Жизнь после смерти с точки зрения библии. Куда попадает душа после смерти человека


Как свидетельствует Священное Писание, евреи на протяжении сотен лет придерживались библейского понимания смерти души и тела. «Учение о бессмертии души опущено в Моисеевом законе… хотя… Казалось бы, что столь существенный для религии принцип мог быть поведан путем откровения избранному народу Палестины в самых ясных выражениях и что он мог бы быть безопасно вверен наследственной священнической расе Аарона» .

Однако положение начало меняться после Вавилонского пленения и утверждения канона (списка Ветхозаветных книг) при Ездре, после последнего ветхозаветного пророка Малахии (около 400 года до Р. Хр.). Тогда «в Иерусалиме мало-помалу образовались две знаменитые секты — саддукеи и фарисеи. Первые из них, состоящие из самых зажиточных и самых выдающихся членов общества, строго придерживались буквального смысла Моисеева закона и из чувства благочестия отвергали бессмертие души как такое учение, которое не имеет поддержки в содержании священных книг, считавшихся ими за единственное основание веры. А фарисеи присовокупляли к авторитету Священного Писания авторитет преданий, и под именем преданий принимали некоторые умозрительные положения, заимствованные от философии или от религии восточных народов… так как фарисеи, благодаря строгости своих нравов, успели привлечь на свою сторону большинство иудейского народа, то бессмертие души сделалось преобладающим убеждением синагоги» . Итак, понятие бессмертия души пришло в ветхозаветную церковь из философии и религии языческих народов, ее окружавших. Но благодаря появлению и деятельности Христа и апостолов, молодая новозаветная христианская церковь отвергла это языческое учение, не имеющее под собой никаких оснований в Ветхом Завете. Однако, по мере распространения проповеди Евангелия в церковь пришло много греков, через которых начинает действовать дьявол, который еще первым людям Адаму и Еве в Едеме пообещал: «…нет, не умрете… но… будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4—5). С тех пор лжеучение о бессмертии души врагом рода человеческого продолжало насаждаться с невероятным упорством. Понятие бессмертия души было сильно развито в греческой философии, последователи которой хотели научить людей не бояться смерти, которую они называли «роковым ударом, прекращающим нашу жизнь и избавляющим нас от житейских невзгод». «Они пришли к убеждению, что, так как ни одно из свойств материи не может быть применено к деятельности ума, то, стало быть, человеческая душа есть такая же субстанция, которая отлична от тела, чиста, несложна и духовна, что она не может подвергаться разложению и доступна для гораздо более высокой степени добродетели и счастия после того, как она освободится от своей телесной тюрьмы… философы, шедшие по стопам Платона, вывели весьма неосновательное заключение: они стали утверждать не только то, что человеческая душа бессмертна в будущем, но и то, что она существовала вечно, и стали смотреть на нее как на часть того бесконечного и существующего самим собою духа, который наполняет собой и поддерживает вселенную» . Воспитанные на этой философии греки, приняв христианство, привнесли в него понятие о бессмертной душе. И если в первые 100—200 лет это вызывало многие протесты, то к 4 веку по Р. Хр. даннаядоктрина окончательно вошла в церковь. Это также облегчалось тем, что, кроме греков, все народы — от населения Африки до славян — верили в бессмертие души как в один из неотъемлемых элементов язычества. У каждого народа были и свои понятия о царстве мертвых, аде: у египтян — Дуат, у вавилонян — «Страна без возврата», у греков — царство Аида; рае: у хеттов — Куммии, у скандинавов — Валгалла и т. д. В мифах народов мира описываются понятия ада и рая таким образом, что их трудно отличить от христианских. Учение об аде окончательно утвердилось в 533 году по Р. Хр. на церковном соборе в Византии под руководством императора Юстиниана Первого. Позже католическая церковь разрабатывает учение о чистилище, о котором мы уже писали. Можно было бы много писать о языческих корнях догмата о бессмертии души у разных народов, но мы остановимся на русских. К тому же это, думаю, представляет больший интерес, чем, скажем, у англов или франков.

Древняя Русь приняла христианство от Византии, а вместе с ним и положение о бессмертии души, уже утвердившееся в христианской религии. Это понятие не только не вызвало вопросов, но напротив, было принято с радостью как вполне привычное для языческой Руси. Вскоре эта доктрина приобрела черты, присущие русским обычаям. Вот что пишет о русском язычестве крупнейший исследователь славян, археолог академик Рыбаков Б. А. в своей книге «Язычество древних славян»: «Одно из таких погребений наблюдал на Волге у средневековых славян в 922 году арабский дипломат Ибн-Фадлан. Он оставил очень подробное описание этого… ритуала и записал диалог арабского переводчика с одним из русских купцов, выявляющий идеологическое обоснование сожжения покойников… Русский обратился к арабу-переводчику: «Вы, о, арабы, глупы! Воистину вы берете самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в землю, и съедают его прах и гнус и черви… А мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас». Рай русских, обиталище душ умерших… где-то высоко-высоко… Рай (крий, вырий) — это чудесный сад, находящийся где-то в далекой солнечной стране… Оказавшись в раю-вырии, души умерших могут невидимо для людей прилетать оттуда к друзьям и врагам и напоминать о себе» . «Общеизвестны… обряды, связанные с культом предков и поминовением усопших на радуницу. К приему душ предков торжественно готовятся: топят им баню (это отмечено еще источниками 12 века), моют хату, готовят обрядовые кушанья и вспоминают умерших… Душам предков откладывают часть ритуальной еды» . «С другой стороны… представление о душах умерших, которые могут кружиться над близкими людьми, над местом погребения (до сорокового дня после смерти)».

Как видим, поминовение усопших на сороковой день, оставление еды на могилах для их душ, рассказы о встречах с душами умерших близких — все это пришло к нам из язычества и не имеет с Библией ничего общего. Мы также знаем, что при отправлении обряда погребения усопших «на лоб умершего возлагается венчик с изображением Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи с надписью «Святый Боже» в знак того, что умерший как христианин… умер с надеждой… получить венец на небесах… на руки ему полагается крест или какая-нибудь икона…» . Кроме того, в гроб кладется молитва к Богородице. Этот обряд, хотя и считается сугубо христианским, также пришел из язычества, из Египта». Подготовленное таким образом тело тщательно бинтовалось крест-накрест невероятно длинными бинтами из королевского льна. На них, а также на капюшонах и на саванах из керамической нити, размещались магические надписи и амулеты, чтобы не дать телу последовать за душой» . «На лоб покойного клали магические папирусные свитки» .

Учение о бессмертии души открыло широкие двери спиритизму, магии, колдовству, не имеющих, на первый взгляд, никакого отношения к церковным отступлениям. Сколько людей были обмануты бесами, являвшимися к ним под видом их умерших близких! Сколько ложных чудес совершалось и совершается с помощью этого! От учения Христа к спиритизму привело многие церкви отступление от Евангельской истины о душе и смерти. Сегодня нередко пытаются библейскую основу подвести под лжеучение о бессмертии души, ссылаясь на описанный в Библии случай, когда отошедший от Бога царь Саул приходит ночью к колдунье: «И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему… тогда Саул сказал слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу ее. И отвечали ему слуги его: здесь в Аэндоре есть… волшебница» (см. 1 кн. Царств 28 глава). Саул отправился тайно к волшебнице и попросил вывести ему тень Самуила, чтобы спросить его, что же будет с ним, с Саулом. И далее описан спиритический сеанс: явился дух, похожий на Самуила, и предрек смерть Саулу и его сыновьям. Если вырвать этот текст из общего контекста Библии, то действительно, создается впечатление, что душа Самуила явилась к Саулу. Что же Библия говорит об этом, и как понимать приведенный случай? В книге Откровение 21:8 записано, что Бог уничтожит «…чародеев, и идолослужителей… в озере, горящем огнем и серою…». Чародеев, т. е. колдунов, волшебников, магов, которые с Богом ничего общего не имеют и иметь не могут, и которые являются представителями силы сатаны.

«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы… войти в город… А вне — псы и чародеи…» (Откр. 22:14—15).

Кто же явился Саулу под видом Самуила? Ответ вытекает из всего контекста Библии — бес, агент сатаны. То же происходит и на современных спиритических сеансах, когда люди вопреки воле Божьей, так ясно выраженной в Его Слове, добровольно идут на чужую территорию — территорию дьявола, и получают утешение при мысли, что беседуют со своими умершими родственниками или с Богом, Которого на этих сеансах нет и быть не может.

