Значение слова лейтмотив. Значение слова лейтмотив Между лейтмотивом и произведением изнуряющая жара


Или музыкальный оборот, которые обрисовывают какой-либо персонаж оперы, балета, программной пьесы , его отдельные черты или определённую драматическую ситуацию и звучат при упоминании о них, при появлении персонажа или при повторении драматической ситуации в разных частях произведения. Совершенства во вплетении в канву музыкального произведения лейтмотивов и создании благодаря им беспрерывного драматургического развития достиг в своих, особенно поздних, музыкальных драмах Рихард Вагнер .

Возникновение

Сам Рихард Вагнер никогда не использовал такого обозначения, как лейтмотив . Термин в 1871 году ввёл немецкий музыковед и вокальный педагог Фридрих Вильгельм Йенс в отношении опер Вебера . Широкое распространение он получил у Ганса фон Вольцогена (нем.) русск. , который применял его во всех работах, касающихся вагнеровского творчества.

В литературе

Термин лейтмотив , заимствованный из музыки, применяется также в литературоведении и может обозначать преобладающее настроение, главную тему, основной идейный и эмоциональный тон литературно-художественного произведения, творчества писателя, литературного направления ; конкретный образ или оборот художественной речи, настойчиво повторяемый в произведении в качестве постоянной характеристики героя, переживания или ситуации (например, лейтмотивом в «Вишнёвом саде» А. П. Чехова становится отдалённый звук лопнувшей струны), многократно упоминаемая отдельная деталь или слово, служащее ключевым для раскрытия писательского замысла («Шуми, шуми, послушное ветрило» - в стихотворении «Погасло дневное светило…», «я… мещанин» - в стихотворении «Моя родословная» А. С. Пушкина). В процессе повторения или варьирования лейтмотив вызывает определённые ассоциации, обретая особые идейные, символические и психологические глубины. В поэзии наряду с образными выделяются звуковые, ритмические и интонационные лейтмотивы. Здесь он обозначает как главенствующую тему произведения или творчества писателя в целом, так и совокупность групп тематических элементов или выразительных средств, постоянных, «канонических» для определённого жанра и стиля . Также под лейтмотивом иногда подразумевается комплекс тематических и выразительных средств, который постоянно повторяется на протяжении данного художественного целого - литературного произведения; в этом употреблении понятие лейтмотива приближается к своему первоначальному музыкальному значению

В теории искусств многие термины пересекаются. Их используют для обозначения разных или похожих понятий. Разберем, каково значение слова лейтмотив. Это многозначный термин, который используют в разных видах искусства для характеристики некоторых аспектов, например, лейтмотив в музыке. Обычно так называют периодическое повторение одного и того же выразительного фрагмента на протяжении всего произведения.

Этот прием ввел в музыкальную теорию Рихард Вагнер. Не употребляя это термин, он использовал музыкальный элемент: повторение отрывков звучаний в своих операх с целью создания цельности произведения, усиления смысловой нагрузки мелодии и эмоционального воздействия на слушателей.

Именно этот термин использовал Г. Вольцоген, описывая творчество Вагнера. Так называли элемент музыкального произведения, который повторяется в равных промежутках времени. Это деталь, которая путем многократного повторения задает общий тон, идею всей мелодии.

Но музыкальной теории известны еще более ранние попытки использовать принцип повторения: в 1607 году похожий прием использовал Монтеверди в «Орфее», но в то время он не смог закрепиться из-за культурных и исторических особенностей развития музыкального искусства.

Позже термин распространился в других видах искусства:

  • театре,
  • литературе,
  • хореографии,
  • архитектуре,
  • живописи.

Его начали активно использовать и в повседневной жизни, обозначая с его помощью основную идею, циклично повторяющиеся события, явления в жизни человека и разных аспектах его деятельности.

Функции

Лейтмотив выполняет такие функции:

  • выразительно-смысловую: помогает подчеркнуть важные идейно-тематические аспекты произведения, акцентировать внимания на деталях;
  • конструктивную: объединяет произведение тематически, создает единство текста или мелодии

Эти функции характерны для лейтмотива и в музыке, и в литературе.

В прозе и поэзии

В художественных произведениях лейтмотив — это важный композиционный элемент текста.

Он выражается через:

  • деталь, которая на протяжении повествования повторяется;
  • художественный образ, который является основным, через который раскрывается тема и идея текста;
  • через интонацию (это касается поэтических текстов);
  • описание переживаний героев, их мыслей.

Леймотив в музыке

Можно заметить, что такое понятие в литературных произведениях видоизменяется, трансформируется. В объемных текстах несколько лейтмотивов могут переплетаться и дополнять друг друга.

