Бюджетные проводки в автономных учреждениях. Бюджетный учет земельных участков как вида непроизведенных активов (Стругова С.С.) Бухгалтерские проводки при изменении кадастровой стоимости земли


И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Земельный участок - особенное имущество учреждений, для которого установлены специальные виды вещных прав - постоянного бессрочного пользования или безвозмездного пользования. Учет земельных участков и изменение кадастровой стоимости также имеют свои нюансы.

Земля и землепользование

Государственные (муниципальные) учреждения участвуют в земельных отношениях как землепользователи (ч. 3 ст. 5 Земельного кодекса РФ, далее - ЗК РФ), то есть лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного пользования, или как арендаторы.
Земельный участок, необходимый для выполнения автономным или бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования (ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Государственному (муниципальному) учреждению может быть предоставлен уже существующий участок или вновь образованный участок.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ).
При этом если земельный участок образуется из нескольких земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и предоставляется государственному (муниципальному) учреждению, то согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков не требуется (ч. 4 ст. 11.2 ЗК РФ).
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления (п. 1 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ).
Права на земельные участки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ч. 1 ст. 25 ЗК РФ).
Круг получателей земли в постоянное (бессрочное) пользование строго ограничен. Согласно ч. 2 ст. 39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:
1) органам государственной власти и органам местного самоуправления;
2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
3) казенным предприятиям;
4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
В решении о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование указываются кадастровый номер земельного участка, а также наименование учреждения и его государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц.

Нужна ваша консультация по вопросу: "Наша компания выиграла суд по снижению стоимости земельного участка. Арбитражным судом была установлена рыночная стоимость на дату 01.01.10., согласно писем минфина и законодательства, так как меняется кадастровая стоимость, нужно подать уточненные декларации по земельному налогу за 10,11.12.13 год. и пересчитать соответственно налог на прибыль.... но вопрос в каком периоде и как отразить в учете и отчетности?????."Хотелось бы вооружиться арбитражной практикой для споров с налоговой, так как сумма существенная и придется доказывать.

В налоговом учете общество обязано подать утоненные налоговые декларации за тот период, в которых сумма налога была занижена.
То есть по налогу на прибыль расходы в виде земельного налога, отраженные в декларации по налогу на прибыль, оказываются завышенными, а сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, – заниженной. В такой ситуации организация обязана сдать уточненную декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 81 НК РФ). Более того, налоговая инспекция вправе письменно потребовать от организации представления такой декларации, если эта обязанность не была исполнена одновременно с подачей уточненной декларации по земельному налогу. Отказ от исполнения этого требования может повлечь за собой административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 4000 руб.). Об этом сказано в письме ФНС России от 8 декабря 2011 г. № АС-4-2/20776. Арбитраж указывает на отсутствие необходимости в предоставлении уточненных деклараций, только если:
– налог за уточненный период был начислен в излишнем размере;

– завышенный налог был фактически перечислен в бюджет.

В Вашем случае, эти правила не выполняются.
Таким образом, на основании судебного решения организация подаст уточненные расчеты земельного налога и налога на прибыль за те периоды, в которых состоялся пересчет. Ведь в Вашем случае судебное решение прямо указывает на пересчет налога с 01.01.10.
В бухгалтерском учете исправления осуществляются в том периоде, когда судебное решение вступило в законную силу.
Соответственно, за 2011, 2011 и 2012 год снятие с расходов земельного налога отразите с использованием счета 84 или 91 в зависимости от того, существенна сумма уточнений или нет.
Порядок исправления бухгалтерского учета представлен в файле ответа.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Базу для расчета налога определяйте как кадастровую стоимость земельного участка, установленную на 1 января.*

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, установленная в Государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января налогового периода (п. 1 ст. 391 НК РФ ). При этом в Налоговом кодексе не установлен механизм расчета налога с учетом изменения кадастровой стоимости в течение года.

Кадастровая стоимость земельного участка может измениться:

  • по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
  • из-за смены категории (вида разрешенного использования) земельного участка;
  • в результате исправления ошибки, допущенной органами кадастрового учета при оценке земли или при ведении Государственного кадастра недвижимости.

В первом случае изменение кадастровой стоимости может быть внесено в Государственный кадастр недвижимости:

  • либо на дату вступления в силу судебного акта (решения комиссии);
  • либо на дату, указанную в решении суда (комиссии).

Изменение кадастровой стоимости должно быть учтено при расчете земельного налога. Такая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 913/11 . При этом контролирующие ведомства опираются на положения пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ и поясняют, что при расчете земельного налога кадастровую стоимость, измененную по решению суда или комиссии в текущем году, нужно применять:

  • с 1 января следующего года;
  • с 1 января текущего года, если в решении суда (комиссии) прямо указано, что кадастровая стоимость меняется по состоянию на 1 января текущего года.

