Сопутствующие аудиту услуги


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Практическая Часть

1. Задания по обзорной проверке финансовой отчетности (910)

Целью данного Международного стандарта аудита (МСА) является установление стандартов и предоставление руководства в отношении профессиональных обязанностей аудитора при выполнении задания по обзорной проверке финансовой отчетности, а также в отношении формы и содержания отчета (заключения), которое аудитор выдает в связи с проведением такой обзорной проверки.

Данный МСА предназначен для обзорной проверки финансовой отчетности. Однако он также применяется к заданиям по обзорной проверке финансовой и другой информации в той степени, в какой это целесообразно. Данный МСА следует читать вместе с МСА 120 "Основные принципы Международных стандартов аудита". Руководящие указания других МСА также могут оказаться полезными для аудитора при применении им данного МСА.

Цель обзорной проверки финансовой отчетности - предоставить аудитору возможность заявить на основании процедур, которые не обеспечивают все необходимые доказательства, которые потребовались бы при аудите, обнаружил ли аудитор что-либо, дающее ему основание полагать, что финансовая отчетность не составлена во всех существенных отношениях в соответствии с указанными основными принципами финансовой отчетности (негативная уверенность).

Аудитор должен соблюдать "Кодекс этики профессиональных бухгалтеров", изданный Международной федерацией бухгалтеров. Этическими принципами, определяющими профессиональную ответственность аудитора, являются:

а) независимость;

б) порядочность;

в) объективность;

г) профессиональная компетентность и должная тщательность;

д) конфиденциальность;

е) профессиональное поведение;

ж) следование техническим стандартам.

Аудитор должен проводить обзорную проверку в соответствии с данным МСА.

Аудитор должен планировать и выполнять обзорную проверку с отношением профессионального скептицизма, сознавая, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой отчетности.

С целью выражения негативной уверенности в отчете (заключении) по обзорной проверке аудитор должен получить достаточные надлежащие доказательства, в первую очередь, посредством запросов и аналитических процедур, позволяющих сделать необходимые выводы.

Термин "объем обзорной проверки" применяется по отношению к обзорным процедурам, считающимся необходимыми для достижения цели обзорной проверки в данных обстоятельствах. Процедуры, необходимые для проведения обзорной проверки финансовой отчетности, должны определяться аудитором с учетом требований данного МСА, соответствующих профессиональных организаций, законов, нормативных актов и условий задания по обзорной проверке и требований по подготовке отчета (заключения).

При обзорной проверке обеспечивается средняя степень уверенности в отношении того, что информация, являющаяся предметом обзорной проверки, не содержит существенных искажений. Это выражается в форме негативной уверенности.

Аудитор и клиент должны согласовать условия задания. Согласованные условия должны быть отражены в письме о задании или в другом приемлемом документе, таком, как контракт.

Письмо о задании окажется полезным при планировании обзорной проверки. Исходя как из своих собственных интересов, так и из интересов клиента, аудитор должен направить письмо о задании, в котором документально отражены основные условия назначения. Письмо о задании подтверждает согласие аудитора принять назначение и помогает избежать неправильного понимания в отношении таких аспектов, как цели и объем задания, диапазон обязанностей аудитора и формы выпущенных отчетов (заключений).

Аспекты, содержащиеся в письме о задании, включают в себя:

цель предоставляемых услуг;

ответственность руководства за финансовую отчетность;

объем обзорной проверки, включая ссылку на данный Международный стандарт аудита или национальные стандарты;

требование свободного доступа ко всем бухгалтерским записям, документации и другой информации, запрашиваемой в процессе проведения обзорной проверки;

образец отчета (заключения), которое будет выдано;

положение о том, что на задание нельзя полагаться как на средство выявления ошибок, незаконных действий или других нарушений, например, мошенничества или растраты, которые могли иметь место;

заявление о том, что аудит не будет проводиться и аудиторское мнение будет выражено. Чтобы подчеркнуть этот момент и избежать недоразумений, аудитор может также указать, что задание по обзорной проверке не удовлетворяет установленным законом требованиям или требованиям третьих лиц, предъявляемым к аудиту.

Аудитор должен планировать работу так, чтобы задание было выполнено действенным образом. При планировании обзорной проверки финансовой отчетности аудитор должен получить или пополнить последними данными знания о бизнесе субъекта, включая рассмотрение организации субъекта, систем бухгалтерского учета, функциональных характеристик и характера его активов, обязательств, доходов и расходов. Аудитору необходимо иметь представление об этих и прочих аспектах, имеющих отношение к финансовой отчетности, например, знать методы производства и реализации продукции, выпускаемой субъектом, технологические цепочки, местонахождение производственных объектов, а также связанных с субъектом сторон. Это понимание требуется аудитору для того, чтобы он мог сделать необходимые запросы и разработать надлежащие процедуры, а также оценить полученные отклики и прочую информацию.

При использовании результатов работы, выполненной другим аудитором или экспертом, аудитор должен удостовериться в том, что такая работа является адекватной целям обзорной проверки.

Аудитор должен документировать аспекты, которые являются важными для предоставления доказательств в обоснование отчета (заключения) по обзорной проверке и доказательства, подтверждающие, что обзорная проверка была проведена в соответствии с данным МСА.

Аудитору следует применить субъективное суждение при определении специфического характера, временных рамок и объема проведения процедур обзорной проверки. Аудитор должен руководствоваться следующими аспектами:

всеми знаниями, полученными в ходе аудитов или обзорных проверок финансовой отчетности за предыдущие периоды;

знаниями аудитора о бизнесе, в том числе знаниями принципов бухгалтерского учета и практики той отрасли, в которой действует субъект;

системами бухгалтерского учета субъекта;

степенью влияния, оказываемого суждениями руководства на отдельные статьи учета;

существенностью операций и сальдо счетов.

