Административно-юрисдикционные производства. Понятие и основные черты административной юрисдикции Признаки административной юрисдикции


Особенности административно-правового спора

Особенности административно-правового спора. Спор возникает в ситуациях, когда гражданин или организация обжалуют нормативный правовой акт либо действие (бездействие) или решение органа государственного управления .

Споры разрешаются в судебном и внесудебном порядке. Результатом разрешения споров является удовлетворение жалобы и, следовательно, признание действия (решения) незаконным с вытекающими последствиями в виде отмены нормативного правового акта (решения органа государственного управления), совершения восстановительных мероприятий, компенсирования причиненного вреда и т.д. Спор возможен в ситуации выяснения конституционности нормативного правового акта, являющегося источником административного права , а также в ситуации выявления объема компетенции федеральных и региональных органов исполнительной власти . Такие споры рассматривает Конституционный Суд РФ .

Споры могут возникать между органами государственного управления по их инициативе с применением согласительных процедур, созданием специальных согласительных органов. Такого рода споры разрешаются внутри системы государственного управления, поскольку инициированные органами государственного управления споры с гражданами и организациями разрешаются в порядке гражданского судопроизводства .

Особенности административно-юрисдикционного процесса

Характерные черты административно-юрисдикционного процесса:

1) деятельность по рассмотрению и разрешению индивидуального административного дела, сущность которого составляет либо спор о праве , вытекающем из норм административного права , либо возможность (необходимость) применения в отношении субъекта административного права мер административного принуждения ;

субъект административно-юрисдикционного процесса — орган государственной власти , принимающий властное решение в рамках собственной компетенции. Таким органом является не только суд , но и (в большинстве случаев) орган исполнительной власти , иное уполномоченное лицо;

отношения участников административно-юрисдикционного процесса приобретают особый процессуальный характер, связанный с наделением участников процесса особыми правами и обязанностями. В частности, при рассмотрении индивидуального дела судом стороны находятся в равном процессуальном положении;

результат административно-юрисдикционного процесса в правовом плане — принятое властное решение о разрешении спора либо применении (отказе от применения) мер административного принуждения;

при осуществлении административной юрисдикции принуждение — возможный результат разрешения административно-правового спроса. Свое выражение оно находит в применении к виновной стороне соответствующих мер административной или иной юридической ответственности ;

цель административно-юрисдикционного процесса — правоохрана, охрана административно-правовых отношений от нарушений. Разрешение споров и применение принудительных мер в рамках административно-юрисдикционного процесса служит целям защиты основ правопорядка , установленных административным законодательством.

Виды административно-юрисдикционных производств

1. Исполнительное производство — это деятельность по принудительному исполнению судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов , а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан , организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

2. Дисциплинарное производство . Осуществляется в служебных отношениях и применительно к последним, в то время как служебные правоотношения сродни отношениям трудовым. Следовательно, и само дисциплинарное производство , заключающееся в совокупности процессуальных действий по применению к подчиненному по службе лицу мер дисциплинарной ответственности , заимствовано по большей части из трудового права .

Всегда инициируется и осуществляется лицом, являющимся вышестоящим по отношению к служащему, в отношении которого производство ведется. Таким образом реализуется власть начальника над подчиненным в служебных правоотношениях.

Процедура дисциплинарных производств, как правило, традиционна. Должностной проступок может быть наказан, если дисциплинарное взыскание наложено в течение месяца со дня обнаружения проступка.

Обнаружение проступка в любом случае не может повлечь применение дисциплинарного взыскания по истечении шести месяцев (в отдельных случаях — одного года) после совершения административного проступка.

3. Производство по жалобам . Виды производств по жалобам :

  • производство, осуществляемое судами в рамках реализации конституционного права граждан на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти , местного самоуправления , общественных объединений и должностных лиц;
  • сугубо административное производство, осуществляемое вышестоящими должностными лицами (органами государственного управления) в отношении обжалуемых решений и деяний нижестоящих органов и лиц.

В настоящее время судебное обжалование осуществляется на основе Федерального закона от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.1, ст. 6 которого устанавливает, что жалоба гражданина рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом некоторых особенностей.

Административный порядок производства урегулирован Федеральным законом от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». Данный закон регулирует порядок рассмотрения не только жалоб, но и других видов обращений, таких как заявление и предложение.

