Автодороги федерального значения. Автомобильные дороги федерального значения российской федерации


Общеизвестно, что Российская Федерация имеет самую большую территориальную протяжённость на всей планете. Успешное развитие экономики, функционирование всех отраслей народного хозяйства и саму территориальную целостность столь большого государства невозможно обеспечить без надёжно функционирующих путей сообщения между его регионами.

Дороги России

Дорожная сеть современной России формировалась на протяжении нескольких веков. Современное её состояние в Российской Федерации назвать хорошим или хотя бы удовлетворительным может лишь неисправимый идеалист. Тем не менее системная работа над совершенствованием дорожной инфраструктуры в Российской Федерации ведётся постоянно, на плановом государственном уровне. Одним из проявлений этого является унификация всей дорожной сети в соответствии с государственными стандартами. В отдельную категорию в этой классификации выделены дороги федерального значения. По этим магистралям производится сообщение между столицей страны и региональными административными центрами или между крупными региональными городами.

Кроме того, федеральные дороги ведут от столицы до границ с сопредельными государствами. Этот же статус имеют и участки международных автомагистралей, проходящих через территорию страны от одной границы до другой. Важнейшей особенностью дорог федерального значения является то, что их содержание и строительство финансируются за счёт средств федерального бюджета.

На карте страны

В соответствии с действующей в настоящее время системой государственных стандартов все федеральные дороги имеют своё индивидуальное обозначение на картах и в справочниках. Состоит оно из литерного индекса и цифры с номером трассы. Как правило, буквенное обозначение характеризует удалённость трассы от столицы страны, а цифровой индекс после буквы указывает лишь место в общем списке магистралей, обозначенных данной буквой. Федеральные дороги с индексом М ведут из Москвы в региональные административные центры или до границ с сопредельными странами. Магистрали с индексом Р связывают региональные центры между собой. Префиксы АН и Е перед буквенными индексами свидетельствуют о том, что данные федеральные дороги являются частью международных маршрутов, проходящих через азиатскую или европейскую часть Российской Федерации.

Недостатком существующей системы индексации является двойное обозначение на картах и в справочниках одних и тех же магистралей по разным классифицирующим признакам. Федеральные дороги с индексом Р нередко входят в состав международных маршрутов. К обозначениям некоторых, наиболее значимых, федеральных дорог добавляется наименование географического региона, куда по ним можно добраться. Например: федеральная

Подъездные дороги

На картах и в справочниках нередко встречаются трассы, обозначенные буквой А. Дело в том, что каждая федеральная автомобильная дорога включает в себя не только отрезок пути между начальной и конечной точками маршрута, но и подъездные пути к основной магистрали. Именно они обозначаются этой литерой. Она ставится перед буквенным обозначением всей трассы. На подъездные участки в полной мере распространяется статус федеральной дороги.

Список дорог

Полный перечень автомобильных магистралей насчитывает несколько десятков наименований. Найти его можно в любом справочном издании. Все дороги федерального значения расположены в нём в порядке возрастания цифрового обозначения вслед за каждым буквенным индексом.

В настоящее время ведётся разработка новой системы обозначения федеральных трасс. Введение её в действие ожидается не ранее 2018 года. Так что через несколько лет существующий ныне список автомобильных дорог просто устареет.

Федеральные дороги общего пользования

Согласно действующему в Российской Федерации законодательству, все существующие в стране дороги разделяются на две юридические категории. Это дороги общего и не общего пользования. Разумеется, большая часть дорожной сети всегда относилась и будет относиться к первой категории. Тем не менее некоторым дорогам или их отдельным участкам может быть присвоен статус дорог не общего пользования. Ограничения эти могут быть приняты как в пользу государственных, так и частных структур.

Доступ на такие дороги для простых граждан может быть ограничен как на временной, так и на постоянной основе. Оформлено это должно быть, в зависимости от юридической принадлежности, органами федеральной власти или решением административных органов регионального управления. К дорогам не общего пользования также относятся те, что построены за счёт частных лиц или промышленно-коммерческих структур.

Платные магистрали

Люди в России всегда пользовались трассами бесплатно, ограничиваясь выплатой государству ежегодного транспортного налога. Поэтому любая плата за федеральные дороги всегда вызывает резкую негативную реакцию у всех, кто по ним ездит. И это вполне можно понять. Как понять и тот простой факт, что автомобильные дороги на бескрайних российских просторах никогда не улучшатся, если не инвестировать значительные финансовые средства в их строительство. Мировой опыт свидетельствует о том, что введение платы за проезд даёт реальную возможность собрать деньги на новые автобаны.

С некоторым опозданием такая практика начинает использоваться и в России. Плата за федеральные дороги уже взимается на "Дон" и на некоторых других участках в европейской части страны. И есть все основания полагать, что в ближайшем будущем эта практика будет находить всё большее применение. Важнейшим принципом при введении платы за проезд по федеральным дорогам является обязательное наличие бесплатного альтернативного маршрута движения. Это означает, что единственная дорога в населённый пункт ни при каких обстоятельствах не может быть платной.

Автомобильные магистрали являются теми транспортными артериями, которые связывают различные регионы и населенные пункты страны. Наибольшее значение для нашего государства имеют федеральные дороги России. Но и важность других автомобильных трасс тоже преуменьшать не нужно. Давайте узнаем, как классифицируют автодороги, а также составим перечень федеральных дорог России.

Типы классификации дорог

Прежде всего давайте выясним, по каким признакам можно сгруппировать В зависимости от критериев существует несколько типов классификации:

  • по значению;
  • по типу покрытия;
  • по собственности;
  • по классу;
  • по категории.

