Биография данте кратко. Краткая биография данте алигьери


Статья рассказывает о краткой биографии Данте Алигьери - знаменитого средневекового итальянского поэта. Его главное произведение - "Божественная комедия" входит в золотой фонд мировой литературы. Цитаты из него стали крылатыми и используются в творчестве многих поэтов и писателей по всему миру.
Данте стал одним из величайших деятелей культуры, творчество которого ознаменовало переход к новой исторической эпохе. Средневековое аскетическое общество переживало упадок, близились глобальные перемены. Поэт стал одним из первых пропагандировать гуманизм, чем значительно приблизил начало Нового времени.

Биография Данте: ранние годы

Данте родился в 1265 г. во Флоренции. Его семья была аристократического происхождения, впрочем, не очень знатного и богатого. Мальчик получил обязательное образование, которое, по его собственному признанию, было недостаточным. Данте активно занимался самообразованием, отдавая предпочтение литературе и искусству. Он начинает пробовать свои силы в качестве поэта. Стихотворения молодого Данте еще очень слабы, но в них уже заметны новые чувственные мотивы, идущие вразрез с классическими представлениями.
Уже в детстве мальчик нашел первый источник для своего будущего творчества. Им оказалась соседская девочка по имени Беатриче. Серьезное увлечение и любовь возникла у Данте уже в юности. Беатриче умерла в молодости, что было серьезным ударом для Данте стало его трагедией на всю оставшуюся жизнь. Результатом было произведение "Новая жизнь", получившее огромный успех и принесшее поэту большую славу. Творение автора было сборником стихотворений с обширными комментариями автора. Художественная ценность произведения привлекла внимание к личности Данте. Самостоятельное приобретение знание привело к тому, что поэт стал одним из наиболее и разносторонне образованных людей эпохи. Его познания охватывали широкий круг наук, от истории до астрономии. Данте превосходно разбирался в античном искусстве, интересовался восточной культурой и философией.
Женился поэт не по любви в 1291 г. Семейная жизнь все же складывалась удачно: у супругов родилось семеро детей.
Уважение к Данте привело к тому, что он постоянно занимал высшие почетные должности в управлении Флоренции. Однако, благополучное существование продолжалось недолго. Во Флоренции в это время шла ожесточенная политическая борьба между различными аристократическими партиями, перераставшая в вооруженные столкновения. К власти пришла партия т. н. "черных гвельфов", которые при поддержке папы римского начали суровые расправы со своим политическими противниками.

Биография Данте: жизнь в изгнании

В 1302 г. Данте обвинили в расходовании общественных средств и наложили штраф. Одновременно церковь приговорила его к казни на костре за политические убеждения. Поэт вынужден скрываться и путешествовать по Италии и Франции. Жена отказалась последовать за мужем, и больше они никогда не встречались. Данте в его скитаниях повсюду сопровождало уважение и почет, но это не радовало поэта. Он продолжал тосковать по Флоренции и тяжело переживал свое изгнание. Данте переосмысливает свое отношение к жизни. Он начинает замечать, что внешнее благополучие повсюду сопровождается яростной борьбой между различными политическими группировками и государствами. В этой борьбе применяются все средства, как открытое насилие, так и ложь, обман, интриги, лесть и т. д.
В изгнании поэт много времени проводит в творчестве. Известным произведением становится научно-философский трактат "Пир", главной особенностью которого стало то, что он написан на итальянском языке. Это было значительным новшеством, т. к. все научные произведения того времени писались на латыни.
Одновременно поэт принимает активное участие в общественной жизни: произносит публичные лекции, выступает в диспутах, на которых обсуждаются острые проблемы. Данте проповедует свои оформившиеся в изгнании взгляды, носящие гуманистический характер.
С 1316 г. Данте живет в Равенне.
Величайшим произведением Данте, прославившим его имя, стал "Комедия", названная впоследствии "Божественной". Поэт писал ее в течение многих лет и закончил уже перед самой смертью. Подробное описание скитания души по загробному миру обессмертило имя Данте. Его "Комедия" стала классическим произведением, познакомиться с которым обязан любой образованный человек.
В 1321 г. Данте заболел малярией и вскоре умер. Поэт так и не смог вернуться в свой родной город, хотя мечтал об этом всю жизнь. Правительство Флоренции спустя долгое время осознало, что потеряло своего величайшего гражданина. Были сделаны попытки по возвращению останков на родину. Однако до сих пор прах Данте остается на чужбине.

