Земельное право презентация на английском. Презентация на тему: Предмет, метод, понятие земельного права


Признаки принципов земельного права Принципы земельного права характеризуются следующими признаками: они являются руководящим началом в нормативно правовом регулировании земельных отношений, им не могут противоречить «рядовые» нормы земельного права; система принципов земельного права является схемой земельного права; иерархичность одни принципы занимают вышестоящее положение по отно шению к остальным (принцип обеспечения благоприятной окружающей среды является главенствующим по отношению к принципу рационального использования земель); система принципов динамична: по мере развития правовой системы появляются новые принципы, уходят в прошлое старые.

Основополагающие положения земельного законодательства закрепляются в Конституции РФ, детализируются, конкретизируются в специальных законах, постановлениях, управленческих актах, имеющих общенормативное значение. Принципы земельного права содержатся: » в Конституции РФ (человек, его права и свободы являются высшей ценностью, закреплено и гарантировано право граждан иметь в частной собственности землю (ч. 2 ст. 9 ч. 1 ст. 36);

» в декларациях нормативно правовых актов (провозглашен принцип равноправия всех форм земельной собственности и форм хозяйствования на земле); » в конкретных нормах земельного права. (ЗК РФ закрепляет принципы приоритета земель с/х назначения по сравнению с другими категориями земель, целевого использования земель, при постоянном (бессрочном) пользовании создает предпосылки для устойчивости прав на землю и т. д.); » в текстуальном смысле действующего законодательства (нормы ЗК РФ, определяют приоритет экологических интересов общества над экономическими, задачи землеустройства подчинены созданию благоприятной окружающей среды и улучшению природных ландшафтов).

Общеправовые принципы (принципы общей части земельного права) К общеправовым принципам относятся: признание, соблюдение и зашита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ); юридическое равенство граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле); принцип свободного выбора гражданами прав на землю и обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению земельных прав граждан объединений; принцип гуманизма; принцип законности в земельных отношениях; принцип интернационализма, имеющий международную и национальную стороны; принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями; принцип субъективного вменения, т. е. применение земельно правовой ответственности за виновные земельные правонарушения, др.

Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые в свою очередь определены спецификой регулируемого объекта земельного фонда Российской Федерации, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель. Эта специфика породила принципы, которые можно разделить на две части: относящиеся к Общей части земельного права и относящиеся к Особенной части. В основу деления полжены уникальные свойства, присущие земле как специфическому объекту.

Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека Регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

Приоритет интересов народов, населяющих данную территорию, и защиты прав человека. Этот принцип выражается в том, что: » земля основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 Конституции РФ); » каждый житель России является «собственником» этого природного дара (ч. 1 ст. 36 Конституции РФ); » приобретение земельных участков в собственность осуществляется лишь в порядке, предусмотренном законом; » в интересах охраны здоровья человека устанавливается право каждого гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ); » не допускается отказ в предоставлении в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства (п. 4 ст. 28 ЗК РФ); » участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, означающее, что граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и формах, которые установлены законодательством.

Целевое использования земель елевое назначение земель – установленные законодательством порядок, условия, предел эксплуатации (использования) для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Целевое назначение и правовой режим основных категорий земель определяются федеральными законами, законами субъектов РФ и отражаются в градостроительной и землеустроительной документации. Принцип целевого использования земель выражается в том, что: = земли России подразделяются на семь категорий по их целевому назначению; = внутри категорий земель происходит подразделение их по угодьям, (земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на пахотные, пастбищные, сенокосные и др. ; земли поселений - на земли застройки, общего пользования, сельскохозяйственного использования и т. п. , земли природоохранного назначения включают в себя земли заказников, земли лесов, выполняющих защитные функции, и т. п. ;

= земельная территория, ее организация обязательны для собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов; = устанавливаются дополнительные правила, возникающие из соседства режимов землепользователей. Законом устанавливаются разные сервитута, а также водоохранные зоны рек и водоемов, границы которых закрепляются на местности. Земельные участки в пределах зон у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются. Пользование этими земельными участками осуществляется с соблюдением установленного на них режима. Категория земель указывается: › в постановлениях органов исполнительной власти и решениях органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков или об установлении особых правовых режимов использования земель особо охраняемых территорий и земель иного назначения; › свидетельствах, договорах и иных документах, удостоверяющих права на землю; › документах государственного кадастра недвижимости; › документах государственной регистрации. Реализация этого принципа обеспечивается ст. 27, 30- 32, 79, 94, 101 ЗК РФ и специальным федеральным законом.