Во втором случае изменение кадастровой стоимости вносится в Государственный кадастр недвижимости при смене категории или вида разрешенного использования земельного участка. При расчете земельного налога это изменение должно учитываться с 1 января следующего года.

Если в текущем году исправляются ошибки, влияющие на расчет налога в предыдущих налоговых периодах, порядок применения измененной кадастровой стоимости зависит от того, увеличился или уменьшился этот показатель.

При расчете земельного налога применяются нормативные акты как налогового, так и земельного законодательства. К нормативным актам земельного законодательства, в частности, относятся документы органов местного самоуправления об утверждении кадастровой стоимости земельных участков. Поскольку пересмотр кадастровой стоимости земли влечет за собой изменение налоговых обязательств, то такие акты (в части, устанавливающей кадастровую стоимость) вводятся в действие в порядке, предусмотренном статьей 5 Налогового кодекса РФ. Правомерность такого подхода подтверждена определением Конституционного суда РФ от 3 февраля 2010 г. № 165-О-О . Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 10 марта 2011 г. № 03-05-04-02/20 .

Нормы, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ ). Причем если в документе сказано, что он распространяется на правоотношения, возникшие раньше, то этим правилом можно воспользоваться и при перерасчете земельного налога и за прошлые годы. Нормы, ухудшающие положение налогоплательщиков, не могут иметь обратной силы (п. 2 ст. 5 НК РФ ).

Уменьшение кадастровой стоимости улучшает положение налогоплательщика. Поэтому организация вправе пересчитать сумму земельного налога за предыдущие периоды (в пределах трех лет с момента уплаты налога), подать уточненные декларации и потребовать возврата (зачета) излишне уплаченных сумм . Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 25 сентября 2013 г. № БС-3-11/3522 .

Увеличение кадастровой стоимости ухудшает положение налогоплательщика. По общему правилу в этом случае новый показатель должен применяться не ранее чем с 1-го числа очередного налогового периода (п. 1 ст. 5 НК РФ ). Однако, разъясняя порядок применения этой нормы, контролирующие ведомства подчеркивают одну особенность. Они считают, что если кадастровая стоимость увеличилась из-за исправления технической ошибки, произведенного по решению суда, то это является основанием для пересчета земельного налога за предыдущие периоды и представления уточненных деклараций (письма Минфина России от 10 марта 2011 г. № 03-05-04-02/21 , ФНС России от 25 января 2013 г. № БС-4-11/959 ).

Рассмотренный порядок расчета земельного налога не применяется в тех случаях, когда в течение года происходит смена правообладателя земельного участка. Если правообладатель меняется, новый владелец должен рассчитывать земельный налог (авансовые платежи по налогу) в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном кадастре недвижимости на дату госрегистрации прав. То есть с учетом новой кадастровой стоимости или другой налоговой ставки. Новый порядок расчета налога применяется начиная с даты регистрации прав нового владельца на земельный участок. Об этом сказано в письме Минфина России от 9 июля 2008 г. № 03-05-04-02/40 .

Сергей Разгулин , действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Ситуация: О бязана ли организация подавать уточненную декларацию по налогу на прибыль, если она подает уточненную декларацию по налогу на имущество (транспортному налогу, земельному налогу)

Да, обязана, но при условии, что такая ошибка повлекла за собой занижение обязательств по уплате налога на прибыль.

Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от того, какие уточнения вносятся в декларацию по налогу на имущество (транспортному или земельному налогу).

Организация обязана подать уточненную налоговую декларацию, если в ранее сданной декларации она обнаружила неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет (п. 1 ст. 81 НК РФ ).

Сумма налога на имущество (транспортного и земельного налогов) включается в состав прочих расходов и уменьшает налогооблагаемую прибыль в том периоде, в котором этот налог был начислен (если организация применяет метод начисления) или уплачен в бюджет (если организация применяет кассовый метод). Это следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 264, подпункта 1 пункта 7 статьи 272 и подпункта 3 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Расходы в виде налогов и сборов, начисленных по действующему законодательству, отражаются в составе косвенных расходов по строке 041 приложения 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174 .

Так или иначе, но налог на имущество и другие налоги, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, влияют на сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет по итогам отчетного (налогового) периода.

Существует три варианта уточнений, которые вносятся в налоговые декларации:

  • уменьшающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если в первоначальной декларации по налогу на имущество среднегодовая стоимость имущества, облагаемого налогом, была завышена);
  • увеличивающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если в первоначальной декларации по транспортному налогу не были учтены какие-либо объекты налогообложения);
  • не затрагивающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если уточняются показатели, отраженные в справочных разделах).

В первом случае расходы, отраженные в декларации по налогу на прибыль, оказываются завышенными, а сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, – заниженной. В такой ситуации организация обязана сдать уточненную декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 81 НК РФ ). Более того, налоговая инспекция вправе письменно потребовать от организации представления такой декларации, если эта обязанность не была исполнена одновременно с подачей уточненной декларации по налогу на имущество (транспортному налогу, земельному налогу). Отказ от исполнения этого требования может повлечь за собой административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 4000 руб.). Об этом сказано в письме ФНС России от 8 декабря 2011 г. № АС-4-2/20776 *.

