Буддизм главное. Основные идеи буддизма


Сообщение о буддизме кратко изложенное в этой статье, расскажет Вам много полезной информации об одной из самых влиятельных религий мира.

Доклад о буддизме

Главный объект поклонения и основатель буддизма — принц Гаутама Сиддхартха. Он жил в 563 - 483 годах до н. э. Поэтому данная религия одна из самых древних в мире.

Согласно легенде, когда Гаутаме исполнилось 35 лет, он достиг просветления и изменил свою жизнь, а также жизнь тех людей, которые за ним последовали. Они называли его Буддой, что от санскритского обозначает пробужденный, просветленный. Свои проповеди он распространял 40 лет и умер Сиддхартха в 80-летнем возрасте. Примечательно, что после себя Сиддхартха не оставил никакого письменного сочинения.

Как трактуется Бог в буддизме?

Секты, которые отделились от буддизма, чтят Будду как Бога. А вот основная часть последователей видят в Сиддхартхе наставника, основателя и просветителя. Они уверены, что просветления можно достичь только при помощи бесконечной Вселенской энергии. Поэтому можно сделать следующий вывод: мир буддизма не признает существование бога-творца, всемогущего и всезнающего. Согласно их верованиям каждый человек является частью божества. У буддистов постоянного Бога нет, ведь каждый просветленный способный достигнуть великого звания «Будда». Это понимание Бога и отличает Буддизм от других западных религий.

В чем суть буддизма?

Главное стремление буддистов – очищение замутненного состояния ума, которое искажает реальность. К такому состоянию относят чувства страха, злости, эгоизма, невежества, лени, жадности, зависти, раздражения и так далее.

Религия развивает благотворные и чистые качества сознания: сострадание, щедрость, мудрость, доброту, благодарность, трудолюбие. Они помогают постепенно очищать и познавать свой разум. Когда он становится и ярким и сильным, то уменьшаются раздражение и беспокойство, ведущие к депрессиям, невзгодам.

В целом буддизм – это религия больше философского плана. В ее доктрине заложены 4 основные истины:

  • о происхождении и причинах страдания
  • о природе страдания
  • о путях к прекращению страдания
  • о прекращении страдания и устранения его источников

Все они в итоге ведут к уничтожению боли и страдания. Достигнувшее состояние человеческой души позволяет погрузиться в трансцендентную медитацию, достигнув просветления и мудрости.

Этика и мораль буддизма

Буддийские этика и мораль основаны на принципах не совершения умеренности и вред. В человеке религия воспитывает и развивает чувство сосредоточенности, нравственности и мудрости. Медитация позволяет постичь работу ума и причинно-следственных связей между духовными, телесными и психологическими процессами. Каждый уровень учения буддизма направлен на всестороннее развитие личности человека – разума, речи и тела.

Надеемся, что доклад про буддизм помог узнать много полезной информации об этой мировой религии. А свое сообщение о религии буддизм Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

С татья о буддизме - философском учении, которое часто принимают за религию. Вероятно, это не случайно. Прочитав небольшую статью о буддизме, вы сами решите, насколько буддизм можно отнести к религиозному учению, или, скорее, он является философской концепцией.

Буддизм: кратко о религии

Прежде всего, давайте с самого начала обозначим, что, хотя для большинства людей буддизм - это религия, в том числе и для его последователей, однако, на самом деле буддизм никогда не был религией и быть ей не должен. Почему? Потому что один из первых просветлённых, Будда Шакьямуни, несмотря на то, что сам Брахма вменил ему в обязанности передавать учение другим (о чём буддисты предпочитают умалчивать по очевидным причинам), никогда не хотел делать из факта своего просветления культ и тем более культ поклонения, который всё-таки впоследствии привёл к тому, что буддизм всё больше и больше стали понимать как одну из религий, и тем не менее буддизм таковой не является.

Буддизм - это в первую очередь философское учение, цель которого - направить человека на поиск истины, выхода из сансары, осознание и видение вещей такими, какими они являются (один из ключевых аспектов буддизма). Также в буддизме нет понятия бога, т. е. это атеизм, но в смысле «не-теизма», поэтому если и относить буддизм к религиям, то это нетеистическая религия, также как и джайнизм.