Обязанности государственных органов и должностных лиц при рассмотрении жалоб:

  • внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса;
  • принимать обоснованные решения по предложениям, заявлениям, жалобам, обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;
  • сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по предложениям, заявлениям, жалобам, а в случаях их отклонения — указывать мотивы; по просьбам граждан разъяснять порядок обжалования;
  • систематически анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы, содержащиеся в них критические замечания в целях своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы государственных органов.

Сроки рассмотрения жалоб:

  • три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
  • один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданин не получил на нее письменного ответа.

Понятие административной юрисдикции

Административная юрисдикция, по существу, является подведомственностью рассмотрения дел об административных правонарушениях , которая закреплена третьим разделом КоАП РФ, а также рассмотрения и урегулирования управленческих споров, в необходимых ситуациях восстановления нарушенных прав и применения к виновным санкций уполномоченными на то органами, должностными лицами, в порядке и на основании, которые определены:

  • законами субъектов РФ;
  • федеральными нормативно-правовыми актами.

Основные черты административной юрисдикции

Административная юрисдикция в своем основании содержит рассмотрение и урегулирование дел об административных правонарушениях и индивидуальных дел об административных правовых спорах в порядке и объеме, которые определенны административными процедурами и административно-процессуальными нормами.

Сторонами административно-правовых споров могут являться органы исполнительной власти, к примеру, споры разнообразных субъектов РФ либо споры между субъектом РФ и Федеральным органом исполнительной власти. При разрешении подобных споров Президент РФ может применить согласительные процедуры.

В базисе административно-правовых споров традиционно пролегает правовое урегулирование должностным лицом, уполномоченным органом индивидуальных споров, которые по своей природе обладают субъективным характером, то есть таких, когда одна сторона делает попытки по восстановлению либо защите своего субъективного или так называемого мнимого права, либо возможно ущемленного интереса.

Порядок и правила рассмотрения и урегулирования процедурных, административно-правовых, (в целом управленческих) дел и споров об административных правонарушениях регламентируются административно-процессуальными правовыми нормами.

Нормы административного права не только регулируют управленческие отношения - в процессе государственно-властной деятельности они формируют базис для особенных административно-правовых отношений.

В некоторой мере административная юрисдикция является взаимосвязанной и взаимозависимой совокупностью разновидностей административных производств, которые обладают некой целостностью в последовательности порядка реализации стадий производства.

Административная юрисдикция обладает своими специфическими особенностями по уполномоченным субъектам, которые ее осуществляют.

Замечание 1

Административная юрисдикция, помимо этого, реализует широчайший диапазон правоохранительных функций в различных правовых отраслях (жилищных, финансовых, водных, земельных, трудовых и пр.).

Разновидности органов, в юрисдикцию которых включено рассмотрение административных дел

Кодекс об административных правонарушениях определил три главных разновидности органов и должностных лиц, которые уполномочены на рассмотрение дел этой категории. К ним относятся:

  • судьи, мировые судьи;
  • коллегиальные правовые органы при городских, районных, районных в городах исполнительных органах, к которым относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав этой группы населения;
  • федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения, учреждения и территориальные органы, а также другие органы государства в соответствии с их задачами, полномочиями и функциями, которые возложены на них федеральным законодательством или нормативно-правовыми актами Правительства либо Президента РФ.

Замечание 2

Органы административной юстиции – это должностные лица и органы, которые уполномочены заниматься рассмотрением дел об административных правонарушениях (жалобы граждан).

Система органов административной юстиции устроена по территориально-отраслевому принципу.

Согласно КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются:

  1. Судьями;
  2. Комиссией по делам несовершеннолетних;
  3. Федеральными органами исполнительной власти и их структурными подразделениями (полиция);
  4. Учреждениями и участково-исполнительной системы;
  5. Органами, осуществляющими федеральный надзор и государственный надзор за оборотом драгоценных камней;
  6. Органами исполнительной власти субъектов РФ в случае передачи им соответствующих полномочий.

Особенности административной юрисдикции

Административная юрисдикция представляет собой специфическую отрасль, занимающуюся урегулированием конфликтов либо споров административно-правового характера.

Особенностью ее можно считать тот факт, что подобную юрисдикцию нужно оценивать с правовой стороны спора меж сторонами. Это и будет главным критерием, обеспечивающим законное и справедливое разрешение спора. Еще одной особенностью считается необходимость использования мер дисциплинарного или административного взыскания к виновной стороне.

