Значение права в жизни человека и общества. Понятие и сущность права, его роль в жизни общества


«Роль права в жизни человека, общества, государства»

1 Ожидаемые результаты

Предметные:

В результате занятия обучающиеся

усвоят понятия: «закон», «право», «естественное право», «позитивное право», «нормативно-правовой акт», «подзаконный акт», «система права», «отрасль права», «институт права»;

смогут приводить примеры действия правовых норм;

поймут, каково основное назначение права в жизни человека, общества, государства;

смогут связывать права и обязанности гражданина перед государством и права и обязанности государства перед гражданином.

Метапредметные:

В результате изучения темы обучающиеся

приобретут умение воспринимать и оценивать различные подходы к пониманию права;

приобретут способность критически осмысливать информацию из разных источников.

Личностные:

В результате изучения темы учащиеся

осознают ценность права;

смогут занимать собственную аргументированную позицию по вопросу, в чем суть права;

смогут соотносить свои поступки с нормами права.

2 Место темы в системе учебных занятий

С темы начинается вторая глава, посвящённые изучению права. Знания о понятиях, введённых на уроке, будут расширяться по мере освоения следующих параграфов главы.

3 Оборудование и материалы

Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М. : Просвещение, 2014. § 8 . 2) Конституция РФ. 3) Конституция Республики Мордовия. 4) Портреты И. Канта, В.С. Соловьева. 5) Схемы: 1. «Норма права». 2. «Нормативно-правовой акт». 3. «Характеристика отраслей российского права». 4. «Система права». (Схемы распечатаны и перед уроком получены учащимися).

4 Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

Основное назначение права в обществе. В чём смысл понятия право. Естественное право.

Потребность в порядке и справедливости. Мера свободы.

Норма права. Закон.

Система законодательства.

Право и закон.

5 Опорные знания

Даты и события: 10 декабря 1948 года - Всеобщая декларация прав человека, 12 декабря 1993 года - принятие Конституции РФ, 21 сентября 1995 года - принятие Конституции Республики Мордовия.

Понятия: гражданин, государство, гражданство, права человека, основной закон государства, конституция, декларация, обязанности гражданина.

6 Организация учебной деятельности

Учитывая тот момент, что тема «Роль права в жизни человека, общества, государства» является первой в главе, целесообразно провести урок в форме изучения новой темы.

Варианты организации работы:

Комбинированный урок, включающий в себя объяснение учителя, самостоятельную работу обучающихся с материалами параграфа как индивидуально, так и в группах, работу со схемами, беседу.

Ход урока

Мотивационный блок.

В проведении мотивационной части занятия важным становится вступительное слово учителя и опора на знания учащихся, полученные в результате изучения тем «Правовое государство», «Гражданское общество и государство», «Участие граждан в политической жизни». Учитель напоминает о правовой связи каждого из присутствующих на уроке с государством (Российской Федерацией и Республикой Мордовией) и о правах человека. Учащиеся называют права человека.

В качестве мотивации можно предложить ситуацию выбора. Учитель, обращается к учащимся: В каком бы государстве вы хотели жить?

Можно сказать о своих опасения, связанных с тем, что у девятиклассников могло зародиться недоверие к «высоким материям», к общественно-политическим идеям и категориям. Вдруг, такое понятие как «справедливость права» кажется пустым звуком. Но, если спросить, в каком государстве вы хотели бы жить, вы непременно ответите: «в самом справедливом, в таком государстве, где обеспечиваются все права и свободы человека, где действует сильный закон, которому подчиняются и граждане и власть». Вы видите, вроде бы и не сложно понять, зачем нужно право. А можем мы назвать страну, в которой бы не сложилась система права? Учащиеся ответят, что такой страны нет.

Перед учителем стоит задача дать учащимся не только знания о правовом государстве, но и сформировать у них ценностные ориентиры. В этом плане целесообразно обратиться к высказыванию В.Гюго «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право».

Проблемный блок.

