Анализ «Ионыч» Чехов. Анализ рассказа «Ионыч» (А


Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

Главный герой рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, но это вначале, впоследствии же он просто Ионыч. В сюжете рассказа нет ничего необычного, он повествует о том, как человек с хорошими задатками, мечтами и желаниями постепенно превращается в серого обывателя, серого и невзрачного города полного таких же обывателей.

На первом этапе своей жизни в городе С. Дмитрий Ионович Старцев представляется нам молодым врачом. Он энергичен, полностью поглощен своей работой, можно даже сказать трудоголик. Он все свое время посвящает пациентам, даже в праздники. Почти ни с кем не общается и никуда не ходит.

Жители города С. в большинстве своем мало образованы, да и сам город не образец культуры, здесь даже библиотека существует лишь за счет молодых девушек. Самыми образованными и культурными жители считают семью Туркиных, потому что Иван Петрович, глава семейства, очень остроумно шутит, потому что его жена, Вера Иосифовна, пишет романы, а дочь, Екатерина Ивановна, играет на фортепьяно. Но вот если взять во внимание нюансы, то выясняется, что шутки однообразны, что романы скучны и неправдоподобны, а этюды исполняемые Екатериной, сложны и неприятны для слуха. Но семья все-таки гордится своими достижениями и постоянно этим хвастается.

В течение рассказа Дмитрий Ионович влюбляется в Катю, но сделав ей предложения руки и сердца, получил резкий отказ. Естественно он был шокирован, Дмитрий никогда бы не подумал, что ему могут отказать.

Через четыре года у Дмитрия Ионовича уже была большая медицинская практика, он пополнел. Старцев бывал в разных домах, но ни с кем очень близко не общался, в принципе он вообще почти не общался. Ему было не интересно разговаривать с людьми, которые говорили об одном и том же, и не высказывали, ни интересных, ни новых мыслей.

Отношение Старцева к Кате тоже изменилось, он уже не испытывал тех нежных чувств как прежде. Он уже не видел в ней легкую, воздушную девушку, она превратилась в разочарованную жизнью женщину. Дмитрий Ионович решил что все-таки сделал тогда хорошо что не женился.

Через несколько лет Ионыч ожирел, стал скупым, грубым, некультурным, почти ни с кем не общался. Забыл напрочь Туркиных и Катю. Его новым идеалом стали деньги и дома, он их покупал, не церемонясь, и расхаживая как хозяин, не обращая внимания на нынешних жильцов.

Постепенно Дмитрий Ионович Старцев превратился просто в Ионыча. Стал таким же скучным обывателем, как и все в городе С. Он уже ничего не хотел кроме богатства и комфорта, он не занимался ни своим образованием, ни своей душой.

На первых порах деградация Старцева вызывает жалость и сочувствие, потом отвращение. Ответить однозначно, почему Ионыч деградировал, очень сложно. Безусловно, в чем-то виноват он сам, в чем-то виновата Екатерина Ивановна, но самая большая доля вины припадает на окружающее Старцева общество. Именно из-за недостатка образования в обществе Старцев не мог поддерживать свою культуру и духовную глубину.

Кроме анализа рассказа Антона Павловича Чехова А.П. «Ионыч» также прочитайте:

  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?

Можно спорить о жанре произведения "Ионыч" (1898): с одной стороны, оно вроде бы и является рассказом, но ведь в нём фактически описана вся жизнь героя, это как бы "маленький роман", вместивший в себя этапы духовной деградации Дмитрия Ионыча Старцева. Вероятно, по жанру "Ионыч" можно считать повестью, однако по глубине охвата событий это произведение и в самом деле близко к романному жанру. Сюжет произведения представляет собой историю молодого доктора, который со временем превращается в "языческого бога", вызывающего страх и своей внешностью, и своим отношением к людям. Пять частей повести - это пять ступеней деградации этого человека, и Чехов показывает нам, как постепенно жажда наживы вытесняет из его души всё человеческое.

В начале произведения Старцев предстаёт обычным молодым врачом, который очень добросовестно относится к своим обязанностям, он всецело отдаёт себя работе. Живя в "девяти верстах" от С., он не бывает в городе по причине занятости, но когда оказывается там, "как интеллигентный человек" вынужден посетить семью Туркиных, "самую образованную и талантливую в городе". "Демонстрация талантов" членами этого семейства описана Чеховым с явной иронией, однако на доктора Старцева это производит все-таки благоприятное впечатление: "Недурственно".