Главбух советует: по мнению Президиума ВАС РФ, при определенных условиях организация может не представлять уточненные декларации по налогу на прибыль, если в уточненных декларациях по налогу на имущество, транспортному или земельному налогам отражено уменьшение налоговых обязательств.

Организация не обязана подавать уточненные декларации по налогу на прибыль, если суммы налога на имущество (транспортного или земельного налогов) были уменьшены при следующих обстоятельствах:

  • организация подала уточненную декларацию на уменьшение налога;
  • налог был начислен в излишнем размере;
  • завышенный налог был фактически перечислен в бюджет.

Следует отметить, что, принимая такое решение, Президиум ВАС РФ отменил решения трех нижестоящих инстанций. По сути постановление от 17 января 2012 г. № 10077/11 является прецедентным. В нем сказано, что ранее принятые судебные акты по аналогичным делам могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ (по вновь открывшимся обстоятельствам).

Во втором случае расходы, отраженные в декларации по налогу на прибыль, оказываются заниженными, а сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, – завышенной. В такой ситуации организация вправе, но не обязана подавать уточненную декларацию (абз. 3 п. 1 ст. 54 , абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

В третьем случае ни расходы, отраженные в декларации по налогу на прибыль, ни сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, не меняются. Поэтому подавать уточненную декларацию не нужно.

Налог на имущество (транспортный или земельный налог) может быть доначислен по результатам налоговой проверки, в ходе которой в том числе проверялся налог на прибыль. По мнению ФНС России, в такой ситуации организация должна подать уточненную декларацию по налогу на прибыль и самостоятельно скорректировать свои обязательства перед бюджетом (письмо от 29 августа 2011 г. № АС-4-2/14018 ). Свою позицию представители налоговой службы обосновывают тем, что форма решения, которое выносится по итогам проверки, не позволяет отразить в ней сумму налога на прибыль, уменьшенную в связи с доначислением других налогов. В нем можно отразить лишь предложение о представлении уточненной декларации.

Некоторые суды признают такой подход неправомерным. Они считают, что при доначислении налогов, которые включаются в состав расходов, инспекция должна самостоятельно скорректировать обязательства организации по налогу на прибыль и отразить их во внутреннем учете (в карточке лицевого счета) (см., например, определение ВАС РФ от 2 октября 2008 г. № 12349/08 , постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 9 августа 2011 г. № А27-14687/2010 , Волго-Вятского округа от 6 июня 2008 г. № А31-436/2008-26 , Северо-Западного округа от 17 января 2008 г. № А26-3723/2007 ).

Елена Попова

Ошибка обнаружена после подписания отчетности

Порядок исправления ошибок, обнаруженных после подписания отчетности, зависит от того, является допущенная ошибка существенной или нет.

Порог существенности ошибки организация вправе определить самостоятельно, прописав его в своей учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 , п. 3 ПБУ 22/2010 ). Например, в учетной политике можно прописать порог существенности так: «Существенной признается ошибка, отношение суммы которой к итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5 процентов».

Если существенная ошибка обнаружена после подписания отчетности, но до даты ее представления внешним пользователям (например, учредителям организации, органу государственной власти и т. п.), исправьте ее в декабре года, за который составлена отчетность (т. е. в том же порядке, что и ошибки, обнаруженные до подписания отчетности).

В аналогичном порядке существенную ошибку можно исправить, если она была обнаружена после представления подписанной отчетности собственникам организации или иным внешним пользователям, но до даты ее утверждения. При этом после исправления ошибки нужно пересмотреть ранее составленную отчетность, вновь подписать ее и представить всем пользователям, которым она была представлена раньше. В Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах к пересмотренной отчетности нужно указать, что данная отчетность заменяет первоначально представленную, а также привести основание повторного оформления.

Такой порядок следует из пунктов 7 , 8 , 15 ПБУ 22/2010.

Если существенная ошибка была обнаружена после утверждения годовой отчетности, то исправьте ее в том отчетном периоде, в котором она была найдена. Корректировку утвержденной отчетности не производите. Изменения отразите в текущей отчетности. Такие правила установлены пунктом 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности и пунктом 10 ПБУ 22/2010.

Несущественные ошибки, допущенные в предыдущих отчетных периодах, во всех перечисленных случаях исправьте в том отчетном периоде, когда они были обнаружены (п. 14 ПБУ 22/2010 ).

В бухучете порядок отражения ошибок, обнаруженных после подписания отчетности, зависит от того, какая допущена ошибка, – существенная или несущественная .

Существенные ошибки исправляйте в следующем порядке.

Ошибки, обнаруженные до утверждения годовой отчетности, исправляйте с использованием соответствующих счетов учета затрат, доходов, расчетов и т. д.

