А также орган опеки и. Перечень задач, полномочий и обязанностей органов опеки и попечительства, кому подчиняются и как защищают права детей


Основные задачи отдела

1. Обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье.

2. Обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Обеспечение защиты имущественных и личных прав и интересов несовершеннолетних.

4. Обеспечение защиты имущественных и личных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.

Основные функции отдела

Отдел опеки и попечительства:

1. Организует выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводит в течение трех дней со дня получения сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, обследование условий их жизни, устанавливает факт отсутствия родительского попечения и ведет учет таких детей.

2. Временно, до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполняет обязанности опекуна (попечителя).

3. Обеспечивает устройство ребенка в течение одного месяца со дня поступления сведений об отсутствии родительского попечения, а при невозможности передать ребенка на воспитание в семью - направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в орган исполнительной власти Челябинской области для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

4. Устанавливает опеку (попечительство) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

5. Передает детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью.

6. Осуществляет контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от форм их устройства.

7. Дает согласие на исключение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из общеобразовательного учреждения.

8. Принимает меры по защите жилищных прав, сохранности имущества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дает предварительное разрешение на совершение сделок с жилыми помещениями и иным имуществом таких несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

9. Назначает представителя для защиты прав и интересов детей в случае разногласий между родителями и детьми.

10. Обращается в суд с исками:

О взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям;

Об устранении препятствий к общению с близкими родственниками;

Об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами.

11. Принимает участие в рассмотрении судом дел:

О лишении родительских прав;

Об ограничении родительских прав;

О восстановлении в родительских правах;

О порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;

Об установлении усыновления (удочерения) детей;

Об отмене усыновления (удочерения) детей;

По защите других прав и интересов несовершеннолетних, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

12. Предоставляет суду акт обследования условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, основанное на нем заключение по существу вопроса.

13. Участвует в принудительном исполнении решений суда, связанным с отобранием ребенка у родителей (одного из них) и передачей его другому лицу.

14. Немедленно отбирает ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

15. Разрешает разногласия родителей относительно имени и фамилии ребенка при отсутствии соглашения между ними, изменения имени ребенка, а также изменения присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

16. Принимает решения о снижении брачного возраста.

17. Дает согласие на установление отцовства в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

18. Разрешает при обращении родителей (одного из них) возникшие между ними разногласия по вопросам воспитания и образования детей.

19. Получает согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет, в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

20. Оказывает гражданам необходимую помощь по вопросам опеки и попечительства, охраны прав и интересов несовершеннолетних.

21. Рассматривает документы, представленные лицами, желающими установить опеку (попечительство) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, готовит по ним заключение о возможности быть опекуном (попечителем).

22. Осуществляет постановку на учет граждан в качестве кандидатов в опекуны (попечители).

23. Назначает выплату денежных средств на содержание подопечного в порядке, размерах и на условиях, предусмотренных законодательством РФ и Челябинской области.

24. Выдает разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцатилетнего возраста в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

25. Выдает опекунам (попечителям) предварительное разрешение на расходование доходов подопечного в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

26. Определяет в необходимых случаях управляющего недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного, заключает и расторгает с ним договор о доверительном управлении этим имуществом.

27. Выдает предварительное разрешение опекуну и управляющему недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного совершать, а попечителю – давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечного, сдаче его в наем (аренду), безвозмездное пользование или залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей.

28. Осуществляет контроль за деятельностью опекуна (попечителя).

29. В случаях ненадлежащего исполнения опекуном (попечителем) возложенных на него обязанностей, в том числе использование им опеки (попечительства) в корыстных целях, а также оставления подопечного без надзора и необходимой помощи, отстраняет их от исполнения этих обязанностей и принимает необходимые меры для привлечения виновного гражданина к ответственности, установленной законодательством РФ.

30. Освобождает опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей.

31. Дает разъяснения по вопросам, связанным с усыновлением (удочерением) детей.

32. Принимает заявления от граждан РФ, желающих усыновить (удочерить) детей.

33. Составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить (удочерить) ребенка, для подготовки заключения о возможности быть усыновителем.

34. Готовит в течение пятнадцати рабочих дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами заключение о возможности быть усыновителем.

35. Осуществляет при положительном заключении о возможности быть усыновителем постановку граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители.

