«Знать должны и взрослые, и дети о правах, что защищают всех на свете». Конспект занятия в старшей группе


Цели:

Упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;

Развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;

Учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

Воспитывать чувство уважения к другим людям;

Коррегировать речь, память, мышление воспитанников, расширять их кругозора, обогащать словарный запас.

Оформление:

Портреты детей;

Картинки с изображением прав детей;

Шляпа;

Волшебный сундучок;

Выставка законов, кодексов.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка» рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры «Семья», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.

Ход занятия:

Звучит музыка. Входят дети.

Воспитатель:

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают всех на свете.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.

— А что же такое право? (Высказывания детей.)

Право — это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится. (Свидетельство о рождении).

— Что это за документ? (Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.)

— О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.)

— Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали)

Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети –

Имя каждому дано,

И у каждого одно!

— Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?

(Называть друг друга по имени)

Игра « Шляпа знакомств» .

Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

Воспитатель : Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве она говорит?

– Верно, право на семью.

Что вы знаете об этом праве?

(У каждого человека должны быть папа, мама)

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова

БАБУШКА-

ДЕДУШКА-

СЫН-

МАМА-

ДОЧЬ-

БРАТ-

СЕСТРА-

Воспитатель: Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Дети давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?

Дети:

В семье дружат -живут, не тужат.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.

В хорошей семье хорошие дети растут

Птица рада весне, а дитя матери.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Воспитатель: Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье! Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.

Семья должна учить любить,

жалеть и вежливыми быть.

Когда семья такою станет,

Другая сразу жизнь настанет!

Воспитатель: Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье?

Ребенок: Я обязан убирать за собой игрушки после игры

Ребенок: Я заправляю постель

Ребенок: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома

Ребенок: Дети обязаны слушаться своих родителей.

Воспитатель: Сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве нам может она рассказать?

(Право на отдых)

— Как можно отдохнуть детям?

(Играть в игры, Смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)

Воспитатель: Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых — поиграть в народную игру «Что мы делаем – не скажем»

(Дети загадывают движения, затем к ним подходит Воспитатель

Дети — Человек Рассеянный с улицы Бассеяной, прими нас на работу!

Воспитатель в роли Человека Рассеянного -А что вы умеете делать?

Дети- Что умеем, мы не скажем, а что делаем – покажем!

Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т.д.)

Воспитатель: Ребята, у каждого ребенка есть право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов. Вы можете сообща: Петь, играть и веселиться, Бегать, прыгать и резвиться!

Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она нам расскажет?

(Право на образование)

— Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания

— Где можно получить образование?

(В школе, в детском саду, в училище, в институте)

— Для чего надо учиться?

(Чтоб получить профессию, диплом)

— Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.

— В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)

Игра «Продолжи пословицу».

Я начинаю, а вы продолжаете.

1. Век живи … век учись.

2. Учиться всегда … пригодиться.

3. Ученье – свет, … а неученье – тьма.

4. Тяжело в ученье – … легко в бою.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках? (Конечно можно)

— Предлагаю вам известные сказки, попробуем определить эти права.

(Друг за другом появляются соответствующие иллюстрации сказок)

Золушка (Право на отдых)

Буратино (Право на безопасные условия жизни)

Колобок (Право на жизнь)

Айболит (Право на медицинское обслуживание)

Воспитатель: Следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она напоминает?

(О праве на жилище.)

— Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)

— Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно.

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом!

Детство только раз бывает

У ребят любой страны.

Пусть никто из них не знает

Никакой беды!

Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка говорит о… (праве на медицинский уход).

Вопросы Ребенку:

— Кто изображен на рисунке?

— Что он делает?

— О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)

Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.

Воспитатель: Посмотрите, какие вы разные на портретах, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди — и маленькие и большие — имеют права.

Воспитатель: А сейчас давайте немного с вами отдохнем.

Физкультурная минутка.

Игра «Все будет хорошо».

Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.

В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)

И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох)

Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох)

И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).

— Конечно же, ребята, все будет хорошо.

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любим

Он на свете не один!

воспитатель специализирова нной группы,

МАДОУ «Детский сад комбинированно го вида №32

«Журавушка» г. Губкина, Белгородской области, Россия

Конспект занятия в средней группе «Как мамонтенок маму искал»

Тема: защита прав ребенка

Разработала: воспитатель 2 кв. категории Склярова М. Г.