Всемирную славу имеет имя знаменитого поэта Италии Данте Алигьери. Цитаты из его произведений можно услышать на самых разных языках, так как с его творениями знаком практически весь мир. Они прочитаны многими, переведены на разные языки, изучены в разных концах планеты. На территории большого количества европейских государств имеются общества, которые систематически собирают, исследуют и распространяют информацию о его наследии. Юбилейные даты жизни Данте входят в число крупных культурных событий в жизни человечества.

Шаг в бессмертие

В то время, когда родился великий поэт, человечество ожидали большие перемены. Это было накануне грандиозного исторического переворота, который кардинально изменил облик европейского общества. Средневековый мир, феодальное угнетение, анархия и разобщенность уходили в прошлое. Происходило возникновение товаропроизводителей. Наступали времена могущества и процветания национальных государств.

Поэтому Данте Алигьери (поэмы которого переведены на разные языки мира) - это не только последний поэт Средневековья, но и первый писатель Нового времени. Он возглавляет список, состоящий из имен титанов Возрождения. Он первый начал борьбу с насилием, жестокостью, мракобесием средневекового мира. Также он был среди тех, кто первыми подняли знамя гуманизма. Это и стало его шагом в бессмертие.

Молодость поэта

Данте Алигьери, биография его очень тесно связаны с теми событиями, которые характеризировали общественную и политическую жизнь Италии в то время. Он родился в семье коренных флорентинцев в мае 1265 года. Они представляли небогатый и не весьма знатный феодальный род.

Его отец работал во флорентийской банковской фирме юристом. Он умер очень рано, еще во времена юности его позже прославившегося сына.

То, что политические страсти в стране кипели, в стенах родного города постоянно происходили кровавые бои, флорентийские победы сменяли поражения, не могло ускользнуть от внимания юного поэта. Он был наблюдателем распада гибеллинской мощи, привилегий грандов и закрепления пололанской Флоренции.

Обучение Данте происходило в стенах обыкновенной средневековой школы. Юноша рос чрезвычайно любознательным, поэтому ему было недостаточно скудного, ограниченного школьного образования. Он постоянно пополнял свои знания самостоятельно. Очень рано мальчик начал интересоваться литературой и искусством, уделяя особое внимание живописи, музыке и поэзии.

Начало литературной жизни поэта

Но литературная жизнь Данте начинается в ту пору, когда литературой, искусством, ремеслами жадно пились соки гражданского мира. Все, что до этого не могло полноценно заявить о воем существовании, вырвалось наружу. В те виды искусства начали появляться как грибы поле дождя.

Впервые в качестве поэта Данте попробовал себя во время пребывания в кружке «нового стиля». Но даже и в тех, достаточно ранних, стихотворениях нельзя не заметить наличие буйного прибоя чувств, которые разбивали образы данного стиля.

В 1293 году происходит публикация первой книги поэта под названием «Новая жизнь». В этом сборнике было тридцать стихотворений, написание которых датируется 1281-1292 годами. Они имели обширный прозаический комментарий, характеризирующийся автобиографическим и философско-эстетическим характером.

В стихах этого сборника было впервые рассказано об истории любви поэта. Объектом его обожания стала еще в те времена, когда мальчику едва исполнилось 9 лет. Этой любви было суждено продлиться всю его жизнь. Очень редко она находила свое проявление в виде редких случайных встреч, мимолетных взглядов возлюбленной, в ее беглых поклонах. А после 1290 года, когда смерть забрала Беатриче, любовь поэта становится его личной трагедией.

Активная политическая деятельность

Благодаря «Новой жизни» имя Данте Алигьери, биография которого в равной степени интересная и трагическая, становится известным. Кроме талантливого поэта он был выдающимся эрудитом, одним из самых образованных людей Италии. Широта круга его интересов была необыкновенно большой для того времени. Он занимался изучением истории, философии, риторики, богословия, астрономии, географии. Также он уделял особое внимание системе восточной философии, учениям Авиценны и Аверроэса. От его внимания не удалось ускользнуть великим античным поэтам и мыслителям - Платону, Сенеке, Вергилию, Овидию, Ювеналу. Особое внимание их творениям будет уделено гуманистами эпохи Возрождения.

Данте постоянно выдвигался флорентийской коммуной на почетные должности. Он выполнял весьма ответственные В 1300 году Данте Алигьери был избран в комиссию, состоявшую из шести приоров. Ее представители правили городом.

Начало конца

Но в это же время происходит новое обострение гражданских распрей. Тогда центром разгара вражды стал сам гвельфский лагерь. Он раскололся на «белую» и «черную» фракцию, очень враждовавшие между собой.

