Целевые программы по пожарной безопасности. Государственные и федеральные целевые (ведомственные) программы
II. Предварительный анализ итогов реализации Программы до 2012 года
III. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
VI. Ориентировочный срок и этапы решения проблемы программно-целевым методом
VII. Предложения по целям и задачам Программы до 2017 года, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход ее реализации по годам на вариантной основе
VIII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы до 2017 года
IX. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
X. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы до 2017 года
XI. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы до 2017 года
XII. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы до 2017 года
ХIII. Предложения по механизмам формирования Программы до 2017 года
XIV. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы до 2017 года
Приложение № 1. Целевые значения показателей федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года"
Приложение № 2. Распределение объемов финансирования по направлениям федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года"
Приложение № 3. Объемы и источники финансирования федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года" за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников (второй вариант)
Приложение № 4. Объем финансирования по направлениям федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года" за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников (второй вариант)
Приложение № 5. Основные направления работ государственных заказчиков федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года"
Приложение № 6. Распределение объемов финансирования федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года" между государственными заказчиками
2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
Наименование - федеральная целевая программа "Пожарная
Наименование - федеральная целевая программа "Пожарная |
Программы безопасность в Российской Федерации на |
период до 2012 года" |
Дата принятия - распоряжение Правительства Российской |
решения о разработке Федерации от 31 октября 2007 г. N 1532-р |
Программы |
Государственный - Министерство Российской Федерации по |
заказчик - делам гражданской обороны, чрезвычайным |
координатор ситуациям и ликвидации последствий |
Программы стихийных бедствий |
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 06.08.2008 |
N 1128-р государственными заказчиками данной федеральной целевой |
программы являются Минкомсвязь РФ, Минздравсоцразвития РФ и |
Госкорпорация "Росатом". |
Государственные - Министерство Российской Федерации по |
заказчики Программы делам гражданской обороны, чрезвычайным |
ситуациям и ликвидации последствий |
|
образования и науки Российской Федерации, |
Министерство связи и массовых коммуникаций |
Российской Федерации, Министерство |
здравоохранения и социального развития |
Российской Федерации, Федеральное |
агентство лесного хозяйства, |
Государственная корпорация по атомной |
энергии "Росатом", Федеральная |
служба по надзору в сфере транспорта, |
Федеральная служба по экологическому, |
технологическому и атомному надзору |
Основные - Министерство Российской Федерации по |
разработчики делам гражданской обороны, чрезвычайным |
Программы ситуациям и ликвидации последствий |
стихийных бедствий, Министерство |
образования и науки Российской Федерации |
Цель и задачи - целью Программы является снижение риска |
Программы пожаров до социально приемлемого уровня, |
включая сокращение числа погибших и |
получивших травмы в результате пожаров |
людей к 2012 году по сравнению с 2006 |
годом на 40 процентов, и снижение ущерба |
от пожаров на 44 процента. |
Основными задачами Программы являются: |
развитие инфраструктуры пожарной охраны, |
в том числе в населенных пунктах |
Российской Федерации, на объектах, |
критически важных для национальной |
безопасности Российской Федерации, и в |
закрытых административно-территориальных |
образованиях, проведение исследований по |
совершенствованию системы их оснащения и |
оптимизации системы управления; |
развитие инфраструктуры объектов системы |
подготовки пожарных и проведение |
исследований по разработке и внедрению |
новых информационных образовательных |
технологий; |
развитие экспериментальной базы пожарно- |
технических научно-исследовательских и |
образовательных учреждений, а также |
разработка и внедрение новых |
инновационных технологий в области |
обеспечения пожарной безопасности; |
развитие материально-технической базы |
объектовых противопожарных подразделений |
и их оснащение новыми средствами спасения |
и пожаротушения, обнаружения пожаров и |
оповещения населения; |
реализация мероприятий по обеспечению |