г. Таганрог, МБДОУ д/с № 100 «Рябинушка»

Цель: формирование представлений о защите прав ребенка членами его семьи

Задачи


  • дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;

  • совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи;

  • развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.
Предварительная работа :

беседа по “Декларации прав человека” и “ Конвенции ООН о правах ребенка”.

Чтение русской народной сказки “Морозко”,

Рассматривание иллюстраций по теме семья

Просмотр м/ф по теме «Права ребенка»

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям послушать песню из мультфильма “Мама для мамонтенка”

Воспитатель : Ребята, а из какого м/ф эта песня?

А про кого этот мультфильм?

Что случилось с мамонтенком?

А кто ему помог? (Предполагаемые ответы детей)

В зал заходит ребенок в костюме слоненка с грустным видом

Воспитатель: Ой, ребята, кто это к нам пришел? (Предполагаемые ответы детей )

Слоненок : Я заблудился, Я маму ищу.

Воспитатель: А где же твоя мама?

Слоненок: Не знаю

Воспитатель: Ребята, а вы случайно не знаете, где можно найти маму слоненка? (Предполагаемые ответы )

Воспитатель: А как вы думаете, мы можем помочь слоненку найти маму?

Воспитатель: Куда нам нужно отправиться? (Предполагаемые ответы детей )

Воспитатель: Правильно в Африку!

Ребята, давайте дружно станем в круг, я скажу волшебные слова, а вы покрутитесь вокруг себя несколько раз с закрытыми глазами. «Жарко солнце засвети, теплой волной нас в Африку принеси!»

Вот мы и очутились в Африке, вы наверное устали в дороге. Ребята, а ведь у масс есть право на отдых. Что это за веселая мелодия звучит, давайте потанцуем, может нас услышит мама слониха.

Дети под музыку Чунга-Чанга танцуют танец, слоненок стоит в кругу

Выходит Мама Слониха

Воспитател ь: Ребята а кто же это такой к нам пришел? (Ответы детей)

Слониха: Мамочка, я тебя так ждал!

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, помогли слоненку найти маму. Какая у нас получилась счастливая семья! Ведь семья - это самое дорогое что есть у нас, правда?

Воспитатель : А ты слоненок будь внимательным и больще ни когда не теряй свою маму

. Слониха : А теперь нам пора идти домой, ведь мы так много хотим рассказать друг другу.

Слоненок и Слониха уходят.

Дети садятся на стульчики

Воспитатель: Да ребята, семья, родной дом – самое дорогое, что есть у человека.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье. Попробуйте произнести слово “семья” вот так: “семь-я!”.

Воспитатель: Как вы думаете, что значит семья? (Ответы детей)

Воспитатель: Как люди живут в семье (Ответы детей)

Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни.

Помните, счастливы дети, тогда, когда у каждого ребенка дружная семья.

А еще в дружной семье у всех ее членов есть свои обязанности, все помогают др. другу и любят друг друга.

А хотите мы с вами поиграем в игру «Семейный паровозик»? (Ответы детей)

Ход игры

Воспитатель раскладывает по кругу рисунки детей с изображением семьи, дети становятся в круг и выбирается машинист. Паровозик бежит по кругу и рассматривает рисунки ребят, Когда музыка останавливается, паровозик останавливается возле ближайшего рисунка. Воспитатель берет рисунок и подходит к ребенку, чья семья изображена на рисунке, ребенок рассказывает о своей семье с помощью наводящих вопросов:

Сколько человек в твоей семье? (Ответы детей)

Кто самый старший? (Ответы детей)

Кто самый веселый? (Ответы детей)

А как тебя ласково называют родители? (Ответы детей)

А кто тебе помогает, когда тебе трудно? (Ответы детей)

А чем ты можешь помочь своей семье? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята, какие у вас дружные семьи

Дети садится на стульчики

Воспитатель : Ребята, сегодня мы узнали, что семья - это некоторое количество людей, которые любят др. др., во всем др. др. помогают и поддерживают др. др. в трудную минуту.