Устойчивость прав на землю Право на землю всех пользователей землей является конституционным правом, защищается и гарантируется ст. 2 Конституции РФ. Гарантии стабильности прав на землю выражаются в следующем: ◊ гражданам гарантируется право на получение земельных участков и на судебное обжалование отказа в предоставлении этих участков; ◊ в законе дан исчерпывающий перечень оснований изъятия земельных участков у собственника, землевладельца, землепользователя и арендатора; ◊ свобода хозяйственной деятельности гарантируется определенным перечнем прав и обязанностей по хозяйственной эксплуатации земель, закреплением положений о недопустимости вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия без законных оснований, под страхом возмещения убытков, причиненных таким вмешательством.

Равенство всех форм земельной собственности выражается: а) в отсутствии господства каких либо форм собственности или хозяйствования над другими. В Конституции РФ и федеральном законодательстве установлено разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований. б) в выравнивании способов хозяйственной эксплуатации земель путем освобождения от платы за землю лиц, осваивающих ее или восстанавливающих нарушенные не по их вине угодья, установлении дифференцированных земельных налогов в зависимости от качества угодий.

Платное использование земель Формами платы являются: земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата и нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов, с которых взимается арендная плата) облагаются ежегодным земельным налогом. Нормативная цена земли устанавли вается для обеспечения экономического регулирования отношений при передаче земли в собственность гражданам, определении общей долевой собственности на землю, передаче ее по наследству, дарении, путем получения банковского кредита под залог земельного участка и в других случаях. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Рациональное использование земель, Выражающийся в их эффективной эксплуатации при одновременном повышении качества. Содержание данного принципа различно для различных категорий земель.

Комплексный подход в использовании земель Обусловлен тем, что земля неразрывно связана со всеми другими объектами природы и человеческой деятельностью. Этот принцип выражается в том, что: › при решении вопросов предоставления, передачи продажи) земли в собственность, землевладение, землепользование или в аренду: учитываются экологические, экономические и социальные последствия такого отвода, перспективы использования данной территории и ее недр; › деятельность всякого пользователя земли, нарушающая установленный законом режим природопользования, может быть приостановлена в порядке, определенном законодательством, до устранения допущенных нарушений.

Плановость в использовании земель Соблюдение его необходимо для правильной организации хозяйственной эксплуатации земель и их охраны. Планирование осуществляют: а) органы местного самоуправления (местная администрация), которые обязаны планировать использование земли, разрабатывать программы по рациональному их использованию, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями; б) землепользователи, землевладельцы, собственники и другие субъекты земельных правоотношений, ведущие хозяйствование на земле, поскольку каждое предприятие обязано планировать свою деятельность; в) землеустроительные органы, обязанные разрабатывать программы и схемы использования и охраны земельных ресурсов и схемы землеустройства.

Подконтрольности государству использования и охраны земель: соблюдение земельного законодательства подконтрольно государству в отношении всех субъектов земельных правоотношений; установлена специальная процедура, в рамках которой осуществляется государственный земельный контроль; своевременное предоставление сведений о состоянии и использовании земель является обязанностью каждого собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя и арендатора; государству подконтрольна хозяйственная деятельность любого предприятия, в том числе и связанная с использованием земель.

Сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение земельным участком.

Принципы Особенной части земельного права Особенность принципов Особенной части земельного права состоит в специфике правового режима отдельных категорий земель, входящих в государственный земельный фонд России. Земли сельскохозяйственного назначения имеют приоритет. Земли поселений (городов, поселков городского типа - дачные, рабочие и курортные поселки и сельские поселения). Земли специального назначения (промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и др.). Земли особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного, природно заповедного, оздоровительного, рекреационного и историков культурного назначения). Земли лесного фонда представляют собой один из элементов экологической системы лесов, участвующих в природном функционировании всей экосистемы. Земли запаса - резерв государства и др.

Слайд 2

Земельное право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере У правления, Рационального использования О храны земель как природного объекта, так и недвижимого имущества.


Слайд 3

Предмет земельного права - отношения в сфере управления, рационального использования и охраны земель как природного объекта, так и недвижимого имущества.

Слайд 4

Метод земельного права - способ регулирования общественных отношений, непосредственно связанных с землей.


Слайд 5

В юридической литературе выделяют: 1) императивный метод, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и запретов (для ведения Государственного земельного кадастра собственники земли обязаны сообщать сведения об изменениях в составе находящихся у них земель в комитеты по земельным ресурсам и землеустройству).


Слайд 6

2) диспозитивный метод. Это способ правового воздействия, при котором субъектам земельных отношений предоставляется свобода выбора своих действий. Собственник вправе распоряжаться своим земельным участком: продавать его, дарить, сдавать в аренду или закладывать. Собственники земли имеют возможность сами в определенных пределах), регулировать взаимоотношения друг с другом (например, путем установления сервитутов, т. е. применяя методы частноправового регулирования земельных отношений).