И еще одно место в Библии используют сторонники лжеучения о бессмертии души, ада и рая: притча, записанная в Евангелии от Луки 16:19—31. Прочитайте ее, уважаемые читатели. Мы же поясним, что сам жанр притчи — это аллегория, а не историческое реальное повествование, например, в ней представлен рай и ад таким образом, что люди с обеих сторон могут общаться и обращаются с просьбой не к Богу, а к Аврааму. Также в притче упомянута просьба мучащегося богача к Лазарю, чтобы тот «прохладил язык» ему. По учению ряда конфессий в аду мучаются души, как известно, не имеющие физического тела, следовательно, и языка. Почему Христос рассказал притчу с такой именно ситуацией? Может быть, Он хотел подчеркнуть, что ад и рай существуют, и бессмертные души мучаются в аду? Но гореть и мучиться, как уже было подчеркнуто, бесплотные души не могут. Эту притчу Иисус рассказал, чтобы показать, как это явствует из всего контекста главы, что после смерти человека его участь изменена быть уже не может, и что никакое чудо не заставит человека принять в свою жизнь Спасителя, если у него нет веры.

Что нас ждет после смерти? Есть ли жизнь после смерти? Что будет с нами после смерти? Куда мы попадем после смерти? Каждый из нас хотя бы раз в своей жизни задавал себе этот вопрос. Большинство из нас ответа на эти вопросы так и не нашло. Многи просто отмахиваются от этих мыслей. Ежедневная суета не оставляет нам времени на размышления, но время от времени вопрос возникает опять…

Мнения разделились. Одни уверены в том, что после смерти ничего нет, другие в реинкарнацию , третьи вообще не верят ни во что… И собственно не важно верите вы в жизнь после смерти или нет, то что должно будет случится с вами — сбудется, хотите вы этого или нет. И что с нами будет знает только Бог. Но уже сейчас, только от вас, от вашего образа жизни зависит где вы будете после смерти.

Само понятие смерти в христианстве делится на два этапа, первый — физическая смерть, (Иез 18:20 ) и вторая — абсолютная (Откр 20:12-15 ) . Смерть — возмездие за грехи (Рим 6:23 )

Рай. В Библии упоминаются три неба (2Кор 12:2 ) . А где же первые два и что за третье небо? Вероятно первое небо это не что иное, как атмосфера (Быт 1:20 ) , второе небо это космос (Быт 1:14-18 ) и наконец третье небо это престол Божий, духовный мир, (Пс 10:4 ; Пс 102:19 ; Деян 7:49-50 ) Рай… (2Кор 12:4 )

Ад . Упоминания данного места в Библии более чем предостаточно. Для перевода еврейского слова шеол русская Библия использует несколько слов: «ад» или «преисподняя», «гроб» и «могила». Читая тексты со словом «шеол», можно прийти к единственному выводу: это место как для грешников, так и для праведников, другими словами, — это место, где оказывается каждый умерший человек (Еккл 9:10 ; Ис 38:18 ; Иов 7:9-10 ) . В книгах Нового Завета мы видим ту же самую картину. Русская Библия употребляет слова «ад» и преисподняя» для перевода греческого «гадес» (Лк 10:15 ; Мф 16:18 ; Деян 2:31 ; 1Кор 15:55 ; Откр 1:18 ) . Новый Завет так же утверждает, что все умершие праведники и грешники, дейстивтельно, никаким образом не живы, но находятся в могилах (1Кор 15:23 ) . Таким образом, книги и , и утверждают, что любой умерший человек находится в шеоле = гадесе , проще говоря, лежит в могиле, зарыт в землю. И это состояние всех умерших будет продолжаться вплоть до того момента, когда «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» (1Фесс 4:16 ) . В этот величайший момент истории Вселенной воскреснут умершие во Христе. Они воскреснут в новом, духовном теле. Прочитайте, как непостижимо и потрясающе будет это воскресение (1Кор 15:44-54 ) . Однако мёртвые грешники останутся лежать в земле и будут вызваны к смерти только через тысячу лет. Пожалуйста, будьте особо внимательны к словам: не воскрешение грешников, а оживление. Воскресить – значит, ввести в Вечную Жизнь, как воскресший Христос вошёл в Небо. А оживить – значит просто дать некоторую возможность дышать и думать. Основное указание на это действие Божие находится в 20-й главе книги «Откровение» (Откр 20:1-15 ) . Имено тогда разгорится огонь Ада, та самая геенна огненная, о которой говорил Иисус, где будет «плачь и скрежет зубов» (Мф 5:22,29 ; Мф 10:28 ; Мф 23:15-33 ; Мф 13:42,50 ; Мк 9:47 ; Ис 66:24 ). Все оживлённые в прежних своих телах грешники будут брошены в этот огонь, который будет гореть так же и в наказание дьяволу и его ангелам (Откр 19:20 ; Откр 20:10,15 ). И это смерть будет навечной.

Другое (до боли знакомое) более распространенное мнение о аде, это те самые «9 кругов ада» , «адские сковородки» , вобщем место в котором черти и бесы, свита сатаны мучает грешников до страшного суда. Более мягкий вариант, подобие «чистилища» . Микро-суд происходит после смерти на так называемых мытарства , после чего и решается участь души.

Не вяжется в отношении ада и мук только одно — сами мучения. Бог любит нас, Бог любит прощать, а не наказывать. Мы дороги ему (1Кор 6:20 ) . Часто слышны разговоры о жестокости Бога. В эти моменты многие забывают о том, кто нас искушает, кому выгодно, что бы Бог выглядел именно в таком свете. Никакие муки Богу удовольствия принести не могут. А понятие вечного ада придумано дьяволом, чтобы представить характер Бога в неверном свете.

Дорогие мои братья и сестры (после этих слов многое подумали о ) , подавляющее большинство из нас умеют читать, Библия написана не вчера, более того все с детства знают что такое хорошо и что такое плохо. Давайте не будем лукавить и искать лазейки, оправдывая наши поступки. Никакие доводы не оправдывают не угодные Богу деяния. «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк 6:31 ) . Настоящий христианин не боится смерти.

Переселение душ, реинкарнация (греч. ρε-, «снова» + греч. ενσάρκωση, «воплощение»), метемпсихоз (греч. μετεμψύχωσις, «переселение душ») - группа религиозно-философских доктрин, согласно которым бессмертная сущность живого существа (в некоторых вариациях - только людей) перевоплощается снова и снова из одного тела в другое. Эту бессмертную сущность в различных традициях называют духом или душой, «божественной искрой», «высшим» или «истинным Я»; в каждой жизни развивается новая личность индивидуума в физическом мире, но одновременно определённая часть «Я» индивидуума остаётся неизменной, переходя из тела в тело в череде перевоплощений. В ряде традиций существуют представления о том, что цепь перевоплощений имеет некоторую цель и душа в ней претерпевает эволюцию. Представление о переселении душ присуще не только ряду религиозных систем, но встречается также в отрыве от какой-то религиозной системы (в личном мировоззрении).
Слово «Ад» происходит от др.-греч. Ἅδης - Гадес (могила, место захоронения умерших) или Аид, слово, используемое в Септуагинте для передачи еврейского слова שאול, Шеол и усвоенное . Ад - в понимании некоторых религиозных деноминаций (традиционные христианские конфессии, зороастризм, ислам) - посмертное место наказания грешников. Как правило противопоставляется раю и ассоциируется с состоянием мучительного страдания.
Чисти́лище (пургаторий), согласно католическому вероучению, - место, где души умерших грешников очищаются от неискуплённых при жизни грехов. Догмат о чистилище был введён в католицизме в 1439 г., и подтверждён в 1562. Согласно учению Римско-католической церкви о чистилище, крещёный человек, совершивший грех и получивший прощение или совершивший «простительный» грех, остающийся неотпущенным, как правило, подвергается «временному» наказанию здесь или в будущей жизни. Человек, умерший добрым христианином, однако отягощённый бременем подобных грехов, попадает в чистилище, то есть туда, где души претерпевают страдания за прегрешения, что даёт им впоследствии возможность попасть на небеса. Согласно учению Западной церкви, эта истина подтверждается Писанием (2Мак 12:43-45 ). Поскольку возможно приносить за умерших умилостивительную жертву, это должно означать, что их души не пребывают ни в аду, ни в раю, так как достигшие спасения не нуждаются в молитвах живых, а осуждённым на вечное проклятие такие молитвы не помогут. Таким образом, считается, что души умерших пребывают в таком месте, где молитвы ещё могут им помочь «разрешиться от греха».
Воздушные мытарства - в Православии препятствия, через которые должна пройти каждая душа на пути к престолу Божию для частного суда. По этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют бесы - нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. Бесы предоставляют список грехов, относящихся к данному мытарству (список лжи на мытарстве лжи и т. п.), а ангелы - добрые дела, совершённые душой при жизни. В случае, если добрые дела перевешивают злые - душа проходит к следующему испытанию. Если количество злых дел превышает добрые, и ангелам нечего предъявить для оправдания души, бесы уносят душу в ад. Когда же ангелы представят добрые дела к оправданию души и злые духи припомнят столько же грехов к её осуждению и будет равновесие, тогда побеждает человеколюбие Божие. Тем же милосердием Божиим восполняется иногда недостаток добрых дел против преобладающего количества злых. Список добрых дел ведётся ангелом-хранителем, который даётся каждому человеку при крещении, список грехов ведёт бес, посылаемый сатаной к каждой душе для того, чтобы приводить человека к грехопадениям.

В романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго», в большой мере автобиографическом, приемный отец и позже тесть Юрия Живаго, профессор Петровской академии Александр Александрович Громеко, в диалоге с Юрием Живаго говорит: «Вы не понимаете, что можно быть атеистом, можно не знать, есть ли Бог и для чего Он, и в то же время знать, что человек живет не в природе, а в истории, и что в нынешнем понимании она основана Христом, что Евангелие есть ее обоснование. А что такое история? Это установление вековых работ по последовательной разгадке смерти и ее будущему преодолению… Двигаться вперед в этом направлении нельзя без некоторого подъема. Для этих открытий требуется духовное оборудование. Данные для него содержатся в Евангелии».

Смерть является общим врагом людей, поэтому во все времена человек пытался ответить на вопрос: что такое смерть и возможно ли ее преодолеть? История человеческого рода – это история постоянных попыток разгадать тайну смерти и победить ее.

Что же происходит с человеком после смерти? Существует ли жизнь после смерти? Является ли смерть последней и роковой участью человека?

Служение Иисуса Христа, которое Он совершал на земле, заключалось именно в том, чтобы «освободить тех, кто всю свою жизнь из-за страха смерти пребывал в рабстве» (Евр. 2:15, перевод под ред. М.П. Кулакова). В Евангелии Иисус представляет ободряющую весть утешения и ясно отвечает на все вопросы относительно смерти.

Мы рассмотрим основные из существующих взглядов на вопрос о том, что происходит с человеком после смерти.

Традиционный взгляд на посмертное состояние человека

Многие люди испокон веков придерживались версии классического дуализма: человек состоит из смертного тела и бессмертной души. Согласно этому убеждению материальная часть – тело – после смерти подвергается тлению, а духовная – душа – продолжает существовать. Это убеждение привело к следующему определению: смерть – это отделение бессмертной души от смертного тела.

История возникновения и раз-витие веры в бессмертие души

Истоки возникновения этого небиблейского учения уходят в Эдемский сад. В момент искушения, когда дьявол в образе змея предложил Еве вкусить запретный плод, она ответила ему: «…плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но… будете как боги…» (Быт. 3:2-5).

Ложь дьявола «нет, не умрете» (Быт. 3:4) не канула в веках, она видоизменялась и впоследствии приняла форму верования, согласно которому душа человека, в отличие от тела, бессмертна и неуничтожима. Вера в бессмертие души бытовала в языческих религиях практически всех древних народов. Так, например, древние египтяне полагали, что человек состоит из тела и нескольких духовных субстанций, которые продолжают жить после его смерти. Бессмертие этих субстанций считалось гарантированным, пока тело оставалось нетронутым тлением. Именно поэтому древние египтяне мумифицировали тела умерших и строили пирамиды, которые должны были послужить надежной защитой захоронения.

Сатана весьма преуспел в пропаганде лжи: «Нет, не умрете». Вера в бессмертную душу присуща почти всем религиям, а также оккультистам всех мастей, ведь бессмертие души проповедуют медиумы, ясновидящие и экстрасенсы.

Несмотря на то, что вера в бессмертную душу противоречит Священному Писанию, такой взгляд на человеческую природу стали разделять и большинство христиан на протяжении веков. Это небиблейское учение пришло в христианство во времена Августина (354-430 гг. н.э.) из древнегреческой философии. Платон считал душу неуничтожимой, поскольку она является несотворенной, вечной субстанцией. Тело – темница души, где она заключена на время. В момент смерти душа высвобождается из этой темницы и продолжает свое существование в нефизическом мире.

Методы сатаны изменялись, но цель осталась прежней: заставить людей поверить в то, что они являются бессмертными «как боги» (Быт. 3:5).

В Священном Писании дан четкий критерий, как отличить истину от ложных учений: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20). Что же говорит Господь в Своем откровении о состоянии человека после смерти?

Что есть душа человека?

Первое важное библейское высказывание, необходимое для правильного понимания человеческой природы, находится в книге Бытие: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Как сказано в тексте, при творении Бог создал Адама и Еву из «праха земного». Это образное выражение подразумевает сотворение тела человека. Однако тело было безжизненным. Лишь после того как Бог «вдунул в лице человека дыхание жизни», Адам стал «душою живою».

Обратите особое внимание: в этом тексте сказано, что при сотворении человек не был наделен бессмертной душой, отдельной сущностью, обособленной от тела, а «стал душою живою». Соединение тела с «дыханием жизни» сделало Адама «душою живою», дышащим существом.

Библейскую формулу живого человека можно записать следующим образом: прах земной (безжизненное тело) + дыхание жизни (дыхание Бога) = душа живая (живая личность) .

Чтобы понять, как Библия трактует слово «душа», рассмотрим употребление древнееврейского слова «нэфэш», которое переводится как «душа».

В Ветхом Завете рассказывается, как Авраам, отправляясь в Ханаан, «взял… с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего… и всех людей (нэфэш), которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую» (Быт. 12:5). Как мы видим древнееврейское слово «нэфэш» – это люди.

Далее читаем, что в Египет с патриархом Иаковом пришли семьдесят душ: «Всех душ (нэфэш) дома Иаковлева, перешедших в Египет, семьдесят» (Быт. 46:27). В данном случае слово «душа» (нэфэш) и живой человек – это синонимы.

Итак, в Библии слово «душа» обозначает не бесплотную и бессмертную сущность, но всего человека в целом, включая и тело. Библия провозглашает нераздельность природы человека: человек или живая душа – это нераздельная совокупность тела и дыхания жизни.

Более того, в Библии слово «душа» (нэфэш) употребляется также и по отношению ко всем живым существам. Вот как в Библии описывается процесс сотворения животного мира: «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу (нэфэш) животных…» (Быт. 1:21).

Что общего у человека и животных? В отличие от растений и у тех, и у других присутствует одно и то же жизненное начало – «дыхание жизни», которое вдохнул Творец и Жизнедатель. Это ясно указывает, что «душа» – это вовсе не некая бессмертная субстанция, но «живое существо».

Что происходит с человеком в момент смерти?

В Библии мы находим множество ясных высказываний относительно смерти.

Оглашая приговор ослушавшемуся Адаму, Бог сказал: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). В другом месте сказано: (Еккл. 12:7).

Что же происходит с душой, т.е. с человеком? В книге пророка Иезекииля сказано: «… душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:3,4). Душа умирает в момент смерти! Душа не является бессмертной, но перестает существовать в момент смерти, поскольку дыхание жизни покидает тело.

В момент смерти происходит процесс, обратный творению человека. Этот процесс мы можем выразить так: душа живая (человек) – дыхание жизни = мертвая личность. Когда Бог вдохнул в человека дыхание жизни, тот стал живой душой. Прекращение дыхания приводит к смерти человека или души.

Библейские авторы вполне осознанно писали, что душа умирает, что ее губят или истребляют. Так, например, пророк Валаам говорит: «Да умрет душа (нэфэш) моя смертью праведников…» (Чис. 23:10). В описании завоеваний Иисуса Навина часто повторяется фраза: «…и поразил… всё дышащее (нэфэш)…» (Ис.Нав. 10:28). То есть, поражены все души, все люди. Моисей в свою очередь дает повеление: «…убивший человека (нефэш) и прикоснувшийся к убитому, очиститесь…» (Чис.31:19, см. Чис. 35:15,30; Ис.Нав. 20:3,9).

В этих библейских стихах уничтожение тела человека рассматривается как уничтожение души, как смерть души. Поэтому и говорится: «умрет душа», «убить душу» или «поразить душу».

Не существует духовной субстанции, которая традиционно называется «душой», обладающая сознанием, чувствами, эмоциями и способная жить вне тела, как утверждают сторонники бессмертия души.

О смерти человека в Библии сказано: «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:4). Поскольку после смерти «исчезают все помышления», зна¬чит нет и никакой души, продолжающей сознательное существование вне тела. Если бы мыслительный процесс, который обычно ассоциируется с душой, протекал и после смерти тела, то помыслы праведников не исчезали бы. Они могли бы помнить о Боге, общаться с Ним и славить Его. Однако в Библии сказано, что после смерти невозможно прославление Бога: «Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс. 6:6). Об этом же сказано в книге пророка Исаии: «Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя» (Ис. 38:18,19).