Ещё одно понятие, которое свидетельствует в пользу буддизма как философской школы, - это отсутствие каких-либо попыток «связать» человека и Абсолют, в то время как само понятие ре-лигии ("связывание") и есть попытка «связать» человека с Богом.

В качестве контраргументов защитники концепции буддизма как религии представляют то, что в современных обществах исповедующие буддизм люди поклоняются Будде и делают подношения, а также читают молитвы и т. д. На это можно сказать, что тенденции, которым следует большинство, никоим образом не отражают сути буддизма, но лишь показывают, насколько современный буддизм и его понимание отклонились от изначальной концепции буддизма.

Таким образом, уяснив для себя, что буддизм не является религией, мы можем наконец приступить к описанию главных идей и концепций, на которых базируется эта школа философской мысли.

Коротко о буддизме

Если говорить о буддизме кратко и понятно, то его можно было бы охарактеризовать двумя словами - «оглушительная тишина», - потому что понятие шуньяты, или пустоты, является основополагающим для всех школ и ответвлений буддизма.

Нам известно то, что, во-первых, за всё время существования буддизма как философской школы сформировалось множество его ветвей, самыми крупными из которых считаются буддизм «большой колесницы» (Махаяна) и «малой колесницы» (Хинаяна), а также буддизм «алмазного пути» (Ваджраяна). Также большое значение приобрёл дзен-буддизм и учение адвайты. Тибетский буддизм гораздо больше отличается от основных ветвей, чем другие школы, и некоторые считают именно его единственно верным путём.

Однако в наше время довольно сложно сказать, какая из множества школ действительно наиболее приближена к изначальному учению Будды о дхарме, потому что, к примеру, в современной Корее появились ещё более новые подходы к трактовке буддизма, и, разумеется, каждый из них претендует на право истинности.

Школы Махаяны и Хинаяны опираются главным образом на Палийский канон, а в Махаяне к ним добавляют ещё и Махаянские сутры. Но мы должны всегда помнить о том, что сам Будда Шакьямуни ничего не записывал и передавал свои знания исключительно устным путём, а иногда и просто через «благородное молчание». Лишь гораздо позже ученики Будды стали записывать эти знания, таким образом они дошли до нас в виде канона на языке пали и махаянских сутр.

Во-вторых, из-за патологической тяги человека к поклонению были возведены храмы, школы, центры по изучению буддизма и т. д., что естественным образом лишает буддизм его первозданной чистоты, и с каждым разом нововведения и новообразования снова и снова отдаляют нас от основополагающих концепций. Людям, очевидно, гораздо больше по душе концепция не отсечения ненужного с целью видения «того, что есть», а, наоборот, наделения того, что уже есть, новыми качествами, приукрашиванием, что лишь уводит от изначальной истинности к новым трактовкам, неоправданным увлечениям ритуальностью и, как следствие, к забвению истоков под грузом внешнего декора.

Эта участь не только одного буддизма, а, скорее, общая тенденция, которая свойственна людям: вместо того, чтобы понять простоту, мы отягощаем её всё новыми и новыми умозаключениями, в то время как нужно было делать обратное и избавляться от них. Об этом и говорил Будда, об этом и его учение, и конечная цель буддизма как раз в том и состоит, чтобы человек осознал себя, своё Я, пустоту и недуальность сущего, чтобы в конце концов понять, что даже «Я» в действительности не существует, а оно есть не что иное, как конструкция разума.

В этом и состоит суть понятия шуньяты (пустоты). Для того чтобы человеку было проще осознать «оглушительную простоту» буддистского учения, Будда Шакьямуни учил о том, как правильно выполнять медитацию. Обычный ум получает доступ к знаниям через процесс логического дискурса, точнее, он рассуждает и делает выводы, таким образом приходя к новым знаниям. Но насколько они новы, можно понять из самих предпосылок их появления. Такое знание никогда не может быть действительно новым, если человек пришёл к нему логическим путём из пункта А в пункт Б. Видно, что он использовал отправные и проходящие точки для того, чтобы прийти к «новому» выводу.