По результату рассмотрения всех особенностей административной юрисдикции, нельзя не отметить следующий факт, что подобная юрисдикция образуется во внесудебном порядке, и требует урегулирования споров, в установленном законом порядке.

Функции административной юрисдикции

Охранительная функция состоит в ее принадлежности к правоохранительной деятельности. Юрисдикция самим своим назначением призвана к осуществлению данной функции.

Регулятивная функция – юрисдикция в форме правоприменительной деятельности принимает участие в индивидуальном правовом урегулировании. Она исполняет функционал регулятора при помощи перевода нормативных предписаний в реальные субъектные действия, в правовые отношения.

Воспитательная функция – весь процесс направлен на воспитание уважения к действующему законодательству. Исходя из этого, важным значением обладает четкая и правильная культура и организация административного разбирательства.

Соколов Е.С. Административная юрисдикция: понятие, сущность и содержание / Е.С. Соколов, Ю.П. Высоцкая // Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2017. – №8. – С. 70-

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ: ПОНЯТИЕ,

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Е.С. Соколов, магистр ант

Ю.П. Высоцкая , магистр ант

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

(Россия, г . Калининград )

Аннотация . В настоящей статье представлены актуальные для науки администр а тивного права вопросы административной юрисдикции. Основное внимание уделено пр о блеме сущности и плюрализма мнений среди отечественных авторов относительно о п ределения административной юрисдикции. Также анализируется содержание (формы) административной юрисдикции по законодательству Российской Федерации. В резул ь тате проведенной работы выделено наиболее актуальное определение понятия «админ и стративная юрисдикция», раскрыты ее сущность и содержание (путем перечисления входящих в нее форм административных производств).

Ключевые слова: административное право, административный деликт, производство по делам об административных правонарушениях, административная юрисдикция, пр а вовое государство, юрисдикционные производства.

Правовое государство является идеал ь ной конструкцией, которая заключается в том, что высшую ценность составляют права и свободы человека и гражданина, признаваемые, соблюдаемые и защища е мые государственным образованием. С о гласно ст. 1 основного закона нашей стр а ны – Конституции Российской Федерации (принятой всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.0 2.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ): Российская Фед е рация (Россия) есть демократическое ф е деративное правовое государство с ре с публиканской формой правления.

Для правового государства характерно четкое регулирование при помощи юрид и ческих норм формирования и порядка, в котором осуществляет свою деятельность «административная ветвь государственной власти». В этом плане административное законодательство и постоянный процесс его совершенствования будет являться о с новным фактором построения правового государства и рычагом развития общес т венных отношений. В объективной реал ь ности нередки случаи нарушений прав и свобод. Подобного рода деяния теорией права именуются как правонарушения. В качестве вида правонарушений выделяют административные правонарушения, кот о рые согласно действующему законод а тельству – Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 95-ФЗ (ред. от 07.03.2017) (далее – КоАП РФ) определяются как пр о тивоправные, виновные действия (безде й ствие) физического или юридического л и ца, за которые законом установлена соо т ветствующая ответственность.

Эффективность защиты общественных отношений ставится в прямую завис и мость от деятельности государства по пр о тиводействию нарушению законов. С да н ной целью государство устанавливает о т ветственность за совершение подобных деяний, создает систему органов админ и стративной юрисдикции (субъектов адм и нистративной юрисдикции). Весомый вклад в данный процесс был внесен КоАП РФ, который был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года и введен в действие 1 июля 2002. Новый КоАП РФ впервые предоставил субъектам Росси й ской Федерации возможность устанавл и вать региональных субъектов администр а тивной юрисдикции.

Несмотря на то, что административная юрисдикция и ее субъекты являются акт у альными объектами исследований, по п о воду определения данного понятия не ко н чаются распри и споры между исследов а телями. Начало этого процесса следует о т носить послереволюционному периоду (советский период). С начала прошлого века идет нескончаемая дискуссия между учеными. Многие советские ученые и с следовали данное понятие, примером т а ких исследований могут послужить труды: Шергина А.П., Манохина В.М., Застро ж ной О.К., Козлов а Ю.М., Коренева А.П., Лазарева В.В. Труды советской школы принесли не только положительные р е зультаты в вопросе сущности администр а тивной юрисдикции, но и активно повли я ли на правоприменительную практику. Кобзарь-Фролова М.Н. подмечает, что в отличие от фундаментального характера работ советской школы современные и с следователи рассматривая проблемы а д министративной юрисдикции, наибольшее внимание уделяют вопросам администр а тивной ответственности, администрати в ной деликтности , конфликтам отношений (Д.Н. Бахрах , И.И. Веремеенко , И.А. Галаган, А.Е. Лунев, М.В. Костенников , Л.Л. Попов, Б.В. Россинский , М.Я. Саввин , М.С. Студеникина , А.П. Шергин, О.М. Якуба и другие) .