Во второй части герой изменяет своё отношение к Туркиным под влиянием чувства любви к Екатерине Ивановне. Влюблённому в нее Старцеву всё, что происходит с ним, кажется необычным, состояние любви для него - откровение, и поэтому Екатерина Ивановна тоже "казалась" ему совсем не такой, какой она была на самом деле. Однако герой здесь показан с большой симпатией, его ночная поездка на кладбище, куда он едет неожиданно для себя, говорит о настоящем глубоком чувстве, которое он испытывает. На кладбище он переживает одно из самых волнительных в своей жизни состояний: "Старцева поразило то, что он видел теперь первый раз в жизни и чего, вероятно, больше уже никогда не случится видеть: мир, не похожий ни на что другое..." Оказавшись наедине с природой, с вечностью, он отчаянно "ждёт любви во что бы то ни стало", но записка Котика оказывается всего лишь шуткой... И как подтверждение этого - "И точно опустился занавес, луна ушла под облака, и вдруг всё потемнело кругом". Представляется, что именно в эту ночь в душе Старцева произошёл перелом, не дождавшись любви, она постепенно стала превращаться в "душу" Ионыча...

О том, что это действительно так. можно судить на основании того, что переживает герой в третьей части, посвящённой описанию его объяснения с Екатериной Ивановной. Он едет "делать предложение" - и думает о том, что "приданого они дадут, должно быть, немало"; он отговаривает себя от женитьбы, потому что его избранница и он - слишком разные люди, но сам же себя утешает: "Дадут приданое - заведём обстановку…" Он оказывается в клубе, одетый в "чужой фрак" (прекрасная деталь, подчёркивающая, что пока что он всё-таки "чужой" этой жизни!), и искренно объясняется с Екатериной Ивановной, но, получив отказ, испытывает сначала чувство стыда ("Ему было немножко стыдно, и самолюбие его было оскорблено..."), а уж потом - жалости ("жаль было своего чувства, этой своей любви")... Чехов показывает, что отказ морально уничтожил героя, с помощью опять же детали: "У Старцева перестало беспокойно биться сердце". Он уже стал Ионычем, потому что сейчас он, вспоминая о себе самом, когда он был влюблен и счастлив, "лениво потягивался и говорил: - Сколько хлопот, однако!"

В четвёртой части описывается "превращение" Старцева в Ионыча. Чехов показывает, как постепенно в герое человеческие чувства заменяются стремлением к наживе, как ещё недавно "чужой" ему клуб становится "своим", как он находит себе "еще одно развлечение" (кроме игры в карты): " по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой". Такая жизнь заставила его совсем по-иному увидеть некогда любимую им девушку "И теперь она ему нравилась, очень нравилась, но чего-то уже недоставало в ней, или что-то было лишнее, - он и сам не мог бы сказать, что именно, но что-то уже мешало ему чувствовать, как прежде". Именно сейчас, когда Екатерина Ивановна смогла оценить его человеческие качества, "ему стало неловко" от того, каким он был четыре года назад, он стыдится себя и своей любви. Казалось бы, встреча с ней оживила Старцева, он снова готов быть честным по отношению к себе, но... "Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонёк в душе погас"... И теперь он даже радуется, что "тогда не женился", потому что в его теперешней жизни всем этим "чувствам" нет места.

Последняя часть повести "Ионыч" Чехова - это окончательный "диагноз" главному герою, который Чехов беспощадно ему "поставил". С ним произошло самое страшное - он перестал быть врачом, его "жадность одолела", поэтому больные для него уже не люди, которым он может и должен помочь, а источник "бумажек", и он относится к ним грубо. Врач, который когда-то не мог бросить своих больных, - и нынешний Ионыч... "Он одинок. Живётся ему скучно, ничто его не интересует", - говорит автор.

Образы остальных героев на фоне образа Старцева кажутся схематичными, но это не совсем так. Семья Туркиных нарисована Чеховым с большой глубиной, все члены её отличаются индивидуальностью, но всех их объединяет несостоятельность как людей, которых считают украшением города. Это хорошо понимает доктор Старцев, ещё не совсем превратившийся в Ионыча, который "подумал, что если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть город". Но если Туркины-старшие так и остаются в неведении относительно своих "талантов", то Екатерина Ивановна всё понимает, она способна трезво оценить себя и своих родных, что делает ее образ очень привлекательным, вызывающим сочувствие.