Аудитор должен учитывать те же соображения существенности, как и в случае выражения аудиторского мнения о финансовой отчетности. Хотя при проведении обзорной проверки существует больший риск необнаружения искажений, чем при проведении аудита, суждение по поводу того, что является существенным, выносится на основании информации, по которой аудитор выдает отчет (заключение), и потребностей тех лиц, которые полагаются на данную информацию, а не на основании уровня предоставляемой уверенности.

Процедуры, выполняемые при обзорной проверке финансовой отчетности, обычно включают следующее:

Получение аудитором понимания о бизнесе субъекта и отрасли, в которой действует субъект.

Запросы в отношении принципов и практики бухгалтерского учета субъекта.

Запросы, касающиеся порядка отражения в учете, классификации и обобщения операций, накопления информации для раскрытий в финансовой отчетности и для подготовки финансовой отчетности.

Запросы в отношении всех существенных предпосылок подготовки финансовой отчетности.

Аналитические процедуры, разработанные с целью выявления взаимосвязей и отдельных статей, которые кажутся необычными. Эти процедуры включают:

сравнение финансовой отчетности с отчетами за предыдущие периоды;

сравнение финансовой отчетности с ожидаемыми результатами и финансовым положением;

изучение взаимосвязей между элементами финансовой отчетности, которые должны соответствовать предсказываемому образцу, основанному на опыте субъекта или нормативах данной отрасли.

При выполнении этих процедур аудитор должен рассмотреть аспекты, требовавшие внесения бухгалтерских корректировок в предыдущие периоды.

Запросы в отношении мер, принятых на собраниях акционеров, заседаниях совета директоров, комитетов совета директоров и прочих заседаниях, которые могли оказать влияние на финансовую отчетность.

финансовая отчетность аудит процедура

Ознакомление с финансовой отчетностью с целью определения на основании информации, привлекшей внимание аудитора, соответствия финансовой отчетности указанному методу бухгалтерского учета.

Получение отчетов (заключений) других аудиторов (в случае их наличия и если это будет признано необходимым), которые проводили аудит или обзорную проверку финансовой отчетности компонентов субъекта.

Запросы персонала, ответственного за финансовые вопросы и вопросы бухгалтерского учета, в отношении, например, следующего:

все ли операции отражены в учете;

подготовлена ли финансовая отчетность в соответствии с указанными основами бухгалтерского учета;

изменения в хозяйственной деятельности субъекта, принципах и практике бухгалтерского учета;

аспекты, в отношении которых возникали вопросы в ходе применения вышеупомянутых процедур;

получение от руководства заявлений в письменной форме в случае необходимости.

Аудитор должен получить информацию о всех событиях, которые имели место после даты составления финансовой отчетности и могут потребовать внесения поправок в таковую или раскрытия в ней какой-либо информации. На аудитора не возлагается обязанность по выполнению процедур, целью которых является выявление событий, имевших место после даты отчета (заключения) по обзорной проверке.

Если у аудитора есть основания полагать, что информация, являющаяся предметом обзорной проверки, может быть существенно искажена, аудитор должен выполнить дополнительные или более обширные процедуры, необходимые для выражения негативной уверенности или для подтверждения того, что необходимо выдать модифицированный отчет (заключение).

Отчет (заключение) по обзорной проверке должен содержать четкое письменное выражение негативной уверенности. Аудитору необходимо проверить и оценить выводы, сделанные на основании доказательств, полученных в качестве основы для выражения негативной уверенности.

На основании проведенной работы аудитор должен определить, свидетельствует ли какая-либо информация, полученная в ходе обзорной проверки о том, что финансовая отчетность не дает достоверный и справедливый взгляд (или не представляет справедливо во всех существенных отношениях) в соответствии с указанными основными принципами финансовой отчетности.

Отчет (заключение) по обзорной проверке финансовой отчетности описывает объем задания, так чтобы пользователь мог понять характер проведенной работы, а также с целью пояснения того, что аудит не был проведен, и поэтому аудиторское мнение не было выражено.

Отчет (заключение) по обзорной проверке финансовой отчетности должен содержать перечисленные ниже основные элементы обычно в следующей форме:

а) название;

б) адресат;

в) открывающий или вводный абзац, включая:

указание финансовой отчетности, в отношении которой была проведена обзорная проверка;

заявление об ответственности руководства субъекта и ответственности аудитора;

г) параграф, описывающий объем (характер обзорной проверки), включая:

заявление о том, что обзорная проверка ограничивается главным образом запросами и аналитическими процедурами;

заявление о том, что аудит не была проведен, и что выполненные процедуры обеспечивают меньшую степень уверенности, чем аудит, и что аудиторское мнение не выражается;

д) заявление негативной уверенности;

е) дата отчета (заключения);

ж) адрес аудитора;

з) подпись аудитора.

Отчет (заключение) по обзорной проверке должен:

а) указывать, что при проведении обзорной проверки аудитор не обнаружил фактов, дающих основание полагать, что финансовая отчетность не дает достоверный и справедливый взгляд (или не представлена справедливо во всех существенных отношениях в соответствии с указанными основными принципами финансовой отчетности (негативная уверенность);

Либо выражение оговорки по поводу представленной негативной уверенности;

Либо в случае, если влияние аспекта настолько существенно и глубоко, что аудитор делает вывод, что оговорки недостаточно для раскрытия финансовой отчетности, - сделать отрицательное заявление о том, что финансовая отчетность не дает достоверный и справедливый взгляд во всех существенных отношениях в соответствии с указанными основными принципами финансовой отчетности;

в) в случае существенного ограничения объема, содержать описание этих ограничений и:

Либо выражение оговорки по поводу представленной негативной уверенности относительно возможных поправок к финансовой отчетности, внесение которых могло бы оказаться необходимым в отсутствие ограничений;

Либо в случае, если возможное влияние ограничения настолько существенно и глубоко, что аудитор делает вывод о невозможности обеспечить какую бы то ни было степень уверенности, не выражает уверенность.