При выявлении существенных ошибок после утверждения годовой отчетности исправления вносите с использованием счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (подп. 1 п. 9 ПБУ 22/2010 ).

Если в результате ошибки бухгалтер не отразил какой-либо доход (завысил сумму расхода) в бухгалтерском и налоговом учете, сделайте проводки:

Дебет 62 (76, 02...) Кредит 84
– выявлен ошибочно не отраженный доход (излишне отраженный расход) прошлого года;

Дебет 84 Кредит 68 субсчет «Налог на прибыль»
– доначислен налог на прибыль прошлого года по уточненной декларации.

Если в результате ошибки бухгалтер не отразил какой-либо расход (завысил сумму дохода) в бухгалтерском и налоговом учете, сделайте запись:

Дебет 84 Кредит 60 (76, 02...)
– выявлен ошибочно не отраженный расход (излишне отраженный доход) прошлого года.

Дальнейшие проводки зависят от того, как эта ошибка исправляется в налоговом учете .

1. Если бухгалтер подает уточненную налоговую декларацию за период, когда ошибка допущена (т. е. за прошлый год), то сделайте запись:

Дебет 68 субсчет «Налог на прибыль» Кредит 84
– уменьшен налог на прибыль прошлого года по уточненной декларации.

2. Если бухгалтер исправляет ошибку в налоговом учете текущим периодом, то в налоговом учете будут увеличены расходы (уменьшены доходы) текущего года. В бухучете сделайте проводку:

Дебет 68 субсчет «Налог на прибыль» Кредит 99
– отражен постоянный налоговый актив из-за того, что в налоговом учете текущего периода признаны расходы (уменьшены доходы), относящиеся к прошлому году.

3. Если бухгалтер решил не исправлять ошибку в налоговом учете, то дополнительные записи не делаются. Поскольку в бухучете исправление существенных ошибок не затрагивает счета финансовых результатов текущего периода.

Несущественные ошибки в бухучете исправляйте с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы». При этом не имеет значения, была утверждена отчетность к моменту выявления ошибки или нет. Такой вывод следует из пункта 14 ПБУ 22/2010.*

Если в результате несущественной ошибки бухгалтер не отразил какой-либо доход (завысил сумму расхода), сделайте проводку:

Дебет 60 (62, 76, 02...) Кредит 91-1
– выявлен ошибочно не отраженный доход (излишне отраженный расход).

Если в результате несущественной ошибки бухгалтер не отразил какой-либо расход (завысил сумму дохода), сделайте запись:

Дебет 91-2 Кредит 02 (10, 41, 60, 62, 76...)
– выявлен ошибочно не отраженный расход (излишне отраженный доход).

Елена Попова , государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Проводка в бухгалтерском учете по увеличению кадастровой стоимости земли.

Ответ

Увеличение кадастровой стоимости земельного участка имеет значение только для целей налогообложения земельным налогом. И не влечет за собой требования внесения изменений в бухгалтерский учет данного участка как объекта основных средств. Соответственно, никакой проводкой увеличение кадастровой стоимости земли отражать не нужно. Земельные участки у вас будут числиться по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на их приобретение (п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). То есть по цене, которую вы уплатили поставщику (продавцу).

Вместе с тем вы вправе провести переоценку стоимости земельного участка в бухгалтерском учете в целях отражения его реальной стоимости. При этом переоценка – это ваше право, а не обязанность, и она должна быть предусмотрена вашей учетной политикой (п. 15 ПБУ 6/01, письмо Минфина России от 08.07.2011 N 03-03-06/1/412). Если такая обязанность не закреплена, проводить переоценку не нужно. А следовательно, делать проводки также не надо.

В соответствии с действующим законодательством кадастровая стоимость участка земли может быть скорректирована при изменении качественных и (или) количественных характеристик, а также на основании решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В статье эксперты 1С рассматривают на примере бюджетного учреждения, как отразить в учете в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» изменение кадастровой стоимости земельных участков, используемых государственными (муниципальными) учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Нормативное регулирование

Согласно пункту 71 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 10300 «Непроизведенные активы» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, расположенном на территории Российской Федерации, по их кадастровой стоимости.

В соответствии с Земельным кодексом РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1 ст. 65 ЗК РФ).

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п. 5 ст. 65 ЗК РФ).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (п. 2 ст. 66 ЗК РФ). Кадастровая оценка земель проводится на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления, результаты оценки вносятся в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (государственного кадастра недвижимости), носят общедоступный характер и используются для определения налоговых и иных платежей. Согласно пункту 1.2 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утв. приказом Минэкономразвития России от 07.06.2016 № 358, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством РФ, в том числе для налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект. Кадастровая стоимость представляет собой наиболее вероятную цену объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен исходя из возможности продолжения фактического вида его использования независимо от ограничений на распоряжение этим объектом.

При изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости. Соответствующие изменения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости (ЕГРН) (ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) (ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности). Таким образом, кадастровая стоимость может быть изменена по решению суда или комиссии. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Приказом Минфина России от 16.11.2016 № 209н (п. 2.9) пункт 28 Инструкции № 157н дополнен положением: «Изменение стоимости земельных участков, учитываемых в составе нефинансовых активов, в связи с изменением их кадастровой стоимости отражается в бухгалтерском учете финансового года, в котором произошли указанные изменения, с отражением указанных изменений в бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в Интернете. Но эта норма начала действовать лишь с 2017 года. ФНС России письмом от 07.02.2017 № БС-4-21/2140@ проинформировала территориальные подразделения о реализации на официальном интернет-сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) возможности получения выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости земельных участков. В письме также отмечено, что содержащиеся в выписке сведения о кадастровой стоимости могут быть использованы для целей налогового администрирования, в т. ч. актуализации информации в базах данных налоговых органов.

Таким образом, теперь можно своевременно корректировать стоимость земельного участка, получая выписку из ЕГРН .

Если информация об изменении кадастровой стоимости поступила в учреждение с опозданием, при отражении изменений в учете следует руководствоваться пунктом 3 Инструкции № 157н: «данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность субъектов учета формируются с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - событие после отчетной даты); в случае, если для соблюдения сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов информация о событии после отчетной даты не используется при формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, информация об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности (текстовой части пояснительной записки)».

Дата отражения в учете и отчетности изменения стоимости земельного участка должна быть согласована с учредителем учреждения (с финансовым органом, ответственным за составление консолидированной отчетности). По крайней мере, этот факт следует отразить в пояснительной записке (ф. 0503160), (ф. 0503760). Согласно пункту 20 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, изменение стоимости земельных участков, ранее принятых к бухгалтерскому учету, в связи с изменением их кадастровой стоимости отражается по дебету счета 010311000 «Земля - недвижимое имущество учреждения» и кредиту счета 140110180* «Прочие доходы», в сумме изменения: в случае увеличения балансовой стоимости в положительном значении, в случае уменьшения балансовой стоимости - со знаком «минус».

Примечание:
* В приказе Минфина России от 16.11.2016 № 209н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности» допущена ошибка. Вероятно, имеется в виду счет 040110180.

Как изменить стоимость НПА в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Для изменения стоимости объектов непроизведенных активов, в том числе земельных участков, в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 предназначен документ Изменение стоимости НПА (меню ОС, НМА, НПА - Учет непроизведенных активов - Изменение стоимости НПА ) (рис. 1).


Рис. 1

Если по согласованию с учредителем изменение кадастровой стоимости земельного участка решено отразить как событие после отчетной даты с включением в отчет за 2016 год, то в качестве даты документа Изменение стоимости НПА следует указать «31.12.2016». В других случаях в качестве даты документа следует указать дату поступления в учреждение документа о переоценке.

В документе следует выбрать операцию Изменение стоимости (103 - 401.10.180) .

Согласно подпункту «б» пункта 1.2.1 письма Минфина России № 02-07-07/5669, Казначейства России № 07-04-05/02-120 от 02.02.2017 «О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2016 год», при изменении кадастровой стоимости земельных участков, ранее принятых к бюджетному учету, а также при принятии на учет земельных участков, иных нефинансовых (финансовых) активов по результатам инвентаризации показатель финансового результата формируется по кредиту номера счета 1 17 00000 00 0000 000 1 401 10 180 «Прочие доходы» (увеличение стоимости актива со знаком «+», уменьшение - со знаком «-»).

Бюджетные и автономные учреждения с 01.01.2017 применяют КПС вида «АУ и БУ».

Поэтому по аналогии с КБК, приведенным в указанном Письме для казенных учреждений, в поле Счет доходов следует выбрать полный рабочий счет доходов 401.10.180 с КПС вида АУ и БУ , с уточнением КДБ , с кодом ХХХХ 0000000000 000, где ХХХХ - код соответствующего раздела, подраздела, например 0706 0000000000 000.

В качестве вида движения НФА будет автоматически подставлено значение Изменение в результате переоценки (см. рис. 1).

В табличной части документа следует подобрать земельный участок с помощью кнопки Подбор . По строке заполнятся наименование объекта НПА (графа НПА ), инвентарный номер, стоимость земельного участка до изменения (графа Стоимость (до изменения) ). В графе Стоимость (после изменения) необходимо указать стоимость земельного участка с учетом переоценки, а в графе Причина изменения стоимости - причину, которая будет выведена в графе 2 «Изменение стоимости объекта, причина» таблицы «2. Стоимость объекта, изменение балансовой стоимости, начисление амортизации» инвентарной карточки (ф. 0504031) например, «Изменение кадастровой стоимости» (рис. 2).