Маска Данте Алигьери среди гвельфов имела белый цвет. В 1301 году при поддержке папы «черные» гвельфы захватили власть над Флоренцией и начали беспощадно расправляться со своими противниками. Их отправляли в ссылки и казнили. Только отсутствие Данте в городе спасло его тогда от расправы. Он был заочно приговорен к смерти. Его ждало сожжение сразу же после прихода на Флорентийскую землю.

Период изгнания с родины

В то время произошел трагический надлом в жизни поэта. Оставшись без родины, он вынужден скитаться по другим городам Италии. Некоторое время он находился даже за пределами страны, в Париже. Его были рады видеть во многих палаццо, но он нигде не задерживался. Он испытывал большую боль от поражения, а также очень тосковал по Флоренции, а гостеприимство князей казалось ему унизительным и оскорбительным.

В период изгнания из Флоренции произошло духовное созревание Данте Алигьери, биография которого и до этого времени была весьма насыщенной. Во время скитаний перед его глазами всегда были вражда и разброд. Не только его родина, но и вся страна воспринималась им как «гнездилище неправды и тревоги». Он был со всех сторон окружен нескончаемыми распрями между городами-республиками, жестокими раздорами между княжествами, интригами, иностранными войсками, вытоптанными садами, разоренными виноградниками, измученными, отчаявшимися людьми.

В стране начиналась волна народных протестов. Возникновение новых идей, народная борьба провоцировали пробуждение мыслей Данте, призывая его к поискам всевозможных выходов из сложившейся ситуации.

Созревание ослепительного гения

В период скитаний, лишений, скорбных раздумий о судьбе Италии созрел гений Данте. В то время он выступает в качестве поэта, деятеля, публициста и ученого-исследователя. Тогда же была написана Данте Алигьери «Божественная комедия», принесшая ему бессмертную мировую славу.

Задумка о написании этого произведения появилась намного раньше. Но для того чтобы ее создать, нужно прожить целую человеческую жизнь, наполненную муками, борьбой, бессонным, испепеляющим трудом.

Кроме «Комедии» выходят и другие произведения Данте Алигьери (сонеты, поэмы). В частности, трактат «Пир» относится к первых годам эмиграции. В нем затронуто не только богословие, но и философия, мораль, астрономия, натурфилософия. Кроме этого, «Пир» был написан на национальном итальянском языке, что было весьма необычно в то время. Ведь тогда практически все работы ученых были изданы на латыни.

Параллельно с работой над трактатом в 1306 году увидел мир и лингвистический труд под названием «О народном красноречии». Это первое европейское научное исследование романского языкознания.

Обе эти работы так и остались неоконченными, так как новые события направили мысли Данте в несколько другое русло.

Несбывшиеся мечты о возвращении на родину

Данте Алигьери, биография которого известна многим современникам, постоянно думал о возвращении. На протяжении дней, месяцев и годов он неутомимо и упорно мечтал об этом. Особенно это проявлялось во время работы над «Комедией», при создании ее бессмертных образов. Он ковал флорентийскую речь и возносил ее на всенародный политический уровень. Он свято верил в то, что именно с помощью своего гениального поэтического творения ему удастся вернуться в родной город. Его ожидания, надежды и мысли о возвращении давали ему силы для завершения этого титанического подвига.

Но ему не было суждено вернуться. Заканчивал написание своей поэмы он в Равенне, где властью города ему было предоставлено убежище. Летом 1321 года творение Данте Алигьери «Божественная комедия» было завершено, а 14 сентября того же года город хоронил гения.

Гибель от веры в мечту

До конца своей жизни поэт свято верил в мир на его родной земле. Этой миссией он жил. Ради нее он поехал в Венецию, которая готовила военное нападение на Равенну. Данте очень хотел убедить лидеров Адриатической республики в том, что надо отказаться от войны.

Но эта поездка не только не принесла желаемых результатов, но и стала роковой для поэта. На его обратном пути находилась болотистая лагунная область, где «обитал» бич подобных мест - малярия. Именно она и стала причиной сокрушения в течение нескольких дней сил поэта, надорванных весьма тяжелым трудом. Так завершилась жизнь Данте Алигьери.

И только по прошествии нескольких десятилетий Флоренция поняла, кто был ею потерян в лице Данте. Правительство захотело забрать останки поэта с территории Равенны. Его прах до нашего времени находится вдали от родины, которая его отвергла и осудила, но для которой он остается самым преданным сыном.

Данте Алигьери – крупнейший итальянский поэт, литературовед, мыслитель, богослов, политический деятель, автор прославленной «Божественной комедии». Достоверных сведений о жизни этого человека сохранилось крайне мало; основным их источником является написанная им же самим художественная автобиография, в которой описан лишь определенный период.