Понятие административной юрисди к ции не имеет определения в действующем законодательстве. Данный факт и вызыв а ет плюрализм мнений в данном аспекте, который опосредуется сложностью иссл е дуемого объекта. Кобзарь-Фролова М.Н. отмечает, что отчасти эту ситуацию во з можно объяснить тем обстоятельством, что административная юрисдикция, как и гражданское и уголовное судопроизводс т во, не формирует правовых норм, а осущ е ствляет их применение в конкретных с и туациях .

Современные исследователи также по-разному рассматривают явление админ и стративную юрисдикцию. Так, В.В. Денисенко понимает под администр а тивной юрисдикцией подведомственность и компетенцию по осуществлению прав о применительной, государственно -властной, квазисудебной деятельности по рассмотрению и разрешению юридических споров и дел об административных прав о нарушениях, осуществляемая государс т венными органами и органами местного самоуправления, включающая в себя юрисдикционные производства . В качестве данных производств автором н а зываются: производство по делам об а д министративных правонарушениях (при наличии административного правонар у шения); производство по жалобам (выд е ляется на основании принятия федерал ь ного закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) « О порядке рассмотрения о б ращений граждан Российской Федер а ции » ); согласительное производство (да н ное производство стало возможно выд е лить по причине принятия Конституции РФ, в ст. 85 которой закреплена возмо ж ность применения согласительных проц е дур Президентом Российской Федерации).

Точку зрения Денисенко В.В. подде р живают Позднышов А.Н. и Миха й лов А.А., которые рассматривают а дмин и стративную юрисдикцию как подведомс т венность и компетенцию по осуществл е нию, а также само осуществление прав о применительной, правоохранительной г о сударственно-властной, квазисудебной деятельности по рассмотрению и разреш е нию юридических споров (конфликтов) и дел об административных правонаруш е ниях государственными органами и орг а нами местного самоуправления . Предполагается, что такая дефиниция не вполне соответствует содержанию данного понятия. Авторами не учтено, что ра с смотрение дел об административных пр а вонарушениях возможно не только кваз и судебными органами, но и судьями. Такой вывод следует из содержания глав 22 и 23 КоАП РФ. Далее Денисенко В.В., Поз д нышов А.Н. и Михайлов А.А. игнорируют тот факт, что количество производств а д министративно-юрисдикционной деятел ь ности указанных в его исследовании не ограничивается производствами, име ю щими ограничительный (принудительный характер).

В данном контексте следует учитывать мнение Пановой И.В., которая включает в содержание административной юрисди к ции, помимо ранее названных, следующие виды производств: исполнительное (де я тельность по исполнению актов с прим е нением мер принуждения); администр а тивно-процессуальное (деятельность по применению мер административно-процессуального принуждения, не явля ю щихся мерами ответственности); дисци п линарное .

Головко В.В. же предлагает понимать административную юрисдикцию в ее ш и роком смысле как установленную законом или иными нормативными правовыми а к тами совокупность полномочий соответс т вующих государственных или муниц и пальных органов регулировать общес т венные отношения, оценивать действия лица или иного субъекта с точки зрения их правомерности, разрешать правовые сп о ры и рассматривать дела об администр а тивных правонарушениях, совершать иные юридически значимые действия, в том числе и позитивного регулятивного хара к тера . Автор также предлагает д о полнить производства, названные ранее, включая в их состав: нормотворческое производство; правонаделительное прои з водство (регистрационное, разрешител ь ное и тому подобное); производство по возмещению причиненного ущерба .

В свою очередь, Минашкин А.В. утве р ждает, что данным понятием следует сч и тать особого рода деятельность органов исполнительной власти и иных уполном о ченных органов по рассмотрению админ и стративных дел, споров и коллизий, а та к же, в случае необходимости, по примен е нию соответствующих юридических сан к ций . Поддерживая Минашк и на А.В., Салищева Н.Г. определяла адм и нистративную юрисдикцию как устано в ленную законодательными актами де я тельность органов государственного управления и должностных лиц по разр е шению индивидуальных администрати в ных дел и применению соответствующих юридических санкций в администрати в ном порядке .