Первыми использовать музыкальные приемы в литературе пробовали Ш. Бодлер и С. Малларме. Они использовали не только лексические смыслы разных слов, но и их стилистические возможности для усиления смыслового воздействия текстов на читателей.

Интересно! Важно различать понятия «тема» и «лейтмотив»: в теории литературы можно встретить смешивание этих терминов.

Тема – это то, что находится за рамками текста. Лейтмотив – это то, во что воплощается тема, он является структурным компонентом композиции, задает общий эмоциональный тон литературного произведения, воплощает его основную мысль.

Примером лейтмотива в литературе является звук лопнувшей струны в произведении П. Чехова «Вишневый сад». Это могут быть слово или фраза, которые постоянно повторяются. Например, в стихотворении «Моя родословная» есть строки: «Шуми, шуми, послушное ветрило…». В «Поисках утраченного времени» М. Пруста повторяющейся деталью есть печенье Мадлен, о котором автор постоянно вспоминает: этот образ символизирует детство, утраченное время, дни, которые остались в памяти.

Обратите внимание! Поэзия, как самый приближенный к музыке род литературы, теснее всего переплетается с понятием лейтмотива.

В поэтических текстах выделяют такие его виды:

  • интонационный – повторение интонационных элементов: вопросов, риторических восклицаний, обращений;
  • звуковой – повторение одинаковых звуков, звукосочетаний. Реализуется с помощью использования рифмы, стилистических фигур: анафоры, ;
  • лексический – повторение одних и тех же слов или словоформ со схожим звучанием.

Лейтмотивы в стихотворениях проявляются не только на уровне содержания, но и на уровне формы, что особенно ярко наблюдается в классических стихах.

Что представляет собой лейтмотивный образ: приведем примеры из текстов. Это образ, который является ключевым, который проходит через все повествование через разные детали и элементы текста. Например, в романе Ч. Диккенса «Большие надежды» можно выделить лейтмотивный образ надежды, как основную идею. Этот образ с первых страниц стает неотъемлемой частью главного героя, сопровождает его на протяжении развития сюжета и в момент кульминации раскрывается максимально: рухнувшие надежды являются ключевой точкой развития лейтмотива.

В «Американской трагедии» Т. Драйзера одним из лейтмотивных образов является образ Роберты, которая проходит путь от возлюбленной до жертвы, и через нее раскрываются грани характера другого важного персонажа – Клайда. Ее образ служит лакмусовой бумажкой для описания порядочности главного героя, в своем отношении к ней он раскрывает свои стремления и мечты. Лейтмотивность ее образа в данном случае заключается в том, что она становится сквозным элементов сочинения: влияние героини на ход повествования сохраняется даже после ее смерти. Так сохраняется главный критерий лейтмотива – повторяемость.

Полезное видео: лейтмотив

Перенесение значения в другие сферы

В словаре Ожегова данное понятие также обозначается как нечто, что «проходит красной нитью через что-то». Это значение помогло музыкальному термину стать частью повседневной жизни людей. Им называют основную идею разных видов человеческой деятельности.

Например, это понятие активно используют в дизайне, определяя лейтмотив фотографии, интерьера или свадьбы. В хореографии его используют для обозначения основной идеи танца, а в социальных сетях можно встретить это слово даже в качестве названия для основной концепции блога или информационного ресурса.

Это значит, что суть понятия со временем значительно расширяется и вполне допустимо употреблять его там, где следует выделить основную мысль или тему.

Вконтакте

В тексте третьей строфы развертывается заключительный момент тематической триады стихотворения - тема вынужденного одиночества. Эта тема подытоживает динамику тематического развития стихотворения в целом и стабилизирует общий конфликт стихотворения, закрепляя этот конфликт в его неразрешимости. Тема одиночества также первоначально развертывается в плане статического описания - через серию ситуаций: одинок узник, «одиноки» голые стены, «одинок» луч лампады, одинок и часовой, охраняющий узника. Однако образ последнего развернут уже в плане действия, которое в своих вариациях

опирается на мотив вынужденного, несвободного движения, очевид-

ным образом контрастирующий с антонимичным мотивом свободного движения в первых двух строфах. По существу, часовой также предстает узником, обреченным на свою несвободу, хотя и за пределами тюрьмы. Таким образом, в концовке строфы через мотив несвободного движения вновь актуализируется общаяДЛЯ всего стихотворения тема неволи. В целом третья строфа тождественна предыдущей в своей структуре: в обеих план статического описания точно в середине текста сменяется действием.

8. МОТИВ И ЛЕЙТМОТИВ

В литературоведческих работах наряду с термином «мотив» употребляется термин «лейтмотив». Что стоит за последним: терминологический повтор или же действительное различение релевантных признаков мотивики? Для начала обратимся к некоторым известным в науке трактовкам и определениям лейтмотива.