А как вы думаете, дружная семья - это какая семья? (Ответы детей)

Ребята, а мы с вами тоже каждый день приходим в детский сад, в нашу группу. Мы любим др. др.? (Ответы детей)

Мы помогаем др. др.? (Ответы детей)

Мы заботимся др. о др.? (Ответы детей)

А как вы думаете нас можно назвать семьей? (Ответы детей)

Приложение

Права есть у взрослого и у ребенка:

Играть и учиться, мечтать и трудиться

Помочь старику и погладить котенка,

И чистой водой на рассвете умыться

Ребенок имеет право на счастье,

А также в доме укрыться в ненастье

Ребенок имеет право гулять

И воздухом чистым всей грудью дышать

Есть в Конвенции ООН

Вот такой закон:

Всех детей учить должны,

Детям знания нужны

Это знать должны все дети

И все люди на планете

Ребенок должен быть красивым,

Веселым, сильным и счастливым.

Поэтому хочу сказать:

Ребенок должен отдыхать!

Дали б мне права такие:

Во дворе весь день гулять,

Наловить три тонны рыбы

И приятелям раздать.

Конспект занятия по правовому воспитанию "Право ребенка жить в семье" в средней гр. №3 «Семицветик»

Воспитатель: Склярова М. Г.

МДОУ д/с № 100

Программное содержание:

Формировать у детей элементарные представления о правах.

Углубить понятия «Отечество», «тёзка».

Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме: « Имя» — знакомство с происхождением имён.

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.

Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы.

Совершенствовать общую и мелкую моторику: координацию движений и речи.

Способствовать воспитанию доброго отношения к себе и окружающим.

Предварительная работа.

Рассматривание семейных фотографий, выставка рисунков на тему: «Моя семья», создание родословного древа, беседа: « Я и моё имя», слушание песни «Родина моя».

Оборудование.

Стулья расставлены по количеству детей полукругом. Картинка с изображением мальчика и девочки, земного шара, на котором написаны права ребёнка, иллюстрации сказочных героев: Айболит, Незнайка, Снегурочка, Белоснежка, Дюймовочка, Кот Котофеевич, глобус, аудиокассета с записью плача ребёнка, воздушный шар.

Словарная работа: право, Отечество, тёзка, новорождённый, фамилия, имя, родственник, отчество, глобус.

Структура занятия:

1. Рассматривание глобуса.

2.Слушание плача маленького ребёнка.

3. Игра «Назови по-взрослому».

4. Д/ упражнение «Объясни значение имени.

5. Чтение стихотворения про Машу.

6. Физминутка.

7. Беседа по иллюстрациям сказочных героев.

8. Чтение отрывков из былины.

9. Вопросы и ответы.

10. Чтение стихотворения «8 Тань».

11. Игра «Назови родственное имя».

12. Беседа «Фамилия – что это?»

13. Инсценировка отрывка «Алиса в стране Зазеркалье».

14. Игра «Шарик лети»

Ход занятия

Воспитатель:

Добрый день, дети

Вы прекрасней всех на свете.

Вот таких хороших, умных, пригожих я приглашаю в путешествие.

(Слайд 1)

Воспитатель показывает глобус: что это такое?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Для чего нам нужен глобус?

Дети: Чтобы рассматривать мир.

Воспитатель: Глобус – это маленькая модель земного шара. Наша земля очень большая, на ней живут миллиарды людей, более «200 наций. Все они похожи: у каждого есть своё тело, лицо. Но в тоже время люди разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим.

Дети, как вы думаете, чем отличаются люди?

(Слайд 2)

Дети: Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.

(Звучит плач грудного ребёнка)

Воспитатель: Дети, кто же это плачет?

Дети: Маленький ребёнок.

Воспитатель: Да, так плачут дети, которые только родились. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, отличаются ли эти малыши?

(Слайд 3)

Дети: Они одинаковые, но у них разные чепчики, костюмчики: розовый и синий (Чтобы отличить их по одежде: мальчики в голубом, девочки в розовом).

(Слайд 4)

Воспитатель: Новорождённые дети почти всё время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы мамы их не перепутали, врачи прицепляют малышам на ручку бирочки с номером (цифрой). Дети, а вам приятно бы было, если вас называли цифрой?

Дети: Нет.

Воспитатель: У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. Послушайте загадку, а вы догадаетесь, о чём она.

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

Дети: Имя.

Воспитатель: Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.

А как вы думаете, зачем люди придумали имена?

Дети: Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого.

Воспитатель: У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли? (Ответы детей)

(Слайд 5)

Воспитатель: Я предлагаю вам послушать отрывок из сказки «Алиса в стране Зазеркалье».

– Надеюсь, вы не намерены потерять своё имя?

– Конечно нет, – растерянно сказала Алиса.