Рис. 2

Если стоимость после изменения меньше стоимости, учтенной на счете 103.11, на сумму разницы при проведении документа формируется бухгалтерская запись по уменьшению кадастровой стоимости земельного участка:

Дебет 103.11.330 Кредит 401.10.180 - в отрицательном значении.

Кроме того, формируются движения по регистру накопления Стоимость объектов основных средств (рис. 3) для отражения изменения стоимости земельного участка в инвентарной карточке (ф. 0504031).


Стоимость, которая отражается в кадастре, представлена учетными записями, определяемыми в ходе проведения работ учетного характера. Собственник в любой момент имеет возможность оформить выписку, в которой указывается рассматриваемое значение.

В некоторых ситуациях во время оценки могут быть не учтены некоторые нюансы. В таком случае собственник имеет право обратиться в компетентный орган и просить перевести переоценку.

Понятие и случаи применения

Во время производства кадастровой оценки земельного надела должны применяться специальные правила. Этот процесс является общим по отношению ко всем землевладельцам. Это говорит о том, что рассматриваемая процедура производится аналогичным образом для всех наделов, расположенных в пределах одной территории. В данном случае формы собственности на землю значения не имеют.

Говоря о том, что в кадастровой документации должны учитываться имеющиеся нюансы и характеристики, присущие наделу, во время практической деятельности данное правило не всегда применяется. Как итог в этом случае надел, где имеются нарушения качества земли или ландшафтных условий – оценивается по аналогичным параметрам, что и тот надел, который имеет доброкачественные характеристики.

Этапы установления

Даже рассуждая логично в рассматриваемой ситуации, с участка, что обладает большей доброкачественностью можно получить большее количество благ, нежели с того, где есть нарушения. Это связано с тем, что использоваться во втором случае вся территория целиком не может, так как на ней располагается овраг, болото или что-то подобное. Тогда собственник может инициировать процедуру переоценки стоимости данного надела.

Также могут возникнуть и обратные ситуации, когда на участке проводятся работы, направленные на его облагораживание, обеспечение различного рода коммуникаций, за счет чего уровень кадастровой цены может быть повышен.

В некоторых ситуациях владельцы, имея своей целью, увеличение стоимости начинают возведение на участке объектов, имеющих капитальный характер. Стоит сказать, что такой вариант не всегда срабатывает, так как зависит это от категории земель.


Категории земель в населенном пункте

Большинство собственников пытаются провести переоценку с той целью, чтобы сократить размер налоговых платежей. Особенно данное положение касается организаций и фермерских хозяйств, которые выплачивают внушительные суммы в качестве налогов. Также переоценка проводится:

  • при переводе надела из одной категории в другую;
  • корректировки вносятся в разрешенное использование;
  • изменения касаются площади участка;
  • когда ущерб причинен слоям земли, относящимся к плодородным.

Основания

Согласно законодательным актам процедура переоценки не может производиться реже 1 раза в течение пятилетия. Проводится она после того, как осуществлена ревизия участков уполномоченными на то органами. Затем, после переоценки осуществляется внесение изменений в кадастровую стоимость, что отражается в записях учетного характера, ведущихся в государственном реестре.

В течение этого времени некоторые физические лица и те, кто имеют заинтересованность, могут получить сведения относительно корректировки цены на надел. Если у землевладельца возникли претензии по поводу установленной суммы в процессе оценки – он имеет право излагать их в письменной форме и подавать в отделение картографии и кадастра.


Справка о стоимости

Обращение совершают в месте, где расположен надел. На осуществление указанной процедуры отводится специальный срок, равный полугоду. Когда этот срок окончен – учетные записи получают стабильный характер и не могут изменяться.

Процесс переоценки проводится на основании заявлений, поданных гражданами, в установленный период времени. Указать требуется причины, по которым изменяются стоимостные значения.

Это значит, что необходимо указать основания предоставления указанных данных, которые не учтены раньше комиссией, когда проводилась переоценка наделов в плановом режиме. Указанные заявления рассматриваются и при наличии к тому оснований – удовлетворяются в зависимости от решения, принятого на ГКН.

В течение определенного периода времени процесс переоценки может осуществляться согласно индивидуальному порядку. Это случается, когда возникает на то необходимость либо собственник надела получил информацию о том, что стоимость надела была рассчитана с нарушениями установленных правил.

Возникают ситуации, когда по результатам благоустройства стоимость, отражающаяся в кадастре, подлежит увеличению по причине проведения мероприятий учетного характера. Проводит их ГКН. Также инициатива может выступать от застройщиков, которые приняли решение о передаче дома на правах субаренды участникам долевого строительства.


Понятие субаренды

Данный процесс дает возможность получить больший доход от прибыли, хотя размер арендной платы остается на прежнем уровне. Основанием для такого изменения стоимости выступает изменение качественных характеристик земельных наделов, когда ранее необработанный участок облагородили и прочее.