Отношение мотива и лейтмотива рассматривал Б. В. Томашевский: «Если (...) мотив повторяется более или менее часто, и особенно если он является сквозным, т. е. не вплетенным в фабулу, то его называют лейтмотивом» [Томашевский, 1996, с. 187 (текст примечания)]. Для правильного понимания этой точки зрения необходимо учитывать то, что собственно мотив ученый определял как элементарную повествовательную тему и не ассоциировал с мотивом, понятым таким образом: признак устойчивой повторяемости в нарративе. Поэтому фактически под лейтмотивом здесь понимается повторяющаяся тема. Существенное значение в определении Б. В. Томашевского несет и второй признак - «сквозной», внефабульный характер лейтмотива. Этот

Глава 2. Мотив в системе нарратологического подхода

признак приближает понятие лейтмотива в данной трактовке к нашему пониманию лирической темы (см. выше). Подытожим: лейтмотив для Б. В. Томашевского- это, по существу, лирическая тема.

Если учитывать семантические и коммуникативные отношения темы и смысла (см. выше, 5 раздел), то становится понятной глубинная связь тематической концепции мотива / лейтмотива Б. В. Томашевского и современной концепции лейтмотива, развернутой на почве идей интертекстуального анализа Б. М. Гаспаровым. Последний устанавливает за терминами «мотив» и «лейтмотив» практически одно и то же понятийное представление: «В роли мотива может выступать любой феномен, любое смысловое «пятно» - событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и т. д.; единственное, что определяет мотив, - это его репродукция в тексте» [Гаспаров, 1994, с. 30]. Вместо термина «мотив» в данном определении с тем же правом может находиться и термин «лейтмотив», характерно обозначенный в самом заглавии цитируемой книги («Литературные лейтмотивы»). Здесь мотив (лейтмотив) - это же тема, но увиденная в ракурсе актуального смысла нарратива. При этом, как можно видеть, в определении акцентирован признак повтора лейтмотива в тексте.

В научной литературе представлена и другая традиция понимания лейтмотива- в своей доминанте не тематико-семан- тическая, а скорее функциональная: лейтмотив определяется с учетом характера его повторяемости в тексте произведения. Таковы трактовки И. В. Роднянской (лейтмотив - это «образный поворот, повторяющийся на протяжении всего произведения как момент постоянной характеристики какого-либо героя, пе-

текста произведения [Богатырев, 1971, с. 432]), Г.В.Краснова («отличительными признаками лейтмотива считаются повторяемость того или иного образа («образного повтора») на протяжении всего произведения» [Краснов, 1980, с. 77; см. также: Краснов, 2001, с. 53]), Л. Н. Целковой («ведущий мотив в одном или многих произведениях писателя может определяться как лейтмотив» [Целкова, 1999, с. 207]).

Мы присоединяемся к этой традиции и добавляем следующий тезис: с точки зрения критерия повторяемости понятия мо-

тива и лейтмотива противоположны. Признак лейтмотива - его обязательная повторяемость в пределах текста одного и того же произведения; признак мотива- его обязательная повторяемость за пределами текста одного произведения. При этом в конкретном произведении мотив может выступать в функциилейтмотива, если приобретает ведущий характер в пределах текста этого произведения.

9. ОБОБЩЕНИЕ РАЗДЕЛОВ 1-8

Итак, что же такое мотив как повествовательный феномен? Ставить вопрос об определении мотива вне определенного

понятийного контекста было бы методологически неверно. Только в отношении к другим понятиям мы можем установить искомое. Поэтому корректной будет иная постановка вопроса: что такое мотив как повествовательный феномен в его отношении к другим нарратологическим категориям?

Разнобой в определениях мотива в литературоведении и фольклористике во многом вызван именно тем, что исследователи смотрят на мотив с различных точек зрения - с точки зрения темы, события, фабулы, сюжета и т. д., в результате чего приходят к различному пониманию мотива. При этом каждая трактовка оказывается по-своему верной, потому что мотив действительно связан со многими аспектами литературного повествования и онтологически, и функционально. Однако системное определение мотива можно построить только в его соотнесении со всеми существенными понятиями нарратологии.

Заметим, что в наибольшей степени понимание мотива характеризуется многоаспектностью у основателя самой традиции теоретического изучения мотива - А. Н. Веселовского. Сошлемся на мнение Б. Н. Путилова: «Веселовский понимал мотив то как основную тему, реализуемую в сюжете в целом (мотив боя отца с сыном - тема ряда эпических сюжетов), то как устойчивое представление, которое дает жизнь сюжету либо какой-то его существенной части (превращение, богатырство, вера в чудовищ), то, наконец, как схематически выделяемый элемент сюжета (тот же бой отца с сыном - но уже как эпизод в повествовании) и - одновременно - как конкретная реализация его в тексте (поединок Ильи Муромца с Сокольником в былине)» [Путилов, 1992, с. 74].