Обычное мышление не видит в этом препятствий, в целом, это общепринятый метод получения знаний. Однако не единственный, не самый верный и далеко не самый эффективный. Откровения, посредством которых были получены знания Вед, - это другой и принципиально отличный способ доступа к знаниям, когда сами знания открывают себя человеку.

Особенности буддизма кратко: медитация и 4 вида пустоты

Мы провели параллель между двумя противоположными способами доступа к знаниям не случайно, т. к. медитация - это и есть тот метод, который позволяет со временем получать знания непосредственным образом в виде откровений, прямого видения и знания, что принципиально не возможно сделать, пользуясь так называемыми научными методами.

Конечно, Будда не дал бы медитацию для того, чтобы человек научился расслабляться. Расслабление - это одно из условий для входа в состояние медитации, поэтому говорить о том, что сама медитация содействует расслаблению, было бы ошибочно, но именно так часто представляют медитационный процесс людям несведущим, новичкам, отчего складывается неверное первое впечатление, с которым люди и продолжают жить.

Медитация - это тот ключ, который раскрывает перед человеком величие пустоты, той самой шуньяты, о которой мы говорили выше. Медитация - это центральная составляющая учения буддизма, потому что только через неё мы можем познать пустоту. Опять же, речь идёт о философских концепциях, а не о физико-пространственных характеристиках.

Медитация в широком смысле слова, в том числе медитация-размышление, также приносит свои плоды, потому что человек уже в процессе медитационного размышления понимает, что жизнь и всё сущее обусловлено, - это и есть первая пустота, санскрита шуньята - пустота обусловленного, что означает, что в обусловленном отсутствуют качества необусловленного: счастье, постоянство (вне зависимости от продолжительности) и истинность.

Вторая пустота, асанскрита шуньята, или пустота необусловленного, также может стать понятной благодаря медитации-размышлению. Пустота необусловленного свободна от всего обусловленного. Благодаря асанскрите шуньяте, нам становится доступно видение - видение вещей такими, какие они есть на самом деле. Они перестают быть вещами, и мы наблюдаем лишь их дхармы (в этом значении дхарма понимается как некий поток, не в общепринятом смысле слова «дхарма»). Однако и здесь путь не заканчивается, потому что Махаяна считает, что и сами дхармы есть некая вещественность, поэтому и в них нужно найти пустоту.


Отсюда мы приходим к третьему виду пустоты - Махашуньяте. В ней, а также в следующем виде пустоты шуньяте шуньяты, кроется отличие буддизма традиции Махаяны от Хинаяны. В двух предыдущих видах пустоты мы всё ещё признаем двойственность всего сущего, дуальность (это то, на чём основана наша цивилизация, противоборство двух начал - плохого и хорошего, злого и доброго, малого и великого и т. д.). Но в этом и коренится заблуждение, т. к. нужно освободиться и от принятия различий между обусловленностью и необусловленностью бытия, и даже больше - нужно прийти к тому, чтобы понять, что пустота и непустота - лишь ещё одно порождение ума.

Это умозрительные концепции. Конечно, они помогают нам лучше разобраться в концепции буддизма, но, чем дольше мы цепляемся за дуальную природу сущего, тем дальше мы находимся от истины. В этом случае под истиной опять же понимается не некая идея, потому что и она была бы вещественной и принадлежала, как и любая другая идея, к миру обусловленного, а следовательно, не могла бы быть истинной. Под истиной следует понимать ту самую пустоту махашуньяты, которая приближает нас к истинному видению. Видение не судит, не разделяет, поэтому его и называют видением, в этом его принципиальное отличие и преимущество перед мышлением, потому что видение даёт возможность увидеть то, что есть.

Но и сама махашуньята - это ещё одна концепция, а следовательно, не может быть полнейшей пустотой, поэтому четвёртой пустотой, или шуньятой, называется свобода от каких бы то ни было концепций. Свобода от размышлений, но чистое видение. Свобода от самих теорий. Только свободный от теорий ум способен увидеть истину, пустоту пустоты, великую тишину.

В этом величие буддизма как философии и его недосягаемость по сравнению с другими концепциями. Буддизм велик тем, что он ничего не пытается доказать или в чём-то убедить. В нём нет авторитетов. Если же вам скажут, что есть, - не верьте. Бодхисаттвы приходят не для того, чтобы вам что-то навязать. Всегда помните изречение Будды о том, что если вы встретите Будду, убейте Будду. Нужно открыться пустоте, услышать тишину - в этом правда буддизма. Его апелляция - исключительно к личному опыту, открытию для себя видения сути вещей, а впоследствии и их пустоты: в этом заключена кратко концепция буддизма.