Слайд 7

Конституционное право имеет основополагающее значение для земельного права. Конституция Российской Федерации устанавливает руководящие, исходные начала земельной политики государства и его образований. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля используется и охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В Конституции РФ закреплено многообразие форм собственности: земля может находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах.




Слайд 8

Административное право является «управленческим» правом, поэтому наиболее тесно земельное и административное право соприкасаются в части регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере управления земельными ресурсами Российской Федерации, и которым свойственен императивный метод правового воздействия.

Слайд 9

Гражданское право. Наибольшее соприкосновение земельное право и гражданское право имеют в части регулирования имущественных отношений, возникающих в сфере использования земли (отношения собственности и иных вещных прав на землю, обязательственные отношения). В то же время в основе гражданского и земельного права лежит различный подход к земле. Объектом ряда гражданских правоотношений является земля, а точнее – земельные участки как недвижимость. Земельное право учитывает социальную значимость земли, ее объективную ограниченность и иные природные свойства. Центральным и основным законодательным актом гражданского права является Гражданский кодекс РФ, который содержит достаточно много норм, касающихся земли (ст. 130, 131, ч. 3 ст. 209, ст. 216, гл. 16, гл. 17). Статья 130. Недвижимые и движимые вещи Статья 131. Государственная регистрация недвижимости Глава 16. Общая собственность Глава 17. Право собственности и другие вещные права на землю

10

Слайд 10

Самую тесную связь ЗП имеет с ГП. Эта связь особенно усилилась с 1) ликвидацией исключительной государственной собственности на землю, 2) установлением частной собственности на нее, 3) вовлечением земли в нормальный гражданский оборот, 4) с признанием земли недвижимым имуществом.

11

Слайд 11

Неразрывная связь земельного права с экологическим правом проявляется в том, что земельные отношения регулируются с учетом экологических требований, так же как одной из целей правового регулирования общественных отношений нормами экологического права является обеспечение охраны экосвязей природных объектов (включая землю).

12

Слайд 12

Связь земельного права с лесным, водным, горным правом обусловлена органическим единством земли и других природных ресурсов. Подходы к регулированию соответствующих отношений во многом совпадают, хотя и имеют свою специфику, порой значительную. Это касается, прежде всего, установления собственности на соответствующие природные ресурсы, совершения гражданско-правовых сделок. Так, частная собственность распространяется практически только на землю. В то же время использование других природных ресурсов возможно при одновременном использовании земли. Наиболее тесная связь прослеживается между земельным и лесным правом. Согласно Лесному кодексу РФ, земли лесного фонда включаются в лесной фонд.



13

Слайд 13

Соответствующие нормы о землях водного фонда имеются в Водном кодексе РФ. Ряд земельно-правовых норм включен в Законы «О сельскохозяйственной кооперации», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и другие законы.

14

Слайд 14: Принципы земельного права

15

Слайд 15

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;





16

Слайд 16

Статья 36 Конституции РФ 1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. 2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. 3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. УК РФ, Статья 254. Порча земли 1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет. 2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

17

Слайд 17

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;


18

Слайд 18

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;


19

Слайд 19

Статья 42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статья 4. Объекты охраны окружающей среды Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

20

Слайд 20

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;



21

Слайд 21

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;


22

Слайд 22

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;





23

Слайд 23

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

24

Слайд 24

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; ЗК ст. 7 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.






Зачем нужна самостоятельная отрасль права? Территориальный базис любой экономической деятельности Средство производства в сельско хозяйстве Природный объект и природный ресурс Объект недвижимого имущества

Зачем нужна самостоятельная отрасль права? Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде ЗК РФ, ст.

Зачем нужна самостоятельная отрасль права? Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: — установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; — резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. ЗК РФ, ст.

Предмет земельного права Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними

Земельные правоотношения Общественные отношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землей, находящиеся в сфере действия преимущественно земельно-правовых и отчасти гражданско-правовых норм в тех случаях, когда эти отношения не урегулированы нормами земельного права.

Земельные правоотношения Ряд авторов подразделяет отношения, регулируемые земельным правом, на три группы: 1. Отношения по предоставлению земельных участков. 2. Отношения по использованию земельных участков, в свою очередь, подразделяются на отношения по использованию земельных участков в качестве средства производства и отношения по использованию участков для строительства. 3. Отношения по охране земель — предполагают защиту земельных участков от двух видов негативного воздействия: антропогенного и природного.

Метод земельного права В правовом регулировании присутствуют как императивный метод установления обязанностей и запретов, так и диспозитивный метод рекомендаций, санкционирования, делегирования субъектам земельных правоотношений определенных прав.