Аудитор должен датировать отчет (заключение) по обзорной проверке датой завершения обзорной проверки, что включает выполнение процедур в связи с событиями, имевшими место вплоть до даты отчета (заключения). Тем не менее, поскольку в обязанность аудитора входит составление отчета (заключения) по финансовой отчетности, подготовленной и представленной руководством, аудитор не должен датировать отчет (заключение) по обзорной проверке датой, предшествующей дате утверждения финансовой отчетности руководством.

2. Цели и назначения кодекса этики международной федерации бухгалтеров

Кодекс профессиональной этики аудиторов - это совокупность этических норм по руководству поведения профессиональных аудиторов. В нем отражены основные принципы и правила, которые должны соблюдаться профессиональными аудиторами для достижения общих целей и задач. Кодекс содержит некоторые рекомендации по практическому достижению целей и соблюдению фундаментальных принципов в ряде типичных ситуаций, встречающихся в а практике.

Основной целью аудиторской деятельности Кодекс устанавливает качественное выполнение заданий и соблюдение общественных интересов. При этом услуги аудитора должны выполняться профессионально и в соответствии с этическими нормами, соответствовать стандартам качества, и обеспечивать достоверной информацией заинтересованных пользователей.

В Кодексе признается, что задачи профессии бухгалтера заключаются в том, чтобы работать в соответствии с наивысшими стандартами профессионализма для достижения самых высоких уровней эффективности и, в основном, для выполнения требований общества, о чем говорилось выше. Такие задачи требуют выполнения следующих четырех основных требований:

Достоверность

Все общество испытывает потребность в достоверности информации и информационных систем.

Профессионализм

Существует необходимость в лицах, которые могут быть четко определены клиентами, работодателями и другими заинтересованными сторонами как профессионалы в области бухгалтерского учета.

Качество услуг

Существует необходимость в получении уверенности в том, что все услуги, полученные от профессионального бухгалтера, выполняются в соответствии с наивысшими стандартами деятельности.

Уверенность

Необходимо, чтобы пользователи услуг профессиональных бухгалтеров могли быть уверены в том, что существует концептуальная основа профессиональной этики, которая определяет предоставление таких услуг.

Практическая Часть

Задача 8

Программа аудита содержит перечень процедур проверки операций по кассе, представленный в таблице (графа 1). Процедуры должны быть направлены на проверку элементов предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности (графа 3):

Аудиторская процедура

Обозначения связи граф 1 и 3

Предпосылка

1. Существование

2. Права и обязанности

3. Возникновение

4. Полнота

5. Стоимостная оценка

6. Точное измерение

7. Представление и раскрытие

Задание : графически (цифрами, проходящими через графу 2) или цифрами (например "1-4") покажите, для получения разумной уверенности в соблюдении каких элементов предпосылок финансовой отчетности проводится каждая из перечисленных аудиторских процедур.

Решение :

Обозначим связь с помощью цифр:

Аудиторская процедура

Обозначения связи граф 1 и 3

Предпосылка

1. Проверка полноты оприходования денег в кассу с расчетного счета

1. Существование

2. Проверка наличия договора с кассиром о полной материальной ответственности

2. Права и обязанности

3. Проверка соблюдения лимита расчетов между юридическими лицами

3. Возникновение

4. Проведение инвентаризации кассовой наличности на последний день отчетного периода

4. Полнота

5. Проверка правильности исчисления остатков на конец дня по кассовой книге

5. Стоимостная оценка

6. Проверка подписи руководителя предприятия на расходных кассовых ордерах

6. Точное измерение

7. Проверка правильности заполнения "Отчета о движении денежных средств"

7. Представление и раскрытие

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности применения уровня существенности, установленный аудитором. Принцип распределения обязанностей и ответственности между аудитором и клиентом при подготовке финансовой отчетности. Характеристика стандартов деятельности финансовой работы.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2008

    Цели финансовой отчетности, ее пользователи и их информационные потребности. Основные принципы подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Методика аудита финансовой отчетности. Цели аудита финансовой отчетности и способы их достижения.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2010

    Цель и задачи аудита финансовой отчетности предприятия. Аудиторские процедуры, проводимые при проверке показателей баланса. Аудит отчета о прибылях и убытках, пояснений к бухгалтерской отчетности. Оценка влияния факторов на надежность контрольной среды.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2014

    Нормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. Методические основы аудита бухгалтерской финансовой отчетности. Планирование и проведение аудиторской проверки бухгалтерской финансовой отчетности ОАО Корпорация "СтройСиб".

    курсовая работа , добавлен 24.02.2012

    Роль Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности. Назначение и классификация международных стандартов аудита. Применение аналитических процедур и выборочной проверки. Проведение проверки прогнозной финансовой информации.

    курс лекций , добавлен 14.12.2011

    Международные положения по аудиторской практике, стандарты финансовой отчетности. Понятие "профессиональная компетенция и ответственность в связи с использованием лиц, не являющихся бухгалтерами" согласно Кодексу этики Международной федерации бухгалтеров.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2010

    Состав финансовой отчетности: баланс; отчеты о финансовых результатах, движении денежных средств, собственном капитале. Раскрытие информации в Примечаниях к финансовой отчетности. Порядок составления и исправление ошибок в финансовой отчетности.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2008

    Назначение, цели и задачи анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности, методики его проведения. Теоретические аспекты аудита форм бухгалтерской (финансовой) отчетности. Общая характеристика ООО "Бозал", анализ его финансово-хозяйственной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 11.10.2010

    Порядок деятельности по проведению аудита, осуществляемого аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях определения достоверности отчетности. Смысл документирования аудита.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2010

    Понятие и классификация информационной базы аудита, его цель и элементы финансовой отчетности, основные подходы к проведению. Состав и характеристика финансовой отчетности предприятия. Особенности применения аналитических процедур при проведении аудита.