36. Представляет информацию о детях, которые могут быть усыновлены (удочерены), выдает направление на посещение ребенка по его фактическому месту нахождения.

37. Готовит заключение об обоснованности усыновления (удочерения) и о его соответствии интересам усыновляемого (удочеряемого) ребенка.

38. Содействует созданию приемных семей, осуществляет подбор граждан, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью.

39. Принимает заявления от граждан, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, обследует их условия жизни.

40. Готовит заключение об их возможности быть приемными родителями.

41. При положительном заключении подбирает ребенка, который может быть передан на воспитание в приемную семью, представляет гражданам, желающим взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о нем и выдает направление для посещения ребенка по его фактическому месту нахождения.

42. Получает согласие администрации учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на передачу ребенка на воспитание в приемную семью.

43. Заключает договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

44. Принимает от приемных родителей сведения о расходовании денежных средств, выплачиваемых на содержание приемного ребенка.

45. Расторгает в случаях, установленных законодательством РФ, договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

46. Осуществляет защиту прав и законных интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, в том числе в судах.

47. Содействует в организации медицинского освидетельствования (переосвидетельствования) интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.

48. Содействует в устройстве лиц, нуждающихся в защите государства, на стационарное социальное обслуживание в государственные учреждения.

49. Принимает решение о назначении:

Лицу, признанному судом недееспособным или ограниченно дееспособным, опекуна (попечителя) с согласия последнего;

Совершеннолетнему дееспособному лицу, которое по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, попечителя (помощника).

50. Принимает решение о распоряжении имуществом и доходами лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, при определении его в психиатрическое или психоневрологическое учреждение.

51. Дает разрешение на совершение опекуном (попечителем) сделок по отчуждению имущества лица, в отношении которого установлена опека (попечительство).

52. Осуществляет надзор за деятельностью опекунов (попечителей) недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, а также попечителей (помощников).

Статья 6. Органы опеки и попечительства

1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

1.1. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

1.2. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке , которые установлены Правительством Российской Федерации.

5. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей, примерные дополнительные профессиональные программы для работников органов опеки и попечительства, а также осуществляет разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству и контроль за деятельностью органов опеки и попечительства.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

Статья 7. Задачи органов опеки и попечительства

1. Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства

1. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

10) подбор, учет и подготовка в порядке , определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;

(п. 12 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.

(п. 13 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

2. Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства наряду с указанными в части 1 настоящей статьи полномочиями.

3. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.

Статья 9. Обязанности органа опеки и попечительства при перемене места жительства подопечного

1. Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган опеки и попечительства, который установил опеку или попечительство в соответствии со статьей 35 Гражданского кодекса Российской Федерации.

2. При перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного.

3. Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.

Усыновление - форма семейного воспитания детей, лишённых родительской опеки, с установлением между усыновленным и усыновителем правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми.

По российскому праву усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей. Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребёнка, в порядке особого производства по правилам гражданского процессуального законодательства.

Основными этапами процедуры усыновления для российских граждан являются:

    Обращение в органы опеки по месту жительства и знакомство с сотрудниками, отвечающими за работу с усыновителями.

    Прохождение медосмотров, обучение в школе приемных родителей, сбор справок и подготовка необходимого пакета документов.

    Подача собранного пакета документов в органы опеки, рассмотрение документов специалистом опеки, обследование жилищных условий и оформление акта данного обследования.

    Получение заключения о возможности быть усыновителем.

    Поиск ребёнка. Получение направления на знакомство с ребёнком (детьми). Если по месту собственного проживания нет детских учреждений или не удалось подобрать ребёнка, то обращение в любой другой орган опеки или к региональному оператору банка данных о детях оставшихся без попечения родителей с имеющимся на руках заключением о возможности быть усыновителем.

    Знакомство с ребёнком, при желании, независимое медицинское обследование ребёнка, принятие окончательного решения о желании усыновить данного ребёнка.

    Подача заявления в суд, ожидание даты заседания суда. В это время орган опеки по месту проживания ребёнка готовит заключение о целесообразности усыновления конкретного ребёнка и документы на ребёнка для суда.

    Рассмотрение заявления судом. Получение копии решения суда на руки.

    Получение в ЗАГСе свидетельства об усыновлении, нового свидетельства о рождении ребёнка, внесение записи о ребёнке в паспорт.

