Требования учетной политики пбу 1


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411), приказываю:1. Утвердить:а) Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) согласно приложению N 1;б) Положение по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008) согласно приложению N 2.2. Признать утратившим силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 1998 г., регистрационный номер 1673; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 2, 11 января 1999 г.; "Российская газета", N 10, 20 января 1999 г.).3. Установить, что настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2009 года.

Заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации -

Министр финансов

Российской Федерации

А.Л.КУДРИН

Приложение N 1

к Приказу Министерства финансов

Российской Федерации

от 06.10.2008 N 106н

ПОЛОЖЕНИЕ

ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ"

I. Общие положения1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) (далее - организации).Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.3. Настоящее Положение распространяется:в части формирования учетной политики - на все организации;в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.II. Формирование учетной политики 4. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.При этом утверждаются:рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;способы оценки активов и обязательств;правила документооборота и технология обработки учетной информации;порядок контроля за хозяйственными операциями;другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.5. При формировании учетной политики предполагается, что:активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).6. Учетная политика организации должна обеспечивать:полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);тождество аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).7. При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.8. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.9. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики , применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.III. Изменение учетной политики 10. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.11. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Положения.12. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.13. Последствия изменения учетной политики , оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.14. Последствия изменения учетной политики , вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики , то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 настоящего Положения.15. Последствия изменения учетной политики , вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности вида.В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).16. Изменения учетной политики , оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.IV. Раскрытие учетной политики 17. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.18. К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы, отвечающие требованию, приведенному в пункте 17 настоящего Положения.Состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным .19. Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.При формировании учетной политики организации, исходя из допущений, отличных от предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.20. Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.21. В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:- причину изменения учетной политики ;- содержание изменения учетной политики ;- порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;- суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики , по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, - также по о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;- сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно.Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.22. В случае, если раскрытие информации, предусмотренной пунктом 21 настоящего Положения, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, является невозможным, факт невозможности такого раскрытия подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики .23. В случае, если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету утвержден и опубликован, но еще не вступил в силу, организация должна раскрыть факт его неприменения, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за период, в котором начнется применение.24. Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации.В случае представления промежуточной бухгалтерской отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика .25. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Как сказано в Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 8 Закона № 402-ФЗ). А именно: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Правила, по которым организации должны разрабатывать свою учетную политику для целей бухгалтерского учета, установлены ПБУ 1/2008.

Рассмотрим основные новшества, которыми Минфин не так давно скорректировал эти правила.

ИП смогут применять ПБУ, а госпредприятия - нет

Во-первых, расширен перечень лиц, применяющих ПБУ 1/2008. Согласно прежним правилам, руководствоваться ПБУ 1/2008 должны были юридические лица. Исключение составляли кредитные организации и государственные и муниципальные учреждения, а также филиалы и представительства иностранных фирм, находящиеся на территории РФ. Эти организации могли не применять ПБУ 1/2008.

В новой редакции Положения сделано исключение только для организаций государственного сектора. Они могут не применять его стандарты.

Во-вторых, действие ПБУ теперь распространяется на ИП, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и частнопрактикующих лиц. Но только в том случае, если эти лица ведут бухгалтерский учет согласно законодательству РФ.

Такое изменение не означает, что ИП теперь должны будут вести бухгалтерский учет. Просто нормы ПБУ 1/2008 чиновники привели в соответствие с законом о бухучете (Закон № 402-ФЗ), действие которого распространяется, в том числе, на ИП, адвокатов, нотариусов и других «частников».

Так, согласно закону о бухучете индивидуальные предприниматели вправе, но не обязаны вести бухучет, если они ведут учет доходов и расходов в соответствии с налоговым законодательством (п. 1 ст. 2 Закона № 402-ФЗ).

Требование рациональности

Напомним, что учетная политика организации должна обеспечивать:

  • требование полноты;
  • требование своевременности;
  • требование осмотрительности;
  • требование приоритета содержания перед формой;
  • требование рациональности.

В Минфине предложили новое определение требования рациональности. Это рациональное ведение бухучета исходя из условий хозяйствования и величины организации. С условием, что информация, формируемая в бухучете, достаточно полезна, чтобы оправдать затраты на ее формирование.

Вот как выглядит на практике невыполнение требования рациональности. К примеру, в некоторых организациях бухгалтерский учет доводится до идеала. В результате, при несущественной ошибке бухгалтер вносит исправления во все формы за несколько лет. Требование рациональности в этом случае не выполняется, поскольку такие действия приводят к удорожанию ведения бухучета.

Способы ведения бухгалтерского учета

Основные изменения в ПБУ касаются выбора способов ведения бухучета.

Новым пунктом 5.1 теперь закреплено, что организация выбирает способы ведения бухучета независимо от выбора способов ведения бухучета другими организациями.