Почему доктор Старцев стал Ионычем? Кто виновен в этом? Автор даёт ответ на этот вопрос всем ходом повествования. Конечно, сам человек, который отвечает не только за своё "физическое" здоровье, но и в первую очередь за нравственное. Доктор Старцев, который не смог излечить самого себя от болезни стяжательства, превращается в Ионыча, которому ничего уже в этой жизни не нужно - и который сам никому не нужен...

Темой рассказа А.П.Чехова «Ионыч» (1898) является взаимодействие человека и среды, воздействие общественных норм жизни на судьбу частного человека. Тема «человек и среда» в русской литературе встречалась довольно часто и имеет целый набор решений. Человек может агрессивно противостоять среде (например, Печорин из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени») или противостоять ей с помощью апатичного неучастия (как, например, Обломов из одноимённого романа И.А.Гончарова), человек может хотеть войти в общество, но общественной среде он неудобен и она его отторгает (Чацкий из «Горе от ума» А.С.Грибоедова), у человека со средой могут быть сложные, запутанные взаимоотношения (см., например, рассказ И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда» из цикла «Записки охотника»), человек может ощущать себя в полной зависимости от среды (Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н.В.Гоголя «Шинель», чиновник из рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника»), человек может с удовольствием подчинить себя среде, то есть внешнему миру (например, Андрей Болконской или, особенно, Пьер Безухов из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»).

В рассказе Чехова «Ионыч» среда поглощает человека, подавляя в нём всё индивидуальное: некий человек, земский доктор Дмитрий Ионыч Старцев, стал жертвой пошлой, неподвижной, обывательской среды губернского города С .

«Среда заела», — любили повторять чеховские персонажи, беспомощно оглядываясь вокруг в поисках виновника их пустого, лишенного смысла существования. Так же сложилась судьба и еще одного героя — молодого и способного доктора с говорящей фамилией Старцев, который превратился в грузного Ионыча, брюзгливого, раздражительного, одинокого обывателя. Что же произошло с ним, и как одолела его среда?

Проблематика

В таком коротком рассказе Чехов показал, как произошло изменение Ионыча. Он оказался жертвой среды. Котик отказала Ионычу на предложение стать его женой, роль любовника оказалась исчерпанной, но среда уже заразила Ионыча своей болезнью призрачности. В итоге Ионыч совершенно перерождается, его недавно живая душа отмирает . Такое решение темы человек и среда («среда заела») однако не является изобретением Чехова, оно появилось ещё в очерках авторов «натуральной школы» (В.И.Даль, В.Г.Белинский и др.), а позднее получило развитие, например, у М.Е.Салтыкова-Щедрина («Господа Головлёвы»).

Идея

Новым здесь является тонкий психологический анализ . Чехов показал не только этапы и причины духовного перерождения Ионыча, но и во всех возможных подробностях как конкретно это происходило . Скука превращает Ионыча в банального обывателя: « Опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже не глупый человек, но стоит только заговорить с ним о чём-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти.

Жанр . Столь радикальное изменение героя, происходящее на глазах у читателя, которое показал Чехов в рассказе «Ионыч», — материал, более соответствующий жанру романа, а не рассказа. Вместо изображения одного главного события из жизни героя, как это обычно бывает в жанре рассказа, здесь Чехов показывает чуть ли не всю его жизнь. Однако из «Ионыча» романа не вышло: в романе по мере изменения героя меняется к нему отношение автора (и читателя), а в данном случае, в рассказе Чехова «Ионыч», позиция автора остаётся неизменной. С самого начала он иронизирует над героем, не верит в здравый смысл и самостоятельность Старцева, потом, ближе к концу рассказа, ирония автора оказывается оправданной — Старцев действительно пренебрег здравым смыслом и поддался влиянию среды в ущерб самостоятельности. Однако рассмотрение самых глубоких, подспудных мыслей и желаний Дмитрия Старцева заставляло иногда автора и читателя испытать к герою если не симпатию, то по крайней мере сочувствие, понимание. В жанровом отношении «Ионыч» является, конечно, рассказом, но не «чистым»: его можно определить так же, как Чехов охарактеризовал жанр своего раннего рассказа «Скверная история» (1882) — «нечто романообразное» (I, 215).