Ниже мы рассмотрим каждый тип классификации более подробно.

Классификация дорог по значению

Данный вид классификации в Российской Федерации определяет специальный о дорогах, опубликованный в 2007 году. Согласно ему, трассы подразделяются на федеральные дороги России, региональные, межмуниципального значения и местные. О том, что это означает, мы поговорим ниже.

России - это автомобильные трассы общегосударственного значения. Они финансируются из федерального бюджета РФ.

Региональные дороги - автомобильные пути, находящиеся в ведении властей в регионах. Они имеют местную, региональную степень важности и финансируются из соответствующего бюджета. Если региональная трасса обеспечивает подъезд к крупным транспортным развязкам или другим особо важным объектам, то в российской классификации дорог она обозначается префиксом А, а все остальные - префиксом К.

Дороги межмуниципального значения служат для соединения населенных пунктов в границах одного региона, но имеют меньший уровень важности, чем региональные трассы, и тем более федеральные магистрали России. Все межмуниципальные пути обозначаются префиксом Н.

Все остальные дороги относятся к трассам местного значения. Зачастую они находятся в границах одного района или даже населенного пункта и имеют существенную ценность только для него. Финансируются из бюджета той единицы самоуправления, к которой относятся.

Виды дорог по типу покрытия

По типу покрытия автомобильные трассы делятся всего на два вида: с жестким покрытием и грунтовые. Причем первые подразделяются на несколько подвидов: асфальтированные, выложенные брусчаткой, железобетонной плиткой и т. д. Грунтовые дороги вообще не имеют искусственного покрытия.

Нужно заметить, что в перечень федеральных дорог России не входит ни один грунтовый транспортный путь. Также вы не найдете ни одной такой дороги среди трасс регионального и межмуниципального значения. А вот среди местных автодорог они могут встретиться.

Типы дорог по праву собственности

По праву собственности пути сообщения подразделяются на общегосударственные, региональные и частные. Если с определением владельца общегосударственных и региональных дорог вопроса не возникает, то с частными дела обстоят несколько иначе. Так, они могут принадлежать либо какой-то организации, либо физическому лицу. Однако заметим, что практика частных трасс в России пока не сильно распространена.

В то же время следует подчеркнуть, что все дороги, которые входят в список федеральных трасс России, принадлежат государству.

Классификация по классу

Также существует классификация по классу дорог. Согласно ей, автодороги делятся на три типа: автомагистрали, скоростные и обычные трассы.

Главное отличие автомагистралей от простых скоростных дорог состоит в том, что у первого типа трасс не допускается доступ автомобильного потока на шоссе с примыканием на одном уровне, а у второго типа он возможен.

На обычных трассах установлен более низкий скоростной режим, чем на указанных выше двух. К тому же, в отличие от автомагистралей и скоростных дорог, на таких дорогах допускается пересечение с велосипедными, автомобильными и пешеходными путями в одной плоскости.

Обязательный атрибут автомагистралей и скоростных дорог - наличие четырех и более полос движения, при ширине каждой 3,75 м.

Следует учесть, что на различных своих участках одна и та же дорога может иметь различный класс.

Требуется отметить, что все из перечисленных типов автотрасс входят в перечень федеральных дорог России, а вот среди региональных шоссе автомагистрали уже отсутствуют.

Разбивка дорог по категориям

Все автомагистрали имеют категорию IA, скоростные дороги - IB, а вот обычные трассы подразделяются сразу на пять категорий - IC, II, III, IV и V. Отличие IC от всех остальных категорий обычных трасс состоит в том, что для неё требуется обязательное наличие разделительной разметки, как для автомагистралей и скоростных путей. Остальные обычного типа различаются между собой общим числом полос движения и их шириной. Кроме того, в отличие от других вариантов, трассы с категорией IV и V допускают пересечение с железнодорожными и трамвайными колеями на одном уровне.

Пути федерального значения

Теперь давайте подробнее остановимся на том, какие трассы входят в список федеральных автомобильных дорог России. В него включены абсолютно все автобаны, которые связывают Москву со столицами других государственных образований, или же соединяющие её с центральными городами регионов Российской Федерации. Кроме того, в перечень федеральных автомобильных дорог России могут входить пути, соединяющие административные центры различных регионов, если такие шоссе имеют особенную значимость. Также в данный список иногда включаются наиболее значительные соединительные дороги, в частности те, которые обеспечивают подъезды к самым большим транспортным развязкам или к коммуникациям, имеющим федеральное значение, например, к большим портам.

Федеральные дороги России имеют особое значение для транспортной системы страны.

Классификация федеральных дорог

Все дороги, входящие в перечень России, имеют свою отдельную классификацию. О ней и пойдет наш дальнейший разговор.

Федеральные дороги России делятся на два основных вида: общего пользования и европейские трассы.

Кроме того, при нумерации дорог, соединяющих Москву с иностранными столицами или центрами регионов, используется префикс М. Для тех трасс, которые соединяют центральные города регионов меду собой, применяется префикс Р. Федеральные автомобильные дороги России, имеющие огромное значение как соединительные и подъездные, нумеруются с префиксом А.

Список дорог федерального значения с префиксом М

Теперь давайте взглянем на сам перечень федеральных дорог России. Федеральные трассы общего значения, соединяющие Москву с европейскими столицами и центрами регионов, имеют следующие наименования:

  • М1 - в Минск.
  • М2 - в Ялту.
  • М3 - в Киев.
  • М4 - в Новороссийск.
  • М5 - в Челябинск.
  • М7 - в Уфу.
  • М8 - в Архангельск.
  • М9 - в Ригу.
  • М10 - в Санкт-Петербург.
  • М11 Санкт-Петербург - Москва (строится).