Кроме того, если основное общество утверждает свои стандарты бухучета, обязательные к применению его дочерним обществом, то дочернее общество выбирает способы ведения бухучета исходя из этих стандартов.

Чиновники также изменили порядок выбора способа ведения бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008).

В новой редакции этой нормы сказано, что учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведут способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета (ФСБУ).

Если по конкретному вопросу ФСБУ допускает несколько способов ведения бухучета, организация может выбрать один из этих способов.

Если выбор способа ведения бухучета, установленного ФСБУ, приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), организация может не применять этот способ.

Если по конкретному вопросу в ФСБУ не установлены способы ведения бухучета, то организация разрабатывает эти способы, исходя из МСФО.

Если в МСФО способ ведения бухгалтерского учета также не установлен, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из ФСБУ по аналогичным или связанным вопросам.

Если и этот вариант не подходит, организация самостоятельно разрабатывает способ ведения бухучета, исходя из пунктов 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций в области бухгалтерского учета.

Если организация вправе вести упрощенный бухучет, то при формировании учетной политики достаточно учитывать лишь требования рациональности.

Напомним, что упрощенный бухучет могут вести малые предприятия, некоммерческие организации, а также организации – участники проекта «Инновационный центр «Сколково».

Таким образом, приоритетность законодательных актов выглядит так: сначала идут МСФО, затем положения федеральных стандартов по аналогичным или связанным вопросам и только потом рекомендации в области бухучета.

Как видим, идет тенденция к сближению российских национальных стандартов с международными. В свою очередь это стимулирует бухгалтеров глубже изучать МСФО.

Пояснительная записка

И еще одно важное изменение. Согласно прежней редакции пункта 24 ПБУ 1/2008 в пояснительной записке, входящей в бухгалтерскую отчетность, нужно раскрывать существенные способы ведения бухучета и информация об изменении учетной политики.

В новом варианте этой нормы пояснительная записка из состава бухгалтерской отчетности исключена. Это связано с тем, что пояснительная записка заменена пояснениями в составе бухгалтерской отчетности. А это значительно упрощает работу бухгалтера.

Комментарий к ПБУ 1/2008

Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008 (далее - ПБУ 1/2008) введено в действие с 1 января 1999 года.

ПБУ 1/2008 устанавливает методологические основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности)учетной политики организаций (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений).

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета ПБУ 1/2008 относятся способы:

Группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;

Погашения стоимости активов;

Организация документооборота;

Инвентаризация имущества и финансовых обязательств;

Применения счетов бухгалтерского учета;

Обработка информации и иные соответствующие способы.

ПБУ 1/2008 устанавливает основные требования и допущения, которые должны соблюдаться организацией при формировании и раскрытии учетной политики.

При формировании учетной политики должны обеспечиваться трребования полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, рациональности, а также предусматриваться допущения мущественной обособленности, непрерывности деятельности и последовательности применения учетной политики.

Суть этих требований и допущений детально раскрыта в пунктах 6 и 7 ПБУ 1/2008 и подробно в данном комментарии не рассматривается.

Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе ПБУ 1/2008 и утверждаться приказом или иным распоряжением руководителя организации. Сама форма приказа или распоряжения по учетной политике организации нормативными документами не регламентируется.

При этом должны утверждаться:

Рабочий план счетов бухгалтерского учета;

Формы первичных документов;

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

Методы оценки активов и обязательств и др.

Принятая организацией учетная политика должна применяться с 1 январ следующего за утверждением приказа по учетной политике организации. Например, приказ по учетной политике на 2012 год должен быть датирован не позднее 31 2011 года.

В виде приложения к приказу по учетной политике организации должен утверждаться рабочий план счетов организации с учетом специфики её деятельности.

При разработке рабочего плана счетов необходимо иметь в виду, что в соответствии с Инструкцией по применению нового Плана счетов организация должна утвердить рабочий план счетов, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

Что касается форм первичных учетных документов, в первую очередь, к учету должны приниматься первичные учетные документы, составленные по формам, содержащимся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации. Полный перечень указанных альбомов, разработанных и утвержденных Госкомстатом РФ приведен в комментарии к Положению по бухучету и отчетности.

ПБУ 1/2008 требует отражения в учетной политике порядка проведения инвентаризации активов и обязательств организации. Как правило, данный порядок определяет формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций, а также перечень имущества и финансовых обязательств организации, подлежащих инвентаризации Организация определяет указанный порядок в соответствии с п.26-28 Положения по бухучету и отчетности и Методическими указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Одним из основных требований ПБУ 1/2008 является выбор организацией методов оценки своих активов и обязательств.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учтеной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности ПБУ1/2008 относит способы:

Амортизации основных средств и нематериальных активов;

Оценки производственных запасов, товаров, готовой продукции и незавершенного производства

Признание прибыли от продажи продукции (работ, услуг) и др.