Не повторяя сделанных выше наблюдений, попробуем обобщить их в виде последовательности взаимообусловленных отношений, которые позволят построить системное определение мотива.

Отношение «мотив-событие», взятое как таковое, позволяет расширить представление о мотиве до уровня структуры. Основу мотивной структуры составляет действие и актанты , ассоциированные с данным действием.

Органически связанное с предыдущим отношение «мотивдействие» позволяет обнаружить такое базовое свойство мотива, как его предикативность.

Соотнесение мотива и хронотопа позволяет выявить в структуре мотива пространственно-временные признаки мотивного действия.

Сопоставление понятия мотива с представлениями о теме повествования приводит к идее тематического наполнения структуры мотива.

Соотнесение понятий мотива и героя выводит на уровень осмысления эстетической значимости мотива. Именно эстетический потенциал мотива, сопряженного в рамках определенного событийного ряда с персонажем фабульного действия, поднимает последнего на уровень сюжетного героя как средоточия эстетической парадигмы литературного произведения.

Сопоставление понятий мотива и лейтмотива позволяет говорить о мотиве как интертекстуальном повторе и, таким образом, определяет границы функционирования мотива. В пределах одного и замкнутого текста вообще нельзя выделить мотив как таковой, и самое большее, можно говорить о лейтмотивах этого текста.

Последние два сопоставления выводят нас за круг вопросов, которые были непосредственно рассмотрены в данной главе. Это сопоставления понятия мотива с основными категориями собственно художественного повествования - фабулой и сюжетом

Во всех деталях соотношение мотива с фабулой и сюжетом будет проанализировано в следующей главе, здесь же ограничимся краткими замечаниями по существу вопроса об определении самого понятия мотива.

нем. Leitmotiv, букв. - ведущий мотив

Относительно краткий муз. оборот (б. ч. мелодия, иногда мелодия с гармонизацией, порученная определённому инструменту и т. п.; в нек-рых случаях отд. гармония или последовательность гармоний, ритмич. фигура, инстр. тембр), неоднократно повторяющийся на протяжении муз. произв. и служащий обозначением и характеристикой определённого лица, предмета, явления, эмоции или отвлечённого понятия (Л., выраженный гармонией, иногда наз. лейтгармонией, выраженный тембром - лейттембром и т. п.). Л. чаще всего применяется в муз.-театр. жанрах и программной инстр. музыке. Он стал одним из важных выразит. средств ещё в 1-й пол. 19 в. Сам термин вошёл в обиход несколько позднее. Обычно его приписывают нем. филологу Г. Вольцогену, писавшему об операх Вагнера (1876); в действительности же ещё до Вольцогена термин "Л." применил Ф. В. Йенс в своей работе о К. М. Вебере (1871). Несмотря на неточность, условность термина, он быстро распространился и получил признание не только в музыковедении, но и в повседневной жизни, сделавшись нарицательным словом для обозначения главенствующих, постоянно повторяющихся моментов в деятельности человека, окружающих жизненных явлениях и т. д.

В муз. произв. наряду с выразительно-смысловой функцией Л. выполняет и конструктивную (тематически объединяющую, формообразующую). Подобные задачи до 19 в. обычно решались порознь в разл. муз. жанрах: средства яркой характеристики типич. ситуаций и эмоциональных состояний были выработаны в опере 17-18 вв., сквозное же проведение единой муз. темы применялось ещё в старинных полифонич. формах (см. Cantus firmus). Принцип Л. был намечен уже в одной из самых ранних опер ("Орфей" Монтеверди, 1607), однако в последующих оперных сочинениях не получил развития ввиду кристаллизации в оперной музыке обособленных вок. форм конц. плана. Повторения отд. муз.-тематич. построений, разделённых др. тематич. материалом, встречались только в единичных случаях (нек-рые оперы Ж. Б. Люлли, А. Скарлатти). Лишь в кон. 18 в. приём Л. постепенно формируется в поздних операх В. А. Моцарта и в операх франц. композиторов эпохи Великой франц. революции - А. Гретри, Ж. Лесюэра, Э. Мегюля, Л. Керубини. Подлинная история Л. начинается в период развития муз. романтизма и связана прежде всего с нем. романтич. оперой (Э. Т. А. Гофман, К. М. Вебер, Г. Маршнер). При этом Л. становится одним из средств воплощения осн. идейного содержания оперы. Так, противоборство светлых и тёмных сил в опере Вебера "Вольный стрелок" (1821) отразилось в развитии сквозных тем и мотивов, объединённых в две контрастирующие группы. Р. Вагнер, развивая принципы Вебера, применил ряд Л. в опере "Летучий голландец" (1842); кульминационные моменты драмы отмечены появлением и взаимодействием лейтмотивов Голландца и Сенты, символизирующих одноврем. "проклятие" и "искупление".