Учитель ставит вопросы: Как сделать так, что бы ничьи права и свободы не ущемлялись? Возможно ли установить меру ограничения прав и свобод? Имеется ли необходимость в ограничении чьих-либо интересов, прав и свобод? Например: то, что автомобилисты и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения (чтобы не было аварий, наездов, гибели людей и других неблагоприятных последствий), ограничивает их права или нет? Если ограничивает, то данные ограничение вредны или полезны человеку, обществу и государству. Данный отрезок занятия проводится в форме мозгового штурма. Все ответы записываются, а затем учащимся предлагается сделать вывод о регуляторах, определяющих меру свободы нашего поведения. В случае затруднений с формулировкой вывода, учитель просит учащихся обратиться к учебному материалу (с. 65-67), а также напоминает, что некоторые народы долгое время обходились без конституций и кодексов. Писаные законы им заменяли иные социальные нормы. Так, в Древнем Китае придавали первостепенное значение нормам ритуала, в арабских странах - религиозным нормам. Среди других регуляторов поведения людей широко распространены обычаи.

Учитель подчеркивает, что со временем именно право становилось более предпочтительным социальным регулятором. Право по возможности и необходимости вбирает в себя самые разные нормы. Общий характер (нормативность) и обязательность, подкрепленные авторитетом государства - основной признак и в то же время преимущество правовых норм.

Но есть и такое право, которое никем не создается и не «даруется». «Люди рождаются свободными и равными» эта формула выражает естественное право. Она подразумевает, что права человека принадлежат ему от рождения, что он не обязан ими никакой высшей власти, которую он должен был бы постоянно благодарить за этот дар. Права принадлежат человеку уже в силу того, что он человек. На этом основании их обычно называют естественными правами. Подразумевается, что они не только никем не предоставляются человеку, но и никем не могут быть у него отобраны: ни государством, ни любым демократичным голосованием.

Девятиклассники читают статью 17 Конституции РФ, которая гласит: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Учащимся предлагается, используя их жизненный опыт, привести примеры, доказывающие преимущества права и его ценность в качестве социального регулятора.

Учитель подводит обучающихся к выводам:

Право аккумулирует в себе все духовные ценности народа, передаёт их из одного поколения в другое.

Право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на упорядочение связей между людьми.

Право защищает общественные отношения от негативного воздействия, которое может пагубно отразиться на всём ходе развития общества.

Информационно-аналитический блок.

Особое внимание следует уделить работе с понятиями «право», «норма права». Проводится работа с учебным словарем (с. 203). Данные понятия являются базовыми, поэтому дается дополнительное определение права. Право - регулятор поведения человека, выражающий меру его свободы и обеспеченный деятельностью государства (Сморгунов Л.В. Политология/ СПб., 1996.)

Дальнейшая работа проводится по группам. Обучающиеся делятся на три группы. Первая группа работает по высказыванию В.С. Соловьева, содержащееся в методическом аппарате учебника «Говорят мудрые» (с. 73), вторая группа анализирует мнение русского философа В.В. Зеньковского (учебник, с. 67), третья группа - отрывок из работы правоведа Е.Н. Трубецкого (учебник, с 68). Задача каждой группы сравнить мнение о праве автора того отрывка, который им достался, с определением, данным современным политологом Л.В. Сморгуновым. Предложенное задание должно стимулировать аналитическую деятельность учащихся. Выслушав ответы каждой группы, учитель подводит обучающихся к выводам:

Право четко устанавливает меру свободы людей. Устанавливая права человека, право также определяет юридические обязанности гражданина, ответственность.

Право определяет меру должного поведения людей, используя при этом меры стимулирования и ограничения.

Учащимся предлагается работа по источникам: Конституции России или Конституции Мордовии. Суть работы: найти во второй главе Конституции РФ или второй главе Конституции Республики Мордовия статьи, содержащие обязанности гражданина, номера статей записать в тетрадь. Учитель обращает внимание на название второй главы Конституции, что само по себе говорит о взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Суть права именно состоит в этой взаимосвязи, что подчеркивал великий мыслитель И. Кант в своем категорическом императиве.