Организации проводят обзорные проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности для того, чтобы:

  • подготовиться к проведению аудиторской проверки;
  • повысить квалификацию персонала;
  • снизить финансовые, хозяйственные, учетные и налоговые риски собственника;
  • уточнить правовой режим, бухгалтерский и налоговый учет наиболее сложных сделок;
  • оценить финансовое состояние организации;
  • выявить слабые места в бухгалтерском и налоговом учете, документообороте с целью своевременного обнаружения и правильного устранения ошибок и нарушений;
  • обеспечить достоверность бухгалтерской отчетности, правильность ведения бухгалтерского и налогового учета в целом или отдельных участков учета;
  • разработать меры антикризисного управления бизнесом.

По результатам обзорной проверки предоставляется:

  • заключение о привлечении внимания аудитора к фактам, подтверждающим, что проверяемая отчетность во всех существенных отношениях не отражает достоверно финансовое состояние организации.
  • отчет аудитора (письменная информация) , в котором наши специалисты подробно опишут все замечания и рекомендации по исправлению выявленных недочетов и ошибок в бухгалтерском, налоговом учете, в отчетности (декларациях); по укреплению финансового состояния организации и (или) ее эффективному развитию;
  • результаты финансового анализа по 6-ти ключевым показателям деятельности и бесплатные консультации.
Заключив с ООО “ТУМА - аудит” договор на оказание аудиторских услуг, Вы можете быть уверены в том, что обзорная проверка будет проведена быстро и качественно при Ваших минимальных затратах.

В каждом конкретном случае стоимость обзорной проверки определяется индивидуально для каждого Клиента, исходя из фактического объема работ.

Минимальная стоимость обзорной проверки составляет 85 тыс. руб .

Подробнее о расценках на обзорную проверку можно узнать .

Обзорную проверку финансовой (бухгалтерской) отчетности проводит аудиторская группа, что существенно повышает качество предоставляемой услуги. Минимальный состав аудиторской группы - 2 аудитора.

Срок проведения обзорной проверки аудиторской группой - не менее 4 рабочих дней.

После заключения договора мы возьмем копию каталога автоматизированной программы бухгалтерского учета для анализа и начала работы.

Порядок оплаты: от 50% до 70% - до начала обзорной проверки, оставшаяся сумма - за 2 дня до ее окончания.

Проведение обзорной проверки предусматривает, что после получения предоплаты в Вашем офисе мы осуществляем, в основном, только сбор необходимой информации и согласование замечаний, выводов и рекомендаций, а всю остальную работу проводим в своем офисе.

Аудиторское обслуживание: по желанию Заказчика обзорная проверка может проводиться поэтапно.

Перечень сопутствующих аудиту услуг установлен федеральными стандартами аудиторской деятельности.
К сопутствующим услугам относятся:

  1. Обзорная проверка (Review)
  2. (в том числе Трансформация МСФО)

Сравнительная характеристика аудита и сопутствующих аудиту услуг

Услуга Аудит Обзорная проверка Согласованные процедуры Компиляция финансовой информации
Уровень уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, обеспечиваемый аудитором Разумная, но не абсолютная уверенность Ограниченная уверенность Не предполагается Не предполагается
Вид предоставляемого аудитором документа Аудиторское заключение с позитивной уверенностью о достоверности бухгалтерской отчетности Аудиторское заключение с негативной уверенностью о достоверности бухгалтерской отчетности Отчет аудитора с изложением фактов, отмеченных в результате проверки Отчет аудитора с указанием на компилированную информацию

Обзорная проверка (Review)

Обзорная проверка представляет собой менее глубокую проверку, чем аудит. В частности, в ходе обзорной проверки аудитор не участвует в инвентаризации, не производит пересчет бухгалтерских записей и проверку правильности отражения в бухгалтерском учете первичных документов. Несмотря на то, что проведение обзорной проверки связано с применением аудиторских навыков, а также со сбором доказательств, как правило, в ходе такой проверки не предусматривается:

  • оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  • тестирование бухгалтерских записей и ответов на запросы посредством сбора доказательств, получаемых в ходе инспектирования, наблюдения, подтверждения и подсчета.

Суть услуги обзорная проверка сводится в глобальной оценке с точки зрения профессионала информации, отражаемой в бухгалтерской отчетности, в сверке ключевых значений строк бухгалтерской отчетности с данными бухгалтерского учета и данными контрагентов, в оценке обоснованности раскрытия информации, сопоставимости бухгалтерской отчетности с отчетностью за предыдущие периоды, а также со сметами и прогнозами.

Не следует рассматривать обзорную проверку в качестве способа выявления ошибок, незаконных действий или других нарушений (например, недобросовестных действий или растрат, которые могли иметь место). Для этой цели лучше подходят финансовые расследования .

Как правило, обзорная проверка проводится в отношении отдельных компаний, входящих в состав консолидированной группы, в ходе аудита консолидированной отчетности. На практике обзорную проверку часто называют экспресс-аудит .

Образец заключительной части заключения аудитора по результатам обзорной проверки с выражением безоговорочно положительного мнения:

«…обзорная проверка планировалась и проводилась таким образом, чтобы получить ограниченную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Обзорная проверка ограничивается в основном запросами к сотрудникам хозяйствующего субъекта и выполнением аналитических процедур в отношении данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, вследствие чего она обеспечивает меньшую уверенность, чем аудит. Мы не проводили аудит и, соответственно, не выражаем мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
При проведении обзорной проверки наше внимание не привлекли никакие факты, которые дали бы нам основание полагать, что прилагаемая финансовая (бухгалтерская) отчетность не отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовой положение хозяйствующего субъекта на 31 декабря 20(XX) г. и результаты его Финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20 (XX) г. включительно в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в части подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности …».