Метод земельного права Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон — арендаторов земельных участков, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. ЗК РФ, ст.

Метод земельного права Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту

Система земельного права К правовым институтам Общей части земельного права отнесены такие правовые институты, как: — вещные права на землю; — оборот земельных участков; — государственное управление земельными ресурсами; — правовая охрана земель; — ответственность за земельные правонарушения.

Система земельного права К Особенной части относятся такие правовые институты, как: — правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; — правовой режим земель населенных пунктов; — правовой режим земель промышленности и иного специального назначения; — правовой режим земель лесного фонда; — правовой режим земель водного фонда; — правовой режим земель особо охраняемых природных территорий; — правовой режим земель запаса.

Соотношение земельного и гражданского права Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон — арендаторов земельных участков, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. ЗК РФ, ст. 22, ч.

Соотношение земельного и гражданского права При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. ЗК РФ, ст. 22, ч.

Соотношение земельного и гражданского права Если земельный участок передан по договору аренды гражданину или юридическому лицу, арендатор земельного участка вправе отдать арендные права земельного участка в залог в пределах срока договора аренды земельного участка с согласия собственника земельного участка. Федеральный закон от 16. 07. 1998 № 102 -ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» , ст.

Соотношение земельного и гражданского права В соответствии с пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса собственник здания, расположенного на земельном участке из состава государственных и муниципальных земель, арендуемом им на срок более пяти лет, закладывая одновременно по одному договору об ипотеке здание и права по договору аренды этого участка, вправе заложить эти права без согласия арендодателя с его уведомления. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28. 01. 2005 N 90 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с договором об ипотеке»

Соотношение земельного и гражданского права Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. ЗК РФ, ст.

Принципы земельного права Под принципами земельного права понимаются основополагающие начала, на которых базируется правовое регулирование земельных отношений. Системность принципов отражает систему земельного права. В силу этого принципы земельного права можно классифицировать как общеправовые (конституционные), принципы Общей части земельного права и принципы его Особенной части.

Принципы земельного права Общеправовые (конституционные). Принципы Общей части земельного права. Принципы Особенной части земельного оправа.

Принципы земельного права Признание, соблюдение и защита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства. Платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами субъектов Российской Федерации. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий

Принципы земельного права 1. Принципы, закрепленные в Земельном кодексе Российской Федерации (дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы). 2 Принципы, закрепленные в иных актах земельного законодательства (установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица).

Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов Все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами ЗК РФ, ст. 1 ч. 1 п.

Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов — Одинаковые субъективные права — Одинаковые правила совершения сделок — Последовательность в вопросе о том, что является «главной вещью» , а что- «принадлежностью»

Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу Статья 35 ч. 4 ЗК РФ Вывод: «главной вещью» является земельный участок

Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка Статья 35 ч. 4 ЗК РФ Вывод: «главной вещью» является здание, строение, сооружение?

Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений. Статья 36 ч. 1 ЗК РФ Вывод: «главной вещью» является здание, строение, сооружение?

Легальное определение недвижимого имущества К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства Статья 130 ГК РФ

Критерии, содержавшиеся в легальном определении недвижимого имущества Связь с землей (монументальность, наличие фундамента, массивность, прочность и т. д.) Невозможность пространственного перемещения объекта без ущерба его назначению

Критерии, содержавшиеся в легальном определении недвижимого имущества Если собственник здания принимает решение о выделении из состава здания одного или нескольких помещений, то при внесении в реестр записей об образовании самостоятельных объектов недвижимости прекращается право собственности на здание в целом ввиду утраты зданием правового режима объекта недвижимости, на который может быть установлено право собственности одного лица, о чем делается соответствующая запись в реестре. Постановление Пленума ВАС РФ от 23. 07. 2009 N 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания»

Критерии, содержавшиеся в легальном определении недвижимого имущества Таким образом, значение физических свойств вещи для ее признания недвижимым имуществом не абсолютно: признание объекта недвижимым имеет значение для оборота

Критерии, содержавшиеся в легальном определении недвижимого имущества Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет Статья 222 ГК РФ

Критерии, содержавшиеся в легальном определении недвижимого имущества Договор аренды будущей недвижимой вещи, заключенный в отношении самовольной постройки (в том числе и под условием последующего признания права собственности арендодателя на самовольную постройку), является ничтожным, так как принятие участниками гражданского оборота на себя обязательств по поводу самовольных построек не допускается. Постановление Пленума ВАС РФ от 17. 11. 2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды»

Критерии, содержавшиеся в легальном определении недвижимого имущества Учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29. 04. 2010″О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»