    Регистрация ребёнка по месту проживания усыновителя.

Патронаж - самостоятельная форма помощи совершеннолетнимдееспособным гражданам.

Ранее являлся разновидностью попечительства. В Российской Федерации - России правовая форма патронажа предусмотрена ст. 41Гражданского кодекса. Под патронажем следует понимать регулярное оказание помощи в осуществлении своих прав.

В данном случае попечительство устанавливается над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права, а также исполнять свои обязанности. При этом, просьба о патронаже исходит от самого гражданина.

Приняв заявление, орган опеки и попечительства обязан назначить гражданину попечителя (помощника). Сам заявитель может согласиться, либо отклонить данное назначение. Если назначение помощника будет одобрено, то между ним и заявителем заключается договор поручения или договор доверительного управления. Попечитель исполняет свои обязанности перед опекаемым гражданином на основании такого договора. Для совершения бытовых и иных сделок требуется согласие подопечного. Органы опеки и попечительства осуществляют надзор за деятельностью попечителей-помощников.

Патронаж прекращается также по инициативе заявителя. Он может прекратиться в связи со смертью патрона либо подопечного или же по просьбе попечителя.

В статье будут представлены полномочия органа опеки и попечительства. Ими называют органы исполнительной власти субъекта РФ, которые свои обязанности исполняют в строгом соответствии с правовыми нормативными актами.

Особенности деятельности

Государственные полномочия органа опеки и попечительства заключаются в деятельности, связанной с оказанием подопечным или попечителям помощи в получении социальных услуг, медицинской помощи. Среди направлений работы существует подготовка и подбор граждан, которые выразили свое желание стать попечителями (опекунами) либо взять в семью детей, которые остались без родительского попечения.

Сотрудничество

В полномочия органа опеки и попечительства включается взаимодействие с другими органами исполнительной власти субъектов РФ: местным самоуправлением, медицинскими учреждениями, образовательными организациями. Также данный отдел сотрудничает с иными организациями, деятельность которых связана с детьми-сиротами и детьми, которые остались без родительского попечения в рамках законодательства РФ.

Основные задачи

В полномочия органа опеки и попечительства входит решение следующих задач:

  • защита законных интересов и прав граждан, которые нуждаются в установлении над ними попечительства или опеки;
  • защита интересов людей, которые находятся под опекой либо попечительством;
  • надзор за функционированием попечителей и опекунов, организаций, в которых находятся частично либо полностью недееспособные граждане

Также представители опеки контролируют сохранность имущества и управление имуществом тех граждан, которые находятся под попечительством либо опекой или помещены под надзор в медицинские, образовательные организации, включая иные организации, предназначенные для детей-сирот, а также детей, которые остались без попечения родителей.

Возможности

В полномочия органа опеки и попечительства входит поиск и учет граждан, которым необходима опека или попечительство. Представители данного органа обращаются в суд с заявлением о признании недееспособным гражданина, либо о признании лица дееспособным, если отпали основания, по которым первоначально было принято решение о полной (частичной) недееспособности.

В полномочия должностных лиц органов опеки и попечительства входит установление опеки либо попечительства, а также освобождение (отстранение) согласно ФЗ попечителей и опекунов от выполнения ими обязанностей.

Представители данного отдела выдают в соответствии с ФЗ РФ разрешения на совершение сделок с недвижимым имуществом подопечных, а также представляют интересы подопечных в судах, если выявлены нарушения в действиях опекунов (попечителей).

В полномочия органа опеки и попечительства РФ входит выдача разрешающих документов на отдельное проживание попечителей и их подопечных, которые не достигли совершеннолетия по ГК РФ.

Сотрудники опеки оказывают помощь попечителям и опекунам, осуществляют периодические проверки соблюдения ими интересов и законных прав подопечных. Они контролируют условия жизни несовершеннолетних детей, соответствие санитарных норм.

Когда устанавливается попечительство и опека?

В Семейном кодексе РФ перечисляются самые распространенные причины, из-за которых дети лишаются попечения родителей:

  • лишение родительских прав;
  • смерть;
  • признание недееспособными;
  • продолжительное отсутствие;
  • болезнь;
  • уклонение от исполнения родительских обязанностей, включая отказ забирать ребенка из лечебных, воспитательных учреждений.

Органы опеки и попечительства детей могут изымать из семьи по объективным и субъективным причинам.