Мудрость буддизма и учение о «Четырех благородных истинах»

Здесь мы сознательно не стали упоминать о «Четырёх благородных истинах», которые повествуют о дуккхе, страдании, - одном из краеугольных камней учения Будды. Если вы научитесь наблюдать за собой и за миром, вы и сами придёте к этому выводу, а также к тому, каким образом можно избавиться от страдания, - тем же самым, каким вы его обнаружили: нужно продолжать наблюдать, видеть вещи без «соскальзывания» в суждение. Только тогда их можно увидеть такими, какие они есть. Невероятная по своей простоте философская концепция буддизма между тем доступна своей практической применимостью в жизни. Она не выдвигает условий и не раздаёт обещаний.

Учение о и реинкарнациях также не является сутью этой философии. Объяснение процесса перерождения - это, пожалуй, как раз то, что делает её применимой для использования в качестве религии. Этим она объясняет, почему человек появляется в нашем мире раз за разом, также это действует в качестве примирения человека с действительностью, с той жизнью и воплощением, которое он проживает в этот момент. Но это лишь объяснение, уже данное нам.

Жемчужина мудрости в философии буддизма заключена именно в способности и возможности человека увидеть то, что есть, и проникнуть за завесу тайны, в пустоту, без какого бы то ни было вмешательства со стороны, при отсутствии посредника. Это именно то, что делает буддизм гораздо более религиозным философским учением, чем все другие теистические религии, т. к. буддизм предоставляет человеку возможность найти то, что есть, а не то, что нужно или кто-то предписал искать. В нём нет цели, а следовательно, он даёт шанс для настоящего поиска или, правильнее сказать, для видения, открытия, потому что, как бы парадоксально это ни звучало, но нельзя найти того, к чему стремишься, что ищешь, чего ожидаешь, т. к. искомое становится всего лишь целью, а она запланирована. По-настоящему найти можно лишь то, чего не ждёшь и не ищешь, - только тогда это и становится настоящим открытием.


Американский исследовательский центр Pew Research провёл социальное исследование на тему принадлежности населения к той или иной религии. Выяснилось, что 8 из 10 опрошенных причисляют себя к той или иной конфессии. Одной из древнейших и таинственных религий в мире является буддизм.

О том, сколько буддистов в мире на 2017 год, статистика приводит следующие цифры: более 500 млн человек официально исповедуют буддизм. Это составляет около 7 % населения Земли. Это не очень много. Но необходимо отметить, что именно буддисты наиболее чётко следуют канонам, всегда являлись примером смирения и следования религиозной традиции.

Религиозная карта Земли. Сколько процентов буддистов в мире

Большую часть верующего населения планеты составляют христиане. На 2016 год их количество составило 32% населения Земли (около 2,2 млрд жителей). Мусульман - 23 % (1,6 млрд человек). Однако, по прогнозам, скоро ислам может стать самой многочисленной религией. Индуистов в мире - 15% (1 млрд), буддистов - 7% (500 млн) и 0,2% (14 млн) иудеев.

Необходимо отметить, что выше представлены лишь официальные цифры. На деле нельзя точно сказать, сколько буддистов в мире. Население иногда игнорирует перепись и не участвует в составлении статистики. Следуя модным веяниям, многие осуществляют различные буддистские практики и разделяют буддистскую идеологию.

Около 400 млн человек исповедуют сравнительно молодые конфессии, такие как синтоизм, сикхизм и другие. Ни к одной конфессии не причисляет себя 16 % населения, это 1,1 млрд человек.

Буддизм - одна из древнейших религий

Сегодня у восточных религий появляется всё больше и больше последователей. Для одних это дань моде, для других - жизненный путь. Сколько буддистов в мире? Это насущный вопрос, связанный с популярностью учения Сидхартхи.