Критерии недвижимого имущества, сформулированные судебной практикой Гидротехнические сооружения не имеют самостоятельного функционального назначения, созданы исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживают только земельный участок, на котором они расположены, поэтому являются его неотъемлемой частью и применительно к статье 135 Гражданского кодекса должны следовать судьбе этого земельного участка. Постановление Президиума ВАС РФ от 17. 01. 2012 N 4777/08 по делу N А 56 -31923/2006 (дело Верево)

Критерии недвижимого имущества, сформулированные судебной практикой Истец, требующий признания за ним права собственности на сооружения, не обладает правом собственности на земельный участок, вследствие чего не может претендовать и на вспомогательные объекты. Постановление Президиума ВАС РФ от 17. 01. 2012 N 4777/08 по делу N А 56 -31923/2006 (дело Верево)

Критерии недвижимого имущества, сформулированные судебной практикой Выводы: — Право собственности на вспомогательное сооружение не может возникнуть ни у кого, кроме собственника земельного участка. — Вспомогательные сооружения не являются объектами недвижимого имущества в контексте статьи 130 ГК РФ Новый критерий (признак) недвижимого имущества: наличие самостоятельного (отдельно от земельного участка) назначения объекта

Критерии недвижимого имущества, сформулированные судебной практикой Такие сооружения, как мини-футбольное поле и футбольное поле, представляют собой улучшения земельного участка, заключающиеся в приспособлении его для удовлетворения нужд лиц, пользующихся участком. Названные сооружения не являются самостоятельными недвижимыми вещами, а представляют собой неотъемлемую составную часть земельного участка, на котором они расположены Постановление Президиума ВАС РФ от 28. 05. 2013 N 17085/12 по делу N А 32 -29673/2011 (дело Радзиевского)

Критерии недвижимого имущества, сформулированные судебной практикой В связи с тем, что упомянутые сооружения не являются вещами, на них не может быть зарегистрировано вещное право — право собственности. Применительно к статье 135 Гражданского кодекса Российской Федерации их юридическая судьба и принадлежность определяются по принадлежности соответствующего земельного участка. Постановление Президиума ВАС РФ от 28. 05. 2013 N 17085/12 по делу N А 32 -29673/

Критерии недвижимого имущества, сформулированные судебной практикой Сам по себе факт государственной регистрации прав на такие объекты за третьими лицами ущемляет интересы собственника земельного участка, и потому суд вправе дать этим объектам иную квалификацию и не применять к отношениям сторон правила о недвижимых вещах Постановление Президиума ВАС РФ от 28. 05. 2013 N 17085/12 по делу N А 32 -29673/

Градостроительное законодательство, законодательство о регистрации прав Основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: — документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; — правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Федеральный закон от 21. 07. 1997 N 122 -ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» , ст. 25.

Градостроительное законодательство, законодательство о регистрации прав Выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования Градостроительный кодекс Российской Федерации Ст. 51 ч. 17 п.

Критерии недвижимого имущества, сформулированные судебной практикой Право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав. Постановление Президиума ВАС РФ от 24. 09. 2013 N 1160/13 по делу N А 76 -1598/

Критерии недвижимого имущества, сформулированные судебной практикой По мнению судов, ограждение является объектом капитального строительства вспомогательного назначения, что предполагает его отнесение к категории недвижимого имущества. Однако термин «объект капитального строительства» является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию «объект недвижимого имущества», имеющую иную отраслевую принадлежность, объем и содержание. Постановление Президиума ВАС РФ от 24. 09. 2013 N 1160/13 по делу N А 76 -1598/

Критерии недвижимого имущества, сформулированные судебной практикой Поскольку требование о государственной регистрации прав установлено лишь в отношении недвижимости как категории гражданского права, вывод о необходимости распространения в отношении того или иного объекта капитального строительства соответствующего правового режима может быть сделан в каждом конкретном случае только с учетом критериев, установленных приведенными нормами Гражданского кодекса. Постановление Президиума ВАС РФ от 24. 09. 2013 N 1160/13 по делу N А 76 -1598/

Критерии недвижимого имущества, сформулированные судебной практикой Вывод: Сформулирован дополнительный критерий недвижимости — способность выступать в гражданском обороте в качестве самостоятельного объекта гражданских прав

Возможные последствия для правоприменения Ограничение сферы действия норм статей 35, 36 Земельного кодекса РФ, статьи 273 Гражданского кодекса РФ: Возведение на земельном участке только вспомогательных объектов, даже при наличии государственной регистрации права собственности на них, не влечет возникновения права на приобретение в собственность участка в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса. Постановление Президиума ВАС РФ от 19. 03. 2013 N 12668/12 по делу N А 21 -6529/

Боголюбов С. А. Земельное право: Учебник для бакалавров. М. : Юрайт-Издат, 2013. Ерофеев Б. В. Земельное право: Учебник для вузов. М. : Юрайт, 2012. Иконицкая И. А. Земельное право Российской Федерации. М. : Норма, 2012. Крассов О. И. Земельное право: Учебник. М. : Норма: ИНФРА-М, 2012. Улюкаев В. Х. , Чуркин В. Э. , Нахратов В. В. , Литвинов Д. В. Земельное право: учебник. М. : Частное право. 2010.