Появился на свет Данте Алигьери во Флоренции, в 1265 г., 26 мая, в родовитой и обеспеченной семье. Неизвестно, где будущий поэт учился, но сам он считал полученное образование недостаточным, поэтому уделял много времени самостоятельному просвещению, в частности, изучению иностранных языков, творчества античных поэтов, среди которых особое предпочтение отдавал Вергилию , считая его своим учителем и «вождем».

Когда Данте было всего 9 лет, в 1274 г., произошло событие, ставшее знаковым в его судьбе, в том числе творческой. На празднике его внимание привлекла сверстница, соседская дочка - Беатриче Портинари. Десять лет спустя, будучи замужней дамой, она стала для Данте той прекрасной Беатриче, чей образ освещал всю его жизнь и поэзию. Книга под названием «Новая жизнь» (1292), в которой он стихотворными и прозаическими строками рассказал о любви к этой молодой женщине, безвременно скончавшейся в 1290 г., считается первой автобиографией в мировой литературе. Книга прославила автора, хотя это был не первый его литературный опыт, он начинал писать еще в 80-ых.

Смерть любимой женщины заставила его с головой уйти в науку, он изучал философию, астрономию, богословие, превратился в одного из образованнейших людей своего времени, хотя при этом багаж знаний не выходил за рамки средневековой традиции, опиравшейся на богословие.

В 1295-1296 гг. Данте Алигьери заявил о себе и как общественный, политический деятель, участвовал в работе городского совета. В 1300-ом его избирали членом коллегии шести приоров, которая управляла Флоренцией. В 1298 г. он вступил в брак с Джеммой Донати, которая являлась его супругой до самой смерти, но эта женщина всегда играла скромную роль в его судьбе.

Активная политическая деятельность стала причиной изгнания Данте Алигьери из Флоренции. Раскол партии гвельфов, в которой он состоял, привел к тому, что так называемые белые, в чьих рядах был и поэт, подверглись репрессиям. Против Данте было выдвинуто обвинение во взяточничестве, после чего он вынужден был, оставив жену и детей, покинуть родной город с тем, чтобы не вернуться в него уже никогда. Случилось это в 1302 году.

С этого времени Данте постоянно скитался по городам, ездил в другие страны. Так, известно, что в 1308-1309 гг. он побывал в Париже, где участвовал в устраиваемых университетом открытых диспутах. Имя Алигьери два раза вносили в списки лиц, подлежащих амнистии, но оба раза оттуда вычеркивали. В 1316 г. ему разрешили вернуться в родную Флоренцию, но при условии, что он публично признается в неправоте своих взглядов и покается, но гордый поэт не стал этого делать.

С 1316 г. он обосновался в Равенне, куда его пригласил Гвидо да Полента, правитель города. Здесь в обществе его сыновей, дочери возлюбленной Беатриче, поклонников, друзей проходили последние годы поэта. Именно в период изгнания Данте написал произведение, прославившее его в веках, - «Комедию», к названию которой спустя несколько веков, в 1555 г., в венецианском издании добавят слово «Божественная». Начало работы над поэмой относится примерно к 1307 г., а последнюю из трех («Ад», «Чистилище» и «Рай») частей Данте написал незадолго до смерти.

Он мечтал с помощью «Комедии» прославиться и возвратиться домой с почестями, но его надеждам не суждено было сбыться. Заболев малярией, возвращаясь из поездки в Венецию с дипломатической миссией, поэт 14 сентября 1321 г. скончался. «Божественная комедия» была вершиной его литературной деятельности, однако только ею его богатое и разностороннее творческое наследие не исчерпывается и включает в себя, в частности, философские трактаты, публицистику, лирику.

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ
(1265-1321)

Выдающийся итальянский поэт, огромная фигура которого, по выражению Ф.Енгельса, определяет конец феодального средневековья, начало современной капиталистической эры. В историю мировой литературы он вошел как «последний поэт средневековья и первый поэт нового времени» (Ф. Энгельс), автор «Новой жизни» (1292-1293) и «Божественной комедии» (1313-1321).

Родился Данте во Флоренции в дворянской семье, которая принадлежала к партии гвельфов, одной из наиболее влиятельных флорентийских политических партий. Она выражала интересы городской буржуазии и ориентировалась на папу. Второй влиятельной партией была партия гибеллинов, которая защищала интересы феодалов и ориентировалась на императора. Поскольку Флоренция в то время была наиболее развитым и богатым городом раздробленной Италии, то именно здесь происходила ожесточенная борьба между буржуазией, которая постепенно набирала силу, и сторонниками феодального общества.