Буддизм называют «бодхи», что означает «учение о пробуждении». Он возник ещё в 1-м тысячелетии до н. э. По сути, буддизм - это сложное религиозно-философское учение. Последователи называют его «Дхармой», что в переводе означает «Закон», или «Буддадхарма», ссылаясь на основателя - царевича Сидхартху Гаутаму, впоследствии и по сей день именуемого Буддой Шакъямуни.

Сколько буддистов в мире? Сколько существует ответвлений и школ буддизма? Выделяют 3 основных направления: Тхеравада, Махаяна и Ваджраяна.

Тхеравада

Самая древняя школа, сохранилась в исконном виде с начала проповедничества Будды. Изначально буддизм был не религией, а философским учением.

Главная особенность Тхеравады - отсутствие объекта всеобщего поклонения, за исключением Будды. Это обусловливает простоту ритуалов и внешних атрибутов религии. Изначальный буддизм - это не религия, а философско-этическое учение. Будда учил, что приравнивается к отрицанию собственной ответственности за содеянное. Согласно адептам Тхеравады, человек должен самостоятельно отвечать за свои поступки, а потому не нуждается в большом количестве контролирующих законов.

По той же причине Тхеравада не предполагает своего пантеона богов, поэтому в местах распространения религия существует в симбиозе с местной верой, в случае нужды обращаясь за помощью к местным богам.

Последователи Тхерравады проживают на Шри-Ланке, Мьянме, в Тайланде, Лаосе и Камбодже.

Махаяна

Самая многочисленная ветвь среди всех буддистов в мире. Сколько бы ни было буддистских школ, Махаяна по сей день остаётся основной. Учение Великой Колесницы можно назвать полноценной религией. Её адепты проживают во Вьетнаме, Корее, Японии, Китае и на Тайване. О том, сколько буддистов в мире, можно судить по населению этих стран.

Будда воспринимается последователями Махаяны как божественная фигура и первоучитель, способный принимать различные формы.

Одним из основных постулатов Махаяны является учение о бодхисатвах. Так называют святых, которые Нирване предпочли бесконечные перерождения в образе божественных личностей или миссий. Так, например, бодхисатвами считают всех Екатерина II покровительствовала буддистам Бурятии, за что была причислена к бодхисатвам.

В пантеон Махаяны входит множество божеств и сущностей. Именно о них написано большое количество сказок и мифов.

Ваджраяна или Тантраяна

Учение, именуемое Алмазной Колесницей, возникло на Тибете под влиянием Махаяны и индийского тантризма. По сути она является самостоятельной религией. Направление содержит сложные тантрические практики, которые могут привести к просветлению за одну земную жизнь. В почитаются культы плодородия и эротические практики. Ваджраяна имеет тесную связь с эзотерикой. Основы учения передаются учителя - Ламы к ученику.

Тантраяну практикуют в Монголии, Бутане и на востоке России.

Буддизм в России

Традиционные адепты проживают сегодня в восточных регионах страны, таких как республика Бурятия, Калмыкия и Тува. Кроме того, буддистские объединения можно встретить в Москве, Санкт-Петербурге и иных городах. Процент буддистов, проживающих на территории России, составляет примерно 1% от всего населения буддистов в мире. Сколько последователей учения Сидхартхи проживает на территории России, точно сказать нельзя. Это объясняется тем, что буддизм не является официальной религией, и многие его адепты официально не объявляли свою религиозную принадлежность.

Буддизм является одной из самых миролюбивых религий. Последователи «бодхи» призывают к миру и любви. Последнее время число адептов медленно, но верно растёт. Статистические данные о том, сколько буддистов в мире на 2017 год, говорит о том, что каждый год их количество увеличивается примерно на 1,5 %.

история возникновения буддизма насчитывает не одну тысячу лет. Последователей буддизма не определяют по этническому признаку. Любой человек, независимо от национальности, расы, места проживания, может исповедовать буддизм.