противопожарным оборудованием, в том |
числе проведение исследований по |
совершенствованию противопожарной защиты |
объектов и подготовки обслуживающего |
персонала, учреждений здравоохранения и |
социальной защиты, учреждений |
профессионального образования и |
общеобразовательных учреждений; |
разработка и реализация мероприятий, |
направленных на соблюдение правил |
пожарной безопасности населением, в том |
числе проведение исследований по вопросам |
обеспечения пожарной безопасности жилых |
зданий и зданий с массовым пребыванием |
людей и внедрение новых технологий в |
области обучения населения по вопросам |
пожарной безопасности |
Важнейшие целевые - эффективность реализации Программы |
показатели оценивается с использованием групп |
Программы целевых показателей, характеризующих |
снижение показателей обстановки, |
касающейся пожаров, в том числе снижение |
по отношению к показателю 2006 года: |
количества зарегистрированных пожаров; |
количества погибших людей; |
количества населения, получившего травмы; |
экономического ущерба; |
|
|
пожарной безопасности |
Сроки и этапы - Программа будет реализована в течение 5 |
реализации лет в 3 этапа. |
Программы На 1-м этапе (2008 год) предусматривается |
решение первоочередных задач Программы по |
обеспечению пожарной безопасности за счет |
финансовых средств субъектов Российской |
Федерации и организаций, а также |
разработка механизмов координации их |
деятельности. |
На 2-м этапе (2009 - 2010 годы) |
предусматривается решение следующих задач |
Программы: |
организация и проведение работ по созданию |
|
|
|
создание научных основ для реализации |
мероприятий Программы по разработке и |
внедрению новых инновационных технологий в |
области обнаружения и тушения пожаров, |
оповещения населения о пожарах, а также |
для создания новых средств спасения людей |
при пожарах и средств пожаротушения. |
На 3-м этапе (2011 - 2012 годы) |
планируются: |
завершение работ по созданию |
инфраструктуры системы обеспечения |
пожарной безопасности во всех населенных |
пунктах Российской Федерации; |
укрепление материально-технической базы |
системы обеспечения пожарной безопасности |
в Российской Федерации; |
внедрение пилотных проектов по |
противопожарной защите образовательных |
учреждений, учреждений социальной защиты и |
здравоохранения; |
создание систем обнаружения пожаров и |
мониторинга обстановки в районах крупных |
техногенных и лесных пожаров |
Объемы и источники - всего в 2008 - 2012 годах: |
финансирования за счет средств федерального бюджета - |
Программы 29212,7702 млн. рублей, |
из них: |
на научно-исследовательские и опытно- |
конструкторские работы - 1886,7515 млн. |
рублей, в том числе работы гражданского |
назначения - 401,9 млн. рублей; |
на капитальные вложения - 26624,0882 млн. |
рублей; |
на прочие нужды - 701,9305 млн. рублей; |
за счет средств бюджетов субъектов |
Российской Федерации - 111813,2 млн. |
рублей; |
за счет средств организаций - 54867,1 млн. |
рублей |
Ожидаемые конечные - достижение социально и экономически |
результаты приемлемого уровня пожарной безопасности, |
реализации создание эффективной скоординированной |
Программы и системы противодействия угрозам пожарной |
показатели опасности, укрепление материально- |
социально- технической базы и обеспечение |
экономической благоприятных условий для функционирования |
эффективности различных видов пожарной охраны; |
сокращение в 1,5 - 2 раза количества |
пожаров на объектах образовательных |
учреждений, учреждений социальной защиты, |
здравоохранения и других объектах с |
массовым пребыванием людей. |
Социально-экономическая эффективность за |
период реализации Программы составит |
252,6 млрд. рублей. |
В результате реализации Программы |
планируется достичь снижения основных |
показателей обстановки, касающейся |
пожаров, в том числе снижения по отношению |
к показателю 2006 года: |
количества зарегистрированных пожаров (на |
7 тыс. единиц в год); |
количества погибших при пожарах людей (на |
6,8 тыс. человек в год); |
количества населения, получившего травмы |
(на 5,2 тыс. человек в год); |
экономического ущерба (на 41 млрд. рублей |
в год); |
количества населенных пунктов, в которых |
не обеспечивается требуемый уровень |
пожарной безопасности (на 100 процентов) |
Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров является важным фактором устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации.
В Российской Федерации в 2006 году произошло более 218 тыс. пожаров, в результате которых погибли 17065 человек и были травмированы 13379 человек, материальный ущерб составил более 90 млрд. рублей.
Более 70 процентов пожаров происходит в жилом секторе. Огнем уничтожается около 1,2 млн. кв. метров жилья. Размеры уничтоженной огнем жилой площади составляют более 3 процентов объемов вводимого жилья.
