры на воротах и на самом здании, триединый венок, львы с человеческими лицами, львы с кольцами в зубах («львы молчания»)

15. Памятник Калашникову - циркуль и треугольник на постаменте - предмет многочисленных дискуссий в Интернете. Многие видят в изображении намек на масонские символы. Скульптор Салават Щербаков считает это бредом.

Фото: ДМИТРИЙ ЗВЕРЕВ (X2), LEGION-MEDIA , РУСЛАН ШАМУКОВ / ТАСС, ДМИТРИЙ ЗВЕРЕВ (Х3), LEGION-MEDIA , GETTY IMAGES (X2), ДМИТРИЙ ЗВЕРЕВ, GETTY IMAGES, ЮЛИЯ БАТУРИНА, АЛЕКСЕЙ ГУСЕВ, ЕЛЕНА КОРОМЫСЛОВА, ОКСАНА АЛЕШИНА, ТАТЬЯНА БЕЛОВА, LANA1501 / ФОТОБАНК ЛОРИ, © УЧАСТНИКИ OPENSTREETMAP

13 января 1822 года в России запретили деятельность всех тайных обществ и масонских лож, а в 2007 году самая загадочная организация мира вновь открыла свою ложу в России. Сегодня в неё уже входят около 400 человек. В обзоре сайта "Культурология " собраны факты о масонах в России. Предлагаем читателям ИА "Амител" с ними ознакомиться.

Масонство, история которого насчитывает 300 лет, и сегодня остаётся самой закрытой организацией. Масонам приписывают несметные богатства, невероятное влияние в мире, тайные заговоры, революции и свержение правителей.

История масонства

Масонство зародилось в Лондоне 24 июня 1717 года. В тот день 4 ложи, в которые входили ремесленники и которые назывались по тавернам, где ремесленники собирались — "Яблоко", "Корона", "Виноградная кисть", "Гусь и противень", — объединились и стали Великой ложей Лондон. Позже в братство "вольных каменщиков" начали вступать знать, коммерсанты и интеллигенция. Этот день и сегодня члены ложи отмечают как главный масонский праздник.

Некоторые историки утверждают, что в России масонство появилось в середине XVIII века, а его основателями были Петр I и его соратники Франц Лефорт и Патрик Гордон. Но документального подтверждения эта версия не имеет.

Женщинам в масонство путь закрыт

Известно, что российская масонская ложа собирается раз в месяц. У кандидата в масоны должны быть рекомендации 2-3 "братьев". Обязательное условие – пройти "опрос под повязкой" (на глазах). Главный вопрос, который задают претенденту, – его мотивы вступления в ложу. Голосование проходит белыми и чёрными шарами. Если кандидат набрал 3 чёрных шара, то для него закрыт доступ не только в масонскую, но и в любую другую тайную ложу.

На заседании ложи действующие её члены читают доклады морально-философского характера, так называемые "зодческие работы". После официальной части – агапа (ужин). Первый тост масоны обязательно поднимают за Россию, второй – за президента России, а третий – за ложу. Женщин в "вольные каменщики" не принимают.

Масонские символы связаны со строительной тематикой

Масонские символы связаны в своём большинстве со строительной тематикой: линейка и отвес – символ равенства сословий, молоток — символ того, что члены ложи не отказываются от профанской жизни, циркуль — символ общественности, угломер – символ справедливости. Кроме этого, масонскими символами считают пятиконечную и шестиконечную звезды, треугольник с помещенным внутрь всевидящим оком, круглую шляпу, гроб, череп, кости, камень и проч.


Масонские символы можно увидеть на российских медалях и монетах царского времени. Существует мнение, что герб СССР содержит сразу несколько масонских символов. Молот – один из главных атрибутов масонства, серп — символ смерти, а пересечение двух этих символов трактуется как установление и удержание власти масонов при помощи самых жестоких самых кровавых репрессий. Колосья пшеницы приверженцы этой версии трактуют как символ богатства, денег и процветания.

Если говорить о других странах, то масонский знак есть и на долларовой купюре США. Впрочем, принадлежность большинства американских президентов к масонству сегодня не вызывает сомнения.


На украинской купюре достоинством 500 гривен — "Всевидящее Око". Этот элемент является частью рисунка "Пифагоров треугольник" украинского поэта и философа Григория Сковороды. На украинской монете достоинством 1 гривна (выпуск 2001 года) есть акация, которая является священным деревом масонов и обозначает бессмертие.

В российских столицах можно проводить экскурсионный тур по масонским достопримечательностям


Знатоки архитектуры Москвы уверены, что в российской столице вполне можно организовать тур "Москва масонская". До нашего времени сохранились здания с масонскими символами, возведённые в XVIII веке архитектором-масоном Василием Баженовым: усадьба "Царицыно" и Путевой царский дворец на Ленинградском шоссе. Есть масонские знаки и на особняке известного масона князя Гагарина в Гагаринском переулке, и на старом здании МГУ на Моховой.


Но всё же самым масонским городом России является Санкт-Петербург. В культурной столице России и сегодня сохранено несколько тысяч масонских артефактов: Строгановский дворец, Казанский собор, Михайловский замок, купола Троицкого собора – на каждом из этих зданий есть масонские знаки и символы.

У масонов есть тайные знаки

Ни одна из масонских лож не примет приезжего масона без рекомендательного письма или телефонного звонка из "братской ложи". Обнаружив в своём кругу чужака, масоны, предупреждая друг друга, говорят: "Дождь идет". Призыв всемирной пионерской организации "Будь готов!" — чисто масонский девиз.

Масоны называют немасонов "профанами"

Слово "профан" по отношению к не членам тайной ложи масоны используют в его первоначальном смысле – "pro fane", что означает "стоящий у порога". Это указывает, что человек не посвящен в тайны Ордена. Поэтому "профан" у масонов — слово не оскорбительное. Да и словарь Ожегова трактует это слово как "несведущий в какой-либо области".

Среди российских масонов были Пушкин и Керенский


Алгоритма, по которому можно вычислить принадлежность человека к масонской ложе, не существует. Списки своих членов эта тайная организация хранит в строжайшей тайне. Если сам человек открыто не подтвердил, что он состоит в ложе, то получить достоверный ответ на вопрос о масонстве невозможно.

По неподтверждённым сведениям, масонами были Пушкин, Кутузов, Радищев, Суворов, Фонвизин, Карамзин, Муравьев-Апостол, Рылеев, художник Брюллов, Петлюра, композитор Римский-Корсаков, князья Волконские, Голицыны, Вяземские, Трубецкие, Куракины, Разумовские.

Интересный факт
Любимый композитор масонов – Моцарт. По легенде, он был отравлен, поскольку раскрыл масонские тайны в своей "Волшебной флейте". Когда "Волшебную флейту" исполняют в Венской опере, несколько десятков человек в зале обязательно встают — это масоны.

Выбор редакции
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...