В рассматриваемых ситуациях требуется прибегнуть к помощи оценщиков, осуществляющих деятельность на профессиональной основе. Они могут установить новый регламент по отношению цены участков по причине образовавшихся изменений. Также основанием может стать проведение экспертизы, в таком случае стоимость, как правило, понижается.

Когда земельный надел приходит в негодность или подвергается порче слой земли, считающийся плодородным, при этом это происходит по причинам, которые не зависят от собственника – кадастровая цена подлежит уменьшению в значительном объеме.

В этой ситуации основанием для переоценки выступает заключение, выданное экспертом после проведения экспертных исследований почвы. В акте должно указываться понижение свойств земель. Данные ситуации имеют значение для лиц, прошедших регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей, обладающих большими участками территории.

Когда снижается плодородие земель или портятся прочие качества участка – они затрачивают собственные средства для уплаты налоговых платежей, при этом, не имея прибыли в ранее существовавшем объеме. Эти ситуации могут иметь место, когда случился пожар, бедствия стихийного характера, либо на почву оказало влияние предприятие, осуществляющее промышленную деятельность по соседству.

Пошаговая инструкция в ГКН

Проблемные моменты, связанные с изменением кадастровой цены, могут решаться посредством двух направлений:

  • административное решение, посредством обращения в комиссию ГКН;
  • обращение в судебную инстанцию после того, как реализована административная стадия.

Для рассмотрения заявления, в котором содержится просьба по проведению переоценки, его необходимо подать в уполномоченную на то комиссию. Заявителю необходимо обратиться в отделение картографии и кадастра в регионе, где располагается участок, в отношении которого проводится переоценка. Существует два способа, посредством которых можно подать заявление: личное посещение указанного органа, либо использование почтовых услуг.


Образец заявления о пересмотре кадастровой стоимости

В последнем случае направляется заказное письмо с уведомлением о получении. Также к нему прикладывается опись вложенной документации. Оформляется документ по специально разработанной форме. Найти такую форму можно на официальном сайте Росреестра. В заявление обязательно нужно включить:

  • информация относительно собственника земельного надела;
  • контактные данные заявителя;
  • если обращается компания – реквизиты.

При заполнении основной части заявления прописывается причина, по которой необходимо провести переоценку земель, также указываются основания, подтверждающие правомочность проведения указанной процедуры. Устанавливается, что текст заявления должен быть составлен четко и лаконично, при этом нужно опираться на аргументы, которые указывают на необходимость переоценки.

Правом на составление заявления обладает только человек, который обладает правомочиями собственности на надел. Ему необходимо представить документ, посредством которого удостоверяется его личность. Когда от имени собственника действует доверенное лицо – требуется надлежащим образом оформить доверенность. Заверка осуществляется в нотариальной конторе. К документу прилагаются:

  • сведения о вхождении надела в государственный земельный кадастр;
  • документация, носящая правоустанавливающее значение;
  • акты, способные подтвердить, что сведения, которые использовались при переоценке ГКН, недостоверны;
  • заключение, выданное экспертом, где содержится независимое мнение;
  • квитанция, согласно которой оплата государственной пошлины была произведена.

Заключение эксперта требуется получить до обращения в компетентный орган. Чтобы его получить, необходимо представить выписку, сделанную из кадастровых записей.

Когда все бумаги собраны, они подаются кадастровому специалисту, который должен выдать расписку в их получении. Если указанная документация не собрана – заявление к рассмотрению не принимается. Срок, который отводится на рассмотрение, равен в среднем 40 дней. Дни указываются календарные. В этот срок включается:

  • рассмотрение заявления;
  • принятие по нему решения;
  • уведомление заявителя.

Стоит учесть, что претензия по поводу переоценки, которая установлена ГКН, не должна отличаться в большую или меньшую сторону более чем на 30 процентов от суммы, что была установлена. Когда у заявителя принципиальная позиция, и он указывает большую разницу, то после отказа, вынесенного комиссией, необходимо обратиться в судебную инстанцию.

На расписке указывается дата, когда нужно явиться и получить ответ комиссии. Если принято положительное решение, то заявителю выдается новая кадастровая документация, где указана другая стоимость надела.

Госпошлина

Сумма, которая уплачивается в качестве государственной пошлины за внесение корректировок, составляет 350 рублей. Данная сумма устанавливается даже в том случае, когда изменения происходят по причине допущения ошибок со стороны сотрудников ГКН. Если требуется получить новую кадастровую документацию, где отражается актуальная оценка государственного земельного кадастра, потребуется уплатить сумму, равную 200 рублей.

Когда вопрос решается посредством обращения в судебную инстанцию, то размер пошлины составляет 200 рублей. Если обращаться будет организация, то размер платежа увеличивается, согласно законодательным положениям.

Стоит отметить, что стоимость проведения экспертных работ в различных регионах страны отличается и бывает достаточно высокой. Начальная цена устанавливается в пределах 2 тысяч рублей за исследование одного надела. Когда требуется провести экспертизу, то уплатить придется порядка 15 тысяч рублей.