В 2006 году на пожарах спасено более 96 тыс. человек. При этом уровень риска пожаров в Российской Федерации выше, чем в других экономически развитых странах. Базовые параметры риска пожаров в 2006 году имели следующие значения:
Показатели риска пожаров характеризуют различные аспекты состояния пожарной безопасности в стране. Частота пожаров отражает общий уровень пожарной безопасности и эффективность превентивных противопожарных мероприятий, деятельности надзорных органов и мер, предпринимаемых гражданами и собственниками.
Индивидуальный риск и удельная величина ущерба главным образом характеризуют эффективность деятельности подразделений пожарной охраны, задействованных в тушении пожаров (время оперативного реагирования пожарной охраны, их техническую оснащенность, обученность личного состава и др.).
Уровень индивидуального риска зависит от экономических, социальных и территориальных факторов и наиболее критичен для групп населения с низким уровнем доходов и социальной адаптации.
Анализ мер по обеспечению пожарной безопасности в Российской Федерации, осуществляемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках своих полномочий, в целом свидетельствует о недостаточной координации, необходимой для развития сил и средств обнаружения и тушения пожаров. Недостаточное информационное, техническое и технологическое обеспечение служб экстренного реагирования не позволяет обеспечить устойчивое снижение основных показателей риска пожаров для населения, территорий и конкретных объектов.
Сокращение времени локализации и ликвидации пожара на 1 минуту позволяет снизить ущерб от пожара в среднем на 300 рублей в расчете на 1 кв. метр.
В Российской Федерации не все объекты оснащены системами пожарной автоматики, а темпы прироста таких систем весьма низкие. В первую очередь это относится к объектам жилого фонда, в которых происходит основная масса пожаров (более 70 процентов).
Д.А.Медведев: Теперь у нас проект ФЦП «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года». Владимир Андреевич Пучков, пожалуйста.
В.А.Пучков (министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) : Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект концепции федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года». В этом году завершается реализация ФЦП «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года» с объёмом финансирования 195,9 млрд рублей из федерального бюджета, из бюджетов субъектов Российской Федерации и организаций. Благодаря реализации предусмотренных программ и мероприятий удалось достигнуть положительной динамики в обстановке с пожарами (основные показатели приведены на слайде №3). В целом количество пожаров в стране сократилось на 16,8%, ежегодно - на 7 тыс. пожаров. Число погибших при пожарах людей уменьшилосьна 25% - до 11,3 тыс. человек. Конечно, это достаточно серьёзная потеря, хотя мы ежегодно сохраняем 1100 человеческих жизней, защищая их от пожаров. Число травмированных при пожарах людей сократилось на 6,3%.
Экономический ущерб от пожаров за время действия программы уменьшен практически наполовину. Кроме того, доля населённых пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности и нормативы прибытия подразделений пожарной охраны, сокращена с 36% до 15% - более чем в 2 раза (установленные законом нормативы прибытия подразделений пожарной охраны: в городе до 10 минут, в сельской местности до 20 минут). Также в рамках программы выполнены другие мероприятия.
Вместе с тем, несмотря на положительную динамику, пожарные риски и количество пострадавших при пожарах людей в расчёте на численность населения всё ещё остаются высокими. Не полностью решена проблема обеспечения пожарной безопасности населённых пунктов и объектов. В первую очередь это касается тех населённых пунктов и объектов, которые расположены в отдалённой сельской местности, в труднодоступных районах и лесах. С целью дальнейшего улучшения противопожарной обстановки в Российской Федерации во исполнение поручения Правительства Российской Федерации МЧС России совместно с федеральными органами разработало в установленном порядке проект концепции федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года». На слайде №4 представлены основные цели новой программы. Основными из них является качественное повышение уровня защищённости населения, населённых пунктов и объектов экономики от пожаров.
Важнейшими задачами проекта концепции являются (слайд №5) разработка новейших образцов пожарной техники, экипировки и снаряжения пожарных и спасателей, внедрение инновационных технологий и новых технических средств в области обеспечения пожарной безопасности населённых пунктов, объектов экономики и повышения уровня защищённости лесов, совершенствование противопожарной пропаганды и информационного обеспечения населения по вопросам пожарной безопасности, а также решение ряда других задач.
Основными направлениями программы являются формирование инфраструктуры добровольной пожарной охраны для защиты труднодоступных и удалённых населённых пунктов и объектов экономики, строительство многофункциональных пожарных депо и испытательных пожарных лабораторий для прикрытия в первую очередь критически важных объектов экономики, внедрение новых эффективных технологий профилактики и тушения пожаров, в том числе с использованием робототехники, тяжёлой авиации, комплексного применения сил и средств, развитие систем связи, мониторинга и раннего предупреждения о пожарах, а также реализация других задач.