Герой

Чехов отличается, как известно, особым «чеховским» стилем, суть которого сводится к тому, что он изображает предмет (вещь, человека и т.д.) не в эмоциональной оценке, то есть не выделяет в предмете главное или типичное, а изображает его как он есть в жизни со всем необъяснённым противоречием. Именно по этой причине герой у Чехова средний обыкновенный человек со всем набором дурных привычек, опасных и безобидных привычек . При создании образа героя Чехов его не освобождает от случайных, нетипичных, нехарактерных свойств, а оставляет все как в реальной жизни. Его герой может иметь привычку мять манжеты, поглаживать себя по груди или голове, щелкать пальцами и т.п. — это никак не объясняет их характер, зато придает образам живость, настоящесть, правдоподобие; Чехов не пытается все свести в одну точку, в один фокус, он показывает его с нерешенным противоречием. Герой рассказа «Ионыч» именно такой: он, например, думает о совершенно никчемном — «Эх, не надо бы полнеть» (Х, 32).

Контекст. Вспомним ещё раз финал нравственного развития Ионыча: он стал известным, довольно богатым («есть имение и два дома в городе», Х, 40), он «пополнел, ожирел, тяжело дышит», «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким» (Х, 40).Подключение такого контекста позволяет уточнить идею чеховского рассказа: у Ионыча произошло не просто нравственное упрощение, обеднение, а полное перерождение личности, как бы вымирание в нём живой индивидуальности, он превратился в мёртвую душу. Благодаря наличию такого контекста становится понятным, что Чехов показывает не единичный случай и даже не судьбу поколения в образе Дмитрия Старцева, —поглощение человека средой, общественным мнением, безликим множественным числом («все», «люди говорят», «так не делают»), возможно является серьёзной проблемой в жизни русских людей многих поколений (по крайней мере в XIX веке — от Гоголя до Чехова). Сцена на кладбище напоминает пушкинскую версию сюжета о Доне Жуане, развитую в «маленькой трагедии» «Каменный гость».

Деградация Ионыча
Спустя четыре года, Дмитрий Ионович стал известным врачом, имеющим большую практику. Он продолжает призирать ненавистное и раздражающее своей глупостью и неотесанностью общество. Радуется, что не женился на Екатерине, так как с возрастом она стала непривлекательной, разочарованной жизнью женщиной.

С приобретением состояния, незаметно для себя, Старцев постепенно терял ту интеллигентность, которая была ранее присуща ему. Он напрочь забыл о необходимости духовного и культурного развития. Главной целью его жизни стало накопление богатства, строительство новых домов для себя.

Из милейшего интеллигентного юноши Дмитрий Ионович превратился в грубого, вечно недовольного жизней мужика. Деградация Старцева вызывает у людей отвращение, и они начинают называть его достаточно неуважительно Ионыч.

Из-за недостаточного уровня образования в обществе, Ионыч не только скатился до его уровня, но в чем-то даже начал отставать от него. Внутренних сил, которые позволили бы самостоятельно поднимать свой уровень культурного развития, у Старцева не было. Деньги для него заменили книги и искусство.

С учётом такого контекста рассказ «Ионыч» воспринимается как более масштабное произведение, в котором речь идёт не только о конфликте между человеком и общественной средой, но о конфликте между личными устремлениями человека и непонятной властной стихией жизни.

Четыре этапа жизненного пути Дмитрия Ионовича Старцева , четыре ступеньки лестницы, ведущей вниз.

Этапы жизни, возраст героя

События в жизни Старцева

Его внутренняя жизнь и духовные запросы

Среды. Город С. Внешний план

Внутренний план

I ступень. После окончания университета. Примерно 25 лет Приезд в город С., врачебная земская деятельность. Знакомство с семьей Туркиных Ходил пешком, беден (своих лошадей не было). Понимает музыку (поет романс Яковлева на стихи Дельвига и романс Рубинштейна на стихи Пушкина). Понимает, что романы Веры Иосифовны и игра на рояле Екатерины Ивановны — бездарны. Но в душе героя уже есть зачатки опустошения, умирания души: «В креслах было покойно»; «слушать было приятно, удобно»; «в голову шли покойные мысли»; слушать игру Котика «было так приятно, так ново»; «гости, сытые и довольные». «Занятно», «недурственно» — слова Старцева в итоге Есть библиотека, театр, клуб, бывают балы. Есть умные, интересные, приятные семьи — Туркины. Туркин устраивал спектакли. Жена писала романы. Дочь играла на рояле. Все это создает внешнее впечатление культурной семьи Внутренний план изображения города С., истинное лицо семьи Туркиных выражается в подтексте: «благоверная»; «не имеет никакого римского права»; «мой муж ревнив, как Отелло»; «ах ты, цыпка, баловница»; «большинский роман»; «читала о том, чего никогда не бывает в жизни»; «шумные, надоедливые, но все же культурные звуки»; «покорчило вас благодарю»; «умри, несчастная». Глупость, пошлость, бездуховность семьи, плоские шутки, оторванность от проблем жизни
II ступень. Через год. 26 лет Второе посещение Туркиных. Роман Старцева с Котиком: объяснение, свидание на кладбище, попытка сделать предложение, отказ Екатерины Ивановны