– Не знаю, не знаю. Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: Иди к доске… – и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы можете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.

– Ничего из этого не выйдет, и всё равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Учительница скажет: «Эй, ты!» или «Эй», или ещё как-нибудь.

Воспитатель: Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Родители назвали вас разными именами. Когда вы пойдёте в школу, ваше имя станет полным. Ваши имена звучат по- разному и имеют свой смысл. Например: Оля – Ольга.

(Слайд 6)

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови себя по-взрослому» и объясни значение своего имени».

Саша – Александр – мужественный, защитник.

Алёша – Алексей – помощник, защитник.

(Слайд 7)

Физминутка

В небе солнышко взошло

И всем улыбнулось.

Нам вдруг стало хорошо

И больше не взгрустнулось.

Воспитатель: Давайте все вместе прочитаем стихотворение:

Марьюшка, Марусенька,

Машенька и Манечка

Захотели сладкого

Сахарного пряничка.

Воспитатель: Как зовут девочку?

Дети: Маша.

Воспитатель: Хоть и разные были названы имена, но так называлась одна девочка Маша. Когда она вырастет, её будут называть Мария.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови ласковые родственные имена».

(Витя – Витюша, Витенька, Витёк, Витюнюшка, Витюнчик, Витюшок.

Саша – Сашок, Сашенька, Сашунчик, Саня, Сашуля).

(Слайд 8)

Воспитатель: Дети, посмотрите на картинки и скажите, кто на них нарисован?

Дети: Дюймовочка, Айболит, Снегурочка, Незнайка, Белоснежка, Кот.

Воспитатель: Эти сказочные герои с разными чертами характера, поведения. А кто объяснит, почему их так назвали?

Дети: Айболит – лечит тех, кто болеет,

Снегурочка – девочка из снега,

Незнайка – мальчик, который ничего не знает,

Белоснежка – девушка, белая, как снег.

(Слайд 9)

Воспитатель: Дети, посмотрите и скажите, кто это?

Дети: Богатыри.

Воспитатель: Да, это богатыри. Это Добрыня – добрый человек. А про этого богатыря послушайте отрывок из былины:

В чистом поле пыль поднимается

Илья Муромец, сын Иванович

К Соловью приближается.

Назовите имя богатыря?

Дети: Илья.

Воспитатель: Когда вы вырастите и будите взрослыми, к вашему имени прибавиться отчество. Оно произошло от слова «Отечество». Кто напомнит мне, что оно обозначает?

Дети: Отечество – это Родина.

Воспитатель: На Руси отчество давали по имени отца. Илья Муромец, сын Иванович. Значит, отца Ильи звали Иван. А Илью – Илья Иванович. А как звали отца вот этого сказочного героя?

(Слайд 10)

(Показывает на Кота).

Дети: Кот.

Воспитатель: Значит это Кот Котофеевич. Вы все знаете, как зовут вашего папу. Подумайте и назовите своё отчество.

(Дети называют отчество)

Воспитатель: На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: Саша – девочка, мальчик. Таких людей называют «тёзками». Послушайте стихотворение:

(Слайд 11)

В первом классе 8 Тань,

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу 8 Тань.

А ведь можно очень просто разобраться в новичках. Как же отличить девочек?

Дети: По фамилии.

Воспитатель: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.

(Слайд 12)

Воспитатель : Когда вы родились, вам выдали вот такое «Свидетельство о рождении» (показывает) , когда вам исполниться 14 лет вам выдадут другой документ

(Слайд 13)

(показывает). Прочитайте, как он называется? (Паспорт) . В паспорте будут написаны ваши Фамилия, Имя, Отчество.

Воспитатель: Скажите, с чем мы сегодня познакомились?

Дети: Каждый ребёнок имеет право на собственное имя. Узнали о происхождении имён, отчеств, фамилий.

Воспитатель: Дети, вы живёте в одном посёлке, ходите в одну группу, вы очень дружные ребята. На воздушном шарике я написала ваши имена. Мы выпустим этот шар на улицу и все вокруг узнают, есть детский сад «Звёздочка» в нём живут такие дружные ребята.

Литература :

М.Д. Маханёва Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы».

Инновации в логопедическую практику /Методическое пособие для дошкольных учреждений /Сост. О. Е. Громова. – М.: Линка- Пресс.

Журнал «Начальная школа».