Адиханов Ф. Х. Соотношение норм гражданского права и норм земельного права в регулировании земельных отношений в условиях рынка земли // Государство и право. 2001. № 1. Волков Г. А. Принципы земельного права России. М. , 2005. Грось Л. А. О сопоставлении понятий «гражданское законодательство» , «гражданское право» , «земельное законодательство» и вещных правах на земельные участки // Журнал российского права. 2002. № 9.

Новиков К. А. Понятие недвижимого имущества в гражданском законодательстве // Вестник ВАС РФ. 2014. № 5 Кузнецов М. Связь земли и здания- ключевой признак недвижимости // Хозяйство и право. 2013. № 11. Тараданов Р. А. К вопросу о допустимости придания вспомогательным зданиям, строениям, сооружениям статуса недвижимого имущества // Вестник ВАС РФ. 2014 г. № 6.

Суханов Е. А. О понятии недвижимости и его влиянии на иные гражданско-правовые категории // Суханов Е. А. Проблемы реформирования Гражданского кодекса России: избр. труды 2008 -2012 гг. М. ,

1. Постановление Президиума ВАС РФ от 17. 01. 2012 N 4777/08 по делу N А 56 -31923/2006 2. Постановление Президиума ВАС РФ от 28. 05. 2013 N 17085/12 по делу N А 32 -29673/2011 3. Постановление Президиума ВАС РФ от 24. 09. 2013 N 1160/13 по делу N А 76 -1598/






3.Понятие и значение принципов земельного права. Виды и содержание: принципов охраны и использования земель; принципов, связанных с правом граждан и их объединений на землю; принципов государственного управления землей; принципов, связанных с землей, как с объектом недвижимости.




1. Предмет земельного права. Предметом любой отрасли права выступает обособленная группа общественных волевых отношений, выделяемых в зависимости от наличия особого объекта общественных отношений либо по признаку особого субъектного состава, либо определения особой сферы жизнедеятельности общества и др. выступает обособленная группа общественных волевых отношений, выделяемых в зависимости от наличия особого объекта общественных отношений либо по признаку особого субъектного состава, либо определения особой сферы жизнедеятельности общества и др. Соответственно могут быть выделены гражданские, административные, трудовые отношения. В рамках этой схемы могут быть обособлены и земельные отношения, так как здесь имеется свой самостоятельный объект – земля. Соответственно могут быть выделены гражданские, административные, трудовые отношения. В рамках этой схемы могут быть обособлены и земельные отношения, так как здесь имеется свой самостоятельный объект – земля.


Земля – один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей – ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).


По площади земель Россия обладет самым обширным в мире земельным фондом в 1709,8 млн га. Земли используются для разнообразных целей. Более половины всех земель приходится на лесные площади, которые составляют 1046,3 млн. га, или 62% земель РФ, и лишь 8,9%, или 190,3 млн. га используется под пашню. Такая разница объясняется главным образом природно-климатическими условиями страны, ее географическим положением. В силу этих же причин неравномерно осваиваются земли. Основная нагрузка приходится на земли европейской части России, где сконцентрировано промышленное производство, развивается сельское хозяйство и наиболее интенсивно расселяются люди.


Земельное право – самостоятельное направление правового регулирования, которое сформировалось в связи с выделением интересов по справедливому распределению земель между субъектами права, рациональному использованию и охране земель в процессе общественного развития в самостоятельную категорию. Своей целью земельное право ставит конструирование такой модели поведения людей, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель для удовлетворения экономических и неэкономических потребностей с учетом сохранения земель как части единой экосистемы Земли и условия дальнейшего развития общества.


Земельные отношения – предмет земельного права. Они представляют собой юридически значимые связи, взаимозависимое между субъектами права, возникающие в процессе их взаимодействия и касающиеся использования земель, приобретения прав земельные участки, распоряжения землями, охраны земель, государственного управления в области использования и охраны земель. Везде, где отношения между субъектами права складываются по поводу земель, земельных участков, независимо от того, какими нормативными актами регулируются эти отношения, следует говорить о возникновении земельных отношений. Везде, где отношения между субъектами права складываются по поводу земель, земельных участков, независимо от того, какими нормативными актами регулируются эти отношения, следует говорить о возникновении земельных отношений.