Уменьшение стоимости

Кода собственник участка уверен в том, что цена на надел, указанная в кадастре, завышена, то человек может инициировать процедуру уменьшения стоимости. Случается такое, что цена, прописанная в кадастре, превышает ту, что действует на рынке – это говорит о том, что она непомерно завышена по отношению к существующему порядку, действующему относительно оценок.

Уменьшение стоимости заключается в том, чтобы исправить причины, которые привели к тому, что цена была значительно завышена. Первой причиной завышения может являться то, что возникла путаница в записях учетного характера, устанавливаемых в отношении конкретного надела.


Процесс оспаривания

Тогда будет требоваться провести сверку нормативной документации о допустимости удельных показателей цены, прописанной в кадастре, в отношении к виду применения, который установлен в качестве разрешенного. Если оценка не укладывается в перечисленные величины, то проблема устанавливается именно в них. Ошибка, носящая технический или кадастровый характер, может выражаться:

  • ошибка допущена при определении применения, которое установлено относительно надела;
  • ошибочное установление удельных показателей, которые входят в рамки использования надела.

Положения, принятые ГКН устанавливают особые формы, которые способствуют выявлению и исправлению данных, носящих ошибочный характер, которые внесены в реестры. Когда такие ошибки допущены – в отношении отдельного участка приостанавливается деятельность учетного значения до того, как будут исправлены сведения.

Кто имеет на это право?

Правом на проведение обладают лица:

  • наделенные правом собственности;
  • правом пользования, которое является постоянным;
  • пожизненное наследование, переходящее по наследству.

Это могут быть граждане или организации. Если установлена долевая собственность, то данный вопрос решается только сообща. Это говорит о том, что заявление от одного обладателя доли принято не будет.

Также правом на уменьшение обладают:

  • лица, изменившие категорию надела;
  • те, что внес коррективы в разрешенное применение;
  • при уменьшении территории;
  • установившие обременение;
  • если обнаружена порча надела.

Когда указанные данные не отражены в учетных записях – владельцы наделов могут внести эти сведения и требовать уменьшить цену.

Основания

В качестве оснований рассматривается:

  • если выявлена ошибка, совершенная во время оценки, и требования по устранению выдвинуты заинтересованным лицом;
  • подается заявления и необходимая документация, в которой отражена ошибка;
  • имеется свидетельство, выданное по результатам независимой экспертизы;
  • постановление, вынесенное ГКН о том, что нужно исправить данные;
  • решение судебного органа.

Для наделения указанных оснований юридической силой требуется использовать их в комплексе.

Составление заявления

Относительно составления заявления разработан установленный образец. Пишется оно на адрес комиссии по рассмотрению спорных вопросов, которая действует при Росреестре. В документе обязательному отражению подлежат данные заявителя:

  • фамилия, инициалы;
  • адрес проживания;
  • телефон для связи;
  • электронка.

Заявление об оспаривании результатов оценки

Сроки и оплата

В течение недели с момента подачи заявления сообщают о том, принято ли оно к рассмотрению или нет. Если принято, то рассматривать его будет в среднем 1 месяц. По принятию решения уведомление направляется в течение 3 дней.

Если вынесен отказ в рассмотрении или решение имеет отрицательное значение, то устанавливается срок, равный 10 дням для его обжалования.

Затраты, которые связаны с уменьшением стоимости могут быть достаточно значимыми. Когда имеет место обращение к посредникам для решения вопроса, то сумма составит 15-20 тысяч рублей, в зависимости на какой стадии оказываются услуги.

Стоимость услуг оценочного характера может варьироваться от 15 до 150 тысяч. Зависит она от того, каков объем работ. Также оплате подлежит государственная пошлина. Размер ее устанавливается в законодательстве.

Как часто меняется стоимость земельного участка?

Стоимость, указанная в кадастре, подлежит установлению в зависимости от того, как проведена ревизия. Период проведения новой оценки зависит от активности инвентаризационного направления в администрации. Процесс проводится местными властями, который действуют в пределах территории, где расположен надел.

Согласно регламенту, установленному на федеральном уровне, рассматриваемая процедура проводится не реже 1 раза за пятилетие. Проводить оценку часто не рекомендуют. Минимальный срок указывают как 3,5 года. Когда имеет место нарушение регламента, то результат проведенной оценки становится под сомнением.

Между периодами, которые указаны, цена может меняться в индивидуальном порядке, для этого необходимы достаточные основания. Обратиться может человек, обнаруживший неточность в кадастровой документации. Установить могут, что при расчетах использовались данные, которые недостоверны.

Цена на земельный надел, закрепленная в кадастре, имеет большую значимость, в том числе при уплате налоговых платежей. По этой причине собственники должны следить за тем, чтобы ее оценка была проведена, верно.

Выбор редакции
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...

Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...

Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...
Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...