Данте с молодых лет участвовал в политической борьбе на стороне гвельфов, что повлияло на формирование его активной и деятельной натуры. В то же время, обучаясь юриспруденции в Болонском университете, увлекается поэзией Данте. Особое влияние на него осуществляет школа «сладостного нового стиля», основателем которой был преподаватель литературы Болонского университета Гвидо Гвиницелли. Именно его Данте называл своим учителем и отцом. Лирика школы «сладостного нового стиля» сочетала в себе опыт провансальской рыцарской поэзии с ее утонченным культом служения Даме и традиции сицилийской поэзии, насыщенной размышлениями и философскими разглядыванием красоты.

Ранние произведения Данте (30 стихотворений, из которых 25 сонетов, 4 канцону и одна станца), объединенные прозаическим текстом, составили сборник под названием «Новая жизнь» (Vita nuova). Произведения этого сборника несут в себе все элементы «сладкого нового стиля» — философичность, риторичность, мистическую символику и изящество формы. Но вместе с тем, сборка становится и первым достижением новой ренесанськой литературы — настоящим гимном жизни и любви. Уже само название ее является символическим. Она может трактоваться как «новое», «обновленное», «молодое» и может иметь несколько смысловых значений. Во-первых, смену одного периода жизни другим (реальный план). Во-вторых, обновление, связанное с культом дамы сердца и осмысленное в соответствии с нормами любовного этикета, характерного для провансальской культуры (план стилизации жизненных событий: «Новая жизнь» — автобиографическая повесть о историю любви Данте к Беатриче). И, в-третьих, духовное перерождение в религиозном понимании (высший, философский план).
Интересно отметить, что уже в дебютном произведении Данте обновление имеет ступенчатую систему — от земной действительности (первая встреча девятилетнего Данте с восьмилетним Беатриче в первой главе) через очищение к созерцанию рая в последних главах, где он, после смерти Беатриче, опираясь на символику цифры девять, доказывает, что она была «чудом, корень которого находится в странной троицы». Эта смысловая многозначность, это безостановочное движение души от земного к небесному, божественному обозначат собой содержание и структуру уже в годы изгнания.

Дело в том, что Данте не только любит в поэзии, но и, будучи человеком цельного характера и сильных страстей, человеком с развитым гражданским сознанием, становится заметной политической фигурой. К власти во Флоренции приходят гвельфы, и в 1300 году Данте избирается одним из семи членов коллегии приоров, которая правила городской коммуной. Однако в условиях обострения общественной борьбы единство гвельфская партии продолжалась недолго, и она раскалывается на две враждующие группы — «белых», которые отстаивали независимость коммуны от папской курии, и «черных» — сторонников папы.
С помощью папской власти «черные» гвельфы разгромили «белых» и начали над ними расправу. Дом Данте разрушили, а самого его присудили к сожжению. Спасая жизнь, Данте в 1302 году покидает Флоренцию, до которой так и не сможет больше вернуться. Первые годы изгнания он живет надеждой на поражение «черных», пытается установить связи с гибелинами, но быстро разочаровавшись в них, провозглашает, что отныне он сам «собой творит партию». Оставаясь сторонником единой Италии, Данте возлагает надежды на германского императора Генриха VII, который вскоре умирает.

В изгнании поэт в полной мере познает, каким горьким бывает чужой хлеб и как тяжело подниматься чужими лестнице». Ему приходится жить в меценатов — единомышленников, разбирать их библиотеки, служить секретарем, на некоторое время (примерно 1308-1310 года) он перебирается в Париж.

Флоренция предлагает Данте вернуться в родной город при условии выполнения унизительного образа покаяния, от чего Данте решительно отказывается. В 1315 году флорентийская сеньория опять приговаривает его к смертной казни, и Данте навсегда теряет надежду на возвращение во Флоренцию, но не прекращает своей общественно-политической деятельности за Италию без войн и без папской власти.

Не прекращает он и литературной деятельности. В его творчестве периода признании появляются новые черты, в частности страстный дидактизм. Данте выступает как философ и мыслитель, управляемый желанием учить людей, открывать им мир истины, способствовать своими произведениями нравственному улучшению мира. Поэзия его наполняется моральными сентенциями, сказочными знаниями, приемами красноречия. В целом же превалируют публицистические мотивы и жанры.