Лейтмотив Голландца.

Лейтмотив Сенты.

Важнейшей заслугой Вагнера было создание и разработка муз. драматургии, осн. на системе Л. Наиболее законченное выражение она получила в его поздних муз. драмах, особенно в тетралогии "Кольцо нибелунга", где несквозные муз. образы почти полностью отсутствуют, а Л. не только отражают узловые моменты драм. действия, но и пронизывают собой всю музыкальную, преим. оркестровую, ткань произв. Они возвещают о появлении героев на сцене, "подкрепляют" словесное упоминание о них, раскрывают их чувства и помыслы, предвосхищают дальнейшие события; порой полифонич. соединение или последовательность Л. отражают причинно-следственные связи событий; в живописно-изобразит. эпизодах (вуды Рейна, стихия огня, шелест леса) они превращаются в фоновые фигурации. Подобная система, однако, таила в себе противоречие: перенасыщенность музыки Л. ослабляла воздействие каждого из них и усложняла восприятие целого. Совр. Вагнеру композиторы и его последователи избегали чрезмерной усложнённости системы Л. В то же время драматургич. значение Л. осознаёт большинство композиторов 19 в., к-рые часто приходят к применению Л. независимо от Вагнера. Во Франции с 20-30-х гг. 19 в. каждый новый этап в развитии оперы показывает постепенное, но неуклонное повышение драматургич. роли Л. (Дж. Мейербер - Ш. Гуно - Ж. Визе - Ж. Массне - К. Дебюсси). В Италии самостоят. позицию в отношении Л. занял Дж. Верди: он предпочитал при помощи Л. выражать лишь центр. идею оперы и отказывался от применения системы Л. (исключение - "Аида", 1871). Большее значение приобрели Л. в операх веристов и Дж. Пуччини. В России свои принципы муз.-тематич. повторов ещё в 30-х гг. разработал М. И. Глинка (опера "Иван Сусанин"). К относительно широкому использованию Л. приходят во 2-й пол. 19 в. П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Нек-рые оперы последнего отмечены творч. претворением вагнеровских принципов (особенно "Млада", 1890); в то же время он вносит немало нового в трактовку Л. - в их формирование и развитие. Русские классики в целом отказываются от крайностей вагнеровской системы.

Попытка использовать принцип Л. в балетной музыке была сделана уже А. Аданом в "Жизели" (1841), но особенно плодотворно система Л. применяется Л. Делибом в "Коппелии" (1870). Значительна роль Л. и в балетах Чайковского. Специфика жанра выдвинула ещё одну проблему сквозной драматургии - хореографич. Л. В балете "Жизель" (балетм. Ж. Коралли и Ж. Перро) подобную функцию выполняет т. н. pas ballotй. Задача тесного взаимодействия хореографических и музыкальных Л. была успешно решена в сов. балете ("Спартак" А. И. Хачатуряна - Л. В. Якобсона, Ю. Н. Григоровича, "Золушка" С. С. Прокофьева - К. М. Сергеева и др.).

В инстр. музыке Л. начали широко применять также в 19 в. Воздействие муз. т-ра играло при этом важную, но не исключит. роль. Техника проведения через всю пьесу к.-л. характерного мотива была разработана ещё франц. клавесинистами 18 в. ("Кукушка" К. Дакена и др.) и была поднята на более высокую ступень венскими классиками (1-я часть симфонии Моцарта "Юпитер"). Развивая эти традиции применительно к более целенаправленным и чётко выраженным идейным концепциям, Л. Бетховен вплотную подошёл к принципу Л. (соната "Аппассионата", часть 1-я, увертюра "Эгмонт" и в особенности 5-я симфония).

Основополагающее значение для утверждения Л. в программном симфонизме имела "Фантастическая симфония" Г. Берлиоза (1830), в к-рой через все 5 частей проходит, порой видоизменяясь, певучая мелодия, обозначенная в авторской программе как "тема возлюбленной":

Используемый сходным образом Л. в симфонии "Гарольд в Италии" (1834) Берлиоза дополнен тембровой характеристикой героя (солирующий альт). Как условный "портрет" осн. персонажа, Л. прочно утвердился в симф. произв. программно-сюжетного типа ("Тамара" Балакирева, "Манфред" Чайковского, "Тиль Уленшпигель" Р. Штрауса и др.). В сюите "Шехеразада" Римского-Корсакова (1888) посредством контрастных Л. обрисованы грозный Шахриар и нежная Шехеразада, но в ряде случаев, как указывает сам композитор, эти тематич. элементы служат чисто конструктивным целям, теряя свой "персонифицированный" характер.