История возникновения и распространения буддизма

Для начала ответим на вопрос - сколько лет буддизму? Буддизм - древняя религия, зародился в середине первого тысячелетия до нашей эры. Христианство появилось позднее на почти пятьсот лет, а ислам - на тысячу. Родина буддизма - северо-восточная часть современной Индии, на территории находились древние государства. Никаких точных научных данных о том, что представляло общество в те времена, нет. Есть только предположения, что явилось причинами основания и явилось предпосылками развития буддизма в древнем индийском обществе. Одна из причин - это то, что в это время в древней Индии назрел острый культурный, экономический и религиозный кризис, повлекший за собой появление новых альтернативных учений, которые создавали странствующие философы. Одним из таких философов - аскетов был Сиддхартха Гаутама, его считают основателем буддизма, история религии буддизм неразрывно связана с его именем. В то же время проводился процесс укрепления власти, установление классовых отношений, что, в свою очередь, требовало повышения авторитета верховных правителей и воинов. Буддизм как оппозиционное течение к брахманизму был выбран "царской религией", история развития буддизма как единой религии тесно связана с развитием верховной власти.

Кратко о том, что такое брахманизм . Основа учения - это перерождение человека, на основании кармы (за грехи или добродетели прошлой жизни). Согласно этого учения, в древней Индии считалось, что человек добродетельный перерождается в человеке, который занимает высокое положение, а иногда - является небожителем. В брахманизме особое внимание уделялось ритуалам, обрядам и жертвоприношению.

Вернемся к истории буддизма. Будда Сиддхартха Гаутама родился в 560 г до нашей эры, на юге территории современного Непала. Он принадлежал к роду Шакья, его называли Шакьямуни (мудрец). Будда жил в роскошном дворце своего отца, однако, столкнувшись с суровой реальностью, он сделал вывод о том, что в реальности в жизни много страдания и горя. Как результат -Будда решил отказаться от жизни во дворце и стал жить жизнью странствующего отшельника-аскета, пытаясь понять истину бытия, занимаясь, в том числе, практиками мучения и телесного умерщвления. Будда встречался с мудрецами, занимался йогой, применял разные техники и сделал вывод о том, что жесткие формы аскетизма не освобождают от страданий, которые связаны с рождением и смертью, также он сделал вывод о том, что следует находить некий промежуточный компромисс между чувственными удовольствиями и стремлением к отказу от жизненных благ. Самым действенным Будда считал размышления и молитвы. В возрасте тридцати пяти лет во время очередной медитации Гаутама Сиддхартха достиг Просветления, после этого его стали называть Будда Гаутама или просто Будда, это означает - "просветленный, пробужденный". После этого Будда прожил еще сорок пять лет, все время путешествуя по территории Центральной Индии и обучая своих учеников и последователей.

Будда умер, тело Учителя, по обычаю, кремировали. Гонцы из разных государств были присланы с просьбой передать им хотя бы частичку останков. Однако, останки разделили на восемь частей и поместили их в ступы - специальные конусовидные строения, находящиеся в столицах некоторых древних государств. Одна из частей останков была найдена (в 1898 году) в индийской деревне, где обнаружили ступу из древнего города Капилаваттху. Найденные останки были помещены в Индийском Национальном музее в Нью-Дели.

Позднее в такие ступы клали сутры (записи слов Будды). Это и есть Дхарма-- совокупность норм и правил, которые необходимы для "космического" порядка. Слово "дхарма" буквально переводится как то, "что удерживает или поддерживает".

Последователи Будды в течение четырёхсот лет сформировали несколько разных школ раннего буддизма с многочисленными ветвями. Школы и течения отличаются друг от друга иногда не существенно, а иногда имеют расхождения по очень значительным вопросам. Основная цель буддизма - достичь просветления, это - путь в нирвану, состояние души, которого можно достичь самоотречением и отказом от комфортных условий жизни. Будда проповедовал мнение о том, что в жизни нужно искать ту самую "середину", которая дает баланс между пресыщением и аскетизмом. Буддизм часто называют не только религией, но и философией, которая направляет человека на путь саморазвития.

История возникновения буддизма в России

Учитывая огромную территорию и число этнических групп и народов, проживающих в современной России, в нашей стране представлены разные религии запада и востока. являются христианство, ислам и буддизм. Буддизм - сложная религия с различными школами и течениями, на территории России представлены почти все конфессии буддизма. Но, основное развитие имеет традиционная религия Тибета.