Форма ведении бухгалтерского учета

Организация самостоятельно может выбрать одну из форм ведения бухгалтерского учета:

Журнально-ордерную форму;

Мемориально-ордерную форму; - упрощенную форму.

Последняя форма ведения бухгалтерского учета применяться организациями-субъектами малого предпринимательства в соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бухталтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 года №64н.

Технология обработки информации

Первичные и сводные учетные документы могут составляться бумажных носителях, в электронном виде и (или) на любых носителях.

В последних случаях организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию организаций, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством.

В зависимости от формы составления документов организация может выбрать один из следующих способов обработки информации:

Ручной способ;

Автоматизированный способ, основанный на использовании с помощью средств вычислительной техники различных программ бухгалтерского учета.

Начисление амортизации объектов основных средств

В соответствии с п. 18 Положения по бухгалтерскому учету основных средств" ПБУ 6/01 (далее - ПБУ 6/01) для амортизации объектов основных средств организация должна использовать один из следующих способов:

Линейный способ;

Способ уменьшаемого остатка;

Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования:

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Применение одного из способов начисления амотртизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу Подробно способы начисления амортизации объектов основных средств. средств рассмотрены в комментарии к ПБУ 6/01.

Отражение в учете процесса приобретения и заготовления материалов

В соответствии с п.5 ПБУ 5/01 и Инструкцией по применению нового Плана счетов (пояснения к счету 10 "Материалы") учет процесса приобретения и заготовления материалов осуществляется одним следующих способов;

По фактической себестоимости приобретения (с отражением на счете 10 "Материалы");

По учетным ценам (с применением счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и счета 16 "Отклонения стоимости материальных ценностей" и с последующей оценкой материалов по учетной цене на счете 10 "Материалы"),

При выборе способа учета приобретения и заготовления, материалов следует принимать во внимание периодичность поступления материалов, условия их поставки, стоимость услуг, связанных с приобретением и заготовлением и др.

Оценка товаров (для организаций розничной торговли)

В соответствии с п. 13 ПБУ 5/01 для организаций, осуществляющих розничную торговлю, предусмотрены следующие способы оценки товаров при их приобретении;

По покупной стоимости (стоимости приобретения товаров);

По продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).

Формирование покупной стоимости товаров

В соответствии с п. 6 ПБУ 5/01 формирование покупной стоимости товаров может производиться:

По стоимости приобретения, включающей цену поставщика и другие расходы (например, транспортные расходы), связанные с приобретением товаров и произведенные до момента передачи товаров в продажу;

Только по цене поставщика с отнесением на расходы на продажу других материалов по заготовке и доставке товаров, произведенных до момента передачи товаров в продажу.

Учетная политика для целей налогообложения

К приказу об учетной политике должны прилагаться утвержденный план счетов, порядок проведения организации, порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств, график документооборота и др.

ПБУ 1/2008 и другие ПБУ устанавливают правила формирования учетной политики организации для целей бухгалтерского учета. При этом согласно п.2 статьи 1 Закона "О бухучете" объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, их обязательства и хозяйственные операции.

В тоже врем после введения в действие главы 21 "Налог на добавленную стоимость" и главы 25 "Налог на прибыль организации" части второй НК РФ у организации возникает обязанность по формированию учетной политики для целей налогообложения.

В соответствии со статьей 313 главы 25 НК РФ в учетной политике для целей налогообложения организация должна установить порядок ведения налогового учета, представляющего собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Подтверждением данных налогового учета признаются первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета и расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета должны разрабатываться организацией самостоятельно и утверждаться в виде приложения к учетной политике для целей налогообложения.

В соответствии со статьей 313 главы 25 НК формы аналитических регистров налогового учета в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

Наименование регистра; - период (дату) составления;

Измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

Наименование хозяйственных операций;

Подпись (расшифровку подписи) лица, отвечающих за составление указанных регистров.

Ведение налогового учета предусматривается в тех случаях, когда порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения отличается от порядка группировки и учета объектов и хозяйственных операций, установленного правилами бухгалтерского учета.

Изменения порядка учета отдельных хозяйственных операций (или) объектов в целях налогообложения осуществляется организацией в случае изменения законодательства или применяемых м етодов учета. При этом решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применяться с начала нового налогового периода.

В случае если организация начала осуществлять новые виды деятельности, она также обязана определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целейй налогообложения этих видов деятельности

В соответствии с главами 21 и 25 НК РФ учетная политика организации для целей налогообложения прежде всего должна отражать порядок признания доходов и расходов и порядок определения даты реализации (продажи) товаров (работ, услуг) в целях исчисления налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций.

Ниже приведены некоторые элементы учетной политики организации для целей налогообложения.

В соответствии со статьями 271 и 273 главы 25 НК РФ организация должна отразить в учетной политике для целей налогообложения один из возможных методов признания доходов для целей налогообложения

Метод начисления;

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...