Отношения, возникающие по поводу земли, земельные отношения, характеризуются триединством целей и задач: 1) обеспечение наиболее рационального использования земель; 2) охрана земель; 3) обеспечение земельных прав и предусмотренных законом интересов граждан и юридических лиц.


Предметом земельного права выступают следующие виды земельных отношений: 1. Отношения собственности, вещные и иные права на землю; 2. Экономические земельные общественные отношения; 3. Договорные земельные отношения, предметом которых выступают земельные участки; 4. Отношения, связанные с управлением земельными ресурсами; 5. Отношения в сфере использования земель (земельных участков); 6. Отношения по защите законных земельных прав и земельных интересов граждан и юридических лиц;


7. Отношения, связанные с возмещением потерь сельскохозяйственного производства и потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные земли; 8. Организационно-правовые отношения в сфере охраны земель; 9. Охранительные земельные отношения, вытекающие из охранительной функции права.


Отношения собственности, вещные и иные права на землю Именно они образуют государственно-правовую основу земельного строя Российской Федерации. Сущность его представлена провозглашенным Конституцией РФ разнообразием форм собственности (частной, государственной, муниципальной и других форм собственности) и равновеликой защитой всех форм и видов собственности. Содержание права собственности определяется правомочиями собственника по владению, пользованию и распоряжению земельными участками. В процессе реализации отношений собственности определяются объекты права федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности, виды собственности и установленный земельным законодатель­ством порядок разграничения объектов права собственности. В связи с расширением сферы применения вещных и иных прав на землю земельным правом и иными отраслями законодательства закрепляется порядок приобретения и прекращения таких, например, прав, как права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права срочного безвозмездного пользования, публичного или частного сервитута, права аренды на земельный участок. Заглавную роль здесь играют отношения собственности на землю. Отношения по приобретению, прекращению и переходу вещных и иных титульных прав на землю являются производными от права собственности на землю.


Экономические земельные общественные отношения Они носят многоплановый характер и могут складываться в сфере взимания земельного налога, арендной платы за пользование земельным участком, расчета нормативной цены земли, рыночной или кадастровой стоимости земельного участка. Экономические отношения фрагментарно присутствуют в сфере возмещения убытков, потерь сельскому хозяйству в случаях изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а также в случаях ограничения прав собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и в иных предусмотренных законом случаях.


Договорные земельные отношения, предметом которых выступают земельные участки Это качественно новый вид земельных общественных отношений, возникший в ходе проведения земельной реформы. Они представляют собой комплексный правовой институт как земельного, так и гражданского права, при этом основные формы, виды существенные условия договоров определяются гражданским правом, а содержательная часть договора (цена, сроки, права и обязанности, договорные виды ответственности) определяется требованиями земельного законодательства.


Отношения, связанные с управлением земельными ресурсами (управленческие земельные отношения). Ими определяется система, структура и правомочия федеральных органов исполнительной власти как общей, так и специальной компетенции. Особое значение в управленческих отношениях имеют основные направления их деятельности, т. е. функции управления. Поэтому определение содержания этих функций, правовые механизмы их реализации составляют приоритетную задачу действующего земельного законодательства.


Отношения в сфере использования земель (земельных участков) В процессе их правового регулирования земельным законодательством устанавливаются общие принципы землепользования, обязательные требования к использованию земельных участков, а при необходимости запреты и ограничения в целях обеспечения их рационального и эффективного использования, а также обеспечения государственных и муниципальных интересов. Достижение этих целей во многом определяется содержанием прав и обязанностей собственников, владельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков, а также их неукоснительным исполнением. При государственном регулировании данных отношений может ограничиваться правосубъектность участников отношений по землепользованию, к примеру, субъектов права сельскохозяйственного землепользования.


Отношения по защите законных земельных прав и земельных интересов граждан и юридических лиц Как самостоятельный вид земельных отношений вытекают прежде из ст. 2 Конституции РФ и последующего развития норм земельного законодательства. Земельный кодекс РФ (ст. 5963) закрепляет судебный порядок признания земельных прав и интересов граждан, порядок восстановления нарушенных земельных прав, порядок возмещения причиненных при этом убытков и потерь, а также устанавливает основные гарантии защиты земельных прав на земельный участок как для граждан, так и для юридических лиц.


Отношения, связанные с возмещением потерь Эти земельные отношения по своему содержанию являются имущественными отношениями. В то же время они обособлены и отличаются от охранительных тем обстоятельством, что возмещение данных потерь, в случаях изъятия земельных участков или ограничение прав собственников, землевладельцев, землепользователей, и арендаторов земельных участков при изъятии их для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основе актов государственных органов исполнительной власти или муниципальных органов (органов местного самоуправления) и не образуют состава земельного правонарушения.