К первой группе относится смерть либо тяжелая болезнь родителей, утрата дееспособности, лишение родительских прав. Все эти факторы приводят к невозможности взрослых представлять законные интересы детей, поэтому ребенка изымают из семьи.

Работа органов опеки и попечительства осуществляется и в тех ситуациях, когда родители находятся в изоляции (осуждены, проходят обязательное медицинское лечение) либо не хотят исполнять родительский долг.

Максимальное безразличие характеризуется отказом родителей забирать ребенка из больницы либо медицинского учреждения. После официального отказа несовершеннолетнего причисляют к категории детей, которые в полной мере утратили попечение родителей.

Особые ситуации

Независимо от причин, которые побудили родителей к подобным действиям, органы опеки и попечительства обязаны принять меры по защите интересов и прав детей. В случае смерти родителей этот факт подтверждается официальным свидетельством о смерти. Началом утраты попечения родителей признается тот день, когда наступила смерть. Если родителей лишают законных прав, в таком случае точкой отсчета считают день, когда решение суда вступило в законную силу. При заключении под стражу родителей несовершеннолетнего именно с момента задержания появляются полномочия по опеке и попечительству. Осуществляют органы в подобных ситуациях заботу о детях, их здоровье и безопасности.

В неблагополучных семьях работа государственных структур осуществляется в тех ситуациях, когда от соседей поступают тревожные сигналы. После их проверки составляется акт обследования, делаются выводы о присутствии (отсутствии) факта утраты попечения родителей.

В акте о назначении попечителя или опекуна для несовершеннолетнего ребенка указывается срок полномочий.

Когда прекращается попечительство и опека?

Есть несколько оснований для досрочного прекращения договора. Автоматически опека прекращается при достижении несовершеннолетним 14-летнего возраста, переходя в попечительство. В 18 лет ребенок признается в полной мере дееспособным, получает все гражданские права и обязанности, возможность самостоятельной защиты в суде по необходимости. Именно с этого возраста прекращается попечительство, которое было установлено над ребенком.

При наличии у совершеннолетнего психического заболевания, признании его недееспособным по решению суда, органы опеки имеют право назначить опекуна.

При признании дееспособности совершеннолетнего лица опека снимается.

Освобождение попечители или опекуна от исполнения им прямых обязанностей возможно и по их личному желанию.

Например, в случае ухудшения здоровья, материального положения, отсутствии психологического контакта с подопечным, обязанности попечителя (опекуна) перекладываются на другое лицо либо администрацию государственного учреждения.

Действия при ненадлежащем исполнении обязанностей

В отечественном законодательстве предусмотрена возможность снятия опеки и попечительства при ненадлежащем исполнении ими своих прямых обязанностей. Для того чтобы избежать подобных ситуаций, попечители и опекуны ежегодно предоставляют в органы опеки подробные отчеты о деятельности.

При наличии жалоб от подопечного или других лиц орган опеки обязан их рассмотреть. При выявлении умысла в действиях опекуна или попечителя, злоупотреблении им своим положением выносится решение о снятии обязанностей опекуна (попечителя).

Заключение

Подводя итоги, отметим, что установление попечительства и опеки, подбор формы устройства лиц, которые нуждаются в поддержке и попечительстве, является обязанностью органа исполнительной власти.

Благодаря институту опеки и попечительства государство защищает и личные, и имущественные права граждан, которые не способны это выполнять самостоятельно. Также данные службы помогают устраивать детей в семью на воспитание. Нормы, которые направлены на достижение полноценного ухода за детьми, включены в Гражданский Кодекс РФ. Нормы, связанные с обеспечением воспитания несовершеннолетних, зафиксированы в Семейном кодексе РФ.

В виде социальной поддержки попечительство и опека представляют собой универсальную форму временного индивидуального устройства. Она способствует следующим факторам:

  • регулировке норм разной отраслевой принадлежности;
  • выполнению попечителем (опекуном) фактических и юридических действий в интересах опекаемого лица;
  • опека или попечительство выполняется при материальной поддержке государства

В качестве основания для установления попечительства (опеки) над несовершеннолетними лицами выступает факт смерти родителей либо утраты ими В некоторых случаях родители сами обращаются в органы опеки, чтобы над их детьми установили попечительство. Например, основанием является вынужденная длительная командировка, в которую нельзя взять ребенка.