Список других федеральных дорог

В список федеральных автомобильных дорог Российской Федерации, которые связывают между собой центральные населенные пункты её субъектов, входят 34 трассы. К наиболее значительным из них относятся:

  • Р23 Беларусь - Санкт-Петербург.
  • Р56 Псков - Новгород.
  • Р92 Орёл - Калуга.
  • Р119 Тамбов - Орёл.
  • Р120 Беларусь - Орёл.
  • Р132 Рязань - Калуга.
  • Р208, Р209 Пенза - Тамбов.
  • Р216 Ставрополь - Астрахань.
  • Р217-«Кавказ».
  • Р239 Казахстан - Казань.
  • Р298 Курск - трасса Р22.
  • Р351 Тюмень - Екатеринбург.
  • Р402 Омск - Тюмень.
  • Р404 Ханты-Мансийск - Тюмень.
  • Р600 Иваново - Кострома.

Федеральные автомобильные дороги Российской Федерации, которые служат как соединительные и подъездные, имеют 75 наименований. Самые важные и них следующие:

  • А103 Щёлковское шоссе.
  • А109 Ильинское шоссе.
  • А113 ЦКАД.
  • А164-«Транскам».
  • А181-«Скандинавия».
  • А375-«Восток».

Европейские дороги

Кроме того, существуют федеральные дороги в России, которые имеют статус европейских транспортных путей. К ним можно отнести следующие магистрали:

  • Е18 Финляндия - Санкт-Петербург.
  • Е20 Эстония - Санкт-Петербург.
  • Е22 Латвия - Ишим.
  • Е28 Польша - Калининград - Литва.
  • Е30 Беларусь - Омск.
  • Е38 Украина - Воронеж - Казахстан.
  • Е40 Украина - Волгоград - Казахстан.
  • Е50 Украина - Махачкала.
  • Е58 Украина - Ростов-на-Дону.
  • Е77 Польша - Псков.
  • Е95 Санкт-Петербург - Беларусь.
  • Е97 Украина - Грузия.
  • Е101 Украина - Москва.
  • Е105 Норвегия - Ялта.
  • Е115 Новороссийск - Ярославль.
  • Е117 Грузия - Минеральные Воды.
  • Е119 Москва - Азербайджан.
  • Е121 Самара - Казахстан.
  • Е123 Челябинск - Казахстан.
  • Е125 Ишим - Казахстан.
  • Е127 Омск - Казахстан.

Данные федеральные автомагистрали России важны не только тем, что обеспечивают автомобильный поток внутри страны, но и гарантируют стабильную работу международного транспортного сообщения.

Азиатские маршруты

Кроме того, существуют азиатские международные дороги. В классификации они обозначаются префиксом АН. Но нужно отметить, что азиатские маршруты одновременно классифицируются также префиксами М, Р и А в зависимости от того, какое значение имеет данная трасса.

Например, трасса Р258 «Байкал», проходящая из Иркутска в Читу, является частью азиатской дороги АН6 Беларусь - Пусан (Республика Корея). Аналогично магистраль М10 Санкт-Петербург - Москва (другое название дороги - «Россия») является частью азиатской трассы АН8 Финляндия - Иран и одновременно составляющей европейского маршрута Е105 Киркенес (Норвегия) - Ялта.

Строящиеся дороги

Среди дорог, входящих в перечень федеральных трасс России, на данный момент строится только одна - М11 Санкт-Петербург - Москва. Её главной задачей будет снижение потока транспортных средств с трассы М10 «Россия», которая проходит практически параллельно и тоже соединяет две российские столицы. Согласно плану, некоторые участки новой будут платными. В 2014 году для водителей был открыт первый отрезок трассы. Ранее планировалось, что полностью магистраль будете запущена в эксплуатацию в 2018 году, но из-за наступившего экономического кризиса в стране сроки могут существенно сдвинуться.

Кроме того, существует ещё ряд интересных проектов, которые в случае реализации получили бы статус федеральных трасс. Но в настоящее время все они находятся только на стадии идеи.

Состояние дорог

Нужно отметить, что большинство федеральных дорог имеют удовлетворительное покрытие. Что же касается тех трасс, которые находятся в подчинении властей регионов и отдельных муниципалитетов, то их состояние значительно отличается. Все зависит от того, в какой части России они расположены, и сколько средств на их ремонт и восстановление могут выделить местные органы самоуправления.

Конечно, в Российской Федерации много дорог местного значения находятся в довольно неплохом состоянии, но есть и достаточное количество трасс, состояние которых просто катастрофическое, требующее немедленного ремонта полотна.

Управление федеральными трассами

Управление дорогами федерального значения возложено на плечи государственной компании «Росавтодор», или, как по-другому она называется, Федеральное дорожное агентство. Данная компания была основана в 2004 году и подчиняется напрямую Министерству транспорта РФ. С 2012 года и по настоящее время её руководителем является Роман Викторович Старовийт. «Росавтодор» оценивает качество дорог федерального значения и принимает решения о проведении ремонта в случае необходимости. Также компания составляет график плановых ремонтов дорог.

Кроме того, в 2009 году была основана государственная организация «Российские автомобильные дороги», руководителем которой является С. В. Кельбах. В управление этой организации были переданы трассы М1, М3 и М4.