Дополнительный материал для хорошо подготовленных учащихся.

Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права — был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" и "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафизика нравов" (1797 г.). … Кант вывел понятие нравственного закона. Моральная личность, считал философ, не может руководствоваться гипотетическими (условными) правилами, которые зависят от обстоятельств места и времени. В своем поведении она должна следовать требованиям категорического (безусловного) императива. Категорический императив Кант называл законом нравственной свободы и употреблял эти понятия как синонимы.

Философ приводит две основные формулы категорического императива. Первая гласит: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом" (под максимой здесь понимается личное правило поведения). Вторая формула требует: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Несмотря на смысловое различие формулировок, по сути они близки друг другу — в них проводятся идеи достоинства личности и автономии нравственного сознания. (История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. — М.: Издательство "Зерцало", 2000. — С. 223.)

Право как сложная система включает в себя множество норм права. Учитель просит учащихся обратить внимание на третий пункт параграфа «Норма права. Закон».

Проводится работа со схемой «Норма права».

По завершению работы со схемой учащимся предлагается задание: привести пример нормы права, проиллюстрировать один (по выбору) из признаков нормы права.

Так как учащиеся располагают таким источником конституционного права как Конституция, то можно посоветовать им привести пример нормы конституционного права.

Учитель ставит перед классом задачу: сравнить норму права с другими социальными нормами. Используется метод мозгового штурма.

Могут быть приняты следующие варианты различия норм права и норм морали:

Нормы права всегда закреплены в государственных правовых документах, нормы морали существуют в сознании людей, в учениях моралистов.

Нормы права обеспечиваются силой государства, соблюдение моральных норм обеспечивается благодаря совести и общественному мнению.

Несоблюдение норм права приводит к применению государственных санкций, несоблюдение норм морали - к общественному порицанию и мукам совести.

Менее подготовленные учащиеся могут воспользоваться материалами учебника (с. 70)

Сравнение норм права с другими социальными нормами позволяет подчеркнуть его особую роль как социального регулятор.

Далее учитель фокусирует внимание учащихся на том, что право должно воплощаться (выражаться) в законах и подзаконных актах. Рассматривается схема (учебник с. 69) или можно продемонстрировать следующую схему:

После работы по схеме формулируются выводы: есть конституционные нормы, нормы закона и подзаконного акта. Законы подразделяются на основной (Конституция) и обыкновенные. Все подзаконные акты исходят только из законов и не могут им противоречить.

В третьем пункте параграфа также рассматривается понятие нормативного акта. Выделяем определение закона (с. 69). Структурируем учебную информацию в виде новой схемы.

Важно организовать работу со схемой, чтобы обучающиеся смогли уяснить суть каждого понятия. Учитель обращается к девятиклассникам с вопросами: Что означает такой признак закона как «закон обладает высшей юридической силой»? Какой орган законодательной власти принимает законы?

Приступая к изучению четвёртого пункта темы «Система законодательства» учитель говорит о том, что всю совокупность норм права называют системой права. В систему права входят прежде всего отрасли права. Учащиеся должны самостоятельно, работая по материалам учебниками, дополнить схему:

Завершив работу по схеме, учащиеся знакомятся с понятием институт права (учебник с. 71). Приводят примеры институтов конституционного, гражданского, уголовного, семейного, административного, трудового права.

Рефлексивный блок. Проверку достигнутых результатов целесообразно провести, обратившись к последнему разделу параграфа «Право и закон». Важно подвести учащихся к практическим выводам.

Существует ли различие между правом и законом? Или они абсолютно совпадают?

Учащиеся высказывают своё мнение.