Лейтмотив Шахриара.

Лейтмотив Шехеразады.

Главная партия I части ("Море").

Побочная партия I части.

Усилившиеся после 1-й мировой войны 1914-18 антивагнеровские и антиромантич. тенденции заметно снизили основополагающую драматургич. роль Л. В то же время он сохранил значение одного из средств сквозного муз. развития. Примером могут служить мн. выдающиеся произв. разл. жанров: оперы "Воццек" Берга и "Война и мир" Прокофьева, оратория "Жанна дАрк на костре" Онеггера, балеты "Петрушка" Стравинского, "Ромео и Джульетта" Прокофьева, 11-я симфония Шостаковича и др.

Богатейший опыт, накопленный в области применения Л. в течение почти двух веков, позволяет охарактеризовать его наиболее важные особенности. Л. является преим. инстр. средством, хотя может звучать и в вок. партиях опер и ораторий. В последнем случае Л. представляет собой лишь вок. мелодию, тогда как в инстр. (оркестровом) виде степень его конкретности и образной характерности возрастает благодаря гармонии, полифонии, более широкому регистровому и динамич. диапазону, а также специфич. инстр. тембру. Орк. Л., дополняющий и разъясняющий сказанное словами или вообще не высказанное, становится особенно действенным. Таково появление Л. Зигфрида в финале "Валькирии" (когда герой ещё не родился и не назван по имени) или звучание Л. Ивана Грозного в той сцене оперы "Псковитянка", где речь идёт о никому не известном отце Ольги. Значение подобных Л. в обрисовке психологии героя очень велико, напр. в 4-й картине оперы "Пиковая дама", где Л. Графини, прерываемый паузами,

отражает одноврем. стремление Германа немедленно узнать роковую тайну и его колебания.

Ради необходимого соответствия музыки и действия Л. нередко проводятся и в условиях вполне ясной сценич. ситуации. Разумное сочетание сквозных и несквозных образов способствует более рельефному выделению Л.

Функции Л. в принципе могут выполнять разл. элементы муз. языка, взятые порознь (лейтгармонии, лейттембры, лейттональности, лейтритмы), но наиболее типично их взаимодействие при господстве мелодич. начала (сквозная тема, фраза, мотив). Относит. краткость - естеств. условие для удобного вовлечения Л. в общее муз. развитие. Нередки случаи, когда Л., выраженный первоначально законченной темой, в дальнейшем дробится на отд. элементы, самостоятельно выполняющие функции сквозной характеристики (это типично для лейтмотивной техники Вагнера); сходное дробление Л. встречается и в инстр. музыке - в симфониях, в к-рых главная тема 1-й части в укороченном виде выполняет роль Л. в дальнейших частях цикла ("Фантастическая симфония" Берлиоза и 9-я симфония Дворжака). Встречается и обратный процесс, когда яркая сквозная тема постепенно формируется из отд. элементов-предвестников (характерно для методов Верди и Римского-Корсакова). Как правило, Л. требует особо концентрированной выразительности, заострённой характеристичности, что обеспечивает лёгкую узнаваемость на протяжении произв. Последнее условие ограничивает видоизменения Л. в противоположность приёмам монотематич. трансформаций у Ф. Листа и его последователей.

В муз.-театр. произв. каждый Л., как правило, вводится в момент, когда смысл его сразу же становится понятным благодаря соответствующему тексту вок. партий, характерности ситуации и поведения героев. В симф. музыке разъяснению смысла Л. служит авторская программа или отд. указания автора по поводу осн. замысла. Отсутствие зрительных и словесных ориентиров по ходу развития музыки сильно ограничивает здесь применение системы Л.

Краткость и яркая характерность Л. обычно определяют его особое положение в традиц. муз. формах, где он редко выполняет роль одного из непременных слагаемых формы (рефрена рондо, осн. тем сонатного Allegro), но чаще неожиданно вторгается в разл. её разделы. В то же время в свободных композициях, речитативных сценах и крупных произв. театр. плана, взятых в целом, Л. может играть важную формообразующую роль, обеспечивая их муз.-тематич. единство.