Значение федеральных дорог

Трудно переоценить значение, которое для транспортной системы страны имеют федеральные дороги России. Список, представленный ранее, свидетельствует о том, что они соединяют наиболее важные для Российской Федерации населенные пункты и коммуникации. Поэтому очень важным является обеспечение их содержания в удовлетворительном виде, недопущение разрушения, правильное распределение транспортного потока.

Более того, чтобы оптимизировать поток автомобильного транспорта, следует построить ещё ряд крупных трасс федерального значения, сооружение которых, возможно, произойдет в ближайшем будущем.

    Схема основных дорог федерального значения России Автомобильные дороги федерального значения важнейшие автомобильные дороги России. Автомобильные дороги федерального значения находятся в собственности Российской Федерации и финансируются за … Википедия

    Дороги, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и финансируемые из их бюджетов. В зависимости от вида дороги могут иметь префикс Р, А либо К и номер. Кроме префикса и номера также в обязательном порядке должны содержать код… … Википедия

    - – автомобильные дороги общего и необщего пользования, находящиеся на территории России. Содержание 1 Классификация 2 Учет и нумерация автодорог … Википедия

    Автомобильные дороги регионального значения дороги, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и финансируемые из их бюджетов. В зависимости от вида дороги могут иметь префикс Р, А либо К и номер. Кроме префикса и номера… … Википедия

    Схема основных дорог федерального значения России Автомобильные дороги федерального значения важнейшие автомобильные дороги России. Автомобильные дороги федерального значения находятся в собстве … Википедия

    Автомобильные дороги общего пользования федерального значения - 5. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги: 1) соединяющие столицу Российской Федерации город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов… … Официальная терминология

    Автомобильные дороги общего пользования местного значения - 9. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального… … Официальная терминология

    Автомобильные дороги необщего пользования - 4. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно распорядительных… … Официальная терминология

    Автомобильные дороги общего пользования - 3. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц... Источник: Федеральный закон от 08.11.2007 N 257 ФЗ (ред. от 28.11.2011) Об автомобильных… … Официальная терминология

    Автомобильные дороги Государственной компании - 2) автомобильные дороги Государственной компании автомобильные дороги общего пользования федерального значения, находящиеся в федеральной собственности, переданные в доверительное управление Государственной компании и используемые на платной… … Официальная терминология

Книги

  • Россия. Атлас автодорог. Выпуск № 1, 2016 год , Ерошкин И. (ред.). Путешествуете на автомобиле? Атлас автодорог России - профессиональный выбор автомобилиста, идеальный помощник в выборе маршрута и планировании поездки на дальние расстояния. Это территория…

Федеральные трассы — это важнейшие автодороги России. Они соединяют административные центры РФ, а также Москву с другими государствами. Существует несколько классификаций автомобильных дорог. Ниже представлена одна из них. В статье также рассказано о трассах, которые берут начало в российской столице.

Основные виды

Разберемся в классификации автомобильных дорог по их значению. Как уже было сказано выше, друг от друга трассы отличаются по различным признакам. Но даже начинающий автовладелец знает о том, что существует автодороги, название которых начинается на "М", "А" или "П". Префикс указывает на принадлежность трассы к определённой категории. Именно в этой классификации следует разобраться прежде всего.

Федеральные трассы разделяют на следующие виды:

  1. Соединяющие Москву с другими государствами.
  2. Соединяющие между собой исключительно административные центры РФ.
  3. Подъездные дороги (автомагистрали).

К первой категории относятся федеральные трассы, названия которых начинаются на префикс "М". Ранее к ним относились и те, что соединяют крупные административные центры России. Ко второму типу относятся дороги с префиксом "Р". К третьему - с префиксом "А".

Новые правила в обозначении дорог

Не так давно в силу вступил новый перечень автодорог. Существенных изменений претерпела и их нумерация. Теперь префикс "М" присутствует лишь в названии дорог, которые начинаются в Москве. Такие федеральные трассы России, как М-60, М-58, М-51, М-6 называются теперь иначе. Эти автодороги приобрели префикс "Р" или "А".

Изменились и правила написания названий федеральных трасс. На дорожных знаках префикс "М" и соответствующая цифра пишутся слитно. Правда, общих правил обозначения автомагистралей не существует. Ведь в официальных документах по-прежнему принято между префиксом и цифрой ставить дефис. Некоторые федеральные трассы входят в состав азиатской или европейской международных сетей. Такие автодороги относятся к категориям АН или Е.

Федеральные трассы с префиксом "М" — это автодороги "Беларусь", "Крым", "Украина", "Дон", "Урал", "Волга" и так далее. Все они являются частью международного маршрута. Так, М1 входит в состав и Е30. Этот европейский маршрут берёт начало в ирландском городе Корке, а заканчивается в Омске. Стоит рассказать об истории и расположении федеральной трассы М1 подробнее.

Автодорога "Беларусь"

Протяженность ее составляет 440 км. Проходит она по Московской и Смоленской областям. Эта федеральная трасса России строилась заключенными. В феврале 1936 года был создан лагерь НКВД, получивший название «Вяземский участок». Правительством было принято решение задействовать заключённых в строительстве автомагистрали Москва - Минск. Впоследствии название исправительно-трудового лагеря менялось не раз. Однако сущность этого учреждения оставалась прежней. Начальник Вяземлага возглавлял и строительство автомагистрали. В начале сороковых эту должность занимал инженер-подполковник Г. А. Саркисьянц. Численность лагеря была внушительная. В 1936 году в нём пребывала более 12 тыс. заключённых. Впоследствии это число увеличивалось.