Скачать презентацию

социальный педагог МБДОУ —

д/с «Звездочка» Советский район, Саратовская область

р.п. Степное, Россия

Данный проект будет полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми среднего дошкольного возраста. Правовое воспитание детей - это очень важная часть воспитания детей. Каждый воспитатель уделяет внимание данной теме, важно сделать это своевременно и доступно для детей. Проект лишь самое начало в этой нелёгкой, но интересной работе: формирование правового сознания детей.

Проект «Маленьким детям-большие права»

Актуальность реализации проекта:

«Я имею право быть чёрным и белым.

Я имею право быть ловким и смелым.

Ты имеешь право иметь своё имя.

Ты имеешь право быть просто любимым.

Мы имеем право на всём белом свете.

Мы имеем право! Мы - дети!»

Это слова из детской песенки, которую слышал, наверное, каждый ребёнок.

И действительно, каждый человек на земле имеет свои права. Их не нужно заслуживать, их невозможно купить. Они одинаковы для всех людей. Задача воспитателя, ещё в детстве сформировать правовое сознание ребёнка. Ведь чем раньше ребёнок узнает о своих правах, тем быстрее он поймёт и примет окружающий его мир таким, какой он есть.

Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять, что каждый человек в общем и ребёнок в частности имеет свои права и должен их знать.

Цель: Создание условий для формирования правосознания у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

Познакомить детей с понятием «право»;

Дать детям возможность «увидеть» свои права в произведениях писателей, поэтов, сценаристов;

Обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;

Воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;

Развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;

Развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Вид проекта : семейный, групповой.

Проблема : дети не имеют достаточных знаний о своих правах.

Ожидаемые результаты: приобретение детьми начальных правовых знаний; воспитание чувства самоуважения и уважения к окружающим, приобщать родителей и детей к совместной деятельности, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

Место проведения : МДОУДС №53 «Серебряное копытце».

Режим работы: во время и вне занятий.

Количество участников проекта : 2 воспитателя: Останина В.А, Пепеляева А.Ю., дети-16 чел., родители-24 чел.

Возраст детей : 4 - 5 лет.

Форма проведения:

Игровая деятельность, беседы, просмотр презентации «Права детей», мультфильма Смешарики «Каждый ребёнок имеет право», слушание и разучивание песен, выставки «Ребёнок имеет право», «Моя семья», «Мой детский сад», коллективная работа «Мы все равны», комплексное тематическое занятие «Моё право на имя…».

Материал и оборудование: Кукла Маша, стихи, пословицы, маски для театрализованной деятельности, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, музыкальная аппаратура, подборки детских песен, цветная и простая бумага, гуашь, карандаши, клей - карандаш, набор демонстрационных картинок «Права детей», проектор, ноутбук, колонки, презентация «Права детей», записи детских песен, мультфильмов.

1 этап.

Постановка проблемы:

Мы с ребятами очень любим смотреть мультфильмы. Жаль, что свободного времени очень мало. Но вот появилась минутка и стали смотреть мультфильм с любимыми героями - Смешариками. С непонятным для нас названием - «Каждый ребёнок имеет право…» Ребятам очень понравился мультфильм, когда мы перешли к обсуждению увиденного, то выяснилось, что на эту тему они никогда не разговаривали. Мы все вместе решили, что нам обязательно нужно поподробнее познакомиться с правами детей.

2 этап.

Ввод в игровую ситуацию.

Планируемая деятельность.

Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам на занятие пришла наша кукла. Но что-то она сегодня грустная. Давайте спросим у неё, что случилось. Дети, куколка мне сказала, что ей очень грустно, у неё нет друзей. Давайте подружимся с ней и нам вместе будет весело и интересно. Для того, чтобы нам познакомиться, нам нужно сказать друг другу как нас зовут. Ребята давайте громко крикнем наши имена, чтобы наша гостья их услышала.

Дети хором говорят свои имена.

Воспитатель: Странно, а куколка нам не сказала своё имя, а стала ещё грустнее. Ребята, да ведь у неё просто нет имени. Нам срочно нужно придумать ей имя, ведь каждый житель нашей планеты имеет право на имя. Ребята, а вы знаете о своих правах, знаете, что у вас есть права?

Ответы детей.

Воспитатель: Вспоминаем, что нам рассказывали Смешарики!

Дети отвечают.