Реализация программы рассчитана на пять лет. Финансирование программы планируется осуществлять из различных источников. Общий объём финансовых средств, который запланирован в рамках данной концепции, - 204 млрд рублей, в том числе предусмотрены соответствующие средства из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и организаций (слайд №13). Государственным заказчиком-координатором программы предлагается определить МЧС России. В реализации программы примут участие Минобрнауки, Рослесхоз, Ространснадзор, Ростехнадзор и госкорпорация «Росатом». Ожидается, что реализация программы позволит достичь к 2017 году по сравнению с базовым, 2011 годом, следующих основных показателей: планируется сократить количество пожаров до 153 тыс.(практически мы планируем предупредить каждый десятый пожар, который сегодня происходит в стране); снизить число погибших при пожарах в целом до 8,7 тыс. человек (сокращение на 27%, что равно 2,6 тыс. сохранённым, спасённым человеческим жизням); уменьшить число людей, получивших травмы при пожарах, а также уменьшить экономический ущерб от пожаров. Расчёты показывают, что предотвращённый ущерб составит 372 млрд рублей (это только прямой ущерб), общеэкономический эффект от реализации программы с учётом затрат на её реализацию, - 168 млрд рублей. Проект концепции согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В целом реализация федеральной целевой программы «Пожарная безопасность на период до 2017 года» позволит снизить размеры социально-экономического ущерба от пожаров и будет способствовать обеспечению необходимых условий для динамичного развития экономики, устойчивого повышения благосостояния российских граждан и сохранения их жизни и здоровья. Прошу поддержать концепцию программы.
Д.А.Медведев: Спасибо, Владимир Андреевич. Присядьте, пожалуйста.
Коллеги, какие соображения по ФЦП по пожарной безопасности в России на период до 2017 года? Есть какие-то вопросы к докладчику или предложения? Пожалуйста.
С.Е.Донской (министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации) : Да. Дмитрий Анатольевич, учитывая, что вопросы этой ФЦП касаются в том числе, естественно, пожаров в лесном комплексе, предлагаем в качестве участников этой ФЦП включить и Минприроды, потому что здесь на данный момент стоит Рослесхоз, а эта тематика тоже нас касается. Поэтому просьба включить и Министерство природных ресурсов и экологии.
Д.А.Медведев: Я думаю, что возражений быть не может. Конечно, включим.
В.А.Пучков: В установленном порядке документ будет оформлен на площадке Правительства Российской Федерации. Спасибо.
Д.А.Медведев: Ладно. Тогда принимаем решение, поддерживаем программу и двигаемся дальше.
О проекте концепции федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года» Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствийПучков Владимир Андреевич
2
ЦЕЛИ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Целью Целью обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации является качественное повышение уровня защищенности населения и объектов экономики от пожаров. Ключевые мероприятия Ключевые мероприятия ФЦП направлены на сокращение числа погибших и травмированных при пожарах людей, а также на уменьшение количества пожаров, числа населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности, увеличение числа спасенных при пожарах людей и снижение экономического ущерба. 4
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ ФЦП «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА» создание и реконструкция многофункциональных пожарных депо на объектах, критически важных для национальной безопасности Российской Федерации, и в закрытых административно- территориальных образованиях; разработка новых образцов пожарной техники, робототехнических средств, средств мониторинга, экипировки, снаряжения пожарных, медицинского оборудования и средств для оказания помощи пострадавшим в результате техногенных ЧС и природных пожаров; разработка современных образцов роботизированных технических комплексов для выполнения операций по ликвидации пожаров; разработка инновационных инструментальных методов контроля за состоянием систем противопожарной защиты; развитие материально-технической базы системы подготовки профессиональных и добровольной пожарной охраны, а также другие. 5
Основные направления реализации ФЦП 6 Объемы финансирования из средств федерального бюджета – 317,5 млн. руб. Разработка специализированных материалов по формированию навыков противопожарного поведения населения Создание видеофильмов, видеороликов и телепередач по вопросам пожарной безопасности Развитие интернет-сайта «Пожарная безопасность» Разработка инновационных технологий и специализированных материалов по формированию навыков пожаробезопасного поведения населения