Яркое описание состояния умерших дает мудрый Соломон: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают… любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем» (Еккл. 9:5,6); «…в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:10). В этих стихах смерть представлена как полное прекращение всякого бытия.

Что представляет собой дыхание жизни?

Относительно смерти в книге Екклесиаст сказано: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7). Сторонники учения о бессмертии души утверждают, что «дух» или «дыхание жизни» и есть нематериальная бессмертная душа, которая в момент смерти отделяется от тела и возвращается к Богу. Однако нигде в Священном Писании «дух» или «дыхание жизни» не отождествляется с бессмертной душой.

Термин «дух» является переводом древнеев-рейского «руах» и его новозаветного эквивалента «пнеума». Давайте посмотрим, в каком значении используется слово «руах» в разных местах Библии.

В книге Иова сказано: «Дух (руах) Божий создал меня, и дыхание (нешамах) Вседержителя дало мне жизнь» (Иов. 33:4). Обратите внимание, выражения «дух Божий» и «дыхание Вседержителя» – тождественные понятия, они употребляются взаимозаменяемо, поскольку оба относятся к дару жизни, которым Бог наделяет Свои творения.

В другом случае Иов говорит: «Доколе еще дыхание мое во мне и дух (руах) Божий в ноздрях моих, не скажут уста мои неправды, и язык мой не произнесет лжи!» (Иов. 27:3,4). В данном случае человеческое «дыхание» приравнено к Божественному «духу». Дыхание человека рассматривается как жизнь, которая поддерживается Божьим духом.

Из этих и подобных им текстов видно, что обладать дыханием жизни или духом жизни вовсе не значит иметь бессмертную душу. Дыхание жизни – это лишь дар жизни, искра жизни, данная людям и животным на период их земного бытия.

Что же тогда означает выражение, «а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7)? Гибель людей во время всемирного потопа, о котором говорится в Библии, описана следующим образом: «И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле... все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих и на суше, умерло» (Быт. 7:21,22). Описывая смерть, Иов утверждает: «Если бы Он (Бог)... взял к Себе дух (руах) ее и дыхание ее, вдруг погибла бы всякая плоть и человек возвратился бы в прах» (Иов. 34:14,15).

Из этих стихов следует, что выход дыхания жизни из тела и возвращение его к Богу – ничто иное как метафора смерти, связанная с прекращением процесса дыхания.

Как мы выяснили ранее, слово «душа» в Библии употребляется для обозначения людей и животных. Следовательно, между смертью человека и смертью животного не должно существовать различий. Об этом ясно сказано в книге Екклесиаст: «Потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание (руах) у всех, и нет у человека преимущества перед скотом» (Еккл. 3:19). Здесь определенно указывается, что жи¬вотные обладают тем же духом, какой дается людям. О морских животных псалмопевец говорит: «…отнимешь дух (руах) их – умирают и в персть свою возвращаются» (Пс. 103:29). Вряд ли кто-то станет утверждать, что дух, который Бог отнимает у животных в момент смерти, заключает в себе сознание, личностные качества или бессмертную сущность. Почему же человеку приписывается такое качество, как бессмертная душа?

Как понимал смерть Иисус? Вот что сказано о последних минутах жизни Христа, когда Он висел на кресте: «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лк. 23:46). Выражение «испустил дух» означает прекращение жизни. Христос не восходил к Отцу на небо после смерти. Это подтверждают слова, сказанные Христом Марии Магдалине после воскресения: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: “восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему”» (Ин. 20:17).

Какую надежду предлагает Библия?

Мы выяснили, что ни душа, ни дух не являются некой духовной субстанцией, способной жить после смерти. Древнееврейские и древнегреческие слова, передающие в оригинале слово «душа», «дух» и «дыхание», встречаются в Библии 1700 раз. Однако ни в одном случае не говорится о душе, духе или дыхании как о бессмертной сущности, способной осознанно существовать вне тела.

Выражение «бессмертие души» отсутствует в Писаниях. Слово «бессмертие» встречается лишь дважды в Новом Завете. Первый раз это слово упоминается в отношении Бога: «…блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие» (1 Тим. 6:15,16). Бессмертие в Биб¬лии представлено исключительно как Божественный атрибут, а не как качество, присущее человеку. Если смерть – это не прекращение существования, а лишь переход в другую его форму, тогда смерти практически нет, тогда люди – бессмертные существа, подобные богам. Но это совсем не так! Учение о бессмертии души - это отзвук древнего обмана змея: «нет, не умрете, но… будете как боги…» (Быт. 3:4,5). Бессмертием обладает только Бог.

Второй раз слово «бессмертие» употреблено в отношении смертной природы, которая будет облечена в бессмертие при воскресении праведников в момент Второго пришествия Христа: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:53,54). Бессмертие – это исключительный дар Божий, который получат верующие при возвращении Христа, а не естественное свойство души человека. Священное Писание называет смерть врагом, с которым будет покончено только в финале земной истории при Втором пришествии Христа: «В пришествие Его… последний же враг истребится – смерть» (1 Кор. 15:23,26).

Человек не является бессмертным по природе, но он может стать бессмертным. Бог предлагает дар вечной жизни, поэтому христиане призваны уповать на воскресение из мертвых в теле.

Негативные последствия учения о бессмертии души

Вплетение платоновского взгляда на природу человека в христианское учение породило множество ложных учений. Давайте рассмотрим некоторые мифы, порожденные доктриной о бессмертии души, и последствия этих заблуждений.

1. Учение о непрекращающихся муках в огне ада

Небиблейское определение смерти способствовало возникновению ошибочной веры в то, что душа сразу после смерти попадает либо в рай, либо в ад, где, согласно этому бесчеловечному учению, Бог истязает грешников всю вечность.

Сторонники учения о бессмертии души истолковывают слово «ад» как место обитания душ умерших грешников, продолжающих сознательное существование после смерти. Однако древнееврейское слово «шеол» (преисподняя, ад) в Ветхом Завете и древнегреческое слово «хадес» (ад) в Новом Завете используются исключительно для обозначения могилы, места упокоения мертвых, а не наказания нечестивых. Например, патриарх Иаков отвечает своим сыновьям, которые упрашивают его взять младшего сына Вениамина с собой в Египет: «…не пойдет сын мой с вами; потому что брат его умер, и он один остался; если случится с ним несчастье на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во гроб (шеол)» (Быт. 42:38). В этом случае слово «шеол» означает могилу.

Более того, в Библии указывается, что в ад (шеол) отправляются все – и верующие, и неверующие. «Всему и всем – одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому… как добродетельному, так и грешнику…» (Еккл. 9:2). Этот текст ясно показывает, что как благочестивые люди, так и нечестивые после смерти уходят в одно и то же место: они успокаиваются в могиле.

Понятие об аде как месте, где грешники всю вечность испытывают непрекращающиеся муки, было заимствовано из греческой мифологии. Согласно Библии, нет сейчас места, которое называют «адом» и где наказывают грешников после смерти. Каждый человек получит реальное воздаяние за свои поступки только после Суда Божьего и Второго пришествия Христа. Воздаянием будет либо вечная жизнь, либо вечное небытие, а вовсе не вечные муки в «адском пламени». Так, например, Иисус предлагал сделать выбор между полным уничтожением и вечной жизнью: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель (Погибель - от др. греч. «аполейа», которое также означает «разрушение, уничтожение») , и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13, 14). Здесь Иисус противопоставляет путь, ведущий к погибели (полному уничтожению), и тернистый путь, ведущий к жизни в Небесном Царстве.

Значение древнегреческого слова «хадес» в Новом Завете совпадает со значением слова «шеол» в Ветхом Завете. Оба слова обозначают могилу.

Апостол Иоанн в книге Откровение говорит о грядущей победе над смертью: «И смерть и ад повержены в озеро огненное…» (Откр. 20:14). «Смерть и ад» в этом тексте используются как синонимы. Озеро огненное имеет символический смысл, поскольку смерть и ад являются абстрактными понятиями и не могут быть брошены в огонь или поглощены им. С помощью этого образного языка Иоанн провозглашает окончатель¬ное уничтожение смерти и могилы. Если бы под словом «ад» подразумевалось некое «адское пламя», то каким образом оно может быть повержено в озеро огненное?