Литература: Римский-Корсаков H.A., "Снегурочка" - весенняя сказка (1905), "РМГ", 1908, No 39/40; его же, Вагнер и Даргомыжский (1892), в его кн.: Музыкальные статьи и заметки, 1869-1907, СПБ, 1911 (полный текст обеих статей, Полн. собр. соч., т. 2 и 4, М., 1960-63); Асафьев Б. В., Музыкальная форма как процесс, М., 1930, (вместе с кн. 2), Л., 1963; Друскин M. С., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б. М., Драматургия русской оперной классики, М., 1952, 1953; Соколов О., Лейтмотивы оперы "Псковитянка", в сб.: Труды кафедры теории музыки Моск. консерватории, вып. 1, М., 1960; Протопопов Вл., "Иван Сусанин" Глинки, М., 1961, с. 242-83; Богданов-Березовский В. М., Статьи о балете, Л., 1962, с. 48, 73-74; Wagner R., Oper und Drama, Lpz., 1852; то же, Sдmtliche Schriften und Dichtung (Volksausgabe), Bd 3-4, Lpz., (o. j.) (рус. пер. - Опера и драма, M., 1906); его же, Eine Mitteilung an meine Freunde (1851), там же, Bd 4, Lpz., (o. j.); его же, Ьber die Anwendung der Musik auf das Drama, там же, Bd 10, Lpz., (o. j.) (в рус. пер. - О применении музыки к драме, в его сб.: Избр. статьи, М., 1935); Federlein G., Ьber "Rheingold" von R. Wagner. Versuch einer musikalischen Interpretation, "Musikalisches Wochenblatt", 1871, (Bd) 2; Jдhns Fr. W., С. M. Weber in seinen Werken, В., 1871; Wolzogen H. von, Motive in R. Wagners "Siegfried", "Musikalisches Wochenblatt", 1876, (Bd) 7; eго же, Thematischer Leitfaden durch die Musik zu R. Wagners Festspiel "Der Ring der Nibelungen", Lpz., 1876; его же, Motive in Wagners "Gцtterdдmmerung", "Musikalisches Wochenblatt", 1877-1879, (Bd) 8-10; Haraszti E., Le problиme du Leitmotiv, "RM", 1923, (v.) 4; Abraham G., The Leitmotiv since Wagner, "ML", 1925, (v.) 6; Bernet-Kempers K. Th., Herinneringsmotieven leitmotieven, grondthemas, Amst. - P., 1929; Wцrner К., Beitrдge zur Geschichte des Leitmotivs in der Oper, "ZfMw", 1931, Jahrg. 14, H. 3; Englдnder R., Zur Geschichte des Leitmotivs, "ZfMw", 1932, Jahrg. 14, H. 7; Matter J., La fonction psychologique du leitmotiv wagnerien, "SMz", 1961, (Jahrg.) 101; Mainka J., Sonatenform, Leitmotiv und Charakterbegleitung, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", 1963, Jahrg. 5, H. 1.

Г. В. Крауклис

Лейтмотив

Лейтмотив

ЛЕЙТМОТИВ (немецк. Leitmotiv - «ведущий мотив») - термин, введенный в теорию музыки Рихардом Вагнером (см.) и применяемый иногда в литературоведении, преимущественно представителями психологического и формального направлений. Значение термина «лейтмотив» в литературоведении крайне расплывчато и неопределенно. Термин «Л.» употребляется, во-первых, для обозначения доминанты (см.), произведения или даже творчества писателя в целом: в этом значении можно сказать например: «Идея о неоправданном и неискупимом зле мирового порядка проходит Л. через все творчество А. де Виньи»; или: «Пессимистическое и выигрывает тот, кто хуже, становится Л. всего Romanzero Гейне». Термин «Л.» употребляется, во-вторых, для обозначения группы тематических элементов или выразительных средств, постоянных, «канонических» для определенного жанра и стиля; в этом значении говорится напр. о похищении, нападении морских разбойников, разлуке влюбленных, их скитаниях и конечном соединении, потере детей и признании их родителями как Л. греческого романа или о мрачном унылом пейзаже - кладбище, руинах, пожарище - как одном из Л. английской «кладбищенской поэзии» XVIII в. Наконец термином «Л.» обозначается тот комплекс тематических и выразительных средств, который постоянно повторяется на протяжении данного художественного целого - литературного произведения; в этом употреблении термин «Л.» приближается к своему первоначальному музыкальному значению. Так, немецкие романтики в своих поисках синкретического искусства охотно вводят в прозаическое произведение ряд лирических стихотворений, тематически с ним не связанных, но образующих эмоциональный Л. всего произведения (лирическая вставка у Эйхендорфа и др.). Риторический пафос романов Гюго отражается и в введении и выборе символического Л., в четкости своей идеологической значимости часто приближающегося к аллегории (Л. башни и гильотины в «93 годе»). В реалистическом романе XIX в. встречается так наз. портретный Л. (ср. Л. у Диккенса и Л. Толстого), благодаря к-рому соответствующие детали становятся неотъемлемыми частями образа (вздернутая с усиками губка княгини Болконской, лучистые глаза и тяжелые ступни княжны Марьи, железный крюк и жесткая провощенная шляпа капитана Куттля, оскал зубов м-ра Каркера и т. д.).
Как ясно из приведенных примеров, к-рые можно бесконечно умножать, основным недостатком понятия «Л.» как литературоведческой категории - помимо его расплывчатости и неопределенности - является его метафизичность; введение понятия «Л.» предполагает существенно идеалистическую и формалистическую концепцию литературного произведения как самодовлеющей структуры, подлежащей описанию в своих частях методами и терминами, заимствованными из других областей искусства (принцип взаимоосвещения искусств, отрывающий искусство от его общественной базы). Для марксистского литературоведения, изучающего конкретное историческое классовое искусство во всем многообразии его сторон, противоречий, ведущих тенденций, категория лейтмотива как категория формалистическая непригодна, и термин «лейтмотив» может применяться только в смысле условного обозначения ведущей тенденции и т. п. (см. Мотив).