Согласованные процедуры (Agreed-Upon Procedures)

Образец заключительной части отчета аудитора о фактах, отмеченных при выполнении согласованных процедур (Audit s Report On Factual Findings of Agreed - Upon Procedures ):

«… поскольку указанные процедуры не являются аудитом или обзорной проверкой, проведенными в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, мы не выражаем мнение о достоверности финансовой и нефинансовой информации за период XXX (или по состоянию на XXX).
Если бы мы провели дополнительные процедуры либо если бы мы провели аудит или обзорную проверку финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, мы, возможно, обнаружили бы другие вопросы, отчет по которым был бы Вам предоставлен.
Наш отчет предоставляется в целях, указанных в первом абзаце данного отчета, а также для Вашего сведения. Он не должен использоваться ни в каких других целях и не должен предоставляться никаким другим сторонам. Настоящий отчет касается только информации, указанной выше...».

Компиляция финансовой информации

Аудитора могут нанять для использования его знаний в области бухгалтерского учета (а не аудита!) для сбора, классификации и обобщения финансовой информации. В результате данного задания аудитор составляет финансовую отчетность на основе представленной ему информации либо преобразует формы финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленные в соответствии с требованиями РСБУ, в иные формы бухгалтерской отчетности, например, в соответствии с требованиями МСФО.

Как правило, аудитора привлекают для составления отчетности по МСФО или для трансформации отчетности, составленной по РСБУ, в отчетность по правилам МСФО.

Образец заключительной части отчета аудитора о компиляции финансовой (бухгалтерской) отчетности:

«… в соответствии с федеральным правилом (стандартом) №31 «Компиляция финансовой информации» на основании информации, предоставленной руководством организации «YYY», мы осуществили компиляцию бухгалтерского баланса организации «YYY» по состоянию на 31 декабря 20(XX) г., отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств за год, оканчивающийся этой датой.
Ответственность за эту финансовую (бухгалтерскую) отчетность несет руководство организации «YYY». Мы не проводили аудит или обзорную проверку указанной отчетности и, следовательно, не выражаем мнения о ее достоверности…».

Трансформация отчетности МСФО

В современном мире нормальное функционирование мирового рынка и реализация инвесторами своих задач невозможны без адекватной оценки финансового положения, которая, в свою очередь, обеспечивается лишь при применении единой системы качественных правил составления финансовой отчетности, позволяющей достигать сопоставимости отчетности компаний в различных странах. Это дает возможность международным инвесторам более обоснованно и эффективно распределять свой капитал и при необходимости хеджировать свои риски, используя благоприятные условия различных юрисдикций.

Трансформация отчетности МСФО - одна из кропотливых, но при этом нетривиальных задач, которую способны качественно выполнять далеко не все профессиональные бухгалтеры. Трансформация отчетности осуществляется индивидуально с учетом особенностей конкретной компании и целей такой трансформации.

Для эффективной трансформации финансовой отчетности МСФО необходимо
ответить на следующие вопросы:

  • для чего осуществляется трансформация отчетности МСФО ?
  • нужно ли готовить согласно МСФО внутреннюю управленческую отчетность?
  • кто из внешних пользователей заинтересован в отчетности по МСФО?
  • какая именно информация нужна будущим пользователям отчетности МСФО и по каким критериям будет оцениваться деятельность компании?
  • для принятия каких управленческих решений предполагается использование показателей отчетности МСФО?
  • в какой валюте планируется подготовка отчетности МСФО?
  • какова доля валютных операций в деятельности компании?
  • как планируется внедрение МСФО и обучение персонала новой методологии и процедурам?
  • каков порядок внедрения и распространения разрабатываемой методологии в аффилированных лицах внутри холдинга?
  • насколько совпадают отчетные периоды, за которые составляется консолидированная отчетность компании (холдинга), с возможностями ее учетных систем и периодичностью подготовки консолидированной бухгалтерской отчетности или управленческой отчетности?
  • возможно ли приближение уже существующих в компаниях холдинга бизнес-процессов и документооборота к МСФО без существенного вмешательства в порядок их функционирования?

При этом следует иметь в виду, что переход на МСФО не стоит рассматривать как панацею: применение такой отчетности для внутренних управленческих целей ограниченно, поскольку отчетность по МСФО рассчитана в первую очередь на внешнего пользователя - акционеров-миноритариев, инвесторов и потенциальных кредиторов.

С трансформацией отчетности МСФО тесно связаны следующие задачи:

1) разработка методики ;
2) разработка учетной политики и внутренних стандартов бухгалтерского учета в соответствии с МСФО;
3) компиляция финансовой отчетности МСФО;
4) постановка учета МСФО;
5) составление консолидированной отчетности МСФО для группы компаний;
6) консалтинговые услуги внешних консультантов и организация работы по трансформации отчетности МСФО .

Введение в действие N 24 "Основные принципы федеральных правил (стандартов) , которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами" стало заметной вехой в развитии профессии вследствие того, что аудиторскому сообществу в официальном порядке заявили о расширении круга сопутствующих услуг, среди которых значилась обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности. В упомянутом Стандарте был предложен общий подход к определению сущности обзорной проверки и ее проведению.
Для российского аудиторского рынка обзорная проверка является видом услуг, который можно отнести к новым и недостаточно востребованным в силу нескольких причин. Во-первых, о существовании этой услуги многие аудиторы узнали после принятия ФПСАД N 24 и впоследствии, в ноябре 2008 г., ФПСАД N 33 "Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности", характеризующего конкретные аспекты оказания данной услуги. Во-вторых, упомянутый Стандарт не раскрывает прикладного значения и областей применения обзорных проверок и содержит новые для отечественного аудита понятия: "негативная уверенность", "ограниченный уровень уверенности". В-третьих, рынок заказчиков обзоров оказался неразвитым в силу отсутствия нормативной основы и элементарного незнания клиентов о существовании услуг по проведению обзора. Однако наличие явного и латентного спроса на так называемый экспресс-аудит свидетельствует о том, что услуги по проведению обзорных проверок предоставлялись отечественными аудиторами и до принятия соответствующих ФПСАД. При этом аудиторы вынуждены были руководствоваться либо положениями международных стандартов аудита (МСА), либо российскими Стандартами, регулирующими непосредственно проведение аудита.
Разъяснение сущности обзорных проверок, положений Стандартов, регулирующих их проведение, раскрытие их положительных аспектов для клиентов и развитие на этой основе потребности в данной услуге может изменить ситуацию на рынке аудиторских услуг в лучшую сторону. В исследованиях российских ученых рассматриваются в основном различия аудита и обзорной проверки, основные положения нормативных актов, регулирующих проведение обзора, применяемые процедуры. Недостаточно проведено исследований, посвященных уточнению определения обзорной проверки, ретроспективному критическому обзору нормативных актов, регулирующих проведение данной проверки. Кроме того, не рассматривается конкретное содержание процедур, предлагаемых Стандартом, нет четких рекомендаций по ситуациям, в которых клиенту следует предпочесть обзорную проверку проведению аудита. Исходя из этого, исследование перечисленных аспектов обзорной проверки представляется актуальным и востребованным в аудиторской практике.