Основные направления реализации ФЦП 7 Объемы финансирования из средств федерального бюджета – ,47 млн. руб. Строительство и реконструкция 224 пожарных депо, 27 испытательных пожарных лабораторий и 40 пожарно- технических центров Создание автоматизированных систем оперативного управления подразделений ФПС МЧС России Создание систем безопасности связи подразделений ФПС МЧС России
Основные направления реализации ФЦП 8 Объемы финансирования из средств федерального бюджета – 6 998,08 млн. руб. Оснащение пожарных депо специальной пожарной техникой, пожарно- техническим вооружением и специальным пожарным оборудованием Разработка пожарных комплексов, пожарно- спасательным катеров, специальных пожарных машин, робототехнических комплексов, средств и технологий тушения пожаров Внедрение современной пожарной техники и робототехнических комплексов в подразделения ФПС МЧС России
Основные направления реализации ФЦП 9 Объемы финансирования из средств федерального бюджета – 1 376,5 млн. руб. Разработка и внедрение инновационных технологий по установлению причин возникновения пожаров Разработка пилотных проектов по применению новых технологий и технических средств обеспечения пожарной безопасности Создание системы оперативного управления территориальных и местных гарнизонов пожарной охраны Внедрение современных средств и технологий оказания медицинской помощи пострадавшим при пожарах
Основные направления реализации ФЦП 10 Объемы финансирования из средств федерального бюджета – 9 532,55 млн. руб. Строительство и реконструкция объектов образовательных и научно- исследовательских учреждений МЧС России, ГК «Росатом» и Рослесхоза Разработка и внедрение системы дистанционного обучения по вопросам пожарной безопасности Разработка и внедрение учебно-тренажерных моделирующих и натурных комплексов для подготовки пожарных Совершенствование информационно- образовательных технологий в области пожарной безопасности
Основные направления реализации ФЦП 11 Объемы финансирования из средств федерального бюджета – 2 271,7 млн. руб. Разработка технических и организационных мероприятий в области обеспечения пожарной безопасности Разработка требований пожарной безопасности РФ при интеграции в международную систему норм пожарной безопасности Создание системы сбора, анализа и обмена информацией о противопожарном состоянии объектов Совершенствование системы экспертного исследования пожаров
Основные направления реализации ФЦП 12 Объемы финансирования из средств федерального бюджета – 237,2 млн. руб. Мониторинг реализации мероприятий Программы Мониторинг социальной эффективности выполнения мероприятий Программы Создание ежегодных информационно-аналитических сборников по реализации мероприятий Программы
13
14 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКАЗЧИКИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА" Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство лесного хозяйства Федеральная служба по надзору в сфере транспорта Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ ФЦП «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА» Снижение количества пожаров к 2017 году на 8,8 % по сравнению с 2011 годом Количество пожаров – При инерционном сценарии При реализации ФЦП
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ ФЦП «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА» Снижение количества погибших при пожарах к 2017 году на 27,5 % по сравнению с 2011 годом Количество погибших на пожарах людей – человек При инерционном сценарии При реализации ФЦП
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ ФЦП «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА» Сокращение количества пострадавших при пожарах к 2017 году на 21,8 % по сравнению с 2011 годом Количество населения, получившего травмы при пожарах – человек При инерционном сценарии При реализации ФЦП
- Гадание на тени от бумаги: правила ворожбы, толкование символов, варианты обрядов
- Характеристика княгини Трубецкой из поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины
- Все книги про: «жизнь необыкновенные… Краткое содержание жизнь необыкновенных и удивительных
- Что известно о Викторе Золотове и его коррупционных связях
- Россиянам напомнили, как ненасытный "вор и лжец" золотов обкрадывает жителей страны
- Продукты на страже онкологии: полезное и вредное Е вызывающие раковые заболевания
- Крепость орешек Зело жесток сей орех был
- Серия - Русская фантастика
- Игорь прокопенко - тайны апокалипсиса
- Книга сентября: мемуары Карины Добротворской
- Любовь до смерти и после: «100 писем к Сереже» Карины Добротворской
- Коктейль «Куба Либре» — лучшие рецепты приготовления
- Вина из слив в домашних условиях
- Толкования Густава Миллера
- По эротическому соннику Даниловой
- Простое варенье из абрикосов без косточек на зиму — густое и очень вкусное
- Увидеть во сне рыжие волосы у себя
- Рецепты приготовления кабачков со вкусом груздей на зиму
- Талисман денежная мельница
- Магия заклинания на латыни с транскрипцией и с переводом