Любовь, страдание. «Сказал, сильно волнуясь»; «умоляю вас»; «она восхищала его»; «с ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно», «с волнением спрашивал».
НО: «к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам, делать глупости»; «уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке».
НО: Старцев все-таки поехал на кладбище, ощутил гармонию природы

В городе С. читали мало, «хоть закрывай библиотеку». Когда-то в городе С. была проездом итальянская опера. «Прочел смешное письмо немца-управляющего о том, как в имении испортились все запирательства и обвалилась застенчивость» «Мог жаловаться ей на жизнь»; «к чему поведет роман? Что скажут товарищи, когда узнают?»; «лунный свет подогревал в нем страсть»; «рисовал в воображении поцелуи, объятия»; «перед ним белели уже не куски мрамора, а прекрасные тела, он видел формы, которые стыдливо прятались в тени деревьев, ощущая тепло, и это томление становилось тягостным»; «ох, не надо бы полнеть»
На следующий день «А приданого они дадут, должно быть, немало»; «на душе было туманно, но радостно, тепло, и в то же время в голове какой-то холодный, тяжелый кусочек рассуждал»; «дадут приданое, заведем обстановку».
НО: «залюбовался и пришел в такой восторг»; «я страдал»; «нежное, радостное, мучительное чувство», «любовь моя безгранична»; «у Старцева перестало беспокойно биться сердце»; «ему было немножко стыдно»; «и жаль было своего чувтва, этой своей любви»
«Я иду по ковру, ты идешь, пока врешь, он идет, пока врет»
Через 3 дня «Он успокоился и зажил по-прежнему». «Сколько хлопот, однако!» — слова в итоге
III ступень. Через четыре года. 30 лет Продолжает работать земским врачом, имеет практику в городе. Посещение Туркиных. Встреча с Екатериной Ивановной «На тройке с бубенчиками»; «пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком»; «и Пантелей мой тоже пополнел»; «ни с кем не сходился близко»; «избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт»; «ел молча»; «все... было неинтересно, несправедливо, глупо»; «чувствовал раздражение, волновался, но молчал»; «по вечерам вынимать из каманов бумажки, добытые практикой»; «вспоминал о своей любви, о мечтах и надеждах... и ему стало неловко». «Ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонек»; «днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу»; «вспомнил про бумажки... и огонек в душе погас»; «а хорошо, что я тогда не женился»; «подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город» — мысли в итоге «Обыватели своими разговорами... раздражали его», «стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую»; «нужно трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий принимал это за упрек». «Вера Иосифовна читала роман, читала о том, чего не бывает в жизни». «Екатерина Ивановна играла на рояле».
НО: «Екатерина Ивановна волновалась»
«Обыватель глядел искоса и недоверчиво»; «поляк надутый». «А, здравствуйте, пожалуйста». «Бонжурте». «Манерно вздохнула»; «не хотите ухаживать за мной». «Хотелось говорить, жаловаться на жизнь». «Не имеете никакого римского права»; «это с вашей стороны весьма перпендикулярно»; «умри, несчастная»
IV ступень. Через несколько лет. 35 лет Без событий «Пополнел, ожирел, тяжело дышит»; «пухлый, красный»; «Пантелеймон, тоже пухлый, красный, с мясистым затылком»; «кажется, что едет не человек, а языческий бог»; «громадная практика»; «имение и два дома»; «проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей»; «жадность одолела»; «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким»; «характер стал тяжелым, раздражительным» «Играет в клубе в вист». «У Туркиных все по-прежнему: Вера Иосифовна читает гостям свои романы... А Котик играет на рояле» «Его зовут уже просто Ионычем»; «стараются из всех сил угодить ему»

Рассказ Чехова «Ионыч» похож на печальную поучительную притчу . Житейские обстоятельства вовсе не ломали Старцева, напротив, это он с радостью поддался им. Город С., скучный и серый, получил еще одного обывателя, который отличается от прочих только тем, что понимает, как бездарны окружающие его люди. Но разве он вправе судить их? Чехов, крайне редко высказывающий свое отношение к персонажам, характеризует Ионыча очень резко «… не человек, а языческий бог». В самом деле, человеческого у героя осталось немного: его ничто не радует, ему скучно, его одолевает бессмысленная жадность. Так уходит из человека его живая душа.