Возможные ответы: «Любой принятый закон - это есть право»

«Закон не всегда является правом»

«Государство может принять несправедливый закон»

«Несправедливый закон нельзя отнести к праву»

Подводятся выводы: Понятия «закон» и «право» являются взаимосвязанными, их нельзя разрывать и тем более противопоставлять. Но их нельзя и отождествлять. По своему содержанию понятие «право» шире, чем понятие «закон». В качестве обоснований могут быть приведены следующие: право находит своё выражение не только в законах, но и в подзаконных актах нормативного характера и в соответствующих судебных решениях; право — это не только законы сами по себе, но и их действие, право может проявляться и в незаконодательной форме: существуют и естественное право, всеобщие права человека; действующее законодательство определённой страны может носить и неправовой характер, то есть нарушать неотъемлемые права человека.

Граждане должны защищать свои права, добиваться принятия справедливых законов.

Домашнее задание : § 8. Задания 1,2.

Хорошо подготовленные учащиеся получают дополнительные задания:

1. Предлагается завершить работу над схемой «Отрасли права», начало которой было положено на уроке. Перед учащимися ставится проблема: Как вы думаете, почему отрасли права в данной схеме разделены на две части. Учащиеся должны понять, что отрасли права делятся на отрасли частного и публичного права.

ГОУ среднего профессионального образования Строительный колледж № 38 Преподаватель истории и права Бушуев Алексей Николаевич

Роль права в жизни человека, общества и государства.

План урока: Понятие права. Теории происхождения права. Основные черты и признаки права.

Право- это Совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством и им же обеспечиваемых

Право- это Установленная и гарантированная законом наша возможность вести себя определенным образом по отношению к обществу и государству.

Пути формирования права: 1 . Государство санкционировало обычаи, которые сложились в родовом обществе, принуждая людей к их исполнению.

Пути формирования права: 2. Государство создавало специальные органы, ответственные за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения

Пути формирования права: 3. Государство само издавало специальные нормативные акты.

Теории происхождения права. 1. Теория божественного происхождения права. Фома Аквинский определял закон как общее правило для достижения поставленной цели и разделил законы на божественные и человеческие. Право – это божественная справедливость, святость.

Теории происхождения права. 2. Теория естественного права. Законы, принимаемые в государстве должны быть естественными. Источником права есть разум. Справедливость в том, чтобы не нарушать законы государства, в котором состоишь гражданином.

Теории происхождения права. 3. Историческая школа права. Право возникло из потребности разрешения споров. Право должно соответствовать духу эпохи, правовые нормы могут меняться.

Теории происхождения права. 4. Позитивная теория. Право представленной собой нормы, установленные государством и направленные на удовлетворение интересов человека.

Теории происхождения права. 5. Реалистическая теория права. Роберт Иеринг считал, что сила является матерью права; право- это право силы сильного. В основу положен конфликт, идущий в реальной жизни.

Теории происхождения права. 6. Нормативистская теория права. Право есть принудительный нормативный порядок, модель поведения людей. Мы должны вести себя так, как установлено законами.

Теории происхождения права. 7. Психологическая теория права. Правовые начала коренятся в психике человека.

Теории происхождения права. 8. Марксистская теория. Право есть воля господствующего класса, возведенная в закон.

Основные черты и признаки права. Нормативность. Право состоит из норм, то есть правил общего характера, адресованных всем людям.

Основные черты и признаки права. 2. Общеобязательность. Правовые нормы регулируют поведение всех членов общества и обязательны для исполнения любыми лицами и организациями.

Основные черты и признаки права. 3. Формальная определенность. Правовые нормы выражены в письменной форме и закреплены в различных источниках права.

Основные черты и признаки права. 4. Системность. Все правовые нормы логически взаимосвязаны, они вытекают одна из другой, образуя целостную систему законодательства.

Основные черты и признаки права. 5. Гарантированность государства. Реализация правовых норм обеспечена принудительной силой государства.

Основные черты и признаки права. 6. Многократность применения. Нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Функции права: Регулятивная. Право воздействует на поведение человека правовыми средствами.

Функции права: 2. Ограничительная. Право способно охранять основы существующего строя.