Что кроется под названием Орган опеки и попечительства? Как работает эта организация, какими обладает правами и обязанностями? Попробуем разобраться.

Итак, орган опеки и попечительства относится к органам местного самоуправления. Он осуществляет свои функции на определенной территории. Перечислим исполняемые этим органом функции. Естественно, что это охрана и защита интересов и прав детей, не достигших 18 лет, детей, которые лишились родительского попечения, и недееспособных (ограниченно дееспособных) граждан, признанных таковыми по суду. Помимо этого, орган выбирает, в какой форме будет устраиваться гражданин, которому необходима опека или попечение. Он контролирует действия попечителей и опекунов, охраняет права на имущество недееспособных и несовершеннолетних лиц и выдает разрешение на вступление в брак лицам, еще не достигшим 18 лет, но которым уже исполнилось 16 лет.

Что такое опека над гражданином? Это один из способов устроить в семью детей, не достигшихеще 14 лет, которые лишились родительского попечения, а также форма по защите интересов и прав недееспособных лиц. Если опекаемым является ребенок, то опекун обязан заниматься его воспитанием, образованием, заботиться об имуществе и здоровье своего подопечного.

Сразу оговоримся, что опека назначается над детьми до 14 лет, а с 14 по18 лет назначается попечительство. У ребенка остаются прежняя фамилия, имя и отчество. В этом случае кровные родители должны принимать участие в содержании несовершеннолетнего. А орган опеки и попечительства контролирует условия, в которых ребенок воспитывается и получает образование. Опека может использоваться в качестве промежуточной формы перед усыновлением.

Чтобы опекун не мог воспользоваться предоставленными ему полномочиями в своих корыстных целях, существуют законодательные ограничения. А именно: опекун не должен совершать любые сделки с имуществом, денежными средствами опекаемого без согласия на то органов опеки. Если устанавливается, что опекун выполняет свои обязательства ненадлежащем образом, то им теряется статус опекуна.

Когда ребенок достигает 14 лет, опека становится попечительством до 18 лет. Если опека установлена над душевнобольным, то прекратить ее может только

Чем отличается усыновление, опека и попечительство? Усыновление перед остальными формами устройства детей имеет ряд преимуществ. К примеру, если одного и того же ребенка желают воспитывать две семьи, то отдадут предпочтение той семье, которая уже настроена его усыновить. Усыновленный ребенок обладает всеми правами кровного.

Для усыновления нужно лично подать заявление в органы опеки и попечительства, предъявив паспорт или другой документ, подтверждающий вашу личность. Если вы захотели усыновить ребенка, который находится под опекой в другой семье, то вам будет необходимо письменное согласие этих опекунов. Законом о федеральном банке данных предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой или устроенные в приемную семью, не рекомендуются к усыновлению.

Органы опеки и попечительства являются неотъемлемой и очень важной системой, которая помогает людям, оставшимся в сложном положении, детям-беспризорникам, малышам, оставшимся без заботы родителей.

Органы опеки

Органы опеки и попечительства являются муниципальным учреждением, которое занимается вопросами опеки, попечительства, усыновления, патронажа над стариками, оставшихся без попечения родственников и недееспособными лицами и многое другое, что касается обездоленных и незащищенных слоев населения Российской Федерации. Также функциональной частью органов опеки и попечительства является выбор формы помощи и содействия нуждающегося лица. Все действия производятся в рамках замках федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Структура и администрация

Сама структура органов опеки и попечительства устанавливается субъектами Российской Федерации. Чаще всего отдел опеки и попечительства входит в департамент, но существуют случаи его независимого функционирования. В поселках, ПГТ и маленьких городах, где нет региональной структуры ООП, функции ООП выполняют органы местного самоуправления. Также такой структурой отличаются такие крупные города как Москва и Санкт-Петербург. Структура отдела органов опеки и попечительства выглядит следующим образом:

Задачи госоргана

Основные задачи, которые возложены на органы опеки и попечительства, прописаны в Федеральном законе N43. По закону служба опеки обязана:

  1. Защищать права и интересы лиц, которые остались в трудном положении и нуждаются в досмотре.
  2. Контролировать лица, которые взяли опеку или попечение над детьми, либо лицами, которым необходим особенный уход.
  3. Контролировать деятельность детских домов, дома малютки, домов престарелых.
  4. Отвечать за сохранность финансов, либо имущества, лиц, находящихся под опекой.