Дополняя предыдущих авторов, Д.Н. Бахрах отмечает, что она (админис т ративная юрисдикция) чаще всего опред е ляется как юрисдикционная деятельность административных органов на основе а д министративно-процессуальных норм .

Некоторые авторы (Р.Э. Байтеряков , Д.В. Карпухин, М.В. Комиссарова) н а стаивают на том, что административную юрисдикцию следует рассматривать как часть исполнительно-распорядительной деятельности исполнительных органов публичной власти, подзаконного, прав о применительного, правоохранительного характера, осуществляемую в рамках т а ких законодательно закрепленных адм и нистративно-ю рисдикционных прои з водств, как:

а) разбирательство споров;

б) применение мер административного принуждения;

в) деятельность по исполнению гос у дарственного принуждения, и выполня ю щая функции охранительную, воспит а тельную, регулятивную .

Таким образом, стоит понимать под а д министративной юрисдикцией устано в ленную законодательством государства совокупность полномочий , соответству ю щих государственных или муниципальных органов регулировать общественные о т ношения, оценивать действия лица или иного субъекта с точки зрения их прав о мерности, разрешать правовые споры и рассматривать дела об административных правонарушениях, совершать иные юр и дически значимые действия, в том числе и позитивного регулятивного характера. В качестве содержания (форм) администр а тивной юрисдикции можно выделить : производство по делам об администрати в ных правонарушениях; производство по жалобам; согласительное производство; исполнительное производство; админис т ративно-процессуальное производство; дисциплинарное производство; норм о творческое производство; правонадел и тельное производство; производство по возмещению причиненного ущерба.

Библиографический список

1. Кобзарь-Фролова, М.Н. К вопросу о понятии и сущности административной юри с дикции / М.Н. Кобзарь-Фролова // Администр ативное и муниципальное право. – 2013. – № 2. – С. 138- 142 .

2. Денисенко, В.В. Административная юрисдикция органов внутренних дел: учебник. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. – 172 с .

3. Позднышов , А.Н. Административная юрисдикция: учебное пособие / А.Н. Позднышов , А.А. Михайл ов – М.: ИМЦ ГУК МВД, 2003. – 137 с . .

4. Панова, И.В. Административ но-процессуальное право России. – М.: Проспект, 2012. – 357 с .

5. Головко, В.В . О понятии и содержании административно-юрисдикционной деятел ь ности органов внутренних дел (полиции) // Административное право и пр оцесс. – 2015. – №12. – С. 4- 13 .

6. Минашкин , А.В. О совершенствовании административного и административного процессуальног о законодательства в Украине // Журнал российского права. – 2001. – № 5. – С. 150 — 153 .

7. Салищева , Н.Г. Гражданин и адми нистративная юрисдикция в СССР. – М.: Юрид . лит ., 1970. – 126 с.

8 . Бахрах , Д.Н. Нужна спе циализация судей, а не судов // Российск ая юстиция. – 2003. – №2. – С. 10- 15 .

9. Административная юрисдикция в фина нсовой сфере: монография / Р.Э. Байтеряков , Д.В. Карпухин, М.В. Ко миссарова и др. / под ред. М . А . Лапиной . – М .: Палеотип , 2015. – 271 с .

ADMINISTRATIVE JURISDICTION: CONCEPT, ESSENCE AND CONTENT

E.S. Sokolov , graduate student

Ju.P . Vysotckaia , graduate student

Immanuel Kant Baltic federal university

(Russia, Kaliningrad)

Abstract. In this article, issues of administrative jurisdiction relevant to the science of admi n istrative law are being investigated. The main attention is paid to the problem of the essence and pluralism of opinions among domestic authors regarding the definition of administrative juri s diction. The content (form) of administrative jurisdiction under the legislation of the Russian Federation is also analyzed. As a result of the work, the most current definition of the term «a d ministrative jurisdiction» is highlighted, its essence and content are revealed (by listing the forms of administrative production included in it).