До 1313 года, когда он вплотную приступает к созданию «Божественной комедии», Данте пишет морально-философский трактат «Пир» (1304-1307 годами) и два трактата на латыни «О народном языке» и «Монархия». «Пир», как и «Новая жизнь», объединяет прозаические тексты и стихи. Грандиозный по замыслу (14 философских канцон и 15 прозаических трактатов-комментариев к ним), он к сожалению, остался незаконченным: было написано 3 канцону и 4 трактаты. Уже в первой канцоне Данте провозглашает, что его цель — сделать знания доступными широкому кругу людей и поэтому «Пир» написано не традиционной для народа того времени латинском языке, а доступной для всех людей итальянском языке-вольгаре. Он называет ее «хлебом для всех», хлебом, «которым насытятся тысячи… Он будет новым светом, новым солнцем, которое взойдет там, где зайдет привычное; и оно дарует свет тем, кто пребывает в темноте, так как старое солнце им больше не светит».

В «Пире» широко представлены философские, богословские, политические и нравственные проблемы того времени. Средневековый по сюжету и манере преподавания — да, философия здесь выступает в образе благородной донны,- произведение Данте несет в себе выразительные черты ренесанских суток. Прежде всего это возвеличивание человеческой личности. По глубокому убеждению поэта, благородство человека зависит не от богатства или аристократического происхождения, а является выражением мудрости и духовного совершенства. Высшей формой совершенства души есть познание, «в нем заключается наше наивысшее блаженство, все мы от природы стремимся к нему».

Вызову средневековью звучит его призыв: «Возлюбить свет знания!», обращенный к власть имущих, тех, кто стоит над народами. Этот призыв предвещает прославление жажды познания как одной из самых благородных свойств человека в «Божественной комедии». В 26-й песни «Ада» Данте выводит на сцену легендарного Одиссея (Улисса) и подает его как неутомимого и мужественного искателя новых миров и новых знаний. В словах героя, обращенных к своим крайне утомленных и истощенных спутников, кроется убеждение самого поэта.

Ренесанським духом полны его размышления над судьбой раздробленной Италии и полемические выпады против ее врагов и недостойных правителей; «О бедная моя родина, какая жалость к тебе сжимает мое сердце, каждый раз, когда я читаю, каждый раз, когда я пишу, что-нибудь о государственное управление!» или (обращение к ныне забытых королей Карла Неаполитанского и Фридриха Сицилийского): «Подумайте над этим, враги Божии, вы, — сначала один, потом второй — захватили правление над всей Италией, я обращаюсь к вам, Карл и Фридрих, и до вас, другие властители и тираны… Лучше бы вам, как ласточкам, низко летать над землей, как ястребам, кружиться в недосягаемой высоте, поглядывая оттуда на большие подлости».

Трактат «О народном языке» представляет собой первую в Европе языковедческую работу, главная идея которой — необходимость создания единой для Италии литературного языка и его господство над многочисленными диалектами (их Данте насчитывает четырнадцать). Гражданская позиция Данте сказывается даже в сугубо филологической труда: он вносит политический смысл в свои научные суждения, связывая их с важной для него идеей единства страны. Пафосом единства Италии пропитан и незавершенный трактат «Монархия», который венчает его политическую публицистику. Это своего рода политический манифест Данте, в котором он высказывает свои взгляды на возможность построения справедливого и гуманного государства, способной обеспечить всеобщий мир и личную свободу каждого гражданина.

Если бы Данте не написал более ничего, его имя все равно бы навечно вошло в историю мировой литературы. И все же его мировая слава связана в первую очередь с последним произведением — поэмой «Божественная комедия» (1313-1321). В ней Данте собрал воедино весь опыт ума и сердца, художественно переосмыслил основные мотивы и идеи своих предыдущих произведений, чтобы сказать свое слово «на пользу мира, где добро гонимо». Цель поэмы, как отмечал сам поэт, «вырвать живущих в этой жизни из состояния рухляди и привести их к состоянию блаженства».

Данте назвал свое произведение «Комедией», объясняя, что так сказывается, согласно нормам средневековой поэтики, любое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке. «Божественной комедией» дантевскую поэму назвал Джованни Боккаччо, автор «Декамєрону» и первый биограф Данте, в своей книге «Жизнь Данте», выражая свое восхищение художественным совершенством формы и богатством содержания произведения.

Поэма состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Каждая часть (кантика) в свою очередь имеет 33 песни, к которым прилагается вступление, и поэма, таким образом, насчитывает 100 песен. Форма стиха поэмы также определяется числом 3. Данте здесь канонизирует форму терцина, взяв ее за основу архитектоники «Божественной комедии». Такая структура, с одной стороны, повторяет христианскую модель политического мира, который делится на три сферы — Ад — Чистилище-Рай, а с другой — подчиняется мистической символике числа 3.