Функции органов опеки

ОПП действуют всегда в интересах лиц, которые остались без социальной защиты. Их основными функциями являются:

  1. Выявление детей оставшихся без родителей, по каким-либо причинам.
  2. Выявление беспризорников.
  3. Проверка социально неблагополучных семей.
  4. Внесение кандидатов на усыновление, опеку и попечительство в базу данных.
  5. Устройство детей в дома малютки и детские дома.
  6. Помощь в устройстве в приемную семью.
  7. Защита прав несовершеннолетних, оставшихся без родителей.
  8. Урегулирование семейных конфликтов.

Полномочия органов опеки и попечительства

Помимо функций, ОПП имеют свои полномочия, которые тоже прописаны в Федеральном законе N43. В эти полномочия входят:

  1. Представление в суде находящегося под опекой, если он совершил противоправные действия и находится под следствием.
  2. Представление в суде прав несовершеннолетних, либо недееспособных лиц, которые хотят защитить свои права.
  3. Проверка жилищных условий неблагополучных семей, состоящих на учете.
  4. Проверка условий содержания лиц в психдиспансерах, домах престарелых, детских домах.


Обязанности

Госорган ОПП имеет обширный спектр обязанностей, который можно разделить на три сектора.

Гражданские отношения Имущественные Семейные
  • Назначение помощника для патронажа.
  • Выполнение функций опекуна, если он не был назначен.
  • Назначение кандидатов в усыновители и опекуны.
  • Быть свидетелем на суде, в пользу разрешения пользования имуществом в возрасте от 14-18 лет.
  • Контролировать соблюдение прав подопечных.
  • Контролировать условия проживания, воспитания и обучения ребенка.
  • Давать разрешение на психиатрическое освидетельствование, лиц до 18 лет.
  • Давать разрешение на перевод из одного учебного заведения в другое.
  • Давать разрешение на выезд заграницу на ПМЖ.
  • Заключение договора с опекуном о разрешении распоряжаться имуществом подопечного.
  • Давать согласие на заключение сделок опекуном.
  • Разрешать обмен жилплощади подопечного.
  • Возмещать ущерб, если он был нанесен непосредственно сотрудниками ООП.
  • Уведомлять налоговые службы о недееспособности граждан.
  • Подавать заявления в суд, если опекуны незаконно пользовались финансами подопечного.
  • Забирать детей из неблагополучных семей, где имеется угроза жизни и здоровью ребенка.
  • Рассказывать о методах воспитания ребенка.
  • Подавать заявление в суд о лишении родительских прав.
  • Предоставлять необходимые документы для судебного заседания об установлении опеки.
  • Урегулировать конфликты между опекуном и опекаемым.
  • Быть свидетелем в суде, о признании брака между опекуном и опекаемым недействительным.
  • Заключение договоров о принятии ребенка в семью.
  • Назначать социальные пособия и льготы опекунам.
  • Направлять иски в суд о назначении алиментов.

Обжалование действий ООП

Иногда возникает необходимость обжаловать деятельность органов опеки и попечительства, но далеко не все знают, куда нужно обращаться и что именно делать.

  1. Прежде всего, нужно обратиться в департамент социального обеспечения г. Москва и оставить жалобу.
  2. Пожаловаться в районную администрацию.
  3. Подать исковое заявление в суд о неправомерных деяниях со стороны ООП. Но обязательно нужно имеет вещественные доказательства.
  4. Пожаловаться в управление по опеке и попечительству.
  5. Пожаловаться уполномоченному по правам ребенка.

Место обжалования зависит от ситуации, в которой оказался истец.

Виды материальной ответственности работника

Работники ООП имеют право:

  1. Распоряжаться доходами опекаемого, если он является недееспособным.
  2. Совершать сделки, которые не перечат правовым отношениям опекуна и опекаемого, если он не достиг возраста 18-ти лет, либо является полностью недееспособным.

В любом случае, ООП являются важной частью государственной системы, которая помогает всем нуждающимся, сиротам, людям, оказавшимся в сложном положении.

Законодательное регулирование

  1. ФЗ N 48
  2. ГУ ст.41
  3. СК РФ ст. 77
  4. СК РФ 121
Выбор редакции
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...

Такой талисман, как Ци Линь, символизирует празднество, долгую жизнь, радость, великолепие, мудрость и появление знаменитых потомков....

Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...
Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...