Функции права: 3. Гуманистическая. Право смягчает возникающие в обществе противоречия и конфликты.

Функции права: 4. Идеологическая. Право способно формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения.

Функции права: 5. Воспитательная. Право развивает в людях чувства справедливости, добра, гуманности.

Людям необходимы даже самые дурные законы, ибо, не будь их, люди пожрали бы друг друга.

Эпикур

Понятие права

Современный человек не представляет себе жизнь без права. Если отменить правовые нормы, каждый из нас будет вправе действовать так, как ему заблагорассудится. Это будет напоминать хор, в котором каждый его участник поет свою песню.

Право регулирует широкий круг вопросов пашей жизни, но не все. Многие вопросы мы способны разрешить сами. В самом деле, разве необходимы юридические нормы для того, чтобы решить, кого выбрать в качестве друга, кого полюбить, что читать, как проводить свободное время? Если графически изобразить то, какое место в нашей жизни занимает право, приблизительно это будет выглядеть следующим образом (рис. 2.3).

Рис. 2.3.

Значение нрава в различных сферах жизни

На первый взгляд, занимая скромное место в нашей жизни, в обществе право играет главную роль потому, что регулирует самые важные общественные отношения (рис. 2.4). Право представляет собой очень сильное оружие, ведь за правовыми нормами стоит государственное принуждение, т.е. возможность применения санкций. И если бы мы вдруг с помощью законов стали решать большинство вопросов общественной жизни, как это было при тоталитаризме, то, сами того не замечая, оказались бы словно за колючей проволокой, строем чеканя шаг.

Какие же основные вопросы нашей жизни регулируются с помощью права? И какова его роль в различных сферах общественной жизни?

Рис. 2.4.

Попытаемся, видя перед собой конкретных людей, занимающихся конкретными делами, как бы препарировать общество и определить, какие существуют сферы (стороны) нашей жизни.

  • 1. Политическая сфера жизни людей включает в себя все, что связано с управлением обществом (определение программ его развития, деятельность политических партий и других общественных объединений, формирование государственных органов и определение их компетенции, взаимоотношения между нациями, классами и другими общественными группами, существующими в государстве, а также с другими государствами и т.д.). Право максимально регулирует именно эту сторону жизни общества.
  • 2. Экономическая сфера связана с производством, распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ. Экономика способна к саморегулированию, но и в этой сфере право нс остается безучастным. Однако степень его участия по сравнению с политической сферой гораздо меньше.
  • 3. Социальная сфера связана с удовлетворением насущных потребностей человека (работать, есть, пить, одеваться и т.п.). В конечном счете здесь все направлено на повышение благосостояния людей. Причем это касается не только работоспособных людей, находящихся в активной форме, но и тех, кто не способен прокормиться своим трудом: детей, учащихся, пенсионеров, безработных, инвалидов, беженцев, переселенцев и др. Задача права в этой области весьма неблагодарна и состоит в том, чтобы взять материальные средства у одних (работающих) и передать их другим (находящимся в трудном положении), т.е. устанавливать пенсии, пособия, стипендии.
  • 4. Духовная сфера включает в себя все, что связано с наукой, культурой, образованием, отправлением религиозных культов, самопознанием, нравственностью, этикетом и др. По сравнению с вышеназванными сферами общественной жизни здесь право используется незначительно: установление стандартов образования, размеров финансирования образования, культуры, науки, регистрация религиозных объединений и др.

Несмотря на то, что политика имеет очень большое значение, основой жизни общества является экономика. Если экономика носит примитивный характер, никакие свободные выборы и референдумы не позволят накормить людей, повысить их благосостояние. Тем более в этом случае не будет рассматриваться вопрос о необходимой социальной защите, т.е. о повышении пенсий, пособий, стипендий. "Золушками" в такой ситуации останутся образование, наука и культура.