Учение о вечных муках противоречит пророчеству о новом мире, о котором сказано, что «ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4). Если бы агонизирующие грешники остались вечной реальностью в обновленной Божьей Вселенной, как апостол Иоанн осмелился бы утверждать, что «ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет»? Вечные муки требуют наличия бессмертной природы от рождения. Однако Священное Писание говорит нам, что мы не обладаем бессмертной душой.

2. Умаление жертвы Иисуса Христа

Вера в бессмертие души способствовала появлению доктрины о чистилище, месте, где души мертвых очищаются в муках временного наказания за грехи, чтобы потом взойти в рай. Учение о «чистилище» утверждает, что для оправдания и полного спасения человека необходимо еще очищение огнем «чистилища». Но это учение противоречит основополагающему учению Евангелия, согласно которому только «кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1:7). Пролитой за нас, грешников, Христовой крови достаточно для оправдания верующего. Принятие жертвы Христа должно быть осознанным решением, а очищение от греха происходит только при жизни человека.

3. Учение о ходатайственной роли Девы Марии и святых

Вера в то, что в момент смерти души святых возносятся в рай, способствовала развитию представлений о заступнической роли Девы Марии и святых, а также о почитании их мощей. Души святых, согласно этому учению, ходатайствуют перед Богом за живых и умерших грешников. Поэтому многие христиане молятся Деве Марии и святым о защите и спасении. Однако подобная практика вступает в противоречие с библейским учением о том, что «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). В Новом Завете сказано, что «мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника» (1 Ин. 2:1). «Сей (Иисус Христос), как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:24,25).

Библия говорит, что «нет праведного ни одного… потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:10,23). Только о Боге сказано: «Ты един свят» (Откр. 15:4). «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой… отделенный от грешников и превознесенный выше небес» (Евр. 7:26). Соответственно, заступником за людей перед Богом, согласно Библии, может быть только воскресший и вознесшийся живой Иисус Христос, единственный праведник, умерший за нас и имеющий право представлять Свои заслуги перед Отцом Небесным. Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Будучи людьми, Дева Мария, апостолы и мученики сами спасались искупительной кровью Христа и сами нуждались в Его посредничестве.

Библия учит, что все умершие находятся в могиле и после смерти уже не принимают участия в земных делах. Это значит, что просить о милости и заступничестве необходимо у единого истинного Первосвященника – Иисуса Христа.

В Библии также сказано, что живые не могут как-нибудь помочь умершим, «ибо каждый понесет свое бремя» (Гал. 6:5). Здесь, на земле, Бог отводит нам время для покаяния и исправления. После смерти нет покаяния и прощения, поэтому молитвы за умерших лишены какого-либо смысла. За смертью не следует ни блаженство рая, ни муки ада, а только бессознательный покой до дня возвращения Христа.

Материалистический взгляд

Рассмотрим еще одно распространенное представление о смерти – атеистическое. Материалистический взгляд понимает смерть как полное и безвозвратное окончание жизни. Ученые-материалисты считают, что смерть необходимо воспринимать как естественную данность, поэтому нет необходимости искать решение проблемы смерти. «Тревожиться о том, что нас не будет, все равно, что тревожиться о том, что нас когда-то не было». Такого мнения придерживаются многие люди, отрицающие существование Бога.

Этот взгляд противоречит не только библейскому учению, но и основному устремлению человеческого сердца.

Физическая смерть: естественное или противоестественное явление?

Как бы нас ни убеждали, что смерть – естественное явление, если мы прислушаемся к своей природе, то обнаружим в себе стремление к непрекращающейся жизни. Смерть – чужда, противоестественна нашей природе. Ее мы воспринимаем как трагедию. Смерть страшит нас: если за порогом жизни – только небытие, то и сама жизнь бессмысленна. Поэтому что-то внутри нас противится этому, нормальный человек не может смириться со смертью.

Л.Н. Толстой в своей «Исповеди» писал: «То, что противится этому переходу в ничтожество (небытие), наша природа есть ведь только эта самая воля к существованию, составляющая нас самих, как и наш мир… То, что мы так хотим жить – означает только, что мы сами не что иное, как это хотение жизни, и ничего не знаем, кроме него».

Толстой подметил, что в нашей природе заложена воля к существованию, а не к умиранию: «мы сами – не что иное, как хотение жизни». Если бы люди действительно были только существами, которым суждено умирать, если бы смерть была естественным состоянием человека, люди не испытывали бы страха перед смертью и подобно животным не томились бы бессмысленностью жизни. Мечта о бессмертии присуща человеческому сердцу.

Русский философ Николай Бердяев писал: «Я никогда не мог примириться ни с чем преходящим, временным, тленным, существующим лишь на короткий миг… Несчастье человека, как сказал однажды Карлейл, происходит от его величия, от того, что в нем есть бесконечное, от того, что ему не удается окончательно похоронить себя в конечном… И во мне есть сильный бунт против власти конечного».

Люди во все времена задавались вопросом: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» (Иов. 14:14). Как сказал однажды датский философ Сёрен Кьеркегор: «Человек всегда подспудно борется с лукавой, всеизмышляющей силой, с недремлющим, вечно бодрствующим врагом, с пережившим всех старцем – временем». У человека всегда было это неугасимое желание остановить бегущее движение времени; человек всегда мечтал, как бы запрудить плотину навстречу стремительно несущемуся потоку бытия. Человек всегда искал эликсир жизни и молодости.

В романе Достоевского «Братья Карамазовы» Иван Карамазов говорит своему брату Алексею: «Разуверься я в порядке вещей, убедись даже, что всё – напротив, беспорядочный, проклятый и может быть бесовский хаос, порази меня хоть все ужасы человеческого разочарования, – а я все-таки захочу жить и уж как припал к этому кубку, то не оторвусь от него… Я спрашивал себя много раз: есть ли в мире такое отчаяние, чтобы победило во мне эту исступленную и неприличную, может быть, жажду жизни, и решил, что, кажется, нет такого... Жить хочется…»

Нелегко, даже невозможно выдуть из человека ураган бунта против конечного. Жажда бесконечного - естественна и неискоренима в человеке. Человек может убедить себя в том, что смерть – это его удел, человек может своей волей сознательно парализовать, заглушить в себе жажду жизни – этот вечный зов нашей природы. Собственно, в этом и была всегда задача человеческой мудрости: смирить «непокорную» душу человека! Но никак не уничтожить в человеке влечение к непрекращающейся жизни. Никогда человек сердцем не примет, что он был создан Богом для смерти, что пришел в этот мир для того, чтобы умереть.

Учитывая это внутреннее состояние человека, следует спросить самих себя: откуда в нас это противление и эта неутолимая жажда жизни? Почему человек, сталкиваясь с превратностями жизни, снова и снова ищет разгадку тайны смерти и ее преодоления? Почему сегодня тратятся огромные деньги и прилагаются неимоверные усилия на изобретение средств, продлевающих жизнь и отодвигающих момент смерти? О чем свидетельствуют попытки клонировать человека и хранить умерших замороженными?

Вот, что говорит Священное Писание о природе человека: «Все соделал Он прекрасным в свое время и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» (Еккл. 3:11).

С древнееврейского выражение «вложил мир» дословно переводится как «вложил вечность». Человек был создан Богом для того, чтобы жить вечно, в природе человека заложена воля к существованию. Вот почему мы испытываем потребность в бесконечной, непрекращающейся жизни.

В Библии сказано о завершении творческого процесса следующее: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма…» (Быт. 1:31). Абсолютное совершенство творения подразумевало, что помимо прочего такое уродливое явление как смерть не будет омрачать бытие жителей земли. Таким образом, смерть представлена в Библии как нечто противоестественное, противное Богу, а не как запущенный Им естественный процесс.

Однако выражение «вложил вечность» (Еккл. 3:11) не подразумевает бессмертия души. Бессмертие не было присуще человеческой природе от сотворения, человек лишь имел возможность стать бессмертным.

Бог запретил Адаму вкушать от дерева познания добра и зла и к запрету добавил предостережение: «…в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17). Смерть не была неминуемой, жизнь была дана для жизни. Если бы человек не согрешил, то смог бы тем самым получить бесконечную жизнь. Однако вследствие непослушания и грехопадения смерть пришла в мир, «ибо возмездие за грех – смерть» (Рим. 6:23). С тех пор человечество ищет разгадку смерти и ее преодоления.

Русский философ Лев Шестов писал: «Там, где по свидетельству нашего опыта и разумения, кончаются все возможности, где, по нашему пониманию, мы упираемся в стену абсолютно невозможного, где со всей очевидностью выясняется, что нет никакого исхода, что все навсегда кончено… разум, не желая признаваться в своем бессилии, призывает к покорности... Остается только глядеть и холодеть, и люди должны прекратить всякие домогательства, попытки исканий и борьбы... Научное объяснение всех этих явлений не только не спасает и не утешает, но, наоборот, унижает человека, приравнивая его к камням или геометрическим фигурам... Разве против тягостной реальности – как бы страшно оно ни было – негде и не у кого, не нужно искать защиты?»