Keywords: administrative law, administrative delict , proceedings on administrative offenses, administrative jurisdiction, rule of law, jurisdictional proceedings.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ

установленная законодательными актами совокупность правомочий судов, органов государственного управления и должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению юридических санкций в административном порядке. Специфическая исполнительно-распорядительная деятельность по применению установленных государством нормативных предписаний к конкретным случаям разрешения конфликтных правовых ситуаций при возникновении спора о праве или нарушении установленных правил. Это одна из форм правоохранительной деятельности судов, органов управления, осуществляемая на основании и во исполнение законодательных предписаний. А.ю., как и гражданское и уголовное судопроизводство, не формирует правовых норм, а осуществляет их применение в конкретных ситуациях.

А.ю. отличается от других видов работы судов, органов государственного управления и должностных лиц и регламентируется соответствующим законодательством, например КоАП. Разрешение конкретных административных дел

и применение мер административного воздействия осуществляется гласно, с соблюдением предусмотренных законом гарантий.

А.ю. осуществляют в РФ суды, отраслевые и межотраслевые органы управления, административные комиссии при районных и городских администрациях, деятельность которых регламентируется правовыми актами субъектов РФ. Создание и деятельность сельских и поселковых административных комиссий, а в некоторых субъектах РФ - и районных, городских комиссий определяется уставами муниципальных образований (ФЗ РФ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в. Российской Федерации").

Широкие полномочия в области А.ю. имеют: комиссии по делам несовершеннолетних , создаваемые при районных, городских администрациях либо при соответствующих органах местного самоуправления; органы внутренних дел (милиция); органы государственных инспекций и другие органы и должностные лица..

А.ю. осуществляется по правилам административного процесса (соблюдение последовательности стадий). Законом установлены: подведомственность административных дел, компетенция органов административной юрисдикции, сроки рассмотрения, порядок обжалования принятых решений. Расширены возможности судебного обжалования решений, принятых в порядке административной юрисдикции (Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан").

Колодкин Л.M.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ" в других словарях:

    Установленная законодательными актами деятельность органов государственного управления и должностных лиц поразрешению индивидуальных административных дел и применению соответству ющих юридических санкций в административном порядке (без обращения… … Финансовый словарь

    1) круг дел, подлежащих ведению административных учреждений (в отличие от входящих в компетенцию суда или арбитражного суда); 2) деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разбирательству административных дел и… … Юридический словарь

    Деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих санкций в административном порядке … Большой Энциклопедический словарь

    Деятельность органов государственного управления и органов местного самоуправления их должностных лиц, установленная законодательными актами, по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в… … Словарь бизнес-терминов

    административная юрисдикция - — EN administrative jurisdiction The extent, power or territory in which an office with executive or managerial authority administers justice or declares judgments. (Source: RHW /… … Справочник технического переводчика

    Административная юрисдикция - (англ. administrative jurisdiction) 1) дела, относящиеся к подведомственности органов управления (административных органов); 2) предусмотренная законодательством деятельность органов государственного управления (органов исполнительной власти) и… … Энциклопедия права

    АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ - 1) круг дел, подлежащих ведению административных учреждений, в отличие от дел, входящих в компетенцию суда или арбитражного суда; 2) установленная законодательными актами деятельность органов государственного управления и должностных лиц по… … Юридическая энциклопедия

    Деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих санкций в административном порядке. * * * АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ … Энциклопедический словарь

    Административная юрисдикция - деятельность органов государственной исполнительной власти (должностных лиц) по разрешению дел об административных правонарушениях и применению санкций соответствующих правовых норм в административном порядке, т.е. без обращения в суд.… … Теория государства и права в схемах и определениях

    Установленная правовыми нормами деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке.… … Большая советская энциклопедия

    АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ - – 1) круг дел, подлежащих ведению административных учреждений, в отличие от дел, входящих в компетенцию органов гос. власти, суда и прокуратуры. 2) Разрешение споров о праве в области гос. управления в буржуазных государствах (см.… … Советский юридический словарь

Книги

  • Криминология и административная юрисдикция полиции 2 издание , Антонян Ю. , Рассматриваются проблемы криминологического и административно-правового характера, которые касаются предупреждения преступлений и административных правонарушений. Подчеркивается необходимость…
  • Административная юрисдикция. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры , Агапов А.Б. , В учебнике рассмотрены основные виды юрисдикционной деятельности, в том числе обусловленные рассмотрением обращений граждан и административными процедурами юрисдикционного производства.… Серия: Бакалавр. Специалист. Магистр Издатель: ЮРАЙТ , Производитель:

ЛЕКЦИЯ 10. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ

Виды индивидуальных административных дел и виды административных производств

Виды индивидуальных административных дел:

Дела об административных правонарушениях;

Дела о дисциплинарных проступках;

Дела об обращениях граждан;

Дела о приеме в гражданство РФ;

Дела о возмещении в административном порядке материаль­ного ущерба, причиненного государству, предприятию, учреж­дению, организации;

Дела по исполнению постановлений о наложении админист­ративных взысканий;

Дела, связанные с административным надзором;

Арбитражные дела о спорах в сфере управления и др.