Организационно-правовые отношения в сфере охраны земель Этот вид отношений не следует смешивать с управленческими отношениями, поскольку они связаны с проведением мероприятий по восстановлению нарушенных земельных участков, проведению, в частности, работ по рекультивации земель, проведению гидротехнической, культурно-технической и иной мелиорации, проведению работ, направленных на предотвращение ветровой и водной эрозии, переувлажнению и заболачиванию земельных участков и т. п.


Охранительные земельные отношения, вытекающие из охранительной функции права Носят комплексный характер, поскольку они связаны с применением мер юридической ответственности, предусмотренных нормами не только земельного, но и уголовного, административного, трудового, гражданского и других отраслей российского законодательства.


Система и структура – архитектурно-конструктивные основы земельного права. Система относится к предметной характеристике земельного права и, по сути, отражает систему регулируемых этим правом общественных отношений. относится к предметной характеристике земельного права и, по сути, отражает систему регулируемых этим правом общественных отношений.Структура отражает вертикальное построение права. Каждая отрасль (подотрасль) права, будучи элементом в системе национального права, обладает внутренней структурой. отражает вертикальное построение права. Каждая отрасль (подотрасль) права, будучи элементом в системе национального права, обладает внутренней структурой.


Структурные единицы земельного права - Основная структурная единица- правовая норма, или принятое в установленном порядке и обязательное для соблюдения правило поведения соответствующих субъектов по отношению к земле. Совокупности правовых норм объединяются и образуют правовые институты по признаку однородности регулируемых общественных отношений.


Институты земельного права объеденины в общую и особенную части. Институты общей части содержат нормы, имеющие общее для всей отрасли значение. К таковым можно отнести институт собственности на землю, институт землепользования, институт государственного управления, институт правовой охраны земель, институт юридической ответственности. Критерием выделения институтов особенной части признается принадлежность земельного участка к той или иной категории земель. Соответственно к ним относятся институты земель сельскохозяйственного назначения, поселений, земель промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, водного и лесного фондов, земель запаса. Каждый из этих институтов объединяет нормы, устанавливающие правовой режим соответствующей категории земель.

правовых норм. Такими формами могут быть правовой обычай, судебный и административный прецедент, нормативный акт и нормативный договор. В силу различных специфических условий развития в правовых системах государств могут существовать все или лишь некоторые из источников права. В зависимости от этого принято различать англосаксонскую и континентальную системы права. В первой, которая действует в Великобритании, США, Канаде, Индии и некоторых других странах, наряду с нормативным актом и договором обычай и судебный прецедент играют важную роль в системе правового регулирования. В странах с континентальной системой права (Европа) обычай и судебный прецедент присутствуют в незначительной степени или отсутствуют совсем. Однако общей тенденцией развития права является усиление роли закона в правовом регулировании общественных отношений. В российской системе права источниками права являются писаные законы - нормативные акты и нормативные договоры. В качестве источников права признаются также решения Конституционного Суда РФ, а также обычай в случаях, установленных законодательством. Можно сказать, что в России господствует континентальная система права, но при условии, что судебные, арбитражные и административные прецеденты, в том числе обобщенные в постановлениях высших судебных органов, не признаваемые источниками права, практически создают обычаи, традиции судебной, арбитражной и административной практики. Благодаря этому они играют большую роль в правовом регулировании отношений внутри государства, придавая законодательству определенную интерпретацию. В качестве источника права обычай признается Гражданским кодексом. На основании обычая также регулируются отношения по использованию природных ресурсов малочисленными народами на территориях традиционного природопользования.

Выбор редакции
Все, кто любит синенькие, должны обратить свое внимание на этот простой рецепт и обязательно приготовить это вкусное кушанье для сытного...

1343 11.07.12 Есть в Италии город Болонья, основанный 510 году до н. э. - кулинарная столица страны. За глаза Болонью называют...

В осенне-зимний период, брокколи — это замечательный продукт для приготовления свежих, но в тот же момент, сытных вегетарианских блюд....

Рецепт приготовления супа с овсяными хлопьями: Куриную грудку промыть и разрезать для удобства на средние куски. Положить курицу в...
ПОДЕЛИЛИСЬ Расклад показывает состояние человека в настоящее время и его ближайшее будущее. Автор расклада - Ляйсан Smaragd. Первая...
Расклад применяется, если надо сделать выбор между двумя или несколькими возможными вариантами. Рассмотрим сначала ситуацию с двумя...
Меню - основа ресторанного бизнеса. Это не просто список блюд, которые подают в заведении, а способ предложить посетителю то, что ему...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...