В дальнейшем нам предстоит более подробно разобраться в том, какое воздействие оказывает право на нашу жизнь, в частности на экономику, которая в современный период и в нашей стране становится рыночной. Мы должны будем ответить на вопрос, зачем с помощью права регулировать экономическую жизнь в стране и какие конкретно ее стороны подлежат такому урегулированию.

Это надо запомнить

  • 1. Право регулирует наиболее важные вопросы общественной жизни.
  • 2. В общественной жизни можно выделить четыре сферы: политическую, экономическую, социальную и духовную.
  • 3. Политическую сферу жизни право регулирует в максимальной степени.
  • 4. Экономическая сфера способна к саморегулированию, и поэтому здесь роль права сводится только к установлению рамок, ограничений.
  • 5. В социальной сфере главная задача права состоит в защите неблагополучных слоев общества и установлении им пенсий, пособий, стипендий.
  • 6. Духовная сфера жизни подвергается воздействию со стороны права в самой минимальной степени.
  • 7. Основой жизни общества является экономика.
NB! Право появляется вместе с государством (нет права без государства, а государства без права!) , так как : а) правила поведения становятся общеобязательными юридическими нормами, когда они устанавливаются (либо санкционируются) государством; б) государство гарантирует реализацию правовых норм, охраняет право от нарушений. Другими словами, только государство в состоянии обеспечить через механизм власти, управления, правосудия разработку и реализацию единых, общеобязательных, четко определенных типовых масштабов для взаимоотношений и поведения в обществе, нарушение которых является «невыгодным», так как влечет установленные для этих случаев государственные меры воздействия. Именно это отличает правовые нормы от других социальных норм ― норм морали, религии, традиционных поведенческих стереотипов и т.п.; в) не только право нуждается в государстве, но и государство ― в праве: право выражает ценностные ориентации для государственной политики и подкрепляющего ее общественного мнения ; непосредственно регулирует деятельность государственных органов и определяет условия деятельности политических объединений ; противостоит попыткам произвола и беззакония. Право ― исторически обусловленное социальное явление. Его обособление от иных нормативных систем, регулирующих общественную жизнь, связано : а) с качественным усложнением производства, политической и духовной жизни общества в классовую эпоху, б) с обособлением личности как участника общественных отношений, в) с резюмирующим эти тенденции формированием государства, для которого необходим и механизм обязательного социального регулирования . Развитие права происходило и происходит в конкретно-исторических условиях; оно шло от санкционирования государством закономерностей общения и деятельности, которые выражались в обычаях, устойчиво повторяющихся ситуациях производства, обмена, быта и т.п. Особое место в становлении права занимали религиозные нормы, которые в древности являлись одновременно и всеобщими нормами . Позднее осуществился переход к правотворчеству : формулированиюзаконодательной, исполнительной и судебной властью законов, подзаконных актов и прецедентов. Нормы права имеют объективную базу: ― в виде закономерностей общественных отношений, тенденций их развития. В ходе правотворчества эти тенденции и закономерности улавливаются, открываются, и именно на их основе формулируются общеобязательные правила поведения; ― в экономическом строе, социальной структур, политической системе общества и его идеологии, с одной стороны, а с другой стороны, ― уровнем, характером, традициями и тенденциями его культуры. Право выражает сложные взаимодействия этих детерминантов во всей их противоречивости, а не редко и конфликтности. При этом надо учитывать и интенсификацию некоторых из них, влияющую на целеполагание и содержание правотворчества . Например, после второй мировой войны одной из основных идей развития правовых государств, возникших на территории бывшего «третьего рейха», была денафикация устранение последствий гитлеровского режима ; одна из основных идей современного правотворчества в Российском государстве ― демократизация всех сфер общественной жизни и т.