Нормативное регулирование обзорных проверок

Для того чтобы проследить возникновение и развитие в российской нормативной базе по аудиту положений по проведению обзоров и раскрыть их сущность, нужно обратиться к международным стандартам аудиторской деятельности и к практике проведения обзоров.
В 2006 г. Минфин России выдвинул на обсуждение проект правила (стандарта) N 37 "Задания по обзорной проверке финансовой информации", разработанный на основе МСА 910 "Задания по обзору финансовой информации". В процессе реформирования системы международных стандартов аудита документы, касающиеся оказания аудиторских услуг, отличных от самого аудита, были отделены от стандартов аудиторских проверок, вследствие чего появилась группа международных стандартов обзорных проверок (ISREs), в которую этот стандарт вошел под новым номером и наименованием: ISRE 2400 "Задания по обзорным проверкам финансовой отчетности". Кроме того, в данную группу вошел новый стандарт ISRE 2410 "Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, проводимая независимым аудитором организации", предназначенный, в первую очередь, для регулирования проведения обзорной проверки промежуточной информации аудиторами, проводящими ежегодный аудит финансовой отчетности компаний, публикующих свою промежуточную отчетность с заключением аудитора. Аналога данному стандарту в нашей практике нет, хотя данная услуга предоставляется российскими аудиторами, работающими с листинговыми компаниями.
В результате обсуждения и внесения изменений в проект было утверждено упомянутое ранее Правило (стандарт) аудиторской деятельности ФПСАД N 33.
Основными отличиями редакции принятого Стандарта от проекта являются:
- раскрытие формы заявления исполнителя в виде негативной уверенности;
- исключение упоминания о возможности составления письма о проведении обзорной проверки; окончательная редакция Стандарта отдает предпочтение условиям, закрепленным в договоре;
- редакционные поправки (вместо перечисления цели, принципов проверки - ссылка на действующие ФПСАД; объединение разделов, выделение пунктов и т.п.).
Кроме этого Стандарта, общие принципы оказания услуг по обзору финансовой отчетности изложены в ФПСАД N 24.