Воспитатель: Дети, а давай те не просто расскажем, а ещё и покажем нашей Маше! Давайте каждый из вас дома вместе родителями сделает работу «Каждый ребёнок имеет право». Вы вместе с родителями узнаете много интересного. И наша куколка узнает, что же это такое права детей. Как себя ведут между собой окружающие нас люди.

Мы рассказали родителям о нашем проекте, предложили им включиться в работу, помочь нам более детально рассмотреть интересующий нас вопрос. Заранее поблагодарили за сотрудничество и предложили свою помощь в случае необходимости. Порекомендовали чаще прислушиваться к мнению детей и помочь им реализовать их идеи и задумки.

3 этап.

Организация деятельности проекта.

3.1. Игровая деятельность.

*** Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Детский сад», «Семья», «Школа», «В библиотеке».

Цель: развивать у детей умение играть самостоятельно, распределять роли в игре с учётом интересов всех участников, учить договариваться, находить компромиссы, расширять знания детей о социальном окружении.

*** Цель: развивать у детей аналитические способности, расширять словарный запас, уточнить понятия права и обязанности.

*** Малоподвижные игры «Назови ласково», «Кто рядом?».

Цель: учить детей уважать ближнего, его права, учить играть по правилам, проявляя самостоятельность в игре.

3.2. Художественно-речевая деятельность.

Цель: формировать у детей понятие «права», воспитывать любовь и уважение к окружающим, на примера из литература дать понятия об основных правах ребёнка, учить внимательно слушать, развивать речь и память.

Чтение и заучивание стихов и сказок о семье:

Е. Благинина «Посидим в тишине».

Рассказ Л. Н. Толстова «Бабушка и внучка», сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко».

Беседа: «Сколько разных имён», «Я и мои друзья», «У каждого ли есть семья», «мы такие разные, но мы равны».

Чтение пословиц и поговорок о правах и обязанностях.

3.3. Музыкально-театрализованная деятельность .

Цель: учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказок, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.

1. Прослушивание и разучивание песен: «Песенка Чебурашки», слова Александр Тимофеевский, музыка Владимира Шаинского; «Песенка Мамонтёнка», слова Непомнящий Д., музыка Шаинский В.; «Дважды два четыре», слова Пляцковский М., музыка Шаинский В.; «Песенка про доктора» в исполнении Леонида Сергеева; песни группы «Барбарики» «Про дружбу», «Далеко от мамы»; «Моя семья» музыка и слова А. Ермолова.

2. Драматизация по сказке «Репка», «Колобок», "Волк и семеро козлят", "Заячья избушка".

3.4. Художественно-эстетическая деятельность.

Цель: развивать творческие способности детей, учить выражать в своих работах свои мысли и чувства, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.

3.4.1 Коллективная работа «Мы все равны»

Цель: учить выполнять коллективную работу, действовать сообща; развивать творческие способности детей; учить быть аккуратными при работе с бумагой клеем.

3.4.2. Выставка рисунков «Моя семья».

Цель: развивать творческие способности детей в процессе рисования.

3.4.3. Выставка рисунков «Мой детский сад»

Каждый ребёнок имеет право на образование. Получают его ребята в детском саду. Жизнь ребят яркая и насыщенная. Именно это они и пытались отобразить в рисунке.

Цель: учить рисовать гуашью, рисовать по замыслу.

3.4.4. Выставка в группе «Каждый ребёнок имеет право»

Цель: привлечь внимание детей и родителей к вопросу о правах детей, сплотить детей и родителей посредствам совместной деятельности.

3.5. Комплексное тематическое занятие «Моё право на имя…».

Цель: создание условий для формирования у ребёнка первоначальных правовых знаний.

4. Продукт проектной деятельности.

4.1. Коллективная работа «Мы все равны».

4.2. Выставка в группе «Ребёнок имеет право».

4.3. Выставка рисунков в группе «Каждый ребёнок имеет право на семью»

4.4. Выставка рисунков в группе «Мой детский сад»

4.5. Комплексное тематическое занятие «Моё право на имя…»

Конспект занятия по правовому воспитанию "Право ребенка жить в семье"

Средняя логопедическая гpyппа

Воспитатель Серкина М.Р.

МСДОУ №17 «Залотая рыбки» ноябрь 2011r.

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни. Задачи;

Закрепить знание о том, что главное в жизни ребёнка семья, что все семьи разные

дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить знания о том, что у каждого ребёнка есть нрава, которые должны выполняться взрослыми

развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы, выражать свои мысли правильно строя предложения

воспитывать чувство любви и уважения к родным, все члены семьи должны любить и заботиться друг о друге

Словарь: дружная семья, уютная> забота, права, дети-сироты.