Строительство автодороги, которая стала одной из важнейших федеральных трасс России, завершилось в 1941 году.

Маршрут М1

Трасса берёт начало на пересечении Московской Кольцевой дороги с Можайским шоссе. Далее проходит по таким населенным пунктам, как Одинцово, Кубинка, Можайск. Участок, прилегающий в Московской области, составляет 98 км. По Смоленской области трасса проходит в непосредственной близости от Гагарина, Вязьмы, Сафоново. М1 пересекает город Ярцево - протяженность этого участка составляет 37 км. Затем остается менее 100 км, на которые приходится объездная дорога. И заканчивается автодорога у государственной границы с Беларусью.

Федеральная трасса М2

Если ехать по этой автодороге, то, начиная свой путь в Москве, завершить его можно в Белгороде — городе, расположенном на границе с Украиной. Трасса входит в состав Е105. Европейский маршрут начинается в Норвегии, проходит через Россию, Украину, заканчивается в Ялте. На Украине трассу М2 продолжает автострада М20, ведущая до Харькова. М18 — последний участок Европейского маршрута Е105.

В основе М2 лежит Крымский тракт. Строительство дороги от Москвы до Харькова началось в сороковых годах. После войны ее реконструировали: на дорогу было нанесено асфальтобетонное покрытие. В советские времена маршрут, ведущий из Москвы в Симферополь, имел номер 4. Существенным преобразованием дорога подверглась в начале восьмидесятых — перед летними Олимпийскими играми. Именно тогда было принято решение о строительстве дублера, который впоследствии стал той самой автодорогой, по которой из столицы сегодня можно доехать до Ялты.

Протяженность трассы М2 составляет 700 км. Начинается она на пересечении Варшавского шоссе и МКАД. Далее проходит по городам Щербинка, Климовск, Подольск. Обходит Серпухов и Чехов с востока. Трасса М2 проходит по Тульской области. Она довольно хорошо освещена вплоть до 156-го километра. Идёт по Орловской области, обходит город Мценск, пересекает Оку. И, наконец, преодолевает Курскую область, ведёт в Белгородскую и заканчивается у государственной границы с Украиной.

Автодорога "Украина"

Эта трасса является составной частью маршрута Е101. Протяженность M3 — 500 км. Строительство автодороги завершилось в 1976 году. Трасса берёт начало на Ленинградском проспекте, затем идет в юго-западном направлении. Она обходит с юга Солнцево и аэропорт Внуково, пересекает Наро-Фоминский район. Затем трасса идет по Калужской области, а сразу после города Обнинска пересекается с А101. М3 также идёт по Брянской области. В Украине ее продолжает автострада М-02.

Федеральная трасса М4

Автодорога "Дон" переполнена в летние месяцы. По ней москвичи продвигаются в сторону Краснодарского края. Нередко на трассе М4 можно увидеть и машины с петербургскими номерами, то есть жители Северной столицы преодолевают расстояние около 700 км до Москвы, затем по МКАД добираются до Липецкой улицы, где берёт начало трасса "Дон", а затем направляются в сторону Новороссийска. Такой маршрут довольно утомителен, однако ради отдыха на морском побережье жители мегаполисов готовы на всё.

М4 - это не самая длинная трасса из тех, что ведут из Москвы. По протяженности лидирует М5. Но и расстояние между столицей и Краснодарским краем немалое. Протяженность трассы составляет 1540 км. Она идет через юг Подмосковья, пересекает Тульскую, Липецкую, Воронежскую, Ростовскую области. В Краснодарском крае дорога проходит через станицы Кущёвскую и Павловскую. Завершается трасса в Новороссийске.

С июня 2017 года на трассе "Дон" действует восемь платных участков. В 2020 году их общая длина составит 892 км. Стоимость проезда по М4 может составлять, в зависимости от времени и типа автомобиля, более 1000 руб. Трасса М4 получила статус дороги федерального значения в 1991 году. Приблизительно в это время ее удлинили на 500 км посредством присоединения одного из участков бывшего маршрута, ведущего из Ростова-на-Дону в Беслан. Активное строительство автодороги было возобновлено в конце девяностых. В 1998 году в эксплуатацию был торжественно введен платный участок, расположенный в Липецкой области.

Трассы с префиксом "М"

Автодорога "Урал" начинается на пересечении Волгоградского проспекта и МКАД. Ее протяженность составляет 1879 км. М5 проходит через Люберцы, следует по окружным дорогам вокруг Коломны, Бронниц, через Луховицы. Далее трасса идет по Рязанской области, республики Мордовии, проходит по населенным пунктам Пензенской, Ульяновская, Самарская, Оренбургская областей, завершается в Челябинске.

Трассой М7 ("Волга") часто пользуются автовладельцы, желающие посмотреть достопримечательности городов Золотого кольца. Автодорога сперва идет по подмосковной Балашихе, затем таким крупным и мелким населенным пунктам, как Зелёный, Новая Купавна, Обухово, Новые Псарьки, Сергиев Посад. М7 проходит через Владимирскую, Нижегородскую области, республики Чувашская, Татарстан, Башкортостан, завершается в Уфе. Протяженность — 1351 км.

М8 ("Холмогоры") ведет через Ярославль и Вологду, заканчивается в Архангельске. Протяженность этой автодороги составляет 1157 км. Длина М9 почти в два раза меньше. Автодорога "Балтия" ведет из Москвы к государственной границе с Латвией. Протяженность — 597 км. По М10 можно добраться в Санкт-Петербург, преодолев Тверскую и Новгородскую области. Длина автодороги "России" — 697 км. Вскоре, согласно проекту Минстроя, это трасса станет бесплатным дублером М11. Новая автодорога должна войти в эксплуатацию в 2018 году.