Сущность обзорной проверки финансовой отчетности

Стандартом аудиторской деятельности ФПСАД N 24 предложено аутентичное международным стандартам понимание сущности обзора: "Целью обзорной проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности является предоставление аудитору возможности определить на основе процедур, которые предоставляют не все доказательства, требующиеся для аудита, не привлекло ли внимание аудитора что-либо, что заставило бы его предположить, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не была составлена во всех существенных отношениях в соответствии с установленными требованиями к ее составлению".
Стандарт аудиторской деятельности ФПСАД N 33 указывает на то, что обзорная проверка представляет собой совокупность обзорных процедур, проведение которых целесообразно при данных обстоятельствах для достижения установленной стандартами цели.
Таким образом, полное определение обзорной проверки (без привязки к аудиту и с указанием цели) в Стандартах отсутствует. Исходя из этого, для подготовки уточненного определения обзорной проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности предлагается рассмотреть сравнительную характеристику обзора и аудита финансовой отчетности на основе анализа существующей нормативной базы.
Рассматривая отличительные черты обзорной проверки финансовой отчетности, можно отметить следующее:
- в ходе обзора исполнитель обращает внимание на факты, свидетельствующие о несоблюдении установленных правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, при этом не выражается мнение о достоверности проверяемой отчетности, как в аудите. Тем не менее по результатам обзорной проверки при наличии существенных несоответствий исполнитель может сделать вывод о недостоверности отчетности и выразить это в своем заключении. Таким образом, при обзорной проверке достоверность отчетности не устанавливается, а недостоверность может быть установлена;
- уровни и виды уверенности, а также объем и набор выполняемых процедур взаимно обусловлены. Позитивная уверенность при аудите означает, что аудитор имеет право выражать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, так как он обеспечил высокий уровень уверенности за счет качества и количества проведенных процедур. Негативная уверенность при проведении обзора (в отличие от позитивной) указывает на то, что проведены обзорные процедуры, не предоставляющие полного объема доказательств о достоверности отчетности, поэтому подобного вывода аудитор делать не вправе, но зато он может засвидетельствовать отсутствие фактов, которые говорили бы о несоблюдении правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Уверенность при этом ограничена объемом и видом проведенных процедур. Негативной уверенность названа потому, что указывает на отсутствие негатива (в случае выражения положительного мнения), а позитивная уверенность в аудите в том же случае означает присутствие позитива (отчетность признается аудитором достоверной);
- заключение по результатам обзора не является аудиторским заключением, именно поэтому аудитор, выполняющий обзорную проверку, именуется исполнителем, а проверяемое лицо - не аудируемым лицом, а хозяйствующим субъектом. Исполнитель, тем не менее, должен руководствоваться профессиональными аудиторскими принципами, следовательно, быть независимым, профессионально компетентным и т.д. Почему же, в отличие от других сопутствующих аудиту услуг, при обзоре составляется не отчет, а заключение? Это объясняется тем, что при обзоре формулируется мнение исполнителя, основанное на профессиональном суждении. Другие услуги не предусматривают обеспечения уверенности, следовательно, не требуют выражения мнения, поэтому исполнитель составляет отчет о проделанной работе.
Что дает возможность исполнителю выразить его мнение? Стандарт аудиторской деятельности ФПСАД N 33 предлагает Примерный перечень из 89 процедур, направленных на выявление обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. В Стандарте оговаривается необязательность выполнения всех процедур, но без некоторых из них не обойтись. Процедуры разбиты на 15 тематических блоков. Общими для большей части блоков являются запросы об учетной политике в отношении соответствующих объектов учета, получение перечня (реестра) проверяемых объектов, сверка их стоимости с данными оборотных ведомостей и аналитического учета.
1. Процедуры общего характера можно объединить в следующие блоки:
- обсуждение с руководством клиента условий и объема предстоящей проверки, получение представления о деятельности клиента, ознакомление с отчетностью, результатами предыдущих проверок, установление последствий неисправленных ошибок в отчетности; ознакомление с решениями учредительных органов;
- запросы об операциях с аффилированными лицами, об условных фактах хозяйственной деятельности, о планах продажи имущества и сокращения сегментов производства;
- сопоставление основных показателей отчетности с данными планов, норм и смет, с отчетностью прошлых периодов.
2. Процедуры обзорной проверки денежных средств заключаются в ознакомлении со сверками выписок, запросах о переводах между счетами клиента и операциях с иностранной валютой.
3. Процедуры обзорной проверки дебиторской задолженности в основном состоят из анализа сроков погашения задолженности, определения причин образования кредитовых сальдо и несоблюдения сроков погашения задолженности; выяснения наличия фактов поручительства, залога, уступки требований, которые могут свидетельствовать о заинтересованности в дебиторе, выходящей за рамки обычных отношений; запросов о мерах, принимаемых для возврата денежных средств.
4. Процедуры обзорной проверки материальных запасов заключаются в сверке данных о запасах с информацией в других регистрах и сопоставлении этих данных с данными других периодов в целях выявления несоразмерных поступлений и расходов; ознакомлении с результатами проведенных инвентаризаций и другими контрольными процедурами, с порядком оценки и корректировки стоимости запасов; в составлении запросов о порядке учета товаров, принятых на комиссию, и переданных в залог материальных ценностей.
5. Процедуры обзорной проверки финансовых вложений представляют собой ознакомление с рисками ликвидности, с правильностью их деления на долго- и краткосрочные.
6. Процедуры обзорной проверки основных средств и амортизации заключаются в запросах о наличии фактов существенного снижения рыночной стоимости объектов; в ознакомлении с оценкой объектов, проверкой последовательности соблюдения учетной политики в отношении начисления амортизации; обсуждении с руководством клиента операций по движению основных средств и учету финансовых результатов этих операций с учетом арендованных и сданных в аренду объектов, с наличием залоговых ограничений.
7. Процедуры обзорной проверки расходов будущих периодов и нематериальных активов подразумевают получение документов для определения характера данных объектов, учета и порядка их списания, а также начисления амортизации; сравнение оборотов по соответствующим счетам в динамике и выявление причин существенных отклонений. Следует заметить, что такое объединение объектов (расходы будущих периодов и нематериальные активы) взято из МСА, для отечественной практики учета нематериальные активы обычно рассматривают в составе внеоборотных активов вместе с основными средствами.
8. Процедуры обзорной проверки кредитов и займов состоят из запросов о перечне остатков по кредитам и займам с выделением причитающихся к уплате процентов, выяснения наличия невыполненных обязательств и обеспечения по кредитам и займам, обоснованности расходов по выплате процентов, правильности разграничения кредитов и займов на долго- и краткосрочные.
9. Процедуры обзорной проверки кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками включают в себя: получение разъяснений руководства клиента по поводу значительных расхождений остатков и оборотов по счетам кредиторской задолженности с данными прошлых периодов (особенно рекомендуется обратить внимание на необоснованный рост задолженности); выяснение наличия неучтенных обязательств; запросы о раскрытии информации о задолженности перед аффилированными лицами.
10. Процедуры обзорной проверки условных фактов хозяйственной деятельности состоят из сравнения остатков по счетам учета расходов, связанных с начислением соответствующих обязательств, с данными за прошлые периоды в целях выявления существенных расхождений; запросов о санкционировании операций по начислению обязательств и способах их расчета, о наличии не отраженных на счетах бухгалтерского учета условных обязательств; обсуждения целесообразности создания резервов или раскрытия соответствующей информации в финансовой отчетности. Можно было бы рекомендовать включить в состав этих процедур запросы о фактическом наступлении в отчетном периоде фактов хозяйственной деятельности, ранее признанных условными, и о проведении инвентаризаций резервов, созданных для покрытия условных обязательств.