«Мы, – утверждает Шестов, – не слепые, которых насмешливая или бессильная судьба загнала в лес и оставила без проводников, а существа, которые должны искать сквозь мрак и страдания… Необходимо найти какой-то фундаментальный способ решения проблемы смерти, и победу над смертью...»

Какой ответ дает Бог на извечную проблему смерти, на отчаяние, с которым человек сталкивается перед лицом неизбежной смерти?

Ответ Бога на проблему смерти

В ответ на бунт человека против конечного, в ответ на самую главную потребность человека – жажду непрекращающейся жизни – со страниц Библии звучит откровение Того, Кто сотворил человека и дал особый смысл его существованию.

Вот какой ответ дает Бог на проблему смерти в Библии. В Священном Писании сказано: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряньте и торжествуйте, поверженные в прахе: …земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19). Здесь описывается одно из самых ярких событий – воскресение из мертвых. Надежда, которую дает Библия, превосходит самые смелые мечты людей.

В Священном Писании есть немало пророчеств о победе над смертью. Вот еще несколько библейских обетований: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц…» (Ис. 25:8); «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их…» (Ос. 13:14), – говорит Господь.

Иисус Христос также неоднократно говорил о воскресении из мертвых. Вот одно из самых ясных Его заявлений на эту тему: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5:25).

Христианская вера в то, что «оживут мертвые тела» (Ис. 26:19) возникла не из стремления выдать желаемое за действительное и не из философских выкладок, как это произошло с концепцией бессмертия души. Вера в воскресение основывается на том факте, что подобное событие уже имело место – это вос¬кресение из мертвых Иисуса Христа.

Воскресение и вознесение Христа является убедительным свидетельством триумфа над смертью и могилой, а также залогом и гарантией воскресения всех Его последователей. Иисус оставил обетование: «…ибо Я живу, и вы будете жить» (Ин. 14:19). В Новом Завете утверждается, что тела верующих так же, как и тело Христа, будут возвращены к жизни: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11).

Апостол Павел заверяет нас: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших... Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15:20,22,23). Своей смертью Христос искупил человека, а Своим воскресением дал человеку надежду на воскресение и жизнь вечную.

Та же сила, которая зажигает звезды и поднимает волны, та же сила, которая сформировала тела первых людей – Адама и Евы, та же самая сила воскресила Иисуса Христа. Эта же сила воскресит каждого «умершего во Христе» в славный день Его Второго пришествия. Верить в воскресение человека в физическом теле – значит верить во всемогущество Бога, которому все подвластно.

На Голгофе и во время Своего воскресения Христос одержал победу над самым могущественным врагом – смертью, «вырвал ее жало». Поэтому апостол Павел восклицает: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:55). Христос «разрушил смерть» (2 Тим. 1:10). Христос говорит о власти над смертью: «…и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1:18).

Отныне могила – поверженный враг. Вопреки утверждению, что смерть – незыблемый закон, сегодня, в век отчаяния и безысходности, с новой силой звучат торжественные слова Иисуса Христа, Спасителя мира: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий, живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (Ин. 11:25,26). Смерть больше не является приговором, верующий может без страха смотреть ей в лицо.

В Библии смерть представлена как сон. О смерти Лазаря Иисус сказал: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин. 11:11). Увидев, что Его не поняли, Иисус «сказал им прямо: Лазарь умер» (Ин. 11:14). Подобно тому, как Христос воскресил Лазаря, во время Второго пришествия произойдет «пробуждение», когда Христос вернет к жизни спящих праведников. «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2).

Некоторые верующие, чьи близкие и любимые умерли, предавались из-за этого скорби. Поэтому апостол Павел дает им наставление: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним… Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами» (1 Фес. 4:13-18).

Две участи: вечная жизнь и вечная погибель

В Своей Нагорной проповеди Иисус говорил об «узких вратах, ведущих в жизнь», и широких путях, «ведущих в погибель» (Мф. 7:13,14). Иисус противопоставляет две участи человека: вечная жизнь и вечная погибель.

Бог предлагает жизнь вечную как дар каждому человеку. Любой человек в здравом рассудке будет счастлив узнать, что могила – не конец. Однако печальный факт состоит в том, что некоторые упорно не желают расстаться с болезнью греха и неверия. О подлинной причине того, почему людей постигнет ужасная участь вечного небытия, сказано в книге пророка Исайи: «Потому что Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне» (Ис. 65:12).

Смерть - не проблема для Бога – Он в состоянии воскресить человека. Но Бог не может помочь человеку, который отказывается принять спасение. Отвергнувшие Христа и Его дар вечной жизни умрут без надежды на воскресение, хотя Христос приготовил для них другую участь.

Апостол Павел писал: «Умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: «во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе». Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6:1,2).

Сегодня у каждого из нас еще есть возможность принять бесценную жертву Христа. Перед нами выбор: вечная погибель или вечная жизнь в присутствии Бога. Какой выбор сделаете вы? Если вы еще не приняли Христа как Своего Спасителя, сделайте это прямо сейчас!

Что говорят о смерти мировые религии и обычаи укоренившиеся в обществе людей? Кто несёт ответственность за ложные учения о смерти и как Библия помогает избавиться от ложных представлений о смерти ? Книга — Думай и Богатей!

Ложное представление о смерти

На протяжении всей истории человечества людей озадачивала и устрашала мрачная перспектива смерти. Страх перед смертью подогревался ложными
вероучениями, а также популярными обычаями и укоренившимися представлениями людей.

Этот страх может лишать человека радости жизни и подрывать его уверенность в том, что в жизни есть смысл.

Помните, что Бог сказал первым людям об их будущем? «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Бытие 1:28). Какая замечательная перспектива!

2. Ложное учение. Люди умирают потому, что Бог забирает их к себе.

Одна 27-летняя мать, умирая и оставляя троих детей, сказала католической монахине: «Не нужно мне говорить, что это воля Божья… Я ненавижу, когда
мне это говорят» . Да, многие религии учат, что Бог забирает людей к себе, чтобы они были там, где он.

Действительно ли Бог так жесток и навлекает на людей смерть, хотя знает, что для нас это большое горе? Нет, Бог Библии не может так поступать.

В 1 Иоанна 4:8 говорится, что «» . Обратите внимание: здесь не сказано, что Бог проявляет любовь или ему присуща любовь, но что он есть любовь.

Божья любовь настолько сильна, чиста и совершенна, она столь неотъемлемая часть его личности и всех его дел, что Бога можно назвать самим олицетворением любви. Нет, Бог не забирает людей к себе, чтобы они были там, где он.

По вине ложной религии многие заблуждаются относительно того, где и в каком состоянии находятся умершие. Рай, ад, - эти и подобные понятия либо невразумительны, либо откровенно наводят ужас.

В Библии же, напротив, говорится, что мёртвые находятся в бессознательном состоянии, которое во многом сходно со сном (Екклесиаст 9:5, 10; Иоанна 11:11-14).

Поэтому нам не стоит волноваться о том, что будет с нами после смерти, так же как мы не волнуемся о ком-то, кто крепко спит. Иисус предсказывал время, когда «все находящиеся в памятных склепах» (Иоанна 5:28, 29; Луки 23:43).

3. Ложное учение. Бог забирает к себе маленьких детей, чтобы сделать их ангелами.

Элизабет Кюблер-Росс, проводившая наблюдение за неизлечимо больными людьми, обратила внимание на то, о чём обычно говорят верующие. По поводу
одного случая она писала: «Как не мудро говорить ребёнку, потерявшему братика, что Бог очень любит малышей, поэтому он забрал Джонни на небо».

Подобные слова искажают представления о Боге, а также никак не согласуются с чертами личности Бога и с его поступками. Д-р Кюблер-Росс продолжает: «Когда эта девочка выросла, она не могла избавиться от чувства негодования по отношению к Богу. А через тридцать лет, когда она потеряла маленького сына, чувство горечи переросло в депрессивный психоз».

Нужно ли Богу отбирать у родителей ребёнка, чтобы сделать его ещё одним ,- как будто Богу этот ребёнок нужен больше, чем его родителям?

Если бы Бог действительно забирал детей к себе, то это было бы жестоко и эгоистично. Библия же, напротив, говорит, что «любовь от Бога» (1 Иоанна 4:7).

Может ли любящий Бог быть причиной трагедии, с которой трудно смириться любому порядочному человеку?