Композиционная же структура как нельзя лучше отвечает замыслу поэмы: через распространено в религиозной литературе средних веков видения — путешествие в загробном мире изобразить путь человека к нравственному совершенствованию. Данте здесь опирается не только на религиозную литературу, но и на опыт Гомера, который отправил Одиссея в царство мертвых, и на наиболее авторитетный для него пример Вергилия, у которого Эней также всходит в Тартар, чтобы увидеться со своим отцом.

В то же время Данте идет значительно дальше своих предшественников. Важнейшей художественной особенностью его произведения является то, что путешественником по потустороннему миру становится сам поэт. Именно он «на полпути земного мира», заплутав в жизненных разногласия, которые он сравнивает с мрачным, суровым и диким лесом, населенным свирепыми хищниками, ищет спасения. На помощь Данте приходит его любимый поэт Вергилий. Он становится проводником Данте и ведет его за собой через ад и чистилище, чтобы далее передать его любимой Беатриче, в озаренном сопровождении которой Данте возносится в рай.

Характерной чертой поэмы является чрезвычайная смысловая насыщенность. Почти каждый образ в ней имеет несколько значений. Прямой, непосредственный смысл, за которым кроется аллегорический, а тот, в свою очередь может быть или чисто аллегорическим, или моральным, или аналогичным (духовным). Так, хищники, переходили дорогу Данте в диком лесу, это обычные пантера, волчица и лев. В аллегорическом же смысле пантера означает сладострастие, а также и олигархию; лев — пренебрежение, насилие, а также тиранию; волчица — корыстолюбие, а также мирскую власть римской церкви. В то же время все они являются символами страха, смущения, растерянности перед какими-то враждебными силами. В аллегорическом плане Данте является воплощением души, Вергилий — ума, Беатриче — высшей мудрости. Ад — это символ зла, рай — любви, добра и добродетели, чистилище — переход от одного состояния к другому, высшему, а само путешествие по загробному миру означает путь к спасению.
Сочетание в поэме сугубо средневековой картины мира с ее устоявшимся представлениям о загробной жизни и искупления земных грехов с чрезвычайно откровенным, страстным и эмоционально окрашенным отношением поэта к нарисованных им образов и событий возносит ее на уровень гениального новаторского произведения. Представляя собой грандиозный синтез средневековой культуры, «Божественная комедия» одновременно несет в себе могучий дух новой культуры, нового типа мышления, что предвещает гуманистическую эпоху Ренессанса.

Лицо общественно активная, Данте не довольствуется абстрактным морализированием: он переносит в потусторонний мир своих современников и предшественников с их радостями и переживаниями, с их политическими предпочтениями, с их действиями и поступками,- и творит над ними строгий и неумолимый суд с позиции мудреца-гуманиста. Он выступает как всесторонне образованный человек, что позволяет ему быть политиком, богословом, моралистом, философом, историком, физиологом, психологом и астрономом. По словам лучшего российского переводчика поэмы Данте М.Л. Лозинского, «Божественная комедия» — это книга о Вселенной и в такой же степени книга о самом поэте, которая навсегда останется в веках как вечно живой образец гениального творения.


Семьи Альдигьери да Фонтана. Имя «Альдигьери» трансформировалось в «Алигьери»; так был назван один из сыновей Каччагвиды. Сын этого Алигьери, Беллинчоне, дед Данте, изгонявшийся из Флоренции во время борьбы гвельфов и гибеллинов , вернулся в родной город в 1266 году , после поражения Манфреда Сицилийского при Беневенто . Алигьери II, отец Данте, видимо, не принимал участия в политической борьбе и оставался во Флоренции.

Данте родился 26 мая 1265 года во Флоренции. Первым наставником Данте был известный в то время поэт и ученый Брунетто Латини. Место, где учился Данте, не известно, но он получил широкие познания в античной и средневековой литературе, в естественных науках и был знаком с еретическими учениями того времени.

Краткая хронология

  • - рождение Данте
  • - вторая встреча с Беатриче
  • - смерть Беатриче
  • - создание повести «Новая жизнь» («La Vita Nuova»)
  • / - первое упоминание о Данте как об общественном деятеле
  • - женитьба Данте на Джемме Донати
  • / - приор Флоренции
  • - изгнан из Флоренции
  • - - «Пир»
  • 1304- - трактат «О народном красноречии»
  • 1306- - создание «Божественной комедии»
  • - подтверждение изгнания Данте и его сыновей из Флоренции
  • В ночь с 13 сентября на 14 сентября 1321 - умирает по дороге в Равенну