Антон Павлович Чехов - талантливый русский писатель, очень точно отображавший в своих произведениях пороки общества своей эпохи. Особое место в его творчестве занимает цикл рассказов "Маленькая трилогия" и "Ионыч". Чехов (анализ одного из его произведений мы будем приводить ниже) писал тогда в условиях повсеместного общественного подъема. Он разоблачал ту часть интеллигенции, которая не только не принимает участие в этом подъеме, а наоборот, старается отгородиться от жизни.

Движимая равнодушием и страхом, она не желает знать проблем народа. С огромной сатирической силой тему "футлярной жизни" раскрывает в своих простеньких на первый взгляд творениях Чехов.

"Ионыч" повествует нам об истории духовной и моральной деградации человека. В рассказе 5 частей, 5 портретов главного героя.

Первый - портрет доктора Старцева - молодого, умного, разбирающегося в искусстве, с хорошим музыкальным и литературным вкусом, энергичного и жизнерадостного человека. Именно таким должен быть настоящий интеллигент, как считает Чехов ("Ионыч", глава 1).

Второй портрет. Перед нами склонный к полноте молодой человек, который ходьбе пешком предпочитает езду в коляске. Лишенный прежней бодрости, но влюбленный, а потому способный к некоторым безумным поступкам.

Третий портрет. Чувства Старцева оказались неглубокими, влюбленность проходит. Он быстро успокаивается после пережитого отказа.

Четвертый портрет. Старцев располнел, страдает одышкой и уже имеет тройку лошадей.

Стал замкнут, духовной жизни предпочитает игру в карты, в обществе ему неприятно. Трудолюбие сменилось холодностью, потухла способность к чистым, бескорыстным чувствам.

Пятый портрет. Старцев располнел окончательно, в результате этого голос его стал тонким и резким. Он осатанел от жадности. По отношению к больным он потерял всякую чуткость, уважение, сострадание. Стал грубым, наглым, злым. Обыватели его считают теперь своим и называют просто Ионыч. За какие-то 10 лет произошла полная Полным ничтожеством показывает героя Чехов.

"Ионыч" не дает нам однозначных ответов на вопрос, почему произошло столь быстрое духовное разложение некогда энергичного и талантливого представителя молодой интеллигенции. Возможно, в чем-то виновата Екатерина Ивановна, к которой доктор питал нежные чувства. Безусловно, виноват в чем-то и он сам. Однако большая часть вины лежит именно на окружавшем Старцева обществе, считает Чехов. Ионыч, уходя разочарованный после объяснения с повзрослевшей Катенькой, про себя думает: "Каков же должен быть этот город, если даже самые талантливые люди в нем так бездарны?"

Семество Туркиных олицетворяет всю якобы передовую и образованную часть общества. Безжалостно высмеивает ее Чехов. которого был сделан выше, пестрит примерами. В начале рассказа, где описан первый визит Старцева в дом Туркиных, молодой доктор еще незамутненным взглядом замечает малейшие детали: и то, что роман Веры Иосифовны не имеет никакого отношения к реальной жизни, и то, что у Котика нет музыкального таланта, и то, как глупы и бессмысленны шутки хозяина, - однако не обращает на это особого внимания из-за своей влюбленности. Когда же пелена с глаз спала, и Старцев увидел всю творившуюся вокруг него пошлость, он не придумал ничего лучшего, как стать таким же.

Выбор редакции
1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...

Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...

Рецепт быстрого приготовления спагетти по-итальянски с чесноком, красным перцем и оливковым маслом. Все о пользе классических макарон...

Сон о лавине снега предвещает наступление рискованной ситуации, в которой вы можете оказаться по собственной вине. Любое необдуманное...
Символ тяжелого труда, трудной дороги. По наличию мозолей на руках определяли, что человек из крестьян, из рабочей среды. Сбитые в кровь...
Сторонники запрета на гадание приводят следующие доводы: Просмотр вероятностей развития событий может нарушить равновесие в сторону срыва...
Алкогольные коктейли, в том числе и «Ром Кола», являются в своем роде произведениями искусства. Их назначение заключается в формировании...
В этой статье о сливовом вине будет, пожалуй, больше теории, чем практики, но, во-первых, чтоб отлично проходили практические занятия по...
Печь хлеб, который олицетворяет в народном сознании самое насущное, означает укрепление благосостояния. Насколько человек разбогатеет,...