Чем же объяснить смерть детей? Ответ частично находится в книге Екклесиаста 9:11: «Время и случай для всех их».

А в Псалме 50:7 сказано, что все люди грешны и несовершенны начиная с момента зачатия, и поэтому все в конце концов умирают по той или иной
причине. Иногда смерть постигает младенца ещё в утробе матери, и он рождается мёртвым.

Другие дети умирают в результате плохих условий жизни или несчастного случая. Бог не виноват в их смерти.

4. Ложное учение. Некоторых после смерти ожидают муки.

Многие религии учат тому, что грешники после смерти попадают в ад, где их ожидают вечные муки. Согласуются ли эти учения со здравым смыслом и с
Библией? Люди живут в среднем 70-80 лет. Даже если кто-то всю жизнь совершал страшные злодеяния, будет ли справедливо мучить его за это вечно?

Нет. Было бы крайне несправедливо мучить человека вечно за грехи, которые он совершал в течение своей короткой жизни.

Только Бог может открыть нам, что происходит после смерти, и он рассказывает об этом в своём Слове, Библии. Там говорится: «Как те [животные] умирают, так умирают и эти [люди], и одно дыхание у всех… Все идёт в одно место: всё произошло из праха и всё возвратится в прах» (Екклесиаст 3:19, 20).

Адское пламя здесь даже не упоминается. Когда человек умирает, он возвращается в прах, то есть перестаёт существовать.

Для того чтобы испытывать муки, человек должен быть в сознании. Находятся ли умершие в сознании? Библия даёт ответ: «Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению» (Екклесиаст 9:5). Умершие ничего не знают и не могут чувствовать никакой боли.

5. Ложное учение. Со смертью мы перестаём существовать навсегда.

Со смертью мы перестаём существовать, но не обязательно навсегда. Верный Богу Иов знал, что когда он умрёт, то будет в могиле. Но он всё же молился Богу:

«О, если бы Ты в преисподней [могиле] сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдёт гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне! Когда умрёт человек, то будет ли он опять жить? […] Воззвал бы Ты, и я дал бы Тебе ответ» (Иов 14:13-15).

Иов верил, что, если он останется верным Богу до смерти, Бог в своё время вспомнит о нём и воскресит его. В это верили все Божьи служители в древности.

Иисус сам подтвердил эту надежду, показав, что Бог через него будет воскрешать умерших. Христос заверил: «Настаёт час, в который все находящиеся в памятных склепах услышат его [Иисуса] голос и выйдут: кто делал добро - для воскресения жизни, а кто поступал порочно - для воскресения суда» (Иоанна 5:28, 29).

Вскоре Бог уничтожит всё зло и установит новый мир под правлением небесного Царства (Псалом 36:10, 11; Даниил 2:44; Откровение 16:14, 16).

Страха не будет

Надежда на воскресение, а также знание о том, кто воскресит людей, утешает. Иисус обещал: «И познаете истину, и истина освободит вас» (Иоанна 8:32).

Истина также освобождает от страха перед смертью. Иегова - единственный, кто может обратить вспять процесс старения и устранить смерть, даруя нам вечную жизнь. Можно ли верить обещаниям Бога? Да.

Потому что слово Бога всегда исполняется (Исаия 55:11). Узнавать больше о Божьих намерениях для людей.

В этом тебе могут помочь живущие в твоей местности.

Некоторые распространённые ложные представления о смерти

1. Смерть - естественное завершение жизни.

2. Люди умирают потому, что Бог забирает их к себе.

3. Бог забирает к себе маленьких детей, чтобы сделать их ангелами.

4. Некоторых после смерти ожидают муки.

5. Со смертью мы перестаем существовать навсегда.

Что говорит Библия о смерти

1. Затем Бог благословил их и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю, возделывайте её и господствуйте над морскими рыбами, над созданиями, летающими в небесах, и над всяким живым существом, которое передвигается по земле». Но не ешь с дерева познания добра и зла, потому что в день, в который съешь с него, непременно умрёшь» (Бытие 1:28; 2:17).

А потому, как через одного человека грех вошёл в мир, а через грех - смерть, и таким образом смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили… (Римлянам 5:12).

2. То всякая плоть лишится жизни и человек возвратится в прах (Иов 34:15).

А кроткие наследуют землю и насладятся обилием мира. Праведные наследуют землю и будут жить на ней вечно.  Небеса - небеса принадлежат Иегове,
а землю он дал сыновьям человеческим (Псалом 36:11, 29; 113:24).

3.  Вот, в беззаконии я был рождён в муках, и в грехе зачала меня мать. Благослови Иегову, о моя душа. О Иегова, мой Бог, ты очень велик. Ты облечён
в достоинство и великолепие. Делаешь своих ангелов духами, своих служителей - всепожирающим огнём (Псалом 50:7; 103:1, 4).

Также об ангелах он говорит: «Он делает своих ангелов духами и своих служителей - огненным пламенем. Не все ли они духи для служения,
посылаемые служить тем, кто унаследует спасение? (Евреям 1:7, 14).

4. Выходит дух его, и он возвращается в свою землю. В тот день исчезают его мысли (Псалом 145:4).

Живые знают, что они умрут, а мёртвые ничего не знают, и нет им больше вознаграждения, потому что память о них предана забвению. Всё, что может
делать твоя рука, делай, прилагая все силы, потому что в шео́ле - месте, куда ты пойдёшь,- нет ни работы, ни замыслов, ни знания, ни мудрости (Екклесиаст 9:5, 10).

Потому что плата греха - смерть, а дар Бога - вечная жизнь благодаря Христу Иисусу, нашему Господу (Римлянам 6:23).

5. Если умрёт человек, сможет ли он снова жить? Все дни моего рабства я буду ждать, пока не придёт моё освобождение. Ты позовёшь, и я отвечу тебе.
Ты затоскуешь по делу своих рук (Иов 14:14, 15).

ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ О СМЕРТИ = «Когда приходит смерть и забирает наших любимых, наш дом становится таким пустым и тоскливым» (Стивенс). Всякий, кто пережил смерть любимого, может подтвердить эти слова. Как нам справляться с утратой близкого человека? Какую помощь предоставляет нам Библия, когда мы пытаемся выбраться из бездны отчаяния? Прежде чем досконально ответить на эти вопросы, давайте разберём, что говорит о смерти Писание. Понять библейское учение о смерти чрезвычайно полезно. Христиане могут относиться к смерти не так, как другие люди, и правильное отношение поможет нам принять факт смерти и найти утешение. Библия учит, что смерть - это отделение духа от тела. Человек состоит из плоти и духа. В 1 Фес. 5:23 говорится о «духе и душе и теле» человека. «Дух» - это то, что вечно в человеке; «тело» - это физическая часть человека; «душа» - это, по крайней мере в этом отрывке, жизненная сила, то, что делает человека живым, даёт ему жизнь. (См. Мф. 10:28; 2 Кор. 4:16-5:8). Иаков писал: «тело без духа мертво» (Иак. 2:26; см. Еккл. 12:7). Духовная смерть - это разлучение с Богом (Еф. 2:1, 12), а вечная смерть - это вечное отделение от Бога (2 Фес. 1:7–9; см. Международное Библейское Общество; Российское Библейское Общество). Физическая смерть всех людей - это следствие греха Адама (Быт. 3:1–4, 22, 23; Рим. 5:12). Смерть отдельного человека необязательно является следствием его собственного греха; невинные умирают так же, как и виновные. Смерть приходит ко всем. В Евр. 9:27 говорится: «…Людям положено однажды умереть, а потом суд». Только те люди не умрут, которые будут ещё в живых, когда вернётся Христос (1 Кор. 15:51–53). Все великие люди Библии умерли: и Авраам, и Исаак, и Иаков, и Иосиф, и Моисей, и Давид, и Стефан, и Иаков - все, за исключением Еноха и Илии. Даже Иисус Христос, Сын Божий, умер (Фил. 2:8). В Еккл. 12 жизнь представлена ценной и хрупкой, а смерть неизбежной: «доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодцем» (Еккл. 12:6). Без всякого преувеличения, смерть настолько же естественна, насколько и жизнь. Как бы долго мы ни жили, смерть приходит скоро. Псалмопевец сказал: «Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс. 89:10; см. ст. 1–6; Иов 14:1). Иаков писал: «вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4:14). Ибо умирающему человеку, или человеку, теряющему любимого, почти всегда кажется, что смерть приходит слишком рано. К тому же, смерть часто приходит внезапно, когда её не ждёшь (Лк. 12:20). В Библии смерть называется «врагом» (1 Кор. 15:26). Слово «жизнь» используется метафорически в отношении Бога и добра, а «смерть» - в отношении зла (см. Втор. 30:19). В Ветхом Завете со смертью ассоциируются беззаконие (Пс. 17:5), болезнь (Пс. 29:3, 4), враги (Пс. 9:14) и несправедливость (Пс. 114:3). «Смерть изображается ненасытной (Авв. 2:5), как сила, поглощающая людей (Пс. 17:5, 6; Прит. 13:14), и как город, в котором заключены мёртвые (Иов. 38:17; Пс. 9:14)» (Беллис). Следовательно, смерть была не другом, которому всегда рады, а противником, которого нужно избегать. Когда христиан в первом веке предавали смерти за их веру, они не стремились к мученичеству. Павел сказал, что готов был «умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» (Деян. 21:13). Тем не менее, когда иудеи замышляли поймать и убить его, он избежал смерти, обратившись к кесарю (Деян. 25:1–11; см. также описание заговора в Деян. 23:12–33). Представление, что истинный верующий должен стремиться к мученичеству, чтобы быть благословлённым с избытком в жизни после смерти, чуждо библейскому учению. Библия учит тому, что жизнь драгоценна, а смерть - это прекращение жизни. Как следствие, лишение человека жизни последовательно осуждается (Быт. 4:8–11; 9:6). Закон Моисея гласил: «Не убивай» (Исх. 20:13). Убившие по неосторожности или непреднамеренно по Закону не подлежали смертной казни, но они всё равно несли наказание за то, что причинили смерть. Они должны были бежать в один из городов-убежищ и оставаться там до смерти первосвященника (Исх. 35:25). Новый Завет также запрещает убийство (Мф. 19:18; Рим. 13:9; Иак. 2:11; Отк. 21:8). С библейской точки зрения, жизнь настолько ценна, что сама мысль о самоубийстве должна быть отвергнута. Если взять содержание Библии - со всеми слабостями, несчастьями и греховностью её главных персонажей, - то удивительно, что текст фиксирует так мало самоубийств среди Божьего народа. Почему? Потому что человеческая жизнь ценна: люди сотворены по образу Божьему, и у нас нет права лишать жизни людей или даже лишать жизни самих себя! Для христиан, в отличие от некоторых культур в истории, самоубийство не может считаться достойным способом завершения жизни. Сегодня, как и в библейские времена, смерть любимого человека - это повод для скорби. Когда умер Иаков, скорбели и египтяне и израильтяне (Быт. 50:3, 10). Когда умер Лазарь, горевали члены его семьи и друзья (Ин. 11). Некоторые христиане считают, что скорбь или печаль по умершему другу или члену семьи свидетельствует о недостатке веры. В их понимании, идеальная реакция на смерть любимого человека - что-то вроде стоицизма, мужество, демонстрирующее отсутствие эмоций. Однако стоицизм был добродетелью у греков, а не у христиан. Когда умирает последователь Христа, христианам следует скорбеть. Павел писал: «Не хочу же оставить вас, братья, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (1 Фес. 4:13). Христиане скорбят; когда хоронили Стефана, мужи «сделали великий плач по нём» (Деян. 8:2; см. также Деян. 9:39). На могиле Лазаря «Иисус прослезился» (Ин. 11:35). То, что Новый Завет считает скорбь правомерной, выражено в словах «плачьте с плачущими» (Рим. 12:15; см. также Деян. 20:37, 38; Фил. 2:27). Хотя христианам позволено горевать, мы должны помнить, что смерть не является концом существования человека. Ветхий Завет содержит намёки на то, что умершие будут жить снова (2 Цар. 12:23; Иов. 14:7–14; Пс. 22:6; Еккл. 12:5–7), что умершие будут воскрешены к жизни (Дан. 12:2; 1 Цар. 2:6; Иез. 37:1–14) и что Бог, в конце концов, упразднит смерть (Ис. 25:8). Тот факт, что о смерти часто говорится как о «сне», подразумевает продолжение существования. Спящие рано или поздно просыпаются. Преображение Иисуса доказывает, что, хотя Моисей и Илия умерли задолго до того, они по-прежнему были живы в дни Иисуса (Мф. 17:1–5). Люди после смерти сохраняют свою индивидуальность (Лк. 16:19–31). Все мёртвые воскреснут (Ин. 5:28, 29), будут судимы и навечно попадут либо в рай, либо в ад (Мф. 25:31–46). В большинстве культур в истории человечества верили в загробную жизнь. Древние египтяне верили в жизнь после смерти и готовились к ней. Греки считали, что после смерти человек пересекает реку Стикс и отправляется в подземный мир, где будет награждён или наказан. Римляне рассматривали «жизнь как тюрьму, срок, который должен был отбыть дух, прежде чем сможет освободиться и занять своё место в славном Млечном Пути». Некоторые американские индейцы надеялись, в конце концов, отправиться в рай. Через Христа христиане смогут победить смерть. Христос освободил Своих учеников от рабства страха смерти (Евр. 2:14, 15; см. 2 Тим. 1:10). Христианин «перешёл от смерти в жизнь» (Ин. 5:24), он, «если и умрёт, оживёт» (Ин. 11:25, 26). Хотя Бог допускает, чтобы Его дети умерли и даже умерли мученической смертью (Деян. 7:52; 12:2; 22:4), верным Он даёт вечную жизнь (Отк. 6:9–11; 7:9–17). Наша надежда на вечную жизнь опирается на тот факт, что мы восстанем из могилы, одержав победу над смертью (1 Кор. 15:54–57) - победу, ставшую возможной благодаря воскресению Христа (1 Кор. 15:20–22). Бояться смерти естественно, ибо смерть - это путешествие, из которого никто не возвращается. Даже Иисус боялся умирать (Мф. 26:39). Но так как христиане будут жить снова, мы можем преодолеть страх смерти и сказать вместе с Павлом: «Ибо для меня жизнь - Христос и смерть - приобретение» и «разрешиться и быть со Христом… несравненно лучше» (Фил. 1:21, 23). Гонимым святым в новозаветные времена Иисус сказал: «Не бойся; Я… был мёртв, и вот жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Отк. 1:17, 18). Они черпали утешение из слов, подобных следующим: «блаженны мёртвые, умирающие в Господе… они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Отк. 14:13; см. Пс. 115:6). В конце концов, после суда Бог упразднит смерть, после чего праведники будут жить с Ним вечно в месте, где нет смерти. Своей смертью Иисус «лиши[л] силы имеющего державу смерти, то есть дьявола» (Евр. 2:14). Когда в день Господень мёртвые воскреснут, Его победа над смертью будет полной: «Последний же враг истребится - смерть» (1 Кор. 15:26). Тогда мы увидим исполнение слова написанного: «Поглощена смерть победою» (1 Кор. 15:54). Также «смерть и ад повержены в озеро огненное» (Отк. 20:14). А спасённые будут продолжать существовать на небесах, где «отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Отк. 21:4). Страх смерти понятен, но больше бояться нужно другого - вечной смерти. Иисус сказал: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Бояться нужно Бога (см. Еккл. 12:13); «судьба, которая хуже смерти», - это «смерть вторая» в аду (Отк. 20:14, 15). Когда христианин ставится перед выбором неповиновения Богу или гонения, правильной реакцией для него будет сказать, как сказали апостолы: «Должно повиноваться больше Богу, нежели людям» (Деян. 5:29). «Важно помнить, что цель сохранить собственную физическую жизнь любой ценой, преследуемая миром, не является наивысшей целью для христианина: послушание Богу и верность Ему при любых обстоятельствах намного важнее» (Грудем). ЗАКЛЮЧЕНИЕ В случае смерти утешение надо искать в Библии. Так как, в конце концов, христиане одержат победу над смертью, нам не нужно бояться смерти, а стоит ожидать награды, которая затем последует (см. Тим. 4:6–8). Понятно, что утешение, которое предлагает Библия, - только для христиан. Боб Хендрен хорошо сказал: «[В Фил. 1:23] Павел говорит о смерти как о "приобретении". Он может сказать это, потому что для него смерть означала больше Христа!…» Кто-то сказал, что этот отрывок лучше всего можно понять, если рассматривать его как уравнение, где «Ибо для меня жизнь» - это Х; «[для меня] смерть» - это Y. Если под Х подставить что угодно, кроме Христа, то для Y невозможно быть «приобретением». Посмотрите: Для меня жизнь - богатство; умереть означает потерять всё это. Для меня жизнь - власть; умереть означает потерять контроль. Для меня жизнь - удовольствие; умереть означает лишиться. Возьмите любую комбинацию, и всегда результат будет одинаковый. Пока жизнь для вас не означает Иисус Христос, смерть не может быть приобретением. Если мы хотим, чтобы смерть была приобретением, то мы должны обратиться к Христу и жить для Него.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...