д. Прав о не только исторически обусловленная, но и динамическая система . Смена социально-экономических формаций, изменения социальной структуры общества, идеологии и психологии составляющих его классов, социальных слоев и групп, политическая борьба ― все это обусловливало и обусловливает качественные изменения содержания права, его институтов, и норм. И вместе с тем можно констатироватьидущую от античноститенденцию все более последовательного отражения в теории права, его принципах, нормах и институтахидеи справедливого, сбалансированного соотношения свободы и ответственности. Право , будучи формой реализации государственной политики, призванной в идеале стимулировать и поддерживать прогрессивные процессы общественного развития, отнюдь не является вместе с тем безгласной служанкой политики. Право ― носитель ведущих социальных ценностей общества; оно закрепляет, в частности, основные моральные ценности, беря их под правовую защиту. Самостоятельной ценностью является принцип законности, само существование которого обусловлено наличием правовой регулятивной системы. Поэтому право содержит ориентиры для политики, построения и реализации «дерева целей», выбора средств. Право устанавливает и границы одобряемой или допускаемой обществом, политической деятельности (например, запрещает под угрозой наказания использование в ней любых форм насилия). Отсюда между властью и политикой могут возникать не только отношения инструментального взаимодействия, но и конфликтные отношения. Достаточно распространены, в частности, ситуации, когда политические силы идут на обход норм права или их нарушение, противопоставляя законность целесообразности, или, наконец, стремятся внести в действующее право изменения во имя сиюминутных политических интересов. Во всех этих случаях, однако, тактический успех превращается в стратегическое политическое поражение, так как нарушение законности рано или поздно влечет утрату поддержки общества (!) . С точки зрения С.С. Алексеева, теоретика права и одного из соавторов текста Конституции РФ 1 993 г., регулятивный эффект права зависит от разрешения органически свойственного ему диалектического противоречия, выражающего необходимость «обеспечить функционирование общества как единого организма в условиях существования классов». Это противоречие проявляется и разрешается, вновь проявляется и вновь разрешается в ходе борьбы и компромиссов социально-политических сил общества, заинтересованных вместе с тем в выработке определенной равнодействующей для осуществления общих дел, вытекающих из самой природы всякого общества. Прав о, таким образом, в обществе с различными или даже противоположными классовыми интересами выступает не только как инструмент господства определенного класса (эта сторона его сущности особо наглядно проявилась в докапиталистических классовых социально-экономических формациях и на первых этапах капиталистической формации), но и как система поддержания общих условий существования людей и общества, его устойчивости и упорядоченности по отношению к дестабилизирующим воздействиям, тормозящим развитие. Сказанное позволяет выделить в праве ядро общечеловеческих ценностей, интегрированных в общей и правовой культуре человечества и составляющих его народов: национальные системы права (в данном случае этот термин обозначает право отдельных государств как исторически обусловленное, имеющее специфику и относительно автономное явление), «семьи» родственных национальных систем права. Регулирующая роль права дифференцируется и конкретизируется применительно к основным сторонам общественной жизни. Право регулируетотношения собственности, труда и обмена его продуктами; определяет структуру, задачи и порядок функционирования государственного механизма, отношения между органами государства и личности. Право устанавливает права и обязанности членов общества и гарантии их осуществления; определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения, профилактику и порядок разрешения конфликтов; воздействует на некоторые виды межличностных отношений, сущность которых прямо связана с интересами общества как целостности, например, отношения в сфере семьи и воспитания детей. Внутренняя система права взаимодействует с международным правом: системой норм и институтов, регулирующих отношения между государствами, статус лиц и их объединений в международном общении. Эти нормы и институты вырабатываются путем соглашений между государствами с участием международных организаций; по утвердившейся точке зрения, нормы международного права приоритетны по отношению к внутреннему праву и последнее должно им соответствовать.