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Лейтмоти́в

(нем. Leitmotiv – ведущий мотив), регулярно воспроизводимый в отдельном сочинении, в цикле произведений или в творчестве автора смысловой мотив. Повторяющийся элемент структуры произведения может быть представлен деталью – речевой («Недурственно…» в речи Туркина из рассказа А. П. Чехова «Ионыч»), портретной («золотые» детали в портретах богатых персонажей «Господина из Сан-Франциско» И. А. Бунина ) или пейзажной (лазурные небо и тучи в лирике М. Ю. Лермонтова ). Лейтмотивом в различных сочинениях одного автора может явиться стандартный для него поворот сюжета (рандеву и дуэли в прозе И. С. Тургенева ), особая точка зрения повествователя в её «пространственном» выражении («надмирный» угол зрения лирического героя в некоторых поэмах В. В. Маяковского ), типичная сюжетная функция персонажа («демонические» фигуры в романах и повестях М. А. Булгакова ). Любой смысловой мотив может претерпеть изменение в тех случаях, когда воспроизведён автором в сочетании с новыми мотивами.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Лейтмотив" в других словарях:

    Лейтмотив … Орфографический словарь-справочник

    - (нем.). 1) муз. Руководящий мотив в оркестре, в опере, служащий для характеристики известного лица или настроения и постоянно ему сопутствующий. 2) руководящая мысль. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    лейтмотив - Лейтмотив, это заимствованное из немецкого языка (leitmotiv) слово означает (в переносном смысле) основную мысль произведения, мысль, которую автор неоднократно повторяет и подчеркивает. Подчеркнем и мы: лейтмотивом называют основную мысль! Но… … Словарь ошибок русского языка

    ЛЕЙТМОТИВ, лейтмотива, муж. (нем. Leitmotiv, букв. руководящий мотив) (книжн.). 1. Гармонический или мелодический оборот, постоянный звуковой образ (преимущественно в опере), употр. композитором для характеристики какого нибудь героя или какого… … Толковый словарь Ушакова

    Идея, мысль, тема, мотив, основной мотив Словарь русских синонимов. лейтмотив основной мотив Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    - (нем. leitmotiv букв. ведущий мотив), музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Используется с кон. 18 в. в опере, с 19 в. в балете … Большой Энциклопедический словарь

    ЛЕЙТМОТИВ, а, муж. 1. Основной мотив, повторяющийся в музыкальном произведении. 2. перен. Повторяющаяся в каком н. произведении основная мысль, идея. 3. перен. Основная идея, то, что проходит через что н. красной нитью. Л. выступления доклада. |… … Толковый словарь Ожегова

    Лейтмотив - (немецкое Leitmotiv, буквально ведущий мотив), музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Используется с конца 18 в. в опере, с 19 в … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    лейтмотив - а, м. 1) Музыкальный оборот, основной мотив, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Лейтмотив оперы. 2) перен. Основное положение, неоднократно… … Популярный словарь русского языка

    - (нем. Leitmotiv, букв. ведущий мотив) относительно краткий муз. оборот (б. ч. мелодия, иногда мелодия с гармонизацией, порученная определённому инструменту и т. п.; в нек рых случаях отд. гармония или последовательность гармоний, ритмич.… … Музыкальная энциклопедия

Книги

  • История Екатерины Второй. Часть первая (Путь к престолу). Часть вторая (Внутренние смуты) , Александр Густавович Брикнер. Лейтмотив исторических сочинений профессора Дерптского университета А. Брикнера процесс европеизации России, проникновение в нее западноевропейских понятийи интересов. Этот подход он…
Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...