Другие автодороги

Из Санкт-Петербурга ведут трассы Р21 и Р23. Старые названия М18 и М20 актуальны до конца 2017 года. Р21 идёт через Петрозаводск, Мурманск, Печенга, заканчивается у границы с Норвегией. Автодорогу П23 иначе называют трассой "Псков", что уже говорит о маршруте. Начинается она в Северной столице, проходит через Псковскую область и заканчивается недалеко от границы с Белоруссией. Самая длинная Российская автодорога - А331. Ее протяженность составляет около 3000 км. В перечень трасс федерального значения входят также Р56, Р92, Р119, Р92, Р132, Р158, Р208, Р215, А103, А104, А105, А113, А112, А111, А121, А120, А119, А135, А136.

Первое упоминание о дорогах Древней Руси встречается в Лаврентьевской летописи, где значится призыв киевского князя Владимира (980-1015): «Требите пути и мостите мосты ». Примерно тогда же появляются документы, касающиеся дорожного строительства. В X-XII веках существовало два типа дорог: местные «проселки » и «великие гостиницы » - большие торговые пути в степной полосе. «Прямоезжих » дорог на Руси было крайне мало.

Начавшийся при Иване Калите (1325 - 1340) на русских землях объединительный процесс способствовал бурному развитию торговых связей, формировалась единая система сухопутных путей Русского государства с центром в Москве. Дороги играли все большую политическую и экономическую роль в становлении единой государственности. Превратившись в центр важнейших сухопутных и речных путей, Москва дала начало важнейшим дорогам России. Улицы стольного града переходили в большие тракты к отдаленным окраинам: Тверская вела на Тверь и Великий Новгород, Сретенская переходила в Ярославский тракт, от Рогожской слободы начинался путь на Нижний Новгород и Казань, от пригородного села Коломенского - дорога в Тулу, а через Арбат выходила Можайская дорога к городу Смоленску. В 1595 году по указу царя Федора Иоанновича начались поиски кратчайшего пути от Соликамска к Тюмени, Тобольску и другим городам через Уральские горы.

В XVI веке появились законодательные акты, которые уточняли некоторые вопросы, касающиеся содержания и строительства дорог. Они были прописаны в специальной книге «Судебник» (1589 году). В ней впервые устанавливалась ширина проезжей части дороги – полторы сажени. Следить за их состоянием и поддерживать в исправности вменялось в обязанности местных жителей. Они несли ответственность перед государством за происшествия с проезжающими, вызванные плохим состоянием дороги, мостов.

Существенную роль в улучшении российских трактов сыграло учреждение в 1665 году почтовой службы. В XVII веке зафиксированы также первые факты применения научных методов при проектировании и строительстве дорожных сооружений. Они относятся к начальному этапу постройки Большого каменного моста в Москве в 1643 году.

Временем перемен в развитии дорожного дела стала эпоха петровских преобразований. Одно из важных начинаний Петра I стало создание так называемой «перспективной дороги» - прямой трассы, связывающей Санкт-Петербург с Москвой. Из книги «Точное известие… крепости и городе Сантк-Петербург, о крепостце Кроншлот и их окрестностях» (1713): «…однажды слышал: его величество по собственному побуждению вознамерился проложить новую дорогу из города Москвы до С.-Петербурга протяженностью свыше 200 миль; она не только должны быть очень широкой, но пройти по прямой линии обширными девственными местами через заросли, горы и долины, болота и воду и быть настолько возможно ровной. Кроме того, на ней предполагается поставить от одной почтовой станции до другой трактиры и деревни, с тем чтобы путешественники могли находить гораздо большие удобства и следовать дальше».

Первый участок грунтовой дороги стал сооружаться от Петербурга до Волхова. Указ Петра I от 11 января 1720 года обязывал заготавливать лес «для починки и строения перспективной дороги до Волхова», в 1723 году работы по созданию «перспективной дороги» возлагались на местных крестьян. Замысел Петра I полностью не был реализован, был построен только первый отрезок пути до Волхова, после дорога пошла через Новгород на Москву. В 1746 году началось движение по ней, появилась первая дорога протяженностью 728 верст (порядка 770 км).

В правление Екатерины II начинаются работы по сооружению дороги через Главный Кавказский Хребет. Потом эта трасса получила название Военно-Грузинской дороги, постоянное движение по ней открыто в 1799 году.

В 1760 - 1790 годах происходят важные изменения в технике дорожного строительства. В указе Екатерины II 28 мая 1785 года говорилось: «Ее императорское величество высочайше указать изволила: впредь дорог бревнами, бревешками и плахами не мостить, вместо того делать оные, где есть удобность, каменные, где же камня нет, там намащивать плотинами фашинными…»

Первая половина XIX в. стала принципиально новым этапом в развитии дорожного дела в России. На это время приходится переход от сооружения грунтовых дорог к шоссейным, создается единый центральный орган управления и строительства путей сообщения. В ноябре 1809 года было образовано Управление водяными и сухопутными сообщениями во главе с принцем Г. Ольденбургским - генерал-губернатором Тверской, Новгородской и Ярославской губерний. В 1810 году оно переименовано в Главное управление путей сообщения, ставшее единственным ведомством, которое находилось вне столицы – в Твери (с 1809 по 1816 годы, затем в Петербурге).