Предварительная работа; беседа но правам детей, рассматривание дидактического материала по теме, словесные игры, разучивание стихов о семье и родных людях, оформление альбома «Моя семья», чтение ненецкой сказки «Кукушка», сказки «Золушка», сказки «Дюймовочка»

Оборудование: картинки о правах ребенка, магнитофон, аудиозапись песни "Мама для мамонтенка" композитора В. Шаинского, игрушка мамонтёнок, рисунки двух пустых комнат, фигурки мебели, людей, животных, лепестки ромашки, игра составь цветок по правам детей на каждого, альбом «Моя семья»

Ход занятия

Орг.момент: «Назови соседа по имени ласково»

Звучит песня «Мама для мамонтенка» воспитатель обращает внимание на грустного мамонтенка, пришедшего к нам в гости.

Воспитатель: Почему он грустный? Кого ищет мамонтенок? (Предполагаемые ответы)

Воспитатель: Скажите, куда вернется мамонтенок? {Ответы детей)

Воспитатель: Да ребята, семья, родной дом - самое дорогое, что есть у человека. Каждый ребёнок имеет право воспитываться в родной семье

Воспитатель: Попробуйте произнести слово "семья" вот так: "семь-я».

Воспитатель предлагает заполнить пустые комнаты (мебелью, фигурками животных и людей), обращает внимание на то, как стало уютно, каждая комната интересна по своему, и в них живут разные семьи,

Воспитатель: Что же такое - семья? Предлагает рассказать о членах своей семьи, обращая внимание на фотографии

Воспитатель: А как должны жить люди в семье? (дружно, любить друг друга) А Даша даже знает стихотворение про дружную семью...

«Если дочка не упряма, Если папа не сердит, Если бабушка на маму, Исподлобья не глядит, Если добрые слова, Слышишь с самого утра, Значит папа, мама, я — Очень дружная семья».

Воспитатель: А кто о вас заботится? Расскажите как ваши мамы и папы заботятся о вас?

Воспитатель: А у вас есть постоянные обязанности дома? Как вы заботитесь о маме, папе...

Игра "Наши добрые дела"

На магнитной доске составляют цветок добрых дел (В конце игры подводится итог)

Воспитатель: Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепестки. Да помощь родителям нужна!

Физкультминутка: пальчиковые игры «Моя семья», «Вот моя семья большая»

Воспитатель: А вы знаете, что есть дети - сироты, которые лишены заботы и ласки родителей, они остались одни по разным причинам. Как им помочь? А могут дети жить одни?

Воспитатель: Не могут! Ребёнок ещё слаб и не может самостоятельно всему научиться, взрослые окружают его заботой лаской и тогда малыш растёт сильным, здоровым, умным!

Родители заботятся о том, чтобы ваши права не нарушались.

Воспитатель обращает внимание на доску с картинками, давайте вспомним, какие права есть у каждого ребёнка

(дети называют и показывают картинку с правами)

Право жить в семье, право на имя, право на медицинское обслуживание, право на хорошую еду и чистую воду, право на бесплатное образование право на отдых, нельзя детям работать как взрослым, забота о инвалидах, право на защиту от жестокости.

Воспитатель: А чтобы мы хорошо запомнили наши права, поиграем в игру

Д/И «Составь цветок» (кто быстрее)

После предлагает показать лепесток, например, право на отдых и т.д.

Воспитатель: Мы сегодня с вами говорили о семье, о заботливом отношении к членам семьи, о ваших правах и обязанностях.

И мамонтёнок повеселел он понял, что мама его обязательно найдется! ему пора домой..давайте мы подарим ему стихи про самое дорогое на свете про своих родных и близких мам, бабушек, про свою семью...

(дети читают стихи)

Кто любимей всех на свете?

Это сразу скажу дети. Обойди весь белый свет, Лучше мамы в мире нет!

Все я делаю для мамы: Для нее играю гаммы, Для нее хожу к врачу, Математику учу.

Золотое детство. Почему мы называем Наше детство золотым? Потому что мы играем, Веселимся и шалим. Потому что окружает Нас заботою семья, Потому что обожают Нас родные и друзья!

Воспитатель: Желаю вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и что бы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья. И никто никогда не терял свою маму, как наш мамонтёнок...

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...