11. Процедуры обзорной проверки налога на прибыль и прочих налогов подразумевают запросы о наличии неразрешенных разногласий по поводу размера начисленных налогов, об учтенных и отложенных налоговых обязательствах (активах), а также определение соотношения налогов и доходов за проверяемый период.
12. Процедуры обзорной проверки событий после отчетной даты состоят в получении промежуточной отчетности на последнюю дату и сравнении ее показателей с данными за проверяемый период; в ознакомлении с протоколами собраний высших органов управления; в запросах о событиях после отчетной даты, которые могли бы оказать существенное влияние на показатели проверяемой отчетности (условных фактах хозяйственной деятельности, существенных изменениях уставного капитала и собственных оборотных средств и т.п.); в определении необходимости корректировки данных проверяемой отчетности.
13. Процедуры обзорной проверки судебных дел и претензионных споров представляют собой запросы о наличии таких дел и рассмотрение их последствий для финансовой отчетности. Логичнее было бы не выделять данный блок процедур, поскольку он может быть включен в состав блока проверки условных фактов хозяйственной деятельности.
14. Процедуры обзорной проверки капитала предполагают запросы о наличии ограничений в отношении счетов нераспределенной прибыли и других счетов собственного капитала. Резонно было бы рекомендовать исполнителю обратить внимание на соотношение собственного капитала и чистых активов.
15. Процедуры проверки прочих хозяйственных операций состоят в сравнении финансовых результатов текущего периода с ожидаемыми и результатами предыдущих периодов, рассмотрении непредвиденных и необычных статей доходов и расходов, обсуждении обоснованности соотношений доходов и расходов по сравнению с предыдущими.
На основе рассмотрения сущности и содержания обзорной проверки можно предложить следующее уточненное определение. Обзорная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности - это аудиторская услуга, в процессе которой квалифицированный исполнитель должен осуществить процедуры, обеспечивающие ограниченный уровень уверенности и позволяющие сформулировать мнение о наличии существенных фактов, свидетельствующих о несоблюдении руководством хозяйствующего субъекта установленных требований при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Исходя из сущности обзора, можно заключить, что он представляет собой light-версию аудиторской проверки, требует меньших затрат времени и средств, но предоставляет ограниченный объем доказательств выраженного исполнителем мнения. Неосведомленность потенциальных пользователей информации и клиентов аудиторов о возможностях использования обзорных проверок вместо аудита приводит к неэффективному использованию ресурсов организаций, поэтому при установлении условий договоренности о проведении проверок в случаях, отличных от обязательного ежегодного аудита, аудиторская фирма должна уточнить, не устроит ли заказчика обзорная проверка информации. Исследование практики аудиторской работы в России и за рубежом показывает, что проведение обзорных проверок можно рекомендовать в следующих случаях:
1. При проверке за период, отличный от года, в случае обязательности аудита . Если организация подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке и имеет большой круг заинтересованных пользователей информации о ее финансовом и имущественном положении, то в период кризиса остро встает вопрос об их дополнительном информировании о достоверности данных, содержащихся в промежуточной отчетности. Не будучи осведомленными о состоянии дел в отношении своих вложений в течение года, пользователи могут принять опрометчивые решения об изъятии ресурсов или их перераспределении. В этой ситуации можно рекомендовать привлечение аудитора, проводящего обязательный ежегодный аудит, для обзора квартальной отчетности, тем более что поквартальная проверка отчетности крупных организаций аудиторами, которые аудируют их годовую отчетность, - достаточно распространенное явление в российском аудите. Публикация промежуточной финансовой отчетности с заключением аудитора по результатам ее обзора позволит собственникам регулярно в течение года получать информацию об эффективности их вложений, а у заказчика обзорной проверки в случае положительной динамики ключевых показателей появляется возможность привлечения новых ресурсов от потенциальных инвесторов и партнеров.
2. При эмиссии ценных бумаг . Согласно ст. 22.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" проспект ценных бумаг должен быть подписан аудитором, который проверяет отчетность эмитента за последние три года и несет ответственность наряду с другими лицами за ущерб, причиненный эмитентом владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной, неполной и/или вводящей в заблуждение инвестора информации, подтвержденной ими. Если проспект эмиссии выпускается по окончании первого квартала, может понадобиться обзорная проверка квартальной отчетности, с тем чтобы потенциальные инвесторы были уверены в том, что с момента окончания проверки до момента эмиссии ценных бумаг не произошло особых событий, влияющих на отчетность эмитента.
3. При получении кредита . В комплект документов, требуемых от юридического лица для получения кредита, обычно входит бухгалтерская отчетность, а также аудиторское заключение, в том случае если потенциальный заемщик подлежит обязательному аудиту. Для повышения доверия к отчетности организаций, не подлежащих обязательной проверке, а также в ситуациях, когда с момента окончания аудита прошло достаточно большое количество времени, можно рекомендовать проведение обзорной проверки годовой или промежуточной отчетности.
4. При проверке отчетности, составленной по отличным от принятых правилам или имеющей нефинансовый характер . Федеральные стандарты аудита традиционно рассматривают действия аудитора при проверке отчетности, составленной по правилам, принятым в отечественной юрисдикции. Если же проверяется финансовая отчетность, составленная в соответствии с другими правилами, например МСФО, часть предписанных Стандартами аудиторских процедур и действий становится неуместной. Кроме того, не всегда заказчику требуется именно аудиторское заключение, и в этой ситуации заключение по результатам обзорной проверки может устроить заинтересованных пользователей. То же касается и нефинансовой информации, например статистической отчетности, в случае когда пользователь желает убедиться в соблюдении правил ее составления.
5. В случаях, когда до начала проверки имеются серьезные сомнения в достоверности отчетности . Как было отмечено ранее, исполнитель по результатам обзорной проверки подтвердить достоверность не вправе в силу ограниченной уверенности, зато может указать на недостоверность отчетности при наличии соответствующих оснований. Если необходимо заключение аудитора, подтверждающее сомнения в достоверности финансовой отчетности (например, в случае введения конкурсного управления в организации, к которой имеются претензии других проверяющих в отношении бухгалтерской отчетности), не имеет смысла проводить полную аудиторскую проверку, достаточно провести обзорную проверку и выявить существенные нарушения действующих правил ведения учета и составления отчетности.
Таким образом, применение обзорных проверок в перечисленных случаях позволит удовлетворить информационные запросы заинтересованных пользователей с наименьшими издержками времени и средств, предоставляя необходимые и достаточные свидетельства соблюдения проверяемой организацией требуемых правил и норм ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Выбор редакции
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...

Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...

В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...

Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...
Пряник – это традиционная русская сладость, которую принято пить с чаем. Появились эти вкусности еще в древности. Основными ингредиентами...
В Саратове наступило самое настоящее лето! Зной и пыль(На каждом углу продают квас и мороженое, и детей всегда сложно провести мимо этих...
1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...
Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...