В 1817-1834 годах построена шоссейная дорога между Москвой и Петербургом по системе французского инженера Трезаге. Наряду с Московским появляются шоссе в западных губерниях страны, а также Петербургско-Ковенское, Московско-Нижегородское. Тульское, Смоленское, Рязанское, Ярославской и др. В начале 1830-х годах завершился очередной этап строительства Военно-Грузинской дороги.

В 1860-1870-е годы шоссейные дороги потеряли значение главных путей и рассматривались как второстепенные, предпочтение отдавалось железным дорогам.

Позже в 1885-1890 годах усилиями Военного министерства были построены шоссейные дороги Петербург-Псков-Варшава, Москва – Брест – Варшава и некоторые др. Крупное по масштабам и государственной важности строительство в конце XIX – начале XX вв. проводилось в Крыму: были построены шоссе Ялта-Бахчисарай, Симферополь – Феодосия, Севастополь – Алушта. Продолжалось строительство Южно-бережного шоссе. Эти трассы проектировались по особо утвержденным заданиям, так как они проходили в очень трудных топографических условиях.

В 1920-е годы основным типом дорог в стране оставались грунтовые. Их улучшали методом профилирования и применением различных добавок: глины и песка, шлаков и гравия, жерствы и торфа, жидкого стелка и дефекационной грязи. В 1927 году в Ленинградской области на тракте Псков-Шимск проведен опыт улучшения грунтовой дороги органическими вяжущими материалами (полугудроном и гудроном). В это же время на Волоколамском шоссе дорожники уложили первые 80 м асфальтобетонного покрытия. Вскоре асфальтобетонные, бетонные и железобетонные участки появились под Ленинградом, в Баку, Ялте и Туапсе. Однако первые асфальтовые покрытия возникли в России еще в 1866 г, раньше, чем в Лондоне. В 1869 году было организовано «Товарищество по производству асфальтовых дорог». Но из-за недостаточности средств и квалифицированных кадров это начинание не получило тогда развитие.

В советское время за период с 1922 по 1928 год построено и перестроено 3,8 тыс. км дорог, однако почти половина из них - грунтовые. Развернулось строительство больших трактов Чуйского, Кяхтинского, Усинского, Тункинского, Амуро-Якутской магистрали, дан старт созданию Черноморского шоссе. К концу 1932 года действовали уже 5822 автомобильные линии протяженностью 35 тыс. км. В 1930-х годах широко развернулось строительство усовершенствованных дорог. Были построены асфальтированные подъезды к Москве, Ленинграду и др. крупным городам, начались работы по созданию крупнейшей в стране автомагистрали Москва - Минск. Полтора года шли изыскания и ее первоначальное проектирование. На почти 700-километровом протяжении она должна была в 13 местах пересечь железнодорожные линии, пройти через 115 рек и речушек. Предстояло соорудить 627 транспортных развязок и 9 путепроводов. В числе техники имелось только два с половиной десятка устаревших тракторов и три экскаватора. Потом - в апреле 1937 года - сюда направили 70 машин, но основной объем работы выполнен силами людей – 105 тыс. человек фактически вручную построили магистраль к концу 1938 г.

На начало 1941 года в РСФСР 67,8 тыс. км дорожной сети или 7,8% от общей протяженности имели твердые покрытия.

Дорожное строительство не прекращалось и в годы Великой Отечественной войны. Были организованы дорожные войска, которые проложили более 5 тыс. км дорог с твердым покрытием, восстановили и построили более 1 тыс. км мостов. При этом в ходе войны было разрушено и повреждено порядка 13,8 тыс. км дорог, которые до 1948 г. затем были восстановлены. В послевоенный период (1946 - 1958 годы) дорожная сеть с твердым покрытием была доведена до 106,2 тыс. км. За эти годы построены и реконструированы крупные автомобильные магистрали, создавшие основу для развития дорожной инфраструктуры страны: Москва-Ленинград, Москва-Симферополь, Москва-Куйбышев, Харьков-Ростов, Ростов-Орджоникидзе, Ленинград-Таллин, Ярославль-Вологда и др. Кроме того, были реконструированы подъезды к крупным городам – Москве, Ленинграду и др.

К 1970 году доля дорог с твердым покрытием выросла до 36,6%, а к 1980 – до 64%. К этому времени на карте России появились новые магистральные дороги Москва – Волгоград – Астрахань, Вологда – Ленинград, Москва – Брянск – Киев, Куйбышев – Челябинск – Курган, Иркутск – Улан-Удэ – Чита и многие др. Построены большие капитальные мосты, в том числе через реки Днепр, Дон, Волгу, Неву, Обь, Енисей, первый автодорожный мост через Амур. К концу 1990 года протяженность дорожной сети общего пользования с твердым покрытием увеличилась на 36 тыс. км и составила 87,8%, из них усовершенствованные покрытия составили 63,5%. В начале 1990-х дорожное хозяйство претерпевает радикальные структурные изменения, в управлении во взаимосвязи с изменениями классификации дорог как объектов собственности.

Постановлением Правительства РСФСР с конца 1991 года введено понятие федеральных дорог, утверждены их перечни. В их числе 21 «магистральная» и 47 «прочих федеральных дорог».

Государственное управление дорожным хозяйством возложили на Министерство транспорта России. Для осуществления управленческих функций в его составе был образован Федеральный дорожный департамент, а с 1996 года Федеральная автомобильно-дорожная служба России, в управление которой отданы 40 тыс. км основных автомагистралей, оставленных в федеральной собственности. Остальная часть дорожной сети передана в ведение субъектов Федерации.