Из-за географических причин и культурных контактов буддизм сначала распостранился среди тувинцев и калмыков, в XVI веке. Тогда эти земли входили в состав монгольского государства. Через сто лет идеи буддизма стали проникать в Бурятию, и сразу конкурировать с основной местной религией - шаманизмом. Бурятия в силу географии имеет тесные связи с Монголией и далее - с Тибетом. Сегодня именно в Бурятии сосредоточено большинство последователей буддизма. Именно в Бурятии находится Сангха России - центр буддистов России, там же расположены культовые сооружения, святыни и резиденция Духовного лидера буддистов России.

В республике Тува буддисты исповедуют то же философское течение, что и буряты. Есть еще один регион, где преобладает население, исповедующее буддизм, - это Калмыкия.

Буддизм в СССР

Сначала были попытки объединить буддизм и марксизм (сложно представить, что из этого могло получиться). Потом отказались от этого направления, начались репрессии: закрывались храмы, верховные жрецы подвергались преследованиям. Так было, пока не началась "послевоенная оттепель". Сейчас в России действует единый объединяющий центр - Буддийская Сангха России, а буддизм в нашей стране представлен, в основном, тремя регионами - Тувой, Калмыкией и Бурятией. В последние годы наблюдатели замечают распространение религии буддизм в других регионах России, в среде молодёжи и интеллигенции. Одной из причин этого можно считать общеевропейское увлечение культурой и историей Востока.

Публикую карту развития буддизма, там всё довольно понятно.

Буддизм наравне с исламом и христианством считается мировой религией. Это означает, что ее не определяют по этническому признаку ее последователей. Исповедовать ее можно любому человеку независимо от его расы, национальности и места проживания. В статье мы рассмотрим кратко основные идеи буддизма.

Краткое изложение идей и философии буддизма

Кратко об истории возникновения буддизма

Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.

Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис. Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения. Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми. Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.

Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама , известный как Будда Шакьямуни . Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть. Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.

Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос. После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

Основные понятия и идеи буддизма

Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей. Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма:

  1. Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени.
  2. У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.
  3. От зависимости и страдания можно избавиться.
  4. Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.

Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.

В буддизме выделяют три главные драгоценности:

  1. Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.
  2. Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.
  3. Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.

Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:

  • отстранение от истины бытия и неведения;
  • желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
  • несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.

Согласно идеям буддизма, каждый человек испытывает и телесные, и душевные страдания. Болезни, смерть и даже рождение являются страданием. Но такое состояние противоестественно, поэтому от него нужно избавляться.

Кратко о философии буддизма

Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.

В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.

В буддизме есть основные истины, открытые Буддой:

  1. Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.
  2. Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.
  3. Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.
  4. Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.

Восьмеричный путь спасения предполагает:

  • правильное понимание – самое главное, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
  • правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
  • правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
  • правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
  • правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
  • правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
  • правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
  • правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.

Первые две ступени называются праджня и предполагают этап достижения мудрости. Три последующие – регулирование нравственности и правильного поведения (шила). Оставшиеся три ступени олицетворяют дисциплину ума (самадха).

Направления буддизма

Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место. Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения.

После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н.э.

Можно выделить три основные философские школы буддизма , сформировавшиеся в разные периоды существования учения:

  1. Хинаяна . Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
  2. Махаяна . Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.
  3. Ваджраяна . Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.

Итак, основная идея буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.

Выбор редакции
1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...

Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...

Рецепт быстрого приготовления спагетти по-итальянски с чесноком, красным перцем и оливковым маслом. Все о пользе классических макарон...

Сон о лавине снега предвещает наступление рискованной ситуации, в которой вы можете оказаться по собственной вине. Любое необдуманное...
Символ тяжелого труда, трудной дороги. По наличию мозолей на руках определяли, что человек из крестьян, из рабочей среды. Сбитые в кровь...
Сторонники запрета на гадание приводят следующие доводы: Просмотр вероятностей развития событий может нарушить равновесие в сторону срыва...
Алкогольные коктейли, в том числе и «Ром Кола», являются в своем роде произведениями искусства. Их назначение заключается в формировании...
В этой статье о сливовом вине будет, пожалуй, больше теории, чем практики, но, во-первых, чтоб отлично проходили практические занятия по...
Печь хлеб, который олицетворяет в народном сознании самое насущное, означает укрепление благосостояния. Насколько человек разбогатеет,...