Роль права в жизни обществ а. Правовое государство

Право - система общеобязательных норм (правил) поведения установленныхили санкционированные государством и обеспеченных его принудительной силой.

Но наряду с подобным нормативным подходом, который подчеркивает зависимость права от государственной воли, в юридической науке существуют и другие взгляды. Так, ряд ученых рассматривает право как содержащуюся в общественном сознании систему понятий об общеобязательных правилах поведения, правах и обязанностях человека, запретах, условиях их возникновения и реализации. Право носит оценочный характер, являясь нормативно закрепленной спра ведливостью . Государство же, опираясь на право, формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном.

Признаки права:

1) общеобязательность - требования права обязательны для исполнения всеми, кому они адресованы, независимо от отношения к ним тех или иных лиц;

2) формальная определенность - нормы права устанавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению людей;

3) обеспеченность исполнения права принудительной силой государства (в необходимых случаях);

4) многократность применения - нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Функции права :

    право, являясь универсальным регулято ром общественных отношений , закрепляет основы существующего строя.

    обязывая совершать активные положительные действия, право способствует раз витию общественных отношений .

    устанавливая права и обязанности конкретных лиц, организаций, право вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активности и эффективности.

    право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного, поведения людей и их коллективов, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.

    право играет и важную воспитательную роль , развивая в людях чувства справедливости, добра, гуманности.

Таким образом, право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе устанавливая границы поведения субъектов по отношению друг к другу, но вовсе не навязывает субъекту какой-либо определенный вариант действий.

Право находится в тесной взаимосвязи с государством. Нормы права определяют систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма. Законы устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан, исключая произвол.

К концу XX в. человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства. У ее истоков стояли древнегреческие философы Платон и Аристотель , но отражение концепция правового государства получила в работах И. Канта и Ш. Монтескье .

Правовое государство - такое государство, которое во всей своей дея­тельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границax, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.

Признаки правового государства:

1) верховенство закона , «связанность» государства законом - все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей дея­тельности обязаны подчиняться требованиям закона. Все иные нормативно-правовые подзаконные акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их;

2) соблюдение и охрана, прав и свобод человека - государство должно не только провозгласить при­верженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гаранти ровать их и реально защищать на практике;

3) последовательно проведенный принцип разделения властей , создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;

4) взаимная ответственность государства и гражданина - нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.

Предпосылками создания и функционирования правого государства являются :

    многообразие форм собственности , свобода предпринимательства

    эко номическая независимость и само стоятельность индивида (только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере);

    режим демократии , конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

    высокий уровень политиче ского и правового сознания людей , политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;

    создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства , которая только и может обеспечить действительное уважение закона;

    гражданское общество , т. е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создает основу для нарушения последним закона) решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.

2 вариант.

Правовое государство

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности, и подчиняющее власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в таком государстве конституцией, которая выступает своего рода «общественным договором» между народом и властью. В отношениях между государством и гражданами приоритет принадлежит правам человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями.

Правовое государство формировалось постепенно, на базе соответствующих идей и элементов государственности, некоторые из которых появились еще в глубокой древности. Сам термин «правовое государство» утвердился в XIX веке в трудах немецких юристов К. Т. Велькера, Р. фон Моля и др.

Существует два подхода к пониманию экономической основы правового государства:

    ассоциация правового государства с частной собственностью, богатством определенных классов и слоев, с использованием в различных формах чужого наемного труда;

    полная противоположность первого подхода или, говоря словами Томаса Мора: «При частной собственности невозможно говорить ни о справедливости, ни о благополучии всего общества, ни о наилучшем устройстве государства».

Идеи правового государства присутствовали в работах Платона, Аристотеля, Цицерона, Локка, Монтескье, Канта, Радищева, Герцена и др.

Признаки правового государства:

наличие развитого гражданского общества;

максимальное обеспечение прав и свобод человека;

ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;

правовое равенство всех граждан;

верховенство закона во всех областях жизни общества и государства; всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и учреждения, в том числе на органы государственной власти;

эффективная работа правоохранительных органов и высокий авторитет судебной власти;

разделение властей;

создание антимонополистического механизма;

верховенство конституционного закона, его прямое действие;

суверенность государственной власти;

суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета;

единство прав и обязанностей граждан;

приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методами дозволения («разрешено все, кроме запрещенного»).

Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...