Индивидуальные административные дела объединяются в отдельные виды административных производств:

производство по делам об административных правонаруше­ниях;

дисциплинарное производство;

производство по делам об обращениях граждан;

производство по делам о приеме в гражданство РФ; производство о возмещении в административном материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;

производство по исполнению постановлений о наложении административных наказаний;

производство, связанное с административным надзором;

арбитражное производство о спорах в сфере управления и другие производства.

Одной из сторон административно-процессуальных отношений всегда является судья, орган или уполномоченное должностное лицо, осуществляющие полномочия государственно-властного характера; второй стороной является физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.

Административная юрисдикция - установленная админи­стративным законодательством деятельность судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об ад­министративных правонарушениях, а также правовое рассмот­рение и разрешение управленческих споров уполномоченными органами, должностными лицами, а в необходимых случаях вос­становление нарушенных прав и применение в административ­но-процессуальном порядке юридических санкций к виновным.

Административная юрисдикция - это, по существу, подведом­ственность рассмотрения дел об административных правонару­шениях, а также рассмотрение и разрешение управленческих споров, в необходимых случаях восстановление нарушенного права и применение к виновным юридических санкций уполно­моченными на то органами в порядке, определенном законода­тельством.

Особое значение имеет административная юрисдикция при реализации правоохранительной деятельности, так как без юрисдикционных полномочий, имеющих государственно-властный характер, исполнительные органы и их должностные лица не в состоянии эффективно осуществлять правоохранительные функции; судебная же юрисдикция в реализации правосудия является основной при осуществлении всех видов судопроизводства.



Оба этих аспекта административного процесса дополняют друг друга. Они имеют сходные черты: 1) в основном внесудебный характер разрешения дел; 2) индивидуальность решения дел; 3) регламентация, как правило, одним нормативно-правовым актом.

Основные черты (признаки) административно-юрисдикционной деятельности

1. Юрисдикционная деятельность, по существу, в своей основе содержит рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях и индивидуальных дел об админист­ративно-правовых спорах в объеме и порядке, определенных административно-процессуальными нормами и административ­ными процедурами.

2. Сторонами административно-правового спора могут быть и органы исполнительной власти.

3. В основе административно-правовых споров, как правило, лежит правовое разрешение уполномоченным органом, должно­стным лицом индивидуально-конкретных споров, которые по своей природе имеют субъективный характер, т.е. одна из сто­рон пытается восстановить или защитить свое субъективное или так называемое мнимое право или ущемленный интерес. В этом случае уполномоченный орган, должностное лицо квалифициру­ют (дают правовую оценку) правовой спор и принимают обяза­тельное для исполнения решение.

4. Правила и порядок рассмотрения и разрешения админис­тративно-правовых, процедурных споров и дел об администра­тивных правонарушениях регламентированы административно-процессуальными нормами.

5. Нормы административного права не только регулируют управленческие отношения, но и создают основу для особых административно-правовых отношений, имеющих на определен­ной стадии отношения равенства сторон, которые потом пере­ходят в стадию неравенства, например заключение админист­ративного договора о контрактной службе.

6. В определенной мере административная юрисдикция как система представляет собой взаимосвязанную и взаимозависи­мую совокупность видов административных производств, обла­дающих некоторой целостностью порядка и последовательнос­ти осуществления стадий производства.

7. Административная юрисдикция (подведомственность) име­ет свои специфические особенности по видам уполномоченных субъектов, ее осуществляющих. В КоАП РФ перечислен 61 субъект, уполномоченный осуществлять функции административной юрисдикции.

Юрисдикционная деятельность, кроме того, осуществляет широкий диапазон правоохранительных функций в различных отраслях права (финансовых, жилищных, земельных, водных трудовых и др.).

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...