Учитывая важность автомобильных дорог в развитии экономики страны, в 1994 году Правительством РФ утверждена программа совершенствования и развития автомобильных дорог на 1995-2000 гг. «Дороги России». Дальнейшее развитие отрасли связано с программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010). С 2004 года она реализуется при участии Федерального дорожного агентства (Росавтодор), образованного для оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета федеральных автомобильных дорог.

В 2008 году появляется Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года. На решение заложенных в ней задач направлена Федеральная целевая, а далее государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы» на период до 2021 года, где «дорожному хозяйству» отведена отдельная подпрограмма. В числе главных направлений - увеличение протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям; развитие сети автомагистралей и скоростных автомобильных дорог общего пользования федерального значения; увеличение протяженности соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог федерального значения, входящих в систему международных транспортных коридоров; повышение надежности и безопасности движения по автомобильным дорогам федерального значения.

Большой объем работ проведен в период с 2013 по 2017 годы. За пять лет после строительства и реконструкции введено в эксплуатацию почти 1,9 тыс. км федеральных дорог, Росавтодором отремонтировано (в том числе капитально) свыше 44,5 тыс. км дорожной сети. За 2017 год объем работ составил 8,9 тыс. км. В числе значимых проектов - капитальный ремонт девятикилометрового участка автодороги Р-21 «Кола» Санкт-Петербург-Петрозаводск – Мурманск – Печенга – граница с Королевством Норвегия (подъезд к г. Петрозаводску). Капитально отремонтированы участки протяженностью 13 км трассы М-10 «Россия», протяженностью 7 км автодороги А-108 «Московское большое кольцо», 14 км трассы А-134 «Подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 «Дон» к г. Воронежу». Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт в интервью одному из российских телеканалов в ноябре 2017 года отметил:

В год мы ремонтируем примерно 9 тыс. км федеральных автомобильных дорог. Это тот недоремонт, который накопился за долгие годы. В новой истории никогда такого показателя по федеральным автомобильным дорогам не было.

В 2017 году были построены и реконструированы более 200 км дорог, причем каждый десятый километр введен в эксплуатацию раньше намеченных сроков. В 2017 году завершено строительство транспортных развязок на автодорогах М-7 «Волга» в Московской области (на км 18, км 21 и км 22) и М-10 «Россия» в Тверской области (на 198 км). Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт, подводя итоги 2017 года в преддверии «Транспортной недели», отметил:

Бюджетные возможности и профессионализм федеральных дорожников и подрядных организаций позволяют успешно реализовывать крупнейшие проекты. Ярким событием стало открытие после реконструкции одного из ключевых для страны объектов – участка федеральной трассы Р-23 «Псков» под Санкт-Петербургом. Значительно раньше был введен в эксплуатацию 15-километровый участок федеральной автодороги А-121 «Сортавала» в районе Карельского перешейка, связавший жемчужину карельского перешейка – озеро Вуокса – современной и безопасной трассой с системой Санкт-Петербургского транспортного узла. Еще один значимый объект – 52-километровый подъезд к морскому торговому порту Усть-Луга от федеральной трассы А-180 «Нарва».

В последние годы ведется активное внедрение инновационных решений в дорожное хозяйство для повышения эффективности дорожных работ, создания усовершенствованных типов покрытия, увеличения межремонтного срока эксплуатации автодорог. Благодаря комплексу мероприятий, направленных на повышение безопасности движения на федеральных трассах аварийность на них с 2013 года снизилась на 12%.

За 2017 год количество аварий на федеральных трассах удалось сократить на 1,2 %. Это удалось достичь благодаря мероприятиям на 78 объектах, в том числе установке барьерных, разделительных ограждений, линий искусственного освещения, строительству надземных переходов.

Мероприятие Количество Протяжённость, км
Устройство Искусственное электроосвещение 54 объекта 387,38
Пешеходные переходы в разных уровнях 20 объектов
Итого 74 объекта
Установка Осевое барьерное ограждение 44,42
Разделительное тросовое ограждение 26
Разделительное металлическое ограждение 180
Общая протяженность установленных ограждений 250,2
Дорожные знаки 1365 шт.
Шумозащитный экран 1 шт.
Строительство площадки отдыха 1 шт.

В 2017 году проведено устройство 20 пешеходных переходов в разных уровнях, а также искусственного электроосвещения на 54 объектах - протяженность новых линий составила 387,38 км. Кроме того, установлено 44,42 км осевого барьерного, 26 км тросового и 180 км металлического разделительного ограждений, 1 365 дорожных знаков, построена площадка отдыха.

К концу 2017 года федеральная дорожная сеть насчитывает 120 дорог общей протяженностью более 53 тыс. км. По итогам дорожного сезона 2017 года Федеральному дорожному агентству удалось довести долю протяженности подведомственных федеральных трасс в нормативном состоянии до 77,9%. По итогам 2019 года планируется увеличить этот показатель до 85%.

Выбор редакции
Талисман Денежная Мельница относится к категории амулетов приносящих своему хозяину удачу в делах, и символики, для привлечения богатства...

Древние заклинания ведьм - опасная магия. Оригиналы таких текстов писались на латыни. Сегодня многие из них утрачены. Ниже ознакомитесь с...

Безусловно, гадание по теням берет свое начало еще в Древнем Египте и с большим успехом продолжает использоваться в наши дни. С давних...

1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем....
Волей судьбы герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо попал на безлюдный остров в океане после кораблекрушения. Сначала он растерялся, упал в...
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...
НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...
Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...
Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...