Сочинения

  • - «Божественная комедия » - (итал. Divina Commedia ):
  • - «Пир» (итал. Convivio )
  • - «О народном красноречии», трактат (dubia лат. De vulgari eloquentia libri duo )
  • «Эклоги » (лат. Egloghe )
  • «Послания» (лат. Epistulae )
  • «Цветок» (итал. Il fiore )), поэма из 232 сонетов, основанная на «Романе о Розе » (Roman de la Rose ) фр. аллегорический роман XIII века
  • - «Монархия», трактат (лат. Monarchia )
  • «Detto d’Amore» поэма, также основанная на «Романе о Розе» (фр. Roman de la Rose )
  • «Вопрос о воде и земле», трактат (dubia лат. Quaestio de aqua et de terra )
  • «Новая жизнь» (итал. Vita nuova )
  • «Стихи» (итал. Rime (Canzoniere) )
    • Стихотворения флорентийского периода:
    • Сонеты
    • Канцоны
    • Баллаты и станцы
    • Стихотворения написанные в изгнании:
    • Сонеты
    • Канцоны
    • Стихи о каменной даме
  • Письма

Русские переводы

  • А. С. Норова, «Отрывок из 3-й песни поэмы Ад» («Сын Отечества», 1823, № 30);
  • его же, «Предсказания Д.» (из XVII песни поэмы Рай;
  • «Литературные листы», 1824, Л" IV, 175);
  • его же, «Граф Угодин» («Новости литер.», 1825, кн. XII, июнь);
  • «Ад», пер. с итал. Ф. Фан-Дим (Е. В. Кологривова; СПб. 1842-48; прозой);
  • «Ад», пер. с итал. размером подлинника Д. Мина (М., 1856);
  • Д. Мин, «Первая песнь Чистилища» ("Русск. вест., 1865, 9);
  • В. А. Петрова, «Божественная комедия» (пер. с итал. терцинами, СПб., 1871, 3-е изд. 1872; перев. только Ад);
  • Д. Минаев , «Божественная комедия» (Лпц. и СПб. 1874, 1875, 1876, 1879, перев. не с подлинника, терцинами);
  • «Ад», песнь 3-я, перев. П. Вейнберга («Вестн. Евр.», 1875, № 5);
  • «Паоло и Франческа» (Ад, дерев. А. Орлов, «Вестн. Евр.» 1875, № 8); «Божественная комедия» («Ад», изложение С. Зарудного, с объяснениями и дополнениями, СПб., 1887);
  • «Чистилище», перев. А. Соломона («Русское обозрение», 1892 г., белыми стихами, но в форме терцин);
  • Перевод и пересказ Vita Nuova в книге С., «Триумфы женщины» (СПб., 1892).
  • Голованов Н. Н. «Божественная Комедия» (1899-1902)
  • М. Л. Лозинский «Божественная комедия» ( Сталинская премия)
  • Илюшин, Александр Анатольевич. («Божественная Комедия») (1995).
  • Лемпорт Владимир Сергеевич «Божественная комедия.»(1996-1997)

См. также

Литература

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. : 1890-1907.
  • Баренбойм П. Д. «Конституционные идеи Данте», Законодательство и экономика, № 6, 2005, C. 64-69
  • Генон Р. Эзотеризм Данте // Философские науки . - 1991. - № 8. - С. 132-170.
  • Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура / Под редакцией и послесловием академика В. М. Жирмунского . - М .: Наука, 1971.
  • Данте и всемирная литература. М., 1967.
  • Дживелегов А. К. Данте, 1933. - 176 с. (Жизнь замечательных людей)
  • Доброхотов А. Л. Данте Алигьери.- М.: Мысль, 1990.- 207,c.-(Мыслители прошлого) ISBN 5-244-00261-9
  • Елина Н. Г. Данте. М., 1965.
  • Зайцев Б. К. Данте и его поэма. М., 1922.
  • Рабинович В. Л. «Божественная Комедия» и миф о философском камне // Дантовские чтения. М., 1985.

Ссылки

  • 2011.02.09. 21-25. Россия-К. Академия-4. Academia. Михаил Андреев. Восхождение к Данте. 1 лекция
  • 2011.02.10. 21-25. Россия-К. Академия-4. Academia. Михаил Андреев. Восхождение к Данте. 2 лекция
  • Божественная комедия с комментариями Лозинского и иллюстрациями Гюстава Доре в библиотеке mobook.ru
Выбор редакции
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...

© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...

Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...

Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...
Такой талисман, как Ци Линь, символизирует празднество, долгую жизнь, радость, великолепие, мудрость и появление знаменитых потомков....
Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....
В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...
Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...